Наши партнеры

Выгодно авто по подписке в москве в компании РексРент.
Самые дорогие Квартиры в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 357)


РАХМАНОВ, Сабир (р. 23.11.1910) -узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1931 вступил в труппу Наманганско-го узб. т-ра (был одним из организаторов этого т-ра). Наиболее ярко дарование актера расдрылось в комедийном репертуаре. Сатирич. образы Р. развивают лучшие традиции узб. нар. т-ра кызыкчи: Табиб ("Худжум" Яна, 1931), Труффальдино ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1932), Подкол„син и Хлестаков ("Женитьба", 1933, и "Ревизор", 1950), Мулладост ("Проделки Майсары" Хамзы, 1941), Кузыев ("Ш„лковое сюзане" Каххара, 1953), Ходжа Насретдин (по повести Соловь„ва, 1958), Ташболта ("Влюбл„нный Ташболта" Гуляма, 1962) и др.

Выступает в концертах с рассказами собственного сочинения.

Др. роли: дехканин Маткавул ("Два коммуниста" Яшена, 1931), предатель Бадри ("История заговорила" Сайда и Са-фарова, 1934), комсомолец Бохадыр ("Разгром" Яшена, 1938), Мэрфи ("Русский вопрос", 1947), Яго (1954); колхозник Пулатджон ("Хуррият" Уйгуна, 1959), Шут ("Король Лир", 1959). В. Д.

РАХМАНОВА, Ольга Владимировна (г. рожд. неизв. - 23. XII. 1943) - рус. актриса, режиссер, антрепрен„р, театр. педагог. Сценич. деятельность начала в 1896 в Вильне (Т-р Незлобина). Играла в Московском драм. т-ре Суходольской. Была режиссером и антрепрен„ром т-ров в Хабаровске, Одессе и др. В 1905 открыла в Одессе "Курсы художеств. чтения и техники речи", преобразованные впоследствии в Школу сценич. иск-ва. После Октябрьской революции вела театрально-педагогич. и организац. работу (Тула и др. города). Преподавала в ГИТИСе мастерство сценич. речи; участвовала в подготовке актерских кадров для т-ров республик. Снималась в кино.

Лит.: "Театр и искусство", 1904, .ј 26; "Литература и искусство", 1944, ј 3 (107) [Некролог]: Тарасов Н., Из истории Тульского т-ра, "Литературная Тула", 1952, кн. 5, с. 136-38. . . , А. Кл.

РАХМАТОВА, Фарогат (р. 25. V. 1926) - узб. сов. артистка. Нар. арт. Узб. ССР,(1964). В 1948 окончила студию при Т-ре им. Ташсовета. (Ташкент). В 1942- 1948 - актриса Т-ра им. Ташсовета; с 1948 - Т-ра им. Мукими.

Роли: Махбуба ("Холисхон" Хамзы), Нурхон (о. п. Яшена, муз. Джалилова и Сабитова), Мухаббат ("Даврон Ота" Яшена и Абдуллы), 3-ухра, Барчин ("Тахир и Зухра", "Ал-памыш" Абдуллы, муз. Джалилова), Ширин ("Фархад и Ширин" Яшена, муз. Раджаби и Мушеля), Гульозин ("Мукан-на" Алимджана, муз. Раджаби), Абида ("Мукими" Джалилова и Мушеля), Санам ("Азим и Санам" Бабаджанова, муз. Ата-ниязова и Степанова). Кумуш ("Дочь Зеравшана" Файзи, муз. Сааткулова), Офтобхон (о. п. Яшена, муз. Джалилова), Рисолат Пари ("Влюбл„нный Ташболта" Гуляма, муз. Ле-виева), Алиман ("Материнское поле" по Айтматову).

РАХМАТУЛЛАЕВ, Ходжикуль (р.15.У.1909)- тадж. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Тадж. ССР (1957). Член Коммунистической партии с 1958. В 1924 поступил в узб. театр. студию в Москве. По окончании студии (1927) был принят в труппу узб. Т-ра им. Хамзы, с 1936 - актер, затем режиссер Т-ра им. Лахути.

Роли: Мирбадал, Хоркаш ("Шодмон", 1939, "Краснопа-лочники", 1941, Улуг-Заде), Лоренцо ("Ромео и Джульетта", 1947), Усмон Афанди ("Дохунда", Улуг-Заде, 1954), Шпекин, Городничий ("Ревизор", 1952), Глостер ("Король Лир", 1957), Балами ("Рудаки" Улуг-Заде, 1958), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1960) и др.

актерское иск-во Р. отличается психологич. глубиной, обаянием, искренностью, простотой.

С 1938 Р. занимается режиссурой; пост. спектакли:

"Сердце матери" Икроми (1942), "Ш„лковое сюзане" Каххара (1953), "Экзамен", "Жизнь и любовь" Ансори (1958); "Ромео и Джульетта" (1963) и др. Снимается в кино. С 1962 вед„т педагогич. работу. Я. Я.

РАЧЬЯ АЗНЙВ (1853-1920) - арм. актриса и режиссер. Род. в Константинополе (Стамбуле). Сценич. деятельность начала в 1869. Выступала в труппах А. Вардовяна и П. Магакяна. В нач. 80-х гг. 19 в. переехала на Кавказ и вступила в Тифлисскую труппу арм. т-ра. Глубокой эмоциональностью и вдохновением было отмечено исполнение Р. ролей: Маргариты Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Порции ("Венецианский купец"), Нины ("Маскарад"), Софьи ("Горе от ума"); Маргариты ("Супруги" Сундукяна). Яркий образ пламенной патриотки Рузан создала Р. в одноим. пьесе Мурацана. Раскрывая внутр. мир своих сценич. героинь, Р. с большим мастерством передавала их сложные, противоречивые душевные переживания. В последние годы жизни работала в Бакинском арм. театре как актриса и режиссер, вела педагогич. деятельность. Написала воспоминания (изд. в Париже в 1909). Г. Т.-С.

РАЧЮНАС, Антанас Ионович [р.4(17).1Х.1905 ] - литов. сов. композитор. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1954). В 1933 окончил Каунасскую консерваторию по классу композиции Ю. Груодиса; в 1936-39 совершенствовался в Париже. Автор опер "Три талисмана" по мотивам литов. нар. сказок (1936, Литовский т-р оперы и балета, Каунас) и "Марите" (1953, там же, Вильнюс) о героине литов. народа Марите Мельникайте, погибшей в борьбе с фашистами в годы Великой Отечеств, войны, "Город солнца" (1965, там же)-о первом литов. атеисте К. Лищинска-се, а также вок., симф. и др. соч. Вед„т педагогич. деятельность: с 1931 - в Каунасской нар. консерватории, с 1940 - в Вильнюсской консерватории (с 1958- профессор). Ученики: Э. Бальсис, В. Клова и др.

РАШ‚ВСКАЯ, Наталия Сергеевна [14(26).X.1893- 18.111.1962] - рус. сов. актриса и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1914 окончила драм. курсы при Петерб. имп. театр. уч-ще и была принята в труппу Александрийского т-ра. В 1917-18 играла на сцене петрогр. Т-ра Незлобина, в 1918 посещала Театр. студию под рук. В. Э. Мейерхольда. В 1918-20 Р. работала в т-рах Петрозаводска и Костромы. В 1921 возвратилась в Академия, т-р драмы (ныне Ле-нингр. т-р драмы им. А. С. Пушкина), где работала до конца жизни.

Одна из центр, тем творчества актрисы - формирование характера сов. женщины, активной участницы преобразования жизни;была первой исполнительницей ролей Розы Бергман, Ирины ("Конец Криворыль-ска", "Огненный мост" Ромашова), Елены Макаровой ("Страх"). Р. создала образы, исполненные высокого гражданского звучания. Суровая патетика отличала образ Оксаны ("Гибель эскадры"), в к-ром воля бойца сочеталась с женским обаянием. Тему рус. женщины, мужавшей в трагич. испытаниях, актриса раскрывала и в роли Анны Николаевны Талановой ("Нашествие"). Прозрение женщины, осознавшей значение идеалов гуманизма, показала Р. в спектакле "Мать" Чапека (исполняла заглавную роль). В этих ролях Р. проявились характерные особенности е„ иск-ва - простота сценич. формы, гражд. взволнованность. Р. всегда стремилась подчеркнуть силу духа своих героинь, их интеллект, в то же время е„ сценич. образы исполнены женственности, лиризма.

С 1934 Р. выступала и как режиссер. Пост. на сцене Большого драм. т-ра им. Горького, худ. рук. к-рого она была в 1946-50 (параллельно с работой в т-ре им. Пушкина), спектакли: "Враги" (1948), "Егор Булычев и другие" (1949), "Достигаев и другие" (1951), "Обрыв" по Гончарову (1956).

Др. роли: А.ксюша ("Лес"), Консуэлла ("Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Королева ("Гамлет"), Малютина ("Персональное дело" Штейна), Ки-сельникова ("Пучина" Островского), Констанция ("Осенний сад" Хелман)'.

Лит.: С т р о н с к а я Е., Н. Рашевская, [М., 1961 ].

M. Люб.

РАШЕЛЬ (Rachel) [наст. имя и фам.- Элиза Ра-шель Феликс (Felix); 28.II.1821-3 или 4.1.1858]- франц. актриса. Дочь бедного разносчика-еврея. В детстве пела песенки на улицах Парижа. В 1837 дебютировала в т-ре "Жим-наз" в комедии "Вандеянка" Дюпора. Но дарование Р. было чуждо л„гкому водевильно-комедийному репертуару этого т-ра. Р. стала брать уроки театр. иск-ва у видного драм. актера, педагога Ж. И. Сансона. В 1838 она дебютировала в т-ре "Ко-меди Франсез". Первые выступления Р. прошли незамеченными, но вскоре появились восторженные статьи Ж. Жанена, А. Мюссе, и Р. приобрела широкую популярность. С иск-вом Р. связано возрождение классицизма на франц. сцене в 40-х гг. 19 в. Основу репертуара Р. -составляли роли в трагедиях П. Корнеля (Камилла, Эмилия-"Гораций", "Цинна"), Ж. Расина (Гермиона, Роксана, Эсфирь, Береника - "Андромаха", "Баязет" и одноим. пьесы), Вольтера (Аменаида - "Танкред") и др.

Гордые, свободолюбивые героини Р., исполненные ненависти к тирании, восставали против несправедливости деспотич. власти. Лучшая роль Р.Федра (о. п. Расина, 1843), в к-рой она утверждала высшую бескомпромиссность, моральную чистоту человека. В канун революции 1848 Р. создала антитиранич. образ Гофолии (о. п. Расина). На события 1848 актриса откликнулась театрализованным исполнением "Марсельезы", превратив революц. гимн в страстный призыв к отмщению. Стремление к созданию облагороженных, обобщ„нно-монумент. образов античных героинь сочеталось в творчестве Р. с проявлением реалистич. тенденций в передаче психологии действ, лиц. Е„ игра отличалась строгостью, пластич. заверш„нностью формы. В то же время большая эмоциональность, живое, непосредств. выражение чувств сближали творчество Р. с иск-вом прогрессивного романтизма.

В сер. 19 в., когда во франц. т-ре утвердилась бурж.-бытовая драма, трагедийное дарование Р. не нашло себе применения. Несмотря на отдельные успешные выступления (роль Адриенны Лекувр„р в о. п. Скриба и Легуве, 1849), игра Р. не поднималась до прежней трагич. силы, героич. величия. Со 2-й пол. 40-х гг. Р. гастролировала в разл. странах Европы и в Сев. Америке; в 1853-54 - в России. Талант Р. высоко ценили М. С. Щепкин, А. И. Герцен и др. В 1855 Р. оставила сцену.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3. M." 1963; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии. С того берега, М.-Л., 1931; Льюис Дж. Г., актеры и сценическое искусство, пер. с англ., Варшава, 1876, с. 25-31;

Н и с с е н М., Рашель, е„ жизнь и артистическая деятельность, "Артист", 1893, ј 27, 28; J a n i n J., Rachel et la tragedie. P., 1859; Hoyssaye A.. La comedienne. P.. 1884; Barthou L., Rachel, P., 1926; Descotes M., Le drame romantique et ses grands createurs (1827-1889)

РАШДОВА, Танслу Фареевна [р.19.XII.1904(1.1. 1905) ] - башк. сов. актриса. Нар. арт. Башк. АССР (1940). В 1932 окончила театр. отделение Техникума иск-в в Уфе. С 1924 - актриса Башк. т-ра драмы (Уфа). Одна из первых башк. актрис, Р. сыграла ряд ролей в рус. и зарубежной классике.

Роли: Унганбикэ, Гулбадуан ("Похищение девушки" "Одинокая бер„за" Карима),-3улейха, Сэсэн ("Салават Юла-ев", "Карлугас" Бикбая), Шамсинур ("Он вернулся" Атнабаева), Газизя ("Муса Джалиль" Исанбета), Краубика ("Ка-рагул" Юлтыя), Мария Антоновна, Агафья Тихоновна ("Ревизор". "Женитьба"). Вышневская ("Доходное место"), Анна Павловна ("Живой труп") Варвара ("Егор Булычев и-другие"), Настя ("На дне"), Анна Николаевна ("Нашествие"), Варвара ("Человек с ружь„м"), София Петровна ("Разлом"), Кошевая ("Молодая гвардия"), Дездемона: миссис Форд ("Виндзорские проказницы"), Амалия ("Разбойники") и ДР. Л. Ив.

РАШИДХАНОВ, Магомед Рашидханович (р. 1915)- кумыкский сов. актер. Нар. арт. Даг. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. С 1936 - актер Кумыкского муз.-драм. т-ра (Махачкала). Р. обладает сильным темпераментом, пластичностью, вокальной одар„нностью, яркой комедийностыо., стремится к психологич. разработке характера спенич. персонажа.

Роли: Казбич ("Бэла" по Лермонтову), Сулейман ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Дон Гуан ("Каменный гость" Пушкина). Атарбеков ("Крепость на Волге" Кремл„ва), Бригелла ("Слуга двух господ"), Пэпо (о. п. Сундукяна), Ар-ган ("Проделки Скапена"), Яго; Рыбаков ("Кремл„вские куранты"), Кочкарев ("Женитьба"), Фернандо ("Испанцы" Лермонтова), Фучик ("Прага оста„тся моей" Буряковского). Е.Ж.

РЕАЛИЗМ в широком значении - правдивое отражение искусством объективной действительности. В этом смысле всякое подлинное иск-во как художеств. познание жизни нес„т в себе реалистич. начало, хотя его границы и формы выражения исторически меняются.

В более узком значении - художеств. метод, к-рый возникает на определ„нной ступени эволюции иск-ва и проходит ряд историч. этапов развития; метод, связанный с отражением конкретно-исто рич. своеобразия действительности, социальной детерминированности личности и характера е„ взаимоотношений с обществом.

Важнейшими эстетич. принципами Р. являются конкретность, индивиду ализированность и вместе с тем типичность изображения. Раскрывая связь "видимости" явлений действительности с их глубокой сущностью, Р. как способ художеств. обобщения предполагает, по определению Энгельса, "помимо правдивости деталей, правдивость в воспроизведении типических характеров в типических обстоятельствах".

Сама связь Р. с формами действительности, е„ конкретно-чувственным обликом, к-рую он сохраняет при всей широте своего художеств. диапазона, выступает в н„м не как способ создания натуралистич. иллюзии, а как средство исследования жизни, е„ важнейших закономерностей и процессов. Эта направленность определяет художеств. формы Р. - простирающиеся от прямого воспроизведения жизни дб более условных при„мов - и его конкретно-историч. границы.

Хотя Р. как сформировавшийся художеств. метод рождается на более поздних этапах развития иск-ва, реалистич. элементы проявляются в иск-ве значительно раньше.

Античная трагедия с е„ противопоставлением свободных устремлений человеч. личности предопределению, року, олицетворяющему собой "слепые", непознанные обществ, силы, была ещ„ косвенным эстетич. отражением главных противоречий античного общества. Судьба в ней выступает таким же господином по отношению к свободному гражданину, каким был он сам по отношению к рабу. В то же время е„ герои, хотя и не влияют на исход событий, не смиряются покорно с судьбой и даже бросают вызов богам. Рок определяет их судьбу лишь в конечном счете, в определ„нных рамках они действуют относительно свободно и самостоятельно. Отсюда те значительные и цельные характеры, к-рые создало иск-во античности (Эдип, Про-метей, Антигона и др.), отражение реальных конфликтов др.-греч. полиса (напр., столкновения семейного и гражданского права). Во всем этом сказывается одновременно и непреходящее значение античной трагедии в истории драм. иск-ва и е„ ограниченность.

Античная комедия делает известный шаг в приближении к непосредств. отражению жизни, но не ставит, подобно трагедии, кардинальных мировоззренческих проблем; в центре е„ внимания оказываются реальные, злободневные, политические проблемы (Аристофан), черты быта и частной жизни (Менандр, Плавт и Теренций).

В эпоху средневековья осн. драм. жанры: литургическая драма, мистерия, миракль, с их христианским пафосом, идеей смирения и греховности земной жизни - в значит, мере проникнуты созерцательностью, их действие гл. обр иллюстрирует отвлеч„нную ре-лиг. идею, персонажи условны или аллегоричны. Черты Р., особенно отч„тливые в фарсе, в нар. иск-ве жонгл„ров, гистрионов и шпильманов, проявляются в изображении быта, нравов окружающей жизни. Вместе с тем реалистич. элементы, проникающие в гл. жанр ср.-век. т-ра - мистерию, постепенно подтачивают его принципы и приводят его в конце концов к упадку.

Эпоха Возрождения - период "...величайшего прогрессивного переворота из всех пережитых до того времени человечеством..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346)- знаменует собой переход к иному, гуманистич. типу сознания. Открытие красоты реальности, утверждение цельности и универсальности человеч. личности, е„ свободы, вера в неисчерпаемые возможности человека - явились почвой для нового отношения художника к жизни и новой концепции человека в иск-ве. Здесь пролегает исходный рубеж Р. как художеств. метода, возникновение к-рого представляло собой принципиально новый этап в развитии эстетич. сознания человечества. Идея зависимости человека от судьбы уступает место идее свободного, самостоят, действия. Отрешившись от оков феодализма и религии и ещ„ не подпав под власть "вещной зависимости" (см. К. Маркс, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, 1957, с. 220), возникающей с господством бурж. отношений, человек впервые начал ощущать зависимость своей судьбы от самого себя. Новый взгляд на мир стимулировал деятельное, активное отношение к жизни. Для т-ра с его вниманием к проблеме характеров и обстоятельств действий человека этот факт имел особенно важное значение. Пристальное внимание к человеч. индивидуальности, сквозь призму к-рой иск-во отражало действительность, накладывает отпечаток и на построение характеров. Активность, полнота восприятия жизни, необычайная многогранность и вместе с тем цельность людей того времени нашли свой эстетич. эквивалента театр. иск-ве Возрождения. Его важнейшие завоевания - многосторонность, психологич. углубл„нность, индивидуализация. Это иск-во уже во многом преодолевает недостаточность характеристики, "...как она давалась у древних авторов" (Эн г ел ьс Ф., там же, с. 29). Подобно своим прототипам, герои нового иск-ва живут "в самой гуще интересов своего времени", "участвуют в практической борьбе, становясь на сторону той или иной партии" (Энгельс). Логика отношений героев отражает конкретно-историч. логику обществ, отношений эпохи, е„ основные социальные противоречия.

С наибольшей полнотой и яркостью особенности Р. эпохи Возрождения воплотились - в Испании в творчестве Лопе де Вега и Сервантеса, в Англии- Б. Джон' сона, К. Марло и в первую очередь У. Шекспира. Хотя Шекспир использовал традиц. историч. и легендарные сюжеты, его герои и коллизии глубоко современны, они отражают противоречия и проблемы своего времени. Воплощ„нные в непосредств. столкновениях героев (Отелло и Яго) или во внутр. противоречиях (Ричард II, Шейлок) главные тенденции эпохи определяют внутр. логику характеров и их взаимоотношений. В пьесах Шекспира личное неизменно выступает как общественное, а общественное как личное. Центральная для него и всей эпохи идея свободного развития личности, становление к-рой происходит в столкновении с противостоящими ей обстоятельствами. составляет драматич. пафос его иск-ва и обусловливает "живость и действенность" (см. там же) драматургии Шекспира, е„ историч. оптимизм, ставшие важными эстетич. принципами реалистич. метода. Принцип построения характеристики личности основывается не только на том, "что" она делает, но и на том, "как" она это делает (Энгельс).

Всесторонность и психологич. мотивированность характера, соединение комического и трагического, тенденции приближения к жизни определяют сценич. иск-во, девизом к-рого становится: "держать зеркало перед природой" ("Гамлет"). Сценич. Р. эпохи Возрождения, сохраняя ещ„ черты условности, обозначает постепенный переход от обобщ„нных форм античного и ср.-век. т-ра к изображению живой, конкретной индивидуальности. актер снимает маску, сходит с котурн, сбрасывает жреческие одежды; естественность его поведения становится одним из важнейших художеств. критериев.

Реалистич. элементы проявляются и внутри иск-ва классицизма, возникающего на почве абсолютизма и картезианской философии, хотя эстетич. нормативность, ориентация на определ„нные образцы, строгое разграничение жанров, создание характеров, олицетворяющих собой абстрактные духовные, нравств. категории, принципиально противостоят эстетич. принципам Р. Вместе с тем в центр, для этого иск-ва конфликте чувства и долга по-своему отразилось реальное противоречие личного и общественного, к-рое становится главным противоречием эпохи. Сама эволюция классицизма заключалась в преодолении крайностей нормативного метода-процесс, наиболее заметный при сопоставлении иск-ва П. Корнеля с иск-вом Ж. Расина и особенно Мольера, высокая комедия к-рого стоит уже за гранью классицизма. С утверждением бурж. отношений осознание сущности реальных конфликтов в рамках классицистского метода становится уже невозможным. Эту задачу решает иск-во эпохи Просвещения.

Развитие Р. в эпоху Просвещения характеризуется снижением героич. пафоса иск-ва, но одновременно и расширением сферы исследования жизни, освоением им новых социальных и психологич. областей. "Нет ни одного важного события в жизни, которому нельзя было бы найти места в драматической структуре",-писал Дидро (Соч., т. 5, М., 1936, с. 143). В центре искусства просветителей стоит "обыкновенный", "естественный", как им казалось, человек, в действительности представитель третьего сословия, вышедшего на историч. авансцену; человек, сознание к-рого вместе с тем нельзя свести к буржуазной идеологии, так как в то время сама буржуазия в борьбе с устоями феодализма и религии выступала ещ„ от имени "всего страждущего человечества" (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 190). Более будничный и прозаический, менее "универсальный", чем полнокровные, активно действующие герои Возрождения, новый герой оказывался, несмотря на видимость личной независимости, гораздо более связанным узами утверждающихся бурж. отношений. Это определило внимание просветителей к проблеме детерминированности характера, поведения, их особый интерес к "среде", окружающей человека, к "общественным положениям" (Дидро). Но эту детерминированность просветители понимали ещ„ очень абстрактно, как некое суммарное влияние условий существования на "естественную" природу человека, а его обратное воздействие на эти обстоятельства видели гл. обр. в роли идей, к-рые, по их убеждению, "управляют миром". Отсюда идея равновесия в характере естественного и общественного начал-центр, проблема "Гамбургской драматургии" Л ессинга-определение задач драм. иск-ва, цель к-рого-способствовать "превращению страстей в добродетельные наклонности"(Лессинг).

Осн. жанром драматургии эпохи Просвещения становится драма с е„ подч„ркнутым интересом к частной жизни и вместе с тем проникнутая гражданским пафосом, определяющим е„ обществ, содержание (Д. Дидро, Л. Мерсье, К. Гольдони, П. Бомарше). Центр, противоречие между рационалистич. идеалом и реальной действительностью, отражавшее вс„ углубляющиеся противоречия бурж. общества, определило особенности театр. иск-ва Просвещения. Это противоречие нашло отражение в "Парадоксе об актере" Дидро, где противопоставление эмоционального и рассудочного начал решается в пользу рассудка, а требование естественности, "подражания природе" и одновременно верности идеалу принимает форму категорич. дилеммы "быть" или "казаться" (так впервые возникает проблема "перевоплощения" и "представления").

Творчество актеров Ф. Шредера, Д. Гаррика, А. Иффланда и др., преодолевавших каноны классицизма, способствовало дальнейшему приближению театр. иск-ва к реальности и жизненному правдоподобию. Стремление показать среду, обусловливающую характеры людей, определило повышенное внимание к сценич. оформлению спектакля, костюму актера и др. компонентам художеств. образности спектакля, что, в свою очередь, подготовило режиссерскую деятельность Шредера, Гаррика и др. крупнейших актеров того времени.

Эволюция Р. в 19 в. связана с огромными социальными сдвигами, обострением обществ, противоречий эпохи. Наступающая эпоха капитализма со всей беспощадностью обнажает социальные конфликты действительности, противоречие личности и общества достигает своей высшей точки, вместе с тем эко-номич. необходимость, к-рая, подобно древнему року, предопределению (Энгельс Ф.), влияет на судьбы людей, скрывается под маской личной свободы. Перед иск-вом вста„т задача проникнуть в эту бесконечно усложнившуюся связь личности и общества, осознать реальный характер и логику их отношений. В этих условиях метод художеств. исследования приобретает социальную направленность и вместе с тем особую тонкость, тщательность и всесторонность.

С др. стороны, просветительские надежды на осуществление человеч. идеалов, "свободы, равенства, братства" в бурж. действительности окончательно рассеиваются. Для Р. 19 в. определяющим становится пафос социального протеста. Драматизм жизни рассматривается в иск-ве не как результат случая или сугубо личных качеств характера (так истолковывает параллельно развивающийся "псевдореализм" В. Сарду, Э. Скриба, Э. Ожье и др.), а как следствие "несовершенства" общества, его глубоких противоречий. Проникнутый пафосом демократической критики капитализма, Р. 19 в. выходит за рамки собственно бурж. идеологии.

В отличие от романтизма, герой к-рого стоит вне общества, противопоставлен ему, критич. Р. рассматривает человека как целостную личность во всех е„ многообразных связях с социальной средой, в единстве с ней.

Историч. заслуга романтизма с его подч„ркнутым интересом к индивидуальности, е„ внутр. миру, в к-ром преломляются существенные обществ, конфликты, заключалась в постановке проблемы личности-непримиримой враждебности господствующих буржуазных отношений е„ свободному развитию. Отсюда яркое, многогранное иск-во великих трагиков-романтиков (Мочалов, Кин), отрицание художеств. канонов прошлого ("Предисловие к Кромвелю" В. Гюго). Тенденции историзма в изображении действительности, антибуржуазный пафос романтич. иск-ва-завоевания, на к-рые опирается и критич. Р.

В творчестве ряда актеров-романтиков (М. Дорваль, П. Бокаж и особенно Фредерик-Леметр) постепенно усиливаются элементы психологич. индивидуализации, социальной характеристики образа, что подготавливает появление сценич. иск-ва критич. Р. Это иск-во получило сво„ выражение в творчестве Э. Росси, Т. Саль-вини, Ж. Коклена, Э. Дузеидр. великих актеров 19 в.

Критич. Р., полемизируя с романтизмом, в то же время наследует опыт его прогрессивного направления. Он делает следующий шаг, соединяя внимание к личности, е„ судьбе и внутр. миру с анализом реальных конкретно-историч. взаимоотношений человека с действительностью, обществом. Если в романтич. иск-ве герой представляет собой, как правило, исключительную личность, действующую в исключительных обстоятельствах, то персонажи О. де Бальзака и Г. Ибсена, Б. Шоу и Дж. Голсуорси существуют внутри своего общества, они выступают как его живые, реальные представители, хотя по-своему и протестуют против вмешивающейся в их жизнь власти бурж. отношений. Отношение между идеалом и действительностью носит в критич. Р. иной характер, чем в романтизме; критич. Р. ищет идеальное прежде всего в самой жизни, е„ реальных героях и тенденциях, хотя незнание пути достижения этого идеала определило ограниченность творчества даже крупнейших художников Р.

Тем самым критич. Р. разрешает отразившееся ещ„ в парадоксе Дидро и в "Гамбургской драматургии" Лессинга (искусство познает человека либо как единичного человека, либо как человека вообще) противоречие между идеальным и реальным в искусстве. В н„м "каждое лицо - тип, но вместе с тем и вполне определенная личность..." (Энгельс Ф., там же, т. 36, с. 333). Критический Р. вплотную подош„л к проблеме сознательного социального действия, но остановился перед е„ решением, ограничиваясь гл. обр. индивидуальным протестом. Вместе с тем критич. Р. принципиально противостоит идее предопределения, власти над человеком того, на что он сам не может оказать влияния, характерной в разл. степени для возникающих на рубеже 19-20 вв. натурализма (Э. Золя и др.), символизма (М. Метерлинк, Л. Андреев и др.), а позднее и экспрессионизма (Э. Толлер, Г. Кайзер, Г. Газенклевери др.), коллективный протест которого означал лишь анархический бунт, лиш„нный ясной социальной направленности.

Критич. Р. ищет разгадку характера человека в реальных обстоятельствах жизни, в н„м самом, в его отношениях с другими людьми, с обществом. Отсюда объ„мность и многосторонность в изображении героев, пристальный интерес к духовному миру человека, внутр. мотивам его поступков, тонкая психологич. разработка характеров.

Социальная и идеологич. почва, на к-рой возникает русский критич. Р. 19 в., связана с обострением противоречий внутри многоукладного рус. общества. Глубокий кризис переплетающихся феодальных и капи-талистич. отношений, рост освободит, движения, влияние традиций предшествовавшей культуры и историч. и духовного опыта Европы - вс„ это способствовало бурному процессу развития общественного самосознания, в т. ч. и эстетического, и определило всемирно-историч. значение рус. критич. Р. 19 в., его глубокую народность, пафос обществ, служения, особую этич. чуткость, острое внимание к проблеме личности, е„ общественной ответственности. Уже у Пушкина в "Борисе Годунове" и "Маленьких трагедиях" на первый план в разных аспектах выдвигается центр, для рус. иск-ва 19 в. проблема соотношения "судьбы человеческой и судьбы народной". Иск-во Гоголя с его "смехом сквозь невидимые миру слезы", драматизм изображения "темного царства" у А. Н. Островского, обличительный пафос пьес Л. Н. Толстого, лирич. стихия т-ра А. П. Чехова проникнуты осознанием разорванности личного и общественного и одновременно верой в необходимость гармонии этих начал. Связанное с развитием освободительного движения, иск-во этих художников, при всей его критич. направленности, овеяно чувством историч. оптимизма. Сатпрпч. пафос Гоголя, так же как и протест Островского против насилия и произвола, связанный не только с моральной, но и с "житейской, экономической стороной вопроса" (Добролюбов), нравств. искания героев Л. Н. Толстого, драматизм столкновения персонажей Чехова с окружающей их действительностью потенциально содержали в себе вывод о необходимости изменения социальных условий для освобождения личности.

Критич. Р. 19 в. продолжил демократизацию героя и расширение сферы исследования жизни; обыкновенный, рядовой человек становится важнейшим объектом художеств. исследования, современность выступает во всей конкретности и жизненной достоверности. Этот процесс получает отражение и в психологич. драмах И. С. Тургенева, и в "народной драме" Л. Н. Толстого, и в "пьесах жизни" (Добролюбов) А. Н. Островского, и в реализме Чехова, "отточенном до символа" (М. Горький).

Основоположником Р. в рус. сценич. иск-ве явился М. С. Щепкин, к-рый, по словам А. И. Герцена, "первый стал нетеатрален на театре". Его принципы сценич. правды, требование перевоплощения, выраженное в афоризме о необходимости "влезать, так сказать, в кожу действующего лица", определяют эстетич. направленность рус. театр. иск-ва 19 в. Дальнейшее развитие рус. сценич. Р. связано с именем П. М. Садовского, создавшего галерею ярких и глубоко правдивых образов в пьесах Островского, с иск-вом М. Н. Ермоловой, проникнутым пафосом демократичности н гуманизма, с творчеством А. Е. Мартынова, Г. Н. Федотовой, М. Г. Савиной, А. П. Ленского, А. И. Южина и др. выдающихся мастеров рус. сцены 19 - нач. 20 вв., боровшихся за утверждение Р. против натурализма и формалистич. тенденций.

Новый этап развития сценич. Р. определился в творч. практике К. С. Станиславского, В. И. Немиро-вича-Данченко и руководимого ими МХТ, иск-во к-рого опиралось на традиции рус. и зап.-европ. Р. 19 в. и формировалось под непосредств. влиянием драматургии Чехова и Горького. Сво„ теоретич. осмысление принципы МХТ получили в системе Станиславского (см. Станиславского система), обобщившей историч. опыт развития реалистич. т-ра.

Учение Станиславского о единстве актера и образа в процессе переживания диалектически решает поставленную ещ„ Дидро проблему соотношения объективного и субъективного в сценич. творчестве и становится важнейшим завоеванием Р., противостоящим тенденциям натурализма и "чистой театральности", возникающим на рубеже 19-20 вв.

Традиции критич. Р. сохраняются и получают новое преломление в совр. бурж. театр. культуре. Они связаны с творчеством таких художников и коллективов, как Л. Хелман, Дж. Стейнбек, А. Мпллер, студия Ли Страсберга - в США, Р. Мерль, Ж. Ви-лар, Нац. нар. т-р ТНП - во Франции, Дж. Пристли, Ю. Маккол, А. Уэскер, труппа "Уоркшоп"-в Англии и др.

Одно из наиболее значительных явлений в совр. критич. Р. - неореализм. Порожд„нный движением Сопротивления и последовавшим затем общедемокра-тич. подъ„мом в обществ, жизни Италии, он проявился в разл. видах иск-ва: кино, лит-ре, изобразит, иск-ве и театре (где наиболее близко его художеств. принципам творчество Э. Де Филиппе). Стремление к правдивому, неприкрашенному, порой даже документальному изображению жизни "как она есть", гуманизм, демократии, направленность, подч„ркнутое внимание к судьбе, условиям существования простого человека и вместе с тем ограниченность в постановке проблемы социального действия определяют художеств. и обществ, значение этого явления, его силу и слабость.

Новые социальные условия, в к-рых развивается совр. критич. Р., прямое и косвенное влияние, с одной стороны, социалистич. иск-ва, с др. стороны-модернизма, обусловливают сложность и противоречивость развития Р. на этом этапе. В творчестве ряда художников нередко переплетаются и сосуществуют противоречивые, даже взаимоисключающие тенденции. Вместе с тем Р. выступает в совр. художеств. культуре как центр притяжения, к к-рому тяготеет вс„ прогрессивное иск-во.

Высшим этапом в развитии Р. на совр. этапе является иск-во социалистического реализма. Возникая на почве революц. практики рабочего класса как художеств. форма его самосознания, связанная с пониманием подлинных закономерностей общественно-историч. развития, иск-во социалистич. реализма нес„т в себе тенденции разрешения эстетич. противоречий, присущих Р. прошлого, в т. ч. и критич. Р.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; Ленин В. И., О культуре и искусстве, М., 1956;

Белинский В., Полн. собр. соч., т. 2, 3, 5, 6, 7, 8, М., 1953-59; Вайман С., Марксистская эстетика и проблемы реализма, М., 1964; Днепре в В., Проблемы реализма, Л., 1960; Л., 1961; Добролюбов Н., Статьи об Островском, Полн. собр. соч., т. 4, М., 1912; Иезуитов А., Вопросы реализма в эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1963; Лессинг Г. 3., Гамбургская драматургия, пер. с нем., М.-Л., 1936; Кох Г., Марксизм и эстетика, пер. с нем., М., 1964 (Раздел 5); Пинский Л. Е., Реализм эпохи Возрождения, М., 1961; Проблемы реализма (Материалы дискуссии о реализме) в мировой литературе. Сб., М., 1959; Станиславский К., Собр. соч., т. 1, М., 1954; Творческий метод. Сб. статей, М., 1960; Теория литературы, [в 3 кн.]. т. 1, М., 1962, т. 2, М., 1964; Ф р и д-л е н д е р Г., К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962. А. Кар.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница