Наши партнеры

https://dragonmoney101.online

Театральная энциклопедия
(страница 297)


МОРАТИН, Фернандес де Моратин (Fernan-dez de Moratin), Леандро (10.П1.1760-21.У1.1828)-ис-панский драматург. Сын'H. де Морялщна.Драматургич. деятельность начал в 1786 комедией "Старик и девушка" (запрещена церковной цензурой, 1790, т-р "Принсипе", Мадрид). Эту пьесу и бытовые комедии - "Барон" (1787, т-р "Де ла К рус" -1803), "Святоша" (1791, запрещена инквизицией; 1804, "Де ла К рус"), "Когда девушки говорят "да"" (1801, "Де ла Крус" - 1806) и др.-М. посвятил проблемам воспитания, любви, брака. Разрешая эти проблемы с позиций просветит, идеологии, он отстаивал свободу человека, его право на счастье. М. видел в т-ре средство просвещения, уничтожения обществ, несправедливости, утверждения истины и добродетели. В памфлетной пьесе "Новая комедия, или Кафе" (1792, т-р "Принсипе") он обличал развлекат. драматургию. М. выступал сторонником классицист, эстетики, но вслед за Мольером, пьесы к-рого "Урок мужьям" и "Лекарь поневоле" перев„л и пост. (в 1812, 1817), он творчески осваивал мн. при„мы исп. драмы эпохи Возрождения.

В годы войны за независимость (1808-13) сотрудничал с франц. оккупантами и, опасаясь преследований, с 1817 жил во Франции. Здесь М. написал работу "Происхождение испанского театра" (Los origenes del teatro espanol, сокр. рус. пер. 1844) - обзор развития т-ра в Испании 14-17 вв.

С о ч.: Obras Madrid, 1850; (Biblioteca de autores espanoles, v. 2, совм. с N. de М.); Teatro, ed., prologo y notas de F. Ruiz Morcuende, Madrid, 1924 (Clasicos castellanos, 58); в рус. пер. - Когда девушки говорят "да", М., 1940; Святоша, (послесловие 3. И. Плавскина], Л.- М., 1960.

Лит.: Martinez Rubio J., Moratin, Valencia, 1893; Sainz de Robles Р. С..Е1 teatro espanol. Historia y antologia, v. 5, Madrid, 1942-43. 3. П.

МОРАТЙН, Фернандес де Моратин (Fernandez de Moratin), Николае (20.VII.1737- 11.V.1780) - испанский поэт, драматург. Один из представителей просветит, классицизма в Испании. Драматургич. деятельность начал комедией "Щеголиха" (1762), в к-рой безуспешно пытался сочетать принципы классицизма с нек-рыми формальными при„мами исп. драмы Возрождения. Эта комедия и написанная в соответствии с классицист, нормами трагедия "Лукреция" (1763) не были пост. Более близки к нац. традициям классицист, трагедии "Ор-месинда" (пост. 1770) и "Гусман Доблестный" (1777), сюжеты к-рых взяты из истории Испании. В труде

"Разоблачения испанского театра" (Desenganos al teatro espanol, Madrid, 1763) М. резко критиковал Лопе де Вега и П. Кальдерона за пренебрежение "правилами искусства", требовал запрещения пост. ауто.

Соч.: Obras de D. Nicolas y D. Leandro Р. de М., Madrid, 1851 (Biblioteca de autores espanoles,* v. 2).

Лит.: С o r t e s A., Historia de la literatura espanola, 6 ed., Valladolid, 1943; S a i n z d e R o b 1 e s F. C., El teatro espanol. Historia y antologia,v. 5, Madrid, 1942-43. 3. [J.

МОРДВИНОВ, Николай Дмитриевич [р. 2(15).П. 1901] - русский советский актер. Народный артист СССР (1949). В 1925 поступил в студию, руководимую Ю. А. Завадским, позднее играл в театре, выросшем на основе этой студии, в 1936-40 - в Ростовском т-ре им. Горького, с 1940-в моек. Т-ре им. Моссовета. Своеобразие индивидуальности М. - в особом поэтич. восприятии жизни. актера влекут к себе могучие, возвышенные, цельные характеры. Склонность к укрупнению чувств, мыслей героев определяет острый драматизм, стремление к героич. трагедии в драма-тич. ролях и к столь же острому и крайнему комизму - к буффонаде в ролях комедийных.

Участвуя в 30-е гг. в дискуссии о месте революц. романтики в сов. иск-ве, М. выдвинул требование "ро-мантич. действия", утверждал, что "романтич. актер в нашем понимании воплощает идеи, насыщенные огромным действенным пафосом". Тогда появился на сцене театра-студии под рук. Завадского мужественный, непокорный и эксцентричный Ричард Даджен ("Ученик дьявола" Шоу, 1933), суровый большевик Ваграм ("Ваграмова ночь" Первомайского, 1935). В Ростовском т-ре им. Горького М. сыграл жизнерадостного, не знающего поражения строителя новой жизни Тиграна ("Тигран" Готьяна, 1938).

Романтич. восприятие актером действительности особенно плодотворно проявляется в совр. ролях, а также в образах легендарных нар. героев. Его герои- люди исключительные, незаурядные, их отличает особая сила, воля, целеустремл„нность, мужество и обаяние. Но они не противопоставлены массе, напротив, всегда тесно слиты с народом. Творческий, свободный ум современника раскрыл М. в роли генерала Огнева ("Фронт", 1942). Справедливым мстителем за беды народа сыграл он Котовского (одноим. фильм, 19.43), создал величественный образ нац. героя укр. народа Богдана Хмельницкого (одноим. фильм, 1941; Гос. пр. СССР, 1942).

М.- один из оригинальных интерпретаторов Шекспира на сов. сцене. В роли Петруччио М. пылко утверждал кипучую радость жизни ("Укрощение строптивой", 1938); значение образа Отелло (1944), созданного М., в его глубоком гуманизме и подлинной поэзии, в приподнятом, укрупн„нном изображении духовной красоты героя, светлого мира его чувств. Особое внимание уделил М. лирич. стороне роли Отелло. Роль Арбенина в "Маскараде" впервые сыграна М. в кино (1940), затем в 1952 в т-ре (в 1963 спектакль возобновл„н). Актер подчеркнул в этом образе склонность к скептическому анализу и мятущийся гордый ум лермонтовского героя. В образе короля Лира (1958) М. раскрыл бунт героя против бесчеловечности, показал рождение его новой мудрости .

В своих комедийных ролях М. часто словно пародирует, высмеивает ложное проявление тех чувств, к-рые серьёзно и возвышенно переда„т в драматич. ролях. Разоблачение самолюбования, игры в разочарование, "мировую скорбь" содержало буффонное исполнение роли Мурзавецкого ("Волки и овцы" Островского, 1934). Весело и остро осмеял М. забавные, любовные похождения женоненавистника Кавалера в "Трактирщице" (1940).

Роль старого рабочего Василия Забродина в "Ленинградском проспекте" Штока (1962) М. играет в сосредоточенной, строгой манере, раскрывая высокую принципиальность, честность, партийность героя.

М.-лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1951) за исполнение ролей Костюшкина и Ку репина ("Обида", "Рассвет над Москвой" Сурова).

Лит.: Образцова А., Николай Дмитриевич Мордвинов, М., 1950; е „ ж е, Мордвинов и его герои, "Театр", 1961, .ј 12. А. О.

МОРДЙНОВ, Николай Егорович [р.24.XII.1905 (6.1.1906)] - якутский советский писатель, драматург. Засл. деят. иск-в ЯАССР (1962). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Окончил в 1931 лит. отд. педагогич. ф-та Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1927. М. принадлежат драмы "От колонии к коммуне" (1931) о пробуждении революц. сознания якут. трудящихся, превращении колониальной окраины в сов. республику, "Разрыв сетей" (1933) о первых годах коллективизации в Якутии, "Человек" (1936) о трудовом воспитании преступников, рождении нового человека, "Родина" (1946) о Вел. Отечеств, войне, "По широкому пути" (1963) о геологах. М. пользуется нар. бытовой лексикой, язык его персонажей индивидуализирован, образен, эмоционален. Большинство пьес М. пост. в якут. драм. т-ре.

Перев„л на якут. яз. "Коварство и любовь" (1945), "Человек с ружь„м"; "Семья" Попова (1952). Соч.: [Сочинения], т. 2. Пьесалар, Якутск, 1956. Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955, с. 69-72, 102-105, 140, 179-186; [Алексеев Н. М. и Протодьяконов В. А.], Н. Е. Мординов (Амма Аччыгыйа), Якутск, 1956; Якутский государственный муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского (Сб. статей), Якутск, 1957, с. 13, 16, 22, 34, 36. М. Лифш.

МбРДКИН, Михаил Михайлович (1881 -15 .VI. 1944) - русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1899 окончил Моск. балетную школу (класс В.Д.Тихомирова). Будучи еще учеником школы, дебютировал на сцене Большого т-ра. После окончания уч-ща был принят в труппу. Выразительная пластика, благородная манера исполнения, темперамент определили успех М. В партиях М. стремился к драматич. раскрытию сценич. образа, находя собственную трактовку. Исполнял ведущие партии почти во всех классич. балетах: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Жан д„ Бриен ("Раймонда") и др. Принимал участие в "Русских сезонах за границей" в Париже, в 1910 выступал в Лондоне вместе с А. П. Павловой. Вернувшись в Москву в 1912, пост. балет "Азияде" на муз. Гютеля, исполнил партии: Петроний ("Эвника и Петроний" на муз. Шопена), виконт д„ Божанси ("Павильон Армиды" Н. Че-репнина) и др. В 1924 поселился в США, где в 1926 организовал труппу "Балет Мордкина". Пост. здесь балеты "Карнавал" на муз. Шумана, "Лебединое озеро", "Жизель", "Тщетная предосторожность";

"Золотая рыбка" Минкуса и др. В 1937 на основе этой труппы создал "Балетный т-р Мордкина", в к-ром пропагандировал школу рус. классич. танца. В последние годы жизни М. преподавал классич. танец в традициях рус. балетной школы. Ham. Ч.

МОРДОВСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Великой Октябрьской социалистич. революции проф. театр. иск-ва в Мордовии не было. Элементы зрелищ существовали в нар. обрядах (свадебных) и играх. В 1891 в с. Судосеве (ныне в Чамзинском р-не МАССР) была создана крестьянская оперная труппа под рук. В. С. Серовой. Здесь были пост. оперы:

"Рогнеда", "Вражья сила" Серова, "Уриэль Акоста", "Ермак", "Илья Муромец", "Зори над Россией", написанные Серовой для этой труппы. Коллектив гастролировал во мн. городах России (Пенза, Казань, Новгород, Петербург, Симбирск и др.) и просуществовал до 1914. В 1901 в с. Ичалки возник и работал в течение ряда лет нар. т-р.

В первые годы Сов. власти в Саранске часто выступала передвижная рус. труппа Куйбышевской краевой драмы, е„ спектакли впервые познакомили морд. зрителей с рус. и мировой классич. драматургией, с реалистич. школой актерского иск-ва. С первых лет Октября широкое развитие получила нац. театр. самодеятельность. В это же время зарождается и морд. драматургия. Вначале появились одноактные пьесы-агитки на злободневные темы безымянных авторов ("Буржуй и генерал", "Слушайте!"), антирелигиозные пьесы ("Коммунисты и религия" Ф. За-валишина, "Знахарка" Ф. Борисова). Начинающие драматурги часто инсценировали нар. сказки "Медведь и мужик" Ф. Атянина и др. В 1924 в Москве был издан первый сборник мордовских одноактных пьес "Эрзянские пьесы", куда вошли произв. Ф. Чеснокова, Т. Васильева и Е. Окина. Большое значение для становления морд. драматургии имели пьесы Ф. Чеснокова и К. Петровой. Ф. Чесноков написал пьесы: "Два брата" об идейном размежевании людей в революции, "Расшатались бытовые устои" об осознании мордовской женщиной е„ человеческих прав, о е„ пути к революции; К. Петрова написала пьесы: "Летняя ночь" о партизанском движении в Морд. крае, "Т„мная сила" об антинар. сущности религии. Эти пьесы широко ставились в самодеят. драм. коллективах.

В 1930 из числа наиболее одар„нных участников художеств. самодеятельности в Саранске была создана 1-я Морд. муз.-драм. труппа, реорганизованная в 1931 в муз.-драм. студию (руководители - по драме В. Познанский, В. Островский, по музыке - Л. Кирюков, П. Органов), а в 1932 - в Морд. драм. т-р. В труппу его вошли и рус. актеры (В. Зорин и др.). Т-р открылся в 1935 спектаклем "Гроза" (режиссер А. Костров). Для воспитания молодого творч" коллектива большое значение имело шефство Малого т-ра (1935-38). Под рук. режиссеров Малого т-ра (Б. Бриллиантов, Н. Григоровская, С. Камин-ка и др.) в середине 30-х гг. были пост. спектакли:

"Платон Кречет", "Чапаев", "Бедность не порок", "На бойком месте", "Лес", в конце 30-х гг.- "Ревизор", "Свадьба Кречинского", "Последние", "Bacca Железнова", "Слава", "Любовь Яровая". В мордовской драматургии 30-х гг. появились пьесы, отражавшие жизнь морд. деревни. Ф. Чесноков написал пьесы:

"Совместно" о создании первых с.-х. коммун, "Иначе нельзя" о приходе морд. женщин к управлению гос-вом. О бесправной жизни морд. народа в прошлом рассказывает одна из лучших пьес Петровой "По старинке". Коллективизации морд. деревни, социалистич. труду колх. крестьянства посв. пьесы "Победители" и "Петр Фомов" М. Черяпкина, "Новая сила" М. Учватова, "Два лагеря" М. Безбородова (на проф. сцене не пост.).

Первые морд. пьесы, пост. на сцене нац. т-ра: исто-рич. драма П. С. Кириллова "Литова" (1939) об участии мордвы в крестьянской войне под рук. С. Разина и совр. комедия В. М. Коломасова "Прокопыч" (1940) - из жизни морд. колх. деревни.

В годы Великой Отечеств, войны т-р пост. спектакли: "Беспокойная старость", "Как закалялась сталь", "Парень из нашего города"; "Большевик" Д. Дэля, "Русские люди", "Нашествие", "В степях Украины", пьесу морд. драматурга П. Кириллова "Два брата". В 40-50-х гг. созданы и пост. на сцене морд. т-ра пьесы, посв. жизни совр. колх. деревни, борьбе народа за дальнейший подъ„м социалистич. с. х-ва.:

"Наша слава", "Свет над дальним углом" П. Кириллова, "Норов ава" В. Коломасова, "Одвий" К. Абрамова. Героизму сов. людей в Отечеств, войне посв. пьеса "Комсомольский билет" А. Щеглова, о жизни сов. интеллигенции рассказывает пьеса "Во имя народа" Г. Меркушкина, о революции 1905 - "Учительница" П. Кириллова, о гражд. войне - "На рассвете" Г. Меркушкина. В этот же период в морд. т-ре пост. переводные сов. пьесы: "За тех, кто в море!", "Молодая гвардия"; "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты", "Третья патетическая" Погодина, "Поднятая целина" по Шолохову, "Хлеб наш насущный" Вирты, "Не называя фамилий" Минко, "Персональное дело" Штейна, "В добрый час!" Розова, "Товарищи романтики" Соболя, а также классика-"Анна Каренина", "Маскарад", "Мещане", "Живой труп".

Среди деятелей морд. нац. т-ра: нар. арт. МАССР и засл. арт. РСФСР С. И. Колганов, Д. И. Еремеев, нар. арт. МАССР Р. М. Еремеева, засл. деят. иск-в МАССР В. С. Киушкин, засл. арт. МАССР А. А. Аржа-деева, Е. Д. Миронова, М. В. Богданов. Труппа пополнялась молодыми актерами, воспитанниками ГИТИСа и Саратовской консерватории (1948, 1949), Ленингр. театр. ин-та (1958). В 1959-60 была возобновлена муз. драма "Литова" Кирюкова (либретто Эркая, по драме Кириллова), пост. оперы "Кармен", "Пиковая дама", "Риголетто", "Русалка".

В 60-е гг. на сцене Морд. муз.-драм. т-ра пост. пьесы местных драматургов: "Дорогой жизни" Г. Меркушкина, "Новоселье" К. Абрамова, опера "Нор-мальня" (муз. Л. Кирюкова, либретто М. Бебана); из классики: "Власть тьмы" Л. Н. Толстого, "Старик" Горького; пьесы сов. авторов: "Барабанщица" Салынского, "Битва в пути" по Николаевой, "Океан" Штейна, "Стряпуха" Софронова, "Севастопольский вальс" Лис-това, "В. бурю" Хренникова.

Лит.: Советская. Мордовия. Очерки, посвященные 20-летию республики, Саранск, 1950; Киселев А. Л., Социалистическая культура Мордовии, Саранск, 1959; Очерк истории мордовской советской литературы, Саранск, 1956; Б а с с а р-г и н Б., Путь писателя. О жизни и творчестве Петра Кириллова, Саранск, 1958. Б. Б.

МОРЕЛЛИ (Morelli),

Рина (р.24.Х1.1908) - итальянская актриса. Род. в актерской семье, с детства выступает на сцене. С конца 30-х гг. получила известность в труппе т-ра "Элисео" (Рим), сыграв роли: Мария ("Двенадцатая ночь"), Амур ("Аминта" Тассо), Кандида ("Веер" Гольдони). Большое значение для творчества М. имела работа с реж. Л. Висконти (Ма-длен - "Трудные родители" Кокто, 1945). В 1946 M. и актер П. Стоппа организовали театральную труппу, в которой под рук. Висконти М. выдвинулась в число крупнейших европ. актрис. М., актриса глубокого внутреннего перевоплощения, большой проф. культуры, органично и естественно раскрывает душевный мир своих героинь. Снимается в кино.

Роли: Розалинда ("Как вам это понравится?" Шекспира), Соня ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Ирина ("Три сестры"), Соня ("Дядя Ваня"), Линда, Беатрис ("Смерть коммивояж„ра", "Вид с моста" Миллера), Антигона (о. п. Ануя), Лора ("Стеклянный зверинец" Уильям-са), Матильда ("Дети искусства" Фабри, пр. за лучшую актерскую работу на фестивале т-ра Наций в Париже) и др. В 1961 сыграла роль Патрик Кэмпбелл ("Милый лжец" Килти). Ал. А.

МОРЕЛЬ (Maurel), Виктор (17.VI.1848, Марсель,- 22.X.1923, Нью-Йорк) - французский артист оперы (баритон). Учился в Марсельской и Парижской консерваториях. Впервые выступил на оперной сцене в Марселе в 1867. В 1868 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера", затем гастролировал за рубежом (в 1870 в "Ла Скала"). Европ. известность получил в 1873 после выступления в т-ре "Ковент-Гарден" и гастролей в США. В 1874-75 и 1878-79 выступал в России. Пел в т-рах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Неаполя. В 1905 оставил сцену. В 1909 поселился в Нью-Йорке, занимался педагогич. деятельностью. Один из выдающихся певцов конца 19 - нач. 20 вв. Исполне-нение М. отличалось большой эмоциональностью, тщательной отделкой деталей. В сво„м иск-ве развивал художеств. принципы Верди - стремление к естественности, простоте исполнения. Верди написал для М. партии Яго ("Отелло", 1887) и Фальстафа (о. п., 1893). M.- автор "Искусства пения" (1897) и др. работ по оперному исполнительству.

Партии: Риголетто; граф Ди Луна, Ренато, Амонасро ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Аида" Верди), Тонио ("Паяцы", первое исполнение), Дон Жуан (о. п. Моцарта), Гамлет (о. п. Тома), Тельрамунд ("Лоэнгрин") и др.

Лит.: Strakosch M., Souvenirs d'un impresario, Р., 1887; Tegani U., Cantanti di una volta. Mil., 1945. Bc. Г.

MOPECKA (исп. moresca, букв.- мавританская)- муз.-танц. сцена (род балета) в итал. т-ре 16-17 вв. Возникла из старинного мавританского танца, популярного в ср.-век. Испании, а с нач. 15 в. и в др. европ. странах. М. часто исполнялась в конце придворных празднеств и представлений. К. Монтеверди вв„л М. в финал оперы "Орфей" (1607). А. И.

MOPETO, Морето-и-Каванья (Moreto у Cavana), Агустин (р. 1618-ум. 26 или 27.X.1669)- испанский драматург. В 1639 окончил ун-т в Аль-кала-де-Энарес, в 1642 принял сан священника. Дра-матургич. деятельность начал в 1641 комедией "Обманчивость обмана, или Путаница с документами". Писал пьесы для придворного т-ра "Буэн Ретиро" (Мадрид) (всего св. 100 пьес, в т. ч. ок. 40 лоа, интермедий, мохиганг). Историч. пьесы М. "Сила закона" (1654), "Мужественный судия" (1657) и др. прославляют королевскую власть, дворянскую честь. Его "комедии интриги" ("Любовь и долг", 1658, "Двойник в столице", 1665, и др.) отличаются сложным и запутанным сюжетом, резкими поворотами действия. Наиболее интересны "комедии характеров"- "Красавчик дон Диего" (1662, переработка пьесы Г. де Кастро "Нарцисс в собственном представлении"), "За презрение -презрение" (1654), "Лиценциат Вид-риера" (по одноим. новелле Сервантеса), в к-рых уделялось внимание развитию характера гл. персонажа, содержались элементы критики пороков дворянского общества.

Творчество, М. завершает развитие нац. т-ра эпохи Ренессанса, оно свидетельствует о глубоком кризисе гуманизма, об аристократизации содержания исп. драмы.

Соч.: Comedias escogidas, Madrid, 1930 (Coleccion de autores espanoles, v. 39); Teatro, Madrid, 1922 (Clasicos castellanos, v. 32); El desden con el, desden, N. Y., 1935; в рус. пер.: За презрение - презрение [вступ. ст. В. С. Узина], М.-Л., 1946; Живой портрет [вступ. ст. К. Державина], М., 1950.

Лит.: Cotarelo y Mori E., La bibliografia de Moreto, Madrid, 1927. 3. П.

МОРЙТА КАНЪЯ - японская династия актеров и театральных деятелей. Е„ основатель М. Таробэ в 1660 создал на окраине Токио т-р "Моритадза" (один из тр„х т-ров Кабуки). Династия насчитывает четырнадцать поколений. Наиболее известные представители этой династии: М. К а н ъ я Х I I (1846-21.VIII. 1879) - театральный деятель. Владелец т-ра "Моритадза". В 1872 построил новое здание т-ра (с 1875 наз. "Синтомидза") и осуществил в н„м ряд преобразований: уничтожил башню-ягура (непременную принадлежность старого т-ра Кабуки), на к-рой перед представлением били в барабан, зазывая зрителей; изменил расположение мест по европ. образцу; включил в репертуар т-ра пьесы, отразившие тенденции, вызванные япон. бурж. революцией 1867-68. Его деятельность способствовала улучшению общественного положения актеров. В 1895 из-за финансовых затруднений т-р был закрыт. Умер в бедности.

М. Канъя XIII (18.X.1885-16.VI.1932)- актер, сын М. Канъя XII. В 1890 впервые выступил на сцене т-ра "Синтомидза". Играл мужские и женские роли. С особым мастерством исполнял япон. традиц. танцы. Играл и в совр. драме - сингэки в труппе "Бунгэйдза" (был одним из е„ организаторов). Успешно выступал в переводных и в новых япон. пьесах. Роли: Ромео, Гамлет, Томонодз„ ("Окуни то Гохэй" Танидзаки Дзюъитиро).

Лит. (на япон. яз.): Кимура Кинка, Морита Канъя, Токио, 1943. Л. Г.

МОРИЦ (Moricz), Жигмонд (30.VI.1879- 4. IX. 1942) - венгерский писатель, драматург, Творч. деятельность начал в 1903. В первой пьесе "Судья Шари" (1908) показал кулацкое засилье в венг. селе, тяж„лую жизнь честных людей из народа. В пьесах "Фортуна-туш", "Птичка", "Лудаш Мати" и др., написанных в 10-х гг. 20 в., М. создал образы простых людей, вступающих в борьбу против несправедливости, социального неравенства и угнетения. М. часто делал инсценировки своих прозаич. произв. В 20-х гг. он написал инсценировки "Будь добрым до смерти" - о судьбе мальчика-гимназиста в бурж. мире, "Родственники" - комедию, высмеивающую уродливую мораль бурж. города, драму "Господский пир", показавшую крах полубурж.-полудворянской Венгрии.

М. не получил при жизни признания как драматург и лишь в нар.-демократич. Венгрии его пьесы широко вошли в репертуар т-ров. Успехом пользовалась пост. пьесы "Господский пир" в Нац. т-ре (1948, Будапешт, реж. Э. Геллерт).

Соч.: Пьесы, пер. с венг., [Вступ. ст. И. Липпаи], М., 1962. А. Гер.

МОРОЗОВ, Игорь Владимирович [р.6(19).V.1913]- русский советский композитор. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. В. Я. Шебалина. Автор балета для детей "Доктор Айболит" (Новосибирский т-р оперы и балета, 1947; Гос. пр. СССР, 1948), вошедшего в репертуар многих т-ров в СССР и за рубежом. Написал также ряд произв. в др. жанрах, музыку к кинофильмам.

Лит.: Городинский В., Молод„жь советской музыки, в сб.: Молодые музыканты, М.-Л., 1949, с. 3-58; Полякова Л. В., "Доктор Айболита И. Морозова. Путеводитель по балету, М.-Л., 1951. А. Ив.

МОРОЗОВ, Михаил Михайлович (18.II.1897-9.V. 1952) - русский советский литературовед, театровед и театральный критик, педагог, переводчик. Род. в семье текстильных промышленников Морозовых. Учился в Моск. ун-те на филологич. ф-те. С 30-х гг. начал заниматься изучением творчества Шекспира. Вн„с много нового в истолкование Шекспира, раскрыв нар. истоки его иск-ва. Особое внимание уделял анализу шекспировских текстов - был автором переводов пьес Шекспира "Виндзорские насмешницы" (совм. с С. Я.Маршаком), "Два воронца", "Конец-делу венец" (совм. с В. Левиком), автором подстрочных переводов "Гамлета" и "Отелло". В кн. "Комментарии к пьесам Шекспира" (М., 1941) M. соединил опыт театроведа и знатока шекспировских текстов. В 1937-47 возглавлял кабинет Шекспира и зарубежного т-ра при ВТО (Москва), в„л большую консультационную работу с т-рами, ставящими Шекспира. Был также автором ряда статей об англ. т-ре, поэзии и большого количества теоретич. театроведч. статей о сов. т-ре и драматургии. В„л педагогич. деятельность (с 1935- профессор) в Московском государственном университете и ГИТИСе.

Соч.: О Шекспире на сов. сцене, в сб.: Театральный альманах, кн. 6,М., 1947; Шекспир, М., 1947; Мастера театра в образах Шекспира, М., 1939; О динамик e созданных Шекспиром образов; Язык и стиль Шекспира, кн.: Избранные статьи и переводы, М., 1954 (имеется библиография).

Лит.: Самарин Р. М., М. М. Морозов, в кн.: M o р о-з о в М. М., 'Избр. статьи и переводы, М., 1954; его же, Блестящий ученый, "Театр", 1962, ј 6; Бояджиев Г., Славный гид советского Шекспира, "Театральная жизнь", 1962, ј 9.

МОРОЗОВ, Петр Осипович [13(25).1.1854-8.11. 1920] -русский историк литературы, театровед. Чл.-корр. АН с 1912. В 1876 окончил ист.-филологич. ф-т Петерб. ун-та. С 1889 читал курс лекций по истории т-ра и драматургии в Петерб. театр. уч-ще. Редактор первого науч. издания собр. соч. Пушкина (СП Б, 1887). Один из первых уч„ных, положивших начало рус. науч. театроведению. В 1888 издал "Очерки по истории русской драмы XVII и XVIII столетий" (СПБ). Книги М., богатые историч. фактами, посвящены рус. и зап.-европ. драматич. иск-ву. Принимал деятельное участие в работе Театрального отдела Нар-компроса (1918). Писал популярные биографии русских и западноевропейских драматургов ("Пушкин - драматург", "Гудков", "Шиллер", "Островский" и др.).

С о ч.: История драматич. искусства, СПБ, 1882; Русский театр при Петре Великом, СПБ, 1894; Г. Ибсен и его драмы, "Наблюдатель", СПБ, 1884, ј 10, с. 48 и 69, ј 11, с. 42-60; Воспоминания о Нижегородском т-ре 60-х гг., "ЕИТ", СПБ, 1910, вып. 3, с. 7-27.

Лит.: П. О. Морозов, в кн.: Афанасьев Н. И., Современники, т. 2, СПБ, 1910, с. 301-303; П. О. Морозов, "Художественная жизнь", М., 1920, ј 2, с. 41-42. С. Г.

МОРОЗОВА, Анастасия Ивановна (р.29.XII.1906)- украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистической партии с 1946. Сценическую деятельность начала в 1924. В 1932-35 работала в Виннице в украинском театре. С 1936 -актриса Житомирского театра (ныне Запорожский театр им. Щорса).

Роли: Наталья ("Лымеривна" Мирного), Маруся ("Маруся Богуславка" Старицкого), Варка ("Бесталанна" Тобилевича), Анна Андреевна ("Ревизор"), Катерина ("Гроза"), Bacca ("Bacca Железнова"), Оксана, Лида, Марфа Рыжова ("Гибель эскадры", "Платон Кречет", "Правда" Корнейчука), Лауренсия ("Овечий источник"), Леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Кручинина; Мария Александровна ("Семья" Попова), Хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки) и др. С. 3.

МОРРИС (Morris; наст. фам.- Проктор; Proctor), Клара (17.III.1848-20.XI.1925)-американская актриса. Впервые выступила на сцене в возрасте 14 лет в г. Кливленде. Затем играла в т-ре г. Цинциннати. В 1870 перешла в "Фифт авеню тиэтр" (Нью-Йорк), где получила широкую известность после исполнения ролей в пьесах О. Дейли: Анна ("Мужчина и женщина"), Кора ("Статья 47"). В 1873-82 работала в труппе нью-йоркского т-ра "Юнион-Сквер". Затем гастролировала.

М. была эмоциональной актрисой, захватывавшей зрителя стихийной силой своих переживаний. Заме-чат. исполнительница франц. мелодрам, М. умела передать "истинность страстей" своих героинь. Среди ролей М. выделяются Камилла (переделка "Дамы с камелиями" А. Дюма) и леди Макбет, к-рую актриса играла как совр. женщину.

Др. роли: Фанни ("Развод" Дейли), Джен Эйр (инсц. по о. п. Бронте), сестра Женевьева ("Две сиротки" Ден-нери и Кормона), мадам д'Артиг ("Иезавель" Бусико).

Написала автобиографич. книги.

Соч.: Life on the stage, N. Y., 1901, L., 1902; The life of a star, N. Y., 1906.

Лит.: Winter W., The wallet of time, N. Y., 1913. К. Г.

МОРРОККЕЗИ (Morrocchesi), Антонио (15.V. 1768-26.XI.1838) - итальянский актер. С конца 80-х гг. 18 в. стал известен как талантливый актер-любитель. В 1791 пост. (на собств. средства) спектакль "Гамлет" (т-р "Боргоньиссанти", Флоренция), в к-ром играл гл. роль. В том же году М. начал проф. деятельность в труппе Ф. Паганини как актер на роли вторых любовников. В последующие годы выступал в неск. т-рах, затем организовал собств. труппу. М. прославился как один из лучших исполнителей ролей в трагедиях В. Альфьери: Орест (о. п.), Ичилио ("Виргиния"), Саул (о. п.). С большим успехом играл также в "Семирамиде" Вольтера, "Аристо-деме" Монти, "Фемистокле" Метастазио. М. обладал прекрасными внешними данными, у него были красивая фигура, великолепный голос, отличное тосканское произношение. актер классицистского направления, М. владел иск-вом декламации, большое значение придавал сценич. слову. Иногда М. терял контроль над своим темпераментом и отступал от классицистских правил.

В 1811 оставил т-р и занялся педагогич. работой на кафедре декламации в Академии изящных иск-в (Флоренция). Был автором многочисл. пьес (сам играл в нек-рых из них), "Лекций о драматическом искусстве" (1832).

Лит.: Rasi L., I comici italiani, Firenze, 1905; Р a n-d o 1 f i V., Antologia del grande attore, Bari, 1954, с.25-42. Л. Л.

МОРСКАЯ (наст. фам.- Максимова), Зинаида Игнатьевна (p.l.V. 1884) - русская советская актриса. Окончила Суворинскую театр. школу в Петербурге и в 1910 поступила в т-р Комедии и фарса. В дальнейшем играла в крупных театр. антрепризах в Киеве, Ростове-на-Дону, Казани и др. В 1923- 1926 работала в Киевском театре русской драмы, с 1933 - в Алма-Атинском русском театре. M. - комедийная характерная актриса, игра е„ отличается простотой, естественностью, вниманием к бытовым подробностям, выразительностью сценической речи.

Роли: Лиза ("Горе от ума"). Варвара ("Гроза"), Кукушкина ("Доходное место"), Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Меланья и Ксения ("Егор Булычев и ДР."), Федосья ("Последние"), Дунька ("Любовь Яровая"), Амалия ("Страх") и др. Люд. Б.

МОРСКАЯ (наст. фам.- Овчаренко), Мария Ивановна [8 (20).VII.1872-2(15).IV.1907] - русская актриса. Окончив в 1892 драм. школу А. Ф. Федотова, служила в частных антрепризах в Ярославле (1892-93), Петербурге (т-р "Неметти", 1894-95), Киеве (Т-р Соловцова, 1896-1901). В 1901 с успехом дебютировала на сцене Александрийского т-ра, но в труппу зачислена не была. Работала в пе-терб. Новом т-ре Л. Б. Яворской (1901-02), в Саратове и Казани (антреприза Н. И. Соболыцикова Самарина, 1902-03), Одессе (1903-04). Игра М., исполнявшей преим. роли кокетливых молодых женщин, отличалась жизнерадостностью, задором, непринужд„нностью.

Роли: мадам Сан-Жен (о. п. Сарду и Море), Нина ("Ложь" Зеланд), Наташа ("Своя семья" Шаховского, Грибоедова и Хмельницкого), Оля ("Клуб холостяков" Балуцкого) и др.

Лит.: "Театр и искусство", 1907, ј 14; "Театр", 1954, ј 7. А. Кл.

МОРСТИН (Morstin), Людвик Хероним (p.l2.VII. 1886) - польский драматург. Дебютировал историч. пьесой "Лилии" (1912, Краков) из истории Польши средних веков. М. обращается к прошлому Польши в пьесах: "Пут„м легионов" (1912, т-р "Польски", Познань), "Легенда о короле" (1916, Краков), "Орден крестоносцев" (1948, т-р "Польски", Варшава) и др. Писал пьесы на сюжет античности - "В защиту Ксантиппы" (1939, т-р "Польски", Варшава), "Пенелопа" (1945, т-р "Стары", Краков), "Клеопатра" (1960, Торунь), и биографич. пьесы - о Франциске Ассизском ("Святой", 1923, Краков), Копернике ("Коперник", 1934, Торунь), Леонардо да Винчи ("Портреты и астрономия", 1952, т-р "Рапсодычны", Краков) и др. Жизни совр. Польши посвящены пьесы: "Танец принцессы" (1947, т-р "Шл„нски", Катовице), "Флорентийское приключение" (1957, Театр им. Я рача, Лодзь) и др. М. перев„л на польский язык "Саламейского алькальда" Кальдерона, "Антигону", "Царя Эдипа" и "Эдипа в Колоне" Софокла, "Торквато Тассо" Г„те.

Соч.: Moje przygody teatralne, Warsz., 1961. Лит.: Natanson W., Z powodu jubileuzu Morstina, "Dialog", Warsz., 1962, ј 10. Еж. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница