Наши партнеры

Выгодно аренда автомобиля в махачкале без водителя посуточно в компании РексРент.
Современные Виллы в Бенидорме alexhomeinvest.com.

Театральная энциклопедия
(страница 356)


РАССКАЗОВ, Александр Александрович (1832- 28.VII.1902) - рус. актер, антрепрен„р. Занимаясь в Моск. театр. уч-ще, участвовал в полупроф. спектаклях. В 1850 был зачислен в балетную труппу. В 1853 уехал в провинцию. Выступал как драм. актер в городах Сибири. В 1853-66 был актером Малого т-ра. Затем начал антрепрен„рскую деятельность; держал антрепризы в Самаре, Туле, Калуге, Симбирске и др. городах. В 1880-90 организовывал спектакли в Нем. клубе в Москве; выступал здесь как актер. В последние годы жизни был антрепрен„ром т-ра в Пушкино под Москвой. Один из лучших антрепрен„ров России, Р. подбирал хороших актеров, добивался в своих труппах творч. дисциплины.

Играя роли амплуа простака, Р. стремился к ярко выраженной внешней характерности. Большое внимание уделял костюму, гриму сценич. персонажей. Его игра изобиловала метко схваченными бытовыми деталями, в то же время Р. стремился подч„ркивать в своих сценич. образах чисто комедийные, внешние черты характера действующих лиц.

Роли: Белогубов ("Доходное место"). Бальзаминов, Грозной ("Женитьба Бальзаминова", "Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского), Митрич ("Власть тьмы") и др.

Соч.: Из прошлого, "Театрал", 1896, кн. 20, .ј 70, кн. 24. ј 74. Лит.: Н. К., Александр Александрович Рассказов, "Сезон", 1887. вып. 1. Ю. Д.

РАССОХИНА, Елизавета Николаевна (ок. I860 - март 1920) - рус. театр. деятельница и антрепрен„р. Держала антрепризы в разл. городах России. Отличалась большой энергией и предприимчивостью. Была организатором и учредительницей "Первого театрального агентства для России и заграницы Е. Н. Рассохиной" (1892, Москва), занимавшегося посредничеством между антрепрен„рами и актерами. До организации в 1896 справочно-статистич. бюро РТО агентство Р. было единственным в России посредником между актерами и антрепрен„рами. В дальнейшем агентство начало заниматься также устройством актерских "товариществ", организацией гастролей-рус. и иностр. актеров (драм. и оперных) и др. С договорных сумм в пользу агентства отчислялись проценты. Просуществовало до Октябрьской революции.

Лит.: Театральное агентство Е. Н. Рассохиной. Программа деятельности агентства, в кн.: Пчельников П.М. [сост.]. Справочная книжка по театральному делу, М., 1900. С. Г.

РАСТЕЛЛ (Rastell), Джон (1475-1536)-англ. литератор и издатель. Был родственником и другом Т. Мора. Писал книги по вопросам религии. В историю т-ра вош„л как автор моралите "Новая и вес„лая ин-герлюдия о природе четыр„х стихий", утверждавшего гуманистич. идеи. Используя аллегорич.форму моралите, Р. выступил против ср.-век. схоластики, призывал к изучению живой природы.

Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, СПБ, 1872; The Cambridge history of English literature, ed. by A. Ward and A. Waller, v. 5, Cambr., 1932. А. Б.

РАСТЕЛЛИ (Rastelli), Энрико (1896-1931)- цирковой артист; жонгл„р. По национальности итальянец. В цирке выступал с 11 лет. Гастролировал в России, Италии, Сев. Америке, Германии. Жонглировал палочками, резиновыми мячами, тарелками (до 8)-реквизитом, заимствованным у японцев. Сочетал жонглирование с эквилибристикой. Достигал виртуозного мастерства. Лит.: "Цирк", 1926, ј 1. М. 3.

РАСУЛ РЗА (Р з а е в, Расул Ибрагим оглы)

Ц".6(19).V. 1910] - азерб. сов. писатель, драматург. ар. поэт Азерб. ССР (1960). Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1944). Чл, Коммунистич, партии с 1939. Депутат Верх. Совета Азерб. ССР 1-го, 3-го, 4-го, 5-го, 6-го созывов. Р. Р. - автор пьес "Вэфа" (1943, Т-р им. М. Азизбекова), поев. Отечеств, войне, моральной стойкости сов. людей, "Гардашлар" ("Братья", 1956, там же) - о борьбе пролетариата Баку за Сов. власть, "Закон" (1963) - о трагедии простых людей Америки. Драматургии Р.Р, присущи боевой по-литич. тон, лаконичность живой поэтич. речи, жизненная яркость образов. Автор сценариев фильмов. Перев„л на азерб. язык "Прикованного Прометея" Эсхила, "Учителя танцев" Лопе де Вега, "Маскарад" Лермонтова и др. Гос. пр. СССР, 1951, за поэму "Ленин". Соч. Р. Р. переведены на языки народов СССР и др, стран мира.

Соч.: Избранное, Баку, 1959. К. Кае. РАТАССЕПП,Вальдеко Рудольфович (р.3. IX. 1912)- эст. сов. актер. Нар. арт. Эст, ССР (1962). Сценич. деятельность начал в 1932 в т-ре "Ванемуйне" (Тарту). В годы войны - актер и режиссер Эст. художеств. ансамблей (Ярославль). С 1944 - актер Т-ра драмы им. В. Кингисеппа. Страстность мысли, яркий темперамент, умение превращать публицистику в явление иск-ва, а иск-во пронизывать пламенной публицистикой сделали Р. выдающимся исполнителем ролей совр. положительных героев.

Лучшие роли: Сабуров ("Дни и ночи" по Симонову), Ф„дор Таланов ("Нашествие"). Позже играл характерные роли - Мак Кеннеди ("Шакалы" Якобсона), Могри-Мярт ("Бог мошны" Китцберга), Чеснок ("В степях Украины" Корнейчука) и др. Создал эпич. образ Андреев Пааса в инсц.

"Правда и право" по роману А. X. Таммсааре, а также образы Астрова ("Дядя Ваня"), Фи-липпа II ("Дон Карлос"). С. Лев.

РАТАССЕПП, Рудольф [23. Ш (4. IV). 1891-7.11. 1942]-эст. актер. Сценич. деятельность начал в 1910 в т-ре "Эстония" (Таллин). С 1911 работал в т-ре "Ванемуйне" (Тарту), где под рук. К. Меннинга сформировалось его реалистич. иск-во. С 1919 Р.- актер Таллинского драм. т-ра, с 1925-вновь т-ра "Ванемуйне", где работал до начала Великой Отечеств, войны (перерыв в 1927- 1928, когда Р. был одним из организаторов "Ряндтеатра"-"Передвижного театра"). Р. был характерным актером, вносившим интеллектуальное начало в свои лучшие сценич. работы: Шейлок, Король Лир;

Полоний ("Гамлет"), Ник Баттон ("Сон в летнюю ночь"), епископ Николае ("Борьба за престол" Ибсена), Вурм ("Коварство и любовь"), Яан ("В вихре ветров" Китцберга), Вястрик и Соогенбитс ("Американский Христос", "Благодать потряс„нного разума" Раудсеппа).

Р. работал также режиссером. Пост. "Сапожники Нумми" Киви, "После потопа" Синклера (обе 1934), "К. Р. Якобсон" Метсанурка (1935), "Человек с портфелем" Файко (1932), "Король Лир" (1935) - в т-ре "Ванемуйне". М. Вал.

РАТКАИ (Ratkai),MapTOH(18.XI.1881-18.IX.1951)- венг. актер. Нар. арт. ВНР (1951). Выступала т-рах драмы и оперетты. В 1903 окончил Академию театр. иск-ва в Будапеште. В том же году дебютировал на сцене т-ра "Мадьярсинхаз" (Будапешт). Нек-рое время работал в провинции. В 1905 был приглаш„н в "Ки-райсинхаз" (опереточную труппу); одновременно продолжал выступать в "Мадьярсинхаз", позднее работал в Нац. т-ре в Будапеште (до 1945). Был остро характерным актером, превосходным комиком и танцовщиком.

Роли: Мишка ("Магнаш Мишка" Сирмаи), Фичур ("Ли-лиом" Мольнара), Городничий; Прохор ("Васса Железно-ва"), Оргон ("Тартюф"), Бартоло ("Женитьба Фигаро"), Сен-Жюст ("Смерть Дантона" Бюхнера), Меттерних ("Орл„нок" Ростана), Менелай ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Зюльфикар ("Гюль-Баба" Хуски), Бони ["Княгиня Чардаш" ("Сильва") Кальмана] и др. Пр. им. Кошута (1949).

Лит.: Karpathy G., A nagy komedias: Ratkay Mar-ton, в сб.: Nagy magyar szineszek, Bdp., 1957, p. 349-72;

Nagy Adorjan, Ratkay Marton, "Szinhaz-es film-muveszet", Bdp., 1951, ј 15, p. 631-36. А. Ив.

PATOB, Сергей Михайлович (М у р а т о в; г. рожд. неизв.- ум. 12.VIII.1924) - рус. актер, режиссер, театральный педагог. Род. в аристократия, семье. В нач. 1890-х гг. участвовал в клубных спектаклях в Петербурге. Затем был актером крупных провинц. т-ров (Рига, Могил„в и др.). Несмотря на физич. недостаток (был горбат), пользовался большим успехом в характерных и комедийных ролях: Аким ("Власть тьмы"), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Робинзон ("Беспри'да"ница"), Лемм ("Дворянское гнездо" по Тургеневу) и др. Был актером и режиссером в т-рах Пе тербурга (Новый т-р Яворской, т-р Об-ва трезвости в Таврич. саду и др., в петерб. Нар. доме). Р. преподавал в театр. учебных заведениях Петербурга (курсы Заславского), читал лекции по вопросам драматургии и т-ра. В серии статей "Искусство актера" Р. разрабатывал метод работы актера на основе развития воображения, внимания и переживания. Автор рассказов "Герои сцены" (СПБ, 1913).

Соч.: Мысли о сценическом обучении, "Театр и искусство", 1906, ј 18; Искусство актера, "Библиотека театра и искусства", 1913, кн, 5-7; О мимике, жесте и отделке роли, там же, 1914, кн. 4, Мысли актера о задачах театра, СПБ, 1905. Г. К.

РАТОМСКИЙ, Владимир Никитич (наст. фам.- Лаптев) [р.11(23).VII.1891-1965] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1951). Участвовал в любит, спектаклях. В 1918 начал проф. сцеыич. деятельность в Архангельском т-ре. Работал здесь с В. Н. Давыдовым в антрепризе С. А. Светловой. В 1920 работал в Новороссийском т-ре; в спектакле "Нора" (пост. Мейерхольда) играл Крогстада, затем был актером т-ров Иркутска, Тулы, Красноярска и др. В 1934-37-актер Свердловского т-ра.

Роли: Павел I (о. п. Мережковского), Смердяков ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Оргон ("Тартюф"), Пикалов ("Любовь Яровая"), Швач ("Разлом"), Паршин ("Рельсы гудят" Киршона), Бородин ("Страх"), Сем„н Рак ("Воздушный пирог" Ромашова),Суслов ("Мстислав Удалой" Прута), Отченаш ("Конец Криворыльска" Ромашова). Л„вшин ("Враги"), Бублик ("Платон Кречет"), Редуткин ("Человек с портфелем" Файко), Рогач„в ("Чудак" Афиногенова). Р. много играл в пьесах Островского - Кудряш, Тихон ("Гроза"), Шмага, Счастливцев; Юсов ("Доходное место") и др.

С 1937 - в труппе ЦТСА (Москва). Роли: Перчихин ("Мещане"), Головастиков ("Варвары"), дед Щукарь ("Поднятая целина" по Шолохову), Храпов ("Васса Железнова"), Гайворона-отеп ("Пархоменко" Вс. Иванова), Шалтунов ("Степь широкая" Винникова; Гос. пр. СССР, 1949), Максим ("Левониха на орбите" Мака-„нка). Р.- актер остро характерного дарования, ему свойственны т„плый юмор, простодушие, богатство интонац. красок. Снимался в кино - "Кавалер Золотой Звезды" (Гос, пр. СССР, 1952) и др. Э. К.

РАТОНЬИ (Ratonyi), Роберт (р. 18.II.1923) - венг. артист оперетты. Засл. арт. ВНР (1964). В 40-е гг. учился в уч-ще К. Рожахедьи, затем в Гос. консерватории (Будапешт). С 1945 работал в т-ре "Вигсинхаз", с 1949-актер Будапештского т-ра оперетты.

Роли: Бони, Флоримонд ["Княгиня Чардаш" ("Сильва"), "Фиалка Монмартра" Кальмана], Бриссард ("Граф Люксембург" Легара), Марци ("Отель Палота" Броди), Клинко ("Государственный универмаг" Керкеша), Хошка Лайош ("Золотая звезда" Секея), Марс ("Орфей в аду" Оффенбаха), Мики ("Вольный ветер" Дунаевского), Сако ("Кето и Котэ" Долидзе) и др. Известен также как артист драмы, эстрады и конферансье. Пр. им. Ясаи (1956 и 1961). А. Ив.

РАУДСЕПП, Кирилл (р.5. IV.1915) - эст. сов. дириж„р. Нар. арт. Эст. ССР (1952). Окончил Таллинскую консерваторию. В 1944-51 - дириж„р, в 1951- 1963-гл. дириж„р т-ра "Эстония" (Таллин). Дирижировал первыми пост.эст. сов. опер: "Берег бурь" (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "Боевое крещение" (1957) Эрнесакса, "Певец свободы" Э. Каппа (1950; Гос. пр. СССР, 1952), "Дальние берега" Реймана (1959) и др., операми сов. и зап.-европ. композиторов, эст. сов. балетами "Кале-випоэг" Э. Каппа (1948), "Тийна" Аустер (1956), "Зо-лотопряхи" Э. Каппа (1956). X. Кыр.

РАУДСЕПП, Хуго (псевд.- Миллималли-кас) [28.VI(10.VII).1883-18.IX.1952] -эст. писатель, драматург. В начале своей лит. деятельности был журналистом, театр. критиком. Как драматург дебютировал пьесой "Демобилизованный отец семейства" (1923, т-р в г. Валга). Ведущее место в творчестве Р. занимает комедия, характеризующаяся искрящимся юмором, остроумным диалогом, замечательным мастерством лепки характеров: "Судья Самсон" (1925, т-р "Угала", г. Вильянди), "Американский Христос" (1926, т-р "Эстония", Таллин), "Синимандрия" (1927, т-р "Ванемуйне", Тарту), "Под знаком Синая" (1928, Рабочий т-р, Пярну), "Микумярди" (1929, там же), "Благодать потряс„нного разума" (1931, т-р "Кан-нель", г. Выру), "Лежебока" (1932, "Эстония"), "Розовые очки" (1934, "Угала"), "Крысы" (1946, "Эстония"), "Тийзенозен из Тагатипу" (1946, "Угала"), "Хозяева Тиллерэйну" (1948, "Эстония") и др. Пьесы Р. (всего св. 20) ставились мн. эст. т-рами. К. Каск.

РАУПАХ (Raupach), Герман [1728 - дек. 1778(?)] - композитор и дириж„р.По национальности немец. Муз. образование получил у отца, Христофора Р., органиста и композитора. В 1756-62 - капельмейстер придворной оперы в Петербурге. Автор опер "Альце-ста" на текст А. П. Сумарокова (1758), "Добрые солдаты" на текст М. М. Хераскова (1779), оперы на итал. яз. "Кир" (1760), музыки к балету "Прибежище добродетели" и прологу "Новые лавры" (совм. с И. Стар-цером) (все пост. в Петербурге) и др. соч.

РАУС (нем. Raus, от heraus - изнутри наружу)- высокий балкон над входом в ярмарочный балаган; с Р. участники представления зазывали зрителей, исполняя разл.трюки. Гл. персонажем был клоун-зазывала (дед), к-рый расхваливал программу, исполнял сатирич. монологи, состязался в острословии со зрителями. Крупные цирки вместо Р. устраивали кавалькады. Ал. ///.

РАУТАВАРА (Rautawaara), Ауликки (p.2.V.1906)- фин. артистка оперы и камерная певица (сопрано). Дочь композитора и педагога Г. В. Раутавары. В 1925 окончила консерваторию в Хельсинки. Совершенствовалась в Дании и Германии. Концертную деятельность начала в 1927. В 1932-33 - солистка фин. оперы в Хельсинки. Пела в т-рах Вены, Брюсселя, Амстердама, Антверпена, на фестивалях в Зальцбур-ге, Эдинбурге. Концертировала во мн. странах Скандинавии и центр. Европы. Выступала пропагандистом фин. музыки, особенно творчества Я. Сибелиуса. Снималась в кино.

РАУХВЕРГЕР, Михаил Рафаилович [р.22. XI (5. XI I).1901] - рус. сов. композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1961). В 1927 окончил Моск. консерваторию по классу фп. проф. Ф. М. Блуменфельда. Вн„с большой вклад в развитие кирг. муз. т-ра. Автор муз. произв., пост. в Кирг. т-ре оперы и балета: оперы "Кокуль" ("Золотой Чуб", 1942), балета "Чолпон" (1944, 2-я ред. 1958)-оба произв. по мотивам кирг. нар. сказок; оперы "Джамиля" (1961, 2-я ред. 1964) о колхозной жизни; оперы-балета "Снежная королева" (1965); музыки к драматич. спектаклям: "Недоросль" (1939, Центр. детский т-р); "Красная шапочка" Шварца (1948, МТЮЗ), "Виндзорские насмешницы" Шекспира (1948, Горьковский т-р) и др., соч. в разл. жанрах. В 1928- 1941 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1939 - профессор).

Лит.: К о р е в Ю., М. Раухвергер и его балет "Чолпон", М., 1958; "Сов. музыка", 1957, .ј 9, с. 73-76. Н. Л.

РАФАЛЬСКИЙ, Михаил Ф„дорович (1889-1937)- евр. сов. режиссер и педагог. Нар. арт. БССР. Учился в драм. школе Т-ра Соловцова в Киеве. Играл в разл. рус. труппах Украины. После Октябрьской революции переш„л на евр. сцену. Был одним из организаторов и руководителей харьковского евр. т-ра "Унзервинкль" (1918), к-рый вскоре был преобразован в евр. передвижной т-р (обслуживал Киев, Витебск, Минск). В 1921 Р. создал в Минске евр. театр. студию, с к-рой в 1922 выехал учиться в Москву. В 1926, после возвращения в Минск, эта труппа стала Белорус. гос. евр. т-ром (Белгосет) - руководитель Р. Был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Пост.: в студии - инсценированные новеллы Шолом-Алейхема, Переца; "Проделки Скапена" по Мольеру, "На покаянной цепи" Переца (оба в 1925); в Белгосете - "Ботвпн" Бевьюрко (1927), "Гпрш Лекерт" Кушнирова (1928), "Глухой" Бергельсона (под назв. "Верхи и низы", 1930) и др. А. Шн.

РАХЙМ, Джалил (p.3.VI.1909) - тадж. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Лит. деятельность начал как поэт. Р. написал пьесы "Победа" (1932-1-й вариант; 1936 - 2-й вариант под назв. "Саодат", 1939 - 3-й вариант под назв. "Санавбар", 1961 - 4-й вариант под назв. "Рассвет над полями"). Эти пьесы, поев. коллективизации, рисуют столкновение нового и старого в сознании людей. В 1942 Р. написал либретто муз. драмы "Две встречи" о героизме партизан в годы Отечеств, войны, в 1963 - историко-биографич. пьесу "Сердце поэта" о поэте 16 в. Камоле Ходжентском. Пьесы Р. пост. в Ленинабадском муз.-драм. т-ре. Р. перев„л пьесы: "Гроза" (1947); "Легенда о любви" Хикмета (1954) и др. Я, Н

РАХЙМОВ, Джалил (р.15.1.1915) - узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1960). Чл. Коммунистпч. партии с 1941. Окончил актерское отд. Ташкентского театр. техникума (1934) и в том же году поступил в Андижанский узб. муз.-драм. т-р. Роли: колдунья Ясуман ("Фархад и Ширин" Хуршида, 1034), Скапен ("Проделки Скапена", 1935), Нарбайвачча ("Холисхон" Хамзы, 1940), Швандя ("Любовь Яровая", 1941), Джура ("Пол„т орла" Султанова, 1943), Етов ("Мухаббат" Туйгуна, 1946), Кузыев ("Ш„лковое сюзане" Каххара, 1952), Кудряш ("Гроза", 1954), Хлестаков ("Ревизор", 1954), Мамарасул ("Больные зубы" Каххара, 1955), Самосад ("Крылья" Корнейчука, 1856), Ташболта ("Влюбл„нный Ташбол-та" Гуляма, 1961) и др. В. Д.

РАХЙМОВ, Наби (7.XI.1911)-узб. сов. актер. Нар. арт. СССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1945. С 14 лет участвовал в спектаклях театр. коллектива Коканда (1926 - 29). В 1929 вступил в труппу Т-ра им. Хамзы. Р. с особым успехом играет характерные и комедийные роли. В его сце-нич. образах традиции нац. нар. т-ра сочетаются с опытом совр. проф. иск-ва. Они отличаются ярким нац. колоритом, обаянием, остротой социальной характеристики, л„гким юмором, ч„ткостью внешнего рисунка. Конкретные, жизненно достоверные сценич. создания Р. разнохарактерны, отмечены мастерством перевоплощения.

Роли: Туйчи ("Сожж„м" Яшена, 1932), Риппафрата ("Хозяйка гостиницы", 1934), Вася ("Мой друг" Погодина. 1934), Кочка р„в ("Женитьба", 1935), Шукуров ("Предатели" Фатхул-лина, 1938), Тихон ("Гроза", 1938), Яго (1943). Арбенин ("Маскарад", 1945), Етов ("Мухаббат" Туйгуна, 1946), Боровский ("За тех, кто в море!". 1947), Харди ("Русский вопрос", 1947), Нил ("Мещане", 1951), Кузыев ("Ш„лковое сюзане" Каххара, 1952), Хлестаков (1952), Тибальд ("Ромео и Джульетта", 1955), Каска ("Юлий Цезарь" Шекспира. 1958), Круглаковский ("Хозяин" Соболева, 1962), Джеймс Тейлор ("Кровавый мираж" Азимова, 1964).

Р. - мастер эпизодич. ролей: Сахиб ("Генерал Рахимов" Яшсна ,1950), Шакир Ата ("Священная кровь" Айбека, 1954), Булбул ("Фуркат" Авезова и Ходжаева, 1959), Бобо Кайфи ("Мирза Улугбек" Шейхзаде, 1961).

Снимается в кино. С 1946 вед„т педагогич. работу в Ташкентском театр. ин-те.

Лит.: Государственный ордена Ленина акад. узбекский театр драмы им. Хамзы, Ташкент, 1957; Уварова Г., Узбекский драматический театр. Очерк истории, М., 1959;

Илялова И., Наби Рахимов, Ташкент, 1962. Э.И.

РАХЙМОВА, Султан Пашша (р.8.УЛ929) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР(1955). В 1943 вступила в труппу Хорезмского муз.-драм. т-ра (г. Ургенч). Выразительный голос (сопрано), нар. манера исполнения, незаурядные актерские данные позволили Р. стать исполнительницей центр, ролей в осн. муз. репертуаре т-ра. Играет лирич. и драматич. роли.

Роли: Холисхон, Джамиля, Айхон ("Тайна паранджи", 1946, "Бай и батрак", 1950, "Проделки Майсары", 1955,

Хамзы), Ширин, Нурхон, Офтобхон ("Фархад и Ширин", 1947, "Нурхон", 1952, "Офтобхон", 1954, Яшена), Лейла ("Лейла и Меджнун" Хуршида, 1948), Луиза ("Коварство и любовь", 1954), Обида и Зухра ("Мукими", "Тахир и Зух-ра", 1954, Абдуллы), Насиба ("Больные зубы" Каххара, 1954), Санам ("Азиз и Санам" Бабаджанова, 1955), Фарогат (о. и. Акрамова, 1958), Аника ("Блудный сын" Раннета, 1960), Ри-солят ("Влюбл„нный Ташболта" Гуляма, 1962) и др. В. Д.

РАХЙМОВА, Шахадат Рахимовна (р. 1919) - у.ю. артистка оперы и эстрады. Нар. арт. Узб. ССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1951 окончила курсы повышения квалификации при нац. отделении Моск. консерватории. Сценич. деятельность начала в 1932 в Андижанском ТЮЗе; с 1934 - артистка Андижанского т-ра. В 1939-48, 1951-54 - артистка Т-ра оперы и балета им. Навои, в 1939-48 и в 1954-58- Т-ра им. Мукими в Ташкенте. С 1958 - солистка Узб. филармонии. В оперном и концертном репертуаре Р.- партии из узб. опер и нар. песни, произв. сов. и зарубежных композиторов.

Роли: Дильбар, Гульсара, Нурхон ("Два коммуниста" и о. п. Яшена), Турсуной ("Дочь садовника" Абдуллы), Санам ("Азиз Санам" Бабаджана) и др.

Партии: Наргуль ("Буран" Ашрафи и Василенко), Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Джамиля ("Махмуд Тораби" Чишко), Акжунус ("Ер Таргын" Брусиловско-го), Гюльчохра ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Полига ("Пиковая дама"), Кармен и др. Г. Рах.

РАХЛ‚НКО, Леонид Григорьевич (р.6. IX.1907)- белорус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. БССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1924 поступил в Ленингр.ин-т сценич. иск-в. Ученик Л.С.Вивьена и С. Э. Радлова. В 1927 переш„л в Ленингр. рабочий т-р Пролеткульта. С 1929 - актер Т-ра им. Я. Ку-палы. В 1937-43 - худ. рук. этого т-ра. Р. преим. играет роли современников.

Широтой художеств. обобщения, остротой и яркостью характеристик отличалось исполнение ролей: Горло-хватский ("Кто сме„тся последним" Крапивы, 1939),Ро-модан ("Крылья" Корнейчука, 1955), Гвоздилин ("Третья патетическая" Погодина, 1959), Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур, 1959), Он ("Четв„ртый" Симонова, 1962), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты", 1962).

режиссерскую деятельность начал под рук. Е. А. Мировича. В своих режиссерских работах следует принципам МХАТа. Вед„т педагогич. работу с молод„жью.

Пост.; "Жизнь зов„т" Билль-Белоцерковского (1935), "Скупой" (1937); "Соловей" Бядули (1957), "Волки и овцы" (1936); "Кто сме„тся последним" Крапивы (1939, пост. И. М. Раевского, реж. Р.), "В степях Украины" (1941), "Фронт" Корнейчука (1942), "Русские люди" (1943); "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (1947), "Коварство и любовь" (1953);

"Огненный мост" Ромашова (1954), "Кремл„вские куранты" (1956),-'"Грозовой год" Каплера (1957) и др. Снимался в кино.

Лит.: Мастацтва совецкай Беларус?, М?нск, 1955, с. 433-37; Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 198- 203; Няф„д Ул.. Беларуск? тэатр, М?нск, 1959.

РАХМАН, Сабит (наст. фам. и имя - Махмудов Сабит Рахман Керим оглы) (р.26. II 1.1910) - азерб. сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР. Лит. деятельность начал в 1930. С творчеством Р. связано развитие сов. комедии в Азербайджане. Первое крупнее сценич. произв. сатирич. комедия "Той" ("Свадьба", 1939) о колхозной деревне высмеивает председателя колхоза - самовлюбл„нного, отсталого человека, занимающегося обманом, очковтирательством. Затем Р. написал ряд пьес о совр. жизни: "Счастливцы" (1941), "Добро пожаловать" (1949), "Невеста" (1954), "Аликули женится" (1961). В этих бодрых, жизнерадостных комедиях драматург разоблачает реакц. пережитки прошлого, мешающие строительству нового общества. Пьесам Р. присущи жизненная достоверность, сценич. яркость, комедийная сочность. Пьесы его пост. в Т-ре им. Азизбекова и др. т-рах Азербайджана Творчество Р. способствует развитию нац. комедио графин и театр. иск-ва Азербайджана. Соч.: Комедиялар. Бакы. 1954; Сечилмиш харлари, ч. 2, heKaajanap, очерклэр, комеди]алар, Бакы, 1960; на рус. яз.: Той. Комедия в 4 д., М.--Л., 1941; Добро пожаловать. Комедия в 3 д., М., 1950; Аликули женится, "Литературный Азербайджан", 1962, ј 9.

Лит.: Джафаров Д., Сабит Рахман, в кн.: Рахман С., Добро пожаловать, М., 1950; Мэммэдов М., Сабит РэЬман, в кн.: Азербайчан девлэт нэшрийяты, Бакы, 1958, с. 136-42; его же, Сабит Рэпман, Бакы. 1960; Д а д а ш-з а д е М. А., Сабит Рахман, в кн.: Очерк истории Азербайджанской советской литературы, М., 1963, с. 476-86.f. Мам.

РАХМАНИНОВ, Сергей Васильевич [20. II 1(1. IV). 1873, имение Онег Новгородской губ.,-28. II 1.1943, Биверли-Хилс, Калифорния] - рус. композитор, пианист и дириж„р. Род. в дворянской семье. В раннем детстве учился игре на фп. под рук. матери Л. П. Рахманиновой (урожд. Бутако-вой) и А. Д. Орнатской, с 1883 в Петерб., с 1885 - в Моск. консерватории у Н. С. Зверева. Начал сочинять музыку в 1887. В 1891 Р, окончил Моск. консерваторию по классу фп. А. И. Зилоти, в 1892 - по классу композиции С. И. Танеева и А. С. Аренского. Экзаменационная работа Р,- одноактная опера "Алеков (либр. Вл. И. Немиро-вича-Данченко по поэме "Цыганы" Пушкина, соч. 1892, пост. 1893, Большой т-р)- была отмечена большой золотой медалью.

В 90-х гг 19 в. Р. выдвигается в первые ряды молодых рус. композиторов. Круг его творч. устремлений непрестанно расширяется. Он изучает нар. иск-во, творчество рус. и зап.-европ. классиков. Пишет инструмент, и вок. соч. разл. жанров, проявляет живой интерес к т-ру и лит-ре. С открытием Моск. Художеств. т-ра Р. становится ревностным его почитателем. В конце 90-х гг. начинается его длительная дружба с Ф. И. Шаляпиным.

Сезон 1897-98 Р. был дириж„ром Моск. частной рус. оперы С. И. Мамонтова; под его управлением шли оперы "Русалка", "Майская ночь", "Кармен" и др. Особенно плодотворной была работа Р.в Большом т-ре(1904-06). Дириж„рская деятельность Р. имела глубоко прогрессивное значение. Он выступал против обветшалой манеры исполнения, утверждал новые, подлинно жизненные нац. традиции истолкования рус. оперной классики. Р. восстанавливал подлинный текст композитора, сам проходил с певцами партии. Дирижируя операми, он раскрывал в них симф. начало, выразит, детали партитур. В его интерпретации обрели новую сценич. жизнь оперы "Иван Сусанин", "Русалка", "Борис Годунов", "Пиковая дама" и др. В Большом т-ре Р. дирижировал также своими новыми операми:

"Франческа да Римини" (либр. М. И. Чайковского по Данте), "Скупой рыцарь" - на текст Пушкина (обе 1906). В 1900-е гг Р. начал работу над большими операми "Саламбо" (по о. п. Г. Флобера) и "Мон-на Ванна" (по о. п. М, Метерлинка) (оперы остались незаверш„нными), создал 2-й и 3-й фп. концерты, прелюдии, романсы и др. соч.

С юных лет Р. много и с большим успехом концертировал в России и за границей и завоевал мировую славу как великий пианист и симфонический дириж„р.

В 1917 эмигрировал и с этого времени жил за границей, преим. в США, Находясь вдали от родины, Р. оставался рус. композитором. Мн. из его последних соч. отличаются яркими нац. чертами (3-я симфония и др.). Любовь Р. к родной стране проявилась в годы Великой Отечеств, войны, когда он дал ряд концертов в пользу Сов. Армии.

Творчество Р.- одно из ярчайших проявлений рус. муз. классики конца 19 - нач. 20 вв. Развивая традиции нар. реалистич. иск-ва Глинки, Чайковского, композиторов "Могучей кучки", Р. во многом обогатил эти традиции. Глубоко национальная по своему характеру, ярко эмоциональная, пронизанная пафосом борьбы и утверждения мужеств., волевого начала, музыка Р. явилась выражением передовых гумани-стич. стремлений своего времени. Композиторское и исполнительское творчество Р, по своей природе носило демократич. характер. В центре иск-ва Р.- человек, полный душевного благородства, страстно любящий жизнь, тянущийся к свету, к счастью. Нередко страдающий, он не склоняется перед испытаниями; в н„м жив„т чувство протеста, борьбы. Отсюда - острота конфликта, драматургич. замысла, волевое начало, ритмич. энергия, свойственные произв. композитора. Неотъемлемая черта творчества Р.- мелодич. насыщенность. По красоте тем, их эмоциональной выразительности и широте развития Р. может быть назван величайшим мелодистом 20 в. Вместе с тем его соч. отличаются богатством гармонич. языка и полифонич. развития, в них сказалось мастерское владение композитора инструмент, и вок. письмом.

Оперное творчество не было в центре внимания Р., тем не менее он создал значит, произв. в этом жанре, органично вошедшие в рус. оперную классику. Начиная с "Алеко", у Р. определился исключит. интерес к одной теме - драме человеческих страстей. Примыкая к лирико-психологич. направлению в рус. опере, оперы Р. отличаются особой сгущ„нностью эмоционального тона, концентрацией действия (очищенного от бытовых подробностей) на развитии чело-веч. чувств, трагич. развязкой. Напряж„нность развития, сжатость драматургии - отличит, качества "маленьких оперных трагедий" Р. Оперы Р. идут на сов. сцене

Исполнительское творчество великого рус. артиста оказало плодотворное воздействие на иск-во мн. совр. пианистов и дириж„ров. На музыку нек-рых его симф. соч. пост. балеты (в т. ч. "Паганини" М. М. Фокина по "Рапсодии на тему Паганини", 1934).

Лит. произведения и письма Р.- Письма (1890-1943 гг.). Ред., вступ. статья и комментарии 3. Апетянц, М., Музгиз, 1955.

Лит.: Асафьев Б. В., С. В. Рахманинов, [М.], 1945; Молодые годы Сергея Васильевича Рахманинова. Письма. Воспоминания, [под общей ред. В. М. Богданова-Березовского], Л.-М., 1949; С.В. Рахманинов. Сборник статей и материалов, под ред. Т. Э. Цытович, М.-Л., 1947 (имеется подрооная нотография и библиография); С. В. Рахманинов и русская опера. Сб. статей, под ред. И. Ф. Бэлза, М., 1947; С о л о в ц о в А., С. В. Рахманинов, М.-Л,, 1947;

Алексеев А, Д., С. В, Рахманинов, М., 1954; Воспоминания о Рахманинове, сост. ред., примеч 3. Апетянц, т. 1-2, М., 1957; Фокин М., Против течения, Л,-М., 1962. Л. Ал.

РАХМАНКУЛОВА, Марьям Маннаповна [р.7(20). Х.1901] - тат. сов. артистка оперы (меццо-сопрано)" Нар. арт. РСФСР (1957) о Чл. Коммунистич. партии с 1939. В 1938 окончила тат. оперную студию при Моск. консерватории Была одной из первых исполнительниц партий первых нац. опер Г. С. Альмухамедова, Во И. Виноградова и С. X. Габаши: Бикэ ("Сания", 1925, Т-р им Камала), Эсхэб ("Эшче", 1930, Москва, пост. Тат. т-ра оперы и балета). В 1938-59 - солист ка Тат. т-ра оперы и балета. Автор песен, фп. и др. соч.

Партии: Бикэ, Тугзак, Сабира ("Качкын", "Алтынчеч", "Ильдар" Жиганова), Сваха ("Галиябану" Музафарова), Аксинья ("Тихий Дон"), Няня ("Евгений Онегин"), Любовь ("Мазепа"), Азучена ("Трубадур"), Кармен и др.

Лит.: Хэйруллина 3., Марьям Рахманкулова, Казан, 1957 (на тат. яз.). Jfn Г.

РАХМАНОВ, Бахрам (5.X.1915-5.IV.1961) -узб сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил ташкентский юридич. ин-т (1939) и аспирантуру. Лит. деятельность начал в 1930. В 1953 написал свою первую пьесу - комедию "Сердечные тайны", посвящ„нную вопросам морали сов. людей, высмеивающую пережитки старого быта (пост. Т-ром им. Хамзы и многими т-рами Узб. ССР и др. республик). Этой же теме поев. пьеса "Сурьмахон" (1956, Т-р им. Мукими). В 1957 Р. написал пьесу из жизни геологов "Большая любовь" (Ташкентский рус. т-р). В пьесе "Канун весны" (1957-58) показано влияние революции 1905 на развитие революц. движения в Туркестане и организующая роль Коммунистич. партии. Р. писал пьесы для детей: "Повести об отважных (1959), "Что посеешь, то пожн„шь" (1960), пост. в Узб. ТЮЗе. Творчество Р. отличается злободневностью, сатирич. направленностью.

С о ч .: Пьесалар, Тошкент, 1957; Юрак сирлари. Пье-салар, Тошкеыт. 1962. Т. Т.

РАХМАНОВ, Леонид Николаевич [р.15(28).II. 1908] - рус. сов. писатель, драматург. Работал на строительстве Волховстроя, затем учился в Ленингр. электротехнич. ин-те. Лит. деятельность начал в конце 20-х гг. Автор сценария "Беспокойная старость", по к-рому поставлен выдающийся сов. фильм "Депутат Балтики". К 20-летию Октябрьской революции, в 1937, Р. по этому сценарию написал пьесу "Беспокойная старость", пост. в том же году в ленингр. Новом т-ре и Моск. т-ре Ленсовета (в 1956 пьесу пост. МХАТ). Пьеса рассказывает о сов. гуманизме, патриотизме, о высоком строе мыслей и чувств лучших представителей рус. интеллигенции, принявших Октябрьскую революцию и активно участвующих в строительстве новой жизни (прообразом гл. героя пьесы и сценария, профессора Полежаева, явился крупнейший рус. уч„ный К. А. Тимирязев). Пьеса вошла в репертуар мы. т-ров Сов. Союза, ставилась за рубежом (ГДР, Болгария, Польша, Румыния, Венгрия и др.). В 1933 написал пьесу "Базйль", поев. Ч. Дарвину, в 1963 опубликовал пьесу "Камень, кинутый в тихий пруд" ("Звезда", "ј 1).

Соч.: Пьесы и сценарии. Л., 1956.

Лит.: Вишневский В с.. Депутат Балтики, "Правда", 1937, 6 марта, .ј64. Ев. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница