Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Квартиры в Торревьехе недвижимость в Торревьеха.

Театральная энциклопедия
(страница 308)


МЮЛЛЕР, Владимир Николаевич [р. 23.1(4.11). 1887] - русский советский искусствовед, педагог, художник театра и кино. В 1915 окончил Уч-ще технич. рисования (уч-ще Штиглица, Петроград). Работу в т-ре начал в 1918 в Одессе. В 1921-24 был гл. художником т-ра "Массодрам" в Одессе. Переехав в Москву (в 1934), оформлял спектакли во МХАТе 2-м, Т-ре им. МГСПС и др. т-pax. Автор книг и статей по вопросам сценич. оформления спектакля. Вед„т педагогич. работу (с 1939 в ГИТИСе). Профессор.

Спектакли: "Власть" Тверского, "Тартюф"; "Волки" Роллана (все в т-ре "Массодрам"), "Салют, Испания!" Афиногенова (1936, Т-р им. МОСПС), "Нора" (1939, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Так и будет!" Симонова (1944, там же).

С о ч.: Театрализованная ширма, в сб.: Материалы сценической экспериментальной лаборатории при МХАТ СССР им. М. Горького, вып. 1, М.-Л., 1942; Трансформирующиеся мужской и женский театральные костюмы, М., 1948;

Декорационное оформление спектакля, М., 1956; Театральный художник, в сб.: Как поставить спектакль, М., 1962.

МЮЛЛЕР (Muller), Герда (1894-1951) - немецкая актриса. Ученица М. Рейнхардта. В 1917-22 работала в т-ре во Франкфурте-на-Майне, затем в Гос. т-ре (Берлин) у Л. Йеснера. Сценич. деятельность М. была прервана в годы фашистского режима, в 1945 она вернулась в Нем. т-р (Берлин). М. была актрисой широкого диапазона, особенное внимание уделяла речевой характеристике образа. Играла в пьесах Чехова, А. Стриндберга, Ф. Ведекинда, Г. Кайзера и др. Лучшими е„ ролями были: леди Макбет; Мария Стюарт; Китти Уоррен ("Профессия г-жл Уоррен" Шоу). В 1949 награждена Нац. пр. ГДР.

МЙНХЕНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР - немецкий театр. Организован по инициативе группы архитекторов и художников, существовал только один сезон (1907-08). Во главе т-ра стоял реж. Г. Фукс. Выступая против натуралистич. т-ра, руководители Мюнхенского т-ра протестовали против иллюзионной сцены-коробки. В специально построенном летнем театр. здании Мюнхенского т-ра (арх. М. Литман) зрительный зал был расположен амфитеатром, длинная сцена т-ра (10 м), лиш„нная глубины (4 м), ограничивалась с боковых сторон башнями; на фоне задней стены, окрашенной в белый цвет, благодаря спец. системе электрич. освещения рельефно выделялись силуэты актеров (отсюда назв.-силуэтная, или рельефная, сцена). Декорации почти отсутствовали, интерьер состоял из нескольких объ„мных колонн, или пилястров, и занавесей, скульптурные мизансцены подч„ркивали схематизм изображения. Гл. место в т-ре было предоставлено художнику, широко использующему эффекты разноцветного освещения. Т-р в„л ожесточ. борьбу с реализмом в театр. иск-ве, утверждал эстетику декаданса, его художеств. практика свидетельствовала о кризисе, охватившем нем. т-р в канун 1-й мировой войны.

В репертуаре т-ра были: "Фауст" Г„те (1-я часть);

"Двенадцатая ночь"; "Театр чудес" Сервантеса, "Птицы" Аристофана.

Лит.: Фукс Г., Принципы Мюнхенского "Театра художников", пер. с рукописи Л. Гуревич, "Ежегодник императорских театров", 1909, вып. IV; его же, Революция театра. История Мюнхенского художественного театра, пер. с нем., СПБ, 1911. И. Н.

МЮС (Musch), Ян (р. 22. XII. 1875) - голланд ский актер. Впервые выступил на сцене в 1891 в амстердамском т-ре "Салон де варьете". В 1899-1908 работал в Нидерландском сценич. объединении, затем в "Театре" (под рук. В. Ройярдса) и др. труппах.

Участвовал (совм. с драматургом Г. Хейермансом) в создании Нового нидерландского сценич. объединения (1912). В 1919 совм. с Л. ван дер Хорстом организовал труппу "Сцена", где играл до 1933. В 1933-36 был режиссером и актером т-ра "Маски". В 1936 возглавил собств. труппу "Ян Мюс". Оставил сцену в 1952.

M. - один из лучших голл. актеров 20 в. Продолжатель реалистич. традиций Л. Бауместера. Создал разнохарактерные сценич. образы. Выступал как чтец.

Роли: Люцифер, Уриил ("Люцифер" Вондела), Роббекноль ("Испанский брабантец" Бредеро), Крелис Лоувен (о. п. Лан-гендейка), Яспер ("Ева Бон„р" Хейерманса),Пук ("Сон в летнюю ночь"), Гарпагон; Натан ("Натан Мудрый" Лессинга), Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана) и др. Вл. О.

МЮССЕ (Musset), Альфред де (11. XII. 1810, Париж,-2. V. 1857, там же) -французский писатель, драматург, поэт. Член Франц. академии (с 1852). В ранней юности испытал влияние прогрессивного романтич. кружка "Сенакль", руководимого В. Гюго. Первые произв. (сб. "Итальянские и испанские повести", в который вошла пьеса "Каштаны из огня", 1829) близки поэзии де-мократич. романтизма своим антибурж. бунтарским пафосом, яркой живописностью. Испытывая отвращение к буржуазной действительности, поэт не верил и в утопич. методы преобразования жизни, иронически относился к оторванному от жизни романтич. идеалу. Первая поставленная на сцене пьеса М.-"Венецианская ночь" (1830, т-р "Одеон")-не имела успеха, т. к. в годы революц. подъ„ма изящная ирония М. оказалась чуждой зрителям. Развенчивая романтич. героя, М. высмеивал не только преувеличенную риторику, чрезмерные страсти, но и патетику борьбы. В 1832 был издан сборник "Спектакль в кресле", в к-рый вошли драм. поэма "Чаша и уста" и пьеса "О ч„м грезят девушки". В 30-е гг. написаны пьесы, пост. впоследствии в т-ре "Комеди Франсез",- "Каприз" (1847), "Андреа дель Сарто", "Не надо биться об заклад" (обе в 1848), "Прихоти Марианны" (1851), "Любовью не шутят" (1861), "Фантазио" (1866), "Прялка Барбериньгй (1882), а также "Подсвечник" (1848, "Т-р историк") и др.

В этих пьесах М. сочетается трагическое и комическое, гротеск и лиризм. В поисках драмы, передающей сложную противоречивость жизни, он разрушает клас-сицистские каноны, следует причудам поэтич. фантазии, добивается свободы формы. Он перебрасывает место действия, нарушает жанровую однотонность пьесы, обнажает условность при„мов, вносит в трагедию иронич. подтекст, пародийность. Обычно М. писал свои пьесы прозой, строя гибкий, выразительный, драматически напряж„нный диалог, раскрывающий мысли и чувства героев. Насыщенные трагич. мироощущением, пьесы M. - свидетельство духовного недуга поколения, лиш„нного веры в будущее. Герои M.- скорбные скептики, разочарованные, исполненные сомнений, тревоги, иронии, лиш„нные идеалов, неспособные к активному действию. Лишь в историч. драме "Лоренцаччо" (1834, т-р "Ренессанс" - 1896, в гл. роли Сара Бернар) М. преодолевает лирич. замкнутость своей драматургии. Драма определяет роль народа как решающей силы истории. Глубина философско-политич. обобщений, эпич. масштабность делают "Лоренцаччо" одной из самых значит, историч. пьес 19 в. Но в этой пьесе, созданной после крушения революции 1830 и разгрома восстаний 30-х гг., проявляется неверие М. в возможность революц. преобразования жизни, что прида„т пьесе пессимистич. направленность. В 1836 М. написал ряд статей ("Переписка Дюпюи и Котоне"), в к-рых высказал свои взгляды на драматургию романтизма.

Последние пьесы M.-развлекательные салонные-комедии, воскрешающие жанр аристократич. комедий-пословиц 18 в.,-"Нужно, чтобы дверь была открыта или закрыта" (1845), "Луизон", "Всего не предусмотришь" (1849), "Кармозина" (1850), "Беттина" (1851), "Осели ручей" (1855), ироничные, изящные пьесы, содержащие тонкие психологич. зарисовки, но лиш„нные глубокого содержания.

"Открытие" М.-драматурга произошло в России: актриса А. М. Колосова-Каратыгина пост. в свой бенефис комедию-пословицу "Каприз" (под назв. "Женский ум лучше всяких дум", 1837, Александрийский т-р), заинтересовав этой пьесой Л. Р. Аллан-Де-прео, к-рая играла в Михайловском т-ре. Вернувшись в Париж, Аллан-Депрео сыграла роль мадам де Лери в "Капризе" (1847, "Комеди Франсез") и "ввела в моду" драматургию М. Пьесы М. вошли в репертуар "Комеди Франсез", их ставили крупные франц. режиссеры (Ж. Копо, Ш. Дюллен, Г. Бати, Л. Жуве, Ж. Л. Барро, Ж. Вилар). Роль Лоренцаччо была одной из лучших в репертуаре Ж. Филипа (1959).

На сов. сцене ставились: "Лоренцаччо" (1923, Одесский т-р), "Любовью не шутят" (1928, Т-р-сту-дия под рук. Завадского), "Подсвечник" (1943, Ле-нингр. т-р Комедии).

Соч.: Comedies et proverbes, v. 1-2, P., 1866- 1867; в рус. пер.-Избр. произведения, т. 1-2,М.,1957;

Театр, М.-Л., 1934.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М." 1963; Ф„доров А. В., Драматургия Альфреда де Мюссе, в кн.: А. д е Мюссе, Театр, М.-Л., 1934, с. 9-28; История франц. литературы, т. 2, М., 1956, с. 306-15; L а-foscade L., Le theatre d'Alfred de Musset, P., 1901, S u a г e s A., Alfred de Musset au theatre. P., 1923. Е. Ф.

МЮФКЕ, Константин Карлович [р. 24. X (6.XI). 1913]-русский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР

(1950). В 1927 окончил театр. техникум в Саратове и в этом же году начал проф. театр. деятельность. Играл в т-рах Воронежа, Саратова, Киева, Днепропетровска. С 1934 работает в Тбилисском рус. т-ре им. Грибоедова. M.- один из первых исполнил роль В. И. Ленина на сцене (спектакли "Человек с ружь„м", 1938, "Кремл„вские куранты", 1940, "Третья патетическая", 1958, Погодина, "В. И. Ленин и М. Горький" Добжинско-го, 1948, "Грозовой год" Каплера, 1957) и в кино ("Великое зарево", 1938). M. - характерный актер; его-игра отличается тщательностью отделки, мастерством; сценич. детали, простотой. Лучшие роли актер создал в рус. классич. и сов. драматургии.

Роли: Вожеватов ("Бесприданница"), Громов ("Аристократы" Погодина), Протасов ("Дети солнца"), Лыняев ("Волки и овцы"), Леонид Борисович ("Машенька"), профессор Горностаев ("Любовь Яровая"), Вайнонен ("Оптимистическая трагедия"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Сорин ("Чайка"), Швач ("Разлом"), Стесель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Мадзимура ("На той стороне" Барянова) и ДР. Г. В., Бал.

МЯЗИНА, Екатерина Петровна (1898-5. VII. 4963) - русская советская актриса. Народная арт. JPCOCP (1955). В 1922 окончила Воронежскую театральную студию. Работала в театрах Архангельска, Майкопа, Таганрога, Но-вочеркасска, Грозного, Ставрополя, Краснодара и др. С 1933-в Театре им. Горького (Волгоград). Играя роли молодых героинь, щедро наделяла свои сценические образы яркими красками.

Роли: Катерина ("Гроза"), Глафира ("Волки и овцы"), Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Кручинина; Татьяна ("Мещане"), Татьяна ("Враги"), Надежда ("Варвары"), Анна Каренина, Любовь Яровая; Оксана ("Гибель эскадры"), Татьяна ("Разлом") и др.

Особой задушевностью, мягкостью актерской манеры отмечены образы рус. женщин, созданные М. в 50-60-х гг.; она играла Марию Александровну ("Семья" Попова), Кошевую ("Молодая гвардия"), Лагутину ("Мать своих детей" Афиногенова), Дарью Архиповну ("Стряпуха" Софронова), Бережкову ("Обрыв" по Гончарову). Острый внешний рисунок отличал исполнение М. роли хозяйки Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки). Е. Ж.

МЯКШПЕВ, Константин Михайлович [р. 29. VII (11. VIII). 1910] - русский советский артист и режиссер. Нар. арт. Азерб. ССР (1955). Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 4-го и 5-го созывов. Чл. Коммуни-стич. партии с 1941. В 1933 окончил Азерб. театр. техникум (по классу режиссуры). В 1930-60 (с перерывом)-актер и режиссер Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна. С 1960 - в моек. Малом т-ре. M.- актер яркого темперамента, большого сценич. обаяния, ему особенно удаются роли героев.

Роли: Жадов; Черкун ("Варвары"), Нил ("Мещане"). Фархад ("Фархад и Ширин" Вургуна), Фердинанд; Овод (по о. п. Войнич), Дон Гуан ("Каменный гость"). Директор ("Заря над Каспием" Касумова, Гос. пр. СССР, 1951), Чацкий, Паратов; Вагиф (о. п. Вургуна), Клаверов ("Тени" Салтыкова-Щедрина), Арбенин ("Маскарад") - в Бакинском т-ре; Макдуф ("Макбет"); генерал Кондратенко ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Абрезков ("Живой труп"), Сер„гин ("Перед ужином" Розова) - в Малом т-ре.

Пост. спектакли в Бакинском рус. т-ре: "Сады цветут" Масса и Куличенко (1940), "Наследники Рабурдена" Золя (1941), "Вы этого не забудете" Пристли (1945), "Старые друзья" Малюгина (1947), "Мать своих детей" Афиногенова (1955) и др. Г. К.-К.

МЯЛЬТОН (Malton), Александр Харальдович (р. 17. IX. 1901) - эстонский советский актер. Засл. арт. Эст. ССР (1951). Сценич. деятельность начал в 1920 в т-ре "Угала" (Вильянди). Затем работал в т-pax "Эндла" (Пярну), "Ванемуйне", "Эстония". С 1944 - снова в "Ванемуйне". М.-яркий характерный актер. Играл разл. роли, синтетичность дарования позволяла ему выступать в оперетте, опере, балете.

Роли: Вестман ("Домовой" Вильде, 1927), Бубус ("Учитель Буоус" Файко, 1927), Кустас ("Леннбок" Раудсеппа, 1932), Цезарь ("Дал„кие берега" Паньоля, 1937), Юрка ("Новый сатана из Пыргупыхья" Таммсааре, 1944). В пьесах Якобсона -д-р Мийлас ("Жизнь в цитадели", 1946),Самуэль Кондор ("Борьба без линии фронта", 1947), Лехтметс ("Ржавчина", 1948), Самуэль Сунне ("Ангел-хранитель из Небраски", 1953). А также -Макферсон ("Русский вопрос", 1947), Оргон ("Тар-тюф", 1950), д-р Вайк ("Неуловимое чудо" Вильде, 1952), Ранк ("Кукольный дом" Ибсена, 1953), Луи ("Роберт Великий" Лийвеса, 1957), пробст Лузик ("Лабиринт блаженства" Парве, 1959).

Создал образ В. И. Ленина в спектакле "Незабываемый 1919-й" Вс. Вишневского (Гос. пр. СССР, 1952),. Э. Л.

МЯСИН, Леонид Ф„дорович (псевдоним - Леонид М а с с и н; р. 26. III. 1896) - артист балета и балетмейстер. В 1912 окончил Моск. театр. уч-ще и был принят в труппу Большого т-ра. В 1913 приглаш„н С. П. Дягилевым в труппу "Русский балет Сергея Дягилева", где занял положение ведущего танцовщика и балетмейстера. Первая сольная партия -Иосиф ("Легенда об Иосифе" Р. Штрауса). M.- характерно-гротесковый танцовщик, его исполнение отличается мимич. выразительностью. Лучшая партия М.Петрушка (о. п. Стравинского). М. близки танц. образы, требующие драматического осмысления.

Партии: Китайский фокусник ("Парад" Соти), Бова-Ко-ролевич ("Русские сказки" на муз. Лядова), Пульчинелла (о. п. Стравинского, по Дж.Перголези), Мельник ("Треуголка" де Фальи), Гусар ("Прекрасный Дунай" на муз. И. Штрауса) и др.

В 1915 М. пост. свой первый балет "Ночное солнце" на муз. оперы "Снегурочка". В дальнейшем работал балетмейстером в труппах "Балле рюсс де Монте-Карло", "Балле тиэтр" и др.

Среди пост.: "Бабы" на муз.Скарлатти по Гольдони,(1917), "Чудесная лавка" на муз. Респиги (1919), "Треуголка" де Фальи (1919), "Весна священная" Стравинского (1920), "Але-ко" на муз. Чайковского (1942), "Мамзель Анго" на муз. Ле-кока (1943).

В своих пост. М. добивался раскрытия образа преимущественно средствами характерного танца. Одним из первых балетмейстеров М. начал ставить балеты на муз. симфоний, но при этом стремился к сюжетности, часто построенной на мистич. символике,-.- "Предзнаменования" на муз. 5-й симфонии Чайковского (1933), "Седьмая симфония" на муз. Бетховена (1938), "Красное и ч„рное" на муз. 1-й симфонии Шостаковича (1939) и др.

М. мастерски владел иск-вом испанского танца. В 1960 сформировал балетную труппу "Баллетто Эуропео" (в основном из итал. танцовщиков). В конце 50-х гг. окончил сценич. деятельность. Снимается в кино, ставит танцы в фильмах.

Лит.: Луначарский А. В., В мире музыки. Статьи и речи..., М., 1958, с. 251-58; Heskell A., Some studies in ballet, L., 1934; с. 133-40; Beaumont С., Ballets past and present. Being a third suppi to the complete book of ballets, L., 1955, с. 110-20. Ham. P.

МЯСНИКОВА, Лидия Владимировна [р. 8(21). IX. 1911] - русская советская артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1960). В 1939 окончила Ленингр. консерваторию по классупроф. М. И. Бриан; в 1939-41 училась в аспирантуре консерватории, в 1942-44 М. - солистка ВГКО. С 1944 - артистка Новосибирского т-ра оперы и балета. Особенно удаются М. трагич. образы.

Партии: Азучена ("Трубадур"), Кармен, Любаша; Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка" Чайковского), Марфа ("Хованщина"), Амнерис; Эболи ("Дон Карлос" Верди), Дьячиха ("Е„ падчерица" Яначека), Гертруда("Банк Бан" Эркеля), Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского) и др.

Лит.: Михаил ов Л., Лидия Мясник ова, "Музыкальная жизнь", 1961, ј 7; Н есть ев И., Яначек - впервые на советской сцене ("Е„ падчерица" в Новосибирском театре), "Советская музыка", 1958, ј 9. Цв

МЯСНЙЦКИЙ (наст. имя и фам.- Иван Ильич Б а р ы ш е в; 1854-1911) - русский писатель. С конца 70-х гг. 19 в. помещал юмористич. стихотворения и рассказы в различных журналах. Автор многочисленных комедий-фарсов: "Да здравствует свобода!", "Два часа правды", "Двести тысяч", "Домашний стол", "Дядюшкина квартира". Пьесы М. ставились на частных сценах в Москве (Т-р Корша и др.) и Петербурге (Литейный т-р, Павловский т-р и др.). Часть их вошла в его "Драматические сочинения" (т. 1, 1895).

"НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ" - комедия в 5 д. А. Н. Островского. Соч. 1868. Пост. 1 нояб. 1868 в Александрийском т-ре (бенефис Бурдина, Мамаев - Бурдин, Глумов - Н. Самойлов, Глумова - Линская, Мамаева - Читау, Крутицкий - П. Васильев, Городулин - В. Самойлов, Ту русина - Жул„ва, Манефа - Громова, Голутвин - П. Степанов), 6 нояб. 1868 - Малый т-р (бенефис Вильде, Глумов-Вильде, Глумова - Таланова, Мамаев - П. Садовский, Мамаева- Е. Васильева, Крутицкий - С. Шумский, Городулин - Самарин, Турусина - Н. Медведева, МашенькаФедотова, Манефа-Акимова).

В 1876 в роли Глумова в Малом т-ре дебютировал А. П. Ленский (впервые сыгравший эту роль в 1869 в провинции). Из исполнителей последующих дореволюц. возобновлений в Малом т-ре наиболее известны: О. Садовская (Глумова), Греков, Парамонов, А. Ленский (Мамаев), Никулина, Лешковская, Яблочкина (Мамаева), Музиль, Падарин, К. Рыбаков, Правдин (Крутицкий), Южин (Городулин), Рыкалова, Массалитинова (Манефа),М.Садовский (Голутвин), П. Садовский (Глумов), Грибунина, Никулина (Турусина), Музиль (Машенька), Остужев (Курчаев). Из исполнителей дореволюц. пост. в Александрийском т-ре - И. Киселевский, К. Варламов, Уралов (Крутицкий), В. Далматов, А. П. Ленский, Аполлонский, Юрьев (Глумов), Давыдов (Мамаев), Глебова, Савина, Тираспольская (Мамаева), Чар-ский, Далматов, Корвин-Круковский (Городулин), Стрель-ская (Глумова), С. Яковлев (Голутвин), Чижевская (Манефа). Пьеса была пост. также в Моск. Т-ре Корша (1885, Глумов-Солонин, Крутицкий - Киселевский).

В 1910 пьеса пост. в МХТе (реж. Немирович-Данченко, Лужский, худ. Симов, Сапунов; Глумов-Качалов, Мамаев- Лужский, Мамаева - Германова, Крутицкий - Станиславский, Городулин - Леонидов, Турусина - Савицкая, Манефа - Бутова, Голутвин - Москвин, Григорий - Артем; возобн. 1925). Из исполнителей МХТ (в хро-нологич. порядке) - Книппер-Чехова (Мамаева), Грибунин (Крутицкий), Массалитинов, Грибунин (Городулин), Муратова, Лилина, Бирман, Книппер-Чехова, Соколовская (Турусина), Коонен, Гиацинтова, Тарасова (Машенька), Берсенев, Вербицкий, Ливанов (Курчаев), Дейкун, Соколовская, Дмоховская (Манефа).

Пьеса широко шла в провинции, среди лучших исполнителей роли Глумова - Рощин-Инсаров, Городулина - Неделин.

Из первых пост. на сов. сцене - Малый т-р (1923, реж. Платон; Глумов - П. Садовский, Глумова-Рыжова, Мамаев - Костромской, Крутицкий - Южин, Городулин - Климов, Турусина - Лешковская, Машенька - Бел„вцева, Курчаев - Ленин, Голутвин - Н. Яковлев). Крупнейшим возобн. "Н. в. м. д. п." в Малом т-ре была пост. 1935 (реж. П. Садовский, худ. Меныпутин). Исполнители этой и последующей (1943) пост. Малого т-ра: П. Садовский, Мейер, Акс„нов. Цар„в (Глумов), Турчанинова (Глумова), В. Давыдов, Головин, К. Яковлев, Владиславский (Мамаев), Шатрова (Мамаева), Айдаров, Рыжов, Зражевский, Старков-ский (Крутицкий), Зубов, Н. Яковлев, Рыбников (Городулин), Турчанинова, Яблочкина, Борская (Турусина), Васе-нин, Лебедев. Сашин-Никольский (Голутвин). В 1923 1-й Рабочий т-р Пролеткульта в Москве пост. под назв. "Мудрец" композицию по пьесе Островского, автор композиции и режиссер Эйзенштейн, Глумов (в композиции Рыжий клоун Жорж) - Г. Александров.

Сов. пост. "Н. в. м. д. п." в последующие годы: Проф-клубная мастерская в Москве (1928; реж. Волконский, Глумов - Канцель, Крутицкий-Абдулов), Костромской (1934, 1947), Смоленский (1934), Таганрогский (1936) т-ры. Харьковский рус. т-р (1937: реж. и Крутицкий-К рамов), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1940), Воронежский т-р (1941; 1945, реж. Энгелькрон), Ленингр. т-р им. Ленинского Комсомола (1943, премьера в Серове), ЦТКА (1943, реж. Тункель, худ. Федотов; Глумов-Хованский, Мамаев - Хохлов), Т-р им. Руставели (1944, реж. Алексидзе), Казанский рус. т-р (1945, реж. Ардаров; Глумов-Гусев, Глумова - Жилина, Мамаев-Якушенко), Ленингр. т-р Комедии (1946, реж. Зон, худ. Акимов), Одесский рус. т-р им. Иванова (1947), Саратовский т-р им. К. Маркса (1948), Т-р драмы Латв. ССР (1950, реж. Балюна; Глумов - Видениек, Глумова-Румниеце), Т-р им. Леси Украинки (1951, реж. Нелли; Глумов - Белоусов), Горьковский т-р (1954, реж. Покровский, худ. К. Иванов; Глумов-Ушаков, Крутицкий- Левкоев), Моск. т-р Сатиры (1958, реж. Лобанов), Т-р им. Я. Купалы (1962), Бакинский т-р (1963) и др.

За рубежом: т-р в Магдебурге (1941); т-р "Юнити" Кардифф (1945), т-р "Финикс", Нью-Йорк (1957, под назв. "Дневник мерзавца"), т-р в Базеле (1958), "Литл тиэтр групп", Дели (на хинди) (1958) и др.

Издания: первая публикация - ж. "Отечественные записки", 1868, ј 11. Из последующих изд.: Островский А. Н., Полн. собр. соч., под ред. М. И. Писарева, т. 6, М., [1904]; Из сов. изд.: Островский А.Н., Сочинения, т. 6, М.-П., 1923; Собр. соч., т. 5, М., 1960, и др.

Лит.: Арбажин К. (Впечатления сезона), "ЕИТ". Сезон 1909, вып. 4; К у гель А., Театральные заметки, "Театр и искусство", 1910, ј 18; Д у р ы л и н С. Н., "На всякого мудреца довольно простоты" на сцене Московского Малого т-ра, М.-Л., 1940; Новицкий П., Образы актеров, М., 1941; "На всякого мудреца довольно простоты". Сб. статей, М.-Л., 1948 (А. Н. Островский на сцене Малого театра); 3 о г р а ф Н.. Александр Павлович Ленский, М., 1955. А.Шн.

"НА ДНЕ" - пьеса в 4 д. А. М. Горького; варианты первонач. названий - "Без солнца", "Ночлежка", "Дно", "На дне жизни". Соч. 1902. В янв. 1904 пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к пост. только МХТ; премьера - 18. XII. 1902 (реж. Станиславский и Немирович-Данченко, худ. Симов; Костыл„в - Бу-рджалов, Василиса - Муратова, Наташа - Андреева, Медведев - Грибунин, Пепел-Харламов, Клещ - Загаров, Анна - Савицкая, Настя-Книппер, Квашня - Са-маров,а, Бубнов -Лужский, Сатин-Станиславский, актер- Громов, Барон - Качалов, Лука - Москвин, Ал„шка - Адашев, Кривой Зоб - Баранов, Татарин-Вишневский). К 60-летию первой постановки (18 дек. 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.

Среди многих последующих дореволюц. и советских исполнителей "Н.д." во МХАТе (в хронологич. порядке): Хмел„в, Раевский (Костыл„в), Шевченко (Василиса), Александров, Калужский, Баталов, Грибов, Готовцев (Медведев), Леонидов, Судаков, Добронравов, Яров (Пепел), Гиацинтова, Тарасова, Попова (Настя), Истрин, Тарханов, Топорков, В. Вербицкий (Бубнов), Судьбинин, Массалитинов, Подгорный, Болеславский, Ершов, Прудкин (Сатин), Гейрот, Ершов; В. Вербицкий, Массальский (Барон), Артем, Шахалов, Орлов, Синицын, Судаков, В. Попов (актер), Тарханов, Шишков, Грибов (Лука).

Пост. пьесы на императорской сцене была запрещена. С участием петербургских актеров прошло два чтения пьесы "в лицах": в 1903 - в доме Н. П. Карабчевского и в дворянском собрании (Василиса - Стрепетова, Наташа - Музиль-Бороздина, Пепел - Аполлонский, Настя - Потоцкая, Бубнов - Санин, Сатин - Дальский, Барон - Далматов, Лука - Давыдов).

До 1905 пост. пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей. Тем не менее "Н. д." пост. в 1903 Вятский гор. т-р, киевские т-ры Соловцова (реж. Ивановский, Сатин - Неделин, Лука - Борисовский) и Бородая (реж. Соколовский, Пепел '- Муромцев, Барон - Людвигов), Нижегородский т-р (антреприза Басманова), петербургские т-ры - Василеостровский т-р, т-р

Некрасовой-Колчицкой, Новый т-р Неметти (актер - Орле-нев); Ростовский-на-Дону т-р (Пепел -- Орлов-Чужбинин), труппа под рук. Красова в Тифлисе (на спектакле присутствовал Горький), Товарищество Новой драмы в Херсоне (реж. и исполнитель роли актера -Мейерхольд), Красноярский т-р (1903-05). В последующие годы "Н. д." ставили: Оренбургский (1904). Екатеринбургский (1906, 1910, 1914), Костромской (1906, 1908) т-ры, укр. труппа в Гадяче (1908, реж. и исполнитель роли Барона - Г. Юра), Воронежский т-р (1908), груз. т-р в Тифлисе (1908, реж. и исполнитель роли Луки - Гуниа), Тифлисская труппа арм. артистич. об-ва (1908, реж. Капанакян, Василиса - Меликян, Настя - С. Адамян, Сатин - Севумян, Барон- Мамнконян, Лука - Аветян), Екатеринодарский и Харьковский т-ры (1910, реж. Синельников), Общедоступный т-р, Петроград (1912, реж. Гайдебуров), Казанский (1912), Нижегородский (1915) и др. т-ры.

Первые пост. "Н. д." на сов. сцене: т-р Союза драм. актеров, Петроград (1917); Моск. Военный т-р (1918), Нар. т-р драмы в Петрозаводске (1918), Моск. Дмитровский т-р (1919) и др. 14 окт. 1919, к 50-летию Горького, "Н. д." пост. т-р Госдрама, впоследствии Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (реж. Евт. Карпов, худ. Бобышов, на спектакле присутствовал Горький, вступительное слово произн„с М. И. Калинин). В дальнейшем "Н. д." ставили мн. т-ры страны: Горьковский т-р (1918,1924,1928, 1939), Т-р им. Франко (1920; Винница, реж. и исполнитель роли Луки - Г. Юра, Барон - Бучма, 1952), Т-р им. Я. Купалы (1920; 1921, ре/к. и исполнитель роли Костыл„ва-Мирович, Лука-Григонис), Т-р им. Сун-дукяна (1922, реж. Алиханян-,1932, реж. Гулакян,ВасилисаАсмик, Настя - Восканян; 1938 - восстановление), Т-р им. Азизбекова (1925, режиссер Туганов; Пепел - Санани, Клещ-Афганлы, Настя-Давудова, актер-Рухулла, Лука- Алиев, Марданов), Т-р им. Качалова, Казань (1924. 1950), Ленингр. т-р им. ЛОСПС (1926, 1937), Горьковский т-р (1927, 1939), Ташкентский рус. т-р (1927, 1936, 1955), Бакинский арм. т-р (1929, реж. Калантар), Тбилисский арм. т-р им. Шаумяна (1928, 1932), Ярославский т-р (1928, 1952), Архангельский т-р (1932), Т-р им. Камала (1932, Лука -Абжали-лов). Свердловский т-р (1932), Тамбовский т-р (1932, 1963), Якутский муэ.-драм. т-р (1933), Владивостокский т-р (1933;

1946, Сатин - Кол офидин), Ленинаканский т-р (1932, реж. Аджемян, 1953), Бакинский рабочий т-р (1936), Харьковский т-р рус. драмы (1936, реж. Синельников), Моск. драматич. т-р (1939), Т-р им. Заньковецкой (1940), Ленингр. Новый т-р (премьера в Хабаровске, 1941),Т-р им. Кингисеппа (1941, реж. Калмет; Костыл„в-Суурорг, Барон - О. Эскола, Лука - Кальела), Казахский т-р драмы (1946), Ростовский-на-Дону т-р (1946), Алма-Атинский (1947), Фрунзенский т-р (1948), Т-р пм. Я. Коласа (1951), Николаевский (1951), Ульяновский (1951), Волгоградский (1952) т-ры, Т-р драмы Латв. ССР, (1955, реж. Балюна), Таллинский т-р (1955), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1956, реж. Вивьен, Эрен-берг; Сатин - Н. Симонов, Лука- Скоробогатов), Семипалатинский (1956), Воронежский (1957), Калининский (1957) т-ры. т-р Коми АССР (1957), Т-р им. Марджанишвили (1957), Псковский (1958), Уфимский (1961), Черемховский (1961), Томский (1963) т-ры ? мн. др.

Большую популярность приобрела пьеса Горького за рубежом, первые пост.: Малый т-р, Берлин (1903, под назв. "Ночлежка", пер. Шольца, реж. Рейнхардт и Вал-лентин; Сатин - Валлентин, Костыл„в-Арнольди, ПепелВинтерштейн, Настя - Эйзольд, актер - Рейхер, Барон- Васман, Лука - Рейнхардт). Среди др. зарубежных пост. "Н. д." в 1903-04 - Финский нац. т-р, Гельсингфорс, Краковский т-р (реж. Павлик овский, Сельский), труппа Икономова, София, "Свенск театр", Стокгольм, труппа де Ри-зо в миланском т-ре "Фоссати", "Стейдж сосайети", Лондон; труппа В. Талли в римском т-ре "Костанци", т-ры "Шау-шпильхауз" (1905) и "Каммершпнле" (1927), Мюнхен, т-р "Эвр", Париж [1905, реж. Люнье-Поу; Василиса-Дузе (на итал. яз.), Наташа - Депре, Лука - Тилль; 1956, реж. и исполнитель роли Сатина - С. Пптоев, Настя - Пито-ева. Лука -Пало, пост. удостоена Мольеровской пр. за лучшую реж. работу 1956], "Хеббель т-р", Берлин (1908), Свободный т-р, Токио (1910),т-р "Кингсуэй", Лондон (1911),"Им-пириал т-р", Токио (1913), "Т-р Елисейских полей", Париж (1922, реж. ? исполнитель роли Барона-Ж. Питоев), Малый т-р Цукидзе, Токио (1924,1925), труппа Т.Павловой в миланском т-ре "Мандзони", пражский "Т-р на Виноградах" (1931), "Каммершпиле", Вена, Народный т-р, Брюссель (оба в 1937), Нар. т-р, Осло (1939, 1954), т-р "Бланш", Стокгольм (1942), т-р "Арджентина", Рим (1943), Будапештский т-р комедии (1945), "Фольксбюне", Берлин (1946, Сатин - Э. Буш) и ассоциация артистов Нового т-ра. Токио (1946), "Пикколо-театре". Милан (1947), "Т-р Польски", Варшава (1949, реж. Шиллер), т-р в Гааге (1949), т-р "Атенео", Рим (1953), Т-р им. Мадача. Будапешт (1956), "Контемпорери тиэтр", Нью-Йорк (1956), "Резиденц-т-р", Мюнхен (1957), Т-р им. Горького, Берлин (1957), "Литл тиэтр групп", Калькутта, телевизионный т-р, Лондон (оба в 1959), т-р "Уэст-Энд Плетерз", Торонто (1960), т-р "Юнити", Лондон (1961), Тунисская труппа 1962) и мн. др. В 1936 пьеса была экранизирована франц. реж. Ж. Ренуаром (Барон - Жуве. Пепел - Габен).

Издания: Первая публикация под назв. -На дне жизни, пзд-во Мархлевского, Мюнхен [б. г.], первая публикация в России под назв.-На дне, изд-во "Знание", СП Б, 1903; Из последующих дореволюц. изд.-Г о ? ь к и и М.. Сочинения, т. 6, СПБ, 1903; из сов. изд.: Горький М.. Собр. соч., т. 14, [Пьесы]. Берлин, 1923 г., Избранные произведения, т. 2, М., 1951.

Лит.: Э ? ? о с Н., "На дне". Пьеса М. Горького в постановке Московского Художественного театра, М., 1923;

Державин К., Драматургия М. Горького на русской сцене, в сб.: Горький и театр. Л., 1933; "На дне" М. Горького. Материалы и исследования, М., 1947; Юзов-с к и и И. И., Режиссерские тетради К. С. Станиславского, "На дне" М. Горького, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1945 г., т. 1, М., 1948; Станиславский К. С., Режиссерский экземпляр "На дне" М. Горького, там же; его же, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; К. С. Станиславский, Материалы, Письма, Исследования, М., 1955; Арутюнян Б., Русская драматургия на армянской сцене, Ереван, 1957, с. 116; Львов Н. И., Казахский Академический т-р драмы, Алма-Ата, 1957, с. 330-333; Данилове. С.. Горький на сцене, Л. - М., 1958; Театр за рубежом, т. 1. М.-Л., 1958, с. 70-73; Piccolo Teatro. 1947-1958, Milano. 1958, с. 24-27; SimoniRenato, Trent'anni di cronaca drammatica, v. 3, Torino, 1955, с. 34. A. Шн.

HAAPPO, Бартоломе - см. Торрес Наарро, Б. НАБАТОВ (наст. фам.Туровский), Илья Сем„нович [р. 3 (15). IX. 1896] - советский артист эстрады; исполнитель и автор сатирических куплетов и песенок на темы международной политики. Засл. арт. УССР (1934). Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Лауреат Гос. пр. СССР (1947). Окончил юридич. ф-т Харьковского ун-та и театр. студию под рук. М. М. Тарханова. Артистич. деятельность начал в провинц. укр. т-ре (1920). С 1924 выступает на эстраде с исполнением сатирич. куплетов. Н. старался ввести в свой репертуар злободневное содержание, отвечающее интересам рабочей аудитории, выступал преим. в Донбассе. В 1926 обратился к жанру эстрадного фельетона ("Ветхий и новый завет" - на антирелигиозные темы, "Советский Иванушка-дурачок" - о подхалимах и бюрократах, "Две невидимки, или Партбилет" - о бдительности, и др.). С 1938 Н. снова выступает с куплетно-песенными номерами, темами его выступлений становятся события междунар. политич. жизни. В лучших номерах ("Микадо", "Будда" - о событиях на озере Хасан, "Климатические куплеты" - о взаимоотношениях Сов. Союза и Англии в 1946, "Фашистская драпсодия", "Сказки энского леса", "Лунная соната недобитого немецкого солдата" - о событиях Отечеств, войны, "Факты, факты", "Истамбул-Константинополь" - о лживой информации иностр. печати о Сов. Союзе, и др.) Н. достигает большой выразительности, противопоставляя старые широко популярные мелодии новому сатирич. тексту, насыщенному неожиданными каламбурами, да„т во время исполнения яркие характеристики своих персонажей. Постоянным партн„ром Н. (с 1927) и его концертмейстером является Л. С. 'Набатов.

Соч.: Заметки эстрадного сатирика, М., 1957. Д 3. НАБЙЕВА, Зейнаб Набиевна (21. XII. 1912) - аварская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1935 вступила в труппу Аварского т-ра им. Г. Ца-даса. Роли: Любовь Яровая, Кручинина; Феличе ("Самодуры" Гольдони), Айханум ("Суровые дни" Хуршилова). Иск-во Н. характеризуется богатством жизненных наблюдений, эмоциональной силой, острой выразительностью, сочным, бытовым юмором, особенно ярко проявившимися в характерных ролях. старая Хадижат ("Горянка" Гамзатова), сварливая старая кокетка Гуарши ("По горным дорогам" Да-удова и Закарьяева). Снималась в кино. Е. /Ь'.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница