Наши партнеры

для видеоконференций оборудование
Выгодно аренда авто сочи легковушка в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 339)


ПИСАРЕВ, Модест Иванович [2(14).П.1844, Кашира,-30.1Х(13.Х). 1905, Петербург-рус, актер, педагог, критик. Окончил юридический ф-т Московского университета (1865). На сцене впервые выступил в 1859 в домашнем т-е Н. И. Давыдова (Тишка- "Свои люди - сочт„мся"). Играл в Красноворотском, Сек-ретар„вском иДр. т-рах Проф. актерскую деятельность начал в 1867 в Симбирске (антреприза Н. И. Иванова). Работал (в антрепризах А. А. Рассказова, П. М. Медведева и др.) в Оренбурге, городах Поволжья, Урала, Кавказа, затем в Москве - в Нар. т-ре на Политехнич. выставке (1872), в Общедоступном т-ре Ф. М. Урусова и С. В. Танеева,в Пушкинском т-ре А. А.

Бренко (1880-82), Т-ре. Корша. В 1,883-84 - снова в провинции (1-е Т-во уус. актеров, организованное П. совм. с В. Н. Андреевым-Бурлаком). С 1885 - в труппе Александрийского т-ра.

Видный представитель критич. реализма в сценич. иск-ве, один из образованнейших актеров своего времени, П. был близок по своим эстетич. взглядам В. Г. Белинскому, Н. А. Добролюбову, Н. А. Некрасову. Большое влияние на развитие творчества П. имел А. Н. Островский. Обладая великолепными природными данными (статная фигура, пластичность, красивый голос), мощным темпераментом, разносторонней общей и театральной культурой, П. был замечат. исполнителем драм. ролей бытового репертуара, умел не только создавать психологически сложные образы, но и вскрывать их типичность, социальную сущность.

Среди лучших ролей: Русаков, Краснов, Несчастливцев, Любим Торцов, Большов ("Не в свои сани не садись", "Грех да беда на кого не жив„т", "Лес", "Бедность не порок", "Свои люди - сочт„мся" Островского), Ананий Яковлев ("Горькая Судьбина" Писемского) и др. Последний раз П. выступил на сцене в 1901 в роли Ревякина ("Кручина" Щпажинского).

Др. роли: Петр ("Не так живи, как хочется" Островского), Залешин ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва), Неизвестный ("Параша-Сибирячка" Полевого), Иван Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского и Гедеонова, "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, "Псковитянкам Мея).

П. выступал также с художеств. чтением. В„л оеда-гогич. работу (школа Литератур но-художеств. об-ва и драм. курсы при Петербургском театр. уч-ще). Был известен как литератор. Ц статье о "Грозе" ("Гроза. Драма А. Н. Островского", 1860) утверждал точку зрения на произв. Островского, близкую Добролюбову. В своих критич. статьях активно поддерживал Островского и возглавляемое им реалистич. направление. Подготовил к изданию, прокомментировал и отредактировал первое Полн. собр. соч. А. Н. Островского (СПБ. 1904-05).

П. был мужем П. А. Стрепетовой\ оказал огромное влияние на становление и развитие е„ иск-ва.

Соч.: К материалам для биографии А. Н. Островского, в кн.: Полн. собр. соч. А. Н. Островского, т. 10, СПБ, 1905.

Лит.: Карнеев М. В., Модест Иванович Писарев, СПБ, 1893; "ЕИТ". 1905-1906, вып. XVI, прилож.; Морозов М., Модест Иванович Писарев, М.Л., 1949;

Г л а м а-М ещерская А. Я., Воспоминания, М.-Л., 1937, с. 143-144, 180-204, 311, 342-43; Мацкин А.. У истоков творчества, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1951 - 1952, М., 1956. с. 294-98. А. Шн.

ПИСЕМСКИЙ, Алексей Феофилактович (11.111.

1821-21.1.1881) - рус. писатель. Окончил матема-тич. ф-т Моск. ун-та (1844). В течение мн. лет служил чиновником. Участвовал в любит, спектаклях. Печататься начал в 1848. Автор романов, рассказов, пьес. Всего им написано 15 драм. произв. Среди них - пьесы о провинц. дворянстве, из крестьянского быта, исто-рич., антибурж. памфлеты и пьесы, направленные против пореформенной бюрократии.

Полагая, что в совр. ему об-ве крестьяне сохранили внутр. независимость, П. в то же время не верил в "мужицкую революцию", считая, что только правительство может улучшить положение народа. Эти принципы определили идейную ограниченность творчества П., в т. ч. и его драматургии. Несмотря на это, реалистич. драматургия П. имела обличительно-критич. направленность. Мн. его пьесы были запрещены цензурой. В своей первой комедии "Ипохондрик" [1852; пост. 1855, Александрийский т-р (на сцене Михайловского т-ра) ] П. противопоставляет честного человека дворянскому об-ву, основанному на корысти и обмане; в комедии "Раздел" (1863, пост. в 1874, там же) показывает лицемерие, жадность представителей дворянского сословия. Лучшая пьеса П. - "Горькая судьбинам (1859; пост. 1863, Кружок любителей драм. иск-ва, Москва, в роли Анания Яковлева - автор; в том же году - Александрийский т-р), в центре к-рой образ крестьянки Лизаветы, смело заявляющей о сво„м праве на любовь, отстаивающей свою независимость (роль Лизаветы была одной из самых лучших ролей П. А. Стрепетовой). Однако демократич. пресса критиковала пьесу П. за образы крестьянина Анания Яковлева, оскорбл„нного барином и смирившегося со своей участью, и помещика Ч еглова-Соковина, оказавшегося в известной степени жертвой обстоятельств. В трагедии "Самоуправцы" 1866, Малый т-р) П. показал откровенный произвол дворянства. Ярким, злободневным, едким памфлетом были пьесы П. 70-х гг.: "Ваал" (1873, Александрийский т-р), "Финансовый гений" (1876, Малый т-р) и др., обличающие стяжательство и нравственное падение буржуазии. Среди драм. соч. П.- "Ветеран и новобранец" (1854), "Поручик Гладков" (1867), "Милославские и Нарышкины" (1867) и др.

Соч.: Комедии, драмы и трагедии, ч. 1-2" М., 1874;

Пьесы, М., 1958.

Лит.: Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948, с. 397-403;

Еремин М. П., Писемский, М., 1956. Ю. Д.

ПИСКАТОР (P.iscator), Эрвин (р. 17.XII.1893)- нем. режиссер. В 1914 был практикантом в Мюнхенском придворном т-ре. Слушал лекции в ун-те по истории иск-в, философии и германистике. В 1919 вступил в Коммунистич. партию Германии. В 1919 открыл в Кенигсберге т-р "Трибунал", где ставил пьесы А. Стриндберга,Ф. Ведекинда,К. Штернхейма. В 1920-21 вместе с молодыми актерами и любителями из рабочих организовал в Берлине "Пролетарский т-р". Совм. с участниками труппы написал и пост, пьесу "День России", призывавшую к активной поддержке Сов. России. Представления давались в залах рабочих собраний полулегально. В 1923-24 (совм. с драматургом Г. И. Рефишем) руководил Центр, т-ром, где пост. "Мещане" (1923); "Настанет время" Роллана (1923),

"Власть тьмы" (1924). По заданию Коммунистич. партии Германии написал и пост. по-литич. обозрения "Ревю Ротер Руммель" (1924) и "Несмотря ни на что" (1925). В 1924- 1927-режиссер т-ра "Фолькс-бюне" (Берлин). В своих творческих исканиях П.опирался на революц. крыле зрительской организации "Фолькс-бюне". Здесь он поставил "На дне" (1927) и пьесы прогрессивных нем. драматургов:

"Парус над горизонтом" Леон-хардта (1925), "Кто плачет о Юкенаке" Рефиша (1925), "Буря над Готландом" Велька (1927; в этот спектакль были вмонтированы кинокадры из истории борьбы пролетариата в разных странах). Стремясь дать современное сценическое истолкование классики, П. пост. в 1926 в "Штатстеатре" спектакль "Разбойники" в совр. костюмах, с изменениями в тексте. В 1927 П. открыл в Берлине свой первый т-р - Т-р Пискатора. Здесь (в помещении "Лессинг-театра") он ставил антиимпериалистич. и антивоенные пьесы:

"Распутин" (1927, по мотивам пьесы А. Н. Толстого "Заговор императрицы"), "Гоп-ля, мы жив„м!" Тол-лера (1927), "Швейк" (1928, по роману Гашека). Из-за преследования властей и отдал„нности от рабочих районов П. в 1928 закрыл т-р. В 1929 т-р под рук. П. открылся вторично в этом же помещении. Была пост. пьеса прогрессивного нем. драматурга В. Ме-ринга "Берлинский купец" (1929). В третий раз П. открыл т-р в 1930 в рабочем р-не Берлина (в помещении "Вальнертеатр"), к-рый работал до 1932. Здесь были пост. "Тай-Янг пробуждается" Вольфа (1931), "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1930), "Инга" Глебова (1931). При т-ре существовала студия.

В 30-е гг. П. был чл. исполнит, комитета Интернац. раб. театр. союза. В 1929 написал книгу "Политический театр", в к-рой рассказал о своей деятельности в области политич. революц. т-ра. Книга переводилась на мн. языки (в т. ч. на укр. и рус.) и заслужила высокую оценку сов. критики.

режиссерская деятельность П. имела большое значение для развития революц. т-ра и антифашистской драматургии в 20-30-х гг. 20 в. Под его рук. начали свой творч. путь мн. деятели театр. агитпропколлек-тивов - "Юнге фольксбюне", "Театра молодых актеров". П. сотрудничал с драматургами Б. Брехтом, Ф. Вольфом, Э. Толлером и др. Одним из первых в Германии выдвинул и осуществил идею политич. театра - т-ра революционного, призванного стать орудием в политич. борьбе пролетариата. Стремление охватить в спектакле широкий круг социально-историч. явлений, показать размах рабочего движения, активизировать мысль зрителя определили новые режиссерские при„мы. П. вводил в спектакль проекции статистич. таблиц, лозунгов, фотомонтаж, кинохронику, разв„ртывал действие одновременно на нескольких площадках, используя новые сценич. конструкции - движущиеся дорожки, сегментную сцену и т. д. Он организовывал дискуссии по социальным проблемам в зрительном зале* включая их в ткань спектакля.

После установления гитлеровской диктатуры П. эмигрировал из Германии. До 1935 жил в СССР, затем в США, участвовал в работе прогрессивных рабочих и студенч. т-ров. В 1947 возвратился в Германию, ставил спектакли в Мангеймском т-ре - "Разбойники" (1947); "Обыватель и поджигатели" Фриша (1959) и в ряде др. т-ров Зап. Германии. В Мюнхенском т-ре "Каммершпиле" пост. инсценировку "Беседы беженцев" Брехта (1962), в "Шиллер-театре" (Зап. Берлин) - инсценировку романа "Война и мир" Толстого (1952). С 1962 П.- художеств. рук. т-ра "Фрейе фольксбюне" (Зап. Берлин). Соч.: Das politische Theater, В., 1929. Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии Л.- М., 1933; Лацис А., Революционный театр Германии, М., 1935; J h e r i n g H., Von Bernhardt bis Brecht, B., 1962; K u p k e P., Piscator und sein politisches Theater, "Theater der Zeit", B., 1957, Studien JSi 5, Beilage zu Heft 11, Nov., S. 9-28. И. Н.

"ПИТЕР ГРАЙМС" ("Peter Grimes")-опера Б. Бриттена, либр. М. Слейтера по поэме Дж. Крабба "Местечко". Пост. 7 июня 1945, т-р "Сэдлерс-Уэллс", Лондон (дириж„р Гудол, реж. Крозье, худ. Грин, хорм. Мэлвилл; Питер Граймс - П. Пирс, Эллен Орфорд - Кросс, Тетушка - Коутс, Племянница 1-я - Т„рнер, Племянница 2-я - ?ауэр, Бальстрод - Джонс, миссис Седли - Якопи, Суал-лоу - Бреннигем). Опера ставилась во мн. т-рах мира. В Сов. Союзе впервые показана 20 марта 1964 в концертном исполнении, Ленингр. филармония (дириж„р Далгат, реж. Слуцкая, хорм. Сандлер; Питер Граймс - Заринь, Эллен Орфорд - Богданова, Бальстрод - Почиковский). Пост. в дек. 1964 в Латв. т-ре оперы и балета, Рига (дириж„р Тоне, реж. Я. Заринь, худ. Вардаунис, хорм. Меднис; Питер Граймс-К. Заринь и Фишер, Эллен Орфрод-Гейне-Вагнер и Р. фринберг, Бальстрод - Гравелис). 1965, ГАТОБ.

Издания: "П. Г." - клавир. L., Boosey "fe Hawkes [1945J. Я. Гр.

ПИТОЕВЫ (Pitoeff) - франц. актеры, театр. деятели. 1) Жорж (4.IX.1884-17.IX.1939). режиссер, актер. Род. в Тифлисе, в семье директора тифлисского т-ра И. E. Питоева. С 1905 учился на юридич. ф-те в Париже, одновременно выступал как актер в Рус. артистич. кружке, организованном его отцом. Вернувшись в Петербург, работал в Т-ре В. Ф. Комис-саржевской, в Первом передвижном драматич. т-ре П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской. В 1912 организовал в Петербурге "Наш театр", к-рый гастролировал по России, показывая пьесы Мольера, Шекспира, Гольдони, Мюссе, Пушкина, Л. Толстого. В 1915-22

П. жил в Швейцарии, где вокруг него объединилась группа единомышленников, составивших проф. труппу. В эти годы П. пост. спектакли, большинство-к-рых было возобновлено позднее в Париже и составляло репертуар его труппы в течение мн. лет. П. вош„л в историю франц. т-ра как один из крупнейших театр. деятелей. Вместе с Л. Ж у ее, Ш. Дюлленом Г. Бати он основал театр. союз под назв. "Картель" (Cartel, 1926), в задачи к-рого входило творч. и организационное обновление т-ра. Тесно связанный с ид е-ологич. метаниями бурж. интеллигенции 20-30-х гг., П. испытал влияние мистики, сюрреализма, фрейдистских концепций. Но главным в его творчестве-было стремление создать т-р, проникнутый поэзией и гуманизмом, знакомящий зрителя с лучшими достижениями мировой драматургии. П. "открыл" для Франции драматургию Чехова, Л. Пиранделло стал постановщиком пьес Г. Ибсена и Б. Шоу на франц. сцене. С наибольшей силой гуманистич. программа П. раскрылась в спектаклях "Гамлет" (1920);. "Святая Иоанна" Шоу (1925), "Три сестры" (1929),. к-рые стали значит, событиями театр. жизни Франции.

П. разделял мечты о нар. т-ре, вдохновляющие мн. передовых художников (Р. Роллан, Ж. Копо, Ф. Же-мье и Др.). Тончайший психолог, последователь иск-ва перевоплощения, он считал себя учеником К. С. Станиславского и А. Антуана. П. добивался в своих спектаклях подлинного ансамбля, воссоздания стиля, идейно-эмоциональной атмосферы пьес. Сам создавал декорации к своим спектаклям, отказываясь от натуралистич. декораций, заменив их сук-нами, условными архитектурными построениями, отдельными деталями, раскрывающими эмоциональный колорит пьесы, дающими возможность непрерывного разв„ртывания действия. Тем же задачам П. подчинял музыку, свет, ритмич. организацию спектакля.

актерские достижения П. связаны с созданием образов Освальда, Левборга, Штокмана ("Привидения", "Гедда Габлер", "Враг народа" Ибсена), Прота-сова ("Живой труп"), Сатина ("На дне"), Астрова,. Треплева, Тузенбаха ("Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры"). Вершиной творчества П. была роль Гамлета,. к-рую он играл в течение всей своей сценич. жизни Об иск-ве П. восторженно отзывались А. Антуан Р. Мартен дю Гар, Ж. Копо, Л. Жуве, Ж. Кокто и мн. др.

Соч.: Lettre a Jacques Copeau, "La Revue theatrale" 1948, ј9-10; Notre theatre (textes et documents reunis par J. de Rigault), P., 1949.

Лит.: Boll A., La mise en scene contemporaine..., P., 1944; Brasillach R., Animateurs de theatre, P., 1936, 2 ed., P., 1954; Brisson P., Le theatre de annees folles, Gen., 1943; Hort J., Les theatres du Cartel et leurs animateurs; Pitoeff, Baty, Jouvet, Dullin, Gen., 1944; Lenormand H.-R., Les Pitoeff, souvenirs, P., 1943; Frank A., Georges Pitoeff, P., [1958]; Pitoeff S., Georges Pitoeff et le decor de theatre, "La Revu theatrale", 1948, .ј 9-10.

2) Людмил а (урожд.-См а нова) (15.XII.1895- 15.IX.1951). Жена Жоржа П. Род. в Тифлисе в семь рус. генерала. По окончании гимназии переехала в Париж, где брала уроки пения, танца, музыки. Держала экзамен в драм. класс Консерватории, но не была принята. В 1915 вышла замуж за Ж. Питоева и вместе с ним уехала в Швейцарию. В 1916 дебютировала в труппе Питоева. Обаяние, поэтич., хрупкий, почти детский облик П., органич. правдивость е„ сценич. образов в значит, степени определили художеств. успех Т-ра Питоева. П. пользовалась признанием в резко контрастных ролях: маленькая провинциалочка м-ль Бурра (о. п. Ане, 1923) и проникнутая трагизмом Медея (о. п. Сенеки, 1932), романтически-трогательная Маргарита Готье ("Дама с камелиями"-Дюма-сына, 1921) и цинично-чувственная героиня "Хоровода" Шницлера (1932),поэтич., покоряющие человечностью, чистотой, трепетной интеллектуальностью героини Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Нина Заречная - "Чайка", 1921, Ирина - "Три сестры", 1929), Л. Толстого (Маша - "Живой труп", 1918), Ибсена (Хедвиг- "Дикая утка", 1919, Нора - 1930), Шекспира (Офелия, 1920) и мятущиеся, одержимые тревогой, внутр. раздвоенностью героини Л. Пиранделло, пьес А. Ленормана, С. Пасс„ра, П. Клоделя и др. С наибольшей полнотой П. раскрыла сво„ дарование в спектакле "Святая Иоанна" Шоу (1925), покорив современников нолнотой слияния с образом, вдохновенной силой. Она вернулась к образу Жанны д'Арк в "Подлинном процессе Жанны д'Арк" Питоева и Арно (1929) и в сцене из "Жанны д'Арк" Пеги (1936).

В 1939-41, после смерти мужа, жила в Швейцарии, играя в отдельных спектаклях, пост. ранее Пи-тоевым ("Обмен" Клоделя, "Орфей" Кокто и др.). В конце 1941 переехала в Нью-Йорк. В течение 3 лет играла в Монреале (Канада) в труппе, составленной из учащейся молод„жи, выступала в Нью-Йорке. Безуспешно пыталась сниматься в Голливуде. Занималась педагогич. работой.

Вернувшись после окончания 2-й мировой войны в Париж, П. участвовала в старых и вновь пост. спектаклях ("Обмен";

"Кукольный дом" Ибсена; "Мисс Мабель" по Шеррифу, "Пережить" Филиппе; возобновила пост. "Подлинного процесса Жанны д'Арк" (1949, Т-р Сары Бернар).

Творчество П. неотделимо от новаторских исканий Ж. Питоева, вместе с к-рым она утверждала иск-во глубокой внутр. правды, гуманистической направленности.

Лит.: Pitoeff A., Ludmilla, ma mere, P., 1955;

Bernard J. J., Georges et Ludmilla Pitoeff, "La Revue theatrale". P., 1954, ј 27; Copeau J., Georges et Ludmilla, "Le Figaro", 1939, 7 oct.; Frank A., Georges Pitoeff, P., [1958J; Lenormand H.-R., Les Pitoeff, souvenirs, P., 1943. E. Ф

ПИУНОВА-ШМИТГОФ, Екатерина Борисовна Ц7(29). XI.1843-27.XI (10.XII). 1909] - русская актриса. Внучка крепостной актрисы Театра Шаховского Н. И. Пиуновой. В 1860 вышла замуж за музыканта и актера М. К. Шмитгофа. Выступала на сцене с детских лет. В 1851-53 П.-Ш. училась в Московском театральном училище. Работала в театрах Нижнего Новгорода, Костромы, Воронежа, Харькова, Саратова, Вильно, Москвы (Театр М. В. Лен-товского) и др. городов. Талант П.-Ш. высоко ценил М. С. Щепкин, к-рый проходил с ней роли Татьяны ("Москаль - Чаровник" Котляревского) и Миранд олины (о. п. -пер. с нем. переделки "Хозяйки гостиницы" Голь-дони).

Умная, трудолюбивая актриса, обладавшая гибким, выразительным голосом, мастерством сценического перевоплощения, П.-Ш. исполняла комедийные, водевильные, драматические и героические роли. В комедиях е„ игра отличалась сочностью, полнокровностыо.

Роли: Лиза ("Горе от ума"), Катерина и Кабаниха ("Гроза"), Липочка ("Свои люди - сочт„мся"), Евгения ("На бойком месте"), Мария Стюарт; Антонина ("Велизарий" Шен-ка) и др.

Лит.: Юшков Н. Ф,, К истории русской сцены. E. Б. Пиунова-Шмидгоф в своих и чужих воспоминаниях, Казань, 1889; Бруштейн А., Страницы прошлого, М., 1956, с. 277. А. Кл.

ПИХУАН - один из видов т-ра в Китае. Термин "П." обозначал назв. двух кит. муз. мелодий: сипи и эрхуан, на к-рых основывался нар. муз. т-р пи-хуанси (в конце 17 в.). Вначале эти мелодии лежали в основе Аньхойского и Хубэйского т-ров. Несколько видоизменившись, образовали т. н. пекинский т-р цзинси. Мелодии П., простые и лаконичные по строю, отличаются ч„тким ритмом (аккомпанемент- ударные инструменты), к-рый органично сочетается с мимич. и танц. движениями актеров. Мелодии П. обогатили местные т-ры (сянцзюй, гуйцзюй, аоцзюй).

Лит.: Театр за рубежом, М.-Л., 1958; Ч ж о у И - б о, Чжунго сицюй-ши чан бянь, Пекин, 1960; его же, Чжунго сицюй луньцзи (Статьи о китайском театре), Пекин, 1960 (на кит. яз.). Ал. Ж.

ПШЩЕТТИ (Pizzetti), Ильдебрандо (р. 20.IX. 1880) - итал. композитор. В 1901 окончил Пармскую консерваторию. Первые сценич. произв. П. написаны по произв. Г. Д'Аннунцио: музыка к пьесам "Корабль" (1908, т-р "Арджентина", Рим) и "Пизанелла" (1913, т-р "Шатле", Париж), опера "Федра" (1915, т-р "Л а Скала"). Среди др. опер П. (обычно на собств. текст):

"Дебора и Иаиль" (1922, т-р "Ла Скала"; пост. также в Германии, Аргентине и др. странах), "Фра Герардо" (1928, т-р "Ла Скала"), "Орсеоло" (1935), "Ванна Лупа" (1949, обе в т-ре "Комунале", Флоренция), "Дочь Йорио" по о. п. Д'Аннунцио (1954, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Убийство в соборе" по о. п. Т. С. Элиота (1958, т-р "Ла Скала"), "Клитемнестра" (1965, там же). П. писал также музыку к спектаклям Эсхила, Софокла, Шекспира. Оперы П.- своеобразные музыкальные драмы, сюжеты которых построены на религиозных или моральных конфликтах. В их муз.-драматургич. основе лежит свободное, безостановочное динамич. развитие действия, не ограниченное рамками определ„нных замкнутых муз. форм. Текст определяет метр, ритм и интонацию вок. партий, в к-рых поэтому преобладает мелодич. декламация. В качестве самостоят, персонажа выступает хор, партию к-рого П. пишет в свободной форме мадригала. П.автор соч. по теории и истории музыки. Соч.: La musica dei Greci, Roma, 1914; Intermezzi critici, Firenze, 1921; Musica e dramma, Roma, 1945.

Лит.: Gatti G., I. Pizzetti, Torino, 1934, MiL, 1954;

Gavazzeni G., Tre studi su Pizzetti, Como, 1937;

e г о ж e. Altri studi pizzettiani, Bergamo, 1956. Св. Г.

ПИЧЧЙНИ, Пиччинни (Piccinni), Никколо 16.1.1728, Бари,-7.У.1800, Пасси, близ Парижа) - итал. композитор. Сын музыканта. Учился у Л. Лео и Ф. Дуранте в неаполитанской консерватории св. Онуфрия. Впервые выступил как композитор в жанре оперы-буффа в 1754 - "Разгневанные женщины" (т-р "Фьорентини", Неаполь), в жанре оперы-сериа в 1756 - "Зиновия" (т-р "Сан-Карло", Неаполь). Мировую славу П. принесла опера "Добрая дочка" ("Чеккина") на либр. К. Гольдони по роману "Паме-ла, или Награжд„нная добродетель" Ричардсона (1760, "Т-р делле Даме", Рим), к-рая способствовала превращению итал. комич. оперы в чувствительную муз. комедию, родственную мещпнской драме. Выдающийся представитель нового поколения неаполитанской оперной школы, П. обогатил мелодику оперы-буффа, вн„с в этот жанр лиризм, более гибко использовал оперный оркестр, расширил формы арий, ансамблей, финалов. Параллельно он развивал и оперу-сериа (произв. на тексты П. Метастазио и др.). Всего им написано 127 опер.

В конце 1776 П. переселился в Париж, где был втянут в муз.-обществ, борьбу (партии "глюкистов" и "пиччинистов"). Противники муз .-драм. реформы X. В. Глюка противопоставляли ему творчество П. В 1778 в т-ре "Граид-Опера" была пост. опера П. "Роланд", к-рая продемонстрировала достоинства мелодически яркого итал. оперного стиля, но вместе с тем в ней сказалось воздействие на творчество П. новаторства Глюка. Меньший успех имела опера П. "Ифигения в Тавриде" (1781, там же), созданная вскоре после появления одноим. оперы Глюка. Для франц. т-ра П. написал также оперы: "Атис" (1780), "Дидона" (1783), "Пенелопа" (1785). П. возглавил в Париже итал. труппу. После отъезда Глюка в Вену П. выдержал соревнование с его последователем А. Саккини. В 1784-89 П. был проф. Королевской школы пения и декламации. Помимо опер, П. оставил 3 оратории, в т. ч. "Смерть Авеля" (1792) - образец бравурного вок. стиля. Сын П. Луиджи (1766-1827) - композитор, написал неск. опер для т-ров Парижа и Неаполя.

Лит.: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, М., 1934; A b e г t H., Piccinni als Buffokomponist, в кн.: Jahrbuch der Musikbibliothek Peters fur 1913, Lpz., 1914; Curzon H. de, Les dernieres-annees de Piccinni a Paris, P., 1890; Della Corte A.,* Piccinni, Bari, 1928; C a m e t t i A., Saggio cronologico delle opere teatrali di Niccolo Piccinni,"RMI", Vili. Torino, 1901. Б. Ш.

ПЛАВИЛЬЩИКОВ, Петр Алексеевич [24. III (4.IV).1760, Москва,-18(30). X. 1812, К анево Тверской губ.]- русский актер и драматург. Род. в купеческой семье. Окончил Московский университет (1779). В 1779-93 был акт„лом Петерб. т-ра (в 1787-93- инспектор труппы). Затем переш„л на моск. сцену. Красивая внешность, мелодичный голос способствовали успеху П. в трагедиях: Ярб, Тит ("Дидона", "Титове милосердием Княжнина), Эдип ("Эдип в Афинах" Озерова). Однако исполнение П. трагедийных ролей отличалось внешней эффектностью, рассудочностью, холодностью. Наиболее полно его талант раскрылся в бытовой комедии и мещанской драме, где актер поражал зрителей "натуральностью", "чувствительностью", т. е. естественностью, искренностью своего исполнения. Лучшие роли создал в спектаклях "Недоросль" Фонвизина (Правдин, Скотинин), "Бевер-лей" Сорена (загл. роль), "Отец семейства" Дидро (гл. роль), "Сын любви" Коцебу (Пастор) и др.

П. известен также как драматург. Горячо ратуя за демократизацию рус. т-ра, П. выступал против засилия на рус. сцене переводных пьес, считал необходимым изображать в качестве героев купцов и даже крестьян. В то же время он отрицательно относился к драматургии, несущей передовые идеи времени, опасной, по его мнению, для "отечественного образа правления" (просветит, трагедии Вольтера и Я. Б. Княжнина, политически острая драматургия Бомарше и Мерсье, рус. сатирич. комедии Д. И. Фонвизина, В. В. Капниста и др.). Его трагедии, проникнутые монархич. тенденциозностью, написаны в классицист-ском духе, насыщены внешними эффектами. В трагедии "Рюрик" (первонач. назв. "Всеслав", 1791) П., полемизируя с "Вадимом Новгородским" Княжнина, наделяет князя Рюрика всеми добродетелями, а республиканца Вадима изображает злодеем и интриганом. Наибольший интерес представляют комедии П.,в к-рых показаны нар. нравы и быт. Однако часто он рисовал нар. жизнь в идиллич. тонах. Так, в комедии "Бобыль" (1790, Эрмитажный т-р) все конфликты разрешаются благодаря вмешательству благодетеля-помещика. В "Сидельце" (1793) комедийно-сатирич. сцены, подч„ркивающие темноту, невежество, самодурство купеч. среды, сочетаются со сценами, изображающими честность и добродетельность лучших представителей этой среды.

Соч.: Соч., ч. 1-4, СПБ, 1816.

Лит.: Кони Ф., Один из русских трагиков, "Пантеон и репертуар русской сцены", СПБ, 1850, т. 1, кн. 2, с. 1;

Кулакова Л. И., П. А. Плавильщиков (1760-1812), M.- Л., 1952; Жихарев С. П., Записки современника, т. 1, М.- Л., 1955; Асеев Б., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Всеволод-ский-Гернгросс В., Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960. Ю.Д.

ПЛАВТ, Тит Макций (Titus Maccius Plautus) - др.-рим. драматург (ок. 254-184 до н. э.). Полностью сохранилось 20 комедий П., к-рые обычно в изданиях располагаются в алфавитном порядке их латинских заглавий (см. советское издание комедий П. в пер. А. В. Артюшкова): "Амфитрион" "Клад", "Вакхиды", "Пленники", "Куркулион" (имя парасита), "Хвастливый воин", "Псевдол" (имя раба), "Канат", "Стих" (имя раба) и др. Оцна комедия ("Чемодан") дошла в отрывках. Время пост. известно только для двух комедий: "Стих" (200 до н. э.), "Псевдол" (191 до н. э.)

П.- выдающийся представитель паллиаты', сюжеты и персонажи его пьес те же, что и в новой аттической комедии, но П. вн„с в не„ такие изменения, что можно говорить о театр. реформе П. Черпая сво„ вдохновение в ателлане с е„ популярными масками, буффонадой и т. д., а также, вероятно, и в др. формах раннего комедийного творчества (мим, южно-сицилийские флиаки), он вн„с в греч. оригиналы яркий и сочный, временами грубоватый комизм. П. вв„л в новую аттич. комедию музыку, пение, танцы. В рамках греч. сюжетов отображал мн. стороны жизни Др. Рима. В его произв. часто упоминаются др.-рим. боги, обычаи, должностные лица и учреждения, судебные порядки, военное дело и т. д. Греч. персонажи (пара-ситы, гетеры, рабы) получают в ряде случаев чисто рим. окраску. Н. А. Добролюбов писал (см. Собр. соч., т. 1, 1961, с. 316), что в комедиях П. зрители узнавали самих себя и свой нравы. При переработке греч. пьес П. применял контаминацию.

П. продолжал демократич. линию Невия в др.-рим. драматургии и т-ре. Он сочувственно относился к плебеиским низам рабовладельч. общества, нападал на ростовщиков, крупных торговцев хлебом и мясом, сводников, алчных гетер. Однако противоположность богатства и бедности выступает у него преим. как моральная проблема, т. к. в аристократич. Рим. республике сенат не допустил бы мыслей, порочащих гос. строй, и, кроме того, имуществ. противоречия во времена П. не были настолько развиты, чтобы проявиться как столкновение антагонистич. сил внутри рабовладельч. общества. Поэтому П. не выступает против крупного капитала и торговли. В его пьесах находит отражение дух предприимчивости и удачи, охвативший рим. общество после победоносного окончания 2-й Пунич. войны (218-201 до н. э.) и с началом экспансии Рима на Восток.

Лит. и театр. критики античности относили пьесы П. к типу "подвижных" комедий. К "статичным" комедиям, где мало действия и преобладает спокойный диалог, принадлежат только "Пленники" и "Канат", являющиеся прототипом "сл„зной комедии" 18 в. Пьесы П. динамичны по развитию действия. Движение и живость вносится излюбленным персонажем П. - ловким, пронырливым рабом, ведущим всю ингригу пьесы и устраивающим любовные дела своего молодого господина. Сцены уличных перебранок, пирушек, плутни и обманы, переодевание ("Перс", "Казина"), комич. мотив двойника ("Менехмы", "Амфитрион"). мнимое сумасшествие ("Менехмы"), взаимное непонимание ("Клад"), непосредств. обращение к зрителям, в к-ром иногда ид„т речь о театр. делах ("Амфитрион", "Куркулион", особенно "Пуниец"), обильная буффонада - таковы нек-рые драматургические при„мы П. Диалоги в пьесах П. строятся на разговорном языке римлян того времени. П. вв„л живую лат. речь в др.-рим. лит-ру. Язык-одно из овн. средств комизма у П. В его пьесах встречаются игра слов, комич. новообразования, метафоры, гиперболы, простонародные пословицы, прибаутки, бранные слова и т. д. П. широко использовал кантики, применяя разл. лирич. размеры как средство характеристики персонажей (любовная серенада в "Куркулионе", торжество над противниками в "Псевдоле", отчаяние скупца в "Кладе" и т. д.).

В историю мирового т-ра П. вош„л как один из крупнейших комедиографов. В его творчестве др.-рим. комедия достигает своего апогея, определившего е„ последующее воздействие на мировой т-р. Связь с более ранними формами нар. комедийного творчества, верное изображение совр. ему жизни (хотя и ограниченное в осн. рамками семейных отношений ) и происходящих в ней перемен от растущей власти денег, глубокое сочувствие судьбе людей из ср. и низших сословий делают П. подлинно нар. поэтом. Произв. П., проникнутые ярким комизмом, неистощимой энергией и оптимизмом, выразительные по сценич. форме, пользовались огромным успехом у современников драматурга в Др. Риме и ставились на сцене много лет спустя после его смерти.

В ср. века П. был почти забыт, но заново "открыт" для европ. т-ра в эпоху Возрождения. П. подражали итал. драматурги, Шекспир ("Комедия ошибок"), Мольер ("Скупой" и "Амфитрион"), Л. Хольберг ("Якоб фон Тибое, или Хвастливый солдат"), П. К. Хофт ("Торговец") и др.; в наше время - Ж. Жироду ("Амфитрион 38") и др. Пьесы П. ставятся на совр. сцене:

"Менехмы" и "Клад"-1938, реставрированный др.-рим. т-р Остии, близ Рима; "Привидение" (по П.) - 1954, т-р "Вь„ коломбье", Париж, и др.; в СССР-"Менехмы", 1923, Ленингр. Большой драм. т-р, реж. К. Хохлов.

Соч.: Comoediae, recens, et emendav. F. Leo, v. l-2, В., 1895-96, 2 ed.. В., 1958; Comoedi?, recognov. W. M. Lindsay, t. 1-2, Oxonii, [1904-05], 2 ed., 1910; Comedies. Texte etabli et trad. par A. Ernout, t. 1-7, P., 1932-47 (текст йа франц. и латин. яз.); в рус. пер.-Тит Макций Плавт,

Комедии, пер. с латин. А. В. Артюшкова,т. [1-3], M.-Л 1933-37.

Лит.: Античная литература, под общей ред. А. А. Тахо-Годи, М., 1963; Савельева Л. И., Приемы комизма у Плавта, [Казань], 1963; ШтаерманЕ. М., Расцвет рабовладельческих отношений в римской республике, М., 1964;

ДератаниН. (вступ. ст.), Театр Плавта, в кн.: Плавт, Избр. комедии, т. [i]. M.-Л., 1933; Покровский М. (вступ. ст.), О литературных приемах, стиле..., там же, т. 2, М.-Л., 1935; Варнеке Б. В., Введения, там же, т. 3, М.-Л., 1937; L e о F., Plautinische Forschungen.., В., 1895;

2. Aufl., В., 1912; P r a n k e 1 Ed., Plautinisches im Plautus. В., 1922; Jachmann G., Plautinisches und Attisches, B., 1936; Leiay P.. Flaute, P., [1925]; TirneyJ.J., Some attic elements in Plautus, Dublin, 1945; D u n k i n P. Sh., Post-Aristophanic comedy, Illinois, 1946; B i e b e r M., The history of the greek and roman theater, 2 ed., Prin-centon, 1961. См. также ст. Древнеримская драматургия, Древнеримский театр и лит. к ним. Вал. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница