Наши партнеры

Выгодно аренда машин в перми недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 366)


'РОМАНОВ, Борис Сергеевич [18(30).VI. 1895-6.V. 1958]- рус. сов. драматург, журналист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1949). Учился в Моск. ун-те. В 20-х гг. был актером и режиссером периферийных т-ров. К 1924 относятся первые драматургич. опыты Р.: "Банкет капитала", "Его спасает небо", "Сон гражданина Обухова". Первая большая драма Р.-"Федька-Есаул" (1925, Студия Малого т-ра), поев. событиям гражд. войны на юге России. Большую роль в обращении т-ров к новому, сов. репертуару, к совр. действительности сыграла сатирич. комедия "Воздушный пирог" (1925, Т-р Революции). Комедия разоблачала вражеские попытки реставрации капитализма, бичевала дельцов и перерожденцев периода нэпа. Разоблачит, интонация отличала и комедию Р. "Конец Криворыльска" ("Заре навстречу", 1926, Т-р Революции). Наряду с образами людей прошлого драматург создал в этой пьесе характеры комсомольцев, активных строителей нового мира.

Среди лучших пьес Р. - драма "Огненный мост" (1929, Малый т-р) о трудовых буднях социалистич. стройки, здесь впервые создан образ руководящего работника сов. индустрии. В пьесе "Бойцы" (1934, Малый т-р) Р. обращается к мирным дням Красной Армии, показывает быт сов. воинов. Р. написал комедии "Со всяким может случиться" (1940, Моск. т-р транспорта), "Знатная фамилия" (1945, Моск. т-р транспорта), в 1947 - пьесу "Великая сила" (Гос. пр. СССР, 1948, Малый т-р, 1947), ограниченно трактующую тему патриотизма. Лучшие пьесы Р. сценичны, содержат яркие, интересные роли для актеров.

В 1953 вышла книга статей Р. по иск-ву т-ра "Драматург и театр". Р. занимался педагогич. деятельностью. С 50-х гг.-профессор Лит. ин-таим. М. Горького (Москва).

Соч.: Пьесы, М.-Л., 1948; Пьесы, М., 1951; Драматург и театр. М., 1953. f? fi.

POMEA-И-ЯНГУАС (Romea y Yanguas), Хулиан (16. II. 1813-10. VIII. 1868) - исп. актер. Ученик известного актера К. Латорре. В 1833 дебютировал на сцене. Играл роли романтич" репертуара - Альфонсо Перес де Гусман ("Гусман Доблестный" Хиля-и-Сарате), Габриэль Эспиноса ("Предатель, не признавший себя виновным, и мученик" Соррильи-и-Мораля) и др. Пользовался популярностью в семейно-быто-вых комедиях М. Бретона де лос Эррерос, В. де ла Веги и др. Игра Р.-и-Я. отличалась сдержанностью, простотой, он отказался от аффектированной декламационной манеры, присущей его партн„рам. В 1840- 1853 Р.-и-Я. возглавлял т-р "Принсипе" (Мадрид). С 1858 преподавал, с 1866 руководил Консерваторией музыки и декламации. Автор книг: "Основные мысли об искусстве театра" (Ideas generales sobre el arte del teatro, Madrid, 1858), "Учебник декламации" (Manual de declamacion, Madrid, 1859), "Герои на театре. Размышления о манере представлять трагедии" (Los heroes en el teatro, reflexiones sobre la manera de representar la tragedia, Madrid, 1866).

Лит.: Diaz de Escovar N.yLasso de la Vega P. P., Historia del teatro espanol, v. 2, Barcelona, 1924, cap. VIII, p. 109-112, 114-115, 122-123; Ferrer del Rio A., Don J., Romea y su epoca en el teatro, Madrid, 1868; Espina A., Romea o el Comediante, Madrid, 1935. И. С.

POMEH (Romains), Жюль [наст. имя и фам. - Луи Фар и гуль (Farigoule)] (р. 26.VIII. 1885)- франц. писатель, поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с 1946). Лит. деятельность начал в 1906. Возглавил т. н. унанимизм-лит. течение, утверждавшее отвлеч„нно-гу-манистич. идеи. Первая работа Р. для т-ра-стихотворная драма "Армия в городе" (1911, т-р "Одеон") носила пацифистский характер и была проникнута идеями унанимизма. В романтич. драме "Кромдейр старый" (1920, т-р "Вь„ коломбье") Р. пытался найти выход из противоречий бурж. действительности в идеализации патриархального быта. В связи с усилением социально-критич. направленности во франц. лит-ре н драматургии Р. отходит от абстрактного гуманизма, идеали-стич. иллюзий, обращается к сатирич. осмеянию бурж. общества. В комедиях-гротесках "Кнок, или Торжество медицины" (1923), "Труадек, предавшийся распутству" (1923), "Женитьба Труадека" (1925) Р. создал остро сатирич. образы франц. мещан - поли-тич. дельцов, уч„ных-парлатанов, лит. карьеристов, тупых чиновников. Блестящее драматургич. мастерство Р. привлекло к этим комедиям внимание реж. и актера Л. Жуве, пост. их в т-ре "Комедия Елисен-ских полей" (Париж). В дальнейшем Р, отказывается от антибурж. критики; социальным примиренчеством проникнута его пьеса "Диктатор" (1926, "Комедия Елп-сейских полей"), где Р. оправдывает политич. предательство, утверждает законность существующего порядка, правомерность диктаторской власти. В пьесах "Мюссе, или Школа лицемерия" (1930, т-р "Ателье") .и "Ценности" (1930, т-р "Одеон") драматург пропагандирует "свободный индивидуализм" и призна„т социальные проблемы неразрешимыми. Р. принадлежат пьесы: "Искра" (1924, "Комедия Елисей-ских полей"), "Амедей и господа, сидящие в ряд" (1925, там же), "Донгоо-Тонка" (по его роману;

1930, т-р "Пигаль"), "Король в маске" (1931, там же). Р. - автор книг "Воспоминания о театре ,,Вь„ коломбье"" (Souvenirs du Vieux-Colombier, P., 1926), "Признания драматурга" (Confidences d'un auteur dramatique, P., 1953).

На сов. сцене ставились пьесы: "Армия в городе" (1923, Одесский драм. т-р), "Женитьба Труадека" (под назв. "Партия честных людей", 1927, Т-р им. Вахтангова; 1928, Студия Большого драм. т-ра, Ленинград), "Диктатор" (1928, Совр. т-р, Ленинград) и др.

Соч.: Theatre..., t. 1-7, P., 1924-35, в рус. пер. - Собрание сочинений, Л., 1926.

Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963;

Луначарский А. В., О театре и драматургии..., т. 2, М., 1958; N о г г i s h P. J., Drama of the group..., Cambr., 1958; Berry M., Jules Romains, P., 1959. РОМЕНСКИЙ, Михаил Дамианович [р. 9(21). XII. 1887] - укр. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1946). Учился в Моск. консерватории (1913- 1916). С 1917 -солист оперных т-ров Ростова-на-Дону, Ленинграда, Одессы, Томска, Омска, Новосибирска, т-ров оперы и балета в Харькове (1934-42) и Киеве (1942-1958). Обладает голосом большой силы, приятного тембра. Исполняет камерные произв., укр. и рус. нар. песни.

Партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Выборный ("Наталка-Полтавка" Лысенко), Валько ("Молодая гвардия" Мейтуса), дьяк Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Дань-кевича), Сусанин (Гос. пр. СССР. 1949), Руслан, Мельник, Галицкий; Кочубей ("Мазепа"), Мефистофель ("Фауст") и ДР. Н. Бор.

"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" - балет С. С. Прокофьева, либретто Прокофьева, С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского. Пост. 30 дек. 1938, г. Брно, Чехословакия (балетм. Псота; Джульетта - Шемберова, Ромео- Псота). В 1940. Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (балетм. Лавровский, дириж„р Шерман, худ. Вильяме;

Джульетта - Уланова, Ромео - Сергеев, Меркуцио - Лопухов, Тибальд - Гербек). Возобн. в 1953, там же. В Москве 28 дек. 1946, Большой т-р (балетм. Лавровский, дириж„р Файер, худ. Вильяме; Джульетта - Уланова, Ромео-Габович, Меркуцио - Корень, Тибальд - Ермолаев).

Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Тарту (1946), Рига (1953), Пермь (1956), Фрунзе (1962). Челябинск (1963). За рубежом: Стокгольм (1944), Братислава (1949), Прага (1950). Острава (1950), Кошице (1952), Пльзень (1952), Либерец (1958), Берлин (1948), Глаухау (1948), Росток (1953), Дрезден (1955), Лейпциг (1959), Веймар (1958), Гамбург (1961) и др.; Белград (1948), Загреб (1949), Сараево (сезон 1957-58) и др.; Флоренция (1955), Милан (сезон 1958-59), Копенгаген (1955), Париж (1955); Япония (1955), Румыния (1962), Болгария (1962) и др. Л. П.

"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" ("Romeo et Juliette")- опера Ш. Гуно, либр. П. Ж. Барбье и М. Карре. Пост. 27 апр. 1867, "Т-р лирик", Париж (дириж„р Делофр; Ромео - Мишо, Джульетта-Карвальо. Стефано - Дарам, Гертруда-Дюкло, Тибальд - Пюже, Бенволио - Лоран, Меркуцио- Барре, Парис-Лавейсьер). Опера пост. во мн. театрах мира.

В России впервые шла на итал. яз. в 1870 (Джульетта- Арто); 27 янв. 1872, Петербург, на итал. яз. (Ромео-Нико-лини, Джульетта - Патти); 23 янв. 1891, Мариинский т-р (пер. М. Спасского, дириж„р Направник, художники Янов, Левот, Бочаров, Андреев, Шишков и Иванов, балетм. Иванов; Ромео - Я. Решке, Джульетта - Мелба, Стефано - Славина, Гертруда - Юносова. Меркуцио - Яковлев, Ка-пулетти - Стравинский, Парис-Климов 2-й, Тибальд- Угринович, Лоренцо - Э. Решке, Бенволио - Васильев 2-й, Герцог Веронский - Фрей); 1903, там же (дириж„р Крушевский, балетм. Иванов).

На сов. сцене пост. 16 марта 1919, Т-р оперы и балета, Петроград (дириж„р Фительберг, реж. Боссе, худ. Альме-динген, балетм. Петров). 1920, Гос. акад. т-р комич. оперы, Петроград (дириж„р Самосуд, пост. Дорожинского, худ. Альмединген, балетм. Петров; Ромео-Пиотровский, Джульетта - Горская, Тибальд-Денисов, Меркуцио - Грохольский, Лоренцо - Журавленке, Гертруда - Чайковская, Стефано - Талонкина, Герцог Веронский - Кисел„в, Ка-пулетти - Смирнов, Грегорио - Тихонов, Бенволио -Калинин). В 20-е гг. шла в Москве на сцене Эксперимент. т-ра. В 1936, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Шубина, реж. Закусова, художники Аллегри и Меш-кова, балетм. Орлов). 1941, Большой т-р (дириж„р Мелик-Пашаев, режиссеры Соковнин и Фрид, худ. Козлинский, балетм. Захаров); 1945, там же (дириж„р Небольсин, реж. Соковнин, худ. Козлинский, балетм. Глан, хормейстеры Рыбнов и Луковников). В 1955 возобн. в Ленингр. Малом оперном т-ре (дириж„р Коган, реж. Соловь„в, художники Аллегри и "Штерич). Среди выдающихся исполнителей:

Фигнер, Алчевский. Собинов, Смирнов, Юдин, Лемешев (Ромео), Мравина, Больска, Нежданова, Барсова, Катуль-ская, И. Масленникова (Джульетта), Касторский, Лубенцов (Лоренцо). Лабинский, Остроумов (Тибальд), Грызунов, Бурлак (Меркуцио). Пост. в т-рах др. городов: Горький (1947), Пермь (1947), Вильнюс (1948, 1961), Львов (1951), Алма-Ата (1952), Ташкент (1955), Ереван (1955), Казань (1959), Донецк (1959) и др.

Издания: "Р. и Д." - клавир. Р., Choudens [s. d.]; с рус. текстом, М.,Гутхейль, [1894]; сов. издание, М., Гос. изд-во Музсектор, 1926. Я. Г р.

"РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" ("Romeo and Juliet")- трагедия в 5 д. У. Шекспира. Соч. ок. 1595. Впервые пост., предположительно, в лондонском т-ре "Куртина". Пьеса долгое время шла в разных обработках, переделках. Среди ранних (17-18 вв.) исполнителей: гастролирующие в Европе труппы "английских комедиантов"; актеры С. Барри, Д. Гар-рик и др. (Ромео). Э. Барри, Дж. Э. Беллами Н Притчард

(Джульетта). "Р. и Д." входила в гастрольный репертуар актеров: Э. Росси, М. Барримор', А. Матковский, М. Корн, А. Моисеи (Ромео), Э. Дузе, X. Моджеевская (Джульетта).

В 19-20 вв. "Р. и Д." пост.: т-р "Друри-Лейн" (1805, Ромео - Ч. Кембл; 1817, Ромео - Э. Кин), Бирмингемский т-р (1810, Ромео - Макреди), Веймарский т-р (1811, в обработке и пост. Г„те; 1846, 1936); "Шаушпильхауз", Берлин (в той же обработке) и Гамбургский т-р (в обработке Вейса) (оба в 1812); .т-р "Ковент-Гарден" (1814, 1836), "Бургтеатр" (1816, 1841), т-р "Хеймаркет" (1846), Нац. т-р, Прага (1854, 1913, 1916, 1924), Краковский т-р (1868, ре/к. Козьмян), "Бутс-тиэтр", Нью-Йорк (1869, Ромео-Э. Бутс) и т-р "Корт", Лондон (1881, Джульетта - Моджеевская), т-р "Лицеум", Лондон (1882, Ромео - Ирвинг, Джульетта - Терри; 1884; 1895, Джульетта - Кэмпбелл), Т-р в Брно (1913), т-р "Эмпайр", Нью-Йорк (1889), т-р "Ройял-ти", Лондон (1905), Нем. т-р, Берлин (1907, реж. Рейнхардт, Ромео - Моисеи); Нар. т-р, София (1908; 1954), т-р "Одеон", Париж (1911), т-р "Олд Вик", Лондон (1929, Ромео-Гил-гуд; летом 1935-36, Ромео и Меркуцио - поочер„дно Гил-гуд и Оливье; Джульетта - Эшкрофт; 1939), "Гражданский репертуарный т-р", Нью-Йорк (1930), словацкий Нац. т-р в Братиславе (1932), гастроли в США (1933-34. Джульетта - К. Корнелл), труппа под рук. Ж. Питоева, Париж (1936), т-р "Элизео", Рим (1938, Ромео - Дж. Черви), т-р "Голливуд", Нью-Йорк (1940; Ромео - Оливье. Джульетта - В. Ли), т-р "Д-34", Прага (1945, реж. Буриан), т-р "Романо", Верона (1948), "Штаадтстеатр", Дрезден (1949), "Театр итальянского иск-ва" под рук. В. Гасмана и Л. Скуар-цины (1952, реж. и исполнитель роли Ромео - Гасман), "Драматычны т-р", Варшава (1956), Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон (1954, 1958), Стратфорд-ский т-р, Канада (1960) и др.

В России "Р. и Д." ставили: Малый т-р (1824, Ромео- П. Мочалов), 1841 (Ромео-Мочалов, Капулетти - Щепкин, Меркуцио - Самарин), 1864 (бенефис Федотовой, две сцены из трагедии), 1881 (Ромео-А. Ленский, Джульетта - Ермолова, Капулетти - Самарин, Кормилица -Медведева), 1900 (Ромео - Остужев), Александрийский т-р (1841, Ромео - В. Каратыгин; 1892), Калужский т-р (1886), Т-р Соловцова, Киев (1895, Джульетта - Велизарий), Ели-заветградский т-р (1896), Арм. труппа (1910, Джульетта- С. Адамян), Таганрогский т-р (1911), Нижегородский (1914) и мн. др.

В. сов. т-ре "Р. и Д." ставили: моск. Камерный т-р (1921, реж'. Таиров, Ромео - Церетелли, Джульетта - Коонен), Ленингр. театр-студия под рук. Радлова (1934), моск. Т-р Революции (1935, реж. Попов, Шлепянов, худ. Шлепянов, Ромео - Астангов, Джульетта - Бабанова, Кормилица- Пыжова; 1948).

Среди др. пост. "Р. и Д.": Кемеровский, Костромской т-ры, груз. группа Сухумского т-ра (все в 1936), Краснодарский т-р (1936, 1952), Оренбургский т-р (1936, 1940, 1957), Т-р им. Азизбекова (1937, Ромео - Ульви Раджаб), Бакин' ский рус. т-р (1938), Т-р им. Камала (1940), Челябинский т-р (1940, 1945), Куйбышевский т-р (1942, 1946), Т-р им. Райниса (1944, 1953, реж. Смильгис), Т-р им. Янки Купалы (1946, реж. Литвинов, худ. В. Дмитриев, Ромео-Платонов, Джульетта - Жданович; 1955), Воронежский т-р (1947), Т-р им. Лахути, Душанбе (1947. 1963), Симферопольский т-р (1948, 1960), Т-р им. Марджанишвили (1949, 1962), Фрунзенский рус. т-р (1949), Иркутский т-р (1950), Барнаульский т-р. Красноярский т-р. Марийский т-р, Йошкар-Ола; Т-р им. Хамзы (все в 1951), Кабардинский т-р, Нальчик; Моск. областной т-р драмы (оба в 1952), Владивостокский т-р. Ташкентский рус. т-р (оба в 1953), Псковский т-р (1954). Т-р им. Леси Украинки, Клайпедский т-р (оба в 1955), Якутский муз.-драматич. т-р (1955, 1964), Т-р им. Вахтангова (1956), Комсомольский-на-Амуре т-р (1960), Дрого-бычский муз.-драматич. т-р (1963), Волгоградский т-р, Т-р им. Сундукяна, Ленингр. т-ры им. Ленинского комсомола и им. Ленсовета; Рязанский т-р (все в1964) и мн. др. театры.

"Р. и Д." широко ставилась также в ТЮЗах: Новосибирский ТЮЗ (1941, 1953, 1963), Тбилисский груз. ТЮЗ (1942), ЛенТЮЗ (1948), Тбилисский рус. ТЮЗ (1949), Горьковский. Николаевский, Саратовский (все в 1951), Астраханский (1954), Свердловский (1960), Моск., Тульский ТЮЗы (1964) и ряд др,

Издания. - Первые публикации "Р. и Д." (в искаженной ред.) - кварто 1597; далее кварто 1599, 1609; Фолио - 1623. Первый рус. пер. - И. Росковшенко, "Библиотека для чтения", т. 33, СПБ, 1839; Из позднейших изд.:

"Р. и Д."-пер. Н. П. Грекова, П., 1862; Сов. переводы А. Радловой, М., 1935 и 1936; Б. Пастернака, М., 1943;

Т. Л. Щепкиной-Куперник, в кн.: Избранные переводы, т. 1, М., 1957; Шекспир У., Полное собр. соч., т. 3, М., 1958.

Лит.: Шекспировский сборник. 1947, М., 1947; Н е л ь с С., Шекспир на советской сцене, М., 1960; Вильям'.Шекспир... 1564-1964. Исследования и материалы, М., 1964. А. Шн.

РОМ-ЛЕБЕДЕВ (наст. фам.- Лебедев), Иван Иванович [р. 18(31). Ill, 1903] -цыганский сов. актер, драматург. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич, партии с 1947. В 1-й пол. 20-х гг. работал гитаристом в молод„жном цыганском ансамбле; позднее - один из инициаторов, организаторов и ведущих актеров цыганского т-ра "Ромэн". Р.-Л. играет характерные и героич. роли: Старый цыган ("Цыганы" по поэме Пушкина), Яков ("Вс„ о тебе" Афиногенова), Князь ("Грушенька" по рассказу "Очарованный странник" Лескова), Макар ("Макар Чудра" по о. п. Горького), Квазимодо ("Эсмеральда" по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго), Жених ("Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки), Данкайрэ ("Кармен из Трианы" по новелле "Кармен" Меримо).

Р.-Л. выступает и как драматург.

Среди первых пьес - "Солнце в болоте" (1933) и "Дочь степей" (1935). В дальнейшем стал одним из основных драматургов т-ра "Ромэн".

Др. пьесы: "Свадьба в таборе" (1935), "Песня об Урсаре" 1940), "Невеста из табора" (1945), "Героическая поэма" (1948), "Цыганы" (1949), "Дочь шатров" (1950), "Плясунья" (1954), "Кабачок Макрель" (1957), "Кармен из Трианы" (1961), "У дороги" (1964) и др. А. Шн.

РОМОДАНОВ, Сергей Дмитриевич [р. 31. VII (12. VIII). 1899] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Сценич. деятельность начал в 1922 в Грозном, затем играл в т-рах Баку, Ташкента, Минусинска, Костромы, Ижевска и др. С 1938-актер Ярославского т-ра им. Ф. Волкова. Р. - гл. обр. драма-тич. актер; он наделяет своих героев страстностью, жизнелюбием, могучим, мятежным размахом истинно рус. характера. Таковы были образы Гайдая ("Гибель эскадры"), Рыбакова ("Кремл„вские куранты"), Сергея Луконина ("Парень из нашего города"), Огнева ("Фронт"), Сафонова ("Русские люди"), сыгранные в приподнято-ро-мантич. манере; актер подч„ркивал героич. черты коммунистов разных поколений. Этапное значение для творчества Р. имела роль Петра I (о. п. А. Н. Толстого, 1939).Р. много и успешно играл в классич. репертуаре - Несчастливцева, Паратова; Скалозуба ("Горе от ума"), Годунова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Отелло; Антипу Зыкова ("Зыковы"), Сатина; Терентье-ва ("Сомов и другие" Горького). Среди его лучших ролей - Егор Булычев (1950); играя эту роль, актер подч„ркивал стихийное бунтарство, широту булычовской натуры.

Среди значит, ролей Р. в 60-х гг.-Медведев ("Хозяева жизни" Чепурина), Балуев ("Знакомьтесь - Балуев" по о. п. Кожевникова), Прозоров ("Палата" Ал„шина). За участие в спектакле "Заговор обреч„нных" ВиртыР. присуждена Гос. пр. СССР (1950). Снимается в кино (Илья Артамонов-"Дел о Артамоновых", и др.).

Лит.: Елисеева В., Ярославский театр имени Ф. Г. Волкова, [Ярославль], 1948; Любомудров М. Н., Старейший в России, М., 1964. М.Люб.

РОМППАЙНЕН, Тойво Иванович (р. 12. XI. 1901) - карельский сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Участвовал в спектаклях художеств. самодеятельности в Финляндии как актер и режиссер. С 1933 работает в Финском драм. т-ре Карел. АССР. актер большого реалистич. дарования, Р. занимает ведущее место в творч. коллективе т-ра.

Среди лучших ролей: Егор Булычев; Полежаев ("Беспокойная старость"), Юхани ("Семеро братьев" Киви), Эйна-ри ("Ветер с юга" Грина, Филиппова), Моргунов ("Все оста„тся людям" Ал„шина), Антипа Зыков ("Зыковы"). С .Кол.

"РОМЭН" - сов. цыганский т-р. Организован 24 янв. 1931 как "Ивдо-ромэнский театр-студия" при

Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Инициаторы и непосредств. организаторы т-ра: А. А. Андреев, А. В. Германо, Г. П. Лебедев, И. 'И. Ром-Лебедев, режиссер М. И. Гольдблат, комп. С. М. Бугачевский и театр. администратор И. Д. Файль. Первый публичный спектакль театра-студии состоялся 30 апр. 1931; было показано обозрение Э. Шолока и М. Безлюдского и концерт. Как проф. т-р "Р." был открыт 16 дек. 1931 муз. представлением "Жизнь на кол„сах" Германо (реж. Гольдблат, худ. Тышлер). Первый художеств. рук. т-ра-М. И. Гольдблат (1931-36). Вначале репертуар "Р." ограничивался пьесами из жизни цыган, т-р пропагандировал переход цыган к оседлой трудовой жизни; спектакли: "Между огней" Германо (1934), "Фараоново племя" Сверчкова (1933); пьесы Рома-Лебедева: "Табор в степи" (1934), "Дочь степей" (1935), "Свадьба в таборе" (1935, новый вариант 1945 - "Невеста из табора"). Позднее в репертуар т-ра стали включаться инсценировки произв. отечеств, и зарубежной лит-ры, позволяющие показывать образцы нар. цыганского творчества. Среди спектаклей "Р.": "Кармен" по Мериме (1934, реж. Гольдблат), "Цыганы" по Пушкину (1936, реж. Гольдблат, комп. Крейн, худ. Тышлер), "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1939, реж. М. М. Яншин, комп. Бугачевский, второй вариант-1945), "Макар Чудра" по о. п. Горького, "Ч*удесная башмачница" Гарсиа Лорки (1941, реж. Яншин, комп. Бугачевский, балетм. Злобин, худ. Санчес), "Гру-шенька" Штока по повести Лескова "Очарованный странник" (1946). Спектакли т-ра отличались сочетанием романтич. (порой мелодраматич.) устремл„нности с комедийным началом. Игра актеров т-ра "Р." характеризуется повышенной эмоциональностью, темпераментом, спектакли насыщены песнями, танцами, красочны, выразительны. С 1940-х гг. т-р "Р." играет на русском яз. Много гастролирует по Советскому Союзу.

Среди актеров "Р.", работавших в н„м со дня его основания: С. И. Андреева, В. В.Вербицкая, М. В. Сквор-цова, М. И. Черкасова, Ляля Ч„рная (Н. С. Хмел„ва), В, Е. Поляков, И. И. Ром-Лебедев, И. В. Хру-стал„в. Среди ведущих актеров (1964) также: Т. Ага-мирова, М. Г. Балан, В. Ф. Бизев, Н. Н. Волшанинов, Б. А. Волшанинова, С. С. Золотар„в, В. С. Кисел„в, А. Н. Кононова, Н. К. Михайлова, П. А. Модникова, Н.Г. Нарожный, О. И. Петрова, Н. А. Сличенко, Н. В. Суровцева, Л. Сенченко, Б. Р. Ташкентский, Р. П. Удовикова, С. Шишков, Я. О. Яковлева, О. Е. Янковская. Художеств. рук.т-ра М. М. Яншин (1937-41), П. С. Саратовский (1941-57), С. А. Баркан (1958- 1963), в 1963-65 - M. H. Сидоркин.

Др. спектакли: "Вс„ о тебе" Афиногенова (1941, 1944), "Цыганочка" Арконады по повести Сервантеса (1944, 1950), "Сломанный кнут" Хрустал„ва (1948), "Олеся" Е. Гальпериной по рассказу Куприна, "Эсмеральда" Ром-Лебедева по роману "Собор Парижской богоматери" Гюго (1951), "Девушка счастья искала" В. Васильке по повести О. Кобы-лянской "В воскресенье рано травы собирала" (1952), "Ла-чи" Р. Тихомирова по мотивам романа Кришана Чандара "Одна девушка и 1000 влюбл„нных", "Цыганка Аза" Баку-лина по о. п. М. Старицкого (1957) и мн. др. А. Шн.

РОНДАД (франц. rondade) - цирковой трюк, помогающий прыгуну при разбеге повернуться на 90, не теряя скорости и инерции в направлении движения. Используется в номерах партерных прыгунов как один из основных трюков. При исполнении Р. прыгун делает разбег - "вальсет" (подскок на одной ноге с поднятием рук вверх), ставит руки на землю, поворачиваясь правым плечом вперед, чтобы в положении стойки на руках очутиться лицом в направлении разбега, затем делает курбет с рук на ноги и любой задуманный им прыжок (флик-фляк, заднее сальто, двойное сальто). Ал. Ш.

РОНДЙРИС (Роутс),Димитриос(р. 1899) - греч. режиссер. Учился в Афинском ун-те. В 1929-33 учился в семинаре М. Рейнха-рдта в Вене. В 1919 дебютировал на сцене в труппе "Т-ра Консерватории (Афины); исполнял роли: Флоризеля ("Зимняя сказка" Шекспира),, Мортимера ("Мария Стюарт") и др. В этом т-ре выступил и как режиссер. В 1923- 1927 играл в Т-ре М. Котопули. В 1928 осуществил первую самостоятельную пост. оперы "Кольцо матери" Каломириса. В 1934-55 (с перерывами) был гл. режиссером афинского Нац. т-ра, где ставил Шекспира, Мольера, Гольдони, Шиллера и др. и пьесы ново-греч. драматургов ("Студенты" Ксенопулоса, "Три-севгени" Паламасаи др.). Р. вн„с большой вклад в утверждение на совр. греч. сцене древней трагедии. Был одним из инициаторов пост. этих пьес: "Электра" Софокла (1936) и "Орестея" Эсхила (1949) - в Т-ре Ирода Аттика в Афинах; "Ипполит" Еврипида - в Эпидавре (1954). В этих спектаклях Р. стремится использовать мотивы новогреч. фольклора, преодолеть статичность хора, превращая его в действенный элемент спектакля; строгость сценич. рисунка сочетается у Р. с напряж„нным ритмом действия. В 1957 Р. основал "Пирейский т-р", где пост. "Электру" Софокла, "Медею" Еврипида, "Хоэфоры" и "Эвмениды" Эсхила. Неоднократно выезжал с т-ром на гастроли в зарубежные страны, в т. ч. в СССР (1962, 1963).

Лит.: "Театр", 1963, .Ns 6, с. 149-59. Д. С.

РОНКОНИ (Ronconi), Джорджо (6. VIII. 1810- 8. I. 1890) - итал. артист оперы (баритон). Пению учился у отца, певца Д. Ронкони. Дебютировал в Па-вии в сезоне 1830-31. Затем пел в Милане, Болонье, Риме, Неаполе, Флоренции, Венеции и др. городах Италии. В сезоне 1852-53 в Петербурге первым исполнил партию Риголетто; выступал в России до 1855 и в 1858-59. Гастролировал в Вене, Париже, Лондоне. Р. - один из выдающихся итал. певцов 19 в., пение его отличалось выразит, фразировкой, виртуозным вок. мастерством. Р. обладал ярким романтич. темпераментом. Исполнял драматич. и трагедийные партии - Риголетто; Генрих Астон, Генрих VIII ("Лючия ди Ламмермур", "Анна Болейн" Доницетти), Набукко, Де Сильва ("Набукко", 1-я пост., 1842, "Эрнани" Верди), комич. партии - Фигаро ("Севильский цирюльник"), Белькоре и Дулькамара ("Любовный напиток" Доницетти) и др.

Лит.: Monaldi G., Cantanti celebri. Roma, 1929. Св. Г.

PO03A, Лембит (р. 18. VI. 1920) - эст. театр. художник. Учился в Гос. художественно-пром. уч-ще (Таллин). В 1941 начал работу в Гос. т-ре "Эстония" (Таллин). В 1950-59 был художником в Эст. театр. обществе. С 1959 - вновь в Гос. академич. т-ре оперы и балета "Эстония", с 1963 - гл. художник этого театра. Создал декорац. оформление спектаклей: "Виндзорские проказницы"" Оранского (1946), "Манон" Массне (1959), "Удивительные приключения мухусцев" Ойта (1963), "Бравый солдат Швейк" Спадавеккиа (1963) и др. В своих работах Р. успешно сочетает писаные и объ„мные декорации, стремится использовать при„мы графич. иск-ва. В ряде работ Р. получило яркое выражение присущее художнику острое чувство юмора. Э. Я.

РОПСКАЯ, Александра Дмитриевна [11 (23). IV. 1897 - 20. IV. 1957] - укр. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. УССР (1941). В 1919 окончила Саратовскую консерваторию. С 1923 выступала в передвижной укр. опере, с 1926 - в т-рах оперы и балета Одессы, Харькова. С 1928 - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко. С 1944 вела педагогия. работу в Киевской консерватории.

Партии: Настя ("Тарас Бульба" Лысенко), Варвара ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Любаша ("Царская невеста"). Графиня, Лель; Азучена ("Трубадур"), Амнерис, Кармен и др. М. Гол.

РОСЕНКИЛЛЕ (Rosenkilde), Кристен (8. I. 1786 - 12. XI. 1861) - дат. актер. Участвовал в любит. спектаклях. В 1816 дебютировал на сцене Королевского т-ра (Копенгаген), где работал до конца жизни. Один из крупнейших дат. актеров, Р. развивал реалистич. традиции нац. комедийной школы. В его творчестве преобладала просветит, направленность, стремление обличать обществ, и нравств. пороки. Играл гл. обр. в комедиях Хольберга: Эразмус и Пер Пономарь ("Эразмус Монтанус"), Вильгешрей ("Суетливый"), Иеронимус ("Краткое девичество Пер-ниллы", "Жан де Франс", "Маскарад"), Корфиц ("Комната роженицы"), а также в комедиях и водевилях совр. ему дат. драматургов: Троп, Хуммер ("Рецензент и животное", "Неразлучные" Хейберга), Иверсен, Йепсен ("Глупец", "Воскресенье на Ама-гере" Хейберга), Гелдхаммер, Тоструп ("Капричиоса", "Эстергаде и Вестергаде" Оверскоу) и др. Автор водевилей "Праздник друзей, или Завещание" (1826), "Драмодел" (1827), пост. Королевским т-ром.

Лит.: H a A s e n Р., Den Danske skueplads, bd 2-3, Kbh., [s. а.]. Вл. M.

РОСКИН, Александр Иосифович [26.V(7.VI). 1898 - октябрь 1941] - рус. сов. литературовед, театровед и критик. Начал печататься в 1920. Как театр. критик выступал с 1930. Основные театроведч. работы Р. поев. чеховской драматургии. Р. погиб на фронте в Отечеств, войну.

Соч.: Обзор новейшей чеховской литературы, "Книга и пролетарская революция", 1935, ј 9; Чехов в переписке с О. Л. Книппер, "Литературный критик", 1937, кн. 8: "Мать" Горького на оперной сцене, "Огон„к", 1939, ј 1; Немирович-Данченко и его книга, "Литературный критик", 1939, Ns 8-9;

Новые черты, "Театр". 1941, ј2; А. П. Чехов. Статьи и очерки, М., 1959; Статьи о литературе и театре.- Антоша Чехон-те, М.. 1959.

Лит.: Смирнова В. В., Халтурин И., Предисловие к кн.: Роскин А., Статьи о литературе и театре, М., 1959; Кобрина А., Так писать о театре, "Театральная жизнь", 1959, .No 18; Владимирская А., Две книги А. Роскина, "Театр", 1960, ј 5. С. Г.

РОСЛАВЛЕВА, Любовь Андреевна [25.VI(7.VII). 1874-9(22).XI.1904] - рус. артистка балета. Окончив в 1892 Моск. театр. уч-ще (класс X. Мендеса), была принята солисткой в труппу Большого т-ра. Дебютировала в партии Сванильды ("Коппелия") и заняла ведущее положение в труппе.

Партии: Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Медора ("Корсар" Адана и Пуни),Аврора; Китри ("Дон Кихот"), Одет-та-Одиллия, Раймонда; Галатея ("Ацис и Галатея" Кадлеца), Бабочка ("Капризы бабочки" Кроткова) и др.

Р. обладала природной грацией, музыкальностью, пластичностью. Иск-во Р. отличалось совершенством техники, оно привлекало выразительностью танца, целеустремл„нностью, чистотой, сценич. обаянием. Критик В. И. Дорошевич писал о Р., что в "гармонии движений, линий, целомудренного взгляда, чистой улыбки чуялась душа красивая, высокая и прекрасная".

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1904-1905, СПБ, вып. 15, с. 305. Юр. Б.

РОССИ, Карл Иванович [18(29).XII.1775-6(18).IV. 1849] - рус. зодчий. Представитель высокого классицизма в рус. архитектуре. Род. в Петербурге в арти-стич. семье (мать Р.- балерина, приехавшая из Италии). Среди первых работ Р.- т-р у Арбатских ворот в Москве (1808; сгорел в 1812). Выдающийся зодчий-градостроитель, создатель крупнейших комплексов Петербурга, Р. высоко поднял иск-во архитектурного ансамбля. В конце 20 - нач. 30-х гг. Р. построил ! грандиозный ансамбль, состоящий из Театр. ул. (ныне ул. Зодчего Росси) и двух площадей: Театральной (ныне пл. Островского) и Черныш„вой (ныне пл. Ломоносова). Ансамбль возник в свлзи с сооружением Александрийского т-ра. Величественное здание т-ра - одно из лучших произв. рус. классицизма - поставлено архитектором в глубине площади, открытой в сторону проспекта. В зрит. зале т-ра частично сохранилась отделка Р. См. илл. к ст. Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина.

Лит.: Грабарь И. Э., История русского искусства. т. 3, М., [б. г.]; Г p и м м Г. Г., Площадь искусств и площадь Островского, Л.-М., 1946; e г о ж e. Работы К. И. Росси по планировке окружения Александрийского театра, в сб.:

Архитектурный архив, ј 1, М., 1946, с. 125-39.

РОССИ (Rossi), Марио (p. 19.III.1902) - итал. дириж„р. В 1925 окончил римскую муз. академию "Сан-та-Чечилия" (ученик О. Респигц и др.). В 1926-36 преподавал там же и выступал как концертный дириж„р. В оперном т-ре дебютировал в 1937 во Флоренции. В 1939-44 был постоянным дириж„ром фестиваля "Флорентийский муз. май". Выступал в оперных т-рах Милана (в "Ла Скала" впервые в 1939), Венеции, Рима, Пармы, Неаполя (в т-ре "Сан-Карло"-"Князь Игорь", 1956) и за границей - в Брюсселе, Вене, Зальцбурге и др. городах. Один из видных оперных дириж„ров 20 в., превосходный музыкант, Р. тонко переда„т стиль и замысел каждого композитора. В его репертуаре- оперы К. Монтеверди, Б. Галуп-пи, Д. Чимарозы, Н. Пиччини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччиии, И. Пиццетти, К. М. Вебера и др. Св. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница