Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/naberezhnye-chelny/ в компании РексРент.
Electra Style Одежда Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 343)


ПОЛЬ (наст. фам.- Синицын), Павел Николаевич [28. ?У(?О.У). 1887-1955] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1947). Выступал в любит, спектаклях. С 1904 играл с проф. актерами в Нар. домах (Введенском) в Сокольниках, в "Аквариуме". В 1908 П. уехал в провинцию (работал в Сибири, Архангельске, Новороссийске). Исполнял комедийные роли: Хлестаков; Подкол„син ("Женитьба"), Буланов ("Лес") и др. Впоследствии П. работал в разл. т-рах миниатюр. Достиг большого мастерства в исполнении комедийных и сатирич. монологов и сценок. Заразительный юмор, л„гкость, изящество ведения диалога отличали творчество актера. С 1919 П. работал 9-Тбилисском драм. т-ре (играл роль Лыняева - "Волки и овцы", и др.). Затем-в Пятигорске, Владикавказе, в 1922 в т-ре "Кривой Джимми", в 1924 в Т-ре б. Корш (Москва). П. участвовал в организации Моск. т-ра Сатиры, с к-рым связал свою дальнейшую творч. судьбу. Создал ряд злободневных образов-портретов. П.актер-реалист, его игра была исполнена жизненной правды, мягкого юмора. Сценич. персонажи П. были смешны и трогательны; имели яркую, точную социальную характеристику.

Роли: .Тараканов ("Таракановщина" Ардова и Никулина )" Земчихин ("Мелкие козыри" Ардова), Караулов ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Зайцев ("День отдыха" Катаева), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Мардыкин ("Нечистая сила" А. Н. Толстого), Джекобс младший ("Остров мира" Петрова) и др. Значит, место в его творчестве занимала работа на эстраде. Н. Сл.

ПОЛЬСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Зарождение польской драмы связано с развитием осн. форм театр. представлений, бытовавших в средние века,- литур-гич. и мистериальных. В числе памятников старопольской письменности немалое место занимают ми-стериальные сценарии, написанные на латинском и польском яз. Основанные на библейско-евангель-ских мотивах, они охватывают весьма широкий круг сюжетов. Среди них- мистерии рождественского цикла, пасхальные, посвящ„нные житиям апостолов, святыхпокровителей того или иного города или профессии и др. Примерами могут служить - "История о славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка (1575), "Диалог о чудесном рождении сына божьего" Яна Кароля Дахновского (1621), "Явление милосердной милости божьей, представленной в жизни святой Марии Магдалины" (1656) и др. Значит. явлением для развития нац. драмы были интермедии, дополнявшие мистериальный сюжет. Их излюбленные персонажи - крестьянин, лекарь, воин-фанфарон, ловкий слуга, сосед-иностранец, сутяга и др. Наряду с острой и грубоватой комедийностыо, зачастую направленной против власть имущих, интермедии обычно содержали своеобразное поучение. Дидактические мотивы, знаменуя упрочение и развитие драматич. форм, тесно связанных с реальной жизнью, становятся основой т. н. "моралите", появляющихся в 16 в. (напр., "О богаче и Лазаре", "О блудном сыне"). В моралите, как и в интермедиях, постепенно начинают вс„ более явственно проступать черты бытовой сатирич. комедии. С интермедиями связана и своеобразная разновидность ренессансной комедии, возникшая в 16 в., известная под названием комедии рыбалтов. Комедии рыбалтов была близка и популярная тр„хактная антикатолич. пьеса Петра Барыки "Из мужика в короли" (1637).

В создании первых образцов лит. драмы сказались распространение гуманистич. образованности, рост и укрепление ренессансной культуры 16 в. В своей драме "Жизнь Иосифа" (1545) М. Рей (1505-69) дал характерный яркий пример совр. истолкования традиционного библейского сюжета, насыщенного живы' ми реальными подробностями. Примером наполнения совр. содержанием классич сюжета (заимствованного из "Илиады") была трагедия "Отправление греческих послов" (1578), написанная белыми стихами поэтом Я. Кохановским.

Усиливавшаяся со 2-й пол. 16 в. католич. реакция и связанная с нею деятельность ордена иезуитов (с 1564, запрещена лишь в 1773) тяжело сказались на развитии нац. культуры Польши. Подъ„м драматургии, начавшийся в сер. 18 в., был связан с распространением идей просветительства, противостоявших католич. реакции. Предвестием их проникновения в драматургию явилась первая польск. трагедия, выдержанная в духе классицистских правил,- "Эпаминонд" Конарского (1756). Идеи Просвещения определили направление творчества основоположника польской комедии Ф. Богомольца, произведения к-рого характеризуются реалистич. картинами совр. нравов, общественно-морализаторской тенденцией, сказавшейся в комедиях "Брак по календарю" (1766), "Добрый пан" (1767), "Чары" (1775), "Автор комедии" (1779). Продолжателем Богомольца явился И. Красицкий. Его сатирич. комедии осмеивают духовное убожество аристократии, ее невежественное подражание иностранщине, фанфаронство, сутяжничество ("По-модному, или Пяльцы", "Франт", "Ябедник", "Лжец", "Именинник", "Сутяга", написаны в 1776-80). Особое место занимали пьесы Ф. Князь-нина (1750-1807),правдиво и сочувственно изображавшего крестьянскую жизнь ("Цыгане", 1788).

Значение для становления П. д. имело создание в 1765 "Т-ра Народ овы". Дальнейшее развитие П. д. неразрывно связано с утверждением идей Просвещения, нац.-освободит, борьбы, программы прогрессивных общественных реформ. В конце 18 в. видное место занимают пьесы В. Богуславского - комедии "Генрих VI на охоте", 1792, "Модные спазмы", 1797, комич. опера-водевиль "Мнимое чудо, или Краков-пы и горцы", 1794; политич. комедия Ю. Немцевича- "Возвращение депутата", 1790; сатирич. комедии Ф. Заблоцкого - "Суеверный", "Ухаживания Фир-цика", 1781, "Сарматизм", 1785. Прогрессивные реалистич. тенденции просветительской комедии нашли сво„ продолжение в творчестве крупнейшего польск. комедиографа 19 в. А. Фредро. В стихотворных пьесах Фредро, отличающихся живостью и остротой диалога, отразился критич., отчасти сатирич. подход к изображению быта и нравов шляхетства и представителей буржуазно-мещанских кругов ("Пан Гельдхаб", 1818;

"Муж и жена", 1820; "Дамы и гусары", 1825; "Караул, что творится!", 1826; "Девичьи обеты", 1827; "Пан Йовяльский", 1832; "Месть", 1834; "Пожизненная рента", 1835),

После потери государственной самостоятельности Польши (1795) идеи нац.-освободит, борьбы находят особенно острое выражение в творчестве выдающихся представителей польского революционного романтизма-А. Мицкевича и Ю. Словацкого. Драматич. произведения Мицкевича и Словацкого имели решающее значение в преодолении канонов поэтики классицизма, наиболее ярким выражением к-рой была историч. трагедия А. Фелиньского "Барбара Радзивилл" (1811). Бунтарский, революционный пафос пронизывает драматич. поэму Мицкевича "Дзяды" (II и IV части, 1823; III часть, 1832). Осуждение консервативно-шляхетских кругов, реакционной политики Ватикана, прославление революционного деяния, глубокая народность отличают драматич. произв. Словацкого - создателя выдающихся образцов поэтич. драмы ["Мария Стюарт", 1830, "Кордиан", 1833, "Балла-дина", 1834, "Лилла Венеда", 1839, "Фантазий" ("Новая Деянира"), 1841 ].

В произв. представителя польского романтизма 3. Красинъского острое осознание бессилия и обреч„нности аристократии противоречиво сочеталось с консервативными антидемократич. тенденциями, что нашло отражение и в его драматургии ("Небожественная комедия", 1833, "Иридион", 1835). Развитие творчества Мицкевича и Словацкого свидетельствует о зарождении реалистич. метода внутри самой роман-тич. драмы.

Утверждению реализма способствовала деятельность Ю. Кожен„вского. Его ранние драмы ("Димитрий и Мария", 1828; "Красавица", 1829) отмечены романтич. направленностью, в последующих пьесах Коженевский выступает как драматург-реалист, стоящий на демократич. позициях ("Карпатские горцы", 1840; "Евреи", 1843). Связь с традициями романтизма и стремление к критич. реализму обнаруживается и в драматургии Ц. Норвида (1821-83) - выдающегося поэта и драматурга. Неприятие Норвпдом бурж. ограниченности и шляхетского консерватизма нашло отражение в его пьесах, построенных на леген-дарно-историч. сюжетах ("мистерии" "Кракус" и "Ванда", 1847; трагедия "Клеопатра", 1870-78), и в острых, проникнутых иронич. юмором, "серьёзных комедиях" ("Перстень знатной дамы", 1872, и др.). Критич. реализмом отмечено творчество драматургов 70-80-х гг. 19 в.: Ю. Нажимского ("Эпидемия", 1871; "Позитивные", 1872); Ю. Близинъского, близкого традициям Фредро, рассказывающего об упадке польского дворянства ("Пан Дамазий", 1877; "Обломки", 1881); М. Балуцкого, осмеивающего в своих бытовых комедиях духовную скудость галицийской буржуазно-шляхетской среды ("Советники пана советника", 1869; "Золотая молод„жь", 1876; "Соседи", 1880;

"Крупные рыбы", 1881; "Новая газета", 1888). На рубеже 19-20 вв. в П. д. с особой резкостью обозначились противоречивые тенденции, столкновение к-рых отражало обострение классовых противоречий. Творчество Г. Заполъской было близко натурализму, как школе, н„сшей в определ„нных пределах критику бурж. общества. Большой силы типизации Заполь-ская достигла в пьесах "Мораль пани Дульской" (1906), "Их четверо" (1907), "Панна Маличевская" (1910). Противоречивость, характерная для писателей "Молодой Польши", нашла выражение и в творчестве драматургов. Присущее им стремление к отрицанию прозаизма капиталистич. мира противоречиво связано с влияниями символизма ("Заколдованный круг" Рыделя, 1900; "Эрос и Психея" Жулавского, 1904; "Князь Пот„мкин" Мициньского, 1907;

"Конец света" Каспровича, 1891, и др.). Наиболее крайнее выражение декадентско-модернист-ские устремления получили в драмах С. Пшибышев-ского ("Золотое руно" и "Гости", 1901; "Снег", 1903; "Вечная сказка", 1905, и др.). Драматургия С. Выспянского, одного из самых крупных польских драматургов рубежа 19-20 вв., противостояла воинствующему индивидуализму и эстетизму. В его пьесах, написанных стихами, своеобразно преломлялись принципы романтич. поэтики. Пьесы Выспянского явились образцом драмы "огромного театра", проникнутого пафосом нац.-освободит, борьбы, продолжающего традиции Мицкевича, Словацкого, Норвида ("Варшавянка", 1898; "Свадьба", 1901; "Освобождение", 1903; "Ноябрьская ночь" и "Акрополь", 1904). Социально-критич. элементы, связанные с осмеянием духовного убожества мира мещанства, определили значение пьес Я. Киселевского ("В сетях", 1899), Г. Ритнера ("В маленьком домике", 1904; "Глупый Якуб", 1909, и др.), В. Пежиньского (наиболее популярна его комедия - "Легкомысленная сестра", 1904). Крупнейшим представителем критич. реализма, начавшим свою писательскую деятельность в кон. 19 в. и завершившим е„ в Польше, обретшей в 1917 независимость, был С. Жеромский. Его социально-значит. драмы были проникнуты обличит, пафосом ("Роза", 1909; "Туронь", 1923; комедия "Улетела от меня переп„лочка", 1925). В период между двумя мировыми войнами видное место в П. д. заняло творчество Е. Шанявского - создателя своеобразных комедий, соединяющих тонкую психологич. разработку характеров с поэтичностью и иронич. гроте-сковостью, порой приобретающей сатирич. направленность ("Бумажный любовник", 1920; "Птица", 1923; "Моряк", 1925; "Адвокат и розы", 1929; "Мост", 1933; после образования Нар. Польши - комедия "Два театра", 1946, и др.).

Кризис буржуазного сознания отразился в своеобразных гротескно-фантастич. драмах С. Виткевича, субъективистски деформирующих действительность ("Сумасшедший и монахиня", "Соната Вельзевула" и др.). Религиозно-католич. настроениями были отмечены нек-рые пьесы К. Ростворовского (1877- 1938) ("Милосердие", "Антихрист"). Реакционным тенденциям противостояла зарождающаяся революционная пролетарская драматургия, первыми опытами к-рой явились пьесы В. Ванду рского "Смерть на груше" (1923) и "Игра об Ироде" (1926) и Б. Ясен-ского "Мирское дело" (1927).

В развитии традиций революционной пролетарской драмы, революционного романтизма и критич. реализма проходит становление передовой драматургии Нар. Польши. Один из выдающихся представителей совр. польской драматургии Л. Кручковский создал цикл пьес, отмеченных боевым публицистич. духом, силой философского обобщения, остротой и глубиной психологич. характеристик ("Возмездие", 1948; "Немцы", 1949; "Юлиус и Этель", 1954; "Первый день свободы", 1960; "Смерть губернатора", 1961).

Драматургия Нар. Польши охватывает широкий и разнообразный круг тем, она представлена драматургами разных поколений, разных творческих стилей. Темам борьбы за мир, разоблачения поджигателей войны посвящены пьесы А. Тарна - "Обыкновенное дело", Грущинъского - "Ключ от пропасти" и "Великий Бобби", Брошкевича - "Скандал в Хелльберге". Новое в жизни совр. Польши, формирование новых отношений, утверждение социалистич. морально-этич. норм нашли отражение уже в первые годы после освобождения (пьесы "Инженер Саба" Вирского, "Проба сил" и "Беспокойное дежурство" Лютов-ского). О строительстве Нар. Польши, о трудностях рассказывают пьесы Я. Ивашкевича "Восстановление Блэндомежа" (1951), Л. Пастернака "Первые шаги" и др. Большое место в П. д. заняла тема сопротивления фашистским оккупантам в годы второй мировой войны (пьесы Ивашкевича "Старый кирпичный завод", Т. Холуя "Дом под Освенцимом", А. Свирщиньской "Выстрелы на улице Длугой", Т. Брезы и С. Дыгата "Покушение" и др.).

Историч. сюжеты, осмысленные по-новому, послужили основой в пьесах Г. Аудерской "Речь Посполи-тая заплатит", Р. Брандштеттера "Король и актер" (о В. Богуславском), "Бонапарт и Сулковский", А. Малишевского "Путь в Чернолесье" (о Я. Коха-новском), "Баллады и романсы" (об А. Мицкевиче), К. Брандыса "Справедливые люди" (о событиях революции 1905). Многие драматурги обращаются к античным сюжетам, заново толкуя их ("античная трилогия" Морстина -"В защиту Ксантиппы", "Пенелопа" и "Клеопатра"). Получает развитие комедийный жанр ("Такие времена" и "Девятый праведник" Юрандота, "Комбинаторы" Сковроньского).

Значительным для развития П. д. было преодоление узких догматич. представлений о методе социалистич. иск-ва, в известной мере задерживавших е„ рост в конце 40-х -нач. 50-х гг. 20 в. Приход в драматургию представителей молодого поколения драматургов (Т. Ружевич, С. Мрожек, С. Гроховяк, Б. Дроздовский и др.) знаменовал не только расширение круга тем, но и обогащение художеств. выразительных средств.

Лит.: Морозов П. О., История рус. театра до половины XVIII столетия, СПБ, 1889; Резанов Вл., Школьные драмы польско-литовских иезуитских коллегий, Нежин, 1916; Ростоцкий Б., Новое в драматургии, "Театр", 1947, .ј 3; Классическая драматургия стран народной демократии, т. l. M., 1955 (раздел "Драматургия Польши", вступит, статья Б. Ростоцкого); Богатство драматургической классики-советскому зрителю. Сб., М., 1956, с. 28-33;

Chmiel owski Р., Nasza literatura dramatyczna, t. 1-2, Peterburg, 1898; SzyJkowski M., Dzieje komedji polskiej. W zarysie, Kr., 1921; его же. Dzieje nowozytnej trage-dji polskiej, Kr., 1923; Drama mieszczanska, Warsz., 1955;

Dramaty staropolskie. Antologia (opracowal J. Lewanski), t. 1-6, Warsz., 1959-64; Teatr Urszuli RadziwiHowej, Warsz., 1961. Б. Рос.

ПОЛЬСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР В НОВА-ХУТЕ (Teatr ludowy w Nowej Hucie; Нова-Хута - рабочий район г. Кракова). Осн. в конце 1955 К. Ску-шанкой, к-рая в 1955-63 была его директором и худ. рук. Совм. со своим мужем реж. E. Красовским и худ. Ю. Шайной осуществляла программу воспитания нового, рабочего зрителя, требовательного к идейной и художеств. ценности спектакля. В репертуаре т-ра- острые по форме, новаторские по средствам сценич. выразительности спектакли. В т-ре ставились спектакли, в к-рых отразились политич. и моральные проблемы современности: "Имена власти" Брошкевича (1958), "Похоронное шествие" Дроздовского (1962), "Якобов-ский и полковник" Верфеля (1957), "Сиротский гений" Домбровской (1959). Т-р обращался к новому прочтению классики: "Балладина" Словацкого (1956), "Мера за меру" Шекспира (1956), "Орестея" Эсхила (1960), "Дзяды" Мицкевича (1962, Гос. пр.). Популярность получили спектакли: "Мыши и люди" по Стейнбеку (1956), "Бурная жизнь Лазика Ройтшванца" по Эрен-бургу (1961). В 1957 т-р принял участие в фестивале в Венеции, посвящ„нном Гольдони ("Слуга двух господ"), в 1958 выступал в Париже в "Т-ре Наций" ("Турандот", "Якобовский и полковник"). С 1963-директор и худ. рук. Т-ра Шайна.

Лит.: TimoszewiczJ. iKralA., Teatr Ludowy Nowa Huta. 1955-1960, Krakow, 1962; "Театр", 1961, ј 9, с. 174-76; 1962, ј 3, с. 131-32; 1963, ј 7, с. 151; 1964, ј 2, с. 131-32; Гершкович А., По театрам Польши, в кн.: Театр наших друзей, М., 1963. Еж. Т.

ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР. На развитие польского театр. иск-ва оказало большое влияние принятие христианства в 966 (по латинскому обряду). Зрелищные традиции нар. игр и обрядов, связанных с дохристианским периодом, не смогли получить развития, хотя иногда встречались в несколько измен„нном виде в выступлениях бродячих актеров - нар. потешников, т. н. франтов (первые упоминания в 13 в.). В 16 в. эти бродячие актеры создали сво„ профессиональное объединение, к 1547 относится статут цеха франтов ("Законы франтов"). Однако осн. формой театр. зрелищ в ср.-век. Польше были: литургич. драма и позднее мистерия. О раннем распространении литургич. драмы свидетельствует осуждение папой Иннокентием III участия лиц духовного звания в представлениях, устраиваемых в кост„лах. К 14 в. относятся данные, подтверждающие распространение этого вида зрелищ (напр., описывая Краков, Длугош рассказывает о "theatrales ludi" - "театр. зрелищах"). Мистерии устраивались на сцене, раздел„нной на три осн. части, изображавшие землю, небо и ад. Участниками спектаклей, кроме членов церковных общин, были кост„льные певцы, органисты, ученики школ, студенты. Имеются сведения о существовании объединений студентов, разыгрывавших в 16 в. мистерии в городах Кракове, Хелме, Ченстохове. Представления литургич. и мистериальной драмы в Польше дают особенно наглядные примеры проникновения в ткань религиозного сюжета мотивов сатирич., подлинно народных. Их носителями были странствующие потешники-франты, к-рые обычно исполняли комедийные роли чертей и слуг. Сатирич. и бытовые мотивы с особой яркостью проявлялись в интермедиях, перемежавших и порой пародировавших осн. действие.

В 16 в. получили широкое распространение представления кукольного т-ра, т. н. шопки (szopka - сарай, место рождения Христа по евангельской притче). Шопка близка укр. вертепу, белорус. батлейке, рус. т-ру Петрушки. В основе представлений шопки было рождественское действо, обычно щедро обогащ„нное интермедиями, вполне светскими по духу, близкими нар. святочным играм.

С кон. 16 в., в пору католич. реакции, иезуиты и др. монашеские ордена создавали школьные т-ры, получившие позднее широкое распространение. В эти религиозно-схоластич., назидательно-аллегорич. спектакли проникали, вопреки сопротивлению иезуитов, светские реалистич. мотивы (в интермедиях, разыгрывавшихся по-польски, в отличие от лат. текста осн. пьесы). Представления школьных т-ров давались в стенах коллегий перед аудиторией учеников и преподавателей. Иногда спектакли выносились и за пределы коллегий. Во 2-й пол. 18 в. просветительскую реформу школьного т-ра осуществил С. Конарский (1700-73) - автор написанной в духе классицизма трагедии "Эпаминонд" (пост. в Варшаве в Коллегии знатных, 1756). Он же был первым переводчиком пьес Корнеля, Расина, Мольера, Вольтера.

В эпоху Возрождения возникла ещ„ одна ветвь развития т-ра в Польше - придворный театр. имевшая важное значение в установлении связи польск. драматич. иск-ва с передовой театр. культурой др. стран. Одним из ранних примеров зарождения этого вида т-ра явилось представление трагедии Я. Коха-новского "Отправление греческих послов", исполненной 12 янв. 1578 любителями из знатнейших шляхетских родов в присутствии короля Стефана Батория в Уяздове (под Варшавой).

С развитием придворного т-ра связано возникновение первых специально оборудованных зданий. Особого расцвета придворный т-р достиг при Владиславе IV, при к-ром существовала итал. оперно-балетная труппа и труппа комедии дель арте (1634-48). Владислав IV основал первое постоянное театр. помещение в королевском замке в Варшаве (1637). Сцена была оборудована по последнему слову театр. техники тех лет и снабжена усовершенствованной ма-шинерией по проекту арх. А. Лоччи. В 1616 при дворе выступала труппа англ. комедиантов Д. Грина, в репертуаре к-рой были пьесы Шекспира, Марло, Хей-вуда. Крупным событием в жизни т-ра явилось представление на придворной сцене (впервые вне Франции) "Сида" Корнеля (1661) в пер. А. Морштына. При дворе постоянно выступали нем., франц., итал. труппы. В 1748 был открыт театр. зал в Варшаве в перестроенном здании т. н. "Опернхауза". От времени Станислава Августа Понятовского - последнего польского короля, к-рый был просвещ„нным меценатом и большим любителем т-ра, остались два значит, памятника театр. архитектуры (в парке Ла-зенки, Варшава) - открытый амфитеатр (т-р "На острове", 1790) и т-р "В апельсинной оранжерее" (1788).

Во 2-й пол. 18 в. в подражание королевскому двору польск. аристократы строят и организуют у себя в поместьях собственные т-ры, деятельность к-рых имела важное значение в формировании польск. нац. т-ра. Мн. пьесы и переводы, пополнившие репертуар П. т., создавались именно для магнатских т-ров (напр., первые польск. переводы пьес Мольера делались для т-ра Радзивиллов в Несвиже, ведущие актеры варшавской сцены Б. Сераковская и Я. Гемпиньский первоначально выступали в т-ре кн. А. Сулковского в Рыдзыде).

19 нояб. 1765 был открыт "Т-р Народовы" в Варшаве - первый постоянный публичный т-р Польши. На его сцене ставились произв. передовых польск. драматургов, связанных с идеями Просвещения (Ф. Богомольца, Ф. Заблоцкого и др.), и пьесы иностранных авторов. Нац. польск. театр. иск-во вело постоянную борьбу с засильем иностр. трупп. В конце 18 в. движение за становление нац. т-ра возглавил В. Богуславский. Он выступает организатором и руководителем новых т-ров, режиссером, актером, теоретиком сценич. иск-ва и педагогом, драматургом и переводчиком. Будучи выразителем идей нац.-освободит. движения, к-рое получило сво„ выражение в восстании Т. Костюшко (1794), Богуславский и в последующие годы, в условиях, сложившихся после третьего раздела Польши (1795), был в своей деятельности живым воплощением передовых идеалов нац. освобождения, На протяжении многих лет он руководил "Т-ром Народовы" (1783-84, 1790-94, 1799-1814). Особенно значит, его пост. на сцене "Т-ра Народовы": политич. комедия Ю. У. Немцевича "Возвращение депутата" (1791), написанная им самим опера-водевиль "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (1794, там же). В 1811 по инициативе Богуславского в Варшаве открылась первая драматич. школа, для к-рой он написал руководство "Драматургия, или Наука сценич. иск-ва" (1812). Среди первых польских актеров, объединившихся в "Т-ре Народовы", были - К. Б. Свежавский, выдающийся комик, непревзойд„нный исполнитель т. н. "кунту-шовых" ролей, т. е. ролей в пьесах, показывавших польский быт (был удостоен поч„тного звания "Первого актера Польши"), Я. Гемпиньский (один из лучших исполнителей комедийных ролей в пьесах Ф. Заблоцкого, Мольера, Бомарше), А. Ф. Жулковский, Б. Сераковская (с успехом выступавшая в комедиях), К. Овсинъский (в репертуаре к-рого был Гамлет), М. Шимановский, М. Ясинъская (выступавшая одно-врем. и в опере). Выдающейся трагич. актрисой проявила себя Ю. Ледуховская.

Период развития П. т., последовавший после "эпохи Богуславского", характеризуется разрывом между театр. практикой и лит. драмой, достигающей в эту пору вершин в произв. революционных романтиков А. Мицкевича и Ю. Словацкого. Но их драматич. произв. в пору создания оставались за пределами театр. репертуара. Условия, сложившиеся после раздела Польши (1815) и особенно после подавления восстания 1830-31, способствовали разрыву между высокими образцами нац. драмы и текущим репертуаром т-ров. Закрепить завоевания передового польск. т-ра помогают комедии А. Фредро, критически, с живым юмором живописующие картины совр. нравов, и проникнутые демократии, устремлениями пьесы Ю. Кожен„вского. Введение этих произв. в репертуар т-ров, наряду с лучшими творениями мировой клас-сич. драмы, способствует развитию актерского иск-ва, оттесняя заполоняющую П. т. франц. комедию положений (Скриб), сентиментальные пьесы (А. Дюма-сына) и др.

По инициативе части труппы "Т-ра Народовы" в Варшаве был открыт, как его филиал, "Т-р Розмаитости" (1829). В 1836 труппа "Т.-ра Народ овы" влилась в "Т-р Розмаитости", ставший наследником его лучших традиций. Руководителем "Т-ра Розмаитости" был Б. Кудлич. Последователь Богуславского, сменивший его в руководстве т-ром и воспитавший плеяду польск. актеров, среди к-рых Б. Дависон, А. Жулков-ский, Л. Панчиковский (создатель эпизодич. ролей, острая и запоминающаяся детализация к-рых во мн. случаях определила стойкую сценич. традицию их исполнения), Л. Гальперт.Ю. Рыхтер, Я. Круликовский.

С конца 60-х гг. 19 в. ведущим польским т-ром становится Краковский т-р, к-рым рук. С. Козьмян. В этом т-ре сформировалась т. н. краковская школа- школа передового реалистич. сценич. мастерства, направленного против внешней декламационности, преувеличенной патетичности, основанного на проникновении в психологию персонажа, на сдержанности внешних" средств выражения. В репертуар Краковского т-ра входили многочисл. произв. польск. и иностр. классики (Мицкевич, Словацкий, Фредро, Шекспир, Мольер, Шиллер, Гоголь), пьесы совр. польск. авторов (М. Балуцкий, Ю. Близиньский, Ю. Нажимский). Под рук. Козьмяна в Краковском театре были заложены основы совр. иск-ва режиссуры. Носителями и пропагандистами принципов краковской школы были актеры: В. Рауацкий, А. Гофман, Ф. Венда, позднее -Б. Ладновский, Р. Желязовский, Л. СолЬ-ский. В своих истоках с краковской школой связано творчество крупнейшей польской актрисы X. Моджеевской. В области режиссуры эти традиции были развиты Т. Павликовским, Ю. Котарбиньским. Традиции сценич. реализма, упроченные краковской школой, нашли сво„ продолжение в деятельности мн. виднейших актеров - К. Каминьского, М. Френкеля, М. Пшибылко- Потоцкой, В. Семашко, А. Зельверовича, К. Адвентовича, Ю. Венгжина и др.

С 60-х гг. 19 в. в театр. жизни Варшавы значит. место начинают занимать т-ры в парках, действующие только летом: "Альгамбра", "Тиволи", "Водевиль" и др. Несмотря на коммерч. характер, "л„гкий" развлекательный репертуар, их деятельность имела и нек-рое положит. значение; здесь выступали крупнейшие актеры, нередко ставились лучшие новые пьесы (напр., пьесы Г. Запольской).

На рубеже века в театр. иск-ве начинают вс„ более явственно сказываться бурж. влияния. Появляются спектакли, проникнутые модернистско-декадент-скими настроениями (пост. пьес С. Пшибышевского и др.). Космополитич. эстетизму Пшибышевского противостоял в своей программе театр. реформ и в своей драматургии выдающийся поэт-драматург и художник С. Выспянский. Его драмы не свободны от противоречий, связанных с проникновением в его творчество символистских мотивов, но по своим осн. устремлениям они явились продолжением принципов театр. эстетики польск. революц. романтиков, прежде всего Мицкевича. Попыткой противостоять духу бурж. коммерч. т-ра явилась организация "Т-ра Польски" в Варшаве в 1913 по инициативе театр. деятеля А. Шифмана. "Т-р Польски" объединил крупные актерские и режиссерские силы (Венгжин, Зельверович, Пшибылко-Потоцкая, М. Цвиклиньская, А. Венгерко, Л. Шиллер, Ю. Остэрва и др.), утверждал высокое качество репертуара, принцип подчинения всех компонентов действия единому замыслу, новаторство режиссерских и декорационных решений. Важное значение в развитии П. т. с начала 20 в. приобрели контакты с передовой рус. театр. культурой, прежде всего с Моск. Художеств. т-ром. В годы 1-й мировой войны 1914-18 мн. крупные польск. актеры и режиссеры - С. Высоцкая, Остэрва, С. Ярач, Зельверович, В. Брыдзиньский и др. работали в России, поддерживая тесные связи с Моск. Художеств. т-ром, непосредственно с К. С. Станиславским. По возвращении в Польшу они утверждали в своей сценич. практике принципы передового реалистич. иск-ва. Остэрва, руководя созданным им т-ром "Редута", строил его работу, во многом опираясь на принципы К. С. Станиславского, своеобразно преломляя их.

Особенно важное значение в борьбе за передовой социально-насыщенный, новаторский т-р имела деятельность виднейшего режиссера Шиллера, начавшего свою деятельность в 1917 на сцене "Т-ра Польски". В сво„м творчестве Шиллер исходил из идей Выспянского, стремясь к созданию спектаклей, проникнутых высоким гражданственным пафосом. В 1924-26 Шиллер возглавил (совместно с В. Хожи-цей и Зельверовичем) Т-р им. В. Богуславского (Варшава), где ставил социально острые произв.-"Князь Пот„мкин" Мициньского, "Роза" Жеромского и др. Глубоким демократизмом была отмечена деятельность С. Ярача, как актера и руководителя т-ра Атенеумь им. С. Ярача, открывшегося в Варшаве при Доме профсоюза железнодорожников (1929). На этой сцене шли произв., вызывавшие широкий общественный отклик ("Туронь" Жеромского, "Человек с портфелем" Файко и др.). Несмотря на все трудности, в пору межвоенного двадцатилетия предпринимались и опыты создания рабочего т-ра ("Рабочая сцена" в Лодзи, где по инициативе В. Вандурского ставился пролог к "Мистерии-Буфф" Маяковского, 1925, т-р под тем же назв. в городе Челядзь и др.). Устремления передовых деятелей П. т. в предвоенные годы наталкивались на сопротивление, а зачастую и на репрессии "санацион-ных" властей и смогли получить сво„ разв„рнутое выражение лишь в Нар. Польше.

В годы гитлеровской оккупации в условиях конспирации действовал "Театр. совет" ("Рада театральна"), разрабатывавший программу возрождения П. т. после освобождения, проводились театр. выступления (в Кракове с 1941, действовал "Т-р Рапсодычны"), велась подготовка актеров в драматич. школе. В 1943 на территории СССР был организован польск. фронтовой т-р (под рук. В. Красноеецкого), к-рый в августе 1944 показал первый спектакль в освобожд„нной Польше в Люблине.

После освобождения от фашистской оккупации (1944) начался процесс строительства нового нар. иск-ва. Т-ры открывались не только там, где они существовали до войны, но и на возвращ„нных Польше зап. землях (во Вроцлаве, Щецине, Катовице, Гданьске, Олыптыне, Еленя-Гуре, Ополе, Эльблонге и др.). К 1949 завершилась национализация т-ров. Уже в первые годы после освобождения, в репертуар начали входить новые пьесы совр. польск. авторов, но особенно важное значение в эту пору имела классич. драматургия. Значительной вехой в развитии польск. сценич. иск-ва стал фестиваль пьес Шекспира, провед„нный в 1947. Лучшими спектаклями фестиваля были: "Буря" (Т-р Войска Польского, Лодзь, реж. Л. Шиллер, худ. В. Дашевский), "Ромео и Джульетта" (Т-р Земли Поморской, Торунь, реж. В. Хожица), "Как вам это понравится" ("Т-р Выбжеже", Гдыня, реж. И. Галль). В 1949 был провед„н фестиваль рус. классич. и сов. пьес, имевший большое значение в утверждении принципов социалистич. эстетики в сце-нич. иск-ве Польши. Лучшие спектакли: "Три сестры" (Краковский т-р им. Ю. Словацкого, реж. Б. Дом-бровский, худ. А. Стопка), "Любовь Яровая" (там же), "На дне" ("Т-р Польски", Варшава, реж. Шиллер, худ. О. Аксер), "Егор Булычев и другие" ("Т-р Народовы", Варшава, реж. Красновецкий, худ. В. Дашевский), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина ("Т-р Розмаитости", Варшава, реж. Б. Коженевскии) и др. В 1951 был организован фестиваль совр. польск. пьес: "Обыкновенное дело" Тарна ("Т-р Вспулчесны", Варшава, реж. Э. Аксер), "Проба сил" Лютовского ("Т-р Польски", реж. А. Бардини), "Восстановление Блэндомежа" Ивашкевича ("Т-р Стары", Краков). В нек-рых пьесах и их пост. сказывался схематизм, порой ощущалась сглаженность развития конфликта, что в значит, мере было связано с проявлениями тех вульгаризаторских тенденций, к-рые суживали понимание метода социалистич. иск-ва (особенно в кон. 40-х - нач. 50-х гг.). Этим тенденциям противостояли лучшие произв. драматургии и наиболее совершенные опыты е„ сценич. воплощения. Важнейшее значение имела драматургия Л. Кручковского, в особенности его пьесы "Немцы" (1949, "Т-р Стары", Краков, реж. Б. Домбров-ский, худ. Я. Косиньский) и "Юлиус и Этель" (1954, "Т-р Польски", реж. А. Бардини, худ. О. Аксер). Стремление к преодолению суженного, догматич. понимания возможностей социалистич. иск-ва отч„тливо проявилось в создании спектаклей: "Дзяды" ]\ицкевича ("Т-р Польски", реж. А. Бардини), "Человек с ружь„м" ("Т-р Народовы", реж. Коженевскии, худ. В. Дашевский, в роли В. И. Ленина - И. Ма-ховский и Я. Вощерович, Шадрин - Я. Курнакович), "Оптимистическая трагедия" ("Т-р Драматычны", Варшава, реж. Л. Замков), "Баня" ("Т-р Новы", Лодзь, реж. К. Деймек, худ. Я. Косиньский), "Кавказский меловой круг" Брехта (первая пост. Брехта в Нар. Польше, Краковский т-р им. Ю. Словацкого, реж. И. Бабель, худ. А. Стопка). В репертуар вошли новые пьесы: "Год 1944" Кусьмерека (Т-р Войска Польского, Варшава), "Крот" Лютовского ("Т-р Народовы"), "Справедливые люди" Брандыса (Т-р им. С. Ярача, Лодзь) и др., и хотя нек-рые т-ры ставили пьесы С. Беккета, Э. Ионеско и др. авторов т. н. "т-ра абсурда", эти спектакли не нашли поддержки у широкого зрителя.

В П. т. последних лет в репертуар широко входит польская романтич. драма, пьесы Мицкевича ("Дзяды", 1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута, реж. К.Ску-шанка и Е. Красовский, худ. Ю. Шайна), Словацкого ("Кордиан", 1957, "Т-р Народовы", реж. Э. Аксер совм. с Я. Кречмаром, худ. В. Дашевский), Выспянского ("Свадьба", Краковский т-р им. Ю. Словацкого, реж. А. Вайда; "Т-р Повшехны", Варшава, реж. А. Ханушкевич, оба - в 1963) и др. Значительным событием стало появление на сцене пьес Кручковского "Первый день свободы" (1959, "Т-р Вспулчесны", Варшава, реж. Аксер). Разнообразные искания в области воплощения совр. польск. драматургии отч„тливо видны в пост. пьес: "Похоронное шествие" Дроз-довского (1962, "Т-р Людовы", Нова-Хута; "Ате-неум", Варшава, 1963), "Стефан" Ярецкого и Раков-ского (1964, т-р в Олыптыне), "Партита для деревявГ-ного инструмента" Гроховяка (1964, Т-р им. Остэр-вы, Люблин). Опыты совр. прочтения старопольской драмы с успехом осуществлены в таких спектаклях, как "Жизнь Иосифа" Рея (1958), "История о славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка

(1961), пост. Деймеком в "Т-ре Новы" в Лодзи (затем на сцене "Т-ра Народовы"). Эпич. спектаклем большого революц. пафоса стало инсценированное тем же режиссером "Слово о Якубе Шеле" Ясенского (1962, "Т-р Народовы"). Публицистич. остротой отмечено сценич. воплощение "Карьеры Артуро У и" Брехта ("Т-р Вспулчесны", 1962, реж. Аксер). Сов. и рус. классич. драматургии посвящается ежегодно (с 1962) проводимый фестиваль в Катовице. В числе новых пост. сов. пьес - "Баня" (1963, Катовицкий т-р, реж. Е. Яроцкий; 1964, т-р "Клясычны", Варшава, реж. Коженевскии). Своеобразное явление театр. жизни Польши - студенч. т-ры, многие из к-рых заняли видное место среди польских т-ров (напр., Студенческий т-р сатириков в Варшаве). Учебно-экспериментальную работу вед„т театр-студия "Тринадцати рядов" в г. Вроцлаве (рук. Е. Гротовский). Помимо Варшавы, театр. жизнь страны сосредоточена в городах Кракове, Катовице, Познани, Гданьске, Лодзи, Быдгоще, Торуни, Калише, Белостоке и др.

В Польше созданы специальные т-ры для детей и юношества, в т. ч. кукольные. Большое значение имеет деятельность "Об-ва польских артистов т-ра и кино" в Варшаве, имеющего представительства в ряде городов, отдела т-ра Гос. ин-та иск-ва Польской академии наук, выпускающего журн. "Театр. записки" ("Паметник театральны"). В Варшаве, Кракове и Лодзи работают средние и высшие театр. учебные заведения.

Музыкальный театр. Истоки польск. муз. т-ра восходят к нар. жанру 16-17 вв. - рыбалтов-ской комедии (см. Рыбалты). Эти спектакли были насыщены музыкой, танцем, песнями (куплеты, муз. диалоги - дуэты). Первое оперное представление состоялось в Польше (в Варшаве) в 1621 - выступление итал. оперной труппы при дворе Станислава Любомирского. При королевском дворе оперные спектакли давались с 1628 ("Галатея" неизв. автора), ставились оперы П. Элерта ("Подлинная слава", 1633), М. Скакки, к-рый был также дириж„ром ("Святая Цецилия", 1637; "Похищение Елены", 1638,"Свадьба Амура и Психеи", 1646). Среди исполнителей - певцы К. Ферстер, Дж. Б. Якобелли, В. Скалпта, певица М. Каттанео. В 1765 в Варшаве был открыт первый нац. оперный т-р, в к-ром выступали польск. артисты. Развитию польск. муз. т-ра способствовали т-ры магнатов - Огиньского в Слониме, Чарторый-ских в Пулавах и Сенявах, Сапегов в Ружане и Дере-чине (позднее труппы этих т-ров вошли в состав Варшавской. и Виленской опер). Создателем польского проф. муз. т-ра был В. Богуславский', ему принадлежит либр. первой польск. оперы "Осчастливленная нищета" (муз. М. Каменского), спектакль был пост. с участием актеров драм. труппы в 1778 в Варшаве. На сюжеты из жизни Польши написаны комич. оперы Я. Д. Холлянда ("Чужое добро никому не впрок", 1780, "Агатка", 1784), придворного флейтиста и композитора А. Вейнерта ("Доннерветтер, или Капрал на вербовке", 1787, "Алхимик, или Мнимый дьявол", 1808), капельмейстера королевской оперы Гаэтано ("Ч„ртова суматоха, или Двойное превращение", 1787, "Не всегда спит тот, кто храпит", 1790). Оперное иск-во развивалось также и во Львове, где с 1776 существовал польск. т-р. Приезд труппы Богуславского (1794) активизировал муз. театр. жизнь города, но после отъезда Богуславского (1799) польск. спектакли были запрещены. Первой польск. оперой, пост. во Львове, была "Днестровская сирена" К. Липинь-ского (1813). В 1824 во Львове состоялась премьера комедии А. Фредро "Новый Дон Кихот, или Сто безумств" с муз. К. Курпиньского. В Кракове до 1805 спектакли шли в постоянно действующем (с 1800) т-ре только на нем. языке. В 1809 здесь гастролировала труппа Богуславского. Дириж„ры Краковского т-ра пост. здесь свои оперы: Ю. Выг-живальский - "Свадьбу в Поцешце", "Ярмарку в Кшешовицах", Б. Богуньский-"Казимежа Великого", "Лесничего в Козеницкой пуще". В Вильно работали композиторы Ю. Дещиньский (1781-1844), А. Листовский (1802-60), комич. опера к-рого "Попугаи нашей бабушки" (1827) шла в Кракове, Познани, Варшаве. Нац. своеобразием отличались муз.-спенич. произв. Я. Стефани, к-рого Богуславский привл„к к работе в сво„м т-ре ("Мнимое чудо, или Краковцы и горцы", 1794; "Полька", 1807; "Ротмистр Годецкий, или Освобождение", 1807). В операх Ю. Элъснера, учителя Шопена ("Удивительные братья", 1794, и др.), также связавшего сво„ творчество с Т-ром Богуславского, разрабатываются жанры польск. нар. музыки - думы, краковяк, полонез, мазурка, намечаются самобытные пути развития польск. оперы. Как дириж„р Эльснер популяризировал также творчество Моцарта и итал. композиторов Т. Траэтты, Дж. Паизиелло, Д. Чимарозы, Л. Керубини. Творч. опыт Ю. Эльснера воспринял К. Курпиньский ("Суеверие, или Новые горцы икраков-цы", 1816). Курпиньский открыл первую польск. школу пения (1835), учениками к-рой были Ю. Добрский, Л. и П. Риволи, Л. Рывацкая, А. Стольпе. Но развитие жанра комич. оперы не могло решить проблемы создания нац. муз. т-ра. В 1790 неизв. автором написана героико-патриотич. опера "Оборона Трембовли, или Мужество Хшановской". На историч. сюжеты написали оперы К. Курпиньский ("Ядвига", 1814;

"Король Локетек", 1820; "Ягелло в Тенчине", 1820, и др.), В. Лессель ("Мать-спартанка", 1787; "Пяст", 1800). Опыт композиторов 18-19 вв. был обобщ„н создателем классич. польск. оперы С. Монюшко. Оперы Монюшко - "Галька" (1848), "Графиня" (1860), "Страшный двор" (1865) - образец творч. претворения польск. нар. музыки. Традиции Монюшко продолжили Л. Гросман ("Дух воеводы", 1873), А. Мюнххеймер ("Оттон Лучник", 1864), И. Добжинъский ("Монбар", 1863), В. Желенский ("Конрад Валленрод", 1885; "Гоплана", 1896), С. Дунецкий ("Пажи королевы Марысеньки", 1864). В конце 19 - нач. 20 вв. большой вклад в развитие нац. оперы внесли композиторы "Молодой Польши", противостоявшие консерватизму тогдашней муз. жизни: 3. Носковский ("Ливия Квинтилла", 1898), И. Падеревский ("Манру", 1901). Романтич. по характеру было творчество Л. Ружицкого ("Болеслав Смелый", 1909; "Медуза", 1912). Выдающиеся образцы польск. оперы создал К. Ш имановский ("Хагит", 1921;

"Король Рогер", 1926). В 20 веке польск. композиторы реже обращаются к жанру оперы. Для муз. т-ра пишут Т. Шелиговский ("Бунт жаков", 1951; "Крака-тук", 1955) и В. Рудзиньский ("Янко-музыкант", "К омвндант П арижа").

Несмотря на давние традиции комич. оперы, оперетта в Польше стала развиваться только после 2-й мировой войны. В этом жанре работают композиторы Э. Олеарчик ("Мелодии молодости"), Б. Ломани ("Эстреллита"), Е. Гачек ("Бал с Фанфаном"). В 1964 в Польше было 9 оперных т-ров.

Лит.: Б э л з а И., История польской музыкальной культуры, т. 1-2, M., 1954-1957; T rock i L. von , Die Entwickelung der Oper in Polen, Lpz., 1867; O p i e n s-k i H. H., Znaczenie opery dla rozwoju polskiej muzycznej kultury, "Przeglad Muzyczny", JsTa 8, 9, Warsz., 1912;

BernackiL., Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t. 1-2, Lw., 1925; Michalowski K., Opery polskie, Kr., 1954; Strumillo T., Szkice z polskiego zycia muzycznego XIX w.. Kr., 1954; S z w a n k o-wski E., Teatr W. Boguslawskiego w latach 1799-1814, Wr., 1954; Kultura muzyczna Polski Ludowej, Kr., 1957.

Балет. Первые балетные спектакли в Польше устраивались в 17 в. ("Королевский балет", 1654). В 18 в. при дворах магнатов существовали частные балетные труппы, руководимые франц. балетмейстерами. В результате объединения неск. таких трупп в 1780 возникла польск. балетная труппа "Т-во танцовщиков его королевского величества" при дворе короля Станислава Августа Понятовского. Труппа эта выступала до 1794 (рук. Ф. Ле Ду и Д. Кури). С 1801 в Варшаве существовала балетная школа Ле Ду, в 1818 она была реорганизована в школу при "Т-ре Народовы". Среди артистов балета были:

М. Малиньская, Ю. Межиньская, Т. Полихновская, М. Рыминьский, Е. Валиньский, Ф. Шлянцовский. В 1818-49 балетмейстером "Т-ра Народовы" был француз М. Пион, к-рый вновь реорганизовал школу по образцу школы Парижской Оперы. В 1832 Пион пост. балеты польск. композиторов: "Две статуй" Эльснера, 1818; "Марс и Флора" и "Три грации" Курпиньского, 1820, 1822. Первый польск. балет, осн. на народных танцах,- "Свадьба в Ойцове" Курпиньского (1823), в к-ром выступали танцовщик Ш. Тьерри и Ю. Межиньский. В 1833 в Варшаве открыт Большой т-р, в к-ром была создана балетная труппа. На сцене этого т-ра, благодаря выступлениям М. Тальони и К. Гризи, а также сотрудничеству Ф. Тальони (1843-52, с перерывами) утвердился романтич. репертуар. Ф. Тальони воспитал первого польского балетм. Р. Турчиновича, поставившего балеты "Жизель" (1848), "Эсмеральда" (1851) и др. Среди выдающихся артистов балета 19 в.: К. Турчинови-чова, М. Фрейтаг, А. Страусувна, К. Страусувна, К. Стефаньская, X. Холевицкая, М. Грековский, Ф. Кшесиньский, Л. и А. Тарновские, Я. Поп ель, А. Гиллерт. В балетных труппах работали иностр. балетмейстеры: К. Блазис, В. Каллори, П. Борри, Р. Грасси, к-рые способствовали обновлению репертуара, совершенствованию техники танцовщиков. Среди нац. балетов - "На постое" Монюшки (1868) и "Пан Твардовский" Зонненфельда (1874). В 1875-1919 польский балетный театр переживал некоторый упадок, к-рый был результатом отсутствия постоянного руководства, а также эмиграции мн. танцовщиков в зарубежные страны (в труппу А. П. Павловой, "Русский балет Сергея Дягилева" и др.). В Варшаве постоянно работала балетная школа под рук. Ю. Вальчака, среди выпускников которой были X. Шмольцувна, С. Идзиковский, Л. Вуй-циковский.

После 1-й мировой войны балетную труппу Большого т-ра возглавлял балетм. П. Зайлих, ставивший польск. балеты ("Пан Твардовский" Ружицкого, 1921, и др.). В 1938 балетм. М. Статкевичем была осуществлена первая пост. балета К. Шимановского "Хар-наси" (1938, Познань). В 1937-39 существовала труппа "Польский балет" под рук. Б. Нижинской и Л. Вуйциковского, к-рая ставила балеты только польск. авторов.

Во время 2-й мировой войны польск. балет прекратил свои выступления. Функционировала лишь Гор. балетная школа в Варшаве, ограниченная в своих возможностях, а также частные студии.

После образования Польск. Нар. Республики (1944) началось возрождение балета. В 60-е гг. существуют балетные труппы при шести оперных, двух муз. т-рах и оперетте городов: Кракова и Быд-гоща; Большой т-р в Варшаве (балетм. 3. Кашубский, солисты -М. Кшишковская, Л. Ковч, Б. Влодарчик, Б. Коц„лковская и др.); Гос. опера им. Монюшки в Познани (балетм. К. Джевецкий, солисты - Б. Карч-маревич, С. Покшивиньская, Ю. Маевская, X. Кшеш-ковская и др.); Балтийская гос. опера в Гданьске (балетм. Я. Яжинувна-Собчак, солисты-А. Бонюшко, И. Гурская, Т. Злямаль и др.); Шл„нская гос. опера в Бытоме (балетм. Э. Корицкий, солисты- И. Ваков-ская, Д. Вонсович и др.); Гос. опера во Вроцлаве (балетм. М. Мруз, солисты - Р. Сыльдорф, Б. Гось-линьская, К. Домбровская и др.); Гос. опера в Лодзи (балетм. Ф. Парнель, солисты-М. Лапиньская, Я. Не-собская, И. Скультеты и др.). Эти т-ры ставят балеты классич. репертуара (Чайковского, Адана, Делиба и др.), а также польские балеты ("Свантевит" Перков-ского, 1948, Познань; "Золотая утка" Маклякевича, 1951, Бытом; "Из мужиков в короли" Бацевич, 1954, Познань; "Мазепа" Шелиговского, 1958, Варшава;

"Янтарная панна" Свежиньского, 1961, Познань;

"Зачарованная корчма" Шаловского, 1962, Варшава, и др.), балеты сов. композиторов (С. С. Прокофьева, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиераидр.), совр. композиторов др. стран.

В 1950 частные балетные школы были реорганизованы в гос. хореографич. лицеи; в 1952 они были преобразованы в гос. средние балетные школы (девятилетние). В 60-х гг. подобные школы имелись в Варшаве, Познани, Гданьске и Бытоме.

Лит.: Победоносцев С., Польский театр. Исторический взгляд на театр в Польше со времени его возникновения, "Пантеон русского и всех европ. театров", 1843, ј4;ИгнатовС., Вклад славян в театральную культуру Европы, "Театр", 1947, JS6 6; e г о ж e. Польский театр. в кн.:

История западноевропейского театра, т. 2, М.у 1957, т. 4, М., 1964; Театр за рубежом. Сб., М.-Л., 1958; Ростоцкий Б. И., В борьбе за новый народный театр. "Театр", 1950, .ј 4; e г о же. Влияние советского театра на польскую сцену, "Театр", 1957, "Ne 9; e r о же. Раздел "Театр и кино", в кн.: История Польши, т. 3, М., 1958, гл. 28; e г о же, Размышляя о польских спектаклях, "Театр", 1959, .Ne 2; его же, Станиславский и польский театр. "Театр", 1962, ј 12; Ф p о л о в В., Свет и тени польского театра, "Театр", 1961, .ј 9; С о л ь с к и и Л., Воспоминания, М., 1961;

WoJcickiK.W., Teatr starozytny w Polsce, t. l-2, Warsz., 1841; Windakiewicz S t., Teatr ludowy w dawnej Polsce, Kr., 1902; Bo y-2 e l e ns k i Т., Flirt z Melpomena, t. l-11, Warsz., 1920-33; Bernacki L., Teatr, dramat i muzyka za Stanislawa Augusta..., t. l-2,Lw., 1925; O p l i c z MPolski teatr wspolczesny, Warsz., 1935; Strzelecki C z., Historia teatru w Polsce, Bydgoszcz, 1947; Estreicher K., Teatra w Polsce, t. 1-3, Kr., 1872-79, 2 wyd., Warsz., 1953; Lorentowicz J., Zarys dziejow teatru w Polsce, Warsz., 1953; K o t t J., Jak wam sie podoba, Warsz., 1955;

Raszewski Z., Z tradycji teatralnych Pomorza Wielkopolski i Slaska, Wr., 1955; NatansohW., Szkice teatralne, Kr., 1955; PomianowskiJ.,Z widowni, Warsz., 1955; его же. Wiecej kurazu!, WarsZc, 1956; его же. Sezon w czyscu, Warsz., 1960; его же. Antrakt, Warsz., 1963;

Czato E., Dwie strony rampy, Warsz., 1956; его же, O Prometeuezu i ciuchach, Warsz., 1959; Grzymala-Siedlecki A., Swiat aktorski moich czasow, [Warsz.], 1957; K o z m i a n S..Teatr, t. 1-2, Kr., 1959; P u z y n a K., To, co teatralne, Warsz., 1960; Scrhiller L.,Teatr ogromny, Warsz., 1961; Jaracz S t., O teatrze i aktorze, Warsz., 1962; GrodzickiA.,SzydlowskiR., Teatr w Polsce wspolczesnej, Warsz., 1963; S z y f m a n A., Labirynt teatru, Warsz., 1964; Almanach sceny polskiej, 1959/60, Warsz., 1961; 1960/61, Warsz., 1962; 1961/62, Warsz., 1963; 1962/63, Warsz., 1964. Б. Рос. (драма), Л. Коз. (муз. т-р), Ир. Т. (балет).

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница