Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
магазин женской одежды в Вологде

Театральная энциклопедия
(страница 276)


МАРИН, Иван Никитич (р. 6.1.1905) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Чл. Ком-мунистич. партии с 1943. Сценич. деятельность начал в 1925 в Переславле-Залесском т-ре, затем работал в т-рах Перми, Костромы и др., с 1939 - в Тамбовском т-ре. M.- характерный актер. Особенно ему удаются комедийные роли.

Роли: Дергач„в ("Последняя жертва"), милиционер Редька ("В степях Украины" Корнейчука), Эндрю Эгейчик ("Двенадцатая ночь"), Робинзон ("Бесприданница"), Шмага; Клобуков ("За тех, кто в море!"Лаврен„ва), Перчихин ("Мещане") и др. В пьесах местных драматургов М. сыграл роли: Проки-пыча, Бер„зина ("В Лебяжьем", Гос. пр. СССР, 1952; "Родник в степи" Девятова), Кисел„ва ("Печать доверия" Архангельского). Выступает также как режиссер - пост. спектакль "Угрюм-река" по В. Шишкову (1960). Э. К.

МАРИНЕТТИ (Marinetti), Филиппе , Томмазо (22.XII.1876 - 2. XII. 1944) - итальянский писатель, драматург. Глава реакц. течения футуризма. Выступал в защиту империалистич. экспансии, колониализма, был верным приверженцем фашизма, пользовался покровительством Муссолини. Лит. деятельность начал в 1902 во Франции, где в 1909 опубликовал "Манифест итальянского футуризма", в к-ром призывал к разрушению классич. культуры, пропагандировал милитаризм.

Первая пьеса М. (на франц. яз.) - сатирич. трагедия "Король Кут„ж" (1909, т-р "Эвр", Париж) - осмеивает социальную революцию. В этой пьесе элементы ирреального сочетаются с натурализмом. В пьесе "Электрические куклы" (1909, Париж) героями являются фантастич. роботы (в Италии шла под назв. "Сердце красавицы склонно к измене"). Второй акт этой пьесы М. превратил позднее в самостоят. пьесу, названную им "Электричество" (1914, Милан).

В 1913 М. выпустил свой первый театр. манифест "Театр мюзик-холла", где он отвергает все виды т-ра, кроме эстрады, призывает отказаться от логпч. смысла в т-ре варьете и использовать его для высмеивания классич. репертуара. В 1915 опубл. (совм. с Э. Сетти-мелли и Б. Корра) манифест "Синтетический футуристский театр". Ниспровергая совр. т-р, авторы манифеста противопоставляли ему футуристский т-р, воспитывающий в людях милитарист, дух. Манифест призывал к созданию т-ра, в к-ром обычные пьесы будут заменены "синтезами" - короткими сценами, лиш„нными логики, психологич. правды, но якобы несущими синтетически-обобщ„нную мысль. Эти идеи получили развитие в работе М. "Антипсихологнческий, абстрактный театр чистых элементов и театр осязания" и в пьесах-синтезах - "Симультанность" (1915), "Лунный свет", "Белая и Красный" (1923, "Т-р независимых", Рим), "Узники" (1925, Рим), "Вулкан" (1926, Художеств. т-р, под рук. Пиранделло), "Океан сердца" (1927, т-р "Арджентина", Рим) и др. Автор манифестов "Аэрорадиотелевизионный театр" (1931), "Радиофонический театр" (1933). M. изображает людей как марионеток, существование к-рых подчинено стремлению разрушить все духовные ценности, силу мысли, глубину чувств. Восхваление насилия, империалистич. войн сочетается с пропагандой изощр„нных чувственных наслаждений для пресыщенных снобов. Театр, взгляды М.- предтеча крайне реакц. течений модернизма.

Соч.: Teatro, v. 1-3, Roma, 1960; в рус. пер.- Манифесты итальянского футуризма. Собр. манифестов Маринетти..., пер. [с франц.], М., 1914.

Лит.: Р а v о 1 i n i С., F. T. Marinetti, Roma, 1924. Я. С.

МАРЙНИ (Marini), Игнацио (28.XI.1811- 29. IV. 1873) - итальянский артист оперы (бас). Впервые выступил на оперной сцене в 1832 в Брешии. В 1833- 1846 пел в т-ре "Ла Скала", выступал совм. с М. Мали-бран. Гастролировал в Лондоне, Вене, Нью-Йорке, Гаване, Петербурге (Итальянская опера, 1853-63; партия маркиза Калатравы в первой пост. "Силы судьбы" Верди, 1862). Участвовал в первых пост. мн. опер Г. Доницетти, Дж. Верди, Л. Росси, С. Мер-кадантеидр. В 1864 оставил сцепу. Один из лучших певцов 19 в., М. обладал красивым, сильным голосом, высокой вок. техникой, с л„гкостью исполнял колоратурные партии в операх Россини. С большим успехом выступал в романтич. партиях, требующих большого сценич. темперамента.

Партии: Де Сильва ("Эрнани" Верди), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини), Моисей (о. п. Россини), Дон Базилио;

Дон Альфонсо ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Марсель ("Гугеноты"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Каспар ("Вольный стрелок") и др. Св. Г.

МАРЙНИЧ, Григорий Васильевич [17 (29). XI. 1876 - 11.IV.1961]украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1943). Род. в крестьянской семье. В 1906-14 работал в укр. коллективе под рук. И. К. Карпенко-Карого, П. К. Саксаганского, Н. К. Садовского. В 1919-20 и в 1925-27 работал в Днепропетровском т-ре. В 1921-24-актер Полтавского т-ра. В сов. т-ре М. пропагандировал принципы реализма, укр. нар. театр. иск-ва. Игра его характеризовалась синтетизмом, бытовой достоверностью. Особым мастерством отличалось исполнение эпизодич. ролей. Играл преим. в пост. укр. классич. драматургии.

Роли: Сват ("Назар Стодоля" Шевченко), Терешко Сурма ("Суета" Карпенко-Карого), кум Савка ("Сто тысяч" Карпенко-Карого), Свидетель ("По ревизии" Кропивницкого), дед Тарас, боцман Бухта ("В степях Украины", "Гибель эскадры" Корнейчука), Пикалов ("Любовь Яровая").?. Е.

МАРИНУЦЦИ (Marinuzzi), Джино (24.III.1882- 17. Vili. 1945) - итальянский дириж„р и композитор. В 1900 окончил консерваторию в Палермо и начал дириж„рскую деятельность в т-ре "Массимо" в Катании. Выступал на оперной сцене в Риме, Неаполе и др. городах Италии. Гастролировал в крупнейших т-рах Европы и Америки, в т. ч. в "Гранд-Опера", "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера", "Колон". В 1928-34 возглавлял т-р Оперы в Риме. Один из крупнейших оперных дириж„ров 20 в.

Автор неск. опер, в т. ч. "Барберина" (1903, т-р "Массимо", Палермо, под упр. автора), "Жакерия" (1918, т-р "Колон", Буэнос-Айрес, под упр. автора), балета "Приключения Пиноккио" (1956, Рим, т-р Оперы) и др. соч. Дирижировал премьерами опер О. Респиги, Э. Вольф-Феррари, Р. Дзандонаи, П. Масканьи, И. Пиццетти, Дж. Пуччини, а также операми: "Князь Игорь" (1915, т-р "Ла Скала", первая пост. в Италии), "Садко" (1931, т-р Оперы, первая пост. в Италии). Занимался педагогич. деятельностью (в 1915-19 - директор Болонского муз. лицея).

Лит.: Р i-z z e t t i I., Ricordo di G. Marinuzzi, н кн.:

Orchestra, Firenze, 1954. (Jg

МАРИО (Mario), Джованни [наст. имя и фам.- Джованни Маттео Де К а иди я (De Candia)! (17.X.1810, Кальяри, Сардиния,-11.XII.1883, Рим}итальянский артист оперы (лирический тенор). Пению учился в Париже у Л. Поншара и М. Бордоньи. По совету композитора Дж. Мейербера исполнил главную партию в опере "Роберт-Дьявол" на сценэ т-ра "Гранд-Опера" (1838). С 1839 с большим успехом пел на сцене Итальянского т-ра в Париже и в т-ре "Ковент-Гарден". Был первым исполнителем в Париже гл. партий в операх Доницетти:

Шарль ("Линда ди Ша-муни", 1842), Эрнесто ("Дон Паскуале", 1843). В 1849-53 М. выступал на сцене Итал. оперы в Петербурге вместе со своей женой, певицей Джулией Гризи. В последующие годы гастролировал в городах

Европы (1855-68 в Париже, Лондоне, Мадриде) и США (1872-73 совм. с А. Патти). В 1870 в последний раз выступил в Петербурге. В 1873 оставил сцену.

Один из лучших певцов 19 в., М. обладал чистым и полнозвучным голосом бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценич. данными. Был выдающимся лирич. оперным актером. Большое внимание М. обращал на постановочную сторону спектакля (был связан с англ. реж. Г. Ирвингом), историч. точность костюма.

Партии: Паолино ("Тайный брак" Чимарозы), Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), Поллион ("Норма"), Герцог, Альфред; Манрико ("Трубадур"), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Лионель ("Марта" Флотова), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты").

Лит.: E n g e I L., From Mozart to Mario, L., 1886;

G a u t h i e r J., Le roman d'un grand chanteur, P., 1912;

Gara E., Mario tenore romantico, "Omnibus", [Mil.], 1938.

Св. Г. МАРИОНЕТКА (от франц. Marion, Marionnette - название маленьких фигурок, изображавших деву MapHio в ср.-век. кукольных мистериях) - театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлич. прута актером-кукловодом (нев-ропастом), скрытым от зрителей специально задекорированным задником (др. виды M. - мягкая кукла, верховая кукла, перчаточная, тростевая кукла}. М. известны с древних врем„н у народов Азии, Египта, Др. Греции и Рима. Материалом для М. служили терракота, дерево, слоновая кость, серебро (Др. Греция, Др. Рим), папье-маше, лак, кожа (страны Азии), ныне - гл. обр. дерево и папье-маше. М. различаются по устройству и управлению. Наиболее распростран„нный тип - М. па пруте. Голова и туловище такой куклы обычно вырезаны из одного куска дерева, а руки и ноги свободно раскачиваются. К голове куклы прикрепл„н ме-таллич. прут (с крючком-рукоятью вверху), при его помощи кукловод приводит М. в движение. Подобные М. и теперь применяются в нек-рых нар. т-рах кукол Зап. Европы. Более сложный тип - М., управляемая посредством прута и нитей. К подвижным сочленениям куклы (в плечах, б„драх, коленях, а иногда в шее, локтях, кистях рук, ступнях) привязаны нити, верхние концы к-рых прикреплены к небольшой деревянной крестовине, соедин„нной с рукоятью головного прута, обычно называемой вагой, или коромыслом. Раскачивая подвижной брусок ваги с привязанными к нему коленными нитями, кукловод заставляет куклу поочер„дно поднимать ноги и тем самым шагать или бегать, a натягивая нити, идущие к рукам,- жестикулировать. Основной тип М., применяемый в совр. проф. кукольных т-рах,- кукла, управляемая посредством одних только нитей. Количество нитей М. (до 20 и более) обусловлено числом подвижных сочленений, а иногда и теми физич. задачами, к-рые кукла должна выполнять. Замена прута двумя головными, а иногда плечевыми нитями, требует от кукловода значительно большего мастерства, расширяет диапазон движений куклы. См. Театр кукол.

Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы. М., 1944; P e t i t e J.M., Guignols et marionnettes, P., 1911. Я. См.

"МАРИЦА", "Графиня М а р и ц a" (Grafin Manza") - оперетта И. Кальмана, либр. Ю. Браммера и А. Грюнвальда. Пост. 23 февр. 1924, Вена. На сои. сцене пост. впервые 28 дек. 1924 в Москве. Русский текст К. Д. Грекова и Г. М. Ярона (дириж„р Эккерт, пост. Гре-, кова, худ. Соколов, балетм. Орлов; Марица - Светланова, Тассило-Бравин, Популеску - Ярон, Коломан Зупан - Греков, Лиза - Лазарева, Карл Липенберг - Даминский). В 1925 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии, там же в 1941 и 1956; в 1943 - Моск. т-ром оперетты (дириж„р Жуков, пост. Ярона, реж. Мызникова, худ. Волков, балетм. Шаховская; Марица - С. Петрова, Тассило - Качалов, Коломан Зупан -Аникеев, Лиза - Лазарева, Аркизаки - Володин, Пенижек - Ярон). Пост. в муз. т-рах Куйбышева (1945), Одессы (1946), Волсограда (1955) и др. Я. Гр.

"МАРИЯ СТЮАРТ" ("Maria Stuart") - трагедия в 5 д. в стихах Ф. Шиллера. Соч 1800. Пост. 14 июня 1800 в Веймарском т-ре (Елизавета - Ягеман, Мария - Фос). Последующие пост. 19 в.: Берлинский королевский т-р 1801, Елизавета - Унцельман, Мария - Флекк, Унцель-ман, Шрузбери-Иффланд; 1884, 1888), Гамбургский и Дессауский т-ры (1801), Мюнхенский т-р (1803, 1854), Данцигский и Мангеймский т-ры (1804), "Бургтеатр", Вена (1814; 1819, Елизавета-С. Шредер; 1841, 1862), 1881;

Мария - Вольтер), т-р "Ковент-Гарден", Лондон (1819), "Т-р ан дер Вин", Вена (1821), Миланский т-р (1828), труппа Г. Модены, Венеция (1830), "Йозефштадтеатр", Вена (1838), Париж (1840, Мария - Ристори), "Корт-тиэтр", Лондон (1880, Мария - Моджеевская), Мейнингенский т-р (1884) и мн. др. В 20 в.: труппа Шульца с участием С. Огня-нова, София (1902), софийский Нар. т-р (1903, 1934, реж. Массалитинов; 1940), Варна, Болгария (1934), труппа Мс-лато, Италия (1922), "Бургтеатр" (1956), т-р "Монпарнас", Париж (1941), дрезденский "Штатсшаушпиль" (1948), веймарский Нац. т-р (1949, 1955), Альтенбургский т-р, Горлиц-кии т-р Г. Гауптмана, Франкфуртский-на-Одере т-р (все - j в 1950), берлинский Нем. т-р, лейпцигский "Шаушпильхауз" (1954), т-р "Национале", Рим (1951), Магдебургский т-р им. 1

М. Горького (1952), Бранденбургский, Потсдамский, Тулуз-ский т-ры (1955), т-р "Вь„ коломбье", Париж (1956), "Олд Вик", Лондон (1959) и мн. др.

В России "М. С." поставлена в 1825 на Моск. каз„нной сцене (Мария - Львова-Синецкая, Елизавета - Борисова); в 1829 - в Большом т-ре, Петербург (Мария-А. Каратыгина, Лейстер - В. Каратыгин). В 1835 Каратыгины гастролировали с "М. С." в Москве (Мортимера играл Мочалов). Среди последующих пост. "М. С.": Малый т-р - 14 февр. 1886, бенефис Ермоловой (Елизавета - Федотова, Мария - Ермолова, Лейстер - Ленский, Мортимер - Южин), 1910 (Елизавета - Яблочкина, Мария - Пашенная, Мортимер - Остужев); Т-р Горевой, Москва (1889), Казанский, Саратовский т-ры (1898), т-р Лит.-художеств. об-ва (1901), Харьковский т-р под рук. Н. Н. Синельникова (1910), Таганрогский т-р (1910), киевский Т-р Соловцова (1914) и мн. др.

На сов. сцене: петрогр. Малый Т-р (1918), моек. Малый т-р (1922; основные исполнители - постановки 1910), Смоленский т-р (1935), Рус. т-ры в Махач-Кале и Орджоникидзе (1936), Ленингр. Новый т-р (1938, реж. Бромлей;Мария-Буд-рейко), Томский т-р (1939, 1958), Каунасский т-р (1940, реж. Даугуветис), Т-р им. Ленсовета, Москва (1940), Моск. т-р Революции (1941, реж. Майоров, худ. Вильяме; Елизавета - Глизер), Архангельский т-р (1952), Калининградский т-р (1954), Т-р им. Марджанишвили (1955, реж. Кушиташвили;

Елизавета - Такайшвили, Мария - В. Анджапаридзе), Художеств, т-р Латв. ССР (1956; реж. Смильгис, Эртнер;

Елизавета - Абеле, Мария - Берзинь), МХАТ (1957, пер. Пастернака; Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова), Т-р драмы Литов. ССР (Елизавета - Яцкевичюте, Мария - Купстайте, Лейстер - Каваляускас), Сев.-Осетинский т-р (реж. Бритаева)., Оренбургский т-р (1958), Рус. т-р в Душанбе (1959), Куйбышевский, Хабаровский т-ры (1960) и мн. др.

Издания: Первое издание "М. С." на нем. яз., Tubingen, 1801. Первая публикация "М. С."на рус.яз., полност-ьо, в пер. А. Шишкова, в кн.: Избранный нем. театр. T/I2, СПБ, 1831. Сов. иед.-Ш и л л e р И. X. Ф.. Собр. соч т. III, М.-Л., 1937 (пер.Б.Зоргенфрея); Ш и л л e р Ф., "Мария Стюарт", Трагедия, пер. E. Пастернака, М., 1958 и I960.

Лит.: "Пантеон", П., 1853, кн. II, с. 33-40; "Русская мысль", М., 1886, кн. III, с. 151-156; Ристори А., Этюды и воспоминания, пер., СПБ, 190 4; Юрьев Ю.М., Записки, Л.-М., 1948; Дурылин С. Н., Мария Николаевна Ермолова, М., 1953; Пашенная В.Н., Искусство актрисы, М., 1954; Hoffmann J., Schillers "Maria Stuart" und "Jungfrau" auf der Hamburger Buhne. 1801- 1848, Greifswald, 1906 (Diss.); Hadamowsky F., Schiller auf der Wiener Buhne. 1783-1959, W., 1959, с. 107-12 139-43. А. Шн.

МАРКЕЗИ, Маркезини (Marchesi, Marche-sini), Луиджи (Лодовико) (8. Vili. 1754-14. XII. 1829) - итальянский артист оперы (сопрано). Один из последних знаменитых певцов-кастратов. Дебютировал на оперной сцене в 1773 в Риме. Пел в Милане, Венеции. Исполнял жен. партии в операх П. Ан-фосси, Л. Алессандри, П. Гульельми, позже - гл. муж. сопрановые партии в операх-сериа. В 1777 впервые выступил в т-ре "Ла Скала", в 1778 - в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь). Затем пел в Вене, Петербурге (1785-88), Лондоне, Берлине, Мюнхене и в городах Италии. Оставил сцену в 1806. М. обладал голосом мягкого тембра, виртуозной колоратурной техникой. Его пение отличалось благородством, тонкой музыкальностью.

Партии: Маркиза Виоланта ("Притворная садовница" Анфосси), Олинт ("Деметрий" Гульельми), Эцио (о. п. Л. Алессандри), Артаксеркс (о. п. Чимарозы), Джулио Сабино (о. п. Сарти), Ахилл ("Ахилл на Скиросе" ди Капуа) и др.

Лит.: М о n a l d i G., Cantanti evirati celebri..., Roma, 1920. Св. Г.

МАРЕЕЗИ, Маркези де Кастроне (Marchesi de Castrone, урожд„нная -Грауман; Graumann), Матильда (24. III. 1821-17.XI.1913) - немецкая певица и вокальный педагог. Училась у Ф. Рон-кони и М. Гарсиа-сына. В 1844-54 выступала как концертная певица в разл. странах Европы, затем преподавала пение в консерваториях Вены, К„льна п др. городов и в собств. школе в Париже (осн. 1861). Была избрана в члены римской академии "Санта-Чечилия". Представитель россиниевской вок. школы, М. воспитала плеяду блестящих певиц, заслужив прозвище "маэстра примадонн". Среди е„ учениц - С. Арнолъдсон, С. Галли-Маръе Э. Герстер, Э. Гулъбрансон Э. Имс, Э. Калъве, К. Клафски, Н. Мелба, Р. Папир и др. Е„ дочь - Б л а н ш М.

(1863-1940) была известной оперной певицей и вок. педагогом.

Соч.: Praktische Gesangsmethode, [W.], 1861; Erinnerungen aus meinem Leben, W., 1877; пер. на англ. яз.- Marchesi and music. With an introd. by Massenet, N. Y.-L., 1897. Св. Г.

МАРКЙЗИО (Marchisio), Барбара (6. XII. 1833- 19. IV. 1919) - итальянская артистка оперы (контральто). Дебютировала на оперной сцене в 1856 в Мадриде. В 1857-58 выступала вместе с сестрой Карлоттой М. С большим успехом пела в Милане (т-р "Ла Скала", 1858-59), Риме, Парме. Гастролировала во мн. городах, в т. ч. в Москве и Петербурге (1869-71). Одна из выдающихся певиц 19 в., М. обладала голосом прозрачного тембра, обширного диапазона и виртуозной техникой (исполняла партии и колоратурного сопрано: Розина, Золушка в о. п. Россини). Преподавала пение в консерватории в Неаполе. Среди е„ учениц - Т. Даль Монте.

Партии: Орсини ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Джемми, Дездемона ("Вильгельм Телль", "Отелло" Россини), Адальжиза, Тереза ("Норма", "Сомнамбула" Беллини), Азучена, Ульрика, Маддалена ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Риголетто" Верди) и др.

Лит.: Monaldi G., Cantanti celebri del secolo XIX, Roma, [1929]; G o r i n - M a г с h i s i o E., Le sorelle Marchisio, Mil., 1930. Св. Г.

МАРКЙЗИО (Marchisio), Карлотта (12. XII. 1835 - 28. VI. 1872) - итальянская артистка оперы (сопрано). На оперной сцене впервые выступила в 1856 в Мадриде. Вместе со своей сестрой Барбарой М. с успехом выступала во мн. итал. т-рах, а также в т-рах Лондона, Парижа, Вены, Берлина и др. городов. В 1869-71 пела в Москве и Петербурге.

Партии: Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Лукреция Борджиа (о. п. Доницетти), Матильда, Эмилия ("Вильгельм Телль", "Отелло" Россини), Леонора, Луиза Миллер ("Трубадур" и "Сила судьбы", "Луиза Миллер" Верди), Норма, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини) и др.

Лит. см. при ст. Маркизио Б. Св. Г.

МАРКИШ, Перец Давидович [25. XI (7.XII). 1895- 12. Vili. 1952] - еврейский советский писатель - поэт, прозаик, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Лит. деятельность начал в 1918 как поэт. Первая пьеса М.- "Земля" (по мотивам поэмы М. "Нит Гедайгет", 1930, б. Т-р Корша, перевод Крути; реж. Бриль; в ролях - Блюменталь-Тамарина, Межин-ский, Зражевский; Моск. евр. т-р) посв. революции, духовному преображению людей. Осн. особенности творчества М. (в т. ч. и его драматургии) - прославление интернационального братства народов, роман-тич. восприятие героич. сов. эпохи, страстное изобличение фашизма. Наибольшее распространение получила пьеса М. "Семья Овадис"(1937, Моск. евр. т-р, реж. Михоэлс, худ. Тышлер; в ролях - Михоэлс, Зус-кин, Ротбаум, Минкова). М. автор пьес: "Кто кого" (1932, моек. Камерный т-р), "Пятый горизонт" (1932, Т-р им. Вахтангова), "Пир" (1939, Моск. евр. т-р), "Летописец Арье" (1941, Киевский евр. т-р), "Восстание в гетто" (1947, Моск. евр. т-р, Киевский и Минский евр. т-ры). Последняя пьеса М.-"Король Лампедузы", принятая Моск. евр. т-ром, не была поставлена: М. был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Соч.: Земля, пер. И. Крути, М., 1931; Семья Овадис, пер. М. Шамбадала, М.-Л., 1940; Пир, пер. М. Шамбадала, М.-Л., 1941; Сочинения, т. 6, М., 1933 (на идиш яз.); Михоэлс, М., 1939 (на идиш яз.); Еврейский т-р в Польше, "Те-атр-бух.". Сборник к пятидесятилетию еврейского театра (1876-1926)", Киев, 1927 (на идиш яз.).

МАРКОВ, Борис Сем„нович (р. 7. III. 1924)-чувашский сов. актер, режиссер. Нар. арт. Чуваш. АССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1950. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Окончил ГИТИС (Чувашская студия под рук. М. М. Тарханова, 1947, режиссерский ф-т, 1959). В 1947-54 - актер Чуваш, академич. т-ра. Играл роли Фамусова (1947), Городничего (1948). С 1959 - гл. реж. Чувашского академич. муз.-драм. т-ра им. Иванова. Дипломные спектакли M.- "Барабанщица" Салынского (1958) в рус. т-ре Чуваш АССР и "Сильва" в Новосибирском т-ре оперы и балета (1959). Спектакли М. отличаются театр. культурой, с яркой выразительностью ставит он пар. сцены, новаторскими тенденциями отмечены его оперные спектакли. М.- организатор муз.- т-ра в Чувашии: пост. первую чуваш, оперу "Шывармань" ("Водяная мельница") Васильева (1960), оперу "Чапай" Мокроусова (1961) и др. оперные спектакли. Ф. Р.

МАРКОВ, Павел Александрович [р. 10(22). III. 1897] - русский советский театральный критик, режиссер, историк театра и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Проф. (1943). Д-р искусствоведения (1960). В 1921 окончил псто-рико-филологич. ф-т Моск. ун-та. В 1920 начал театр. деятельность (Студия сатиры). В 1922-30-уч„ный секретарь театр. секции ГАХН. С 1919 регулярно выступает в периодич. печати как критик, рецензент, очеркист. В 1925-49 был зав. лит. частью МХАТа, способствовал утверждению передовой драматургии в репертуаре т-ра, привлекал к работе в т-ре крупнейших сов. драматургов и прозаиков. М. выступает также как режиссер. В 1923-24 он вол реж.-педагогич. работу в 3-й Студии МХАТа (впоследствии - Т-р им. Вахтангова). В 1933-44 - зав. художеств. частью Муз. т-ра им. Немировича-Данченко. В 1944-49 - худ. руководитель Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Дан-ченко, где им пост. спектакли: "Кашей Бессмертный", "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (оба - в 1944), "Любовь поэта" ("Сказки Гофмана") Оффен-баха (1948). М. осуществил первые пост. опер сов. композиторов - "Семья" Ходжи Эйпатова (1940, совм. с Д. В. Камерницким), "Суворов" Василенко (1942, совм. с П. И. Румянцевым), "Любовь Яровая" Энке (1947, совм. с П. С. Златогоровым). В 1951-55 М.- режиссер и председатель Лит. совета Малого т-ра. Пост. спектакли: "Северные зори" Никитина (1952), "Порт-Артур" Попова и Степанова (1953, совм. с К. А. Зубовым), "Проданная колыбельная" Лакс-несса (1955). В 1955-62 - режиссер МХАТа; пост. спектакли: "Золотая карета" Леонова (1957, совм. с В. А. Орловым и В. Я. Станицыным), "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1960, совм. с Б. Н. Ливановым и В. П. Марковым). M.- гл. редактор "Театральной энциклопедии". С 1939 вед„т педагогич. работу в ГИТИ-Се.

Соч.: Новейшие театральные течения (1898-1923) M., 1924; Вл. И. Немирович-Данченко и муз. театр его имени, М., [1936]; Народные артисты Союза ССР, вып. 1, М.-Л., 1937; Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939; Московский Художеств, театр. 1898-1948, М.-Л.. 1950 (совм. с Н. Чушкиным); В. Ф. Комиссаржевская, М.,1950;

Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в муз. театре, М., 1960; Сулержицкий - Вахтангов - Чехов. 1913-1922, в сб.: Московский Художеств, театр. Второй, М., 1925;

О Качалове, в кн.: В. И. Качалов. Сб. статей, воспоминаний и писем, М., 1954; Театр в эпоху "либеральных реформ", в сб.: Сто лет. Александрийский театр - театр госдрамы. 1832-1932, Л., 1932; Театр Леонида Леонова. Вступ. ст. к книге - Леонов Л., Пьесы, М., 1935; Советская драматургия в театре, в сб.: Московский Художественный Академич. театр Союза ССР им. М. Горького, М., 1936; О Станиславском, "Театр", 1962, .ј 1; И. М. Москвин, "Театр и драматургия", 1936, ј 12; О постановке "Тихого Дона", в сб.: "Тихий Дон", М., 1936.

Лит.: Немирович-Данченко В., Избранные письма, М., 1955; Книппер-Чехова О., 60-летие П. А. Маркова, "Театр", 1957, ј 5; P о щ и н а Н., "Хозяин", там же, 1962, .ј1; Образцова А., Поиски единого образа спектакля, в сб.: Ежегодник Ин-та истории искусств, М., 1959; Канн Е., Муз. театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в дни войны, в сб.: Театр, М., 1944. Я. Мор. МАРКОВА (Markova), Алисия [наст. имя и фам.Лилиан Алисия Маркс (Marks)] (p. 1. XII. 1910)- английская артистка балета. В 1918 начала заниматься классическим танцем в "Торн академи". В 1925-29- в труппе "Русского балета Сергея Дягилева", где заняла положение солистки; в 1932-35-"Вик Уэллс тиэтр балле". В 1935 сформировала совместно с А. Долиным балетную труппу "Маркова - Долин", которая существовала до 1938. В 1938-45 выступала в др. труппах. В 1945 - вновь в труппе "Маркова - Долин". В 1948, 1953-в т-ре "Ко-вент-Гарден" (с труппой "Сэдлерс- Уэллс"). В 1950-52 организовала и руководила труппой "Фестиваль балле". Позднее гастролировала в разл. труппах. М.одна из ведущих артисток англ. балета, чь„ творчество оказало значит. влияние на развитие и становление нац. балета. Танец е„ отличается л„гкостью, воздушностью, ака-демич. отточенностью, красотой линий и музыкальностью. Лучшая партия - Жизель.

Др. партии: Одетта-Одиллия, Аврора; фея Драже ("Щелкунчик"), вальс и мазурка ("Шопениана"). Была первой исполнительницей партий в совр. балетах: Пери (о. п. Дюка), Полька ("Фасад" Уолтона), Миррина ("Лизи-страта" на муз. Прокофьева), Джульетта ("Ромео и Джульетта" на муз. Делюса), Земфира ("Алеко" на муз. Чайковского) и др.

Соч.: Giselle and J., with a forew. by C. Van Vechten, L., 1960.

Лит.: Beaumont С. W., Alicia Markova, L., 1935;

Grigoriev S. L., The Diaghilev ballet. 1909-1929, L., 1953; Dolin A., A. Markova. Her life and art, L., 1953;

Fisher H., Alicia Markova, L., [1954]; С lark e M. The Sadler's Wells Ballet, L., [1955], c. 83-108. Ham. P.

МАРКОВА, Елена Гавриловна [р. 11(24). III. 1903] - русский советский режиссер, театральный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1929 окончила муз. техникум, в 1934 - режиссерский ф-т ГИТИСа. В 1934-35 работала педагогом по мастерству актера в Сев.-Осетинской студии ГИТИСа. В 1935 вместе с выпускниками студии выехала во Владикавказ (ныне г. Орджоникидзе) и до 1939 (а затем в 1944-48) была художественным руководителем созданного здесь Сев.-Осетинского драм. театра.

В 1948-50 М. была режиссером Куйбышевского т-ра, в 1950-51 - гл. режиссером Алма-Атинского ТЮЗа, в 1951-53 - Вильнюсского рус. т-ра, в 1953-55 - режиссером Минского рус. т-ра, в 1955-58-гл. режиссером Челябинского т-ра. В 50-е гг. М. пост. спектакли "Гроза"; "Семья" Попова (оба - в 1951), "Отелло" (1952), "Ревизор" (1953);' "Годы странствий" Арбузова, "Нора" (оба - в 1954), "Бронепоезд 14-69" (1956), "Оптимистическая трагедия", "Клоп" (оба в 1957). В 1958 возглавила коллектив Рус. т-ра Сев. Осетии, подготовила спектакли, показанные на декаде в Москве (I960): "Старик" Горького, "Лиса и виноград" Фигейреду и "Фатима" по Хе-тагурову. М.- режиссер-педагог, много работает с исполнителями, стремится к правдивому воплощению жизненно достоверных характеров. Е. Ж.

МАРКОЮ! (Marconi), Франческо (14. V. 1855 - 5. II. 1916) - итальянский артист оперы (тенор). Дебютировал на оперной сцене в 1878 в Мадриде.

Выступал в Риме, Милане (т-р "Ла Скала"), Флоренции, Неаполе, а также в Барселоне, Лпсабоне, Париже и др. городах Европы. В России выступал неоднократно до 1895, вт. ч. в Петербурге - 1881, в Москве - 1882. Один из крупнейших теноров конца 19 - нач. 20 вв., М. был последним представителем роман-тич. вок. иск-ва.

Партии: Дон Карлос; Отелло (о. п. Верди), Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Радамес; Артур Тальбот ("Пуритане" Беллини), Альмавива; Оттавио ("Дон Жуан"), Лионель ("Марта" Флотова), Фауст (о. п. Гуно), Хозе; Рауль ("Гугеноты") и др.

Лит.: M o n a I d i G., Cantanti celebri del sec. XIX, Roma, 1929; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955. Св. Г. МАРКУС, Анна Мартовна (23. XII. 1874 - 7. XII. 1955) - эстонская актриса. Сценич. деятельность начала в. 1900 в полупроф. т-ре "Эстония". В 1907-16 работала в Тарту, в т-ре "Ванемуйне", в 1916 - 1925 - в Таллинском драм. т-ре, была одним из основателей этого т-ра. В 1925- 28- снова в т-ре "Ванемуйне". Оставила сцену в 1928.

Роли: Василиса ("На дне", 1903, 1909), фру Альвинг (1911, 1917); Лаура ("Отец" Стриндберга, 1912, 1926), Эльвире ("Лауритс" Китцберга, 1920), Книртье ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1921). 7. Каск.

МАРКУШ (Markus), Эмилия (1862-1949) - венгерская актриса. В 1874-77 училась в Театр, академии в Будапеште. По окончании поступила в труппу Нац. т-ра, где дебютировала в роли Джульетты. Первые сценич. успехи М. связаны с исполнением ролей в пьесах Дюма и Сарду. В период творч. зрелости М. обращается к драматургии Ибсена (Нора; Ревекка - "Росмерсхольм"), Шиллера (Мария Стюарт), Шекспира (Дездемона, Клеопатра, Офелия). Не меньшим успехом пользовалась М. и в нац. репертуаре - Ева ("Трагедия человека" Мадача) и др. М. была одной из лучших трагедийных актрис венг. т-ра. В конце своей творч. деятельности успешно выступала в комедийных ролях. Л. Гер.

МАРЛО (Marlowe), Джулия [наст. имя и фам.- Capa Фрэнсис Фрост (Frost)] (17. Vili. 1866- 12. XI. 1950) - американская актриса. В 1887 дебютировала в Нью-Йорке. В последующие годы М. стала одной из ведущих американских актрис-исполнительниц шекспировского репертуара: Джульетта, Виола ("Ромео и Джульетта", "Двенадцатая ночь"), Беатриче ("Много шума из ничего"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Порция ("Венецианский купец"), Офелия, леди Макбет и др. С 1904 часто выступала совместно с Э. X. Сотерном (впоследствии муж М.) в составе организованной ими труппы.

Др. роли: Юлия ("Горбун" Ноулса), Лидия Ленгуиш. леди Тизл ("Соперники", "Школа злословия" Шеридана), Полина ("Лионская красавица" Булвер-Литтона), Жанна д'Арк (о. п. П. Маккея), Раутенделейн ("Потонувший колокол" Гауптмана) и др.

Лит.: R u s s e 1 С. E., J. Marlowe. Her life and art N. Y., 1927; Sothern Е. H., J. Marlowe's story N. Y., 1954; Goad 0. S. and M i m s E., The American stage, New Haven, 1929. [(

МАРЛО (Marlowe), Кристофер (6. II. 1564, Кентербери,- 30. V. 1593, Дегггфорд) - английский драматург. Наиболее значит, предшественник Шекспира в жанре трагедии. Сын сапожника. Учился в Королевской школе в Кентербери, затем в Кембриджском ун-те, где получил степень магистра иск-в (1587). По окончании ун-та отказался от духовной и уч„ной карьеры и начал работу для т-ра. Первый драматур-гич. опыт - трагедия "Дидона, царица Карфагенская" - относится, видимо, ещ„ к студенч. годам, т. к. обнаруживает следы классич. влияния (пьеса окончена Т. Нэшем, пост. 1594). Началом драматургич. деятельности М. и поворотным моментом в истории англ. драмы было создание трагедии "Тамерлан Великий" (1-я ч., пост. 1587 труппой "Слуги лорда-адмирала" с Э. Аллейном в гл. роли). Успех, выпавший на долю этого произв., побудил М. написать в следующем году 2-ю часть трагедии. Вскоре после этого появились "Мальтийский еврей" (соч. ок. 1588), "Трагическая история доктора Фауста" (пост. 1592), "Эдуард II" (соч. ок. 1592). Трагедию о Варфоломеев-ской ночи "Парижская резня" окончил в 1594 Т. Нэш. М. был убит тайной полицией в то время, как велось следствие по обвинению его в атеизме.

М. реформировал трагедию: заменил искусственно звучавшую рифмованную речь белым стихом, придал большую естественность диалогу и монологам, наполнил речь персонажей яркими поэтич. образами, вв„л в не„ при„мы классич. риторики. Рыхлую композицию M. заменил ч„тким построением действия вокруг судьбы одного персонажа - титанич. личности, надел„нной большими страстями, железной волей, безудержным стремлением к утверждению своей индивидуальности. Манере М. подражали молодой Шекспир и др. драматурги. M.- певец ренессансного гуманизма и он же один из первых выразил в художеств. форме трагич. противоречия личности в рождающемся бурж. обществе. Он показал огромные потенциальные силы человека, гордо бросающего вызов сковывающим его индивидуальность обществ, нормам, восхищался мощью человеческой воли. М. поднял англ. трагедию до больших художеств. и идейно-философских высот, подготовил почву для творчества Шекспира.

Соч.: The works and life. Ed. R. H. Case, v. 1-6, L., 1930-33; Works. Ed. C. P. Tucker Brooke, L., 1953; The plays. Ed. by L. Kirschbaum, Cleveland - N. Y., [1962], в рус. пер. - Сочинения. Вступ. статья и коммент. А. Парфенова, М., 1961; Трагическая история доктора Фауста, М., 1959.

Лит.: Стороженко H., Предшественники Шекспира, т. 1. Лили и Марло, СПБ, 1872; ДживелеговА., Марло, в кн.: История английской литературы, т. 1, вып. 1, М., 1943; Пинский Л., Марло и его "Доктор Фауст", в кн.: Марло К., Трагическая история доктора Фауста, М., 1959; EIlis-Fermor U. M., Ch. Marlowe, L., [1927]; Boas F. S., Marlowe and his circle, Oxf., 1929, 2 ed., Oxf. - L., 1931; его ж е, Ch. Marlowe, Oxf , 1940;

Bakeless J., The tragical history of Ch. Marlowe, v. 1-2, Cambr. (Mass.), 1942; W i 1 s о n F. P., Marlowe and the early Shakespeare, Oxf., 1953; Kocher P. H., Marlowe, Chapel Hill, [1946], то же, N. Y., 1962; Poirier M., .Ch. Marlowe, L., 1951; Brooke N., Marlowe as provocative

Igent in Shakespeares early plays, в сб.: Shakespeare survey, v.] 14, Cambr., 1961. Л. Л.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница