Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/anapa/ в компании РексРент.
Elctra Style магазин женской одежды.
смотреть Индийские фильмы топ 50 лучших фильмов

Театральная энциклопедия
(страница 316)


НЕОРЕАЛИЗМ - см. в ст. Реализм, НЕОРОМАНТИЗМ - см. в ст. Романтизм. НЕПАЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Осн. форма театр. иск-ва Непала с древних врем„н до наст. времени - нар. представления нритья (или нач), представляющие собой танцы, имеющие символич. значение. Танцы исполняются с муз. и хоровым сопровождением, драматич. действие в этих представлениях почти отсутствует. Часто носят мистериальный характер и связаны с культами разл. богов, вначале ведпч. пантеона, а затем с верованиями, порожд„нными буддизмом и тантризмом; приурочиваются к религиозным праздникам. Нритья очень популярны в Непале и отличаются большим разнообразием. Каждая измногочисл. народностей, населяющих страну, имеет свои нац. своеобразные танц. представления (у каждого района свой бог танцев, к-рому воздаются почести перед началом представления). Наиболее распространены деви нритья, гхату нритья (представления о жизни богов и легендарных героев) и бара масе (нар. танцы, к-рые исполняются в любое время, сюда же включаются танцы урожая, свадебные и др.).

В эпоху династии Маллов (15-18 вв.) нар. танц. представления обрели существующую до наст. времени форму, в них был усилен элемент драматич. действия. В нач. 17 в. окончательно сформировались представления "Махакали", "Харисиддх", "Начали", "Канкешвари", "Гхантешвари" и др. В г. Бхактапуре при дворе Суварна Маллы разыгрывались "Нав Дурга", "Махалакшми" и др. Представление открывает красочная процессия, сопровождающаяся массовыми танцами. Исполнители по традиции одеты в звериные маски, яркие костюмы и сильно загримированы. Представление строится на импровизации актеров и почти не имеет текста. В течение всего представления, к-рое длится ок. 3 часов, актер произносит всего 8-10 фраз (исполнитель в неск. двустишиях говорит о сво„м состоянии, а затем показывает это состояние в танце), а хор рассказывает о страданиях героя. Сценич. площадки для представлений сооружаются на больших площадях, постоянных подмостках из каменных плит. Зрители усаживаются вокруг подмостков на подстилках. Занавес и декорации отсутствуют. Место действия изображается символически. Если действие происходит около реки,на площадке расстилают полосу материи; стены комнат обозначаются ветками; внутренность храма - статуей бога и др.

Сюжет большинства представлений заимствуется из мифологич. или легендарных источников, гл. обр. из эпич. сказаний "Махабхарата" и "Рамаяна". Наиболее популярное представление в Непале - "Деви нритья", исполняется во время праздника Индра ятра (особенно популярно в долине Катманду). Представление это включает сложные танцы, требующие от актеров специальной подготовки. Поэтому с момента распространения этого представления в Непале возникают касты танцовщиков. Иногда в представление на мифологич. сюжет включались бытовые интермедии, разраставшиеся порой до сатирич. пьес.

Под влиянием разл. форм нар. представлений складывалась непальская классич. драматургия. В нач. 17 в. король Джагаджьотир Малла пост. неск. своеобразных опер собственного сочинения, из к-рых особенно популярна была "Харагаури виваха"; в 1663 им же была написана муз. драма "Аджва медха натака". В этих произведениях использовались элементы нар. представлений, ведущим оставался хор. Представления устраивались с уч„том канонов, предусмотренных санскритскими трактатами. Совм. с майтхильским уч„ным Вангамани Джагаджьотир Малла написал "Самгита бхаскара" - комментарии к юж.-инд. трактату о драматич. иск-ве. Он же автор книги "Квинтэссенция музыкального иск-ва". Долгое время драмы (натаки) в Непале писались в традициях санскритской драмы. Майтхильским драматургом Маникой были написаны в 14 в. на санскрите первые в Непале драмы- "Бхайравананда" и "Рамаяна". В 17-18 вв. на сюжет "Махабхараты", "Рамаяны" и др. написаны "Налачарпта" Говинда Джха, "Гитадигамбара" Ваншаманп Джха, "Джаяратнакара" Шактибалабха, в 19 в. драма "Кушалободайя" Чхави-лала. Традиционная тематика и законы санскритской драмы характерны для первых драматургич. произведений, написанных на совр. гос. и лит. яз. страны - непалп (напр., драма Лекхнатха Паудьялая "Лакшми пуджа", написанная в нач. 20 в.). Иногда традиционное построение используется и в совр. пьесах (напр., в пьесе драматурга Балкришны Самы "Амарсинх", 1956). С именем этого драматурга связано развитие совр. непальской драмы, становление к-рой относится к 30-м гг. 20 в. Первая драма Балкришны Самы-"Мутуко вьятха" (1929) - из жизни совр. ему общества, написанная белым стихом, нарушала традиционное чередование стиха и прозы. В более поздних пьесах - "Ма" (1936), "Мукунд Индира" (1938), "Премпинд" (1938) и др., повествующих о жизни совр. об-ва, поднимаются проблемы пагубности детских браков, бесправия женщин; историч. драмам, рассказывающим о герое освободительной войны Амарсинхе и о первом непальском поэте Бханубхакте, присуща высокая гражданственность, патриотизм. Герои пьес Балкришны Самы, вступающие в столкновение с реальной действительностью, вытеснили традиционные маски богов и героев непальской санскритской драмы. В пьесе "Прахлад" (1939), написанной по мотивам легенды из "Махабхараты", сюжет строится в непосредственной связи с современностью (в образе демона Хираньякашипу автор изобразил Гитлера). Драматургия Балкришны Самы испытала влияние инд. классич. драмы (Калидаса) и зап.-европ. классики (У. Шекспир, Г. Ибсен). Пьесы Балкришны Самы сценичны, драматургич. конфликт динамичен, характеры героев реалистичны, их поступки жизненно обусловлены.

В 40-е гг. получает развитие одноактная драма (эканки). В этом жанре пишут драматурги Бхимнидхи Тивари, Гопалпрасад Римал, Хридай Чандра Синх Прадхан. Гопалпрасад Римал- автор известной драмы "Масан", в к-рой осуждается узаконенное государством многоженство. В эканках авторы рассказывают о судьбах простых людей, об их повседневных радостях и горестях, превратившихся в анахронизм отношениях и обычаях феодального строя. Нек-рые экан-ки посвящены историч. событиям. В 40-е гг., когда прогрессивная непальская лит-ра отразила борьбу непальского народа за независимость, главной темой эканок были героизм и самоотверженность народа.

В последующие годы авторы обращаются к изображению действительности. Драматургов 50-60-х гг. привлекают события из жизни простых людей Непала. В драмах Биджай Бахадура Маллы, Говинда Бахадура Маллы, Мукунда Дхунгела и др. совр. писателей проблемы морально-этич. подымаются до социальных обобщений ("Джиундо лас" Биджай Бахадура Маллы, 1960; "Бхуско аго" Говинда Бахадура Маллы, 1959). Однако драматургич. произведения в Непале очень редко ставятся на сцене, т. к. в стране нет постоянно действующего т-ра. В 40-х гг. возникла любит. труппа, к-рой рук. Балкришна Сама. Наибольшей популярностью пользовался спектакль "Мукунд Индира", гл. роли в к-ром исполняли автор пьесы и популярный актер Кришна Прасад Римал. Для участия в массовых сценах приглашались студенты колледжа. В 60-х гг. в Непале работает полулюбит, театр. коллектив при непальском радио. Коллектив этот не имеет постоянного помещения и ставит эпизодически спектакли (пьесы совр. непальских драматургов) в дворцовом зале или кинотеатрах. Иногда в здании Начгхаре для узкого круга зрителей любители разыгрывают на санскрите классич. пьесы.

В 60-е гг. значительно активизировалась деятельность пропагандистов нар. иск-ва. Под руководством поэта Дхарма Радж Тхапы в Катманду устраиваются танцевальные представления разл. народностей Непала. Люд. А.

НЕПОКОИЧЙЦКИИ, Николай Иосифович [р. 17(30). IV. 1910] - рус. советский актер. Народный арт. РСФСР (1960). Учился в Смоленском техникуме актерского мастерства (1930 - 31), одновременно работал во вспомогат. составе Смоленского театра. Затем-в т-рах Казани (ТЮЗ), Ленинграда и др. С! 1945 Н. - актер Новгородского т-ра. Играл гл. обр. роли положит. героев в пьесах сов. драматургов. Этапными работами Н. стали одухотвор„нный образ Платона Кречета и исполненный волевой целеустремл„нности, партийной страстности и душевной теплоты образ Дзержинского ("Кремл„вские куранты"; "Именем революции" Шатрова).

Роли: Орлов ("Таланты" Финна), Отар ("Батальон ид„т на Запад" Мдивани), Огнев ("Фронт"), Незнамов; Чибисов

("Человек с ружь„м"), Артур ("Овод" по Войнич), Кузнецов ("Сильные духом" Медведева и Гребн„ва), Фучик ("Дорогой бессмертия" Товстоногова и Брагина), Бельтов ("Кто виноват?" по Герцену), Иванов (о. п. Чехова), Блок ("Кредит у нибслунгов" Куна) и др. Е. X.

НЕРЙНА (Nerina), Надя [псевд.; наст. имя и фам.- Надин Джудд (Judd); p. 21.X.1927 ]-англ. артистка балета. Род. в Кейптауне. Первонач. хореографич. образование получила на родине. В 1945 переехала в Лондон, где совершенствовала сво„ образование. В 1946 была принята в труппу "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле". В 1947 дебютировала в гл. партии в балете "Сильфиды" на муз. Шопена. С 1951 после исполнения партии Авроры стала ведущей танцовщицей труппы Королевский балет. Н.- танцовщица редкой трудоспособности и виртуозной техники. Ей близки партии, отличающиеся жизнерадостностью, юмором. Лучшая партия Н.- Лиза ("Тщетная предосторожность").

Среди др. партий: Коломбина ("Карнавал" на муз. Шумана), Сильвия (о. п. Делиба), Сванильда ("Коппелия"), Золушка; Жар-Птица (о. п. Стравинского) и др. В 1960 и 1961 гастролировала в Сов. Союзе (Москва, Ленинград). Лит.: S w i n s о п С., Nadia Nerina, L., 1957; Р о с-лавлева Н., Английский балет, М., 1959. Наш. Р.

НЕРОНОВ, Владимир Иванович (1867-1919) - рус. актер. Выступал в любит, спектаклях. На проф. сцене с 1893. С 1894 служил в антрепризах К. Н. Незлобина (Ярославль, Вильно, Рига, Москва), работал в труппах М. М. Бородая (Саратов) и Н. И. Соболыцикова-Самарина (Н. Новгород), в Т-ре Корша в Москве (1915-17).

Роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Любим Торцов, Крутицкий, Дергач„в ("Бедность не порок", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Последняя жертва" Островского), Журден ("Мещанин во дворянстве"), Передонов ("Мелкий бес" по Сологубу) и др.

В 1917-19 - в труппе МХТ. Роли: Тугоуховский ("Горе от ума"), Иван Пазухин ("Смерть Пазухина"" Салтыкова-Щедрина), митрополит Дионисий ("Царь Ф„дор Иоан-нович" А. К. Толстого) и др.

Игра Н. отличалась сдержанностью и в то же время разнообразием тонких нюансов. Мастер сценич. грима, Н. достигал выразительного внешнего рисунка роли.

Лит.: Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1952; "Театр", 1913, ј 1343, с. 5; там же, 1916, ј 1951, с. 8;

Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961. А. Кл.

НЕРСЕСЯН, Бабкен Погосович [p.5(18).VII.1917]- арм. сов. актер. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1941. Сценич. деятельность начал в арм. ТЮЗе в Тбилиси в 1933. В 1944-55 - актер арм. т-ра в Тбилиси, с 1956 - Т-ра им. Сундукяна. актер широкого диапазона, выступающий в комедийных, характерных, драматич. и трагедийных ролях, Н. созда„т острые и выразительные сценические образы, отмеченные графич. ч„ткостью рисунка.

Роли: Фердинанд ("Коварство и любовь"), Чапаев (о. п. по Фурманову), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь"), Эмманвел (о. п. Араксманя-на)-в Тбилисском ТЮЗе; Га-гик ("Страна родная" Демир-чяна), Пэпо, Осеп и Замбахов ("Пэпо", "Разор„нный очаг" и "Хатабала" Сундукяна), Карл и Франц Моор ("Разбойники"), Арсен (о. п. Шаншиашвили), Арбенин, Незнамов - в арм. т-ре, Тбилиси; Микаел ("Хаос" по Ширванзаде), Геворк ("Под одной крышей" Боряна), Александр ("Утес" Папазя-на), Чаренц ("К грядущему" по Чаренцу), Бен-Александр ("Мо„ сердце в горах" Сароя-на), Дон-Пеппино ("Суббота, воскресенье, понедельник" Э. де Филиппо) и др.-в Т-ре им. Сундукяна.

Совм. с Качворяном Н. написал драму "Агаси" (1947, по роману "Раны Армении" X. Абовяна), пост. в арм. т-ре Тбилиси. С 1957 снимается в кино. Выступает с художеств. чтением. Б. А.

НЕРСЕСЯН, Рачия Нерсесович [12(24).XI.1895, Никомедия,- 6.XI.1961, Ереван] - сов. арм. актер. Нар. арт. СССР (1956). Род. в Турции в семье ремесленника. С 1915 участвовал в спектаклях арм. оперетты и тур. драм. т-ра. С 1918 - актер Константинопольского арм. драм. об-ва. В 1922 с группой актеров (В. Папазян, М. Джанан и др.) переехал в Сов. Союз. С 1923- актер Театра им. Г. Сундукяна.

Во время работы в Константинополе творчество Н. испытало воздействие иск-ва А. Антуана, О. М. Люнье-По, зап.-арм. трагедийного т-ра и одновременно венской оперетты. В эти годы определилась способность Н. к острой спенич. реакции, импровизационной л„гкости, но его талант раскрылся полностью только в СССР, где общение с новым зрителем и благотворное влияние молодой сов. драматургии определили перелом в творч. биографии актера. С именем Н. связано утверждение на арм. сцене нового героя. Огромное актерское обаяние, органич. сочетание эпич. размаха с лирич. проникновенностью отличают созданные им сценич. образы: Кошкин ("Любовь Яровая", 1927), Берсенев ("Разлом", 1928), Вершинин ("Бронепоезд 14-69" (1928), Симон ("Ярость" по Яновскому, 1929), Бородин ("Страх", 1932), Платон Кречет (1935), Сафонов ("Русские люди", 1942) и мн. др. Совр. трактовку получила в исполнении Н. арм., зап.-европ. и рус. классич. драматургия. Не замыкаясь в узкие нац. рамки, Н. обогащал классику неповторимыми качествами своей глубоко нац., своеобразной индивидуальности. Чуждый позы, риторики, любования этно-графич. и историч. деталями, Н., играя ту или иную роль, всегда выражал черты своей мощной индивидуальности и вместе с тем раскрывал самую сущность авторского замысла, никогда не повторяясь, внося новые штрихи в исполнение одной и той же роли на разных спектаклях. Особенное значение для творчества Н. имеет работа над драматургией Шекспира. Каждая шекспировская роль - Гамлет (1924), Макбет (1933), Фальстаф (1939), Отелло (1940), Лир (1953)-оказывалась этапной работой актера. Н. был одним из выдающихся актеров современности. Его сценич. создания далеки от самодовлеющей виртуозности и резон„рской "рассудочности", глубина мысли в них сочетается с трепетной эмоциональностью. Таковы в исполнении Н. трагедийные и сатирич. образы: Отелло; Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде, 1939), Протасов ("Живой труп", 1951), Багдасар ("Дядя Багдасар" Пароняна.1954), наделяемые им яркой эмоциональностью, мудрой простотой, человечностью, страстным гуманизмом.

Последняя роль Н. - Мак-Грегор в спектакле "Мо„ сердце в горах" Са-рояна (1961).

С 1920 Н. снимался в тур. фильмах. В сов. кино исполнил роли: Рустама ("Намус", 1925), Риза ("Хас пуш", 1927), Амбо ("Гикор", 1934), Пэпо (о. п., 1935), Акопяна ("Зангезур", 1938), Давид-бека (о. п., 1944). Гос. пр. СССР, 1941.

Лит.: Аршаруни А., Грачия Нерсесян, М., 1940;

Юзовский Ю., Образ и эпоха. На шекспировские темы, М., 1947; Рачья Нерсесян. [Сборник], Ереван, 1964 (на арм. яз.). р 3.

НЕРУДА (Neruda), Ян (9.VII.1834-22.VIII.1891)- чеш. поэт, писатель и театр. критик. Один из крупнейших представителей реализма в чеш. лит-ре. Поборник демократич. театр. эстетики. "Я обращаюсь к чешским актерам,призывал Н.,- чтобы они творили для высших целей, развивали национальные черты чешского театра, стремились к своей художественной независимости" (О umeni, Praha, 1950, s. 239), Н. выдвигал требование глубокой идейности, содержательности и правдивости театр. иск-ва, отстаивал его нац. своеобразие. В своей борьбе за идейное обновление чеш. т-ра Н. опирался на творчество чеш. реалистов-Б.Немцовой, И. Тыла, на драматургию Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Впервые в истории чеш. т-ра он связал понятие сценич. реализма с иск-вом переживания актера. Н. воспитывал в актере художника и гражданина. С о ч.: О umeni, Brno, 1950. Лит.: Фучик Ю., Статья о журналисте Неруде, в его кн.: Избранное, М., 1955, с. 111-14. Д. Сол.

НЕСМЕЛОВ, Григорий Наумович [19 (31).V. 1890-29.1.1952] - рус. сов. актер, режиссер. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1914 окончил театр. уч-ще в Киеве и в том же году поступил в Киевский драм. т-р Д. М. Мевеса. В 1915-23 выступал в Саратове, играл роли простаков и комиков. Затем работал в т-рах Астрахани, Краснодара, Москвы (т-р под рук. Ю. А. Завадского). С 1939 снова в Саратовском т-ре.

Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Репетилов ("Горе от ума"), Присыпкин ("Клоп"), Лемм ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Телегин ("Дядя Ваня"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Лука; Перчихин ("Мещане") и др. Мягким юмором были проникнуты образы дореволюц. провинц. актеров - Счастливцева, Шмаги; Синичкина ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского).

Пост.: "Часовщик и курица" Кочерги (1935), "Дал„кое" Афиногенова (1936), "Доходное место" (1938), "Генеральный консул" бр. Тур (1939) и др.

С 30-х гг. преподавал в Саратовском театральном уч-ще. Н.. С л,

"HECTEPKA" ("Н е с ц е р к а") - комедия в 3 д., 7 к. В. Ф. Вольского. Соч. 1940 (на белорус. яз.). Пьеса получила 1-ю пр. на Всесоюзном конкурсе драм. произв. Пост. в 1941 во 2-м Белорус. гос. драм. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа, Витебск) (реж. Н. Лойтер, худ. Л. Кроль, комп. Любан; Нестерка - И. Ильинский, Юрась - Шелег, Ма-тей - Трус, Мальвина - Глебовская, Настя - Конопель-ко, Самохвальский - Сергейчик, пан Барановский - Скальский, Судья - Матусевич). В 1955 показывалась на Декаде белорус. иск-ва и лит-ры в Москве. "Н." была экранизирована в 1955 (реж. А. Зархи; Нестерка - Тенин).

Изд.: Вольский В. Ф., пер. с белорус., М., 1945; "Несцерка", М?нск, 1945; Белорусская драматургия, пер. с белорус-, т. 2, Л.- М., 1949, с. 77-141; Пьесы, пер. с белорус., М., 1954; В о л ь с к ? В., П'есы, М?нск, 1962, то же, пер. с белорус., Кив, 1955.

Лит.: Неф„д В., "Нестерка" на сцене Театра им. Я. Коласа, в кн.: Белорусское искусство. Сб. статей и материалов, Минск, 1957; его же, Беларуск? тэатр. Нарис г?сторы?, М?нск, 1959, с. 277-982. А. Шн.

Н‚СТРОЙ (Nestroy), Иоганн Непомук (7.XII.1801- 25.У.1862)-австр. драматург, актер. Крупнейший театр. деятель демократич. т-ра, продолжатель традиций нар. иск-ва Австрии. Получил юридич. образование. Увлекался т-ром, учился пению. В 1822 дебютировал в Венском придворном оперном т-ре в роли Зарастро ("Волшебная флейта" Моцарта). Оставив юридич. карьеру, выступал в т-рах Амстердама, Брюнпа (Брно), Пресбурга (Братиславы), в 1830 играл в "Йозефштадт-театре", в 1831-60-в "Лео-польдштадттеатре" (с 1847- "Карлстеатр"), был ведущим актером, драматургом, с 1854-руководителем т-ра. В первые годы работы в "Лео-полъдштадттеатре" Н. играл Штаберля ("Венский бюргер" Б„йерле), Раппелькопфа ("Король Альп, или Человеконенавистник" Раймунда). Ярче всего актерское дарование Н. раскрылось в его собств. пьесах, которые в 40-50-х гг. 19 в. стали основой репертуара "Леопольдштадттеатра" и до сих пор входят в репертуар австрийских т-ров. Остро характерный, комедийный актер, Н. в своей игре приближался к гротеску. Созданные им образы отличались гиперболизацией, остротой внешнего рисунка; юмор Н. носил сатирич. характер. актер мастерски пользовался импровизацией, откликаясь на злободневные обществ. и политич. события. Н. написал св. 50 пьес, в к-рых продолжил традиции нар. т-ра, усиливая их сатирич. направленность. Его первая пьеса "Изгнание из волшебного мира, или Тридцать лет жизни босяка" (1828)-фарс, направленный против романтич. драматургии Ф. Раймунда. Ранние пьесы Н. ещ„ сохраняют фантастику и поэтич. строй Zauberdramen (сказочные, фантастич. комедии), но, начиная с комедии "Злой дух Лупмацивагабундус" (1833), драматург стал на путь создания остро сатирич. комедий, критикуя в них разл. стороны меттерниховского режима. В комедиях Н. нашли выражение оппозиционные настроения либеральной буржуазии Австрии в период, предшествовавший революции 1848. В комедиях "Незначительный" (1847), "В бельэтаже и на первом этаже" (1846), "Талисман" (1850) п др. Н. критиковал совр. ему условия обществ, жизни, раскрывал социальную противоположность буржуазии и народа. Пьесы Н. пользовались большим успехом у демократич. зрителя. Во время революции 1848 он написал и пост. сатирич. фарс "Свобода в Кревинкеле", проникнутый революц. пафосом. В н„м нашла яркое отражение политич. борьба, высмеивался деспотизм, бюрократия, духовенство, бурж. понятие "священной собственности". Комедия шла с огромным успехом п после наступления реакции была запрещена. Н. играл в этой пьесе роль Ультра - сотрудника газеты.

После 1849 сатприч. сила творчества Н. угасает. Он пишет развлекат. бурж. комедии, сохраняя в них непринужд„нность развития действия, строящегося на столкновении разл., резко очерченных характеров, да„т зарисовки конкретных представителей разл. слоев австр. общества. В 50-х гг. Н. написал пародийные комедии "Юдифь и Олоферн", "Тангейзер" и др.

Н. оказал большое влияние на творчество драматурга Л. Анценгрубера и др.

Соч.: Samtliche Werke. Hrsg. von F. Brukner und 0. Rommel, Bd l-15, W., 1924-30; в рус. пер.-Незначительный человек, М., 1955.

Лит.: Rommel 0., Die Altwiener Volkskomodie, W., [1952]: Forst de B a t t a g l i a, 0. Johann Nestroy, Munch., 1962. Д. Лоб.

Н‚СТЬЕВ, Израиль Владимирович [р. 4(17).IV. 1911] - рус. сов. музыковед, критик. Чл. Коммуни-стич. партии с 1943. В 1937 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории, в 1940 - аспирантуру при консерватории. С 1937 Н. вед„т педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1944 - доцент).

С о ч.: Прокофьев, М., 1957; Prokofjew, В., 1962 (на нем. яз., также имеются изд. на англ. и франц. яз.); Ганс Эйслер..., М., 1962; Бела Барток (в печати); Зарубежная музыка конца 19-начала 20 вв. (в печати); Джакомо Пуччини, М., 1963; "Мазепа" П. Чайковского, 2 изд., М., 1959; "Ее падчерица" Л. Яначка, М., 1960; Как понимать музыку, М., 1962; Сценическая история "Евгения Онегина", в сб.:

Чайковский и театр, М.- Л., 1940 (совм. с Б. Ярустов-ским); В защиту жанра оперетты, "Сов. музыка", 1952, N 4, и др.; сост. и редакция (совм. с Г. Эдельманом) - Сергей Прокофьев. Статьи и материалы, М., 1962. А. Ш.

НЕФ‚Д, Владимир Иванович (р. 27.1. 1916) - белорус. сов. театровед и драматург. Доктор искусствоведения (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1940 окончил Ин-т истории, философии и лит-ры в Москве. Лит. деятельность начал в 1940. Автор ряда трудов по истории белорус. т-ра (от истоков до нашего времени). С 1947 вед„т педагогич. работу в Белорус. театрально-худ ожеств. ин-те (Минск). С 1964- профессор. С 1957 возглавляет сектор т-ра и кино Ин-та искусствоведения, этнографии и фольклора АН БССР.

Соч.: Народны артыст БССР У. Уладам?рск?, М?нск, 1954; Народны артыст СССР П. С. Малчанау, М?нск, 1958; Тэатр у вогненныя гады, М?нск, 1959; Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959; Сучасны беларуск? тэатр, М?нск, 1961; Становление белорусского советского театра, Минск, 1964; Одноактные пьесы, Минск, 1955. С. Пет.

НИБАММЕ - см. Сэвамоно.

"НИБАТКИНГ" [бирм., доел.- представление малой джатаки (легенды о воплощениях Будды)] - бирм. мистерия. Возникла в 15 в., исполнялась во время торжеств, религ. обрядов, жертвоприношений, празднеств. Содержание "Н." - театрализованные отрывки из древних буддийских джатак (фантастич. повествований о перевоплощениях Будды). Сказочные эпизоды чередовались с проповедями и религиозными наставлениями. Гл. герой (Будда в одном из своих воплощений) произносил монолог, который сменялся ритуальными танцами, пантомимой. Представления "Н." устраивались бродячими труппами проф. актеров, а также местными любителями. В процессе развития "Н." приобретает характер нар. зрелища, в него вводятся комич. сценки, буффонада, пение. Представления "Н." отличались отсутствием декораций, простотой и доходчивостью языка. Нередко в текстах (к-рые сохранялись в устной передаче) встречались нам„ки на злободневные темы, события современности. В представлениях "Н.", кроме актеров и оркестра, принимали участие иногда и сами зрители. В несколько измен„нной форме "Н." сохранились в совр. нар. т-ре Бирмы.

Лит.: Maung Htin A u n g, Burmese drama Oxf., 1937; L., [1956]. Ю. 0

Н??В‚ЛЬ ДЕ ЛА ШОССЕ-см. Лашоссе П. К.

НИВЙНСКИЙ, Игнатий Игнатьевич (31.XII. 1880 - 27.X.1933) - рус. сов. театр. художник, график, офортист. Профессор (1921). Окончил б. Строгановское уч-ще. В конце 1920 E. Б. Вахтангов привл„к Н., уже известного графика, в т-р для работы над спектаклем "Эрик XIV" Стриндбер-га (1-я студия МХТ, 1921), найдя в н„м союзника в борьбе за образную условность, за яркую театр. форму, выражающую активное совр. отношение художника к содержанию спектакля. Трагедийность декораций "Эрика XIV" сменилась в "Принцессе Турандот" (1922, 3-я Студия МХТ) жизнерадостностью, яркостью, изяществом. Лежащая в основе режиссерского решения Вахтангова импро-визацпонность стала принципом декораций Н. Единая условная конструкция, размещ„нная на сильно поднятой в глубь сцены площадке, на глазах у зрителей превращалась слугами просцениума с помощью занавесей, драпировок и деталей оформления в определ„нное место действия. Аналогично решались костюмы п гримы. Увлечение Н. в этот период кубофутуриз-мом, сказавшееся в известной степени на декорациях к "Принцессе Турандот", было преодолено художником в последующих спектаклях: "Дама-невидимка" Кальдерона (1924, МХАТ 2-й), "Театр Клары Гасуль" Мериме (3-я Студия МХТ, 1924). Реалистические тенденции иск-ва Н. нашли развитие в спектаклях "Ма-рион Делорм" Гюго (1926, Т-р им. Вахтангова), "Бархат и лохмотья" Штуккена и Луначарского (1927, Малый т-р) и особенно в "Петре I" A. H. Толстого (1930, МХАТ 2-й). Умение Н. найти в декорациях органич. синтез жизненного и театрального проявилось и в его декорациях к спектаклям на совр. тему: "Цианистый калий" Вольфа (1930, Моск. драм. т-р б. Корша), "Суд" Киршона (1933, МХАТ 2-й).

В 1933 К.С. Станиславский пригласил Н. для оформления "Севпльского цирюльника" в сво„м Оперном т-ре. Пересматривая традиционные решения оперного спектакля, Н. создал графически ч„ткие, напоминающие старинные гравюры, сдержанные по цвету декорации.

Соч.: Вопреки канонам натурализма, "Театр и драматургия'), 1933, Л1 4.

Лит.: "Принцесса Турандот" в постановке Третьей студни МХТ им. Евг. Вахтангова, [M.J, 1923. с.19-22; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова. М., 1957, с. 96, 100-111, 152-156, 168. В. Бер.

НИГМАТОВА, Наказат (р. 21.III. 1922) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1949). Чл. Комму-нистич. партии с 1946. Сценич. деятельность начала в 1935 в ташкентском ТЮЗе. С 1941 - актриса Бухарского т-ра, где проявила и вокальное дарование. Исполняет драм. и лприч. роли, обладает выразительным и гибким голосом красивого тембра.

Роли: Джамнля ("Бай и батрак" Хамзы, 1944), Катерина ("Гроза", 1953), Фаньи ("Тайфун" Цао-юя, 1957), Гульсара (о. п. Яшена и Мухамедова, муз. Джалилова, 1948), Офтоб-хон (о. п. Яшена, муз. Тохтасынова и Мушеля, 1954), Зул-хумор ("Равшан и Зулхумор" Яшена, муз. Джалилова, 1959), Диларам (о. п. Яшена и Мухамедова, муз. Ашрафи, 1962) и др. В. Д.

НЙГРИНОВА, Вела (30.XI.1862-19.XII.1908) - югославская (словенская) актриса. Творческую деятельность начала в 1878 в Любляне, с 1882 - в Нац. т-ре в Белграде, где работала до конца жизни. Н.-одна из крупнейших югославских трагедийных актрис.

Роли: Дебора (о. п. Мозенталя), Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" по Гюго), Эболи ("Дон Карлос"), Десна ("Неманя" Цветич), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Магда ("Родина" Зудермана), Анна Каренина (о. п. по Толстому) и др. ][f Ник

НИДЕРЛАНДСКАЯ АКАДЕМИЯ - театральная академия в Амстердаме в 17 в. См. Костер С. НИДЕРЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - см. Голландский театр и драматургия.

"НИДЖАТ" ("С п а с е н и е") - азерб. культурно-просветительное об-во. Создано в Баку в 1906. Об-во ставило своей целью распространение просвещения среди азерб. населения, содействие развитию азерб. яз., лит-ры, театр. иск-ва, оказание материальной помощи нуждающимся из числа интеллигенции и учащихся высших и средних учебных заведений. Оно организовало в Баку библиотеки-читальни, вечерние курсы по повышению грамотности, устраивало с благотворительной целью вечера-концерты, лотереи, лекции и доклады. При театр. секции об-ва (1907) создана труппа из любителей и проф. актеров, ставившая драм. и муз .-спектакли. Наряду с крупными мастерами нац. сцены Г. Араблинским, Д. Зейналовым, Г. К. Сараб-ским, М. А. Алиевым в труппе активно участвовали М. Гаджинский, М. М. Мамедов, М. М. Кязимов-ский и др. Секция ставила гл. обр. пьесы А. Ахвер-дова, Н. Везирова, У. Гаджибекова и др. В работе "Н." принимали участие большевики (напр., М. Азиз-беков), к-рые использовали его для пропаганды ре-волюц. идей. Но наряду с представителями демократич. интеллигенции в "Н." входила также либеральная и националистически настроенная буржуазия. В 1910 Д. Зейналов уш„л из"Н."и возглавил театр. группу организованного в том же году просветительного об-ва "Сафа" ("Чистота"). Позже порвали с "Н." У. Гаджи-беков, М. Магомаев, Г. К. Сарабский и Г. Араблпн-скпй. Постепенно об-во утратило свою прогрессивную направленность, распалось в 1917.

Лит.: Кубад Касимов, Узеир Гаджибеков, Баку, 1945; История Азербайджана, т. 2, Баку, 1960; Д ж а-ф а р о в Д ж., Азербайджанский драматический театр..., Баку, 1962. Я. Кае.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ТЕАТР - см. Горьковский театр.

НИЖЙНСКАЯ, Бронислава Фоминична (р. 8.1. 1891) - рус. артистка балета, балетмейстер. В 1908 окончила Петерб. театр. уч-ще (класс К. М. Кулчев-ской) и была принята в Мариинский т-р. Исполняла классич. и полухарактерные партии: фея Серебра ("Спящая красавица"). Бабочка ("Карнавал"), Миранда ("Павильон Армиды" Н. Черепнина). С 1909 выступала в антрепризе С. П. Дягилева: Уличная танцовщица ("Петрушка" Стравинского), Вакханка ("Нарцисс" Н. Черепнина) п др. В 1911 ушла из Маршшско-гот-ра. С 1921 работала балетмейстером в труппе Дягилева. Пост.: "Спящая красавица" (1921, возобп.), "Байка о лисе..." (1922) и "Свадебка" (1923) Стравинского, "Голубой экспресс" Мийо (1924), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1926) и др. В своих пост. Н. использовала элементы иск-ва мюзик-холла,спортивные движения и построения. С 1928 работала в труппах:

"Русский балет Монте-Карло", "Балет Иды Рубинштейн", в балетной труппе "Маркова - Долин" и др. С 1941 жив„т в США.

Лит.: Б о р и с о г л е б с к и и М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939: G r i g o-r i е v S., The Diaghilcw ballet (1909-1929), L., 1953. Г. Д.

НИЖЙНСКИЙ, Вацлав Фомич [16(28).II.1890- 8. IV.1950] - рус. артист балета, балетмейстер. Род. в семье польского танцовщика и балетмейстера Ф. Нижин-ского, руководителя первой в России провинциальной балетной труппы. В 1900 поступил в Петерб. театр. уч-ще, занимался у М. К. Обухова, С. Г. и Н. Г. Легат. Дебютировал в 1906 в партии Акви-лона ("Пробуждение Флоры" Дриго). В 1907 после окончания уч-ща был принят в Ма-риинский т-р, где исполнял партии: Гений леса ("Очарованный лес" Дриго), Голубая птица ("Спящая красавица"),

Зефир ("Времена года" Глазунова), Мулат и Эндимион ("Царь Кандавл" Пуни), Вайю ("Талисман" Дриго), Альбер ("Жизель") и др. В 1911 Н. уш„л из Мариин-ского т-ра. В 1909-16 был первым танцовщиком в антрепризе С. П. Дягилева и завоевал всемирную известность. Выступал преим. в балетах М. М. Фокина: Главный раб ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Юноша ("Шопениана"), раб Клеопатры ("Египетские ночи" Аренского), Любимый раб ("Шехеразада" Римского-Корсакова), Петрушка (о. п. Стравинского), Голубой бог (о. п. Гана) и др. Феноменальные природные данные танцовщика сочетались с исключит. пластич. выразительностью. Его дарованию были близки романтика, лирика, трагедийность. Психологич. глубина образов Н., их современность, тонкое проникновение в стиль балета определяли новаторское значение иск-ва Н.

Пост. балеты: "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси (1912, т-р "Шатле", Париж), "Игры" Дебюсси (1913, "Т-р Елисейских полей", Париж), "Весна священная" Стравинского (1913, там же, Париж), "Тиль Уленшпигель" Р. Штрауса (1916, "Манхаттан опера Хаус", Нью-Йорк).

С 1917 перестал выступать из-за тяж„лого недуга. Творчество Н. во многом способствовало развитию танц. иск-ва в Зап. Европе и США.

Лит.: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Фокин М. М., Против течения, Л.- М., 1962; Луначарский А. В., В мире музыки, М., 1958, с. 241-46; его ж е. Парижские письма, "Театр и искусство", 1912, Л 22, с. 454-55, Л1. 29, с. 566-67; Nijinsky V., The diary of Vaslav Nijinsky, L., 1937; Nijinsky R., Nijinsky, P., 1934; R e i s s F., Nijinsky ou la grace, t. l2, P., 1957; W h i t-wort h G., The art of Nijinsky, L., 1913;

С 1 а г k e M., Six great dancers, L., 1957. Г. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница