Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
https://audioprofi.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 317)


НЙЖНИКОВА, Тамара Николаевна (р. 9.III.1925) - белорус. сов. артистка оперы (колоратурное сопрано). По национальности русская. Нар. арт. СССР (1964). В 1949 окончила Моск. консерваторию по классу проф. М. В. Владимировой. В 1949 и с 1951 - солистка Белорус. т-ps оперы и балета. Одновременно с 1964 преподает в Минской консерватории. Н. глубоко раскрывает в окрашенных мягким лиризмом муз.-сценич. образах переживания своих героинь. Е„ чистый и свежий голос отличается проникновенными интонациями.

Партии: Марфочка ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Маринка (о. п. Пукста), Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа, Волхова ("Царская невеста", "Садко"), Ганка ("Страшный двор" Монюшко), Розина, Джильда, Виолетта, Лак-ме; Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера, "Дон Жуан"), Жермен ("Корневильские колокола" Планкета) и др.

Лит.: С м о л ь с к i Б., Люб?мая спявачка (Т. М. Н?ж-н?кава), в сб.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 167-172. А. Ив.

НИЗАМХОДЖАЕВ, Джамал Низамходжаевич (р. 15. XII. 1921) - узб. сов. артист оперы (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1939 учился в узб. студии при Моск. консерватории, в 1950 окончил Ташкентскую консерваторию. С 1939-солист Т-ра оперы и балета им. Навои (Ташкент). Выступает на узб. и рус. языках. В творчестве Н. удачно сочетаются традиции нац. пения с европ. вок. школой. Вед„т концертную и пе-дагогич. деятельность.

Роли в муз. драмах: Кадыр ("Гюльсара" Яшена и Муха-медова, муз. Джалилова), Даврон-ота, Мардон ("Даврон-ота" Яшена и Абдуллы, муз. Садыкова и Козловского) и др.

Партии в операх: Фархад ("Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля), Меджнун, Науфаль ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Буран (о. п. Ашрафи и Василенко), Шодман ("Хамза" Бабаева), Хаджи Дарга ("Проделки Майса-ры" Юдакова), Гасан-хан ("К„р-оглы" Гаджибекова), Томский ("Пиковая дама"), Грязной; Валентин ("Фауст"), Эскамильо.

НИКИТИН, Александр Алексеевич (р. 24. V III. 1908) - рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1957). Творч. деятельность начал в Ростовском т-ре в 1927. В 1930-34 учился в Моск. гос. экспериментальных мастерских и одновременно работал в Т-ре им. Мейерхольда. С 1935 был актером т-ров Краснодара, Баку, Новосибирска и др. В 1938-40 играл в Моск. т-ре Транспорта. С 1944 - актер Ростовско-го-на-Дону т-ра. Н.романтич. актер, игра его отличается эмоциональной заразительностью, сценич. темпераментом.

Роли: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Незнамов, Паратов; граф Альмавива ("Женитьба Фигаро"), Максимов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Платон Кречет; Гамлет;

Пепел, Влас, Цыганов ("На дне", "Дачники", "Варвары"), Арбенин. Обаяние, юношеская озар„нность, присущие дарованию Н., позволили ему в сравнительно зрелом возрасте играть Шуру Зайцева ("Старые друзья" Малюгина) и Володю Ульянова ("Семья" Попова).

Н. выступал также как режиссер. Пост. "Кремл„вские куранты", "Без вины виноватые" (оба в 1940), "Волки и овцы" (1961).

Лит.: Тальников Д., О возрасте и таланте, "Театр", 1946, ј1-2; Ве-лехова Н.,Новое рождается в борьбе, там же, 1950, ј8; Ходунова Е., Мастерство перевоплощения, "Огонек", 1955, ј 26. Е. Х.

НИКИТИН, Владимир Степанович [р. 11(24). VII.1900] - рус. сов. театр. художник. Засл. деятель иск-в РСФСР (1950). Нар. художник ТАССР (1954). Учился в Саратовском художественном уч-ще, в 1918-19-во Вхутемасе. В 1920-37 работал в драм. т-рах Ростова, Астрахани, Краснодара, Ашхабада, Владикавказа. В 1930-37 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса. С 1937 - гл. художник Большого драм. т-ра им. В. И. Качалова (Казань). Оформил спектакли: "Мужество" Бер„зко (1947), "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (1947), "Обрыв" по Гончарову (1948), "Вей, ветерок!" Райниса (1951), "Лейпциг в 1933" Корнфельда и Компанейца (1952), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1953). Е. 3.

НИКИТИН, Николай Акимович (5.XI 1.1887-28. XI.1963)-сов. артист цирка; дрессировщик лошадей. Засл. арт. РСФСР (1947). Сын Акима Ал. Никитина. С юности выступал в разных жанрах в цирке своего отца. Выделялся как акробат (исполнял сложные прыжки через препятствия с трамплина) и исполнитель героич. ролей в пантомимах. Особенного успеха добился как жонгл„р на лошади (исполнял номер в разл. манерах: спортивной, салонной и др.). В нач. 19 в. был сильнейшим жонгл„ром в этом жанре. После смерти отца (1917) Н. возглавил Моск. цирк. В 1919 после национализации цирка работал артистом в цирке К. И. Буля в Ростове-на-Дону, затем уехал на гастроли в Италию. В 1922 вернулся в СССР, работал как жонгл„р и дрессировщик лошадей в разл. цирках (с 1927 - в системе гос. цирков). Номера Н. отличались сложными трюками, ч„тким композиционным рисунком, носили характер спортивной дрессировки. Н. создавал образ элегантного спортсмена-конника, легко и непринужд„нно управляющего действиями своих питомцев. Принимал активное участие в развитии сов. конного цирка.

Лит.: Никитин Н., "Советский цирк", 1961, ј 4 (43). Ю. Д.

НИКИТИН, Николай Николаевич [27.VII(8.VIH). 1895-26.III.1963] - рус. сов. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1922. Автор повестей и романов. Первое драматургич. произв. Н.- "Корона и плащ" (1924, Ленингр. Большой драм. т-р), написано по мотивам романа X. Бергстедта "Праздник святого Йоргена". Н. принадлежат также пьесы: "Линия огня" (1931, Ленингр. Большой драм. т-р, Камерный т-р), "Апшеронская ночь" ("Баку", 1937, Т-р им. МОСПС), "Северные зори" (1952, Малый т-р, авторская инсц. романа "Северная Аврора"). Гос. пр. СССР (1951) за роман "Северная Аврора".

Соч.: Баку ("Апшеронская ночь"), Л.-М., 1937:

Избранное, т. 1-2, М., 1959.

Лит.: П л о т к и н Л.д Большой путь, "Звезда", 1959, .ј 11. В. Дм.

НИКИТИНА, Валентина Иосифовна [р. 30.VII (ll.Vin).1895)]-pyc. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Начала сценич. деятельность в 1916 в Ставрополе. Играла в т-рах Херсона, Киева, Харькова, Армавира, Махач-Калы, Грозного. В 1934-41 и с 1946 - актриса Калужского т-ра. Н. рано перешла на характерные роли, играла пожилых женщин и старух в произв. рус. классики и сов. драматургии. Актриса проникновенно переда„т душевное богатство русской женщины из народа, е„ простоту, сочный юмор: няня Дуня ("Тр„хминутный разговор" Левидо-вой), Мотылькова ("Слава" Гусева), Екатерина Ивановна ("Мать своих детей" Афиногенова), Марфа ("Игра без правил" Шейнина), Клавдия Петровна ("Ленинградский проспект" Штока). Н. особенно удаются небольшие, остро характерные бытовые роли.

Др. роли: Ксения ("Егор Булычев и другие"), Анфуса ("Волки и овцы"), Матр„на ("Власть тьмы"), Галчиха ("Без вины виноватые"). Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Марья ("Любовь Яровая"), Квашня ("На дне") и др. Лит.: 175 лет Калужского т-ра. Калуга, 1952.

М. Лифш. НИКИТИНА, Варвара Александровна (наст. фам.- Иванова; 1857-1920) - рус. артистка балета. В 1877 окончила Петерб. театр. уч-ще. В 1877-93 - в Петерб. балетной труппе. Была первой исполнительницей партии принцессы Флорины ("Спящая красавица", 1890). В 1891 выступала в загл. партии балета Шнейцгоффера "Сильфида". Среди др. партий: фея Драже ("Щелкунчик"), Амата ("Весталка" Иванова), Элла, Илька ("Талисман", "Очарованный лес" Дриго), Наяда ("Наяда и рыбак" Пуни) и др. Н. обладала привлекательной внешностью, большим сценич. обаянием и темпераментом, была одар„нной классич. танцовщицей, владевшей виртуозной техникой итал. школы классич. танца, сочетавшейся с поэтичностью и благородством (ученица Л. И. Иванова). За драматический талант рецензенты называли Н. "балетной Савиной". В 1886 Н. успешно гастролировала в Берлине.

Лит.: "ЕИТ". Сезоны 1890-1894, СПБ, 1892-95; Б о-рисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 274; "Жизнь искусства", 1920, .ј 625-627. с. 3; В е n о i s A., Reminiscences of the Russian ballet, L., 1941. Л. Я.

НИКИТИНЫ-рус. цирковые деятели. Дмитрий Александрович (ум. 1919), Аким Александрович (1849-1917), Петр Александрович (1846-1924). Дети крепостного крестьянина. Выступали как уличные артисты в балаганах, цирках. П. А. Никитин был талантливым исполнителем в пантомимах, первоклассным наездником и воздушным гимнастом. В 1873 Н. открыли в Пензе русский цирк. В 1886, сняв в Москве на Цветном бульваре пустовавшее здание панорамы "Плевна", начали давать в н„м цирковые представления. В 1911 выстроили в Москве на Триумфальной площади специально оборудованное здание (опускавшийся манеж, устройства для водяных пантомим, кокосовый ков„р и т. д.). Одновременно гастролировали в провинции. Работая в течение ряда лет на нар. гуляниях, в балаганах, Н. хорошо знали рус. цирковых артистов и приглашали их в свои цирки (приглашали также и иностр. исполнителей). В годы 1-й мировой войны 1914-18 в цирке Н. ставились пантомимы ("Русские герои на Карпатах, или Затопление Бельгии" и др.), имевшие шовинистич. направленность.

Лит.: Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953. 70.Д.

НИКИТСКИЙ ТЕАТР - обиходное название т-ра "Парадиз", находившегося в Москве на Б. Никитской ул. (ныне здесь работает Моск. т-р им. Вл. Маяковского). Наз. также Интернациональный т-р.

НИКИФОРОВ, Николай Матвеевич [31.V(12.VI). 1805 - 23.VI(5.VII).1881] - рус. актер. Сын актрисы Моск. т-ра Марии Ивановны Никифоровой. Будучи воспитанником Моск. театр. уч-ща, постоянно выступал на имп. сцене. С 1824 зачислен в моск. оперную труппу, в 1836 - в драм. труппу имп. т-ров, где служил до конца жизни. В 1821 в роли подьячего Гра-билина ("Семейство Старичковых" Ф. Иванова) проявилось дарование Н.характерного комедийного актера. Он создал галерею эпизодич. персонажей - подьячих, мелких чиновников, слуг, плутов.Н. мастерски исполнял куплеты, прекрасно гримировался, владел иск-вом тонкой мимич. игры. Отличался остроумием, славился своими каламбурами. Выдающийся успех имел в ролях Кутейкина ("Недоросль", 1836) и г-на N ("Горе от ума", 1847). Среди его лучших ролей также: Бобчинский (1836); Жевакин ("Женитьба"), Алупкпн ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Захар Захарыч ("В чужом пиру похмелье" Островского, 1856), Спдоренко ("Горячее сердце", 1869), Мисаил ("Борис Годунов", 1880), Лоаяль ("Тартюф", 1867). В нек-рых ролях Н. использовал фарсовые при„мы игры (Калхас - "Прекрасная Елена" Оффенбаха, 1870, и др.). Выступал также в операх, водевилях.

Лит.: Б e л и нский В. Г., Полн. собр. соч., т. 2, M., 1953, с. 397, 527-29; Лавров М., Из прошлого. Николай Матвеевич Никифоров, "Дневник артиста", Л'9 5, Приложение к ж. "Артист", 1892, август, М., 1892, с. 29-31; Ярцев А., Николай Матвеевич Никифоров, актер Московского театра. (Биографический очерк), "ЕИТ". Сезон 1897-1898, Приложения, кн. 2, СПБ. 1899, с. 54-71. Ц. Лев.

НЙКИШ (Nikisch), Артур (12.X.1855-23.1.1922)- венг. дириж„р. В 1874 окончил Венскую консерваторию по классам скрипки и композиции. В 1874-77 работал скрипачом в оперном оркестре в Байр„йте и в придворном оркестре в Вене. В 1878-89 выступал в Лейпцигской опере, дирижировал операми Вагнера "Тангейзер", "Валькирия" и др., операми Верди, Визе. Возобновил оперы "Альцес-та" Глюка, "Эврианта" Вебе-ра. Чайковский писал, что "Лейпцигская опера может гордиться своим гениальным молодым капельмейстером" и наз. его "специалистом по части вагнеровских музыкальных драм последнего периода" (Музыкально-критические статьи, 1953, с. 353). В дальнейшем Н. работал в оперных т-рах Будапешта (1893-95), Лейпцига (1905- 1906), исполнял цикл "Кольцо Нибелунга" Вагнера в Лондоне (т-р "Ковепт-Гарден", 1913). В 1889-93 Н. дирижировал Бостонским, а с 1895 симф. оркестром "Гевапдхауз" в Лейпциге, одновременно руководил спмф. оркестром Берлинской филармонии. Большое внимание уделял Н. славянской и рус. музыке. Неоднократно выступал в России. Дириж„р романтпч. склада, Н. обладал огромным темпераментом, исключительной силой воздействия на исполнителей.

Лит.: Л и п а е в П., Артур Никиш, 2 изд., М., [1904];

Arthur Nikisch. Leben und Wirken, hrsg. von Н. Chevalley, В 192 2 Aufl , В., 1925; В о u 1 t A. C., Nikisch and Tiethod in rehearsal, "Musical Review", 1922, XI, p. 122. Ал. М.

НИККОДЕМИ (Niccodemi), Дарио (27.1.1874- 24.IX.1934) - итал. драматург. Детство и юность пров„л в Буэнос-Айресе, где начал творч.деятельность как автор статей по вопросам т-ра,затем как драматург. Первые пьесы Н. написаны и пост. на исп. яз. В 1900 Н. познакомился с выдающейся франц. актрисой Г. Ре-жан, гастролировавшей в странах Юж. Америки, и стал е„ секретар„м. Он переводил и переделывал для Режан пьесы итал. драматургов (в т. ч. "Трактирщицу" Гольд они), написал пьесы: "Ласточка" (1904), "Приют" (1909), "Акулы" (1913) и др. В нач. 1-й мировой войны Н. уехал в Италию, обосновавшись в Милане. В числе его первых пьес, написанных на птал. яз.: "Тень", "Отрезок" (обе в 1915). Н. был одним из наиболее репертуарных драматургов Италии, его пьесы ставились и в др. странах. В 1921 Н. организовал собств. труппу (руководил ею ок. 10 лет), стремился поднять художеств. уровень сцеппч. иск-ва, создать исполнительский ансамбль. Труппа Н. выступала также в Испании, странах Лат. Америки, Египте. р. к р.

НИККОЛЙНИ (Niccolini), Джованни Баттпста (Джанбаттнста) (29.X.1782-20.IX.1861) - нтал. поэт, драматург. Первые трагедии Н.-"Поликсена" (1813, "Театро нуово", Флоренция), "Эдип в лесу Эвменид" (1823), "Медея" (1825) п др.-написаны в традициях классицизма. Позднее, сохраняя клас-сицпстскую форму, Н. писал историч. трагедии в духе революц. романтизма - "Людовико Сфорца" (1847), "Беатриче Ченчи" (соч. 1838) и др. Наибольшей популярностью пользовались трагедии: "Анто-нио Фоскарпнп" (1823, пост. 1827, Флоренция) о злодеяниях венецианской инквизиции, "Джованни да Прочида" (1817, пост. 1830, там же) о восстании сицилийцев в 1282 против иноземного ига (пьеса была запрещена австр. цензурой после первого представления), "Арнольд Брешианский" (пост. 1838) - драматич. поэма о крупнейшем деятеле римской республики, направленная против власти папы. Пьесы Н., написанные на историч. материале, были созвучны современности, отражали борьбу против полицейского режима, установленного в Италии австрийцами. Н.- автор трагедии "Навуходоносор" (соч. 1815), где под именем ассирийского царя изображ„н Наполеон. Патриотич. пафос, актуальность тем, антиклерикальные п республиканские идеи определили успех пьес Н., несмотря на отсутствие в них ярких характеров.

Соч.: Tragedie di Giovanni Battista Niccolini fiorentino, v. 1-2, Capolago, 1831, то же, Bologna, 1831.

Лит.: Vannucci A., Ricordi della vita e delle opere di G. B. Niccolini, Firenze, 1886. у/. С.

НИКОЛАЕВ, Сергей Николаевич [10(23).III.1908]- марийский сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в (1947), Нар. писатель Map. ACCP (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Деп. Верх. Совета Map. ACCP 2, 5, 6-го созывов. Окончил лит. ф-т под. ин-та в Йошкар-Ола (1936). Первую пьесу "Белая моль" из эпохи гражд. войны написал в 1930. В своих произв. Н. широко использует марийский фольклор. Создавая самобытные нар. характеры, он наделяет своих героев индивидуализированной речевой окраской. Н. принадлежат пьесы "Салика" (1938), "Новые плоды" (1940) из жизни колхоза, "Девушка в шинели" (1943) о событиях Отечеств, войны, "Айвнка" (1943) о тяж„лом прошлом марийского народа, "Акпарс" (1955) о легендарном нар. герое марийцев, "Бурные годы" (1961) и др. Все пьесы Н. пост. Т-ром им. Шкетана (Йошкар-Ола). В 1936-39 преподавал в муз.-театр. уч-ще. Н. перев„л на марийский яз. пьесы "Фронт", "Власть тьмы"; "Украденное счастье" Франко.

Др. пьесы: "Воды текут" (1939), "День рождения". (1947), "Зел„ное золото" (1951), "Большие волны" (I960) и др. НИКОЛАЕВ

Соч.: Пьесы, Йошкар-Ола, 1951.

Лит.: Столяров В., Очерки истории марийской литературы, т. 2, Йошкар-Ола, 1960, с. 173. M. Лифш.

НИКОЛАЕВ, Сергей Филиппович [р. 1(13) .VII. 1889] - рус. сов. театр. художник. Засл. арт. РСФСР (1932). Нар. художник БССР (1949). Окончил Строгановское уч-ще (1912). Ученик К. А. Коровина. Будучи студентом уч-ща, выполнял по эскизам Коровина декорации к спектаклям Большого, Малого и др. т-ров в Москве. Первые самостоят, театр. работы осуществил в 1916 для гастрольных спектаклей M. M. Мордкина. С 1938 много работал в Белоруссии, оказав значит, влияние на развитие театраль-но-декорац. иск-ва республики. Осн. сфера деятельности H.- муз. т-р. В сво„м творчестве Н. утверждает реалистич. традиции театрально-декорац. живописи "коровинской" школы. Создал декорации к спектаклям Белорус. т-ра оперы и балета: "Царская невеста" (1938 и 1949), "Князь Игорь" (1949), "Иван Сусанин" (1950), "Борис Годунов" (1954), "Садко" и "Хованщина" (1957), "Кармен" (1945), "Фауст" (1950), "Эсмеральда" (1951), "Аида" (1953); "В пущах Полесья" Богатыр„ва (1939), "Алеся" Тикоцкого (1944, 1947), "Князь-Озеро" Золотар„ва (1949), "Тихий Дон" (1951) и др. Гос. пр. СССР (1950).

Лит.: Выставка произведений нар. художника БССР С. Ф. Николаева. Каталог, M., I960 (Вступ. ст. Ф. Сыр-киной). M. П.

НИКОЛАЕВА, Александра Васильевна [р. 22. Х (4.XI).1906] - белорус. сов. артистка балета. Нар. арт. БССР (1945). В 1929 окончила Ленингр. хо-реографич. уч-ще, затем работала в муз. т-рах Ленинграда и др. городов. В 1934-60 - солистка Белорус. т-ра оперы и балета. Первая исполнительница партий в белорус. нац. балетах "Соловей" Крошне-ра-Зося и "Князь-Озеро" Золотар„ва-Найденка (Гос. пр. СССР, 1950).

Партии: Сванильда ("Коппелия"), Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Одетта-0 диллия; Лиза ("Тщетная предосторожность"), Зарема, Аврора и др. С 1949-вед„т педаго-гич. деятельность. Ст. M,

НИКОЛАЕВА, Галина Евгеньевна (наст. фам.- Волянская; 18.II.1911-18.X.1963)-рус. сов. писательница. Инсценировала (совм. с С. Радзинским) свои романы "Жатва" ("Высокая волна", 1952, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), "Повесть о директоре МТС и главном агрономе" (1955, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола). Наибольшее распространение получила инсценировка романа H. "Битва в пути" (1959, Моск. т-р им. Моссовета; в том же году в M ХАТ, инсценировка Г. Герасимова).

Лит.: "Театр", 1955, ј 12; 1956, Xs l; 1959, Л 6, 8; 1960. Л1. 3, Л 6.

НИКОЛАЕВА, Ольга Николаевна [14 (26).VI.1839- 3(15).IX.1881] - рус. артистка балета. В 1847-59 училась в Моск. балетной школе. В 1856, будучи ученицей, дебютировала в партии Лизы ("Тщетная предосторожность"); в 1857 успешно исполнила партию Жи-зели. Среди др. партий: Пери (о. п. Бургмюллера), Пахита (о. п. Дельдевеза), Эсмеральда; Медора ("Корсар" Адана и Пуни) и др. Н. выступала также в дивертисментах и пантомимных партиях в операх "Фенелла" Обера и "Роберт-Дьявол"Мейербера.Лучшая пантомимная роль- Сибилла ("Царь Кандавл" Пуни), Современники высоко ценили иск-во Н., е„ большое драматич. дарование. В 1869 из-за физпч. травмы, окончив деятельность танцовщицы, ставила в балетах характерные танцы, особенно успешно рус. пляску. Творчество Н. оказало большое влияние на дальнейшее развитие женского народно-характерного танца.

Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, M., 1864; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, сб. статей, M., 1947; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.- M., 1963. Юр. Б.

НИКОЛАЕВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ УКРАИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. Создан в авг. 1959 на базе двух т-ров г. Николаева - ТЮЗа и Передвижного т-ра им. Шевченко. Т-р тяго" теет к синтетич. иск-ву, в к-ром актерская игра неразрывно связана с музыкой, танцами, пением. В 1959 были пост. спектакли: "Барабанщица" Салынского, "Девушка из табора" Ялунера, "Владимирская горка" Шевцова, в 1960 - "Морской узел" Винникова и Крахта, "Леся" Андриевича, в 1961 - "Чужой дом" Зарудного, "Дальняя дорога" Арбузова, "Загубленные души" Кропивницкого, "Маруся Богуславка" Старицкого. В труппе т-ра (1965): засл. арт. УССР Л. Демьяненко, Р. Гаврилко. Гл. режиссер - засл. арт. УССР А. Л. Оселедчик. Р. Е.

НИКОЛАИ (Nicolai), OTTO (9.VI.1810-U.V. 1849) - нем. композитор, дириж„р, органист. Брал уроки музыки у отца; проф. муз. образование получил в ин-те церк. музыки в Берлине. По совету Г. Доницетти Н. написал ряд опер на итал. яз., в т. ч. "Генрих II" (1839, Триест), "Храмовник" по роману "Айвенго" В. Скотта (1840, Турин), "Одоардо" и "Джильдиппа" (1840, Генуя), "Изгнанник" (1841, т-р "Л а Скала") и др. В 1841-47 работал в Венской придворной опере. С 1847-капельмейстер Королевской оперы в Берлине. Здесь в 1849 состоялась премьера оперы Н. "Виндзорские проказницы" по комедии Шекспира. Это произв. прославило Н. и до сих пор входит в репертуар мн. т-ров мира. Н. создал оперу, близкую раннему нем. романтизму, своеобразно претворявшую традиции нем. зингшпиля и заимствовавшую отдельные черты у птал. оперы.

С о ч.: Tagebucher O. Nicolai, hrsg. von W. Altmann, Regensburg, [1937].

Лит.: M ende l H., Otto Nicolai, 2. Aufl., B., 1868. Ал. М.

НИКОЛАУ (NixoAaou), Константин (р.1870-г. смерти неизв.) - греч. артист оперы (баритон), педагог. Пению учился в Париж, консерватории. Дебютировал в Париже (концертное исполнение опер Вагнера). 3 90-х гг. 19 в. с успехом выступал в т-ре "Л а Скала" и др. т-рах Италии, совершил гастрольную поездку по странам Европы (в т. ч. был и в России, неск. раз заменял Шаляпина в "Русалке" и др. операх). В 1905 Н. занял первое место в конкурсе (Париж) на лучшее исполнение партии Мефистофеля в "Осуждении Фауста" Берлиоза. Выступал неск. лет в США на сценах оперных т-ров Нью-Йорка и Чикаго. Вернувшись в 1920-х гг. на родину, стал одним из крупнейших педагогов Афинской консерватории. Занимался режиссурой; пост. оперы "Фауст" Гуно, "Эдип в Колоне" Саккини, "Альцеста" Глюка. Юл. М.

НИКОЛЕ (Nicolet), Жан Батист (16.IV.1728-27. XII. 1796) -франц. деятель бульварного т-ра. Сын Г. Николе (1687-1762), владельца т-ров на Ссп-Жерменской и Сен-Лоранской ярмарках. С 17-53 устраивал марионеточные спектакли, ставил пантомимы и парады, в к-рых участвовал как актер. В 1759 основал т-р на бульваре Тампль в Париже и руководил им до 1795. С 1764 этот т-р назывался "Т-ром де гран даы-с„р дю руа", со времени революции-"Т-р эмюласьон", затем "Гете". Здесь выступали канатные плясуны, дрессированные животные, ставились буффонные комедии актера Г. Таконе, комич. оперы, фарсы и арлекинады. Т-р Н. был опасным конкурентом для дрс т-ров бульваров ("Амбигю комик", "Забавное варьете", "Т-р дез ассосье"). Труппа под рук. Н. выступала и на ярмарках, где показывала спектакли в дневное время. Декрет о свободе т-ров (1791), отменивший привилегии "королевских" т-ров, дал возможность Н. включать в репертуар своего т-ра произв. Корнеля, Раси-на, Мольера. А. Я.

НЙКОЛЕВ, Николай Петрович (1758-1815) -рус. драматург и поэт. Член Российской академии, поч„тный член Об-ва любителей российской словесности. Автор нескольких комич. опер, 4 комедий и 2 трагедий. В комич. опере "Розана и Любим" (1778, пост. на моск. сцене; в роли лесника Семена - Ожо-гии) Н. показал помещичий произвол, нравственное превосходство крестьян над барином. Большой успех имела тираноборческая трагедия Н. "Сорена и Замир" (1784), написанная в традициях А. П. Сумарокова. Пост. в 1785 на моск. сцене (в роли Сорены - У. Си-нявская). На петерб. сцену эта трагедия допущена была только в нач. 19 в., когда И. А. Дмитревскому удалось добиться разрешения на е„ постановку.

Соч.: Творения Николая Петровича Николева, ч. 1-5, М., 1795; Русская комедия и комическая опера XVIII в., ред. и вступ. ст. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950.

Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Всеволодский-Герн-г р о с с В. Н., Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960.

НЙКОЛИЧ (Николи?), Атанасий (1803-68)-югосл. (сербский) театр. деятель и драматург. Один из основателей сербского нац. т-ра. В 1825, будучи преподавателем в Школе черчения (г. Нови-Сад), пост. со своими учениками любит, спектакль "Смерть царя Уроша V" Стифаповича. Деятельность этого любит. кружка продолжалась до 1828. В 1839 совм. с И. Сте-рией-Поповичем организовал т-р при Лицее (г. Нови-Сад), к-рый открылся в 1840 пьесой Н. "Женитьба царя Душана" (с муз. И. Шлезингера). Этот спектакль был близок к опере (в загл. роли выступал Н.). В 1841 Н. переехал в Белград, где организовал т-р (позднее получил назв. "Т-р на Таможне"), существовавший до 1842. Это был первый постоянный проф. т-р, к-рый положил начало нац. югосл. т-ру. Н. написал историч. пьесу "Королевич Марко и арабы" (о битве на Косовом поле в 1347), к-рая широко ставилась в т-рах Югославии.

Лит.: Wollman Г., Dramatika slovanskeho jihu, [PrahaJ, 1930. Л. Сол.

НЙКОЛЛ (Nicoll), Аллардайс (р. 28.VI.1894) - англ. театровед и историк т-ра. В разное время проф. англ. яз. и лит-ры Лондонского и Бирмингемского ун-тов, председатель департамента драмы и проф. Иельского ун-та (США, 1933-45), директор Шекспировского ин-та в Стратфорде-он-Эйвон (1951-62), где ежегодно проходили во время фестиваля шекспировские научные конференции. С 1948 редактирует ежегодное изд. "Шекспировское обозрение" (Shakespeare Survey). Н.- автор многочисл. исследований в области т-ра и драматургии, в т. ч. шеститомной "Истории английской драмы" (1952-59).

Соч.: A history of English drama. 1660-1900, v. 1-6, L., 1952-59; Masks, mimes and miracles; studies in the popular theatre, L., 1931; The theory of drama, L., 1931; Studies in Shakespeare, L., 1927; British drama. An historical survey from the beginnings to the present time, L., 1927, 4 ed., 1953; The development of the theatre. A study of theatrical art from the beginnings to the present day, L., 1927, 4 ed., 1958; Stuart masques and the Renaissance stage, L., 1937; World drama from Aeschylus to Anouilh, L., 1949, 1957; Film and theatre, L., 1936. ф. Я.

НИКОЛЬСКИЙ, Василий Алексеевич (р. 16. III. 1882) - рус. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. Азерб. ССР (1934). В 1907 окончил Моск. консерваторию (класс проф. В. М. Зарудной-Ивановой). До 1910 пел в опере Нар. дома в Москве, затем в оперных т-рах Одессы (1911), Киева (1912-14) и Тифлиса (1915- 1918). В 1919-52 был солистом Азерб. т-ра оперы и балета. Н. обладал широким по диапазону голосом яркого металлич. тембра. В 1941-45 и с 1952 - преподаватель Бакинской консерватории (среди учеников Н. - Бюлъ-Бюлъ).

Партии: Шах Аслан ("Шах Исмаил" Магомаева), Бах-рам бек ("Шахсенем" Глиэра), Ибрагим хан ("К„р-оглы" У. Гаджибекова), Борис Годунов; Досифей ("Хованщина"), Мельник, Сусанин, Руслан; Кочубей ("Мазепа"), Галицкий ("Князь Игорь"), Додон ("Золотой петушок"), Мефистофель (о. п. Бойто и "Фауст" Гуно), Дон Базилио и др.

НИКОЛЬСКИЙ, Михаил Михайлович [р. 18(31). X. 1907] - рус. сов. актер, режиссер, художник. Нар. арт. РСФСР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Начал сценич. деят. в 1926. Работал в Каменске, Рос-тове-на-Дону, Николаеве, Омске, Оренбурге, Севастополе, Ашхабаде и др. С 1938 - актер Ставропольского т-ра. Н. выразительно передавал цельность, прямоту, честность, целеустремл„нность своих героев. Исполняя роли отрицат. персонажей, Н. также подч„ркивал в них волевое начало.

Роли: Бенедикт ("Много шума из ничего"), кавалер Ри-пафратта ("Трактирщица"), Луконин ("Парень из нашего города"), Сафонов ("Русские люди"), Савельев ("Так и будет"), Чацкий; Артур ("Овод" по Войнич), Петруччо ("Укрощение строптивой"), Жадов; Протасов ("Живой труп"), Годун ("Разлом"), Рыбаков ("Сын Рыбакова" Гусева и Винникова), Гвоздилин ("Третья патетическая" Погодина), Мастаков, Антипа Зыков ("Старик", "Зыковы" Горького). Е. X.

НИКОЛЬСКИЙ, Ф„дор Калинович [1828-8(20). VIII. 1898] - рус. артист оперы (тенор). В 1850- 1861 - певчий Придворной певч. капеллы. В 18611877 - артист Мариинского т-ра. У Н. был голос необыкновенной красоты, мягкости и силы. С успехом исполнял героич. партии.

Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Роальд ("Рогнеда" Серова), Лоэнгрин, Тангейзер и др.

Лит.: "Муз. свет", СПБ, 1865, ј 10.

НИКОЛЬСКИЙ ТЕАТР - крепостной т-р Шереметевых в Москве на Никольской ул. (в Китай-городе). Один из старейших городских крепостных т-ров 18 в. Сооруж„н в 1770-х гг. Капитально реконструирован в 1789 по проектам крепостных арх. А.Ф. Миронова и Г. Е. Дикушина; оборудование и механизация сцены- крепостного механика-изобретателя И. Ф. Пряхина. Существовал до 1800. Н. т. являлся зимним т-ром графов Шереметевых: сюда ежегодно на зиму переезжала со своими спектаклями труппа крепостного усадебного т-ра Шереметевых из Кускова. А. Шн.

НИКОМАРОВ,Наум Давидович [р. 24. XII. 1903 (6.1.1904)]- рус. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1920 окончил Бакинский театр. техникум. Творч. деят. начинал в Бакинском рабочем т-ре в 1920. Дебютировал в роли Фурманова ("Мятеж" Лаврен„ва). В 1924 окончил в Москве ЦЕТЕТИС, в 1925 - Ин-т дикции и декламации. Затем работал в т-рах Баку, Куйбышева (1937-46), Ташкента (1946-52) и др. В 1954-63 - актер Моск. драматич. т-ра. Н. - яркий характерный актер. Темперамент, сценич. обаяние, умение находить острые выразит, детали, колоритные подробности отличают творчество актера. Выступает по радио и телевидению.

Роли: Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), фельдмаршал Кутузов (о. п. Соловьева), Сатин; мистер Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Монтанелли, Артур Риварес ("Овод" по о. п. Войнич), граф де Ризоор ("Фландрия" Сарду), Басов ("Дачники"), Фамусов; Андросов ("Человек с портфелем"), Бен Акиба, Акоста ("Уриэль Акоста" Гуцкова). Л. Ним.

НИКОНОВ, Михаил Сем„нович [14 (27). X. 1911- 13. I. 1964] - рус. сов. театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1931. В 1949 окончил театроведческий ф-т ГИТИСа. Работал ответств. секретар„м секции культуры Моссовета (1932-37), зам. директора Т-ра им. Мейерхольда (1937-38), директором моск. т-ров - Госцентюза (1938-41), Т-ра им. Ермоловой (1945-50), Сатиры (1950-56), Моссовета (1957-64). Был зам. председателя президиума Совета ВТО (1942- 1944). Н. обладал большими организаторскими способностями, боролся за идейно-худ ожеств. качество спектаклей, за актуальный совр. сов. репертуар. За время его работы в руководимых им т-рах были осуществлены значит, пост.: "Старые друзья" Малюгина, "Счастье" Павленко, "Пушкин" Глобы (Т-р им. Ермоловой), "Свадьба с приданым" Дьяконова, "Баня" и "Клоп" (Моск. т-р Сатиры), "Дали неоглядные" Вирты, "Битва в пути" Николаевой п Радзинского, "Совесть" Павловой (Т-р им. Моссовета).

Лит.: М. С. Никонов [Некролог], газ. "Вечерняя Москва", 1964, 15 янв., Ко 12, с. 3. М.Лифш. \

НИКОСТРАТ (гАйзтрто?) (4 в. дон. э.)- др.-греч. 1 комедиограф. Представитель средней аттической комедии. Жил в Афинах. По утверждению др.-греч. филолога Аполлодора, был одним из сыновей Аристофана. Сохранилось ок. 20 назв. комедий Н. ("Геката", "Цари", "Богатство", "Гесиод" и др.) и не-значит. фрагменты с бытовой тематикой.

Соч.: Е d m о n d s J. М., The fragments of attic comedy, v. 2, Leyden, 1959. Н.Зем.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница