Наши партнеры

Выгодно аренда внедорожника иркутск в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 307)


МУСТАЕВА, Магинур (р. 1912) - киргизская советская артистка оперы (лирическое сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1935-38 занималась в кирг. студии ГИТИСа. С 1938 - солистка Кирг. муз. т-ра (ныне Кирг. т-р оперы и балета).

Партии: Татьяна; Кыз-Жибек (о. п. Брусйловского), Каныкей, Канаим ("Манас" Власова, Малдыбаева и Фере), Микаэла ("Кармен"); Айша ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова), Людмила ("Проданная невеста") и др.

Лит.: КумушалиевК., Майнур Муста ева, Фрунзе, 1958. н.Л.

МУСТАФАЕВ, Рустам Мамед оглы [12(25).II.1910- 19.VII.1940] -азербайджанский советский художник. В 1926 окончил художественную школу в Баку и с этого времени начал работать как театр. художник. Оформлял спектакли Т-ра им. Азизбекова, Т-ра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, Азерб. т-ра муз. комедии. В первый период своего творчества испытал влияние конструктивизма, во 2-й пол. 30-х гг. создавал реалистич. декорации.

Спектакли: "Шторм" (1928); "Невеста огня" Джабарлы (1933), "Разор„нное гнездо" Ахвердова (1935), "Шах-Наме" Джанана (1936) - в Т-ре им. М. Азизбекова; "Лейли и Мед-жнун" У. Гаджибекова (1934), "Шах-Исмаил" Магомаева

1931), "К„р-оглы" У. Гаджибекова (1937), "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова (1939), "Лебединое озеро" (1935) - в Т-ре оперы и балета им. Ахундова, /f. Kac.

МУСТАФАЕВА, Сона Эйюб кызы (р. 22.VI.1916) - азербайджанская сов. артистка оперы (лирическое сопрано). Засл. арт. Азерб. ССР (1943). С 1930 - солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Обладает мягким голосом красивого тембра, с особым успехом выступает в нац. оперном репертуаре.

Партии: Гюльчохра, Нигяр ("Аршин мал алан", "К„р-оглы" У. Гаджибекова), Нэргиз (о. п. Магомаева), Дильбер ("Вэтэн" Гаджиева и Караева), Рэна ("Низами" А. Бадалбейли), Ширин ("Хосров и Ширин" Ниязи) и др.

МУСТАФИН, Габиден [р.13(26).XI.1902] - казах. сов. писатель. Чл. КПСС с 1940. М. написал одноактные пьесы "Беспокойный гость" (1940), "Диверсант" и "Месть" (1941), пост. в обл. т-рах. Инсценировал свою 'повесть "Миллионер" (1950, Казах, т-р).

Лит.: Суюншалиев Х.,ГабдировИ., Габиден Мустафин, Алма-Ата, 1958. Н. Л.

МУТАЦИЯ (от лат. mutatio - изменение, перемена) - перелом голоса у подростков в период полового созревания. У мальчиков М. интенсивна в связи с усиленным ростом гортани; преобразование голоса проходит с понижением примерно на октаву. У девочек М. протекает мягче, диапазон их голоса вследствие меньшего роста гортани подвергается обычно небольшим изменениям.

МУТИН, Мухтар (1887-1938) - татарский советский актер и режиссер. Сценич. деятельность начал в труппе "Сайяр" в 1915. Благодаря талантливому исполнению М. в репертуаре тат. т-ра утвердились: "Разбойники" (играл Франца Моора и Карла Моора, 1918), "Гамлет", "Отелло" (играл гл. роли, 1919, 1921). Утверждал на нац. сцене реалистич. традиции. Один из организаторов татарского т-ра в Казани (1920). Был актером и режиссером этого т-ра.

Др. роли: Закир ("Несчастный юноша" Г. Камала, 1916), Юсуф ("Молодая жизнь" Кулахметова, 1918), Татарин, Сатин ("На дне", 1919), Дикой ("Гроза"), Городничий (1921).

М. пост. ряд пьес сов. авторов: "К утренним лучам" Тагирова (1928), "Человек с портфелем" Файко (1932) и др. В период гражданской войны работал в разл. армейских труппах, возглавил в Казани театр. секцию при Наркомпросе. Автор книги "Татарский театр" (1926), где собран фактич. материал по истории тат. т-ра. X. Г.

МУХАМЕДЖАНОВ, Зикир (р. 14. VIII. 1921) - узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1953. С 1938-актер Т-ра им. Хамзы.

Роли: Фуркат (о. п. Авезова и Ходжаева), Джура ("Дядя и племянники" Бабаджанова), Ариф ("Люди с верой" Султа-нова), Аваз ("Путеводная звезда" Яшена), Кучкар ("Сомнение" Уйгуна), Абдуллатиф ("Мирза Улугбек" Шейхзаде), Горацио и Лаэрт ("Гамлет"), Миловэоров, Борис ("Без вины виноватые", "Гроза"), Роллер ("Разбойники"), Александр Ульянов ("Семья" Попова) и др. В.Д.

МУХАМ‚ДОВ, Музаффар (р. 1. I. 1901) -узбекский советский актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1927. Род. в семье рабочего. Сценич. деятельность начал в 1918 как любитель в кружке "Турк кучи" (Ташкент), к-рым руководил Хамза. В 1919 вступил в труппу Т-ра им. К. Маркса (Ташкент). В 1924-27 учился в моек. узб. драм. студии, по окончании к-рой стал работать актером и режиссером. В 1928 - 31 - гл. режиссер Андижанского т-ра. С 1931-гл. реж. Узб. муз.-драм. т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Навои). В 1943-50 М. был гл. реж. Т-ра им. Мукими. Ставил спектакли в т-рах Коканда, Самарканда и др. Писал либретто драм п опер.

Пост.: "Гюльсара" Садыкова, Глнэра (1937), "Лейли и Мед/кнун" Садыкова. Глиэра (1940), "Великий канал" Ашрафи, Василенко (1941). "Офтобхон" Яшена (1944), "Тахир и Зухра" Абдуллы (1946), "Гунчалар" Фатхуллина (1949).

Лит.: Корсакова А., Узбекский оперный театр. Ташкент, 1961. Э И

МУХАТОВ, Велимухамед [р. 22. IV(5.V). 1916]- туркменский советский композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). Депутат Верх. Совета СССР 4-5-го созывов. В 1951 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. С. Н. Василенко. Написал (совм. с Зноско-Боровским) балет "Ак памык" ("Белый хлопок") (1945, Туркм. т-р оперы и балета) и (совм. с А. Г. Шапошниковым) оперу "Кемине и казы" (1947, там же), 2-ю ред. оперы "Зохре и Тахир" (1953, там же) и др. соч. М. стремится широко использовать и творчески воплотить в своих соч. туркм. муз. фольклор. М.- автор Гос. гимна Туркм. ССР (1946) и ряда соч. в др. жанрах. Гос. пр. СССР (1951, 1952).

Лит.: Гусейнов X., Сын дутариста, "Ашхабад", 1960, кн. 2. А.Ив.

МУХТАРОВ, Гусейн (р. 1914) - туркменский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1953 окончил Лит. ин-т им. Горького. Драматургич. деятельность начал в 1941. Пьесы: "Я председатель" (1941, совм. с Б. Пурлиевым), "Любовь и клевета" (1942), "Арзу" (1944), "Чумазая девушка" (1945). Широкую популярность получила пьеса "Семья Аллана", посв. новой морали сов. людей (1946, Туркм. т-р драмы; Гос. пр. СССР, 1951). Совм. с Сейтлиевым написал пьесы: "Сын пастуха" (1949), "Дочь садовника" (1949), "Серебряный портсигар" (1949). Автор пьес "На берегу Мургаба" (1956), сатирич. комедии "Веселый гость" (1953), "30-е годы" (1957), "Важная операция" (1958), "Честное комсомольское" (1960), "На рассвете", "Кто преступник", комедии "Не хочу замуж". Пьесы М. посв. совр. жизни Турк' мении. Они отличаются яркостью образов, юмором (пост. в Туркм. т-ре драмы и обл. драм. т-рах). М. написал либретто оперы "Айна" (совм. с К. Сейтлиевым, Т-р оперы и балета им. Махтумкули), либретто балетов "Чудесный лекарь", "Сахра" и ряд одноактных пьес. Л. АН.

МУХТАРОВА, Фатьма Саттаровна [р. 14(26). III. 1893] - азербайджанская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Азерб. ССР (1940). В 1914 окончила Саратовскую консерваторию. В 1914-17 - солистка Оперного т-ра Зимина в Москве (дебютировала в партии Одалиски - "Юдифь" Серова). В 1921-37 пела в Казани, Ленинграде, Тбилиси, Харькове, Киеве, Одессе. С 1938-солистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова (Баку). Творчество М. Способствовало становлению и развитию азерб. оперного иск-ва. Красивый и сильный грудной голос, незаурядный актерский темперамент позволили М. создать ряд ярких вок.-сценич. образов. Выступала на оперной сцене до 1953.

Партии: Полина ("Пиковая дама"), Ваня ("Иван Сусанин"), Ган-на; Весна ("Снегурочка"), Зибель ("Фауст"), Кармен-Оперный т-р Зимина; Любаша ("Царская невеста"), Любовь ("Мазепа"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрнн"), жена Пугач„ва ("Орлиный бунт" Пащенко), Аксинья ("Тихий Дон"), Гру-ня ("Броненосец Пот„мкин" Чиш-ко), Азра ("Низами" А. Бадалбейли) - Т-р им. Ахундова, и др.

С о ч.: Рассказ о себе, "Советский театр", 1936, ј 2.

Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957.

МУЦЕНИЕЦЕ, Отилия(6.1Х. 1871-29. V. 1951)- латышская актриса и режиссер. С 1899 - актриса Рижского латышского т-ра. С большим успехом играла роль Гуны в романтической драме Аспазии "Серебряное покрывало" (1905, Новый латыш. театр). Впоследствии руководила Лиепайским (1918-23) и Даугавпилсским (1923-26) театрами. Сценические образы М. отличались острым драматизмом, глубокой эмоциональностью. Она играла женщин, надел„нных сильным характером, энергией. Оставила сцену в 1932.

Роли: Магда ("Родина" Зудермана, 1899), Иева ("Инд-раны" Блаумана, 1904), Янетта ("Красная мантия" Бриэ, 1905); Ио ("Гибель "Надежды"" Хейерманса.1905), Василиса ("На дне" Горького, 1906), Мале ("Дижудрская Мале" Линду-лиса, 1912). К.К.

MyiUATECKy(Musatescu), Тудор (р. 22. II. 1903)- румынский драматург и театральный деятель. Окончил филологич. ф-т Бухарестского ун-та. Первая пьеса М. - "Огоньки над кладами"-была написана на франц. яз. (1923. Париж). Автор ок. 60 пьес разл. жанров. Лучшие из них - комедии "Приезжаю нынче вечером" (1931. труппа Т. Буландра, В. Максимилиан, Г. Сторин, И. Янковеску, Бухарест), "Титаник-вальс" (1932, Нац. т-р, Бухарест), "Еску" (1933, там же) - представляют собой едкую сатиру на нравы бурж. Румынии. По широте социальных обобщений и глубине анализа М. продолжал традиции драматургии И. Караджале. Пьесы его пользовались большим успехом. "Титаник-вальс" сохраняется в репертуаре рум. т-ра и т-ров др. стран (пост. в Москве в ЦТСА и в Ленинграде в Т-ре им. Пушкина, 1956, а также в др. городах Сов. Союза). Лирич. комедия М. "Сон в зимнюю ночь" (1937, Бухарестский т-р комедии) сочувственно рисует простых тружеников, обладающих истинной красотой души. М. руководил бухарестскими т-рами: "Сэриндар" (1940), "Липскань" (1940-42), "Колорадо" (1943-44). Автор одноактных пьес для худож. самодеятельности. Выступал как режиссер и театр. критик.

Соч.: Teatru, Вис., 1958; "Титаник-вальс", пер.с рум. яз., М., 1957. Д. Ш.

МУШЕЛЬ, Георгий Александрович (р. 16 (29). VII. 1909] - советский композитор. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). В 1936 окончил Моск. консерваторию (по классу композиции М. Ф. Гнесина), приехал на работу в Узбекистан. Большое внимание М. уделяет театр. музыке. Он написал балеты "Балерина" (1949, Т-р оперы и балета им. Навои), "Цветок счастья" (1959, Челябинский т-р оперы и балета), "Кашмирская легенда" (1961, Т-р оперы и балета им. Навои), оперу "Фархад и Ширин" (совм. с В. А. Успенским, 1957, там же), муз. драмы, пост. Т-ром им. Мукими, - "Офтобхон" (совм. с X. Тохтасыновым, 1953), "Мукими" (1954), "Равшан и Зулхумор" (1957) (обе совм. с Т. Джалиловым). Написал также музыку к ряду драм. спектаклей, музыку к кинофильмам и др. соч.

С 1944 вед„т педагогич. работу в Ташкентской консерватории. Среди учеников М.-композиторы Ф. Назаров, А. Халимов, С. Бабаева, Я. Сабзанов.

МХАТ -см. Московский художественный академический театр СССР имени М. Горького.

МЧЕД‚ЛОВ (наст. фам.- Мчедлишвил и), Вахтанг Леванович (1884-19. V. 1924) - советский режиссер, педагог, театральный деятель. По нац. грузин. С 1905-сотрудник МХТ, пом. режиссера, затем режиссер. В 1916 вместе со Станиславским организовал 2-ю Студию МХТ и был постановщиком первого спектакля студии - "Зел„ное кольцо" 3. Гиппиус. Являясь последователем и пропагандистом системы Станиславского, М. стремился положить его принципы в основу своей педагогической и реж. деятельности. В 1921 на сцене МХТ возобновил пост. "Синей птицы" Метерлинка. В том же году М. организовал в Москве Студию импровизации, развивавшую принципы итал. комедии масок. Параллельно с уч„бой студия давала публичные спектакли. М. ставил спектакли в Т-ре комедии ("Здесь славят разум" Каменского, 1921, и "Иудейская вдова" Кайзера, совм. с В. Г. Сахновским, 1921), в т-ре-студип "Габима" ("Вечный жид" Пинского, 1923). В 1923 организовал и возглавил в Москве Груз. театр. студию, где учились:

И. М. Туманов, Ш. Асхабадзе,Г. Сулиашвили, М. Ко-рели, Н. Годзиашвили, Г. Журули и др.

Лит.: "Жизнь искусства", 1924, ј 23, с. 2; "Новый зритель", 1925, ј 26, с. 9; "Театр и музыка", 1922, ј 13 с. 360-61. м. Люб'.

МЧЕДЛЙДЗЕ, Дмитрий Сем„нович [р. 1(14).1.1904]- грузинский советский артист оперы (бас), режиссер и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. Комму-нистич. партии с 1951. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4-5-го созывов. В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу проф. П. 3. Андреева. Впервые выступил на оперной сцене в Ленинграде в 1927. В 1927-33 М.-солист Ленингр. театра оперы и балета, в 1933 - 52 - Большого т-ра, с 1952-Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.

Партии: Цангала ("Даи-си" Палиашвили), Гела ("Патара Кахи" Гокиели), Фридон ("Сказание о Тариэ-ле" Мшвелидзе), Мельник ("Русалка"), Кончак и Га-лицкий ("Князь Игорь"), Борис Годунов; Гремин ("Евгений Онегин"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Джеронимо ("Тайный брак" Чимарозы) и др.

В 1950-52 М.-заведующий оперной труппой Большого т-ра, с 1952-режиссер Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Пост.: "Русалка" (1959), "Травиата" (1961) и др. С 1954 вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории.

Соч.: Путь певца, Тбилиси, 1960 (на груз. яз.). Л.Ц.

МШАНСКАЯ, Ольга Феликсовна [р. 11 (24). VII. 1903] - русская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1939). Музыке и пению обучалась у своей матери, артистки Большого т-ра Н. Н. Соколовой-Мшанской. Сценич. деятельность начала в 1920 (б. Оперный т-р Зимина). В 1921-59 - солистка Ленингр. т-ра оперы и балета им. Кирова. Выступала также на сцене Ленингр. Малого оперного т-ра. С 1948 вед„т педагогич. работу в Ленингр. консерватории. Гос. пр. СССР (1951).

Партии: Екатерина ("Орлиный бунт" Пащенко), Аксинья ("В бурю" Хренникова), Стенанида ("Князь-озеро" Дзержинского), Любовь, Княгиня ("Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Марфа ("Хованщина"), Любаша; Солоха ("Ночь перед рождеством"), Азучена ("Трубадур"), Кармен; Шарлотта ("Вертер" Массне), Ортруда ("Лоэнгрин"), Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса) и др. Д [j

МШВЕЛЙДЗЕ, Шалва Михайлович [р. 15(28).V. 1904] - грузинский сов. композитор и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по кл. М. М. Багриновского, в 1933 - аспирантуру под рук. проф. В. В. Шербач„ва. В произв. М. преобладают эпич. образы. В 1946 он написал оперу "Сказание о Та риэле" (1946, Т-р оперы и балета им. Палиашвили; Гос. пр. СССР, 1947) - монументальное произв. ораториаль-ного склада, отвечающее возвышенному духу поэмы "Витязь в тигровой шкурен Ш. Руставели, и оперу "Десница великого мастера" (1961, там же). М. принадлежит также симф. поэма "Звиадаури" (Гос. пр. СССР, 1942), музыка к драматич. спектаклям т-ров Тбилиси, Ленинграда и Харькова, музыка к кинофильмам, симфонические и вокальные произв. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 3-го созыва. М. вед„т большую музыкально-общественную работу (в 1941-51- председатель Правления Союза сов. композиторов Груз. ССР). С 1929 препода„т в Тбилисской консерватории (с 1942 -профессор).

Лит.: Грузинская музыкальная культура. [Сб. статей], М., 1957; "Советская музыка", 1961, ј 9. Э. М. Л. Ц.

МЫРЗАБАЕВ, Артык (р. 11.V. 1930) - киргизский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Кирг. ССР (1962). В 1954 закончил Муз. уч-ще им. Куренкеева в г. Фрунзе. С этого же года - солист Кирг. акад. т-ра оперы и балета. Исполняет преим. лирич. партии.

Партии: Семетей, Искендер ("Айчурек", "Аджал ордуна" Власова, Малдыбаева, Фере, 1954), Жермон ("Травиата", 1955), Артем ("Ак шумкар" Ряузова, 1957), Токтогул (о. п. Власова, Малдыбаева, Фере, 1958), Онегин (1961);

Амонасро ("Аида", 1962). Гастролировал в Китае (1955), Монголии (1959), Румынии (1961). Д.Бр.

МЫСЛИВЕЧЕК (Myslivecek), Йосеф (9. III. 1737, Прага. -4. II. 1781, Рим) -чешский композитор. Член Болонской академии иск-в (с 1771). Сын мельника. Муз. образование получил в Праге. С 1763 М. жил в Италии, где его прозвали "божественным чехом". Выступал как дириж„р, горячо пропагандировал оперную реформу Глюка. Центр, место в творч. наследии М. занимают оперы, гл. обр. на античные и мифологич. сюжеты (первая онера, написанная в 1764 в Парме, не сохранилась). В 1767 в т-ре "Сан-Карло" (Неаполь) с большим успехом прошла премьера оперы М. "Беллерофонт". С этого времени композитор писал оперы для т-ров разл. городов Италии.

Мн. из опер. М. были созданы на либр. П. Метастазио, в т. ч. "Гиперместра" (1769, т-р "Пергола", Флоренция), "Ромул и Эрсилия" (1772, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Милосердие Тита" (1773, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Арта-ксеркс" (1774, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Эцио" (1775, там же), "Олимпиада" (1778, там же) и др. С 1767 по 1778 М. написал ок. 30 опер, в т. ч. "Великий Тамерлан" (1769, т-р "Дукале", Милан), "Монтесума" (1771, т-р "Пергола", Флоренция), "Антигона" (1774, т-р "Реджо", Турин), "Армида" по о. п. Расина (1779, т-р "Ла Скала").

Оперы М. знаменуют начало классицизма в чеш. музыке; в то же время творчество композитора опирается на чеш. муз. фольклор (проникновенные мелодичные арии и речитативы). М. писал также оратории, симфонии и др. соч. Его произведения оказали влияние на формирование творчества молодого Моцарта, к-рый был дружен с M. B 1927 чеш. композитор С. Суда на писал о М. оперу "Божественный чех". Лит.: Ш а г и н я н М.. Воскрешение из м„ртвых, М., 1964; Се led a J., Josef Myslivecek, Praha, 1946;

Nemecek l.. Nastin ceske hudby XVIII stoleti, [Praha], 1955; Racek J., Ceska hudba, Praha, 1958. Л. Ф. Л.

МЫСОВ, Пантелеймон Ануфриевич (27. VII. 1914- 24. III. 1958) - коми советский актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1946). Нар. арт. Коми АССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп. Верх. Совета Коми АССР (1951-55, 1958). Сценич. деятельность начал в 1930 в Коми передвижном т-ре (Сыктывкар). В 1936 окончил Ленингр. театр. уч-ще. В 1936-42 и с 1945 - в т.руппе Коми т-ра в Сыктывкаре (актер и режиссер). В 1942-45 -худ. рук., директор и актер филиала Коми т-ра в Ухте. Исполнял трагедийные и характерные роли. Обладал могучим темпераментом и ярким нар. юмором. М. способствовал развитию нац. иск-ва. Первый в республике исполнил роль В. И. Ленина в пьесах "Человек с ружь„м" (1941) и "Кремл„вские куранты" (1952). Создал выразительные образы в нац. репертуаре.

Роли: кулак Кипрушев ("Усть-Куломское восстание" Ермолина и Дьяконова), Митя Гиря ("Сельские вечера" Леканова), Шипича (О.П.Фролова), Быстряков ("Вороны" Ермолина и Дьяконова), Муравь„в ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Отелло, Егор Булычев; адмирал Макаров ("Порт-Артур" Попова и Степанова), Несчастливцев, Рогожин ("Идиот" по Достоевскому).

Пост.: "Егор Булычев и другие", "Старик" Горького "Семья" Попова, "Бесприданница", "Таланты и поклонники" "Лес", с. П\

МЬЯВАДИ, Минджи (Вунджи) У Ca (октябрь, 1766-1853) - бирманский драматург, поэт и композитор. Лит. деятельность начал в 1788. Автор первой бирм. пъесы-нандвинза "История Инаунга" (1799) (инсц. сиамского романа о приключениях принца Инаунга). Представление пьесы занимало несколько вечеров. Пьеса популярна в Бирме и в наст. время. М. написал ещ„ несколько пьес, к-рые не сохранились. Был известен также как собиратель и исследователь муз. фольклора.

Лит.: M a u n g HtinAung, Burmese drama, Oxf 1956. fo. 0.

МЭИ ЛАНЬ-ФАН (23. X. 1894-8. Vlil. 1961)- китайский актер, педагог, театральный и общественный деятель. Род. в потомственной актерской семье. С 11 лет начал заниматься театр. иск-вом. Впервые выступил в 1904 на сцене пекинского т-ра Гуанхэ-лоу в спектакле "Небесная чета", где играл роль одной из небесных ткачих. Брал уроки у видных актеров Ван Яо-цина, Чэн Дэ-лина, Ши Сяо-фу. Учился и в театр. уч-ще Пекина, при к-ром была труппа Фу-лянь. В возрасте 15 лет выступал в составе этой труппы. Исполнял женские роли, играл добрых, сильных духом, самоотверженных женщин. Отходя от традиции узкой специализации в одном амплуа, М. Л.-ф. играл разноплановые роли: положит. женщин - цинь, юных красавиц - гуймэн-дань, субреток - тьедань, девушек-воинов - даома-дань. В совершенстве овладев художеств. при„мами каждого из этих амплуа, М. Л.-ф. сочетал их в сво„м исполнении. В 20-летнем возрасте М. Л.-ф. начал театр.-обществ, деятельность. Под влиянием движения за приближение театр. иск-ва к современности М. Л.-ф. создал новый тип "спектакля в современных костюмах", направленного против старой феод. системы брака, против коррупции и разложения общества, но пьесы, являвшиеся переделками традиц. репертуара, были далеки от действительности, а совр. костюмы и использование совр. выразит, при„мов приводило к разрыву между художеств. формой и содержанием. Вновь обратясь к традиц. репертуару, М. Л.-ф. продолжал совершенствовать исполнение ролей канонич. амплуа. В спектаклях "Сон в саду", "Расставание на мосту", "Бой на воде" он создал образцы виртуозного мастерства. Но стремление к утонч„нному рисунку роли приводило М. Л.-ф. к известному эстетизму, чрезмерной изысканности игры. Пост. патриотич. спектакли "Ненавижу жизнь и смерть", "Отпор цзинь-ским войскам". В период япон. интервенции М. Л.-ф. временно (1937-45) оставил сцену и жил продажей своих рисунков (был также способным художником). После создания КНР (1949) он принял активное участие в развитии нац. т-ра; продолжал актерскую и педагогия, деятельность в крупнейшем коллективе Т-ра цзиньси в Пекине. Был депутатом Всекит. собрания нар. представителей, директором научно-исследоват. ин-та т-ра сицюй (позднее Академия т-ра сицюи) в Пекине.

Среди лучших реж. работ М. Л.-ф.-спектакли:

"Опьянение Ян Гуй-фэй", "Бо-ван расста„тся с наложницей", "Феникс возвращается в сво„ гнездо", "Сон в саду", "Меч вселенной" и др. В 1959 М. Л.-ф. пост. свой последний спектакль "My Гуй-ин становится главнокомандующим".

М. Л.-ф. - мастер перевоплощения. Созданные им образы изящны, женственны, тонко и правдиво передают психологию, поведение, внешний облик сценич. героинь. М. Л.-ф. обладал высокой сценич. культурой, был блестящим знатоком, т-ра кунъцюй, откуда он заимствовал мелодии и сложные при„мы вок. исполнения, изучал танц. иск-во Танской эпохи. Особая пластичность, изящество внешнего рисунка роли, тонкость вокальных и речевых интонаций отличали сценич. мастерство М. Л.-ф.

М. Л.-ф. трижды посетил Сов. Союз (1935, 1952, 1957), встречался со Станиславским, Немировичем-Данченко, Мейерхольдом и др. театр. деятелями. Соч.: Сорок лет на сцене, пер. с кит., М., 1963.

Лит.: М э и Л а н ь-ф а н и китайский театр. М.-Л., 1935; Образцов С., Театр китайского народа, М., 1957;

Brecht В., Schriften zum Theater, В., 1957, с. 77-89.

И. Г.

МЭТЫОС (Mathews) - семья английских актеров и театральных деятелей.

Ч а р л з М. (28. VI. 1776-27. VI. 1835). Дебютировал в 1794 в Дублине. Работал в провинции, преим. в Йорке. С 1803-в Лондоне. Первый успех - роль Риска, комич. слуги ("Любовь сме„тся над Локсми-тами" Колмена-младшего). Выступал на сцене т-ров "Друрп-Лейн", "Ковент-Гарден", "Хеймаркет", гастролировал в Париже и Нью-Йорке.

Среди ролей: Зекиил Хоумспан ("Наследник по закону" Колмена-младшего), Фальстаф; сэр Питер Тизл ("Школа злословия" Шеридана), Томас Эпплтри ("Офицер-вербов-щпк" Фаркера), Уизл ("Колесо счастья" Кемберленда), Дон Мануэль ("Она пожелала бы или она не пожелала бы" Сиббера).

С 1808 М. выступал с исполнением комич. песенок п сценич. шаржей на своих современников. Обладал редким сценич. темпераментом; великолепно владел иск-вом имитации. Его талант высоко ценил В. Скотт. В 1828 стал одним из руководителей т-ра "Адельфи".

Чарлз ДжеймсМ. (26. XII. 1803-24. VI. 1878) - сын Ч. Мэтьюса. В 1835, после смерти отца, возглавил т-р "Адельфи", но в том же году пере ш„л актером в т-р "ОлимпиК", сыграв роль Джорджа Рэттлтона в собств. пьесе "Горбатый любовник". Через три года М. женился на руководительнице этого театра Э. Вестрис; с 1839 вместе с ней возглавлял театр "Ковент-Гарден" (пост. комедию Бусико "Лондонская самоуверенность", сыграл в ней роль Дэзла, 1841, и др. спектакли), а с 1847 -т-р "Ли-цеум". Гастролировал в США и Канаде (1871-72), в Австралии (1870), Индии (1875). Как и его отец, М. был комедийным актером, обладал богатой мимикой, однако уступал Чарлзу М. в эмоциональности игры.

Среди ролей: сэр Чарлз Колдстрим ("Изнур„нный" Бусико), любезный Хоук (по "Дельцу" Бальзака), Плам-пер ("Хладнокровный" Джерролда), Пуфф, сэр Чарлз С„р-фес ("Критик", "Школа злословия" Шеридана).

Лусия Элизабет М. [урожд.-Б а р т о л о ц-ци (Bartolozzi); янв. 1797-8. VIII. 1856]. Известна также как Элиза Вестрис (мадам Вестрис), по имени своего первого мужа, французского танцовщика А. Вестриса. Обладала хорошим голосом (контральто) и в течение неск. лет выступала в Итал. опере в Париже. В 1820 переехала в Лондон, играла на сценах т-ров "Друри-Лейн", "Ковент-Гарден", "Хеймаркет", преим. комедийные роли, в т. ч. миссис Форд, миссис Пейдж ("Виндзорские проказницы"), леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана), Люциана, Розалинда ("Как вам это понравится", "Комедия ошибок" Шекспира). В 1831 возглавила т-р "Олимпик". М. была первой женщиной-антрепрен„ром и режиссером. Обладая хорошим вкусом, она боролась с рутиной в области актерской игры и оформления спектаклей. Стремясь к большей доступности т-ра, снизила цены на билеты. В 1839 вместе с мужем, Ч. Дж. Мэтью-сом, возглавила т-р "Ковент-Гарден", где сыграла роли: Оберона ("Сон в летнюю ночь"), Люси ("Опера нищих" Гея), Катерины, леди Анны ("Любовь", "Старые девы" Ноулса), Грейс ("Лондонская самоуверенность" Бусико), много ролей в муз. спектаклях. Последнее выступление М. состоялось в 1854.

Лит.: Mathews A., Memoirs of Ch. Mathews. Comedian, v. 1-4, L., 1838; Life of Ch. J. Mathews, ed. of Ch. Dickens (jr), v. 1-2, L., 1879; С о 1 e m a n J., Players and playwrights I have known, v. 1-2, L., 1888' Armstrong С. F., A century of great actors. 1750-1850, L., 1912; P l a n-c h „ J. R., Recollections and reflections, L., 1872, new ed., L., 1901. ф. Я.

МЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall - музыкальный зал) -- вид театров, дающих концертные представления. Возникли в нач. 18 в. в Англии - в тавернах (вначале назывались saloon-theatre - кабацкий т-р). В 1830-е гг. создаются небольшие передвижные т-ры, представления к-рых состоят из отд. номеров, коротких пьесок, пения, танцев, балаганных представлений. Эти т-ры получили название М.-х. Один из первых М.-х. был организован в пригородном "Чайном саду" в лондонском предместье Воксхолл. В 1890 в Лондоне был создан специальный т-р-М.-х. "Альгам-бра", в к-ром выступали эстрадные и цирковые артисты, большое внимание уделялось эксцентрике, гротеску, фарсу и др. комедийным при„мам. В 1904 организован М.-х. "Колизей", дававший по четыре представления в день. Успех этих и др. М.-х. прив„л к распространению их в нач. 20 в. в др. странах Европы и Америки. Вначале М.-х. по преимуществу ориентировались на демократич. зрителя. Посетив в 1903 Лондонский М.-х., В. И. Ленин говорил: "Тут есть какое-то сатирическое пли скептическое отношение к общепринятому, есть стремление вывернуть его наизнанку, немножко исказить, показать алогизм обычного. Замысловато, а - интересно" (пит. по кн. : Г о p ь-к и и М.. Собр. соч., т. 17, 1952, с. 16).

Но постепенно европ. и амер. М.-х. становятся типично буржуазными зрелищами, представления их сводятся к чередованию сценич. трюков, демонстрации виртуозной техники. В М.-х. вс„ больше проникают грубость, пошлость и порнография. Обозрения, ставящиеся М.-х., представляют собой меха-нич. сочетание экстравагантных при„мов, пышных зрелищ, в них участвуют обнаж„нные танцовщицы - г„рлс. Крупнейшие М.-х.: "Метрополитен", "Палладиум" (Лондон), "Радио-сити М.-х." (Нью-Йорк), "Му-лен руж", "Казино де Пари" (Париж).

В СССР первый М.-х. был создан в 1923 в саду "Аквариум". Это был обычный эстрадный т-р. В 1926 в Москве (в помещении 2-го Гос. цирка) был открыт М.-х., задуманный его создателями как злободневный, остро сатирич. т-р, в к-ром были отдельные эстрадные номера, объедин„нные общим сюжетом.

Однако первые программы моек. М.-х. подверглись справедливой критике, несмотря на участие в них лучших эстрадных артистов. Ставящиеся здесь обозрения - монтаж аттракционов "Чудеса тридцатого века" (1928), "С неба свалились" Гутмана (1929), "Туда, где льды" Типота и Воскресенского, "Букет моей бабушки" Смирнова-Сокольского, Пессимиста, Гутмана (1929) и др.-не отличались лит. достоинствами и повторяли при„мы бурж. М.-х.

Большой успех имел спектакль "Артисты варьете" (сценарий Е. Г. Геркена и Н. О. Волконского, пост. Волконского, худ. М. Левин; в гл. ролях С. А. Мартинсон и Б. М. Тенин, 1933). Спектакли "Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного (пост. Ф. Н. Каверина, худ. М. М. Сапегин, композитор Л. М. Пуль-вер, танцы - Э. И. Мэй, 1934) и "Под куполом цирка" Ильфа, Петрова, Катаева (пост. Ф. Н. Каверина, 1934) - своеобразные эстрадно-драматич. представления на актуальные темы.

Последующие работы Моск. М.-х. отмечены форма-листич. тенденциями: "Севильский обольститель" по Тирсо де Молине (1934) и др., что привело к его закрытию (1935). В Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Баку и др. городах также были созданы М.-х., просуществовавшие (из-за отсутствия репертуара и ч„тких художеств. принципов) недолго.

В 1941 назв. М.-х. получил Моск. эстрадный т-р. В 1960 создан новый М.-х., ставящий своей целью создание злободневных обозрений, объединяющих эстрадные, цирковые, драматич. и балетные номера. Здесь были пост. обозрения: "Когда загораются зв„зды" (1960), "Москва-Венера, далее везде..." (1961), "Тик-так, тик-так" (1963) Дыховичного, Слободского.

В странах нар. демократии также возникают новые формы М.-х., спектакли к-рых сочетают яркую зре-лищность и значительность содержания, демонстрируют разл. формы нац. иск-ва (Фридрихштат-палас театр. ГДР).

Лит.: Academie du cirque et du music-hall. Histoire du music-hall. P., 1954; Green retreats (Vaux-hall), L., 1955;

Jacques-Charles, Cent ans de music-hall, Geneve - P., 1956. Ю. Д.

МЮЛЕШТЕЙН (Muhlestein), Ханс (р. 15.III. 1887) - швейцарский писатель, драматург, поэт, историк. Творч деятельность начал в 1906 пьесой "Джорджоне". Автор пьес: "Швейцарцы" (1912, т-р "Каммер-шпиле" - 1917, Цюрих) о борьбе швейц. кантонов за независимость; "Диктатор и смерть" (1932, Драм. т-р - 1933, Берн), отражающей конфликт между нарождающейся буржуазией и аристократией в 1-й пол. 17 в. Пьеса "Безбожники" (1932, Драм. т-р, Базель), посв. проблеме религии и атеизма в Сов. Союзе, полна туманных мистич. рассуждений. Герой пьесы "Слитки золота" (1940) пытается помочь беднякам вырваться из нужды. Пьеса "Курбе, или Колонна зашаталась" (1949) посв. известному франц. художнику. Большинство пьес М. проникнуто мистикой, пессимизмом, М. утверждает в них мысль о бесполезности борьбы за лучшее будущее, о всесилии смерти.

Лит.: Schweizerische Buhnenwerke in deutscher Sprache. Berufstheater, Zurich, 1955, с. US-119. Г. Е.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница