Наши партнеры

Выгодно аренда авто в иркутске в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 290)


"МИНЬОН" ("Mignon") - опера А. Тома, либр. М. Кар-ре и Ж. Барбье по роману Г„те "Годы учения Вильгельма Мейстера". Пост. 17 нояб. 1866, "Опера комик", Париж (Миньон- Галли-Марье, Филина - Кабель, Вильгельм Мейстер - Ашар, Лотарио - Баттай, Лаэрт - Кудерк, Ярно - Бернар, Фредерика - Вуази).

В России впервые пост. в Петербурге итал. оперной труппой 26 дек. 1871. На рус. яз. пост. 15 сент. 1896, Рус. частная опера, Москва (Миньон - Любатович, Вильгельм Мейстер - Осипов, Филина - Ростовцева). В 1912 пост. в Большом т-ре, Москва (дириж„р Купер, реж. Лосский;

Миньон - Гукова, Филина - Нежданова, Вильгельм Мейстер - Собинов, Лотарио - Петров, Фредерика - Павлова, Лаэрт - Эрнст). На сов. сцене пост. 27 нояб. 1918, Михайловский т-р (Малый оперный т-р), Петроград (дириж„р Фиттельберг, пост. Боссе, реж. Циммерман, худ. Зандин;

Миньон - Леонова, Вильгельм Мейстер - Поземковский, Филина - Вронская, Лотарио - Андреев, Лаэрт - Боссе, Ярно - Преображенский, Фредерика - Ведерникова).

Издания: "М.". Клавир, Р., Heugel et Cie, [1868]; с рус. текстом, М., Юргенсон, 1889. /7. Г р.

"МИР ИСКУССТВА" - творческое объединение художников, существовавшее с конца 90-х гг. 19 в. до 1924. В "М. и." входили: А. Н. Бенуа, Б. И. Анис-фельд, Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, М. В. Добужин-ский, Е. Е. Лансере, примыкали А. Я. Головин, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов и др. Выступая против навязчивой тенденциозности, "литературности", низкой живописной культуры эпигонов передвижников, стремясь вернуть живописи е„ специфич. средства выражения, поднять интерес к вопросам формы и мастерства, художники "М. и." в то же время отрицали необходимость социальной направленности иск-ва и не имели ч„ткой, единой обществ.-политич. программы. Яркая декоративность цвета, тонкое чувство стиля, решающая роль антуража, свойственные станковым произв. художников "М. и.", обусловили их обращение к т-ру; в театр.-декорац. живописи они видели возможность решения больших, серьёзных задач, выхода за рамки камерной тематики. Художники "М. и." утвердили живопись на рус. сцене, способствовали значит, подъ„му рус. декорац. иск-ва. В то же время деятельность

"М. и." носила противоречивый характер. Нек-рыс из участников объединения отстаивали самодовлеющее значение театр. живописи, пренебрегали др. компонентами спектакля (против чего активно выступал А. Бенуа).

В области муз. т-ра художники "М. и." продолжали реформу оформления спектакля, начатую декораторами Оперы Мамонтова (см. Московская частная русская опера). С "М. ил непосредственно связано устройство С. П. Дягилевым (один из организаторов "М. и.") "Русских сезонов за границей", во время к-рых декорации Бенуа, Бакста, Головина и др. были высоко оценены мировой общественностью.

Лит.: Б e н у а А. Н., Возникновение "Мира искусства", Л., 1928; А. Я. Головин. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине, Л.М., 1960; Г р а б а р ь И. Э., Моя жизнь. Автомонография, М.- Л., 1937, с. 147-90;

Соколова Н., Мир искусства, М. - Л., 1934; Б а с-с ex ее А., Художники на сцене МХАТ, М., 1960; К а-менскийА., О "живописности" и "сценичности", "Театр", 1957, ј 9; Б e р e з к и н В., Художественный театр и "Мир искусства", "Художник", 1963, ј 1. ц. Бер.

"МИР ИСКУССТВА" - русский художественно-литературный журнал, издававшийся в Петербурге в 1899-1904. Редактор С. П. Дягилев и А. Н. Бенуа. В литературном разделе журнала сотрудничали критики и писатели преим. символистского направления. В художеств. разделе журнала, отражавшем в осн. позиции объединения "Мир искусствам, помещались репродукции произв. крупнейших мастеров рус. и зарубежного изобразит, иск-ва, в т. ч. эскизы театр. декораций, статьи о творчестве художников. Большое внимание "М. и." уделял т-ру (статьи о МХТ - "Театр будущего", "Доктор Штокман", "Три сестры" и др). , В. Бер.

МИРА ДЕ АМЕСКУА (Mira de Amescua), Антонио (р. между 1574-77 - ум. 1644) - испанский драматург. Писал комедии на сюжеты Библии и житий, историч. и бытовые комедии, ауто. Лучшая пьеса М. де А.- "Слуга дьявола"- основана на агиографич. легенде о человеке, вступившем в сделку с дьяволом. Сюжет этот получил впоследствии широкое распространение в мировой драматургии ("Фауст" и др.). Среди комедий М. де А. получили известность "Несчастная Рахиль", написанная на материале исп. легенды, "Колесо Фортуны", "Скромный и отважный любовник". Влияние драматургии М. де А. проявилось в пьесах П. Кальдерона, А. Морето.

Соч.: Comedias, в кн.: Dramaticos contemporaneos a Lope de Vega, t. 2, Madrid, 1858 (Biblioteca de autores espanoles, v. 45) и в кн.: Teatro, a cura di A. Valbuena Prat, v. 1-2, Madrid, 1926-28 (Clasicos castellanos, v. LXX e LXXXII dei).

Лит.: Cotarelo у Могу E., Mira de Amescua y su teatro, Madrid, 1931. Я. Г.

МИРАГЯН, Геворк (20.1.1840-22.1.1875) -армянский актер. Один из представителей арм. реали-стич. т-ра 19 в. В 1864 под псевд. "Вауни" вступил в товарищество арм. актеров, возглавляемое основателем арм. проф. т-ра нового периода Г. Чмшкяном, и вскоре приобр„л славу талантливого актера-комика. Большим успехом пользовался в оригинальной драматургии, гл. обр. в пьесах Г. Сундукяна, М. Тер-Григоряна. Был первым исполнителем роли Гико в пьесе "Пэпо" Сундукяна (1871). С. Мел.

МИРАГЯН, Гедеон (1859-14.1.1919) -армянский актер. Спенич. деятельность начал в 1884. Выступал на арм. и груз. сцене (под фам. Гедеванов). Играл характерные роли: Замбахов, Осеп ("Хатабала", "Разор„нный очаг" Сундукяна), Полоний ("Гамлет"), Тартюф и др. Переводил пьесы. Занимался педаго-гич. работой. С. Мел.

МИРАКЙЛОВ, Миршахид (1900-21.X.1959) -узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Сценич. деятельность начал в 1915; участвовал в работе любительских кружков Коканда. Один из учеников и соратников Хамзы. После Октябрьской революции работал в Ферганском т-ре. С 1925 - актер Самаркандского т-ра(с 1927- Т-ра им. Хамзы). М. был актером яркого комедийного дарования, он использовал сатирическое заострение, тонкую, насмешливую иронию, язвительный, едкий сарказм или мягкий, доброжелательный, шутливый юмор. Иск-во М. отличалось оптимизмом, ярким темпераментом. актер творчески претворял традиции узб. нар. т-ра кызыкчи (острая импровизация, яркая мимика) . Мастер "маленьких ролей", М. придавал своим героям неповторимую характерность.

Роли: Подколесин ("Женитьба", 1926), Домулла ("Два коммуниста" Яше-на, 1929), Бобчинский (1935), Завхоз ("Новба-хор" Уйгуна, 1949), Надзиратель ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), Ризамат ("Больные зубы" Кахха-ра, 1954). Играл простых людей, задавленных тяготами жизни: Акбарали ("Наказание клеветников" Хамзы, 1922), Пикапов ("Любовь Яровая", 1937), Рыбак ("Сказка о рыбаке и рыбке" по Пушкину, 1948) и др. Снимался в кино.

Лит.: Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962; Гос. ордена Ленина академич. Узб. театр драмы им. Хамзы, Ташкент, 1957. }J. ф.

МИРАКЛЬ (франц. miracle, от лат. miraculun- чудо) - жанр средневековой религиозно-назидательной стихотворной драмы, сюжет к-рой основан на "чуде", совершаемом святым или девой Марией. Начав сво„ развитие в 13 в. во Франции, М. в 14 в. получил широкое распространение во всех странах Зап. Европы. В М. пропагандировалась христианская мораль, изображалось вмешательство небесных сил в судьбу человека, приводящее к торжеству добродетели и наказанию порока. Легендарные сюжеты нередко использовались в М. для осуждения социального произвола и эгоистич. страстей. Первое известное произв. этого жанра - "Игра о св. Николае" (1200) франц. трувера Жана Боделя - сюжетно связано с событиями крестовых походов 12-13 вв., в н„м пропагандировались религиозные идеи. В миракле Боделя имелись и сцены бытового характера (эпизоды в трактире). Стремление раскрыть внутр. переживания героя проявилось в "Миракле о Тео-филе" трувера Рютб„фа (ок. 1261). Реалистич. мотивы, характерные для М. этого времени, свидетельствовали об усилении жизненных черт в иск-ве ср.-век. т-ра. Обострение феодальных противоречий в 14 в., бедственные события Столетней войны (1337-1453) привели к усилению критич. тенденций в М. В цикле М. о деве Марии (14 в.), состоящем из 40 пьес, получили отражение жестокий произвол рыцарства ("Миракль о Роберте-дьяволе"), порочные нравы феодалов и ка-толнч. духовенства ("Миракль о Берте с большими ногами", "Спас„нная аббатиса"). М. часто создавались также на сюжеты латинских авантюрных повестей, гор. фаблио и эпич. поэм. Усиление реалистич. элементов в М. сопровождалось вытеснением божественных персонажей и вело к превращению М. в бытовую назидательную драму, сохраняющую, однако, принципы христианского морализирования ("Миракль о Гризельде"). В Италии в М. "Представление о Стелле и "Представление о св. Уливе" ещ„ в большей степени заметно освобождение от религиозных мотивов. Но реалистич. черты в обрисовке быта и образов М. носили внешний характер, поступки героев определялись не внутр. психологич. причинами, а догматами христианской этики. Нравств. перерождение персонажей, олицетворявших греховное начало, было в прямой зависимости человека от божьей воли. Эта двойственность жанра М. свидетельствовала о незрелости бюргерского сознания, ищущего компромисса с церковной ортодоксальностью. В Англии термин "М." употреблялся также для обозначения жанра мистерии. В Испании М. были близки ср.-век. ауто ("Ауто о тр„х волхвах", конец 12 - нач. 13 вв.).

В эпоху Возрождения М. сохранился как оружие церковной идеологии, его продолжением были "пьесы о святых", широко распростран„нные в католич. Испании 15-17 вв. Использование жанра М. исп. драматургами нового времени (Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон) приводило их к компромиссу или прямому подчинению церковной идеологии. В 17- 18 вв. М. в сво„м канонич. виде сохранились только в репертуаре иезуитских школьных театров.

В конце 19-1-й четв. 20 вв. увлечение религиозной тематикой в символистском т-ре и драматургии приводило к возрождению ср.-век. М. В отд. случаях сюжет "чуда" получал сатирич. истолкование ("Чудо святого Антония" Метерлинка), но гл. обр. служил формой мистич. мировоззрения и выражал анти-реалистич. устремления декадентского т-ра.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т, 1, М., 1956; Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, М., 1953; Theatre francais au Moyen age, ... pubL par L. Monmerque et Fr. Michel, P., 1842; Petit de Julleville L.,Le theatre en France. Histoire de la litterature dramatique, P., 1889; Cohen G., Le theatre religieux, в его кн.: Le theatre en France au Moyen age, pt. l, P., 1948. Гр. Б.

"МИРАНДОЛЙНА" - см. "Хозяйка гостиницы".

МИРБО (Mirbeau), Октав (16.II.1850-16.II.1917)- французский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1896. В остроконфликтной пьесе "Дурные пастыри" (1897, т-р "Ренессанс") ч„тко обрисовано столкновение между хозяином фабрики и рабочими, устраивающими забастовку. В пьесе "Очаг" (1908, т-р "Комеди Франсез") сатирически изображена бурж. филантропия. В центре лучшей пьесы М. "Дела есть дела" (1903, "Комеди Франсез") создан собирательный образ беспринципного богача-выскочки, "фанатика стяжания", по словам М. Горького. М. принадлежат также одноактные пьесы-памфлеты, "фарсы и аллегории", бичующие бурж. общество. Отрицание ка-питалистич. действительности определяет сатирич. пафос пьес М., направленный против фабрикантов и промышленников, против фальши, псе вд о демократизма, бесчеловечности. Нигилизм, анархистские мотивы, характерные для творчества М. в целом, заметны лишь в "Дурных пастырях".

На рус. сцене ставились пьесы "Дела есть дела" (под назв. "Рабы наживы", 1903, Т-р Корша, Москва), одноактная пьеса "Вор" (1918, Нар. художеств. т-р, Москва).

С о ч.: Theatre, Р., 1922; в рус. пер.- Полн. собр. соч., т. 1-10, М., 1908-11 (т. 6 и 9 - пьесы).

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959;

Descaves P., Octave Mirbeau, "Erasme", P., 1947, .ј 18.

МИРЕЦКИЙ (Mirecki), Францишек (l. IV. 1791 -29. V. 1862) - польский композитор, дириж„р, педагог. В 1814 окончил Краковский ун-т (ф-т классич. филологии). Первые муз. знания получил от своего отца - известного краковского органиста. В дальнейшем совершенствовался по фп. у И. Гуммеля (Вена), по композиции - у Л. Керубини (Париж). В 1822- 1836 работал в Милане и Генуе дириж„ром и вок. педагогом. В составе итал. оперного ансамбля гастролировал в Португалии, Англии, Франции. В 1838 вернулся в Польшу; основал в Кракове муа. школу, в к-рой в„л класс оперного пения. М.- автор опер:

"Эвандр в Пергаме" (1824, Генуя), "Два каторжника" (1826, т-р "Сан-Карлуш", Лиса бон), "Корнелий Бенти-вольо" (1844, т-р "Ла Скала"), "Ночлег в Апеннинах" (по сюжету А. Фредро, 1845, Краков) и др., зингшпиля "Цыгане" на текст Я. Б. Княжнина (1822, Варшава), балетов "Октавия" (1823, т-р "Ла Скала"), "Замок в Кенильворте" по В. Скотту (1824, там же).

Лит.: Биографии композиторов с IV-XX век, с портретами, М., 1904; Jachimecki Z., Muzyka polska w rozwoju historycznym..., t. l, cz. 2, Kr., 1951; Opery polskie, opracowal Kornel Michalowski, [Kr., 1954].

МИРЗАЕВ, Бобарахом (1907-57) - узбекский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1950). Учился в Моск. консерватории. В 1926 М.-солист Узб. муз.-этнографич. ансамбля, в 1927- артист Муз.-драм. т-ра в Коканде, с 1928 -Узб. муз.-драм. театра в Ташкенте. Играл характерные и бытовые роли: Нигмат ("Халима" Зафари), Юл-даш, Кадыр ("Ичкарида", "Гюльсара" Яшена и Муха-медова) и др. С 1939 - солист Т-ра оперы и балета им. Навои.

Партии: Пристав ("Буран" Ашрафи и Василенко), Дав-рон-ота (о. п. Садыкова и Козловского), Ер-Таргын (о. п. Брусиловского), Томский ("Пиковая дама"), Эскамильо ("Кармен") и др. Исполнял узб. нар. песни.

С. Мир., Е. Фр.

МИРЗОЯН, Ашот Оганесович (р.25.Х.1913) - армянский советский театральный художник. Засл. деятель иск-в (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1938 окончил ленингр. Академию художеств. В 1938-45 был гл. художником Армянского ТЮЗа. Оформил спектакли "Разбойники" (1939), "Недоросль" (1946), "Сон в летнюю ночь" (1944). С 1947- гл. художник оперного Т-ра им. Спендиарова. Спектакли:

"Мазепа" Чайковского (1950), "Героиня" Степаняна (Гос. пр., 1951), "Арцваберд" Бабаева (1957), "Отел-ло" (1959); "Спартак" Хачатуряна (1961). Л. Хал.

МИРЗОЯН, Вартан Мирзоевич [17(29).VII.1877]- армянский советский актер. Нар. арт. Арм. ССР (1949). Спенич. деятельность начал в 1897 в Тифлисе. В 1903-07 учился на муз. курсах в Петербурге. В 1907-18 работал актером т-ра Арм. драм. об-ва и в др. арм. т-рах Тифлиса. В 1921-27 -актер и режиссер арм. т-ров Ленинакана, Баку, Тбилиси. М.- один из основателей Армянского ТЮЗа, где работал 25 лет. Характерный актер. Роли: Воскан ("Злой дух" Ширванзаде), Зимзимов ("Пэпо" Сундукяна), Григор-ага ("Ут„с" Папазяна), Анания Глаха ("Измена" Сумбатова-Южина) и др. С 1929 преподавал в Ереванском театр. техникуме и в театр.-художеств. ин-те (грим). Б. А.

МИРНЫЙ, Панас (наст. имя и фам.- Афанасий Яковлевич Рудченко) [1(13).V.1849, Миргород,- 28.1.1920]-украинский писатель, драматург. Род. в семье мелкого чиновника. 14-летним юношей поступил на каз„нную службу. Лит. деятельность начал в 1872. Творчество М. формировалось под влиянием рус. и укр. революц. демократич. интеллигенции. По мотивам нар. песни о Бонда ривне создал пьесу "Лы-меривна" (1883), в к-рой раскрывается горькая судьба женщины в среде мещан-ростовщиков (роль героини в 1892 сыграла М. К. Заньковепкая). Написал комедию "Перемудрил" (1885), драму "У черницях" (1884) и др. Перев„л "Доходное место" и "Грозу" Островского.

Лит.: История украинской литературы, т. 1, Киев, 1954. Я. Д.

МИРОВ, Лев Борисович (р.26.XII.1903) - советский артист эстрады; конферансье. Засл. арт. РСФСР (1953). В 1925-28 выступал в т-ре "Синяя блуза". В 1928-31-в Моск. т-ре обозрений, в 1931-34-в Мюзик-холле. В 1934 организовал т-р Художественных миниатюр в г. Горьком. В 1937 начал работу на эстраде с Е. П. Дарским (1902-51). Миров и Дарский создали новый эстрадный жанр, т. н. "парного конферанса". Артисты разыгрывали сатирич. интермедии, в к-рых высмеивали разл. отрицат. явления в жизни общества ("Отсутствие собственного мнения", "Отелло", "Подхалимаж"). После смерти Дарского выступает с М. В. Новицким. А. Гох.

МИРОВИЧ (наст. фам.- Д ун а е в), Евстигней Афиногенович [29.VII(10.VIII).1878-16.II.1952]- белорусский советский режиссер, актер, драматург, педагог. Нар. арт. БССР (1940). Род. в Петербурге в семье железнодорожника. Окончил театр. курсы им. Волкова в Петербурге. Спенич. деятельность как актер и режиссер начал в Петербурге в 1900 в Адмиралтейском т-ре, затем работал в Екатерининском т-ре (1903), Кронштадтском т-ре "Коммерч. собрания" (1910), Троицком (1912), Интимном (1913-14), Литейном (1914- 1917) т-рах. С 1906 выступал как драматург. Первая пьеса - "Опекуны". В дореволюц. т-ре шли пьесы М* "Театр купца Епишкина", "Графиня Эльвира", "Вова приспособился" и др.

С 1919 М. работал в Белоруссии. В 1921-31 был художеств. руководителем 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (Т-р им. Я. Купалы). В 1932-37 - организатор и худ. рук. первого в Белоруссии колх.-совх. т-ра, в 1937-40-худ. рук. Белорус. ТЮЗа, в 1941-45 - режиссер Т-ра им. Я. Купалы, с 1945 - худ. рук. и зав. кафедрой мастерства актера Белорус. театр. ин-та (с 1945 - профессор). М. написал пьесы из жизни белорус. народа: "Машека" (1923), "Кастусь Ка-линовский" (1923), "Коваль-воевода" (1925), "Карьера товарища Брызгалина" (1925), "Победа" (1926), "Запоют веретена" (1928) и др. М.- один из основоположников Т-ра им. Я. Купалы, воспитатель первого поколения актеров и режиссеров этого т-ра. В своей практике М. следовал лучшим реалистич. традициям рус. т-ра. Пост. спектакли: "На купалле" Чарота (1921), "Машека", "Кастусь Калиновский", "Коваль-воевода", "Карьера товарища Брызгалина", "Победа";

"Мятеж" по Фурманову (1927), "Мост" Романовича

(1929), "Междубурье" Курдина (1929), "Гута" Кобеца

(1930) - в Т-ре им. Я. Купалы; "Как закалялась сталь" (1937); "Чудесная дудка" Вольского (1939), "Доходное место" (1941) - в Белорус. ТЮЗе.

Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр, М?нск, 1959;

Пятров?ч С., Творчая дзейнасць Я. А. М?ров?ча да Кастрычн?цкай рэвалюцы?, в кн.: Беларускае мастацтва. Зборн?к артыкула ? матэрыяла, М?нск, 1960, с. 65-76; его ж е, Я. А. М?ров?ч? яго роля у разв?цц? бэларускага тэатра, "Весц? АН БССР. Сер. грамадск?х навук", 1961, ј 1, с.95-105;Бутаков А., Искусство жизненной правды, Минск, 1957. В. Н.

МИРОНАЙТЕ, Моника Пятро [р. 12(25).IV. 1913] - литовская советская актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1959). В 1935 окончила драм. студию в Каунасе. В 1936-40 - актриса Каунасского т-ра. С 1940 М. работала в Т-ре драмы Лит. ССР (Вильнюс), с 1955- в Вильнюсском рус. т-ре. М. создала светлые образы женщин, борющихся с "т„мным царством",- Аксюша, Лариса, Варвара, Параша ("Лес", "Бесприданница", "Гроза", "Горячее сердце" Островского); роли в пьесах Горького - Надя, Шура Булычева, Монахова ("Враги", "Егор Булычев и другие", "Варвары"). Среди лучших ролей также Нора; Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Луиза ("Коварство и любовь"), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому). Создала первые образы сов. женщин на литов. сцене - Таня (в. п. Арбузова), Лида ("Платон Кречет") и глубоко национальные образы литовских женщин- Марите ("Поют петухи" Балтушиса), Меркене ("Эля-на" Корсакене и Славина) и др. Легко и остро играет М. комедийные (Дорина - "Тартюф") и характерные роли (Буткевич-"Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952). Обладает большой сценич. культурой, музыкальностью. Выступает как мастер художеств. слова (на литов. и рус. яз.).

МИРОНОВ, Иван Елизарович (р. 5.VIIJ. 1919) - бурятский советский актер. Нар. арт. Бурят. АССР (1957). Засл. арт. РСФСР (1959). В 1937 окончил театр.-муз. уч-ще в Улан-Удэ и поступил в Бурят, колх.-совх. т-р. В 1944-47 М. учился на реж. ф-те ГИТИСа. В 1947-50 работал в Бурят. колх.-совх. т-ре, с 1950-актер и режиссер Бурят. т-ра драмы им. X. Намсараева. М. играет как комедийные, так и драматич. роли. В 1957 исполнил роль В. И. Ленина в спектакле "Кремл„вские куранты".

Роли: Мэргэн (о. п. Шадаева), Чимит ("Пламя" Бал-дано), Курбан ("Честь семьи" Мухтарова), Захар Бардин ("Враги"), Нанзат ("Первый год" Шагжина), Чжоу Пу юань ("Тайфун" Цао Юя), Найдан ("Хитрый Бу-дамщу" Шагжина) и др.

Пост. спектакли: "Барометр показывает бурю" Батож-бая (1957), "Одним дыханием" Халматова (1959), "Праздник фонарей" Пфейфера (1960) и др.

Лит.: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959, с. 59-85; Найдакова В. Ц., Современный бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), [Улан-Удэ, 1962].

Вал. Я. МИРОНОВА, Валентина Алексеевна (г. рожд. неизв.-ум. 21.IV.1919) - русская актриса. Училась на гос. драм. курсах. В 1892-97 работала в Александрийском т-ре, затем в Т-ре Корша в Москве. С 1901 - актриса Т-ра Лит.-художеств. об-ва (Петербург). Занимала здесь амплуа "грандкокет" (см. Кокет) и героинь. С особым блеском играла роли светских женщин в типичных для периода безвременья, модных в те годы пьесах: "Губернская Клеопатра" Туношенского, "Ведьма" Трахтенберга, "Ч„рная пантера" Виниченко, "Заза" Бертона и Симона, "Вера Мирпева" Урванцова и др. В классич. репертуаре исполняла роли: Мария Стюарт; Акулина ("Власть тьмы"), Катюша Маслова ("Воскресение" по Толстому). М. обладала большим сценич. обаянием, темпераментом, изяществом, певучим голосом, хорошей дикцией, детально разрабатывала свои роли. Однако в сценич. образах актрисы не было полного перевоплощения; как в совр., так и в классических пьесах М. варьировала в основном один и тот же тип: внешне холодной и уравновешенной светской женщины, в которой, однако, чувствовалась внутренняя сила.

МИРОНОВА, Екатерина Эдуардовна [6 (18).XI. 1883-15.1.1946] - белорусская советская актриса. Засл. арт. БССР (1940). Сценич. деятельность начала в 1898 как актриса-любительница. Играла роли Катерины, Кручининой; Трильби (о. п. Ге). В 1919-22- актриса и режиссер 2-го показательного т-ра Глав-политпросвета БССР, где пост. "Месяц в деревне" Тургенева, "Мещане" и др. С 1920 - актриса 1-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-ра им. Я. Купалы). Играла комедийные и характерные роли.

Роли: Госпожа Журден ("Мещанин во дворянстве", 1924), княгиня Прушинская ("Панский гайдук" Бываевского, 1924), Павлина ("Конец дружбы" Крапивы, 1934), Мария Тарасовна ("Платон Кречет", 1936), Феодосья ("Последние", 1937), мать Дрыля ("Партизаны" Крапивы, 1938), Мотя ("Машенька", 1941) и др.

Лит.: Няф„д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959. О. С.

МИРОНОВА, Мария Владимировна (р. 24.XII. 1910) - русская советская артистка эстрады. Засл. арт. РСФСР (1956). Окончила Театр, техникум им. Луначарского (1927). В 1927-31 - актриса МХАТа 2-го. С 1927 работает на эстраде. В 1932-36 - в т-ре Мюзик-холл, в 1938-47 - в Моск. т-ре миниатюр. С 1948 выступает с А. С. Менакером. Актриса яркого дарования, М. создала ряд комедийных и остро сатирич. образов (эстрадные спектакли "Говорящие письма", "Вы их узнаете", "Дела семейные", "Кляксы" и т. д.). В иек-ве М. гражданская сатира сочетается с меткими бытовыми зарисовками, гротесковыми при„мами. Снималась в кино.

Лит.: "Театр", 1960, ј 5; "Театральная жизнь", 1960, ј 18.

МИРОПОЛЬСКАЯ, Агафоника Васильевна [р. 16(29).XII.1909] - русская советская актриса. Нар. арт. Тадж. ССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1930 окончила Моск. центр, техникум театр. иск-ва (ЦЕТЕТИС). В последующие годы работала в моек. т-pax (Рабочий, Историко-революционный, Т-р-студия под рук. Дикого), Ленингр. Большом драм. т-ре, затем в т-рах Душанбе, Таллина. С 1957- актриса Калининградского т-ра. Не ограничиваясь рамками амплуа, играла драматич., а также и характерные роли-пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской), Карелина ("Мастерица варить кашу" Чернышевского) и др. Героини М. обычно наделены сильным, волевым, целеустремл„нным характером.

Лучшие роли: Маша ("Три сестры"), Анна Каренина; Не-гина ("Таланты и поклонники"), Кручинина; Филумена Мар-турано (о. п. Де Филиппе), Мать (о. п. Чапека). Выступала и как режиссер, пост. "Браконьеры" Раннета (1961) и лр.Е .Ж.

МИРОШНИЧЕНКО, Евгения Сем„новна (р. 12. VI. 1931) - украинская советская артистка оперы (ли-рико-колоратурное сопрано). Нар. арт. УССР (1960). В 1957 окончила Киевскую консерваторию по классу проф. М. Э. Донец-Тессейр. С этого же года М.-солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Партии: Венера ("Энеида" Лысенко), Йолан ("Милана" Майбороды), Стася ("Первая весна" Жуковского), Розина, Виолетта, Джильда;

Мюзетта ("Богема") и др. Голос М.- л„гкий, красивого тембра, особенно ярко звучит в верхнем регистре.

Исполнение М. отличается темпераментом, живостью, вок. мастерством. М. выступает и как концертная певица. С. Б.

МЙРСКИЙ, Геннадий Андреевич (1892-1956)- русский советский актер. Нар. арт. Коми АССР (1946). В 1910-11 учился в Драматич. школе Ада-шева в Москве. В 1912-13 - актер Нижегородского т-ра, затем до 1917 работал в т-pax Рыбинска, Харбина, Владивостока, Благовещенска. С 1918 начал заниматься режиссерской деятельностью. Был художественным руководителем драм. т-ров в Ярославле, Архангельске, Чернигове, Брянске, Грозном, Армавире, Ставрополе, Кемерово и Улан-Удэ. В 1940-47-гл. режиссер Драм. т-ра Коми АССР в Сыктывкаре.

М. сыграл значит, роль в творч. жизни т-ра Коми АССР. С 1947 был художественным руководителем Дворца культуры в Дзержинске. В своей актерской практике М. исполнял гл. обр. характерные роли - Симбирпев ("Человек с ружь„м") и др.

Пост. спектакли: "Человек с ружь„м" (1940); "Ленин в 1918 году" Каплера (1943), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1942), "Вишн„вый сад"; "Месяц в деревне" Тургенева (оба- в 1944), "Горе от ума", "Волки и овцы" (оба - в 1945). и др. С. П.

МЙРСКИЙ, Крыстю Петров (р. 29.1.1920) -болгарский режиссер. Засл. арт. НРБ (1963). Учился актерскому и режиссерскому иск-ву в Париже и Вене, совершенствовался в Мюнхене. В 1943-45 работал ассистентом режиссера и режиссером в софийском и варненском Нар. т-рах. С 1945 М.режиссер Нар. т-ра им. Вазова в Софии. Пост.: "Сноха" (инсц. Хаджикристова по роману Караславова, 1950), "Любовь" Василева (1952), "Первый удар" Кюляв-кова (1956), "Васса Железнова" (1947); "Я хочу домой" Михалкова (1950), "Третья патетическая" Погодина (1961), "Дон Карлос" Шиллера (1955), "Нора" (1956). М. детально разрабатывает зрительный образ спектакля, стремится раскрыть талант актера. Его пост. отличаются поэтич., эмоциональной приподнятостью, реалистич. силой. С 1943 вед„т педагогич. работу (с 1952-проф. Высшего ин-та театр. иск-ва им. Сара-фова в Софии). Димитр. пр. (1950 - за пост. "Васса Железнова" и "Я хочу домой", 1953 - за пост. "Любовь"). Р. Р.

МИРЦХУЛАВА, Дидим Лаврентьевич [р. 20.VII (2. VI II). 1912] - грузинский советский дириж„р оперы, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Комму-нистич. партии с 1939. В 1937 окончил Тбилисскую консерваторию (класс дирижирования Е. С. Мике-ладзе). С этого же года М.-дириж„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Дирижировал оперой "Даи-си" Палиашвили (1957), балетом "Горда" Торадзе (1949;

Гос. пр. СССР, 1950) и др. С 1951 М. вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории. Л. Ц.

МИРШАКАР (наст. фам.- Миршакаров), Мирсаид (р.5.V.1912)- таджикский советский поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 3, 4, 5-го созывов. Председатель Верх. Совета Тадж. ССР, чл. ЦК КП Тадж. ССР (1963). Лит. деятельность начал в 30-е гг. Первая пьеса М.- "Золотой кишлак" (1944, нов. ред. 1959) о поисках бедняком-крестьянином обетованного края и о счастливой жизни в колхозе; сказочный, ро-мантич. сюжет переплетается в пьесе с реальными историч. событиями. Пьеса "Тошбек и Гульку рбон" (1946, нов. ред. 1959) построена на памирской легенде о нар. богатыре. М.- автор комедий "Учитель любви" (1945), "Ошибка Бобосафара" (1947), "Тухмат-шоев" (1953), драмы "Мой город" (1951), посв. проблемам морали, и созданной на е„ основе "Трагедии Усма-нова" {1956), и др. произв. Драматургию М. характеризует яркий нар. юмор, лиризм, использование образов фольклора. Гос. пр. СССР (1950).

С о ч.: Трагедия Усманова, [Душанбе], 1957. Лит.: Очерк истории таджикской советской литературы, ч. 1, [Душанбе]. 1955. Л.Дем.

МИСТЕРИЯ (от греч. ????????? - таинство, тайна)- жанр западноевропейского средневекового религиозного театра 14-16 вв.; в сво„м возникновения был подготовлен развитием литургической драмы. Содержание М. составляли сюжеты Библии и Евангелия; сцены религ. характера чередовались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Развитие М. связано с расцветом ср.-век. городов 14-15 вв., преодолевших в нек-рой мере свою феод. зависимость, но ещ„ не попавших полностью под власть королей. Представление М. входило составной частью в гор. празднества; оно организовывалось гор. властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и происходило обычно в ярмарочные дни на площади. Исполнители М. (гл. обр. ремесленники) вносили в свою игру реалистич., комедийные черты. Это живое начало М. возникало помимо официальных руководителей гор. празднеств и часто вопреки лит. тексту М. Противоречивый характер М. проявлялся в непрестанной внутр. борьбе религ. и мирского начал. В мистериальных представлениях сочетались и сталкивались религ. мистика и житейский реализм, набожность и богохульство, стихийная народность, выраженная в самодеятельности масс, и официальная подчин„нность церкви, гор. властям. Религ. содержание, бывшее разновидностью церк. пропаганды, не уничтожало значения М. как формы массового т-ра, в к-ром отражалась порой "...грубая откровенность народных страстей,... вольность суждений площади" (Пушкин А. С., Полн. собр. соч., т. 7, 1958, с. 216-17). М. была распространена во всех странах Зап. Европы, но наиболее полное развитие получила во Франции, являвшейся, по словам Ф. Энгельса, "средоточием феодализма в средние века..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 259). Мистериальная драматургия разделяется на 3 осн. цикла - ветхозаветный, новозаветный и апостольский. Яркий образец жанра религ. М.- "Мистерия страстей господних" Арнуля Гребана (сер. 15 в.), в которой действовало ок. 400 персонажей. Несмотря на строгий ригоризм автора, в мистерию Гребана проникли нек-рые реалистич. мотивы, еще более усиливающиеся в "Мистерии страстей" Жана Мишеля (1486). Особое место в мистериальном репертуаре занимала "Мистерия об осаде Орлеана", пост. вскоре после победы французов под Орлеаном (1429). Эта М. представляла собой попытку создания нар.-героич. драмы, прославляющей стойкость и патриотизм горожан в их борьбе с англичанами. Яркими реалистич. чертами были отмечены М. в протестантских странах - Англии, .Германии, а также в Нидерландах. Именно в этих странах M. чаще всего заполнялась комедийными, а порой и пародийными сценами. В постановках М. господствовал принцип симультанности: на сценич. площадке одновременно показывались все места действия, необходимые для данного представления. Количество таких мест действия ("беседок"), используемых в спектакле по мере развития сюжета, доходило до 20. Существовали также др. типы постановок, когда многочисл. эпизоды М. показывались на раз л. сценич. площадках - система передвижных сцен-площадок, при к-рой эпизоды М. демонстрировались на отдельных повозках - пэджентах (англ. ед. ч. - pageant); сооружение мест действия в виде отдельных кабин на кольцеобразном, возвышающемся на ,сваях, помосте. Наиболее живописно оформлялись "ад" и "рай". В актерском исполнении М. вы-спренная патетика (в религ. эпизодах) сочеталась с грубым натурализмом (напр., в сценах пыток), ярко комедийный характер носили бытовые интермедии и особенно сцены, в к-рых участвовали черти (по-франц. т. н. diablerie).

Постановкой М. руководили "управители игр", каждый из к-рых заведовал разными сторонами дела - организационной, технической, литературной, сценической. Спец. "мастера чудес" занимались устройством многочисл. театр. эффектов. С конца 13 в. появились полупроф. "братствам, показывающие М. Особенно выделялось парижское "Братство страстей господних", существовавшее с 70-х гг. 14 в. и пользовавшееся с 1402 монопольным правом постановки М. в Париже. Усиление реалистич. 'и комедийных элементов в М. вызвало нападки на не„ духовных и светских властей, особенно обострившиеся в период Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. почти во всех странах Зап. Европы М. была запрещена.

М. способствовала развитию театр. иск-ва, т. к. содержала элементы самодеят. сценич. творчества. Активное участие в М. демократич. масс пробудило в народе интерес к т-ру и заложило основы проф. сценич. иск-ва. Масштабность действия, контрасты патетич. и буффонного, характерные для М., подготовили нек-рые особенности ренессансной драмы (напр., в Англии). Историч. значение М. также в том, что в ней получили начальное развитие жанры ср.-век. т-ра - моралите, фарс.

Позднейшие попытки искусственно восстановить М. имели реакц. направленность и стилизаторский характер (показ в 19-20 вв. "Мистерии страстей господних" в Германии, в сел. Обераммергау, -и "Мистерии тела господнего" в Испании, в Эльче). В 20 в. "Мистерии страстей" периодически демонстрируются в Париже (перед собором Нотр-Дам). Интересный опыт обращения к ср.-век. М. 15 в.-спектакль "История о преславном воскресении" Миколая из Вильковецка в пост. варшавского т-ра "Народо-вы" (1962), иронически трактующий религиозную притчу.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Petit de Julie-ville L., Les mysteres, v. 1-2, P., 1880; Le mystere du siege d'Orleans, publ. par F. Guessard et E. De Certain, P., 1862; Cohen G., Histoire de la mise en scene dans le theatre religieux francais du Moyen age, P., 1926. Гр. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница