Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Виллы в Бенидорме купить недвижимость в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 367)


РОССИ (Rossi), Эрнесто (27.III.1827, Ливорно- 4. VI. 1896, Пескара) - итал. актер. Род. в семье купца. Сценич. деятельность начал в бродячей итал. труппе. Решающее значение для развития дарования Р. имела встреча с Г. Моденой(в 1846), пробудившим в молодом актере интерес к героич. нац. драме. Работая в труппе Модены, Р, с особым успехом выступал в трагедиях В. Альфьери: Давид ("Саул"), Орест (о. п.) и др. В дальнейшем Р. был ведущим актером в разл. итал. труппах (в т. ч. в Сардинской королевской труппе, "Т-ре короля" в Милане), возглавлял собств. театр. коллективы. С 1855 постоянно гастролировал за границей; выступал в большинстве стран Европы, в Египте, Юж. и Сев. Америке. В репертуар Р. входили роли в произв. драматургов-романтиков, проникнутых идеями патриотизма и освободит, борьбы,- Паоло ("Франческа да Римини" Пеллико), Антонио Фоскарини и Джованни да Прочида (о. п. Никколини) и др. Обращение к драматургии Шекспира определило расцвет реализма в творчестве Р. Одна из его лучших ролей - Гамлет (впервые выступил в 1856 и играл до конца жизни). Исполнял также роли Отелло, Макбета, короля Лира, Ричарда III; Ромео ("Ромео и Джульетта"), Шейло-ка и др.

Важное место в творч. биографии Р. занимают его гастроли в России (1877, 1878, 1890, 1895, 1896), во время к-рых он выступал в шекспировском репертуаре и в ролях Людовика XI (о. п. Делаеиня; премьера в Петербурге), Дон Гуана и Барона ("Каменный гость", "Скупой рыцарь" Пушкина). В 1895 Р. показал в Москве, а затем в Петербурге свою последнюю работу - Иоанна Грозного ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). Иск-во Р. получило высокую оценку рус. критики. Вместе с А. Ристори и Т. Салъвини Р. принадлежал к крупнейшим итал. актерам, творчество к-рых развивалось в эпоху национально-освободит. движения (т. н. Рисорджименто). Р. стремился к созданию сложных и глубоких человеч. характеров. Интерпретируя образы трагич. репертуара, выдвигал на первый план их этич. и психологич. содержание, что в значит, степени определялось характером обществ, воззрений прогрессивной итал. интеллигенции того времени. Р. в совершенстве владел внутр. актерской техникой. Его иск-во, по словам К. С. Станиславского, характеризовалось "...логичностью чувства,' последовательностью плана роли, спокойствием его выполнения и уверенностью своего мастерства и воздействия" ("Моя жизнь в искусстве", М., 1933). Игра Р. отличалась простотой, тонким лиризмом, выразительностью пластич. рисунка. актер аналитич. склада ума, Р. перед исполнением каждой крупной роли проделывал большую подготовит, работу исследовательского характера. В написанных им мемуарах "40 лет артистической жизни" ("Quarant'anni di vita artistica", v. 1-3, Firenze, 1887-89) дан обстоятельный анализ его основных ролей. Р. - автор пользовавшихся успехом пьес "Ад ель" (написанной для А. Ристори), "Молитва солдата". Ему принадлежит работа "Этюды о драматическом искусстве" ("Studi drammatici. ..",'Firenze, 1885).

Соч. в рус. пер.: Автобиографические письма к Анджело Губернатису, "Артист", 1889. кн. 3 и 4; 50 лет артистической деятельности Эрнесто Росси. Сост. по мемуарам Э. Росси С. И. Лаврентьева, СПБ, 1896.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, M., 1963, с. 586-601; Стороженко Н., Представления Эрнесто Росси..., "Артист", 1890, кн. 7; И в а н о в И., Представления Э. Росси, там же; Толь, Эрнест Росси, СПБ, 1877; M o n t a z i o E., Ernesto Rossi, Trieste, 1865;

S a I v i n i Т.. Ricordi..., MiL, 1895, р. 273-78; Levi С., Profili di attori, v. 1, МП., 1923; Orsini G., Ernesto Rossi nel teatro di jeri e d'oggi, MiL-Roma, 1946.

"РОССИЙСКИЙ ФЕАТР, ИЛИ ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ , ВСЕХ РОССИЙСКИХ ФЕАТРАЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЙ" - серия репертуарных сборников, выходивших отдельными выпусками (частями) в 1786-91,1793-94 в СПБ в изд. Российской академии под редакцией президента академии Е. Р. Дашковой. В сборниках печатались оригинальные и переводные драматич. произв., составлявшие основной репертуарный фонд рус. т-ра того времени. Всего вышло 43 сборника, в к-рые вошли 175 пьес разл. жанров. Среди них: трагедии М. В. Ломоносова ("Темира и Селим"), А. П. Сумарокова ("Синав и Трувор" и "Хорев", ч. I и II, 1786); комедии Екатерины II ("Вот каково иметь корзину и бель„", ч. XIV, 1787), Н. Н. Николева ("Самолюбивый стихотворец") и Сумарокова ("Тресоти-ниус", ч. XV, 1787), В. И. Лукина ("Мот, любовью исправленный", ч. XIX, 1788), Фонвизина(" Недоросль", ч. XXXI, 1789), Лукина ("Щепетиль-ник", ч. XXXV, 1790); драма с голосами Николева ("Розина и Любим", ч. XXII, 1788); комич. оперы Я. Б. Княжнина ("Несчастие от кареты", ч. XXIV, 1788). М. В. Попова ("Анюта"), А. О. Аблесимова ("Диалог странника", ч. XXVIII, 1789), Княжнина ("Сбитенщик", ч. XXX, 1789). За опубликование тираноборческой трагедии Княжнина "Вадим Новогородский" (ч. XXXIX, 1793) выпуск "Р. ф. ..." был по распоряжению Екатерины II конфискован и сожж„н,

Нек-рые пьесы в "Р. ф. ..." сопровождались справочными данными о дате и месте 1-го представления.

Лит.: Неустроев А. Н., Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках, СПБ, 1874, с 435-43; Майков Л., Несколько данных для истории русской журналистики, СПБ, 1876, с. 40-41. Д. Шн.

РОССИ-ЛЕМЕНИ (Rossi Le-meni), Никола (р. 6.XI. 1920) - итал. оперный артист (бас). Пению учился в Вероне. На оперной сцене впервые выступил в 1946 в венецианском т-ре "Фениче" в партии Варлаама ("Борис Годунов"). Затем пел в Риме, Буэнос-Айресе, Сан-Франциско, Милане (впервые в "Ла Скала" в 1947), Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго и др, городах. Р.-Л,- один из лучших басов сер. 20 в. Обладает красивым голосом полного звучания, его исполнение характеризуется тонкой фразировкой, сценич. выразительностью. Лучшая партия Р.-Л.- Борис Годунов (исполняет на рус. яз.).

Др. партии: Моисей (о. п. Россини), Вильгельм Телль (о. п. Россини), Юлий Цезарь (о. п. Генделя), Дон Базилио, Генрих VIII ("Анна Болейн" Доницетти), Филипп ("Дон Карлос" Верди), Лазаро ди Ройо ("Дочь Йорио" Пиццетти), Мефистофель ("Фауст", о. п. Бойто), Уберто ("Служанка-госпожа" Перголези), Оровез ("Норма"), Лепорелло ("Дон Жуан"), Досифей ("Хованщина") и др. Св. Г.

РОССИНИ (Rossini), Джоаккино Антонио (29.11. 1792, Пезаро,13.XI.1868, Париж) - итал. композитор. Отец Р. - гор. трубач, затем оркестрант бродячей оперной труппы, в к-рой состояла и мать Р.- певица. Уже в детстве определился прекрасный голос, выдающаяся музыкальность Р. Он пел в церквах Пезаро и Луго. В 1804 семья Р. поселилась в Болонье, где Р. начал систематически заниматься гармонией и контрапунктом (у А. Тезеи). С 1806 работал как аккомпаниатор, клавесинист-дириж„р, хормейстер оперной труппы. В том же году 14-летний музыкант получил поч„тное звание члена Филармонич. академии в Болонье. В 1806-10 в Болонском муз. лицее изучал теорию композиции (у С.

Маттеи) и игру на виолончели. Заметное влияние на формирование стиля Р. оказало изучение творчества И. Гайдна и В. А. Моцарта. Первая опера Р.-"Демет-рий и Полибий" (1812, т-р "Балле", Рим). В период 1810-13 он сочинял по неск. муз.-драм. произв. в год: оперы-буффа -"Вексель на брак" (1810, т-р "Сан-Мой-зе", Венеция), "Странный случай" (1811, т-р "Дель Кор-со", Болонья), "Ш„лковая лестница" (1812, т-р "СанМойзе"), "Синьор Брускино" (1813, там же), "Пробный камень" (1812, т-р "Ла Скала"), и оперы-сериа "Кир в Вавилоне" (1812, т-р "Муниципале", Феррара) и др. Опера-сериа "Танкред" по трагедии Вольтера (1813, т-р "Фенпче", Венеция) и опера-буффа "Итальянка в Алжире" (1813, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция) сделали имя Р. известным в Италии. В годы подъ„ма нац.-освободит, движения итал. народа против австр. ига прогрессивные круги общества видели в действенном и совр. по духу творчестве Р. возрождение передовых традиций нац. иск-ва. Патриотич. тенденции музыки Р. и восторженное отношение к ней итал. публики побудили австр. полицию установить надзор за композитором.

С 1815 Р. занимал место постоянного композитора т-ра "Сан-Карло" в Неаполе, для к-рого сочинил ряд опер-сериа: "Елизавета Английская" (1815), "Отелло" (по Шекспиру, 1816), "Моисей в Египте" по патрио-тич. трагедии Рингьери (1818), "Магомет II" по трагедии Вольтера (1820) и др. В произв. этого периода Р. обнаруживает стремление к высокому патетич. стилю и созда„т героич. образы, к-рых ждала совр. ему Италия. Одновременно Р. писал оперы для др. городов. В Риме были пост. опера "Севилъский цирюльник" (по Бомарше, 1816, т-р "Арджентина") - лучшее создание итал. оперы-буффа, и лирико-комич. опера "Золушка" (1817, т-р "Балле"), в Милане - "Сорокаворовка" по Кенье и Добиньи (1817, т-р "Ла Скала") и др. В операх 1810-х гг., особенно в опере "Севиль-ский цирюльник", полностью раскрылось дарование Р.- одного из величайших мастеров вок. письма, создателя ярких муз. сценич. характеристик - лирических, комедийных, сатирических. Р. стремился драматизировать жанр оперы-сериа, насытить реалис-тич. содержанием оперу-буффа. Напряж„нные искания приводят его к попыткам использовать опыт франц. "оперы спасения" ("Торвальдо и Дорлиска", 1815, т-р "Балле"), муз. трагедий X. В. Глюка ("Гермиона", 1819, т-р "Сан-Карло"). В нек-рых произв. Р. проявляются романтич. тенденции (напр., локальный колорит в опере "Женщина с озера" по В. Скотту, 1819). В 1823 в венецианском т-ре "Фениче" была пост. "Семирамида" - последняя опера Р. для итал. сцены.

В 1824 Р. был назначен директором Итал. т-ра в Париже, а в 1826 - королевским композитором и гл. инспектором пения. Изучив франц. оперный стиль с характерной для него широтой использования оркестра и хоров, многообразием драматургич. при„мов, Р. переработал свои оперы "Магомет II" и "Моисей в Египте" (пост. в Парижской Опере под назв. "Осада Коринфа", 1826, и "Моисей", 1827). За ними последовали комич. опера "Граф Ори" (1828, там же) и Вильгельм Телль" (1829, там же) - лучшая опера композитора в героико-романтич. жанре. Это монументальное произв. Р. исполнено патриотизма, рожд„нного страстной мечтой об освобождении родины. Мужеств. и величавый образ нар. вождя, воодушевл„нные массовые сцены повстанцев, красочные картины швейц. природы и быта горцев воплощены здесь в новых муз.-драм. формах. В музыке оперы "Вильгельм Телль" использованы швейц. и тирольские нар. мелодии. Опера появилась в обстановке обществ.подъ„ма во Франции накануне революции 1830 и сыграла выдающуюся роль в истории франц. оперной культуры, в развитии жанра большой оперы. При постановке оперы в Париже, а впоследствии в Италии и др. европ. странах, цензура часто стремилась вытравить революц. тенденцию произведения (в России опера шла под назв. "Карл Смелый").

"Вильгельм Телль" был последней оперой Р. Кроме опер, Р. написал неск. крупных хоровых, много камерных, вок. и фп. произв. После 1830 Р. жил в Б о-лонье, Флоренции и Париже. После смерти композитора его прах был перевез„н на родину и похоронен во Флоренции. На завещанные Р. деньги была основана консерватория в г. Пезаро.

Иск-во Р. в основе своей глубоко реалистично и народно. В н„м нашли отражение значит, историч. сдвиги в жизни Италии, рост. нац. самосознания, подъ„м творч. сил народа. Р. положил начало мощному расцвету нтал. оперы в 19 в. и на долгое время определил пути е„ развития. Лучшим произв. Р. свойственны жизненная полнота образов, яркость, типизация, эмоциональные контрасты, стремит, темп муз.-драматургич. развития. Музыка Р. отличается большим мелодич. богатством, тесно связана с нар. мелодикой, с бытовыми муз. жанрами. Тонкий гармонич. язык произв. Р., их инструментовка во многом предвосхищают достижения позднейших композиторов-романтиков. Высокого мастерства достигает Р. в оперных ансамблях. Блестящий вок. стиль композитора, одинаково выразительный и в певучих каватинах, и в виртуозных ариях, и в жанрово-колоритных речитативах, открыл новую эпоху в иск-ве пения. Р. строго ограничил произвол солистов, перегружавших оперные партии собств. виртуозными фиоритурами. В то же время он учитывал и искусно использовал виртуозные возможности голосов, писал партии для определ„нных исполнителей, среди к-рых были такие выдающиеся певцы, как М. Гарсиа-сын и И. Колъбран (с 1822 - жена Р.).

Буржуазно-аристократич. публика европ. стран 19 в., увлекавшаяся внешними качествами музыки Р., противопоставляла творчество Р. и его последователей нац. оперным школам Германии, Австрии, России. Это обостряло критич. отношение к Р. со стороны передовых деятелей муз. культуры этих стран (отзывы К. М. Вебера, В. В. Стасова и др.). Вместе с тем мн. выдающиеся композиторы, писатели, критики (Г. Берлиоз, Ф. Лист, Стендаль, А. С. Пушкин, О. Бальзак, Г. Гейне, А. Н. Серов и др.) высоко ценили достоинства музыки Р., явившейся крупным вкладом в развитие мировой оперной культуры.

Лит.: Серов А. Н., Россини, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, M,-Л., 1950; Ф e р м а н В., История новой западноевропейской музыки, т. 1, М.--Л., 1940; X о х л о в-к и н а А., Севильский цирюльник Д. Россини. М.-Л., 1950; С и н я в e р Л. С., Д. Россини. Жизнь и творчество, М., 1964; Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 8, М., 1959; Гейне Г., Путевые картины, пер. с нем., М., 1937; Radiciotti G.. G. Rossini, v. 1 -3, TivoU, 1927-29; Р f i s t e г К., Das Leben Rossinis, W., 1948; Rognoni L., G. Rossini, MiL, 1955. A. X.

POCCO ДИ САН-ГЕКОНДО (Rosso di San Secondo), Пьер Мария (30.XI.1887-22.XI.1956) - итал. писатель, драматург. Дебютировал пьесой "Мать" (1908, т-р "Верди", Милан). Наибольшей популярностью пользовались его пьесы "Марионетки, сколько страсти!" (1918, труппа В. Талли, Милан) и "Спящая красавица" (1919, там же). Продолжая традиции т. н. "сумеречных" поэтов, Р. ди С.-С. показывал безнад„жность человеч. существования. Использовал элементы символики, обращался к маскам и условным персонажам. Примыкал к группе драматургов "т-ра гротеска" (Л. Кьярелли и др.). Выступал как против натурализма, так и против романтич. напыщенности. Лит.: В о i n e G., Plausi e botte, 2 ed., Firenze, 1921;

T i 1 к h e r A., La scena e la vita.... Roma, 1925; S i m o n i, Trent" anni di cronaca drammatica, в его кн.: Tutta opera, v. 2-3, Torino, 1945-55; P e 1 i z z i C., Le lettere italiane del nostro secolo. MiL, 1929. /\ p

РОССОВ, Николай Петрович[наст. фам.-П а ш у т и н;

16(28).XII.1864-30.1.1945] - рус. сов. актер. Засл. арт. Республики (1926). В 1889-90 служил на выходных ролях в Т-ре E. Н. Горевой в Москве. Получил известность после своих первых гастролей (Пенза, 1891, роли: Гамлет, Уриэль Акоста). Один из последних актеров-гастрол„ров, Р. разъезжал по всей России, выступал в нар. домах в Москве, в Т-ре Лит.-художеств. об-ва в Петербурге. Отрицая значение театр. школ, Р. называл себя "актером транса или вдохновения", верил лишь в творч. интуицию. Играл только роли клас-сич. репертуара.

Роли: Гамлет, Отел-ло, король Лир, Ричард III, Шейлок. Фердинанд; Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Дон Карлос; Франц Мо-ор ("Разбойники"), Генрих ("Потонувший колокол" Гауптмана), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина) и др.

Написал пьесы "Ор„л в тен„тах" (о Бакунине), "Соперник несравнимый" (о Бетховене), перевел "Гамлета", ряд пьес В. Гюго. Р. много выступал в театр. печати (журналы "Театр и иск-во","Рампа и жизнь" и Др.).

Лит.: Соболев 30., Нас возвышающий обман, "Рампа и жизнь", 1912, .ј 14; Б е с к и н Э., Московские письма, "Театр и искусство", 1912, ј 15; Волков Н. Д., Мейерхольд, т. 1, M., 1929, с. 25-29;

БруштейнА., Страницы прошлого, М., 1952, с. 196-201; Ли-д и н Вл., Люди и встречи, М., 1961, с. 308-15;

В е л и з а р и и M., Путь провинциальной актрисы, Л.-М., 1938, с. 92- 97, 290-91. М.Лифш.

РОССЫГИН, Илья Иванович (25. VII 1918-2.1. 1962)-марийский сов. актер. Нар. арт. Map. ACCP

(1951). В 1939 окончил Марийский техникум иск-в и с этого же года актер мар. Т-раим. Шкетана. Первая роль - Яков ("18-й год" Николаева). Р. особенно близки были остро характерные, комедийные роли, он великолепно чувствовал и передавал богатство нар. речи. Среди лучших ролей: Митрич ("Власть тьмы"), Шмага; Терей ("Салика" Николаева), Одоким ("Кенгеж иуд" Арбана).

POOTAH (Rostand), Эдмон (1.IV.1868-2.XII. 1918)- франц. поэт, драматург. Чл. Франц. академии (с 1903). В 1888-91 написал водевили "Красная перчатка", "Два Пьеро, или Белый ужин". Получил признание как автор поэтичной стихотворной комедии "Романтики" (1891, "Комеди Франсез" - 1894). В 1895 Сара Бернар сыграла гл. роль в пьесе Р. "Принцесса Гр„за". Р. написал для выдающейся актрисы свою следующую пьесу "Самаритянка" (1897, Т-р Сары Бернар). Вершина творчества Р.- пьеса "Сирано де Бержерак" (1897, т-р "Порт-Сен-Мартен", в заглавной роли Б. К. Коклен). Герой пьесы (прототип - франц. поэт, драматург С. Сирано де Бержерак) надел„н вольнодумством, прямодушием, остроумием, честностью, отвагой, самоотверженностью, готовностью сражаться за любовь и справедливость.

Последователь В. Гюго, Р. выступает как неоромантик, противопоставляя бурж. действительности мир мечты и фантазии. Реальны еобстоятельства жизни получают в его пьесах подч„ркнуто поэтич. воплощение. Р. возвеличивает духовное начало в человеке, выступает сторонником активной деятельности, но утверждает отвлеч„нный нравств. идеал. Для драматургии Р. характерны: преобладание лирич. начала, романтич. антитезы, контрасты, динамика сценич. действия. Блестящий мастер л„гкого, живого, остроумного стиха, Р. создавал колоритные характеры, предоставляя актерам широкие возможности для сценич. импровизации. Порыв, пате-тич. жест, мечтательность - характерные состояния героев Р. Однако подчас драматург проявлял склонность к словесному жонглированию, эстетству; поэтич. мысль Р. полу чала ложное направление (бонапартистская пьеса "Орл„нок", 1900, Т-р Сары Бернар). К нач. 20 в. определился кризис в мировоззрении и творчестве Р. Эпоха империализма вызвала у Р. вс„ более углублявшуюся растерянность. Аллегорич. пьесу "Шантеклер (1910, "Порт-Сен-Мартен"), в к-рой Р. поэтизирует сельскую жизнь, природу, критика упрекала в расплывчатости замысла, банальности.

Широкую популярность творчество Р. получило в России благодаря Т. Л. Щепкиной-Куперник -первой и лучшей переводчице его произв. В е„ переводе пост. "Романтики" в Т-ре Корша (1894), во мн. т-рах шла "Принцесса Гр„за" (киевский Т-р Н. Н. Соловцо-ва, 1896, петерб. Малый т-р, 1900, моск. Т-р Не-злобина, 1916), в 1898 была осуществлена первая пост. "Сирано де Бержерака" (Т-р Литературно-ху-дожеств. общества, Петербург; Роксана - Яворская, Сирано - Тинский). Пьеса "Орл„нок" шла в Новом т-ре Яворской (1906) и Т-ре Незлобина (1910); "Шан-теклер"-в петерб. Малом т-ре (1910).

Наосов, сцене ставились пьесы: "Романтики" (1940, Центр, детский т-р, Москва; 1940, Моск. т-р драмы и комедии; 1963, Тбилисский рус. ТЮЗ), "Сирано де Бержерак" (1941, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, Сирано - Честноков; 1943, Т-р им. Вахтангова, Сирано - Р. Симонов; 1943, Моск. т-р им. Ленинского комсомола, Сирано - Берсенев; 1964, т-р "Современник", Москва). Пьеса шла также в т-рах Тбилиси (1936, 1944), Воронежа (1938), Архангель-ска (1939), Киева (1940), Таллина (1947).

С о ч.: Oeuvres completes illustrees, v. 1-6, Р., 1910-25; в рус. пер.- Полы. собр. соч., пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник, т. 4-2, СПБ, 1914; Пьесы, пер. с франц. Т. Л. Щепкиной-Куперник, М., 1958 (см. также вступ. ст. Ф. Наркирьер).

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959;

Луначарский А. В., Театр и революция, М., 1924;

Горький М., Собр. соч. в 30 тт., т. 23, М.. 1953; Р о л-л а н Р.. Собр. соч. в 14 тт., т. 14, М., 1958; Щ е п к и н а-Куперник Т. Л., Театр в моей жизни, М.-Л., 1948:

Поль А., Два Сирано, в сб.: актеры и роли, М.-Л., 1947;

F i 1 1 о n A., De Dumas a Rostand, P., 1898; [A 1 t г о с k H. ], Parallelismus, Antithese und romantische Ironie in Rostands "Cyrano de Bergerac", В., 1912; L а 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, P., 1951. И.Дюш.

РОСТИСЛАВИНА, София Сергеевна (р. 16.VIL 1920) - советская актриса. Нар. арт. Коми ACCP (1960). В 1935 поступила в студию при Коми республиканском драматич. т-ре, в 1936 зачислена в состав труппы т-ра, где работала до 1939. В 1942 окончила ГИТИС. В 1942-43 и с 1945-актриса Республиканского муз.-драм. т-ра в г. Сыктывкаре (Коми ACCP), в 1943-45-в филиале Коми республиканского т-ра, в г. Ухте. Выступает гл. обр. на рус. яз.

Роли: Машенька (о. п. Афиногенова), Майка ("Платон Кречет"); Полина, 1944, и Гертруда, 1961 ("Мачеха" Бальзака), Соня ("Дядя Ваня"), Лариса ("Бесприданница"). Маша ("Живой труп"); Анна Вальтер ("Последняя остановка" Ремарка), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Валя ("На той стороне" Барянова), Ирина("Третья патетическая" Погодина), Нина ("Угрюм-рска" по Шишкову); Панова, позже Любовь Яровая ("Любовь Яровая"). С. П.

РОСТОВ-НА-ДОНУ- областной центр РСФСР (706 тыс. жит. на 1 янв. 1964). Первое деревянное врем. здание т-ра в городе было построено купцом А. В. Садомцевым (1840). В 1863 в Р.-на-Д. на сцене первого постоянного театр. здания (построенного в 1863 К. М. Гайрабетовым) давала спектакли первая сезонная труппа Ф. Надлера. С 1883 до Окт. революции спектакли шли в здании т-ра В. И. Асмолова (сгорел в 1920). До 90-х гг. 19 в. в Р.-на-Д. выступала преим. опереточная труппа, в 1864-68 - также драматическая труппа под рук. антрепрен„ра, режиссера и актера Г. С. Вальяно (ведущий актер и реж. Д. И. Зубович). В 1869 Вальяно составил первую в России стационарную опереточную труппу (к-рая ставила и драматич. спектакли), выступавшую в Р.-на-Д. до 1876. В Р.-на-Д. выступали труппы антрепрен„ров:

Г. М. Черкасова (1887-94), пост. пьесы Чехова "Иванов" (1889), "Леший" (1890), С. И. Крылова (1902-08), пост. пьесы Горького "Мещане" (1902), "На дне" (1903), "Дети солнца", "Дачники" (обе в 1905), О. П. Зарайской (1913-19).

Большое значение для культурной жизни Р.-на-Д. имела деятельность выдающегося актера, режиссера и антрепрен„ра Н. Н. Синельникова (1883-84, 1894-1900, 1921, 1924-25). Серьёзный репертуар, ансамбль первоклассных актеров, усовершенствование декорационно-постановочной части помогли драм. т-ру Р.-на-Д. занять значит, место в жизни города. Событиями театр. жизни Р.-на-Д. стали спектакли "Гамлет", "Власть тьмы" (1895), "Дядя Ваня" (1898), "Плоды просвещения" (1899), трилогия А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Ф„дор Иоаннович", "Царь Борис" (все в 1900). При Синельникове в Р.-на-Д. играли:

М. М. Блюменталь-Тамарина, С. Л. Кузнецов, Н. Н. Рыбников, Н. Н. Васильев, В. П. Далматов, И. М. Шувалов, М. М. Петипа, Л. К. Людвигов, А. А. Пасхалова и др.

Этапной для Р.-на-Д. является также деятельность режиссера и актера Н. И. Собольщикова-Самарина (1908-13) и его пост. "Васса Железнова" (1910), "Вишн„вый сад" (1907), "Три сестры" (1908), "Братья Карамазовы" (1911) и особенно "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1912, инсц. и исполнитель роли Лаврецкого - Соболыциков-Самарин). В дореволюц. Р.-на-Д. гастролировали Н. X. Рыбаков (1849), М. С. Щепкин (1863) А.Олдридж (1864), Т. Сальвини (1885), В. Н. Давыдов (1891), А. И. Южин (1894, 1900), П. А. Стрепетова (1895), П. В. Самойлов (ежесезонно в 1906-14), К. А. Варламов (1909, 1915), П. Н. Орленев (1909), Э. Росси (1896) и др.

После Окт. революции в Р.-на-Д. возникали новые театр. коллективы. Наиболее значит, из них были: ТЮЗ (1930), Т-р им. Ленинского комсомола (1938), ТРАМ (с 1930 само-деят. коллектив, с 1933-т-р), т-р Комедии (1943). В 1965 в Р.-на-Д. работают: Ростовский-на-Дону театр им. М. Горького, ТЮЗ (орг. в 1962); Ростовский т-р Музкомедии (орг. в 1919, реорганизован в 1931), Областной т-р кукол (орг. в 1928); цирк, уч-ще иск-в (муз. и театр.).

Лит.: Век театральной культуры. Сб. статей, Ростов-н/Д., 1963 (100 лет. 1863-1963); Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене. Записки, Харьков, 1935; С л о -нова Н., Н. Н. Синельников, М., 1956; Собольщи-к о в-С амарин Н.И., Записки, 2 изд., Горький, 1960;

Анненский Б., Из прошлого ростовского театра, "Дон". 1958, ј 2; 1962. ;ј 6; 1963, ј 6. Е. X.

РОСТОВСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ - старейший сов. периферийный т-р оперетты. Создан в Ростове-на-Дону в 1931. Т-р разрабатывает совр. тематику, постоянно привлекает к сотрудничеству местных композиторов и драматургов. Среди пост. муз. комедий на тексты местных авторов - "Сын моря" (1932), "Соловьиный сад" (1939), "Зел„ный шум" (1940), "Искатели сокровищ" (1941), "Славянка" (1946) Заславского, "Голубые скалы" (1939), "Дерзкая девчонка" (1941) Заграничного, "Вас ждут друзья" Бе-лица (1955), "Марги", "А счастье рядом" Ипатова (обе в 1958), "Третий лишний" Артамонова (1960). Др. пост.:

"Свадьба в Малиновке" Александрова (1938), "Соро-чинская ярмарка" (1937), "Чудесный край" (1949), "Красная калина" (1954) Рябова, "Чемпион мира" (1950), "Зв„здный рейс" Каца (1961), "Серебряный остров" Слонова (1952), "Олимпийские зв„зды" Соловь„ва-Седого (1963), "Заочное свидание" Лепина (1964). В т-ре работали актеры: А. В. Шилин, А. И. Серги-енко, И. П. Вилыпанская, В. С. Живаго, В. Н. Ра-кова, А. Г. Аллегров, А. 3. Горелик; режиссеры:

М. И. Кригель, Б. Г. Венский, Ф. С. Таганский, Б. Г. Радов, Ю. Г. Генин, В. И. Ленский; дириж„ры:

В. А. Белиц и др. В труппе (1964): засл. арт. УССР А. А. Ветров, Е. Ф. Комарова, Ю. Н. Притула, В. Н. Ловковский, засл. арт. Азерб.ССРЕ. П.Горбач„ва, засл. арт. Каз. ССР В. Е. Фразе, засл. арт. Карел. АССР Н. Т. Смотрина, артисты Р. Б. Ростинпн, А. П. Панков, В. К. Кленерт, Л. А. Краузе, Л. Г. Мишина, А. Д. Лукьянов и др.; гл. реж. засл. деят. иск-в Карел. АССР Л. М. Вилькович, реж. И. И. Берлянд, гл. дириж„р засл. арт. РСФСР П. А. Пузанов, дириж„р А. А. Хмелевич, балетмейстеры А. П. Полякова, С. Н. Маринин, хормейстер Е. Д. Щербаков, художник О. Н. Арутюнян.

Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М., 1962, с. 281-82, 349-50, 421-30;

Петрова К., На спектаклях Ростовского театра муз-комедии, "Муз. жизнь", 1964, ј 22; Э л ь я ш Н., Кредо ростовчан, "Театр. жизнь", 1964, ј 24; Ф а л ь к о в и ч Е., Оперетта из Ростова, "Театр", 1965, .ј1. А. Ив,

РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ ТЕАТР им. М. Г о р ь-к о г о - рус. сов. т-р. Находится в Ростове-на-Дону. В 1917-20 наз. Ростовский-на-Дону драматич. театр. в 1920-35 - Гос. драм. т-р им. А. В. Луначарского, в 1935 т-ру присваивается имя М. Горького. Новое здание было построено в 1935 арх. В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейхом (разрушено фашистами в 1943, в 1963 восстановлено).

Первый спектакль сов. драм. т-ра в освобожд„нном от белогвардейцев Ростове - "Красная правда" Вермишева (10 янв. 1920). Затем пост.: "Королевский брадобрей" Луначарского (на открытии Т-ра им. Луначарского 12 апр. 1920, реж. Н.И. Ипполитов-Андреев). В 192-х гг. под худ. рук. Л. Ф. Лазарева были пост. спектакли: "Яд" Луначарского, "Мандат" Эрдмана (оба в 1925), "Виринея" Сейфуллиной и Правду хина (1926), "Любовь Яровая" (1927), "Бронепоезд 14-69";

"Человек с портфелем" Файко (оба в 1928), "Огненный мост" Ромашова (1929). Среди пост. 30-х гг.: "Первая Конная" Вишневского (1930), "Страх"; "Хлеб" Киршопа (оба в 1931), "Женитьба Фигаро" (1932); "Интервенция" Славина, "Егор Булычев и другие" (оба в 1933), "Достигаев и другие" (1934), "Платон Кречет" (1935), "Оптимистическая трагедия" (1935); "Мятеж" по Фурманову (1936). В 1933-36 худ. рук. т-ра был В. Б. Вильнер. В 1936 в Ростов приехала моск. Т-р-студия под рук. Ю. А. Завадского, в составе к-рой были В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, П. Л. Вульф и др. На основе студии была сформирована труппа т-ра. В репертуаре т-ра были спектакли: "Любовь Яровая"; "Ученик дьявола" Шоу, "Школа неплательщиков" Вернейя (все в 1936), "Враги", "Горе от ума" (оба в 1937), "Человек с ружь„м", "Укрощение строптивой" (оба в 1938), "Отелло" (1939), "Хозяйка гостиницы" (1940). В годы Отечеств. войны коллектив т-ра работал в Махач-Кале, Ташкенте, Коканде, Коврове, Иванове. В 1943 т-р вернулся в Ростов. Худ. рук. т-ра были Е. А. Брилль (1940-42), И. С. Ефремов (1943-44), Г. Е. Леон-дор(1945-48),Л.С. Рудник (1948-53), А. А. Никитин (1954-58). Среди лучших спектаклей 40-50-х гг. "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1941), "Дачники"; "Семья" Попова (оба в 1950), "Маскарад" (1951), "Враги", "Бесприданница" (оба в 1952) - все пост. реж. Рудником; "Молодая гвардия" (1947, реж. В. Молчанов), "Кремл„вские куранты" (1940 и 1954, реж. А. А. Никитин, в роли В. И. Ленина - А. Г. Шейн); "Огненный мост" Ромашова (1955, реж. В. А. Менчинский), "Невольницы" Островского (1958, реж. Г. Е. Леондор). В труппе т-ра в 40-50-е гг.:

Г. Е. Леондор, Ю. Э. Кольцов, Ю. Н. Левицкий и др. Т-р вед„т работу с местными драматургами, пост. спектакли: "Мечта Варвары" (1954) и "Искры"(1956) Соколова, "Ранней весной" (1957), "Диссертация" (1959), "Свежий ветер" (1962) Суичмезова. В 1963-64 в т-ре пост.: "Варвары"; "Поднятая целина" по Шолохову, "Много шума из ничего"; "Берегите живых сыновей" Софронова, "На диком бреге" по Полевому, "В день свадьбы" Розова. В труппе т-ра (1965)-нар. арт. А. А. Никитин, засл. арт. РСФСР: В. А. Волков, В. М. Краснопольский, А. А. Кржечковская, Е. А. Кузнецова, П. Г. Лобода, А. А. Мальченко, Н. И. Подовалова, Н. С. Провото-ров, Е. Я. Филиппова, А. М. Чупрунова, В. 3. Шату-новский, И. А. Швейцер, А. Г. Шейн, засл. арт.Тат. АССР Л. А. Тюрина, актеры М. Ф. Капитохин, П. И. Петрова и др. Гл. реж. т-ра (с 1959) нар. арт. РСФСР Э. М. Бейбутов, гл. худ. Н. С. Фатов. В зрит. зале т-ра 1200 мест.

Лит.: Юзовский Ю., Ростовские спектакли, в сб.:

Театральный альманах, кн. 1, М., 1946; Завадский Ю., Из опыта режиссера, в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М.--Л., 1950; Бояджиев Г. Н., В. П. Марецкая, М., 1954; Век театральной культуры. Ростов-на-Д., 1963.

Е. X.

РОСТОВЦЕВ (наст. фам. -Ростовский), Иван Алексеевич (1873-15.VI.1947) - рус. сов. режиссер, театр. организатор, актер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1944). В 1892 начал работать в Нижегородском т-ре суфл„ром, позднее - актером, пом. режиссера, вторым режиссером. С. 1900 работал как режиссер. Был гл. реж. ряда крупных провинц. т-ров; одновременно возглавлял антрепризы (Владикавказ, Нижний Новгород, Новороссийск, Новочер-касск, Псков, Ростов-на-Д ону, Ярославль и др.), ставившие серьёзный репертуар, обладавшие сильным актерским составом.

В первые же годы после Окт. революции Р. активно включился в строительство сов. т-ра; организовал Первый моск. рабочий т-р им. Баумана, участвовал в создании молод„жных театр. студий в Саратове и др. городах. Р. был худ. рук. Архангельского, Горьковского, Ивановского, Куйбышевского, Саратовского, Смоленского т-ров. С 1943 - худ. рук., режиссер, затем художеств. консультант Ярославского т-ра им. Волкова. Р.- один из крупнейших рус. периферийных режиссеров. В своих спектаклях, глубоко раскрывая духовную жизнь героев, основу данной в пьесе коллизии режиссер видел в социальных противоречиях и ч„тко выявлял эти мотивы.

Ставя пьесы Островского и Чехова, Р. давал яркую и правдивую картину обществ, жизни дореволюц. России. Но особенно близка была Р. драматургия Горького, в ней режиссер находил неистощимый материал для острых обобщений, беспощадно изобличал узость и порочность бурж. идеологии. В историю рус. провинц. т-ра Р. вош„л прежде всего как интерпретатор драматургии Горького. К отдельным пьесам Горького Р. возвращался неоднократно. Среди лучших горьков-ских спектаклей Р.: "На дне", "Мещане", "Варвары", "Враги", "Последние", "Старик", "Васса Железнова", "Чудаки". Много работал Р. и над пьесами Островского и Чехова. Среди пост. сов. драматургии: "Любовь Яровая", "Страх", "Кремл„вские куранты";

"Обыкновенный человек" Леонова, "Русские люди", "Фронт"; "Генерал Брусилов" Сельвинского и др.

Лучшие работы Р. отличались тщательностью идей-но-художеств. замысла, бережным отношением к авторскому тексту. Р. в„л большую режиссерско-педагогич. работу с актерами.

Лит.: Короткое Б., 200 лет Театра им. Ф. Г. Волкова, Ярославль, 1950, с. 43-47; Любомудров М., Всегда - битва, "Театральная жизнь", 1961, .No 12. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница