Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/krasnoyarsk/ в компании РексРент.
магазин женской одежды в Вологде
оборудование световое

Театральная энциклопедия
(страница 319)


ОБРАЗЦОВ, Сергей Владимирович (р.22.VI(5.VII). 1901)-рус. сов. театр. деятель, актер и режиссер т-ра кукол. Нар. арт. СССР (1954). В 1918-26 учился во Вхутемасе на живописном, а затем на графич. ф-те. В 1922-30-артист Муз. студии МХАТа (с 1926- Муз. т-р им. Немировича-Данченко); в 1930-36 - МХАТа 2-го. Исполнял преим. остро характерные роли (Предводитель стариков - "Лизистрата" Аристофана, Шут - "Двенадцатая ночь" и др.). В 1920 впервые начинает выступать с театральными куклами. К сер. кинский арм., Ростовский-на-Дону т-ры (оба в 1939), Т-р им. Лахути (1942), Петрозаводский рус. т-р (1947), Осетинский т-р (1953). Т-р им. Мукими, Ташкент (1962) и др.

В Испании в 30-x гг. пьесу пост. т-р "Баррака" (1932), т-р "Эспаньоль" (1938) (Лауренсия - К. Муньос Гар). Среди др. зарубежных пост.: монг. т-р, Улан-Батор (1937), Нар. т-р, Париж (1938), "Театральная мастерская" Маккола, Лондон (1955), Нем. т-р, Берлин (1958) и др.

Изд.: Первая публикация пьесы - Собрание комедий Лопе де Вега, XII часть, Мадрид, 1619; Первый рус. пер. С. А. Юрьева под назв. "Местечко Фуэнте овехуна" - лито-графич. изд., СПБ, 1876; сов. пер. К. Бальмонта - "Овечий ключ" ("Фуэнте овехуна"), М.-П., 1919, пер. М. Лозинского -

"Три испанские комедии", М.-Л., 1951; Лопе де Вега. Соб:р. соч., т. 1, М., 1962.

Лит.: Спасский Ю., "Фуэнте Овехуна", "Театр", М., 1938, ј 4; Ю р е н е в а В., Записки актрисы, М.-Л., 1946; Д у р ы л и н С. Н., Мария Николаевна Ермолова, М.. 1953; К р ы ж н ц к и и Г., "Фуэнте Овехуна" К. А. Мард-жанова, "Театр", М., 1957, ј 7. А. Шн.

ОВЕЧКИН, Валентин Владимирович [р. 9 (22). VI.1904]-рус. сов. писатель, драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1929. Работал учителем, председателем с.-х. артели, зам. пред. райколхозсоюза. Лит. деятельность начал в 1927. Написал пьесы "Бабье лето" (1946), "Настя Колосова" (1949), "Народный академик" (совм. с Г. Фишем, 1953), "Навстречу ветру" (1958), "Летние дожди" (1960), "Время пожинать плоды" и "Пусть это сбудется" (1961). В пьесах О., отмеченных знанием быта, яркостью образов, поднимаются насущные вопросы. Большинство драм. произв. О. поев. колхозной жизни, в них показана борьба старого и нового в психологии людей, конфликт между творч. и каз„нным отношением к жизни. Характерными чертами драматургии О. является документальность, очерковость изложения. Мн. пьесы О. пост. в Курском т-ре.

Соч.: Время пожинать плоды, Курск, 1961; Пусть это сбудется, "Нева", 1961, ј 10. 3. Вл.

ОВ‚ЧКИН, Григорий Потапович [р. 15(28).XII. 1907] - удм. сов. актер. Нар. арт. Удм. АССР (1950). В 1934 окончил курсы при Ижевском театр. уч-ще. С 1931 - в труппе Удм. т-ра. Один из лучших исполнителей ролей в произв. нац. драматургии. Особым успехом пользовался в комедийных и характерных ролях в пьесах: "Шумит река Вала", "Холодный ключ", "Азпн" Гаврилова.

Роли: Алангасар, Кими, Алексей ("Свадьба", "Утренние росы", "На крутом берегу" Садовннкова), Самсон ("Старый Мултан" Петрова), а также: Бобчииский; Кузьма Иванович ("Семья" Попова), Пропотей ("Егор Булычев и другие"), Труффальдино ("Слуга двух господ") и др. Выступает в муз. комедии: Соковнин ("Табачный капитан" Шербач„ва), Мпкаэл ("Поцелуй Чаниты" Милютина).

Лит.: Пять лет Удмуртскому театру, 1931-36, Ижевск, '.б, с. 8, 14, 20, 23, 28, 33, 39, 42-43. Л. Ив. 'ОВОД" - опера А. Э. Спадавеккиа, либр. И. И. Кел-i;- по одноим. роману Э. Л. Войнич. Пост. 8 нояб. 1957, омский т-р оперы и балета (дириж„р Шморгонер, пост. s.iepa, худ. Матрунин, балетм. Романова; Джемма-Дроз-ьа, Артур - Лудер, Монтанелли - Лазарев, Зитта - Селиванова, Мартини - Гончаренко, Феррари - Артемов, Карди-Балашов, Джеме-Агафонов). В 1961-Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко (дириж„р Проваторов, пост. Б.Мордвинова, худ. Лушин, хорм. Мертенс, балетм. Чичинадзе; Джемма - Каевченко, Артур - Д жанров, Монтанелли - Дударев, Мартини - Кратов, Зитта- кова, Грассини - Коренев, Феррари - Петров, Джеме - 1,1дин). Пост. в др. городах Сов. Союза: Харьков (1958), Рига, Челябинск. Куйбышев (1959), Львов, Новосибирск (1960), Ереван (1961). За рубежом: Ческе-Будейовице (1959), Стара-Загора (1960).

И з да н и я: "О.", М., "Сов. композитор", 1961. Н. Гр. ОВСЕПЯН, Арташес Григорьевич [р. 3(16).VIII. 1910] - арм. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1940) и Арм. ССР (1961). Чл. Коммуыистич. партии с 1940. Сценическую деятельность начал как актер в 1930 в арм. т-ре в Баку. В 1934-38 учился на режиссерском ф-те ГИТИСа (курс Ф. Н. Каверина). Работал гл. режиссером в арм. т-рах Баку (1939-49), Степанакерта (1951-53), Ленинакана (1953-60). С 1964-гл. режиссер Ереванского рус. т-ра. Среди лучших работ: "Молодая гвардия"; "Разор„нный очаг"

Сундукяна, "Украденное счастье" Франко, "Восточный дантист" Пароняна.

Др. пост.: "На заре" Гулакяна, "Рузан" Мурацана, "Камо" Барсегяна, "Хатабала" Сундукяна, "Ленин" Каплера и Зла-тогоровой, "Измена" Южина-Сумбатова, "Вагиф" Вургу-на, "Без вины виноватые" (Арм. т-р в Баку), "Васса Желез-нова"; "Персональное дело" Штейна (Ереванский русский т-р), "Опытное поле" Заряна, "Последние гвоздики" Тер-Григоряна, "Звезда Севильи" Лопе де Вега (Ленина-канский т-р).

С 1938 вед„т преподават. работу, с 1960-в Ереванском художественно-театр. ин-те. Перев„л на арм. яз. ряд пьес. Б. Л.

ОВСЕПЯН, Н. О.- см. Осипян, Н. О.

ОВСЙНЬСКИИ (Owsinski), Казимеж (1752-1799)- польский актер. В 1774 начал артистич. деятельность, вступив в труппу "Т-ра Народовы" (Варшава). В 1780-82, совм. с Т. Трусколаским, организовал т-р во Львове. О.- крупнейший представитель клас-сицистской актерской школы в польском т-ре. В начале творч. деятельности выступал в комедийных ролях, затем переш„л на трагедийные (Кларендон - "Евгения" Бомарше, Гамлет; Полифонт-"Меропа" Вольтера и др.).

Лит.: Игнатове. С., Польский театр, в кн.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С.С.Мокульского, т. 2, М., 1957. Б. Рос.

ОВЧАР‚НКО, Василий Иванович (р. 1.XII. 1899)- укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1959). Сценич. деятельность начал в укр. передвижных т-рах (1923). С 1930- актер Днепропетровского т-ра им. Т. Г. Шевченко. Игра О. отличается романтической приподнятостью. Исполняет преим. героические роли:

Гриць ("Ой не ходи, Грицю..." Старицкого), Свечка ("Свадьба Свечки" Кочерги), Гайдай ("Гибель эскадры"), Годун ("Разлом"), Риварес ("Овод" по Войнич), Кобзарь ("Навеки вместе" Дмитерко, Гос. пр. СССР, 1951). Р. Е.

ОВЧИННИКОВ, Анатолий Иванович [р. 27. VI (9.VII).1899] - рус. сов. артист оперы (тенор). Нар. арт. Каз. ССР (1938), нар. арт. Узб. ССР (1950). Пел в т-рах оперы и балета им. Абая (1935-40, 1942-46), им. Навои (1946-58) и др. Партии: Ва-кула ("Черевички"), Князь ("Русалка"), Герман, Ка-нио, Хозе и др. А. Ив.

ОГАН‚ЗОВА, Тамара Сумбатовна [р. 7(19).1.1895 ]- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Комму-нистич. партии с 1956. В 1914 окончила историко-фило-логнч.ф-т Женевского ун-та, в 1917-Театр. школу Н. О. Массалитинов а и Н. А. Подгорного в Москве. Сценич. деятельность начала в моск. т-ре "Летучая мышь" (1917- 1922). В 1923-24 играла в Т-ре б. Корш, в 1924-25-в Т-ре эксцентрич. представлений (Саратов). Обладая выразит, голосом, особой ритмичностью, О. выступала и в оперетте. С 1925 О.-актриса Т-ра им. МГСПС (ныне Театр им. Моссовета). Ярко театрально, выразительно играет характерные драматич. и комедийные роли.

Роли: Татьяна ("Враги"), Долорес ("Фландрия" Сарду), Аркадина ("Чайка"), Эмилия ("Отелло"), Добрдтворская ("Закон чести" Штейна), Фатьма ("Рассказ о Турции" Хикмета), Квикли ("Виндзорские насмешницы"), Белиса ("Хитронпи Лефти" (1935, т-р "Груп", Нью-Йорк) - пуб-лицистич. драма, поев. стачке шоф„ров (часто ставилась в т-рах США). Борьба антифашистских подпольщиков в гитлеровской Германии отражена в пьесе О. "До самой смерти" (1935, т-р "Груп", Нью-Йорк). Несмотря на натуралистнч. детали, несколько приглушающие социальное звучание пьесы, в ней получил выражение страстный протест против нацизма. В пьесе "Пробудись и пой" (1935, т-р "Груп", Нью-Йорк) изображаются серые будни амер. действительности, в к-рых задыхаются люди. Лучшая пьеca, завершающая цикл ранних социальных драм 0., - "Золотой мальчик" (1937, т-р "Беласко", Нью-Йорк) о трагич. судьбе скрипача, к-рого нужда заставляет стать бокс„ром. Автор разоблачает жестокие законы капиталистич. об-ва, всемогущую силу денег, калечащие душу человека, его талант.

Спад прогрессивного движения в США в конце 1930-х гг. приводит О. к отказу от социальной проблематики. В его произведениях "Ракета на луну" (1938, т-р "Беласко"), "Ночная музыка" (1940, т-р "Брод-херст, Нью-Йорк), "Столкновение ночью" (1941, т-р "Беласко") не ощущается былой критич. заостр„нности. Переделывая пьесу "Русские люди" (1942) для "Гилд-тиэтра", О. не до конца понял и не передал идейное значение этой пьесы. Дальнейший отход О. от передовых позиций, его обращение к при„мам ходовой бурж. драматургии сказался в пьесе "Большой нож (1949, т-р "Нэшонал", Нью-Йорк), изображающей нравы амер. кинодеятелей, а также в пьесах "Деревенская девушка" (1950, т-р "Лицеум", Нью-Йорк), "Цветущее персиковое дерево" (1954, т-р "Беласко", там же). Лит.: С 1 и г m a n H.. The fervent years, N. Y.. 1945;

Q u i n n A.. A history of the American drama from the Civil War to the present day. N. Y., 1945. Я. Б.

ОДПБЕРТП (Audiberti), Жак (р. 25.III.1899) - франц. писатель, драматург, поэт. Лит. деятельность начал в 20-е гг. как журналист. Примыкал к сюрреалистам. Написал пьесы: "Коат-Коат" (1946, т-р "Гете-Монпарнас"), "Зло бежит" (1947, "Т-р де пот"), "Жена быка" (1949, т-р "Комеди Франсез"), "Глапион-эффект" (1959, т-р "Ла брюйер") и др. О. принадлежат также короткие пародийные пьесы-скетчи. В пьесах О. показано столкновение косного мещанства и научного прогресса. Он созда„т гротесковый образ совр. бурж. общества, в к-ром отсутствуют подлинные духовные интересы и свобода, где торжествуют бесправие и бесчеловечность. Драматургич. манера О. резко индивидуальна и парадоксальна, сюрреалист-ские эксперименты сочетаются с использованием традиций водевиля и мелодрамы.

С о ч.: Theatre, v. 1-3, P.. 1948-56. В. Г. ОДИНО (Audinot), Никола Медар (8.VI.1732-21.V. 1801) - франц. антрепрен„р, актер, певец. Деятель ярмарочного и бульварного т-ра. Вначале - актер в провинции, до 1767 - в т-ре "Комеди Итальенн" (Париж); был первым исполнителем партии Мани-скалько в комич. опере Филидора "Кузнец" (1761). В 1769 обосновался на Сен-Жерменской ярмарке, где организовал т-р марионеток, затем - детскую труппу. В этом же году основал на бульваре Тампль т-р "Амбигю комик" (Париж), успешно конкурировавший с привилегированным оперным т-ром "Королевская академия музыки" и ставивший, несмотря на запреты, муз. спектакли. О. был автором неск. комедии, v т. ч. "Музыкомания" (1779), "Сераль на продажу" (1781), написал либретто и музыку комич. оперы "Бондарь" (1761), либретто мн. пантомим, шедших в "Амбигю комик".

Лит.: Brazier N.. Chronique des Petits Theatres de Paris, P.. 1883; D e 1 i g n y E., Histoire de l'Ambigu-Comique, P., 1841. A. Я.

ОДОЕВСКИЙ, Владимир Ф„дорович [30.VII (11. VIII). 1804-27.11(11.III).1869] - рус. писатель, музыковед п музыкально-театр критик. Один из основоположников рус. классич. му-зыкознання. В 1822 окончил Благородный пансион нрч Моск. ун-те. В 1826 переехал в Петербург, с 1862 'жил в Москве. О. раскрыл мировое значение творчества М. И. Глинки (статьи об "Иване Сусанине", "Руслане и Людмиле" и др.), приветствовал композиторскую деятельность А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, H. А. Римского-Корсакова и др. О. высоко ценил также И. С. Баха, В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера и др. западноевроп. композиторов. В 1860-е гг. выступал за создание в Москве постоянного рус. оперного т-ра. Восторженные статьи посвятил замочат, рус. оперным артистам: А. Я. Воробь„вой-Петровой, О. А. Петрову, А. Д. Александровой-Кочетовой и др. Среди соч. О.- музыка к комедиям и водевилям.

Соч.: Избранные музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951 (под ред. Вл. Протопопова); Музыкально-литературное наследие, М., 1956.

Лит.: И в а н о в-К о р с у н с к и и В., Музыкальная деятельность князя В. Ф. Одоевского, в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Асафьев Б., Из диалогов о музыке: Глинка - Одоевский, "Сов. музыка", 1946. К" 11.

ОДРАН (Audran), Эдмон (ИЛУ.1842-17.VIII. 1901) - франц. композитор. Учился музыке в Париже у К. Сен-Санса и др. С 19 лет был органистом в Марселе, где соч. и пост. первые оперетты ("Медведь и паша" по Э. Скрибу, 1862, "Великий Могол", 1866, и др.). После огромного успеха "Свадьбы Оливетты" в Париже (1879, т-р "Буфф-Паризьен") О. поселился в столице, став одним из любимцев парижской публики. Особой популярностью пользовалась его оперетта "Маскотта" (1880, т-р "Буфф-Паризьен"), к-рая до 1897 прошла в т-ре 1700 раз (в России шла под назв. "Красное солнышко"; пост. в СССР - 1924, моск. Эксперимент, т-р; 1931, Ленингр. т-р муз. комедии;

1932, Моск. т-р оперетты, и др.). Среди лучших оперетт О.: "Жпллетта из Нарбонны" (1882, "Буфф-Па-рнзьен"), "Мисс Хельетт" (1890, там же), "Стрекоза и муравей" (1886, т-р "Гете", Париж), "Кукла" (1896, там же). Для оперетт О. характерно пародирование исторпч. событий как форма сатирич. изображения совр. ему бурж. нравов. Музыка оперетт отличается изяществом, живостью и юмором. Ал. М.

ОДРИ (Odry), Жак Шарль (18.V.1779-28.IV. 1853) - франц. актер. В 1803 дебютировал в т-ре "Гете" (Париж). Первый большой успех - гротескная роль Риголе в водевиле "Я отправляюсь в Россию!" (1803). В 1804-07 работал в т-ре "Порт-Сен-Мартен". В 1808 вступил в труппу т-ра "Варьете"), с к-рым связана почти вся его сценич. жизнь, кроме 1835-36, когда он гастролировал в провинции и выступал в парижских т-рах "Фоли драматик", "Порт-Сен-Мартен", "Пале-Рояль". В блестящей труппе "Варьете", где работали в это время крупнейшие актеры франц. водевиля (Брюне, Потье, Дежазе, Арналь; Тьерселен и др.), О. выделялся как актер буйного, буффонного комизма, продолжатель традиций ярмарочных "парадов". В его репертуар входили наивные, нелепые, грубоватые, балаганные фарсы, водевили, построенные на гротескной клоунаде. Самая лучшая роль О.бродячий циркач Бильбоке (комедия-парад "Паяцы" Варена и Дюмануара). Среди его лучших ролей также: Франсуа ("Поварихи" Бразье и Дюмерсана, 1823), Пато ("Снег" Мельвиля и Карму"День рождения", "Моя радость", "Путь-дорога", "Семьдесят небылиц", "Цолмон", "Искатель счастья Мунхэ", "Кто сильней?" и др. Все его пьесы пост. в Гос. муз.-драм. т-ре. О.автор киносценариев, одноактных пьес на острые, злободневные темы. Пьесы О. написаны лаконичным языком, отличаются острым сюжетом. Г. У., Э. О. ОЙУНСКИЙ (наст. фам.- Слепцов), Платон Алексеевич [29.Х(10.Х1). 1893-29.X.1939] - якутский сов. писатель, драматург и общественный деятель. Основоположник якутской сов. лит-ры. Чл. Ком-мунистич. партии с 1918. В 1916-17 принимал активное участие в театр. самодеятельности, используя е„ для пропаганды революц. идей. О. принадлежат первые якутские пьесы: "Волна жизни" (1919) о пробуждении революц. самосознания якутских трудящихся в период импе-риалистич. войны, "Большевик Василий" (1926 и 1933) об установлении Сов. власти в Якутии, первая якутская комедия "Царский указ" (1936) и др. В произв. О. показана борьба трудящихся Якутии против царизма, колчаковщины, феодально-тойонских пережитков. Ро-мантич. драма О. "Красный шаман" по его же поэме (пост. в 1930, 1934, 1958) исполнена страстного протеста против гн„та и насилия. Пьесы О. ставились в якутских проф. и самодеят. театрах. Имя О. присвоено в 1957 Якутскому гос. муз.-драм. т-ру.

Лит.: Смирнов-К утачевский А., П. Ойунский, "Новый мир", 1931, N 6; Пухов И., П. Ойунский, там же, 1957. .V 12; П. А. Ойунский. Доклады к 65-летию со дня рождения, Якутск, 1959; Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955. М. Лифш.

ОКАМОТО, Кидо (1872-1930) - япон. писатель, драматург и театр. критик. В 1891 начал лит. деятельность. Выступал как театр. рецензент. Первая пьеса "Кин-но сятихоко уваса-но таканами" (совместно с Ока Онитаро) пост. в "Кабукидза" в 1902. Среди пьес О. историч. и бытовые - "Сюдзэндзи моногатари" (1911), "Торбэяма синдзю" (1915) и др. Писал пьесы для актеров Каваками Отодзиро и Итикава Саданд-зи II, вошедшие в репертуар т-ра Кабуки. Пьесы О. характеризуются стремлением автора наполнить старые традиционные формы т-ра Кабуки новым содержанием.

Соч.: Окамото Кидо ею, Токио, 1930.

Лит.: Окамото Кэйити, Окамото нэндайки, Токио, 1951. Л. Г.

ОКЕАНОС - коллективный псевдоним ансамбля акробатов-прыгунов с подкидными досками, организованного Л. С. Ольховиковым в 1926. Первоначальное ядро труппы составляли И. Папазов, Ю. Виноградов, Г. Раев, П. Маренков. Позднее в труппу вошли К. Бескаравайная, К., Н. и В. Ольховиковы, А. Бер-дюк, Г. Лешков и др. О. работали одновременно на 3-4 досках, номер включал рекордные трюки (прыжковая акробатика и др.). Впоследствии в номер О. вошли эквилибристика, конный вольтиж, жонгляж на лошади, дрессировка собак и др.

Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963, с. 335-337. А. Шн.

О К‚ЙСИ ((O'Casey),IIIoн[31.III.1884(?), Дублин,-20.IX.1964, Лондон] - ирл. драматург, писатель, публицист. Писал на англ. яз. В молодости в поисках средств существования переменил ряд профессий, испытал нужду, безработицу. Сблизился с Ирландской рабочей партией, с участниками национально-освободит. движения. Первые пьесы О'К.- "Тень стрелка" (1923),

"Юнона и Павлин" (1924), "Плуг и зв„зды" (1926)- с успехом шли в "Т-ре Аббатства" (Дублин). Эти пьесы О'К. воссоздают атмосферу освободит. борьбы ирл. народа (1916- 1923), рисуют жизнь обитателей дублинских трущоб; в них созданы разнообразные, глубоко трагические, иногда комич. образы простых людей. Сатирич.направленность трагедии "Плуг и зв„зды" вызвала нападки на О'К. реакц. кругов. Это послужило причиной его добровольной эмиграции в Англию (1926). В трагикомедии "Серебряный кубок" (1929, т-р "Аполло", Лондон), обличающей милитаризм и войну, О'К. впервые использует драматургич. технику экспрессионизма. Отвергнутая "Т-ром Аббатства", эта трагикомедия шла в Лондоне, так же как и символистская пьеса "За оградой" (1934, т-р "Ройялти", Лондон), в к-рой драматург в форме усложн„нной аллегории пытался поставить важные проблемы человеч. жизни, утверждая, что бурж. общество враждебно человеку. В политически заостр„нной комедии "Пурпурная пыль" (1945, труппа т-ра "Олд Вик", Ливерпул) он осмеивал империалистич. претензии Англии. В драмах "Звезда становится красной" (1940, т-р "Юнити", Лондон) и "Красные розы для меня" (1946, т-р "Эмбасси", Лондон) О'К. обращается к теме революции, созда„т героич. образ борца за социализм, в романтически приподнятом стиле рисует светлое будущее. В комедиях "Петух" (1949, Нар. т-р, Ньюкасл-он-Тайм), "Кост„р епископа" (1955, т-р "Гейети", Дублин) и "Барабаны отца Неда" (соч. 1957) О'К. обличает косность, ханжескую мораль, созда„т образы молодых героев, проникнутые жизнеутверждением, стремлением к свободе. Пьеса "За зел„ными шторами" (1961) - острая сатира на буржуазный либерализм, рисует также образы простых людей, их борьбу против социальной лжи.

Связанная с нац. художеств. традициями драматургия O'К. своеобразна, в ней реализм сочетается с символикой, принципы высокой трагедии с комедийн остью, буффонадой и фарсом. О'К.- мастер диалога, то поэтичного и лирич., то просторечного. Автор сборников статей о т-ре "Летающая оса" (1937), "Зел„ная ворона" (1956). В 1962 в лондонском т-ре "Мермейд" провед„н фестиваль пьес О'К.

С о ч.: Collected plays, v. 1-4, L., 1949-51; в рус. пер.:

Пять одноактных пьес, М., 1960; Пьесы, М., 1961.

Лит.: История английской литературы, т. III, М., 1958 .с. 627-646; Современная зарубежная драма. Сборник, М., 1962, с. 63-131; Др узина М. В., Шон 0'Кейси-драматург, М., 1963; Саруханян А. П., Творчество Шона 0'Кейси, М., 1965; К о z l о w J., The green and the red. Sean O'Caseythe man and his plays, L., 1950; К r a u s e D., Sean O'Casey. The man and his work, L.,1960; Н о g a n R., The experiments of Sean O'Casey, N. Y., 1960. Ел. К.

ОКИНА - персонаж япон. нар. театр. представлений. Позднее переш„л в спектакли Но. В храмовых представлениях саругаку О. называли тр„х старцев, выступлениями к-рых начиналось танцевальное представление. В эпоху Дзэами этот персонаж встречался редко. В 20 в. О.- священный персонаж традиционных новогодних представлений, разл. театрализованных церемоний. Л. Г.

ОКСЕНХЕЙМЕР (Ochsenheimer), Фердинанд (17.III.1767-1.XI.1822) - нем. актер. Играл в труппах Дрездена и Лейпцига. С 1807 - актер "Бург-театра" (Вена). Несмотря на невыгодные внешние данные, О. достигал необычайной сценич. выразительности. Ему особенно удавались характерные роли: играл злодеев и интриганов в мещанских драмах и мелодрамах А. Иффланда и А. Коцебу. С большим успехом выступал О. в трагедиях Шиллера, особенно прославился в ролях Тальбота ("Орлеанская дева") и Вурма ("Коварство и любовь"). В последней роли О. первым из нем. актеров применил характерный грим. Играл и комедийные роли.

Лит.: Gleich F., Aus der Buhnenwelt, Lpz., 1866. Г. Гур.

ОКТЕТ (итал. ottetto, от лат. octo - восемь)- 1) Соч. для 8 исполнителей, в т. ч. вид ойерного ансамбля (О. женских голосов в "Валькирии" Вагнера, 0. с хором в финале "Снегурочки", U. в "Иоланте" Чайковского и др.). 2) Ансамбль из 8 музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов). 3) Муз. произв. для 8 инструментов в пиклич. сонатной форме.

ОКУНЕВА (наст. фам.- Капутина), Вера Ивановна [р. 17(29).IX.1891 ] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1958). В 1912 окончила театр. уч-ще А. II. Адашева и в том же году начала сценич. деятельность в Брест-Литовске. В 1914-17 играла в моск. Т-ре П. Струйского. Роли: Марфинька ("Обрыв" по Гончарову), Лиза ("Горе от ума"), Маша ("Чайка"), Элиза Дулитл ("Пигмалион" Шоу), в 1918-19 и 1922-23 работала в Т-ре б. Корш, где сыграла роли:

Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Андреева), Трильби (о. п. Ге), Аксюша ("Лес"). В 1919-22 работала в Казани. Роли: Псиша (о. п. Беляева), Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Таня ("Плоды просвещения"), Королева ("Стакан воды" Скриба), Глафира ("Волки и овцы"). В 1923-36 играла в труппе Т-ра МГСПС (ныне Т-р им. Моссовета). О.- одна из первых актрис, создавших образы сов. женщин, отмененные психологич. нюансировкой, типизацией. Роли:

Лиза Гракова ("Константин Тер„хин" Киршона), Марфа ("Ярость" Яновского), Ная ("Мятеж" Фурманова), женорганизатор Бочка ("Гордость" Гладкова). С 1936 О. - актриса ЦТСА; роли: Васса Железно-ва; Демидьевна ("Нашествие"), Бабушка ("Обрыв" по Гончарову).

Лит.: Десять лет театра им. МОСПС, М-, 1934; Образцова А. Г., Театр имени Моссовета, М., 1959.

M. Лифш.

ОКУНЧИКОВ, Абрам Зиновьевич (р. 15.IX.1904)- рус. сов. режиссер и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). В 1919 поступил в театр. студию Пролеткульта в Харькове, где учился у М. М. Тарханова. В 1921 стал одним из организаторов т-ров для детей в Москве; работал в Опытной мастерской Педаго-гич. т-ра. В 1922-30 - реж. Педагогич. т-ра, в 1930- 1934 - гл. реж. Бауманского т-ра рабочих ребят, в 1934-37 - худ. рук. Госцентюза, в 1938-40 - режиссер Моск. т-ра для детей, затем (до 1944) - Центр. детского т-ра. Пост. в этих т-рах спектакли "Ч„рный яр" Афиногенова (1938), "Токмаков переулок" Смирнова (1931), "Снежная королева" Шварца (1939) и др. В 1945-61 О.- режиссер Центр, т-ра Сов. Армии; пост. здесь: "Сказка о правде" Алигер (1946), "Степь широкая" Винникова (1949, совм. с А. Д. Поповым;

Гос. пр. СССР,'1950), "Последняя остановка" Ремарка (1957), "Барабанщица" Салынского (1959) и др. Для творчества О. характерно стремление к героике, высокой романтике, интерес к современности. Пост. им спектакли проникнуты поэтичностью, отличаются тонким раскрытием психологии героев. С 1938 препода„т в ГИТИСе. С. К.

ОЛАХ (Olah), Густав (20.VIII.1901-19.XII.1956)- венг. режиссер, театр. художник. Нар. арт. ВНР (1953). В 1921 поступил в будапештский т-р "Опера-хаз". С 1936- гл. реж. этого т-ра. В течение 20 лет пост. и оформил большинство спектаклей т-ра. Пр. им. Кошута (1954) за пост. опер "Банк-бан" Эркеля и "Платье короля Помаде" Ранки и оформление спектакля "Молодая гвардия" Мейтуса (1953). Писал либр. к балетам.

Пост. и оформил спектакли: в т-ре "Операхаз"-"Кармен" (1948); "Борис Годунов" (1950, пост. совм. с К. Надашди, оформление совм. с 3. Фюлепом); "Летучий голландец" Вагнера (1951), "Так поступают все" Моцарта (1952), "Хари Янош" Кодая (1952) и мн. др., в т-ре "Ла Скала" - "Кармен" (1949).

Лит.: Somogy i V., Olah Gustav. 1901-1956, "Muzsi-ka", 1962, ј 11, p. 21-22; Magyar allami operahaz, Bdp.,

1959. Л. Ив.

ОЛБИ (Albee), Эдуард Франклин (р.12.III.1928) - амер. драматург. Первую пьесу "История в зверинце" написал в 1959. Пьеса вошла в репертуар мн. зарубежных т-ров, затем ставилась во внебродвейских т-рах в Нью-Йорке. В пьесах О. отражается борьба традиций социальной и модернистской драм, в них сказывается влияние т-ра "абсурда". В пьесах О. затрагиваются социальные и моральные проблемы, они рассказывают о трагедии одиночества человека ("История в зверинце", 1959, "Шиллер-театр", Берлин;

1960. "Провинстаун плейхаус", Нью-Йорк), обличают расовую ненависть и изуверство ("Смерть Бесси Смит", 1961, "Йорк плейхаус", Нью-Йорк), подвергают злому осмеянию жестокость, самодовольство, бессодержательность жизни средней амер. семьи ("Американская мечта", 1961, "Йорк плейхаус", Нью-Йорк;

"Ящик с песком", изд. 1959). Первая многоактная пьеса О.- "Кто боится Вирджинии Вульф" была пост. на Бродвее (1962, т-р Б. Роуз, Нью-Йорк), в ней наиболее заметно сказалось влияние модернизма. В болезненно патологич. форме пьеса рассказывает о духовной деградации человека в совр. Америке. "Баллада печального кафе" (1963, т-р "Мартин Бек", Нью-Йорк) - инсц. повести К. Маккалерс.

Соч.: "Смерть Бесси Смит", "Иностранная литература", 1964, .ј 6.

Лит.: Gurrent Biography, N. Y., 1963, v. 24, ј 2, P. 3-5. ' Я. Г.

ОЛГУД (Allgood), Сара (30. X.I 883-13. VIII. 1950) - ирл. актриса. Дебютировала в 1904 в Дублине в спектаклях Ирл. нац. драм. об-ва (преобразовано в том же году в Т-р Аббатства), где вскоре заняла ведущее положение. Среди ролей: Дейрдре (о. п. Йитса), вдова Куин ("Удалой молодец, гордость Запада" Синга), Филис ("Обращение Бланко Поснета" Шоу), Кэтлин ("Кэтлин ни-Холиэн" Йитса). В 1913 поступила в Ливерпулский репертуарный т-р, зате в труппу А. Э. Хорнимен в Манчестере, где с боль шим успехом исполнила роль Изабеллы ("Мера за меру" Шекспира), сыграв эту же роль в Стратфорде-он-Эйвон. В 1916-20 гастролировала в Австралии. С 1920 выступала в лондонских т-рах ("Ройялти", "Форчун", "Лирик" в Хаммерсмите и др.). Лучшая роль О.- Юнона ("Юнона и Павлин" 0'Кейси; в США удостоена в 1940 пр. Об-ва театральных критиков Нью-Йорка), снималась в фильме по этой пьесе (1930). В 1940 оставила сцену. В кино работала с 1920. К. Г.

"ОЛД ВИК" (Old Vie Theatre) - крупнейший англ. т-р. Осн. в Лондоне. Историю "О. В." делят на два периода: первый от открытия 11 мая 1818 по 1898 и второй от 1898. Вначале т-р носил назв. "Кобург ти-этр", репертуар его состоял из сенсационных мелодрам, арлекинад. В 1833 т-ру дали имя принцессы Виктории (она однажды посетила т-р), ставшей вскоре королевой. В народе т-р называли "Олд Вик" (сокращенно от фамильярного "Старушка Виктория"-Old Victoria), и это название закрепилось за ним.В 1871 т-р был превращ„н во второсортный мюзик-холл. В 1880 руководство т-ром приняла Э. Коне, первая женщина член Совета Лондонского графства. Оставаясь по жанру мюзик-холлом, т-р в то же время преследовал культу рно-про-светит. цели; Коне устраивала лекции, приглашала хорошие оркестры. В 1898-1937 т-р возглавляла племянница Коне - Л. Бейлис. За эти годы "О. В." превратился в ведущий т-р страны. В 1914 "О. В." дал свой первый шекспировский сезон, к 1923 были пост. все пьесы Шекспира. Бейлис создала оперную и балетную труппы, к-рые в дальнейшем отделились и стали выступать в т-ре "Сэдлерс-Уэллс". В 1940 т-р был разрушен при бомбардировке. Труппа "О. В." гастролировала по стране, а в Лондоне играла на сцене "Нью тиэтра". "О. В." открылся вновь 14 нояб. 1950. В противовес коммерч. т-ру и его раз-влекат. репертуару, "О. В." ставит преим. англ. и зарубежную классику: пьесы Шекспира, Шоу, Бен Джонсона, Шеридана, Марло, Чехова, Тургенева, Ибсена. "О. В." часто называют "домом Шекспира". В 1947-52 при "О. В." существовала театр. школа, к-рую возглавляли Г. Байем-Шоу, М. Сен-Дени, Дж. Девин. Школу окончили мн. совр. актеры, в т. ч. Э. Урефорд, Дж. Плоурайт, А. Доби. "О. В." не имел пост. труппы, с актерами заключают контракты на сезон, однако мн. из них возобновляли свои контракты и возвращались в т-р после перерыва. На сцене "О. В." дебютировал Дж. Гилгуд, выступали почти все крупные актеры страны. Художеств. руководство осуществляли в разное время ведущие режиссеры Англии: X. Уильямс (1929-33), Т. Гатри (1939-44), Л. Оливье, Р. Ри-чардсон и Дж. Баррелл (совм. в 1944-49), X. Хант (1949-53),M.Бенталл (1953-62), М. Эллиот (1962- 1963). Отдельные спектакли ставили М. Сен-Дени, Д. Сил, Д. Кари, Дж. Ферналд и др.

Среди пост. Гатри: "Гамлет" (1937; с участием Л. Оливье; 1938- А. Гиннеса), "Мера за меру" Шекспира (1933; с уч. Ч. Лотона), "Пер Гюнт" Ибсена (1944; с уч. Р. Ричардсона и С. Торндайк), "Тамерлан" Марло (1951; с уч. Д. Уолфита); Баррелл а: "Ричард III" (1944; с уч. Л. Оливье), "Дядя Ваня" (1945; с уч. Р. Ричардсона и Л. Оливье), "Генрих IV" Шекспира (1945; с уч. Р. Ричардсона, Л. Оливье, С. Торндайк), "Снятая Иоанна" Шоу (1947; с уч. С. Джонсон, А. Гиннеса, Б. Майлса); Х а н т а: "Двенадцатая ночь" (1950; с уч. П. Эшкрофт), "Гамлет" (1950; с уч. М. Ред-грейва), "Ромео и Джульетта" (1952; с уч. К. Блум и А. Бейдела); Бенталла: "Кориолан" Шекспира (1954; с уч. Р. Б„ртона), "Макбет" (1954; с уч. П. Роджерса), "Ричард II" и "Гамлет" (1955, 1957; с уч. Дж. Невилла); Э л л и о т а: "Пер Гюнт", "Венецианский купец", "Мера за меру" (1962). "О. В." гастролировал во мн. странах (в 1960 - в СССР со спектаклями "Макбет"; "Как важно быть серьёзным" Уайльда - пост. Бенталла и "Святая Иоанна" Шоу - пост. Д. Сила). С осени 1963 помещение т-ра "О. В." временно предоставлено Национальному т-ру под рук. Л. Оливье.

Лит.: Fagg E., The old "Old Vie", L., 1936; G u t h-r i e Т., A life in the theatre, N. Y., 1959, p. 96-132, 174-94;

С 1 а г k eM., Shakespeare at the Old Vie, L., 1957; H u n t H., Old Vie prefaces: Shakespeare and the producer, L., 1954' W i 1 1 i a m s о n A., Old Vie drama, v. 1-2. L., 1948-57;

W о о d R. and С 1 а г k e M., Shakespeare at the "Old Vie".... L., 1954. ф. /t\

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница