Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-sankt-peterburg-kareliya/ в компании РексРент.
Квартиры в Испании самых дешевых городов Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 340)


ПЛАН (от лат. planum- плоскость) - часть сценич. площадки. Расположена параллельно рампе. Ширина (глубина)-1,5-1,8 м (зависит от расстояния между софитами, количество к-рых определяет число планов). Первый П. от портальной арки наз. нулевым, следующие 1-м, 2-м и т. д.

ПЛАНКЕТ, Планкетт (PIanquette), Робер (31.VII.1848-28.1.1903)-франц. композитор. Учился в Парижской консерватории. Начал творч. деятельность как автор популярных песен и маршей. В 1872 дебютировал как театр. композитор. Известность П. принесла оперетта Корневилъвкие колокола" (1877, т-р "Фоли драматик", Париж), к-рая в первый же год была пост. мн. т-рами Европы и Сев. Америки. Успехом пользовались оперетты П.: "Рипван Винкль" ("Рип-Риш, 1882, т-р "Комеди", Лондон) на сюжет новеллы У. Ирвинга. "Панург" по Ф. Рабле (1895, т-р "Гете", Париж) и др. Это лирик о-романтич. оперетты, в к-рых развиваются традиции франц. комич. оперы. Они отличаются богатством и свежестью мелодий, живым, л„гким юмором, сценичностью и до сих пор сохраняются в репертуаре т-ров.

Др. оперетты: "Шевалье Гастон" (1879, Монте-Карло), "Стрелки 32-го полка" (1880, т-р "Ренессанс", Париж), "Маркитантка" (1880, т-р "Нувоте", Париж), "Принцесса Коломбина" (1886, там же), "Сюркуф" (1887, т-р "Фоли-дра-матик"), "Тр„хцветная кокарда" (1892, там же), "Талисман" (1893, т-р "Гете"), "Мамзель Катр-Су" (1897, там же). Лит.: Янковский М., Оперетта, Л.- М., 1937.

ПЛАНСОН (Plancon), Поль Анри (12.VI.1854- 12.VIII.1914) - франц. артист оперы (бас). Пению учился в Париже у Ж. Дюпре и Ж. Б. Сбрилья. В 1877-79 выступал в оперном т-ре Лиона. В 1883 с большим успехом дебютировал в т-ре "Гранд-Опера". Гастролировал в т-рах "Ковент-Гардеш (1891-1904) и "Метрополитен-опера" (1893-1908). Голос полного, насыщенного тембра, необычайная экспрессивность и драматизм исполнения сделали П. достойным партн„ром таких вокалистов, как В. Морелъ, М. Зембрих, Н. Мелба, Я. Решке, Д. Фаррар, Э. Кару зо. П. был выдающимся исполнителем партии Мефистофеля ("Фауст").

Др. партии: Зарастро ("Волшебная флейта"), Оровез ("Норма"), Верховный жрец ("Самсон и Далила"Сен-Санса), Сен-Бри ("Гугеноты"), Погнер, Генрих, Ландграф ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера). Вс. Т.

ПЛАНШЕ (Planche). Джеймс Робинсон (27.11. 1796 - 30. V. 1880) - англ. драматург, либреттист. В юности выступал как актер в разл. любит, труппах. Первая пьеса П.- "Влюбл„нный, или Король малой Британии", была пост. в т-ре "Друри-Лейн" в 1818. Драматургия П. испытала влияние франц. бытовой мелодрамы. Лучшие его пьесы написаны в период совм. работы с актерами Э. Вестрис и Ч. Мэтьюсом-младшим в т-ре "Олимпик" (1831-38; муз. бурлеск "Увеселения Олимпика),1831) и в годы работы в т-рах "Ковент-Гардеш (1838-42) и "Лицеум" (1847-54), где пост. "Остров сокровищ" (1849). П.- автор либретто мн. опер. в т. ч. "Оберон" Вебера (1826. "Ковент-Гардеш). В 1826-27 был муз. директором т-ра "Вокзал-Гарден" (Лондон). П.-историк т-ра. автор книги "История английского костюма" ("History of British costume", 1834).

Соч.: The extravaganzas of ... 1825-1871, testimonial ed., v. 1-5, L., 1879; The recollections and reflections, v. 1- 2, L., 1872.

Лит.: Granville-Barker H., Exit P.- Enter Gilbert, "The London Mercury", 1932, III, IV, p. 157-66, p. 558-73; Macqueen-PopeW., Nights of Gladness, L., 1956. В, Ю.

ПЛАНШЕТ в театре (от франц. planche - доска, мн. ч. - сцена) - пол сцены. Состоит из отдельных выемных щитов размером 1 лХ1,20 м, плотно прилегающих друг к другу; щиты делаются из сосновых досок высшего качества, сухих, с тв„рдой (мелкослойной) древесиной, толщиной в 80-90 мм. П. бывает горизонтальный и покатый, с уклоном от арьерсцены к рампе (3-4 см на каждый 1 м). Покатый П. применяют обычно в т-pax, где идут балетные спектакли, т. к. при наклонной поверхности сцены зрителям легче видеть фигуры танцующих. В совр. т-ре П. механизирован, в н„м имеются поворотные круги, люки, фурки и т. д.

ПЛАНШбН (Planchon), Роже (р.12.IX.1931)- франц. режиссер, актер, драматург. Творч. деятельность начал в 1951 в труппе, получившей назв. "Ко-меди де Лион". В этом т-ре П. пост. св. 30 спектаклей, в т. ч. "Добрый человек из Сезуана", "Страх и отчаяние в Третьей империи" Брехта, "Паоло Паоли" Адамова и др. В 1957 возглавил "Т-р де ла сите" в Вий„р-банне (рабочее предместье Лиона)- первую постоянную труппу во франц. провинциальном городе.П. пост. здесь: "Генрих IV" Шекспира. "Три мушкет„ра" по о. п. Дюма-отца (инсценировка П.), "Жорж Дан-ден", "Тартюф" Мольера, "М„ртвые души" по Гоголю, "Швейк во второй мировой войне" Брехта и др. Пост. П. зрелищны, отличаются режиссерской изобретательностью, интеллектуальностью, стремлением к совр. прочтению произв. драматургии. П.- сторонник нар. т-ра, обращ„нного к широким, демократич. кругам зрителей. Руководимый им т-р устраивает спектакли по абонементам, бесплатные и по сниженным ценам для коллективных посещений, организует диспуты о пост.Т-ра на з-дах, в молод„жных клубах. П.- автор пьес "Каретный сарай"-хроника из крестьянской жизни, "Чикаго - мама" - балет-феерия о чикагских гангстерах, "Белая лайка" о войне в Алжире (все пост. в "Т-ре де ла сите"). В 1963 вместе с т-ром приезжал в Сов. Союз. И. М.

ПЛАОВИЧ (Plaovic), Радомир (р.7.П.1899)-югосл. актер, режиссер, драматург. Творч. деятельность начал* в'Нар. т-ре (Белград) в 1921. П.один из ведущих театр. деятелей Югославии. В 1930 начал режиссерскую деятельность пост. в Нар. т-ре (Белград) пьес '"Немане" Драгошевича, затем "Господа Глем-баевы" Крлежи (1945), "Гамлет" (1946), "Юлий Цезарь" (.1948) и "Венецианский купец" (1950).

Роли: Гамлет (Гос. пр., 1949), Антонио ("Юлий Цезарь"), Яго; доктор Морган и Леон ("Артей" и "Господа Глембаевы" Крлежи) и др.

П.- последователь школы К. С. Станиславского. В 4952-56 преподавал в Академии театр. иск-ва в Белграде. П.-автор книг по вопросам театр. иск-ва, пьес "Царь Давид" и др. Г. Шум.

ПЛАСТИКА (от греч. тсаотшт? - скульптура) - в танце, сценич. иск-ве общая гармония, согласованность движений и жестов. П. основана на согласованном и оправданном положении всех частей тела, при к-ром неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения.

Широкий интерес к П., как к иск-ву движения и как к средству художеств. и физич. воспитания, возник в Европе в конце 19 в. А. Дункан и е„ последователи, протестуя против самодовлеющей техничности и эпигонских штампов в зап.-европ. классич. балете конца 19 - нач. 20 вв., стремились возродить высокое иск-во античного танца. Они пропагандировали хореографию, к-рая выражала бы содержание муз. образов средствами гармонич., свободных и естественных движений человеч. тела. П. вошла во мн. системы эстетич. воспитания (система ритмич. воспитания Э. Жак-Далькроза). Многочисл. школы и студии П., возникшие в бурж. странах, испытали влияние декадентских, модернистских течений. Формалистич. тенденции (увлечение эксцентрикой, механич. движениями), сказавшиеся в 20-е гг. и в сов. хореографии" на нек-рое время задержали развитие иск-ва П. С конца 40-х гг. в Сов. Союзе П. вошла в систему физич. и художеств. воспитания.

На эстраде и в цирке существует жанр т. н. плас-тич. танца (в цирке-пластич. этюд); сюда относятся акробатич. этюды, демонстрирующие силу, гибкость, пластичность движений исполнителей.

ПЛАТбН, Иван Степанович [15(27).IV.1870-11. Х.1935] - рус. сов. режиссер и драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1933). В 1892 окончил драм. курсы Моск. театр. уч-ща и был зачислен в труппу Малого т-ра как актер и пом. режиссера. С 1895 работал в режиссерском управлении Малого т-ра. В 1923-30 - управляющий постановочной частью этого т-ра. Первая самостоят, пост.- "Ложь" Зеланд (1899).

Среди спектаклей, пост. П. в Малом т-ре: "Цезарь и Клеопатра" Шоу (1909), "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Мария Стюарт" (оба в 1910); "Стакан воды" Скриба, "Самоуправцы" Писемского (оба в 1915), "Старик" Горького (1919), "Холопы" Гнедича (1921), "Оливер Кромвель" Луначарского (1921) , "Бедность не порок" (1924, совм. с Л. М. Прозоровским), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина (1925, совм. с Прозоровским), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1931).

П.-режиссер этапного в истории сов. т-ра спектакля "Любовь Яровая" (1926, совм. с Л. М. Прозоровским). Боролся за реалистич. принципы в театр. иск-ве, большое внимание уделял актерскому исполнению. Был одним из основателей Земетченского колхозного филиала Малого т-ра, где пост. многие пьесы Островского, а также "Ревизор" и др. В 1936 имя П. было присвоено Земетченскому т-ру.

С 1902 П. выступал как драматург. Автор пьес:

"Напасть" (1902, Новый т-р), "Рабы" (1904), "Арак-чеевщина" (1925), "Наследие врем„н" (1927) и др., пост. в Малом т-ре. Переводил пьесы Бомарше, Мольера и др.

В 1905-12 преподавал (был профессором) в драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва.

Лит.: Балерин С., И. С. Платон, "Колхозный т-р", 1935, .ј 23; актеры и режиссеры, М., 1928; Прозоровский Л., Из прошлых лет, М., 1958. С. Г.

"ПЛАТОН КРЕЧЕТ" - пьеса в 3 д., 5 карт. А. Е. Корнейчука. Соч. 1934 (на укр. яз.). Гос. пр. СССР, 1941. Пост. в дек. 1934 в Т-ре им. Франко (реж. Кошевский, худ. Федотов; Платон - Шумский, Лида - Барвинская, Аркадий - Дуклер, Мария Тарасовна - Борисоглебская, Берест - Ватуля). 13 июня 1935 - в МХАТе (пер. Крути, реж. Судаков, худ. А. Гончаров и А. Попов; Платон - Добронравов, Лида - Степанова, Бублик - Грибков, Марья Тарасовна - Тихомирова, Берест - Топорков, Майя - Морес, возобн. в МХАТе в 1946; пост. в новой ред. в 1963, реж. Блинников под рук. Кедрова). Среди последующих исполнителей "П. К." в разные годы - М. П. Болдуман, Л. Ф. Золотухин, Н. П. Алексеев (Платон), М. А. Титова, Е. А. Хромова, Л. А. Кошукова (Лида), М. Н. Баташов, М. М. Яншин, В. П. Баталов (Бублик), А. М. Карев, А. В. Вербицкий (Аркадий), И. Я. Судаков, П. М. Вин-ников (Берест), М. А. Пятецкая, М. Р. Кречетова, Н. Гуляева (Майя).

Пьесу Корнейчука в 1934 показали мн. т-ры страны:

Т-р им. Шевченко (Харьков, реж. Тягно, худ. Шифрин;

Платон - Бучма, позднее - Сердюк, Хвыля, Лида - Уж-вий, позднее Чистякова, Бублик - Крушельнипкий, Аркадий - Милютенко. Берест - Антонович, Марьяненко), Ле-нингр. т-р им. Пушкина (реж. Сушкевич; Платон - Валья-но, Лида - Юнгер, Аркадий - Жуковский, Берест - Н. Симонов, Христина Архиповна - Корчагина-Александровская; 1936),- Волгоградский т-р (Платон - Н. Покровский, Берест - Н. Соколов), Воронежский т-р (ПлатонПоляков), Т-р им. Сундукяна (Платон - Г. Нерсесян, Пария Тарасовна - Асмик, Берест - Аветисян, Христина Архиповна - Гулазян), Казанский рус. т-р, Куйбышевский т-р. Моск. т-р Ленсовета (реж. и исполнитель роли Платона - Зубов), Т-р "Красный факел", Ростовский-на-Дону т-р (Платон - Ф„доров, Лида - Мукарская, Бублик - Леон-дор). Свердловский т-р (Платон - Шульгин, Лида - Амман-Дальская, Берест - Ордынский), Смоленский т-р, Т-р им. Руставели (Платон - Хорава, Берест - Васадзе) и мн. др. Пьеса широко ставилась и в последующие годы, переведена на мн. языки народов СССР и на иностр. языки.

Из зарубежных пост. "П. К.": Ставский т-р, Чехословакия (1936), Нар. т-р, София и т-р в Бургасе (1940), Первый Македонский т-р (1945), т-р в Потсдаме (1946), Тюрингский т-р (1947), Нем. т-р, Берлин (1951), т-р в Вроцлаве (1953), болг. т-р "Трудовой фронт" (1958), Т-р им. И. Караджале, Бухарест (1959) и мн. др.

Издания: Первая публикация на укр. яз.- Кшв, 1935; первая рус. публикация - М., 1935, последующие изд.: Корнейчук А., Пьесы, М., 1961. А. Шн.

ПЛАТбНОВ, Борис Викторович [p.24.VII (6. VIII). 1903]-белорус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1948).Деп. Верх. Совета БССР 6-го созыва. Чл. Коммунистич. партии с 1953. С 1921 участвовал в кружках художеств. самодеятельности. С 1922 работает в Первом Белорус. т-ре (ныне Т-рим.Я.Купалы; 1961-63- худ. рук.).

П. играл роли героев, характерные, остро сатирич., драматич., трагедийные. С глубоким драматизмом раскрывал он характер молодого человека, его сложный внутр. мир (Петр "Последние", 1937), процесс возмужания героя (Ромео, 1946). протест против существующего порядка (Жадов, 1953). С подлинным артистизмом и блеском играет П. комедийные роли: подхалим и сплетник З„лкин ("Кто сме„тся последним" Крапивы, 1939), высокомерный и ничтожный Быковский ("Пав -линка" Купалы, 1944), собственник Левон ("Левониха на орбите" Мака„нка, 1961). Яркий трагедийный темперамент П. проявился в роли Эзопа ("Лиса и виноград" Фигейреду, 1957). Высоким драматизмом отмечено исполнение роли Протасова ("Живой труп", 1961).

П. создал галерею образов сов. людей - командир батальона Ерыськин ("Мятеж", 1927), Рыгорка ("Победа" Мировича, 1926). Огнев, Ромодан ("Фронт", "Крылья" Корнейчука, 1942, 1955), Тумилович ("Поют жаворонки" Крапивы; Гос. пр. СССР, 1952). коммунист Ковальчук ("Чтобы люди не журились" Мака„нка, 1959). С глубокой эмоциональностью играл П. роль героя Отечеств, войны Заслонова ("Константин Заслонов" Мовзона; Гос. пр. СССР, 1948).

Герои П. обычно сдержанны в проявлении своих чувств, но они всегда внутренне наполнены, привлекают своим духовным богатством, интеллектом. Мн. образы П. исполнены тонким, проникновенным лиризмом, отличаются глубиной психологического анализа. Крупнейшее творч. достижение актера - образ Ленина ("Третья патетическая" Погодина, 1959).

Лит.: Раманов?ч Я., Народны артыст СССР Б. В. ПлатонаУ, М?нск, 1954; Сабалеск? А., Два сцэн?чныя вобразы Б. В. Платонава, в сб.: Беларускае мастацтва, вып. 3, М?нск, 1962, с. 65-75; его же, Рысы б?яграф?? пакаления, "Полымя", М?нск, 1961, ј 1, с. 158- 170;ег о же, Уладар дум чалавечых. Творчасць нар. ар-тыста СССР Барыса Платонава, М?нск, 1964; Б о р и с о-в а Т., Шекспир на белорусской сцене, М., 1964; Няф„д Ул., Беларуск? тэатр. Нарыс г?сторы?, М?нск, 1959. АН. С.

ПЛАТОНОВА (наст. фам.- Г а р д е р, по мужу - Т в а н е в а), Юлия Ф„доровна [1841- 4(16). XI. 1892 ]- рус. артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Училась пению в Риге, затем у Н. Ф. Ви-теляро в Петербурге. В 1863 дебютировала в партии Антониды ("Иван Сусанин") в Мариинском т-ре, где работала до 1876. Голос П. не отличался силой, но привлекал красивым тембром, чистотой интонации. П. обладала большой музыкальностью и сценич. дарованием. Благодаря инициативе и энергии П. была возобн. опера "Русалка" (1865) и пост. "Борис Годунов" (1874). Талант П. высоко ценили А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский, А. Н. Серов, Ц. А. Кюи, Н. А. Римский -Корсаков. Об исполнении партии Наташи

("Русалка") Даргомыжский писал: "Спеть эту партию лучше - можно, но сыграть - кажется, -невозможно". Партии: Мария ("Вильям. Ратклиф" Кюи, 1869), Даша ("Вражья сила" Серова, 1871), Донна Анна ("Каменный гость" Даргомыжского, 1872), Ольга ("Псковитянка", 1873), Марина ("Борис Годунов", 1874, первая исполнительница), Людмила;

Валентина ("Гугеноты"), Эльза ("Лоэнгрин") и др.

Соч.: Страницы из автобиографии, "Сов. музыка", 1963, .ј 2, с. 53-56. Б. Яг.

ПЛАЦЫНДА, Аркадий Максимович (р. 12. VI.1915)- молд. сов. актер. Нар. арт. Молд. ССР (1961). Окончил Одесское театр. уч-ще (1937). Творч. деятельность начал в Молд. т-ре в 1937. П.- остро характерный актер, стремящийся к яркому раскрытию социального и психологич. содержания образа. С 1958 препода„т на театр. ф-те Кишин„вской консерватории.

Роли: Бобчинский, Лука; Павел Иванович ("Простая девушка" Шкваркина), Тихон ("Гроза"), Любим Торцов; Грубек ("Под каштанами Праги" Симонова), Шут ("Король Лир"), Макар ("Нелетающие птички" Портного), Константин Бэдэрэу ("Марийкино счастье" Корняну). дед Ион ("Каса маре" Друце), инспектор ("Бурлящий Дунай" Букова). Д. П.

ПЛЕВЙЦКАЯ (наст. фам.- Винникова), Надежда Васильевна (р. 1884) - рус. эстрадная певица. Род. в крестьянской семье. В 1904 выступала как танцовщица, затем как исполнительница рус. нар. песен, пела в рус. хоре Липкина, принимала участие в концертах рус. оркестра под упр. В. В. Андреева. После успешного выступления с Л. В. Собиновым на концерте в Н.-Новгороде (1909) по его совету перешла на концертную эстраду. В 1909-17 гастролировала по России. После революции эмигрировала и в 1920-30-е гг. выступала за рубежом. П.- яркая представительница нар. песенной устной традиции. Е„ исполнение покоряло искренностью, живой манерой интонирования, выразит, декламацией, глубоким ощущением красоты рус. речи.

Лит.: Кугель А. Р., Театральные портреты, М.- Я., 1923, с. 156-65; Мамонтов С., Капля живой воды, "Рампа и жизнь", 1910, ј 3, с. 46. А. Ив.

ПЛЕТН‚В, Валериан Ф„дорович [3(15).IX.1886- 1942]-рус. сов. драматург, театр. деятель. С 1904-чл. РСДРП, чл. Коммунистич. партии с 1920. С 1918 выступал как беллетрист, с 1920 - как драматург. П.- один из руководителей Пролеткульта. Деятельность его носила пропагандисте ко-методич. характер. В 1921-32 - председатель Президиума ЦК Пролеткульта. П. написал для т-ров Пролеткульта ряд пьес о революц. борьбе рабочего класса. Пьесы П. схематичны, хотя и отличаются внешней остротой сюжета, наиболее интересна пьеса "Шляпа".

Пьесы: "Невероятно, но... возможно" (1919, Центр, студия Пролеткульта), "Прозрение" (1921, т-р Пролеткульта, Ростов-на-Дону), "Лена"' (1922, Моск. т-р Пролеткульта), "Наследство Гарланда" (1924, Петроградский т-р Пролеткульта), "Над обрывом" и "Уездное" (1921, 1-й Рабочий т-р Пролеткульта), "Шляпа" (1935, Т-р им. Вахтангова) и др.

С о ч.: Рабочий клуб, М., 1923; Три точки зрения на пролетарскую культуру, М., 1926; Пути современного театра, М.- Л., 1926 (совм. с А. В. Луначарским и Р. А. Пельше);

К вопросу о пролетарской культуре, "Наша Заря", СПБ, 1913, .ј 10-11, с. 34-41.

Лит.: Заметки В. И. Ленина [к статье Плетнева- "На идеологическом фронте"], в сб.: Ленин о культуре и искусстве, [М.], 1938, с. 281-91. С. Г.

ПЛЕША (Plesa), Бранко (р.6.III.1926) - югосл. актер. В 1945 окончил артистич. школу в Загребе, в 1947 - Академию театр. иск-ва в Белграде. В 1946 работал в Нар. т-ре в Сплите, с 1947 - актер Нац. т-ра в Белграде. Лучшая роль П.- Гамлет. Среди др. ролей: Барон; Иван Карамазов ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Пуцельски ("На краю дороги" Матковича) и др. Снимался в кино. Г. Шум.

ПЛЕЩЕЕВ, Александр Алексеевич (1858-1944)- рус. журналист, драматург, критик и историк балета. Сын поэта А. Н. Плещеева. Нек-рое время был актером Малого т-ра (Москва) и Александрийского т-ра (Петербург). Затем сотрудничал в петерб. и моск. периодич. изданиях ("Петербургский листок", "Биржевые ведомости", "Столица и усадьба", "Московский листок", "Суфл„р" и др.), в 1884-85 редактировал журнал "Театральный мирок", в 1904-05 - "Петербургский дневник театрала". Ему принадлежит публикация первого очерка по истории петерб. балета 18-19 вв. П.- автор ок. 30 пьес, к-рые ставились во мн. т-рах, в т. ч. на сцене Александрийского т-ра. Лучшая среди них - комедия "В своей роли" (о жизни актеров). В 1919 П. эмигрировал за границу.

Соч.: Наш балет, М., 1896; 2 изд., СПБ, 1899; Что вспомнилось, СПБ, 1914; Под сенью кулис, Париж, 1936. Г. Том.

"ПЛЕЯДА" (франц. Pleiade, от греч. IIAsidc - назв. группы семи лучших александрийских поэтов) -?-лит. объединение, сложившееся во Франции в сер. 16 в. В "П." входили: П. де Ронсар, Ж. Дю Белле. Ж. Дора, Р. Белло, Ж. А. де Баиф, П. де Тийар, Э. Жодель. К ней примыкали Н. Денизо, Ж. Гревен и др. Члены "П." стремились обновить, франц. лит-ру, приблизить е„ к античной и итал. лит-ре. наполнить гуманистич. содержанием. Их деятельность сыграла значит, роль в развитии франц. т-ра. Они создали первые ренессансные трагедии и комедии, в к-рых стремились подражать др.-греч., др.-рим. и итал. драматургам. Использование драматургами "П." античных сюжетов, введение в пьесы двенадцатисложного стиха, следование строгим правилам способствовали утверждению классицизма. П. Ронсар и др. члены "П." принимали участие в организации придворных празднеств и маскарадов, где исполнялись их стихи, положенные на музыку (комп. К. Жанекен, К. Гудимель, Г. Котле, К. Модюи), что оказало влияние на возникновение муз. т-ра во Франции.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Комбарье Ж. Французская музыка XVI века, пер. с франц. М., 1932 R i g a 1 E., Le theatre francais avant la periode classique P., 1901; G h a m a г d H., Histoire de la Pleiade, v. 1-4 P., 1939-40. A. Mux

ПЛЙЕВ, Григорий Дзамболатович (р. 1913) - осетинский сов. поэт, драматург. Чл. КПСС с 1938. В 1935 окончил ГИТИС и вступил в состав осетинского т-ра. Лит. деятельность начал в 1930. Как драматург впервые выступил в соавторстве с писателем Б. Боциевым (пьесы: "К жизни", "Алдар и его пастух", "Крысы "). В 1948 написал трагедию "Чермен" о нар. герое, сохраняющуюся в репертуаре осетинского т-ра. Автор стихотв. драмы "Доверие" (1958), комедии "Над кем сме„тесь?" (1965). П. перев„л на осетинский яз. "Отелло", "Гамлета" и др. пьесы Шекспира, пьесы Мольера, Островского, А. Корнейчука и др.

Соч. (на осетин, яз.): "Цардмен" ("К жизни"), "Мах дуг". 1940, .Ne 3; "Чермен", "Мах дуг", 1949, ј 8, 9; "Доге-рие", Орджоникидзе, 1961; в рус. пер.: "Чермен", трагедия, М., 1959. Аза X.

ПЛИСЕЦКАЯ, Майя Михайловна (р.20.Х1.1925) - сов. артистка балета. Нар. арт. СССР (1959).; В 1943 окончила Моск. хореографич. уч-ще (класс М.М. Ле-онтьевой) и дебютировала на сцене Большого т-ра в партии одного из шести лебедей ("Лебединое озеро"). Вскоре после дебюта исполнила вариации из "Дон Кихота" Минкуса, выступила в партии Мирты ("Жизель") и феи Сирени ("Спящая красавица"). В 1944 П. танцевала партию Маши ("Щелкунчик"), в 1945 создала романтич. образ Раймонды, а через два года одну из самых трудных и ответственных партий клас-сич. репертуара - Одетту-Одиллию. Своеобразным эскизом к решению этого сложного образа было исполнение П. хореографич. этюда "Умирающий лебедь" на муз. Сен-Санса, к-рый танцовщица исполнила на последнем курсе уч-ща.

Артистич. дарование П. характеризуется редкими качествами: большой шаг, л„гкий, парящий прыжок, гибкий корпус, "поющие" руки; е„ иск-во исполнено одухотвор„нной грации, романтич. приподнятость сочетается в н„м с драматич. экспрессией совр.восприятия жизни. Технич. мастерство П. всегда оправдано действием, идеей, чувством.

П. создала полный мятежной патетики героич. образ Лауренсии (1956), светлый праздничный образ Авроры (1952), озорной, лукавой и гордой Царь-Девицы ("Кон„к-Горбунок" Пуни, 1949),трагич. метущейся Эгины ("Спартак", 1962), е„ иск-ву близок и "язык мучительных страстей" пушкинской Заремы (1948), радостное языческое ликование Вакханки ("Вальпургиева ночь" Гуно, 1950). П. исполнила партии в балетах Прокофьева: Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок", 1954), Джульетта (1962). Иск-ву П. близка тема радости жизни, е„ победы над злом; жизнерадостный образ народной танцовщицы Китри (1951)- одно из высших достижений танцовщицы. П.- лауреат Ленинской пр. (1964), Междунар. пр. им. А. П. Павловой (1962). С большим успехом выступала в Англии (1950, 1963), США (1959, 1962), Франции (1961, 1964), Италии (1964) и др.

Лит.: Майя Михайловна Плисецкая, М., 1953 (буклет); "Театр", 1960, ј 9, с. 108-14; "Театральная жизнь", 1961. ј1, с. 25; R о s 1 a v 1 е v a N., Maja Plisetskaya. Moscow, 1956. В. Ком.

"ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ" - комедия в 4 д. Л. Н. Толстого. Соч.: первая ред. 1889, окончат.-1890. Пьеса получила разрешение только для любит, сцены "с особого дозволения" местных властей. 8 февр. 1891 "П. п." показало Об-во иск-ва и лит-ры в Москве [на сцене Нем. клуба; реж. и исполнитель роли Звездинцева- Станиславский; Звездинцева - Самарина, Бетси- Комиссар-жевская (под псевд. "Коми-на"), Кругосветлов - Вронский, Яков - Санин, Старый повар - Артем, Таня - Ли-лина, 1-й мужик - Федотов, 2-й мужик - Лужский, 3-й мужик - Лопатин]. В 1891 пьеса разрешена для пост. в имп. т-рах, с 1894-'в остальных т-рах. Первая пост. "П. п." на проф. сцене состоялась 26 сент. 1891,. Александрийский т-р, бенефис Н. С. Васильевой [Звездинцев - Сво-бодин, Звездинцева - Аба-ринова, Бетси - Мичурина, Василий Леонидыч (Вово) - Далматов, Кругосветлов- П. Ленский, Доктор - Писарев, Марья Константиновна - М. Читау, Петрищев - Дмитриев, Гросман - Сосновский, Толбухина - Жулева, барон Клинген (Коко) - Корвин-Круковский, Сахатов - Чернов, Ф„дор Иваныч - Варламов, Григорий - Панчин 1 -и, Яков - Шевченко, Сем„н - Никольский, Старый повар -

Шаповаленко, Кухарка - Левкеева 2-я, Таня - Васильева, 1-й мужик - Сазонов, 2-й мужик - Шкарин, 3-й мужик - Давыдов]. Возобн. 1900 (Звездинцев - Давыдов), 1907 1914, 1916. 12 дек. 1891, Малый т-р, бенефис Н. В. Ры'-каловой (Звездинцев-К. Рыбаков, Звездинцева-Федотова, Кругосветлов - А. Ленский, Петрищев - Музиль 2-й, Ф„дор Иваныч - Правдин, Григорий - Горев, Старый повар - Музиль 1-й, Кухарка - О. Садовская, Таня - Турчанинова, мужики: П. Садовский, Гейтцман, Мак-шеев). Возобн. 1911.

Др. дореволюц. пост. "П. п.": Товарищество артистов под рук. Синельникова, Новочеркасск (1893, Звездинцев- Киселевский, Бетси - Комиссаржевская, Василий Леони-дыч - Синельников, Григорий - Рощин -Инсаров), антреприза Синельникова, Ростов-на-Дону (1894), 90-е гг. киевский Т-р Соловцова, Т-р Корша (1894), Т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург (1910).

На сов. сцене "П. п." ставили: Малый т-р (1917), Т-р актера в Москве, Уфимский рус. т-р (оба в 1922), Куйбышевский т-р (1923, 1928), Моск. т-р "Комедия" (б. Т-р Корша) Одесский т-р им. Шевченко (оба в 1924), Ростовский-на-Дону т-р (1925), Моск. т-р Ленсовета (1927), ЛенТЮЗ (1928, реж. Зон), Малый т-р (1932, реж. Хохлов; Звездинцев - Климов Радин, Звездинцева - Массалитинова, Яблочкина, Василий Леонидыч - Остужев, Григорий - Ольховский, Рыбников, Кухарка - Рыжова, Таня - Пашенная), Тульский т-р (1933, 1958), Киевский рус. драм. т-р (1936), Ижевский рус т-р (1943), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1946), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1948, 1953), МХАТ (1951, реж. Кедров, Литовцева, Лесли, худ. Васильев; Звездин-цев - Станицын, Звездинцева - Коренева, Бетси - Степанова, Василий Леонидыч - Массальский, КругосветловТопорков, Доктор - Блинников, Марья Константиновна- Калиновская, Петрищев - Комиссаров, Гросман - Пет-кер, Толбухина - Шевченко, барон Клинген - Кторов, Сахатов - Чебан, Федор Иваныч - Готовцев, Григорий-Белокуров, Яков - Шишков, Сем„н - Тер„шин, Старый повар - В. Попов, Кухарка - Зуева, Таня - Забродина, мужики - Жильцов, Грибов, Грибков, спектакль удостоен Гос. пр. СССР, 1952), Т-р драмы Лит. ССР, Вильнюс (1955), Харьковский рус. т-р (1959), Т-р им. Кингисеппа, Таллин (1960).

За рубежом "П. п." ставили "Резиденц-театр", Берлин (1891), Новый т-р, Берлин (1903, реж. Рейнхардт), Нар. т-р, София (1912), Пловдивский т-р (1956), т-р "Ле Гренье де Тулуз" (под заглавием "Таня", 1963).

Издания: Первая публикация "П. п." в сб.: В память С.А. Юрьева...,М.,1891; Последующие изд.: Толстой Л.Н.. Пьесы, М., 1913; Сов. изд.: Толстой Л. Н., Полн. собр. соч., т. 27, М.-Л., 1933; его же, Полн. собр. соч., т. 11, М 1952.

Лит.: Васильева Н. С., Из воспоминаний..., "ЕИТ", СПБ. 1911, вып. 1; Толстой Л. Н., Полн. собр. Соч., т. 27, М., 1933, с. 645-669; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935, с. 213-18; Л о-м у н о в К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956, с. 20, 107, 227-92; Ежегодник Моск. Худож. т-ра. 1951-1952, М., 1956, с. 7-96, 401. А Шн ПЛОТНИКОВ, Александр Константинович [р. 6(19).IX.1903]-рус. сов. режиссер и актер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1926 окончил ЦЕТЕТИС. В 1926-41 - актер и режиссер Моск. т-ра Ленсовета. Роли: Хлестаков; Герман (инсц. Пиковой дамы" Пушкина), Мечик ("Разгром" по Фадееву),Балакирев ("Шут Балакирев" А. Мариенгофа) и др. Пост. спектакли: "Экстренный выпуск" Вейценкор-на, "Последние"; "Благочестивая Марта" Тирсо де Мо-лины, "Кронштадт" Штейна и др. В 1943-45 - актер и режиссер Моск. т-ра Сатиры. В 1946 - 63 - худ. рук. Моск. театра драмы и комедии, где пост. спектакли: "Народ бессмертен" по Гроссману (1946), "Как закалялась сталь" (1947); "Дворянское гнездо" по Тургеневу 1948), "Под золотым орлом" Галана (1951), "Этих дней не смолкнет слава" Рудого (1952), "Оптимистическая трагедия" (1956); "Сын рыбака" по Лацису, "Русские люди" (1957); "Призраки" Де Филиппе

(1957), "Факир на час" Дыховичного и Слободского

(1958)" "Немой рыцарь" Хелтаи (1962) и др. С. Г.

ПЛОТНИКОВ, Николай Сергеевич [р.23.Х (5.XI). 1897] - рус. сов. актер, режиссер, педагог. Нар. -арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Работал в Петерб. литографии, учился в Художеств. школе Штиглица (1912-15). В 1921 вступил в труппу вЯземского Нар. т-ра (1921-22). Сыграл роли Барона и Ал„шки ("На дне"), Фрезера ("Потоп" Бергера). В 1922-34 - в 4-й Студии МХАТа (позже Реалистический т-р), одновременно учился в Школе МХАТа (1922-26). Здесь выявилось яркое комедийное дарование, мастерство перевоплощения актера. Роли:

Елеся и Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Швейк ("Бравый солдат Швейк" Гашека), Находка ("Мать"). В 1934-36 П. работал в Т-ре Революции, где сыграл: Дудкина ("После бала" Погодина), Лоренцо ("Ромео и Джульетта" Шекспира), в 1936-38 - в Центр, т-ре Красной Армии. Наиболее полно талант П. раскрылся в Т-ре им. Вахтангова, куда он поступил в 1938. Здесь он создал галерею образов, отличающихся точностью, сатирич. остротой, выразительностью внешнего рисунка роли, тщательной отработкой деталей. Среди ролей в этом т-ре: Шмага; Земляника ("Ревизор"), Труффаль-дино ("Слуга двух господ"), Василий Шуйский ("Великий государь" Соловь„ва), Жавер ("Отверженные" по

Гюго), Шульга ("Молодая гвардиям), Маякин ("Фома Гордеев" по Горькому), Крикун ("Фронт"), Полоний ("Гамлет"), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова), Грацианский ("Русский лес" Леонова и Бондаренко). П. исполнял роль В. И. Ленина ("Человек с ружь„м", 1954; "Большой Кирилл" Сельвинско-го, 1960). В 1945-56 был режиссером т-ра киноактера.

В 1951-53 П. был гл. реж. т-ра группы сов. войск в ГДР; пост. спектакли: "Полководец Суворов" Бахтере-ва и Разумовского, "Достигаев и другие"; "Жизнь начинается снова" Собко и др. Занимается педагогич. деятельностью, в 1932-51 П.- доцент ГИТИСа.

Снимался в кино: Кулак ("Ленин в 1918 году"), В. И. Ленин ("Пролог") и др. Гос. пр. СССР (1947) за участие в фильме "Клятва". M'. Лифш.

ПЛОУГ (Ploug), Карл (29.Х.1813-27.X.1894) - дат. поэт, драматург. В 1833 окончил Копенгагенский ун-т, в этом же году начал лит. деятельность. В 1839 организовал студенч. т-р "Академикум", для к-рого писал (под псевд. Пауль P ю т т e р) "ател-ланы"- студенч. комедии: "Пари, или Преображ„нные обитатели студенческого общежития" (1839), "Сожители, или Диалектика жизни" (1840), "Новогодняя ночь" (1841), "Любовь во время карантина" (1842). Комедии строились на разл. конфликтах студентов с мещанской средой, чиновниками, дворянством; в них проявились элементы политич. сатиры. В студенч. комедиях П. сочетаются при„мы водевиля и обозрения; монологи и жанровые сценки, затрагивающие актуальные события обществ, жизни, чередуются с муз. номерами, танцами, песнями (мн. из них до наст. времени являются традиц. песнями дат. студенчества). Антибурж. направленность и драма-тургич. особенности пьес П. были развиты в комедиях И. К. Хострупа.

Соч.: Studenterkomedier, Kbh., 1913. Вл. M.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница