Наши партнеры

Выгодно аренда авто пермь недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 291)


"МИСТЕРИЯ-БУФФ" - "героическое, эпическое и сатирическое изображение, нашей эпохи...", произв. В. В. Маяковского. Соч.: первая ред.- 1918 (3 д. с прологом), вторая - 1920-21 (6 .д. с прологом). Пост. (в первой ред.) 7 нояб. 1918 в помещении Коммунального т-ра муз. драмы (консерватории), Петроград [реж. Мейерхольд, сорежиссер и исполнитель ролей: Человек просто, Мафусаил и Один из чертей-Маяковский, худ. Малевич (вступит, слово 7.XI-Луначарский), остальные роли исполнялись актерами т-ров эстрады, учащимися театр. школ]; 1 мая 1921 (во второй ред.) пост. в т-ре РСФСР 1-м, Москва (реж. Мейерхольд, Бебутов, худ. Кисел„в, Лавинский, Храковский; Американец - Зайчиков, Немец и Соглашатель - Ильинский, Ч„рт - Вит. Лазаренко, Слуга - Тенин, Интеллигент - Терешкович, Батрак - А. Хохлов, Человек будущего - Сысоев). В том же году для делегатов III конгресса Коминтерна пост. в Моск. цирке (б. цирке Саламонского) (на нем. яз., пер. Райт, реж. Грановский, худ. Альтман и Равдель; Вельзевул - Канцель, Интеллигент - Михоэлс, Машинист - А. Оленин, Австралиец - А. Файко, Человек будущего - Шаха-лов).

Др. пост. "М.-Б." (гл. обр. во 2-й ред.): в 1921 - Первый пролетарский т-р Тамбовского губполитпросвета (Театр. студия Пролеткульта), Краснодарский т-р (1-я ред.), харьковский "Героич. т-р" (реж. Авлов), Пермский революц. т-р (реж. Кель), Саратовский (реж. Канин), Томский студийный рабоче-крестьянский, Омский (1-я ред.) т-ры, екатеринбургская студия "Художники, литераторы, артисты, музыканты" в цирке (реж. Г. Александров), Т-р им. Луначарского, Кубань; в 1922"Молодой театр", Иркутск (реж. Охлопков), Тамбовский гор. сад (массовая пост.), Первый сов. т-р в Красноярске; в 1923-студия Опытной школы эстетич. воспитания детей, Москва (1-я ред.), КЭМСТ (Казанская экспериментальная мастерская совр. т-ра). Казанский рус. т-р (1-я ред.), Второй сов. т-р в Казани (Зареченский рабочий дворец).

После многолетнего перерыва "М.-Б." была пост. Моск. т-ром Сатиры (1957, новая сценич. редакция Катаняна, сводный текст обоих вариантов, реж. Плучек, худ. Тышлер, комп. Щедрин; Француз - Весник, Американец - Доре, Поп - Лепко, Немец - Менглет, Англичанин и Вельзевул - Папанов, Мафусаил - Солюс, Человек просто - Тенин). В 1955 "М.-Б." исполнялась на эстраде (автор композиции и исполнитель - Сысоев).

Пост. за рубежом: театральные коллективы Варшавы, Лодзи и др. городов Польши (Пролог, 1-я ред.; 1920-е гг.);

Гос. т-р в Брно, Чехословакия (1960); студенческий т-р "Новая сцена" во Франкфурте-на-Майне (1960) и др.

Издания: Первая публикация "М.-Б.", П., 1918;

2-я ред. приложение к ж. "Вестник театра", М., 1921, ј91-92. Послед, изд.: Маяковский В., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1956 (обе редакции).

Лит.: Маяковский В., Вступит, слово на диспуте "Надо ли ставить "Мистерию-Буфф"?" 30 января 1921 года, Полн. собр. соч., т. 12, М., 1959; Февральский А., Мистерия-Буфф, в кн.: Маяковский. Материалы и исследования, М., 1940; Р о с т о ц к и и Б., Маяковский и театр. М., 1952, с. 80-157; Плучек В., На сцене Маяковский, М., 1962, с. 125-59. Д. Шн.

МИТЕЛЬМАН, Ефим Исаевич [р.12 (25). 1.1911]-советский режиссер. Нар. арт. Тадж. ССР (1963). После окончания ГИТИСа (1936) был приглаш„н в тадж. Т-р драмы им. Лахути (г. Душанбе) в качестве режиссера и надолго связал свою судьбу с этим т-ром (лишь в 1943-46, 1949-51 работал в т-рах РСФСР), способствуя развитию тадж. театр. иск-ва, раскрытию дарований актеров. Склонность к яркой форме, к пост. масштабных спектаклей проявилась в пост.:

"Отелло" (1939), "Ромео и Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957); "Рустам и Сухроб" Пирмухаммед-заде и Волькенштейна (1941), "Дохунда" Икрами (1954), "Ураган" Абдулло и Киямова (1957), "Кремл„вские куранты" (1960). С 1961- гл. режиссер Рус. т-ра драмы в Душанбе. Я. Я.

МИТИЮКИ (япон., букв.-идти по дороге) - японский театральный термин. В т-ре Но обозначает муз.-песенную часть пьесы, повествующую о путешествии героев, их переживаниях, пейзаже. В т-ре Ка-буки М. (термин приш„л из т-ра Но) - драматич. рассказ о двух гонимых судьбой влюбл„нных, к-рые пытаются отыскать место, где они смогут совершить самоубийство. Эта часть пьесы чаще всего ставится как танец (исполняемый обычно на ханамити), сопровождаемый музыкой и пением. Пьесы, содержащие такой эпизод, наз. митиюкимоно (напр., "Сонэдзаки синдзю" Тикамапу Мондзаэмона). В япон. кукольном т-ре дзерури М. включается как обязательная муз. часть почти в каждое представление.

Лит.: Кют„ Сакон, Эдо кинъ„ бу„си, Токио, 1930;

S oot t A. С., The Kabuki theatre of Japan, L., 1955. Л. Г.

МИТРА, Шомбху (р. 22.VIII.1915) - индийский актер и режиссер. Творч. деятельность начал в любительских коллективах Калькутты под рук. актера М. Бхаттачарьи. С 1936 выступает в проф. труппах. В 1943 - один из деятелей Ассоциации индийских народных т-ров (ИПТА). С 1950 возглавляет калькуттскую труппу "Бохурупи", выступает как исполнитель ведущих ролей и режиссер. Творчество М. способствовало утверждению в инд. т-ре реалистич. тенденций, его сценич. образы отличаются тонким психологизмом. Труппа М. ставит пьесы индийских ("Патхик" Тулси Лахира, "Висарджан", "Красные олеандры" Тагора и др.) и зап.-европ. классич. драматургов. В 1959 М. присужд„н приз Инд. академии драмы и музыки за лучшую режиссуру. Снимается в кино, выступает и как кинорежиссер. Мел. Б.

???????????(???????????), Димитри [18.11 (1.???). 1896-2.XI.1960]-греческий дириж„р. Поч„тный член Афинской академии (с 1933). Учился в Афинской консерватории; преподавал композицию. В 1937 эмигрировал в США. В 1949-59 ?. - дириж„р Нью-йоркского филармонич. оркестра, в 1954-58- т-ра "Метрополитен-опера". Выступал на Флорентийском, Зальцбургском фестивалях, в Милане (т-р "Ла Скала"), Вене (Гос. опера) и др. городах. В оперном репертуаре М. были произв. В. А. Моцарта, К. Монтеверди, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ф. Бу-зони, Р. Штрауса, А. Берга, М. Равеля, Д. Мийо, С. Барбера, оперы "Евгений Онегин", "Борис Годунов" и др. Широта вкусов, скрытый темперамент в сочетании с тонким чувством стиля отличали исполнение М. Автор оперы "Сестра Беатриса" (1920, Афинская консерватория), музыки к спектаклям, симф. и др. произв. Юл. М.

МИТРОФАНОВ, Лев Иванович (p.27.IV.1927)- русский советский драматург. Окончил Моск. юри-дич. ин-т (1948), Лит. ин-т им. Горького и Высшие лит. курсы в Москве. Первая пьеса - "Рожд„нные временем" (более известна под назв. "Сердца должны гореть", М., 1957) - посв. труду строителей гидроэлектростанции. Среди пьес М.: "Сибирская новелла" (1961), "Пути, которые мы выбираем" (1959), "Тысяча вторая ночь" (1962, Моск. т-р им. Гоголя), "Пятна на солнце" (1963, Моск. т-р им. Ермоловой) и др. Ведущая тема драматургии М.- романтика трудовых будней сов. людей, их характеры.

Соч.: Сто часов, М., 1960; Море отважным! ("Море зовет"), М., 1960; Сибирская новелла, М., 1961; На пороге жизни, М., 1961; Счастливая, М., 1961; Тысяча вторая ночь, М., 1962;

Солдаты без оружия ("Экстренный вызов"), М., 1963; Одноактные пьесы: Аннушка, М., 1962 (совм. с С. Щировой); Невеста, М., 1963. 4. J37

МЙТТЕРВУРЦЕР (Mitterwurzer), Франц (16.?. 1844-13.II.1897) - австрийский актер. С 18 лет играл в провинц. т-рах. В 1867 Лаубе пригласил М. в "Бургтеатр", а в 1869 они оба перешли в Лейпциг-ский т-р. В 1871 М. возвратился в "Бургтеатр", но вскоре переш„л в Гор. т-р Вены, в 1884 руководил "Карлстеатром", в 1886-92 гастролировал в Германии, Голландии. США. С 1894 - снова в "Бургтеат-ре". М.- один из наиболее демократических актеров Австрии конца 19 в. Частая смена театр. коллективов во многом объясняется постоянной неудовлетвор„нностью М. бурж. т-ром. актер обладал огромным темпераментом, л„гкой возбудимостью, иск-вом импровизации, достигал полного перевоплощения. Динамичный жест, гибкий и широкий по диапазону голос, виртуозная мимика - характеризуют иск-во М.

Лучшие роли: Шейлок, Яго, Ричард III, Франц Моор, Гамлет; Мефистофель ("Фауст" Г„те). М. проявил склонность к гротеску в ролях Вурма ("Коварство и любовь"), Калибана ("Буря" Шекспира), Галомира ("Горе лжецу" Грильпарцера). В последние годы жизни играл в драмах Ибсена: Яльмар, консул Берник ("Дикая утка", "Столпы общества").

Лит.: Laube H., Das Burgtheater, 2. Aufl., Lpz., 1891; Bahr H., Mitterwurzer in Wiener Theater, W., 1899;

Burckhard M., Mitterwurzer, W.-Lpz., 1906.

Л. Лоб. МИТЧЕЛЛ (Mitchell). Лэнгдон (17.II.1862-21.?. 1933) - американский драматург. Прославился своей сатирич. комедией "Нью-йоркская идея" (1906, т-р "Лирик", Нью-Йорк), где зло высмеял нравы амер. высшего об-ва, его легкомысленное отношение к вопросам брака и морали, самонадеянность и напыщенность. Пьеса М. пользовалась большой популярностью в США в нач. 20 в., пост. также в Берлине М. Рейнхардтом (1916, т-р "Каммершпиле"); переведена на европ. языки.

М., принадлежит ряд инсценировок: "Бекки Шарп" по роману Теккерея "Ярмарка тщеславия" (1899, "Фифт авеню т-р", Нью-Йорк), "Майор Пенденнис" по о. п. Теккерея (1916, "Крайтирион т-р", Нью-Йорк) и др., статьи о т-ре.

Читал курс лекций и в„л семинар по драматургии в Пенсильванском ун-те (с 1928 - профессор), /f. Б.

МИХАЙЛИЧ‚НКО, Ирина Гавриловна (р.б.ХП. 1921) - украинская советская артистка балета. Засл. арт. УССР (1953). В 1930-39 училась в Бакинском хореографич. уч-ще, по окончании к-рого дебютировала в Т-ре оперы и балета им. Абая (Алма-Ата) в партии Царь-Девицы ("Кон„к-Горбунок"), затем работала в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку, 1941-50). С 1950 - ведущая танцовщица Одесского т-ра оперы и балета.

Партии: Одетта-Одиллия, Аврора; Маша ("Щелкунчик"), Эсмеральда; Китри ("Дон Кихот"), Раймонда, Жизель, Тао Хоа; Параша ("Медный всадник"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Олеся (о. п. Русинова) и др. Ст. М.

МИХАЙЛОВ, Александр Сем„нович (р. 1 .IX .1910) - сов. режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1929 поступил в студию Рабочего т-ра Пролеткульта в Москве.

В 1940 окончил ГИТИС (курс В. Г. Сахновского). М. работал режиссером и гл. режиссером т-ров Томска, Костромы, Волгограда, Куйбышева, Перми, Ташкента. С 1962 - гл. режиссер Т-ра им. Камала (Казань).

Спектакли: "Старик" Горького, "Оптимистическая трагедия" (Томск, 1940-41); "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" Островского, "Солдаты Сталинграда" Вирты (Кострома, 1943- 1945), "Под каштанами Праги", "Русский вопрос" Симонова, "Дядя Ваня"; "Калиновая роща" Корнейчука (Волгоград, 1945-51), "Укрощение строптивой"; "Любовь на рассвете" Галана, "Огненный мост" Ромашова (Куйбышев, 1954-55), "Кремл„вские куранты", "Гамлет", "Бронепоезд 14-69";

"Товарищи романтики" Соболя (Пермь, 1954-60), "Враги";

"Мы не были родными" Бикчурина (т-р им. Камала). X. К.

МИХАЙЛОВ, Борис (наст. имя и фам.- Борис Михайлов Лазарев) (р. 1.1.1893)-болгарский актер. Нар. арт. НРБ (1963). Окончил драм. уч-ще О. К„нига в Мюнхене. С 1913 - актер т-ра "Кам-мершпиле" в Берлине. В 1913-14 по приглашению М. Рейнхардта выступал в "Немецком т-ре", позжев т-рах "Каммершпиле", "Фольксбюне", "Берлине? театр".

В Берлине сыграл роли Протасова ("Живой труп"), Шута ("Сон в летнюю ночь"), Освальда; Каплана фон Миголски ("Молодость" Хальбе), Маркиза Позы ("Дон Карлос") и др.

В 1932, вернувшись в Болгарию, стал актером Нар. т-ра в Софии.

Роли: Исаак ("Иванко" Друмева), Веселгоф ("Разведка" Стрелкова), Михаил Скроботов, Суслов ("Враги", "Дачники"), Конрад ("Дзяды" Мицкевича), Гамлет; Филипп II, Вурм ("Дон Карлос", "Коварство и любовь") и др.

Иск-во М. остро интеллектуально. Созданные им образы отличаются психологич. проникновенностью, трагизмом или подч„ркнутой ироничностью, виртуозной техникой. Выступает с художеств. чтением. Препода„т технику речи в Высшем ин-те театр. иск-ва им. К. Сарафова в Софии (с 1955проф.). В 1920-е гг. снимался в кино. Димитр. пр. (1950). Р. Р.

МИХАЙЛОВ, Василий Ананьевич (1898-1961)- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1960). С 1919 - на проф. сцене; работал в т-рах Урала, Узбекистана, Кавказа. С 1939 - актер Куйбышевского т-ра им. Горького. М. был характерным актером, в его иск-ве яркая театральность сочеталась с глубоким чувством правды, простотой и естественностью сценич. поведения.

Роли: Царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Лука, Шмага; Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Бурмин ("Парень из нашего города"); Свеколкин ("Обыкновенный человек" Леонова), Ломов ("Дачный тупик" Тумановской и Тарасова), Тристан ("Собака на сене" Лопе де Вега), Счастливцев; Перчихин ("Мещане"), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Авдей Спиридонович ("Свадьба с приданым" Дьяконова) и др.

Лит.: Широков А., Поэзия человеческой простоты, "Театр", 1962, ј 11. А. Шн.

МИХАИЛОВ, Максим Дормидонтович [р. 13(25). VI II.1893] - русский советский артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1940). С 1909 пел в церк. хорах. Учился у известных оперных певцов Ф. А. Ошустовича (1913, 1922-23, Казань) и В. В. Осипова (1924-29, Москва). В 1929-32 - солист Всесоюзного радиокомитета, с 1932 - Большого т-ра. Пел преимущественно в рус. клас-сич. операх (первая партия - За редкий в "Евгении Онегине"). Не имея законченного вок. образования, М., уже будучи артистом т-ра, благодаря упорной, тщательной работе, приобр„л опыт и мастерство. Особенно удавались артисту партии эпич. характера: Кончак ("Князь Игорь"), Пимен ("Борис Годунов"), Варяжский гость ("Садко"). Центр, место в творч. биографии М. занимает партия Ивана Сусанина (о. п. Глинки, 1939; Гос. пр. СССР, 1941), в к-рой артист создал образ простого рус. крестьянина-патриота, исполненный сурового эпич. величия. Ярким комизмом и мягкостью отличалось исполнение партии Чуба ("Черевички" Чайковского, 1941; Гос. пр. СССР, 1942). Выступал также как исполнитель русских народных песен.

Др. партии: Светозар ("Руслан и Людмила"), Мельник;

Дед Мороз, Собакин ("Снегурочка", "Царская невеста"), Варлаам ("Борис Годунов"), Гремин ("Евгений Онегин"), Фрол Дамасков ("Поднятая целина" Дзержинского) и др.

Лит.: Кузнецова А., Максим из Кольцовки. Повесть, Чебоксары, 1959; Большой театр. М., Музгиз, 1958, с. 04. Г. Бал.

МИХАЙЛОВ (Зильберштейн), Михаил Иванович (1860-1929)- русский артист оперы (лирич. тенор). В 1878-82 учился в Моск. консерватории у Дж. Гальвани, затем-в Италии. В 1882-84 пел в Киеве и Тифлисе. В 1884-96 - солист Мариин-ского т-ра в Петербурге. В 1896 организовал оперную труппу, с к-рой гастролировал по России. С 1900 жил в Петербурге, занимался педагогич. деятельностью. М. обладал прекрасным бель канте (по красоте звука голос М. сравнивали с голосом Мазини). М.- первый исполнитель партии Ленского в Мариин-ском т-ре.

Партии: Рауль, Васко да Гама ("Гугеноты", "Африканка" Мейербера), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст (о. п. Гуно и "Мефистофель" Бойто), Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Альмавива, Радамес и др.

Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.- М., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариин-ский), Л., 1941. д.. Ив.

МИХАЙЛОВ, Николай Ф„дорович (р.З.XII.1902)- русский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1953). В 1924-26 учился в Ленингр. ин-те истории иск-в, в 1920-25- актер Ленингр. Большого драм. т-ра. В 1925-30 работал в ЛенТЮЗе. В 1930-32 М. был командирован с группой актеров ЛенТЮЗа для организации Новосибирского ТЮЗа (впоследствии работал там в 1935-38 художественным руководителем), пост. спектакли: "Винтовка ј492 11б" Крона (1930), "Аул Гидже" Шестакова (1931), "Музыкантская команда" Дэля (1935), "Синяя птица" Метер-линка (1936), "Дубровский" по Пушкину, "Сер„жа Стрельцов" Любимовой (оба - в 1937), "Правда" Корнейчука (1938). С 1938 М.- актер и режиссер Новосибирского т-ра "Красный факел".

Романтич. актер, М. играл гл. обр. героич. роли. Роли: Луконин ("Парень из нашего города"); Воропаев ("Счастье" Павленко), Антипа Зыков ("Зыковы"), Яков Богомолов (о. п. Горького), Майоров ("Глубокая разведка" Крона), Гамлет, Чацкий; Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейре-ду), Шоу ("Милый лжец" Килти) и др.

Пост.: "Женитьба Фигаро" (1940), "Русский вопрос" (1947), "Последняя жертва" (1948); "Два лагеря" Якобсона

(1950), "Светлая" (1954) и "Иван Буданцев" (19 56) Лаврентьева, "Битва в пути" по о. п. Николаевой (1959), "Не называя фамилий" Минко (1953), "Оптимистическая трагедия" (1957). Лит.: Образцова А., Н. Михайлов - Гамлет, "Театр", 1957, ј 11. Э. К.

МИХАЙЛОВ, Павел Васильевич (p.7.VII.1908)--русский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1927-29 учился в драм. студии им. Н. Н. Ходотова в Ленинграде и одновременно играл в Ленингр. т-ре при ЦДИ. В 1930-33- актер Ленингр. Большого драм. т-ра, в 1933-36, 1939-41 и с 1944- Одесского рус. т-ра им. Иванова и др.

М. исполнял роль В. И. Ленина в трилогии Н. Ф. Погодина "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты", "Третья патетическая" и в пьесе Строгова "Финал".

Роли: Жадов; Робинзон, Маргаритой ("Бесприданница", "Поздняя любовь" Островского), Лопахин ("Вишн„вый'сад"), Астров, Швандя; Смит ("Русский вопрос"), Жухрай ("Как закалялась сталь"); Гай ("Мой друг" Погодина), Л„вшин ("Враги"), Лир и др. р. Б.

МИХАЙЛОВА, Варвара Михайловна (1741-ок. 1790)- русская артистка балета. В 1760 окончила Петерб. танцевальную школу, где училась у А. Сергеева (Баскакова) и А. Топоркова. С 1758 выступала на сцене придворного т-ра в Ораниенбауме в спектаклях балетм. А. Ринальди (Фоссано) и Ф. Кальцеваро. С 1762- ведущая танцовщица петерб. балетной труппы. Была партн„ршей известного рус. танцовщика Т. С. Бубликова. М. с одинаковым успехом выступала в драматич., полухарактерных и комич. партиях. Е„ танцу были присущи изящество, живая выразительность. В 1779 перешла на мимич. партии. В 1779- 1785 преподавала в Петерб. театр. школе. Среди учениц М.- известные танцовщицы Е. Зорина и М. Грекова.

Партии: Купидон ("Отмщевающий бог любви" Старцера), Волшебница ("Армида и Ренольд") и Венера ("Еней и Ла-винир") Раупаха и др.

Лит.: Архив Дирекции Императорских театров, вып. 1, СПБ, 1892;Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935.

МИХАЙЛОВСКИЙ, Николай Николаевич (1874- 28.XII.1923)- русский актер и антрепрен„р. Сын публициста-народника Н. К. Михайловского. В 1899 с труппой артистов Александрийского т-ра ездил на гастроли в Варшаву. В том же году (по рекомендации М. И. Писарева) был принят в МХТ, где работал до 19Q1. В 1901-10 служил в Риге в труппе К. Н. Незлобина. В дальнейшем занимался антрепрен„рской деятельностью: Рига (Рус. гор. т-р, 1910-13), Одесса (т-р Сибирякова, 1913-16), Тифлис (1917).

Роли: Тетерев ("Мещане"), Банкир ("Звезда нравственности" Протопопова), Давид Лейзер ("Анатэма" Андреева). А. К л.

МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР - театр в Петербурге. Сооруж„н арх. А. П. Брюловым в 1831-33, в 1859 капитально перестроен арх. А. К. Кавосом. Открылся 8 нояб. 1833 (балет "Амур в деревне", водевиль "Знакомые незнакомцы" П. Каратыгина). Здание т-ра первоначально использовалось гл. обр. как концертный зал, в нач. 60-х гг. в н„м проходили гастроли артистов итал. оперы, нем. драм. труппы, франц. оперетты. С конца 70-х гг. (до февр. 1917) здесь играла постоянная франц. труппа. М. т. был предназначен для придворно-аристократич. кругов, дипломатич. корпуса и живших в Петербурге иностранцев. Дирекция имп. т-ров тратила на М. т. значит, часть своего бюджета в ущерб остальным т-рам. Репертуар М. т. определялся в осн. модными новинками парижской сцены. Здесь ставились пьесы А. Дюма-сына, В. Сарду, Э. Ростана, Ж. Порто-Риша, А. Батая и др., реже - классич. произведения франц. драматургии - Мольера, Бомарше, Гюго. В М. т. в течение длит. времени играли выдающиеся франц. актеры - Г. Режан, С. Гитри, Б. Коклен и др. Труппа М. т. считалась одной из лучших франц. трупп в Европе. В 1894 во время переделки Мариинского т-ра в М. т. давались оперные спектакли (продолжались до 1898). В 1911-17 на сцене М. т. в дни, свободные от представлений франц. труппы, шли по сниженным ценам спектакли Александрийского т-ра для учащейся молод„жи (постановки классич. пьес). С 1918 здание М. т. было передано филиалу Гос. академич. т-ра оперы и балета. В 1920 в н„м начал работать т-р Комич. оперы, впоследствии переименованный в Ленингр. гос. академич. Малый оперный т-р.

МИХАЙЛОВ-СТОЯН, Константин Иванович (1851- 14.VI.1914)- болгарский артист оперы (лирич. тенор), режиссер, педагог, музыкально-общественный деятель. Музыке учился в Петерб. консерватории. Сценич. деятельность начал в Симферополе, в опереточной труппе. В 1888-90 и в 1897-98 М.-С.-артист Большого т-ра, в 1893-94 пел в Мариинском т-ре. Выступал также в оперных т-рах Киева, Одессы, Саратова. Был вок. педагогом в Вильне (Вильнюс), директором муз. уч-ща в Ростове-на-Дону, возглавлял оперное товарищество, выступавшее в Керчи, Смоленске, Витебске. Был первым исполнителем партии Канио в России. П. И. Чайковский высоко ценил исполнение М.-С. партии Германа. Оставил ряд теоретич. и практич. работ по иск-ву пения. В 1908 при содействии передовых представителей рус. культуры и Болг. муз. союза организовал в Софии товарищество "Болгарска оперна дружба", к-рое послужило основой для развития нац. муз. т-ра. Первым в Болгарии пост. неск. рус. классич. опер. Был собирателем и пропагандистом песенного творчества слав. народов.

Партии: Ленский, Трике ("Евгений Онегин"), Дефорж ("Дубровский" Направника), Князь ("Русалка"), Ерошка ("Князь Игорь"), Княжой дурак ("Рогнеда" Серова), Жермон ("Травиата"), Фауст, Тангейзер и др.

Соч.: По въпроса за основаване българска народна опера, София, 1907; Исповедь тенора, т. 1-2, М., 1895-96;

Наш театр и его нужды, М., 1901; Глинка и Пушкин в "Руслане и Людмиле", 3 изд., СПБ, 1904; История и пророчество в "Руслане и Людмиле", СПБ, 1904; Судьбы России в "Руслане и Людмиле", 4 изд., Пб., 1905; Законы вокальности, 5 изд., М., 1912.

Лит.: Державин К., Болгарский театр. Очерк истории, М.-Л., 1950. гл. XII; Михаил ов-Стоян. (Некролог), "Музыка", 1914, ;ј 190- А. Ив.

МИХАЛКОВ, Сергей Владимирович [р.28.II (12. III).1913]- русский советский поэт и драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1950. Лит. деятельность начал в 1928. Автор многочисл. стихов, басен, песен. Выступает как драматург. Пьесы М. для детей ставились в Центр, детском т-ре - "Коньки" (1939), "Вес„лое сновидение", "Особое задание" (обе - в 1946), "Красный галстук" (1947), "Я хочу домой" (1949;

Гос. пр. СССР, 1950), "Сомбреро" (1957), "Забытый блиндаж" (1963), в Моск. т-ре юного зрителя - "Зайка-зазнайка" (1951, 1961), "Чужая роль" (1955); в 1938 в Госцентюзе -"Том Кенти".

В пьесах М. говорится о мужестве и патриотизме сов. юношества, о пионерской чести, о связи подрастающих поколений с героическими традициями революц. народа. М. принадлежат также комедии и драмы. Ряд его пьес написан в жанре острой сатирической комедии -"Раки" (1953, Т-рим. Вахтангова, Ленингр. т-р Комедии), "Охотник" (1955, Ленингр. т-р им. Ленсовета), "В одном купе" (1955, Т-р им. Станиславского), "Дикари" (1958, Моск. т-р им. Ермоловой), "Памятник себе" (1959, Моск. т-р Сатиры), "Эцитоны бурчелли" (1961, Моск. т-р им. Ермоловой). В комедиях М. высмеиваются отдельные пережитки прошлого, утверждаются законы новой морали. М. автор ряда драм: "Илья Головин" (1949, МХАТ), "Потерянный дом" (1950, ЦДКЖ), "Осторожно, листопад" (1961, Т-р им. Моссовета) и др. Пьесы М. сценичны, действенны. Он-автор либретто опер "Проданная невеста" Сметаны (1948, Большой театр), "Ч„рт и Кача" (1955, Т-р оперы и балета, Пермь). М. также много работает в кино. По его сценариям пост. ряд игровых и мультипликационных фильмов.

Написал сценарии к фильмам "Фронтовые подруги" (Гос. пр. СССР, 1942), "У них есть Родина"; является гл. редактором всесоюзного сатирич. киножурнала "Фитиль". М.-член Советского комитета защиты мира. Гос. пр. СССР (1940) за стихи для детей.

Соч.: Пьесы для детей, М., 1953 (см. предисл. К. Парамоновой - Детская драматургия С. В. Михалкова); Семь комедий, М., 1961.

Лит.: Солодарь Ц., Большая драматургия для маленьких зрителей, "Новый мир", 1949, ј 11, с. 228-31;

Фролов В., Сергей Михалков, "Октябрь", 1958, ј 1, с. 194-204. Вл. П.

"МИХАСЫЮДГОРНЫЙ"- опера К.-К.Тикоцкого, либр. П. У. Бровки. Первая белорусская советская опера. Пост. 10 марта 1939 Белорус. т-ром оперы и балета (дириж„р Шнейдерман, пост. Литвинова, худ. Матрунин; Михась - Лапин, Марыся - Александровская, Анищук - Муромцев), в 1940 опера была показана (во 2-й ред.) на Декаде белорус. иск-ва в Москве (дириж„р Шнейдерман, реж. Златогоров, худ. Волков, балетм. Муллер, хормейстер Вольский; Михась - Лапин, Марыся - Александровская, Мартын - Засецкий, Ганка - Волчанецкая, Дмитрок Закревский - Денисов, Анищук - Муромцев, Игнат Закревский - Ктиторов). В 1957 - новая пост., в новой редакции, там же (дириж„р Абрамис, пост. Александровской, худ. Масленников, хормейстер Приселков, балетм. Дречин, Узунова, Хираско;

Михась - Никольский, Марыся - Шимко, Дмитрок Закревский - Глазов, Ганка - Галушкина, Анищук - Бражник, Апочко - Вдовиченко, Игнат Закревский - Лубяной, Мартын - Лазарев), ff, Гр.

МИХЕЛЬСбН, Александр (16.XII.1875-20.III. 1917)- латышский актер. Брат актрисы Б. Румни-епе. С 9 лет участвовал в спектаклях Рижского латыш. т-ра. В 1894 стал актером этого т-ра. В 1915-16 работал в петрогр. Новом латыш. т-ре. Вначале играл комедийные роли. Впоследствии пользовался успехом в трагедийных ролях: Лир (1903); Роплайнис ("Блудный сын" Блаумана, 1908), Шейлок (1910), играл и комедийные роли - Абрам ("Дни портных в Силмачах" Блаумана, 1902). Игра М. была неровной, но творчество его отличалось многообразием выразит, средств, глубоким и сильным выражением человеческих страстей. К. К.

МИХЕЛЬСбН, Арвид (23.X.1886-14.X. 1961)- латышский советский актер. Засл. арт. Латв. ССР (1955). Род. в Риге в рабочей семье. С 1906 участвовал в любительских спектаклях. В 1911 стал актером Рижского латыш. т-ра. После Окт. революции М. выступал в драм. коллективах латыш. стрелков на фронтах гражд. войны. С 1921 работал в Латв. Художеств, т-ре. М.- один из лучших латыш. комедийных актеров.

Роли: Дидзис ("Вей, ветерок!" Райниса, 1929), Санчо Панса ("Дон-Кихот" по Сервантесу, 1924), Расплюев ("Свадьба К речинског о" Сухово-Кобылина, 1950), Губернатор ("М„ртвые души" по Гоголю, 1952). Под псевдонимом Рутку Тевс выступал как прозаик и драматург ("Мятежная Рига", 1931, одноактные комедии). Опубликовал материалы по истории латыш. т-ра. f( f{

МИХН‚ВИЧ, Петр Герасимович [р.9 (22).X.1901 ]- украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1957). В 1925 закончил Киевский муз.-драм. ин-т и был принят в труппу Т-ра им. Франко. С 1931- актер Харьковского т-ра Революции (с 1937- Т-р им. Ленинского комсомола), к-рый в 1940 перевед„н в Черно-вицы (ныне Черновицкий т-р им. Кобылянской). Характерный актер широкого творч. диапазона, М. создал ряд драматич. и комедийных образов, отмеченных мастерством перевоплощения.

Роли: Галушка, Голота ("В степях Украины", "Правда" Корнейчука), Тодор Гуцуляк ("Весенний поток" Прокопенко), Онуфрий, Андронати ("Земля", "В воскресенье утром зелье собирала" по Кобылянской), Протасов ("Дети солнца"), Тит Халява ("Вий" по Гоголю), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова), Де Сильва ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Городничий; Годун ("Разлом") и др. Снимается в кино. Б. Кор.

МИХбЭЛС (наст. фам.- В о в с и), Соломон Михайлович [4(16).III.189013.I.1948]- еврейский советский актер, обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1939). Проф. (1943). Род. в г. Двинске. Учился в Киевском коммерч. ин-те и на юридич. ф-те Петерб. ун-та. В 1919 поступил в Евр. театр. студию в Петрограде, на основе к-рой был создан Моск. евр. камерный т-р, позднее - Гос. евр. т-р. М. был актером, режиссером, а с 1929художеств. руководителем этого т-ра.

Среди актерских работ М.: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1-й вариант - 1919, 2-й - 1922), реб Алтер ("Мазлтов" Шолом Алейхема, 1921), Менахем-Мендель ("Агенты" Шолом Алейхема, 1921, нов. пост. -"Человек воздуха", 1927, эту же роль играл в фильме "Еврейское счастье"), Гоцмах ("Колдунья" Гольдфадена, 1922), Шимеле Сорокер ("200 тысяч" Шолом Алейхема, 1923), Бадхен ("Ночь на старом рынке" Пе-реца, 1925), Вениамин III ("Путешествие Вениамина III" Менделе-Мойхер-Сфорима, 1927), Глухой (о. п. Бергельсона, 1930), Юлис ("Четыре дня" Даниэля, 1931), Лир (1935); Зейвл Овадис ("Семья Овадис" Маркиша, 1937), Тевье-молочник (о. п. Шолом Алейхема, 1938). С нач. 30-х гг. М. занимался режиссурой. Пост.: "Четыре дня", "Суламифь" (сценарий М., стихи С. Галкина, 1937), "Семья Овадис", "Тевье-молочник"; "Блуждающие зв„зды" по Шолом Алейхему (1941), "Фрейлекс" (1945; Гос. пр. СССР, 1946), "Леса шумят"-Линь-кова и Пантелеева (1947).

М.- крупнейший деятель сов. театр. иск-ва. Его сценич. создания отличались философской глубиной, страстным гражд. темпераментом, мужеств. гуманизмом, остротой и монументальностью формы. Образы М. были иногда парадоксально сложны по своей идейной концепции. Вместе с тем творчество его отличалось ясной и органич. образностью. Как актеру и режиссеру М. была свойственна способность метафорич. мышления. В течение мн. лет М. играл комич. роли "маленьких людей", обитателей захудалых местечек, задавленных затхлым и причудливым бытом черты оседлости. Но уже в первых своих ролях - бытовых и комич. персонажах (Менахем-Мендель, реб Алтер, Гоцмах) М. передал чувство собств. достоинства, стремление духовно подняться над убогими условиями окружающей жизни. Это особенно остро выразилось в образе евр. Дон Кихота - Вениамина III. В конце 20 - нач. 30-х гг. в творчестве М. одновременно усиливаются и нар., и трагич. мотивы. Уже в спектакле "Глухой" в образе старого евр. рабочего, мстившего хозяину за поруганную честь дочери, наметилась та большая трагич. тема, к-рая затем широко раскрылась актером в "Короле Лире" и "Тевье-молочнике". По-новому осмыслив трагедию Шекспира, М. истолковал е„ как трагедию-притчу о познании социальных противоречий действительности. Его Лир был старым скептиком-философом, поставившим себя вне общепринятых человеческих отношений, затеявшим дерзкий и рискованный эксперимент. Считая трагич. виной Лира его удаление от реальности в мир абстрактных идей, М. показывал полный трагич. противоречий путь человека к освобождению от власти субъективных и отвлеч„нных представлений. Народные, героич. мотивы творчества М. проявились с новой силой в роли Тевье-молочника. Мастер жеста и слова, М. обладал выразительной почти скульптурной пластичностью, придававшей черты театральности даже бытовым персонажам.

режиссерское дарование М. наиболее полно проявилось в спектакле "Фрейлехс" - синтетич. по форме, отличавшемся остротой идейного замысла и импровизац. виртуозностью. Созданный по мотивам евр. муз. фольклора, этот спектакль в то же время был пронизан совр. мироощущением.

М. был и теоретиком т-ра. В своих статьях и лекциях о театр. иск-ве он защищал т-р страстной философской мысли, яркой и смелой образности. В„л преподавательскую работу в з-ще при Моск. евр. т-ре.

Соч.: Статьи. Беседы. Речи, М., 1960.

Лит.: Гринвальд Я., Михоэлс, М., 1948; Новицкий П., Михоэлс, в кн.: Образы актеров, М., 1941;

Фрейдкина Л. М., Король Лир в Московском государственном еврейском театре, [М.], 1935. f}, 3.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница