Наши партнеры

Elctra Style магазин женской одежды.
https://forum.zaymex.ru/
экран светодиодный

Театральная энциклопедия
(страница 350)


ПРОЛОГ (греч. - тсроос, от тсро - перед и Хоуо; - слово) - 1) Вступительная часть пьесы (спектакля, представления). В др.-греч. драматургии и т-ре в П. излагался миф, положенный в основу произв. или рассказывались предшествующие началу пьесы события. В церковной ср.-век. драме (мистерия, миракль, моралите) П. носил характер церковной проповеди или молитвы. В т-ре эпохи Возрождения П. часто являлся кратким изложением содержания драмы. Своеобразным видом П. было лоа исп. комедии. П. использовался также авторами для выражения политич. и эстетич. взглядов и для полемики со своими противниками, особенно в т-ре 17-18 вв. П. наз. также аллегорич. представление, к-рым открывался торжественный спектакль (напр., П. на открытие Большого т-ра - "Торжество муз" Дмитриева с музыкой А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и Ф. Е. Шольца, пост. 1825). В 19-20 вв. П. стал одним из видов вступительной части лит. произв. разл. жанров, в т. ч. и драматических ("Снегурочка" Островского, "Мистерия-Буфф" Маяковского и др.). 2) В цирке-парад-пролог. А. Шн.

3) В опере и балете - картина (иногда акт), пред варяющая осн. действие. П. либо имеет аллегорич. характер (b больших итал. и франц. операх 17-18 вв. Ж. Б. Люлли, К. Монтеверди, А. Скарлатти и др.), либо переда„т события, подготавливающие осн. действие (в операх и балетах 19 в., напр. П. в операх "Борис Годунов", "Фауст", "Снегурочка", балете "Спящая красавица"). Иногда П. приобретает значение самостоят, произв. (напр., одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова - П. к его опере "Псковитянка"), решается как моносцена (сцена одного героя - П. в опере "Паяцы") и т. д.

ПРОНАШКО (Pronaszko), Анджей (31. XII. 1888- 15.1.1961) - польский театр. художник. Учился в Кракове в Академии изящных иск-в. В 1917-18 и 1920-22 - в т-ре в Лодзи; в 1920-24 - в Т-ре им. Словацкого в Кракове; в 1924-26-в Т-ре им. Богуславского в Варшаве; 1932-37 - в городских т-рах Львова; 1937-39 - в "Т-ре Народовы" в Варшаве. В годы гитлеровской оккупации принимал участие в работе подпольного Театр. совета (совм. с Л. Шиллером, Б. Кожен„вским и др.). В 1945-46 работал в "Т-ре Стары" в Кракове (директор и худ. рук.); в 1946-47 - в Т-ре им. Выспянского в Катовице; в 1947-57-в Т-ре им. Словацкого и "Т-ре Стары" в Кракове; в 1957-61 - в "Т-ре Польски" в Варшаве. В своих работах стремился к архитектонич. построению декораций (сложные площадки), вв„л ж„сткие костюмы, влияющие на движения и жесты актеров. Оформлял спектакли гл. обр. польской поэтич. драмы - Ю. Словацкого, А. Мицкевича, Красиньского, а также Норвида и С. Выспянского. Наиболее значит, работы П.: "Ахилл" и "Возвращение Одиссея" Выспянского (1925, 1932), "Пленники" Маринетти (1933), "Дзяды" Мицкевича (1934), "Человек, который был Четвергом" Честертона (1937), "Фантазий" и "Кордиан" Словацкого (1954, 1956), "Небожественная комедия" Красиньского (1958).

С 1957 - профессор Гос. высшей театр. школы в Варшаве.

Лит.: "Pamietnik Teatralny", Warsz., 1964, ј 1-2.

Еж. Т.

"ПРОРОК" ("Le Prophete") - опера Дж. Мейербера, либр. Э. Скриба. Пост. 16 апр. 1849, Париж. Затем опера обошла сцены всего мира, в т. ч.: Лондон (1849, на итал. яз.;

1854), Гамбург, Амстердам, Вена, Берлин, Будапешт, Брюссель, Прага (1850), Стокгольм (1852), Нью-Йорк (1853, на итал. яз.; 1872, на нем. яз.; 1892, на франц. яз.), Милан (1855), Хельсинки (1856, на нем. яз.), Барселона (1863), Варшава (1867) и др.

В России впервые шла на итал. яз. в Петербурге в 1852. 24 дек. 1869 пост. в Мариинском т-ре под назв. "Иоанн Лейденский" (пер. П. Калашникова, дириж„р Направник;

Фидес - Лавровская, Иоанн Лейденский - Никольский, Берта - Платонова, Захарий - Васильев 1-й, Оберталь - Кондратьев). Опера была в репертуаре Мариинского т-ра с перерывами до 1905 и Большого т-ра (Москва) - до 1900. 1915, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Плотников, реж. Ивановский, худ. Маторин; Иоанн Лейденский - Да-маев). 25 нояб. 1916 возобн. в Мариинском т-ре (дириж„р Асланов, пост. Боголюбова, балетм. Романов; Иоанн Лейденский - Алчевский, Фидес - Маркович).

И з д а н и я.- "П." - клавир, Р., Brandus, [s. d.]; с рус. текстом, пер. М. А. Д., М., Юргенсон. [1891]. Н. Г р.

ПРОСКЕНИЙ (греч. тгрогхлгюм - место перед сценой). 1) В др.-греч. т-ре классич. эпохи - фасад скены или особая декорированная стена, сооруж„нная перед скеной. П. играл большую роль в оформлении спектакля. Он изображал фасад дворца, храма, дома, переднюю стену палатки военачальника, вход в пещеру и т. д. В др.-греч. трагедии, где действие обычно происходило перед дворцом или храмом, П. мог иметь форму колоннады или портика. В 5-4 вв. до н. э. П. сооружались из дерева. 2) В т-ре эллини-стич. эпохи-каменное строение перед зданием скены (в виде колоннады или портика) с плоской деревянной крышей, расположенной на уровне 2-го этажа скены. На кровлю П. было перенесено в элли-нистич. т-ре действие драмы. Высота П.-ок. 3-3,5 м, такова же примерно и глубина сценической площадки (логейона). См. также ст. Древнегреческий театр.

Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940. См. также ст. Логейон, илл. и лит. к ст. Древнегреческий театр и Древперимский театр.

ПРОСТАК - актерское амплуа, исполнитель ролей простодушно-наивных или недал„ких (порой - кажущихся таковыми) людей. Ранние прообразы П.- 2-й дзанни в итал. комедии дель арте, "дурацкие" персонажи (см. "Дурак") в старых нем., рус. и др. нар. представлениях. Позднее это амплуа получило распространение в комедийном, в частности водевильном, и опереточном жанрах. В классич. репертуаре к ролям П. могут быть отнесены: сэр Эндрю в "Двенадцатой ночи" Шекспира, Родриго в "Отелло";

Митрофанушка в "Недоросле" Фонвизина, Вася в "Талантах и поклонниках" Островского; в сов. пьесах - Лариосик в "Днях Турбиных" Булгакова, Сенечка Перчаткин в "Чужом реб„нке" Шквар-кина и др. А. Шн.

ПРОСТОЕ, Евгений Александрович [р. 18(31). XII. 19001 - рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в

Тат. АССР (1948), засл. деят. иск-в РСФСР (1950). Сценич. деят. начал как актер в Калужском т-ре, где работал в 1921-22, затем до 1932 был пом. режиссера в разл. т-рах. С 1932 выступает как режиссер. Наиболее плодотворный период работы П. связан с Казанским рус. т-ром, гл. реж. к-рого он был в 1943- 1953 ив 1959-63. Работал также в т-рах Челябинска. Ташкента, Калуги, Омска, Архангельска, Куйбышева, Минска. Как режиссер П. особое внимание уделяет работе с актерами, добиваясь психологич. глубины раскрытых характеров, целостного исполнительского ансамбля.

Спектакли: "Правда - хорошо, а счастье лучше"-Островского (1944), "Иван Грозный" А. Н. Толстого (1945). "Русский вопрос" (1946), "На дне" (1949); "Семья" Попова (1952), "Враги"; "Персональное дело" Штейна (оба в 1954). "Вишн„вый сад"; "Иркутская история" Арбузова (1960). "Океан" Штейна (1961), "Кремл„вские куранты" (1962);

"Буре навстречу" Ишмуратова (1963) и др.

С 1938 П. занимается педагогич. работой; с 1962 препода„т в Казанском театр. уч-ще.

Лит.: Тальников Д.. Искусство режиссуры и спектакль, "Театр", 1950, ј 2. ff. Mo D"

ПРОСТЯКОВ, Сергей Михайлович (p.6(19).IL 1911)- рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Комму-нистич. партии с 1944. В 1937 стал проф. актером. Работал в Камерном т-ре, МТЮЗе, Моск. т-ре им. Баумана. С 1950-в Т-ре Сев. флота. Сыграл здесь роли: Отелло, Войницкий; Тетерев ("Мещане"), профессор Полежаев ("Беспокойная старость"), Са-гайдачный ("Песня о черноморцах" Лаврен„ва),. поручик Борейко ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова), Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Неделин ("Перед ужином" Розова). А. Ник.

ПРОСЦЕНИУМ (лат. proscaenium, от греч. тгро-xTJvrov) - передняя, ближайшая к зрителям часть сцены, расположенная перед порталом (см. Портал сцены). В др.-рим. т-ре П. наз. площадка для игры актеров (др, е„ назв.: пульпитум-pulpitum), находившаяся перед зданием сцены (греч. скена). Римский П.получил дальнейшее развитие в Италии в эпоху Возрождения в 16 в. (т-р Юлимпико" в Виченце, арх. П. Палладио). Итал. арх. С. Серлио, описав в сво„м трактате об архитектуре (1545) три вида сцены, сделал первый шаг к созданию ренессансной сцены-коробки и впервые разделил сцену на планы. В Англии 16-17 вв. развивался иной тип П., отдел„нного от сцены не портальной аркой, а раздвижным занавесом или просто-колоннами, поддерживающими навес над задней сценой. Этот просторный, глубоко вдающийся в зрительный зал П. переш„л в англ. т-р конца 17 и 18 вв. ("Дру-ри-Лейн" в Лондоне, 1663). Постоянные наружные П. имеются в Ленингр. т-ре юных зрителей (1921), в Шекспировском Мемориальном т-ре в Стратфорде-он-Эйвон (Англия, 1932) и др.

Лит.: Извеков Н. П., Сцена, т. 1, М., 1935;

Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 1-2, М., 1936-39; Бархин Г. Б., Архитектура театра, М., 1947.

ПРОТАГОНИСТ (греч. тсротагмклс) - в др.-греч. т-ре 1-й из тр„х актеров-участников драмы. П. исполнял лучшие, наиболее трудные роли и выполнял функции режиссера. Первоначально выбор актеров производился самим драматургом. В 449 до н. э. назначение П. было поручено архонту-эпопи-му-руководителю Дионисийских торжеств (см. Дионисии). Выбранные им П. по жребию распределялись между тремя драматургами. Каждый П. сам подбирал себе 2-го (девтерагонист) и 3-го актера (три-тагонист). С 443 П., занятые в трагедиях, могли принимать участие в конкурсах; возможно, что первое состязание комедиографов и актеров произошло впервые на Ленеях в 442. Имя П. вносилось в список жобедителей вместе с именами поэтов и хорегов. Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.- Л., 1940; Колобова К. М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961. Над. М.

ПРОТОДЬЯКОНОВ (псевдоним - Кулантай), Василий Андреевич [р. 1(14). XI. 1912] - якутский сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Деп. Верх. Советов СССР 2-3-го созывов и ЯАССР 2-3-го созывов. В 1941-47 - министр финансов ЯАССР, в 1947-49 - пред. Президиума Верх. Совета ЯАССР. В 1949-53 - пред. Совета Министров ЯАССР. Лит. деятельность начал в 1932. Написал пьесы: "В золотой тайге" (1940) о геологах-патриотах, открывающих золото в якутской тайге, "Партизан Морозов" (1942) об Отечеств, войне, "Манчары" (1945) - трагедия, поев. якутскому легендарному герою, "Золотое зерно" (1947) о новаторах сел. х-ва, "Молодые сердца" (1955) о сел. молод„жи, "На ледяных просторах" (1947, совм. с Д. Сивцевым) об охотниках Заполярья, "Первые подснежники" (1960) о градостроителях Севера, "Кто твой друг?" (1963) о воспитании детей, либретто для оперы "Манчары" (1963), одноактные пьесы и др. Все пьесы П. пост. якутскими т-рами. П. написал ряд литературно-критич. статей о якутских драматургах, в т. ч. о Н. Мординове, Д. Сивцеве, о реж. С. Григорьеве и др.

Соч.: Кулантай, Партизан Морозов, Якутск, 1943;

В золотой тайге, Якутск, 1947 (обе на якут. яз.); Золотое зерно, пер. с якут., Якутск, 1957; Манчары. На ледяных просторах, в кн.: Пьесы якутских драматургов, М., 1957. М. Лифш.

ПРОТОДЬЯКОНОВ, Иван Константинович (р. 1.Х.1922) - удм. сов. актер. Нар. арт. Удм. АССР (1964). В 1951 окончил Ленингр. театр. ин-т по классу проф. Л. Ф. Макарьева. С 1951 - актер удм. т-ра (Ижевск). Дебютировал в ролях Мики ("Волнуется синее море" Садовникова) и Перчихина ("Мещане"). Выступает в муз. комедиях. П. принадлежит муз. оформление ряда спектаклей.

Роли: Горей, Макар ("На крутом берегу", "Свадьба" Садовникова), Санчо, Генрих ("Если нет любви...", "Волчья тропа" Широбокова), Бабанов ("Азин" Гав-рилова), Эдик ("Не забывайте этого" Перевощико-ва), Лыков ("Настя Колосова" Овечкина), Антон {"Любушка" Корепанова-Камского), Джонни ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Вели ("Аршин мал алан" Гаджибекова) и др. А. Ив.

ПРОТОПОПОВ, Владимир Васильевич [р. 30. VI (13. VII). 1908] - рус. сов. музыковед, педагог. Доктор искусствоведения (1960). В 1937 окончил истори-ко-теоретич. ф-т Моск. консерватории. Автор книг л статей о кдассич. и сов. музыке. Редактор лит. соч. А. П. Бородина, В. Ф. Одоевского, В. В. Стасова, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, муз. соч. М. И. Глинки ("Иван Сусанин"). С 1938 вед„т педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1961 - профессор).

Соч.: Вариации в русской классический опере, М., 1957;

Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М , 1955 (совм. с Т. Ливановой); Оперное творчество Чайковского, М., 1957 (совм. с Н. Туманиной); Некоторые особенности оперной формы Римского-Корсакова, в сб.: Советская музыка, ј 3, М.-Л., 1945, с. 87-104; Творческий путь С. И. Танеева, в сб.:

Памяти Сергея Ивановича Танеева, М.- Л., 1947, с. 60- 101; "Иван Сусанин" Глинки, М., 1961; Статьи в журн. "Советская музыка"Музыкальный язык "Золотого петушка", 1938, ј 6; Образ Бориса в опере Мусоргского, 1939, .ј 4; "Декабристы" Ю. Шапорина, 1950, " 11. В. Кис

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ - см. Рабис.

ПРОФКЛУБНАЯ МАСТЕРСКАЯ (Государственная драматическая показательная профессиональн о-к л у б н а я мастерская) - театр. организация. Работала в 1927-30 в Москве под рук. Наркомпроса и ВЦСПС. Худ. рук. - Н. О. Волконский. Цели II. м.: помощь клубным драм. кружкам в освоении ими проф. театр. культуры, поиски наиболее эффективных путей создания клубного спектакля. 11. м. составляла т. н. "иллюстрированные лекции" по осн. вопросам театр. иск-ва, программы по повышению квалификации руководителей кружков, давала устные и письменные консультации драм. кружкам и др. При П. м. был т-р (Гос. драм. показательный профклубный т-р), показывавший спектакли на клубных сценах Москвы и др. городов. Пост. агитзрелище "Всем... Всем!" (1927, в осн. по повести Дж. Рида "10 дней, которые потрясли мир", авторы инсц. Волконский и В. Северов, реж. Волконский). В спектакле "На всякого мудреца довольно простоты" (1928, реж. Волконский) т-р пытался трактовать пьесу Островского как условно-гротесковую комедию. Просуществовав неполных 2 года, П. м., не справлявшаяся с поставленными перед ней задачами, была закрыта.

Лит.: "Материалы для клубной сцены", М., 1929, ј 1, с. 44. А. Шн.

ПРОЦ‚НКО, Александр Иванович [р. 11(23).X. 1909] - рус. сов. артист балета, балетмейстер. Нар. арт. Каб.-Балк.АССР (1964). Засл. деятель иск-в Тадж. ССР (с 1945). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1930, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (класс Е. И. Долинской, С. В. Чудинова и П. И. Тарасова), был принят в балетную труппу Большого т-ра. С 1939 занимается балетмейстерской деятельностью. В 1939-51- гл. балетмейстер Тадж. т-ра оперы и балета (од-новрем. выступал как артист балета).

Пост.: "Тщетная предосторожность" (1943), "Бахчисарайский фонтан" (1945), "Лебединое озеро" (1947), "Золушка" (1948) и др. В 1951-56 П.-гл. балетмейстер Моск. филармонии; в 1956-58 - гл. балетмейстер Молд. т-ра оперы и балета. С 1960 работает в Кабардино-Балкарии. Организовал здесь хореографич. отделение при культпросветучилище, где пост. первый нац. балет на совр. тему "Люлюца" Когана (1964, автор либретто П.). А. Шор,

ПРОШЬЯН, Перч (1837-1907)-армянский писа-тель. Один из создателей новой армянской лит-ры и организаторов арм. проф. т-ра в Тифлисе (1862); перев„л для этого т-ра ряд пьес. Автор историч. драмы "Агаси" по роману X. Абовяна "Раны Армении" и воспоминаний о становлении арм. т-ра. После смерти П. были инсценированы нек-рые его романы - "Сое и Вардитер", "Из-за хлеба".

Соч.: Собр. соч. в 7 томах, т. 1-7, Ереван, 1962-64 (на арм. яз.). В. Т.

ПРУДЕИН, Марк Исаакович [р.2(14).1Х.1898]-рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1918-24 - актер 2-й Студии МХТ. С 1924 П. работает в МХАТе. На сцене 2-й Студии П. исполнял роли романтич. героев в классич. репертуаре - Карл Моор (1923), Дон Луис ("Дама-невидимка" Кальдерона) и др. Впоследствии диапазон актера значительно расширился, список его ролей обширен и разнообразен. П. особенно удаются сценич. образы, в к-рых он может через острую внутр. и внешнюю характерность раскрывать психо-логич. и социальную сущность персонажа. актер уделяет большое внимание костюму, гриму, мимике, интонации, достигает мастерства полного перевоплощения. П. использует богатые и смелые сценич. при„мы, позволяющие ему создавать различные и порой противоположные образы - от яркой и л„гкой комедийности до углубл„нного драматич. психологизма. П. подч„ркивал легкомыслие беззаботного Шервинского ("Дни Турбиных" Булгакова, 1926), мрачную истеричность капитана Незеласова ("Бронепоезд 14-69", 1927), трусливость Кастальского, прикрывающегося наглой самоуверенностью и маской "непонятого" интеллигента ("Страх", 1932); честолюбие инженера Мехти-Ага ("Глубокая разведка" Крона, Гос. пр. СССР, 1946). К числу значит. работ П. последних лет относится роль Ф„дора Павловича Карамазова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому, 1961). Гос. пр. СССР (1947, 1949) за участие в спектаклях "Победители" Чирскова и "Зел„ная улица" Сурова.

Др. роли: Чацкий (1925, 1939), Фигаро (1930), прокурор Бреве ("Воскресение" по Л. Н. Толстому, 1930), Вронский ("Анна Каренина", 1937), Дульчин ("Последняя жертва", 1946), Басов ("Дачники", 1953), Кареев ("Золотая карета" Леонова, 1957), Каренин ("Анна Каренина", 1957), Дости-гаев ("Егор Булычев и другие", 1963), Бейкер ("Зима тревоги нашей" по Стейнбеку, 1964) и др. ff Лит.

ПРУТ, Иосиф Леонидович [р.5(18).X.1900] - рус. сов. драматург. Лит. деятельность начал в 1919 как журналист. Первое драматургич. произв. П. - пьеса "Князь Мстислав Удалой" (1932, Центр, т-р Красной Армии, реж. Ю. А. Завадский). Эта и последующие пьесы П. поев. г-л. обр. событиям гражд. войны; Отечеств, войны 1941-45, жизни пограничников в мирное и военное время. Пьесы П.:

"Я вас люблю" (1935), "Год девятнадцатый" (1936, реж. А. Д. Попов), "Артиллеристы" (1939), "Тихий океан" (1947), "Западная граница" (1949) - пост. в Центр, т-ре Красной (ныне Советской) Армии и др. "Дорога на юг" пост. в 1938 в Ростовском т-ре им. Горького.

П. выступал также как автор инсценировок - "Разгром" (по одноим. роману Фадеева, 1955, Астраханский, Петропавловский-на-Камчатке т-ры), "Господин Дюруа" (по роману "Милый друг" Мопассана, 1950, Моск. т-р Сатиры), писал сценарии к фильмам "Тринадцать", "Моя любовь", "Секретарь райкома" и др.

Соч.: Пьесы, М., 1951; М., 1963.

Лит.: "Театр", 1939, ј 9. ff. Мор.

ПРУХА (Prucha), Ярослав (24. IV. 1898-25.1 V'. 1963) - чехословацкий актер, режиссер. Нар. арт. ЧССР (с 1953). Чл. Коммунистич. партии ЧССР с 1945. С юношеских лет выступал в любительских кружках, был организатором любительских спектаклей. В 1920-24 - актер труппы реж. Я. Мартина (г. Рокицани); в 1924-28 - Гор. т-ра в Кладно. Играл роли: Войнара, Дивишека ("Войнарка", "Отец" Ирасека), Валенты ("Дочь поджигателя" Тыла), Лопахина, Муромского ("Вишн„вый сад", "Свадьба Кречинского") и др., П. стремился заострить в них социальное начало. В 1927 исполнил роль Глеба

Чумакова в собственной инсц. "Цемента" Гладкова. С 1931 работал в Нац. т-ре (Прага), где в 1936 создал впервые на чеш. сцене образ рабочего пролетария - горняка Догани-ча ("Цена человеческой жизни" Немечека). Не менее значит, была роль солдата Мартина Кабата в пьесе Я. Дрды "Шутки с ч„ртом" ("Ч„ртова мельница", написанной для П.). В этом спектакле актер прославлял простого человека, его доброту, оптимизм. В 1946 впервые на чехословацкой сцене создал образ Ленина ("Кремл„вские куранты"). П. часто обращался к сов. драматургии, он играл роли: Бублика ("Платон Кречет"), Макара Дубравы (о. п. Корнейчука), Вершинина ("Три сестры"), Л„вшина ("Враги"), Боцмана ("Оптимистическая трагедия") и др. Страстная вера в человека, борьба за его права, за развитие его творч. способностей - гл. тема творчества П. Гуманистич. пафосом исполнен образ доктора Галена в "Белой болезни" Чапека, ставший одной из лучших работ П.

П. выступал и как режиссер, пост. на сцене Нац. т-ра "Русские люди"

(1945), "Нашествие" (1947), "Макар Дубрава" (1949), "Плоды просвещения" (1955). Особая заслуга принадлежит ему в пост. пьес И. К. Тыла. В этих пост. П. стремился выявить характерные для Тылабезыскусную простоту, целостность, патриотич. страстность; за пост. "Упрямой женщины" был удостоен Гос. пр. (1952). П. был также популярным киноактером. В 1963 Союз деятелей т-ра и кино Чехословакии установил премию им. Ярослава Пру-хи. В 4951 за исполнение роли Яна Жижки (о. п. Ирасека) был удостоен Гос. пр.

Соч.: Hrdinove okamziku, Praha, 1948. Лит.: С олнцева Л., По театрам Чехословакии, М., 1958, с. 45-53; Ежегодник Института истории искусств, 1959. Театр. М., 1959, с. 246-64; Palenicek L., Jaroslav Prucha, Praha, 1961. Л. Сол.

ПРЫГУНОВ, Михаил Данилович (1889-1934) - рус. сов. театр. критик, историк т-ра. Автор книг и статей по истории рус. т-ра (о П. Самойлове, Ст. Кузнецове, И. А. Слонове и др.). Занимался преподавательской деятельностью.

Соч.: Русская сцена за последние 40 лет (1880-1920), Казань, 1921; А. П. Чехов - драматург. Конспект-программа очередной лекции с приложением библиографии, Казань, 1923; К истории жизни и творчества П. А. Стрепе-товой, в кн.: Стрепетова П. А., Воспоминания и письма, М.- Л., 1934. Е. X.

ПРЫЖКИ (акробатические) - один из видов цирковой акробатики. В отличие от спорта, где прыгают в высоту, в длину, акробатич. П. основаны на повороте тела, исполняются в воздухе в разных направлениях и в разных положениях корпуса ("прогнувшись", в "группировке"). П. демонстрируются на ковре и на разл. аппаратах (подкидных досках, трамплинах, батуте). Плечевые акробаты демонстрируют П. на плечах партн„ров, наездники-акробаты - на спине лошади. П. входили в представления скоморохов и др. бродячих артистов, исполнялись на нар. празднествах. Кит., япон., араб. артисты исполняли своеобразные П.

Рекордсменами в акробатич. П. являются сов. прыгуны. Среди артистов сов. цирка - Сосины, Довейко, Федосовы, Россини, бр. Маслюковы, Павловы, Девяткины, Осташенко, Самол„товы, Пону калины, Беляковы, Канагины, Кожевниковы, Быковские. Ал. Ш.

ПРЮНЬЕР (Prunieres), Анри (24. V. 1886-11.IV. 1942) - франц. историк музыки. Ученик Р. Роллана. Автор крупных трудов по истории музыки и т-ра. В центре внимания П., во многом разделявшего интересы Р. Роллана и близкого его культу рно-исто-рич. методу, стояли проблемы формирования оперы в Италии и Франции в 17 в. Издавал полное собр. соч. Люлли, осн. журнал "Revue musicale" (1919). Соч.: Nouvelle histoire de la musique, t. 1-2, P., 1934- 1936 (в рус. пер.-Новая история музыки, т. 1, M., 1937);

Luily, P., 1910, 1927; L'Opera italien en France avant Luily, P., 1913;Le ballet de cour en France avant Benserade et Luily, P., 1914; Cl. Monteverdi. [2] ed.. P., 1931; Cavalli et l'opera venitien au XVII siecle. P., 1931.

Лит.: "La Revue musicale", 1952-1953 (Hommage a H. Prunieres, 1952) (спец. номер). См. также лит. при ст. Люлли Ж. Б., Моптеверди К. Ал, М.

ПРЯНИШНИКОВ, Ипполит Петрович [14 (26). VIII. 1847 - 11. XI. 1921] - рус. артист оперы (баритон), режиссер, педагог, муз .-обществ, деятель. Учился в Петерб. консерватории (1873-74), совершенствовался в Милане. В 1875-77 выступал в оперных т-рах Италии. В 1878-86- солист Мариинского т-ра (дебютировал в партии Демона), затем был (до 1889) солистом и режиссером Тифлисского оперного т-ра. В 1889 гастролировал в Праге. Организатор и руководитель первого в России оперного товарищества (1889-92 - Киев, см. Киевское оперное товарищество; 1892-93-Москва), спектакли к-рого отличались целостностью ансамбля, художеств. вкусом. В апр. 1892 неск. спектаклями товарищества ("Фауст", "Демон", "Евгений Онегин") дирижировал П. И. Чайковский, к-рый ценил ум, энергию и энтузиазм П.

Занимался педагогич. деятельностью. Ученики:

Г. А. Бакланов, Е. К. Катульская, Е. К. Мравина, М. А. Славина, H. H. Фигнер и др.

Партии: Лионель ("Орлеанская дева" Чайковского, 1881), Мизгирь ("Снегурочка", 1882) - первый исполнитель;

Мазепа, Онегин (1884) - первый исполнитель в Петербурге; Руслан; Петр ("Вражья сила" Серова), Риголетто и др. Пост.: 1890-"Пиковая дама" (за год до пост. в Москве);

1892 - "Каменный гость" Даргомыжского, "Князь Игорь", "Майская ночь" (впервые в Москве), "Паяцы" (пер. либр. П.) и др.

Соч.: Советы обучающимся пению, СПБ, 1899, нов. изд., М., 1958.

Лит.: "Русская муз. газета", 1896, .ј11; Чайковский на Моск. сцене. Первые постановки в годы его жизни, M.- Л., 1940, с. 226-228, 244. Б. Яг.

ПСАТАС (фоас), Димитрис (р. 1907) - греч. писатель, драматург" С 1925 выступал как журналист-фельетонист. Материал фельетонов послужил основой для первых комедий П.: "Брюзга" (1940, т-р Аргиропулоса), "Моя персона" (1941, т-р Котопули), "Мадам Сусу" (1942, т-р Андреади-Веакиса). В комедии "Фон Димитракис" (1946, т-р "Объедин„нных артистов") сатирически изображ„н шкурник-коллаборационист, сочувственно показано Движение Сопротивления. Несмотря на идейную непоследовательность авторской позиции и на притупление социально-критич. направленности в комедиях "Требуется лжец" (1953, т-р Котопули), "Заколдованный круг" (1954, там же), "Набитый дурак" (1956, т-р Логотетидиса), "Общество чудес" (1959, т-р Хорна), "Давайте разденемся" (1962, т-р Андреади) и др., эти пьесы пользовались успехом благодаря остроте комедийных ситуаций, правдивому отражению быта, нравов современной Греции. Пьеса "Требуется лжец" ставилась в т-рах Киева, Тбилиси, Ташкента и др. городов СССР. Д. С.

"ПСКОВИТЯНКА" - опера H. А. Римского-Корса-кова, либр. композитора по одноим. драме Л. А. Мея. Пост. 1 янв. 1873 в Мариинском т-ре (дириж„р Направник; Иван Грозный - О. Петров, Токмаков - Мельников, Матута - Васильев 2-й, Туча - Орлов, Ольга - Платонова, Влась-евна - Леонова, Вяземский - Соболев). В 3-й ред. опера пост. 6 апр. 1895 в Петербурге в Панаевском т-ре силами участников С.-Петерб. об-ва муз. собраний; в 1896- в Моск. частной рус. опере (дириж„р Бернарди, художники Васнецов и Коровин; Иван Грозный - Шаляпин). В 1901 пост. в Большом т-ре вместе с муз.-драм. прологом "Боярыня Вера Шелога" (дириж„р Альтани; Иван Грозный - Шаляпин); в 1903 - в Мариинском т-ре с прологом "Боярыня Вера Шелога" (дириж„р Направник, реж. Василевский, худ. Головин; Иван Грозный - Шаляпин). За рубежом впервые пост. 11 мая 1909 в Париже в т-ре "Шатле" в исполнении рус. артистов (дириж„р Черепнин, пост. Санина, хорм. Авранек; Иван Грозный - Шаляпин, Ольга - Липковская, Туча - Дамаев, Матута - Давыдов, Токмаков - Касторский, Юшко - Шаронов, няня - Петренко). Опера была пост. на сценах европ. городов: Милан (1912), Лондон (1913, на рус. яз.; 1917), Манчестер (1918), Кре-фельд (1924), Барселона (1927, на рус. яз.), Бирмингем (1955), Брюссель (1956), Палермо (1959).

На сов. сцене впервые пост. 4 окт. 1919 в Петрограде в Акад. т-ре оперы и балета (сценич. возобн. Шаляпина, дириж„р Купер, худ. Головин; Иван Грозный - Шаляпин). В 1932 пост. в Большом т-ре (дириж„р Кубацкий, реж. Баратов, худ. Федоровский); в 1933 -в Ленингр. т-ре оперы и балета с прологом "Боярыня Вера Шелога" (дириж„р Похитонов, реж. Шкафер, худ. Головин; Иван Грозный - Рейзен, Ольга - Талонкина, Токмаков - Плешаков, Матута - Кабанов, Туча - Нэлепп, Надежда - Смирнова, Вера Шелога - Павловская); в 1945 - в Большом т-ре (дириж„р Сахаров, реж. Баратов, худ. Федоровский, хормейстеры Рыбнов и Луковников); в 1952 - там же; в 1952- в Т-ре оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин, реж. Соковнин, худ. Федоровский, хорм. Михайлов). Среди исполнителей на рус. и сов. сцене: А. Пирогов, Яшугин (Иван Грозный), Трезвинский, Серебряков (Токмаков), Успенский, Угринович (Матута), Куза, Жуковская, Каше-варова (Ольга), Донской, Ершов (Туча) и др.

Издания: "П."- партитура, СПБ, Бессель, [1892]; клавир, СПБ, Бессель, [1872]; нов. обработка [1894], СПБ, Бессель, [б. г.]; сов. изд.-М., Музгиз, 1932. H. Гр.

ПТЙ, Пети (Petit), Ролан (р. 13. I. 1924)- франц. артист балета, балетмейстер. В 1933-40 учился в балетной школе "Гранд-Опера", по окончании к-рой был принят в кордебалет этого т-ра. В 1944 уш„л из т-ра. Борясь против рутины и штампов, царивших в "Гранд-Опера", организовал "Вечера танцев" в Т-ре Сары Берн ар, в к-рых стремился осуществить свои новаторские искания. Позднее из участников этих вечеров была организована труппа "Балет Елисей-ских полей" (1944). В этой труппе П. пост. балеты, выражавшие его стремление к свободе и содержательности танца: "Комедианты" на музыку Соге (1945), "Юноша и смерть" на музыку Баха (1946), "Кармен" на муз. Бизе (1949), "Сирано де Берже-рак" на муз. Констана (1959) и др. Исполнял почти все партии в пост. им балетах: Сирано де Бер-жерак (о. п.), Хозе ("Кармен") и др. В своих пост. П. использует танец как средство раскрытия сценического образа, передачи нюансов, сложных человеческих чувств. Движения классич. танца сочетает с бытовыми движениями. Творчество П. оказало значительное влияние на новое поколение зарубежных балетмейстеров. Работал в мюзик холлах, кино.

Лит.: Lidova I., Roland Petit, Р., 1956; M i с h a-u t P., Le ballet contemporain. 1929-1950, P., 1950.

Ham. P. "ПТИ-БУРБОН" (Petit-Bourbon) - театр. зал в здании дворца Бурбонов (Париж), построенного в ср. века на территории совр. Лувра. В 16 в. при Генрихе III здесь выступали иностр. труппы (в т. ч. "Джелози" - первая прибывшая во Францию труппа итал. комедии дель арте), устраивались придворные балы. В 1581 итальянец Б. Бальтазарини пост. в "П.-Б." балет "Цирцея, или Комический балет королевы" (муз. Боль„ и Сальмона), положивший начало жанру франц. придворного балета с характерным для него объединением пения, музыки, танца. Придворные балеты ставились в "П.-Б." и в 17 в. ("Триумф Минервы", "Балет короля", 1621, и др.).

В 1645 кардинал Мазарини пригласил из Италии театр. худ. Дж. Торелли и итал. оперную труппу, дебютировавших оперой "Притворная сумасшедшая" Сак-рати. В 1650 поставлена пост. "Андромеда" П. Корнеля с декорациями и машинерией Торелли. В 1658 Людовик XIV предоставил помещение т-ра "П.-Б." труппе Мольера, к-рая играла поочер„дно с итал. актерами до 1660, когда дворец, а вместе с ним и т-р были снесены из-за перестройки Лувра (часть построек дворца "П.-Б." сохранялась до конца 18 в.). Е. Ф.

ПТИ ДЕ ЖЮЛЬВЙЛЬ (Petit de Julleville), Луи (18.VII. 1841-1900) - франц. литературовед и историк т-ра. С 1886 был профессором ср.-век. лит-ры и истории лит-ры в Сорбонне (Париж). Написал книгу "Театр во Франции. История драматич. лит-ры от истоков до наших дней" ("Le theatre en France. Histoire de la litterature dramatique depuis ses origines jusqu'a nos jours", P., 1889), фундаментальный труд "История театра во Франции в средние века" ("Histoire du theatre en France au Moyen age" , pt. 1 - Les mysteres, v. 1-2, P., 1880, pt. Il-Les comediens, P., 1885, pt. III - La comedie et les moeurs, P., 1886). Среди др. работ - "Репертуар комедийного театра во Франции в средние века" ("Repertoire du theatre comique en France an Moyen age", P., 1886).

ПТЙЦИНЫ - русские советские артисты цирка. Исполнители номера акробатич. вольтижировки. Михаил Алексеевич (р. 18. I. 1915). Засл. арт. РСФСР (1961). В 1930 поступил рабочим манежа в Омский цирк. С 1931 стал исполнять с партн„ром акробатич. номер, включавший рекордные трюки. Раиса Андреевна (наст. фам.-К а л а-ч „ в а). Засл. арт. РСФСР (1961). С 1931 входила в состав труппы "Океан ос", выступала в разл. цирковых жанрах. Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (1960).

В 1940 П. создали совм. номер, ч„ткий, законченный по композиции, сочетающий акробатич. трюки, пла-стич. выразительность. Ю. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница