Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-sochi-zhd-vokzal/ в компании РексРент.
Купить одежду Вологда.
сантехника

Театральная энциклопедия
(страница 289)


МИЛУТЙНОВИЧ, Милутинови ч-Добривое (Милутинови?), Добрица (30.VIII.1880--17.XI. 1956)-югославский (сербский) актер. Впервые выступил на сцене в 1898 в т-ре "Сингелич" (г. Ниш). В 1899 был принят в Нац. т-р в Белграде, в к-ром работал до конца жизни. В 1900 учился в Мюнхене у югосл. шекспироведа И. Савичу. Играл героич. роли. Был одним из крупнейших югосл. трагиков. Создал значит. образы в пьесах Шекспира.

Роли: Отелло, Лир, Дон Карлос; Максим Прноевич (о. п. Костича), Дженнаро ("Лукреция Борджа" Гюго), Протасов ("Живой труп"), Сид, Ромео; царь Душан ("Найд„ныш" Нушича), Митке ("Коштана" Станкевича), Уриель Акоста (о. п. Гуцкова) и др.

М. выступал *также как артист оперетты. Партии:

Анри ("Корневильские колокола" Планкета), Ахилл ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Реджеп ("На рассвете") и др. М. Ник.

МЙЛЬДЕР-ХАУПТМАН (Milder-Hauptmann), Пау-лина Анна (13. XII. 1785, 'Константинополь, - 29.V.1838, Берлин) - австрийская артистка оперы (драматич. сопрано). По рекомендации Э. Шиканедера занялась пением; брала уроки у А. Сальери и др. Дебютировала в 18.03 в Вене в партии Юноны ("Зеркало Аркадии" Зюсмайра). Неск. лет пела на сцене "Кернтнертортеатра". В 1808 стала ведущей артисткой Венского придворного т-ра. Для М.-Х. Бетховен написал партию Леоноры в опере "Фиделио", к-рую певица исполняла как на премьере (1805), так и на первом исполнении последней редакции оперы (1814). Л. Керубини написал для не„ оперу "Фани-ска" (1806), И. Вейгль - оперу "Сиротский приют" (1809), Ф. Шуберт-оперу"Альфонсои Эстрелла" (1822) и неск. песен. Одна из лучших партий, спетых М.-Х. в Вене,- Эммелина в зингшпиле Вейгля "Швейцарское семейство". В Берлине, где М.-Х. выступала на сцене Придворной оперы (1816-29), раскрылся драматич. талант певицы. Она создала выдающиеся муз.-сценич. образы в операх Глюка: Ифигения ("Ифиге-ния в Тавриде"), Альцеста, Армида (одноим„нные оперы), Эвридика ("Орфей и Эвридика"). Исполнение М.-Х. во многом определило успех этих опер в Берлине, принесло ей славу выдающегося интерпретатора творчества Глюка. Здесь же под рук. Г. Сгюнтини М.-Х. разучивала и исполняла партии в его операх:

Статира ("Олимпия", 1821), Намуна ("Нурмахаль", 1822), Ирменгарда ("Агнес Гогенштауфен", 1829). Выступала в Дании, Швеции, России (1830), с 1834 вновь в Берлине. В 1836 оставила сцену.

Лит.: Varnhagen von Ense К. A., Denk-wurdigkeiten des eigenen Lebens, Neuausg., Karlsruhe, 1924;

Frimmel Th. von, Beethoven-Handbuch, Bd 1, Lpz., 1926. Ал. М.

МИЛЬТЙНИС, Юозас (р.З.IX.1907) - литовский советский актер и режиссер. Засл. арт. Лит. ССР (1948). Окончив студию Каунасского т-ра (1931), работал в Шяуляйском т-ре. В 1932-38 изучал театр. и киноиск-во во Франции, Англии, работал в т-ре (у Ш. Дюллена и др.). В 1939-40 руководил театр. студией в Каунасе. В 1941-54 и с 1959- гл. реж. Паневежисского драм. т-ра (в 1954-59 работал в кино). Творчество М. отмечено стремлением к раскрытию идейной, психологич. сущности сценич. образа, скупостью внешних выразит, средств. Занимаясь с 1939 педагогич. работой, М. воспитал группу молодых актеров.

Спектакли: "Вольпоне" Б. Джонсона (1941), "Ревизора (1946), "Жорж Данден" (1947); "Гроза проходит" Паукштя-лис (1949), "Наследники Рабурдена" Золя (1953), "Макбет" (1962) и др. Реж. фильма: "Рассвет на Немане" и др. В. М.

МЙЛЬТОН (Milton), Джон (9.XII.1608, Лондон,- 8.XI.1674, там же) - английский поэт и публицист. Участник англ. бурж. революции 17 в., выдающийся гос. деятель эпохи Кромвеля, М. защищал в сво„м творчестве респ. идеи, был ярым противником феод.-абсолютистской реакции. Созданные в период реставрации поэмы "Потерянный Рай" (соч. 1667) и "Возвращ„нный Рай" (соч. 1671) и трагедия "Самсон-борец" (соч. 1671, пост. 1900, "Саут-Кенсингтон мюзеум") в характерной для англ. лит-ры того времени библейской форме отразили опыт бурж. революции, показали возмущение нар. масс, их ненависть к монархии и всякому гн„ту. Рисуя в трагедии "Самсон-борец" образ человека, ценою жизни купившего победу над врагами, М. призывал к борьбе против ига реставрации, к подвигу во имя освобождения англ. народа. М. принадлежит также пьеса "Комус" (1634, замок Ладлоу), написанная в жанре маски (на музыку Г. Лоуэса) и сыгравшая значит, роль в развитии этого жанра.

С о ч.: The works, v. 1-18, N. Y., 1931-38. Лит.: История англ. лит-ры, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945; Montague С. Е., Dramatic values, L., 1911;

Tillyard Е. М., Studies in Milton, L., d 951.

МИЛЮНАС, Викторас (р.16 II.1916)- литовский советский драматург. В 1935-40 учился в Каунасском ун-те. В 1940-45 был актером вильнюсского т-ра "Вайдила". С 1945 начал писать для сцены. Инсценировка рассказа Жемайте "Сноха" (1945) с успехом шла в Т-ре драмы Лит. ССР.

Автор пьес из колх. жизни: "Вот тебе и на!" (1955, Т-р драмы Лит. ССР), "Полуденная туча" (1957, Шауляйский т-р), "Как приказывает сердце" (1958), "Чайки провожают" (1960, Клайпедский т-р) и др. Написал ряд пьес для театр. самодеятельности ("Стенгазета", 1953; "Под гору", 1954, и др.) и для т-ра кукол ("Наши приключения на луне", 1960, Каунасский т-р кукол). В, М.

МИЛЮТ‚НКО, Дмитрий Емельянович [9(21).II. 1899] - украинский советский актер. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Род. в семье рабочего. В школьные годы участвовал в любительских спектаклях, выступал в по-лупроф. местной труппе (1920) и в укр. т-ре при Славянском на роб разе. В 1923 вступил в труппу Т-ра им. И. Франко, в 1927-36 -актер театра "Берез?ль" (с 1934 Т-р им. Шевченко), с 1936-Т-ра им. И. Франко. Мастер острых социальных характеристик, М. создал галерею разнообразных сценич. образов комедийных идраматич. Иск-ву его свойственны психологически углубл„нная разработка образа, пластич. выразительность рисунка роли, графическая ч„ткость, эмоциональная насыщенность.

Роли: Пузырь, Калитка ("Хозяин", "Сто тысяч" Карпен-ко-Карого), Хома, Харлампий ("Ой, не ходи, Грицю...", "Не судьба" Старицкого), Шуйский ("Борис Годунов"), Шмага; Шут ("Король Ли.р"), Аркадий, Чеснок, Гайдар

("Платон Кречет", "В степях Украины", "Фронт" Корнейчука), Тарас Шевченко ("Петербургская осень" Ильченко, "Пророк" Кочерги), Воевода ("Свадьба Свички" Кочерги), Пи-вень ("Диктатура" Микитенко), Розенберг ("Русские люди"), Сем„н Котко ("Ш„л солдат с фронта" Катаева), Хааке ("На грани ночи и дня" Якобсона). Снимается в кино.

Лит.: Терещенко Р., М?лютенко Дмитро Омелянович, Кив, 1961. р.

МИЛЮТИН, Борис Сем„нович [р.1(14).III.1905]- русский советский дириж„р и педагог. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1947). В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу оперного и симф. дирижирования проф. А. В. Гаука. Был гл. дириж„ром Молд. гос. симф. оркестра (1936-40) и симф. оркестра Молд. филармонии (1940-53). В 1946-47 - дириж„р Молд. муз.-драма тич. т-ра в Кишин„ве. Пост.: "Чио-Чио-сан" (1946), "Барышня-крестьянка" Асафьева (1946). В 1961-62 - гл. дириж„р Молд. т-ра оперы и балета. Пост.: "Рассвет" Загорского, "Паяцы" (1961), "Тоска" (1962); "Тропою грома" Караева (1963). С 1940 препода„т в Кишин„вской консерватории. Среди учеников М.: нар. арт. СССР Т. С. Чебан, нар. арт. РСФСР А. П. Огнивцев, засл. арт. Молд. ССР П. А. Ботезат, засл. арт. УССР Н. К. Миссина и др.

Лит.: Киртока А., Мануйлов М., Молдавский государственный театр оперы и балета, Кишин„в, 1960. , А. Ив.

МИЛЮТИН, Юрий (Георгий) Сергеевич [р. 5(18). IV.1903] - русский советский композитор. Нар. артист РСФСР (1964). Чл. Коммунистической партии с 1952. В 1930 окончил Моск. обл. муз. техникум по классу композиции у С. Н. Василенко и А. В. Александрова. В нач. 30-х гг. заведовал муз. частью Театра-студии под рук. Ю. А. Завадского. М. - один из виднейших мастеров сов. оперетты. В 1924 написал оперетту "Балерина императорских театров" (моек. т-р "Эрмитаж"), в 1940-"Жизнь актера". С этого спектакля начинается сотрудничество М. с Моск. т-ром оперетты. Здесь впервые были пост. его оперетты "Беспокойное счастье" (1948),

"Трембита" (1949), "Первая любовь" (1953), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Фонари-фонарики" (1958), "Цирк зажигает огни" (1960). "Девичий переполох" впервые пост. в Ленингр. т-ре муз. комедии (1945). Оперетты М. широко ставятся др. сов. т-рами муз. комедии и за рубежом. Муз.-сценич. произв. М. посв. актуальным темам современности, полны оптимизма. Мелодика его оперетт проникнута совр. интонациями. М.- автор популярных песен (Гос. пр. СССР, 1949) и соч. в др. жанрах.

Лит.: Медведев А., Юрий Милютин, М., 1956;

Петрова К., Оперетты Ю. Милютина, "Советская музыка", 1951, ј 8. А. Ив.

МИЛЮТИНА, Ева Яковлевна [р.2(14).XII.1893]- русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1934). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Сценич. деятельность начала в Одесском т-ре миниатюр (1910-17). Работала в т-рах миниатюр Ростова-на-Дону (т-р "Гротеск", 1917-22), Москвы (т-р "Кривой Джимми", 1922-24). В 1924-59 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. Актриса комедийного дарования, обладающая добрым, мягким, жизнеутверждающим юмором, М. в то же время сатирически остро показывала духовное убожество преуспевающих мещан.

Роли: Караулова, Маня, Мать, Зверева ("Чужой реб„нок", "Вредный элемент", "Простая девушка", "Весенний смотр" Шкваркина), мисс Пирс ("Пигмалион" Шоу), Оттум Биби ("Вес„лый грешник" Соловь„ва), Васильевна ("Факир на час" Дыховичного и Слободского), Роза Еремеевна ("День отдыха" Катаева), Бузис ("114-я статья" Ардова и Никулина), Екатерина II ("Город Глупов" Глобы по Салтыкову-Щедрину), Розалия Павловна Ренесанс ("Клоп"), M'. Лифш.

МИМ (греч. ????? - подражатель, подражание) -1) Особый вид представлений в античном т-ре, короткие сценки бытового и сатирич. содержания. Возник в Др. Греции в 5 в. до н. э. как нар. драм. импровизация. Поэты Софрон и Ксенарх придали греч. М. лит. форму. В эпоху эллинизма (4-3 вв. до н. э.) М. широко распространился на Ближнем Востоке; к этому времени относится творчество знаменитых греч. мимографов Герода и Сотада. В конце 3 в. до н. э. под влиянием культуры греч. колоний на Ю. Италии М. проникает в Рим, где достигает расцвета в творчестве поэтов Децима Лаберия и Публилия Cupa (1 в. до н. э.). При Августе большой популярностью пользовались греч. мимы Филистона. В эпоху империи М. стал преобладающим театр. жанром; существовал также в Византии до конца 7 в. В 691 Турульский собор запретил М. как греховное зрелище. Из огромного количества М. сохранилось немного. Биографич. сведения об их авторах чрезвычайно скудны.

М. изображали жизнь низших слоев города и деревни; действ, лицами были обычно рабы, сводни, гетеры. По форме М. представляли собой сюжетные сценки с комич. монологами (т. н. "пегнии" - шутки) и диалогами ("мимология"), где стихи чередовались с прозой. Существовали также вок. М. ("мимодия"), к-рые включали и танцы. М. разыгрывались на улицах, площадях, в богатых домах, позже проникли на сцену. актеры играли без масок; в отличие от др. видов антич. драмы, в М. впервые участвовали женщины. Представления М. часто сопровождались выступлениями акробатов и фокусников. Во времена империи М. перерастают в большие пьесы со сложным, занимат., преим. любовно-авантюрным, сюжетом. Среди действ, лиц появляются мифологич. персонажи - боги, герои. Развивается внешняя, зрелищная сторона представлений, в них участвуют дрессированные животные. Развитие М. во всех его разновидностях (мимиамбы и др.) отразило усиление реалистич. тенденций в антич. т-ре.

Влияние М. на лит-ру проявилось в древности (нек-рые диалоги Платона, идиллии Феокрита). В др.-рим. филос. лит-ре (напр., у Сенеки) были широко распространены нравоучит. сентенции из мимов Публилия Сира. Влияние М. сказалось также в ср.-век. фарсах и в итал. комедии дель а рте.

2) актер или актриса - исполнители М. Сведения о них содержатся в текстах древних авторов и в надписях. Значит, число их изображений да„т вазовая живопись. Известны M. - исполнители характерных ролей, фокусники, акробаты, клоуны и др. Нек-рые источники (Цицерон, Плутарх) говорят о социальном бесправии М. и о презрительном отношении к ним правящих кругов. Однако известны факты и покровительства М. Афиней называет имена наиболее знаменитых М.: Ноэмон - исполнитель драм. частей мима, клоун Евдик, фокусники Матрий, Кефисодор, Панталеон, акробаты Гераклит из Ми-тилены и Филистид из Сиракуз.

Лит.: Трон о кий И. М., История античной лит-ры, 3 изд.. Л., 1957; История греческой лит-ры, под ред. С. И.Соболевского [и др.], т. 3, М.; I960; История римской лит-ры, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 2, М., 1962; В а р-н e к e Б. В., Актеры Древней Греции, Одесса, 1919; Comi-corum graecorum fragmenta, ed. G. Kaiuel, v. l, fase. l.

Doriensium comoedia mimi phlyaces, B., 1899; Reich H Der Mimus. Ein litterar-entwicklungsgeschichtlicher Ver such, Bd l, Tl l, B., 1903; Pauly's-Wissova Realencyclo-padie der classisch. Altertumswissenschaft, Hlbbd 30 Stuttg., 1932, с. 1727-64. JJ ф\

МИМИАМБЫ - см. Герод\ JUM (в 1-м значении).

МИМИКА (от греч. ??????? - подражательный)- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п.

В отличие от непроизвольного характера бытовой М., не требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется большим предварительным творч. трудом актера, требует от него постоянного и внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих характеров. Важный элемент актерского иск-ва, М. состоит в умении исполнителя через выражение глаз, лица передавать различные душевные состояния персонажа. K.C. Станиславский говорил, что М. неотделима от всего строя мыслей, действий и чувств человека и является органич. выражением его внутренней жизни (см. Станиславского система). М. должна подч„ркивать грим, наиболее ярко выражающий типич. черты изображаемого лица; в свою очередь грим усиливает выразительность М. В то же время он не должен заслонять М. Продуманная и технически совершенная М. усиливает значение сценич. слова, помогает глубже раскрыть его смысл. Особое значение М. приобретает в сценич. паузах, когда актер должен раскрыть чувства и мысли своего героя без слов или когда актер молча реагирует на высказывания или действия др. персонажей.

Среди выдающихся мастеров иск-ва М.- Д. Гаррик (Англия), Б. К. Коклен. Capa Бернар (Франция), Э. Дузе (Италия); в рус. дореволюц. и сов. т-ре- М. С. Щепкин, А. П. Ленский, О. О. Садовская, В. Н. Давыдов, Ф. И. Шаляпин, С. Л. Кузнецов, И. Н. Певцов, Н. Ф. Монахов, В. И. Качалов, И. М. Москвин, М. М. Тарханов, Л. М. Леонидов и мн. др. Замечат. мастер М. на эстраде - А. И. Райкин.

На М. построено иск-во исполнителей пантомим (см.). Среди них Ж. Б. Дебюро, М. Марсо, Ж. Л. Бар-ро (Франция) и др. См. также ст. Искусство актера.

Лит.: СтаниславскийК. С., Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе воплощения. в кн.: Ежегодник Московского художественного театра. 1946г., М., 1948; e г о ж e. Моя жизнь в искусстве. Собр. соч., т. 1, М., 1954; e г о ж e. Работа актера над собой, ч. I-Il, там же, т. 2, 3, M., 1954-55; Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в кн.: А; П. Ленский, Статьи. Письма. Записки, М., 1950; Горчаков Н., режиссерские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952.

МИМОС - древнее наименование актера армянского средневекового площадного театра. То же, что гусан.

МИНАЕВ, Дмитрий Дмитриевич (21.X.1835- 10.VII.1889) - русский поэт-сатирик, драматург и переводчик. Лит. деятельность начал в 1857. Сотрудничал в "Современнике", "Искре", "Отечественных записках". Первый биограф Белинского (СП Б, 1860; под псевд. Д. Свияжского). Драм. переводы М. ("Мин-на фон Барнхельм" Лессинга, "Рюи Блаз" Гюго, "Тар-тюф", "Скупой" Мольера и др.) ставились в Петербурге, Москве и провинции. Автор пьес: "Либерал" (1870, Александрийский т-р), "Разор„нное гнездо" ("Спетая песня", 1874, Александрийский т-р) и др. Ел. С.

МИНАЕВ, Козьма Афанасьевич [2(14).XI.1895- 26.1.1950] - украинский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. УССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1925 окончил Моск. консерваторию по классу проф. В. М. За рудной. Впервые выступил на оперной сцене в Харькове в 1927. Пел в оперных т-рах Харькова, Баку, Одессы, Киева и др. городов. С 1937 - артист Т-ра оперы и балета им. Шевченко.

Партии: Остап, Микола ("Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка" Лысенко), Султан ("Запорожец за Дунаем"), Про-ценко ("Молодая гвардия" Мейтуса), Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского), Щорс (о. п. Лятошинского), Лист-рат ("В бурю" Хренникова), Онегин, князь Игорь, Риголетто и др. Выступал в концертах, ?. Рад.

МИНАЕВА, Зинаида Николаевна [23. ? 1(5. ? II). 1885 -31.VIII.1950] - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1928). В 1910 окончила муз.-драм. курсы В. Б. Поллака в Петербурге. Играла в частных т-рах Петербурга, затем служила в Батуми, Харькове, Киеве, Москве (т-р Суходольского). М. обладала сильным драматическим темпераментом, обаянием. Роли:

Лариса ("Бесприданница"), Катерина ("Гроза"), Ту-гина ("Последняя жертва"), Настасья Филипповна, Грушенька ("Идиот" и "Братья Карамазовы" по Достоевскому). После Октябрьской революции M. работала в Курске, Астрахани, Ростове-на-Дону, Казани, Саратове и др. Роли: царица Ирина ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Любовь Яровая; Василиса Мелентьева (о. п. Островского и Гедеонова), Клара ("Страх" Афиногенова), Анна Андреевна ("Ревизор") и др. С 1938 - в труппе Моск. т-ра Транспорта (роль Кручининой). Оставила сцену в 1948. H. Сл.

МИНАСЯН, Каро Арутюнович (р.24.111.1908) - армянский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1956). Учился в Ленингр. академии художеств. Оформил спектакли: "Венецианский купец" (1936); "В 1905 году" Джабарлы - в Ле-нинаканском т-ре, "Женитьба" (1939); "Фландрия" Сарду (1940), "Фру Йнгер из Эстрота" Ибсена (1946) ? Ереванском рус. т-ре, "Хандут" на муз. Спендиаро-ва (1945), "Демон" (1946), "Ромео и Джульетта" (1955) - в Армянском т-ре оперы и балета им. А. Спен-диарова. Преподавал декорац. иск-во в Ереванском художеств.-театр. ин-те (1946-60). Л. Хал.

МИНАСЯН, Петрос (1799-1867)--армянский драматург и теоретик школьного театра. Жил в Тифлисе. Писал историч. трагедии и бытовые комедии для школьного т-ра. Произв. М. способствовали развитию жанра историч. драмы в арм. лит-ре. Из историч. трагедий изданы "Хосров Великий" и "Смбат I" (1845). Большинство пьес сохранилось в рукописях. М. отвергал светский т-р, требовал, чтобы театральное искусство воспитывало молод„жь в духе христианской морали. В. Т.

МИНИАТЮРА (франц. - miniature) - жанр "малых форм", небольшое по размеру произведение театрального, эстрадного или циркового искусства (короткая пьеса-шутка, водевиль, интермедия, скетч, разговорная, хореографич. или муз. сценка, эстрадный рассказ, клоунская сцена и т. п.). В конце 18- 1-й пол. 19 вв. М. широко исполнялись в т. н. дивертисментах. Впоследствии стали неизменным компонентом конце ртно-эстрадных программ (см. Эстрада). Среди исполнителей и артистов-авторов текстовых М. в 19 в.- М. С. Щепкин, В. И. Живокини, П. М. Садовский, И. Ф. Горбунов, В. Н. Андреев-Бурлак, позднее - В. Н. Давыдов и др. Большое распространение на эстраде получили миниатюры А. П. Чехова ("Злоумышленник", "О вреде табака", "Хирургия", "Юбилей" и др.). На М. всех видов строится репертуар спец. т-ров М., появившихся в нач. 20 в.:

"Кривое зеркало", "Летучая мышь"; в сов. время - Ленингр. т-р эстрады и миниатюр под рук. А. И. Райкина, Моск. т-р эстрады под рук. Вл. Полякова. В 20-х гг. М. занимала ведущее место в коллективах "Синей блузы". Среди сов. авторов M.- Н. А. Адуев, А. М. Арго, В. Е. Ардов, В. А. Дыхо-вичный и М. Р. Слободской, В. 3. Масс, В. Е. Типот и др., среди исполнителей - А. И. Райкин, А. С. Белов, Л. Б. Миров и М. В. Новицкий, М. Б. Миронова и А. С. Менакер, Ю. Тимошенко и Е. Березин (Тарапунька и Штепсель).

Лит.: Кузне цов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Искусство советской эстрады, М., 1962. А. Шн

МИНИН, Сергей Константинович (29. VI. 1882 ?. 1.1962) - русский советский драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1905. Был проф. революционером. За активное участие в революц/ движении был арестован и сослан (1905-08, 1910, 1914). Во время гражд. войны - чл. Реввоенсовета Северо-Кавказского округа, 10-й армии, 1-й Конной армии. Чл. ЦК КП(б) Украины. Автор пьесы "Город в кольце", посв. обороне Царицына (1921, моек. Т-р революционной сатиры; 1922, Ярославль, Саратов, в 1923, Баку и др.), получившей большой общественный резонанс. В 1927 М. тяжело заболел.

Соч.: Город в кольце. Революционная хроника в 6 карт., М., 1920; в сб.: Первые советские пьесы, М., 1958.

Лит.: Пименов В л., Первые революционные пьесы, "Огонек", 1957, ј 11. . Д, Ним.

МИНКО, Василий Петрович [р. 1(14). 1.1902]-украинский советский писатель, драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1942. В 1931 окончил Харьковский ин-т нар. образования. Лит. деятельность начал в 1919. В 1924 выступил как драматург. Первые пьесы M.- революц. агитки были пост. в самодеятельных кружках. Лучшие пьесы М. написаны в жанре сатирич. комедии. Пьеса "Не называя фамилий" (1953, Т-р им. Шевченко) о социалистич. морали пост. многими т-рами СССР и стран нар. демократии. Комедия "Молчать запрещено" (1955, Т-р им. И. Франко) показывает недостатки в деятельности колхозов. В комедии "На хуторе близ Диканьки" (1958, Т-р им. И. Франко) элементы фантастики, фольклорная традиция связаны с романтикой повседневной жизни сов. людей. Драма "Ч„рный змей" (1957, Т-р Зань-ковецкой) ставит вопросы морали, политич. бдительности. Пьеса "Исповедь Юлиана" (1959, Т-р им. Шевченко) о людях Зап. Украины показывает борьбу марксистского и бурж. националистич. мировоззрений. С о ч.: Пьесы, Киев, 1959 (на укр. яз.). С'. Б.

МЙНКУС, Людвиг (Алоизий) Ф„дорович (23. III. 1826-1907) - композитор, скрипач. По национальности чех (по др. сведениям - поляк). С нач. 50-х до нач. 90-х гг. жил в России. В 1853-55 был капельмейстером крепостного оркестра кн. Н. Б. Юсупова в Петербурге, в 1861-72- солистом оркестра Большого т-ра в Москве. В 1866-72 преподавал в Моск. консерватории. В 1872-86 работал композитором балетной музыки при театральной дирекции в Петербурге. После 1890 жил в Вене. М.- автор 16 балетов, в т. ч. балета "Дон Кихот" по сценарию М. И. Петипа (1869, Большой театр). Музыка М. мелодична, отличается яркой танц. ритмикой. Среди др. бале-товМ.: "Пахита" .(1846, театр "Гранд-Опера"), "Баядерка" (1877), "Роксана" (1878), "Дочь снегов" (1879) (все в Ма-риинском театре). Несколько балетов было написано М. вместе с Л. Делибом - "Фиаметта, или Торжество любви" (1864, Лондон), "Ручей" (1866, т-р "Гранд-Опера"), "Разбойники" (1875, Мариинский т-р) и др. Ал. М.

МИНОТИС (?????), Алексис (р. 1900)-греческий актер и режиссер. В 1925 выступала небольших ролях в труппе М. Котопули, к-рая была его педагогом и наставницей. В 1931 выступал в т-ре "Дионисия".С 1932 работал в Нац. т-ре, где играл роли:

Марка Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира), Шейлока ("Венецианский купец"), Глостера ("Ричард III"), Бориса Годунова ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Ипполита (о. п. Еврипида). В лучших ролях этого периода - Освальд ("Привидения", 1934) и Гамлет (1937) - проявилось стремление М. к пси-хологич. глубине в раскрытии образа. В 1942 (в период фашистской оккупации Греции) М. уехал в США, работал в т-ре и в кино. В 1950 вернулся в Грецию, в 1951 впервые выступил как режиссер, пост. трагедию "Царь Эдип" Софокла (исполнил заглавную роль). С 1955 постоянно работает как актер и режиссер греч. Нац. т-ра. С труппой этого т-ра М. пост. антич. трагедии на сцене древнего т-ра в Эпидавре: "Царь Эдип"

(1955), "Антигона" (1956), "Эдип в Колоне" (1958) Софокла, "Гекуба" (1955), "Медея" (1956), "Финикиянки" (1960), "Вакханки" (1962) Еврипида и др. В этих спектаклях М. продолжает и развивает творч. искания Ф. Политиса, Д. Рондириса. Он стремится к реалистич. воплощению древнегреч. драматургии, углубл„нному раскрытию образов. М. добивается более тесной связи хора с действием спектакля, отказывается от декламационности и др. В Нац. т-ре М. ставил также пьесы Шекспира: "Король Лир" (1957), "Ричард III" (1960), "Венецианский купец" (1960). М. обращается и к совр. драматургии: "Визит пожилой дамы" Дюрренматта (1961), "Ригас Велестин-лис" Меласа (1962) и др. Выступает и как оперный режиссер. Д'С.

МИНСК -столица Белорусской ССР (644 т. ж., в 1963). В 1762 в городе возник школьный т-р при иезуитском коллегиу-ме. В 1778 гастролировал польск. т-р с участием В. Богуславского. В нач. 19 в. выступала труппа Ш. Жуковского, М. Ка-жинского (20-30-е гг., на польск. яз.), И. Хелмиковского (на польск. и рус. яз., 40-е гг.), В. Дроздовского (на рус., польск. и укр. яз., 40-е гг.). В 1848 труппа Дроздовского сыграла "Наталку-Полтавку" и "Ревизора". В 40-х гг. в Ратушном т-ре выступал В.А.Каратыгин. В 1841 началась драматургич. и театр. деятельность В. И. Дунина-Марцинкевича, создавшего первый белорус. полу проф. т-р. В 1852 здесь была пост. белорус. опера "Селянка" (текст Дунина-Марцинкевича, муз. Монюшко). После революц. восстания 1863 царское пр-во запретило представления на белорус. яз.

Во 2-й пол. 19 в. в городе гастролировали рус. и укр. коллективы и отд. актеры (М. Л. Кропивницкий, А. И. Южин, П. Н. Орленев и др.). В 1869 на сцене Дворянского собрания дебютировали М. Г. Савина (под псевд.- Стремлянова) и В. П. Далматов (под псевд.-Чу дин). После революции 1905 в Белоруссии начинают возникать нац. проф. коллективы. В 1910 здесь выступал т-р И. Т. Буйницкого, в 1917 создано "Первое товарищество белорусской драмы и комедии".

После провозглашения Сов. власти театр. жизнь М. получает широкое развитие. В 1920 создан 1-й Белорус. гос. драм. т-р (ныне Т-р им. Я. Купалы), в 1920-Белорус. передвижной т-р, возглавлявшийся В. ?'олубком. В 1933 открыт Белорус. т-р оперы и балета, в 1931-белорус. ТЮЗ. После Отечеств. войны все разрушенные театр. здания были восстановлены, вернулись из эвакуации творч. коллективы. В 1945 открыт Белорус. театр. ин-т. В 1947 из Гродно перевед„н рус. драм. т-р. В 1963 в М. функционировало 5 т-ров (Т-р им. Я. Купалы, Рус. т-р им. Горького, ТЮЗ, Т-р оперы и балета, Т-р кукол) и Нар. т-р, филармония, цирк, св. 500 кружков самодеятельности.

Лит.: Смородский А., Минский театр и его прошлое, в кн.: Памятная книжка и календарь Минской губернии на 189?.Г., Минск. 1890; Н я ф „ д У., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959; Барыша Г., 3 тэатральнага м?нулага

М?нска, [ч. 1-3], газ. "Литература ? мастацтва", 1960, ј 61, 62, 67. р ур ц г Бар

МИНСКИЙ, Марк Львович (p.l6.IV.1922) - русский советский режиссер оперы. Засл. деят. иск-в РСФСР (1962). В 1941 окончил Муз. техникум им. Ипполитова-Иванова, в 1952 - ГИТИС по классам Л. В. Баратова и И. М. Туманова. Первой реж. работой М. была пост. оперы "Князь Игорь" (1951, Саратовский т-р оперы и балета). С 1952 М.- реж., с 1958 - гл. реж. Свердловского т-ра оперы и балета.

Пост.: "Дон Паскуале" Доницетти (1953), "Орлеанская дева" Чайковского (1957), "Борис Годунов" (1959); "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954), "Орлиное племя" Бабаева (1961). М. первым в СССР пост. оперы "Симон Бокканегра" Верди (1956), "Пушкин в изгнании" Шехтера (1959), "Тропою грома" Магиденко (1959), "Бравый солдат Швейк" Спадавеккиа (1962) и др. М Лифш

МИНСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР БССР ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО. В 1928 на базе передвижного рус. т-ра, возглавляемого актером В. В. Кумельским, в Могил„ве был создан стационарный рус. драм. т-р БССР. С 1932 т-р наз. Гос. рус. драм. т-ром БССР. В 30-х гг. в репертуаре т-ра были пьесы: "Горе от ума", "Бесприданница", "Без вины виноватые", "Гроза", "Любовь Яровая", "Разлом"; "Аристократы" Погодина, "Гибель эскадры", "Оптимистическая трагедия", "Егор Булычев и другие" (Булычев - Кумельский); "Профессор Мамлок" Ф. Вольфа, "Ревизор", "Бронепоезд 14-69", "Дядя Ваня"; "Таня" Арбузова, "Половчанские сады" Леонова. В 1939 в труппу т-ра влился выпуск Ленингр. театр. уч-ща. Художеств, руководителем т-ра стал нар. арт. БССР Д. А. Орлов. В период Отечеств. войны т-р прекратил свою деятельность. В 1943 коллектив был восстановлен и начал свою работу как фронтовой театр. В 1944 т-р вернулся в Белоруссию, играл в Могил„ве, Гродно. Пост.: "Три сестры", "Двенадцатая ночь" (оба в 1945); "Царь Ф„дор Иоан-нович" А. К. Толстого (Царь Ф„дор - Д. Орлов), "В одном городе" Софронова (оба в 1946), "Русский вопрос" (1947), "Дети солнца" (1948), "Отелло" (1949) и др. В 1955 т-ру было присвоено имя М. Горького.

С 1947 т-р постоянно работает в Минске (в 1950 получил новое здание). В этот период ведущими актерами труппы были: Е. А. Карнаухов, А. Ф. Кистов, Г. А. Кочетков, М. И. Кузьменко, И. К. Локшта-нова, Г. Некрасов, Д. А. Орлов, А. Б. Обухович, Е. М. Полосин, О. И. Шах-Парон, О. Б. Шкапский. В т-ре были пост.: "Песня наших сердец" Полесского, "Дядя Ваня" (оба в 1950); "Два лагеря" Якобсона, "Разлом" (оба в 1951); "Е„ друзья" Розова, "Варвары" (оба в 1952), "Король Лир" (1953, Лир - Кистов).

В т-ре ставятся пьесы белорус. авторов: "Что посеешь, то и пожн„шь" Полесского (1953), "Брестская крепость" Губаревича (1954), "Повторный визит" Дуб-равина, "Главная ставка" Губаревича (оба в 1957), "Подвиг становится известным" Романова (1959), "Изгнание блудницы" Шемякина (1961). В Москве на декаде Белорусского иск-ва в 1955 т-р показал спектакли: "Король Лир", "Брестская крепость". "Варвары". Во 2-й пол. 50-х и в 60-х гг. в т-ре пост.:

"Каменное гнездо" Вуолийоки (1956),"Оптимистическая трагедия" (1957, Комиссар - Климова, Вожак - Кистов), "Власть тьмы" (1960); "Океан" Штейна (1961), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта, "Бесприданница";

"День рождения Терезы" Мдивани (все в 1962).

Гл. режиссерами т-ра продолжит, время были:

В. В. Кумельский (1928-32 и 1933-34), нар. арт. БССР Д. А. Орлов (1939-48), засл. арт. Лит. ССР С. Ф. Владычанский (1948-52), нар. арт. БССР В. Ф. Ф„доров (1952-58), Б. Н. Докутович(1958-60). С 1960 гл. реж. т-ра -засл. арт. БССР М. Л. Спивак.

В труппе т-ра (1963): нар. арт. БССР - Е. А. Карнаухов, А. И. Климова, Г. А. Кочетков, А. Б. Обухович, Е. М. Полосин, И. Б. Шатилло; засл. арт. РСФСР

С. И. Галуза; засл. арт. БССР Е. С. Веснина, О. С. Захарова, М. И. Кузьменко, И. К. Локштанова, И. А. Рож-ба, Ю. В. Сидоров, М. Б. Сокол, Т. В. Тружина, О. И. Шах-Парон, О. Б. Шкапский, Р. И. Янковский и др.

Лит.: Няф„д Ул., Дзяржаны руск? драматычны тэатр БССР, в кн.: Мастацтва Совецкай Беларус?. Зборник артыкула, М?нск, 1955. . Д\

"МИНСЮ ГЭЙДЗЮЦУ ГЭКИДЗ‚", "М ии 'г э и", - японский театр направления сингэки. Создан в 1947. В содружестве с труппой "Синк„гэкидан" т-р начал свою деятельность постановкой остро социальной пьесы "Нарушенный завет", по одноим. роману Симадзаки Тосон (1948), затем были пост. спектакли "Коварство и любовь" (1948) и "Горный хребет" Киносита Дзюндзи (1949). В мае 1949 коллектив распался и был заново создан в 1950. Первый спектакль - "Чайка" (1950). В репертуаре т-ра - классика и пьесы совр. япон. и зап. драматургов:

"Младшая сестра" Мусякодзи Санэапу (1951), "Климат Японии" Кубо Сакаэ (1953), "Вильгельм Телль" (1955); "Юлиус и Этель" Кручковского (1955), "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хаккетт (1956), "Остров" Хотта Есио (1957) и др. Ставятся пьесы рус. и сов. драматургов: "Власть тьмы" (1954), "Последние" (1956), "На дне" (1960); "Иркутская исто рия"(1961) и "Потерянный сын" (1964) Арбузова. В труппе т-ра актеры:

У но Дзюкити, выступающий и как режиссер, Такид-зава Осаму, Хосогава Тикано, Китабаяси Таниэ. Большое значение в формировании т-ра имела деятельность прогрессивного режиссера Окакура Сиро. Коллектив т-ра принимает участие в создании кинофильмов ("Мы - дети моря", 1956, и др.).

Лит. (на япон. яз.): Ибараки Тадаси, С„ва-но сингэки, Токио, 1956; Гэкидан мингэй-но кироку, Токио, 1960; на рус. яз.-О д з а к и К., Новый японский театр. М., 1960. Д. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница