Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 337)


"ПЕТРУШКА"- балет И. Ф. Стравинского, либр. композитора. Пост. 13 мая 1911, театр "Шатле", Париж (Балерина - Карсавина, Петрушка - Нижинский, АрапОрлов; балетм. Фокин, худ. Бенуа). На сов. сцене:

20 нояб. 1920, Мариинский т-р, Петроград (Балерина - Люком, Петрушка - Леонтьев, Арап - Вайнонен, возобн. пост. Фокина, балетм. Л. Леонтьев, худ. Бенуа); возобн. 1961, Малый т-р оперы и балета, Ленинград (Балерина - Мазун, Петрушка - Панов, Арап - Мирецкий); 6 февр. 1921, Большой т-р, Москва (Балерина-Гельцер, Петрушка- В. Смольцов, Арап - Рябцев; возобн. пост. Фокина). За рубежом: Нью-Йорк (1919), Копенгаген (1925), Буэнос-Айрес (1932), Рим (1933), Лондон (1936), Монте-Карло (1936), Париж (1948), Кейптаун (1955) и др.

Лит.: Добровольская Г. И. (сост.), "Жар-птица" и "Петрушка" И. Ф. Стравинского, Л., 1963;

Фокин М. М., Против течения, Л.-М., 1962; Светлов В. Я., Современный балет, СПБ. 1911. Юр. Б.

ПЕЧИ (Pecsi), Шандор (р. 1922) - венг. актер. Засл. арт. ВНР. В 1946 окончил Театр. ин-т в Будапеште, с 1947 работает в Т-ре им. Мадача (Будапешт), П. исполняет драматич. и комедийные роли. Созда„т образы современников, отмеченные реализмом, тонким раскрытием психологии героя. Лучшая роль П.- Перчихин ("Мещане"; Гос. пр. им. Кошута, 1965), в к-рой раскрылась своеобразная характерность, присущая творч. индивидуальности П. Снимается в кино.

Роли: Эдди ("Вид с моста" Миллера), судья Ад узик ("Кавказский меловой круг" Брехта), Лука; Селемфи ("Ли-лиомфи" Сиглигети), Скапен и др. Дважды удостоен пр. им. Кошута.

Лит.: Karpati A., Szinhaz, Bdp., 1959. А. Гер.

ПЕЧКОВСКИЙ, Николай Константинович [ р. 1(13). 1.1896] - рус. сов. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1939). Ок. 1913 начал выступать в Сергиевском нар. доме (Москва) как драм. актер, с 1918 - там же в опере. В 1921-23 - артист Оперной студии Большого т-ра, где под рук. К* С. Станиславского подготовил партии Вертера и Ленского. В 1923-солист Большого т-ра, в 1924-41- Т-ра оперы и балета им. Кирова (в 1939-41 - худ. рук. филиала этого т-ра),. Лучшие партии - Герман ("Пиковая дама") и Отелло (о. п. Верди), в к-рых раскрылся огромный творч. диапазон П.-от нежной лирики до трагедийной мощи.

Гастролировал в оперных т-рах Москвы, Одессы, Тбилиси, Новосибирска и др. городов. С 1958 П.- худ. рук. оперного коллектива Дома культуры им. Цюрупы (Ленинград).

Др. партии: Самозванец ("Борис Годунов"), Андрей Хованский, Голицын ("Хованщина"), Фауст, Хозе, Альфред;

Манрико ("Трубадур"), Радамес, Канио; Логе ("Золото Рей-на" Вагнера), Л„нька ("В бурю" Хренникова) и др.

Лит.: Назарова JI.H., H. К. Печковский (в печати). М. Лифш.

ПЕШЕК (Pesek), Ладислав (р.4. Х.1906) - чехословацкий актер. Нар. арт. ЧССР (1958). Получив театр. образование в консерватории г. Брно, в 1926 стал актером Земского т-ра г. Брно, с 1929 - Нац. т-ра (Прага). П. обладает обостр„нным чувством ритма, заразительным темпераментом. Пластич. выразительность сочетается у него с глубоким раскрытием внутр. мира героя. П.- мастер сценич. эпизода.

Роли: Хлестаков; Часовщик ("Кремл„вские куранты"), Скапен; Лизал ("Мариша" бр. Мрштиков), Помет ("Дундо Марое" Држича), Арчи Райе ("Комедиант" Осборна), Полоний ("Гамлет"), Фортунато ("Кьоджинские перепалки" Гольдони) и др. Снимается в кино.

Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 37. Л. Сол.

ПЕШИКТАШЛЯН, Мкртыч (18.VIII.1828-29.XI. 1868) - арм. поэт и драматург. Род. и жил в Константинополе (Стамбул). Учился в Италии. П. стал основоположником арм. т-ра в Турции. В 1856 организовал труппу в Ортакеи, просуществовавшую до 1873. Писал пьесы, работал как режиссер и актер. Написал ряд историч. трагедий: "Аршак II", "Корнак", "Ваган", "Ваге" и др., в к-рых выражал национально-освободит. идеи, комедии "О тр„х храбрецах" и "Комедию о разбойниках". Ставились арм.труппами. В. Т.

ПЕЩНОЕ ДЕЙСТВО - церковная литургич. драма рождественского цикла, входившая в состав богослужения рус. церкви. Первое упоминание о П. д. относится к 16 в. П. д. разыгрывалось 17 дек. в Москве в Успенском соборе (а также, возможно, в Новгороде и других городах). Представляло собой инсценировку библейского рассказа о тр„х отроках, отказавшихся поклониться идолам ассирийского царя Навуходоносора и за это ввергнутых им в горящую печь, откуда их спас ангел, посланный богом. Роли "халдеев" (воинов) исполняли обычно скоморохи. В 17 в. в П. д. усиливаются светские элементы, включаются бытовые жанровые диалоги, исполнявшиеся не на церковнославянском, а на рус. бытовом языке. В конце 17 в. П. д. было упразднено.

Лит.: В с е в о л од с к и й-Г е р н г р о с с В., Русский театр. От истоков до сер. XVIII в., М., 1957, с. 38-42. С. Г.

ПЕЭК, Александр Антонович (p-25.IV.1915) - эст. театр. художник. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1950). Учился в Омском художеств. уч-ще (1936-40). С 1946 работает в Таллине. Оформлял спектакли в т-ре "Эстония": "Князь Игорь" (1951); "Румму Юри" Арро и Нормета (1955), "Никита Вершинин" Кабалевского (1956), "Евгений Онегин", "Красный цветок" и др.Э. П.

ПИА (Pyat), Феликс (4.X.1810-4.VIII. 1889)- франц. политич. деятель, писатель, драматург, публицист. Автор пьес: "Революция былых врем„н" (совм. с Т. Бюретом, 1832, т-р "Одеон"), "Разбойник и философ" (совм. с О. Люше, 1834, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Два слесаря" (1841, там же), "Седрик-норвежец" (1842, "Одеон"), "Диоген" (1846, там же) и др. Демократ-республиканец по убеждениям, П. резко обличал Июльскую монархию, насыщал свои пьесы нам„ками на политич. события современности, на короля Луи Филиппа (спектакли нередко вызывали политич. демонстрации в зрит. зале, подвергались запретам). В предисловии к историч. драме "Анго" (1835, "Амбигю комик") П. утверждал обществ, значимость драматургии, требовал поворота иск-ва к жизни. Лучшая пьес П.мелодрама "Парижский тряпичник" (1847, "Порт-Сен-Мартен"), восторженно принятая зрителями. В ней П. противопоставил преступному бурж. миру образ бедного старика-тряпичника - мужественного, доброго, любящего, жизнерадостного, способного на борьбу. Положительный отзыв о пьесе дал А. И. Герцен. Но в пьесах П. проявились и мелкобурж. сущность его мировоззрения и половинчатость революц. призывов. Разоблачая финансовую аристократию, монархию, П. в то же время проповедовал идею классового мира, что вносило в его пьесы черты "...,,мелодраматической4 * лжи, апеллирующей к сердцу мелкого буржуа" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 28, с. 310).

В 1849, после участия в восстании, П. бежал из Франции. В годы эмиграции (1849-69) пытался вести борьбу против 1-го Интернационала, в 1871 во время Парижской" Коммуны был одним из активных проводников мелкобурж. взглядов. Последняя пьеса П. "Труженик" (1885) открыто призывала к примирению с действительностью .

В пьесах П. играли крупйейшие франц. актеры - П. Бокаж, Фредерик-Лемер.

Соч. в рус. пер.: Избранные произведения, M.-Л., 1934.

Лит.: М а р к с К., Энгельс Ф., Соч., тт. XXI- XXIV, М.-Л., 1929-1931 (см. именной указ.); Г е р-ц е н А. И., Собр. соч., т. 1-30, М., 1954-60, см. т. 5, с. 49;

Данилин Ю., Феликс Пиа и его литературная деятельность, в кн.: Избр. произведения, M.-Л., 1934; История французской литературы, т. 2, М., 1956; R о у е г A., Histoire du theatre contemporain..., t. 1. P., 1878; Z e v a e s A. F.. Figures d'hier. F. Pyat, homme des lettres et homme politique, "La nouvelle revue", 1930, 1 oct., р. 109. Е. Ф.

ПИАФ (Piaf), Эдит [наст. имя и фам.- Джованна Г а с с и о н (Gassion); 19.XII.1915-11.Х.1963] - франц. эстрадная певица. В детстве исполняла песенки, выступала со своим отцом-странствующим акробатом. С 1930 выступала самостоятельно (под псевд. M ом Пи-аф) в кабаре и эстрадных т-рах Парижа. Быстро завое-вала популярность. В 1948 совершила турне по Америке. Долгое время болела. В 1956 вновь вернулась на парижскую эстраду, пела в т-ре "Олимпиям. В сво„м творчестве П. продолжала традиции франц. певицы Мистингет, создательницы стиля "песен франц. улицы", привнося в этот жанр трагич. мотивы-отражение собств. трудной жизни, обществ, неустроенности простых людей. Исполняла также песню франц. революции 1789-94 "Ca ira!" ("Вс„ вперед!"), песни поэта Р. Ассо и др. Написала мемуары.

С о ч.: Au bal de la change. P., 1958; Ma vie. Р., 1964 (в рус. пер.Книга о себе, "Театр", 1965, ј 1-3).

"ПИГМАЛИОН" ("Pygmalion")-комедия в 5 д. Б. Шоу. Соч. 1912. Пост. 16 окт. 1913 в "Бургтеатре", Вена, и в том же году в "Лессинг-театре", Берлин. Первая англ. пост.- 11 апр. 1914 в т-ре "Хиз маджестис", Лондон (Элиза- П. Кэмп-белл, Хиггинс - Г. Три). Пьеса Шоу широко ставилась во мн. т-рах мира, в т. ч. "Парк-театр", Нью-Йорк (1914), "Штатстеатр", Еерлин (1923, 1934), "Т-р искусств", Париж (1923), т-р "Балле", Рим (1925), "Олд Вик", Лондон (1937), "Каммершпиле", Берлин(1952), Т-р им. И. Катоны, Будапешт (1955), "Буфф-Паризьен", Париж (1955; реж., худ. и исполнитель роли Хиггинса Ж. Mape, Элиза - Ж. Моро) и мн. др. В 1957 Бродвейский т-р под рук. М. Харти, Нью-Йорк, осуществил пост. муз. комедии "Моя прекрасная леди" на сюжет "П." (комп. Лоу, либр. Паскаля и Лернера, реж. Харти, худ. Смит и Битон, балетм. Холм).

На рус. сцене "П." пост. впервые в 1914 в Моск. драматич. т-ре (Хиггинс - Радин). Из последующих пост. "П." - Петербург, Т-р Сабурова (1914, Элиза - Грановская, Хиггинс- Надеждин), Харьковский рус. т-р под рук. Синельникова (1914, Элиза - Юренева), Александрийский т-р (1915, на сцене Михайловского т-ра, реж. Мейерхольд, Элиза - Ро-щина-Инсарова). На сов. сцене - Малый т-р (1943, реж. и исполнитель роли Хиггинса - Зубов, Элиза - Зеркало-ва; Гос. пр. СССР, 1946). Из др. пост. "П." на сов. сцене: моск. т-р "Комедия" (б. Корш, 1924), Т-р им. Грибоедова (1937), Моск. т-р Сатиры (1938), Ленингр. т-р Комедии (1943, реж. и худ. Акимов; Элиза - Сухаревская, Хиггинс - Колесов), Т-р им. Леси Украинки (Хиггинс - Романов), Куйбышевский т-р (Элиза - Е. Алексеева, Чекмасова, Хиггинс - Бурэ, Шебуев), Ленингр. т-р драмы им. Пушки-яа (реж. и исполнитель роли Хиггинса - Вивьен, Элиза - Вольф-Израэль). Рижский рус. т-р (реж. и исполнитель роли Хиггинса - Юровский), Харьковский рус. т-р (все в 1945), Оренбургский, Петрозаводский, Тамбовский (все в 1946), Одесский, Читинский т-ры (оба в 1947), Волгоградский т-р, Горьковский т-р Комедии, Саратовский, Челябинский т-ры (все в 1948), Костромской, Николаевский т-ры (оба в 1949), Казанский (1950), Ташкентский т-р (1951), Бакинский, Тульский, Ставропольский т-ры (все в 1954), Т-р им. Марджанишвили (1955), Калининградский т-р (1958), Вильнюсский т-р (1961), Ленингр. т-р им. Ленсовета, (1962), Свердловский т-р (1963) и мн. др.

Издания: Первая публикация "П." - 1916, Первый рус. пер. - Б. Лебедева, М., 1914; Ш о у Б., Избр. произв., т. 2, пер. Е. Калашниковой, М., 1956. А. Шн.

ПИК, Ш, Ле - см. Л e Пик, Ш.

ПИКАССО (Picasso), Пабло (р.25.Х.1881) - живописец, график, монументалист, театр. художник. Испанец по национальности. Художеств. образование получил в Барселоне и Мадриде. С 1904 жив„т во Франции. Чл. Коммунистич. партии Франции. Как театр. декоратор выступил в 1917, оформив балет "Парад" Сати (труппа С. П. Дягилева). В дальнейшем большинство театр. работ П. также связано с балетом. Формалистич. эксперименты, эпатирующие публику [ кубистич. оформление "Парада", сюрреализм декораций и костюмов в балете "Меркурий" Сати (1924, труппа Э. Бомона, Париж)] сочетаются в творчестве П. с подлинным новаторством, обогащающим декорац. иск-зо. В лучших своих работах П., пользуясь условными театр. при„мами, создавал обобщ„нный пластич. образ, целостный в трактовке пространства, формы, цвета. В "Треуголке" де Фальи (1919, "Русские балеты", Париж) П. л„гкими свободными линиями передавал муз. ритм архитектурных объ„мов, характерные черты исп. пейзажа; в "Пульчинелле" Перголези - Стравинского (1920, там же), хорео-графич. сюите "Андалусская картина" (1921, там же), трансформируя при„мы традиционной итал. перспективной декорации, сочетал совр. изобразит, средства с элементами старинного площадного нар. т-ра. П.- автор эскизов занавеса к спектаклям "Голубой экспресс" Мийо (1924, там же) и "Рандеву" Косма (1945, "Балет Елисейских полей"). Неоклассич. тенденции творчества П. получили выражение в оформлении "Антигоны" Кокто (1922, т-р "Ателье") и "Царя Эдипа" Софокла (1951, "Т-р Елисейских полей").

Лит.: CogniatR., Cinquante ans de spectacles en France. Les decorateurs de theatre. P., 1955; Lieberman W., Picasso and the ballet, в со.: Dance Index, N. Y., 1946;

К о с h n о В., Le ballet.... Р., 1954; Cocteau J., Picas"" so. Р., 1923. M. П,

ПИКЕЛЬГЕРИНГ, Пикельхеринг (нем. Pickelhering, голл. pekelharing -сол„ная сельдь),- комич. персонаж нем. т-ра. Появился в 17 в.; один из вариантов образа Гансвурста. П.- ловкий пройдоха, грубиян, обжора и добродушный увалень; исполнители носили костюм, напоминающий матросский - ж„лтые штаны, красную куртку, жилет, серую шляпу. П. был участником спектаклей "английских комедиантов в Германии. Этот персонаж встречался также и в рус. пьесах 17-18 вв.

"ПЙККОЛА СКАЛА" - итал. т-р. См. "Ла Скалам. "ПЙККОЛИ ДИ ПОДРЕККА" (Piccoli di Podrec-ca) - итал. т-р кукол (использует марионетки). Осн. в 1914 в Риме муз. критиком и журналистом В. Подреккой. Открылся спектаклем, в к-рый входили отрывки из "Бури" Шекспира (о муз. Перселла и Глюка), из оперы "Дон Жуан" и малоизвестных опер М. Монтеверди, Дж. Россини, Дж. Перголези, Г. Доницетти. Т-р "П. ди П." формировался в 20-х гг., когда европ. театр. иск-во переживало тяж„лый кризис. Новизна и свежесть формы представлений т-ра "П. ди П." сразу привлекли внимание артистич. интеллигенции, а затем широкого зрителя: куклы т-ра имели 70-60 см высоты, управлялись 15-20 нитями, были подвижны и пластичны; спектакли т-ра, как правило, сопровождались музыкой (осн. задачей т-ра была пропаганда серьёзной музыки), известные композиторы писали специально для этого т-ра, в т-ре состоялись премьеры опер Луальди "II Guerin Meschino" 1920), 0. Респиги "Спящая красавица" (1922), Л. Феррари-Трекате "Ciottolino" (1922).

До 1924 т-р выступал в Риме, затем гастролировал по стране, позднее почти во всех странах Европы и Америки. В поездках т-р пополнял репертуар муз.-фольклорными номерами. Значит, место в представлениях занимали мюзик-холльные, цирковые номера, пародии на популярных киноактеров (М. Шевалье, Г. Гарбо, Д. Фербенкса, Ч. Чаплина и др.). В последующие годы т-р популяризировал классич. и совр. музыку, ставил отрывки из произв. совр. композиторов, классич. оперы и балеты: "Балаганчик маэстро Педро" де Фальи (1933), "Ящик с игрушками" Дебюсси (1956), "Петя и Волк" Прокофьева (1956), "Моя мать гусыня" Равеля (1956), "Женевьева Брамантская" Сати (1958) и др. Вокальные партии исполняли лучшие итал. певцы (пение воспроизводилось в механич. записи). В 1958 т-р "П. ди П." выступал на Междунар. фестивале совр. музыки (Венеция). Неоднократно получал премии и награды (1929-Франция, 1954-Италия и др.). С 1959 после смерти Подрекки руководство т-ром перешло к К. Фа-ринелли. В 1959 и 1961 гастролировал в СССР.

Лит.: Bottazzi L., Il teatro dei Piccoli a Roma, "La Lettura", 1914, .ј 6; D'Amico S., Maschere, Mil., 1921; Levinson A., Le theatre dei Piccoli di Podrecca, "L'Art vivant", 1929, JS? 99, p. 119; Podrecca, "II Dramma", 1959, ;ј 274, p. 59; Vittorio Podrecca, "Teatr", Warsz., 1959, ISTs 19, s. 26 (Kronika zagraniczna. Rozne), {?н. С.

ПИККОЛОМЙНИ (Piccolomini), Мариетта (l 5.1 II. 1834-23.XII.1899) - итал. артистка оперы (сопрано). Дебютировала в 1852 на сцене флорентийского т-ра "Пергола" в партии Лукреции Борджиа (о. п. Доницетти). С успехом выступала в т-рах Рима, Турина и др. городов Италии. В 1855 гастролировала в Париже, в 1856-63-в Лондоне, после чего оставила сцену.

П.-одна из выдающихся итал. певиц 19 в. Е„ пение отличалось страстной взволнованностью, искренностью в передаче переживаний героинь. Дж. Верди считал П. идеальной исполнительницей партии Виолетты. П. создавала выразит, драматич. и комедийные образы. Среди лучших партий: Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези), Адина ("Любовный напиток" Доницетти), Эльвира ("Пуритане" Беллини), Луиза Миллер (о. п. Верди), Леонора ("Трубадур"), Джильда и др.

Лит.' Р i с с о 1 о m i n i F. C., Giuseppe Verdi e M. Piccolomini, Siena, 1913; M o n a 1 d i G., Cantanti celebri, Roma, 1929. Св. Г.

"ПЙККОЛО-TEАTPO" (Piccolo teatro) - итал. т-р. Сво„ назв. получил по аналогии с малыми театрами в США, Англии, возникавшими в борьбе против коммерч. т-ра. Организован театр. деятелем П. Грасси и реж. Дж. Стрелерам. Открылся в Милане 14 мая 1947 спектаклем "На дне". "П.-т."один из немногих в Италии т-ров "стабиле", т. е. имеющих постоянную труппу (контракты с актерами заключаются ежегод' но), собств. помещение и получающих субсидию от муниципалитета. "П.-т." занимает видное место в театр. жизни страны, вед„т большую культурно-просветит. работу среди зрителей. Пост. пьес К. Гольдони ("Слуга двух господ", 1947), Л. Пиранделло ("Сегодня мы импровизируем", 1949), Шекспира ("Ричард II", 1949, "Макбет", 1952, "Юлий Цезарь", 1953), Чехова ("Чайка", 1948, "Вишн„вый сад", 1955) и особенно Б" Брехта ("Тр„хгрошовая опера", 1956, "Добрый человек из Сезуана", 1958, "Швейк во второй мировой войне", 1961, "Жизнь Галилея", 1963) стали событиями культурной жизни Италии и определили популярность "П.-т." в странах Европы. В т-ре работали актеры:

Л. Бриньоне, Дж. Сантуччо, Т. Карраро, Т. Буачел' ли, М. Моретти, реж. О. Коста, Дж. Сальвини, худ. Дж. Ратто, Л. Дамиани. Со дня открытия один из осн. режиссеров "П.-т". -Дж. Стрелер (с 1955 - директор т-ра, совм. с П. Грасси).

В 1960 "П.-т." гастролировал в Сов. Союзе. Ал. А. "ПИКОВАЯ ДАМА" - опера П. И. Чайковского, либр. М. И. Чайковского при участии композитора, по о. п. Пушкина, с использованием стихов К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, П. М. Карабанова и К. Ф. Рылеева. Пост. 7 дек. 1890, Мариинский т-р (дириж„р Направник, пост. Палечека, реж. Кондратьев, художники Васильев, Янов, Левот, Иванов и Андреев, балетм. Петипа; Герман - Н. Фигнер, Томский - Мельников, Елецкий - Яковлев, Чекалинский - Васильев 2-й, Сурин - Фрей, Чаплицкий - Кондараки, Нарумов - Соболев, Распорядитель - Ефимов, Лиза - М. Фигнер, Графиня - Славина, Полина - Долина, Гувернантка - Пильц, Горничная - Юносова, Прилепа - Ольгина, Миловзор - Фриде, Златогор - Климов 2-й). 19 дек. 1890 пост. в Киеве артистами оперной антрепризы И. П. Прянишникова (дириж„р Прибик; Герман - Медведев, Томский - Дементьев, Елецкий - Тартаков, Графиня - Смирнова, Лиза - Мацулевич); 1891, Большой т-р (дириж„р Альтани, художники Вальц и Лебедев, балетмейстеры Петипа и Иванов;

Герман - Медведев. Томский -Корсов, Елецкий- Хохлов, Лиза - Дейша-Сионицкая, Полина - Гнучева, Графиня - Крутикова); 1904, там же (дириж„р Рахманинов);

1914, т-р Муз. драмы, Петроград (дириж„р Бихтер, реж. Лапицкий). Пест. в др. городах: Харьков (1891), Саратов (1892), Одесса (1893), Тифлис (1894, Томский - Шаляпин).

Пост. за рубежом: Прага (1892), Загреб (1898), Дармштадт (1900), Вена (1902, дириж„р Малер; 1940), Любляна (1905), Милан (1906), Берлин (1,907 и 1908, на рус. яз., пер. Кролля), Стокгольм (1909), Нью-Йорк (1910 и 1922, на рус. яз.), Париж (1911, на рус. яз.), Лондон (1915, на рус. яз.; 1950, дириж„р Клейбер; i 961, дириж„р Мелик-Пашаев), Сан-Франциско (1922, на рус. яз.), Барселона (1922, на рус. яз.), Хельсинки (1923), Буэнос-Айрес (1924, на рус. яз.), Каунас (1925), София (1926), Токио (1926), Таллин (1926), Копенгаген (1927), Бухарест (1928), Брюссель (1931), Цюрих (1940), Лейпциг (1964, реж. Покровский, худ. Мессерер. дириж„р Хайкин) и др. В 1964 показана труппой Большого т-ра на сцене т-ра "Ла Скала". В 1965 - Нью-Йорк, концертное исполнение силами амер. артистов (на рус. яз., в партии Лизы-Т. Милашкина).

Среди выдающихся исполнителей на рус. сцене: Алчев-ский, Давыдов, Закржевский, Дамаев, Боначич (Герман);

Салина, Куза, Ермоленко-Южина, Инсарова, Кошиц (Лиза);

Грызунов, Унковский (Елецкий).

На сов. сцене впервые пост. 3 мая 1921, Т-р оперы и балета, Петроград (дириж„р Купер, режиссеры Бенуа и Купер, худ. Бенуа, балетм. Леонтьев); 1927, Эксперимент, т-р, Москва (пост. Лапицкого, дириж„р Сук, худ. Хвостов, балетм. Лащилин; Герман - Озеров, Лиза - Держинская, Томский - Политковский, Елецкий - Мигай, Полина - Обухова, Графиня - Антарова); 1930, Оперный т-р им. Станиславского (план пост. Станиславского, худ. Зандин);

1935, Ленингр. Малый оперный т-р (сценарий и текст по повести Пушкина -Вс. Мейерхольда и В. Стенича, пост. Мейерхольда, дириж„р Самосуд, худ. Чупятов; Герман - Ковальский, Лиза - Соколова, Графиня - Вольтер, Полина- Головина, Маша - Ф„дорова, Томский - Грохольский, Чекалинский - Засецкий). Последующие возобн. в Т-ре оперы и балета им. Кирова: 1935 (дириж„р Дранишников, реж. Н. Смолич, худ. Дмитриев, балетм. Вайнонен), 1946 (дириж„р Ельцин, реж. Гладковский, худ. Григорьев; Лиза - С. Преображенская). Возобн. в Большом т-ре: 1931 (дириж„р Голованов, реж. Н. Смолич, худ. Дмитриев, балетм. Чекрыгин);

1942 (дириж„р и пост. Самосуд, худ. Макаров); 1944 (дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Баратов, худ. Дмитриев); 1964, в нов. сценич. ред. (дириж„р Хайкин, режиссерская ред. Покровского, худ. Клементьев, по эскизам Дмитриева, хормейстеры Рыбнов и Хазанов, балетм. Тарасова; Герман - Анджапаридзе, Лиза - Вишневская, Елецкий - Кибкало, Томский и Златогор - Ал. Иванов, Графиня - Левко, Чекалинский - Масленников, Сурин - Ярославцев, Чаплицкий - Власов, Нарумов - Дементьев, РаспорядительРайков, Миловзор - Клепацкая, Прилепа - Сорокина, Гувернантка - Королева, Маша - Миглау).

Среди выдающихся сов. исполнителей: Печковский, Ханаев, Нэлепп (Герман); Литвиненко-Вольгемут (Лиза);

Г. Пирогов, Андреев, Модестов, Батурин (Томский);

Сливинский, Лисициан, Норцов (Елецкий); Головина, Ф. Петрова, Златогорова, С. Преображенская (Графиня);

Максакова, Архипова (Полина).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Тбилиси (1933, 1937), Минск (1934, 1940, 1948, 1960), Пермь (1938, 1959), Киев (1939, 1952), Ереван (1940), Баку (1941), Ташкент (1945, 1946, 1956), Алма-Ата (1945, 1956), Уфа (1945), Таллин (1946, 1957), Рига (1946), Харьков (1947), Львов (1948), Вильнюс (1948), Душанбе (1948, 1958), Улан-Удэ (1949), Фрунзе (1950), Свердловск (1958), Одесса (1958), Ашхабад (1958), Новосибирск (1964).

Издания: "П. д." - партитура, М., Юргенсон, [1891]; Полн. собр. соч., т. 9/А , Б, В, под ред. АН. Дмитриева, М., Музгиз, 1950; поел. изд.: М., Музгиз, 1960; клавир, М., Юргенсон, 1890; затем клавир издавался неоднократно: Полн. собр. соч., т. 41, под ред. АН. Дмитриева, М.-Л., Музгиз, 1950; поел. изд.-М., Музгиз, 1960. Н.Гр.

ПЙКОК, Владимир Робертович [12(24). II. 1875- 1. Ш. 1943]-рус. сов. артист оперы (лирико-драма-тич. тенор). В 1903 брал уроки пения у И. П. Прянишникова в Петербурге, позднее совершенствовался в Италии. В 1905-06 пел в Иркутской опере, в 1906 - 1916-в Москве, в Оперном т-ре Зимина, в 1916-28 - в Большом т-ре. П. создал образ Звездоч„та ("Золотой петушок", 1909); впервые в Москве исполнил партии Нерона ("Камо грядеши" Нугеса, 1910), Пинкертона ("Чио-Чио-сан", 1911).

Др. партии: Трике ("Евгений Онегин"), Карл VII ("Орлеанская дева"), Паисий ("Чародейка"), Чекалинский ("Пиковая дама"), Вагоа ("Юдифь" Серова).

ПИКСАНОВ, Николай Кирьякович [р. 31.III (12. IV). 1878] - рус. сов. историк литературы. Чл.-корр. АН СССР (1931). Засл. деят. науки РСФСР (1957). Профессор. Исследования П. поев. творчеству Пушкина, Гоголя, Гончарова, Горького, Тургенева, Островского и др., истории рус. т-ра и драматургии; гл. работы П.- творчеству Грибоедова - "Творческая история "Горя от ума"" (1928) и др. Под ред. П., с его вступит, статьями и комментариями вышли 3-томное собр. соч. Грибоедова (1911-17)имн. издания "Горя от ума".

Соч.: А. С. Грибоедов, в кн.: История русской литературы XIX века, т. 1, М., [1908]; А. С. Грибоедов. Биогра-фич. очерк, СПБ, 1911; Грибоедов и Мольер, [М.], 1922;

Островский. Лит.-театр. семинарий, Иваново-Вознесенск, 1923; Становление драматурга..., в кн.: Горький и театр. Л., 1933, с. 35-56; Грибоедов. Исследования и характеристики, [Л., 1934]; Гоголь-драматург, Л., 1952. С. Г

ПИКСЕРЕКР (Pixerecourt), Гильбер де (22.1. 1773-27.VII.1844) - франц. драматург. Один из создателей жанра мелодрамы. В 1797 пост. первая мело. драма, написанная П., "Маленькие овернцы" (т-р "Амбигю комик"). Вскоре П. стал самым популярным драматургом т-ров бульваров в Париже. Автор 120 пьес, среди к-рых выделяются мелодрамы, пост. пре-им. в т-рах "Амбигю комик" и "Гете": "Виктор, или Дитя леса" (1798), "Селина, или Дитя тайны" (1800), "Человек о тр„х лицах" (1801), "Жена двух мужей" (1802), "Текели, или Осада Монгаца" (1803), "Робинзон Крузо" (1805), "Ангел-хранитель, или Женщина-демон" (1808), "Собака Монтаржи, или Лес Бонди" (1814), "Христофор Колумб, или Открытие нового света" (1815), "Дочь изгнанника" (1819), "Польдер, или Амстердамский палач" (совм. с В. Дюканжем, 1828).

Творчество П. развивалось в годы Консульства и Первой империи, поэтому его мелодрама утеряла ре-волюц., антифеодальный пафос. Черты социальной демагогии придавали пьесам П. буржуазно-охранит. окраску. Но в то же время эти пьесы пользовались популярностью среди демократич. зрителей, т. к. обличали корысть, призывали к справедливости, прославляли мужество, честь героя, защищающего слабых и преследуемых. Стремление изображать энергичных, мужеств. людей, большие историч. события принесло П. прозвище "Корнеля бульваров". П. строил сюжеты своих пьес на историч. материале, библейских преданиях, авантюрных "романах ужасов и тайн". Несмотря на пристрастие автора к внешним эффектам и поверхностной занимательности, нагромождению неправдоподобных событий, пьесы П. имели большой успех (шли до 300-400 раз), переводились на мн. языки. В 1827-28 П. был директором т-ра "Опера комик", в 1832-35 - руководителем т-ра "Гете".

Соч.: Theatre, v. 1-10, Nancy, [s. a.]; Theatre choisi, v. 1-4, Nancy, 1843; то же, v. 1. P., 1841; в рус. пер.- Виктор, или Дитя, найденное в лесу, СПБ, 1821; Христофор Колумб, или Открытие Нового Света, СПБ, 1821; Польдер, амстердамский палач, М., 1829.

Лит.: G i n i s t y P., Le melodrame, P., 1911 ; H a r t o g W. G., Guilbert de Pixerecourt, sa vie, son melodrame, sa technique et son influence. P., 1913. E. Ф.

ПИЛ, П и л ь (Peele), Джордж (1558?-96?)-англ. драматург, П. был современником Шекспира, принадлежал к группе драматургов-гуманистов, т. н. университетских умов. В 1577 окончил Оксфордский ун-т. Первая пьеса П.- пасторальная комедия на мифоло-гич. сюжет - "Жалоба на Париса" (пост. при дворе в сер. 80-х гг. 16 в.), содержит тонкую лесть в адрес королевы Елизаветы. Творч. деятельность П. связана с публичными т-рами Лондона, для к-рых предназначены его' драматич. хроники "Битва при Альказаре" (1589), "Эдуард I" (1593) и пьеса на библейский сюжет "Давид и Вирсавия"(ок. 1594). Лучшая пьеса П.-комедия "Бабушкина сказка" (пост. в 1-й пол. 90-х гг.), в к-рой сочетаются бытовые и фантастич. элементы, сказочный сюжет наполнен л„гкой, доброй иронией.

Соч.: The works of George Peele, ed. by A. Н. Bullen, v. 1-2, L., 1888.

Лит.: История английской литературы, т. 1, ч. 1, M., 1943; В г a d b г о о k M. С., The growth and structure of Elizabethan comedy, Berkeley - Los Angeles, 1956; P a r-г о t t T. М. and В a 1 1 R. H., A short view of Elizabethan drama..., N. Y., 1943. А. Б.

ПИЛАД ИЗ КИЛИКЙИ (Pylades Cilix) (1 в. н. э.) - др.-римский танцор. Исполнитель пантомимов врем„н императора Августа. П. из К. считается основателем пантомимич. спектаклей в Риме, к-рые он ставил с собств. труппой. Популярность П. из К. была так велика, что Август, выслав его за оскорбление одного из своих приближ„нных, вынужден был вскоре отменить сво„ решение. Надписи сообщают, что П. из К. играл и в др. итал. городах. Античные писатели называют заглавие его утраченного соч. "Об италийской пляске".

Лит.: В а р н е к е Б.В., История античного театра, М., 1940. Лид. Ф.

ПИЛЛАЙ, Рагхаван (р. в марте 1900) - инд. танцовщик. Известен также под именем Чирази Рагхаван Пиллай.'Хореографии. иск-ву обучался с детства, затем совершенствовался в школе Катакхали Калари у известных педагогов Гуру Палльямнила Велу Пил-лайя, Кесава Паникара Асаана и Матхура Пиллайя Паникара. С 1923 выступает в представлениях ка-такхали. С 1929 - педагог школы Катакхали Калари, среди учеников П.- Гуру Кришнан Кутти. В 1933 основал собств. школу. Создал ансамбль "Джейя дамбика Вилас Катакхали Йогам". Л. Гр.

ПИМЕНОВ, Владимир Ф„дорович [р. 12(25).II. 1905]-рус. сов. критик и театр. деятель. Чл. Комму-нистич. партии с 1940. В 1928 окончил Воронежский ун-т. Лит. деятельность начал в 1926. С 1944-директор Т-ра им. Вахтангова, с 1947-нач. Гл. упр. т-ров СССР, зам. председателя Комиссии по драматургии Союза писателей СССР. В 1960-64-гл. ред. журнала "Театр". П.- редактор и составитель ряда сборников и собр. соч. сов. драматургов. Критич. статьи и рецензии П. поев. вопросам сов. драматургии и т-ра; разрабатывает проблемы совр. нац. драматургии и сов. нац. т-ра.

С 1934 П. занимается педагогич. деятельностью (с 1964-ректор Лит. ин-та им. Горького в Москве). Соч.: Драматургия братских республик в репертуаре русских театров, "Театр", 1951, ј 1; Ответственность за наш репертуар, там же, 1953, ј 3; Совепкая многонацыянальная драматурпя на Уадыме, "Полымя", 1953, .N*e 10; Заметки о белорусской драматургии, "Советская отчизна", 1954, JSe 2;

О башкирской драматургии, в кн.: Башкирская советская драматургия, М., 1954 (совм. с А. Харисовым); Именем революции, "Правда", 1958, 1 марта, М 60; О труде драматурга, [сост. и ред.], М., 1957; Написаны новые пьесы. "Театр", 1960. Ne 2; Современность и проблемы драматургии, там же, 1964 6ПИМЕНОВ, Юрий Иванович [р. 13(26). XII.1903, Москва] - рус. сов. живописец, график, театр. художник. Нар. художник РСФСР (1962). Профессор. Чл.-корр. Акад. художеств СССР (1954). Учился в ВХУТЕМАСе (1920-25) у С. В. Малютина и М. Ф. Шемякина, затем у В. А. Фаворского и В. Д. Фа-лилеева. Первый театр. опыт П. относится к 20-м гг. ("Страсть мистера Марапи' та" Давидовского, 1927, совместно с А. Д. Гончаровым, 4-я Студия МХАТа). Станковая живопись, занимающая осн. место в творчестве П., определяет характер и его декорац. иск-ва. Расширяя рамки конкретного места действия пьесы, художник вводит в декорации своего рода живописные комментарии - изображение сурового пейзажа военной Москвы в ."Новогодней ночи" А. Гладкова (1945, Т-р им.

Вахтангова), видов старого Парижа в "Копилке" Лабиша и Делакура (1945, ЦТСА) и т. д. Стремясь к живописно-пластич. осмыслению идеи сценич. произв., П. широко применяет специальные живописные занавеси, создающие обобщ„нный изобразительный образ спектакля: "Профессор Мамлок" Вольфа (1935, Т-р им. МОСПС), опера "Паяцы" (1957, Большой т-р). Гл. тема творчества П.- утверждение поэтичности сов. действительности в ее повседневности. Наиболее интересное воплощение эта тема нашла в декорациях П. к спектаклям ЦТСА, пост. А. Д. Поповым:

"Степь широкая" Н. Винникова (1949, Гос. пр. СССР, 1950, илл. см. к ст. Декорационное искусство), "Весенний поток" Чепурина (1953), а также в спектаклях "Простые сердца" Паустовского (1940, Т-р Революции), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947, Малый т-р, Гос. пр. СССР, 1947), "Годы странствий" Арбузова (1954, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина) и др.

Среди др. театр. работ П.- оформление спектаклей:

"Мачеха" Бальзака (1936) в Т-ре-студии им. Ермоловой, "Люоовь Яровая" (1937, Ростовский т-р им. Горького), "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси") Кабалевского (1938, Ленинградский Малый оперный т-р), "Сирано де Бержерак" Роста-на (1943, Т-р им. Ленинского комсомола, Москва), "Нахлебник" Тургенева (1941, Т-р им. Ермоловой), "Волки и овцы" 1941, Малый т-р, совм. с В. Васильевым), "Песня о черноморцах" Лаврен„ва (1952), "Тени" Салтыкова-Щедрина (1953) и "Иванов" (1955) в Моск. т-ре им. Пушкина, "Снегурочка" на муз. Чайковского (1961, "Лондон фестивал балле") и др.

Деятельность в т-ре определила ряд сюжетов живописных и графич. произв. П. ("Зинаида Райх в спектакле "Дама с камелиями"", "Галина Уланова- Жи-зель", "Костюмерная мастерская" и др.). Н. с 1945 вед„т преподават. работу во Всесоюзном гос. ин-те кинематографии (ВГИК).

Соч.: Необыкновенность обыкновенного, М., 1964. Лит.: Б e с к и н Д., Юрий Пименов,М., 1960; Ю. И.Пименов. Каталог выставки, М., 1955 (вступ. ст. А. Д. Попова и М. Н. Пожарской); Ю. И. Пименов. Каталог выставки, М., 1961 (предисл. А. Чегодаева);П ожарская М., Правда искусства, "Театр", 1961, ј 5. В.Бер.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница