Наши партнеры

Выгодно аренда авто в калининграде условия и цены 2022 год в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 373)


РУССО (Rousseau), Жан Жак (28.VI.1712, Женева,- 2. VI 1.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) - франц. философ, писатель, драматург, композитор. В своей эстетике и художеств. творчестве выступал как противник рационалистич. поэтики классицизма, отстаивая принцип свободы чувства, жизненной правды. Его романы "Эмиль" (1762) и "Юлия, или Новая Элоиза" (1765) положили начало течению сентиментализма в зап.-европ. лит-ре. В "Письме к д'Алам-беру о зрелищах" (1758) и в "Новой Элоизе" (ч. 2), описывая парижский т-р, обличает аморальное, вырождающееся театр. иск-во господствующих классов. Он выступает против замкнутости т-ра, традиционной тематики, дал„кой от нар. жизни, условности героев, изысканности и преувеличенности их чувств, ходульной манерности игры актеров. Р. отрицает и риторич. героизм франц. трагедии и "аморальность" комедии, к-рая, осмеивая пороки, не выполняет основной, по мнению Р., своей функции-прославлять добродетель, ярко, без схематизма утверждать положит. идеал. Он призывает драматургов сделать народ героем и зрителем в т-ре, требует воспроизводить нравы народа, создавать образы простых, честных и бесхитростных людей. Р. более последовательно, чем Д. Дидро, порывает с аристократич. классицизмом, стремясь превратить т-р в трибуну идей третьего сословия, приблизить сценич. иск-во к действительности. В то же время он идеализирует патриархальную жизнь добродетельного, благочестивого человека, дал„кого от обществ, жизни.

Важное место в эстетике Р. занимают проблемы музыки, оперного иск-ва. Р. отвергал оперу-сериа с характерными для не„ героико-мифологич. или легендарно-историч. сюжетами и был приверженцем оперы-буффа - муз. комедии на бытовые сюжеты, с героями из обыденной жизни. В "Письме о французской музыке" (1753) дана резкая оценка совр. франц. музыки, в памфлете "Письмо оркестранта Королевской академии музыки к своим товарищам по оркестру" (1753) высмеивается консерватизм оперных оркестрантов. Во фрагментах "Замечаний об итальянской ,,Альцесте" г-на кавалера Глюка" (1775) Р. высоко оценил деятельность этого композитора в области создания театр. музыки, исполненной драм. правды.

Р. был автором пьес и опер, большинство к-рых он написал до того, как сложились его философско-эстетич. взгляды. Ему принадлежит одноактная ли-рич. сцена "Пигмалион" (1765; Лион, 1770; Париж, 1775; музыка совм. с О. Куанье), сочетающая текст, инструмент, музыку и являющаяся ранним образцом особого музыкально-драм. жанра мелодрамы.

В комедиях Р. гл. пружина действия - сила случая, прич„м неизменно доброго и в конечном сч„те счастливого. В комедии "Нарцисс" (1733, т-р "Комеди Франсез"-1752) осмеивается тщеславный, пустой великосветский фат, в "Военнопленных" (соч. 1744) осуждается нац. вражда. Лучшее музыкально-драм. произв. Р.- одноактная опера "Деревенский колдун" (1752, Академия музыки, Париж), к-рая утвердилась в репертуаре т-ра до 2-й пол. 19 в. Музыка "Деревенского колдуна" написана по образцу франц. нар. песен и танцев, но в ней заметны и черты итал. оперного стиля. Это произв.- важный этап в истории франц. комич. оперы. Р. принадлежит также либретто оперы "Открытие нового света" (соч. 1740-41), опера-балет "Галантные музы" (1745, Париж).

Соч.: Oeuvres completes, t. 1-13, Р., 1887-1908; рус. пер.: Избр. соч., т. 1-3, M., 1961, см. т. 1; "Пигмалион", СПБ, 1792;Письмо Даламберу о театральных представлениях, в кн.: Хрестоматия по ист. зап.-европейского т-ра. Сост. и ред. С. Мокульского, т. 2. М., 1955, с. 351-59.

Лит.: Жан Жак Руссо об искусстве, Л.-М., 1959 (см. вступит, ст. Т. Э. Барской); История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2. М., 1957; Pons A. A., J. J. Rousseau et le theatre, Geneve, 1909; Petit de JulevilleL.,Le theatre en France, histoire..., P., 1889; Tiersot J., J. J. Rousseau, P., 1920;

Hirschberp E., Die Encyclopadisten und die franzosische Oper im 18. Jahrhundert, Lpz., 1903.

РУСТАМОВ, Гамид Алиевич (р. 15.IX.1911) - сов. кумыкский режиссер, драматург и актер. Нар. арт. Даг. АССР (1942). Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). Член Коммунистич. партии с 1945. В 1930, по окончании техникума в Махачкале, вступил в труппу только что созданного Кумыкского драм. т-ра. Играл преим. остро характерные роли (Шамиль - "Хаджи-Мурат" по Л. Толстому, Яго). В 1935 был направлен на уч„бу в Москву. В 1940, по окончании реж. ф-та ГИТИСа, стал худ. рук. Кумыкского т-ра. В 1951-56 возглавлял рус. т-ры в Махачкале и Фрунзе, с 1956-снова гл. реж. Кумыкского т-ра. Пост. в этом т-ре значит, спектакли.

Среди лучших пост.: "Горцы" Фатуева (1940),"Андалал" Хуршилова (1944), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1941), "Отелло" (1946). "Беспокойная старость" (1939); "Айгази" Са-лаватова (1940 и 1955), "Семья" Попова (1951), "Бронепоезд 14-69" (1952), "Гроза" (1952); "Дочь Ганга" по Тагору (1957).

режиссерское иск-во Р. отличается точностью мысли, скульптурной выразительностью деталей, динамикой раскрытия конфликта. Творчество Р. способствовало развитию кумыкского театр. иск-ва, воспитанию ансамбля, молодых актеров.

С 1930-х гг. Р. выступает и как драматург. Борьбе за коллективизацию он посвятил свою первую пьесу "В жизнь" (соч. 1934). Пьеса "Кто ты?" (1935) ставила вопросы социалистич. морали. Р.-автор бытовой комедии "Если сердце захочет" (1949), комедии "Друзья" (1947), рассказывающей о послевоенной жизни в дагестанских колхозах. Героич. страницы борьбы за Сов. власть в Дагестане отражает пьеса "Уллубий Буй-накский" (1950). Колхозникам Дагестана поев. муз. комедия "Под деревом" (1960). Воспроизводя быт народов Дагестана, Р. подмечает новые черты характера сов. людей. Пьесы Р. ставятся в т-рах народов Дагестана и в др. т-рах СССР. Вед„т педагогич. работу в студии при т-ре. Е. Ж.

РУСТАМОВ, Сеид Али оглы [р. 29.1У(12.У).1907]- азерб. сов. композитор, дириж„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета Азерб. ССР З-5-го созывов. В 1929 окончил Муз. техникум при Бакинской консерватории, в 1932 -Бакинский педагогич. ин-т. С 1931 - гл. дириж„р оркестра азерб. нар. инструментов. Автор муз. комедий на совр. темы: "Пятирубл„вая невеста" (1939), "Дурна" (1947), "Жена начальника" (1961) (все пост. в Азерб. т-ре муз. комедии); музыки к спектаклям Т-ра им. Азизбекова, Бакинского рус. т-ра; массовых песен (Гос. пр. СССР, 1951) и др. соч. Творчество Р. тесно связано с азерб. нар. муз. иск-вом, муз. фольклором. Вед„т муз.-обществ, и педагогич. (с 1959 - в Бакинской консерватории) деятельность. Я. Кас., Н. X.

"РУСЬКА БЕС?ДА" (Украинский народный театр общества "Руська бес?-д а") - профессиональный музыкально-драматический передвижной т-р Зап. Украины (Галиция, Буковина). Основан при культурно-просветительском обществе "Руська бес?да" во Львове. Открылся 29 марта 1864 спектаклем "Маруся" по о. п. Г. Квитки-Осно-вьяненко. Организаторами труппы были известные актеры польско-украинских трупп Е. Бачинский (директор и режиссер) и Т. Бачинская (драматич. актриса). Репертуар т-ра уже в первые годы составляли гл. обр. пьесы укр. драматургов: "Наталка-Полтавка", "Москаль-чаровник" Котляревского, "Сватанье на Гончаровке", "Шельменко-денщик", "Искренняя любовь" Квитки-Основьяненко, "Назар Сто доля" Шевченко, "Гаркуша" Стороженко, "Подгоряне" Гушале-вича и др., а также "Карпатские горцы" ("Верховин-цы"), "Окно на первом этаже" Корженевского и др. В 1869-73, когда во главе т-ра стоял А. Моленец-кий, были пост. "Ревизор" и "Женитьба". В 1874-80 т-р возглавляла актриса Т. Романович. Это был период творч. подъ„ма, к-рому способствовало пребывание в труппе выдающегося актера и режиссера М. Кро-пивницкого. Учеником и последователем его стал молодой режиссер и актер И. Гриневецкий, поставивший лучшие образцы рус. и зап.-ев роп. классики: "Ревизор" и "Женитьба", "Гроза", "Свадьба Кречинского", "Разбойники", "Коварство и любовь" и др. В эти годы выдвинулись лучшие актеры - М. Романович, К. Ляс-ковский, А. Людкевич, М. Коралевич-Душинский и др. Высокого проф. уровня достиг т-р в 1882-92, когда во главе его встали опытный организатор И. Биберович и видный режиссер И. Гриневецкий. Процесс тесного единения зап. укр. т-ра с т-ром восточной Украины получил в эти годы самое яркое выражение. Репертуар пополняется новыми пьесами укр. драматургов: М. Кропивницкого ("Мироед, или Паук", "Дай сердцу волю, завед„т в неволю", "Остались в дураках", "Невольник"), М. Старицкого ("Не суждено!", "Ой, не ходи, Грицю...", "Черноморцы"), И. Карпенко-Ка-рого ("Наймичка", "Бесталанная", "Мартын Боруля"), Панаса Мирного ("Лымеривна") и др. Наряду с укр. драматургией идут пьесы Гоголя, Островского, западных драматургов: "Забавный случай" Гольдони, "Разбитый кувшин" Клейста, "Адриенна Лекувр„р" Скри-ба, "Пан Бенет" Фредро, "Крупные рыбы", "Открытый дом", "Свояки" Балуцкого и др. Важное место в репертуаре театра 80-х годов занимала оперетта ("Цыганский барон" и "Вес„лая вдова" Штрауса, "Корне-вильские колокола" Планкетта, "Зел„ный остров" Лекока, "Гаспарон" Милл„кера, "Микадо" Салливена, "Золотой мопс", "Янош Иштенгази", "Молодая пани из Боснии" укр. композитора и драматурга И. Вороб-кевича, а также оперы "Запорожец за Дунаем"; "Рождественская ночь" Лысенко, "Сельская честь" Мае каньи). В это десятилетие получили признание мастера укр. сцены И. Биберовичева, А. Осиповичева, С. Сте-фурак, В. Плошевский, А. Стечинский, К. Подвысоц-кий, С. Янович, М. Ольшанский и др. В первой половине 90-х гг. в деятельности т-ра принимал активное участие И. Франко, к-рый боролся за реалистич. репертуар т-ра как театр. критик и рецензент. Тогда были пост. пьесы Франко "Украденное счастье", "Учитель", "Рябина", "Каменная душа". Вторая половина 90-х гг. была периодом организационного и идейно-художественного упадка т-ра, но в эти годы в труппу пришла талантливая молод„жь, с к-рой связан дальнейший расцвет т-ра: И. Стаднык, И. Рубчак, В. Юр-чак, К. Рубчакова, С. Стадникова и др. Новый этап жизни т-ра связан с деятельностью выдающихся мастеров укр. сцены Н. Садовского и М. Заньковецкой (1905-06). И. Стаднык, возглавивший т-р в 1906-13, следовал режиссерским принципам Н. Садовского. Он пост. спектакли "Чумаки", "Житейское море" Карпенко-Карого, "Доходное место", "На дне", "Мещане", "Вишн„вый сад"; "Вильгельм Телль" Шиллера, "Ганнеле" Гауптмана, "Гибель "Надежды"" Хейерманса, "Привидения". Главное место в репертуаре занимала опера: "Рождественская ночь" Лысенко, "Катерина" Аракса, "Роксоляна" Сичинского, "Евгений Онегин"; "Галька" Монюшко, "Проданная невеста" Сметаны, "Травиата", "Фа уст", "Кармен". Лучшие певцы: Ф. Лопатинская, А. Гаек, И. Шиман-ский, И. Григорович и др. На сцене т-ра дебютировали А. Бучма и Л. Курбас. Первая мировая война прервала деятельность т-ра. В 1915 бывшие члены этого коллектива создали два новых т-ра - "Украинский народный театр" под руководством Василия Доссака во Львове и "Тернопольские театральные вечера" под руководством Л. Курбаса. В 1919 оба коллектива соединились в Новый Львовский т-р, ставший в 1920 участником создания укр. Т-ра им. И. Франко. Многие артисты б. т-ра общества "Р. б." работали в театр. труппах, существовавших назап. землях Украины в 20-30-е гг., после воссоединения укр. земель (1939) вошли в состав Львовского укр. драм. т-ра им. Леси Украинки, а после войны-во Львовский укр. драм. т-р им. М. Заньковецкой.

Лит.: Франко . Я., Про театр ? драматург?ю, Кив, 1957; Б?лоштан Я. П., Драматург?я ?вана Франка, Кив, 1956; Чарнецький С., Нарис ?стор? укранського театру в Галичин?, в его кн.: Вибране, Льв?в, 1959. Р. 77. РУТКАИ (Ruttkay), Ева (р. 1927) - венг. актриса. В 1945 дебютировала в Будапештском т-ре сатиры. В 1948-51 работала в Нац. т-ре, с 1951 - актриса Венг. т-ра Нар. Армии (ныне "Вигсинхаз"). Р.-лирич. актриса, обладающая большим сценич. обаянием.

Роли: Зилия ("Немой витязь" Хельтаи), Баби Лонтаи ("Завтра прояснится" Дьярфаша), Джо ("Вкус м„да" Дела-нп), Нина Заречная ("Чайка"). Лисистрата (о. п. Аристофана), Жанна д'Арк ("Святая Жанна" Шоу), Катарина ("Укрощение строптивой"), Маргарита ("Фауст" Г„те).

Р.- лауреат премий им. Ясаи (1955, 1959) и им. Кошута (1960, за исполнение роли Наташи Ростовой в спектакле "Война и мир" Пискатора и Неймана по Толстому). Вед„т педагогич. деятельность в Театр. ин-те (Будапешт).

С 1948 снимается в кино. Лит.: "Венгерские новости", 1960, июнь, с. 18-19;

"Театр", М., 1962, ј 4, с. 179. А. Ив.

РУТКОВСКИЙ, Юрий Людвигович [р. 9(21).XI. 1891 ] - сов. артист, режиссер оперы и драмы. По происхождению поляк. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1954). В 1914 окончил студию при художеств. ("Артистичном") т-ре (Варшава) и начал там же сценич. деятельность. С 1918 работал в рус. т-рах Ташкента, Новосибирска, Омска, Чернигова, Киева и др. городов. В 1933-38-гл. режиссер Алма-Атинского рус. т-ра драмы, где пост. спектакли: "Страх" Афиногенова (1934), "Любовь Яровая" (1935), "Разлом" (1936) и др. В Казах, т-ре драмы пост.: "Тунги сарын" ("Ночные раскаты") Ауэзова (1935), "Аристократы" Погодина (1937), "Ревизор" (1946), "Человек с ружь„м" (совм. с Ш. Аймановым, 1947). С 1941 -режиссер Т-ра оперы и балета им. Абая.

Пост,: "В бурю" Хренникова (1941, 1956), "Отелло" Верди (1943), "Евгений Онегин" (1943), "Кармен" (1944), "Царская невеста" (1946), "Молодая гвардия" (1952), "Трубадур" (1954), "Пиковая дама" (1955) и др. Б. Е.

РУФФО (Ruffe), Титта, Титта Руффо (9.VI.1877, Пиза, - 6.VII. 1953, Флоренция),- итал. артист оперы (баритон). Пению учился в Милане. Дебютировал в 1898 на сцене римского т-ра "Костанци". Затем пел в Генуе, Парме, Милане ("Ла Скала"). Гастролировал в Буэнос-Айресе, Каире, Лондоне, в Одессе и Петербурге (1904), Лисабоне, Чикаго, в Нью-Йорке ("Метрополитен-опера", 1921-29) и др. городах. После 1931 оставил сцену. Вместе с Э. К ару зо и Ф. И. Шаляпиным Р. является наиболее выдающимся певцом 1-й пол. 20 в. Обладал голосом, совершенным по красоте и богатству тембра, по широте диапазона и полноте звучания, необычайным по длительности звука дыханием. актер-реалист, Р. вносил в сценическое исполнение бурный темперамент, пламенный порыв, порою резкость и остроту, в противовес бытовавшей у баритонов бель канто тенденции "облагораживать" персонажи.

Партии: Риголетто; Яго ("Отелло" Верди), Гамлет (о. п. Тома), Скарпиа ("Тоска"), То-нио ("Паяцы"), Фигаро ("Севиль-ский цирюльник"), Каскар ("За-за" Леонкавалло), Генрих Астон ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Нелуско ("Африканка" Мейербера), Эскамильо и др.

Соч.: Le mia parabola, MiL, 1937; Моя парабола, "Сов. музыка", 1964, ј 8.

Лит.: M o n a 1 d i G., Cantanti celebri. Roma, 1929;

L a u г i-V o 1 p i G., Voci parallele, Mi!.. 1955. Св. Г.

РУХУЛЛА [псевд. Сидги Рухулла; наст. имя и фам.-Фатулла оглы Ахундов) [28.111(9.IV). 1886 -5. V. 1959] - азерб. сов. актер. Нар. арт. СССР (1949). Сценич. деятельность начал в 1900 в азерб. драматич. труппе (Баку). Учился актерскому мастерству у основоположников национального т-ра - Дж. Зейналова, Г.Араблинского, используя опыт рус. театр. иск-ва. С 1924- ведущий актер Т-ра им. М. Азизбекова. Крупнейший мастер национальной сцены, Р. создал многогранные образы как в азерб., так и в рус. и мировой классич. драматургии. Игра его отличалась жизненной правдивостью, глубоким раскрытием внутр. мира сценич. персонажей, высокой эмоциональностью и выразительностью. Р. много гастролировал в городах Ирана, Армении, Грузии, Туркмении, Узбекистана, Дагестана, Татарии; выступал в Москве, Ленинграде, Харькове, Астрахани, Ростове-на-Дону и др.

Роли: Ara Мухаммед-шах Каджар (о.п.Ахвердова), Гаджц Кара (о. п. Ахундова), Рустам бек и Фахреддин ("Горе Фахред-дина" Везирова), Каджар ("Вагиф" С. Вургуна), Надир ("Надир-Шах" Нариманова), Сулейман ("Хаят" Ибрагимова), Городничий; Франц ("Разбойники"), король Лир, Яго, Отелло; Агаларов ("Утро Востока" Э. Мамедханлы; Гос. пр. СССР, 1948) и др. 7f. Kac.

РУЧЬ‚В (наст. фам.- 3 и л ь б e p), Александр Александрович [р. 1(13).III.1899] - рус. сов. композитор. В 1926-29 учился в Ленингр. консерватории по классу композиции проф. В. В. Щербач„ва. В 1928-31 - зав. муз. частью и дириж„р ленингр. Красного т-ра. В 1942-44 - зав. муз. частью Горно-Алтайского т-ра. Автор опер: "Жиль Блаз" по А. Ле-сажу (соч. 1936), "Бекет", либр. М. Ауэзова по собств. поэме (1940, Т-р оперы и балета им. Абая), "Василий Т„мный" на собств. либр. (1946, концертное исполнение, Моск. оперно-драм. т-р им. Станиславского), "Капитан Гастелло" на собств. либр. (соч. 1954), "Машенька" на собств. либр. по мотивам о. п. Афиногенова (1958, Ленингр. Малый оперный т-р); муз. комедий "Роман и Юлия" (соч. 1936), "Как е„ зовут" (1938, Краснодарский т-р). Писал музыку к спектаклям ленингр. Красного т-ра. А. Ив.

РУШЕ (Rouche), Жак (16.XI.1862-7.XI.1957)- франц. театр. деятель, режиссер. В 1889 начал рабо-гать в т-ре. В 1910 написал книгу "Современное театральное искусство" о творч. поисках реж. Г. Крэга, Г. Фукса, А. Аппиа, М. Рейнхардта, К. С. Станиславского, В. Э. Мейерхольда. В этом же году открыл и Париже "Театр дез Ар" ("Т-р иск-в"), в к-ром утверждал принципы символистского т-ра (П. Фор, О. М. Люнье-По). Р. стремился к созданию синтетич. спектаклей, в к-рых, по его мнению, одинаково важное место должны занимать актерское иск-во, музыка и декорац. оформление. Но осн. внимание в этом т-ре уделялось изощр„нной фантазии режиссера и художника. С конца 1913 был директором т-ра "Гранд-Опера", к-рый возглавлял до 1945. Участвовал в пост. опер: "Легенда о св. Кристофе"д'Энди (1920), "Троян-цы" Берлиоза (1921), "Пармская обитель" Core (1939), "Медея" Мийо (1940), "Антигона" Онеггера (1943) и др. Большое место в деятельности Р. занимало иск-во балета; по его инициативе на сцене "Гранд-Опера" выступали балетная труппа С. П. Дягилева, балерины А. П. Павлова, И. Архентина и др.

Соч.: L'art theatral moderne. P., 1910.

Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст., Л.-М.. 1939; Boil A., Jacques Rouche, P., 1937. А. Я.

РУЭДА (Rueda), Лопе де (ок. 1510, Севилья,- ок. 1565, Кордова) - исп. актер, драматург. Ремесленник по профессии, Р. увл„кся т-ром и примкнул к бродячей актерской труппе, к-рую в 1544 возглавил, писал для не„ пьесы. Труппа Р.- один из первых проф. актерских коллективов, известных в Испании.Пьесы Р. были частично опубликованы после его смерти (в 1567 и 1570). В наст. время известны 4 комедии, 3 "пастушеские беседы" и св. 20 пасос. Сюжеты и структура комедий и пасторалей "Эуфемия", "Армелина", "Обманутые", "Камила", "Тимбрия" и др. заимствованы из итал. источников. Творчески восприняв при„мы "уч„ной комедии", Р. пытается сочетать их с традициями нар. т-ра в пасос (комич. бытовые интермедии) "Оливы", "Приглаш„нный", "Страна Хауха", "Маска", "Довольный рогоносец" и др., выс- меивающих быт и нравы совр. Р. Испании. Мн. образы пасос являются вариантом одного и того же типа, напр. образ "простака" или "глупца", сценич. воплощением к-рого прославился сам Р. Создав яркие реалистич. характеры, наделив героев живой нар. речью, Р. сделал драматургию и театр. иск-во достоянием народа. Именно поэтому творчество Р. высоко ценил М. Сервантес, а Лопе де В era считал Р. подлинным зачинателем исп. нац. т-ра.

Соч.: Obras, v. 1-2, Madrid, 1895-96; Teatro, Madrid, 1958 (Clasicos castellanos, v. 59); в рус. пер.- Оливы, П., 1919; Приглашенный, в кн.: Записки ГИТИСа им. Луначарского, М.-Л., 1940, с. 242-46; Страна Хауха и Оливы, в кн.: Мокульский С. С. (сост.). Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 1,2 изд. М. 1953, с. 266-69, 293.

Лит.: Cotareloy Mori E., Lope de Rueda y el teatro espanol de su tiempo, Madrid, 1901; S a 1 a z a r S., Lope de Rueda y su teatro, Santiago de Cuba, 1911, 2 ed., Habana, 1912. . 3. ?J

РЫБАКОВЫ - семья рус. актеров. 1) Николай Хрисанфович [7(19).V.1811, Курск,- 15(27).XI.1876, Тамбов] - драм. актер. Был мелким чиновником Курской каз„нной палаты. В 1826 дебютировал на сцене Курского т-ра, возглавляемого И. Ф. Штейном. После раскола труппы Штейна (сезон 1833/34) вош„л в часть труппы, к-рую возглавил Л. Ю. Млотковский. Обосновавшись с этим коллективом в Харькове, Р. играл здесь до 1841. Затем работал преим. в т-рах юж. губерний России и Поволжья. Решающее идейное и художеств. воздействие на творчество молодого Р. оказали П. С. Мочалов и М.С. Щепкин, в гастрольных спектаклях к-рых он неоднократно принимал участие. Под влиянием иск-ва Мочалова Р. создал в 1839 образ Гамлета- одну из своих лучших ранних ролей; в исполнении Р. Гамлет - благородный человек, столкнувшийся с несправедливыми обществ, порядками. Однако в отличие от Мочалова, подч„ркивавшего в образе Гамлета активное начало, Р. выделял тему скорбного раздумья о жизни. С успехом Р. исполнял также роли: Отелло, Кориолана (о. п. Шекспира), Карла Моора, Фердинанда, позднее короля Лира, Макбета, Ричарда III, Шейлока. Но осн. место в репертуаре Р. в течение долгого времени занимала мелодрама, в к-рую актер стремился внести правду чувств и дух бунтарства. Лучшие роли Р. в мелодрамах: ремесленник Бидерман и Нино ("Смерть или честь" и "Уголино" Полевого), Владимир Заревский (о. п. Ефимовича), Кин ("Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца). В 1852 Р. дебютировал в Малом, в 1854 - в Александрийском т-рах. Однако вследствие столкновения с директором имп. т-ров А. М. Гедеоновым Р. принят туда не был. Столичные дебюты сыграли положит. роль в жизни актера, дав ему возможность *] ознакомиться с иск-вом мастеров Малого и Александрийского т-ров, с первыми пьесами А. Н. Островского. Почти вся дальнейшая творч. жизнь Р. протекала в провинции. Лишь в 1872 - 76 он служил в Москве: в 1872 - в Нар. т-ре на Политехнич. выставке, в 1873 и 1874-76 - в Общедоступном т-ре, в 1873-74 - в Артистическом кружке, возглавляемом Островским. Р. выступал как сознательный пропагандист рус. классич. репертуара и драматургии Островского. Нетерпимостью к любым проявлениям деспотизма и произвола, беспощадностью сатиры, глубоким обличит. пафосом было проникнуто его исполнение ролей купцов-самодуров в пьесах Островского: Брусков ("В чужом пиру похмелье"), Ахов ("Не вс„ коту масленица"), Курослепов ("Горячее сердце") и др. Наибольший обществ, резонанс получил образ Несчаст-ливцева, созданный Р. (сам Р. как человек и художник послужил Островскому прототипом для этой роли). Страстную силу ненависти и вместе с тем веру в торжество справедливости вкладывал актер в монологи своего героя. Глубоким постижением социальной сущности образа, современным звучанием было отмечено также исполнение Р. ролей в пьесах Фонвизина (Простаков, Скотинин - "Недоросль"), Грибоедова (Скалозуб - "Горе от ума"), Пушкина (Мельник- "Русалка", Вырин - "Станционный смотритель"), Гоголя (Земляника - "Ревизор", Яичница - "Женитьба") и др. актер пламенного, одухотвор„нного высокой идеей вдохновения, Р. обладал зрелым, уверенным мастерством. В историю рус. сценич. иск-ва Р. вош„л не только как крупнейший художник-реалист, но и как человек, чуждый торгашескому бурж. духу старого провинц. т-ра, противостоявший ему всей своей жизнью. Р. способствовал выдвижению талантливых молодых актеров - Л. Н. Самсоно-ва, М. Т. Иванова-Козельского, В. Н. Давыдова и др. Один из реформаторов рус. провинц. сцены, Р. был последовательным выразителем демократических тенденций в рус. т-ре, творческим единомышленником П.М. Садовского, А. Е. Мартынова, П. В. Васильева и др. крупнейших рус. актеров-реалистов 19 в.

2)Паулина Герас-имовна (р. между 1810-20 - ум. в 1880-х гг.) - драм. и оперная артистка. Жена Н. X. Рыбакова. Дочь известного провинц. антрепрен„ра и актера К. М. Зелинского. Играла до конца 60-х гг. преим. в тех же труппах, что и е„ муж (в Харькове, Николаеве, Екатеринославе, Одессе, Ставрополе, Ярославле и др. городах). Исполняла роли молодых героинь в водевилях, мелодрамах, операх: Габриэль ("Девушка-гусар" Кони), Вероника ("Уголино" Полевого), Мария ("Материнское благословение" Деннери), Офелия и др. В 60-х гг. перешла на амплуа "бытовых старух" в совр. пьесах. Иск-во Р. высоко ценил А. Н. Островский.

3) Константин Николаевич (1856- 1916) - драм. актер. Сын Н. X. и П. Г. Рыбаковых. Сценич. деятельность начал в 1871 во Владикавказе. Вместе с отцом играл во мн. городах провинции, а также в Москве (в 1873-76 -в Общедоступном т-ре, в 1873-74--в Артистич. кружке). После смерти отца Р. в 1876-81 снова работал в провинции. С 1881 до конца жизни - актер Малого театра. Первоначально выступал преим. в героико-романтич. ролях. Однако, не обладая необходимым для исполнения этих ролей темпераментом, пластической выразительностью, Р. с середины 80-х гг. переш„л на бытовые роли в русском репертуаре. Большое влияние на формирование реалистического таланта Р. оказали искусство его отца, исполнение ролей в пьесах А. Н. Островского, советы самого Островского, помощь Г. Н. Федотовой - партн„рши и близкого друга Р. Игра Р. отличалась сценич. правдой, простотой и естественностью, была отмечена острой наблюдательностью. Среди ролей Р. в пьесах Островского: Буланов ("Лес", 1876), Кудряш ("Гроза"), Незнамов (1884, роль написана Островским специально для Р.), Несчастливцев; Большов ("Свои люди - сочт„мся"), Васильков ("Бешеные деньги"), Прибытков ("Последняя жертва"), Юсов ("Доходное место"), Кнуров ("Бесприданница"). В течение мн. лет Р. готовился к исполнению ролей Фамусова и Городничего. Его Фамусовтипичный представитель бюрократического режима, и тупой солдафон Городничий вошли в сценич. историю этих пьес в Малом т-ре. К значительным ролям Р. относятся также: Звез-динцев ("Плоды просвещения"), Ревякин ("Кручина" Шпажинского). Несмотря на консерватизм взглядов (Р. не принял иск-во M XT, драматургии Горького), Р. был сторонником и пропагандистом критич. реализма 19 в. и способствовал сохранению его традиций на рус. сцене.

4) Ольга Николаевна (ок. 1845-1870)- драм. актриса. Дочь Н. X. и П. Г. Рыбаковых. Играла вместе с отцом в провинции.

Лит.: Ж д а н о в М., Путевые записки по России в двадцати губерниях, СПБ, 1843; Самсонов Л. М., Пережитое, СПБ. 1880; Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом. М.-Л., 1931; Николаев Н., Н. X. Рыбаков и старый русский провинциальный театр. "Библиотека театра и искусства", 1912, кн. 5; Клинчин А., Николай Хрисанфо-вич Рыбаков, М., 1952; его же, Николай и Константин Рыбаковы, "Театр", 1956, .ј 10; Юрьев Ю., Записки, Л.-М., 1948; Филиппов В. А., Пять Фамусовых, в сб.:

Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., [1924 ]. А. Кл.

РЫБАЛТЫ [ед. ч. (в средневек. Польше) rybalt, от итал. ribaldo, rubaldo - бродяга, шут] - польские кост„льные певцы, бродячие актеры. Получили распространение в 15 в.; в 16 в. их выступления были популярны в Центр. Польше, в области Мазовия, Литве и на Руси. Позднее часть Р. осела в городах, где ощс.тупали с небольшими представлениями, получившими назв. рыбалтовской комедии (в этих представлениях принимали участие и нар. учителя). Другие Р. превратились в постоянных певчих при кост„лах и учителей церковного пения. Рыбалтовская комедия отличалась реалистичностью сюжетов, отражавших совр. действительность, народностью языка, сатиричностью. Постоянным действующим лицом в этих комедиях был неудачливый воин Альбертус. В этом образе раскрывалось отрицательное отношение нар. масс к завоевательным устремлениям правящих кругов; позднее в этих комедиях появился сатирич. образ шляхтича-конфедерата, напоминающего традиц. фигуру хвастливого воина. Наиболее популярны были комедии "П л ебанский поход" (1590), "Возвращение Аль-бертуса с войны" (1596), "Новая рыбалтовская комедия" (1615). В царствование Сигизмунда III (1587- 1632) Р. потеряли сво„ значение, при Яне Казимире (1648-1668) исчезли совершенно.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 731-32; В a d e-c k i К. (сост.), Polska komedJa rybattowska, Lwow, 1931. Б. Рос.

РЫБАЛЬЧЕНКО, Всеволод Петрович [р. 10 (23).VIII.1904] - укр. сов. композитор. В 1931 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу композиции С. С. Богатыр„ва. Автор опер (совм. с Ю. С. Мейтусом и М. Д. Тицем) "Перекоп" (1939, Т-р оперы и балета им. Шевченко), "Гайдамаки" по поэме Шевченко (1944), симф. и вок. соч.

РЫБНИКОВ, Николай Николаевич [10(22). V III. 1879-21.1.1956] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1937). Творч. деятельность начал в полулюбительских спектаклях в летних антрепризах. Как проф. актер выступил в 1898 в Серпухове, затем в течение 20 лет играл в провинции (Рязань, Тифлис, Уфа, Николаев, Псков, Вильно). С 1918 служил в Москве, Харькове, Баку, позже - в Т-ре Корша, с 1927 работал в Малом т-ре.

В пьесе Ромашова "Огненный мост" Р. сыграл Штанге - чекиста, солдата революции. Эта роль положила начало ряду образов, в к-рых Р. раскрывал лучшие черты характера сов. человека - его несгибаемую волю к победе, гуманизм и любовь к Родине, бесстрашие перед лицом смерти. Таковы Андрей ("Ясный лог" Трен„ва), Сташинский ("Разгром" по Фадееву). В 1933 в пьесе Леонова "Скутаревский" Р. играл заглавную роль, он создал образ уч„ного старой школы, человека глубокой мысли, отдавшего свой огромный опыт молодой республике Советов. Играл также роль Богдана Хмельницкого (о. п. Корнейчука).

Р. был ярко нац. актером, воспроизводил в своих сценич. образах характер рус. человека, своего современника. Играл героич. и характерно-героич. роли. Роли классич. репертуара: Григорий ("Плоды просвещения"), Франц Моор; Ванюшин ("Дети Ванюшина").

Др. роли: Николай Скроботов ("Враги"), Грознов ("Правда- хорошо, а счастье лучше" Островского), Колос ("Фронт"), Пшенцов ("Жизнь" Панф„рова), князь Тугоуховский ("Горе от ума"). В. Мае.

РЫБНОВ, Александр Васильевич [р. 19.VIII (2.IX).1906] - рус. советский хоровой дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1927 окончил хоровой ф-т, в 1930 - муз.-теоретич. ф-т Моск. консерватории. С 1930 - хормейстер, с 1958 - гл. хормейстер Большого т-ра. Р. способствовал росту хоровой культуры т-ра. Хоровые сцены, пост. Р. в оперных спектаклях, отличаются точностью интонации, выразительностью фразировки, артисты хора-активные участники мизансцен. В 1934-50 Р.- рук. хора Моск. автозавода им. Лихач„ва. С 1954 препода„т в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных.

Среди работ Р. спектакли: "Псковитянка" (1945), "Царская невеста" (1947), "Проданная невеста" (1948), "Фауст" (1948), "Мазепа" (1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1952), "Фиделио" ("Леонора") Бетховена (1954), "Франческа да Римини" Рахманинова (1956), "Укрощение строптивой" Шебалина (1957), "Чародейка" Чайковского (1958), "Война и мир" (1959); "Фальстаф" Верди " (1962), "Летучий голландец" Вагнера (1963).

"РЫЖИЙ" - название циркового артиста (клоуна), развлекающего публику в промежутках между отдельными номерами программы. Назван так по традиционному гриму и рыжему парику. В настоящее время наименование "Р." выходит из употребления, заменяясь "ков„рным". См. ст. Клоунада.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница