Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей в артеме в компании РексРент.
Женская одежда Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 338)


ПИМЕНТА-И-АНТАШ (Pimenta e Antas), Леонарду Жозе (ум. после 1794) - португ. драматург. Автор многочисл. юмористич. и сатирич. пьесок-интермедий, преднаэяачавшихся для пост. в нар. т-рах Лиса-бона. В них критиковались разл. бытовые и социальные пороки: паразитизм, нелепые моды дворянства, скупость и ханжество буржуазии, преклонение перед иностранным и т. п. Особенно значительны пьесы "Крах честолюбия Тартюфов" (1770) - резкая сатира, направленная против ордена иезуитов, "Интермедия о вечеринке в Иски" (1770) и "Колокольчик времени в доме дона Лезмы" (1773), в к-рых высмеиваются провинциалы, подражающие вольным нравам португ. столицы. П.-и-А. развивал традиции нац. комедийного т-ра (Ж. Висенте и др.),его пьесы представляют интерес как яркие документы эпохи. 3. П.

ПЙНЕРО (Pinero), Артур Уинг (24.V.1855, Лондон,- 23.XI.1934, там же)-англ. драматург. Десятилетняя актерская деятельность П. (1874-84) в т-рах Эдинбурга и Лондона, где он встречался с Г. Ирвингом и Э. Терри, явилась творч. школой для деятельности П. как драматурга. Первая пьеса П. "Двести фунтов годового дохода" пост. в 1877 в лондонском т-ре "Глобус". П. написал драмы: "Судья" (1885, т-р "Корт"), "Беспутный" (1889, т-р "Гаррик"), "Вторая миссис Тэн-керей" (1893, т-р "Сент-Джеймс"), "Знаменитая миссис Эббсмит" (1895, т-р "Гаррик"), выдвинувшие его в число ведущих англ. драматургов. Осн. тема пьес П.-разложение семьи в бурж. обществе, но раскрывается она с позиций мелкого буржуа, для к-рого основы бурж. общества незыблемы. В своих пьесах П. отходил от традиций большого реалистич. иск-ва, подменяя живое действие при„мами салонной мелодрамы, реалистич. характеры условными персонажами-схемами ("женщина с прошлым", "циник-аристократ", "чистая девушка" и др.). На рус. сцене были пост.: "Вторая жена" ("Вторая миссис Тэнкерей", 1899, Михайловский т-р, Петербург, миссис П аул а-Савина), "Лорд Квекс" (1909, Суворинский т-р, Квекс - Далматов), "На полпути" (1912, Малый т-р, Москва, Блондель - Южин, Зоя - Лешковская; 1914, Александрийский т-р, пост. Мейерхольд, Зоя - Рощина-Инсарова). На советской сцене пост. "Опасный возраст" ("Приключение в участке", 1944, Тбилисский т-р им. Грибоедова).

Соч.: The social plays, ed. by C. Hamilton, v. l-4, N. Y., 1917-1922; в рус. пер. - Беспутный, СПБ, 1893;

Вторая жена ("Вторая миссис Тэнкерей"), СПБ, 1896; Женская хитрость, М., 1897; Мировой судья, М., 1900; На новом пути ("Знаменитая миссис Эббсмит"), М., 1901; Женский пансион, М., 1902; Лорд Квекс, М., 1903; Ирис, М., 1904; Женщина без улыбки, М., 1905; Современные амазонки, М., 1906; Приключение в участке ("Опасный возраст"), СПБ, 1908; На полпути, М., 1912; Новая система, М., 1913.

Лит.: Шоу Б., О драме и театре, пер. с англ., М., 1963, с. 233-41; С 1 а г k В., A study of the modern drama, N. Y.-L., 1925; F y f e H.. Sir A. Pinero's plays and players, L., 1930; Kl u t h e r H. H., A. W. Pinero und sein Verhalt-nis zu Henrik Ibsen, [Bochum], 1937. В.Ю.

ПЙНИ-КОРСИ (Pini Corsi), Антонио (июнь 1858- 22.IV.1918) - итал. артист оперы (баритон). Дебютировал на оперной сцене в 1878 в Кремоне. Выступал в т-рах Флоренции, Рима, Вероны в комич. операх (Фигаро и Бартоло - "Севильский цирюльник";

Джакомо - "Фра-Дьяволо" Обера, Дулькамара -"Любовный напиток" Доницетти и др.). С 1884 исполнял также драматич. партии (Риголетто: Нилаканта- "Лакме", Тельрамунд - "Лоэнгрин" и др.). Участвовал в премьерах опер "Фальстаф" Верди (Форд; 1893, т-р "Ла Скала") и "Богема" Пуччини (Шонар; 1896, т-р "Реджо", Турин). Гастролировал в оперных т-рах Лондона ("Ковент-Гарден"), Парижа ("Опера комик"), Нью-Йорка ("Метрополитен-опера"), Буэнос-Айреса ("Колон") и др. городов.

Выдающийся певец конца 19 - нач. 20 вв., П.-К. обладал голосом обширного диапазона (пел также басовые партии) и редкой силы, виртуозной вок. техникой, большим актерским дарованием. Был одним из последних оперных комиков-буфф. Успешно выступал и в произв. веристов (Дон Саллюстий - "Рюи Блаз" Франкетти, раввин Давид - "Друг Фриц" Масканьи и др.). Св. Г.

ПИНКАУСКАЙТЕ, Потенция (р. 22.VIII.1897)- литов. сов. актриса. Нар. арт. Лит. ССР (1956). Сце-нич. деятельность начала в 1914 в Рижском литов. т-ре. Училась в театр. школе Нац. т-ра. В 1923-25 - актриса Нац. т-ра и т-ра "Вилколакис", с 1925-Литов. гос. т-ра, в 1931-59 - Шяуляйского т-ра. С успехом играла характерные роли. Среди луипих работ: Нор-мантене ("Денежки" Чюрлионене-Кимантайте), Васса Железнова; Ламсаргене ("Белые ивы" Авижюса), Елизавета ("Мария Стюарт"), Мать ("Вей, ветерок!" Райниса), Эльмира, г-жа Пернель ("Тартюф"). Вед„т пе-дагогич. работу. В. М.

ПЙННА, Аннете Элизе (28.VI.1883-28.IV.1937) - эст. актриса. С 1906 - актриса т-ра "Эстония" (Таллин). Играла драматич. и комедийные роли: Луиза (1909), Дездемона (1910); Роза Бернд (о. п.Гауптмана, 1910), Матильда ("Домовой" Вильде, 1914), Юдифь (о. п. Таммсааре, 1921), Клеопатра ("Цезарь и Клеопатра" Шоу, 1922), Лилли ("Неуловимое чудо" Вильде, 1925), Анна Андреевна ("Ревизор", 1936). К. Каск.

ПИННА, Пауль Юханович (3. X. 1884 - 29. III. 1949) - эст. сов. актер. Нар. арт. Эст. ССР (1942). Сцен ич. деятельность начал в 1897 (сначала был оркестрантом, с 1898 - актером) в полупроф. т-ре "Эстония" (Таллин). П. стал одним из основателей проф. т-ра "Эстония" (1906), где работал почти непрерывно (в 1920-22 -в Драм. т-ре, в 1923-27-в Нар. т-ре, Таллин). П. написал пьесу "Мстители" (1911) и либретто первой эст. оперетты "Иванова ночь". Совм. с Т. Альтерманом издавал первый эст. театр. журнал "Сцена" (1909-10). Творчество П. отличается богатством фантазии, мастерством импровизации, искренностью, тонкой интуицией, ярким темпераментом. Он пользовался разнообразными красками- от сочного юмора до глубокого трагизма. Выступал также как режиссер, был одним из ведущих эст. мастеров эстрады. Снимался в кино.

Роли: актер ("На дне", 1903, 1917), Франц Моор (1908);

Наполеон ("Мадам Сан-Жен" Сарду, 1908, 1918), Аким ("Власть тьмы", 1908, 1919), Городничий (1908, 1936); Кин (о.п.Дюма-отца, 1911),король Лир (1911), Кречинский (1912);

Протасов ("Живой труп", 1912, 1928), Вестман ("Домовой" Вильде, 1914, 1927, 1938), Эско ("Сельские сапожники" Киви, 1921), Цезарь ("Дальние берега" Паньоля, 1933), Шейлок (1937); Штокман ("Враг народа" Ибсена, 1939), доктор Мий-Яас ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1946), Макферсон ("Русский вопрос", 1947), Джо Келлер ("Джо Келлер и сыновья" Миллера, 1948). Играл в оперетте. Одна из популярных ролей-Маттеус Шлейхел ройтер ("Вес„лый крестьянин", 1909).

Соч.: Malestused. I, Tallinn, 1947; Minu elu teater ja teatrielu, Tallinn, 1934.

Лит.: Т o o m К., Malestuskilde Paul Pinnast, в кн.: Eesti Noukogude Teater [AlmanahhJII, 1956; Т o o m K., Paul Pinnast, Kunstniskust Ja inimesest,"Eesti NSV teatrid",1959. ј 2;

P a n s p V., Pinna ja Lauter. Eesti Noukogude Almanahh VI, Tallinn, 1963. К. Каск.

ПИНСИАНО (Pinciano) (наст. имя и фам.- Алон-со Л о п e с) (р. 1547 - ум. после 1627) - йен. уч„ный-гуманист. Автор трактата "Древняя философия поэзии" (1596), в к-ром, комментируя "Поэтику" Аристотеля и эстетич. идеи Платона и Горация, П. излагает ренессансно-классицистские теории иск-ва в Испании. В 8-9 посланиях трактата П. определяет задачи и особенности драм. иск-ва, жанры трагедии и комедии. П. считает необходимым строго соблюдать деление на драм. произв. "высокого" (трагедия) и "низкого" стиля (комедия), не допускать смешения трагич. и комич. элементов, придерживаться правила тр„х единств. Теоретич. взгляды П. были направлены против растущего влияния драматургии Лопе де Вега и его последователей.

Соч.: [Lopez Pinciano A.], Philosophia antigua poetica, Madrid, 1596; то же, Valladolid, 1894. 3. Я.

ПЙНЦА (Pinza), Эцио (18.V.1892-9.V.1957) - итал. артист оперы (бас-кантанте). Пению обучался в болонской консерватории "Мартини". На оперной сцене дебютировал в 1914 (в Сончино, близ Кремоны). Затем пел в Турине, Риме, Милане (с 1922 - в т-ре "Ла Скала") и др. городах Италии. Выступал в т-рах Буэнос-Айреса, Нью-Йорка (т-р "Метрополитен-опера", 1926-48), Лондона, на Зальцбургском и Флорентийском фестивалях и др. Один из лучших оперных певцов 20 в., П. обладал красивым бархатистым голосом широкого диапазона (исполнял и баритональные партии), разносторонним сценическим дарованием. Был одним из лучших исполнителей партий в операх Моцарта-Дон Жуан, Лепорелло ("Дон Жуан"),

Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Зарастро ("Волшебная флейта"). Среди лучших партий также: Мефистофель (о. п. Бой-то) , "Фауст" (о. п. Гуно), Борис Годунов.

Др. партии: Дон Маньифико ("Золушка" Россини), Дон Базилио; Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Эскамильо; Линдорф, Миракль, Дапертут-то ("Сказки Гофмана" О ффенбаха), Кецал ("Проданная невеста"), Черевик ("Соро-чинская ярмарка"), Салтан, Додон ("Сказка о царе Салтане", "Золотой петушок").

Лит. : L a u г i-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955. Ce. Г. пинцзюй - один из гл. видов местного т-ра пров. Хубэй в Китае. Возник ок. 189( в у. Лосянь. Одним из его основателей был Чэн Чжао-цай, впоследствии писавший пьесы для этого т-ра. Т-р осн. на соединении нар. песенного жанра лянь-хуало с танцами янгэ. Во время исполнения певец отбивает ритмы на деревянных кит. кастаньетах - цзецзыбань. Пение перемежается с речью, к-рая сопровождается аккомпанементом на кит. трубе- лаба. Позднее т-р П. распространился в Сев. Китае, где вобрал в себя иск-во нар. т-ра банцзы. Одним из первых известных деятелей П. был Цзинь Цзюй-хуа (наст. имя Ду Чжи-и), он исполнял женские роли - трагич. и патетические. Первая актриса - Хуа Лянь-фан выступила на сцене П. в 1912 (но и после е„ выступления женские роли часто исполняли мужчины). Сначала репертуар т-ров П. состоял из нар. одноактных пьес. Позднее под влиянием классич. т-ра появились многоактные историч. пьесы. Наиболее популярная труппа была создана в 1918 - "Цзинши сишэ" ("Потрясающий мир т-р"). Гл. актером е„ был Юй Мин-чжу. Пьесы для этой труппы писал драматург Чэн Чжао-цай. В годы антияпон. войны труппы П. выступали в Пекине и Тяньцзине, где т-р обогатился иск-вом муз. драмы цзинси. С 1926 П. стал популярен и на Северо-Востоке (Дунбэй). Т-р П. получил окончат, признание в 1936, когда после гастролей в Шанхае драматург Хун Шэнь опубликовал первую статью Q П. в журнале "Вэньсюэ". Пьесы т-ра П. легко воспринимаются зрителями, мелодии лиричны, манера исполнения импровизационна. В репертуар П. часто включаются пьесы на совр. темы.

Лит.: Х у Ш а, Пинцзюй цзяньши (Краткая история театра пинцзюй), Пекин, 1958 (на кит. яз.). . Дл. /ft*.

ПИОНТКОВСКАЯ, Валентина Ивановна (1877-год смерти неизв.)-рус. артистка оперетты. Пению училась в Италии. Выступала в Вильно, Варшаве, Киеве, Одессе, Москве и др. городах. В 1910 организовала в Петербурге свой т-р оперетты (в помещении т-ра "Луна-парк"). В числе лучших ролей П.: Ева (о. п. Легара), Ганна, Анжель ("Вес„лая вдова", "Граф Люксембург" Легара), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Молли ("Гейша" Джонса). П. была популярной артисткой, хорошей певицей и танцовщицей. В 1914 уехала в Париж, где организовала свой т-р оперетты, с к-рым выступала в разл. странах Европы.

Лит.: ЯнковскийМ., Советский театр оперетты Л.-М., 1962; Я р о н Г., О любимом жанре, 2 изд., М.,1963 ПИОТРОВСКИЙ, Адриан Иванович [8(20).XI. 1898-1938] - рус. сов. критик, театровед, драматург, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1935). В 1923 окончил филология, ф-т Петрогр. ун-та. Театр. деятельность начал в 1919 как зав. ТЕО Петрогр. губ-политпросвета. Был организатором массовых зрелищ и агиттеатров, зав. лит. частью Большого драм. т-ра (1923-29), ЛенТРАМа (1925-32), Малого оперного т-ра (1933-36), Т-ра оперы и балета им. С. М. Кирова. С 1918 регулярно выступал в периодич. печати как критик. Автор пьес: "Меч мира" (1921), "Падение Елены Л эй" (Петрогр. т-р новой драмы, 1923), "Зел„ный цех" (совм. с М. Соколовским и Ф. Шишигиным; 1932, ЛенТРАМ) и др. Знаток античной лит-ры, П. дал близкие к подлиннику, поэтич. переводы пьес Аристофана, Еврипида и др.; ему принадлежат исследования по истории античного т-ра. В„л педагогич.работу (с 1928- профессор). Работал в области кино, в 1928-37 был художественным руководителем Ленинградской фабрики Совкино (ныне киностудия "Ленфильм"). Был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Соч.: Красноармейский театр. П., 1921; За советский театр! Сб. статей. Л., 1925; Н. П. Акимов, Л., 1927 (совм. сдр.); Малый оперный театр. Л., 1936; Празднества РСФСР, в сб.: Зеленая птичка. П., 1922; Хроника Ленинградских празднеств, 1919-1922 гг., в сб.: Массовые празднества, Л., 1926; Античный театр. в кн.: Гвоздев А. А., Пиотровский А., История европейского театра, т. 1, М.-Л., 1931; Петроградские театры и празднества в эпоху военного коммунизма, в кн.: История советского театра, т. 1, Л.. 1933 (совм. с А. А. Гвоздевым); На путях экспрессионизма, в кн.: Большой драматический театр. Л., 1935 (совм. с А. Гвоздевым); Переводы: А р и с т о-ф а л. Комедии, т. 1-2, М.-Л., 1934; Эсхил, Трагедии, в кн.: Древнегреческая драма, Л., 1937.

Лит.: "Искусство кино", 1962, J4" 12, с. 40-63. С. Др.

" ПЙПКОВ, Любомир (р. 6. XII.1904) - болг. композитор. Сын П. Пипкова. Нар. арт. НРБ (1952). Чл. Коммунистич. партии Болгарии с 1944. Окончил Муз. академию в Софии в 1926, совершенствовался в Париже у П. Дюка и Н. Буланже. В 1932--47 - концертмейстер, хормейстер, с 1944-директор Софийской нар. оперы. Написал оперы: "Девять братьев Йны" (1937) из жизни ср.-век. Болгарии, "Момчил (1948) о борьбе болг. народа против тур. завоевателей в 14 в., "Антигона 43" (1964) о борьбе против фашизма (все пост. в Софийской нар. опере). Творчество П. связано с болг. муз. фольклором и традициями М. П. Мусоргского. Композитор мастерски владеет хоровыми и оркестровыми красками. Выступает как муз. и театр. критик. В едет педагогич. работу в Софийской консерватории (с 1948 - профессор). Димитр. пр. (1950, 1951, 1952).

Лит.: И л и e в К., Любомир Пипков, С., 1958. Д. Ив.

ПЙПКОВ, Панайот (20.XI.1871-25.VIII.1942)-' болг. композитор, хоровой дириж„р, актер, драматург. В 1893-95 учился в Миланской консерватории, в 1899 совершенствовался в Праге. Был актером Плов-дивской любит, труппы (1887), драм. труппы "Основа" (1889-90, София), "Драматич. оперной труппы" (1890, там же), т-ра "Слеза и смех" (1892-93) и др. Роли: Лука Лукич ("Ревизор"), Гросс ("Похищение сабинянок" Л. Андреева), Конти ("Эмилия Галотти" Лессинга) и др. Работал хормейстером, дириж„ром и зав. муз."частыо в Нар. т-ре (1917-18, 1920), Свободном т-ре (1918-19), Драм. т-ре (1923-24) и др. т-рах Софии. Пост.: "Иванко" Друмева, "Над пропастью" Вазова (софийский Нар. т-р), "Вертер" (1-я пост. в Болгарии); "Гергана" Атанасова, "Проданная невеста" (Софийская нар. опера); "Заброшенная мельница" Атанасова, "Паяцы" (т-р "Ренессанс") и др. Автор первых детских оперетт на собств. либр.:

"Дети и птички" (1909, Оперная труппа К. Рамада-нова, София), "Сверчок и муравьи" (1910, софийский Нар. т-р), оперы "Русский" (либр. по поэме И. Вазова "Загорка", соч. 1927), музыки к спектаклям. Известен и как драматург (драмы "Бойко", 1892, Варна;

"Даян", соч. 1903, и др., музыкально-театр. критик, педагог.

Лит.: Андреев А., П. Пипков, С., 1952; Т о н ч е-ва Е., П. Пипков, С., 1962. А. Ив.

ПИРАДОВ, Владимир Осипович [2(14).II.1892- 20.IV.1954] - укр. сов. дириж„р. Нар. арт. Каз. ССР (1943) и УССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Муз. образование получил в Тифлисской консерватории (1910-14). Работал дириж„ром в оперных т-рах Тбилиси, Баку, Ташкента, Москвы. В 1936-41- дириж„р, в 1950-54 - гл. дириж„р Киевского т-ра оперы и балета им. Шевченко. С 1950 - профессор Киевской консерватории.

ПИРАНДЕЛЛО (Pirandello), Луиджи (28.VI. 1867-10.XII.1936)-итал. писатель, драматург. Получил филологич. образование в Римском и Боннском ун-тах. С 1890 жил в Риме. Лит. деятельность начал как поэт в 1889. Автор многочисл. новелл, нескольких романов. На творчество П. оказала влияние верист-ская драматургия с е„ демо-кратич. тенденциями, а такжо идеалистич. философские течения нач. 20 в. и модернистская драма. Сочувственно изображая т. н. маленьких людей. П., в отличие от ве-ристов, глубоко раскрывает их психологию, но смысл человеческой жизни объясняет с позиций агностицизма и субъективного идеализма. Герои пьес П.- обычные, средние люди; поставленные в остро драматические ситуации, они живут сложной, напряж„нной внутр. жиз- нью, их мысли и чувства становятся значительными. Трагедия героев П. в том, что они пытаются создать иллюзорный мир, к-рый рушится при столкновении с действительностью. Поведение каждого персонажа получает внешнюю форму, часто не соответствующую сложному, противоречивому духовному миру человека, она становится "маской", скрывающей истинную сущность человека. П. считает, что писатель должен обнажать сущность жизни, срывать с людей "маски", пользуясь при„мами гротеска, изображать жизнь как грустную буффонаду. Этим определяется парадоксальность его пьес, к-рая иногда получает выражение в злой иронии, направленной против бурж. общества, или в схематичной символике, облекающей философскую идею. Сюжеты мн. пьес П. заимствованы из ранее написанных им новелл.

В 1910 пост. первая пьеса П. "Тиски" (т-р "Мета-стазио", Рим). В ранней драматургии П. особое место занимают бытовые комедии (на сицилийском диалекте), в к-рых показана жизнь сицилийской деревни .и захолустных городов: "Лиола" (1916, т-р "Арджентина", Рим), "Колпак с бубенчиками" (1917, т-р "Национале", Рим), "Кувшин" (1917, там же) и др.

Осн. драматургич. наследие П.- философско-пси-хологич. драмы (на итал. яз.). Лучюяе из них, несмотря на узость тематики, проникнУйм подлинным гуманизмом. В драме "Право для других" (1915, т-р "Мандзони", Милан) П. стремится доказать, что жестокая борьба между людьми возникает из-за нежелания одного человека признать правоту другого; тема относительности этич. понятий перерастает в социальную проблематику, т. к. в борьбе, изображаемой П., побеждают имущие. В комедии "Наслаждение в добродетели" (1917, т-р "Кариньяно", Турин) П. разрушает распростран„нные представления о морали, показывая, что добродетельность, довед„нная до крайности, переходит в жестокость и деспотизм. Мировую известность получила пьеса "Шесть персонажей в поисках автора" (1921. т-р "Балле", Рим), осн. тема к-рой- противоречие между иск-вом и жизнью. В трагедии "Генрих IV" (1922, т-р "Мандзони", труппа Р. Рудже-ри) конфликт между человеком, исполненным сильных чувств, и пошлым великосветским обществом приводит героя к бегству из реального мира в созданный им иллюзорный мир. Трагически разрешается противоречие между "лицом" и "маской" в драме "Обнаж„нные одеваются" (1922, т-р "Квирино", труппа Мелато, Рим), разоблачающей ханжескую бурж. мораль. В трагич. фарсе "Дурак" (1922) П. зло высмеивает закулисные политич. интриги. В пьесах "Это так [если вам так кажется]" (1917, т-р "Олимпия", Милан) и "Жизнь, которую я тебе даю" (1923, т-р "Квирино", труппа А. Борелли) П. пытается доказать, что объективной истины нет, вс„ зависит от субъективного восприятия человека.

Под влиянием фашистского режима, к к-рому П. относился примиренчески, из его поздних драм исчезла социальная проблематика ("Новая колония", 1928, т-р "Арджентина"; "Лазарь", 1929. "Ройял-т-р", г. Хаддерсфилд; "Легенда о подмен„нном сыне", 1934. "Ланд-тиэтр", г. Брансуик, и др.), а персонажи превратились в отвлеч„нные символы. Среди пьес этого периода выделяется лишь пьеса "Сегодня мы импровизируем" (1930, т-р "Ней ее шаушпильхауз", Кенигсберг), в к-рой П. вновь возвращается к темеиллюзия и жизнь, мнимая театр. действительность и художеств. театр. правда.

Основатель Итальянской коммунистической партии А. Грамши и современные прогрессивные итал. критики высоко оценили драмы П., считая, что они разрушают буржуазно-католич. мораль. В 1925-28 П. возглавлял Художеств. т-р (Рим), в к-ром работал как режиссер, осуществляя пост. собств. пьес, а также произв. совр. ему итал. авторов (Бонтемпелли, Де Стефани, К. Паволини и др.) и переводной драматургии.

В 1934 удостоен Нобелевской пр.

Соч.: Tutto il teatro di L. Pirandello. [v. 1-6], MiL, 1933-36; в рус. пер.- Обнаженные маски, M.-Л., 1932;

Пьесы, М., 1960.

Лит.: Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958; Gramsci A., Letteratura evita nazionale, [Torino], 150; Ferrante L., Pirandello, Firenze, 1958; P u g 1 i s i F., L'arte di Luigi Pirandello, Messina-Firenze, [1958]; MacClintock L., The ago of Pirandello, Bloomington, 1951. Н.Ел.

ПИРОГОВЫ - семья рус. сов. артистов оперы. 1) Александр Степанович [22.VI(4.VII).l899- 26. VI. 1964]- рус. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. СССР (1937). Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Брат Григория, Алексея и Михаила П. В 1917-18 учился на историко-филоло-гич. ф-те Моск. ун-та и в Муз.-драм. уч-ще Моск. фи-лармонич. об-ва по классу пения В. С. Тютюнника. В 1919-22 - артист хора Передвижного т-ра Реввоенсовета Республики. В 1922- 1924- солист Свободной оперы Зимина в Москве, с 1924- Большого т-ра. Голос П. - мягкий, бархатный в низком регистре, полнозвучный в среднем, свободный в верхнем; певец мастерски владел как кантиленой, так и речитативом. Огромный темперамент сочетался у П. а большой муз. культурой, разносторонним сценич. дарованием, продуманностью и законченностью исполнения. В„л концертную деятельность (Гос. пр. СССР, 1943).

Партии: Сусанин, Руслан, Мельник, Галицкий; Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1949); Досифей ("Хованщина"), Иван Грозный ("Псковитянка"), Дон Базилио; Мефистофель ("Фауст"), Вакулинчук ("Броненосец ,, Пот„мкин"" Чишко, 1938, впервые в Москве), Пестель ("Декабристы" Шапорина, 1953, первый исполнитель) и др.

Лит.: Большой театр СССР. Опера. Балет, М., 1958. с. 424-28; Катульская E., O друге и соратнике [Памяти А. С. Пирогова], "Сов. музыка", 1964, ј 10.

2) Алексей Степанович, по сцене -П и р о-г о в Окский [р.9(21).II.1895] - рус. сов. артист оперы (бас). Брат Александра, Григория и Михаила П. В 1915-16 учился в Муз .-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у Л. Д. Донского. В 1921- 1923 - артист Студии им. Шаляпина (педагоги - Л. М. Леонидов, А. Д. Дикий). Здесь сыграл роли короля ("Королевский брадобрей" Луначарского) и Дикого ("Гроза"). В 1923-24 - актер Муз. студии МХТ.затем солист Ташкентского т-ра оперы им. Свердлова (1924), Свердловского т-ра оперы и балета (1926- 1928). Сибирской гос. оперы (1928-29. Новосибирск), 1-й Моск. передвижной оперы (1929-30), оперной труппы Нижне-Волжского театр. объединения (19301931). В 1931-48 - солист Большого т-ра.

С 1948 в„л педагогич. работу в Моск. гор. оперной студии. Снимался в кино.

Партии: Борис, Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Досифей, Иван Хованский ("Хованщина"), Мельник; Иван Грозный ("Псковитянка"), Томский ("Пиковая дама"), Свен-гали ("Трильби" Юрасовского), Нилаканта ("Лакме"), Тимур ("Турандот" Пуччини), Митька ("Тихий Дон"), Пугач„в ("Орлиный бунт" Пащенко), Вакулинчук ("Броненосец ..Пот„мкин**" Чишко) и др. А. Ив.

3) Григорий Степанович (1885-20.11. 1931) -рус. сов. артист оперы (бас). Брат Александра, Алексея и Михаила П. В 1908 окончил Муз.-драматическое уч-ще Московского филармонического об-ва (учился у M. E. Медведева и Л. Д. Донского). Сценич. деятельность начал в том же году в Ростове-на-Дону (оперная антреприза Шумского). В 1909-10 - солист Мари-инского т-ра, в 1910-21 (с перерывом 1915-17)-Большого т-ра. Позднее выступал во мн. городах нашей страны, а также за рубежом (Берлин, Прага, Бухарест, Копенгаген). Голос П., полнозвучный и ровный во всех регистрах, мягкого виолончельного тембра, отличался редкой широтой диапазона (ф а большой октавы - с о л ь-диез 1-й октавы). П. пел как низкие басовые (Марсель-"Гугеноты"), так и баритоновые партии (Демон; Шакловитый-"Хованщина", Томский-"Пиковая дама", Эскамильо). Обладал способностью виртуозно менять тембровую окраску голоса. Исполнение П. драматич. партий покоряло огромной стихийной эмоциональностью. В„л концертную деятельность, вроникновенно исполнял рус. нар. песни.

Др. партии: Руслан, Мельник, Галицкий, Борис Годунов; Досифей ("Хованщина"), Олоферн ("Юдифь" Серова), Додон, Салтан ("Золотой петушок", "Сказка о царе Сал-тане"), Дон Базилио; Мефистофель ("Фауст"), Нилаканта ("Лакме"), Гунтер, Вотан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера).

Лит.: Ремезов И., Г. С. Пирогов, М.- Л., 1951.

Б.Яг. 4) Михаил Степанович [17(29).XII.1887- 1933]- рус. сов. певец (бас). Брат Александра, Алексея и Григория П. В 1913-14 учился в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1922-23 - еолист Свободной оперы Зимина в Москве. Исполнил партии Ивана Хованского, Кузьки ("Хованщина))), Старого слуги ("Демон") и др. По единодушному признанию самих бр. Пироговых, он обладал лучшим голосом в семье (легко брал любую ноту от д о большой до л я 1-й октавы, крайние ноты звучали естественно и полно).

Лит.: Пирогов А., Сын Оки, "Неделя" (прилож. к газ. "Известия"), 1963, 15-21 дек., ј 51, с. tO-И.А.Ив.

ПИРОН(Рш)п) Алекси[9(19?).УП. 1689- 21.1.1773]- франц. поэт, драматург. Был приверженцем феодального режима, враждебно относился к просветительскому движению. Писал фарсы, пародии, аллегории для ярмарочных т-ров. В 1722-26 написал (самостоятельно и в соавторстве с А. Р. Лесажем и др.) 22 пьесы. Большим успехом пользовалась комич. опера "Арлекин-Девклиош (1722, Сен-Жерменская ярмарка), в к-рой он, использовав в форме пародии мотивы "Метаморфоз" Овидия, высмеял т-р "Комеди Франсез" и его драматургов (У. Ламот, П. Кребийон, Вольтер, П. Мариво). Меньший успех имели трагедии П. пост. в "Комеди Франсез"): "Калисфен" (1730), "Густав Васа" (1733), "Фернан Кортес" (1744). Наиболее значит. произв. П.- комедия "Метромания" (1738, "Комеди Франсез"), в к-рой П. подверг осмеянию страсть к стихотворству, овладевшую молодыми людьми из третьего сословия.

С о ч.: Oeuvres completes, v. 1-7, Р., 1776; в рус. пер.- Страсть к стихотворству, СПБ, 1783.

Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.-М., 1948; Saint e-B cuve Ch. A.. Nouveaux T undis, v. VII, P., 1867; L e n i e n t С., Ы comedie en France au XVIII siecle, v. 1, P., .1888. Л.Лев.

ПИРРЙХА (TCuppiTj) -- античный мимич. воен. танец. Исполнялся в сопровождении флейт. Танцующие с оружием в руках изображали сцены наступления и боя (в Спарте, где возникла П., детей учили этому танцу с раннего возраста). В Афинах П. была частью панафинейских празднеств. В первые века Рим. империи П. стала эффектным театр. представлением; позднее она носила не только воинств, характер. Афиней (2-3 вв. н. э.) описывает П. как "некий танец в честь Диониса", исполнявшийся актерами с тирсами в руках. Многочисл. изображения П. сохранились в вазовой живописи.

Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; Pauly-Wissowa, Realencyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft, Hlbd 36, Stutte , 1922 Col. 833-69. Лид Ф

ПИРС (Реегсе), Жан (р. 3.1.1904) - амер. певец (лирико-драматич. тенор). Выступал на радио и в оперных т-рах Сан-Франциско, Лос-Анжелоса и др. С 1941 - солист т-ра "Метрополитен-опера". Гастролировал во мн. странах мира (в СССР - в 1956 и 1963). П. обладает высокой муз.-сценич. культурой, ярким темпераментом. Особенно удаются ему партии драматич., эффектные, с подч„ркнутыми эмоциональными контрастами.

Партии: Герцог, Рудольф; Эдгар ("Лючия ди Ламмер-мур" Доницетти), Каварадосси, Фауст; Дон Оттавио ("Дон Жуан") и др.

Лит.: Opera Stars m the sun..., N. Y., 1955, p. 27-31;

Попов И., Жан Пирс, "Сов. культура", 1956, Уиюля

ПИРС (Pears), Питер (р. 22.VI,1910) - англ. ар-' тист оперы (лирико-драматич. тенор). В 1934 окончил Королевский муз. колледж в Лондоне. Дебютировал в Лондоне в 1933, впоследствии выступал на радио. В 1943 стал солистом т-ра "Сэдлерс-Уэллс" (Лондон). П.-пропагандист творчества Б. Бриттена, один из основателей англ. оперной труппы, ста1-вившей оперы композитора. Исполнял в премьерах опер Бриттена партии: Питер Граймс (о. п., 1945), Альберт Херринг (о. п., 1947), Билли Бадд (о. п., 1951), Квинт ("Поворот винта", 1954) и др. С 1948 регулярно выступает на сцене т-ра "Ковент-Гарден". С 1946 гастролирует за рубежом, часто с Бриттеном как пианистом-аккомпаниатором; в 1963-64 выступал в Москве и Ленинграде. Известен также как камерный певец и исполнитель партий в ораториях и кантатах Баха. Иск-во П. отличается драматич. насыщенностью, одухотвор„нностью, разнообразием тембровых красок и тонкостью нюансировки.

Др. партли: Пандар ("Троил и Крессида" Уолтона), Та-мино ("Волшебная флейта"), Вашек ("Проданная невеста"). Со ч.: П и p с П., Путь певца, "Сов. музыка", 1965, ј 2. Вс. Т.

ПИРУМЯН, Геворг Николаевич [6(18).Х.1880- 10.XI.1954] - арм. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1947). Сценич. деятельность начал в 1898 в Тифлисе, выступал в нар. актерских труппах, играл на арм. и груз. яз. ("Авчальская аудитория", Авлабарский т-р, Нар. дом им. Зубалова и др.). Организовал и руководил армящр-груз. драм. коллективом (1904-08) и арм. коллективом вост. оперетты (1915-18). П. был одним из основателей Гос. арм. т-ра в Тбилиси (1921), где работал до конца жизни.

Среди лучших ролей: Исаи, Какули, Гиж Мози ("Хата-бала", "Пэпо", "Разор„нный очаг" Сундукяна), Сагател ("Из-за чести" Ширванзаде), Акоп, Пето, Багдо ("Ханума", "Ссыльный в Сибири", "Байгуш" Цагарели), Добчинский, Лука, Шмага. Б. А.

ПИРУаТ (франц. pirouette) - балетный термин, обозначающий полный оборот (или неск. оборотов) танцовщика или танцовщицы на месте, на нолупаль-цах или пальцах одной ноги; осуществляется с помо*-щыо разл. при„мов, придающих телд вращательное движение. Отдельные П. могут соединяться между собой танп. шагами (па). В таком случае, выполняя последовательный ряд П., исполнитель передвигается по прямой или по кругу. Вращение на одной ноге широко распространено в нар. танце, откуда это движение перешло в сценич. танец (со временем видоизменилось и обогатилось).

ПИРУТ (в цирке) - трюк в акробатич. прыжках и гимнастике (сальто-П.). Акробат (гимнаст), делая полный оборот тела в воздухе, в то же время вращается вокруг продольной оси своего тела (винтообразно). В партерных прыжках, прыжках с трамплинов П. делаются с ног на ноги, в гимнастике из одного висячего положения в др. (вис в руках в вис). П. бывают одинарные, двойные, тройные (в зависимости от того , сколько раз оборачивается тело артиста). В конном жанре П.-поворот лошади при любом аллюре. Ал. Ш.

ПИСАРЕВ, Александр Иванович (14.VII.1803- 15.III.1828) - рус. драматург, переводчик, театр. критик. Окончил Благородный пансион Моск. ун-та (1821). Входил в Об-во любителей российской словесности, объединявшее в те годы по преим. консервативно настроенных литераторов. Выступал против журнала "Московский телеграф" и его редактора Н. А. Полевого. Утверждая, что задача т-ра - не исправление нравов, не этич. воспитание об-ва, а прежде всего развлечение, П. не признавал "Горя от ума", спорил с представителями революц. романтизма. Консервативность политич. и лит. убеждений П. проявилась в его водевилях, эпиграммах, статьях. Но будучи умным, наблюдательным человеком, П. не мог не замечать идейного оскудения дворянства, бюрократизма, формализма, захвативших все стороны рус. жизни. Остроумный комедиограф, он отразил эти явления в злободневных водевилях (в нек-рых случаях представляли собой переводы и переделки иностр. произв. на рус. нравы).

Водевили и комедии П., отличавшиеся сценичностью, широко ставились на сценах столичных и про-винц. т-ров: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1824), "Волшебный нос, или Талисман и финики" (1825), "Забавы калифа" (1825), "Хлопотун, или Дело мастера боится" (1825, Малый т-р, в роли Репейкина - М. С. Щепкин), "Средство выдавать дочерей замуж" (1828) и др. В 1826 П. совм. с А. Н. Верстовским издал "Драматический альбом для любителей театра и музыки".

Соч.: Хлопотун..., Учитель и ученик..., в сб.: Старый русский водевиль. 1819-1849, М., 1937.

Лит.: Успенский В. В. (Вступ. ст.). Русский классический водевиль, в сб.: Русский водевиль, Л.- М., 1959, с. 3-50; Аксаков С. Т., Некрология А. И. Писарева, Собр. соч., т. III, М., 1956. Ю. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница