Наши партнеры

Выгодно аренда авто барнаул в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 287)


МЕЦЦА ВОЧЕ (итал. a mezza voce - вполголоса)- тихое, неполное звучание голоса. Особый при„м вок. исполнения, требующий спец. технич. мастерства. Применяется также как один из оттенков исполнения при игре на муз. инструментах.

МЕЦЦЕТЙНО (Mezzettino) -- персонаж итальянской комедии дель арте. Появился в 16 в. Первоначально был одной из разновидностей маски Бригел-лы. Носил обычный для Дзанни широкий костюм, остроконечную шляпу, маску. В нач. 17 в. под именем М. выступал актер О. Онорати (труппа "Конфиденти"). Наибольшую известность эта маска приобрела во Франции в исполнении актера "Комеди Итальенн" А. Кон-стантини, несколько изменившего е„ характер. Кон-стантини играл роли М. без маски, в костюме, отличавшемся от традиционного костюма дзанни. В его исполнении М. был коварным и хитрым интриганом, расставляющим ловушки окружающим, и в то же время трусом, готовым обратиться в бегство. Р. Кр.

МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzo soprano) - женский голос, средний между сопрано и контральто. Различают высокое М.-с., по характеру звучания близкое к драматич. сопрано, и низкое - приближающееся к контральто. Для М.-с. характерны полнота звучания в среднем регистре и наличие нижнего грудного регистра. Диапазон М.-с.- от л я малой октавы до с и - бемоль 2-й октавы. Для М.-с. написан ряд значительных оперных партий: Марфа ("Хованщина"), Любаша. Весна ("Царская невеста", "Снегурочка"), Морозова ("Опричник" Чайковского), Амнерис, Кармен; Аксинья ("Тихий Дон") и др. Выдающиеся русские певицы М.-с.: А. П. Крутикова, М. А. Славина, Н. А. Обухова, М. П. Максакова, В. А. Давыдова, С. П. Преображенская, И. К. Архипова.

МЕШТЕРХАЗИ (Mesterhazi), Лайош (р. 1916) - венгерский драматург, писатель и публицист. Лит. деятельность начал в 1945. Впервые выступил как драматург в 1958; написал пьесу "Люди из Будапешта", в к-рой рассказал о людях своего поколения. Написанная в жанре драматич. хроники, пьеса изображает события из истории Венгрии в 1940-57. В этой публицистичной по форме и острой по политич. содержанию пьесе М. использует при„м авторского комментирования и внутр. монолога (пост. в 1958 в Венг. т-ре Нар. армии, ныне "Вигсинхаз"). Герой драмы "Одиннадцатая заповедь"

(1961, т-р "Вигсинхаз") приходит к убеждению, что жизнь сложнее заранее сложившихся схем, что человек не должен успокаиваться на достигнутом, он должен бороться за лучшее будущее повседневно. В пьесе "Время невиновности" (1962, т-р "Вигсинхаз") показаны новые отношения между людьми. Пьесы М. ставились в т-рах Москвы, Берлина, Праги, Софии. M.- лауреат пр. им. Кошута (1963). -

С о ч.: Люди из Будапешта, М., 1960; Одиннадцатая заповедь, М., 1962.

Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, М., 1961; его же, Современный венгерский театр. М., 1963. А. Гер.

"МЕЩАНЕ" - пьеса в 4 д. А. М. Горького (первоначально - "Сцены в доме Бессеменовых", драматический эскиз в 4 актах). Соч. 1901, в 1903 отмечена Гри-боедовской пр. Была разрешена к представлению только для МХТ. Пост. 26 марта 1902 во время нетерб. гастролей МХТ, в помещении Панаевского т-ра (реж. Станиславский и Лужский, худ. Симов; Бессеменов - Лужский, Акулина Ивановна - Муратова, Петр- Мейерхольд, Татьяна- Рокса-нова, Нил - Судьбинин, Перчихин - Артем, Поля - О. Алексеева, Елена - Книппер, Тетерев - Баранов, Шишкин - Тихомиров, Цветаева - Бутова; на моек. сцене - 8 окт. 1902). Впервые пост. в провинции 19 мая 1902 в Перми товариществом актеров под упр. Вронченко-Левицкого. С цензурными ограничениями пьеса была разрешена для провинции осенью 1902 и была пост. в Белостоке, Вильно, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Костроме, Красноярске, Нижнем-Новгороде, Одессе, Оренбурге; на латыш. яз.- в Риге, Либаве, Митаве. В Казани и Иркутске "М." ставил Марджанов. В ряде городов спектакли "М." сопровождались общественно-политич. демонстрациями. Наиболее известная провинц. пост. "М."- в Саратове (1903, реж. Со-болыциков-Самарин, он же играл Бессеменова и Тетерева).

Для каз„нных ("императорских") т-ров "М." оставались запрещ„нными до 1917. актеры Александрийского т-ра играли пьесу вне Петербурга (в Павловском т-ре, 1903;

Бсссеменов - Давыдов); в Петербурге спектакль пост. актерами Александрийского т-ра на сцене Михайловского т-ра 7 апр. 1917 (реж. Евт. Карпов); возобновл. в Александрийском т-ре в 1918.

В 1917-18 "М." шли в Петрогр. нар. доме. 27 марта 1919 Петрогр. Совет организовал спектакль к 50-летию Горького, на спектакле присутствовал Горький, с приветствием выступал М. И. Калинин.

Пьесу Горького ставили: тат. труппа "Сайяр", Казань (1917), Ашхабадский рус. 'в-р (1927), Казанский рус. т-р (1932; 1935, Бессеменов - Якушенко, Тетерев - Григорьев), Театр-студия под рук. А. Грипича, Москва (1934), ЦТКА (1935, реж. Телешева; Бессеменов - Нечаев, ПетрАлександров, Шевкуненко, Татьяна - Харламова, Нил- Осипов, Перчихин - Константинов, Ратомский, Поля- Богданова, Елена - Зеркалова, Тетерев - Г. Васильев, Герага, Никандров), Волгоградский (реж. Энгель-Крон), Смоленский (реж. А. Брянский) (оба в 1936), Ленингр. драм. т-р, Ленингр. Большой драм. т-р (реж. Дикий; Нил - Полицеймако); Т-р им. ЛОСПС, Ростовский на Дону т-р (реж. Завадский, Лишин) (все в 1937); Т-р Артема, Юзовка (впервые - на укр. яз., пер. Гаккебуш, реж. Лазуренко), Т-р им. Я. Коласа (1938; Бессеменов - А. Ильинский, Перчихин - П. Молчанов), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1939), Т-р "Ванемуйне" (1941, реж. Ирд, Бессеменов - Миккал, Петр - Ирд, Татьяна -' Кайду, Нил - Салулат), Магнитогорский т-р (1941), Саратовский т-р (1944), Малый театр (1946, реж. Дикий, Бессеменов - Ковров, Татьяна - К. Тарасова, Нил - Анненков, Перчихин - П. Оленев, Елена - Зеркалова, Тетерев - Дал-матов, Дикий), Ивановский, Калининский и Омский т-ры (все в 1946), Бакинский рус. т-р (реж. и исполнитель роли Тетерева - П. Юдин), Тбилисский т-р им. Грибоедова (оба в 1947), Пермский и Ульяновский т-ры (1948), МХАТ (1949, реж. Блинников, Раевский, под рук. Кедрова), Харьковский рус. т-р (1949, реж. и исполнитель роли Перчихина - Крамов), Львовский т-р им. Заньковецкой (1950, реж. Тягно), Ижевский русский, Лиепайский т-ры (реж. Мур-ниек), Т-р "Красный факел" (реж. Бейбутов), Т-р им. Хам-зы (реж. Гинзбург), Челябинский (реж. и худ. Люце), Шауляйский т-ры (все в 1951), Кишин„вский, Новгородский т-ры. Груз. т-р в Сухуми (пер. А. Пагавы) (все в 1952), Душанбинский, Ереванский русский. Калининградский, Клайпедский т-ры (все в 1953), Казахский, Туркменский т-ры (оба в 1954), Чувашский (1956), Фрунзенский (1958), Курский (1962) т-ры и др.

"М." ставились в ТЮЗах: Рижском (1946), Куйбышевском (1951), Казанском (1953), Кировском (1955), Владивостокском, Горьковском (1956), Моск. областном (1958), Саратовском (1961).

Из пост. "М." на зарубежных сценах: берлинский "Лес-синг-т-р", Бреслауский т-р, венский "Раймунд т-р", Краковский т-р (1902), Гамбургский, Дармштадтский и Лейп-цигский т-ры (1902-03), миланский т-р "Фоссати", Мюнхенский т-р, пражский Нац. т-р, труппа Де Санктиса в Турине (Тетерев - Де Санктис) (все в 1903), Палермский т-р Баллини, римский т-р "Национале", софийский т-р "Слеза и смех" (все в 1904), английское театр. объединение "Сирена" ("Мермейд сосайети"), Лондон, финский т-р "Суоми Лайметти", Гельсингфорс (оба в 1906), "Централ-т-р" (реж. Пискатор, Берлин, 1923); Чехословацкое общество рабочего любительского т-ра, Прага (1936); миланский "Пикко-ло-театро" (1946), пражский Нац. т-р (1948), Бургасский т-р, Болгария (1949), римский Т-р Пиранделло и т-р в Генуе (1952), познаньский Новый т-р и римский т-р "Балле" (1953), сегедский Нац. т-р, Венгрия (1955), берлинский Немецкий т-р (Камерная сцена, 1957), варшавский т-р "Кла-сычны", парижский т-р "Эвр", "Фрай Мочо" в Буэнос-Айресе (все в 1959) и ряд др.

Издания: Первая публикация "M." - Сцены в доме Бессеменова, СПБ, "Знание", 1902; из последующих изд.:

Горький М., Соч., т. 6, СПБ, 1903; Сов. изд.: Горький М., Полн. собр. соч., т. 4, Пг., 1918; его же. Пьесы, Л., 1953; его же. Собр. соч., т. 3, М., 1960.

Лит.: Д у р ы л и н С., Горький на сцене, в сб.: Горький и театр. Сб. статей, M.-Л., 1938; Станиславский К. С., Morf жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 251-54; "Мещане" М. Горького. Литературная и сценическая история. Материалы и исследования, M.-Л., 1941; Первая русская революция и театр. Статьи и материалы, М., 1956; Данилов С. С., Горький на сцене, Л.- М., 1958; Ежегодник МХАТ. 1949-1950 гг., М., 1952. . А. Шн,

"МЕЩАНИН .ВО ДВОРЯНСТВЕ" ("Le Bourgeois gentilhomme") - комедия-балет в 5 д. Мольера. Соч. 1670. Пост. в окт. 1670 в королевском замке Шамбор и 23 нояб. того же года в парижском "Пале-Рояле" (муз. Люлли; г-н Журден - Мольер, г-жа Жур-ден - актер Юбер, Люсиль - А. Бежар, Клеонт - Лаг-ранж, Доримена - Де Брие, Дорант - Торильер, Ни-коль - Боваль). В дальнейшем "М. во д." ставился в "Ко-меди Франсез" (г-н Журден - Розимон, П. Пуассон -17 в.;

Дюгазон, Превиль, А. Пуассон-18 в.; Мишо, Сансон, Кок-лен-младший-19 в.). Пьеса Мольера шла также в Италии (Сиена, Тоскана и др.), Испании (т-р "Буэн Ретиро", Португалии - 17 в.), Бельгии ("Т-р де ла Монне", Брюссель, 18 в.), Англии (франц. труппа под рук. Гримберга, Лондон, 18 в.), России (франц. т-р в Петербурге - Михайловский т-р, 19 в.) и др.

Среди пост. 20 в.: т-р "Одеон", Париж (1911), Михайловский т-р, Петербург (1914), "Комеди Франсез" (1916, Журден - Фероди; 1925, Журден - Бернар; 1944, Журден - Ремю), Гражд. репертуарный, т-р, Нью-Йорк (1928), "Бутс т-р"), Нью-Йорк (1946); т-р "Польски", Варшава (1920, реж. Л. Шиллер), т-р "Сан-Карло", Неаполь (1947), т-р "Олд Вик",Лондон (1951),т-р "Мандзони", Рим (1958),"Комеди Франсез" (гастроли в СССР, 1954; Журден - Сенье).

Первая пост. "М. во д." на рус. яз. состоялась, по сведениям "Драмматического словаря...", 25 янв. 1756 в Российском т-ре в Санкт-Петербурге. Среди исполнителей комедии в 18 в.- Крутицкий, Рыкалов (Журден). Из позднейших рус. пост. "М. во д." - Малый т-р (1826, Журден - Щепкин;

1844, Журден-П. Садовский; 1864,Журден-В. Живокини), Александрийский т-р (1843, Журден - Мартынов), Т-р Корша (1888, Журден - Давыдов), Новый т-р, на сцене Моск. Большого т-ра (1900, реж. Ленский; Журден - Па-дарин, Клеонт - Остужев, Ковьель - Н. Яковлев, Ни-коль - Турчанинова), Т-р Незлобина (1911, реж. Ф. Ко-миссаржевский, худ. Сапунов), Иркутский т-р (1914, реж. Канин) и др.

На сов. сцене: Петрогр. т-р комич. оперы (1921, реж. Марджанов), Ярославский т-р (1922), Петрогр. акад. т-р драмы (1923, реж. и худ. А. Бенуа; Журден-К. Яковлев), Моск. Малый т-р (1930, Журден - Ст. Кузнецов), 1-й Гостеатр Армении, Ереван (1936, Журден - Габриелян) и др.

"М. во д." ставили мн. ТЮЗы: Нижегородский (1930), Ростовский (1934), Свердловский (1935), Николаевский, Рязанский, Ташкентский (1940), Волгоградский (1941), Тульский (1946), Новосибирский (1948) и др. Центральный Детский театр (1954).

Издания: Первое франц. изд., [Париж], 1670; Первое рус. изд. - пер. П. Свистунова, СПБ, 1761; из позднейших изд.- пер. В. П. Острогорского, СПБ, 1893; сов. изд.:

Ж.-Б. Мольер, Собр. соч., т. 2, пер. Н. Любимова, М., 1957.

Лит.: Баженов А.Н., Сочинения и переводы, т. 1, М., 1869; К у г ел ь А., Театральные заметки, "Театр и искусство", СПБ, 1911, ј 45, с. 865-67, и "Жизнь искусства", П., 1923, ј 19, с. 4-5; Descotes M., Les grands roles du theatre de Moliere, P., 1960. A. Шн.

МЕЩАНСКАЯ ДРАМА - драматический жанр, возникший в странах Зап. Европы в 18 в. Выражая интересы созревающего третьего сословия (буржуазии), М. д.'складывалась в борьбе с дворянской идеологией. "Этот жанр отвечал глубокому преобразовательному процессу в обществе: возвышению определ„нного класса к власти" (Р о л л а н Р., Собр. соч., т. 12, М., 1932, с. 28). Формированию М. д. предшествовали поиски новой драматич. формы, к-рая сочетала бы трагич. ситуации с изображением повседневной жизни третьего сословия.

Первые попытки создания нового жанра осуществлены в Англии, ранее др. стран вступившей на путь бурж. развития. Дж. Лилло в пьесах "Лондонский купец, или История Джорджа Барнуэлла" (1731) и "Роковое любопытство" (1736) воспроизв„л бурж. быт, воспел добродетели купеч. сословия. Насыщенные пуританской морализацией и чувствительностью, пьесы Лилло получили, в отличие от классицистской трагедии, название "домашней трагедии". Продолжателем Лилло выступил Э. Мур, прославившийся пьесой "Игрок" (1753).

Во Франции создателем и крупнейшим теоретиком М. д. был Д. Дидро. Рассматривая т-р как политич. трибуну, резко критикуя кастовую замкнутость привилегированных т-ров, он утвердил новый промежуточный между трагедией и комедией "серьёзный жанр", отражавший жизнь третьего сословия, построенный на столкновении "обществ, положений", насыщенный социально-бытовой конкретностью. В пьесах "Побочный сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771) и "Отец семейства" (1758, пост. 1760) Дидро вывел нового героя - "честного буржуа", утвердил веру в торжество высокой гражданской добродетели. Точное описание обстановки, мизансцен, костюма и жеста героев, введение разговорных интонаций ломали принципы классицизма и ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич. выразительности. Но в М. д. Дидро проявился разрыв между просветит. идеалом и бурж. практикой, помешавший драматургу создать полнокровные реалистич. характеры.

Ученик и последователь Дидро - М. Седей, автор многочисл. либретто комич. опер, показал в М. д. "Философ, сам того не зная" (1765) реальную картину жизни. Накануне революции 1789 теорию М. д. углубил Л. С. Мерсье, один из наиболее радикальных просветителей младшего поколения. Начав с переработки М. д. Лилло ("Женневаль, или Французский Барневельт", 1767), он создал пьесы, построенные на острых социальных конфликтах и контрастах, утверждающие нового героя - простого труженика, представителя "четв„ртого сословия", -"Дезертир" (1771), "Неимущий" (1772), "Судья" (1774), "Тачка уксусника" (1776), "Провинциальный дворянин" (1781) и др.

В Германии великий просветитель и теоретик Г. Э. Лессинг создал яркие образцы М. д.: "Мисс Сара Сампсон" (1755), "Эмилия Галотти" (1772), получившей в силу их героич. звучания назв. "мещанской трагедии". В 70-е гг. драматургич. и теоретич. искания Лес-синга продолжали представители "Бури и натиска" - Я. М. Р. Ленц, автор пьес "Гуверн„р" (1778), "Солдаты" (1776) и др., Л. Вагнер - "Детоубийца" (1775) и др. Значит, влияние оказала М. д. на драматургию И. В. Г„те, создавшего в ранний период творчества пьесы "Клавиго" (1774) и "Стелла" (1776). Высшего расцвета достигла М. д. в творчестве молодого Ф. Шиллера. Опираясь на опыт франц. просветителей и Лес-синга, он стремился в обыденно-низменном увидеть героическое, придать демократич. бюргерскому герою высокую гражданскую патетику. Это стремление характеризует "бюргерскую трагедию" "Коварство и любовь" (1784).

В конце 18 в. нем. М. д. переживала кризис: в ней усилились мо рализующе-ох ранит, настроения, утвердилась узко семейная проблематика. Такова была драматургия актера и реж. А. В. Иффланда. Его М. д. "Преступление из тщеславия" (1784), "Награжд„нное раскаяние" (1785), "Охотники" (1785) и др. лишены социальной остроты, прославляют мещанские добродетели. Ещ„ отч„тливее упадок М. д. проявился в творчестве А. Коцебу; ловко скроенные, насыщенные мелодрама тич. эффектами, соединяющие трагическое и комическое, патетику и чувствительность, пьесы "Ненависть к людям и раскаяние" (1789), "Брат Мориц, чудак" (1791), "Немецкое захолустье" (1803) и др. отличаются политич. беспринципностью, демагогич. использованием передовых идей.

В России интерес к М. д. проявили наиболее радикально настроенные драматурги, искавшие путей обновления и демократизации рус. т-ра. Первый крупный теоретик М. д. в России В. И. Лукин, испытавший влияние Дидро и Лессинга, выступал против условностей классицизма, звал к созданию правдивого иск-ва. В его комедии "Мот, любовью исправленный" (1765) ярко сказался интерес к разработке нац. материала, воспроизведению реально-бытовой обстановки, стремление к эмоциональной насыщенности и нравоучительности драм. произв. П. А. Плавильщиков, продолживший борьбу за демократизацию рус. т-ра, написал теоретич. статьи, в к-рых обличал сословную кастовость классицистской драматургии и т-ра, призывал к многогранному отражению действительности. Плавильщиков обратился к изображению жизни крестьян ("Бобыль", 1790) и купеч. сословия ("Сиделец", 1793, пост. 1804). Несмотря на несколько идиллич. тенденции, пьесы Плавилыцикова, показывающие моральное превосходство людей "среднего состояния", привлекали сатирич. мотивами, правдивыми зарисовками быта, нравов, речи, эмоциональной насыщенностью.

М. д. перестала существовать в 18 в., но нек-рые принципы М. д. получили развитие в мелодраме, ро-мантич. драме 19 в., подготовили возникновение реалистич. драмы.

Лит.: Гриб В., Эстетические взгляды Лессинга и театр. в кн.: Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.- Л., 1936, с. VII-XLVIII; Данилов С. С., "Сл„зная комедия" и "мещанская драма", в его кн.: Очерки по истории русского драматического театра, М.-Л., 1948; Иванов Ив., Французская мещанская драма, М., 1901;

Иванов Ив., Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895; История западноевропейского театра, т. 2, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, М., 1957; Левбарг Л., Луи Себастьян Мерсье, Л.-М., 1960; М е p и н г Ф., Легенда о Лессинге. Шиллер. Литературно-критические статьи, т. 1, М.-Л., 1934; М о-кульский С., Французская драматургия эпохи Просвещения, в сб.: Французский театр эпохи Просвещения, т. 1, М., 1957; то же, в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939; Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская живопись с точки зрения социологии, Соч., т. 14, М., 1924; Ф p и д-л е н д е p Г., Г. Э. Лессинг, Л.-М., 1958; Ч е б ы ш е в А. А., Очерки из истории европейской драмы. Английская комедия конца XVII и половины XVIII века, СПБ, 1897; Чернышевский Н. Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1948; Чечельницкая Г., Фр. Шиллер, М.-Л., 1959; Das deutsche Drama, hrsg. von R. P Arnold, Munch., 1925; Block J., Beitrage zu einer Wurdigung Diderots als Dramatiker, Konigsberg, 1888 (Diss.); Beclard L., Sebastien Mercier. Sa vie, son oeuvre, son temps..., P., 1903;

Borkowsky E., Goethes und Schillers Dramen, Breslau, 1926; G a iff е F., Le drame en France au XVIII s.. P., 1910; Gunther L., L'oeuvre dramatique de Sedaine, P., 1908; H o l l K., Geschichte des deutschen Lustspiels, Lpz., 1923; Thaler A., Shakespeare to Sheridan, L.- Oxf., 1922. Л. Лев.

МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам.- Пащенко), Анна Ефимовна (1.VI.1876-l.IV.1951) - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Комму-нистич. партии с 1938. Род. в семье чернорабочего. В 1895 поступила на проф. сцену. Играла в Киеве, Харькове, Екатеринославе, Одессе. После Октябрьской революции работала в т-рах им. И. Франко, им. М. Заньковецкой, им. Артема. В 1927-51 (с не-значит. перерывом) - актриса одесского Т-ра им. Октябрьской революции. М. создала сценич. образы, отличающиеся жизненной правдой, простотой, глубокой эмоциональностью.

Роли: Васса Железнова; Гурмыжская ("Лес"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Ганна ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Шкандыбиха ("Лымеривна" Мирного), мать Лука-ша ("Лесная песня" Леси Украинки), Устя ("Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого), Дульская ("Мораль пани Дуль-ской" Запольской), Мария Тарасовна, Варвара, Марфа ("Платон Кречет", "Богдан Хмельницкий", "Правда" Корнейчука), Сафонова ("Русские люди").

МЖАВИЯ, Дмитрий Григорьевич [p.l2(24).IV.1896]- грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1918-20 учился в театр. студии Джабадари в Тбилиси. С 1920 - актер Тбилисского груз. т-ра (ныне Т-р им. Руставели). М.- ученик реформатора груз. т-ра К. Марджанишвили. Играет преим. характерные роли.

Роли: Шакро ("Дезертирка" Азиани, 1925), Звиада ("Лама ра" по Важа Пшавела, 1926), Мирза ("Анзор" Шаншиаш-вили, 1928), Министр ("Последний рыцарь" С. Клдиашвили, 1941), Шмага (1938); Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1944), Лизогуб ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука, 1940). Один из первых создателей образа В. И. Ленина на груз. сцене ("Человек с ружь„м", 1939, и др. спектакли).

Лит-.: Абхаидзе Ш., Швангирадзе Н., Государственный ордена Ленина театр им. Руставели, Тбилиси, 1958. Г. Б.

МИГАЙ, Сергей Иванович [18(30). V. 1888- 8.XII. 1959] - русский советский артист оперы (баритон), пэдагог. Нар. арт. РСФСР (1939). В 1911 окончил

Одесское муз. уч-ще (класс Ю. А. Рейдер); учился у М. Баттистини (во время его приездов в Россию, 1911-13). В 1912-24 пел в Большом т-ре (Москва). Занимался в Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского. В 1924-27 М.- артист Ле-нингр. академич. т-ра оперы и балета. В эти годы он становится крупнейшим оперным артистом Сов. Союза, много гастролирует, особенно часто по„т в Тбилиси (исполнял партию Эскамильо на груз. яз.). С 1927 по„т одновременно в Москве и Ленинграде. Оперную деятельность закончил в 1941.

Партии: князь Игорь; Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной, Демон, Онегин, Елецкий; Роберт ("Иоланта"), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Риголетто; Миллер, Жермон, Ричард, Амо-насро ("Луиза Миллер", "Травиата", "Бал-маскарад", "Аида" Верди) и др.

М. обладал полным красивым голосом большого диапазона (более двух октав), гибкой вок. техникой. Искусство М. пленяло своей эмоциональностью, ро-мантич. приподнятостью, мягким лиризмом.

М. в„л большую концертную деятельность. В 1941- 1949-солист Всесоюзного радиокомитета. В 1948-57 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1952- проф.). Автор ряда искусствоведч. и методич. работ.

Соч.: [Методический доклад на конференции по вокальному образованию], в кн.: Материалы Всесоюзной конференции по вокальному образованию, М.-Л., 1941; "Советская музыка", 1952, .ј 6, с. 68-72; там же, 1957, ј11, с. 29-33.

Лит.: Шавердян А., Большой театр Союза ССР, М., 1952, с. 56-57 и др.; "Советская музыка", 1960, .No 2, с. 207. М. Р.

МЙДЛТОН (Middleton), Томас (18.IV.1570 - 4. VII. 1627) - английский драматург. В период подъ„ма буржуазно-пуританской оппозиции М. выступил против реакц. политики англ. абсолютизма, в частности против союза с исп. монархией (пьеса "Партия в шахматы", 1625, за к-рую М. был отдан под суд). В своих лучших произв. М. высмеивал буржуазию за е„ алчность и бесчестность (памфлет "Ч„рная книга", 1604, комедии из лондонской жизни, лучшая из них - "Как надуть старика", 1608). Однако наряду с этим творчество М. знаменует упадок англ. гуманистич. драмы (увлечение внешними эффектами, элементы символики). Пьесы М. ("Женщины, остерегайтесь женщин", изд. 1657, и др.) - типичные "драмы ужасов", утверждающие неискоренимую испорченность человеческой природы и господство над человеком демонич. сил.

Соч.: Works, v. 1-8, L., 1885-86.

Лит.: История англ. лит-ры, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945.

МИЕРЛАУК, Алексис (наст. фам. - Фридфельд) [3(15).IV.1866-19.IV.1943] -латышский театральный деятель, режиссер, актер. Виднейший представитель латышского демократич. и реалистич. сценич. иск-ва нач. 20 в. Основоположник совр. латыш. режиссуры. Будучи рабочим, начал участвовать в любительских спектаклях в Риге (1886). В 1890 был приглаш„н в Рижский латышский т-р и стал проф. актером. Упорным трудом, внимательным изучением опыта рус. и нем. т-ра добился высокого актерского мастерства.

Постановкой спектаклей "Мещане" (1904) и "На дне" (1906) в Рижском латышском т-ре, получивших широкий отклик среди прогрессивной общественности, М. начал свою режиссерскую деятельность. В 1908-15 работал в Новом рижском т-ре, несколько лет был его директором. В 1911 он осуществил здесь первую пост. пьесы Я. Райниса "Огонь и ночь", явившуюся значит. этапом в развитии латышского т-ра. Крупный успех имела также пост. "Вей, ветерок!" Райниса (1914).

В годы войны (1915) М. работал в Петроградском Новом латышском т-ре. В 1919 был режиссером и актером Рабочего т-ра Сов. Латвии, где пост. "Враги" Горького и пьесу А. У пита "Один и многие". С 1919 работал в Нац. т-ре (в 1919-21 был его директором). Здесь осуществил первые пост. пьес Я. Райниса:

"Иосиф и его братья" (1920), "Играл я, плясал" (1921), комедии А. У пита "Купальщица Сусанна" (1922).

Сценич. образы М. отличались эмоциональностью, глубокой типичностью, смелостью в выборе средств актерской выразительности.

Роли: Кленга ("В огне" Блаумана, 1905), Аттингаузен ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1905), Кангар ("Огонь и ночь" Райниса, 1911), старый Индран ("Индраны" Блаумана, 1913), Николае ("Борьба за престол" Ибсена, 1921), Могри Мерт ("Бог мошны" Китцберга, 1921), Гаврила Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, 1928) и др.

Лит.: Grevins V., Aleksis Mierlauks, Riga, 1956. Я. К.

МИЖИТДбРЖИ, Билэгийн (р. 1915) - монгольский артист драмы. Засл. арт. МНР. Чл. МНРП. В 1936 начал творч. деятельность в Военном т-ре. С 1939 - актер Гос. монг. т-ра. М. обладает отличными внешними данными, выразительным жестом и мимикой.

Роли: Сары ("На границе" Турбина и Сем„нова), Дашиц-эрэн ("Девушка Будэ" Намдака), Далай ("Семьдесят небылиц" Ойдова), Машбат ("Братья" Оюун), Отелло; Труффальдино ("Слуга двух господ") и др. Э. О.

МИЗАНСЦЕНА (франц. mise en scene - размещение на сцене) -расположение актеров на сцене в определ„нных сочетаниях друг с другом и с окружающей вещественной средой в тот или иной момент спектакля. Назначение M.через внешние сочетания человеческих фигур на сцене выражать их внутр. соотношения и действия (при изучении законов композиционного построения М. образцами для режиссера могут служить лучшие произведения живописи и скульптуры).

M,- одно из важнейших средств образного выявления идейного содержания пьесы. В непрерывном потоке сменяющих друг друга М. раскрывается логика поведения действующих лиц, выявляются возникающие между ними отношения и конфликты. Разработка M.- одна из важнейших функций режиссера, существенный компонент режиссерского замысла спектакля, его идейно-художеств. образного решения. В характере построения М. находят выражение стиль и жанр спектакля. Так, напр., классич. трагедия требует строгих и монументальных М., вес„лая комедия строится на М. л„гких и подвижных, быстро сменяющих друг друга, М. сатирич. комедии должны быть графически ч„ткими, бытовой драмы-жизненно правдивыми и простыми. Стиль М. в значит, степени зависит от найденного режиссером для данного спектакля решения - сочетания правдоподобия и условности. В реалистич. спектакле это сочетание образует единое целое и имеет своей целью раскрытие сущности изображаемой действительности. Выражая конкретный смысл данной сцены, М. достигает иногда глубокого образного обобщения. Через систему М. режиссер прида„т спектаклю определ„нную пластич. форму:

"искусство мизансцены заключено в особой способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия пьесы, выраженными пластически, через актеров" (Попов А., Художественная целостность спектакля, 1956, с. 207). Одним из грубейших проявлений ремесленничества в режиссерском иск-ве является т. н. "разводка"-режиссер, разметив предварительно в экземпляре пьесы места и передвижения действующих лиц, на репетиции механически разводит актеров по этим местам. Заранее намеченный проект будущих М. требует проверки, уточнения и развития в творч. взаимодействии режиссера и актеров. Одним из проявлений формализма в режиссерском иск-ве является увлечение внешней стороной М., любование их эффектностью, картинностью, независимо от внутреннего смысла. М. должна ярко и точно выражать мысль режиссера, отвечать требованиям стиля и жанра спектакля, быть внутренне (психологически) оправданной актерами, возникать естественно, непринужд„нно и органично, быть одновременно жизненно правдивой и типичной, характеризовать поведение данной группы действующих лиц в данных обстоятельствах.

Процесс нахождения точных М. тесно связан с работой художника в театре, к-рый вместе с режиссером находит определ„нное пространственное решение спектакля и созда„т необходимые условия для сценич. действия, выраженного в ряде М. Большое значение при построении М. имеет наличие опорных точек (колонна, стена, забор, определ„нном образом расставленная мебель), а также поверхность пола: возвышения, лестницы, площадки, ступени и т. п. создают выгодные условия для разнообразных и выразит. М. с большим количеством действующих лиц (см. Массовая сцена).

Принципы творческого построения М. получили глубокую разработку в практике рус. и сов. театра, в режиссерской деятельности К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, А. Д. Дикого, А. Д. Попова и др.

Лит.: "Чайка" в постановке Московского Художественного театра. режиссерская партитура К. С. Станиславского, M.-Л., 1938; Станиславский К. С., режиссерский план "Отелло", М.- Л., 1945; Горчаков Н. М., режиссерские уроки К. С. Станиславского. Беседы и записи репетиций, 3 изд., М., 1952; его же, Беседы о режиссуре, М.- Л., 1941; Попов А л., Некоторые вопросы режиссуры. Опыт постановки народных сцен, "Театр", 1953, ј 10;

Попов А., Художественная'целостность спектакля, М., 1959, с. 207-48. Бор. 3.

МИЗЕЦКИЙ, Юрий Митроф.анович (р. 1900) - русский советский актер. Нар. арт. Казах. ССР (1943). Окончил ГИТИС (1921). С 1922 работает в т-рах Алма-Аты, Костромы, Пензы, Кирова и др. городов. Играл преим. характерные роли.

Роли: Забелин ("Кремл„вские куранты"), Иван Коломий-цев ("Последние"), Чеснок ("В степях Украины" Корнейчука), Лотохин ("Красавец-мужчина" Островского), Черненко ("Семья" Понова) и др. Выступал и как режиссер.

А. Шн.

МИЗЮН, Григорий Михайлович (р. 7.IV.1903- 15.XII.1963)- украинский советский драматург. В 1937 окончил Ин-т Красной профессуры в Харькове. В 1923 написал и пост. массовое действо "Трипольская трагедия".

Автор пьес (указаны даты соч.): "Сила на силу" (1927), "Новыми тропами" (1929), "Реконструкция" (1930), "Провинция" (1931), "Зигзаги" (1933), "Криголам" (1934, т-р "Бере-зшь"), "Освобожд„нная совесть" (1945), "Бьют ключи" (1962) и др.

В пьесах М. отражена борьба за коллективизацию, участие в ней молод„жи. В 30-е гг. пьесы М. ставились на сценах т-ров Украины, Белоруссии. В 1955 (совм. с Л. Балковенко) написал историч. драму "Лукьян Кобылица" (Черновицкий т-р). Р. П.

MHHO(Milhaud), Дариюс (р.4.IX.1892) - французский композитор. Окончил Парижскую консерваторию у П. Дюка, А. Жедальжа, Ш. М. Видора и В. д'Энди. В 20-е гг. М. вместе с А. Онеггером и Ф. Пу-ленком входил в т. н. "Шест„рку", стоявшую на новаторских позициях, с 1936 - в прогрессивную "Нар. муз. федерацию" (Париж). В 1940-47 жил в США. С 1947 - проф. Парижской консерватории.

Автор опер: "Несчастья Орфея" (1926, т-р "Де ла Монне", Брюссель), "Бедный матрос" (на текст Ж. Кокто, 1927, т-р "Опера комик", Париж), триптих-"Христофор Колумб" (по П. Клоделю, 1930, Гос. опера, Берлин, под упр. Э. Клейбера; пост. в разл. т-рах мира), "Максимилиан" (1932, т-р "Гранд-Опера") и "Боливар" (1950, там же), "Медея" (1939, Флам. опера, Антверпен), "Давид" (1955, т-р "Ла Скала"), "Фиеста" (1958, Гор. опера, Берлин) и др.; балетов: "Бык на крыше" (1920, "Шведский балет", Париж), "Сотворение мира" (1923, там же), "Голубой экспресс" (1924, "Русский балет", Париж), "Моисей" (1957, т-р "Морлакки", Перуджа), "Роза ветров" (1958, т-р "Альгамбра", Париж) и др. М. принадлежит музыка к пьесам Эсхила, Еврипида, Аристофана, Шекспира, Р. Роллана, П. Клоделя, Ж. Ануя, Ф. Гарсиа Лорки, Т. С. Элиота и др., ко мн. кинофильмам, а также соч. в разл. жанрах (в т. ч. кантата "Огненный замок", посв. жертвам гитлеровских концлагерей, 1954).

Количественно обширное творчество М. неровно и эклектично по стилю. Живой интерес к нар. элементам и яркая характеристичность музыки совмещаются в н„м с чертами абстрактной конструктивности, являющейся данью модернистским тенденциям (прежде всего увлечение политональностью). В лучших произв. композитор ставит большие гуманистич. проблемы, хотя и решает их идеалистически, иногда в ре-лигиозно-католич. духе.

Лит. со ч.: Notes sans musique, P., 1949 (автобиогр.). Лит.: К р е и н Ю., Дариус Мийо, "Советская музыка", 1957, ј 8; В е с k G., Darius Milhaud, P., 1949.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница