Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 302)


МХАТ прош„л большой и сложный путь развития. Высокая творч. требовательность, постоянный интерес к вопросам современности, глубокое раскрытие жизненной правды при помощи иск-ва психологич. реализма, борьба с устаревшими канонами - сделали иск-во МХАТ подлинно новаторским. Творч. идеи К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и их учеников оказали плодотворное воздействие на общую культуру сов. т-ра. Из школ и студий, созданных при Художеств, т-ре, вышли мн. деятели, определившие дальнейшее развитие сов. театр. иск-ва. Заветы Станиславского и Немировича-Дан-ченко претворяют не только деятели сов. т-ра, но и др. стран. Мхатовская школа актерского иск-ва, система Станиславского, получившая завершение в сов. эпоху, открывшая новые законы мастерства актера, приобрели поистине мировой авторитет. Сформировалось третье поколение актеров МХАТ - выпускников Школы-студии им. Немировича-Данченко (осн. в 1943), вошедших в осн. репертуар т-ра и исполняющих центр, роли во мн. новых пост.

В янв. 1932 т-р получил название МХАТ СССР, в сент. 1932 в ознаменование 40-летия лит.-художеств. и обществ, деятельности М. Горького т-ру присвоено его имя, в 1937 т-р награжд„н орденом Ленина, в 1938 - орденом Трудового Красного Знамени. С 1933 МХАТ передано здание б. Т-ра Корша, где обрадован филиал МХАТ. При т-ре организованы музей (в 1923), Экспериментальная сценич. лаборатория в 1942).

МХАТ неоднократно гастролировал за границей: в 1906 - в Германии, Чехии, Польше, Австрии, в 1922-24- в Германии, Чехословакии, Франции, Югославии, США, в 1937 - во Франции, в 1956 - в Югославии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, Венгрии, в 1958 - в Англии, Франции, Польше, в 1958-59 - в Японии, в 1964- в Англии.

В труппе театра (1964): народные артисты СССР О. Н. Андровская, С. К. Блинников, А. Н. Грибов, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, М. Н. Кедров, А. П. Кторов, Б. Н. Ливанов, П. В. Массальский, В. А. Орлов, Б. Я. Петкер, М. И. Прудкин, Б. А. Смирнов, В. Я. Станицын, А. О. Степанова, А. К. Тарасова, В. О. Топорков, М. М. Яншин, нар. арт. РСФСР В. В. Белокуров, М. П. Болдуман, А. П. Георгиевская, К. Н. Головко, И. П. Гошева, А. В. Жильцов, Ю. Э. Кольцов, А. М. Комиссаров, И. М. Кудрявцев, О. Н. Лабзина, С. С. Пилявская, В. А. Попов, В. Н. Попова, К. Н. Свободин, М. А. Ти това, Г. Г. Конский, засл. деят. иск-в РСФСР И. М. Раевский, засл. арт. РСФСР А. В. Вербицкий, С.Н.Гаррель, Л.И.Губанов, Н.И.Гуляева, В.С.Давыдов, В. А. Дементьева, Л. Ф. Золотухин, В. В. Калинина, Г. И. Коломийцева, Г. Н. Колчицкий, А. М. Комо-лова, Л. А. Кошукова, Т. И. Ленникова, Ю. Л. Леонидов, А. А. Михайлов, В. Н. Муравь„в, Л. В. Пуш-кар„ва, К. И. Ростовцева, Е. Н. Ханаева, Е. А. Хромова, П. Г. Чернов, Н. А. Шавыкин, М. В. Юрьева и др. Художеств, руководство т-ра: М. Н. Кедров, В. Я. Станицын, Б. Н. Ливанов, В. Н. Богомолов. В зрит. зале осн. сцены - 1181 место, филиала - 1255 мест. И. Сол., Я. М.

РЕПЕРТУАР МХАТ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

(в скобках указаны фамилии постановщиков и художников)

1920. "Каин" Байрона (Станиславский, Вишневский, худ. Андреев).

1921. "Ревизор" (Станиславский, худ. Юон).

1925. "Пугач„вщина" Трен„ва (Немирович-Данченко, Лужский, Леонидов, худ. Степанов).

1926. "Горячее сердце" (Станиславский, Тарханов, Судаков, худ. Крымов), "Николай I и декабристы" К у геля (худ. рук. Станиславский, реж. Литовцева, худ. Кардовский, Симов), "Продавцы славы" Нивуа и Паньоля (худ. рук. Станиславский, реж. Лужский, Горчаков, худ. Исаков), "Дни Турбиных" Булгакова (худ. рук. Станиславский, реж. Судаков, худ. Ульянов).

1927. "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (Станиславский, Телешова, Вершилов, худ. Головин), "Сестры Жерар" Масса по мелодраме Деннери и Кормона (худ. рук. Станиславский, реж. Горчаков, Телешова, худ. Щусев, Симов, Гремиславский), "Бронепоезд 14-69" (худ. рук. Станиславский, реж. Судаков, Литовцева, худ. Симов).

1928. "Унтиловск" Леонова (худ. рук. Станиславский, реж. Сахновский, худ. Крымов), "Растратчики" Катаева (худ. рук. Станиславский, реж. Судаков, худ. Рабинович), "Квадратура круга" Катаева (худ. рук. Немирович-Данченко, реж. Горчаков, худ. Козлинский).

1929. "Блокада" Вс. Иванова (Немирович-Данченко, Судаков, худ. Рабинович), "Дядюшкин сон" Достоевского (худ. рук. Немирович-Данченко, Сахновский, Котлубай, худ. Зандин).

1930. "Воскресение" по Л.Н.Толстому (Немирович-Данченко, Судаков, Раевский, худ. Дмитриев), "Реклама" Уоткинс (худ. рук. Немирович-Данченко, Телешова, Вершилов, худ. Вильяме), "Отелло" (план пост. Станиславского, реж. Судаков, худ. Головин), "Наша молодость" Карташ„ва (худ. рук. Немирович-Данченко, реж. Литовцева, худ. Ливанов), "Три толстяка" Олеши (худ. рук. Немирович-Данченко, реж. Москвин, Горчаков, Телешова, худ. Эрдман), "Взл„т" Ваг-рамова (Сахновский, худ. Базурин, Кисимов, Куренков, Константиновский).

1931. "Хлеб" Киршона (Судаков, худ. Шифрин), "Страх" (Судаков, худ. Шифрин).

1932. "М„ртвые души" (худ. рук. Станиславский, реж. Сахновский, Телешова, худ. Симов, Дмитриев, Гремиславский).

1933. "Хозяйка гостиницы" (Мордвинов, Яншин, худ. Кончаловский), "Таланты и поклонники" (худ. рук. Станиславский, реж. Литовцева, худ. Крымов, Гремиславский), "В людях" по Горькому, инсц. Сухотина (Кедров, худ. Иванов).

1934. "Егор Булычев и другие" (худ. рук. Немирович-Данченко, реж. Сахновский, худ. Юон), "Чудесный сплав" Киршона (Мордвинов, худ. Левин), "Пикквикский клуб" по Диккенсу, инсц. Венкстерн (Станицын, худ. Вильяме), "Гроза" (Немирович-Данченко, Судаков, худ. Рабинович).

1935. "Платон Кречет" (Судаков, худ. Гончаров, Попов), "Враги" (Немирович-Данченко, Кедров, худ. Дмитриев).

1936. "Мольер" Булгакова (Горчаков, худ. Вильяме), "Любовь Яровая" (Немирович-Данченко, Судаков, худ. Акимов).

1937. "Анна Каренина", инсц. Волкова (Немирович-Дан-ченко, Сахновский, худ. Дмитриев), "Земля" Вирты (Леонидов, Горчаков, худ. Рындин).

1938. "Горе от ума" (Немирович-Данченко, Телешева, худ. Дмитриев), "Достигаев и другие" (Леонидов, Раевский, худ. Рындин).

1939. "Половчанские сады" Леонова (худ. рук. Немирович-Данченко, реж. Сахновский, худ. Дмитриев), "Тартюф" (Станиславский, Кедров, Топорков, худ. Вильяме).

1940. "Трудовой хлеб" Островского (руководитель пост. Сахновский, реж. Грибов, Н. Подгорный, худ. Кисимов), "Три сестры" (Немирович-Данченко, Литовцева, Раевский, худ. Дмитриев, "Школа злословия" Шеридана (руководитель пост. Сахновский,реж. Горчаков, Ларгин, худ. Акимов).

1942. "Кремл„вские куранты" (1-я ред., Немирович-Данченко, Леонидов, Кнебель, худ. Дмитриев), "Фронт" (Хмел„в, Ливанов, Раевский, Яншин, худ. Дмитриев).

1943. "Последние дни" ("Пушкин") Булгакова (Станицын, Топорков, худ. Вильяме), "Глубокая разведка" Крона (Кедров, худ. Татлин), "Русские люди" (худ. рук. Хмел„в, реж. Станицын, Кнебель, худ. Дмитриев).

1944. "Последняя жертва" (Хмел„в, Телешова, Конский, худ. Дмитриев).

1945. "Офицер флота" Крона (Горчаков, Раевский, худ. Акимов).

1946. "Идеальный муж" Уайльда (Станицын, Конский, худ. Гремиславский), "Иван Грозный" ("Трудные годы") А. Н. Толстого (Попов, Кнебель, худ. Вильяме).

1947. "Победители" Чирскова (Станицын, Конский, худ. Вильяме), "Дядя Ваня" (Кедров, Литовцева, Судаков, худ. Дмитриев), "Русский вопрос" (Кедров, Карев, Конский, худ. Гремиславский), "Алмазы" Асанова (Станицын, Раевский, Судаков, худ. Федотов), "Дни и ночи" Симонова (Кедров, Герасимов, Карев, худ. Шифрин).

1948. "Лес" (Кедров, Орлов, Топорков, худ. Дмитриев), "Двенадцать месяцев" Маршака (Станицын, Горчаков, Лесли, худ. Волков), "Хлеб наш насущный" Вирты (Судаков, Кнебель, худ. Дмитриев), "Зел„ная улица" Сурова (Кедров, Карев, худ. Волков).

1949. "Поздняя любовь" Островского (Горчаков, Яншин, худ. Федотов), "Заговор обреч„нных" Вирты (Конский, В. Марков, худ. Васильев), "Домби и сын" по Диккенсу, инсц. Венкстерн (Станицын, худ. Волков), "Илья Головин" Михалкова (Горчаков, Топорков, Яншин, худ. Вес„лкин), "Чужая тень" Симонова (Кедров, Карев, худ. Васильев), "Мещане" (руководитель пост. Кедров, реж. Блинников, Раевский, худ. Вес„лкин).

1950. "Вторая любовь" по Мальцеву, инсц. Венкстерн (Станицын, Блинников, худ. Волков), "Разлом" (Станицын, Раевский, худ. Шифрин).

1951. "Потерянный дом" Михалкова (Карев, худ. Матвеев), "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого (Кедров, Литовцева, Лесли, худ. Васильев).

1952. "Залп "Авроры"" Большинцова, Чиаурели (Кедров, Карев, Станицын, худ. Шифрин).

1953. "Дачники" (Кедров, Орлов, худ. Вес„лкин), "Ломоносов" Вс. Иванова (Ливанов, В. Марков, худ. Ходасевич), "Ангел-хранитель из Небраски" Якобсона (Конский, худ. Волков).

1954. "За власть Советов" Катаева (Кедров, Горчаков, Герасимов, худ. Плахова), "Сердце не прощает" Софронова (Блинников, худ. Матвеев), "Лермонтов" Лаврен„ва (Станицын, Раевский, худ. Пенсов).

1955. "Двенадцатая ночь" (Станицын, Массальский, худ. Ходасевич).

1956. "Осенний сад" Хелман (Горчаков, Конский, худ. Силич), "Кремл„вские куранты", 2-я ред. (Кнебель, Раевский, В. Марков, худ. Дмитриев, Серебрякова), "Забытый друг" Салынского (Белокуров, Ковшов, худ. Васильев), "Беспокойная старость" (Горчаков, худ. Силич).

1957. "Дворянское гнездо" по Тургеневу (Яншин, Лесли, худ. Волков), "Мария Стюарт" (Станицын, худ. Эрдман), "Безымянная звезда" Себастьяну (Кнебель, В. Марков, худ. Курилко), "Ученик дьявола" Шоу (Конский, Недзвецкий, худ. Силич), "Золотая карета" Леонова (Станицын, Орлов, П. А. Марков, худ. Силич).

1958. "Зимняя сказка" Шекспира (Кедров, Карев, худ. Рындин), "Дмитрий Стоянов" Левантовской (Богомолов, худ. Лесков), "Дорога через Сокольники" Раздольского (Моню-ков, худ. Пенсов), "Вишн„вый сад" (Станицын, худ. Силич), "Лиса и виноград" Фигейреду (Лесли, худ. Эрдман), "Третья патетическая" Погодина (Кедров, Богомолов, худ. Батурин), "Юпитер сме„тся" Кронина (Карев, Ковшов, худ. Васильев).

1959. "Вс„ оста„тся людям" Ал„шина (Конский, Недзвецкий, худ. Силич), "Битва в пути" по Николаевой, инсц. Г. Герасимова (Станицын, Монюков, худ. Эрдман).

1960. "Чайка" (Станицын, Раевский, худ. Шифрин), "Смерть коммивояж„ра" Миллера (Карев, О. Герасимов, худ. Рабинович), "Братья Карамазовы" по Достоевскому, инсц. Ливанова (Ливанов, П. А.. Марков, В. П. Марков, худ. Гончаров), "Кукольный дом" (Тарханов, худ.Эрдман), "Точка опоры" Ал„шина (Конский, Недзвецкий, худ. Васильев).

1961. "Цветы живые" Погодина (Станицын, Карев, Тарханов, худ. Стенберг), "Над Днепром" Корнейчука (Кедров, Блинников, Раевский, худ. Вес„лкин), "Хозяин" Соболева (Ливанов, П. Марков, В. Марков, худ. Гончаров), "Три толстяка" Олеши, Горюнова (Богомолов, Горюнов, худ. Батурин).

1962. "Убийца" Шоу (Топчиев, худ. консультант П. Марков, худ. Силич), "Милый лжец" Килти (Раевский, худ.

Батурин), "Дом, где мы родились" ("Третья сестра") Когоута (Монюков, худ. Стенберг).

1963. "Друзья и годы" Зорина (Петров, худ. Сумба-ташвили), "Без вины виноватые" (Орлов, худ. Талалай) "Бронепоезд 14-69" (Раевский, Ковшов, худ. Волков), "Пла тон Кречет" (Блинников, под рук. Кедрова, худ Коваленко, Кривошеина).

1964. "Иду на грозу" по Гранину (Богомолов, худ Стенберг), "Егор Булычев и другие" (Ливанов, Тарханов, худ. Гончаров), "Свет дал„кой звезды" Чаковского и Павловского (Станицын, О. Герасимов, худ. Волков).

Лит.: Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1898-1938, М., 1938; Московский Художественный театр в иллюстрациях и документах. 1939- 1943, М., 1945; Ежегодники Московского Художественного театра: за 1943, 1944, 1945 (два тома), 1946, 1947 1948 (два тома), 1949-1950, 1951-1952, 1953-1958. М , 1945-61; Московский Художественный театр. т 1 1898 1917, М., 1955; Станиславский К. С., Собр соч., т. 6-8, М., 1959-61; его же, "Чайка" в постановке Московского Художественного театра. режиссерская партитура, Л.-М., 1938; его же, режиссерский план "Отелло", М.-Л., 1945; Немирович - Данченко Вл. И., Из прошлого, [М.], 1936; его же. Театральное наследие, т. 1-2, М., 1952-54; Линч Дж., Глаголь С., Под впечатлением Художественного театра, М., 1902;

Эфрос Н., Московский Художественный театр. 1898- 1923, М.-Пг., 1924; Соболев Ю. В., Московский Художественный театр. М.-Л., 1938; Марков П. А., Ч у ш к и н Н., Московский Художественный театр. 1898- 1948, М., 1950; Московский Художественный театр в советскую эпоху, М., 1962; О Станиславском. Сб. воспоминаний, М., 1948; К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М., 1955; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки К. С. Станиславского, 3 изд., М., 1952; Т о п о р-к о в В., К. С. Станиславский на репетиции, М., 1949; В и -л е н к и н В. Я., Вл. И. Немирович-Данченко. Очерк творчества [М.], 1941; Ф р е и д к и н а Л. М., Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1962; е „ ж е, Полвека Художественного театра, М., 1948; Абалкин Н. А., Система Станиславского и советский театр. 2 изд., М., 1954';

Анастасьев А., МХАТ в борьбе с формализмом, М., 1953; Научно-творческая конференция о наследии Вл. И. Немировича-Данченко. Стеногр. материалы, М., 1960; Полякова Е. И., Театр и драматург. Из опыта работы Московского Художественного театра над пьесами советских драматургов 1917-1941 г., М., 1959; Прокофьев В., В спорах о Станиславском, М., 1962; Ростоцкий Б., Русская классическая драматургия на сцене МХАТ, М.,1948;

Строева М., Чехов и Художественный театр. М., 1955:

Юзовский Ю., М. Горький на сцене МХАТ, М.-Л 1939; Мастера МХАТ [Сб. статей], М.-Л., 1939; Ростоцкий Б. И., Ч у ш к и н Н., "Царь Федор Иоаннович" на сцене МХАТ, М.-Л., 1940; Эфрос М. Е., "На дне". Пьеса М. Горького в постановке Московского Художественного театра, М., 1923; Р о с к и н А., "Три сестры" на сцене Художественного театра, М.-Л., 1946; Тальников Д., "Горячее сердце" на сцене МХАТ, М.-Л., 1940; Немирович-Данченко Вл. И., "Горе от ума" в постановке Московского Художественного театра. Сборник, М.-П., 1923; МХАТ. К постановке "Егор Булы-чов и другие", М., 1934; "Анна Каренина" в постановке МХАТ СССР имени Горького, М., 1938; Московский Художественный театр. 1898-1938. Библиографический указатель. Сост. А. Аганбекян, М.-Л., 1939.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР ВТОРОЙ (МХАТ 2-й) - русский советский театр. Возник из 1-й Студии МХТ, получившей в 1924 назв. 'МХАТ 2-й. 1-я Студия была открыта в 1913 по инициативе молодых актеров МХТ, поддержанных К. С. Станиславским и его помощником Л. А. Сул„ржицким, как "Собрание верующих в систему Станиславского". Студня ставила целью - экспериментально-творч. разработку системы Станиславского. Студия представляла собой особый тип студийного т-ра, послуживший впоследствии образцом для создания студий подобного типа, объедин„нных едиными творч. принципами "коллектива единомышленников". До 1921 спектакли шли в небольшом помещении на Скобелевской (ныне Советская) площади, вмещавшем около 100 зрителей; сценпч. подмостков не было и спектакли разыгрывались в непосредственной близости от зрителей. В этих условиях актерское иск-во требовало особой правдивости и тончайшего отбора выразит, средств. Работой Студии непосредственно руководил Сулержицкий; уже первый спектакль Студии имел огромный успех у зрителей: в помещении кино "Люкс" была показана пьеса Хейерманса "Гибель "Надежды"" (реж. Р. В. Болеславский, 1913). В этом спектакле звучали социальные мотивы, но в последующих спектаклях наряду с ними выдвигается тема нравственного совершенствования и личной нравственной ответственности. Эта тема с большим актерским и режиссерским мастерством была раскрыта в спектаклях "Сверчок на печи" по Диккенсу (реж. Б. М. Сушкевич, 1914). С психо-логич. глубиной в ч„ткой, острой форме она была выражена в пост. Е. Б. Вахтангова "Праздник мира" Гауптмана (1913) и особенно "Потоп" Бергера (1915). актеры Студии достигали в этих спектаклях большой душевной наполненности, точности выразительных средств. Октябрьская революция пост. перед Студией новые задачи, определила необходимость создания монументальных, преимущественно трагедий-нюх спектаклей. Однако самый выбор репертуара был противоречив, а сценич. решение пьес лишено единого стиля ("Дочь Йорио" Д'Аннунцио, 1919, "Балладина" Словацкого, 1920). Лучший спектакль этого периода "Двенадцатая ночь" (1917, реж. Сушкевич, рук. пост. Станиславский), в к-ром комедийность была доведена до буффонной яркости, и трагедия Стринд-берга "Эрик XIV" (1921, реж. Вахтангов, Эрик - М. Чехов). В этом спектакле Вахтангов в острой экс-прессионистич. форме, с глубоким психологич. подтекстом вскрывал тему обреч„нности королевской власти. Наличие в труппе крупных актеров (М. А. Чехов, А. Д. Дикий, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман, М. А. Дурасова, В. В. Соловь„ва, А. И. Чебан, В. В. Готовцев, О. И. Пыжова и др., позднее вступили И. Н. Певцов и И. Н. Берсенев), их сыгранность подготовили создание самостоят, т-ра. Переход в помещение т-ра б. Альказар совпал с отходом от "студийности". Период 1921-24 характеризуется вс„ большим стремлением к яркости театральных форм: спектакли "Укрощение строптивой", "Король Лир" (Лир-Певцов); "Герой" Сннга. Итогом этих исканий явился спектакль "Расточитель" Лескова, отмеченный рядом актерских достижений (1924; режиссер - Сушкевич, Князев - Певцов, Молчанов - Дикий, Минутка - Берсенев). С осени 1924 Студия получает название МХАТ 2-й и переходит в помещение б. Нового театра (ныне Центр. Детский т-р). Т-р получает автономное художеств. руководство и с этого времени его связь с МХАТом, его руководителями становится номинальной.

Развитие т-ра проходило первоначально в борьбе разл. стилевых и идейных тенденций. Переходный период (1924-27) был обозначен, с одной стороны, деятельностью крупнейшего актера тех лет М. А. Чехова. С ним связаны спектакли: "Гамлет" (1924, реж. Смышляев, Татаринов, Чебан; Гамлет - Чехов, король - Чебан, королева - Соловь„ва, Офелия- Дурасова); истолкованный как идеалистич. философское осмысление борьбы добра со злом, символистский спектакль "Петербург" Белого (1925, реж. Бирман, Татаринов, Чебан, Аблеухов-отец - Чехов, Аблеухов - сын - Берсенев, Лпхутина - Гиацинтова), "Дело" Сухово-Кобылина (1927, Муромский- Чехов), пост. Сушкевичем в реалистич. тонах (в 1928 вследствие мировоззренческих противоречий Чехов покинул родину). Идеалистич. философской концепции противостояла яркая комедийность, театральность спектакля "Блоха" (1925, инсценировка Замятина рассказа Лескова, реж. Дикий, худ. Кустодиев, Левша - Волков, Мери -Бирман, царь - Попов, Платов -Дикий).

Постепенно в творч. практике т-ра вс„ отч„тливее проявляются реалпстич. тенденции; его работы характеризуются стремлением к подч„ркнутой действенности яркой театральной выразительности, типизации сценич. образов. Т-р обращается к пьесам о современности, привлекает новых актеров. Событием в истории сов. т-ра явилась отмеченная психологич. глубиной и остротой пост. "Чудака" Афиногенова (1929, реж. Берсенев и Чебан, Волгин-Азарин, Горский - Берсенев, Трощина - Бирман, Сима - Гиацинтова, Юля - Дурасова). Образ Волгина в исполнении Азарина вош„л в галерею сценич. портретов новых людей, олицетворяющих единство гуманизма и социалистич. энтузиазма. В дальнейшем т-р пост. спектакли, развивавшие эти тенденции - "Двор" Караваевой (1930), "Светите, звезды" (1930), "Дело чести" (1932) Микитенко, "Неблагодарная роль" Файко (1932), "Суд" Киршона (1933), "Часовщик и курица" Кочерги (1934), "Свидание" Финна (1935), "Начало жизни" Первомайского (1936) и др., но ни один из этих спектаклей, различных по тематике, по жанру и художеств. качествам, не достиг идейно-художеств. уровня спектакля "Чудак", ставшего этапным в развитии сов. т-ра.

Театр постоянно обращался к историч. драматургии - спектакли "Петр I" А. Н. Толстого (1930, реж. Сушкевич, худ. - Нивинский, Петр I - Готовцев, Алексей - Берсенев, Екатерина - Бромлей), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1934, Грозный -Чебан, Борис Годунов - Берсенев), историч. хроника Соболева и Подгорного "Генеральная репетиция" о 1905 годе (1930, режиссер Берсенев). По-прежнему, добиваясь яркой театр. насыщенности, т-р ставил трагедии-мелодрамы и сатирич. комедии ("Тень освободителя" по Салтыкову-Щедрину, 1931, реж. Сушкевич). Романтич. пафосом отмечен спектакль "Человек, который смеется" по Гюго (1929, реж. Сушкевич, худ. Андреев, Гуинплен - Берсенев, королева Анна - Бирман, Деа - Дурасова, Джозиана - Карнакова). Остротой сценич. формы и гуманизмом отличался спектакль "Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому (1932, реж. Берсенев, Бирман, Нелли - Гиацинтова). Значит, вкладом в интерпретацию Шекспира на сов. сцене явился спектакль "Двенадцатая ночь" (1933, режиссеры Гиацинтова, Готовцев, художник Фаворский, сэр Тоби - Готовцев, Мария - Гиацинтова, Мальволио - Азарин, Виола - Дурасова); "Испанский священник" Флетчера (1934, реж. Бирман, худ. Лентулов, Виоланта - Юренева, Бирман, Амаранта - Гиацинтова, ЛопесПопов), так же как и пост. "Двенадцатой ночи", отличался жизнерадостным гуманизмом, блестящей театр. формой. Сатирич. памфлет на совр. бурж. общество представлял спектакль "Мольба о жизни"Деваля (1935, Пьер Массубр - Берсенев, Женевьева-Гиацинтова).

В феврале 1936 МХАТ 2-й был закрыт. Его ведущие актеры И. Н. Берсенев, С. В. Гиацинтова, С. Г. Бирман вошли в труппу т-ра им. МОСПС, а затем в Т-р им. Ленинского комсомола.

Лит.: Московский Художественный театр Второй, М., 1925; О Втором Московском Художественном театре, "Правда", 1936, 28 февр., ј 58; Чехов М., Путь актера, Л., 1928; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957; Бирман С. Г., Путь актрисы, М., 1959; И. Н. Берсенев. Сб. статей, М., 1961; Попов А. Д., Воспоминания и размышления о театре, М., 1963. Я. У1.

МОСКОВСКИЙ ЦИРК (Московский г о сударственный ордена Ленина цирк) - один из старейших цирков СССР. В 1880 цирковой антрепрен„р А. Саламонский выстроил на Цветном бульваре здание цирка, где выступали лучшие рус. артисты (А. Л. и В. Л. Дуровы, В. Е. Ла-заренко, Бим-Бом, бр. Танти, С. Альперов, Эйжен и др.). В 1886 в здании панорамы (ныне кинотеатр "Мир") открылся цирк бр. Д. А., А. А. и П. А. Никитиных. В 1888 они организовали цирковые представления в цирке на Воздвиженке, в 1911 построили новое здание цирка на Садово-Триумфальной пл. После Окт. революции в цирке Саламонского было создано товарищество, в 1919 оба цирка объявлены государст. венными. К работе цирка были привлечены крупные писатели, режиссеры, художники, композиторы. В 1920 В. В. Маяковский написал для клоуна В. Е. Лазаренко сценку "Чемпионат всемирной классовой борьбы". Скетчи на злобу дня ставили бр. Танти, бр. Кольпети и др. артисты. С нач. 20-х гг. ставились пантомимы. В 1929 пост. пантомима "Махновщина" Масса (реж. В. Ж. Труцци и Э. Б. Краснянский, худ. Н. Рога-ч„в и Е. Соколов, композитор И. О. Дунаевский, балетмейстеры К. Я. Голейзовский и Э. И. Мей). В 1930 - пьеса для цирка В. В. Маяковского "Москва горит" (худ. В. М. Ходасевич). Среди больших тема-тич. цирковых представлений: "Индия в огне" (1932, сценарий Г. С. Венецианова и А. А. Жарова, реж. Н. М. Горчаков, худ. М. П. Бобышев), "Тайга в огне" (1939, сценарий Е. М. Кузнецова и Б. Л. Бродянского, реж. Н. В. Петров, худ. В. Ф. Рындин), "Трое наших" (1942, сценарий А. Н. Афиногенова и М. И. Бурского, реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман), "Карнавал на Кубе" (1962, сценарий Л. А. Кулиджанова, М. С. Ме-стечкина, Ю. В. Никулина, реж. Местечкин, худ. Л. А. Окунь).

М. ц. ставил представления-дивертисменты, специальные прологи (парады) и эпилоги, осуществл„нные режиссерами: Ю. С. Юрским, Б. А. Шахетом, А. Г. Арнольдом, М. С. Местечкиным и др.; художниками:

Б. Р. Эрдманом, В. Ф. Рындиным, К. Ф. Юоном, А. А. Фальковским, А. А. Судакевич, Л. А. Окунь и др. Большое внимание уделяется подготовке новых цирковых номеров. Здесь пост. и оформлены номера Карандаша, Кио, О. Попова .и др.

М. ц. не имеет постоянной труппы, на его арене выступают все лучшие сов. цирковые артисты, артисты республик СССР и целые цирковые коллективы. Проходят гастроли иностр. цирковых трупп (китайской, монгольской, французской, США, немецкой) и отдельных исполнителей из разных стран мира.

В 1939 цирк награжд„н орденом Ленина. Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М.. 1953;

Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.- М., 1947; Дмитриев Ю., Советский цирк , М., 1963. Ю.Д

МОСКОВСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ - одно из старейших русских театральных учебных заведений. История его создания восходит к 1773, когда при Моск. воспитательном доме были созданы классы изящных иск-в (драматический, балетный, вокальный и инструментальной музыки). В 1784 классы были переданы в ведение моек. Петровского т-ра (Т-ра Медокса). В 1806 преобразованы в М. т. у.; класс инструментальной музыки существовал до 1865, вокальный класс (оперный) до 1880-х гг. Здесь велось обучение танцам, музыке и драм. иск-ву. В числе педагогов были М. С. Щепкин, И. В. Самарин и др. Среди воспитанников - В. И. Живокини, С. В. Шум-ский, Н. М. Медведева, П. В. и С. В. Васильевы, Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина, М. Н. Ермолова. В 1871 драм. класс уч-ща был закрыт. Борьбу за возобновление его работы вели прогрессивные рус. театр. деятели (во главе с А. Н. Островским), утверждавшие воспитат. и обществ, значение театр. образования. В 1888 были открыты драм. курсы, где преподавали крупнейшие актеры Малого т-ра (А. П. Ленский, М. П. Садовский, Г. Н. Федотова, О. А. Правдин) и представители передовой части профессуры Моск. ун-та. Драм. курсы окончили актеры Н. К. Яковлев, А. А. Остужев, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, В. О. Массалитинова и др. В 1907 при„м учеников на драм. курсы был прекращ„н, в результате чего в 1909 курсы были закрыты. Деятельность их возобновилась лишь после Окт. революции, в 1918. См. Училище театральное имени М. С. Щепкина.

Лит.: Всеволодский-Гернгросс В. Н., История театрального образования в России, т. 1, СПБ. 1913; Гуревич Л. Я., История русского театрального быта, т. 1, М.- Л., 1939; К а р н е е в М. В., Московское театральное училище в сороковых годах прошлого столетия, "ЕИТ". Сезон 1910, СПБ, 1910, вып. 1; Московский Малый театр. 1824-1924, М., [1924], с. 603-49.

МОСКОВСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (Московское академическое хореографическое училище при Большом театре СССР) - театральное (балетное) учебное заведение. Находится в Москве. Вед„т сво„ начало от балетного отделения классов изящных иск-в, созданных при Моск. воспитательном доме (см. Московское театральное училище). В 1778 обучение танцевальному иск-ву было поручено Л. Парадизу, из класса которого вышли первые русские танцовщики: А. М. Собакина, Г. И. Райков, И. Еропкин, В. М. Балашов. Затем классы были переданы во вновь открытый Т-р Медокса, где преподавание в„л К. Морелли. Это время было периодом упадка деятельности Моск. балетной школы. В 1806 школа была преобразована в Моск. театр. уч-ще, в к-ром воспитывались артисты драмы, оперы, балета и оркестра для каз„нных (императорских) т-ров. В уч-ще преподавали Д. Лефевр, Ф. И. Гюллень-Сор, А. П. Глушковский, И. М. Аблец. Среди выпускников были первые выдающиеся танцовщики Т. И. Глушков-ская, И. К. Лобанов, Д. С. Лопухина, К. Ф. Богданов и др. В 30-40-е гг. на моек. сцене успешно выступили воспитанники уч-ща-Т. С. Карпакова-Богданова, Е. А. Санковская, П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, А. И. Собащанская, И. Д. Никитин, Д. И. Кузнецов, В. Ф. Гельцер и др. В 1888 уч-ще было реорганизовано, муз. классы перешли в консерваторию, хореог-рафич. классы возглавили педагоги И. А. Ермолов, Н. П. Домаш„в, В. Д. Тихомиров и др.

В 1888 школа стала именоваться Императорским балетным уч-щем.

После Окт. революции уч-ще было передано в ведение Большого т-ра (с 1919). Вся дальнейшая деятельность уч-ща тесно связана с Большим т-ром, что способствовало формированию сов. школы балетного иск-ва. В первых выпусках реорганизованного уч-ща были: А. И. Абрамова, Л. М. Банк, Н. Б. Под-горецкая, В. В. Кудрявцева, Н. И. Тарасов, И. А. Моисеев, А. М. и С. М. Мессе pep и др. В 1931 уч-ще было преобразовано в техникум и стало одним из крупнейших театр. уч. заведений (с 1937 снова носит наименование уч-ща). В учебную программу, кроме общеобразовательных и хореографич. дисциплин, входят музыковедческие и искусствоведческие, препода„тся курс актерского мастерства. Училище готовит артистов балета для т-ров страны (республик СССР), танц. ансамблей и др. Выдающиеся педагоги сов. времени:

В. Д. Тихомиров, Н. И. Тарасов, В. А. Сем„нов, Е. П. Гердт, М. А. Кожухова, А. М. Монахов, М. М. Габович, А. М. Мессерер, Р. П. Петрова, Ю. Г. Кондратов и др.

Воспитанники училища: нар. артисты СССР - О. В. Лепешинская, М. М. Плисецкая, нар. артисты РСФСР -М. М. Габович, С. Н. Головкина, Р. С. Струч-кова, В. Т. Бовт, Т. А. Зимина, И. В. Зубковская и др. Мн. воспитанники уч-ща ведут педагогич. деятельность. В М. х. у. учатся (повышают квалификацию) молодые танцовщики многих зарубежных стран.

В 1961 уч-щубыло присвоено звание академического.

Лит.: Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.- М., 1940; Всеволодский-Герн-гросс В., История театрального образования в России, СПБ, 1913, т. 1; Бочарникова Е., Мартынова О., Московское хореографическое училище, М. 1954. Юр. Б.

МОСОЛОВА, Вера Ильинична (ок. 1877-29. I. 1949) - русская советская артистка балета, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1893 после окончания Моск. театр. уч-ща была принята в Большой т-р. Была ведущей танцовщицей этого т-ра. В 1896- 1902 - солистка Мариинского т-ра.

В 1914-30-педагог Моск. хореографич. уч-ща. Ученики: В. П. Васильева, В. Ф. Галецкая, Н. С. Хол-фин и др. В 1922-35 - педагог Театр, уч-ща при Т-ре им. Мейерхольда.

Среди партий: царица Неб-Тауи ("Дочь фараона" Пуни), Мирта ("Жизель"), Золотая рыбка (о. п. Минкуса), Луна, Царица вод, Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), фея Сирени, Флорина, Аврора ("Спящая красавица"), Клеманс ("Раймонда") и др. Г. Ш.

МОСОЛОВА, Лидия Владимировна (р.4.III. 1918) - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В 1940 окончила ГИТИС. Дебютировала в Ярославском т-ре в 1940 в роли Параши ("Горячее сердце"). С 1946 - актриса Пермского т-ра. Игра М. отличается драматич. темпераментом, выразительностью речевых характеристик. Исполняла роли страстных, активных людей - Джем-ма ("Овод" по Войнич), Зоя ("Сказка о правде" Алигер), Нина Заречная; Комиссар ("Оптимистическая трагедия").

Др. роли: Ольга, Ирина ("Три сестры"); Валя ("Русские люди"), Анна Каренина; Гертруда ("Гамлет"), Филумена Мартурано (о. п.Э. Де Филиппе), Софья ("Старик" Горького),

Василуца ("Каса Маре" И. Друце), Клея ("Лиса и виноград Фигейреду) и др.

Лит.: Толченова Н." На сцене и дома, "Театральная жизнь", 1959, .ј 18. М. Лифш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница