Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей сочи легковушка в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 330)


ПАНФ‚РОВ, Ф„дор Иванович [ 20. IX (2. X). 1896- 10.IX.1960] - рус. сов. писатель, драматург. Чл. Ком-мунистич. партии с 1926. Деп. Верх. Сов. СССР 2-4-го созывов.Начал печататься в 1920. Автор романов "Бруски" (1928-37) и др. В 1934-36 был гл. ред. журнала "Колхозный театр". В 20-е гг. П. написал ряд пьес для деревенского т-ра, рисующих ломку сознания крестьян, устремления середняцко-бедняцких слоев сов. деревни к единению с городом, с рабочими,- "Пахом", "Дети земли" (1922), "Мужики", "Урод" (1924), "Бунт земли", "Стальной конь" (1926). Роман "Бруски" неоднократно инсценировался. В 1928 по мотивам первой книги "Брусков" П. написал пьесу "Развал". В 1929 Первый рабочий т-р Пролеткульта пост. "Бруски" (инсц. автора и В. Ф. Плетн„ва, реж. B.C. Смышляев), в 1935 в моск. Современном т-ре УМЗП шла пьеса "30-й год" (по 3-й части "Брусков"). В 1939 П. написал пьесу "Жизнь" по мотивам 1-го и 2-го тт. "Брусков" (Малый т-р). Гос. пр. СССР (1948, 1949).

Др. пьесы: "Тв„рдой поступью" (1934, МРХТ), "Варя Курбатова" (1959. Драм. т-р, Вологда), "Когда мы красивы" (1952).

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, М., 1958-59. Лит.: Гречишников В., Творчество Панферова, М 1934; А л пер с Б., Страна Муравия, "Театр", 1939, .Ne 11-12; Левин М., Реабилитация "Жизни", там же, 1940, ј 6. С. Г.

ПАНЧ (англ. Punch, сокращ. от Puncinello)- персонаж англ. нар. т-ра кукол. Впервые появился в Англии в 1662 в представлениях итал. марионеточни-ков. Со временем стал постоянной маской шута в кукольных представлениях. П.- горбун в остроконечном колпаке, с длинным крючковатым носом, гуляка, плут, весельчак, драчун. Собрат Пульчинеллы, Полишинеля, Петрушки. С конца 18 в. П.- ручная (перчаточная) кукла, становится центр, фигурой спектакля. П. - воплощение анархич. бунта "низов" против феодально-бурж. устоев, права, религии; он избивает и убивает всех, кто стоит у него на пути, даже ч„рта. Стычки П. с судь„й, констеблем и др. "власть имущими" создали ему особую популярность у массового зрителя.

Лит.: Collier J. P., Punch and Judy, 6 ed L 1873; The tragical comedy or Comical tragedy of Punch and Judy, L., 1928; Stead P. J., Mr. Punch, L., [1950]-S p e a i g h t G." The history of the English puppet theatre, N Y., [1955]; "Ceskoslovensky loutkar", 1962, c 11, s. 243; J. М., Pametni deska Punchovi, там же, 1962, c. 6. И.'Б.

ПАНЧЕХИН, Николай Дмитриевич [ р. 11 (24). III. 1901] - рус. сов. артист оперы (бас-кантанте). Засл. арт. РСФСР (1940). Музыке учился в Чите и Владивостоке. В 1924 -26- артист Театра-студии им. Шаляпина, 1926-28 - Оперной студии-театра, 1928-41 - Оперного т-ра им. Станиславского в Москве. В 1941- 1959-солист Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Обладал голосом суховатого тембра, ровно звучавшим во всех регистрах, высокой спенич. культурой. Лучшие партии: Суворов (о. п. Василенко, 1942, первый исполнитель), Борис Годунов.

Партии: Николай Болконский ("Война и мир"), Тка ченко ("Сем„н Котко" Прокофьева); Писарь, Сальери'("Майская ночь", "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова) Дон Паскуале (о. п. Доницетти), Дон Базилио и др.

Лит.: Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952; Театр, М., ВТО, 1944, с. 12426;

Станиславский К. С., Материалы. Письма. Иссле дования, М., 1955 (Театр. наследие, I), с. 291, 293 683

ПАНЬКЙВСКИЙ, Северин Ф„дорович [12(24). IV. 1872-23.IV.1941] - укр. актер, режиссер. Род. в Галиции в семье священника. В 1897-99 работал в труппе М. Л. Кропивницкого, в 1899-1900- в труппе М. П. Старицкого, в 1900 - в объедин„нной труппе корифеев укр. т-ра, в 1905-06 - в т-ре об-ва "Руська бесща". С 1906 - актер т-ра Н. К. Садовского, где впервые выступил как режиссер. В 1917 П. вместе с Л. Курбасом издавал первый укр. театр. журн. "Теа-тральш в1сти". Затем работал в разл. укр.т-рах (укр. нар. т-ре - 1918-19, Первом гос. драм. т-ре им. Шевченко-191920).П.-мастер эпизодич. ролей.Успешно выступал в комедийном репертуаре: Свидетель ("По ревизии" Кропивницкого), Пеньонжка, Ст„почка Кра-марюк ("Мартын Боруля", "Житейское море" Карпен-ко-Карого); играл роли резон„ров-Максим ("Пока солнце взойд„т..."), Осип ("Ревизор"), и драм. роли - Микола ("Украденное счастье" Франко). П. обладал красивым тенором, выступал в вокальных партиях (Меркурий - "Энеида" Лысенко и др.). Выступал как режиссер-педагог (с 1908), пропагандировал на укр. сцене систему К. С. Станиславского. С. Б.

ПАНЬОЛЬ (Pagnol), Марсель (р.28.II.1895)-франц. драматург, сценарист, кинорежиссер. Чл. Франц. академии (с 1946). Драматургич. деятельность начал комедией "Жозеф хочет остаться честным" (совм. с П. Нивуа; 1923, т-р "Варьете", Марсель). Комедии "Продавцы славы" (совм. с Нивуа, 1925, "Т-р де ла Мадлен", Париж) и "Топаз" (1928, т-р "Варьете", там же) определили значение П. в истории франц. драматургии и т-ра. Мещански-развлекат. пьесам П. противопоставил социальную комедию характеров. С яз вительным сарказмом он рассказал о катастрофич. падении морали, представлений о любви, чести, совести в бурж. мире, где царит дух авантюрных спекуляций, шантажа. Иной мир изображает П. в комедиях "Мариус" (1929, "Т-р де Пари"), "Фанни" (1931, там же), "Сезар" (1946, "Т-р де варьете", Париж). Герои этих комедий - марсельские мастеровые, мелкие чиновники, торговцы; их переживания неглубоки, ссоры и размолвки нелепы, но отношения между этими людьми отличаются искренностью, доброжелательностью. Характерам, созданным П., иногда присуща мелодраматичность, но чаще - чисто галльская искристость, жизнелюбие. Резко отличается от др. произв. П. пьеса "Иуда" (1955, "Т-р де Пари"), в к-рой он оправдывает предательство.

В Сов. Союзе ставились пьесы "Продавцы славы" (Большой драм. т-р, 1925, МХАТ, 1926, Ленингр. академич. т-р драмы им. Пушкина, 1956, под назв. "Торговцы славой") и "Топаз" [под назв. "Болото";

Ленингр. т-р "Комедия", Моск. драматический т-р (б. Корш), оба в 1929, Ярославский т-р им. Волкова, 1933].

С оч : Theatre complet, P., 1949; Oeuvres dramatiques..., P., 1954; в рус. пер. - Торговцы славой, М., 1926; Мариус, Фанни, М., 1960; Топаз, в кн.: Пьесы современной Франции, М., 1960.

Лит.: Lаlou R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1961. В. Бал.

ПАПАДАКИ (ПатсаЬах), Елени (окт. 1908-21.XII. 1944) - греч. актриса. Училась в греч. консерватории в Афинах. Творч. деятельность начала в 1925 в труппе "Т-ра иск-в" (рук. С. Мелас), затем работала в др. труппах. С 1932 выступала на сцене Нац. т-ра (Афины). Актриса большого и разностороннего дарования, П. обладала высоким сценич. мастерством, большой культурой речи" Е„ образы отличались изяществом внешнего рисунка, глубоким раскрытием психологии сценич. персонажа.

Вершиной творчества П. было сценич. воплощение героинь др.-греч. трагедии. Актриса создавала образы, исполненные душевной красоты и нравств. силы (Антигона, Ифигения, Геку-ба и др.).

Роли: Дездемона; Порция ("Венецианский купец"), Се-лимена ("Мизантроп" Мольера), Нина ("Чайка"), Падчерица ("Шесть персонажей JB поисках автора" Пиранделло) и др.

Лит.: Г Х т] v о и Г.,2рес OXT]VT,I. Bt(3Xiov 2-o'Arvai 1961

' Д- 'С. ПАПАЗЯН, Арусяк (1841-1907) - арм. актриса. Первая женщина среди проф. арм. театр. деятелей. Род. в Стамбуле (Константинополь). Нек-рое время работала учительницей, затем посвятила всю жизнь сцене. В 1857-59 играла в труппе драматурга С. Эки-мяна, с 1861 стала ведущей актрисой первого арм. проф. т-ра "АреЕелян татрон" (Константинополь), играла в драмах Гюго, Вольтера, комедиях Мольера. П. обладала ярким актерским темпераментом, богатой и выразительной мимикой. Для е„ иск-ва характерны глубина психологич. характеристик, мастерство декламации, романтич. пафос. Актриса насыщала образы женщин, протестующих против тирании, гражд. пафосом и пользовалась огромным успехом у арм. молод„жи, угнетаемой султанской властью. М. Налбандян и др. передовые арм. деятели высоко ценили иск-во П. После закрытия т-ра "Аревелян татрон" султанским правительством П. выступала в др. арм. труппах, а с нач. 80-х гг. 19 в., когда все арм. спектакли в Турции были запрещены, вела нищенское существование и заболела психически.

Роли: Роксана ("Аршак II" Пешикташляна), Сандухт ("Дева Сандухт" Терзяна), Франческа ("Франческа да Ри-мини" Пеллико), Бланш ("Король веселится" Гюго), Люсинда ("Лекарь поневоле" Мольера), Эльмира ("Тартюф"), Элиза ("Скупой").

Вместе с Арусяк П. на сцену "Аревелян татрон" вступила е„ сестра А х а в н и П. (1844-1913). Она обладала хорошими сценич. данными, выступала в ролях амплуа субреток и инженю (Белина-"Мнимый больной" и др.).

Лит.: Степанян Г., Арусяк Папазян, Ереван, 1955; его же. Очерк истории западно-арм. т-ра, т. 1, Ереван, 1962 (обе на арм. яз.). /\ Т.-С.

ПАПАЗЯН, Ваграм Камерович (р.6.1.1888, Стамбул) - арм. сов. актер. Нар. арт. СССР (1956). Учился в Стамбуле (Константинополь) и Венеции, затем - в Миланской академии художеств (1908-1911). Совершенствовался в Париже. Сценич. деятельность начал в Стамбуле в 1902. В 1913-15 выступал в Баку и Тифлисе в арм. труппах. Затем играл вновь в Стамбуле. Участвовал в спектаклях (в Италии и за е„ пределами) трупп Э. Дузе, Э. Цаккони, Д. Грассо, Э. Новелли. В 1922 переехал в Сов. Армению. Гастролировал в разл. городах СССР. В 1932 в парижском т-ре "Одеон" играл роли Отелло и Гамлета. В 1934-35 П. было присвоено звание нар. арт. Армении, Грузии и Азербайджана. В 30-40-х гг. выступал эпизодически в т-рах Закавказья, Украины, РСФСР. В 1941-44 - актер Ленинградских театров им. Горького и им. Пушкина, с 1954 - актер Театра им. Сундукяна.

Унаследовав богатейшие традиции европ., в частности итал., актерского иск-ва 19 в., П. в то же время развивал традиции нац. арм. трагедийного театра. Был последователем Адамяна и оказал огромное влияние на др. арм. трагиков. П. создал образы в клас-сич. драматургии:

Отелло (1908), Ромео (1908), Гамлет (1912), Макбет (1927), Лир (1941); 'Дон-Жуан (Мольера, 1913); Освальд (1920), Арбенин ("Маскарад", 1917), Протасов ("Живой труп", 1952). В арм. репертуаре П. играл:

Сейрана ("Намус" Ширванзаде, 1915), Вардана ("Васак" Де-мирчяна, 1917), Кара ("Капказ-Тамаша" Ча-ренца, 1926), Жоржа ("Кум Моргана" Ширванзаде, 1927) и др.

Коронная роль П.- Отелло. Ещ„ в первый период работы над ролью Отелло П. раскрывал в сво„м исполнении драматич. тему расового конфликта. В условиях деспотия, султанского режима подобная трактовка выражала протест против националистич. политики. Отточенная техника, блестящий артистизм, дар монументальных обобщений сочетаются у П. с аналитич. умом актера-исследователя. П. выражает на сцене человеческие страсти, не страшась подчас их чрезмерности, гиперболизации. актер-гастрол„р, П. стремился подчинить себе сценический ансамбль, возродить спектакль-монодраму. П. - автор двухтомных мемуаров, исследования, поев. исполнению Отелло, и др.

Соч.: По театрам мира, Л.-М., 1937; на арм. яз.- Взгляд в прошлое, т. 1-2, Ереван, 1956-57; Долг сердца, Ереван, 1959; Мой Отелло, Ереван, 1964.

Лит. на арм. яз.: Ваграм Папазян, Ереван, 1959. р. 3.

ПАПАЗЯН, Вртанес (13.IV.1866-26.IV.1920) - арм. писатель, драматург. В 90-х гг. 19 в. написал комедию "Портной Маркое", в Тегеране была пост. его драма "На заре". В 1903 написал пьесу "Поток" "из жизни арм. интеллигенции. Автор ряда историч. пьес: "За родину" (1911), "Мать отступника" и др. Драма П. "Ут„с" (1905) отразила передовые идеи первой рус. революции 1905-07. В этой пьесе П. разоблачал ростовщиков, сельских богачей-мироедов. Пьеса вошла в репертуар сов, арм. т-ра.

Соч.: Собр. соч. в 5 тт., Ереван, 1958-59 (на арм. яз.). В. Т.

ПАПАНДСПУЛО (Papandopulo), Борис (р. 25.11. 1906) - хорватский композитор, дириж„р. Учился в муз. академиях Загреба и Вены. С 1924 выступал как хоровой и симф. дириж„р в Югославии и за рубежом. С 1938 дирижировал в оперных т-рах Риеки, Сараева, Загреба. Автор опер: "Сунчаница" ("Подсолнух"), по поэме И. Гундулича "Осман" (1941, Хорв. нац. т-р, Загреб); "Амфитрион" (1940, там же), "Рона" по драме "Два берега" Лесковаца (1956, Нац. т-р, Риека); балетов: "Золото" (соч. 1928), "Жатва" (1950, Нац. т-р, Сараево), "Интермеццо" (1953, там же), "Беатриче Ченчи" (соч. 1959), музыки к пьесам отечеств, авторов "Хасанагиница" Огризовича, "Адембег" Чоровича и др., и классич. драматургии:

"Фауст", "Мнимый больной" и др. Писал также музыку к фильмам, симф., вок., камерные и др. произв. Творчество П. связано с муз. фольклором народов Югославии. Написал ряд музыкально-критических работ.

Лит.: Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i nji-hova djela, Zagreb, 1960, e. 358-81. Альб. К.

ПАПАНОВ, Анатолий Дмитриевич (р. 1922) - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (158). В 1947 окончил актерский ф-т ГИТИСа. В 1947-49 работал в Рус. драм. т-ре в Клайпеде. С 1949 - актер Моск. т-ра Сатиры .

Роли: Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Букшан {"Последняя сенсация" Себастьяна), Синицын ("Поцелуй феи" Гердта и Львовского), Гобле ("Жорж де Валера" Ж. П. Сартра), Черноз„мный ("Квадратура круга" Катаева), Корейко ("Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову), Англичанин и Вельзевул ("Мистерий-Буфф" Маяковского), Пучесухин ("Памятник себе" Михалкова), босс Менген ("Дом, где разбиваются сердца" Шоу) и др.

Играя в основном роли отрицательные, актер с остротой, сатиричностыо разоблачает своих героев. При остро характерной, часто гротескной манере исполнения П. стремится раскрывать внутр. сущность образа. В "Дамокловом мече" Н. Хикмета П. создал образ Бокс„ра, показав в тупом и ж„стком человеке трогающую лиричность, тоску. Снимается в кино- "Живые и м„ртвые" (Серпилин) и др.

Лит.: Владимирова 3., Езда в незнаемое, "Театральная жизнь", М., 1959, .ј20. С Г

ПАПАТАНАСЙУ (Патсаоосзюи), Аспасия (по му-жу-Мавромати; р. 20.X.1918) - греч. актриса. В 1940 окончила театр. школу афинского Нац. т-ра (ученица Д. Рондириса). Дебютировала на сцене Т-ра М. Котопули в 1941. П.- участница Движения Сопротивления. В послевоенные годы вошла в состав труппы "Объедин„нных артистов", где в 1945-46 играла Л„шку ("Дальняя дорога" Арбузова), Аниску ("Нашествие") и др. В условиях реакционного режима выступала на сцене с большими перерывами: в 1953-54 - в труппе М. Катракиса (Евгения Гранде - о. п. по Бальзаку;

Анна Кристи - о. п. СГНила). С 1957 - в Пи-рейском театре (рук. Рон-дирис). С особой силой исполняла роли в др.-греческой трагедии: Электра (о.п.Софокла) и Медея (о.п. Еврипида). В Пирейском т-ре П. выступала также в ролях Атоссы и Клитем-нестры ("Персы", "Хоэфо-ры" и "Эвмениды" Эсхила). Трагич. образы, созданные П., исполнены высокой патетики, пафоса, гражданского протеста. Гастролировала П. почти во всех странах Европы, в США, в СССР (1963, 1964). В 1960 в Париже была награждена премией "Т-ра наций", в 1963 в Греции - премией им. Котопули. Д- С.

ПАПАЯН, Арамашот (Ашот) Петросович [р. 2 (15). IX.1911] - арм. сов. драматург. Театр. деятельность начал как актер в Ростове-на-Дону в 1931. Роли П.:

Пэпо, Замбахов ("Пэпо", "Хатабала" Сундукяна), Багдасар ("Дядя Багдасар" Пароняна), Президент ("Коварство и любовь"), Платон Кречет и др. Выступал и как режиссер ("Хатабала", "Дядя Багдасар" и др.). Как драматург впервые выступил в 1938. П. пишет гл. обр. комедии на темы совр. жизни. Пьесы его отличаются сценичностью, чувством юмора, нац. колоритом. Ставятся в арм. драм. и муз. т-рах:

"Большая свадьба" (совм. с Арамом Папаяном, 1944), "Любовь без коварства" (1947), "Горе от ревности" (1955), "Нехлебосольный зять" (1959), "Именины" (1960) и др. Нек-рые комедии П. ("Смотрины", "Счастливая семья", "Крестины", "Большая свадьба" и др.) переведены и пост. в рус., укр., груз., азерб. и др. т-рах. П. пишет также киносценарии.

С о ч.: Комедии, Ереван, 1962 (на арм. яз.). Б. Л.

ПАПАЯН, Надежда Амбарцумовна (1868-19.1. 1906) - арм. артистка оперы (сопрано). В 1886-90 училась в Петерб. консерватории у проф. В. И. Рааб, совершенствовалась в Неаполе, Милане, Париже. В 1893-1902 и 1904-05 выступала в Тифлисе, Баку, Ростове-на-Дону и др. городах России. В 19021904-солистка Мариинского т-ра. Обладала сильным, звонким, кристально чистым голосом, драматич. темпераментом.

Партии: Лиза, Джильда, Виолетта, Мими; Маргарита, Джульетта ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно) и др. ПАПОВ, Сергей Иванович [р. 18.1Х(1.Х).1904]-русский советский актер. Народный артист СССР (1958). Чл. Коммунистической партии с 1940. Творч. деятельность начал в 1921 (Кишин„в). Работал в т-ре Пролеткульта (Иванове, 1924), в Ярославле, в "Молодом т-ре" Воронежа (1934-40). С 1940-актер Воронежского драм. т-ра. В первой роли, сыгранной П. в пьесе Горького-Влас ("Дачники"), проявились гл. черты дарования П.: интеллектуальность, умение раскрыть драматич. перелом в судьбе героя, стремление к ясному по форме, сдержанному и мужественному иск-ву. Больше всего удаются актеру образы простых, волевых, деятельных, целеустремл„нных людей. Снимается в кино (Пржевальский в одноим. фильме и др.). Лучшие ооли: Братишка ("Шторм", 1926), Швандя (1933);

Годун ("Разлом", 1952); Кузнецов ("Сильные духом" Медведева и Гребн„ва, 1948), Шульга ("Молодая гвардия"), председатель колхоза Иван Буданцев (о. п. Лаврентьева,

1954), старый рабочий Василий Забродин ("Ленинградский проспект" Штока, 1962). В классическом репертуаре играл Астрова, Городничего; Петруччио ("Укрощение строптивой").

Лит.: Сергеенко М-, Артист Сергей Папов, "Театр", 1961, ј9; Пименов В., актер, театр. современность, "Огон„к", 1961, .Ne 36; Ю p а с о в а Г., Поэзия народной жизни, "Театр. жизнь", 1958. ј l. H.Mop.

ПАПП (от греч. тсатстсос - "папаша") - традиционный персонаж древнеримской ателланы, тип богатого и глуповатого старика, обычно сельского жителя, изредка приезжающего по делам в город и попадающего здесь в переделку. Часто изображался неудачным претендентом на гос. должности и несчастливым искателем любовных приключений. В. Я.

ПАППАС (IIdrtluxc), Георгиос (1903-3.V.1958) - греч. актер. В 1931 дебютировал на афинской сцене. В 1934-41 работал в труппе М. Котопули, в 1950-52 и 1955-58 - актер Нац. т-ра. Выразительная внешность и сценич. обаяние утвердили П. как ведущего актера труппы на амплуа героя-любовника в салонных комедиях и др. Для более зрелого периода творчества П. характерно глубокое проникновение в дра-матургич. сущность характера героя, поиски тонких психологич. деталей.

Роли: Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Юлий Цезарь ("Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу), Федя Протасов ("Живой труп"), Джон Проктор ("Суровое испытание" Миллера), Мефистофель ("Фауст" Г„те) и др. Д. С.

ПАРАБАСА (греч. тсаряраст";) - в др.-греч. т-ре непосредственное обращение хора к зрителям, не связанное с действием пьесы. Во время исполнения П. действующие лица удалялись, а хор снимал маски и выстраивался лицом к зрителям. В П. автор комедии обычно разъяснял цели и задачи пьесы, обсуждал политич. вопросы, высмеивал лит. противников, просил зрителей быть благосклонными к комедии. П. была одной из неизменных составных частей в канонич. структуре древней аттической комедии. Построение П. также было каноническим: в ней по строгим правилам чередовались декламация корифея и пение хора.

Лит.: Z l e l i n s k i Th., Die Gliederung der altattischen Komodie, Lpz., 1885. Я. Зем.

ПАРАД (франц. parade, от лат. раго, букв.- готовлю) - во франц. старинном ярмарочном т-ре комедийные сценки, разыгрывавшиеся актерами (перед балаганом или на его наружном помосте) с целью зазвать публику на представление. Первоначально П. представлял собой шутовское театрализованное объявление, к-рое делал владелец балагана с помощью своего слуги. Это объявление сопровождалось показом фокусов, прыжками, кульбитами, преим. грубыми вольными шутками и остротами. Постепенно П. превращался в небольшую буффонную комедию, представлявшую разновидность фарса. В 1-й пол.

17 в. такие П. разыгрывал знаменитый французский актер Табарен. Подлинного расцвета П. достиг в

18 в. в творчестве ряда драматургов (Т. С. Г„ллет и др.).

Постоянными действующими лицами П. были итало-франц. маски: Кассандр (Панталоне), Жиль (Пьеро, Педролино), Арлекин, Скарамуш, Коломбина.

Сборник наиболее популярных П. издан под назв. "Бульварный театр" (Theatre des boulevards, ou Recueil des parades, v. 1-3, P., 1756).

Лит.: Gilles M., Theatre des boulevards, ou Recueil des parades, v. 1-2, P., 1881; Ярмарочные и бульварные театры, в кн.: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, ч. 2, под ред. и с предисл. С. С. Мокульского, M.-Л 1939, с. 302-304.

ПАРАДИЗ (Paradis), Леопольд (гг. рожд. и смерти неизв.) - австр. артист балета, балетмейстер и педагог. В 1759 поселился в России и был принят в петерб. балетную труппу на положение первого танцовщика. В 1777 был назначен на должность педагога танц. классов Моск. воспитательного дома, где он вскоре вв„л новую систему обучения, воспитал плеяду выдающихся танцовщиков. Среди его учеников: Г. И. Райков, В. М. Балашов, И. Л. Еропкин, А. М. Собакина и др. В 1784 П. возвратился в Петербург, где преподавал бальные танцы.

Литп.:'Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935; Глушковский А. П., Воспоминания балетмейстера, Л.-М., 1940; Всеволодский (Герн-г p о с с) В., История театрального образования в России, СПБ, 1913; Г о з е н п у д А., Музыкальный театр в России, Л., 1959. Юр. Б. "ПАРАДИЗ" (Никитский театр) - театр. здание в Москве. Выстроено в 1885 наБ. Никитской ул. (ныне ул. Герцена) антрепрен„ром и актером Г. Парадизом (арх. Торский). В "П." выступали гастрол„ры (рус. и иностр.; т-р наз. также Интернациональным). Здесь играли мей-нингенская труппа; актеры Л. Барнай, Э. Поссарт, Б. К. Коклен, Э. Росси, Г. Режан, Ж. Муне-Сюлли, Сара Бернар, Э. Дузе, бр. Адельгейм и др., труппа Мюнхенского королевского т-ра, укр. труппы Н. К. Садовского и М. К. Заньковецкой, Венская оперетта, французская труппа Михайловского т-ра, опереточная труппа Е. В. Потопчи-ной, Моск. комич. опера, Теревсат (Т-р революц. сатиры). В 1922 здание т-ра было передано моск. Т-ру Революции (ныне Т-р им. Вл. Маяковского). С. Г.

ПАРАД-ПРОЛОГ - начало циркового представления. В дореволюп. рус. цирке обычно происходил в день открытия цирка или в бенефис директора. Через манеж проходили все артисты, участвовавшие в представлении, проводили животных (в этом виде П.-п. организуются и в совр. бурж. цирке). Цель П.-п.- показать разнообразие программы.

В сов. цирке, начиная с 30-х гг., в П.-п. раскрывается тема представления, в них участвуют чтецы, артисты балета, клоуны и др. Первые П.-п. ставили Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский, А. Г. Арнольд, затем Г. С. Венецианов, М. С. Местечкин, H. H. Зиновьев, А. И. Вольный, Е. М. Зискинд, Е. П. Тимошенко, Г. К. Кадников и др. Большое внимание в П.-п. отводится оформлению; привлекались художники К. Ф. Юон, Б. Р. Эрдман, В. Ф. Рындин, А. А. Судакевич и др. Ю. Д.

ПАРАКАТАЛОГЕ (тсарахастаХо-) - речитатив, к-рый сопутствовал в античных пьесах исполнению хоровых и сольных вок. партий (т. н. кантики). Речитативом хор и певец исполняли наиболее оживл„нные, связанные с внутр. напряжением действия эпизоды (напр., па-род в "Прикованном Прометее" Эсхила). Основу П. составляло изменение не только ритма, но и тональности, поэтому исполнение П. требовало спец. аккомпанемента. Плутарх ("О музыке", гл. 38) называет изобретателем П. поэта Архилоха.

Лит.: Варнеке Б.В., История античного театра, М., 1940, с. 122, 195. Лид. Ф.

ПАРАНДЗЕМ (наст. фам. - Сагателян) (1864-1915) - арм. актриса. Сценич. деятельность начала в 1882. Работала в арм. труппах с выдающимися актерами - П. Адамяном, Сирануйш, Г. Петросяном, Ов. Абеляном, О. Майсурян и др. Гастролировала по Кавказу и др. городам России. Выступала в Иране. П. была характерной актрисой. Большим успехом пользовалась в комедиях и водевилях.

Роли: Эпемия и Шушан, Саломе, Хампери ("Пэпо", "Разор„нный очаг", "Хатабала" Сундукяна), Шушан и Шогакат ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Кукушкина ("Доходное место"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Ханум (о. п. Цагарели) и др. С. Мел.

ПАРАСЙТ (греч. тсаржлтос, букв.- сотрапезник) - традиц. персонаж антич. комедии, обжора-прихлебатель, напрашивающийся на угощение к богачам и развлекающий хозяев лестью и остротами. Зарождение типа П. относится к творчеству Эпи-харма. Однако на передний план образ П. выходит только в новой аттической комедии. П. обычно связан с другими традиц. комич. типами - хвастливым воином или влюбл„нным юношей. В др.-рим. комедии (Плавт и др.) П. обычно наделялись яркими "говорящими" именами: "Артотрог" ("Хлебогрыз"), "Пени-кул" ("Столовая щ„тка") и т. п. . Н. Зем.

ПАРАСКЕВАС (Паразхеоас), Никое (1888-1959) - греч. актер. В 1908 дебютировал на афинской сцене. С 1932 - актер Нац. т-ра. Исполнял преимущественно второстепенные роли, но обладая даром перевоплощения, придавал своим героям яркую индивидуальность. Среди ролей: Полоний ("Гамлет"), Маль-волио ("Двенадцатая ночь"), Тиресий ("Антигона" Софокла), Сорин ("Чайка"), Мефистофель ("Фауст" Г„те) и др. Д. С.

ПАРАСКЕВОПУЛУ (ПарастхеиоттооХои), Евангелия (1865 - 19.1.1938) -греч. актриса. Дебютировала в 1881, затем исполнила роли леди Макбет; Маргариты Готье (?Дама с камелиями" Дюма-сына), Адри-енны Лекувр„р (о. п. Скриба и Легуве) и др. Исполнение роли Фаусты (о. п. Вернардакиса) принесло П. широкую известность. П.-актриса большого сценич. обаяния, для не„ характерно стремление к ро-мантич. приподнятости и психологич. правде (Валере-на -"Секрет графини Валерены" Ксенопулоса). Исполняла роль Гамлета. В сезон 1932--33 оставила сцену. Лит.: Le theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.

ПАРАСКЕНИЙ (тсарастхтюу) - в античном т-ре боковые деревянные пристройки (крылья) по обеим сторонам центр, фасада скены. Как и стена скены,

П. являлись декорацией для театр. представления. К П. примыкали небольшие помещения. Между П. возводился проскений. Деревянные П., выступая вперед и обрамляя сцену, улучшали акустику, усиливали резонанс и сосредоточивали внимание зрителей на задней стене орхестры.

Лит. и илл. см- при статьях Древнегреческий театр и Древнеримский театр. Над. М.

ПАРАФРАГМЫ (TiapAtppGW - ограда, перегородка) - в антич. т-ре переносные ширмы. П. и занавески были декорацией на представлениях флиаков. Использовались также пантомимами. Изображение П. сохранилось на вазе из сицилийского города Адрано (Гос. Эрмитаж, Ленинград).

Лит.: Варнеке Б.В., История античного театра, М., 1940. Над. М.

"ПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА" - пьеса в 3 д., 9 к. К. М. Симонова. Соч. 1941; Гос. пр. СССР (1941). Пост. 4 апр. 1941 в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола (реж. Берсенев, худ. Виноградов; Сергей Луконин - Соловь„в, Бурмин - Плятт, Варя - Паркалаб, Васнецов - Фрелих, Гулиашвили - Оленин, Сафонов - Мельников, Сюлли - Бирман), 1955 - новая пост. (реж. Гиацинтова). В годы Великой Отечественной войны пьеса Симонова обошла почти все т-ры страны, ставилась в отрывках или полностью во мн. фронтовых т-рах и бригадах. Пьеса неоднократно ставилась и в последующие годы.

Пьеса пост.: 1941 - Т-р им. Азизбекова, Моск. т-р Ленсовета, Смоленский т-р, Тбилисский т-р им. Грибоедова (реж. Товстоногов; Луконин - Бодров, Бурмин - Брагин), Киевский т-р Красной Армии (премьера в Чите), 1942 - Моск. т-р им. Баумана, Новочеркасский т-р; Тульский т-р (1943), т-р им. Октябрьской революции, Одесса (1944), Т-р им. Я. Купалы, Т-р Комедии, Ростов (оба в 1946), Калининградский т-р (1947), Т-р им. Кингисеппа (1953), Свердловский т-р (1957), МТЮЗ (1962, в новой сценич. редакции, реж. Е. Симонов), Казанский ТЮЗ (1963) и мн. др.

Издания: Первая публикация - М.-Л., 1941; С и-монов К., Сочинения, т. 2, М., 1952; "Парень из нашего города" (новая сценич. ред.), М., 1963. А. Шн.

ПАРЙДЖИ (Parigi) - 1) Д ж у л и о (г. рожд. неизв.- ум. 1635) - итал. художник, архитектор, театр. декоратор. Учился у Б. Буонталенти. Работал при дворе во Флоренции. Творчество П. развивалось в период аристократизации итал. т-ра, он создавал пышные, эффектные декорации, характерные для придворного т-ра конца 16-17 вв. Оформлял театрализованные празднества, "конные балеты" ("Война любви", "Война красоты", оба в 1615, "Освобождение Руджеро", 1625), муз. представления: "Суд Париса", "Сад Калипсо" Монтальто (оба 1608), "Танец вежливости" Пери (1614), "Освобождение Тиррена" Пери и М. Гальяно (1617) и др. Был изобретателем сценич. машин, к-рые широко использовались в т-ре этого времени. П. усовершенствовал систему подвижных декораций.

2) Альфонс о (г. рожд. неизв.-ум. 17.X. 1656) - сын Джулио П. После смерти отца также работал как придворный художник и театр. декоратор во Флоренции. В своих декорациях использовал при„мы линейной и воздушной перспективы, что было новаторством в декорац. иск-ве 17 в. Оформил муз. спектакли: "Флора" М. Гальяно (1628), "Свадьба богов" Коппола (1637), "Протей и слава" (1652) и др.

Лит.: Zucker Р., Die Theaterdekoration des Barock, В., 1925. В.Мюл.

ПАРИЖ (Paris) - столица Франции (3035 тыс. жит. на 1960) - важнейший экономии., политич. и культурный центр страны. В средние века в П. ставились литургическая драма, миракль и мистерия. Представления мистерий организовывало "Братство страстей господних" (см. "Братства"), получившее в 1402 монопольное право на пост. мистерий в П. С нач. 15 в. получают развитие жанры нар. комич. т-ра фарс и cornu, создателями и исполнителями к-рых в П. были полулюбительские театр. организации ("Базошп", "Беззаботные ребята" и др.). В 1548 "Братство страстей господних" открыло первый в городе т-р "Бургундский отель". С конца 16 в. труппы провинциальных актеров ежегодно выступали на парижских ярмарках, в т. ч. на крупнейших из них - в предместьях Сен-Жермен и Сен-Лоран (см. Ярмарочный театр).

В нач. 17 в. в помещении "Бургундского отеля" обосновалась труппа В. Леконта, ставшая первой постоянной проф. драм. труппой П. В 1634 был открыт при поддержке кардинала Ришель„ т-р "Маре", нарушивший монополию "Бургундского отеля". В 1641 во дворце Ришель„ начал деятельность т-р "Пале кардиналь" (позже наз. "Поле-Рояль") - первое специально построенное театр. здание в столице. В 1643-45 в П. работал организованный Мольером "Блистательный театр". Во 2-й пол. 17 в. П.столица централизованной монархии, становится мировым центром лит-ры и иск-ва. В 1661 была основана королевская Академия танца. В 1669 Людовик XIV предоставил привилегию П. Перре-ну, Р. Камберу и де Сурдеаку на организацию в П. муз. представлений; в 1671 ими был основан оперный т-р Академия музыки (с 1672 наз. "Королевская академия музыки"). В 1680 по указу Людовика XIV на основе объединения "Бургундского отеля" с ранее слившимися труппами Мольера и т-ра "Маре" в староаристократич. части города, Сен-Жермен-ском предместье, был создан драм. т-р "Комеди франсез". Этот т-р, подчин„нный непосредственно королевскому двору, стал надолго одним из немногих привилегированных т-ров П. К нач. 80-х гг. 17 в. окончательно сформировалась труппа т-ра "Комеди Италъенп".

С сер. 18 в. на т. н. Больших бульварах П. (особенно на бульваре Тампль)- излюбленном месте прогулок и увеселений мелкой буржуазии, ремесленников, стали возникать т-ры, к-рые получили назв. театров бульваров, - т-р Ж.Б.Николе (с 1764 наз. "Т-р де гран данс„р дю руа", с 1791- "Гете"), "Амбигю-комик" (в 1769), "Варьете амюзант" (в 1778; см. "Забавное варьете"), "Порт-Сен-Мартен" (в 1781), "Де-ласман-комик" (в 1785). Эти т-ры сделались наряду с привилегированными т-рами средоточием театр. жизни столицы. В 1782 открылся т-р "Шатле" (до наст. времени - самый большой театр. зал в П.), в 1783 - "Одеон", в 1784 - "Поле-Рояль", в 1789 - "Т-р дю месье" (с 1791 наз. "Т-р Фейдо"). В годы, предшествовавшие франц. бурж. революции конца 18 в., кроме т-ров, расположенных в центре, в аристократич. кварталах города и на бульварах, устраивались балетные представления с фейерверком в садах П., весной начинали работу т-ры на ярмарках, существовал т-р китайских теней.

Во время революции театр. жизнь столицы особенно активизировалась. В 1789 т-р "Комеди Франсез" пост. трагедию "Карл IX" Шенье, направленную против деспотизма, лицемерия политиканов и служителей церкви. Этот спектакль . вызвал раскол труппы (см. "Нации театр"). Декрет о свободе театров, провозглаш„нный в 1791, освободил т-ры от подчинения двору и передал руководство ими городским властям, а затем комиссии нар. просвещения Конвента, этот декрет способствовал появлению мн. новых, хотя и недолговечных театр. коллективов. В П. было открыто 19 т-ров, в т. ч. Т-р Мольера (в 1791) - здесь ставились пьесы, проникнутые ре-волюц. патриотич. пафосом, т-р "Водевиль" (в 1792), в к-ром господствовали вес„лые водевили с куплетами, ариеттами, пользовавшиеся большой популярностью среди демократич. части зрителей. Несмотря на материальные трудности, Конвент субсидировал т-ры, ставящие героич., республиканские пьесы. Декрет о регламентации зрелищ обязывал т-ры рав в неделю давать бесплатные спектакли. Важной частью театр. политики якобинских властей была организация в П. массовых революц. празднеств, широко включающих элементы театрализации.

Победа бурж. контрреволюции после 9 термидора уничтожила культурные завоевания якобинцев - были запрещены пьесы якобинского репертуара, уничтожены проекты организации массового нар. т-ра, ликвидирована комиссия нар. просвещения,т-ры переданы в ведение полиции. В годы Первой империи (1804-1814) при Наполеоне издано неск. декретов, практически отменивших Декрет о свободе т-ров 1791. Декретом от 1807 в П. были оставлены привилегированные т-ры "Комеди Франсез", "Одеон" (под назв. "Т-р императрицы"), Парижская Опера, "Опера комик" (осн. в 1715) и бульварные т-ры "Гете", "Амбигю-комик", "Варьете", "Водевиль". Т. н. Московский декрет Наполеона (1812) подчинил работу т-ра "Комеди Франсез" государственно-полицейскому контролю.

В период Реставрации (1815-30) в П. было 22 т-ра, власти допускали. количественный рост бульварных т-ров, но стремились придать их деятельности буржуазно-охранительный характер. В 1816 был открыт театр "Фюнам-бюль" - наиболее демократич. бульварный т-р П., посещаемый гл. обр. ремесленниками и рабочими; здесь выступал Ж. Б. Г. Дебюро, знаменитый актер пантомимы. В 1820 основан т-р "Жимназ", где сложился блестящий актерский ансамбль, а в репертуаре утвердились жанры комедии и водевиля. В 1822 открылся т-р "Ателье" (под наев. "Т-р Монмартра"). Т-р "Порт-Сен-Мартен" стал к этому времени любимым т-ром оппозиционно настроенной молод„жи. Т-ры "Гете" и "Амбигю-комик" ставили "кровавые" мелодрамы. Т-ры "Водевиль" и "Варьете" по-прежнему привлекали демократич. зрителя жизнерадостной, а иногда и едкой насмешкой, высоким комедийным мастерством. "Комеди Франсез" продолжал оставаться субсидируемым "королевским" т-ром, оплотом классицистского репертуара.

Во время революции 1830 т-ры П. с огромным энтузиазмом откликнулись на политич. события. В спектакле т-ра "Водевиль" "27, 28 и 29 июля" Дювера и Араго показывались сцены баррикадных бо„в, приветствовалось уничтожение цензуры и т. д. Были возобновлены пост. пьес, написанных в годы революции 1789-94. Этапным событием в театр. жизни П. и всего франц. т-ра 19 в. стала пост. "Эрнани" Гюго (1830, т-р "Комеди Франсез"). В 1831 правительством Луи Филиппа был издан закон, к-рый запрещал т-рам "подстрекательство к действиям" против короля, религии и т. п. В 1835 были проведены т. н. "сентябрьские законы", к-рые восстановили строгую цензуру, карали штрафом противоправительственные выпады и т. п. Среди новых т-ров, открытых в 30-е гг., бульварные т-ры: "Эберто" (в 1830, под назв. "Батиньоль-Монсо"), "Фоли-драматик" (в 1831), "Ренессанс" (в 1838). Ведущий жанр в бульварных т-рах этого времени - мелодрама, к-рая постепенно утрачивает социально-обличит. тенденции. После разгрома Парижского восстания под рук. Л. О. Бланки (1839) к власти пришли наиболее консервативные круги франц. финансовой буржуазии. В репертуаре 40-х гг. утверждаются пьесы, выражающие интересы этих кругов. В 1848 в дни вооруж„нной борьбы на улицах П. мн. т-ры были закрыты. В работавших т-рах перед началом спектакля исполнялась "Марсельеза". Т-р "Порт-Сен-Мартен" после утренних бо„в устроил бесплатное представление, открывшееся пением "Марсельезы" и продолженное показом социальной мелодрамы "Парижский тряпичник" Пиа, в к-рой развращ„нности финансовой буржуазии противопоставляется моральная чистота представителей демократич. слоев. Поражение парижского пролетариата в июне 1848 и победа реакц. буржуазии сделали невозможными любые проявления революц. настроений.

В 50-60-х гг. 19 в. в стране бурно развивались промышленность и торговля. П. стал мировым финансовым центром, отражавшим "золотой век" бурж. Франции. Во время Второй империи (1852-70) в П. возникли многочисл. т-ры л„гких жанров; ставились преим. водевили, оперетты, фарсы и т. п., устраивались разнообразные развлечения в увеселит. садах, кафе, кабачках. В 50-70-х гг. открыты: т-ры оперетты "Буфф-Паризьен" (в 1855), "Т-р Дежазе" (в 1859), "Фо-либержер" (в 1872; позже стал мюзик-холлом), кафе-концерт и драм. т-р "Т-р Эдуарда" (в 1858), театр-цирк "Шато-д'о" (в 1866; с 1883 работал под раал. назв., с 1903 наз. "Альгамб-ра"). Наиболее популярным т-ром оперетты в П. стал во 2-й пол. 19 в. т-р "Фоли-драматик". В 1862 было построено здание оперного т-ра, где были осуществлены триумфальные пост. опер "Травиата", "Риголетто"; в 1898 этот т-р был приобрет„н Сарой Бернар и назван е„ именем. В 1871 "Королевская академия музыки" была переименована в Нац. т-р оперы, к-рый с 1875 наз. "Гранд-Опера".

В дни Парижской Коммуны 1871 правительство приступило к перестройке т-ра, стремясь превратить иск-во в средство обществ, воспитания. Но в короткий срок существования Коммуны не удалось внести значит, изменений в характер театр. жизни П. В дни Коммуны т-ры, ненавидевшие рабочее правительство (в т. ч. "Водевиль", "Комеди Франсез"), перестали работать. Лишь отдельные актеры (Агар, Борда) участвовали в концертах для народа и армии.

В конце 19 в. в П. были организованы А. Антуаном "Свободный театр" (в 1887) и Т-р Антуана (в 1897, см.Антуа-на театр), деятельность к-рых противостояла коммерч.т-рам, не заинтересованным в художеств. ценности спектакля. Кризис бурж. т-ра на рубеже 19-20 вв. сказался в художеств. практике парижских т-ров- "Театра сГ ар" под рук. П. Фора (открыт в 1890) и "Эвр" под рук. О. М. Люнье-По (открыт в 1893). В нач. 20 в. в П. открылся "Т-р д'ар", в к-ром эстетские спектакли ставил реж. Ж. Руше. Своеобразный протест против пошлости, господствовавшей на сцене т-ров П., проявился в деятельности т-ра "Въ„ коломбье", основанного Ж. Копо (в 1913). В 1913 открылся "Т-р Елисейских полей" (см. "Елисейских полей театр"), где выступала рус. балетная труппа под рук. С. П. Дягилева, проходили гастроли Ф. И. Шаляпина. Накануне 1-й мировой войны П. становится, по выражению Р. Роллана, "ярмаркой на площади". Дельцы-предприниматели организовывали пышные мюзик-холльные ревю, выступления разл. "зв„зд".

В 1920 р П. начал работу Национальный народный театр под рук. Ф. Жемье. В 1922 с приходом реж. Ш. Дюллена активизировалась деятельность т-ра "Ателье". В здании Т-ра Елисейских полей с нач. 20-х гг. выступали наиболее значит. труппы 1-й пол. 20 в.- Ж. Питоева, Л. Жуве. Наиболее популярным бульварным т-ром П. стал "Жимназ". В 1930 получил известность т-р "Монпарнас" (существовал с 1772), к-рый возглавил реж.Г. Бати.В 30-е гг. во время борьбы Нар. фронта в П. возник Нар. т-р под рук. А. Лесюэра, был организован Дом культуры, в работе к-рого принимали участие театр. деятели.

Во время 2-й мировой войны и фашистской оккупации мн. актеры парижских т-ров приняли участие в Движении Сопротивления (в т. ч. Б. Бретти, Ж. Йоннель). Среди пост. этого периода: "Мухи" Сартра (1943, Гор. т-р) - памфлет, направленный против фашистской диктатуры, "Антигона" Ануя (1943)-спектакль, проникнутый тираноборч. пафосом. В 1940 во главе т-ра "Ателье", развивающего прогрессивные принципы Ш. Дюллена, стал А. Барсак. В 1946 начали работать "Т-р де пош" и труппа М. Рено - Ж. Л. Барро (в наст. время выступает в здании т-ра "Одеон").

В П. ок, 60 т-ров, в т. ч. гос. т-ры "Гранд-Опера", "Опера комик", "Комеди Франсез", Нац. нар. т-р (помещается во дворце Шайо), Обширную группу т-ров П. составляют частные т-ры "Амбигю", "Жимназ", "Пале-Рояль", "Порт-Сен-Мартен", "Нувоте","Варьете","Капюсин" и др.Все драм.т-ры, кроме "Комеди Франсез" и Нац. нар. т-ра, имеют временные 1 труппы, создающиеся для пост. одной пьесы. В большинстве т-ров господствует развлекат. репертуар, сближающийся с программами многочисл. кабаре ("Мулен руж" и др.), театров-варьете, мюзик-холлов ("Казино де Пари", "Фоли бержер", "Лидо"). Большую часть репертуара театров П. составляют также пьесы на мистико-религиозные и мелодраматические сюжеты, драматургия т. н. "театра абсурда".

Работают т-р пантомимы М. Марсо, цирки "Сирк д*ивер" (осн. в 1852), "Медрано" (осн. в 1875). В Т-ре Сары Бернар проходят Междунар. фестивали драм. иск-ва, во время к-рых выступают театр. коллективы всего мира. В П. находится между нар. центр Международного ин-та т-ра.

Среди высших учебных заведений П.- Консерватория (осн. в 1795) и Схола канторум (осн. в 1894).

В П. издаются театр. журналы: "Театр" ("Theatre"), "Ревю де л'истуар дю театр" ("Revue de histoire du theatre"), "Пари театр" ("Paris theatre"), "Авансен" ("Avant-scene") и др.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница