Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей санкт петербург московский вокзал в компании РексРент.
https://vk.com/electrastyle35
Москве

Театральная энциклопедия
(страница 355)


РАМКА - гимнастический цирковой аппарат (имеет форму рамы). Применяется в воздушных и партерных номерах. Количество исполнителей от двух и больше. На Р. исполняются и акробатические номера. Ал. Ш.

РАМЛИЛА [санскр., от Рам (а) - одно из земных воплощений бога Вишну и лила - игра] - музы-кально-танц. драма, распростран„нная в сев. районах Индии. В основе сюжета Р. лежит др.-инд. эпич. поэма "Рамаяна". С древних врем„н Р. разыгрываются при индуистских храмах во время религиозного праздника дасахры, длятся 9-14 дней. Представление состоит из серии последовательно развивающихся эпизодов, к-рые разыгрываются прямо на площади или на подмостках. Гл. действ. лицо - рассказчик, к-рый объединяет действие в одно целое. Он подробно комментирует все происходящие на сцене события, поведение героев, разъясняет зрителям философию и мораль древних эпич. сказаний. Помимо осн. эпизодов, в Р. часто включаются также театр. процессии и интермедии комедийного характера (шомы). Иск-во исполнителей Р. синтетично по своему характеру. Осн. средства актерской выразительности - танец и пантомима. Действие сопровождает оркестр нац. муз. инструментов. В 18-20 вв. организуются светские представления Р. Для устройства представлений выбирают комитеты из местного населения. Чл. комитета собирают пожертвования на спектакль, отбирают актеров из числа любителей и поручают пост. наиболее опытному участнику. Исполнители носят яркие костюмы, иногда надевают маски; представление ид„т без декораций (используются только аксессуары).

Лит.: Бабкина М. П., Потабенко С. И., Народный театр Индии, М., 1964. Мел. Б.

РАМб (Rameau),Жан Филипп (25.IX.1683, Дижон,- 12.IX.1764, Париж) - франц. композитор и теоретик музыки. Род. в семье органиста. Работал как скрипач в итал. театр. труппе, затем был органистом в разл. городах Франции. С 1722 жил в Париже. Уже получив известность как автор инструмент, соч. и издав свои замечат. изыскания в области гармонии, проложившие новые пути муз. теории (знаменитый "Трактат о гармонии", 1722), Р. выступил как оперный композитор. Наиболее значит, период оперного творчества Р.- 1733- 1749. В обширном муз.-сц е-нич. наследии Р. - св. 35 произв., пост. гл. обр. в "Королевской академии музыки" (Париж): оперы "Ипполит и Арисия" (по Еври-пиду и Расину, 1733), "Кастор и Поллукс" (1737), "Зороастр" (1749, на основе музыки своей оперы "Самсон"), оперы-балеты "Галантная Индия" (1735) и "Празднества Гебы" (1739), два варианта оперы "Дарданус" (1739, 1744), комедия-балет "Платея"

(1745, Версаль), героические пасторали "Заида" (1748) и "Наида" (1749) и мн. др. Р. выступил как представитель традиц. франц. еперы с е„ разработанным и устоявшимся художеств. каноном, как творч. наследник Ж. Б. Люлли. Оставаясь в кругу тем, образов и жанров, предписанных стилем рококо, Р. обогатил выразит, средства музыки, усложнил муз. формы. Выражение разл. "аффектов" сочеталось в творчестве Р. с индивидуальной характеристикой персонажей. В речитативах у Р., как и у Люлли,звучат естеств. интонации речи. Разнообразие типов речитативов да„т возможность перехода от "сухого" речитатива к арии. Типы арии у Р. варьируются от простых песенных форм до колоратурных ариетт. В действие опер вводятся оркестровые дивертисменты. В симф. частях опер (увертюры и т. п.) Р. расширяет изобразит, возможности оркестра. Полемика между Р. и Ж. Ж. Руссо и др. энциклопедистами по эстетич. и теоретич. вопросам (об оперной форме, о связи речи и пения) была исторически ограничена и противоречива. Р. порой защищал нек-рые, устаревшие эстетич. концепции ("теорию аффектов" - "Наблюдения над нашим муз. инстинктом", 1754). Оперы Р. ставятся во франц. т-рах и в 20 в.

Лит.: И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. (ред.). Материалы и документы по истории музыки, т. 2, М., 1934; Л и-в а н о в а Т., История западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л., 1940; "Муз. жизнь", 1964, ј 22, с. 22-23-Laloy L., Rameau, 3 ed.. P., 1919; Masson P.-M. L'Opera de Rameau, P., 1930; Girdiestone C., J.-Ph Rameau. His life and work, L., [1957]; его же. Rameau в KH.:Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd 10, L.-N.Y. 1962; M a 1 i g n о n J., Rameau, P., 1960. Ал. М

РАМПА (франц. rampe, от ramper - спускаться отлого) - 1) Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по е„ переднему краю и спрятанная от публики за бортом, опоясывающим просцениум. Служит для освещения сцены спереди и снизу. В совр. т-ре Р. является лишь частью осветительной системы. 2) Граница между зрительным залом и сценой ("перед рампой" - значит в зрительном зале, "за рампой"- на сцене). 3) В переносном смысле - сцена вообще, т-р в целом (напр., "увидеть свет рампы" - значит появиться на сцене, выступить публично в т-ре).

"РАМПА"- 1) Еженедельный иллюстрированный театральный журнал. Выходил в Москве в авг. 1908 - марте 1909, редакторы-издатели Л. Г. Мунштейн (Loio) и Э. М. Бес-кин; в дальнейшем наз. "Рампа и актер" (предшественник журн. "Рампа и жизнь"), с апреля по июль 1909редактор-издатель Бескин. 2) Иллюстрированное приложение к журналу "Художественный труд", Москва, дек. 1923 - март 1924; возникло на базе ранее выходившей "Программы и либретто московских театров" (1923). 4. Шн.

"РАМПА И ЖИЗНЬ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил в Москве с апр. 1909 по окт. 1918, выделившись из ранее издававшегося журн. "Рампа и актер". Редактор-издатель Л. Г. Мунштейн (Loio) (с 26 по 30-й номер-редактор Мунштейн, издатель В. Н. Иль-нарская). Наряду с обширной информацией о текущей театрально-художеств. жизни Москвы, Петербурга (Петрограда) и провинции, журнал печатал разв„рнутые театр. рецензии, статьи общего характера по вопросам театр. и смежных иск-в, монографич. очерки, фельетоны, рассказы, стихи, эпиграммы и др. "Р. и ж." был в сво„ время одним из популярнейших изданий. Журнал систематически выпускал приложения: L о 1 о. Жрецы и жрицы искусства. Словарь сценических деятелей. М., т. 1-2, М., 1910-12;

Московский Художественный театр. Исторический очерк его жизни и деятельности, т.1-2, М., [1913-14]; Ф. И. Шаляпин. (Биография и сценические образы), [М., 1915], Галлерея сценических деятелей (Очерки, воспоминания стихи), т. 1-2, М., [1915-16] и др. . Шн.

РАНДВИЙР, Александр Аугустович (1.III.1895- 10.VII.1953)-эст. сов. актер. Засл. арт. Эст.ССР (1952). Сценич. деятельность начал в 1918 в Петрограде в самодеят. флотском т-ре, учился в театр. студии Балт. флота под рук. В. П. Самойлова, в 1922-24 - в театр. уч-ще общества "Драмастуудио". Участвовал в спектаклях Таллинского драм. т-ра. В 1924-27 работал режиссером в Вайваре, в 1927-31-актер Таллинского рабочего т-ра, в 1931-35 - т-ра "Драмастуудио" (Таллин), в 1935-41-т-ра "Ванемуйне" (Тарту), в 1941-т-ра "Эстония" (Таллин), в 1949-53-актер Т-ра им. В. Кингисеппа (Таллин). Исполнительская манера Р. в начале его творч. пути отличалась романтич. патетикой. Впоследствии в его игре вс„ более отч„тливо утверждаются реалистич. тенденции. Особенно удавались Р. образы людей из народа.

Роли: Лепик ("Призраки" Якобсона), Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Тартюф, Лука; Турья Лаао ("Цветущее море" Мялька), Глоба ("Русские люди"), Вестман ("Домовой" Вильде), Юхан ("Куда ид„шь, товарищ директор?" Хинта), Стародум ("Недоросль") и др. Снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1952, за участие в фильме "Свет в Коорди"). М. Вал.

РАНДВИЙР, Тийу Александровна (р. 10.III.1938)- эст. сов. артистка балета. Засл. арт. Эст. ССР (1960). В 1947-55 училась в Эст. хореографич. уч-ще (класс Л. Леэтмаа). В 1959-60 совершенствовалась в Моск. хореографич. уч-ще. С 1955 - солистка Эст. т-ра оперы и балета.

Партии: Одетта-Од иллия; Меэлике ("Золотопряхи" Кап-па), Раймонда; Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса), Мирта ("Жизель"), Эсмеральда; Нелима ("Ригонда" Гринблата), Аврора; Сари ("Тропою грома" Караева), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" Прокофьева), Бабочка ("Мальчик и бабочка" Тамберга) и др. Леа Т.

РАНЕВСКАЯ, Фаина Григорьевна (р. 1896) - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1961). Сценич. деятельность начала в 1915 в Малаховском дачном т-ре (под Москвой). Затем играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном "Первом советском театре" в Крыму, в Баку, Архангельске, Смоленске и др. городах. Первые сценич. успехи Р. связаны с выступлениями в остро характерных ролях: Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Змеюкина и Мерчут-кина ("Свадьба", "Юбилей" Чехова), Гулячкина ("Мандат" Н. Р. Эрдмана), Дунька ("Любовь Яровая") и др. С 1931 Р.-актриса моск. Камерного т-ра, с 1933Центр. т-ра Красной Армии. Дарование Р. наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железно-вой (1936). Образ Вассы обр„л в е„ исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик.

В 1943-49 Р. работала в Т-ре драмы (ныне Т-р им. Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Верди ("Лисички" Хелман, 1945). С глубоким трагизмом раскрыла актриса душевную тонкость, наивную доверчивость женщины, затравленной в злобном капиталистич. мире. Глубокой человечностью и душевной теплотой был согрет образ бабушки Веры ("Молодая гвардия"). В 1949-55 Р. работала в Т-ре им. Моссовета. Добрая мудрость и внутр. сила отличали образ старой ткачихи Агриппины Сем„новны Солнцевой ("Рассвет над Москвой" Сурова, Гос. пр. СССР, 1951), в остро сатирич., гротесковом рисунке сыграла Р. роль Лосевой ("Закон чести" Штейна, Гос. пр. СССР, 1949) и небольшую роль спекулянтки ("Шторм", 1951), ставшую благодаря исполнению актрисы одним из ярчайших образов спектакля. С 1955 Р.- актриса Моск. т-ра им. Пушкина. Наиболее значит, роли в этом т-ре: Бабушка в пьесе Ка-соны "Деревья умирают стоя", Антонида Васильевна в инсценировке "Игрока" Достоевского. В 1963 Р. возвратилась в Театр им. Моссовета. В 1964 сыграла роль Марии Александровны в спектакле "Дядюшкин сон" по Достоевскому.

актерский талант Р. сочетает полноту реалистич. раскрытия характера с острой, подчас гротескной, эксцентрич. манерой. Р. часто обращается к комедийному, сатирическому преувеличению. Яркая, выразит. сценич. речь, щедрые бытовые краски, остро и смело найденная характерность придают сценич. образам Р. особое своеобразие. Снимается в кино. Фильмы:

"Подкидыш", "Мечта", "Весна", "У них есть Родина" (Гос. пр. СССР, 1951).

Др. роли: Наташа ("Три сестры"), Маша ("Чайка"), Войницкая ("Дядя Ваня"), леди Мильфорд; Лаврецкая ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Трощина ("Чудак" Афиногенова), Председатель колхоза ("Ярость" Янковского), Фатьма Нурхан ("Рассказ о Турции" Хикмета).

Лит.: Дунина С., Фаина Григорьевна Раневская, М., 1953; Б а ч е л и с Т., Фаина Раневская, "Советская женщина", 1958, ј 9. К. Р.

РАННЕТ, Эуген Николаевич (р. 29.XI.1911)- :)ст. сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1960). Род. в Таллине в семье железнодорожника. Работал чернорабочим, юнгой, маляром, каменщиком. Литературную деятельность начал после войны (очерки, рассказы, одноактные пьесы, поев. гл. обр. колхозной жизни). Широкую популярность принесла Р. пьеса "Совесть" ("С болью в сердце", 1956), впервые пост. Театром им. В. Кингисеппа, к-рый затем ставил все пьесы Р. Пьеса поев. жизни эстонской деревни, сложным процессам становления нового, социалистич. сознания. В пьесе "Блудный сын" (1958) Р. раскрывает тему подлинного патриотизма, преодолевающего националистич. пропаганду. Пьеса шла во многих т-рах страны и за рубежом (в Москве в Т-ре им. Станиславского, 1958). Пьеса Р. "Браконьеры", поев. проблемам долга, ответственности художника перед народом, Родиной, была пост. в Малом т-ре (1960) и др. т-рах страны. Пьеса "Гуси" (1963) рассказывает о жизни эстонского села, о борьбе за воспитание нового отношения к труду, семье, обществу. Пьеса "Чаша и змея" (1964) - драматич. рассказ о сов. медиках.

Драматургия Р. характеризуется обращением к значительным темам современности, глубиной конфликта. Его пьесы обычно носят камерный характер, в них мало действующих лиц. Пьесы Р. всегда строятся на столкновении двух мировоззрений, утверждают новые, прогрессивные тенденции. Они отличаются сценичностью, выразительностью диалога. Автор сценария "И в дождь и в солнце" (1960) о жизни трудящихся Эстонии. Н. Войт.

РАПАЦКИЙ (Rapacki), Винценты (22.1.1840-12.1. 1924)-польский актер и драматург. В 1858 поступил в Театр. школу (Варшава), через год оставил е„, дебютировал в труппе Паде в Друскениках. Выступал в т-рах Львова, Черновиц, с 1865-в Краковском т-ре, с 1869-в Варшаве (с 1870 - один из ведущих актеров т-ра "Розмаитости"). Р.-один из выдающихся представителей польского сценич. реализма. Связанный в нач. творч. пути с краковской школой, Р. перен„с е„ опыт на варшавскую сцену, способствовав упрочению принципов реализма в польском т-ре. Высокий артистизм его игры, отмеченной внутр. напряж„нностью и разнообразием сценич. красок, был связан с вдумчивым проникновением в замысел автора, с умением найти точную выразит, характерность. Р. был создателем крупнейших трагедийных образов в пьесах Шекспира: Гамлет, Лир, Шейлок, Яго. С большим успехом играл Дон Карл оса и Франца Моора. В его репертуар входила поэтич. роль Ника ("Мария Стюарт" Словацкого) и остро характерные роли - Латка ("Пожизненная рента" Фредро), Дзишевский ("Советники пана советника" Балуцкого), Воклен ("Растяпы" Сарду), Мишонно ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Ле-гуве). Образцы сценич. историч. портрета Р. дал в ролях короля Яна-Казимира ("Мазепа" Словацкого) и Вита Ствоша (о. п., автор Р.). Р. был также автором пьес "Семейное дело" (1883), "Звездоч„т" (1888), трагедии "Гистрионы" (1892) и др.

Соч.: Okoto teatru , Krakow, 1905; Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz., 1925. Б. Рос.

РАПОПОРТ, Иосиф Матвеевич [р. 10(23). III. 1901] - рус. сов. актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). С 1918 - актер и один из организаторов т. н. "шаляпинской студии". Играл здесь роли: Телье ("Волки" Роллана), загл. роль в "Королевском брадобрее" Луначарского и др. С 1924 работал в 3-й Студии M ХАТ (с 1926-Т-рим. Вахтангова). Роли: Мудрец, Труф-фальдино ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1924), Успенский ("Разлом", 1927), Ефим Сутеев ("Барсуки" Леонова, 1927), Мгулин ("На крови" Мстиславского, 1928), Костя-капитан ("Аристократы" Погодина, 1935), Филька ("Интервенция" Славина, 135), Денис Давыдов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва, 1940), Рубинштейн ("Кому подчиняется время" бр. Тур и Шейнина, 1946). Р.- характерный актер, его иск-во отличалось остротой и оригинальностью замысла, ч„ткостью и отработанностью внешних деталей. В 1938 Р. исполнил роль В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м". Первая режиссерская работа - "Пэпо" Сундукяна (1925, Арм. студия, Москва), затем Р. пост. ряд спектаклей в Центр, детском т-ре - "Изобретатель и комедиант" Даниэля (1938), "Первая любовь" Фраермана (1939), "Особое задание" Михалкова (1946); в Моск. т-ре оперетты - "Табачный капитан" В. Щербач„ва (1942), "Холопка" Стрельникова (1945) и др. Особое место в творчестве Р. занимает ярко театральный спектакль "Много шума из ничего" (1936), исполненный веселья, изящества, гуманизма, выражающий торжество простых естественных чувств, любви и дружбы.

В Т-ре им. Вахтангова Р. пост. также спектакли:

"Дорога цветов" Катаева (1934), "Без вины виноватые" (1937); "Дон Кихот" Булгакова (1941), "Русский вопрос" (1947); "Макар Дубрава" Корнейчука (1948) и др.

С 1925 занимается педагогич. деятельностью, в 1934-41 и 1946-50 преподавал во ВГИКе, в 1942- 1946-в студии Моск. т-ра оперетты, с 1950-профессор ГИТИСа (ф-т муз. режиссеров), с 1953 препода„т в театр. уч-ще им. Щукина.

Соч.: Работа актера, кн. l. M., 1935; Работа актера, M., 1939.

Лит.: Театр им. Евг. Вахтангова. 20 лет. Сборник, [M.J, 1946; P ы н д и н В., Труд увлекательный и вдохновенный, в кн.: Шекспировский сборник. 1958, M., [1959], с. 479. Л. Ним.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) - литературная организация, созданная в 1925 в целях укрепления позиций пролетарских писателей и их мобилизации вокруг задач социалистич. строительства. РАПП имела отделения в крупных городах РСФСР и наряду с др. республиканскими ассоциациями пролетарских писателей входила во Всесоюзное объединение ассоциаций пролетарских писателей СССР (ВОАПП); была е„ осн. ядром. В условиях формирования социалистич. лит-ры существование особых организаций, объединявших деятелей лит-ры и иск-ва, стоявших на пролетарских позициях, призванных бороться с еще столь сильными в ту пору бурж. влияниями, было исторически оправдано. В РАПП входили видные сов. драматурги: А. Н. Афиногенов, В. Н. Билль-Бело-церковский, В. М. Киршон и др. В 1930 в РАПП вступил В. В. Маяковский. Но по мере укрепления и развития социалистич. строительства существование особых пролетарских организаций в лит-ре и иск-ве перестало быть необходимым. Сектантские тенденции, догматизм и вульгаризаторство, об опасности к-рых предупреждала еще резолюция ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" (от 18 июня 1925), усилились в последние годы деятельности РАПП. Они отч„тливо проявились на совещании драматургов по вопросам т-ра и драматургии (январь - февраль 1931), в к-ром приняли участие мн. видные деятели сов. т-ра. В нек-рых теоретич. выступлениях представителей РАПП (напр., в книге Афиногенова "Творческий метод театра", 1931) сказалось влияние вульгаризаторских рапповских теорий о "диалектико-материалистическом творческом методе", приводивших к нивелировке специфики художественного творчества. Ошибки РАПП проявились и в критич. нападках на передовые явления сов. драматургии (напр., выступления В. В. Ермилова против пьесы Маяковского "Баня"). В 1932 был опубликован "Театральный документ РАПП", в к-ром даны вульгарно-социологич. оценки крупнейших сов. т-ров (МХАТа, Т-ра им. Мейерхольда и др.). Возрождая ложные теории Пролеткульта, члены РАПП пытались в нач. 30-х годов создать сеть "театров РАПП", противопоставляя их всем остальным сов. т-рам. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" РАПП и др. родственные ей объединения, стесняющие развитие художеств. творчества, были ликвидированы.

Лит.: О политике партии в области художественной литературы. (Резолюция ЦК РКП(б) от 18 июня 1925 г.). в сб.: О партийной и советской печати, М.. 1954, с. 343-- 346; О перестройке литературно-художественных организаций. (Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г.), там же, с. 431. Б. Рос.

РАППОРТ, Александр Сем„нович (1843-1908) - рус. артист оперы (тенор). В 1865-71 и в 1874-85 - солист Большого, в 1871-74 - Мариинского т-ров. В последние годы жизни работал в провинции. В 1893-94 был организатором оперных спектаклей в Симбирске.

Партии: Князь, Феб де Шатопер ("Русалка", "Эсмеральда" Даргомыжского), Собинин, Финн ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила"), Бастрюков ("Воевода" Чайковского), Борис ("Гроза" Кашперова). Фауст; Оттавио ("Дон Жуан"), Эль-вино ("Сомнамбула" Беллини), Макс ("Вольный стрелок" Вебера) и др.

РАПСОДЫ (греч., ед. ч.- рафоОо;)- др.-греч. странствующие певцы, собиратели нар. песен, исполнители эпич. поэм (гл. обр. поэм Гомера). В отличие от аэдов, певцов-импровизаторов, Р. исполняли уже сложившийся поэтич. текст; иногда они одновременно были и поэтами. Античное предание считало Гомера Р.

РАСЙН (Racine), Жан (21.XII.1639, Ла-Ферте-Ми-лон,- 21.IV.1699, Париж) - франц. драматург. Чл. Франц. академии (с 1672). Получил образование в янсенистской школе монастыря Пор-Рояль, что в значит, степени повлияло на его духовный склад. Но живая, свободолюбивая натура Р., увлечение античной лит-рой определили его склонность к поэтич. творчеству и любовь к т-ру. В Париже Р. сблизился с Ж. Лафонте-ном, Н. Буало и Мольером, по совету к-рого он написал трагедию "Фиваида, или Братья-враги" (1664, труппа Мольера). Для труппы Мольера Р. сочинил и следующую свою трагедию "Александр Великий" (1665), в к-рой он придал македонскому царю черты молодого Людовика

XIV. Оба произв. были подражательными и написаны Р. в традиционных формах драматургии П. Корнеля. Сочтя, что интерпретация мольеровской труппы не соответствует героич. звучанию трагедии, Р. передал е„ т-ру "Бургундский отель", в результате чего произошло расхождение Р. с Мольером. В 1667 Р. создал трагедию "Андромаха" (т-р "Бургундский отель")-первое значит, произв., в к-ром отраж„н новый этап обществ. жизни страны, когда высшими критериями оценки обществ, поведения человека становятся моральная стойкость, верность нравств. долгу. В пьесе получила воплощение тема борьбы естественных человеческих прав с деспотизмом и гн„том; моральная победа Андромахи над цар„м Пирром прида„т трагедии опти-мистич. звучание. В 1668 Р. написал свою единств. комедию "Сутяги" (пост. при дворе). Использовав сюжет "Ос" Аристофана, Р. остро сатирически изобразил франц. судейские нравы.

Нарастание политич. реакции во 2-й пол. 17 в. обусловило усиление антитиранич. мотивов в трагедиях Р. Очерченный в резко отрицательных тонах образ императора Нерона в трагедии "Британник" (1669, т-р "Бургундский отель") олицетворяет преступность власти, основанной на личном своеволии. Гл. тема трагедии "Береника" (1670, там же) - борьба между чувством и долгом. Эта трагедия, самая поэтичная из пьес Р., проникнута высокой гуманистич. моралью; е„ трагизм - в борьбе чувств героев, способных пожертвовать своим счастьем ради блага народа. В этой пьесе Р. окончательно порывает с традициями трагедий Корнеля. В трагедиях "Баязет" (1672, там же) и "Митридат" (1673, там же) показано губительное воздействие необузданных страстей, толкающих даже благородные натуры на преступные деяния. В трагедии "Ифигения в Авлиде" (1674, Версаль) Р. дал новую трактовку о. п. Еврипида; Р. ослабляет гражданское звучание античной трагедии, превращает е„ в семейную драму и насыщает пафосом человечности. В своих трагедиях Р. отображает важные стороны совр. ему обществ, жизни, клеймит эгоизм, утверждает высокие нравственные идеалы. Лучшая трагедия Р.- "Федра" (1677, т-р "Бургундский отель"). Героиня этой пьесы, влюбл„нная в пасынка, горько осозна„т безнравственность слепой страсти, ведущей е„ на путь позора, забвения своего долга, гибели. Драматург утверждает, что гармония между страстью и моралью невозможна в обществе, где жажда личного счастья приводит к компромиссу с совестью. Р. создал образ женщины, поражающей силой и чистотой своей любви, тв„рдостью нравственных убеждений, непреклонной волей.

Большинство произв. Р. вызывало осуждение со стороны консервативно настроенных аристократов. Придворная клика подготовила провал первых представлений "Федры". Недоброжелательное отношение к Р. определялось приверженностью части зрителей к старым формам героич. трагедии и гл. обр. неприятием трагически смятенного мира, внутр. протеста героев Р. Оскорбл„нный Р. в течение последующих 12 лет не писал для т-ра и обратился к драматургии лишь в последний период своей жизни.

Р. создал для любительских спектаклей воспитанниц Сен-Сирского монастыря трагедии на библейские темы: "Эсфирь" (1689) и "Гофолия" ("Аталия") (1691). В них Р. дал широкую картину распада деспотич. монархии и в скрытой форме выразил мысль о справедливости нар. восстания. Обе эти пьесы были новаторскими произв., расширяющими рамки классицизма 17 в., они намечали пути для философско-политич. драмы эпохи бурж. Просвещения.

Творчество Р. представляет следующий этап развития классицизма после П. Корнеля, суровой героике и риторич. величавости к-рого Р. противопоставил изображение внутр. жизни человека. Вместо сложной интриги, свойственной трагедиям Корнеля, Р. вв„л простые сюжеты. Развитие сильной страсти, столкновение значит., глубоких характеров определяют действие расиновской драмы. Г"ерои Р. отстаивают сво„ достоинство, попираемое деспотич. произволом, но это не действенная борьба; автор противопоставляет цельные, благородные натуры натиску злых эгоистич. страстей. Охваченные порывом, подчиняя волю единой цели, персонажи Р. действуют только в одном направлении; поэтому сюжеты трагедий Р. не отклоняются от осн. темы и полностью свободны от бытовых подробностей, эпизодич. сцен. Гармония композиционного построения, строгая логика развития действия, сочетающиеся с предельным лаконизмом выразительных средств, ритмич. стройностью, певучестью поэтич. языка,делают трагедии Р. наиболее последовательными и совершенными произв. классицистской драматургии.

Приверженец абсолютной монархии, Р., как и его герои, не видел выхода из противоречий действительности. Судьба человеческая представала в драмах Р. только в трагич. аспекте. Черты рассудочности и придворной галантности в трагедиях Р. вызывали отрицательное отношение к нему со стороны В.Г.Белинского. А.С. Пушкин, подчеркнувший аристократич. характер расиновской драматургии, вместе с тем отметил, что Р. "...велик, несмотря на узкую форму своей трагедии" (Полн. собр. соч., в одном томе, 1949, с. 1342). Решая глубокие этич. проблемы, Р., вопреки догматизму поэтики классицизма, показывал, по словам А. С. Пушкина, "судьбу человеческую, судьбу народную" (там же). "...Йечто поразительно величавое", "энергию" человечности находил в трагедиях Р. и А. И. Герцен (см. "Герцен об искусстве", 1954, с. 174). А. В. Луначарский называл Р. "замечательным, изумительным психологом", указывал, что драматург "в совершенно кристально прозрачных формах... показывает трепе-ты всяких внутренних дисгармоний, элементы внутренней борьбы, которые пронизывают человеческую душу" (Собр. соч., т. 4, 1964, с. 180).

Утвердив в репертуаре франц. т-ра новый тип этич. трагедии, Р. добился от исполнителей ролей в своих произв. психологич. оправданности декламации, точного соблюдения мелодики стиха, передающей тончайшие проявления чувств, естественной грации движений и жестов. Последовательницами принципов Р. в т-ре были франц. актрисы Т. Дюпарк, исполнявшая роль Андромахи, и М. Шанмеле, выступавшая в роли Федры.

Творчество Р. оказало значит, влияние на развитие классицистской трагедии. Среди его учеников-Вольтер (Франция), Дж. Драйден (Англия), И. К. Гот-шед (Германия). В числе рус. последователей Р. были А. С. Сумароков, Я. Б. Княжнин, П. А. Катенин.

Драматургия Р., наряду с наследием П. Корнеля, составляет основу репертуара франц. т-ра. В 18 в. А.Лекувр„р поражала современников лирич. проникновенностью юной Монимы ("Митридат"), М. Дюмениль- величественным пафосом Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде") и грозной силой Гофолии, М. Клерон - тончайшей отделкой ролей Гермионы ("Андромаха"), Роксаны ("Баязет"). На рубеже 18-19 вв. Ф. Ж. Тальма создал образы воодушевл„нного Ореста ("Андромаха"), жестокого, надменного Нерона ("Британник"). Утверждение романтизма в 1-й пол. 19 в. оттеснило драматургию Р., новое обращение к к-рой связано с творчеством Э. Рашель, насытившей образы расинов-ских героинь теплотой, ясностью этич. оценок. В 20 в. влияние модернизма сказалось на исполнении ролей Федры и Андромахи Сарой Бернар, отмеченном чертами трагич. исступл„нности, болезненного смятения духа.

В совр. франц. т-ре трагедии Р. входят в репертуар т-ра "Комеди Франсез", отдельные пост. идут и на сцене др. т-ров (напр., "Федра" в Нар. нац. т-ре).

На рус. сцене в образах Клитемнестры ("Ифигения в Авлиде", 1815) и Федры (1823) прославилась Е. С. Сем„нова. В роли Федры выступала M. H. Ермолова (1890), поражавшая зрителей человечностью и трагич. простотой игры. В сов. время "Федру" пост. Камерный т-р (1921); исполнительница роли Федры А. Г. Коонен в скупых и строгих формах передала высокий трагизм пьесы Р.

Соч.: Oeuvres, nouvelle ed. par P. Mesnard, t. 1-8, р 1865-73; Oeuvres completes, v. 1-8, P., 1869-77; Oeuvres, v. 1-5, P., 1931, в рус. пер.- Соч., т. 1-2, М.-Л., 1937; Федра, пер. В. Брюсова, М.-Л., 1940 (см. предисл. Г. H. Бояджиева).

Лит.: Батюшков Ф., Женские типы в трагедиях Ра-сина, "Северный вестник", СПБ, 1896, ј 7, 8; Весело в-с к и и Ю., Жан Расин, в его кн.: Литературные очерки, т. 1, М., 1900; Державин К., Книга о Камерном театре, Л., 1934; Мокульский С., Расин, Л., 1940; История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Виппер Ю. Б., Расин, в кн.: Виппер Ю. Б., Самарин Р. М., Курс лекций по истории зарубежной литературы XVII в., М., 1954; Гриб В. Р., Расин, в его кн.: Избранные работы, М., 1956; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961, с. 254- 263; Lemaitre J., Jean Racine, P., [1908]; L a r-roumet G., Racine, 5 ed., P., 1919. Гр. Б.

РАСЛЙЛА (санскр., от рас - представление и лила - игра) - инд. нар. представление. Истоки - в нар. и обрядовых играх кочевников-скотоводов, населявших Индию в глубокой древности. Одна из наиболее древних форм нар. т-ра. В основе сюжета Р. лежит миф о Кришне - боге-пастухе, покровителе скотоводч. плем„н. Р. разыгрывалась при индуистских храмах во время вишнуитских праздников, состояла из пролога ритуального характера и многочисл. эпизодов, воспроизводящих жизнь Кришны- мальчика, юноши и мудрого правителя, доблестного воина.Между эпизодами вставлялись бытовые комедийные интермедии. Индуистские священнослужители приписывали Р. символич. значение. Несмотря на религиозный характер сюжета, Р. отражает жизнь широких слоев населения: их обряды и обычаи, песни и танцы, музыку, своеобразие быта. Исполняется на открытом воздухе, на импровизированной сцене. По существующей традиции участники представления и зрители, отыграв один эпизод, переходят на другое место, в соответствии с изменением места действия (хоровод Кришны с пастушками разыгрывается на берегу реки, встреча с отшельником - в лесу и др.). В Р. входят танец, пантомима, пение и диалог. Музыканты, находящиеся на сцене, сопровождают действие игрой на муз. инструментах и пением. актеры-танцовщики иллюстрируют эти песнопения хореогра-фич. пантомимой. Танец исполнителей Р. сходен с классич. инд. танцем катхак.

Р. широко распространена в сев. частях Индии (штат Уттар-Прадеш) и является одной из популярных форм нар. театр. представлений.

Лит.: Бабкина М.П., Раслила и другие формы народного театра штата Уттар Прадеш, в сб.: Драматургия и театр Индии, М., 1961. Мел. Б.

РАСПОПОВ, Ростислав Владимирович [р. 28.11 (13.III). 1905]-рус. сов. театральный художник. Учился в изомастерских Пролеткульта (1917). Занимался у Ф. Ф. Федоровского (1919-23) и В. А. Ше-стакова (1924). Деятельность в т-ре начал в 1924 ("Гений случая" В. В. Каменского, Замоскворецкий т-р, Москва). Был художником моск. т-ров Пролеткульта, Ленсовета, Революции. В 1930-46 - гл. художник Моск. т-ра юного зрителя (МТЮЗ). Оформлял также спектакли в театрах Одессы, Свердловска, Казани и др. городов.

Спектакли: "Закон Ликурга" по Драйзеру, (1934, 2-й Белорус. т-р, Витебск), "Блуждающая школа" Кассиля (1935), "Мнимый больной" Мольера (1939), "Финист - ясный сокол" Шестакова (1940), "Крепость на границе" Тевелева и Сагаловича (1947) - все в МТЮЗе; "Диктатура" Микитенко (1929, одесский Т-р им. Октябрьской революции), "В одном городе" Софронова (1948, т-р в г. Гродно), "Двадцать лет спустя" Светлова (1956, Моск. т-р им. Пушкина) и др.

С 1927 Р. связан с театр. коллективами художеств. самодеятельности. Работал в домах культуры Первого подшипникового завода, Завода им. Лихач„ва, Дома культуры им. Ильича и др. С 1959 - гл. художник Нар. т-ра Завода им. Лихач„ва. АН. Ш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница