Наши партнеры

Выгодно прокат авто саратов без водителя в компании РексРент.
световой

Театральная энциклопедия
(страница 327)


ОФФЕНБАХ (Offenbach), Жак (Якоб) (20.VL 1819, К„льн,- 4.X.1880, Париж) - франц. композитор. Один из основоположников классич. оперетты. Род. в семье евр. музыканта. С детства с успехом выступал как виолончелист. В 1833 учился в Парижской консерватории. Играл в оркестре т-ра "Опера комик"; в 1839 дебютировал как театр. композитор в т-ре "Пале-Рояль". Брал уроки композиции у Ж. Ф. Галеви. С 1849 работал дириж„ром и композитором в т-ре "Комеди Франсез". В 1855 О. открыл т-р "Буфф-Паризьен, к-рым руководил до 1861. В этом т-ре он начал работу в области оперетты: муз.-сценич. пародии "Свадьба при фонарях" (1857), "Песенка Фор-тунио" (1861). Широкую известность О. принесла оперетта "Орфей в аду" (1858, т-р "Буфф-Паризьен"; нов. ред. 1874, т-р "Гете", Париж). Последующие произв. (гл. обр. на тексты А. Мельяката. Л. Г алеви)-"Прекрасная Еленам (1864, т-р "Варьете", Париж), "Синяя борода" (1866, там же), "Парижская жизнь" (1866, т-р "Пале-Рояль"), "Герцогиня Герольштейнская" (1867, т-р "Варьете"), "Перикола" (1868, там же), "Разбойники" (1869, там же), "Трапезундская принцесса" (1869, Баден-Ба-ден)-утвердили имя О. как выдающегося мастера оперетты. Со своим т-ром О. выступал в Вене; созданный им жанр оказал заметное влияние на формирование венской оперетты. В 1873- 1875 держал антрепризу в т-ре "Гете", но потерпел крах. Пост. оперетт "Мадам Фавар" (1878, т-р "Фоли драматик", Париж) и "Дочь тамбурмажора" (1879, там же) вернула О. признание парижской публики.

О. написал 102 муз.-сценич. произв., гл. обр. оперетты, в к-рых соединил сценич. традиции и муз. формы франц. комич. оперы и кафе-концертной эстрады того времени. В своих лучших опереттах он сатирически изображал бурж.-аристократич. общество эпохи Второй империи. Осмеивая совр. ему бурж. нравы, О. остроумно применял при„мы буффонады, пародировал античные мифологич. сюжеты ("Орфей в аду", "Прекрасная Елена"), легенды ("Синяя борода"), экзотические ("Перикола") и совр. ему сюжеты ("Парижская жизнь", "Герцогиня Геролыптейнская"). Р опереттах О. фривольные положения сочетаются с злободневными политич. остротами, едкой сатирой на ничтожество и лицемерие "высшего света", нравы католич. церкви. О. были свойственны меткая наблюдательность, знание законов сцены, он обладал неистощимым мелодич. даром; музыка О. богата живыми ритмами и изящно оркестрована. В ней широко использованы разл. танц. и песенные формы, развитые вок. номера.

Лирич. сторона дарования О., ярко сказавшаяся в нек-рых его опереттах (напр., в "Периколе"), наиболее полно выражена в романтич. опере "Сказки Гофмана" (пост. посмертно в 1881 на сцене т-ра "Опера комик" в ред. Э. Гиро, завершившего также е„ инструментовку). См. также ст. Оперетта и лит. к ней. Лит.: Соллертинский И., Жак Оффенбах, Л., 1933; Martinet A., Offenbach. Sa vie et son oeuvre. P.,

1887; Schneider L.. Offenbach, P., 1923; Rieger E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1923; GroissetF La vie parisienne au theatre. P., 1929; H e n s e 1 e r A., Jakob Offenbach, В., [1930]; Brancour R., Offenbach, P., 1929; Krakauer S., J.Offenbach, ou le secret du Second Empire, P., 1957.

ОХЙТИНА, Александра Алексеевна (р. 1905) - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1939). Ещ„ ученицей Детской художеств. студии начала в 1923 выступать в Ленингр. ТЮЗе; работала в этом т-ре до

1960. M. исполнила св. 70 ролей. Создала жизнерадостные, искрящиеся юмором образы озорных, вес„лых мальчишек, трогательных и смешных, мальчишески задорных девчонок: Салли и Том ("Похождения Тома Сойера" по Твену), Фанни ("Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу), Птаха ("Клад" Шварца), Яша ("Ти-мошкин рудник" Макарьева). Среди лучших ролей О. также - Женечка ("Так было" Бруштейн), Дорина ("Тартюф"), Мария Антоновна ("Ревизор").

Лит.: Ром С., "Искусство и жизнь", [Л.], 1940, JST" 2;

Бруштейн А., Амплуа, рожд„нное заново, "Театр",

1961. ј 3. с Др

ОХЛОПКОВ, Николай Павлович (р. 15.V.1900)- рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Окончил кадетский корпус, учился в Школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно занимался в консерватории по классу виолончели. В 1917 поступил- в Иркутский т-р как мебельщик-декоратор, в 1918 стал актером. В 1921 О. пост. на гор. площади Иркутска "массовое действо" в честь 1 Мая с участием войск. В 1922 в иркутском Молодом т-ре пост. "Мисте-рию-Буфф" Маяковского, после чего был послан учиться в Москву. С 1923 О.- актер Т-ра им. Вс. Мейерхольда, одновременно занимался в ГЭКТЕМАСе. В 1930-37 возглавлял Реалистический театр. В 1938-43 - режиссер и актер Т-ра им. Вахтангова. С 1943- гл. режиссер Моск. т-ра Революции (ныне Т-р им. Маяковского).

О.- яркий представитель поэтич., образного мышления в режиссуре, утверждающий т-р монументального публицистич. звучания. Своеобразие его поэтики в том, что монументализм его стиля не отвлеч„н, не риторичен, а жизнен, реалистичен. Образность и условность театр. средств, к-рыми пользуется режиссер, определяют яркую театральность его пост. Ощущение нар. природы театр. иск-ва проявилось уже в первых самостоятельных работах О. в Реали-стич. т-ре: "Разбег" Ставского (1932), "Мать" по Горькому, "Железный поток" по Серафимовичу (1933), "Аристократы" Погодина (1935).

Героико-патетич. направленность, публицистичность и эмоциональность иск-ва О. проявились с особой силой в спектаклях периода Отечеств, войны:

"Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва, "Сирано де Бер-жерак" Ростана (Т-р им. Вахтангова), "Сыновья тр„х рек" Гусева (Моск. т-р драмы). Выдающаяся работа О.- спектакль "Молодая гвардия" (1947, инсц. Охлопковым одноим. романа Фадеева, Гос. пр. СССР, 1947); принцип поэтич. раскрытия содержания произв. наш„л здесь выражение во вс„м образном строе постановки. С живыми характерами героев здесь органично слит образ алого знамени, выражающий героич. духовную силу человека. Важным этапом в развитии дарования О. был спе-ктакль "Гамлет" (1954), в к-ром режиссер раскрыл философскую суть театра Шекспира. "Гамлет" трактован О. как героич. трагедия. Пафос спектакля - моральная победа гамлетовского мятежа над косностью "мира-тюрьмы".

Стилистика режиссера носит эмоционально-поэтический характер. Углубление трактовки характеров и действий свойственно и другим крупным работам О. конца 50-х гг., особенно спектаклям "Гостиница "Астория"" Штейна (1956) и "Иркутская история" Арбузова (1960), где О. усиливает трагедийные конфликты:

Огромное значение О. прида„т синтетич. выразительности театр. иск-ва: музыка, пластичность мизансцен, принцип пространственной выразительности усиливают эмоциональное воздействие постановок О.; в "Медее" Еврипида (1961) игра актеров, хор, симфо-нич. оркестр создают целостное трагедийно напряж„нное действие. О. стремится к воспитанию актеров героич. т-ра. Одновременно О. продолжает создавать т-р, в к-ром творчество актера сливается с творчеством зрителя. Отсюда особая форма построения действия в его спектаклях, идущих на открытой сцене, в зрит. зале, с применением "дороги цветов".

Для актерского иск-ва О. характерно сочетание органичности переживания с заразительной, экспрессивной выразительностью сценич. образа. В 20-е гг. О. работал в кино как сценарист и режиссер, позднее - как актер (Василий Буслай -"Александр Невский", Василий - "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году", Батманов-"Далеко от Москвы"). О. ставит также спектакли в муз. т-ре ("Мать" Хренникова и "Декабристы" Шапорина в Большом т-ре, "Молодая гвардия" Мейтуса в Ленингр. Малом оперном т-ре). Выступает в печати по вопросам театр. иск-ва (режиссура, актерское иск-во, архитектура театр. зданий). Занимается педагогич. деятельностью; руководит курсом мастерства режиссуры в ГИТИСе. Гос. пр. СССР 1941, 1949 (две), 1951 (две).

Соч.: Творческие проблемы театра, "Сов. театр", 1936, .Ne 1; Художественный образ спектакля, в сб.: Мастерство режиссера, М., 1956; О сценических площадках, "Театр", 1959, ј 1; Об условности, там же, 1959, .ј 11; Всем молодым, М., 1961.

Лит.: Вишневский В., О критике "Разбега", "Советское иск-во", 1932, 9 апр., ј17; Велехова Н., Образ Охлопковского спектакля, "Театр", 1954, .NTs 6; е„ же, Все ли пути изведаны?, там же, 1957, "N" 4; е„ ж е, В спорах о стиле, М., 1963; Юзовский Ю., Зачем люди ходят в театр, М., 1964, с. 53-66; Штейн А., Повесть о том, как возникают сюжеты, "Знамя", 1964, .Ns 8. Ц, Вел.

ОХОТИНА, Елена Алексеевна [р. 21. II 1(3. IV).' 1914] - морд. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Морд. АССР (1948). В 1932-37 - артистка хора Самарской передвижной оперы (с 1935 т-р работал в Алма-Ате), в 1937-48 - солистка Морд. муз.-драм. т-ра (Саранск). С 1948 вед„т концертную деятельность. Одна из первых исполнительниц партии Эргани в первой морд. опере "Несмеян и Ламзурь" Кирюкова (1944).

Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Ольга, Любовь, Полина ("Евгений Онегин", "Мазепа", "Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста"), Кармен, Амнерис; Косова ("В бурю" Хренникова), Старуха'("Севасто-польцы" Коваля) и др. А. Ив.

ОЦХЕЛИ, Петр Григорьевич [25. IX (8. X ). 1907- 1937] - груз. сов. театр. художник. С 1925 учился в Тбилисской Академии художеств. В 1927 оформил спектакль "Поджигатели" Луначарского в Тбилисском рабочем т-ре. С 1928 - художник-декоратор Второго гос. т-ра в Кутаиси (ныне - Т-р им. Марджанишвили). Здесь оформил пост.: "В самое сердце" Дадиани (1928), "Уриэль Акоста" (1929); "Беатриче Ченчи" Шелли (1930), "Хатидже" Каладзе (1930), "Поэма о топоре" Погодина (1931), "Сломанный мост" по И. Чавчавадзе (1935). В Груз. ТЮЗе (Тбилиси):

"Сурамская крепость" по Д. Чонкадзе (1934); в Москве оформил в Т-ре б. Корш спектакль "Строитель Сольнес" Ибсена (1931), пост. К. Марджанишвили. Работал в Малом т-ре. Творчество О. характеризовалось изобретательностью, яркой характерностью костюмов, выразит, использованием сценич. пространств. Н.Э.

ОШВАТ (Osvath), Юлия (р. 15.11. 1908) - венг. артистка оперы (сопрано). Нар. арт. ВНР (1953). С 1935- солистка т-ра "Операхаз" (Будапешт). Выступает гл. обр. в итал. и нем. оперном репертуаре. Особый успех имеет в произв. Моцарта: П амии а ("Волшебная флейта"), Донна Анна ("Дон Жуан"), Графиня ("Свадьба Фигаро"), Констанца ("Похищение из сераля"), Фьордилиджи ("Так поступают все"). Создала яркий образ Мелинды в нац. опере "Банк-бан" Эркеля. Гастролировала в СССР (1949,1959). Пр. им. Кошута (1949).

Лит.: Szenthegyi I.. Osvath Julia, "Muzsika", Bdp., 1960, .Ne 4. А. Ив. ОШСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ С. М. КИРОВА - узбекский музыкально-драматический театр. Обслуживает спектаклями узбекских зрителей юга Киргизии. Создан в 1929 на основе самодеятельного кружка. Труппа была сформирована из одних муж-чин; первые артистки, ломая вековые обычаи и религиозные запреты, пришли на сцену т-ра только в нач. 30-х гг. (Т. Хасанова, Р. Муминова, Л. Маидова). Вначале репертуар состоял из узбекских музыкальных драм: "Гульсара" Яшена, "Фархад и Ширин" Хуршида. С сер. 30-х гг. театр стал ставить и драматические спектакли: "Женитьба" Гоголя, "Принцесса Турандот" Гоцци, "Любовь Яровая"; "Два коммуниста" Яшена, "Жизнь вместо смерти" Турусбекова и др.

Наиболее значит, спектакли т-ра: опера "Бурон" Ашрафи и Василенко (1940), "Тахир и Зухра" Аб-дуллы (1940), "Нурхон" Яшена (1943), "Бай и батрак" (1939) и "Проделки Майсары" (1940) Хамзы Хаким Заде, "Ш„лковое сюзане" Каххара (1953), "Именем революции" Шатрова (1959), "Диларом" Яшена, Мухамедова и Ашрафи (1961), "Дочь Ганга" по Тагору (1957), "Адолят" Акрамова, "Алтын-куль" Уйгуна, "На высокой земле" Маликова.

В труппе т-ра (1963): нар. арт. Кирг. ССР Л. Маидова, Р. Муминова, Т. Хасанова, засл. арт. Г. Бо-таев, С. Каримов, Т. Салиева, гл. реж. (с 1951) - Ф. А. Литвинская. Я. Л.

ОЮН (марал оюну - оленья игра) - азербайджанское народное представление фарсового характера. Так же как и ряд других игр азерб. народа ("Кафтар кес", "Кеса вэ гялин" и др.) способствовало формированию комедийных традиций нац. театр. иск-ва.

ОЮУН, Эрденибат (р. 12.XII.1918) - монг. драматург, режиссер. Нар. арт. МНР (1942). Чл. МНРП с 1943. В 1937 написала первую пьесу "Новый человек". режиссерскую деятельность начала в 40-е гг., поставив пьесу "Ханша Мандухай" Цэдэнжава и Баста в Гос. муз.-драм. т-ре. С 1939 О. - режиссер Гос. муз.-драм, т-ра (позднее - Гос. драм. т-р); с 1963- гл. режиссер этого т-ра. Автор пьес: "Дэнсма" (1940, Гос. муз.-драм. т-р), "Встреча друзей" (1944, там же), "Братья" (1945, там же, Гос. пр. 1946), "Я не уйду отсюда" (совм. с Ниджибадгор; 1958, там же) и др. О.- автор переводов пьес: "Ревизор" (1936), "Проделки Скапена" (1939), "Король Лир" (1949), "Платон Кречет" (1943) и др. Г. У. ПА (франц. pas, букв.шаг, от лат. passus) - 1) Танц. шаг (франц. pas de danse), a также танц. ход (франц. passage de pas). Представляет собой ритмич. движение с определ„нной постановкой ног, основанной на меньшей (в бальном танце) или большей (в балете) супинации (выворотности) бедра. Большинство П. заимствовано из танцев разл. народов. 2) Сочетание танц. шагов, распредел„нных на известное количество тактов куплета танц. песни, мелодию нар. танца, а также на весь танц. номер в балете. В этом значении термин "П." (франц. enchainement des pas, букв. - сцепление шагов) вош„л в балетную практику как составная часть названия балетного танца, исполняемого одним, двумя или тремя танцовщиками*- па-с„ль, па-де-де па-де-труа также па даксъон и др. Из балета термин переш„л в бальный танец (название танцев - па-де-патинер, па-де-катр, па-де-грас, na-д'эспань и др.). 3) В бытовом понимании - обозначение всякого танц. движения. А. И.

ПА Д'АКСЬОН (франц. pas d'action, букв.- действенный танец, от pas - шаг, танец и action - действие) - танец, органически связанный с развитием сюжета в балете, раскрывающий драматич. содержание балетной сцены. П. д'а. является одной из осн. форм построения муз.-танц. действия. Понятие "действенный танец" (danse en action) впервые теоретич. обосновано в статье о танце в "Энциклопедии" Дидро (1754), а затем разработано практически франц. ба-летм. Ж. Ж. Новером (1727-1810), обобщившим опыт демократич. ярмарочного т-ра и муз.-танц. представлений разл. стран. Ведущая роль в создании разв„рнутой муз.-танц. формы П. д'а. принадлежит рус. балету. Классич. образцами муз.-танц. драматургии являются П. д'а. в балетах Чайковского ("Лебединое езеро", "Спящая красавица") и Глазунова ("Раймонда"). В балете 19 - нач. 20 вв. построение П. д'а. обычно представляет собой па-де-де или па-де-труа расширенное введением танцев, исполняемых ансамблем артистов. Эта форма получила творч. развитие в сов. балете, утйерждающем значение танца в балетном иск-ве как осн. средства раскрытия сценич.

ПА Д'АНСАМБЛЬ - см. Гран па,

ПАВЕЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (Алексеев) (1898 - 25.III.1963) - рус. сов. артист цирка и эстрады. Вы-отупал в разных жанрах, с особым успехом - как ко-мич. акробат с партн„ршей (псевдоним-"Макс и Макс-ли"). В 1932, работая в Ленингр. цирке, создал новую маску клоуна у ковра: почти бытовую фигуру человека, подходящего с точки зрения житейского опыта к цирковому представлению и поэтому попадающего впросак. В 1936 переш„л на ленингр. эстраду; выступал преим. как клоун-конферансье и муз. эксцентрик в концертах для детей. Во время Отечеств, войны работал во фронтовом цирке под рук. Е. П. Гершуни. Лит.: Дмитриев Ю.. Советский цирк, М., 1963. Ю. Д.

ПАВЕРМАН, Арнольд Израилевич (р.10.IX.1918)- рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Окончил Одесское театр. уч-ще (1941)и курсы усовершенствования режиссеров при ГИТИСе (1952). В 1950-54 - реж. Свердловского, с 1954-гл. реж. Омского т-ров муз. комедии.

Пост.: "Голубая мазурка" Рахманова (1953), "Акулина" Ковнера (1954), "Белая акация" Дунаевского (1957) "Рассвет над Иртышом" Родыгина (1960), "Цирк зажигает огни" Милютина (1961), "Севастопольский вальс" Листова (1962), "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова (196\), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1954), "Корневильские колокола" Планкета (1955), "Где-то на юге" Кеменя (1959), "Продавец птиц" Ыеллера (1960) и др. М. Лифш.

ПАВИЛЬОН (франц. pavillon, от лат. papilio - шат„р) - театр. декорация на рамах, изображающая интерьер, т. е. внутренность комнаты, дома, избы и т. п. П. впервые был примен„н в 1794 нем. актером и режиссером Ф. Л. Шредером. Особое распространение получил в связи с развитием т. н. бытовой и психоло-гич. драмы, требовавшей для своего изображения интимной комнатной обстановки. См. также ст. Декорация.

ПАВЛЕНКОВ, Евгений Ф„дорович (1866-1920)- рус. сов. актер. В 1884 поступил в труппу Агатова в Борисоглебске, затем играл в т-рах Костромы, Вологды, Ковно, Минска, Харькова, Саратова, Казани, Одессы, с 1918 - в т-ре Ростова-на-Дону.

Лучшие роли: Шейлок; Филипп II ("Дон Карлос"), Мет-терних ("Орл„нок" Ростана), Мармеладов ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Яков Биглер ("Каменот„сы" Зудермана), Ванюшин-отец ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Прибытков, Кнуров ("Последняя жертва", "Бесприданница"), Старый студент ("Гаудеамус" Андреева). Е. Ген.

ПАВЛИКОВСКИЙ (Pawlikowski), Тадеуш (9. XI. 1862-28.IX.1915) - польский режиссер и театр. деятель. Учился в консерватории в Лейпциге (у Э. Ган-слика и Ф. Листа). В 1893-99 и 1913-15 - директор Краковского драм. т-ра, в 1900-06 - т-ра во Львове. Изучал иск-во мейнингенцев, "свободных театров" О. Брама и А. Антуана. Широко образованный и тонкий художник, П. развивал традиции С. Козъмяна. П. вв„л в репертуар польского т-ра ряд значит, произв. совр. ему драматургии (С. Выспян-ского, Г. Ибсена, Г. Гауптмана и др.), ставил польскую драматургию: "Барские конфедераты", 1893, "Дзяды", 1898, Мицкевича (фрагменты), "Балладина" Словацкого, 1896, "Месть" Фредро и др., зарубежную классику ("Гамлет", 1894, "Ревизор", 1898, и др.). Важной заслугой П. была пост. пьес М. Горького ("Мещане", "На дне", обе в 1903). Среди др. пост.:

"Каська Кариатида" Запольской (1896), "Легкомысленная сестра" Пежиньского (1904), "Жизнь Человека" Андреева (1909), "Бесплодные усилия любви" Шекспира (1913). В области режиссуры П. утверждал принцип идейно-художеств. единства спектакля, стремился к углубл„нной психология, разработке образов, к созданию актерского ансамбля, к историч. и бытовой точности; большое значение придавал цветовой и звуковой партитуре спектакля. В то же время в творчестве П. сказались влияния модернистских течений, наиболее отч„тливо проявившиеся в период его работы в львов-ском т-ре (пост. пьес С. Пшибышевского, М. Мете-рлинка и др.). П. ставил также оперы ( напр., "Тоска" Пуччини, "Летучий голландец", "Валькирия" Вагнера).

Лит.: Сельский Л., Воспоминания, М., 1961 (см. вступительную ст. Б. Ростоцкого). Б. Рос.

ПАВЛОВ, Ф„дор Павлович [1(13).IX.1892- 2.VI.1931] - чуваш, сов. драматург и композитор. Окончив Симбирскую чуваш. учительскую школу, начал преподавать музыку и пение. В 1917 организовал самодеят. чуваш. т-р в Акулево, к-рый выступал и для бойцов Красной Армии, работал под назв. передвижной художеств. труппы (существовала до нач. 20-х гг.). П. написал первую чуваш. комедию "На суде" (1918), рисующую жизнь чуваш, крестьянства, бюрократизм судопроизводства накануне революции. Пьеса "В деревне" (1922), действие к-рой происходит в годы 1-й мировой войны, показывает нарастание ненависти к царскому строю среди чуваш, народа. Пьесы П., следующие традициям критич. реализма, отличаются сценичностью, сочным нар. языком, ярким нац. колоритом. Автор песен и др. муз. соч., лит. работ.

Соч.: Сутра. П„р сыпклй комети, "Шурам-пус" 1919 .N's 5; Ялта. Трама, Шупашкар, 1922.

Лит.: Васянка Н.,Ф.П. Павлов, "Илемл„ литература", 1941, ј 6, с. 179; С и р о т к и н М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы, Чебоксары 1956 с. 58-61. ф р

ПАВЛОВА, Анна Леонтьевна [р. 27.Х(8.XI).1893]- рус. сов. актриса. В 1912 окончила в Петербурге школу сценич. иск-ва под рук. Ф. П. Петровского и А. А. Санина. До революции работала в т-рах Харькова и Киева. Играла роли Василисы Мелентьевой (о. п. Островского и С. Гедеонова), Елизаветы ("Мария Стюарт") и др. В 1917 руководила т-ром Пролеткульта в Рыбинске. В 1921-25 - актриса Т-ра б. Корш, с 1925 работала в т-рах Сибири (в Иркутске, Красноярске, Томске, Омске и Новосибирске); с сер. 40-х гг.-в Калужском т-ре. Исполняла роли: Любовь Яровая; Мария Тюдор (о. п. Гюго)- в Томске и Омске спектакли ставились на арене цирков; Эльмира ("Тартюф"), Тереза Ракен (о. п. Золя), мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина) и др. Юр. К.

ПАВЛОВА, Анна Павловна (Матвеевна) [31 I (12.II).1881, Петербург,23.1.1931, Гаага] - рус. артистка балета. Дочь солдата и прачки. В 1891 принята на балетное отделение Петерб. театр. уч-ща, где занималась у А. А. Облакова, Е. О. Вазем и П. А. Гердта. По окончании, с 1899,танцовщица Мариинского т-ра. С мая 1906 переведена в разряд балерин. Весной 1910 перешла на положение гастрол„рши. В 1913 выступила в последний раз на сцене Мариинского т-ра в балете "Баядерка".

На отечеств, сцене сформировались основные черты иск-ва П., выдающейся классич. танцовщицы, утвердившей далеко за пределами родины мировую славу рус. балета. Е„ творчество связано с развитием русского балетного театра нач. 20 в. и во многом определило его дальнейший рост. В пост. М. И. Петипаи Л. И. Иванова определилось многообразие возможностей П.: музыкальность и психологическая содержательность танца, эмоциональная действенность актерской игры, широта жанрового диапазона. В этих спектаклях хореогра-фич. образы П. отличались новизной трактовки. Выступая в "Баядерке" (1902), она истолковывала образ Никни в плане вы сокой трагедии. В поэ тически просветл„нном образе Жизели (1903) усиливалась психологич. глубина. П. исполняла и партии, сочетавшие принципы классич. танца с нац. характерным колоритом. Зажигательный, бравурный танец испанок - Пахиты (о. п. Дельдевеза), Китри ("Дон Кихот" Минкуса) и др.- был высоким образцом исполнительского мастерства и тонкости стиля. П. обращалась и к характерным танцам, пользовалась огромным успехом в стремительно-пылком панадеросе ("Раймонда"), уральской пляске ("Кон„к-Горбунок" Пуни), в исп. танце ("Щелкунчик"), в партии Вакханки ("Времена года" Глазунова).

С новаторскими поисками хореографа А. А. Горского, .стремившегося к драматизации балетного действия, связано исполнение П. партии Китри ("Дон Кихот") и Бинт Анты ("Дочь фараона" Пуни, 1906, Большой т-р; позднее партии Аспиччи в том же балете, пост. в Петербурге).

Творчество П. способствовало утверждению реформ М. М. Фокина. Она исполняла центральные партии в поставленных им балетах: "Виноградная лоза" А. Рубинштейна, "Евника" Щербач„ва, "Шопе-ниана", "Павильон Армиды" Н. Черепнина, "Египетские ночи" Аренского. В них одухотвор„нный психологизм и музыкальность исполнительницы обогащали изобразительную хореографию, близкую стилистике "Мира искусства". Результатом совм. деятельности П. и Фокина явились хореографич. произведения, где танец был подчин„н задаче раскрытия психологич. сущности образов: "Шопениана"; "Лебедь" на муз. Сен-Санса (1907; позднее наз. "Умирающий лебедь") стали поэтическим символом рус. хореографии этой эпохи. Отдавая дань новаторству Фокина, П. хранила преданность заветам и принципам рус. классич. балета. С 1908 П. гастролировала за рубежом. С 1909 участвовала в "Русских сезонах" в Париже, положивших начало е„ мировой славе. В 1910 она создала собственную труппу, с к-рой гастролировала по всем странам (в 1913-14 в России) с огромным успехом.

В гастрольном репертуаре П. сохраняла балеты Чайковского и Глазунова, "Тщетную предосторожность", "Жизель", "Коппелию", "Пахиту" и др., а также концертные номера. В е„ труппе работали рус. балетмейстеры и рус. танцовщики. С участием П. создавались новые хореографич. миниатюры "Ночь" и "Вальс-каприз" А. Рубинштейна, "Стрекоза" Крейс-лера, "Рондино" Бетховена-Крейслера, "Калифорнийский мак" на муз. Чайковского.

В зарубежных поездках П. развивала традиции отечеств, иск-ва. Е„ иск-во, получившее мировую известность, пробудило интерес к хореографии и способствовало возрождению зарубежного балетного т-ра.

Соч.: Несколько страничек из моей жизни, "Солнце России", 1912, JSft 23.

Лит.: Д а н д р е В.? Анна Павлова, Берлин, 1933 Анна Павлова. 1881-1931, ред.-сост. А. Г. Франке, пер с англ. Предисл. и примеч. Е. Я. Суриц, М., 1956; К р а-с о в с к а я В., Анна Павлова, Л., 1964; S t i е г Т., With Pavlova round the world, L., 1927; Н у d e n W., Pavlova, L., 1931; 0 1 i v е г о f f A., plight of the swan, N. Y., 1932; M a g г i e 1 P., Pavlova, N. Y., 1947; A 1 g e r a-n о f f H., My years with Pavlova, L.-[a. o.], 1957. В. Kp

ПАВЛОВА, Валентина Михайловна [р. 26. VII(8. VIII).1909] - рус. сов. актриса. Нар. арт. Тат. АССР (1956), засл. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммуни-стич. партии с 1962. Окончив в 1926 Тюменскую балетную студию, поступила в Шадринский драм. т-р, затем работала в т-рах Красноярска, Якутска, Благовещенска и др. С 1948 - актриса Казанского рус. т-р. П.актриса героич. темы, обладает сильным драматич. темпераментом.

Лучшие роли: Параша ("Горячее сердце"), Катерина ("Гроза"), Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Анна Каренина;

Татьяна ("Враги"), Маша ("Три сестры"), Екатерина Топи-лина ("Сердце не прощает" Софронова), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова).

Играет также остро характерные и комедийные рели. Сатирич. зарисовки П. всегда остроумны и изящны:

Мария Антоновна ("Ревизор"), Лушка ("Левониха на орбите" Мака„нка), Нинка ("Аристократы") и др. И. И.

ПАВЛОВА (наст. фам.- 3 е и т м а н), Татьяна Павловна (р.10.XII.1893) - рус. и итал. актриса, режиссер. В 1907-10 выступала в труппе П. Н. Ор-ленева, затем работала в разл. моск. и провинциальных т-рах. Роли: Грушенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), фрекен Юлия (о. п. Стринд-берга), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. В 1921 эмигрировала в Италию, где организовала (в 1923) собств. труппу и работала в ней как актриса и режиссер.

П. пропагандировала рус. драматургию, принципы психологич. реализма в актерском иск-ве и режиссуре, сложившиеся в МХАТе. Пост. (на итал. яз.): "Бес-ириданницу" (1926), "Воскресение" (1929), "Живой труп" (1941); "На дне" (1927), "Фальшивую монету" Горького (1929), "Квадратуру круга" (1931), "Дорогу цветов" (1947) Катаева, пьесы Л. Н. Андреева, Ю. Д. Беляева, Г. Г. Ге, О. И. Дымова и др. В 1932 В. И. Немирович-Данченко по приглашению П. пост. в руководимом ею т-ре свою пьесу "Цена жизни". В Италии П. играла роли в пьесах рус., а также итал. и др. западноевроп. авторов. С 1953 работает как режиссер гл. обр. в оперном т-ре; пост.: "Борис Годунов" (1953, 1956, 1960, "Ла Скала"), "Пиковая дама" (1953, "Комунале"), "Война и мир" Прокофьева (1953, Флоренция), "Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова (1960, Рим) и др. В 1935-38 преподавала в Нац. академии драм. иск-ва (Рим). Снималась в кино. Ал. А.

ПАВЛОВ-АРБЕНИН, Александр Васильевич (1871-22.VI.1941) - рус. сов. дириж„р и муз. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1937). Дириж„рскую деятельность начал в 1897 в Петербурге. Работал в провинц. оперных труппах, затем вновь в Петербурге, в оперной труппе Нар. дома (1905-06), в т-ре Муз. драмы (с 1913). После 1917 дирижировал спектаклями Гос. Большого оперного т-ра в Петрограде, оперных т-ров в Баку, Казани, Самаре, Тифлисе, Свердловске. С 1934 - дириж„р и муз. рук. Т-ра оперы и балета им. Чернышевского в Саратове.

Пост.: "Кармен", "Евгений Онегин", "Пиковая дама" (все в 1901, Харьков), "Царская невеста", "Сказка о царе Салтане", "Тангейзер" (все в 1902, Иркутск), "Князь Игорь", "Русалка" (с участием Ф. И. Шаляпина), "Фауст" (обе в 1905, Петербург), "Снегурочка"; "Парсифаль" Вагнера (обе в 1913, Петербург), "Шахсенем" Глиэра (1927, Баку), "За серп и ЛЬлот"(на муз. оперы "Иван Сусанин") и др. Выступал и как сивпУ7 дириж„р.

Лит.: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957, с. 232-234: Левин С. Ю.,Записки оперного певца, М.. 1955, с. 594-97.

ПАВЛОВСКАЯ (наст. фам.- Орлова), Валентина Константиновна [23.11(6. III). 1888-10. IV. 1947]- рус. сов. артистка оперы (лирико-драматич. сопрано) и оперетты. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). В 1915 окончила Петерб. консерваторию. В 1919-24 работала в оперных т-рах Ростова-на-Дону, Москвы ("Свободная опера С. И. Зимина"), Харькова. С 1924- солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Выступала также в Моск. т-ре оперетты, Свердловском т-ре оперы и балета.

Партии: Ярославна, Купава; Мария ("Мазепа"), Фата Моргана ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева), Аида (о. п. Верди), Ортруда ("Лоэнгрин"), Саломея(о. п. Р. Штрауса, первая исполнительница в СССР), Мари("Вопцек" А. Берга) и др.

ПАВЛОВСКАЯ (урожд„нная-Б е р м а н), Эмилия Карловна [28.VII(9.VIII).1853-23.III.1935] - рус. сов. артистка оперы (лирико-драматич. сопрано) и вокальный педагог. Засл. арт. РСФСР (1934). Окончила в 1873 Петерб. консерваторию по классу проф. К. Эве-рарди. В 1873-74 выступала за границей (в Италии и др. странах), с 1876 - в оперных т-рах Киева, Одессы, Тифлиса, Харькова. В 1883-84 и 1888-89артистка Большого т-ра в Москве; в 1884-88 - Ма-риинского т-ра. Обладая хорошо разработанным голосом обширного диапазона и ярким драматич. талантом, П. выступала в разнообразном репертуаре: Татьяна; Наташа ("Русалка"), Виолетта, Кармен и др. П. была первой исполнительницей партий Марии и Кумы в "Мазепе" и "Чародейке" Чайковского. С 1892 вела педагогич. деятельность (с 1895 - в оперном классе Большого т-ра; среди учеников - Д. А. Смирнов).

Лит.: П. И. Чайковский и Э. К. Павловская. [Письма], в кн.: Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни, М.-Л., 1940; Погожев В. П., Воспоминания о П. И. Чайковском, в кн.: Чайковский. Воспоминания и письма, под ред. И. Глебова, П., 1924, с. 28-34;

Ж е г и н Н., П. И. Чайковский и Э. К. Павловская, "Сов. музыка", 1934, ј 8.

ПАГАВА, Акакий Несторович [15(27). ИЛ 887-27. VI.1962] - груз сов. режиссер, педагог и театровед. Нар. арт.Груз. ССР (1962). В 1908- 14 работал сотруд" ником и пом. реж. в М XT. С 1915 был режиссером в т-рах Кутаиси, Батуми, Тбилиси. В 1920 участвовал в организации Тбилисской груз. драм. труппы (с 1921- Т-р им. Руставели). Пост. спектакли: "Отелло" (1920), "Тартюф" (1921) и др. В 1922 организовал и руководил первой сов. груз. драм. студией, в 1925 - груз. оперной студией. В 1928-34-заведующий ТЕО (театр. отдела) Главискусства Грузии. В 1939-62 в„л педагогич. работу в Театр. ин-те им. Руставели. Профессор (1939). В 1939-55-зам. директора, зав. кафедрой театроведения. Литературную деятельность начал в 1908. Был последователем творч. принципов К. С. Станиславского.

G оч.: Ладо Месхишвили, Тб., 1938, 1957 (на груз. яз.);

Васо Абашидзе, Тб., 1954 (на груз. яз.).

Лит.: К о р к и я Р.. Акакий Пагава, Тб., 1960 (на груз. яз.). Г. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница