Наши партнеры

Выгодно прокат авто для поездки на море в компании РексРент.
Недвижимость в Испании купить элитная Недвижимость в Испании alexhomeinvest.com.

Театральная энциклопедия
(страница 363)


РИХТЕР (Richter), Ганс (4.IV.1843-5.XII. 1916) - дирижер. По национальности немец. В 1865 окончил Венскую консерваторию. В 1862-66 работал валторнистом в оркестре венского "Кернтнертортеат-ра". По рекомендации Вагнера стал в 1867 хормейстером, а в 1868 дириж„ром Мюнхенской оперы. В 1871- 1875 был дириж„ром будапештского Нац. т-ра. В 1876 Р. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга" Вагнера на открытии "Байр„йтского т-ра", после чего стал одним из ведущих дириж„ров Байр„йтских фестивалей. В 1882, 1884 и 1904-10-выступал в т-ре "Ко-вент-Гарден" (дирижировал операми "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда" Вагнера и др.). Завоевал славу как интерпретатор творчества Вагнера, сохранявший авторскую традицию исполнения.

Лит.: Kufferath M., L'art de diriger rorchestre, 3 ed.. P.. 1909; К а г p a t h L., Wagners Briefe an H. Richter (1868-1883), B.-W., 1925; Sourek 0., A. Dvorak and H. Richter, Praha, 1942. Ал. М.

РИЧ (Rich), Джон (1682-26.XI.1761) - англ. актер, режиссер, театр. деятель. Один из первых ми-мич. актеров англ. т-ра, сын театр. предпринимателя Кристофера Р. Творч. деятельность начал в 1714 в т-ре "Линкольне Инн Филдс". С 1732 выступал в т-ре "Ковент-Гарден", был основателем и владельцем этого т-ра, руководил им до конца жизни.

Пантомимы Р. состояли из "серьёзной" части, где воссоздавались сцены из "Метаморфоз" Овидия, "Фауста" Марло и др., и "потешной" с участием Коломбины, Панталоне, Клоуна и Арлекина, роль к-рого исполнял Р. (под сценич. именем Лан). Большим успехом пользовалась пантомима "Наказанный Арлекин" (1717). Р. в совершенстве владел телом, обладал тонкой, развитой мимикой, редкой выразительностью движений. Р. пост. в т-ре "Линкольне Инн Филдс": "Юлий Цезарь" Шекспира (1718), "Много шума из ничего" (1721); "Спас„нная Венеция, или Раскрытый заговор" Отуэя (1721) и др.; осуществил там же первую пост. сатирич. оперы Дж. Гея и Дж. Пепуша "Опера нищих" (1728), ставшей значит, событием в истории англ. т-ра.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М.-Л.. 1956, с. 75-80;

Мокульский С. (сост. и ред.). Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, М., 1955, с. 140-41; Gibber С., An apology for the life..., 4 ed.. L., 1756; D o r a n A., "Their majestie's servants", L., 1864; Fitzgerald P.H., A new history of the English stage..., v. l. L., 1882. В. Ю.

РЙЧАРДСОН (Richardson), Ралф (р. 9.XII. 1902) - англ. актер. Окончил театр. школу в Брайтоне, где и выступил впервые в 1920. В 1921-24 играл в труппе Ч. Д орана, где выступил в роли Лоренцо ("Венецианский купец"). В 1925 - в труппе "Бирмингемского репертуарного т-ра". С 1930 творч. судьба Р. связана с т-ром "Олд Вик", с 1944 был одним из директоров "Олд Вик" (вместе с Л. Оливье и Дж. Баррелом).

Р.- актер большого сценич. обаяния, безупречной актерской техники. Иск-во Р. оптимистично, исполнено жизненной правды. Выступал почти во всех шекспировских ролях, особый успех имел в ролях Отелло и Фальстафа. Среди др. ролей: Пер Гюнт, Сирано де Бержерак; Гуль ("Инспектор приш„л" Пристли), Мартин и майор Поллок ("Отдельные столики" Реттигена), генерал Пе ("Вальс тореадора" Денниса).

Большое значение для творчества Р. имела работа над ролями в пьесах Чехова. С большим успехом Р. играл роли Войницкого ("Дядя Ваня") и Вершинина ("Три сестры"). Чеховским лиризмом проникнуты образы Виктора Родса ("Покладистый любовник" Грина), Черри ("Цветущая вишня" Болта).

С 1946 выступает как режиссер. В т-ре "Олд Вик" пост. "Ричард II" Шекспира (1947), "Инспектор приш„л", "Сирано де Бержерак" и др.

С 1933 снимается в кино. Лит.: Современный английский театр. М., 1963; "Theatre World", L., 1958, v. LIV, ј 396; H o h s o n H., Ralf Richardson, L., 1958. B. Ю.

РЙЧАРДСОН (Richardson), Тони (р. 1928) - англ. режиссер. Образование получил в Оксфорде. В сту-денч. годы руководил любит, труппами. Дебютировал на телевидении, пост. "Отелло" и "Игрок" по Достоевскому (1953-54). В 1956 вступил в труппу "Инглиш стейдж компани" (Лондон). Постановка пьесы Дж. Ос-борна "Оглянись во гневе" (1956) утвердила Р. как режиссера, тонко чувствующего совр. драматургию. Пост. также пьесы Осборна - "Комедианты" (1957, т-р "Пейлас", Лондон) и "Лютер" (1961, т-р "Ройял Корт", Лондон); в т-ре "Ройял Корт" пост. "Реквием по монахине" Фолкнера (1956), "Сотворение бога My" Денниса (1957), "Орфей спускается в ад" Теннесси Уильямса (1959) и "Чайку" (1964); в Шекспировском Мемориальном т-ре (Стратфорд-он-Эйвон)-"Перикл" Шекспира (1958) и "Отелло" (1959) с П. Робсоном в загл. роли; в Нью-Йорке пост. "Реквием по монахине" (1959) и "Вкус м„да" Дилэни (1960).

Лит.: Современный английский театр. М., 1963. В. Ю, РЙЧАРДСОН (Richardson), Филип Джон Сампи (17..III.1875-17.II.1963) - англ. критик и историк балета. В 1910 основал в Лондоне журнал "Дансинг тайме" и был его редактором до 1957. В 1920 совм. с Э. Эспиносой основал "Ассоциацию оперного танца Великобритании" (Лондон; позднее - "Королевская академия танца"). В 1919 по инициативе Р. были организованы благотворительные "Утренники солнечного света", на к-рых молодые англ. танцовщики могли совершенствовать танц. иск-во. Утренники имели большое значение в становлении и развитии англ. балета. В 1930 принимал участие в организации балетного "Об-ва Камарго", был вице-президентом "Королевской академии танца" (1946-63).

С о ч.: History of English Ballroom Dancing. 1910-1945, L., 1946; The social dances of the nineteenth century in England, L., 1960; A chronology of the ballet in England. 1910- 1945, в кн.: The Ballet Annual. ј l. L., 1947, p. 115-36. Лит.; The Ballet Annual. ј 10, L., 1947, p. 46-50.

Ham. P. РИШАР, Зинаида Иосифовна (1832-90) - рус. артистка балета, педагог. Дочь артистов балета Д. С. Лопухиной и Ж. Ришара. Будучи воспитанницей Петерб. театр. уч-ща, успешно выступала на сцене Мариинского т-ра. В 1850 была зачислена в балетную труппу этого т-ра, где проработала до 1856. Несмотря на блестящие отзывы прессы, Р. исполняла гл. партии только во время отсутствия иностр. гастрол„рш (напр., в балетах "Сильфида" Шнейцгоффера, "Наяда и рыбак" и "Война женщин" Пуни и др.). В 1857 уехала за границу. В том же году под именем "мадемуазель Зина" дебютировала в Парижской Опере в танцах в опере "Трубадур". В 1858 гастролировала в т-ре "Ковент-Гарден". Вернувшись во Францию, продолжала выступать в Париже до 1864 (с 1861 под фамилией мужа - Мерант). В 1865-70 выступала в Марселе, в 1871 вновь в Париже, где преподавала танцы (с 1879 - профессор класса усовершенствования в т-ре "Гранд-Опера").

Лит.: Борисоглебский М.В. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; К p а с о в -екая В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963. Г. Ш

РИШПЕН (Richepin), Огюст Жан (4.II.1849 -12.XII.1926) - франц. писатель, поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с 1908). Дебютировал как драматург в 1873. Автор стихотворных комедий:

"Господин Скапен" (1886), "Флибустьер" (1888), "Мечом" (1892), "К радости" (1894), "Мученица" (1898), пост. в т-ре "Комеди Франсез", "Бродяга" (1897, т-р "Одеон") и др. Пьесы Р. написаны на историч. сюжеты (Древний Рим, Равенна 14 в. и др.), а также на сюжеты из жизни моряков, крестьян. Они поэтичны, сочетают романтику и сентиментальность, героику и чувствительность, воспевают простые чувства, любовь к природе; были популярны во Франции в конце 19 - 1-й четв. 20 вв. Р. инсценировал свои романы, на основе к-рых ставились муз. спектакли. ("Миарка", 1905, т-р "Опера комик"), оперы ("Маг" Массне, т -р "Опера", 1891) и др. С 1888 принимал участие в работе т-ра марионеток под рук. А. Синьоре. На рус. сцене ставилась пьеса "Мученица" (1902, Нар. дом, Петербург) и инсценировки неск. романов Р.

С о ч. в рус. пер.: Вампир, М., 1900; Смерть и жизнь (Мученица), СПБ. 1902; Добрый шут, СПБ, 1914. А. Я.

РОББИНС (Bobbins), Джером (р.11.X.1918) - амер. артист балета и балетмейстер. Хореографич. образование получил у А. Тюдора, Ю. Лоринга, танец "модерн" изучал в "Лиге нового танца". С 1938 начал выступать в популярных муз. комедиях в "бродвей-ских т-рах" (Нью-Йорк). В 1940-44 - танцовщик, с 1941- солист труппы "Балле тиэтр". Первый исполнитель партий: Юноша ("Три девы и дьявол" на муз. Респиги), Бенволио ("Ромео и Джульетта" на муз. Делиуса), Испанец ("Синяя борода" Оффенбаха), Матрос ("Матросы на берегу" Бернстайна), также исполнял партии Петрушки (о. п. Стравинского) и Алиаса ("Билли Малыш" Копленда). В 1949-61 - заместитель руководителя труппы "Нью-Йорк сити балле". В 1958 организовал труппу "Балеты США".

Пост.: в "Балле тнэтр"-"Матросы на берегу" (1944), "Игры" Гулда (1945), "Факсимиле" Бернстайна (1946) и др.; в "Нью-Йорк сити балле" - "Гости" (1949) и "Тревожный век" (1950) на муз. Бернстайна (1950), "Клетка" на муз. Стравинского (1951), "Фанфары" Бриттена (1953) и др.

Р. ставил танцы во мн. муз. комедиях в т-рах Бродвея, оказал значит, влияние на развитие этого жанра, характерного для совр. т-ра США. Лучшие из них - "Матросы на берегу" (1945,по одноим. балету Бернстайна) и "Происшествие на западной стороне" Лорентса (1957. муз. Бернстайна), а также пост. спектакль "Вестсайдская история", на муз. Бернстайна (Нью-Йорк). Хореография Р. основана на совр. амер. джазовых ритмах. Творчество Р. отражает противоречивость совр. амер. иск-ва и находится под большим влиянием танца "модерн" ("Игры" Гулда). В 1961 пост. балет без музыки "Движения".

Лит.: Manchester P. W., Gerome Robbins - theater man, в'кн.: The Ballet Annual, X? 15, L., 1960, p. Ill- 116; Am berg G.. Ballet in America, N. Y., 1949; Т е r-r у W., Ballet, N. Y., 1959. Ham. P.

РОВ‚Н (Robin), Мадо (29.XII.1918-10.XII.I960)- франц. артистка оперы (колоратурное сопрано). Пением занялась по совету Титта Руффо, к-рый услышал е„ в одном из любит, концертов, когда Р. было 17 лет; обучалась у педагога Д. Подесты. В 1942 в Париже впервые выступила как концертная, в 1945-как оперная певица. На протяжении 15 лет была ведущей солисткой т-ров "Гранд-Опера" и "Опера комик". В 1959 выступала в СССР.

Голос Р. отличался редкой чистотой, прозрачностью и яркостью тембра, развитым верхним регистром (до д о 4-й октавы). С виртуозным мастерством, изяществом, искренностью чувства и поэтичностью исполняла партии во франц. лирич. операх: Лакме; Лейла ("Искатели жемчуга" Визе), Офелия ("Гамлет" Тома), Мирейль (о. п. Гуно).

Др. партии: Джильда, Розина; Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти), Соловей (о. п. Стравинского). Jc. Т.

РОБЕРТСОН (Robertson), Томас Уильям (9.1. 1829- 3.11.1871) - англ. драматург, режиссер, актер, театр. деятель. Один из виднейших представителей англ. бурж. драмы 2-й пол. 19 в. Род. в актерской семье, с детских лет участвовал в домашних спектаклях, после окончания школы дебютировал в лондонском т-ре "Линкольне Инн Филдс", затем выступал в провинции. Первая пьеса Р., получившая признание,- "Давид Гаррик" (1864, т-р "Хеймаркет"). Через год написал драму "Общество", пост. в Т-ре принца Уэльского (с этим т-ром в дальнейшем была связана драматургич. и режиссерская деятельность Р.). Написал пьесы: "Наш" (1866), "Каста" (1867), "Игра" (1868), "Школа" (1869), "Член парламента" (1870). Небольшой зал Т-ра принца Уэльского определил ка-мерность этих пьес, поев. семейно-бытовой тематике. Драматургия Р. послужила началом целого течения в англ. драматургии (т. н. "драма чашки и блюдца"). Его пьесы поверхностно критикуют нек-рые стороны жизни англ. об-ва, не поднимаясь до социального обобщения, типизации. Касаясь острых обществ, проблем, драматург переводил их в сферу вопросов нравственности, этики, морали. Оригинальность сюжета, сценичность, мастерство диалога обеспечили пьесам Р. длительный успех. Творчество Р. оказало значит. влияние на драматургию А. Пинеро. Б. Шоу, приветствовавший в юные годы творчество Р., стал позднее ярым противником самого Р. и его последователей, упрекая их в ограниченности и недальновидности. В "школу Робертсона" входят драматурги Э. Фолкнер, С. Хоутон и др.

Соч.: The principal dramatic works of Thomas William Robertson, with memoir by his son, v. 1-2, L., 1889.

Лит.: Jones W. W., Robertson as a dramatist."The Theatre", L., 1879, II, July; P e m b e r t о п Т. Е., The life and writings of Thomas William Robertson, L., 1893. f} f0

РОБИН, Анна Николаевна [р. 1(13). XI. 1891 J -рус. сов. актриса. Нар. арт. Баш. АССР (1955) В 1919 окончила Драм. курсы при моск. Малом т-ре п в том же году стала актрисой Саратовского т-ра. Работала в Харькове, Краснодаре, Киеве, Горьком, Архангельске. В 1933-59 - в Уфимском рус. т-ре. Р. играла во многих пьесах Островского: Мигач„ва ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"), Домна Пан-телевна ("Таланты и поклонники"), Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги"). Играла роль Мосевны ("На золотом дне" по Мамину-Сибиряку) и др. Мягкое обаяние и проникновение в нар. рус. характер отличало образы, созданные Р. в пьесах сов. драматургов:

Марья ("Любовь Яровая"), Екатерина Ивановна Лагутина ("Мать своих детей" Афиногенова). Вела педагогическую работу в Уфимском театральном училище. Л. Ним.

РОБСОН (Robeson), Поль (р.9.IV.1898) - амер. певец (низкий бас) и драм. актер. Род. в семье бедного негритянского священника. Получил юр ид ич. образование. С 1921 начал выступать как драм. актер в амер. и англ. т-рах. Известность к Р. пришла после исполнения в 1924 роли Джима Харриса ("У всех детей господа бога есть крылья" 0'Нила), в т-ре "Провинстаун" в Нью-Йорке. Широкое признание получило исполнение Р. роли Отелло (т-р "Савой", Лондон, 1930; т-р "Шуберт", Нью-Йорк, 1943). С 1925 Р. начал выступать как певец. После концертного турне по Европе в 1926-28 утвердилась мировая слава Р.-пев-ца. Он обладает голосом, замечат. по красоте и мягкости тембра; его исполнение захватывает слушателей глубиной, искренностью и полнотой чувств. Концертная деятельность Р. носит целеустремл„нный публицистический характер. Его выступления с песнями, зовущими на борьбу за мир, пользуются огромным успехом в США и др. странах. Р. является пропагандистом негритянской народной песни, произв. прогрессивных композиторов США, сов. композиторов и др. Неоднократно (впервые в 1934) приезжал в СССР.

Свои выступления Р. постоянно сочетает с активной обществ, деятельностью. С 1950 Р.- член Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. нр. мира (1950), Междунар. Ленинской пр. "За укрепление ми-' ра между народами" (1952).

Лит.: Горохов В., Робсон, М., 1952; Афиногенов А. Дневники и записные книжки, М., 1960, с. 203, 528; "Театр", 1956, ј 2, с. 118-26; там же, 1958, ј 7, с. 156;

"Сов. музыка", 1951, ј 12, с. 105; там же, 1956, Хч 2, с. 118-26.

POBETTA (Rovetta), Джероламо (30.IX.1851- 8.V.1910) - итал. писатель, драматург. Лит. деятельность начала 1882. Примыкал к веристскому направлению. Был популярным драматургом. Писал пьесы (св. 30), рассчитанные на вкусы бурж. зрителя, с ловко построенным занимат. сюжетом, остроумными динамичными диалогами. В большинстве пьес Р. показан быт бурж. общества последней четверти 19 - нач. 20 вв. Особое место в творчестве Р. занимает историч. драма "Романтизм" (1901, труппа Марини, Турин) о борьбе за объединение Италии. Нек-рые пьесы р."Король-шутник" (1905, труппа Талли - Гра-матика - Калабрези, Милан), "Его превосходительство папа" (1906, труппа Калабрези - Севери, Милан) - отличались сатирич. направленностью. .

На рус. сцене ставились пьесы: "Бесчестные" (1896, Малый т-р), "Город Рим" (1899, Театр Корша), "Друзья" (1898, Михайловский т-р, Петербург; 1900, Т-р Корша), "Дорина" (1898, Т-р Корша) и др.

С о ч. : Teatro, v. I -5, MiL, 1899-1905; в рус. пер. - "Бесчестные", "ЕИТ". Сезон 1896- 1897гг.,П., 1898;"Дори-на", "Курьер", М., 1898, 29 ноября, JV" 329; "Друзья", [СПБ], 1899; "Город Рим", "Курьер", М., 1899, 15 февр., ј 46; "Между делом", СПБ, 1900;

"Урок", "Библиотека театра и искусства". П., 1912, ј 7.

Лит.: Bevilacqua E., Gerolamo Rovetta, Firenze, 1931. Г. Р.

РОВИНА, Хана (р. в сент. 1892) - израильская актриса. Родилась в Белоруссии. В 1915-17 принимала участие в любит. спектаклях (на древ-неевр. яз.). Была одной из основательниц (вместе сН. Цемахом и М. Гнесиным) студии "Габима" в Москве. Училась сценич. иск-ву у Е. Б. Вахтангова и K.C. Станиславского, к-рый проводил занятия в "Габиме". Сыграла роль Молодой матери ("Вечный жид" Пинского, пост. Мчед слова, 1920, 2-я ред. 1924). Исполнила в 1922 роль Леи ("Гадибук" Ан-ского, пост. Вахтангова), играла е„ в течение 40 лет во многих странах Европы и США. В 1931 вместе с т-ром "Габима" уехала в Палестину (ныне - гос-во Израиль). Выдающаяся актриса израильской сцены. Последовательница рус. реалистич. школы игры. Созданные ею образы отмечены трагедийной силой, глубиной чувств, плас-тич. выразительностью.

Др. роли: Федра (о. п. Расина), Иокаста ("Царь Эдип" Софокла), леди Макбет; Юдифь ("Уриель Акоста"), фру Аль-винг ("Привидения" Ибсена), Медея (о. п. Джефферса по Еврипиду). мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта), Мать (о. п. Чапека), Кручинина ("Без вины виноватые"), Раневская ("Вишн„вый сад"), Марфа Петровна ("Русские люди"), Миреле Эфрос (о. п. Гордина), Хава ("Тевье-молоч-ник" по Шолом-Алейхему), Линда ("Смерть коммивояж„ра" Миллера). JJ р

РОГАЛЬСКИЙ, Павел Петрович [р. 14(27). VI 1.1904]- рус. сов. актер. Нар. арт. Казах. ССР (1957). Творч. деятельность начал в 1920 как актер вспомогат. состава Днепропетровского т-ра им. Шевченко. Затем работал в т-рах Тулы, Тобольска, Костромы, Уфы. С 1937 - в Сев.-Казахстанском драм. т-ре (Петропавловск). Р.- характерный, гл. обр. комедийный, актер.

Роли: Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Бублик ("Платон Кречет"), Храпов ("Bacca Железнова"), Цвиович ("Д-р" Нушича), Часовщик ("Кремл„вские куранты"). Земляника ("Ревизор"), Глоба ("Русские люди"), Телятев ("Бешеные деньги"), Счастливцев; Ока„мов ("Машенька"), Шевчук ("Сильные духом" по Медведеву), дядя Федя ("Персональное дело" Штейна), Чибисов ("Братья Ершовы" по Кочетову), Танака ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Шварц ("Потерянный сын" Арбузова), Карабай ("Поэма о любви" Мусрепова).\\

Рогова Вера Петровна - Заслуженная актриса РСФСР, родилась 1882 в Москве. 12.11.1904 - Спектакль (По публикации) и (Письма из Столицы). Русский Охотничий Клуб - ул.Воздвиженка (дом Шереметева). 06.12.1911 - Спектакль (Зачем пойдешь то и найдёшь). Русский Охотничий Клуб - ул.Воздвиженка (дом Шереметева). 28.01.1913 - Спектакль (Сочельник) и (Бракоразводные Сюрпризы).Русский Охотничий Клуб - ул.Воздвиженка (дом Шереметева). 02.12.1913 - Спектакль (Женская логика). Русский Охотничий Клуб - ул.Воздвиженка (дом Шереметева). 1925 - 1939 Первый Московский Передвижной Рабочий Театр - ул.Лесная д.18 (Клуб имени Зуева). Брендер Владимир Александрович - режиссер. 20.03.1937 - Постановление Президиума ВЦИК о присвоении В. П. Роговой звания заслуженной артистки Республики, 1937 г., в бюллетене 3 ВКИ за 1937 г. 1939 - 1942 Московский Драматический театр имени Н.Баумана - ул. Спартаковская д.26. Эммануил Борисович Краснянский - режиссер. 1942 - Московский драматический театр им. Ленсовета - ул. Большая Ордынка. 1943 - 1946 Московский театр драмы - ул.Герцена 19. Она играла в одной театральной труппе с такими актерами как; Орлов Дмитрий Николаевич - рус. сов. актер. Плятт Ростислав Янович - рус. сов. актер. Раневская Фаина Григорьевна - рус. сов. актриса. Серова Валентина Васильевна - сов. актриса. Пуговкин Михаил Иванович - сов. актер. 1946 - 1954 Московский драматический театр - ул. Спартаковская д.26. Майоров Сергей Арсеньевич - рус. сов. режиссер 04.09.1957 - Умерла. Похоронена в Москве.

"РОГНЕДА" - опера А. Н. Серова, либр. композитора и Д. В. Аверкиева. Пост. 27 окт. 1865, Мариинский т-р (дириж„р К. Лядов; Красное солнышко - О. Петров, Рогнеда - Брони, Изяслав - Шредер, Добрыня Никитич- Васильев 1-й, Руальд - Никольский, Скульда - Леонова, Мальфрида - Латышева, Старик-странник - Кондратьев, Верховный жрец - Сариотти, Княжой дуракБулахов). 1868, Большой т-р (дириж„р Шрамек; Красное солнышко - Радонежский, Рогнеда - Оноре, Изяслав - Щепина, Добрыня Никитич - Финокки, Руальд - Орлов, Ингерд - Владиславлев, Старик-странник - Демидов, Верховный жрец-Корин, Княжой дурак -Лавров). 1897, Моск. частная русская опера (дириж„р Рахманинов). В 1897 возобн. в Большом т-ре (дириж„р Альтани, художники Вальц, Лебедев. Савицкий и Сергеев, балетм. Манохин; Красное солнышко - Власов, Рогнеда - Азерская, Изяслав - Звягина, Добрыня Никитич - Раздольский, Руальд - Донской, Ингерд - Успенский, Скульда - Никольский, Старик-странник - Трезвинский, Княжой дурак -Клементьев). 1904, Мариинский т-р (дириж„р Направник, пост. Палечека, худ. Ламбин, балетм. Ширяев; Красное солнышко - Шаронов, Рогнеда - Маркович, Изяслав - Тугаринова, Добрыня Никитич - Серебряков, Руальд -Ершов, Старик-странник - Касторский). 1914, там же. Пост. в др. городах России: Киев (1872, 1879, 1902), Казань (1878).

Издания.- "Р." - клавир, СПБ, Стелловский, 1866. Я. Гр.

РОДЕ (Rode), Эббе (р.10.V.1910) - дат. актер. В 1931 дебютировал на сцене "Дагмартеатра" (Копенгаген). В 1932-56 - актер Королевского т-ра (Копенгаген), затем периодически выступал в разл. т-рах страны. Блестящая сценич. техника, отличные внешние данные дали возможность Р. стать одним из наиболее популярных дат. актеров. Его комедийные работы отличает яркая, своеобразная эксцентричность:

Мальволио ("Двенадцатая ночь" Шекспира), сэр Питер ("Школа злословия" Шеридана), Шас (о. п. Сои), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Хлестаков; Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского). Р. - мастер сложного психологич. рисунка. Это особенно полно проявилось в таких ролях, как Освальд; Хельмер ("Кукольный дом"), Саннес ("Банкротство" Бь„рнсона), Аладдин (о. п. Эленшлегера), Борх ("30 лет спустя" Сои), Артур ("Братья и сестра" Браннера), Ион ("Лишняя женщина" С„ннербю), Тригорин ("Чайка"). Лучшая работа Р.-трагичес кий, исполненный страстного жизнелюбия образ сказочника Андерсена в фантастич. пьесе Абелля "Андерсен, или Сказка его жизни". Р. - автор сборника театр. очерков "Волшебное золото" (1960). Снимается в кино.

Лит.: Engberg Н., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1959. Вл. М.

РОДЕНБЕРГ (Rodenberg), Ганс (р. 2. X.I 895) - нем. режиссер. Чл. ЦК Социалистич. единой партии Германии (1954). Артистич. деятельность начал в берлинском т-ре "Трибуна", рук. К. Мартином. В 20-е гг. работал в Нем. т-ре Рейнхардта, затем в нем. нар. т-ре Вены. режиссерскую работу начал в 1926 в Вене; был режиссером Цюрихского т-ра, затем до 1930 работал в К„льне. В нач. 30-х гг. участвовал в работе пролетарских театр. агитпропколлективов и прогрессивных проф. т-ров (Т-р Пискатора, "Театр молодых актеров"), сотрудничал в Междунар. революц. театр. союзе. После захвата власти гитлеровцами был вынужден покинуть страну и в 1932-47 жил в СССР (работал на радио и в кино). В 1948 возвратился в Германию. В 1948-49 руководил т-ром при Доме культуры СССР в Берлине. Был одним из основателей первого в Германии гос. детского т-ра "Дружба", руководителем и гл. реж. этого т-ра. За пост. спектакля "Ты парень, что надо" Вангенхейма в 1950 награжд„н Нац. пр. ГДР. В 1952-58 Р.- гл. директор студии художеств. фильмов ДЕФА. С 1958 - профессор Ин-та кинематографии в Берлине. С 1960- зам. министра культуры ГДР и чл. Гос. совета. Р.- чл. нем. Академии иск-в. В 1960 Р. присвоено звание Героя труда. И. Н.

РОДЖЕРС (Rogers), Пол (р.22.III.1917) - англ. актер. Театр. образование получил в студии под рук. М. А. Чехова (1936-38). В 1938 дебютировал на проф. сцене в эпизодич. ролях в т-ре "Скала" (Лондон). В 1946 выступал в Колчестерском репертуарном т-ре, затем в бристольском т-ре "Олд Вик", исполнял незна-чит. роли. С 1949 творческая судьба Р. связана с лондонским "Олд Вик". С 1953-ведущий актер этого т-ра. Среди лучших ролей: Шейлок, Генрих VIII, Макбет (о. п. Шекспира), Петруччо ("Укрощение строптивой"), Фальстаф ("Генрих IV" и "Виндзорские проказницы"). С 1952 снимается в кино. Гастролировал в СССР (1961) с т-ром "Олд Вик".

Лит.: W i 1 1 i a m s о n A., Paul Rogers, L., 1956.

Ф. К.

РОДЗИНСКИЙ (Rodzinski), Артур (2.1.1894- 27.XI.1958) - польский дириж„р. Ученик Ф. Шалька и Ф. Шрекера в Вене. После 1-й мировой войны дирижировал во Львове и Варшаве оперными спектаклями и концертами. Л. Стоковский пригласил Р. в Филадельфию, где он выступал как ассистент Стоковского. С 1929 Р. руководил симф. оркестрами в городах США. С 1948 жил в Риме, выступал в Европе с разл. оркестрами. Ал. М.

РОДЗЯЛОВСКАЯ, Елена Павловна [р. 5(18) .VII. 1904] - белорус. сов. актриса. Нар. арт. БССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1924-26 училась в Белорус. театр. студии в Москве. С 1926- актриса 2-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа). Творчеству Р. присущ глубокий драматизм. В сов. репертуаре она создала образы женщин с тв„рдым характером, исполненных чувства высокой гражданской ответственности и в то же время простых, лиричных: Наталья Николаевна ("Испытание огн„м" Крапивы, 1943), Ольга ("Нашествие", 1943), Милютина ("Персональное дело" А. Штейна, 1955), Алена Степановна ("Люди и дьяволы" Крапивы, 1958), Анна Ивановна Неделина ("Перед ужином" Розова, 1962). Исполнение Р. комедийных ролей отличается сатирич. заостр„нностью, яркостью и выразительностью сценич. рисунка - Анна Андреевна

("Ревизор", 1945), пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской, 1956).

Лит.: Няф„д Ул., Беларуси! тэатр..., М?нск, 1959

Люд. Iff.

РОДИНА, Татьяна Михайловна (р.17.II.1914) - рус. сов. театровед. Доктор искусствоведения (1964). В 1941 окончила ГИТИС. Лит. деятельность начала в 1944. Занимается историей рус. т-ра.

Соч.: Новые работы Ю. А. Завадского, в сб.: Театр. М., 1945, с. 50-64; Русские романтические актеры (М. Мочалов, В. Каратыгин), в сб.: Театральный альманах ВТО кн. 8. М., 1948, с. 163-91; П. Н. Орленев. М.-Л., 1948;

В. Н. Асенкова, М., 1952; О некоторых закономерностях развития русского драматического театра 1-й половины 19 в. (1800-1850), "Вестник истории мировой культуры", 1957, ј i,c. 79-94; Малый театр (совм. с С. Н. Дурылиным), в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2, М., 1960; Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961; Театр [Глава о русском театре XVIII века], в кн.: История европейского искусствознания, М.,1963,с.217-70.

РОДИОНОВ, Николай Ильич f p. 15 (28). XI I.I 906]- рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1927 начал актерскую деятельность в Ленингр. т-ре Пролеткульта (с 1932 -Т-р им. ЛОСПС). В 1941 Р. переезжает в Карелию, в 1941-45-актер Кондопожско-го совх.-колх. т-ра, с 1945 - Петрозаводского муз.-драм. т-ра. С 1957 Р. работает в Белоруссии- в Мо-гил„вском драм. т-ре.

Роли: Луконин ("Парень из нашего города"), поручик Ржевский ("Давным-давно" Гладкова), Макферсон, Мерфи ("Русский вопрос"). Глеба ("Русские люди"), Соррини ("Испанцы" Лермонтова), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Чепурной ("Дети солнца"), Полоний ("Гамлет"), Яго; Забелин ("Кремл„вские куранты"), Астров; Дронов ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь") и др. л. Ним.

РОДОН (наст. фам.- Г а б e л ь ), Виктор Иванович [20.V(I.VI).1846-9(21).VI.1892] - рус. артист оперетты. Сценич. деятельность начал в 1862 в Кременчуге. В 1876-77 - актер оперетты моск. "Артистич. кружка", с 1877 - в труппе М. В. Лентовского ("Буфф", "Семейный сад", "Эрмитаж", "Антей", "Новый т-р"). В 1886-88 держал антрепризу в Новом т-ре. В 1889-90 служил в т-ре "Парадиз" (Москва), последний сезон (1891-92) пров„л в Одессе. Р. выступал в амплуа комика-буфф и в эксцентрич. ролях, был мастером импровизации (злободневные и остроумные вставки в текст роли). Имел голос приятного тембра, выразительно исполнял куплеты. Лучшими ролями Р. были Калхас ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Олен-дорф ("Нищий студент" Милл„кера), Генерал ("Фати-ница" Зуппе) и др.

Лит.: Янковский М., Оперетта. Возникновение и развитие жанра на Западе и в СССР, Л.-М., 1937, с. 285-88, 309 и др.

РОДРЙГЕС (Rodriguez), Консепсьон (1802-59)- исп. актриса. С 13 лет начала выступать в т-рах Севильи и Гранады. В 1816-17 работала в Барселоне, затем в Мадриде. С 1822 - ведущая актриса т-ра "Принсипе" (Мадрид). Вместе с актерами К. Латорре и Х.Ромеа играла гл.роли в большинстве пьес, ставившихся на сцене "Принсипе" в 1825-36. Прославилась исполнением ролей Андромахи (о. п. Расина), Леонор ("Дон Альваро, или Сила судьбы" Сааведры Рамире-са), Леонор ("Трубадур" Гарсиа Гутьерреса). В 1836 оставила сцену.

Лит: Valbuena Prat A., Historia del teatro espanol, Barcelona, [1956]. 3. JJ

РОЕК, Констанция Францевна (p.7.VIL1921)- рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1949). Окончила Театр. уч-ще им. Щепкина в 1945 и в этом же году дебютировала в Малом т-ре в роли Нонки ("Сотворение мира" Погодина). Глубокий и проникновенный лиризм сочетается в игре Р. с большим темпераментом. Е„ благородные и душевно чистые героини женственны, актриса вносит в сво„ исполнение тонкость и точность пси-хологич. нюансов. Начав с лирич.и лирико-комедийных ролей девочек и молодых девушек-Нали ("Люди доброй воли" Мдивани), Людмила ("Васса Железнова"), Элиза Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Р. вскоре перешла к драматич. ролям - Лариса ("Бесприданница"), Маша ("Живой труп"), Маша Орлова ("Встреча с юностью" Арбузова).

Наиболее полно дарование Р. раскрылось в ролях Сарры ("Иванов" Чехова) и Нины ("Маскарад"). Р. придала этим образам трагедийное звучание. В 1964 сыграла роль Рен„вой ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва). Н. Вел.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Всеволод Петрович (р. 2.VII. 1918) - укр. сов. композитор. Чл. Коммунистич. партии с 1954. Учился в 1937-39 в Харьковской консерватории (класс композиции С. С. Богатыр„ва), в 1939-41 - в Киевской (класс композиции Л. Н. Ре-вуцкого). С 1945 - зав. муз. частью Т-ра им. Франко. Автор музыки к спектаклям этого т-ра: "В пуще" Леси Украинки, "Двенадцатая ночь"; "Бравый солдат Швейк" по Гашеку, "Злая доля" Старицкого, "Макар Дубрава", "Калиновая роща", "Над Днепром" Корнейчука, "Без вины виноватые"; "Филумена Мартурано" Де Филиппе и др. Написал также балет "Праздник урожая" (соч. 1948), муз. комедии "Песня о верной любви" (1947, Киевский т-р муз. комедии), "За двумя зайцами" (1954, там же), "Пламенное сердце" (1957, там же), "Солнечной дорогой" (1948, Харьковский т-р муз. комедии) и др. соч. Р. Е.

"РОЗА" (Rose theatre) - одно из первых постоянных театр. зданий в Англии. В 1587 построено и открыто Ф. Хенсло. Это было деревянное оштукатуренное строение восьмигранной формы, без крыши. Ввиду гонений пуритан на театр "Р." находилась вне лондонского Сити, за Темзой. Общедоступный характер спектаклей "Р." привл„к народного зрителя.

Здесь начинал свой творч. путь Шекспир; в 1592, во время непродолжительных выступлений труппы "Слуги лорда-камергера", в т-решла одна из его драм. Особую популярность "Р." приобрела в 90-х гг. 16 в. благодаря Э. Аллейну, входившему в состав труппы "Слуги лорда-адмирала". Падение популярности т-ра связано с открытием в 1599 бр. Б„рбедж т-ра "Глобус", в к-ром выступали "Слуги лорда-камергера" с представлениями пьес Шекспира. В 1600-05 в здании "Р." выступали разл. труппы. В. Ю.

РОЗАНОВ, Матвей Никанорович (26.XI.1858-20. X.I 936) - рус. сов. уч„ный и литературовед, историк зап.-европ. лит-ры. Академик (с 1921). В 1883 окончил Моск. ун-т, получив золотую медаль за работу "Гамлет и его толкователи в Англии и Германии" (1884). В 1900-29 преподавал в Моск. ун-те (курс зап.-европ. литератур). В 1920-26 был членом лит.-ттр. комитета и художеств. совета Малого т-ра; в течение многих лет был профессором драматич. курсов т-ра.

Соч.: Театральные представления во Франции в конце XV в., в кн.: Книга для чтения по истории средних веков, ..., т. XLVI, вып. 2, M., 1897; Один из современников Шекспира (Томас Гейвуд), в сб.: Под знаменем науки, М., 1902; Статьи "Гамлет" и "Зимняя сказка", в кн.: Шекспир, тт. 3 и 4, СПБ, 1903. С. Г.

РОЗАНОВ, Сергей Григорьевич (30.IX.1894-9.1. 4957)-рус. сов. драматург, педагог, режиссер. С 1912 занимался вопросами театр. иск-ва для детей, эстетич. воспитания школьников. Был автором и режиссером первого сов. совр. спектакля Моск. т-ра для детей "Будь готов" (1924). Пост. в этом т-ре спектакли "Комедия о Робине Гуде" Заяицкого,"Кто во что горазд" Огнева, Шестакова, Розанова. Совм. с Н. И. Сац написал пьесу "Негрит„нок и обезьяна" (1927, Моск. т-р для детей), пост. затем во мн. ТЮЗах страны и за рубежом.

Р.- автор пьес "Бой начался", "Электричество" (оба в 1934), "Путешествие Кати-малолетки по большой карте пятилетки" (1939), пост. в Моск. т-ре для детей, сказки "Баба-яга - костяная нога" (1938), пост. в Центр, детском т-ре. Р. инсценировал ряд произв. А. Гайдара - "РВС" и др. В 1928-30- худ. рук. 2-го Белорусского т-ра. В последующие годы писал книги для детей -"Приключения Травки" и др. я. Сац. РОЗАТИ (Rosati), Каролина (урожд. Галлетти;

Galletti; 13.XII.1826-1905) - итал. артистка балета. Ученица А. Торелли, К. Блазиса. Дебютировала в Ве-роне, затем выступала в Лондоне (1847-58, с перерывами), в 1851 - в Париже, в т-ре "Итальен"; в 18531869-в Парижской Опере, ,где в 1854 исполнила одну из своих лучших партий -Амелия Фонти (о. п. Лабар-ра). В 1856 Р. первая исполнила партию Медоры в балете "Корсар" Адана. В 1859-62 выступала в Петербурге. В 1862 под рук. М. И. Петипа подготовила свою последнюю партию-Аспиччии ("Дочь фараона" Пуни). Виртуозное иск-во танцовщицы и е„ драматич. талант высоко ценили Т. Готье, Ж. Жанен, А. А. Плещеев.

Лит.: Плещеев А., Наш балет, СПБ. 1896, 2 изд. СПБ. 1899: Петипа М., Мемуары Мариуса Петипа, СПБ, 1906, с. 56-58; В а з е м Е. О., Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, Л.-М., 1937, с. 59-60. 67-68, 80; Скальковский К., В театральном мире, СПБ, 1899, с. 133; Х уд е к о в С., История танцев, ч. IV П., [1918]. с. 78; G и е s t I., The ballet of the Second Empi1 re, v. 1-2. L., 1953-55. Ham. P.

P03EH(Rosen), Эльза Марианна фон (p.21.IV.1927)- швед. артистка балета. В 1945-47 училась в школе дат. Королевского балета. В 1947 выступала в труппе "Балле рюсс де Базиль", в 1948 и в 1951-59-в труппе швед. Королевского балета, где с 1955 заняла положение ведущей танцовщицы. В 1950, работая в перед-вижной труппе "Рикстеатерн", создала свою лучшую партию - Фрекен Юлия (о. п. Рангстрома). В 1960 организовала совм. со своим мужем, балетным критиком А. Фридерисия, труппу Скандинавский балет. Выступала и как балетмейстер. Среди пост.: "Сильфида" Шнейцгоффера (1960, Англия; 1963, Чили), "Девичий источник" Альфвена и "Ирен Холм" Люмбье (1963, оба в Дании) и др. Е. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница