Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/nedorogaya-arenda-avtomobilya-v-sochi-posutochno/ в компании РексРент.
смотреть без рекламы индийские фильмы 2023 у нас

Театральная энциклопедия
(страница 326)


ОСТРОВСКИЙ, Николай Алексеевич [16(29). IX. 1904-22.XII.1936] - рус. сов. писатель. Член Ком-мунистич. партии с 1924. Роман О. "Как закалялась сталь" (1935) - одно из лучших произв. сов. лит-ры, имеющее огромное воспитательное и общественно-поли-тич. значение, был инсценирован и вош„л в репертуар сов. т-ра. 1-я инсценировка (И. Я. Судакова и Ю. Э. Ге-гузина) была пост. в 1937 в моск. Т-ре рабочей молод„жи (реж. Судаков; Павел - Шпрингфельд, Жухрай-Соловь„в, Тоня - Половикова). Среди др. спектаклей - пост. Груз. ТЮЗа (1937), Свердловского ТЮЗа (1938), Ленингр. т-ра драмы им.Пушкина (1947, Корчагин - Борисов), Центр, детского т-ра (1947), харьковского Т-ра им. Шевченко (1952), Рижского ТЮЗа (1953) и мн. др. По мотивам этого романа Б. Фен стер и Ю. Слонимский написали либретто балета "Юность" Чулаки (1949, Ленингр. Малый.оперный т-р). Инсценирован также и второй, незаконченный роман О. "Рожд„нные бурей" (1938, Куйбышевский т-р им. 20-летия ВЛКСМ и Свердловский ТЮЗ).

Лит.: "Театр", 1947. .ј 8; 1954, .Me 9. ОСТРОГРАДСКИЙ, Ф„дор Дмитриевич [р. 1(13).!. 1881 ] - рус. сов. театр. деятель. В 1900 окончил Моск. балетное уч-ще и был зачислен в труппу Большого т-ра. В 1909 участвовал в "Русских сезонах за границей" С. П. Дягилева. После Окт. революции был чл. Совета Большого т-ра. В 1924-32 работал в Оперной студии К. С. Станиславского (зам. директора; директор - К. С. Станиславский), преобразованной впоследствии в Оперный т-р им. К. С. Станиславского. С 1945 начал лит. работу. Автор очерков и воспоминаний.

Соч.: К. С. Станиславский и оперный театр его имени в 1924-1933, в сб.: К. С. Станиславский. Материалы, письма, исследования, М., 1955 (Театральное наследство, т. 1).

ОСТРОУМОВ, Сергей Михайлович [13(25). II. 1888-3. V.I 943] - рус. сов. артист оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1935). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки пения у С. И. Гарденина и А. М. Додонова. В 1919-20 в Москве пел в Малой гос. опере, в 1921-22 - в т-ре Музыкальной драмы, в 1922-24-в Свободной опере Зимина, в 1924-25 и с 1935 -- в Большом т-ре. В 1925-35 работал в Муз. студии МХАТа (позднее - Муз. т-р им. Немировича-Данченко), где исполнял партии: Хозе ("Карменсита и солдат" на муз. Бизе), Макса ("Джонни наигрывает" Кшенека), Сергея ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Горояна ("Северный ветер" Книппера); роли: Анж Питу ("Дочь Анго" Лекока), Вильера ("Кор-невильские колокола" Планкета) и др. О. обладал большим актерским мастерством, в совершенстве владел муз. фразировкой. Его сценич. образы отличались глубоким драматизмом, обаянием. В„л педагогич. работу в калмыцкой студии ГИТИСа и на казах. оперном отделении Моск. консерватории.

Др. роли и партии: Трике ("Евгений Онегин"), Дьяк ("Черевички" Чайковского), Попович ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Котэ ("Кето и Котэ" Долидзе), Эдвин ("Сильва" Кальмана), Синяя борода (о. п. Оффенбаха).

ОСТРЧИЛ (Ostrcil), Отакар (25.II.1879-20.VIII. 1935) - чеш. композитор и дириж„р. Ученик 3. Фи-биха. Как дириж„р выступил в 1906, исполнив в Нац. т-ре (Прага) свою музыку к драме "Сирота" Квапила. С 1908 - дириж„р Оркестрового товарищества, в 1914-19 - дириж„р Т-ра на Виноградах в Праге, где под его рук. исполнялись оперы В. А. Моцарта, К. М. Вебера, Ф. Галеви, Г. Берлиоза, Б. Ф„рстера" В 1920 сменил К. Коваржовица на посту гл. дириж„ра пражского Нац. т-ра. Здесь О. дирижировал циклами опер Сметаны (1924, 1927, 1934), Фибиха (1925), Дворжака (1929) и Моцарта (1931), операми Л. Яначека, Б. Ф„рстера, О. Еремиаша, Р. Штрауса, А. Русселя, М. Равеля, К. Шимановского, А. Берга. Интерпретации О. отличались особой точностью и тщательностью. При О. Нац. т-р приобр„л европ. значение. Как оперный композитор О. примыкал к направлению Б. Сметаны и 3. Фибиха. Его оперы написаны на сказочные и легендарные сюжеты: "Ян Згорженицкий" (1898, не пост.), "Бутон" (соч. 1901), "Конец Власты" (1904, Нац. т-р), "Очи Куналы" (1908, там же), "Эринская легенда" (1921), "Ивануш-кино царство" (1934, обе - Брно). Почти все оперы О. вошли в репертуар чеш. т-ров. О. писал симф., хоровые и др. соч.

Лит.: Б э л з а И., Очерки развития чешской музыкальной классики. М.-Л., 1951; В а г t о s J., О. OstrCil, Praha, 1936; N е j е d 1 у Z., 0. Ostrcil..., Praha, 1935;

Va lek J., Vznika vyznam Ostrcilovy орегу "Honzovo kralovstvi", Praha, 1952. Ал. М. и Н. Дубр.

ОСТУЖЕВ (наст. фам. - Пожаров), Александр Алексеевич [16(28).IV.1874-1.III.1953] - рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье ж.-д. машиниста. Сценич. деятельность начал в 1895 в воронежской антрепризе А. М. Медведева. В 1896 О. поступил на Драматич. курсы Моск. театр. уч-ща (ученик А. П. Ленского). С 1898 О.- актер Малого т-ра, (сезон 1901-02 играл в Т-ре Корша).

Первая значит, роль О. в Малом т-ре - Ромео ("Ромео и Джульетта", 1901). В этой роли проявился глубокий лиризм иск-ва О. В период работы в Т-ре Корша О. с выдающимся успехом сыграл роль Ал„ши ("Дети Ванюшина"), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеч. семь„й. Внутренне близким Ромео в исполнении О. был Чацкий (1902). В ранних ролях О. отч„тливо выявились осн. особенности его творчества. Уже в эти годы актер много работал над своим удивительно красивым от природы голосом, учился у опытных певцов, в т. ч. и у Ф. И. Шаляпина. Наиболее близким творчеству О. было героич. иск-во M. H. Ермоловой. Идеи борьбы за справедливость и правду воодушевляли О. как человека и артиста. Играя Жадова (1907), О. выражал идеи протеста, борьбы. Незнамов (1908) в исполнении О. выступал в защиту человеч. прав. В этом образе звучал протест против несправедливости обществ, устройства России. Социальную трагедию раскрывал О. в образе Освальда (1909). Во всех своих ролях О. подч„ркивал героич. начало. Его герои - чистые, внутренне прекрасные люди, бросающие обвинение обществу, основанному на лжи, обмане, стяжательстве. Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогло О. продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту (к 1910 О. потерял слух). Труд актера превратился для него в подвижничество; О. выработал систему при„мов, которые давали ему возможность работать в театре.

Октябрьская революция внесла новое содержание в яонимание О. героического. В 20-е гг. он принимал участие в обслуживании рабочего зрителя. Образы О. были пронизаны пафосом борьбы (Карл Моор и др.), Вершинами творчества О. в сов. время стали трагедийные образы Отелло (1935) и Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова, 1940). В основе образа Отелло, созданного О., было противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и нац. неравенстве. Спектакль Малого т-ра благодаря игре О. стал этапом в истории сов. т-ра. Как борца за высокие идеалы гуманизма, за свободу человеч. мысли трактовал О. и Уриэля Акосту.

Героич. образы О., исполненные пафоса гражданского идеала, всегда были подлинно человечными. Вс„ сво„ внимание О. сосредоточивал на выражении внутр. духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, искренности в любви к людям. "Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра", - писал О. Поэтому ему и не удавались отрицательные роли.

Идейные позиции О., борца за иск-во героич. и гуманное, определяют собой и художеств. форму его образов. О. была свойственна романтич. приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его иск-ве с величайшей искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев О. находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластич. решении роли, отличавшемся обобщ„нностью, законченностью ху- дожеств. лаконизмом. Все эти особенности героич. иск-ва О. делают его наследником романтич. школы рус. актерского иск-ва. Гос. пр. СССР (1943) за выдающиеся достижения в области актерского иск-ва.

Др. роли: Теодоро ("Собака на сене" Лопе де Вега 1917) Бассанио ("Венецианский купец", 1923), Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1924), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" по Гюго, 1926), Барон ("Скупой рыцарь", 1937).

Лит.: Старейшие мастера Малого театра. Автобиографии..., М.. 1949; Александр Алексеевич Остужев, в кн.:

Ежегодник Малого театра. 1953-1954, M., 1956, с. 496-588;

"Уриэль Акоста", трагедия К. Гуцкова.Спектакль Гос. ордена Ленина Акад. Малого театра, М., 1940; Ходорков-ская Л.,Клинчин А., Остужев - актер Шекспира, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, М., 1958; Филиппов В. А., А. А. Остужев, М.-Л., 1945. JJ Ход.

ОСТЭРВА (Osterwa), Юлиуш (23. VI. 1885-10. V. 1947) - польский актер, режиссер, театр. деятель. Начал выступать на сцене в 1904 в "Т-ре Людовы"; с 1905 - в лит.-сатирич. кабаре "Зел„ный шарик" (Краков). Одновременно играл в Краковском т-ре (наиболее значит, роли: паж Хена - "Иола" Жу-лавского; Эдзио - "Женщина без изъяна" Заполь-ской; Поэт - "Человек из суфл„рской будки" Рит-нера; Герцог -- "Двенадцатая ночь"; герцог Рейхш-тадский -"Орл„нок" Ростана и др.). В 1906-15 работал в т-рах гг. Познани, Вильно, Варшавы. В 1915 был интернирован как австр. подданный в центр. Россию; работал актером и режиссером в польских театр. коллективах Самары и Москвы, пост. ряд крупнейших произв. польской драматургии: "Болеслав Смелый" и "Свадьба" Выспянского (выступал в роли Жениха), "Легкомысленная сестра" Пежиньского (роль Топольского), исполнил также роли: Фантазий и Сляз (о. п. и "Лилла Венеда" Словацкого), кс„ндз Петр ("Дзяды" Мицкевича, фрагмент). С 1916 работал в польской труппе под рук. Ф. Рыхловского в Киеве (пост. "Месть" и "Девичьи обеты" Фредро, "Стойкий принц" Кальдерона, пер. Словацкого, "Горштын-ский" Словацкого). В эти годы О. познакомился с иск-вом МХТ, учением его руководителя К. С. Станиславского, что оказало воздействие на дальнейшее творчество О. В 1918 вернулся в Варшаву, где организовал передовой экспериментальный т-р "Редута" (руководил до 1939), положив в основу его деятельности принципы, близкиетворч. программе M XT (установка на высокоидейный, художественно полноценный репертуар, подчинение всех компонентов спектакля единому замыслу, создание ансамбля, воспитание актера в духе высоких гражданских и этич. требований). В этом т-ре исполнил роли:

Дон Фернандо ("Стойкий принц"), Кордиан (о. п. Словацкого), Конрад ("Освобождение" Выспянского) и др. Одновременно О. работал в др. театрах (1923-25), рук. т-ром "Розмаитости", позднее

"Т-р Народовы" в Варшаве, в 1932-35-Краковским т-ром. В годы гитлеровской оккупации О. был связан с подпольными театр. коллективами Кракова. После освобождения Польши принял активное участие в строительстве нового, нар. т-ра, с 1946 руководил объединением городских т-ров Кракова, в том же году пост. "Лиллу Венеду" ("Т-р Польски",Варшава),выступая одновременно как актер, организовал в Кракове раматич. школу и был е„ директором. В сво„м режиссерском и актерском творчестве О. утверждал правду чувств, глубокое проникновение в духовную жизнь героя. Обаяние, изящество и артистичность исполнительского иск-ва О. были неразрывно связаны с высокой интеллектуальностью, глубиной, человечностью и благородной сдержанностью сценич. рисунка роли. Лит.: История Польши, т. 3, M., 1958 (статья Б. Ростоцкого); Hennelowa J., Szaniawski J.. Juliusz Osterwa, Warsz., 1956. Б. Рос,

ОТАВА (Otava), Зденек (p.11.III.1902) - чехословацкий артист оперы (баритон). Нар. арт. ЧССР (1958). В детстве пел в церковном хоре; его голос был отмечен композитором Л. Яначеком. Пению учился у известного чеш. оперного певца Б. Бенони. Дебютировал с успехом в 1925 на сцене Словацкого Нац. т-ра (Братислава). В 1925-29 О.- солист Нац. т-ра в Брно, с 1929 - пражского Нац. т-ра. Обладает красивым голосом широкого диапазона и большой силы, богатыми муз. и сценич. данными.

Партии: король Владислав, Х руд ос, Томше ("Далибор", "Тайна", "Поцелуй" Сметаны), Йемен ("Армида" Дворжака), Ламингер ("Псоглавцы" Коваржовица), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Риголетто; Яго ("Отелло" Верди), Тонио ("Паяцы"), Эскамильо н др.

Выступает в концертах, известен как замечат. исполнитель чеш. нар. песен. Вед„т педагогич. деятельность. Л. Ф. Л.

"ОТЕЛЛО" ("Othello")- трагедия в 5 д. У.Шекспира. Соч. предположительно 1604. Пост. в окт. 1604 в т-ре "Глобус" Лондон- (Отелло - Р. Б„рбедж). В 17-18 вв. и 1-й пол 19 в шла в переделках и обработках Давенпорта, Д.Гар-рика, Ж. Ф. Дюси. Ф. Л. Шредера и др. Среди много-числ т-ров, ставивших "О.", лондонские т-ры: "Корт" (1612, 1636), т-р "Ройял" (1660), т-р "Друри-Лейн" (1709, Отелло - Б Бутс; 1745, Отелло - Гаррик; 1784. Отелло - Дж. Кембл;

1814 Отелло - Э. Кин; 1832. Отелло - Э. Кии, Яго - Макрели), "Куинс-тиэтр" (1710, Отелло - Беттертон), т-р "Хеймаркет" (1747, Яго - Маклин), "Ройялти тиэтр" (1826, Отелло - Олдридж), т-р "Ковент-Гарден" (1833, Отелло - Э. Кин, Яго - Ч. Кин; 1844, Отелло - Фелпс), т-в "Лицеум" (1870, Отелло - Ирвинг; 1881. Ирвинг и E Бутс - Отелло и Яго, попеременно); т-р "Лирик" (1902;

1906, Яго - Ирвинг), т-р "Олд Вик" (1938. Оливье и Ричард-сон - Отелло и Яго, попеременно). Др. англ. т-ры - т-р "Сент-Джеймс" (1951, Отелло - О. Уэллес); шекспировский

"Мемориальный т-р", Стратфорд-он-Эйвон (1930, 1956; 1959 Отелло - П. Робсон; 1961 - О. Гилгуд). Нью-йоркский т-р "Гилд" (1943. Отелло - П. Робсон) и др. "О." ставили также: труппа К. Т. Д„ббелина (1775, Отелло -Д„ббелин) Королевский нац. т-р, Берлин (1788, Отелло - Флекк) "Театр Республики", Париж (1791, Отелло - Тальма)* "Комеди Франсез" (1880, Отелло - Муне-Сюлли; 1899' Яго - П. Муне). труппа под рук. Г. Модены, Милан (1843', Отелло - Модена); т-р в Виченце (1856, Отелло - Сальви-ни); Нем. т-р, Берлин (1910. реж. Рейнхардт; Отелло - Бассерман, Яго - Вегенер; 1918; 1953, Отелло - Клейнау, Яго - Э. Буш), "Фольксбюне" и "Шиллер-театр", Берлин (оба в 1918), Гос. т-р, Берлин (1921, реж. Йеснер; Отелло -Кортнер), "Бургтеатр", Вена (1814, Отелло и Яго - Оксенхеймер), "Слеза и смех", София (1897, Отелло - Кир-ков), Нац. т-р, Прага (1916, Отелло - Воян; 1951). японские труппы (1903, 1910, 1960), Королевский т-р, Стокгольм (1917), т-р "Элизео", Рим (1940. Отелло - Черви), труппа под рук В. Гасмана (1956, Отелло - Гасман), Нац. т-р, Будапешт (1949; 1954, реж. Майор и Надашди; Отелло-Бешшеньеи Яго - Майор); т-р "Габима", Израиль (1950), Нац. консерватория, Анкара (1960), Македонский т-р в Скопье, Югославия (1960) и мн. др.

Первая пост. "О." в России: 3 нояб. 1806 - Александрийский т-р (пер.-переделка Вельяминова, с франц. пер.-переделка Дюси, Отелло - Яковлев), 31 янв. 1808 - Московский имп. т-р (Отелло - С. Ф. Мочалов). Последующие до-революц. пост.: Малый т-р, 1828, 1837 (пер. И. И. Панаева. Отелло - П. С. Мочалов), 1851; 1862; 1888 (пер. П. И. Вейн-берга, Отелло - А. П. Ленский, Яго - Южин, Дездемона-Ермолова, Эмилия - Федотова), 1900 (Отелло - Сальвини, играл на итал. яз.; рус. пер. Вейнберга), 1907 (Отелло - Южин); Александрийский т-р: 1836 (пер. Панаева; Отелло - В. Каратыгин. Яго - Брянский), 1844; 1859; 1882; 1899 (Отелло - Дальский, Яго - Ге). В 1896 "О." был пост. Моск. об-вом иск-ва и лит-ры на сцене Охотничьего клуба (реж. и исполнитель роли Отелло - Станиславский). Из про-винц. т-ров: Воронежский т-р (1840, Отелло - П. С. Мочалов. гастроли). Казанский (1885, Отелло - Иванов-Козель-ский; 1895. Отелло - Шувалов), Арм. труппа в Тифлисе (1884, пер. и исполнитель роли Отелло - Г. Чмшкян), арм. гастрольная труппа (1885. Отелло - П. Адамян), Ораниенбаумский т-р (1890, Отелло - М. Дарский), бакинская азерб. труппа (1910, Отелло - Араблинский).

"О." на сов. сцене пост. св. 200 т-ров, в т. ч. петрогр. Большой Драматич. т-р (19'20, Отелло - Юрьев, Яго - Монахов, Дездемона - Андреева), Малый т-р (1922, Отелло-Южин), Т-р им. Сундукяна (1923; 1940, Отеллв - Г. Нер-сесян, Г. Джанибекян, В. Папазян), т-р "Эстония" (1924, реж. и исполнитель гл. роли - Лаутер, Яго - Лаур; 1949, Отелло - Карм). Т-р им. Заньковецкой (1926), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1927, реж. Радлов; Отелло - Юрьев, Певцов), МХАТ (1930, реж. Станиславский, Судаков; Отелло-Леонидов. Яго-Синицын, Дездемона-Тарасова), Т-р им. Азизбекова, Баку (1932. 1949, Отелло - Алекперов. Яго - Афганлы).

Крупнейшим театр. событием явилось исполнение роли Отелло А. А. Остужевым в Малом т-ре (193S). В последующие годы "О." ставили: Башк. т-р драмы, Уфа (1935;

1954), Воронежский т-р (1936, Отелло - Поляков; 1950), моск. Реалистический т-р (1936, реж. Охлопков; Отелло- Абрикосов, Кистов), Т-р им. Руставели (1937, 1947, 1960, Отелло - Хорава, Яго-Васадзе). Казанский рус. т-р (1938);

Бурятский т-р, Улан-Удэ (1838, Отелло - Цыдынжапов);

Душанбинский т-р (1939, Отелло - Касымов, Яго-А. Бур-ханов), Т-р им. Моссовета (1944, реж. Завадский; Отелло - Мордвинов, Яго - Оленин), Туркм. т-р, Ашхабад (1940, 1954, 1960, Отелло - Кульмамедов), Сев.-Осет. т-р, Орджоникидзе (1940, 1950, 1951, 1954, Отелло-Тхапсаев), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1941, Отелло- Хидоятов, Дездемона- Ишантураева), Минский рус. т-р (1947), Кирг. драм. т-р, Фрунзе (1950, Отелло - Рыскулов). Т-р драмы Латв. ССР, Рига (1952, реж. Балюна, Отелло-Катлап); Т-р им. Шевченко, Харьков (1952), Т-р им. Камала, Казань (1953), Хакасский т-р (1963) и мн. др.

И здания: Первая публикация "О." - кварто, L., 1622, вторая - фолио, L., 1623; Первый рус. пер.-переделка:

Ив. Вельяминов, СПБ, 1808; Из позднейших-пер. П. И. Вейнберга, "Библиотека для чтения". СПБ, 1864; JSft 4 и 5;

Шекспир У., Полное собр. соч., пер. с англ. Б. Пастернака, т. 6., М., 1960.

Лит.: Мастера театра в образах Шекспира, М., 1939;

СтаниславскийК.С., режиссерский план "Отелло". М.-Л., 1945; Отелло. Венецианский мавр. В. Шекспира. Материалы и исследования, М., 1946; H e л ь с С. М., Шекспир на еоветской сцене, М., 1960. Л. Шн.

"ОТЕЛЛО" ("Otello") - опера Дж. Верди, либр. А. Бойто по трагедии У. Шекспира. Пост. 5 февр. 1887, Милан, т-р "Ла Скала" (дириж„р Фаччо; Отелло - Таманьо, Дездемона - Панталеони, Яго - Мореяь, Кассио - Пароли, Эмилия - Петрович, Родериго - Форнари, Лодови-ко - Наваррини, Монтано - Лимонта). Опера ставилась во всех крупных городах Италии и на оперных сценах всего мира.

В России впервые пост. 26 нояб. 1887. Мариинский т-р (дирижер Направник, художники Шишко. Андреев и Иванов; Отелло Фигнер, Дездемона - Павловская, Яго - Чернов, Кассио - Дувиклер, Эмилия - Левицкая, Лодовико- Фрей, Родериго - Васильев 2-й, Монтано - Муратов). 15 янв. 1891 - Большой т-р, Москва (пер. Н. Спасского, дириж„р Альтани; Отелло - Преображенский, Дездемона- Фострем, Яго - Корсов, Эмилия - Павленкова, Кассио - Украинцев, Родериго - Чаров, Лодовико - Трезвинский, Монтано - Трубин). 1905 - Петербург, Новая опера (дириж„р Сук; Отелло - Фигнер, Дездемона - Брун, Яго - Камионский, Монтано - Сибиряков, Кассио - Большаков). 1914 Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Плотников, реж. Оленин, худ. Маторин; Отелло - Дамаев, Дездемона - Друзякина, Яго - Бочаров, Кассио - Пикок).

На сов. сцене пост. 14 июня 1929, Ленингр. т-р оперы и балета (дириж„р Дранишников, реж. Раппопорт, худ. Щу-ко; Отелло - Ершов, Дездемона - Изгур, Яго - Боло-тин Кассио - Комарович). 1932 - Большой т-р (дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Н. Смолич, худ. Соколов; Отелло - Озеров, Ханаев и др.). 1938 - Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин, реж. Печковский, худ. Мельников; Отелло - Печковский, Дездемона - Розен, Яго - Ульянов). В 1962 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром (дириж„р Найденов, реж. Соковнин, худ. Соломко; Отелло - Волков, Дездемона - Богданова, Яго - Сутягин).

Пост в др. городах Сов. Союза-.Киев (1940),Ереван (1942), Одесса, Ташкент (1950), Свердловск (1945,1961), Баку (1955), Таллин (1956), Рига (1951, 1958), Харьков (1961), Уфа (1962), Минск (1963), Кишин„в (1964), Москва, Нар.т-р ЦДКЖ( 1965).

Издания: "О." - партитура, Milano, G. Ricordi, [1913]; клавир, там же, [б. г. ];клавир с русским текстом, М., Юргенсон [1889]; поел. изд., М., Музгиз, 1958. Я. Г р.

ОТ‚СКУ (Otescu), Ион Нонна (3.XII.1888-25.III. 1950) - рум. композитор, дириж„р, педагог, муз.-обществ. деятель. Композицию изучал в Бухарестской консерватории у А. Кастальди, совершенствовался в Париже у В. д'Энди. С 1911 - проф. композиции Бухарестской консерватории, в 1919-20 и с 1931 - е„ директор. О.- один из основателей Рум. оперы в Бухаресте (1919), е„ первый дириж„р и директор. Большую роль в подготовке деятелей рум. му. т-ра сыграла осн. О. частная муз. школа в Бухаресте, в к-рой учились В. Максимилиан, Т. Буландра, Н. Леонард и др. Автор комич. оперы "Цитата из Матфея" (1928-38, неоконч.; завершена композитором А. Стройе), балетов "Иляна Косынзяна" (соч. 1918), "Чудесный рубин" (соч. 1918) и др. соч.

Лит ' Alexandrescu A., I. N. Otescu, "Muzica", Вис., 1955, ј.ј 3, 9. Л. Ив.

ОТРАДИНСКИЙ, Владимир Владимирович [ р. 9(22). II 1.1904] - рус. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1956). В 1925 окончил театр. студию в Тбилиси. В том же году начал проф. сценич. деятельность (Тбилиси). Работал в т-рах Магнитогорска, Свердловска. С 1934 - актер Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна.

Роли: Вагиф (о. п. Вургуна), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Вурм ("Коварство и любовь"), Нинкович ("Госпожа министерша" Нушича), Иван Иванович ("Баня"), Граф Альмавива ("Женитьба Фигаро"), Болингброк ("Стакан воды" Скриба), Дорн ("Чайка") и др. Г. Я.-Я.

ОТС, Георг Карлович (р. 21.III.1920) - эст. сов. артист оперы и оперетты (баритон). Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Сын К. X. Отса. В 1951 окончил Таллинскую консерваторию по классу Т. Куузика. С 1945 - артист хора, с 1951 - солист т-ра оперы и балета "Эстония" (Таллин). Обладает мягким лирич. голосом. Муз.-сценич. образы О. отличаются гар-монич. сочетанием интеллектуальности и эмоциональности, психологич. тонкостью и обаянием.

Партии: Тоомас, Петров ("Рука об руку", первый исполнитель, 1955, и "Берег бурь" Эрнесакса), Меэлик ("Лембиту" Каппа), Онегин, Демон; Олег ("Молодая гвардия" Мейтуса), Дон Жуан, Фигаро ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро" Моцарта), Эскамильо;

Ренат о ("Бал-маскарад" Верди), Марсель ("Богема") и др. С успехом выступает в оперетте. Роли: Румму Юри (о. п. Арро и Нормета), Марко ("Вольный ветер" Дунаевского), Леван ("Кето и Котэ" Долидзе), Дани-ло ("Вес„лая вдова" Легара), Тассилио, мистер Икс ("Мари-па", "Принцесса цирка" Кальмана) и др.

Снимается в кино, в т. ч. в муз. фильмах "Мистер Икс" (1958), "Друг песни" (1961). Выступает с концертами, исполняет эст. и рус. нар. песни, песни сов. композиторов, оперные арии, романсы и др. Гастролировал во мн. городах Сов. Союза и за границей (Финляндия, Швеция, ГДР, Чехословакия). Гос. пр. СССР (1950, 1952).

Лит.: О я к я э р В., Георг Отс, "Сов. музыка", 1957, ј3; Курбатова Е., Георг Отс, "Театральная жизнь" 1961, JSft 23; Стрельников Б.,Георг Отс, Л.-М., 1962;

"Сов. музыка", 1965, ,ј 6, с. 39-43; Eesti Noukogude Tea-ter. Almanahh V, Tallinn, 1962, 1k. 145-155.

ОТС, Каарель (Карл) Хансович (18. IX.1882-4.II. 1961) - эст. сов. артист оперы (тенор). Нар. арт. Эст. ССР (1957). В 1918 окончил Петрогр. нар. консерваторию; совершенствовался в Италии. С 1920 - артист хора, затем солист т-ра оперы и балета "Эстония" (Таллин). Исполнял вначале баритоновые партии (Валентин - "Фауст", Фигаро - "Севильский цирюльник"), с 1922 - теноровые. Особенно удавались О. партии, насыщенные драматизмом, героикой.

Партии: Юло ("Викинги" Лава, 1-я пост. 1928), Сааре Юхан ("Берег бурь" Эрнесакса, 1- я пост.1949), Каупо (о. п. Ведро), Герман, Радамес, Лоэнгрин и др.

ОТСУС, Велда Михкеловна (р. 24.VIII.1913) - эст. сов. актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1955). Училась в студии танца Т. Каппер. В 1932-61 - балерина и драматич. актриса т-ра "Ванемуйне". С 1961 - актриса Т-ра им. В. Кингисеппа. Синтетич. иск-во О. близко традициям "Ванемуйне". О. исполняет роли в драматич. спектаклях и опереттах, партии в балетах. С 1950 выступает преим. в драме. Сценич. образы О. характеризуются многогранным показом внутр. мира героев, тонкими психологич. деталями, отточенной внешней формой.

Партии в балетах: Эсмеральда, Джульетта (1946), Жизель (1949). Роли: Машенька (о. п. Афиногенова, 1952), Нора (1954); Ийге ("Железный дом" Таммлаана, 1954), Лилли Эллерт ("Неуловимое чудо" Вильде, 1952), Любовь Яровая (1957); Юлия Джули ("Тень" Шварца, 1958), Лиза ("Потерянный сын" Арбузова, 1961), в оперетте -Биби ("Только мечта" Кырвера, 1955) и др. Леа Г.

OTTO (Otto), Ганс (10.VIII.1900-24.XI.1933) - нем. актер. Коммунист. В 1921 дебютировал в роли Фердинанда ("Коварство и любовь") в т-ре во Франкфурте-на-Майне. В 1925 и 1927-29 работал в гамбургском т-ре "Каммершпиле". Известность получил как исполнитель трагедийных и лирико-героич. ролей в классич. репертуаре - Макс Пикколомини ("Валлен-штейн" Шиллера), маркиз Поза ("Дон Карлос"), Войцек (о. п. Бюхнера), принц Фридрих Гомбургский (о.п. Клейста). Одной из крупнейших работ О. была роль Эгмонта (о. п. Г„те). О. выступал и в характерных ролях: Эдуард II ("Жизнь Эдуарда II" Брехта и Фейхтвангера), Амфитрион (о. п. Клейста). В 1929 О. работал в "Театр ам Штреземанштрасе" (Берлин), в 1930-в "Штаатстеатер" (Берлин). Одновременно в„л большую работу в профсоюзе нем. сценич. деятелей. В нач. 30-х гг. после установления в Германии гитлеровской диктатуры был уволен из т-ра. Организовывал нелегальные театр. рабочие коллективы, писал антифашистские листовки, обращ„нные к деятелям иск-ва, был арестован гестапо и погиб. В 1947 в ГДР была установлена стипендия им. О., к-рая ежегодно присуждается представителям творч. молод„жи во всех областях иск-в.

Лит.: Hans Otto. Gedenkbuch fur einen Schauspieler und Kampfer, B., 1948. Я. Я.

ОТУЭЙ, Отвей (Otway), Томас (3.III.1652- 14.IV.1685) - англ. поэт и драматург. Род. в семье пастора, образование получил и Винчестерском колледже и Оксфордском ун-те. Т-ром увлекался с юности. В 1670 после неудачного дебюта на сцене т-ра "Линкольне Инн Филдс" (Лондон) обратился к драматургии. Его первые пьесы - стихотворные трагедии "Алкивиад" (1675, т-р "Дорсет Гарден", Лондон), "Дон Карлос" (по Сен-Реалю, 1676, там же) - имели значит, успех. Среди др'. произведений О.- комедия "Модная дружба" (1678, т-р "Дорсет Гарден"), "История и падение Каюса Мариуса" (1679, там же), "Счастье солдата" (1680, там же), "Атеист" (1683, "Друри-Лейн"). Лучшие трагедии О.- "Сирота, или Несчастное замужество" (1680, т-р "Дорсет Гарден"), рассказывающая о роковой страсти братьев-близнецов, и "Спас„нная Венеция, или Раскрытый заговор" (1681, там же), поев. проблеме любви и долга (в пьесе содержится нам„к на антипапский заговор 1679). Трагедии О., написанные отличным белым стихом, имели большой успех и долгое время сохранялись в репертуаре англ. т-ров. Тонко разработанные характеры героев, патетич., полные страсти монологи привлекали внимание к пьесам О. мн. выдающихся актеров - Э. Барри, X. Притчард, С. Сиддонс. В 18 и нач. 19 вв. значение творчества О. преувеличивалось, его называли "великим гением трагедии". Трагедии О. ставились и в 20 в. ("Спас„нная Венеция, или Раскрытый заговор", 1904, "Лессинг-театр", Берлин, в обр. Г. Гоф-мансталя, пост. О. Брама и Г. Крэга; 1953, т-р "Лирик", Лондон, пост. П. Брука).

Соч.: The works of mister Otway, L., 1692, 1712;

Complete works, v. 1-3, L., [1927J.

Лит.: Langbaine G., An account of the English dramatic poets, Oxf., 1691; Thornton Т., The works of Th. Otway, with notes... and a life of the author, L., 1813;

SchumacherE., Th. Otway, Bern, 1924; N i с о 1 1 A., A history of Restoration drama. 1660-1700, Cambr., 1928;

Nettleton G. H., English drama of the Restoration and Eighteenth century (1642-1780), N. Y., 1923; D о b r e e В., Restoration tragedy. 1660-1720, Oxf., 1929. В. Ю.

ОУЯН ЮЙ-ЦЯНЬ (псевд.; наст. имя - Л и

Юань; 1889 - 21.IX.1962) - кит. театр. деятель, драматург, актер, режиссер. Один из зачинателей движения "разговорной драмы" (близкой европ. т-р у), создатель новой школы в традиц. т-ре. Род. в аристо-кратич. семье. Учился в Японии, где в 1907 выступал в труппе кит. студентов "Весенняя ива", впервые осуществившей пост. "разговорной драмы". Играл женские роли в европ. драмах. В 1912 О. Ю.-ц. вернулся на родину, где принимал участие в создании "Товарищества новой драмы" (Шанхай), для к-рого написал пьесу "Движущая сила" - о крестьянском бунте против богачей-скупщиков (после двух представлений была запрещена). Был одним из ведущих актеров традиционного т-ра цинцзюй, для которого написал ряд пьес по мотивам классического романа "Сон в красном тереме": "Дай-юй хоронит цветы", "Дай-юй жж„т рукописи", "Цин-вэнь чинит шубу", "Меч любви" и др. Исполнял в этих пьесах роли молодых героинь.

В 1919-22 О. Ю.-ц. впервые в Китае организовал театр. уч-ще в Наньтуне. В 20-е гг. вновь обратился к "разговорной драме", принимал участие в создании "Об-ва нар. т-ра" и "Шанхайской театр. ассоциации". Под рук. О. Ю.-ц. были осуществлены пост. европ. реалистич. драм (Г. Ибсен, Б. Шоу, Р. Роллан и др.). В 1929-32 руководил "Исследовательским ин-том т-ра" (провинция Гуандун), издавал журнал "Театр", был членом "Лиги левых театр. деятелей". Автор пьес "Семья рикши", "За ширмой", "Торг".

В 1933 посетил СССР. В 1939 организовал "Т-р провинции Гуанси", к-рый возглавлял до 1946, был директором Центр, театр. ин-та (с 1953 Ин-т "разговорной драмы"). Автор воспоминаний "С тех пор, как я выступаю на сцене. 1907-1928" (3 изд., Пекин, 1959).

Соч.: Избр. произведения, Пекин, 1959; Избр. пьесы, Пекин, 1956 (на кит. яз.). Ал. Ж.

ОФОРМЛЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ - организация всех внешних средств сценич. выразительности, придающих спектаклю определ„нную форму. В О. с. входят: декорация (см. Декорационное искусство}, костюм театральный, грим, бутафория, световое (см. Свет на сцене) и шумовое оформление; в драм. спектакле и муз. оформление (см. Музыка в драматическом театре). О. с. способствует раскрытию идейного содержания спектакля, усиливает воздей-ствие его на зрителя, определяет стиль постановки.

ОФРЕН (Aufresne) (наст. имя - ЖанРиваль, Rival; 1728-4. VI 1.1804) - франц. актер. актерскую деятельность начал в провинции. В 1765 дебютировал в т-ре "Комеди Франсез" (в роли Августа - "Цинна" П. Корн еля), был зачислен в труппу как "сосъетер но через год уш„л, разойдясь с творч. принципами этого т-ра. Играл в т-рах Женевы, Берлина. Умный, тонко анализировавший свои роли актер, О. поражал зрителей простотой, естественностью, правдивыми, убедит, деталями разработки роли. Высокую оценку, О. дал Г„те, видевший в н„м актера, к-рый "объявил войну всему неестественному и старался выразить в своей трагической игре высшую правду". актер на амплуа "королей", "благородных отцов", резоне' ров, О. играл ,в трагедиях, мещанских драмах, "высоких" комедиях: Зопир, Полифонт ("Магомет", "Me-ропа" Вольтера), Джарвис ("Беверлей" Седена), Отец семейства (о. п. Дидро), Альцест ("Мизантроп" Мольера), Митридат (о. п. Расина) и др.

По приглашению Екатерины II О. приехал в Россию, где остался до конца жизни; с 1785 играл в пе-терб. франц. придворной труппе, обучал сценич. иск-ву воспитанников сухопутного Шляхетного кор-пуса и ставил спектакли с их участием.

Лит.: Lyonnet H., Dictionnaire des comediens francais (ceux d'hier), v. 1, P., 1912. E. Ф.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница