Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Electra Style Магазин женской одежды в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 282)


МЕДНИС, Гаральд (Харальд) Петрович (р. 16.VIII. 1906) - латышский советский хормейстер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). В 1950 окончил Латв. консерваторию по оркестрово-дириж„рскому классу. С 1940 - хормейстер Т-ра оперы и балета Латв. ССР. Пост. (совм. с Р. Ванагом) хоровые сцены в спектаклях "Семья Тараса" Кабалевского (1952), "Мазепа" (1953);

"Аида" (1953) и "Дон Карлос" (1962) Верди, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1955), "Банюта" Калныня (1955), "Зел„ная мельница" Зариня (1958), "Овод" Спадавеккиа (1959) и др. С 1948 выступает как хоровой дириж„р республиканских праздников песни. Я. В.

МЕДОВЩИКОВ, Николай Николаевич [р. 26.XII (7.1). 1898] - русский советский художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950) и Каб.-Балк. АССР (1957). Учился в нижегородской художеств. студии и в 1922 в моек. "Вольной академии". С 1924 работает как театр. художник в Симферополе, Казани, Ташкенте, Саратове, Горьком, Ярославле. С 1957 - в Волгоградском т-ре. M.- один из ведущих художников периферии. Творчество М. развивается в традиц. формах объ„мно-живописной декорации, художник стремится передать атмосферу эпохи и пьесы.

Оформил спектакли: "Горе от ума" (1924, 1939), "Бронепоезд 14-69" (1928), "Гамлет" (1935, 1962), "Отелло" (1936, 1952), "Иванов" Чехова (1940), "Бесприданница" (1936, 1945, 1958), "Дядя Ваня" (1947); "Заговор обреч„нных" Вирты (1940, Ярославский т-р; Гос. пр. СССР, 1950), "Вишн„вый сад" (1950, 1957), "Чайка" (1954); "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1956), "Третья патетическая" Погодина (1959), "Три сестры" (1960), "Гамлет" (1962) и др.

Эскиз М. к спект. "Коварство и любовь" - "Комната музыканта Миллера" - был отмечен бронзовой медалью на Междунар. выставке в Брюсселе (1958).

Лит.: Пожарская М. Н.,Н.Н. Медовщиков, Л., 1960. М. Люб.

МЕДОКС (М а д д о к с), Me к кол (Михаил Георгиевич) (1747-1822) - русский театральный деятель. Род. в Англии. С 1766 жил в России. С 1767 выступал как фокусник в Петербурге. В 1776 переехал в Москву. В том же году вместе с кн. П. В. Урусовым содержал т-р. Спектакли давались в доме Воронцова на Знаменке. В нач. 1780 этот т-р сгорел. В том же году М. построил на Петровке новый т-р, получивший назв. Петровского (см. Медокса театр). Ю. Д.

МЕДОКСА ТЕАТР (Петровский теат р)- русский театр. Построена 1780 антрепрен„ром Медок-сом.

М. т. имел партер, 3 яруса лож и 2 галереи, вмещал 1500 зрителей. Позже к т-ру были пристроены две маскарадные залы (большая из них - Ротонда - вмещала до 2 тыс. танцующих).

Серьёзный репертуар (произв. Княжнина, Фонвизина, Николева, Лессинга, Шиллера, Вольтера, Мольера, Бомарше, Мерсье), талантливая труппа (П. А. Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы, Я. Е. Шушерин, М. С. Синявская, А. Г. Ожогин и др.) привлекали к т-ру внимание передовых людей, группировавшихся вокруг типографии выдающегося рус. просветителя Н. И. Новикова. Вместе с актерами они обсуждали пьесы, составляли репертуар, распределяли роли, давали режиссерские указания. М. т. был рассчитан на широкие слои публики и охотно ею посещался. Наряду с драм. спектаклями, в т-ре шли также оперы и балеты. Среди лучших спектаклей т-ра: "Недоросль" (1782), "Бригадир" (1787) Фонвизина,"Санктпетербургский Гостиный двор" Матинского (1782), "Несчастье от кареты" Княжнина (1779), "Севильский цирюльник" Бомарше (1782), "Мисс Capa Сампсон" Лессинга (1783), "Мизантроп" (1782) и "Мещанин во дворянстве" (1791) Мольера и др. В М. т. была пост. тираноборч. трагедия "Сорена и Замир" Николева (1785), впервые в России пост. "Эмилия Галотти" Лессинга (1786), "Женитьба Фигаро" ("Фигарова женитьба", 1787). Подобное направление репертуара вызывало резко отрицательное отношение властей, поставивших Медокса в трудные условия. М. разорился, и в 1789 т-р переш„л в ведение Опекунского совета. В 1805 здание Петровского т-ра сгорело. актеры вошли в состав каз„нной имп. труппы.

Лит.: Чаянова О., Театр Маддокса в Москве. 1776- 1805ЛМ., 1927;А с е е в Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958, с. 190-91. Ю. Д.

МЕДРЖИЦКА (Medricka), Дана (р. 11.VII.1920)- чехословацкая актриса. Училась на драм. отделении Пражской гос. консерватории. С 8-летнего возраста принимала участие в любительских спектаклях. В 1939 была приглашена в труппу Гос. т-ра в Брно, где дебютировала в одноактной пьесе Г„те. В 1942 фашисты закрыли т-р. В 1945 М. вступила в труппу Гор. т-ра на Ви-ноградах.В 1951-60- актриса Камерного театра (Прага), с 1960пражского Нац. т-ра.

Простота, наивность, непосредственность сочетаются в иск-ве актрисы .с изысканностью, технич. блеском. Е„ игра обычно лирически взволнованна, психологически правдива, но М. не чужды и гротеск, острая комедий-ность. Удостоена Гос. пр. (1958) за исполнение ролей Даши ("Ракета" А. Толстого), Лизы ("Продавец дождя" Р. Нэша), Жены ("Неаполь-город миллионеров"Де Филиппе).

Роли: Титания ("Сон в летнюю ночь"), Шура ("Дости-гаев и другие"), Наташа ("Три сестры"). Соня ("Дядя Ваня"), Диана ("Собака на сене" Лопе де Bera), Виола ("Двенадцатая ночь"), Маша ("Чайка"); Ангела ("Полуночная месса" Карваша).

Лит.: Юзовский Ю., Неделя в Праге, "Театр", I960, .N" 5; С о л н ц е в а Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962. Л. Сол.

МЕДЫНЬ (Медынь ш), Язеп Георгиевич [1(13). 11.1877 -- 12.VI.1947] - латышский советский композитор и дириж„р. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Муз. образование получил в 1-м Рижском муз. ин-те по классам скрипки, виолончели и фп. В 1906-11- дириж„р Латышского т-ра в Риге; в годы 1-й мировой войны - дириж„р оперной труппы, выступавшей в разл. городах России; в 1916-22 - дириж„р оперного т-ра в Баку. С 1922 M. жил в Риге, где в 1927 была пост. его опера "Жрица" (по драме Аспазии). В опере, насыщенной острым драматизмом, любовная трагедия совершается на фоне легендарного прошлого литовского народа. Вторая опера композитора "Земдеги" (о борьбе партизан против фашистских оккупантов в Латвии) осталась незаконченной. Автор симфоний, хоровых песен, романсов и др. соч. С 1945 был профессором консерватории в Риге.

Лит.: Z а 1 Т t е М., Jazeps Medins, Riga, 1951. Я. В.

МЕДЬЕРИ (Megyeri), Карой (28.1.1799-12.XII. 1842) - венгерский актер. Начал творч. деятельность в 1817 в бродячих труппах. С 1837 до конца жизни был ведущим актером Нац. т-ра в Пеште. В 30-40-х гг. 19 в. пользовался большой популярностью как комич. актер. М. один из первых проф. актеров Венгрии отош„л от нем. школы актерского иск-ва и заложил основы нац. сценич. творчества. М. стремился к естественности и простоте, к жизненной индивидуализации характеров, романтич. заостр„нности образа. Несмотря на то, что М. завоевал наибольшее признание как комик (гл. обр. в малозначительных переводных пьесах и переделках), его любимыми ролями были трагедийные - король Лир, Шейлок; Велизарий (о. п. Шенка), воевода Штибор (о. п. Кишфалуди). Обладал выразительным подвижным лицом, сильным, гибким голосом, придавал большое значение внешней характерности, свободно использовал мимич. игру, при„мы гротеска в костюме. Нек-рые комедийные роли - нотариус Пелешский (о. п. Гвадани), инспектор Лом-баи ("Обманы" Кишфалуди) - были сыграны М. в традициях бурлеска. Современники высоко ценили его иск-во. М. В„р„шмарти и Ш. Пет„фи писали о М. как о большом, разностороннем и в то же время чисто национальном венг. актере.

Лит.: Deryne naploja, kot. 1-3, Bdp., 1957; S z i g-ligeti Е., Magyar szi'neszek eletraizai, Bdp., [l887].

A. Гер.

МЕЕРОВИЧ, Илья Михайлович [p. 18.XI(1.XII). 1906] - русский советский дириж„р, композитор, педагог. Засл. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1931 окончил Моск. консерваторию, в 1934 - ГИТИС. С 1931 - зав. муз. частью в Т-ре Революции (ныне Т-р им. Маяковского). Написал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч.: "Собака на сене" Лопе де Вега (1937), "Таня" Арбузова (1939), "Вей, ветерок!" Райниса (1949), "Гроза", "Гамлет" (1954);

"Кресло ј 16" Угрюмова (1957), "Побег из ночи" бр. Тур (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Фауст и смерть" Левады (1962) и др. С 1934 вед„т педагогич. работу. М. Лифш.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ - см. Фестивали театральные.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРА, МИТ (Institut international du theatre), - международная театральная организация. Учреждена в 1948 (Прага) в целях поощрения междунар. связен между театр. деятелями в целях изучения теории и практики т-ра. В странах, вступивших в МИТ, создаются нац. центры, представители к-рых каждые 2 года собираются на конгресс, являющийся верховным органом ин-та. В наст. время МИТ объединяет 50 нац. центров. Междунар. центр МИТ находится в Париже. На конгрессах, коллоквиумах МИТ обсуждаются актуальные проблемы театр. иск-ва. Ин-т способствует установлению контакта между т-рами стран мира, проводит обмен информацией о деятельности т-ров, изда„т журнал "Ле театр дан ле монд" ("Всемирный театр") и бюллетень "Уорлд премьере" ("Всемирные премьеры"). С МИТ тесно связана работа Т-ра наций, где (март - июнь) показывают спектакли т-ры разных стран. По инициативе МИТ ежегодно 27 марта отмечается Междунар. день т-ра под девизом "Театр, как средство взаимного понимания и укрепления мира между народами". МИТ учредил стипендии, к-рые дают возможность работникам т-ра совершать поездки в зарубежные страны для изучения театр. иск-ва этих стран. Финансовая основа МИТ - членские взносы Нац. центров и дотация ЮНЕСКО.

Сов. Нац. центр МИТ создан в 1959 в Москве на базе Всероссийского театрального общества. Президент сов. Нац. центра - М. И. Цар„в. Вас. Г.

"МЕЖДУЯСТВИЕ" [перевод ("калька") франц. entremets, от entre - между и mets - блюдо, кушанье] - во Франции, Англии и Италии 14-16 вв. театрализованная сценка, разыгрывавшаяся в феод. замках во время пиршеств, между сменой блюд. "М." чаще всего создавались на сюжеты из рыцарской жизни, связанные с крестовыми походами. Исполнителями "М." были гл. обр. представители феод. аристократии. Действие сопровождалось музыкой и танцами (особой популярностью пользовался т. н. мавританский танец - мореска). Наиболее известно франц. "М." "Игра о фазане" (1454). В Англии на основе "М." развился жанр масок (см. Маски). Рус. термин "М." появился в сов. театроведч. лит-ре. До этого времени для обозначения "М." употреблялся франц. термин entremets. A. И.

МЕЖЙИСКИЙ, Сем„н Борисович (р. 6.X.1889)- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1918-19 учился в Харьковской школе сценич. иск-ва. В 1919-24 M. - актер 1-го Харьковского драм. т-ра (рук. Н. Н. Синельников) и т-ра одноактных пьес "Огни". Играл здесь роли: Пастух ("Зори" Верхарна), Вурм ("Коварство и любовь"); граф

Меттерних ("Орл„нок" Ростана) и др. С первых ролей актера определились осн. черты его творчества: темперамент, богатая фантазия, яркая характерность, разнообразие средств и при„мов сценич. выразительности. В 1924-33 М. играл в Моск. т-ре "Комедия" (б. Т-ре Корша). Роли: Гросман ("Плоды просвещения"), Остергаузен ("Джентльмен" Южина-Сумбато-ва), Фуше ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Батов ("Яд" Луначарского), Маргулиес ("Время, вперед!" Катаева) и др.

В 1933-59 М. работал в Малом т-ре, продолжая играть характерные роли. Его исполнению присуща сатирич. острота, заверш„нность пластич. и интонац. рисунка, психологич. верность разработки характера. В 1938 М. сыграл одну из лучших своих ролей - Феликса Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку). актер наделил сценич. образ бальзаковского скупца природным живым умом хитрого и лицемерного, изворотливого человека. Большой удачей актера было исполнение роли Фаюнина ("Нашествие", 1943).

Роли: Пологий ("Враги"), Штруф ("Скутаревский" Леонова), Тарелкин ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Очерет ("Слава" Гусева), Сальери ("Моцарт и Сальери" Пушкина), Де-Сантос ("Уриэль Акоста" Гуцкова), 0'Фейлан ("Проданная колыбельная" Лакснеса), Милорд Стайн ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею) и др. Снимается в кино ("Профессор Мамлок") и др.

Лит.: Вакс Л., Семен Межинский, М., 1939; Никитин Ф., Межинский - Гранде, "Искусство и жизнь", 194 0, ј 10; Альтман И., Уриель Акоста, "Театр", 1940, ј 7, с. 114-33; Емельянов Б., Автор спектакля- Игорь Ильинский, "Театр", 1959, ј 6, с. 105-11.

МЕЖЛУМБ‚КОВ (Меджнунбеков), Джабар Гусейн оглы (р. 20.VI. 1912) -азерб. сов. писатель, драматург. Первая пьеса М. "Пятые" рассказывает о труде бакинских нефтяников (1931, ТРАМ). Геологам- разведчикам нефти посв. пьеса "Горящая долина" (1938, Т-р им. Азизбекова), строителям и горнякам- пьеса "Большая любовь" (1950, там же); герой пьесы "Ильдрым" - талантливый изобретатель (1955, там же); тема воспитания молод„жи отражена в пьесе "Пути расходятся" (1956, Азерб. ТЮЗ); о борьбе бакинских рабочих за создание нового нефтепромысла рассказывает пьеса "Бухта Ильича" (1958, Т-р им. Азизбекова); морально-этич. проблемам посв. пьеса "Сила любви" (1962, там же). К. Кае.

МЕЙ, Лев Александрович [13(25).II.1822-16(28). V.1862] - русский поэт и драматург. Учился в Царскосельском лицее. Автор тр„х историч. драм: "Царская невеста" (1849), "Псковитянка" (1859) - из эпохи Ивана Грозного, и "Сервилия" (1854) - из римской истории. В своих драмах на темы из рус. истории М. широко использует нац. предания и песни, подробно воссозда„т бытовую обстановку, обращаясь при этом к мелодраматич. идеализации старины. В 3-м действии "Псковитянки" М. нарисовал живую, полную драматизма картину нар. веча, из-за к-рой пьеса была запрещена цензурой и полностью пост. лишь в 1888 (Александрийский т-р); чаще ставился пролог. В "Псковитянке" играли: Федотова, Ермолова, Стре-петова (Вера), Писарев (Грозный) и др. "Царская невеста" была пост. в 1849 в Александрийском и Малом т-рах, позднее в т-рах др. городов. Среди исполнителей - Ермолова, Стрепетова (Марфа), Федотова (Лю-баша).

Драмы М. послужили основой для опер Римского-Корсакова: "Псковитянка" (1872, пост. 1873, окончат. ред. 1894), "Боярыня Вера Шелога" (пролог к опере "Псковитянка", соч. и пост. 1898), "Царская невеста" (1898, пост. 1899), "Сервилия" (1901, пост. 1902).

С о ч.: Полн. собр. соч., т. 2, 4 изд., СПБ, 1911; Драмы, в кн.: М е и Л., Драмы. Майков А., Драматич. поэмы, М., 1961 (см. вступ. ст. Е. И. Прохорова). С. Г.

МЕЙ, Наталия Юхановна (р. 10.1.1900) - эстонская советская театральная художница. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1945). Училась в Петрограде, в школе

Общества поощрения художеств (1918) и в Тарту, в высш. художественной школе "Паллас" (1921-24). С 1929 на работе в т-ре "Эстония". М.-первая эст. художница, начавшая работать в области сценич. костюма.

Принимала участие в оформлении спектаклей: "Турандот" Пуччини (1939, т-р "Эстония"), "Мнимый больной" (1936, Драм. т-р), "Красный цветок" ("Красный мак") (1939, т-р "Эстония"), "Огни мщения" Э. Каппа (1945, там же), "Берег бурь" Эрнесакса (1949, там же), "Сельские сапожники" Киви (1960, Т-р им. Кингисеппа). Работает и как художник-декоратор; спектакли: "Где-то на юге" Кеммени (195S, Ленингр. т-р муз. комедии), "Летняя ночь наяву" Рауд (1961, Т-р им. Кингисеппа) и др. С 1940 препода„т в Гос. художеств. ин-те в Таллине.

Лит.: Р i h I a k Е., Natalie Mei, Tallinn, 1962. '9.77. М‚ЙВУД (Maywood], Огаста [1825-70(?)] - американская артистка балета. Одна из первых амер. танцовщиц, завоевавшая междунар. признание. Училась в Филадельфии, где дебютировала в 1839 в партии Зелики ("Дева Кашмира" Обера). Выступала как певица и как драма тич. актриса. В 1839 исполнила партию Флоринды ("Хромой бес" ЖидаУна сцене Парижской Оперы. Иск-во М. высоко ценил Т. Готье. В 1848-63 - ведущая танцовщица т-ра "Ла Скала". Танец М. отличался технич. виртуозностью, выразительностью, энергией. В 1863 оставила сцену, преподавала в Вене.

Лит.: Winter М. H., Augusta Mayweed, в кн.:

Chronicles of the American dance, ed. by P. Magriel, N. Y., 1948. Ham. P.

М‚ЙЕР, Владимир Эдуардович [11(24).XII.1901- 20.11.1940] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1937). Ещ„ будучи студентом Театр, уч-ща при Малом т-ре, принимал участие в спектаклях т-ра. В 1922 окончил уч-ще и поступил в труппу Малого т-ра. М. начинал как комедийный актер, но после исполнения им роли Геннадия Дубравина ("Огненный мост" Ромашова) стал играть и характерные дра-матич. роли. актер обладал неврастенич. темпераментом. В исполнении М. острота социальной характеристики сочеталась с л„гкой иронией, тонким изяществом.

Лучшие роли: Маркиз Поза ("Дон Карлос"), Яго;

Арсений ("Скутаревский" Леонова), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"). С 1935 занимался педагогич. деятельностью, в„л курс мастерства актера в Театр, уч-ще им. Щепкина.

Др. роли: Буланов ("Лес"), Старый повар ("Плоды просвещения"), Шмага, Чацкий, Хлестаков и др. В. Мае.

МЕЙ‚Р (Меуег), Жан (р. 11.VI.1914) - француз ский актер и режиссер. Учился в Парижской консерватории. В 1937 дебютировал в т-ре "Комеди Фран-сез" и с 1942 стал "сосьетером" этого т-ра. М.-убежд„нный пропагандист драматургии Мольера, играл в пьесах великого драматурга роли Гарпагона, Жеронта и Скапена; Пургона и Беральда ("Мнимый больной") и др. Но сатирич. и социально-обличит. мотивы произв. Мольера М. трактовал поверхностно. В своей режиссуре М. стремится сочетать академизм с лучшими традициями "т-ров бульваров". Среди моль-еровских спектаклей, пост. М., выделяется "Мещанин во дворянстве" (1951), отличающийся яркой театральностью, изяществом, остроумием. В числе др. его пост.:

"Испанцы в Дании" Меримо (1948), "Школа мужей" (1954), "Уч„ные женщины" (1956) Мольера, "Женитьба Фигаро" (1946 и 1957) и др. М. известен также как блестящий постановщик комедий и водевилей Фей-до ("Индюк", 1951), Лабиша ("Тридцать миллионов Гладиатора", 1958). Снимается в кино. В 1954 вместе с труппой "Комеди Франсез" приезжал в Сов. Союз. В. Г. MEUEP (Меуег), Йоханнес (р. 28.V.1884) - датский актер. Дебютировал в 1905 на сцене "Дагмартеатра" (Копенгаген), где работал до 1906.В 1907- 1916 - актер Hap. т-ра (Копенгаген), затем - др. столичных трупп, в 1941-55 работал в Королевском т-ре. Остро характерному дарованию М. чужды полутона, пси-хологич. нюансы; темпераментный, порывистый, он созда„т сценические образы, прибегая к саркастической иронии, гротеску. Снимается в кино.

Роли: Арган ("Мнимый больной"); Корфиц ("Комната роженицы" Хольберга), Городничий; Хельмер, Яльмар Экдаль ("Кукольный дом", "Дикая утка" Ибсена), Канцлер, Дорн, Лоренц ("Победа", "Он сидит на кипящем котле", "Нильс Эббесен" Мунка), Вилли Ломен ("Смерть коммивояж„ра" Миллера), Фил Хоген ("Луна для обездоленных" 0'Нила) и др.

Лит.: Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958. Вл. М.

МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer), Джакомо [наст. имя и фам.-Якоб Либман Б e p (Beer)] (5.IX.1791, Берлин,- 2. V.1864, Париж) - композитор, пианист и дириж„р. Виднейший представитель франц. большой оперы, 19 в. Учился у композиторов К. Цельтера (в Берлине) и Г. И. Фоглера (в Дармштадте). В 1812 в Мюнхене была пост. опера М. "Клятва Иевфая", в 1813 в Штутгарте - комич. опера "Алимелек" ("Хозяин и гость"). В 1816 М. уехал в Италию, где было пост. несколько его героич. опер, в т. ч. "Крестоносец в Египте" (1824, т-р "Фениче", Венеция). В 1824 переехал в Париж. Творчеством, развивает стиль и традиции франц. оперного иск-ва и совр. романтич. драмы. Выступил с романтико-фантастич. оперой "Роберт-Дьявол" (1831, т-р "Гранд-Опера"), имевшей огромный успех. Не менее восторженно была принята опера

"Гугеноты" (1836; в России пост. под назв. "Гвельфы и гибеллины"). В 1842 М. стал гл. дириж„ром ("гене-ральмузикдиректор") в Берлине, где в 1844 пост. свою комич. оперу "Лагерь в Силезии" (перераб. --"Северная звезда", 1854, "Опера комик", Париж). В Париже были пост.: в 1849 "Пророю} ("Гранд-Опера"; в России - пост. под назв. "Осада Гента", затем "Иоанн Лейденский"), в 1859 - комич. опера "Прощение Плоэрмеля" ("Динора", т-р "Опера комик"), в 1865, после смерти M.,-"Африканка" ("Васко да Гама", т-р "Гранд-Опера"). Темы крупнейших опер М. (на либретто Э. Скриба) - большие социальные и религ. конфликты из истории 15-16 вв. (исключение - "Роберт-Дьявол"). Эмоциональная приподнятость, яркий декоративный стиль, умение воссоздать исто-рич. колорит эпохи, высокое (хотя нередко чрезмерно рассудочное) мастерство придавали операм М. огромную силу воздействия. Широкое введение в оперные формы при„мов симфонич. развития, своеобразие гармонии, оркестровки, принципов использования хора делают эти оперы важным звеном в развитии муз. иск-ва. Однако в 40-х гг. в оперном творчестве М. обнаруживаются признаки упадка. Усиливаются двойственность либерально-гуманистич. трактовки исто-рич. событий (вплоть до искажения характера нар.-революц. движения в опере "Пророк"), космополитич. тенденции, приводившие к эклектизму стиля, стремление к самодовлеющим виртуозным и постановочным эффектам.

Кроме опер, М. написал музыку к драме своего брата писателя М. Бера "Струэнзе" (1846), хоры, в т. ч. к "Эвменидам" Эсхила, и др. соч.

Соч.: Brief wechsel und Tagebucher, hrsg. von H. Becker, v. I, B., 1959, v. II-IV (готовится к печати).

Лит.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки (1868-1876), М., 1898, то же, Полное собр. соч., т. 2. Лит. произведения..., М., 1953; С т а с о в В. В., Собр. соч., т. 1-4, СПБ, 1894-1906; Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Гейне Г., Полное собр. соч., пер. с нем., т. 6 и 9, М.-Л., 1936; К p e м л e в Ю., Джакомо Мейербер. Очерк жизни и творчества, [Л.], 1936;

Соллертинский И. И., Джакомо Мейербер, [Л. ], 1936, 2 изд., М., 1962; D a u r i а с L., Meyerbeer, 2 ed., P., 1921, 3 ed., P., 1930; A b e r t H., G. Meyerbeer, в его кн.:

Gesammelte Schriften und Vortrage, Halle, 1929.

МЕЙЕРХОЛЬД, Всеволод Эмильевич [28.1(9.11). 1874, Пенза,-2.II.1940, Москва] - советский режиссер и актер. Нар. арт. РСФСР (1923). Чл. Коммуни-стич. партии с 1918. Род. в Пензе в семье предпринимателя, выходца из Германии. В 1895-96 учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. Летом 1896 и 1897 играл в Пензенском нар. т-ре. В 1896 поступил на 2-й курс драм. класса Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества (руководитель - Вл. И. Немирович-Дан-ченко). Окончив уч-ще, по приглашению своего учителя вступил в труппу MX Т, где работал в 1898-1902, играл роли Треплева, Тузенбаха ("Чайка" и "Три сестры"), Василия Шуйского, Грозного, ("Царь Ф„дор Иоаннович", "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Иоганнеса ("Одинокие" Гауптмана) и др. В актерских работах М. отч„тливо сказалась его склонность к резко характерному сценич. рисунку. В образах Треплева, Тузенбаха, Иоганнеса М. раскрывал тему социального одиночества интеллигента, мучительно ищущего выхода из круга "проклятых вопросов" совр. жизни. В роли Мальволио; принца Арагонского ("Венецианский купец") М. показал высокое гротескно-комедийное мастерство. В 1902-05 M.режиссер и актер труппы (с 1903 наз. "Т-ром новой драмы"), игравшей в Херсоне, Николаеве, Тифлисе и др. городах. Первонач. спектакли М. продолжали принципы MX Т, что сказалось, в частности, в пост. пьес Чехова и Горького. Однако в дальнейшем в деятельности этого театра все более проявлялось пристрастие к модернистскому репертуару, к сценич. условности ("Монна Ванна" Метерлинка, "Золотое руно" и "Снег" Пшибышевского). Эти искания М. продолжил в созданной по инициативе К. С. Станиславского Студии на Поварской. Работая над спектаклями "Смерть Тентажиля" Метерлинка, "Шлюк и Яу" Гауптмана, М. выдвигает программу условно-эстетич. т-ра, связанную с поэтикой символизма, основанную на стилизации, подчинении сценич. действия живописно-декоративному и муз. началу. "Сгеао новой студии в коротких словах сводилось к тому, что реализм, быт отжили свой век", - отмечал Станиславский (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 284). Студия не показала своих работ широкому зрителю. Станиславский не сч„л возможным вынести их на суд публики, т. к. к тому времени, по его словам, он "... уже разочаровывался и в сценической работе художников... и во внешних постановочных средствах, и в трюках режиссеров" (там же, с. 286). В 1906 М. вновь руководил "Товариществом новой драмы" (Тифлис, Полтава), ставя пьесы Горького ("Дети солнца", "Варвары"), Гауптмана, Ибсена, Метерлинка, Стриндберга и др., одновременно играя ряд ролей (напр., Ранка в Л1оре" Ибсена). В 1906-07, став гл. режиссером Т-ра В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, М. утверждал в пост. им спектаклях (в 1906-"Гедда Габлер" Ибсена, "Вечная сказка" С. Пшибышевского, "Сестра Беатриса" Метерлинка, "Балаганчик" А. Блока, в 1907 - "Жизнь Человека" Л. Андреева, "Победа смерти" Ф. Сологуба и др.) принципы условного т-ра, отталкиваясь прежде всего от поэтики ранних пьес Метерлинка, к-рые, как он подч„ркивал, "требуют крайней неподвижности, почти марионеточности" (М е й-ерхольд В с., О театре, СП Б, с. 30). На первый план в этих постановках выдвигалось подчинение всего строя спектакля живописно-декоративной гармонии (к созданию оформления были привлечены художники Н. Н. Сапунов, В. И. Денисов, С. Ю. Су-дейкин и др.). Сотрудничество М. с Комиссаржевской закончилось разрывом, т. к. артистка отвергла путь режиссера.

С 1908 М. работал в Александрийском т-ре, в к-ром поставил спектакли - "Дон-Жуан" Мольера (1910), "Гроза" (1916), "Маскарад" (1917) и др., выступал и как актер (Карено - "У царских врат" Гам-суна, 1908). На сцене Мариинского т-ра пост. оперы "Тристан и Изольда" Вагнера (1909), "Орфей и Эври-дика" Глюка (1911), "Электра" Р. Штрауса (1913), "Каменный гость" Даргомыжского (1917) и др. (декорации во всех этих пост. принадлежали А. Я. Головину). С 1914 М. под псевд. Доктора Дапертутто руководил экспериментальной работой Студии на Бородинской ул. (в 1914 были показаны "Незнакомка" и "Балаганчик" Блока) и был редактором-издателем журн. "Любовь к тр„м апельсинам" (1914-16). Экспериментальный характер носили и др. постановки М. (пантомима "Шарф Коломбины" по А. Шницлеру, Дом Интермедий, 1910; "Поклонение кресту" Кальдерона, Башенный театр. 1910, и др.).

Деятельность М. этих лет связана с программой т. н. театрального традиционализма, направленной на использование опыта старинных т-ров. Выдвигая на первый план внешнее мастерство актера-гистрио-на, М. трактовал спектакль как изысканное праздничное зрелище, подчин„нное живописно-пластич. и музыкально-ритмич. началу. режиссер тяготел к тра-гпч. гротеску, своеобразное толкование к-рого дал в статье "Балаган" (1912), утверждая, что "гротеск стремится подчинить психологизм декоративной задаче" (там же, с. 172). На взглядах М. в этот период во многом отразилось влияние символистской эстетики, но важное значение для последующей творч. деятельности М. имела мысль о том, что т-р гротеска должен опираться на традиции нар. площадного иск-ва с его откровенной зрелищ-ностыо, стремительностью, динамикой.

После победы Октябрьской революции М. с первых же дней принял активное участие в строительстве нового сов. т-ра. Отходя в своих дореволюц. исканиях от реализма, М. вместе с тем всегда выражал в сво„м иск-ве непримиримый протест против бурж.-мещанского эпигонского натурализма. Это помогло ему понять неисчерпаемые возможности художеств. новаторства, открывшиеся перед деятелями т-ра в сов. эпоху, и этим объясняется то влияние, к-рое М. оказывал на формирование революц. т-ра в первые годы после Октября. Однако противоречивость идейно-эстетич. программы М., н„сшего в сво„м творчестве непреодол„нный груз символистско-традиционалистских концепций, определила противоречивость его художеств. практики и те трудности, к-рые испытывал руководимый им т-р (см. Мейерхольда имени театр).

В устных и печатных выступлениях М. утверждал необходимость возникновения нового революц. т-ра. Установка на создание боевого агитац. т-ра нашла выражение в провозглаш„нной им в 1920 программе "Театрального Октября", направленной на приближение сценич. иск-ва к революц. современности.

Эту же линию М. проводил в качестве руководителя театр. отдела Наркомпроса (в 1918-19 М. был зам. зав. петрогр. отделения ТЕО, а в 1920 - 21-зав. ТЕО) и возглавлявшегося им театра. Агитационно-политич., открыто публицистич., митинговый т-р, использующий средства резкой плакатной характеристики, утверждался М. в спектаклях "Мистерия-Б уфф" Маяковского (1918, Петроград и 1921, Т-р РСФСР 1-й, 2-й вариант), "Зори" Верхарна (1920, совм. с В. М. Бе-бутовым), "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), "Д. Е." Подгаецкого (1924). В связи с подготовкой спектакля "Д. Е." М. писал, что руководимому им т-ру нужны пьесы "тенденциозные, такие пьесы, которые имеют в виду одну только цель: служить делу Революции" ("Новый зритель", 1924, *ј 18, с. 16-17). Стремление создавать новое, революц. иск-во определило наиболее сильные стороны творчества М. С ним прежде всего связано то влияние, к-рое М. оказал не только на развитие сов. т-ра, но и на развитие прогрессивных тенденций в театр. иск-ве за рубежом. Постановка пьес "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского, "Последний решительный" Вишневского (1931), "Вступление" Ю. П. Германа (1933) ознаменовала собой обогащение художественных средств режиссера, преодоление узости плакатной манеры, характерной для первых постановок М. в советское время.

Вместе с тем в нек-рых спектаклях М. отразились мотивы трагич. восприятия крушения индивидуали-стич. идеологии. Это наиболее резко сказалось в спектаклях "Озеро Люль" Файко (Т-р Революции, художеств. рук. к-рого М. был в 1922-24) и в спектаклях Т-ра им. Мейерхольда - "Командарм 2" Сель-винского (1929), "Список благодеяний" Олеши (1931).

Атакуя консерватизм в т-ре, М. недооценивал значения и возможности сближения старейших рус. т-ров (Малого, МХАТа) с революц. современностью, считая разрыв с реалистич. традициями школы "переживания" необходимым условием создания нового т-ра. Эта установка М. в наибольшей степени сказалась в спектакле "Великодушный рогоносец" Кром-мелинка (1922), построенном на принципах "биомеханики", связанном с конструктивистскими установками на сведение иск-ва к "производству".

Противоречивость позиций М. наглядно проявилась в его подходе к классич. драматургии. Стремление к заостр„нному социально-обличит. раскрытию классики дало замечат. результат в спектакле "Доходное место" (Т-р Революции, 1923). Однако в пост. "Смерти Тарелкина" Сухово-Кобылина (Т-р им. Мейерхольда, 1922) балаганная резкость эксцентриады сочеталась с очевидными влияниями футуризма и конструктивизма. Частично это проявилось и в "Лесе" (1924), в к-ром персонажи Островского были приближены к маскам агитационно-политич. т-ра. В "Ревизоре" (1926) стремление показать комедию "... в острейшей сатире, в той же режущей прямолинейности в том содрогающем величии, в каком это сделал Гоголь" (Маяковский Вл., Полн. собр. соч., т. 12, 1959, с. 307), сочеталось с отзвуками символистского истолкования пьесы. В "Горе уму" ("Горе от ума", 1928) М. сближал Чацкого с декабристами, в "Свадьбе Кречинского" (1933) подч„ркивал тему растлевающей власти денег, в "33 обмороках" ("Предложение", "Медведь" и "Юбилей" Чехова, 1935) переключал действие в план своеобразной эксцентриады, выдвигая на первый план мотив "обмороков". М. властно подчинял пьесу своему режиссерскому видению, не останавливаясь порою даже перед перемонтировкой текста.

В сер. 30-х гг. в творч. развитии М. вс„ более отч„тливо обозначается тенденция к переоценке своих позиций, к сближению со Станиславским. В спектакле "Дама с камелиями" Дюма (1934) отч„тливо проявилось приближение к школе "переживания" в раскрытии образов актерами. В 1936 М. выступает с докладами на тему "Мейерхольд против мейерхольдов-щины". Большое значение в этих исканиях для М. имели принципы театр. поэтики А. С. Пушкина. В 1935 М. осуществил новое сценич. прочтение оперы Чайковского "Пиковая дама" (Малый оперный т-р, Ленинград), стремясь приблизить спектакль к пушкинскому первоисточнику. После закрытия Т-ра им. Мейерхольда (1938) М. был привлеч„н К. С. Станиславским к работе в руководимом им оперном т-ре.

В 1939 М. был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Для режиссерского стиля М. было характерно активное использование средств гротескного заострения, гиперболизация, яркость сценич. метафор, резкая сатиричность, стремление придать сценич. образу обобщ„нность поэтич. символа. М. был близок лозунг Маяковского - "Театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло" (там же, т. 11, 1958у с. 353). Широко используя при„мы театр. условности.

М. добивался предельно острого, зрелищно яркого раскрытия образа, определяющего суть явления. М. вн„с большой вклад в разработку выразит, средств, совр. режиссуры (подчинение мизансцен раскрытию общей идеи постановки, динамическая организация действия, ч„ткость ритмического строя спектакля, широкое и разнообразное применение музыки, кино, радио, света, видоизменяющихся в процессе действия декоративных компонентов и т. п.).

М. работал и в области кино; пост. фильмы "Портрет Дориана Грея" по Уайльду (1915) и "Сильный человек" по Пшибышевскому (1916), в к-рых играл роли лорда Генри и Гурского. В сов. время М. создал острый ре-алистич. образ Сенатора в фильме "Белый ор„л" по рассказу Л. Андреева "Губернатор" (1928).

Соч.: О театре, СПБ, Г1913]; Реконструкция театра, Л.-М., 1930; Письма Мейерхольда к Чехову, в кн.: Литературное наследство, т. 68, М., 1960, с. 435-48; В. Э. Мейерхольд об искусстве театра, "Театр", 1957, .ј3, с. 112-27; статьи в ж. "Любовь к трем апельсинам" (Балаган, СПБ, 1914, ј 2, с. 24-33, совм. с Ю. Бонди; Глоссы Доктора Дапертутто к "Отрицанию театра" Ю. Айхенвальда, 1914, ј 4-5, с. 67-80; Доктор Дапертутто. [Мейерхольд В.], Сверчок на печи или у замочной скважины, 1915, 1-2-3, с. 89-94; Бенуа - режиссер, с. 95-126;

К возобновлению "Грозы" А. Н. Островского на сцене Александрийского театра, 1916, ј 2-3, с. 107-16);

Пушкин - режиссер, ж. "Знамя", Л., 1936, .ј 9; Чаплин и чаплинизм, ж. "Искусство кино", М., 1962, ј 6.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1, М., 1958, с. 108-16, 373-407; Маяковский В. В., Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959, с. 244-48,252-256; 298-300, 306-11, 374-75, 378-80; Блок А., Собр. соч., т. 5, М.-Л., 1962, с. 95-98, 197-202, 252-53; Сб. "Мейерхольд", Тверь, 1923; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929; Марков П. А., Новейшие театральные течения (1898-1923), М., 1934, с. 44-54; Г в о з-девА.А., Театр им Вс. Мейерхольда (1920-26), Л., 1927; Февральский А., Десять лет театра Мейерхольда, М., 1931;Ал перс Б. В., Театр социальной маски, М.-Л., 1931; "Ревизор" в Театре им. Вс. Мейерхольда. Сб. статей, Л., 1927; Гоголь и Мейерхольд. Сб. лит.-иссле-доват. ассоциации ЦДРП, М., 1927; "Пиковая дама". Опера в 4 д. Музыка П. И. Чайковского, Сб. статей и материалов к постановке..., Л., 1935; Полоцкая Э. А., Чехов и Мейерхольд, в кн.: Литературное наследство, т. 68, М., 1960, с. 417; Ростоцкий Б., О режиссерском творчестве В. Э. Мейерхольда, М., 1960; Ильинский И., Сам о себе, М., 1961 (гл. XIII-XXVI и XXIX); Гладков А., Из воспоминаний о Мейерхольде, в сб.: "Москва театральная", М., 1960, с. 347-76; его же, Мейерхольд говорит, ж. "Новый мир", 1961, .ј8; Февральский А. Станиславский и Мейерхольд, в сб. Тарусские страницы Калуга, 1961, с. 289-91; Гладков А., Воспоминания заметки, записки о В. Э. Мейерхольде, там же, с. 292-307 Кристи Г., Станиславский и Мейерхольд, ж. "Октябрь" М., 1963, ј 3, с. 178-186; Ростоцкий Б., В спорах о Мейерхольде, ж. "Театр", 1964, с. 45-59. Б рос

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница