Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-aeroportu-domodedovo/ в компании РексРент.
Магазин женской одежды Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 333)


ПЕЖЙНЬС'КИ:В(Рег2уп81о),Влодзимеж(6.УП.1878-21. X. 1930) - польский писатель, драматург, жур-яалист. Лит. деятельность начал в 1898. Первая пьеса "Легкомысленная сестра" (1904, Львов) разоблачала лицемерие бурж. морали. Следующие комедии П.: "Ашантка" (1906, Львов), "Счастье Франя" 1909, Львов), "Улыбка судьбы" (1926, Варшава) - рассказывают о жизни польской буржуазии, мещанских слоев населения. Обладая острой наблюдательностью, П. создавал живые характеры. Его комедии сценичны, отличаются л„гкостью диалогов, тонким юмором, иронией, переходящей иногда в сатиру. Пьесы П. широко ставились в т-рах Польши и входят в репертуар т-ров Польской Народной Рес-яублики.

Соч.: в рус. пер.- Дыхание весны, Киев, 1907; Дочь улицы. Ашантка, М., 1910; Легкомысленная сестра, СПБ, 1910.

Лит.: В о у-Т. Zelenski, Flirt z Melpomena, Warsz. 1920-33; Szaniawski J., W poblizu teatru, [Kr. 1956]. P. B

ПЕЙДЖ (Page), Рут [р. 1905 (1903?)]- амер артистка балета и балетмейстер. Училась в Чикаго затем у И. Н. Хлюстина и А. Р. Больма. Работала в труппе А. П. Павловой, затем в различных труппах, в том числе в "Метрополитен-опера" (1926-27). В 1934 - 37 - прима-балерина балетной труппы Чикагской оперы, где поставила балеты "Слушай! Слушай!" Копленда (1934), "Американец в Париже" Гершвина (1936) и др. В 1938 совм. с Б. Стоуном организовала в Чикаго балетную труппу "Пейдж-Стоун балле", где осуществила свои лучшие пост.: "Франки и Джонни" Моросса (1938), "Ружья и кастаньеты" на муз. оперы "Кармен" (1939) и др. П.- одна из первых балетмейстеров в США обратилась в своих пост. к нар. амер. фольклору, быту. Ставила балеты в Чикагской опере и в своей труппе, с к-рой гастролировала и в др. странах. Среди пост. балеты на муз. известных опер и оперетт: "Реванш" на муз. оперы "Трубадур" (1951, "Балет Елисейских полей"), "Вилия" на муз. оперетты "Вес„лая вдова" Легара (1953, "Фестивал балле"), "Мефистофель" на муз. Гуно, Берлиоза, Бойто (1963, Чикаго) и др. Е. С.

ПЕЙКО, Николай Иванович [р. 12(25).III.1916]- рус. сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). В 1940 окончил Моск. консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. П.- автор произв. разл. жанров, в к-рых он часто обращается к темам и сюжетам из жизни народов СССР. Опера "Айхылу" (1943, Башк. т-р оперы и балета, 2-я ред., 1953, там же) поев. становлению колхозного строя в Башкирии, балет "Весенние ветры" (1950, совм. с 3. Хабибуллиным) - революц. борьбе в Татарии. П.-автор балетов "Жанна д'Арк" по мотивам трагедии Шиллера "Орлеанская дева" (1957, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Бер„зовая роща" (соч. 1963), музыки к драм. спектаклям, радиопостановкам и др. соч. Гос. пр. СССР (1947, 1951). Занимается педагогич. деятельностью: в 1943-59-в Моск. консерватории, с 1954 - в Ин-те им. Гн осиных (с 1958 - профессор).

Лит.: Боганова Т., О музыке Н. Пейко, "Сов. музыка", 1962, .ј 2; К а н д и н с к и и А., Балет "Жанна д'Арк" Н. И. Пейко, [М.], 1959; Лебединский Л., Балет "Жанна дАрк", "Сов. музыка", 1957, ј4; Савинцев П., Новая башкирская опера, "Сов. музыка", 1954, ј3. ?О. Быч.

ПЕЙЛЬ, Вольдемар Михкелович (р.5.XI.1907) - эст. театр. художник. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1955). Учился в художеств. школе "Паллас" в Тарту (1926-31). В 1932-40 - художник т-ра в Нарве. С 1940 работал в т-ре "Ван емуйне" (Тарту). Оформлял спектакли в Т-ре им. Кингисеппа ("Медный всадник" Глиэра, 1952, "Викинги" Аава, 1956, "Океан" Штейна, 1961, "Пер Гюнт" Ибсена, 1962). С 1964-гл. художник Т-ра им. Кингисеппа. П. часто использует проекционные декорации. Работает над усовершенствованием осветит, аппаратуры и технич. оборудования сцены. Соч.: Lavakujundamise alged, Tallinn, 1947. . /7.

ПЕЙН (Раупе), Джон Хоуард (9.VI.1791-10.IV 1852) - амер. и англ. драматург и актер. Творч. деятельность начал в 1905 как театр. журналист. Первая пьеса П. мелодрама "Джулия, или Странник" написана в 1806; в 1809 успешно выступил в роли Норвала ("Дуглас" Хоума, т-р "Парк", Нью-Йорк), затем играл роли Ромео и Гамлета. Одна из лучших ролей П.- Фредерик в драме Коцебу "Дитя любви" (театр "Честнат", Филадельфия). В 1813 П. уехал в Англию, где играл в т-ре "Друри-Лейн" и в провинции. П. испытал влияние романтич. школы Дж. Кука и Э. Кина. Пьесы П.- гл. обр. переделки драм Коцебу, мелодрам Пиксерекура и др. авторов, а также популярных франц. мелодрам. Автор пьес: "Брут, или Падение Тарквиния" (1818, "Друри-Лейн", в загл. роли выступал Э. Кин), "Карл II, или Вес„лый монарх" (1824, совм. с У. Ирвингом), "Тереза, женевская сирота" (1821, т-р "Сэд-лерс-Уэллс"), "Аделина, или Жертва обольщения" (1822, там же), "Клари, миланская девушка" (1923, т-р "Ковент-Гарден"). С 1832 жил в Америке. В 1832-35 руководил т-ром "Парк" в Нью-Йорке. С о ч.: America's lost plays, v. 5, 6, Princeton, 1940. Лит.: Q u i n n A. H., A history of American drama from the beginning to the Civil War, v. l, L., 1937. К Г

ПЕКЕЛИС, Михаил Самойлович [р. 29.VII(10.VIII).' 1899] - рус. сов. музыковед, педагог. В 1922 окончил Киевскую консерваторию (по классу фп. профессора Г. Н. Беклемишева и классу теории музыки профессора Б. Л. Яворского). С 1923 занимается педагогич. деятельностью в Моск. консерватории (1925-43, профессор с 1930), ГИТИСе (1944-48), Муз .-педагогич. ин-те им. Гнесиных (с 1948).

Соч.: Даргомыжский и народная песня, М.-Л., 1951;

Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1965 (в печати); главы об оперном творчестве М. И. Глинки, А. Г. Даргомыжского, А. Н. Серова, в кн.: История русской музыки, т. 1-2, M.-Л., 1940; Драматургия Пушкина и русская опера, "Сов. музыка", 1937, .ј 5 и др. Опубликовал впервые оперу Даргомыжского "Эсмеральда" (1941).

ПЕКИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА (ц з и нс и - столичный театр) - один из жанров кит. традиционного т-ра см ю и. Возник в конце 18- 1-й пол. 19 вв. в результате слияния т-ров провинции Аньхой и Хубэй. В 1790 в Пекине выступала аньхойская труппа "Три радости", позднее еще три труппы той же провинции - "Сыси", "Чуньтай" и "Хэчунь", к-рые вскоре слились и образовали труппу "Четыре большие труппы аньхойской школы". В конце 20-х - нач. 30-х гг. 19 в. из Хубэя в Пекин приехала труппа актеров т-ра ханьцзюй. Оба театр. жанра пользовались большой популярностью и вскоре заняли ведущее положение среди пекинских т-ров. Со временем они слились и образовали новый жанр, получивший название П. м. д. Мелодич. основой П. м. д. служили мелодии пихуан. П. м. д. вобрала в себя обширный репертуар и технику актерской игры Аньхойского и Хубэйского т-ров. Большое влияние на формирование П. м. д. оказал также и куныпаньский жанр (кунъцюй). П. м. д. использовала мелодии и сюжеты этого жанра, муз. инструменты, танц. мастерство. К сер. 19 в. в П. м. д. объединились Аньхойский и Хубэйский т-ры и т-р куньцюй. П. м. д. стала ведущим театр. жанром, популярным и у широкого зрителя и у придворной аристократии. В 50-60-х гг. 19в.П.м.д. покровительствовал императорский дом, что повлекло за собой аристократизацию жанра, превращение его в развлекательное зрелище для избранной публики. В конце 19 в. новая бурж. интеллигенция, отрицавшая феодальную культуру и традиционное театр. иск-во, вы ступила против П. м. д. Ведущие актеры П. м. д.- Ван Яо-цин, Мэй Лань-фан, Оуян Юй-цянь и др., стремясь сохранить традиционный т-р, предприняли попытку реформировать П. м. д. (введение совр. сюжетов, стремление к реалистич. манере игры и др.). Реформа не была осуществлена из-за трудностей, связанных с изменением вековых канонов традиц. т-ра. Спектакли П. м. д. разыгрываются актерскими труппами, к-рые группируются вокруг крупнейших мастеров этого жанра. В исполнительской манере П. м. д. наметились два стиля: пекинский и шанхайский (менее традиционный, испытывающий влияние европ. т-ра).

В начале антияпонской войны (1937-45) в Освобожд„нных районах Китая был организован Научно-исследовательский театр. ин-т, поставивший в новой редакции две пьесы традиционного репертуара П. м. д.- "Три удара по Чжуцзячжуану" и "Уход в горы Лын-шань". Реформа П. м. д. началась после 1949. (В 1951 было опубликовано "Указание Административного совета Центрального народного правительства о проведении реформы классической драмы"). Вульгаризаторски-упрощ„нный подход к вопросу о народности иск-ва, его связи с политикой привели к запрещению значит, произведений из репертуара П. м. д. В 1958 была пост. первая пьеса на совр. тему"Седая девушка". Однако в репертуаре П. м. д. по-прежнему преобладали произведения о прошлом страны. В нач. 60-х гг. в Китае возникла дискуссия о репертуаре новых пьес П. м. д., подч„ркивалась необходим мость создания пьес на совр. тему. Летом 1964 в Пекине состоялся Первый Всекитайский фестиваль совр. П. м.д. Среди спектаклей П. м. д.-"Об этом забывать нельзя", "Пламя в камышах", "Красный фонарь" и др.

В 60-х г.вПекине и Шанхае работает неск. трупп,вы-ступающих в жанре П. м.д. Среди ведущих режиссеров П. м. д.: Цун Шэнь, Вэн Му, А Цзя, Вэн Оу-хун и др.

Лит. см. при ст. Китайская драматургия и театр.

С. С.

ПЕКУТ (Pecour, Pecourt), Луи (10.VIII.1655- 22.IV.1729) - франц. артист балета и балетмейстер. В 1674 дебютировал на сцене Парижской Оперы в партии Кадма ("Кадм и Гермиона" Люлли). Вскоре занял положение ведущего танцовщика. С 1706 - гл. балетмейстер этого т-ра. П. был полухарактерным танцовщиком. Его танец, виртуозный и л„гкий, отличался тонким артистизмом. Балетмейстерская деятельность характеризуется большой изобретательностью (в частности, видоизменил форму менуэта, сделав его более сценичным). Творчество П. способствовало художеств. совершенствованию франц. балета. В 1703 окончил сценич. деятельность.

Пост.: "Суд Париса", "Века", "Гипермнестра", "Силы природы", "Деревенский праздник", "Протей" и др.

Соч.: Recueil de'dances composees par monsieur Pecour... et mises sur le papier par monsieur Feuillet, P., 1700.

Лит.: X у д e к о в С., История танцев, ч. 2, СПБ. 1914, с. 260-61; Sain t-L e o n A., La stenochoregraphie ..., avec biographies et portraits des plus celebres maitres de ballets anciens et modernes, P.-St.-Petersbourg, 1852; G a s-t i 1 1 е-В 1 a z e, L'Academie Imperiale de Musique. Histoire... de ce theatre de 1645 a 1855, P., 1855. Ham. P

ПБЛАДАН (Peladan), Жозеф (28.III.1859-27 .VI'. 1918) - франц. писатель, драматург. С реакционно-романтич. позиций выступал против бурж. цивилизации. Испытал влияние музыкально-драматургич. взглядов Р. Вагнера, к-рое проявилось в пьесах "Вавилон", "Сын зв„зд" (обе в 1895), "Принц Византийский" (1896), "Семирамида" (1897), "Эдип и сфинкс" (1897) и др. Для пьес П. характерны религиозномистич. мотивы, восхваление ушедших эпох, декадентские тенденции (эротика и пр.). Ставились в "Т-ре декламации" (Париж) под рук. П. Валена, на сценах античных т-ров Оранжа, Нима, Шампиньи. Автор труда "Происхождение и эстетика трагедии" (Origine et esthetique de la tragedie, P., 1905), комментариев к изданию текстов опер Вагнера (Le theatre complet de Wagner, P., 1894).

Соч.: Babylone, Р., 1895; OEdipe et Sphinx, P., 1897;

Semiramis, P., 1897.

Лит.: Au brun R.-G., Peladan..., Р., 1904. А, Я.

ПЕЛЛЙКО (Pellico), Сильвио (25.VI.1789-31.1. 1854) - итал. писатель, драматург. Творч. деятельность начал как журналист и театр. критик. В 1818-19 был редактором прогрессивного журнала "Кончилья-торе" (Милан), где помещал статьи о Шекспире,. Шиллере, Лессинге, Г„те, выражавшие вольнолюбивые взгляды, пропагандировал идею объединения Италии. В 1820 по обвинению в карбо-наризме был арестован, а затем заключ„н в тюрьму Шпильберг (освобожд„н в 1830). Автор знаменитых мемуаров "Мои темницы" (1833). П. написал 12 трагедий, из к-рых особенно большой успех выпал на долю трагедии "Франческа да Римини" (1815, Королевский т-р, Милан), проникнутой любовью к родине и ненавистью к е„ поработителям. Эта пьеса входила в репертуар крупнейших итал. актеров 19 в. Роли Франчески и Паоло исполняли А. Ристори, Г. Модена, Т. Сальвини и др. Монолог Паоло, в к-ром он прославляет величие Италии и да„т клятву защищать свою родину (в 1-м акте), вызывал взрыв патриотич. чувств. Пост. трагедий "Эуфемио да Мессина" (соч. 1820) и "Эстер д'Энгадди" (1832, т-р "Кариньяно",. Милан) были запрещены. Во время пребывания в тюрьме пылкие патриотич. идеалы П. сменились христианским смирением, поэтому следующие его пьесы, в т. ч. "Томас Моор" (1834, Милан), утеряли боевой дух, революц. направленность. После провала трагедии "Коррадино" (1834) П. отош„л от т-ра. Творчество П. наряду с драматургич. деятельностью А. Мандзони сыграло решающую роль в формировании романтизма в Италии.

Соч.: Prose e tragedie scelte. Mil., 19V); в рус. пер.- Франческа да Римини, СПБ, 1860.

Лит.: R i n i e r i Z., Della vita e delle opere di G. Silvio Pellico, Torino, 1898-1901; R a veli o F., Silvio Pellico, Torino, 1954. Г. P

ПЕЛЬ1ЦЕР, Иван Романович [1871-30.III. 1959]- рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1925). В 1893 окончил Моск. театр. уч-ще (педагог М. П. Садовский) и в этом же году дебютировал в роли Тихона ("Гроза") в. Белгородском т-ре. В 1900-10 П.- актер Т-ра Корша, затем в течение ряда лет актер и режиссер крупнейших провинц. т-ров. Возвратившись в Москву, работал сначала в Т-ре Струйского, потом в т-ре "Комедии" (б. Корш). В 1940 П. вступил в труппу Моск. т-ра им. Моссовета (играл роль маркиза Форлипополи - "Трактирщица"). В 1946 переш„л в Театр-студию киноактера. П.- характерный актер; его игра отличалась изяществом и ч„ткостью внешнего рисунка" яркостью бытовых деталей, была пронизана мягким юмором. П. снимался в кино ("Большая жизнь";

"Последняя ночь", Гос. пр. СССР, 1941). Занимался педагогич. деятельностью с 1905.

Роли: Алексей '("Дети Ванюшина" Найд„нова), Хлестаков, Аркашка Счастливцев, Карандышев; Аким ("Власть тьмы"). Караулов ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Бублик ("Платон Кречет"), Бородин ("Страх"), Ленчицкий-отец, /"Бойцы" Ромашова), Лука. С, Д П‚ЛЬТЦЕР,Татьяна Ивановна [p.24.V(6.VI).1904]- русская советская актриса. Народная артистка РСФСР (1960). Чл. Коммунистической партии с 1956. Ученица своего отца И. Р. Пельтцера. Проф. актерскую деятельность начала в 1920 в Передвижном т-ре Политуправления. В 1925-40 работала в Т-реим.МГСПС (ныне-Т-р им. Моссовета). В 1940-47 П.- актриса Моск. т-ра миниатюр, с 1947 - в Моск. т-ре Сатиры. Обладая ярким комедийным дарованием, мастерством острой сатирической характеристики образа, П. созда„т реалистические, жизненно-достоверные характеры. В творчестве П. органично сочетаются юмор и лиризм. В Т-ре Сатиры П. исполнила комедийные и сатирич. роли: Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты"), миссис Джекобс ("Остров мира" Е. Петрова). Особенно удаются актрисе бытовые комедийные роли:

Уборщица ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Лукерья Похлебкина ("Свадьба с приданым"

Дьяконова, Гос. пр. СССР, 1951), Караулова ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Качурина ("Ложь для узкого круга" Салынского), Каурова ("Завтрак у предводителя" Тургенева) и др. Снимается в кино:

Лукерья ("Свадьба с приданым") и др. С. Д.

ПЕЛЬШЕ, Роберт Андреевич (15.Х. 1880-19.VI. 1955) - сов. литературовед и театр. критик. Чл. Коммунистической партии с 1898. Засл. деят. культуры Латв. ССР (1945). Доктор филологич. наук (1948). Член АН Латв. ССР (1951). Литературно-критическую деятельность начал в 1910. Писал статьи о творчестве Я. Райниса, А. У пита и др. После Октябрьской революции заведовал художеств. отделом Главполит-просвета. Занимался педагогической деятельностью (в 1946-55-директор Института фольклора АН Латв. ССР).

Соч.: Проблемы современного искусства, М., 1927;

Пути современного театра (совм. с А. В. Луначарским и В. Ф. Плетневым), М.-Л., 1926; Наша театральная политика, М.-Л., 19 29; О литературном наследии и советской драматургии, [б.м.], 1933 ;Драматургия социалистической индустрии, [б. м.], 1934; Latviesu un krievu kultaras sakari Riga, 1951. А. Ник.

ПЕНДЖАБСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР -драматургия и т-р Индии и Пакистана на пенджабском яз. Истоки П. д. и т.-в нар. творчестве; танцы, песни, декламация являлись неотъемлемой частью религиозного церемониала и нар. праздников. Основой для нар. представлений служили древние памятники пенджабского фольклора - эпос "Брихаткатха", легенды о мудром радже Расалу и др., разыгрывавшиеся жителями деревень. Сохранились формы нар. т-ра - муз.-танц. драмы (в т. ч. наутанки) и сатирич. представления - накалы. В нач. 20 в. зарождается новая драматургия и т-р Пенджаба. Их возникновение было связано с подъ„мом нац.-освободит, борьбы народов Индии, ростом нац. самосознания. Одним из основоположников совр. драмы на яз. пенджаби является Ишварчанд Нанда (р. 1892). В своей первой пьесе "Дульхан" ("Невеста", 1913) он выступает против распростран„нного в Индии брака по расч„ту, осуждает алчность и бессердечие, резко осуждает уродливые обычаи прошлого. В последующих драмах Нанда с большой симпатией рассказывает о жизни трудового люда - крестьян и ремесленников, обличает ростовщиков, торговцев. Большинство его пьес ставит морально-бытовые проблемы ("Шамушах", "Общественная слава" и др.). Нанда был также организатором труппы, с к-рой гастролировал по городам и селениям.

В 30-е гг. широкую известность получила деятельность Сант Сингх Секхона. Его творчество отличается остротой социальной проблематики. Борьбе пенджабских трудящихся за лучшее будущее поев. его пьесы "Хартал" ("Забастовка") и "Музара" ("Арендатор")" о роли художника в обществе повествует пьеса "Ка-лакар" ("Художник"). Среди младшего поколения драматургов Пенджаба - Харчаран Синга, Рошан Лал-Ахудажа и др.

В 40-х гг. была организована Ассоциация инд. нар. т-ров, к-рая оказала значит, влияние на дальнейшее развитие П. д. и т. Появляются новые драматич. произведения, гл. обр. одноактные пьесы. В них звучит призыв к борьбе против колониализма.

Социальной направленностью характеризуется творчество драматурга Балванта Гарги - автора многих драм и одноактных пьес (часть из них опубликована в 1943). Герои пьес Гарги борются за новую Индию, за мир. Пьесы Гарги ставились в СССР: "Кесро" (1952, Т-р им. Лахути, Душанбе), "Сохни и Махинавал" (1956, совм. с А. Антокольским, т-р "Ромэн", Москва).

Значит, место в драматургии Пенджаба принадлежит Картару Сингху Дуггала - автору пьесы "Кох-кан" ("Сокрушитель гор", 1958) о строительстве гидростанции Бхакра-Нангал (Пенджаб) и др.

В 40-50-х гг. 20 в. в Пенджабе ставятся спектакли в традициях нар. муз. драмы: опера "Прита" Шиды Бхатии и Снехлаты Саньял. В 1950 Шила Бхатия написал оперу "Зов долины", поев. жизни инд. крестьян. Одним из крупнейших театральных деятелей Пенджаба является режиссер и драматург Гурдаяла Сингх Кхонсла.

Лит.: Новейшая история Индии, М., 1959, с. 661-63;

Серебряков И., Пенджабская литература, М., 1963, с. 150-158; Гарги Б., Театр и танец Индии (пер. с англ.), М., 1963; Бабкина М. П., Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964. Мел. Б.

П‚НЕВ, Пенчо (р.7.ХП.1911) - болг. театровед, историк т-ра, педагог. Окончил филологич. ф-т Софийского ун-та. С 1944-профессор Высшего ин-та театр. иск-ва в Софии, руководитель кафедры истории болг. т-ра. Автор книг и статей по болг. т-ру. Гл. редактор журнала "Театър".

Соч.: Лекции по история на българския драматически театър, ч. 1-4, с., 1952-56. ч. 1, 2 изд., 1959; Гео Милев" С., 1945; Васил Кирков, С., 1953; Кръстю Сарафов, С., 1953 (совм. с С. Каракостовым); Българската драматургия до освобождението. Хрестоматия по история на българския драматически театър, ч. 1, С., 1962; Театрални и драматически интереси на Христо Ботев, "Изкуство", 1949, кн. 1;

Кой е автор на драмата "Стоян воевода?", "Българска ми-съль", С., 1940, кн. 9; Драматургията на Яворов, "Театър", 1963, .ј 6; Българската драматургия през 1962 година, там же, ј 5; За национален етил в нашата режисура, там же, 1955, .ј 1; "Ленин - творец на нов живот" и "Глас народен" на Г. Караславов в три режисьорски решения, там же, 1957, X" 11.

Лит.: "Театър", С., 1961, .ј 12, с. 63-64. А. Ив.

ПЕНИЕ - см. Вокальное искусство.

"ПЕНСИОНЕР" (франц. pensionnaire)-название актеров т-ра "Комеди Франсез" (Париж). Члены труппы этого т-ра, получающего правительств, субсидию, но являющегося обществом на паевых началах, делятся на "П." и "сосьетеров. "П." как бы состоят на службе у "сосьетеров" и получают жалованье независимо от суммы доходов т-ра. Их набирают из провинциальных или частных парижских т-ров или из числа окончивших театральную школу. "П." может быть перевед„н в "сосьетеры" (в результате голосования на общем собрании "сосьетеров" 1 раз в год), ему назначают часть пая или полный пай, в зависимости от степени участия в жизни т-ра и приносимой пользы. А. Мое.

ПЕНЬЯФЬ‚ЛЬ, де - см. Ариас де Пеньяфьель, Д.

ПЕРАЛЬТА (Peralta), Анхела (6.VII.1845-30. VIII. 1883) - мексиканская артистка оперы (колоратурное сопрано). В 1860 П. дебютировала на сцене Большого нац. т-ра в Мехико. В 1862 - 65 выступала в Европе с огромным успехом (особенно в Италии), была первой мексиканской певицей, получившей между нар. известность. Вернувшись на родину, организовала собств. оперную труппу, с к-рой ставила лучшие произв. мировой (гл. обр. итал. и франц.) оперной классики, давая представления в самых отдал„нных уголках страны.

Лучшие партии: Норма, Амина, Эльвира ("Норма", "Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Лючия, Адина ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток" Доницетти), Динора о. п. Мейербера), Джильда, Виолетта. Вс. Т.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ МХТ - организована в 1912 К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким с целью воспитания молод„жи МХТ по системе Станиславского. Открытие студии состоялось 15 янв. 1913 (спектакль "Гибель ,,Надежды14" Хейерманса). В 1924 Студия была преобразована в Московский Художественный театр второй.

ПЕРВЕНЦЕВ, Аркадий Алексеевич [р.13(26).I. 1905] - рус. сов. писатель, драматург. Чл. Комму-нистич. партии с 1950. Автор пьес "Кочубей" (1938, авторская инсц. по одноим. роману, совм. с Н. П. Охлопковым, Камерный т-р), "Крылатое племя" (1941, ЦТКА), "Южный узел" (1947, ЦТСА; 1948, Малый т-р), "Младший партн„р" (1951, Т-р им. Моссовета), "Честь смолоду" (1951, Моск. т-р им. Ленинского комсомола, по одноим. роману). Писал киносценарии. Гос. пр. СССР (1949, две).

Соч.: Избранные произведения, т. 1-2, Симферополь, 1950.

Лит.: Золотев' А. М.,А. Первенцев, Краснодар, 1960. С. Г.

ПЕРВОМАЙСКИЙ, Леонид Соломонович (наст. имя и фам. - Илья Шлемович Г у р е в и ч) [р.4(17). V. 1908] - укр. сов. драматург и поэт. Чл. Коммуни-' стич. партии с 1954. Лит. деятельность начал в 1924. Первая пьеса - "Коммольцы" (1929, Т-р им. Франко;

1930, Одесский т-р им. Октябрьской революции и др.). В пьесе "Неизвестные солдаты" (1931, харьковский Т-р им. Шевченко; 1932, моск. Камерный т-р и др.) П. вновь обращается к теме гражданской войны, созда„т образы закал„нных бойцов революции. Пьесе присущ глубокий лиризм, романтич. героика. Проблему личности и коллектива П. ставит в стихотворной трагедии "Ваграмова ночь" (1933, Харьковский рус. т-р;

1935, Ленинградский т-р драмы им. Пушкина, Моск. т-р под рук. Ю. Завадского). Драма "Местечко Ладе-ню" (1932, Т-р им. Франко, Т-р им. Шевченко и др.) посвящена первым годам колхозного строительства, победе социалистического уклада, росту нового поколения. П. написал пьесу "Начало жизни" (Т-р им. Франко; 1935, Ленингр. ТРАМ; 1936, МХАТ 2-й). Прошлому укр. народа поев. драм. поэма "Олекса Дов-буш" (1941, Т-р им. Заньковецкой). В годы Отечеств. войны написал пьесу "Начало битвы" (1942). В 1948 П. выступил с сатирич. пьесой "Рядом с вами" (Центр. т-р транспорта, Москва). Ведущая тема творчества П.- романтика подвигов сов. людей. Пьесы его поев. преим. совр. актуальной тематике, отличаются драматизмом, реалистич. образностью языка. Гос. пр. СССР, 1946 (за поэтич. произв.).

Соч.: Твори в 3 томах, Кив, 1958-59. Лит.: Л. Первомайский, К премьере сп. "Начало жизни" [Сборник], X.. 1935. р Ямк'

ПЕРВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ДЛЯ ДЕТЕЙ - рус. сов. т-р для детей. Осн. в Москве в 1920 на базе и в помещении Т-ра кукол и балета - первого детского т-ра, организованного в Москве в 1918.

П. г. т. для д. управлялся директорией в составе М. И. Гиршовича, Б. П. Кащенко, Г. М. Паскар, Н. И. Сац, В. А. Филиппова; председателем директории был А. В. Луначарский. В состав труппы входили: М. И. Бабанова, И. В. Ильинский, М. Н. Гар-кави, Н. Л. Коновалов и др. Т-р открылся в июле 1920 спектаклем "Маугли" (по Р. Киплингу). Вскоре директория распалась, с 1920 директором т-ра стал А. М. Данкан, худ. руководителем - Г. М. Паскар. В репертуар т-ра входили: "Соловей" по Андерсену, "Том Сойер" по М. Твену, "Красочки" Ремизова, "Иосиф Прекрасный" Чумаченко, "Медведь и Паша" Скриба и др. В 1922 Паскар уехала во Францию и худ. рук. т-ра стал Ю. М. Бонды, поставивший спектакли "Колька Ступин" Ауслендера и Солодов-никова (1924), "Самол„т" Никифорова (1925). В 1925 т-р был слит с Мастерской Педагогич. т-ра и переименован в Педагогический театр для детей; худ. рук. был Г. Л. Рошаль. Н. Сац

ПЕРВЫЙ ПЕРЕДВИЖНЙЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (в 1917-19 - Мастерская Передвижного драматического театра, с 1919 - Государственный общедоступный передвижной театр) - рус. т-р, существовавший в 1905-28. Был создан П. П. Гайдебуровым и Н. Ф. Скарской на основе труппы Общедоступного театра при Лиговском народном доме в Петербурге (1903-14). Постоянными руководителями и ведущими актерами были Гай-дебуров и Скарская. В 1905-19 в т-ре работал (как актер и режиссер) А. А. Брянцев. Деятельность П. п. д. т., получившая высокую оценку большевистской печати, носила просветительский характер. Театр объездил почти всю Россию, гастролируя не только в крупных губернских и уездных городах, но и в глухих отдал„нных местах страны. "В театре передвижников,- писал в 1912 о гастролях этого т-ра во Владикавказе С. М. Киров,- мы видели театр каков он должен быть, а не таким каким нас угощают сезонные труппы" ("Терек", 10 мая 1912). Репертуар т-ра составляли произв. рус. и зап. классики, лучшие произв. совр. авторов. Среди спектаклей т-ра: "Власть тьмы"; "Антигона" Софокла, "Гамлет", "На дне";

"Свыше наших сил" Бь„рнсона, "Одинокие" Гауптма-на, "Женитьба", "Вишн„вый сад"; "Зел„ный шум" по Некрасову, "Плоды просвещения"; "Бетховен" Жиж-мора и др. П. п. д. т. систематически устраивал спектакли в пользу политических ссыльных и бастующих рабочих. После Октябрьской революции театр продолжал свои поездки по стране, помогал организовывать в Петрограде рабочие и красноармейские студии.

Лит.: Записки передвижного общедоступного театра, СПБ, 1914, 1917-1923; Записки/Передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской, П., 1923-1924; 3 e л ь ц e p С., А. А. Брянцев, М., 1962, с. 87-174. См. также лит. к ст. Гайдебуров П. П. С. Г.

ПЕРВЫЙ ФУТУРИСТОВ ТЕАТР - см. Футуристов театр.

ПЕРГАМЕНТ, Александр Викторович (р. 18.VI. 1906) - рус. сов. режиссер. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1927 окончил студию в Ленинграде при Гос. академич. т-ре Драмы (ныне Гос. т-р драмы им. Пушкина). Работал режиссером Театра-студии при этом т-ре, откуда переш„л в моск. т-р "Синяя блуза". В 1931-33 был одним из организаторов и художеств. рук. 1-го рабочего т-ра в Черемхове. В 1934 вернулся в Ленинград и до 1956 руководил т-ром Краснознам„нного Балтийского флота. В условиях блокады Ленинграда т-р Балтфлота бесперебойно показывал спектакли и поддерживал творч. связь с писателями-моряками. Здесь были впервые в СССР пост.: "У стен Ленинграда" Вишневского (1943), "Земля подтверждает" Аграненко и Бару (1944), "Офицер флота" Крона (1944). В 1956-58 П. был гл. реж. Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола, пост. спектакли: "Фабричная девчонка" Володина (1957), "Поднятая целина" по Шолохову (1958). В 1958--61 работал в Петрозаводске. На декаде Карельского иск-ва в Москве (1959) был показан пост. П. спектакль "Трасса"

Йворецкого. П." работает преим. над сов. драматур-ieu. Его спектакли отличаются скупой, строгой, изящной формой, подчин„нной ч„ткому идейно-ху-дожеств. замыслу. С 1961 П. занимается педагогич. работой (зав. кафедрой режиссуры Ленингр. ин-та культуры им. Н. К. Крупской).

Др. спектакли: "Падь серебряная" Погодина (1939), "Молодая гвардия" (1946); "Три солдата" Егорова и Победоносцева (1952). С. Д.

ПЕРГАМЕНТ, Рувим Самуилович [30.VIII(12.IX). 1906- 6.111. 1965]-карельский сов. композитор. Нар. арт. Карел. АССР (1959). В 1926 окончил Ленингр. консерваторию. Автор опер "Три брата" на сюжет из "Калевалы" (соч. 1945) и "Кумоха" по мотивам карел. сказок (1959, Петрозаводский муз.-драм. т-р), а также музыки к пост. петрозаводских т-ров, симфоний и др. соч.

Лит.: Лапчинский Г., Жизнеутверждающее творчество, Петрозаводск, 1961. С. Кол.

ПЕРГИАЛИС (Пер-уоЛт), Нотис (р. 1920) - греч. драматург. Первая пьеса "Горе рождает богов" была написана в 1948 (не пост.). В пьесах "Свадебная песня" (1949, Реалистич. т-р, Афины), "Рожд„нная солнцем" (1951, т-р Доре, Афины), "Девушка с ленточкой" (1955, греч. Нац. т-р, Афины) П. стремится к созданию нар. поэтич. драмы, отражающей судьбы простых людей, однако в его пьесах есть сентиментальность, мелодраматизм. Среди др. пьес: "Золотая пилюля" (1958, греч. Нац. т-р), направленная против угрозы ядерной войны, инсцен. (совм. с Г. Ставру) романа Казандзакиса "Христа распинают снова" (1956, там же) и др. Выступает и как актер в т-ре и кино. Пьеса П. "Девушка с ленточкой" пер. на рус. и груз. яз., пост. в Т-ре им. Марджанишвили (1962).

С о ч. в рус. пер.: "Девочка с ленточкой", М., 1960. Д. С.

ПЕРГОЛЕЗИ (Pergolesi), Перголезе (Рег-golese), Джованни Баттиста (4.1.1710, Ези,- 16.III.1736, Поццуоли, близ Неаполя) - итал. композитор. Музыке учился в Неаполитанской консерватории у Ф. Дуранте и др. Выдающийся представитель неаполитанской оперной школы. Первая опера-сериа П. "Салюстия" была пост. в 1731 в неаполитанском т-ре "Сан-Бартоломео" (с интермедиями "Нерина и Ниббио"). Затем последовали: "Гордый пленник" (1733, там же, с интермедией "Служанка-госпожа"), "Адриан в Сирии" (1734, там же, с интермедией "Ливь-етта и Траколло"), "Олимпиада" (1735, т-р "Арджен-тина", Рим), "Фламиний" (1735, т-р "Нуово", Неаполь) и др. Строго следуя стилистич. традициям неаполитанской оперной школы (стройность архитектоники, осн. на чередовании арий и речитативов, и др.), П. создал свой индивидуальный муз. язык, пронизанный интонациями неаполитанской нар. песни; музыке его опер-сериа свойственны нежный и страстный лиризм, изящество, мелодичность. Интермедия П. "Служанка-госпожа" - первая классич. итал. опера-буффа, положившая начало расцвету этого жанра. Она отличается простотой структуры, живостью сценич. действия, яркой психологич. обрисовкой характеров действующих лиц. Опера быстро завоевала популярность; до сих пор сохраняется в репертуаре т-ров мира (в России впервые пост. в 1773; на сов. сцене - 1933, Ленинград). Оперы-буффа П. близки к итал. комедии дель арте и бытовым муз. жанрам. Творчество П. способствовало утверждению демократич. и реалистич. тенденций в итал. оперном иск-ве и оказало влияние на развитие комич. оперы в др. странах (в частности, во Франции, где успех опер П. вызвал т. н. "войну буффонов). П.- автор кантат, ораторий и др. хоровых (в т. ч. знаменитая "Stabat Mater"), a также инструмент. произв.

Лит.: И в а но в-Б орецкий М. В. (ред.), Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934;

R a d i с i o t t i G., G. B. Pergolesi..., Roma, 1910; Della Corte A., L'Opera italiana nel* 700, v. 1, Bari, 1923.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница