Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-furgona-v-moskve/ в компании РексРент.
Магазин женской одежды Electra Style.
https://best-santehnika.store/

Театральная энциклопедия
(страница 299)


МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО - русский советский театр. Возник в 1948 на базе Оперно-драматич. студии, руководимой в 1935-38 К. С. Станиславским и являвшейся в те годы экспериментальной лабораторией по разработке его творческой системы. К' работе в студии Станиславский привл„к своих ближайших учеников, актеров МХАТ М. П. Лили-ну, Л. М. Леонидова, М. О. Кнебель, М. Н. Кедрова, В. А. Орлова, 3. С. Соколову. В 1943 студия была преобразована в Оперно-драматич. т-р, а в 1948- в Драм. т-р им. К. С. Станиславского. В 1938-48 т-ром руководил М. Н. Кедров, в 1950-63 гл. реж. т-ра М. М. Яншин. В т-ре работали актеры Л. О. Гриценко, Б. Л. Левинсон, С. А. Маркушев, С. В. Гиацинтова, режиссер Б. И. Равенских и др.

Спектакли: "Три сестры" (1940); "Дуэнья" ("День чудесных обманов") Шеридана (1943), "С любовью не шутят" Кальдерона (1949), "Грибоедов" Ермолинского (1951), "Девицы-красавицы" Симукова, "Наследники Рабурдена" Золя (оба в 1952), "Бесприданница"; "На улице счастливой" Принцева, "Крошка Доррит" по Диккенсу (все в 1953), "Дни Турбиных" Булгакова (1954), "Любовь Ани Бер„зко" Пи-столенко (1955), "Такая любовь" Когоута (1959), "Тр„хгрошовая опера" Брехта (1963), "Материнское поле" по Айтматову (1964) и др.

В труппе т-ра (1964): засл. арт. РСФСР: А. А. Гла-зырин, П. П. Глебов, Т. А. Гурко, Н. М. Животова, И. Г. Козлов, М. А. К равчу невская, Е. П. Леонов, Б. И. Лифанов, Н. И. Михайлов, Ю. Н. Мальковский, Е. Я. Урбанский, засл. арт. Латв. ССР Д. Ритен-бергс, засл. арт. УССР Т. Н. Семичева. режиссеры - А. Б. Аронов, В. В. Бровкин. Гл. реж. т-ра (с 1963) засл. арт. РСФСР Б. А. Львов-Анохин.

В 1958 при т-ре организована на общественных началах театр. студия (руководители А. Б. Аронов л Л. Я. Елагина). В зрит. зале т-ра 719 мест.

Лит.: Фельдман 3., На пути к зрелости, "Театр", 1951, .ј 3, с. 16-26; Московский драм. театр им. Станиславского. 1935-1955, [М., 1956]. С. Г.

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Н. В. ГОГОЛЯ - русский советский театр. Организован в 1938 на базе существовавшего с 1929 передвижного Моск. т-ра транспорта ЦК профсоюза железнодорожников. До 1959 назывался Центр, т-ром транспорта и был подчин„н Министерству путей сообщения СССР. Т-р проводил большую работу по обслуживанию путейцев. В 1959 т-ру было присвоено имя Н. В. Гоголя.

В т-ре продолжит, время работали артисты:

Л. А. Скопина, А. Л. Полевой, А. Н. Толбузин, В. И. Хохряков. Гл. реж. т-ра были Н. В. Петров (1938-48), И. Я. Судаков (1948-51), В. А. Гольд-фельд (1952-58), П. П. Васильев (1958-61).

Спектакли: "Любовь Яровая" (1938); "Вторые пути" Афиногенова (1939), "Со всяким может случиться" Ромашова (1940, "Свадьба Кречинского"; "Машенька" (оба в 1941), "Накануне" Афиногенова (1943), "Знатная фамилия" Ромашова (1945), "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (1946), "Жизнь в цитадели" Якобсона (1947), "Овод" по Войнич, "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (оба в 1948), "Заговор обреч„нных" Вирты (1949), "Испанский священник" Флетчера, "Последние"; "Буря" по Лацису (все в 1950), "Вихри враждебные" Погодина (1953), "Мать своих детей" Афиногенова (1954), "Угрюм-река" Шишкова (1958), "Сын века" Куприянова (1959), "Красные дьяволята" по Бляхину (1961), "Коллеги" Акс„нова и Стабавого, "Опаснее врага" Аля и Ракова (оба в 1962) и др.

В труппе т-ра (1964): худ. рук. т-ра (с 1962) засл. деят. иск-в РСФСР А. Л. Дунаев, актеры: засл. деят. иск-в РСФСР А. С. Краснопольский, засл. арт. РСФСР

Е. П. Калинина, Е. С. Ковальская, П. В. Крылов, О. А. Кузнецова, Э. Д. Мильтон, Т. А. Никольская, И. А. Потоцкая, И. А. Смысловский, засл. арт. Азерб. ССР Е. Н. Агуров. режиссеры: засл. деят. иск-в РСФСР и Азерб. ССР С. А. Майоров; В. В. Борт-ко, гл. худ. засл. деят.' иск-в РСФСР М. С. Вар-пех. В зрит. зале т-ра 1112 мест.

Лит.: Рудницкий К.. Театр железнодорожников, "Огон„к", 1950, ј 41, с. 25; Полякова Е., Начало большой жизни, "Театр", 1951, ј 9, с. 14-26; Б у л г а к Л., В театре им. Гоголя, там же, 1962, .ј 9, с. 85-94. С. Г.

МОСКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР ( М о с к о в-ский государственный еврейский театр - ГОСЕТ) - еврейский советский театр. Был создан в 1919 на базе гос. евр. театр. студии при ТЕ О (Театральном отделе) Наркомпроса в Петрограде. В 1920 перевед„н в Москву. До 1925 наз. Моск. гос. евр. Камерным т-ром (ГОСЕКТ). Организатором т-ра и до 1929 его художеств. руководителем, режиссером всех осн. постановок был А. М. Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921,- "Вечер Шолом Алейхема", проявились дарования С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Стремясь бороться против штампов старого евр. т-ра, М. е. т. в первый период своей деятельности увл„кся т. н. чистой театральностью; гл. внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для пост. этого периода характерны гротеск, шарж, ирония. Репертуар т-ра ограничивался пьесами, воспроизводившими жизнь старых евр. местечек, действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но вес„лые, мечтательные бедняки.

Среди лучших спектаклей т-ра этого периода-"Колдунья" по Гольдфадену (1922, лит.-сценич. композиция Литвакова и Добрушина, комп. Ахрон, худ. Рабинович; Колдунья - Зускин, Гоцмах-Михоэлс, Миреле-Ровина), "200 тысяч" по Шолом Алейхему (1923, муз. Пульвера, худ. Рабинович;

Шимеле Сорокер - Михоэлс, Соловейчик - Зускин), "Три изюминки" (композиция из 3 театр. пародий, текст Добрушина и Ойслендера, 1924), "Ночь на старом рынке" Пе-реца (1925, муз. Крейна; Бадхен - Михоэлс), "Путешествие Вениамина III" по Менделе Мойхер-Сфориму (1927, худ. Фальк; Вениамин - Михоэлс, Сендерл-баба- Зускин), "Человек воздуха" по Шолом Алейхему (1928, Менахем Мендл - Михоэлс, Шейне - Минкова, Хане Риве-Ротбаум, Капоте-Зускин).

Т-р систематически выезжал на гастроли (Белоруссия, Украина, Ленинград и др.), в 1928 показывал свои спектакли за рубежом (Германия, Австрия и др.). Новый этап в жизни т-ра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля "Суд идет" Добрушина (1929) на сцене М. е. т. ставились пьесы на современные темы; в эти годы вс„ отч„тливей становится стремление театра к глубокому раскрытию идеи произв., к психологически мотивированному выявлению внутреннего мира героев.

В этот период были пост. .'"Глухой" Бергельсона (1930, реж. Радлов, худ. Рабинович; Глухой-Михоэлс, Эстер-Ротбаум, Мендл-ГольдбЯат, Иоселе Бобцес-Зускин, Шульц-Штейман)-о революции 1905, "Мера строгости" Бергельсона (1933)-о новых сов. людях, "Юлис" ("Четыре дня") Даниэля (1931)-из эпохи гражд. войны, "Семья Овадис" Маркиша (1937, реж. и исполнитель роли Зайвл Овадиса-Михоэлс, худ. Тыш-лер; Мотька - Зускин) - о пограничниках Дальнего Востока, "Бар Кохба" Галкина (1938) - нар.-героич. трагедия из истории борьбы Иудеи с рим. поработителями, "Суламифь"по Гольдфадену (1937, реж.Михоэлс, худ. Рындин) и др. Т-р начал ставить произв. мировой классич. драматургии, по-новому осмысливал и евр. классику ("Блуждающие зв„зды" по Шолом Алейхему, 1941). Крупнейшие спектакли: "Король Лир" (1935, реж. Радлов, худ. Тышлер; Лир - Михоэлс, Шут - Зускин), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (реж. и исполнитель гл. роли - Михоэлс, худ. Рабинович).

Первые годы Великой Отечеств, войны (до 1943) М. е. т. находился в эвакуации в Ташкенте; пост. "Хамза" Яшена. Значит, спектакль послевоенного периода - "Фрейлехс" 3. Шнеера (1945, реж. Ми-хоэлс, худ. Тышлер, Бадхен - Зускин).

Обстоятельства, сложившиеся в период культа личности Сталина, тяжело отразились на деятельности М. е. т. В эти годы т-р лишился двух своих лучших актеров - С. М. Михоэлса и В. Л. Зускина. Посещаемость его падала и в 1949 после перехода на самоокупаемость М. е. т. был закрыт. (Иллюстрации см. в статьях В. Л. Зускин С. М. Михоэлс, Еврейский театр).

Лит.: Литваков М., Пять лет гос. еврейского Камерного т-ра, М., 1924 (на идиш); Загорский М., Михоэлс, М.- Л., 1927; Дейч А. И., Маски еврейского театра, М., 1927; Соболь А., Почти выигрыш, "Театр и музыка", 1923, ј 36; Живов М., Мечты и страдания Тевье-молочника, "Театр", 1939, ј 1. А. Шн.

МОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВЛ. И. НЕМИРбВИЧА-ДАНЧЕНКО - см. Музыкальный театр имени Вл. И. Немировича-Данченко.

МОСКОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К.. С. СТАНИСЛАВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРбВИЧА-ДАНЧЕНКО - см. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

МОСКОВСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО - см. Оперный театр имени К. С. Станиславского.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ (МТДД) - русский советский театр для детей. Одним из инициаторов создания т-ра и его художеств. руководителем была Н. И. Сац. Т-р открылся 13 июля 1921 пьесой "Жемчужина Адальмины" Новикова. Большое внимание уделялось морально-этич. вопросам, становлению мировоззрения юных зрителей, интернациональному воспитанию. МТДД проводил большую творч. работу с молодыми драматургами, тут впервые были пост. пьесы Н. Г. Огнева, С. С. Заяицкого, Н. Я. Шестакова, А. Л. Барто, С. Г. Розанова, В. А. Любимовой, Л. Д. Веприцкой и др. Значит, роль в спектаклях т-ра играла музыка. Для т-ра писали композиторы Т. Н. Хренников, Л. А. Половинкин, Д. Б. Кабалевский, М. М. Раухвергер, А. Н. Александров, Н. П. Иванов-Рад кевич. Большое внимание уделялось в т-ре сценич. выразительности, к созданию спектаклей привлекались художники В. Ф. Рындин, А. А. Веснин, Г. П. Гольц, Б. А. Матрунин, Н. А. Шифрин и др.

В труппе т-ра были актеры: К. П. Коренева, М. М. Ещенко, Ю. К. Корицкий, Р. Е. Лозинская, Н. В. Чкуасели, А. П. Несоныч, Л. Г. Глазкова, Е. И. Васильев, А. П. Бурова и др.

Педагогич. работу т-ра вели С. Г. Розанов, Е. Д. Волкова, Е. А. Аркин, Н. Я. Литвинович, С. М. Глуховская, Т. В. Петрова и др. Балетмейстер т-ра Э. Мей.

Лучшие спектакли: "Пиноккио" по Коллоди (1923, реж. А. Дикий), "Негрит„нок и обезьяна" Сац и Розанова (1927, реж. Сац), "Алтайские Робинзоны" Шестакова, "Фриц Бауэр" Сац и Селиховой (оба в 1928, реж. Сац), "Лягавый" Веприцкой (реж. Корицкий), "Аул Гидже" Шестакова (оба в 1929, реж. Сац), балет-пантомима "Я - мало, мы- сила" (1932, пост. Э. Мэй), "Сер„жа Стрельцов" Любимовой (1935, реж. Сац, Корол„в).

Т-р в„л повседневную работу со зрителями, собирались детские письма и рисунки, изучалась реакция детского зрителя. Решением партии и правительства в 1936 на основе МТДД был создан Центральный детский театр.

Лит.: Сац Н. иРозанов С., Театр для детей. Л., 1925; Сац Н., Наш путь, М., 1932; е„ же, Дети приходят в театр. М., 1961.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ И КОМЕДИИ - русский советский театр. Создан в 1946. В труппу т-ра вошли воспитанники театр. студий столицы и актеры периферийных т-ров. Гл. реж. (1946-63) А. К. Плотников. Первый спектакль т-ра - "Народ бессмертен" (1946, по роману В. П. Гроссмана). Затем были пост.:

"Каширская старина" Аверкиева (1946), "Как закалялась сталь" (1947); "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1948),"Шутники" Островского (1949), "Звезда Севильи" Лопе де Вега (1950), "Под золотым орлом" Галана (1951), "Приваловские миллионы" по Мамнну-Сиби-ряку, "Сын рыбака" по Лацису, "Гаити" Дюбуа (все - в 1953), "Николай Иванович" Гераскиной, "Оптимистическая трагедия" (обе - в 1956), "Факир на час" Дыховичного и Слободского (1957), "Призраки" Э. Де Филиппе (1958), "Четверо под одной крышей" Смирновой и Крайнделя, "Если ты человек" Мовзона (обе - в 1960), "Немой рыцарь" Хелтай (1961), "Наказание без мщения" Лопе де Вега (1962), "Микрорайон" по роману Карелина (1963), "Добрый человек из Сезуана" Брехта (1964, реж. Ю. Любимов) и др.

В труппе т-ра (1964): засл. арт. РСФСР - Л. С. Вейцлер, Т. В. Ефремова, Т. Н. Махова, О. Б. Шворин, Н. Г. Федосова и др. Гл. реж. (с 1964) засл. арт. РСФСР Ю. П. Любимов.

В зрит. зале т-ра 608 мест.

Лит.: Симуков А., Драматург в театре, "Театр", 1951, ј 9, с. 69-77; Десятилетие театра, там же, 1956, ј 1, с. 174; Грачеве кий Ю., Пролетарского района..., "Театральная жизнь", 1960, ј 2, с. 26-28. С. Г.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ВЛ. МАЯКОВСКОГО (Московский академический театр имени В л. Маяковского) - один из первых советских драматических театров. Открылся 29 окт. 1922. Был создан на основе расформированного Теревсата (Т-ра революц. сатиры), часть труппы к-рого, пополненная артистами др. моек. т-ров, составила труппу т-ра. В 1922-43 наз. Теат' ром Революции. Возглавил т-р (1922-24) В. Э. Мейерхольд. В 1922-23 т-р ставил совр. зарубежные пьесы ("Ночь" Мартине, "Разрушители машин" и "Человек-масса" Толлера), к-рые шли в конструктивистском оформлении. В этих спектаклях на первый план выступала тема обреч„нности человека в капп-талистич. мире, рабочие и революционеры выглядели безликой массой. актерское исполнение в первые годы существования т-ра было лишено ансамблево-сти, т. к. в трупп" были актеры разных школ. Это г эклектизм был преодолен в режиссерских работах Мейерхольда -"Доходное место" (1923); "Озеро Люль" Файко (1923). "Доходное место" явилось одним из первых образцов подлинно новаторского совр. раскрытия классич. пьесы на сов. сцене. Эксцентрич. при„мы, к-рыми пользовались Орлов - Юсов, Бабанова - Полина, Щагин - Вышневский и др., вели к обнажению социальной и психологич. правды образов, режиссерские решения Мейерхольда придавали нек-рым эпизодам пьесы особую остроту обличения, приобретали порой символич. обобщ„нность. В спектакле "Озеро Люль" т-р усилил сатирич. мотивы авантюрной политич. мелодрамы Файко,пост. Мейерхольдом в конструктивистском оформлении Шестакова. В 1923-24 т-р фактически возглавлял В. М. Бе-бутов, к-рый поставил "Спартак" Волькенштепна и "Стеньку Разина" Каменского, пышные, монументальные спектакли, внутренне пустые, холодные, отмеченные печатью формалистич. стилизаторст-ва. В 1924 гл. режиссером стал А. Л. Грипич.

С середины 20-х гг. театр ориентируется на совр. советскую драматургию. Были поставлены: "Эхо" Билль-Белоцерковского (1924), "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова и др. Драматургия Ромашова связала т-р с совр. жизнью, придала иск-ву т-ра боевую публицистичность. В "Воздушном пироге" сатира обрела реалистич. конкретность, спектакль сочетал смелую условность и обобщ„нность с точностью "зарисовок с натуры/). Эти принципы развивались и в сатирич. мелодраме "Конец Криворыльска". Среди ведущих актеров т-ра в 20-е гг.Д. Н. Орлов, К. А. Зубов, М. И. Бабанова, О. И. Пыжова, С. А. Мартинсон, М. Е. Лишин. Творчество этих актеров формировалось в процессе воплощения произведений сов. драматургии, активным пропагандистом к-рой стал т-р. В 1928 в труппу т-ра вошли Ю. С. Глизер и М. М. Штраух, в 1930 туда вернулся М. Ф. Астангов. В 1927-30 спектакли ставились режиссерами разных школ и устремлений; наиболее значит, след в истории т-ра тех лет оставили спектакли А. Д. Дикого, поставившего "Человека с портфелем" Файко (128, Гога - Бабанова) и "Первую Конную" Вишневского (1930).

В 1931-35 Т-р Революции возглавлял А. Д. Попов. С его деятельностью связан значительный этап в развитии т-ра. Ставя новые произв. сов. драматургии, прежде всего пьесы Погодина "Поэма о топоре" (1931), "Мой друг" (1932), Попов создал спектакли, к-рые знаменовали собой освоение нового жизненного материала, выдвинутого эпохой первых пятилеток. В этих спектаклях мажорно прозвучала тема радости созидат. Труда. Такие образы, как Анка - Бабанова, Степан - Д. Орлов ("Поэма о топоре"). Гай - Астангов, Руководящее лицо - Штраух ("Мой друг") обладали яркой индивидуальностью, конкретностью, приносили на сцену свежее дыхание обновл„нной жизни, романтику строительства. Тема борьбы за коллективизацию раскрывалась в спектакле "После бала" Погодина (1934), междунар. солидарности трудящихся были посвящены спектакли "Улица радости" Зархи (1932) и "На Западе бой" Вишневского (1933). Попов в работе над сов. пьесами стремился по-новому претворить опыт Станиславского, Вахтангова, выдвигая концепцию совр. "актера-мыслителя", чь„ творчество выражено в отч„тливой внеш. форме и одушевлено "волнением от мысли". Эти принципы были успешно применены им и в шекспировском спектакле "Ромео и Джульетта" (1935, худ. и сореж. Шлепянов; Ромео - Астангов, Джульетта - Бабанова), где яркая конкретность быта, колорит эпохи сочетались с глубокой человечностью актерских образов, а динамичный рисунок мизансцен выражал высокую гуманистич. мысль произведения.

После ухода Попова художеств. рук. т-ра были И. Ю. Шлепянов, М. М. Штраух, Н. В. Петров. Отдельные пост. осуществляли Л. С. Волков, А. М. Лобанов, Ю. А. Завадский. Отсутствие единого целеустремл„нного руководства приводило к разностильности спектаклей, постепенному разрушению ансамблевости, к "премьерству", к случайному выбору репертуара. В спектакле "Умка - белый медведь" Сельвинского (1935, реж. Власов; Умка - Д. Орлов) сказалась тенденция к нарочитой примитивизации образов, в спектакле "Концерт" Файко (1936, реж. Шлепянов) - напротив, обнаружилась склонность к чрезмерной усложн„нности, к рефлексии; "Лестница славы" Скриба (1936) ставилась в духе изящной стилизации, "Иван Болотников" Добржинского (1938)- с оперной пышностью. Но в спектаклях т-ра больших творческих успехов достигали отдельные исполнители: М. И. Бабанова (Диана - "Собака на сене" Лопе де Вега, 1937), Ю. С. Глизер (Елизавета - "Мария Стюарт", 1941), С. А. Мартинсон (Каранды-шев - "Бесприданница", 1940). Важным событием в театр. жизни страны стало воплощение М. М. Штраухом образа В. И. Ленина в пьесе Корнейчука "Правда" (1937, реж. Н. В. Петров). Но господствовавший в т-ре эклектизм мешал формированию исполнит. ансамбля; несмотря на наличие в т-ре крупных актеров, многие спектакли не имели успеха. Удачи сопутствовали т-ру гл. обр. при пост. совр. сов. пьес, когда т-р продолжал творч. линию развития, намеченную Поповым: "Таня" Арбузова (1939, реж. Лобанов; Таня-Бабанова), "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939), "Весна в Москве" Гусева (1941).

В годы Отечеств, войны в 1941-43 т-р работал в эвакуации в Ташкенте. Здесь были пост. комедия А. Гладкова "Давным давно" (1942, Шура Азарова - Бабанова), "Фронт" (1942). В 1943 т-р возвратился в Москву и в него влились объедин„нные ранее труппы Т-ра Ленсовета и Моск. т-ра драмы (работавшие под рук. Н. М. Горчакова в помещении Т-ра Революции).

С 1943 до 1954 т-р назывался "Моск. т-р драмы". В 1943 после возвращения в Москву т-р возглавил нар. арт. СССР Н. П. Охлопкова определивший принципы дальнейшего творч. развития т-ра. Следуя поэтике Маяковского (в 1954 т-р получает имя В л. Маяковского), е„ боевой публицистичности, стремлению к широким обобщениям, к гражданственной тематике, монументальным образам, Охлопков ищет новые формы спектакля, отражающего жизнь в широком динамическом движении. Уже в "Сыновьях тр„х рек" Гусева (1944) - пьесе, посв. героизму народа и пролетарской солидарности, - режиссер находит художественные при„мы показа параллельности действий, динамического разв„ртывания событий. Охлопков изучает и синтезирует опыт В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова и К. С. Станиславского. Особое внимание он уделяет жанру совр. героич. драмы.

Одна из самых значит, работ в истории сов. т-ра 40-х гг. - пост. "Молодой Гвардии" (1947, реж. и инсц. Охлопкова, худ. Рындин). В этом революц.-романтич. спектакле мощного патетического звучания были созданы яркие характеры молодогвардейцев (Олег Кошевой - Самойлов, Ульяна Громова - Гердрих, Любовь Шевцова - Бабанова, Карпова, Сергей Тюленин - Толмазов), достигнут напряж„нный динамизм действия; патетический образ спектакля - алое знамя, овевающее сцену, - воспринимался как символ героизма. В дальнейших работах - "Мать" по Горькому (1948, реж. Каверин), "Сампаны Голубой реки" Пушкова (1950, реж. Охлопков), "Прага оста„тся моей" по Ю. Фучику (1950, реж. Власов), "Гостиница "Астория"" Штейна (1956, реж. Охлопков и Ду-дин)-т-р продолжает героико-патетич. и общественно-публицистич. линию репертуара.

Одновременно с этим т-р работает над классикой. "Гроза" (1953, реж. Охлопков; Катерина - Козырева) решается т-ром как обобщ„нная трагедия, режиссер усиливает героич. черты, тему протеста в образе Катерины. Одна из центральных работ т-ра-спектакль "Гамлет" (1954, реж. Охлопков, худ. Рындин; Гамлет - Самойлов, Марцевич, Полоний - Свердлин, Офелия - Бабанова), реш„нный как трагедия глубоких, философских обобщений; отрицая в образе Гамлета черты рефлексии и безволия, режиссер показывает силу восстания человеческого духа, мятеж смелой мысли, познавшей причину зла и поднявшейся на борьбу с ним.

В 1960 т-р ставит пьесу Брехта "Мамаша Кураж и е„ дети" (реж. Штраух), трактуя е„ как эмоциональную Драму (мамаша Кураж - Глизер, Катрин - Карпова). Публицистические, острые, общественно значимые спектакли 50-60-х гг.: "Аристократы" Погодина (1956, возобновление, пост. Охлопкова, 1935), "Океан" Штейна (1961, реж. Охлопков, Дудин), "Поворот ключа" Кундеры (1963, реж. Толмазов) и др. В спектакле "Иркутская история" Арбузова (1960, реж. Охлопков, худ. Кулешов) обобщ„нно раскрывается тема формирования сознания сов. человека, углубляются типич. черты характеров сценич. героев (Валя - Мизери, Виктор - Лазарев, Сергей - Марцевич, Сердюк - Ханов, Лариса - Зайкова), т-р раздвигает рамки лирического сюжета.

Проблемы синтетич. т-ра разрабатываются в пост. трагедии Еврипида "Медея" (1961, реж. Охлопков, худ. Рындин), осуществл„нной в плане монументальной трагедии на открытой сцене концертного зала им. Чайковского. В этом спектакле участвуют симфонич. оркестр, вокальный хор и пантомимич. балетный коллектив, изображающий греческий хор - толпу. Здесь ярко проявились дарования актеров (Медея - Козырева, Гердрих, Ясон - Самойлов).

Идея синтетич. т-ра определяет и обращение Охлопкова к элементам нар. нац. т-ров (японская ха-намити - дорога через зал или "дорога цветов"), использование принципа выносных площадок, а также выходы актеров в партер, отсутствие занавеса, включение музыки, танца, пантомимы.

Т-р стремится воспитывать актеров, создающих монументальные, обобщ„нные образы и при этом владеющих тонкостью психологич. красок, достигающих цельности, ансамблевости исполнения.

В труппе т-ра (1964): нар. артисты СССР - М. И. Бабанова.Л. Н. Свердлин; нар. артисты РСФСР- Ю. С. Глизер, Т. М. Карпова, Г. П. Кириллов, В. А. Любимов, В" М. Орлова,Е. В. Самойлов, Б. Н. Тол-мазов, А. А. Ханов, М. М. Штраух; засл. артисты РСФСР - П. М. Аржанов, В. И. Бахарев, В. В. Гердрих, Б. Л. Левинсон, Е. Н. Козырева, А. П. Лукьянов, С. Л. Морской, А. Я. Москал„ва, К. И. Нестру-ева, М. Д. Орлов, К. В. Пугач„ва, А. Р. Тер„хина; актеры: С. В. Зайкова, А. С. Лазарев, Е. Н. Лазарев, Э. Е. Марцевич, С. Н. Мизери и др. Гл. реж. т-ра - нар. арт. СССР Н. П. Охлопков, режиссеры: нар. арт. РСФСР В. Ф. Дудин, засл. арт. РСФСР Е.И. Зотова, А. В. Кашкин.

В зрительном зале т-ра 1232 места.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

Т-р Революции

1922. "Ночь" Мартине (Велижев, худ. Амосова), "Разрушители машин" Толлера (Мейерхольд, Репнин, худ. Комар-денков).

1923. "Человек-масса" Толлера (Мейерхольд, Велижев, худ. Шестаков), "Возвращение Дон Жуана" Сухотина и Щекотова (Мейерхольд, Велижев, худ. Комарденков), "Доходное место" (Мейерхольд, худ. Шестаков); "Спартак" Волькенштейна (Бебутов, худ. Шестаков), "Озеро Люль" Файко (Мейерхольд, худ. Шестаков).

1924. "Стенька Разин" Каменского (Бебутов, худ. Вя-лов), "Кадриль с ангелами" Франса (Грипич, худ. Шестаков), "Эхо" Билль-Белоцерковского (Грипич, худ. Шестаков).

1925. "Воздушный пирог" Ромашова (Грипич, худ. Шестаков), "Ужовка" Шимкевича (Грипич, худ. Лушин), "Барометр показывает бурю" Насимовича (Корол„в, худ. Шестаков).

1926. "Конец Криворыльска" Ромашова (Грипич, худ. Шестаков), "Купите револьвер" Белы Иллеша (Корол„в, худ. Ефименко).

1927. "Рост" Глебова (Люце, худ. Г. Миллер), "Амба" Чалой (Урбанович, худ. Зотов), "Наследство Рабурдена" Золя (Терешкович, худ. Распопов), "Матрац" Ромашова (Глаголин и Ромашов, худ. Шестаков), "Голгофа" Чижевского (Терешкович, худ. Буров).

1928. "Человек с портфелем" Файко (Дикий, худ. Акимов), "Когда поют петухи" Юрьина (Терешкович, Зубов, худ. Распопов), "Гоп-ля, мы живем!" Толлера (Ф„доров, худ.' Шлепянов).

1929. "Инга" Глебова (Терешкович, худ. Родченко), "Гора" Чалой. (Зубов, худ. Шлепянов).

1930. "Партбилет" Завалишина (Ф„доров, худ. Шлепянов), "Двенадцатый" Баркова (Зубов, худ. Волков), "История одного убийства" Андерсона и Хикерсона (Волков, худ. Шлепянов), "Первая Конная" Вишневского (Дикий, худ. Рабинович).

1931. "Строй-фронт" Завалишина (реж. и худ. Шлепянов), "Поэма о топоре" Погодина (Попов, худ. Шлепянов).

1932. "Улица радости" Зархи (реж. и худ. Шлепянов), "Мой друг" Погодина (Попов, худ. Шлепянов).

1933. "На Западе бой" Вишневского (реж. и худ. Шлепянов), "Недоросль" (Власов, худ. Кулешов).

1934. "После бала" Погодина (Попов, худ. Шлепянов), "Личная жизнь" Соловь„ва (Шлепянов, худ. Прусаков).

1935. "Отважный трус" Штока и Смоляна (Власов, худ. Кулешов), "Ромео и Джульетта" Шекспира (Попов и Шлепянов, худ. Шлепянов), "Умка - белый медведь" Сельвин-ского (Власов, худ. Прусаков).

1936. "Лестница славы" Скриба (Штраух, худ. Вильяме), "Концерт" Файко (Шлепянов, худ. Кулешов), "Гибель эскадры" (реж. Шлепянов, Власов и Штраух, худ. Волков).

1937. "Собака на сене" Лопе де Вега (Власов, худ. Фаворский), "Последние" (Штраух, худ. Арапов); "Правда" Корнейчука (Петров, худ. Кондратов).

1938. "Два веронца" Шекспира (Астангов, худ. Рогачев), "Фуэнте овехуна" Лопе де Вега (Пыжова и Бибиков, худ.

Ходасевич и Басов), "Иван Болотников" Добржинского (Власов и Ключар„в, худ. Иванов и Перко).

1939. "Павел Греков" Войтехова и Ленча (Астангов и Лишин, худ. Рындин), "Таня" Арбузова (Лобанов, худ. Варпех), "Клевета" Вирты (Власов, худ. Прусаков).

1940. "Простые сердца" Паустовского (Лобанов, худ. Пименов), "Бесприданница" (Завадский, худ. Дмитриев).

1941. "Мария Стюарт" (Майоров, худ. Вильяме), "Весна в Москве" Гусева (Власов, худ. Варпех), "Ключи Берлина" Финна и Гуса (Штраух и Майоров, худ. Фрадкина и Вишне-вецкая).

1942. "Фронт" (Майоров, худ. Волков), "Питомцы славы" Гладкова (Майоров, худ. Тышлер, в Ташкенте).

Моск. т-р драмы

1943. "Жила-была девушка" (Майоров, худ. Коркин).

1944. "Сыновья тр„х рек" Гусева (Охлопков, худ. Рындин), "Лодочница" Погодина (Охлопков, худ. Рындин), "П„стцые рассказы" по Чехову (Власов, худ. Рындин).

1945. "Отчий дом" Катаева (Власов, худ. Кулешов), "Лисички" Хелман (Страдомская, худ. Рындин), "Обыкновенный человек" Леонова (Каверин, худ. Киселев), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Ф„доров, худ. Рындин), "Круг" Моэма (Каверин, худ. Шестиков).

1946. "Капитан Костров" Файко (Страдомская, худ. Татлин), "Л„нушка" Леонова (Цетнерович, худ. Коз-линский).

1947. "Молодая гвардия" (Охлопков, худ. Рындин), "Таня" (2-я редакция) Арбузова (Лобанов, худ. Рындин), "Судьба Реджинальда Дэвиса" Кожевникова и Прута (Ф„доров, худ. Рындин), "Великие дни" Вирты (Охлопков, худ. Вильяме).

1948. "Хлеб наш насущный" Вирты (Страдомская, худ. Вишневецкая), "Мать" Горького (Каверин, худ. Рындин), "Не от мира сего" Финна (Каверин, худ. Эрдман), "Закон чести" Штейна (Охлопков, Зотова, худ. Каминка, К. Ефимов).

1949. "Два лагеря" Якобсона (Власов, худ. Тышлер), "Леди и джентльмены" Хелман (Зотова, худ. Рындин), "Вей, ветерок" Райниса (Вурос, худ. Федоров).

1950. "Три опровержения" Дыховичного, Слободского (Каминка, Толмазов, худ. Ефимов), "Сампаны Голубой реки" Пушкова (Охлопков, худ. Ефимов), "Прага оста„тся моей" Буряковского (Власов, худ. Рындин), "Директор" Ал„шина (реж. и худ. Акимов), "Победители ночи" Штока (Вурос, худ. Акимов).

1951. "Путь в грядущее" Марвича (Толмазов, Д. Вурос, худ. Рындин), "Яблоневая ветка" Добровольского и Смоляк (Зотова, худ. Пименов), "Зыковы" Горького (Дудин, худ. Юон).

1952. "Третья молодость" Бр. Тур (Дудин, худ. Чемоду-ров), "Родные места" Малюгина (Вурос, худ. Чемодуров).

1953. "Откровенный разговор" Л. Зорина (Власов, худ. Кноблок), "Гроза" (Охлопков, худ. Чемодуров), "Легенда о любви" Назыма Хикмета (Дудин, худ. Чемодуров).

Т-р им. Маяковского

1954. "Семья Журбиных" Кочетова и Кара (Зотова, худ. Злочевский), "Домик на окраине" Арбузова (Толмазов, худ. Васильев), "Гамлет" (Охлопков, худ. Рындин).

1955. "Персональное дело" Штейна (Зотова, худ. Кулешов).

1956. "Клоп" (Власов, худ. Кулешов), "Вишн„вый сад" (Дудин, худ. Лесков), "Спрятанный кабальеро" Кальдерона (Ганшин, худ. Р. Распопов), "Аристократы" Погодина (Охлопков, худ. Кноблок), "Гостиница "Астерия"" Штейна (Охлопков, Дудин, худ. Кулешов).

1957. "Сонет Петрарки" Погодина (Зотова, худ. Эрдман), "За час до рассвета" Галича (Дудин, Кулешов), "Садовник и тень" Леонова (Охлопков, Кашкин, худ. Коваленко, Кривошеина), "Кресло ј 16" Угрюмова (Толмазов, худ. Кулешов).

1958. "Дальняя дорога" Арбузова (Зотова, худ. Коваленко, Кривошеина), "Человек в отставке" Софронова (Дудин, худ. Кулешов), "Вечное перо" Штока (Кашкин, худ. Кулешов), "Побег из ночи" Бр. Тур (Дудин, худ. Кулешов).

1959. "День остановить нельзя" Спешнева (Охлопков, Кашкин, худ. Сальвинская), "Украденная жизнь" Мо-римото Каору (Иосико-Окада, худ. Кулешов), "Весенние скрипки" Штейна (Зотова, худ. Коваленко, Кривошеина), "Без обратного адреса" Софронова (Дудин, худ. Кулешов).

1960."Иркутская история" Арбузова (Охлопков,худ. Кулешов), "Время любить" Ласкина (Толмазов, худ. Вартанян), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (Штраух, худ. Кулешов).

1961. "Океан" Штейна (Охлопков, Дудин, худ. Кулешов), "Проводы белых ночей" Пановой (Зотова, худ. Коваленко, Кривошеина), "Фауст и Смерть" Левады (Дудин, худ. Коваленко и Кривошеина), "Медея" Еврипида (Охлопков, худ. Рындин).

1962. "Современные ребята" Шатрова (Дудин, худ. Коваленко, Кривошеина), "В горах мо„ сердце" Сарояна (Цициновский, худ. Манке), "Голубая рапсодия" Погодина (Толмазов, худ. Кулешов), "Как поживаешь, парень?" Пановой (Зотова, худ. Коваленко, Кривошеина).

1963. "Опасная тишина" Вейцлера и Мишарина (Вейцлер, худ. Кулешов), "Нас где-то ждут" Арбузова (Охлопков, худ. Сумбаташвили), "Поворот ключа" Кундеры (Толмазов, худ. Кулешов), "Золотой конь" Райниса (Кашкин, худ. Вилке).

1964. "Кавказский меловой круг" Брехта (Дудин, худ. Коваленко, Кривошеина).

Лит.: А л п е р с Б., Театр Революции, М., 1928;

Московский театр Революции. 1922-1932. Сб. статей, М., 1933; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954, с. 349-63, 630-45, т. 2, М 1960, с. 267-81, 653-55; т. 3, М., 1961, с. 260-330.

К. Р. (раздел - Т-р Революции), Я. Вел. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА - русский советский драматический театр. Создан на основе Центрального моек. т-ра рабочей молод„жи, организованного в 1927 по инициативе ЦК ВЛКСМ, до 1938 назывался ТРАМ. Т-р стремился создавать острые агитац.-политич. спектакли о жизни сов. молод„жи. Но в первые годы в работе коллектива сказались глубокие противоречия тра-мовского движения, воздействие Пролеткульта. Первые пьесы-сценарии о комсомоле были написаны и исполнены рабочими-комсомольцами - "Зел„ные огни" (1928), "Дай пять" (1929). Импровизационно, в процессе репетиций создавались пьесы Ф. Кнорре "Тревога" (1931) и др. Злободневность, задор, темперамент совмещались в них с поверхностностью, упрощ„нностью, наивной символикой в освещении совр. жизни. Идеологи ТРАМа утверждали, что "рабочий парнишка" должен играть самого себя, исполнитель роли-"взволнованный докладчик своей темы", требовали отказа от овладения профессионализмом, маете рство-м, от проф. драматургии.

В сер. 30-х гг. происходит решительная творч. перестройка, превращение полупроф. ТРАМа в проф. т-р. Т-р обратился к творч. методу МХАТа. В 1933 художественным руководителем т-ра становится режиссер МХАТа И. Я. Судаков, под рук. к-рого и при участии режиссеров МХАТа были пост. "Дальняя дорога" Арбузова (1936), "Бедность не порок" (1935), "Как закалялась сталь" (1937). Труппа т-ра пополнилась актерами театра-студии под рук. Р. Н. Симонова - Н. Н. Паркалаб, В. В. Марута и др. В 1938 в труппу вступили С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтова, А. Г. Вовси, затем Б. Ю. Оленин, Р. Я. Плятт. Художественным руководителем т-ра в 1938-51 был И. Н. Берсенев, режиссерами - С. Г. Бирман и С. В. Гиацинтова. К этому времени определилась творч. программа коллектива, выразившаяся в его названии - Т-р им. Ленинского комсомола,-углубилась связь с комсомолом; велась борьба за высокое реалистич. мастерство, овладение профессионализмом актерского творчества, за объединение творч. сил коллектива. Берсенев подч„ркивал важность ясности, простоты, выразительности спектаклей, обращ„нных к молод„жи. Т-р привл„к новых драматургов: К. М. Симонова (первая пьеса к-рого "История одной любви" пост. здесь в 1940), Б. Л. Горбатова. В спектаклях создаются правдивые, выразительные образы сов. молод„жи. Лучшие, программные работы коллектива - "Парень из нашего города" (1941; Сергей Луконин - В. Соловь„в, Бурмин - Плятт), "Юность отцов" Горбатова (1943), показывавшие формирование большевистского характера, высокую мораль сов. молод„жи.

В репертуар т-ра включается сов., классич. и совр. зарубежная драматургия: "Мой сын" Гергея и Литовского (1939, реж. Берсенев; Мария Эстераг - Бирман, Пали - В. Соловь„в), "Нора" (1939, реж. Берсенев и Гиацинтова; Нора - Гиацинтова), "Зыковы" (1940, реж. Бирман; Антипа Зыков - Оленин), "Живой труп" (1942, реж. Бирман; Протасов - Берсенев, Маша - Кутасина), "Сирано де Бержерак" Рос-тана (1943, реж. Бирман; Сирано - Берсенев, Роксана - Серова), "Месяц в деревне" Тургенева (1944, режиссер и исполнительница роли Натальи Петровны - Гиацинтова), "Семья Ферелли теряет покой" Хелман (1945, реж. Бирман), "Наш общий друг" по Диккенсу (1946, реж. Бирман), "Русский вопрос" (1947, реж. Бирман; Макферсон - Берсенев, Джес-си - Серова, Смит - Пелевин).

Наибольшие удачи т-ра были связаны с глубоким раскрытием современной темы, жизни советских людей. Т-р осуществил пост. пьес "Фронт" (1942), "Поединок" бр. Тур и Шейнина (1944, реж. Берсенев), "Так и будет" (1944, режиссер и исполнитель роли Савельева - Берсенев, майор Греч - Бирман, Оля - Серова), "Под каштанами Праги" (1945) Симонова, "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947, реж. Берсенев), "Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина (1947).

В 1949 Гиацинтовой был пост. спектакль о юности В. И. Ленина "Семья" Попова, в к-ром Гиацинтова создала образ гордой и сильной рус. женщины, матери Ленина - Марии Александровны Ульяновой. Острые вопросы жизни молод„жи были затронуты в спектакле "Годы странствий" Арбузова (1954, Ведерников - Карнович-Валуа, Люся - Фадеева, Т„тя Тася - Гиацинтова), рассказывающем о формировании характеров, об ответственности человека перед обществом. В 50-60-е гг. осуществлены пост. спектаклей: "Новые люди" по роману Чернышевского "Что делать?" (1952), "Тво„ личное дело" Ошанина и Успенской (1953), "Вишн„вый сад"; "Друзья-сочинители" Венкстерн (оба в 1954), "В доме господина Драгоми-реску" Ловинеску, "Мужество" по Кетлинской (оба в 1955), "Когда цвет„т акация" Винникова, "Хлеб и розы" Салынского (оба в 1957), "Пароход зовут "Орл„нок"" Галича, "Братья Ершовы" по Кочетову (оба в 1959), "Опасный возраст" Нариньяни, "Цветы живые" Погодина (оба в 1960), "Ночное чудо" Ягджана (1961), "Большое волнение" Дворецкого, "Бесприданница" (1962), "Лучше останься м„ртвым" Витлингера (1963). В 1958 пост. "Святая Жанна" Шоу (Жанна - Фадеева, Дофин-С. Яковлев). В 1964 пост. "В день свадьбы" Розова.

После смерти И. Н. Берсенева гл. режиссерами т-ра были С. В. Гиацинтова (1952-56), С. А. Майоров (1957-60), Б. Н. Толмазов (1960-62).

В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР С. В. Гиацинтова; нар. арт. РСФСР: А. Г. Вовси, Е. А. Фадеева, засл. арт. РСФСР: В. В. Всеволодов, Г. С. Карнович-Валуа, 3. А. Кузнецова, А. А. Пелевин, Л. Н. Рюмина, В. В. Серова, засл. арт. РСФСР и Узб. ССР В. Р. Соловь„в, актеры: Т. П. Альцева, М. М. Державин, А. И. Дмитриева, И. А. Кмит, В. Д. Ларионов, Л. В. Харитонов и др. Гл. режиссер т-ра (с 1963) - А. В. Эфрос. В зрительном зале т-ра 813 мест.

Лит.: И. Н. Берсенев. Сб. статей, М.,1961; Бирман С., Путь актрисы, М., 1959; Гиацинтова С., Режиссер и становление актера, в сб.: Мастерство режиссера, М., 1956. А О

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница