Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 344)


ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ВСПУЛЧССНЫ" (Teatr Wspolczesny - Современный театр) - драм. т-р в Варшаве. Организован в 1945 в Лодзи первоначально под назв. т-р "К аморальны" ("Камерный т-р", рук. М. Мелина, с 1946 - М. Мелина и Э. Аксер). В 1949 т-р переехал в Варшаву и с этого года получил назв. "Т-р Вспулчесны". В 1954-57 был объедин„н с "Т-ром Народовы". С 1957 работает самостоятельно (рук. Э. Аксер). В репертуаре- совр. драматургия. Т-р следует традициям реалистич. театр. школы. В 1945-49 здесь ставились преим. произв. совр. переводной драматургии ("Встреча" Ануя, "Сеанс" Коуарда, "Гомер и орхидея" Гайцы, "Амфитрион 38" Жироду, и др.), реалистич. драмы ("Их четверо" Запольской, "Герой и война" Шоу). С 1949 в репертуаре появилась совр. польская драма:

"Немцы" (1949), "Первый день свободы" (1960) Круч-ковского, "Обыкновенное дело" Тарна (1951, Гос. пр.); по-новому прочитана классика: "Двенадцатая ночь" (1950); "Театр Клары Гасуль" Мериме (1955), "Ифигения в Тавриде" Г„те (1960), "Три сестры" (1963); "Пожизненная рента" Фредро (1963) и др.; пьесы совр. иностранных драматургов: "Тень богатыря" 0'Кейси (1955), "Тр„хгрошовая опера" (1958) и "Карьера Артуро Уи" Брехта (1962) и др. В труппе т-ра режиссеры: Я. Кречмар, А. Лапицкий и др.; актеры: 3. Мрозовская, С. Пежановская, X. Ми-колайская (с 1963), Г. Коссобудская, Т. Ломницкищ Ю. Кондрат и др. Еж. К.

ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ДРАМАТИЧНЫ" (Teatr Dramatyczny miasta stolecznego Warszawy -Драматический театр столичного города Варшав ы). Организован в 1956 на основе части коллектива т-ра Дома Войска Польского (худ. рук. вновь созданного т-ра - Я. Свн-дерский, с 1963 - он же директор). Расположен во Дворце науки и культуры в Варшаве. Основа репертуара т-ра - совр. драматургия, в работе над к-рой т-р выработал собств. постановочный стиль; большое значение прида„тся организации сценич. пространства, пластич. и муз. решению спектакля. Т-р широко ставит совр. польскую драматургию: "Одиночество" Сломчиньского (1956), "Полиция" (1958) и "Смерть поручика" Мрожека (1963), "Сумасшедший и монахиня" Виткевича (1959), "Девятый справедливый" Юрандота (1960); пьесы Б. Брехта - "Добрый человек из Сезуана" (1956), "Господин Пунтила и его слуга Матти" (1958, впервые пост. в Польше), Ф. Дюр-ренматта- "Визит пожилой дамы" (1958), "Ангел приходит в Вавилон" (1961); пьесы сов. авторов - "Оптимистическая трагедия" (1955), "Дачники" (1964) и др. В репертуаре т-ра также пьесы Э. Ионеско ("Стулья", 1957; "Антигона", 1958; "Носороги", 1961), А. Миллера ("Сейлемские колдуньи", 1959), Ж. П. Сартра ("Дьявол и господь бог", 1960) и др. В пост. классич. драматургии проявляются попытки модернизации ("Птицы" по Аристофану, "Эдип-царь" Софокла, "Медея" Еврипида, "Ромео и Джульетта", "Гамлет";

"Турандот" Гоцци и др.). В труппе т-ра режиссеры:

Л. Рене, К. Свинарский, Я. Свидерский (одновр. ведущий актер т-ра) и др.; худ. - Я. Косиньский, А. Садовский, 3. Старовейская и др.

Лит.: Teatr Dramatyczny, m. st. Warszawy. Album, Warsz., 1959; Almanach sceny polskiej. Sezon 1959/1960, Warsz., 1961; то же, 1960/1961, Warsz., 1962. Еж. К.

ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР НАРОДОВЫ" (Teatr Narodowy - Национальный т-р) - один из ведущих т-ров Польши. Началом его деятельности считается представление комедии Ю. Белявского "Назойливые" 19 нояб. 1765 в здании т. н. "Операльни" (Варшава) актерской труппой, находившейся под патронатом короля Станислава Августа Понятовского. Выступления этой труппы положили начало деятельности проф. т-ра. В дальнейшем представления происходили в помещении дворца Радзивиллов. В 1799 было построено здание на пл. Комиссии (ныне -пл. Красиньских). Назв. "Театр Народовы" закрепилось с 1807. В 1790-1814 (с перерывами) т-ром руководил В. Богуславский, утвердивший принципы сценич. реализма, пришедшие на смену поэтике классицизма. Т-р был тесно связан с обществ, жизнью страны. На его сцене шли пьесы Богуславского, Ю. Немцевича, Ф. Заблоцкого и др. передовых представителей польской драматургии, произв. мировой классич. и совр. драматургии. После Богуславского т-ром руководил Л. Осиньский, продолжавший его традиции. В 1833 П. "Т. Н." был перевед„н в новое здание, построенное по проекту арх. А. Корацци (разрушено в годы фашистской оккупации и ныне восстановлено). Здание было известно под назв. "Т-р Вельки"; в большом зале этого т-ра ставились оперы, в малом - драмы. В 1829 по инициативе части труппы П. "Т. Н." был открыт филиал - т-р "Розмаитости", к-рыйв 1836 был дополнен актерами труппы П. "Т. Н.". На сцене т-ра "Розмаитости" выступали крупнейшие польские актеры 19-20 вв.: Б. Кудлич, Я. Круликовский, А. Жулковский, X. Моджеевская, Л. Галь-перт, Ю. Рыхтер, Б. Лещинский, М. Френкель, К. Каминьский, Ю. Венгжин, М. Цвиклиньская. В 1924 т-р "Розмаитости" вернулся в здание, отстроенное заново (после пожара 1919), и вновь получил имя "Театр Народовы". В руководстве т-ром в эти годы принимали участие видные деятели польского т-ра:

Ю. Остэрва, К. Каминьский, А. Сливиньский, Я. Лорентович, Э. Хаберский, Л. Сольский, А. Зель-верович.

Среди лучших пост.: "Улетела от меня перепел очка" Жеромского (1924), "Фауст" Г„те (1926), "Пан Дама зий" Бли-зиньского (1927), "Барские конфедераты" Мицкевича (1929), "Кордиан", "Мария Стюарт" Словацкого (1930, 1934), "Свадьба" Выспяньского (1930), "Месть" (1934) Фред po, "Коварство и любовь" (1934).

Деятельность т-ра, прерванная в годы фашистской оккупации, возобновилась в 1949 (директор М. Мел-лер, худ. рук. В. Дашевский, В. Краен овепкий).

Среди наиболее значит, пост.: "Егор Булычев и другие" (1949); "Краковцы и горцы" Богуславского (1950), "Ревизор" (1952); "Месть" Фредро (1953), "Человек с ружь„м" (1954);

"Немцы" Кручковского (1955), "Беспокойное дежурство" Лютовского (1955), "Кордиан" Словацкого (1956), "Освобождение" Выспяньского (1958), "Генрих VI на охоте" Богуславского (1958), "Фантазий" Словацкого (1960), "Двенадцатая ночь" (1960), "Живой труп" (1960); "История о славном воскресении господнем" Миколая из Вильковецка (1962), "Слово о Якубе Шеле" Ясенского (1962) и др.

В 1949-52 директором и худ. рук. был Красновец-кий, с марта 1952 - вновь Меллер, гл. реж. Б. Ко-жен„вский. В дальнейшем обязанности директора и худ. рук. объединяли Э. Аксер (1954-57), В. Хожица (1957-59), В. Дашевский (1959-61). С 1962 т-ром руководит К. Деймек. В репертуаре П. "Т. Н." широко представлена как польская, так и зарубежная драма - классич. и совр.

В труппе т-ра: актеры-Э. Барщевская, Е. Бонац-кая, И. Краен овецкая, И. Эйхлерувна, Я. Курнако-вич, В. Красновецкий, Г. Шлетынский, А. Шалявский, Я. Страх оцкий, Я. Жардецкий; реж.- Я. Вышомир-ский, худ. - В. Дашевский. В 1962 т-р гастролировал в Москве и Ленинграде.

Лит.: "Театр", 1963, ј 4, с. 161-65; R o s t o c k i В., Ironia, dowcip, bohaterstwo, "Literatura Radziecka", 1963, JSTe 5, s. 160-63; Teatr Narodowy w Warszawie, Warsz., 1962. Б. Рос.

ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР НОВЫ" (Teatr Nowy - Новый театр) - драм. т-р в Лодзи. Один из ведущих т-ров Польши. Основатель и рук. - К. Деймек (до 1962) и Я. Варминьский. Возник в 1949 на основе театр. коллектива "Группа молодых актеров", к-рый стремился к созданию социально заостр„нного т-ра, построенного на принципах учения Станиславского. Открылся спектаклем "Бригада шлифовальщика .Каргана" Кани (1949). Следующие пост.: "Макар Дубрава" Корнейчука (1950), "Победа" Варминьского (1950), "Педагогическая поэма" по Макаренко (1951), "Гроза" (1952) и др. Т-р обращается к польской классич. драматургии ("Генрих VI на охоте" и "Модные спазмы" Богуславского, оба в 1954), к совр. польской драме ("Карточный домик" Зегадловича, 1954, и др.). Значит, была пост. "Бани" (1954); в этом остро по-литич. спектакле с публицистич. страстностью осмеивался догматизм. Среди др. пост.: "Школа ж„н" Мольера ("1955), "Ноябрьская ночь" Выспянского (1956), "Ящик с песенками" Л. Шиллера (1957), "Небожественная комедия" Красиньского (1959) и др. П. "Т. Н." - т-р революц. поколения Народной Польши, история формирования к-рого нашла здесь сво„ отражение. С годами он становится подлинно совр. йац. т-ром, в репертуаре к-рого и современно прочитанная польская классика ("Акрополь" Выспянского, 1959; старопольская мистерия "История о воскресении господнем" Миколая из Вильковецка, 1961), и мировая классика ("Гамлет", 1960, "Юлий Цезарь" Шекспира, 1960; "Лягушки" Аристофана, 1961; "Три сестры", 1961; "Британник" Расина, 1962), и произв. совр. польской и иностр. драматургии. В труппе т-ра преобладает молод„жь. Среди режиссеров: рук. т-ра В. Пилярский, Б. Кожен„вский, Я. Колосиньский и др. Еж. К.

ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (офиц. назв. - Польский Национальный театр в Варшаве) - ведущий муз. т-р Польской Нар. Республики. Первый оперный спектакль в Варшаве состоялся в 1621. В 1637 был построен первый т-р, предназначенный для оперных пост. В 1725 было построено здание "Операльни", где в 1765 открылся первый публичный т-р под упр. К. Томатиса с итал. и франц. труппой. В 1778 пост. первая польская опера "Осчастливленная нищета", в 1779 - оперы "Зоська" и "Добродетельная простота" М. Каменского. Для этого т-ра в нач. 19 в. Ю. Элъс-нер написал ряд опер. В этот период здесь ставились оперы Дж. Россини, В. А. Моцарта, Н. Далейрака, позже - К. М. Вебера, Г. Доницетти, Дж. Мейер-бера. В труппу входили воспитанники Б. Богуславского и Эльснера польские проф. певцы: С. Дешнер, Д. Качковский, А. Трусколавская, К. Дроздов-ская, М. Ясиньская; капельмейстером (в 1799-1818) и директором т-ра был Эльснер. В 1825-42 т-р возглавлял композитор К. Курпиньский. В 1833 было построено новое театр. здание (арх. А. Корацци), в к-ром разместился "Т-р Народовы" и его филиал т-р "Розмаитости" (позднее назв. "Т-р Народовы"). В 1852 т-ром руководил дирижер Я. Куатрини. Он пост. классич. польскую оперу "Галька" Монюшко (1858) с участием П. Риволи и Ю. Добрского. С большим успехом шли и др. оперы С. Монюшко ("Графиня", 1860), к-рый в 1858 стал директором этого т-ра. Спектакли давались на сцене Большого т-ра ("Т-р Бельки"). В конце 19-нач. 20 вв. в труппе т-ра выступали Б. Довяковская, Э. Решке, Я. Решке, Л. Матушевский, Ю. Ходаковский. В начале 1-й мировой войны т-р был временно закрыт. В 1915 по инициативе актеров была пост. опера "Страшный двор" Монюшко с не искаж„нным ещ„ цензурой текстом. С 1919 т-ром руководил Э. Мллнар-ский, пост. оперы К. Шимановского - "Хагит" (1921), "Король Рогер" (1926) п Л. Ружицкого - "Казанова" (1923) и др. В 1939 т-р был закрыт, здание его разрушено при бомбардировке в годы войны. Во 2-й пол. 40-х гг., с установлением нар. власти, наступает творч. подъ„м, т-р расширяет свой репертуар, ставит оперы (на большой сцене) и балеты (на малой), в т. ч. совр. польских композиторов - Т. Шелиговского, В. Ружицкого, В. Рудзиньского. Здание т-ра восстановлено. В 1965 закончена его реконструкция. Директор т-ра- Б. Водичко. Лит. см. при ст. Польский театр (музыкальный).

Л. Коз.

ПОЛЬСКИЙ "ТЕАТР ПОВШ‚ХНЫ" (Teatr Powszechny - Общедоступный театр)драм. т-р в Варшаве. Организован в окт. 1944 группой артистов, во главе к-рой был Я. Мрозиньский. Первый спектакль - "Мастер и подмастерье" Ю. Кожен„вского. В 1945 т-р получает постоянное помещение. В 50-е гг. на сцене т-ра идут произведения польских классиков - А. Фредро, Ю. Близиньского и др., совр. польских драматургов, рус. классиков - Островского, Фонвизина. Среди лучших спектаклей этих лет- "Беспокойная старость" (Полежаев - Брыдзинь-ский), "Платон Кречет"; "Друзья" Успенского и др. В 1955 директором т-ра был X. Шлетыньский; в 1950- Т. Казьмерский и режиссером И. Бабель, к-ра я осуществила пост. инсценированного романа "Война и мир" Л. Толстого, "Кавказский меловой круг" Брехта и "Гамлет" (Гамлет - Ханушкевич). С 1963 т-ром руководит А. Ханушкевич, поставивший спектакли: "Воскресение" по Л. Толстому, "Преступле-ние и наказание" по Достоевскому (Раскольников- Ханушкевич), "Канун весны" Жеромского, "Свадьба" Выспянского. Спектакли т-ра отличает большая сце-нич. культура, стремление к их своеобразному зрительному и звуковому решению. П. "Т. Попользуется большой популярностью среди широкого зрителя, много гастролирует по стране. В 1964 т-р выезжал на гастроли в Чехословакию, в 1965 - в СССР. ПОЛЬСКИЙ ТЕАТР "РЕДУТА" - см. "Редутам ПбЛЬСКИЙ ТЕАТР "РОЗМАИТЙСТИ -см. Польский Театр Народовы.

ПОЛЯКЙВ, Аркадий Васильевич [р. 6(18). III. 1893] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп. Верх. Сов. РСФСР 1-го созыва. Окончил частные театр. курсы в Петербурге. В 1913 выступал в т-ре "Комедия и драма" и др. т-рах. Одновременно принимал участие в организации и работе 1-го Рабочего т-ра под рук. П. П. Сазонова. В 1917-19 руководил рабочей и сельской самодеятельностью и организованной им драм. студией Пролеткульта, был актером драм. студии Пролеткульта. С 1919 играл в т-рах Иваново-Воз-несенска, Кинешмы, Ярославля, Саратова, Калуги, Ашхабада, Москвы (Малый т-р, 1942-49). Работал в т-ре группы оккупационных войск в Германии (1949-51). Особенно полно раскрылось дарование П. в Воронежском т-ре (1927-28, 1930-42, 1951-61). актер создал ряд значит, образов в классич. репертуаре: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Отелло;

Борис Годунов (о. п. Пушкина), Арбенин ("Маскарад"), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Гамлет. В этих ролях проявилась романтич. устремл„нность, эмоциональная приподнятость, глубокая человечность иск-ва актера. П. свободно владеет стихотворной формой, ярко переда„т музыкальность поэтич. слова. Значит, место в творчестве П. занимают образы строителей новой жизни, отмеченные искренностью и целеустремл„нностью; он играл Председателя Укома ("Шторм"), Годуна и Берсенева ("Разлом"), Сысоева ("Первая конная" Вишневского), Гая ("Мой друг" Погодина), Огнева ("Фронт"), Платона Кречета.

Лит.: 3 ал е с с к и и В. Ф., А. В. Поляков. Романтический актер, М.-Л., 1940; Гайгерова Е., Сила таланта, "Театральная жизнь", 1959, ј 3. Н. Мор.

ПОЛЯКОВ, Владимир Соломонович [р. 1(14). XII. 1909] - рус. сов. писатель-сатирик, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1945.В 1926-29 учился на лит. отделении Высших курсов искусствоведения (Ленинград). Печатается с 1926. Драматургич. деятельность начал в 1928. В 1941-43 был худ. рук. 1-го фронтового т-ра миниатюр "Вес„лый десант". П. - автор пьес для т-ров кукол: "2:0 в нашу пользу" (1950), "Любит-не любит..." (1952) (обе в Центр, т-ре кукол), а также пьес "Не ждали" (1948, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Ах, сердце!" (1956, Моск. т-р-студия киноактера), "Временный жилец" (1964, Моск. драм. т-р) и др. Большое место в творчестве П. занимает жанр эстрадных обозрений-"Вокруг света в 80 дней" (1953), "Смеяться, право, не грешно..." (1953), "Откровенно говоря" (1962) и др. С 1959 П. возглавляет Моск. т-р миниатюр, является одним из авторов и режиссеров спектаклей: "Итак, мы начинаем" (1960), "Путешествие вокруг смеха" (1963), "Неужели вы не замечали" и др., автором текста спектакля "О, Маргарита!" (1964). П. пишет фельетоны и монологи для эстрадных актеров; клоунады для цирка. Автор пантомимы "Юность празднует" (1956), киносценариев, либретто оперетт и др.

Соч.: Смеяться, право, не грешно, М., 1953; Вы их узна„те?, М., 1956; День открытых сердец, М.. 1960. С. Г.

ПОЛЯНЙВСКИЙ, Георгий Александрович [р. 2 (14). VII. 1894] - рус. сов. музыковед, муз.-театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1913-17 учился у Н. Н. Игумнова и С. Н. Василенко. С 1914 выступает как муз. лектор и критик. Автор монографий, брошюр, очерков и статей о певцах, оперном иск-ве и др.

Соч.: Вокальный ансамбль Всесоюзного радиокомитета, М., [1935]; Люди и песни, М., 1938; Барсова,М.-Л , 1941; А. В. Нежданова, М.-Л., 1944; И. С. Козловский, М.-Л., 1945; М. И. Глинка, М.-Л., 1946, то же, М., 1956;

Н. А. Римский-Корсаков, М.-Л., 1946; Эуген Капп, М.-Л., 1951; П. И. Чайковский, М., 1954; Глинка и Пушкин, М., 1957; Записки лектора, М., 1962; С. Н. Василенко, М., 1964, и др. А. ЛГ.

ПОМЕРАНЦЕВ, Василий Петрович [1736 (?) - 26. I (7. II). 1809. Москва] - рус. актер. В 1766 поступил в Моск. частный т-р Н. С. Титова, затем играл в Т-ре Медокса. Исполнял роли т. н. "благородных отцов" в мещанских драмах и комедиях. Огромное влияние на формирование таланта П. оказало иск-во И. А. Дмитревского, гастролировавшего в Москве и помогавшего П. в разработке ролей: барон Гартлей ("Евгения" Бомарше, 1770), Зопир ("Магомет" Вольтера) и др. Расцвет творчества П. приходится на 80-е гг. 18 в. Выступая в мещанских драмах, П. утвердил новую, сентименталистскую манеру исполнения, основанную на чувстве. Его игра отличалась искренностью и силой переживаний, порывами пламенной страсти, богатством интонаций, естественностью сценич. речи и поведения, тонкой мимикой. Образы, созданные П., были проникнуты гуманизмом, свободолюбием (впоследствии П. называли предшественником П. С. Мочалова). Его лучшие роли: Одоардо ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1786), Доминик-отец [Уксусник ("Тачка уксусника") Мерсье, 17 85], Простодум ("Хвастун" Княжнина, 1786), Бартоло ("Фигарова женитьба", 1787), барон фон Нейгоф ("Сын любви" Коцебу, 1795), Староста Федот и Абрам ("Лиза, или Торжество благодарности", 1802, и "Великодушие, или Рекрутский набор", 1804, Ильина) и др. П. преподавал в 1780 в Моск. воспитательном доме, в 1791-94 обучал крепостных актеров труппы гр. Шереметева. Иск-во П., основоположника сентиментализма в рус. т-ре, оказало большое влияние на творчество Я. Е. Шушерина. В 1807 П. оставил сцену.

Лит.: Карамзин Н. М., Эмилия Галотти, "Московский журнал"", М.. 1791, ч. 1, кн. 1, с. 73-77; Ильин Н.. Театральное поприще г-на Померанцева, "Амфион", М., 1815, февр., с. 103-118; Жихарев С. П., Записки современника, М.-Л., 1955; Асеев Б. Н. , Русский драматич. г-р XVII-XVIII веков, М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960. с. 96-98, 359-360. Д. фил.

ПОМЕРАНЦЕВ, Юрий Борисович (р. 11. II. 1923) - рус. сов. актер. Нар. арт. Казах. ССР (1961). В 1942 начал работать в хоре Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата). В 1945 переш„л в Алма-Атинский т-р для детей в юношества. В 1953-54 работал в Саратовском ТЮЗе. В этих т-рах раскрылся его талант остро характерного актера. С 1954 - актер Алма-Атинского рус. т-ра.

Роли: Яша ("Вишн„вый сад"). Шут ("Двенадцатая ночь"), Жавер ("Отверженные" по Гюго),Грознов ("Правда хорошо, а счастье лучше" Островского), Штубе ("Разлом"), Кулыгин ("Три сестры") и др. В Алма-Атинском рус. т-ре сыграл роля:

Ивана Петровича ("Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому), Косые ("Дама-невидимка" Кальдерона), Шута ("Король Лир"), Овчаренко ("Крылья" Корнейчука), Петрина ("Платонов" Чехова), Монтальчина ("Джордано Бруно" Оку-левича), Сартакова ("Совесть" Павловой) и др. Люд. б.

ПОМЕРАНЦЕВА, Анна Афанасьевна [27. I (7.11). 1754 (?) -21. IX (3. X). 1806, Москва] - рус. актриса. Жена В. П. Померанцева. Со 2-й пол. 1760-х гг. до конца жизни служила на моск. сцене. Игра П. отличалась мастерством перевоплощения (е„ наз. "оборотнем"), увлекала резвостью, лукавством, задорным весельем в комедиях, глубоко трогала в драмах. Исполняла преим. роли служанок, затем перешла на роли характерные и старух.

Роли: Мюрер ("Евгения" Бомарше, 1770), Клавдия ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1786),Сусанна ("Фигарова женитьба", 1787) и др. Особой реалистичностью и типичностью были отмечены образы, созданные П. в рус. репертуаре: Марина и Чванкина ("Хвастун" Княжнина), старостиха Ивановна (ОЛиза, или Торжество благодарности" Ильина, 1802) и др. Лучшая роль П.скорбный образ матери-крестьянки Аграфены ("Великодушие, или Рекрутский набор" Ильина, 1804). Выступала с большим успехом также в комич. операх (Фетинья - "Мельник-колдун, обманщик и сват" Лблесимо-ва, муз. Соколовского, и др.).

В 1791-94 П. обучала крепостных актеров т-ра Шереметева.

Лит.: N. N., Биографическое известие о Померанцевой, "Вестник Европы",-1806, ч. 29, окт., ј 20, с. 283-87; К о-н и Ф., Воспоминание о московском театре при М. Е. Медок-се, "Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, ч. 1, кн. 2, с. 94. E. Фил.

ПОМОЩНИК РЕЖИСС‚РА - организйпионно-технич. помощник режиссера-постановщика. Руководит также ходом самого представления (в этом случае П. р. иногда наз. ведущим спектакль). П. р. наблюдает за правильным выполнением репетиционных расписаний, за своевременной подготовкой сцены для всех видов репетиций ("выгород очных", текущих сценических, "прогонных", генеральных и др.), выявляет степень готовности необходимых для репетиций и спектаклей аксессуаров (предметов обстановки, бутафории, реквизита и т. п.), обеспечивает (при помощи спец. сценич. сигнализации) своевременный выход актеров на сцену, бесперебойное и точное включение в действие шумовых, звуковых, световых и др. сценич. эффектов, руководит нужными декорац. сменами. Свою работу П. р. вед„т по заранее составленной партитуре, т. е. по экземпляру пьесы, в к-ром указано, что должны делать в каждый момент спектакля те или иные цеха или отдельные сотрудники сцены. В рус. дореволюц. т-ре П. р. часто наз. сценариусом. А. Шн.

ПОМПОНИЙ, Луций (Lucius Pomponius; 2-1 вв. до н. э.)- др.-римский поэт. Ему принадлежат лит. обработки ателланы, от к-рых сохранились только заглавия (ок. 70) и небольшие отрывки (ок. 200 стихов). Они свидетельствуют о тематич. разнообразии пьес П., изображавших гор. жизнь, политич. споры и интриги ("Мартовские календы", "Домогающийся должности", "Запоздалый оратор", "Смотритель храма" и др.), быт ремесленников и крестьян ("Валяльr щики", "Коровий пастух", "Виноградари" и др.). В нек-рые пьесы П. вводил мифологич. персонажи. Поздние римские писатели наз. П. "выдающимся поэтом - автором ателлан" (Макробий, Сатиры 1, 10, 3).

Соч.: Reliquiae, в кн.: Scaenicae romanorum poesis fragmenta, v. 1, Lpz., 1871.

Лит.: Нагуевский Д., История римской литературы, т. 1, Казань, 1911;ВарнекеБ.В., История античного театра, М., 1940. JJuo. Ф.

ПОНКЬЕЛЛИ (Ponchielli), Амилькаре (1. XI. 1834-17. I. 1886) - итал. композитор. Работал в Кремоне органистом, затем капельмейстером. С 1881 руководил капеллой собора в Бергамо; одновременно преподавал в Миланской консерватории, где у него учились П. Масканъи и Дж. Пуччини. Первая опера П. - "Обруч„нные" (по о. п. Мандзони, 1856, т-р "Конкордия", Кремона), получила популярность во 2-й ред. (1872, т-р "Даль Верме", Милан). Из 10 опер П.всемирным признанием пользуется "Джокондам на либр. А. Бойто по драме В. Гюго "Анджело, тиран Падуанский" (1876, т-р "Ла Скала"). Среди др. его опер: "Литовцы" (по поэме А. Мицкевича "Конрад Валленрод", 1874, там же; новая ред. - "Альдона", 1884, Мариинский т-р), "Блудный сын" (1880, т-р "Ла Скала"), "Марион Делорм" (по о. п. Гюго, 1885, там же). Неоконч. опера "Валенсианские мавры" (соч. 1879) была завершена А. Кадоре (1914, Монте-Карло). П. принадлежат муз.-сценич. шутка "Вечный говорун" (1873, Лекко), балеты "Сестры-близнецы" (1873, т-р "Ла Скала") и "Кларина" (1873, т-р "Даль Верме"), кантата "К Гаэтано Доницетти" (1875), похоронный марш "29 мая" (в честь А. Мандзони), гимн "Памяти Гарибальди" (1882) и другие сочинения.

Лит.: De N а р о 1 i G., A. Ponchielli, Cremona, 1936;

Damerini A., A. Ponchielli, Torino, 1940. Б. Ш.

ПОНОМАР‚В, Александр Ефимович [1765-17(29). IX. 1831] - рус. актер. Сценпч. деятельность начал в 80-х гг. 18 в. Играл в провинции, затем в Т-ре Ме-докса и на каз„нной драм. сцене в Москве. В 1801 был принят на петерб. сцену. Исполнял роли простаков, слуг, комических стариков и т. п. Обладал огромным комедийным дарованием. Остро сатирич. образы подьячих (чиновников), взяточников, созданные П., поражали зрителей "натуральностью", близостью к своим прототипам.

Роли: Антропка ("Модная лавка" И. Крылова), секретарь Кохтон ("Ябеда" Капниста), Кифар (опера "Днепровская русалка", муз. Кауера и С. Давыдова, текст Н. Краснополь-ского).

Лит.: "Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, ч. 1, с. 82; Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861; Асеев Б., Русский драматический театр XVII- XVIII вв., М., 1958, с. 373. Д. Кл.

ПОНОМАРЕВ, Владимир Иванович [11 (23). VII. 1892 - 21. III. 1951] - рус. сов. артист балета, педагог и балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1910, по окончании Петерб. театр. уч-ща, дебютировал в Мариинском т-ре как артист кордебалета и вскоре занял положение первого танцовщика. Совершенное владение танц. техникой, строгое изящество, благородная манера дуэтного танца сделали П. одним из блестящих представителей академия, танц. стиля.

Партии: Голубая птица ("Спящая красавица"), Колэн ("Тщетная предосторожность"), Франц ("Коппелия"), Юноша ("Шопениана"), Петрушка (о. п. Стравинского) и др.

В 1911 гастролировал в антрепризе С. П. Дягилева. С середины 30-х гг. переш„л на мимические роли. ,

С 1913 до конца жизни П. - педагог Петерб. тей'р. уч-ща (позднее Ленингр. хоеографич, уч-ща). Разрабатывал метод преподавания мужского классич. танца, прививал ученикам высокую танц. культуру, эмоциональную выразительность, мужественную, энергичную манеру исполнении. Спеди его учеников: Б. В. Шавров, А. Н. Ермолаев, П. А. Гусев, В. М.Ча-букиани, К. М. Сергеев, А. А. Писарев, А. И. Пушкин, Н. А. Зубковский, Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский, С. С. Каплан и др.

С 1922 выступал как балетмейстер. Возобновил балеты: "Сильфида" Шнейц-гоффера (1922), "Времена года" Глазунова (1929), "Фея кукол" Байера (1932) и др.-в Ленингр. хореогра-фич. уч-ще; "Жизель"(1942), "Тщетная предосторожность" (1943), "Баядерка" Минкуеа (1948) - на сцене Т-ра оперы и балета им. Кирова. Возобновления П. отличаются точностью воспроизведения первой пост., бережным отношением к стилю произведения. В 1929 совм. с Ф. В. Лопуховым и Л. С. Леонтьевым П. пост. балет "Красный мак" (Т-р оперы и балета им. Кирова). В 1939-41 и с 1944-гл. репетитор балетной труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова.

Лит,: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 189-90. В. Ч.

ПОНОМАР‚В, Евгений Петрович (4. II. 1852- 3. II. 1906) - рус. театр. художник. Учился в Акад. художеств (1862-82). С 1887 состоял на службе в Дирекции имп. т-ров. Работал гл. обр. в области театр. костюма. Наибольший интерес представляют костюмы П. к спектаклям "Руслан и Людмила" (1886), "Млада" Римского-Корсакова (1892), "Аида" (1893);

"Фиделио" Бетховена (1905), "Снегурочка" (1905) - в Мариинском т-ре. П. принадлежит либретто нескольких опер. АН. Ш.

ПОНОМАР‚НКО, Дмитрий Дмитриевич [р.14(27).X. 1909] - укр. сов. артист оперетты. Нар. арт. УССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1933 окончил Студию при театре "Берез?ль". В 1932 начал сценическую деятельность в Харьковском театре им. Шевченко. В 1940-61 - артист Харьковского, с 1961 - Киевского театров музыкальной комедии.

Роли: Яшка, Писарь ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова, "Майская ночь" Рябова), Голохвостый ("За двумя зайцами" Рождественского), Сусик ("Трембита" Милютина), Боцман ("Севастопольский вальс" Листова), Сако ("Кето и Котэ" Долидзе), Бони ("Сильва" Кальмана) и др. С. 3.

ПОНОМАР‚НКО, Евгений Порфирьевич [р.24. II (9. III). 1909] - укр. сов. актер. Народный артист СССР (1960). Чл. Коммунистической партии с 1944. В 1926-36 работал в Одесском т-ре им. Октябрьской революции. Окончил драматическую студию при этом т-ре (1928). Осн. роли: Беспризорный Ко-тя ("Кадры" Микитенко, 1930), Хлестаков (1933);

Мичман Кноррис ("Гибель эскадры", 1933), Грумио "Укрощение строптивой", 1933). С 1936 П. - актер Т-ра им. Франко (Киев), где ярко раскрылось его многогранное дарование. Творчество П. отличается художеств. простотой, тонким лиризмом, поэтичностью. На сцене Т-ра им. Франко, П. создал образ Дон Карлоса(1936). Глубоким драматизмом был исполнен образ Петра ("Последние", 193 7) С яркой реали-стич. характерностью играл Л. роли: Дергач„ва ("Последняя жертва", 1939), Трофимова ("Вишн„вый сад", 1945), Ивана ("Суета" Карпенко-Карого, 1942). Глубокое проникновение в мысли и чувства сценич. персонажей характеризует исполнение ролей: Шванди ("Любовь Яровая", 1951), Олега Кошевого ("Молодая гвардия", 1947), Сергея Горлова ("Фронт", 1942), Тараса Шевченко ("Петербургская осень" Ильченко, 1953). Эмоционально, взволнованно играет П. роли Не-з намова (1947), Дмитра ("Ой не ходи, Грицю..." Ста-рицкого, 1938), Клавдио ("Много шума из ничего", 1940). Способность актера глубоко и точно раскрывать все детали судьбы героя подтвердило исполнение роли Доменико Сориано ("Филумена Мартурано" Де Филиппо, 1958). Снимается в кино.

Соч.:Пономаренко е-. Думки артиста, "Радянське мистецтво", Кив, 1961, 1 с?чня, ј 1.

Лит.: М а р'я н ? в с ь к а Т., е. П. Пономаренко, "Веч?рн?й Кив", Кив, 1956, 8 лютого, .ј 33. В. Ник.

ПОНОМАР‚НКО, Таисия Васильевна (р. 26. XII. 1925) - укр. сов. певица (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. УССР (1962). В 1950 окончила Одесскую консерваторию. В 1944-50 - солистка Одесского т-ра оперы и балета, с 1951 - Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев).

Партии: Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка" Лысенко), Марьяна ("Арсенал" Г. Май-бороды), Татьяна, Лиза; Леонора ("Трубадур"), Чио-Чио-сан и др.

ПОНО (Pens), Лили (р. 13. IV. 1905) - французская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Училась в Парижской консерватории по классу фортепьяно. Серьёзно заниматься пением начала с 1926. После выступления в ряде французских городов в 1931 дебютировала на сцене т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), с к-рым связана вся е„ творческая жизнь. П. гастролировала в театрах "Ко-вент-Гарден" (Лондон), "Колон" (Буэнос-Айрес). П. - одна .из крупнейших вокалис-ток 20 в. Е„ голос, отличавшийся исключительной подвижностью, л„гкостью, чистотой и яркостью тембра, поражал замечательно развитым верхним регистром (до ф а 3-й октавы). Партии: Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти), Лакме, Розина, Джильда; Амина ("Сомнамбула" Беллини), Филина ("Миньон" Тома), Шемаханская царица ("Золотой петушок"). Известна как концертная певица. С 1955 выступает эпизодически. Вс. Г.

ПОНСАР (Ponsard), Франсуа (1. VII. 1814-7. VII. 1867) - франц. драматург. Член франц. академии (с 1855). В 30-е гг. 19 в. испытал влияние романтизма, но уже в 1840 в статье "О м-ль Рашель, Кор-неле, Расине и Шекспире" П. предлагал возродить классицистскую трагедию, смягчив строгость "правил", упростив стиль, допустив большую динамику в развитии действия. П. воплотил эту программу в своих пьесах; пост. трагедии "Лукреция" (1843, т-р "Одеон", с участием актеров М. Дорваль и П. Бокажа) ознаменовала возникновение "школы здравого смысла". Героям прогрессивного направления романтизма противопоставлялся идеализированный либеральный буржуа, изображению противоречивых контрастных явлений - драма с ослабленным конфликтом, ограничивающаяся критикой злоупотреблений. Эти черты характерны для историч. трагедий П. - робко антиклерикальной "Агнес де Мерани" (1846, "Одеон") и антиякобинской пьесы "Шарлотта Корде" (1850, т-р "Комеди Франсез"), отразившей усиление реакции в стране. Те же тенденции отличают и комедии П. "Честь и деньги" (1853, "Одеон"), "Биржа" (1856, там же). В историч. комедии "Влюбл„нный лев" (1866, "Комеди Франсез") П. стремился доказать, что компромисс - высший долг революционера. Буржуазно-пропагандистские тенденции драматургии П. развивали в 50-80-х гг. 19 в. Э. Ожье, А. Дюма-сын и др.

Соч.: Oeuvres completes, v. 1-3, Р., 1865-76; в рус. пер.-Честь и деньги, СПБ, 1857.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963- Beuchat G., Histoire du naturalisme francais, t. 1-2, [P., 1949]; Janin J., F. Ponsard, P., 1872;

L a t г e i 1 1 e С., La fin du theatre romantique et Francois Ponsard, P., 1899. Я. Шр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница