Наши партнеры

Выгодно аренда авто премиум класса в москве в компании РексРент.
смотреть онлайн новые индийские фильмы здесь

Театральная энциклопедия
(страница 324)


ОРЕШК‚ВИЧ, Николай Ф„дорович [р. 17(30). VIII. 1910] - рус. сов. артист балета. Засл. арт. РСФСР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1948. По происхождению украинец. В 1929 окончил балетную школу при Киевском т-ре оперы и балета (класс К. Ю. Давидовой). В 1929-40 - ведущий солист балета в т-рах оперы и балета Днепропетровска, Винницы, Харькова, Горького. Смелые и красивые линии мужественного, технически сильного танца способствовали успешному исполнению лирич. и героико-романтич. партий: Филипп ("Пламя Парижа"), Вацлав и Гирей ("Бахчисарайский фонтан"). В 1940- 1949 О. - артист Свердловского т-ра оперы и балета им. Луначарского, с 1949й- Пермского т-ра. Партии: Печорин ("Бэла" Мошкова), Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Лесничий ("Жизель"), Вождь ("Болеро" Равеля). С 1934 вед„т педагогическую деятельность.

Лит.: Театральная жизнь, 1960, ј 23, с. 8. Cm. M.

ОРЙК (Auric), Жорж (р. 15.II.1899) - франц'. композитор. Член Ин-та Франции (с 1962). Учился в консерваториях Монпелье и Парижа, а также в парижской "Схола канторум" у В. д'Энди. Испытал воздействие музыки К. Дебюсси, Э. Сати, И. Ф. Стравинского, эстетич. идей Сати и Ж. Кокто. После 1-й мировой войны был членом Шест„ркш. В 1939-40 участвовал в антифашистском движении. Автор балетов "Матросы" (1925, Монте-Карло), "Пастораль" (1926, Париж), "Воображаемые" (1933, Париж, все три пост. "Рус. балетом С. Дягилева"), "Художник и его модель" (1949, там же), "Федра" (1950, т-р "Гранд-Опера", музыка исполнена на концерте в Москве, 1962), "Путь света" (1957, т-р "Гранд-Опера") и др., музыки к пьесам "Докучные" Мольера (1924, т-р "Одеон", Париж), "Мальбрук в поход собрался" Ашара (1924, "Т-р Елисейских полей", Париж) и др. В сво„м творчестве О. стремится к ясности, доступности (в чем он близок Ф. Пу ленку), его музыке присуща внутр. ирония, иногда подлинный трагизм. Среди произв. О. - песни на слова П. Элюара, Л. Арагона, массовые антифашистские песни.

Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964; ДюменильР., Современные французские композиторы группы "Шести", Л.,19 64. Ал. М.

ОРЛАНДО (Orlando), Мариана (р. 1.VI. 1934) - швед. артистка балета. С 1942 училась в школе Королевского балета (Стокгольм) у В. Франчи, в 1949- 1950- вшколе"Сэдлерс-Уэллс" (Лондон), затем совершенствовалась в Париже и в 1960 - в Ленингр. хо-реографич. уч-ще. С 1952 - солистка труппы Королевского балета, а с 1953 - ведущая танцовщица труппы. Партии: Одетта-Одиллия, Жизель, Аврора; гл. партия ("Шопениана"), Медея (о. п. на муз. Бар-тока), гл. партия ("Сизиф" Блумдаля), Эллида ("Женщина с моря" Риизагера) и др. В 1957 гастролировала в СССР, в 1961 выступала в труппе "Балле тиэтр" (США). Е. С.

ОРЛАНСКИЙ, Сергей Яковлевич [р. 20.Ill (1.IV). 1898] - рус. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1918 окончил Петрогр. муз. уч-ще. С 1918 работал как пианист-аккомпаниатор. Иск-ву дирижирования учился у Э. А. Купера иН. С. Голованова. Впервые выступил как дириж„р в Петрограде в 1922 в т-ре оперетты "Палас". Работал в т-рах Баку, Тбилиси и др., в 1927- 1930 и 1933-36 - в Моск. т-ре оперетты. В 1936-37 и 1956-59 - гл. дириж„р Свердловского т-ра музко-медии, в 1937-39 и 1950-54 - гл. дириж„р Ленингр. т-ра музкомедии. В 1940-45 О. - муз. рук. и гл. дириж„р Туркм. т-ра оперы и балета. Руководил пост. первых туркм. нац. опер "Зохре и Тахир" и "Гуль Бильбиль" ("Роза и соловей") Шапошникова, "Абадан" Кулиева и Мейтуса, балета "Вес„лый обманщик" Корч-мар„ва. Работал также в Риге, Душанбе, Баку и др. городах. М' Лифш.

"ОРЛЕАНСКАЯ ДЕВА" - опера П. И. Чайковского, его же либр. по драме Ф. Шиллера (пер. В. А. Жуковского), драме Ж. Барбье "Жанна д'Арк" и по либр. оперы "Орлеанская дева". О. Мерме. Соч. 1879, пост. 13 февр. 1881, Мариинский т-р (дириж„р Направник; Карл VII - Васильев 3-й, Кардинал - Майборода, Дюнуа - Стравинский, Лионель - Прянишников, Тибо - Корякин, Раймонд - Соколов, Иоанна д'Арк- Каменская, Агнесса - Рааб). 1899, Т-во частной оперы, Москва (дириж„р Ипполитов-Иванов: Карл VII - Кольцов, Дюнуа - Оленин, Лионель - Прянишников, Иоанна дАрк-Цветкова, Агнесса - Ставицкая, Тибо - Комаровский, Раймонд - Иноземцев). 1907, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Па-лицын, реж. Оленин; Карл VII- Пикок. Дюнуа - Веков, Лионель - Бочаров, Кардинал - Трубин, Агнесса - Добровольская, Иоанна д*Арк - Петрова-Званцева, Тибо - Осипов, Раймонд - Карензин). За рубежом впервые пост. 28 июля 1882, Прага (дириж„р Чех).

На сов. сцене впервые пост. в 1942, Саратов. 19 дек. 1945, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, худ. Дмитриев, балетм. Якобсон; Карл VII - Кильчевский, Дюнуа - Руновский, Лионель - Орлов, Иоанна д'Арк - Преображенская, Тибо - Яшугин, Кардинал - Луканин, Раймонд - В. Ульянов, Агнесса - Кашеварова). 1958, Свердловский т-р оперы и балета им. Луначарского (либретто перераб. С. Левиком, дириж„р Люд-милин, реж. Минский; Карл VII - Коренченко, Иоанна д'Арк - Алексеева, Дюнуа - Сем„нов, Лионель - Ву-тирас. Кардинал - Косов, Раймонд - Субботин, Тибо - Экало, Агнесса - Нестягина). Пост. в др. городах СССР:

Харьков (1952), Тбилиси (1957), Горький (1958).

Издания: "О. д.", партитура, М., Юргенсон [1899]; клавир, М., Юргенсон, [1880]. Я. Г р.

ОРЛ‚НЕВ, Павел Николаевич [наст. фам. - Орлов; 22.11 (6. III). 1869, Москва, - 31.VIII. 1932, там же] - рус. актер. Нар. арт. РСФСР (1926). Род. в семье мелкого купца, выходца из крестьян. Впервые выступил на сцене в 1881 в Артистич. кружке в Москве (брат невесты - "Русская свадьба в исходе XVI века" Сухонина). Учился на драм. курсах при моск. Малом т-ре. Будучи учеником курсов, в 1886 исполнил на сцене Малого т-ра характерную роль Капитеши ("Наш друг Неклюжев" Пальма), обратив на себя внимание

Г. Н. Федотовой и А. Н. Островского. После закрытия курсов работал в Вологде (антреприза Пушкин а-Ч ек-рыгина, сезон 1886-87); первая заметная роль - Альберт (мелодрама "Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дю-канжа). В 1888-93 выступал в разл. городах, играл в дачных т-рах ("Озерки" под Петербургом и др.). В 1893-95 - актер Т-ра Кор-ша в Москве. В 1895-1902 (с перерывами, во время которых снова играл в провинции) - в труппе Театра Лит.-художественного общества в Петербурге. После ухода из этого т-ра О. становится актером-гастрол„ром.

Рассматривая т-р как высокое культурное просветит. учреждение, считая своим долгом нести иск-во в народ, О. разъезжал с артистич. коллективами по разл. городам страны, вплоть до самых отдал„нных, стремился к созданию нар. т-ра для крестьян (попытка в 1910 организовать в Голицыне под Москвой бесплатные спектакли для крестьян,представления под открытым небом в Вострякове под Москвой).

Не обладая данными, необходимыми по тогдашним понятиям для исполнения драм. ролей (О. был невысокого роста, хрупкого телосложения, имел не очень сильный голос), актер первоначально играл роли амплуа комич. простака, водевильные и характерные. Однако, продолжая реалистич. традиции А. Е. Мартынова, О. часто вносил в исполнение этих ролей элементы драматизма: Сапожный подмастерье ("С места в карьер" Мансфельда, 1888), Степан ("Школьная пара" Бабецкого, 1891), Ф„дор Сл„зкин ("Невпопад", пер. с польского Людвигова-Маевского, 1896), Жекко ("Трильби" Ге, 1896) и др. Переломной в творч. биографии О. была роль царя Ф„дора Иоанн овича (о. п. А. К. Толстого, 1898, Т-р Литературно-художественного об-ва), выявившая огромное трагедийное дарование актера. Иск-во О. знаменовало собой новый этап в истории развития психологического реализма на русской сцене. Гл. тема творчества актера - муки трагич. раздвоенности чистого, честного человека, вынужденного жит1 в условиях, с к-рыми он не может мириться, но и не в силах преодолеть их. Родоначальник нового амплуа в рус. т-ре - "неврастеника", О. создавал образы людей с надломленными душами, терзаемых непреодолимыми нравственными противоречиями, смятенно мятущихся в поисках выхода. О. принадлежал к актерам-лирикам; сквозь все его сценич. образы неизбежно проглядывало его личное, орленевское существо, личные, орле-невские метания, радости и печали.

Лучшие роли: Раскольников и Дмитрий Карамазов ("Преступление и наказание", 1899; "Братья Карамазовы", 1900, по Достоевскому), Лорензаччо (о. п. Мюс-се, 1900), Арнольд ("Микаэль Крамер" Гауптмана, 1901), Освальд ("Привидения", 1903), Бранд (о. п. Ибсена, 1907), Павел I (о. п. Мережковского), Рожнов ("Горе-злосчастье" В. Крылова, 1902), Нахман ("Евреи" Чирикова, 1904) и др. Выдающийся мастер психо-логич. анализа, О., однако, в нек-рых ролях с чрезмерной натуралистич. и даже клинич. достоверностью воспроизводил болезненные психич. явления (напр., в роли Освальда).

О. был широко известен и за пределами России. Неоднократно гастролировал со своими коллективами за границей (Берлин, 1904; Лондон, 1905; Америка, 1905-06, 1911-12; Христиания, 1906; Швеция, 1908;. Норвегия, 1915). Радостно встретив Октябрьскую революцию, О. продолжал в сов. время активную сценич. деятельность. Выступал со своими лучшими ролями в районных т-рах, клубах, помогал самодеят. коллективам. Создал образ Бетховена (о. п. Жижмора, 1927).

Соч.: Жизнь и творчество русского актера П. Н. Орле-нева, написанные им самим, М.-Л., 1931 и Л.-М., 1961.

Лит.: Артист русской драмы П. Н. Орленев. М., [192-];

"Театр и искусство". П., 1898, ј 42, с. 745-49; М у р о в А., П. Н. Орленев, "Силуэты", Одесса, 1922, ј 1; С о б о-л е в Ю., актеры, М., 1926, с. 45-50; К у г е л ь А. Р., П. Н. Орленев, М.-Л., 1928; его же, Профили театра, М., 1929; М г е б р о в А. А., Жизнь в театре, т. 1, Л., 1929, с. 3-198; М а р к о в П. А., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939; Б р у шт е и н А., Страницы прошлого, М., 1956, с. 235-352; Р о-дина Т., П. Н. Орленев, М.-Л., 1948; Юрьев Ю., Записки, М.-Л., 1948, с. 435-54. А. Шн.

ОРЛОВ, Александр Александрович [р. 13(25).Х. 1889] - рус. сов. артист балета, оперетты и эстрады. Засл. арт. РСФСР (1936). В 1904 окончил Моск. театр. уч-ще (класс В.Ф.Гельцера и Н. П. Домашева), в 1908 - балетное отд. Петерб. театр. школы (класс М. М. Фокина и М. К. Обухова). Ещ„ учеником, с 1900 выступал на сцене. В 1908-24 был "первым характерным танцовщиком" и "первым комиком" в Мариинском т-ре в Петербурге. Партии: Иванушка, Санчо Панса ("Кон„к-Горбунок" Пуни, "Дон Кихот"), Панталоне ("Карнавал" Шумана), Арап ("Петрушка" Стравинского) и др. О. во многом способствовал развитию мимич. игры в балете; его иск-во отличалось реалистич. выразительностью, особой пластичностью. В 1909-11 О. гастролировал в труппе С. П. Дягилева в Берлине, Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе. Работал на эстраде, исполнял характерные танцы с Е. В. Лопуховой. В 1915 впервые выступил в оперетте, в 1917-20 О. работал в Петрограде в "Палас-театре", в 1920-23 - в т-ре Комич. оперы К. А. Марджанова, в 1924- 1929 - в т-ре музкомедии М. Д. Ксендзовского, в 1929-34 и в 1941-59 - в Ленингр. т-ре музкомедии. Роли: Гробовщик, Фома ("Женихи", "Вольный ветер" Дунаевского), Черевик ("Сорочинская ярмарка" Рябова), боярин Сапун Тюфякин ("Девичий переполох" Милютина), Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова) и др. Исполнение О. отличается высокой техникой "каскада", темпераментностью, искренностью, выразительной мимикой. В 1934-41 О. был артистом балетной труппы Ленинградского Малого оперного театра. Роли: Кассандр ("Арлекинада" Дриго), Коппелиус ("Коппелия" Делиба).

Лит.: Янковский М., А. А. Орлов, Л., 1938.

М. Лифш.

ОРЛОВ, Александр Иванович [18(30).VIII.1873 - 10. X.I 948] - рус. сов. дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1945). Учился в Петерб. консерватории. С 1906 совершенствовался в дирижировании под рук. П. Юона (Берлин). С 1907 работал как симф. и оперный дириж„р в Ростове-на-Дону, Одессе, Киеве, Ялте и др. городах. В 1917-25 - в б. Оперном т-ре Зимина руководил пост. опер "Орестея" Танеева, "Фиделио" Бетховена, "Риенци" и "Лоэнгрин" Вагнера, "Виндзорские проказницы" Николаи. В 1925-29 О. - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко, руководил пост. опер "Принцесса Турандот" Пуччини, "Ожерелье мадонны" Вольф-Феррари, "Тарас Бульба" Лысенко, "Орлиный бунт" Пащенко, балета "Шут" Прокофьева. С 1929 О. работал во Всесоюзном радиокомитете, где осуществил пост. 22 опер, 12 оперных монтажей. Дириж„рское иск-во О. отличалось тонким муз.вкусом, он поддерживал творч. искания исполнителей, создавал художественно - законченный ансамбль. В 1925-29 преподавал в консерватории им. Лысенко (с 1927-профессор) и рабочей консерватории в Киеве. Среди учеников О.- Н. Г. Рахлин.

Лит.: ТищенкоА.,А.И. Орлов, "Сов. музыка", 1941, ј 5.

Ю. Быч. ОРЛОВ, Василий Александрович (р. 25. XI. 1896) - рус. сов. актер, режиссер и педагог. Нар. арт. СССР (1960). Театр. образование получил в школе 3-й Студии

МХАТа (1925). С 1926 - в труппе МХАТа. В образах Якова Бардина (1935), актера ("На дне"), Войниц-кого с особой силой прозвучала лирич. тема О. - тема неосуществл„нности и остроты желаний при вялости 'воли. Среди лучших ролей О. также - Ку-лыгин ("Три сестры", 1940), расин ("Русские люди", 1943), Бер„зкин ("Золотая карета" Леонова, 1957), Дронов ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина, 1959). Выступает также как режиссер. Участвовал в пост. спектаклей "Лес" (1948), "Дачники" (1953), "Золотая карета" (1957). Образы, созданные О., отмечены тонким психологизмом, большой внутр. наполненностыо. Гос. пр. СССР (1949).

С 1929 вед„т педагогич. работу в ГИТИСе, руководил подготовкой актерских кадров для нац. т-ров (Литовская студия и др.). С момента организации (1943) препода„т также в Школе-студии МХАТа. Профессор.

Др. роли: Гаврила, Аристарх, Силан, Барин с усами, Градобоев ("Горячее сердце"), Трофимов, Гаев ("Вишн„вый сад"). Сатин ("На дне"), Иван Шуйский ("Царь Ф„дор Иоанно-вич" А. К. Толстого), Нароков, Маргаритов ("Таланты и поклонники" и "Поздняя любовь" Островского) и др.

Соч.: Лицо традиций, "Театр", 1961, .ј 4; Пусть придут молодые!, там же, 1962, ј 12. If. Сол.

ОРЛОВ, Дмитрий Алексеевич [р. 13 (26).IX.1903]- рус. сов. актер, режиссер и педагог. Нар. арт. БССР (1941). В 1925 окончил ГИТИС. С 1929 работал в Моск. т-ре ВЦСПС. С 1934 - актер моск. Реалистического т-ра, где сыграл роли: Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), Швейк ("Бравый солдат Швейк" Гашека) и др. В 1936 начал работать в Рус. гос. т-ре БССР (Могил„в), с 1939 О. - худ. рук. этого т-ра. Роли: Лобзик ("Галстук" Глебова), Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Хлестаков ("Ревизор"), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь"), Полежаев ("Беспокойная старость"), Каренин ("Анна Каренина"), Селестен ("Интервенция" Славина). Играл роль В. И. Ленина ("Кремл„вские куранты"). В дра-матич. ролях О. достигает глубокого проникновения во внутр. мир героя, окрашивая образ лиризмом. Комедийные роли О. отличаются непосредственностью, мягким юмором, творчеству актера присуща театр. выразительность, заверш„нность формы. режиссерскую деятельность начал в 1934. Пост. спектакли: "Шестеро любимых" Арбузова (1934), "Барышня-крестьянка" (1937), "Каменный гость" (1937) Пушкина; "Собака на сене" (1939). Лучшие роли 40-60-х гг.: царь Ф„дор Иоанн ович (о. п. А. К. Толстого), Телятев ("Бешеные деньги"), Мэрфи ("Русский вопрос"), Войницкий ("Дядя Ваня"), Чайка ("Что посеешь, то и пожн„шь" Полесского), Берсенев ("Разлом"). С 1948 вед„т педагогич. работу в Белорус. театрально-художеств. ин-те (с 1952 - рук. кафедры мастерства актера, профессор). Снимается в кино.

Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960. С. Пет. ОРЛОВ, Дмитрий Николаевич [8(20).V.1892, г. Спасск, Рязанской губ.,- 19.XII.1955] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1943). В 1916 окончил сценич. студию реж. П. И.Ильина в Харькове. В 1918 был принят в харьковскую труппу Н. Н. Синельникова, оказавшего большое влияние на формирование таланта О. В 1920 играл в Новороссийске у режиссеров В. Б. Вильнера и В. Э. Мейерхольда. Роли:

Баренд ("Гибель ,,Надежды"" Хейерманса), Ранк ("Нора") и др. В 1922 поступил в Высшие театр. мастерские под рук. Мейерхольда (Москва); сыграл здесь роли Расплюева ("Смерть Та-релкина" Сухово-Кобылина), Брюно ("Великодушный рогоносец" Кроммелинка) и др. В сезоне 1920/21 работал в Краснодаре в Т-ре им. Луначарского. С 1922-актер Моск. т-ра Революции. Создал остро сатирич. образы Юсова ("Доходное место", 1923), Сем„на Рака ("Воздушный пирог" Ромашова, 1925), отличавшиеся точностью бытовых, социальных и психо-логич. характеристик, остротой формы, доходящей до гротеска. Наиболее характерные черты иск-ва О., одного из крупнейших представителей рус. актерской школы,- народность, острота наблюдений, аналитич. глубина, задушевность и искренность, жизнерадостный, светлый юмор, мастерское владение словом; эти черты особенно ярко раскрылись в роли Степана ("Поэма о топоре" Погодина, 1931). Осн. тема творчества О. - становление сознания простого человека, его духовный рост. Среди ролей О. в 30-е гг.-Умка ("Умка- Белый медведь" Сельвинского, 1935), Тристан, Менго ("Собака на сене", 1937, и "Фуэнте овехуна", 1938, Лопе де Вега). В дек. 1941 О. вступил в труппу Моск. т-ра драмы (в 1943 слит с Моск. т-ром Революции, ныне Т-р им. Вл. Маяковского). Исполнил здесь одну из лучших своих ролей - Глоба ("Русские люди" Симонова, 1942). "Орлов вложил в эту роль такую душевную силу,такую широкую русскую удаль, от него веяло таким дерзким, насмешливым презрением к опасности и даже к самой смерти, что он в глазах зрителей сразу стал главным героем этого спектакля" (Симонов К., Русский талант, см. сб. "Д. Н. Орлов", 1962, с. 247). В 1944 О. переш„л в МХАТ. Роли: Конюков ("Дни и ночи" Симонова), Лука ("На дне"), Перчихин ("Мещане") и др.

С 1931 О. выступал также как чтец (Гос. пр. СССР, 1947). Нац. своеобразие и певучая мелодичность его речи, предельная искренность исполнения сделали О. непревзойд„нным интерпретатором таких произв., как "Тихий Дон" и "Поднятая целина" Шолохова, "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, "Василий Т„ркин" Твардовского, "Кон„к-Горбунок" Ершова и др. Снимался в кино.

Среди др. ролей: От-ченаш ("Конец Криво-рыльска" Ромашова), Ре-дуткин ("Человек с портфелем" Файко), Сомов ("Инга" Глебова), Ковал„в ("Павел Греков" Вой-техова и Ленча), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова), Мирон Горлов ("Фронт").

Лит.: Яковлев В., Д. Н. Орлов, М., 1953; Д. Н. Орлов. Книга о творчестве, [М., 1962]. С. К.

ОРЛОВА, Вера Марковна (р. 25.V.1918)- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1941 окончила Театр. уч-ще при Моск. т-ре Революции и была принята в труппу Т-ра Ленсовета (Москва). В 1942 вступила в труппу Моск. т-ра драмы (в 1943 слит с моск. Т-ром Революции, ныне Т-р им. Вл. Маяковского). В иск-ве О. лиризм сочетается с острой характерностью. Она играет роли драматич. и комедийные.

Роли: Валя Филатова ("Молодая гвардия"), Лида Плаха ("Прага оста„тся моей" Буряковского), Зэн, Лоретта ("Лисички", "Леди и джентельмены" Хеллман), Шура ("Лодочни-ца" Погодина), Аннушка, Дуся Стрекопытова ("Обыкновенный человек", "Садовник и тень" Леонова), Нинка ("Аристократы"), Майя ("Сонет Петрарки" Погодина) и др.

Для О. были написаны роли Зины в "Маленькой студентке" и "Голубой рапсодии" Погодина. Снимается в кино.

ОРЛОВА, Любовь Петровна [р. 29.1(11.II).1902]- рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1950). Училась в Моск. консерватории (1919-22) и Моск. театр. техникуме (хореографич. отделение; 1922-25). В 1926-33 О. работала в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко; исполняла партии Периколы (о. п. Оффенбаха), Серполетты ("Корневильские колокола" Планкета) и др. Музыкальность, лиризм и комедийная л„гкость дарования актрисы, впервые обнаружившиеся в муз. т-ре, особенно ярко раскрылись в кино. В 1933 О. оставила т-р и до 1947 снималась в кино; участвовала в создании совр. муз. кинокомедий, сыграла ряд значит, комедийных (Анюта - "Вес„лые ребята", Стрелка - "Волга-Волга", Никитина и Шатрова - "Весна") и драматич. (Марион Диксон - "Цирк") ролей, завоевав большую известность. В 1947, впервые после большого перерыва, О. выступила в спектакле Моск. т-ра им. Моссовета в роли Джесси ("Русский вопрос"); с 1955 - актриса этого т-ра. Выступает в ролях нового для не„ жанра психологич. драмы: Лидия ("Сомов и другие" Горького, 1955), Нора (1959); Лиззи ("Лиззи Мак-Кей", наст. назв. "Добродетельная шлюха" Сартра, 1960), Патрик Кэмпбэлл ("Милый лжец" Килти). Гос. пр. СССР (1941, 1950) за работу в кино.

Лит.: Корнева О., Человек, с которым легко, "Театральная жизнь", 1960, .ј10;Сибирцев Г., Любовь Орлова, "Советский экран", 1960, ;ј 5. Н. Мор.

ОРЛОВА, Прасковья Ивановна [урожд.- Куликова; 5(17).X.1815-2(15).VII.1900] - рус. актриса. Училась в Московском театр. уч-ще. С 18 лет выступала на сцене Малого т-ра; зачислена в труппу в 1835. Особую известность приобрела после исполнения роли Офелии в спектакле с участием П. С. Мочал ова (1837). Была постоянной партн„ршей Мочалова. Играла роли молодых героинь в трагедиях, драмах и мелодрамах:

Корделия ("Король Лир"), Вероника ("Уголино" Полевого), Луиза ("Коварство и любовь"), Софья ("Горе от ума") и др. Выступала также в водевилях и комедиях (роли добродетельных, наивных девушек и травести). Была первой исполнительницей на моск. сцене роли Атафьи Тихоновны в "Женитьбе" (1843). 18 1847-51 О. работала в Одессе.В 1851 -59-актриса Александрийского т-ра. Играла роли светских женщин и "благородных матерей" в комедиях и водевилях: Катерина ("Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский" Кукольника), Наталья Дмитриев-па ("Горе от ума"), Сабурова ("Царская невеста" Мея), Гонерилья ("Король Лир") и др. В 1859 оставила сцену. Актриса одар„нная, с превосходными внешними данными для ролей героинь, О. добивалась особого успеха'в тех ролях, где- ей удавалось интуитивно преодолевать ложное представление о драме "как о ч„м-то таком, в ч„м ходули и неестественность составляют главное" (В. Г. Белинский) и где у не„ проявлялось неподдельное чувство, захватывавшее публику, (напр., в роли Офелии).

Муж О.- Илья Васильевич Орлов (наст. фам.- Копылов; 1801 - нач. 1850-х гг.) был актером Александрийского (1825-28) и Малого (1828-48) т-ров, затем работал в провинции. Стремился играть "благородных" героев, но не имел в этих ролях успеха. В то же время его исполнение характерных, народных типов - Осип ("Ревизор"), Могильщик ("Гамлет") - вызвало восторженный отзыв Белинского.

Соч.: Из дневника, в кн.: Записки Гос. института театрального искусства им. Луначарского, М., 1946.

Лит.: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953, с. 339; Шуберт А. И., Моя жизнь. Л., 1929;

Куликов Н. И., Театральные воспоминания, "Искусство", 1883, .Ne 11. А. К л.

ОРЛбВ-ЧУЖБЙНИН, Яков Васильевич (наст. фам.-Орлов; 21.III.1876-VI.1940) - рус. сов. актер. Засл. арт. Республики (1927). Участвовал в любит. спектаклях саратовского Об-ва изящных иск-в и Дома нар. трезвости (роли: Хлестаков, Незнамов и др.), позднее - в Пензенском нар. т-ре (Вово - "Плоды просвещения", Рожнов - "Горе-злосчастье" В. Крылова и др.). Проф. актерскую деятельность начал в 1897 в Товариществе артистов под рук. Н. Н.Савина и В. В. Несмельского в Вологде. Затем играл в Вильнюсе, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Киеве (Т-р Соловцова), Н.-Новгороде, Одессе, Саратове и др. городах. После Октябрьской революции работал в Воронеже (в 1918 был здесь одним из организаторов и председателем Союза работников сцены и арены), Ростов е-н а-Дон у (в т-ре Политуправления Северо-Кавказского округа - ПУСКВО), саратовских т-рах, в колхозных т-р ах Моск. области. С 1937 играл в т-рах Донбасса. Обладая прекрасными природными данными (подвижное выразительное лицо, красивый голос, темперамент, обаяние, творческая интуиция), О.-Ч., однако, недостаточно углубл„нно работал над ролями. Его игра отличалась неровностью.

Роли: Чацкий, Жадов, Карандышев; кн. Мышкин. ("Идиот" по Достоевскому), Тузенбах .("Три сестры"), Тот ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Фердинанд и Карл Моор; Кин (о. п. Дюма-отца); Платон Кречет; Медведев ("Слава" Гусева) и др.

Лит.: "Театр и искусство", 1907, .ј 43, с. 707; В е л и-з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938; "Советское искусство", 1940, 18 июня, ј 36. А.Шн.

ОРбЗОВ, Шейще (1912-22.Х.1959)-кирг. сов. дири-' ж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1939). Член Коммунистич. партии с 1939. Первый кирг. оперный* и симф. дириж„р. В 1929 окончил кирг. муз .-драм. студию в г. Фрунзе, в 1931-32 учился в Моск. муз. техникуме. В 1937-39 брал уроки дирижирования у В. В. Целиковского. Одновременно с уч„бой в студии выступал в спектаклях и играл в оркестре Кирг. т-ра. В 1938-40 - ассистент гл. дириж„ра Кирг. муз. т-ра. В 1939 под рук. О. была исполнена опера "Алтын-Кыз" Власова и Фере. В 1940-45 и 1948-59 был дириж„ром Кирг. филармонии. А. Ив.

ОРОЧКО, Анна Алексеевна [р. 14(26).VII.1898] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1947), засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1917 поступила в Студенч. драм. студию под рук. Е. Б. Вахтангова (позже - 3-я студия МХТ, с 1926 - Т-р им. Евг. Вахтангова). В года Отечеств, войны была худ. рук. фронтового филиала Т-ра Вахтангова. Лучшие роли О. отличает трагедийная напряж„нность, драматич. сила. Препода„т в Театр. уч-ще им. Щукина (с 1959-профессор).

Роли: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци), Сур-милова ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Марион Делорм (о. п. Гюго), леди Мильфорд; Королева ("Гамлет"), Кручинина;

Сумасшедшая барыня "Гроза"). Электра (о. п. Софокла), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты; Гос. пр. СССР, 1950). И. Рос.

"OPTA ОЮНУ" (тур, orta oyunu - представление на площади) -тур. нар. т-р. Известен также под назв. "мейдан оюну" и "зухури колу". Был популярен в 18 в.-1-й пол. 19 в., к середине 20 в. представления "О. о."почти исчезли. "О. о." близок т-ру караг„з (герои, сюжеты пьес и др.). Представления "О. о." происходили под открытым небом: исполнители по ходу действия выходили из-за ширм. Женские роли исполняли мужчины. Л. Г.

ОРФ (Orff), Карл (р. 10.VII.1895) - нем. композитор. Муз. образование получил в Мюнхенской академии музыки. В 1915-17 - дириж„р т-ра "Каммерш-пиле" в Мюнхене, в 1918-19 - т-ров в Мангейме и Дармштадте. В 1924 вместе с Д. Гюнтер основал в Мюнхене Школу гимнастики, танца и музыки, в к-рой работал до 1936. С 1950 препода„т в Мюнхенской муз. академии. Педагогич. система О., близкая методу ритмич. воспитания Э. Жак-Далькроза предполагает коренную реформу муз. воспитания. О. относится к прогрессивной части музыкантов ФРГ. Работает исключительно для т-ра. Написал оперы-сказки "Луна" (1939, Мюнхен), "Умница" (1943, Франкфурт-на-Майне; Нац. пр. ГДР, 1949) по сказке бр. Гримм, "Сон в летнюю ночь" (1952, Дармштадт) ; цикл "Баварский театр жизни": "Агнес Бернауэр" (1947, Штутгарт), "Астутули" (1953, Мюнхен) по пьесе Сервантеса "Магический театр" и др.; сценич. кантату-трилогию "Три-умфы": "Carmina burana" ("Баварские песни") на ср.-век. стихотв. тексты (1937, Франкфурт-на-Майне), "Catulli carmina" ("Песни Катулла", 1943, Лейпциг), "Триумф Афродиты" (1953, Милан); муз. трагедии на античные сюжеты: "Антигона" по о. п. Софокла впер. Ф. Г„льдерлина (1949, Зальцбург), "Эдип-царь" (1959, Штутгарт), и др. Глубоко оригинальный композитор, О.-экспериментатор; у него нет опер в собств. смысле слова, он стремится к новому "синтезу иск-в". В его произв. музыка, слово и движение сочетаются в ритмич. единстве. Характерные черты творчества О.использование средств античного т-ра, ср.-век. мистерии, комедии дель арте, оперы барокко, т-ра Шекспира, из к-рых О. бер„т их нар. и оптимистич. начало, особые формы театр. условности (сцена на сцене, параллельное действие и т. д.). О. применяет разл., в т. ч. старинные, муз. формы, либр. на мн. языках - от др.-греч. до баварского диалекта. Несмотря на нек-рую абстрактность мировоззрения О., его творчество в целом утверждает гуманистич. принципы и связано с передовыми идеями современности. Произв. О. исполняются во вс„м мире, в т. ч. в Сов. Союзе - "Carmina burana" (1961, Дом союзов, Москва) и "Умница" (1964, Радио, Москва).

Лит.: Леонтьева О., Карл Орф, М., 1964; С. Orff. Ein Bericht in Wort und Bild, Mainz, [1955]; L i es s A., C. Orff. Idee und Welt, [Z.], 1955; Wagner W. und S с h a f e r W. E., C. Orff, Bayreuth, 1955; K e i k e r t I., Die musikalische Form in den Werken C. Orff's, Regensburg, 1957. Ал. M.

"ОРФЕЙ И ЭВРИДИКА" -опера X В Глюка в двух редакциях: 1) итал. ("Orpheo ed Euridice") - либр. Р. Каль-цабиджи, пост. 5 окт. 1762, "Бургтеатр", Вена (Эвридика - Бьянки, Орфей - Гваданьи, Амур - Ла Глеберо Клаваро). 2) Франц. ("Orphee")-либр. П. Л. Молина (переработка либр. Кальцабиджи), пост. 2 авг. 1774, Академия музыки ("Гранд-Опера"), Париж (Орфей - Ле Гро, Эвридика - Арну, Амур-Розали), в 1859 пост. т-р "Лирик", в нов. ред. Г. Берлиоза (Орфей - Виардо-Гарсиа). Опера ставилась (в разных ред.) во мн. т-рах мира.

В России впервые пост. на итал. яз. в 1782 в Петербурге. На рус. яз. пост. 15 апр. 1868, Мариинский т-р (Орфей - Лавровская, Эвридика - Ирецкая, Амур - Платонова). 1897, Товарищество частной оперы, Москва (дириж„р Эспо-зито, худ. Коровин). 1911, Мариинский т-р (пер. В.Коломий-цова, дириж„р Направник, реж. Мейерхольд, худ. Головин, балетм. Фокин; Орфей - Собинов, Эвридика - Кузнецова). На сов. сцене впервые пост. 1 мая 1919, б. Мариинский т-р (дириж„р Фительберг, пост, Мейерхольда и Фокина, худ. Головин, возобн. Монахова и Чекрыгина; Орфей - Пиотровский, Эвридика - Бриан, Амур - Коваленко). 1939, Гос. ансамбль оперы под рук. Козловского, Москва (дириж„ры Орлов и Акулов, балетм. Голейзовский; Орфей - Максакова, Эвридика - Шаповалова, Блаженная тень - Степанова). Др. пост.: Таллин (1960), в концертном исполнении - Одесса (1940), Ташкент (1948).

Издания: "О. и Э.", партитура. Р., A. Durand et Pils, ls. d.]; клавир, рус. текст И. Тюменева, М., Юрген-сон, [1894], рус. перевод В. Коломийцова, СПБ, Бессель, t6- г.]. Я.Гр.

ОРФ‚НОВ, Анатолий Иванович [р. 17(30).Х. 1908] - рус. сов. артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1941). В 1934 окончил Моск. муз. политехникум, в 1953 - Моск. консерваторию. В 1933 - артист хора, в 1934-44 - солист Моск. муз. т-ра им. Станиславского (с 1941 - Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). В 1942-55- солист Большого т-ра. О. обладает л„гким, подвижным голосом мягкого тембра. Исполнению О. присущи тонкая музыкальность, задушевность.

Партии: Ленский, Синодал, Берендей; Юродивый ("Борис Годунов"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Вашек ("Проданная невеста"), дон Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Ершов ("Суворов" Василенко), Дед ("Морозко" Красева), Белкин ("Станционный смотритель" В. Крюкова), Альмавива Альфред. Герцог, Фауст и др.

С 1950 вед„т педагогич. работу в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (Москва). В 1954-59 - худ. рук. вок. группы Всесоюзного радио. С 1963 заведует оперной труппой Большого т-ра. Автор монографии "Творческий путь Л. В. Собинова" (1965). Л. Ш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница