Наши партнеры

Выгодно аренда авто в ульяновске посуточно в компании РексРент.
Женское Пальто Вологда.
панель led

Театральная энциклопедия
(страница 388)


СЕРВЕТТА (итал. Servetta, уменьшит, от serva - служанка), Фантеска (итал. Fantesca - служанка),- персонаж итал. комедии дель арте, тип разбитной крестьянской девушки. С. принимала активное участие в развитии сюжета. Выступала без маски (носила п„строе подобранное платье с белым передником и косынку на голове), говорила на тосканском диалекте, реже на ломбардском, а на юге - на неаполитанском. Наиболее распростран„нные имена С.- Франческина, Смеральдина, Коломбина. Среди первых исполнительниц ролей С.- С. Ронкальи. Актриса К. Бъянколлели, выступавшая в 1683-97 под именем Коломбины в парижском т-ре "Комеди Итальенн", превратила С. в изящную остроумную субретку. В Италии образ С. сохранялся под разными именами в числе действ, лиц комедий Гольд они (например, Мирандолина - "Хозяйка гостиницы") и его преемников.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., М., 1962.

СЕРГЕЕВ, Виктор Иванович (р. 5.IV.1935) - рус. сов. артист балета. Засл. арт. РСФСР (1962). В 1948-53 учился в Хореографич. студии при Дворце культуры им. Горького (Ленинград). С 1953 работает в Куйбышевском т-ре оперы и балета.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"),Жан де Бриен ("Раймонда"), Альберт ("Жизель"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Ленни ("Тропою грома" Караева), Данила ("Каменный цветок") и др. Впервые исполнил партии: Мотыл„к ("Ут„с" Лазарева) и бог Моданы ("Чит-ра" по Р. Тагору).

Лит.: "Театральная жизнь", 1963, .ј 5, с. 24. Ст. Af.

СЕРГЕЕВ, Константин Михайлович [р. 20.11(5.111). 1910] - рус. сов. артист балета и балетмейстер. Нар. арт. СССР (1957). В 1930 окончил Ленигр. хореогра-фич. уч-ще. С 1930- артист Ленингр. т-ра оперы и балета (позднее им. С. М. Кирова); в 1951-55 и затем с 1960 - гл. балетмейстер этого т-ра.

Творчество С. выразило основные особенности сов. балетного иск-ва. Умение танцовщика по-новому прочесть и углубить образы классич. балетов раскрылось в партиях, сопутствовавших С. всю творч. жизнь,-Зигфрид ("Лебединое озеро") и Альберт ("Жизель"), к-рого С. наделил сложным социально-психологич. характером. В иск-ве С.- первого исполнителя ролей Ромео ("Ромео и Джульетта", 1940), Евгения ("Медный всадник", 1949), Ленни ("Тропою грома" Караева, 1958)- как у одного из немногих исполнителей органически сливались виртуозное мастерство классич. танца и глубина раскрытия литературных образов. С. был участником мн. смелых экспериментов сов. хореографии (Люсьен -"Утраченные иллюзии" Асафьева по О. Бальзаку, 1935: Армен - "Гаянэ", 1942, 1945). С.- лирич. танцовщик, исполнял партии как Остапа, так и Андрия ("Тарас Буль-ба" Соловь„ва-Седого, 1941, 1955), Али-Батыра ("Шу-рале", Гос. пр. СССР, 1951), Фрондосо ("Лауренсия"), Базилио ("Дон Кихот" Минкуса). В своей первой балетмейстерской работе - "Золушка" (1946, Гос. пр. СССР, 1947), С. придал партии Принца острую характеристику, порывающую с канонич. решением образов "сказочных принцев".

Осуществляя новые редакции прославл. рус. балетов ("Раймонда", 1948, Гос. пр. СССР, 1949; "Лебединое озеро", 1950; пост. фильм "Спящая красавица", 1964), С. в своей балетмейстерской деятельности отстаивает классич. наследие мировой хореографии, строгую чистоту классич. школы танца. В пост. балета

"Тропою грома" обнаружил стремление к большой социальной проблематике, в "Дал„кой планете" Майзеля (1963)-к романтич. и героич. темам современности.

С. лауреат Гос. пр. СССР за достижения в области балетного иск-ва (1946).

Лит.: Богданов-Березовский В. М., Заслуженный артист РСФСР..., Константин Михайлович Сергеев, Л., 1951. Юр. Г.

СЕРГЕЕВА (Баскакова), Аксинья [ок. 1726- 27.1(7. II). 1756] - рус. артистка балета. В 1738 обучалась в "Школе танцевальной" Ж. Б. Ланде, по окончании к-рой в 1742 вошла в состав первой рус. балетной труппы. Выступала в т. н. "серьёзных" балетах Ланде, а также в комич, балетах А. Ринальди (Фосса-но). Среди партий: Роза ("Балет цветов"), Венера (танцы в опере "Сципион" Арайи) и др. Выступала в 1742 в аллегорич. балетах на коронационных торжествах в Москве. Славилась исполнением рус. плясок.

Лит.: Ш т ел и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, Л., 1935; Борисоглебский М.[сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; К р а с о в-с к а я В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958. Г. Ш.

СЕРГЕЙ ГЛАГОЛЬ - см. Глаголь С. С. СЕРГ‚ЙЧИК, Тимофей Николаевич [р. 8(20). VI. 1899] - белорус. сов. актер. Нар. арт. БССР (1944). Чл Коммунистич. партии с 1945. В 1919 участвовал в армейской художеств. самодеятельности. В 1923- 1926 учился в Белорус. театр. студии в Москве. С 1926- актер 2-го Белорус. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа, Витебск)-. Играет характерные, драматич. и комедийные роли. Творчество С. отличается глубиной анали-тич. подхода к созданию роли, мастерством сценич. детали. Самобытность таланта С. особенно полно раскрылась в белорус. репертуаре.

Роли: дед Микита ("Война войне" Коласа, 1936), Савка Мильгун ("В пущах Полесья" Коласа, 1937). С. создал остро сатирич. образ школяра Самохвальского ("Нестерка" Вольского, 1941; Гос. пр. СССР, 1946). Драматич. насыщенностью, психологич. глубиной отличаются образы Азорича ("Над Бер„зой-рекой" Глебко, 1940), Рябины ("Машека" Вольского, 1954), Левона Зяблика ("Разор„нное гнездо" Ку палы, 1951). В переводном репертуаре: Берсенев ("Разлом", 1928), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1940), Таланов ("Нашествие", 1943), Градобоев ("Горячее сердце", 1955).

С. выступает и как режиссер в Т-ре им. Я. Коласа. Пост. спектакли: "Иринка" Черного (1941), "Блудный сын" Раннета (1958) и др. С 1932 занимается педагогич. деятельностью.

Лит.: Мастацтва Савецкай Б ела рус i, MIHCK, 1955, с. 452-458; Няф„д Ул., Беларусш тэатр, Мшск, 1959:

Майстры беларускай сцэны, Мшск, 1960, с. 231-236.

Люд. Ш.

СЕРГИ‚НКО, Петр Трофимович (р.4.11.1902) - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1931 окончил Киевский театр. ян-т. С 1932 -актер Т-ра им. Франко. Роли: Гват ("Бесталанная" Карпенко-Карого), Назар ("Назар Стодоля" Шевченко), Смола, Ярчук ("Кадры", "Соло яа флейте" Микитенко), Лизогуб, Кругляк, Овча-ренко ("Богдан Хмельницкий", "Макар Дубрава", "Крылья" Корнейчука), Середенко ("Дума о Британке" Яновского), Яровой ("Любовь Яровая"), Вожак {"Оптимистическая трагедия"), Самозванец ("Борис Годунов"), Поза ("Дон Карлос"). С 1931 вед„т педагогич. работу. Снимался в кино. Р. Б.

СЕРГИ‚НКО, Раиса Михайловна (р. 13. VII. 1925) - укр. сов. артистка оперы (сопрано). Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1951 окончила Одесскую консерваторию и стала солисткой Одесского т-ра оперы и балета.

Партии: Наталка ("Наталка-Полтавка" Лысенко), Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Катерина (о. п. Аркаса), Галя ("Назар Стодоля" Данькевича), Параска ("В степях Украины" Сандлера), Наталья ("В бурю" Хренникова), Наталья ("Тихий Дон"), Настя ("Семья Тараса" Кабалевского),Татьяна ("Заря" Молчанова) и др. Среди партий классич. репертуара: Наташа ("Русалка"), Иоланта, Татьяна, Лиза; Мария ("Мазепа"), Ольга, Милитриса ("Псковитянка", "Сказка о царе Салтане"), Аида, Чио-Чио-сан и др.

С.- лауреат Всесоюзного конкурса вокалистов 1956. Гастролировала в Польше, Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии.

Лит.: БелошоваА., Щедрий талант, "Радянська ж?нка", 1963, ј 9. А. Ив.

СЕРДОБОВ, Николай Николаевич [р. 3(16).XII. 4905]- сов. артист оперы (лирико-драматич. баритон). Засл. арт. Арм. ССР (1939), нар. арт. БССР (1955). В 1929окончил Самарский муз. техникум. В 1930-45- солист Средне-Волжской передвижной оперы, Уральской передвижной оперы, Т-ра оперы и балета им. Спендиарова, Пермского и Свердловского т-ров оперы и балета. С 1946 - солист Белорус. т-ра оперы и балета. Одновременно с 1957 препода„т пение в Минской консерватории.

Партии: Кастусь Калиновский (о. п. Лукаса), Суворов (о. п. Василенко), Творогов ("Емельян Пугач„в" Коваля), Матей ("Страшный двор" Монюшко), Алеко (о. п. Рахманинова), Евгений Листницкий ("Тихий Дон"), Троекуров ("Дубровский" Направника), Князь Игорь, Онегин, Демон;

Жермон ("Травиата"), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Скарпиа ("Тоска"), Эскамильо и др. С. и И. Hue.

"СЕРДЦЕ ГОР" - балет А. М. Баланчивадзе, либретто Г. Д. Леонидзе. Пост. 28 июня 1938, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (Манижс - Вечеслова, Джарджи - Ча-букиани, князь Заал - Корень, Натэла - Мунгалова; балетмейстер Чабукиани, дириж„р Карпов, худ. Вирсаладзе). Пост. в т-рах оперы и балета Ташкента (1939), Харькова (1940), Киева (1940), Тбилиси (1940), Ашхабада (1950) и др. Л. П. СЕРДЮК, Александр Иванович [р. 14(27).VI.1900]- укр. сов. актер. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Депутат Верх. Совета УССР 4-5-го созывов. В 1919 окончил Киевский муз.-драм. ин-т. Сценич. деятельность начал в Киеве в 1-м гос. т-ре УССР им. Т. Г. Шевченко (1919- 1922). С 1922-актер т-ра "Берез?ль" (с 1934 - Харьковский т-р им. Т. Г. Шевченко). В 1957-62 - директор и художеств. руководитель этого т-ра. Играет характерные, комедийные и драм. роли. Иск-во С. отличается реализмом, глубиной психоло-гич. трактовки, монументальностью сценич. образов.

Роли: Никита ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого), Назар ("Назар Стодоля" Шевченко), Савва Чалый (о. п. Карпенко-Карого), Егор Булычев, Городничий, Тартюф; Кобза, Тарас Голота, Чеснок, Богун, Кругляк ("Гибель эскадры", "Правда", "В степях Украины", "Богдан

Хмельницкий", "Макар Дубрава" Корнейчука), Выговский ("Навеки вместе" Дмитерко), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Николай Ворка-люк ("Любовь на рассвете" Галана), Микита ("Ярослав Мудрый" Кочерги; Гос. пр. СССР, 1947), Сергеев ("Генерал Ватутин" Дмитерко; Гос. пр. СССР, 1948).

С 1946 С. занимается режиссурой. Пост. "Савва Чалый" Карпенко-Карого, "Антей" Зарудного. С 1946 вед„т педагогич. деятельность в Харьковском театр. ин-те (с 1964- X а рьковский ин-т иск-в). С 1946 - профессор. Снимался в кино. Р. Б.

СЕРЕДА, Николай Николаевич [4(16) .V. 1890 -16.11. 1948]- рус. сов. артист оперы (тенор). По национальности украинец. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1925 окончил Моск. консерваторию но классу пения Г. П. Гандольфи, позднее совершенствовался в Италии и Германии. В 1929-35 пел в разл. оперных т-рах СССР, с 1935 был солистом Т-ра оперы и балета им Кирова.

Партии: Ленский, Левко, Берендей; Владимир (Дубровский"На-правника), Альмавива, Герцог, Альфред и др.

СЕР‚ЖНИКОВ, Василий Константинович (4.IV. 1885 - 20.

IX. 1952) - рус. сов. теоретик иск-ва декламации, педагог, режиссер, актер. Засл. арт. РСФСР (1934). С. - организатор, бессменный руководитель и преподаватель первых моск. курсов дикции и декламации (1913-19), к-рые в 1920 были преобразованы в Моск. ин-т декламации (существовал до 1922). В 1923 из числа своих учеников и последователей С. организовал Моск. передвижной т-р чтеца (закрыт в конце 30-х гг.). С. разрабатывал и популяризировал жанр коллективной декламации (свой первый опыт в этой области осуществил в 1915 с участниками московских курсов дикции и декламации). Среди наиболее известных программ, выполненных под руководством, а иногда и при непосредственном участии С., - "Ветер" и "Мятеж" Вер-харна, "Зел„ный шум" и отрывки из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова, "Пушкин", "Революционная поэзия" и др. С. был незаконно репрессирован. Последние годы жизни жил в Казахстане; выступал как чтец и лектор по вопросам культуры речи и художественного слова. Реабилитирован посмертно.

Соч.: Искусство художественного чтения. Вып. 1, М.- П., 1923, вып. 2, М., 1924; Картавость и методы ее устранения, М., 1925; Коллективная декламация, М., 1927;

Мастерство чтеца, М., 1929, 1930; Коллективная декламация, "Вестник театра", М., 1920, ј 63 и 72-73; Психология декламационного творчества, "Театр и музыка", М., 1923, ј 10.

Лит.: Десять лет работы Первой русской школы живого слова, М., 1923; Верховский Н. Ю., Книга о чтецах, М.- Л., 1950, с. 85-88, 157-158. А. Шн.

СЕРЕНАДА (франц. serenade, от итал. sereno - ясная погода, ночная прохлада) - 1) первоначально - муз. произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом к.-л. лица в знак почитания или любви, б. ч. песня в честь возлюбленной. Вокальная С. с аккомпанементом на лютне, мандолине или гитаре была распространена в быту южных романских народов; истоки е„ - вечерняя песня трубадуров (serena). Как любовная песня используется в операх и музыке к драм. спектаклям: С. Дон Жуана (о. п. Моцарта), С. Смита ("Пертская красавица" Бизе), С. Арлекина ("Паяцы"), С. Пер Гюпта (муз. Грига ко. п. Ибсена), С. Дон Кихота и Красавицы (муз. Кабалевского к радиопостановке "Дон Кихот"), С. Антонио ("Дуэнья" Прокофьева). Образец сатирич. С., пародирующей любовную песню, - С. Мефистофеля ("Фауст"). Обычно в таких С. оркестровое сопровождение подражает игре на лютне, гитаре или мандолине. Вок. С. в 19 в.- также один из жанров камерной вок. лирики.

2) В 18 в. С. или серенатой назывался особый муз. театр. жанр, вид сценич. кантаты, обычно пасторального характера, близкий к опере. С., как правило, заказывались композиторам по случаю придворных празднеств, в честь к.-л. официального лица. С. создавались обычно на мифологич. сюжеты и содержали обращение к этому лицу либо аллегорич. изображение его. С. были одноактные и двухактные. С. писал Г. Ф. Гендель ("Ацис и Галатея"); наибольший художеств. интерес представляют С. Моцарта, особенно С. "Асканио в Альбе" (1771) с разв„рнутыми хорами, ансамблями, танцами, приближающаяся к небольшой опере, а также "Сон Сципиона" (1772), "Король-пастух" (1775).

3) В 17-18 вв.-инструмент, произв., род дивертисмента или сюиты для небольшого оркестра или ансамбля (напр., С. Гайдна, Моцарта). Р. Л.

СЕРКЕБАЕВ, Ермек Бекмухамедович (р. 4.VII. 1926) - казах, сов. артист оперы (лирич. баритон). Нар. арт. СССР (1959). Учился игре на скрипке в Алма-Атинском муз. уч-ще (1941-43). В 1951 окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу А. М. Курганова. С 1947 - солист Т-ра оперы и балета им. Абая. С. обладает выразит, голосом красивого тембра, высокой муз. культурой.

Партии: Кожагул ("Биржан и Сара" Тулебаева), Абай, Ту-леген ("Абай", "Тулеген Тохта-ров" Жубанова и Хамиди), Капан ("Ер Таргын" Брусиловско-го), Онегин, Елецкий; Роберт ("Иоланта"), Фигаро ("Севиль-ский цирюльник"), Жермон ("Травиата"), Валентин ("Фауст"), Януш ("Галька" Монюшко), Олег ("Молодая гвардия" Мейтуса), Петруччио ("Укрощение строптивой" Шебалина) и др.

Выступает также как камерный и эстрадный певец. Гастролировал в Румынии (1953), Пакистане (1954), Франции (1955), Индии (1955), Китае (1956), Бельгии (1960), Индонезии (1963). Снимался в муз. кинокомедиях.

Лит.: Канапин А. К., Варшавский Л. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Мессман В л., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958; Музыкальный театр казахского народа, Алма-Ата, 1961; Десять незабываемых дней. Декада казахского искусства и литературы в Москве. Декабрь 1958, Алма-Ата, 1961; Ерзакович Б., Музыкальное искусство Сов. Казахстана, Алма-Ата, 1962. Б. Е.

СЕРЛИО (Serlio), Себастьяно (6.IX.1475-1554) - итал. живописец и архитектор, теоретик архитектуры. Учился у Б. Перуцци. В 1539 по проекту С. был построен деревянный т-р в Виченце во дворе дворца Порто. В архитектурной композиции этого здания сочетались традиции античного т-ра с использованием новых изобразит, средств, в частности перспективы. С. разделил сцену на переднюю (неглубокий прямоугольный просцениум) и заднюю (повышающийся в глубину помост с перспективными декорациями, изображавшими улицы), ставшую прообразом сцены-коробки. С. - автор труда об архитектуре, публиковавшегося в 1537-75 отдельными книгами (объединены впервые в венецианском издании 1584). Во 2-й книге С. да„т описание театр. здания эпохи Возрождения в Италии (устройство, декорационное оформление и освещение сцены, планировка мест в зрит. зале и др.). Сторонник принципов Витрувия, С. вместе с тем отразил в своих работах теоретич. изыскания и практич. опыт зодчества своего времени.

С о ч.: Tutte l'opere cTarchitettura, libri 1-7, Venetia, 1584.

Лит.: Borcherdt H. H., Das europaische Theater im Mittelalter und in der Renaissance, Lpz., 1935; M о к у л ь-ский С., История западноевропейского театра, ч. 1, М. 1936. В. Мюл.

СЕРОВ, Александр Николаевич [11(23).1.1820, Петербург,20.1(1.II).1871, там же] - рус. композитор, музыковед, муз. критик. В 1835-40 учился в Уч-ще правоведения, после чего поступил на службу в мин-во юстиции. Вс„ это время С. усиленно занимался музыкой (игра на фп. и виолончели) и самообразованием: изучал философию, художеств. и муз. лит-ру. В эти годы возникает тесная, длившаяся много лет дружба С. с В. В. Стасовым к-рая сыграла большую роль в его художеств. развитии. К сер. 40-х гг. относятся первые композиторские опыты (не-оконч. опера "Мельничиха из Марли", 1845, и др.). С 1851 С. начал систематически выступать в печати в качестве муз. критика. В 18491853 работал над оперой "Майская ночь? но повести Н. В. Гоголя, но остался недоволен своей работой и уничтожил почти законченную партитуру. С нач. 50-х гг. С. становится постоянным участником муз. вечеров у М. И. Глинки, с к-рым он познакомился ещ„ в 1842. Близость к основоположнику рус. "лассич. муз. школы имела важнейшее значение для формирования эстетич. и творч. принципов С. Яркая зарисовка артистич. облика Глинки дана С. в "Воспоминаниях о Михаиле Ивановиче Глинке" ("Искусства", 1860, ј 1-5). В 1856-57 С. сблизился с нек-рыми из молодых композиторов, вошедших затем в состав творч. объединения "Могучая кучка", но позже резко разош„лся с ними. Во время заграничных поездок 1858 и 1859 познакомился с Ф. Листом и Г. Берлиозом, впервые услышал со сцены музыку Р.Вагнера. С этого времени С.становится горячим приверженцем и пропагандистом творчества и муз.-драматич. принципов Вагнера. В 1862 С. закончил оперу "Юдифь", к-рая была пост. в мае 1863 на сцене Мариинского т-ра. В том же т-ре в 1865 была пост. следующая опера С. "Рогнеда" на сюжет из рус. истории. Историч. и народно-бытовая тематика лежит и в основе последующих творч. замыслов С. В 1865 и 1866 он предполагал написать балет "Ночь перед рождеством", а потом оперу "Тарас Бульба" (по Гоголю), к-рые не были, однако, завершены. В 1867 С. предпринял совм. со своей женой B.C. Серовой издание критич. журн. "Музыка и театр". В том же году он начал работать над оперой "Вражья сила" по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как хочется". В создании либретто вместе с композитором принимал участие сам драматург, но затем, вследствие возникших между ними разногласий, Островский отош„л от работы. Последнее, 5-е, действие было дописано после смерти композитора В. С. Серовой; Н. Ф. Соловь„в по завещанию С.инструментовал 5-е действие и нек-рые эпизоды 1-го действия (пост. в 1871, Мариинский т-р).

С.- один из крупнейших представителей рус. клас-сич. муз. критики 19 в. В своей лит.-муз. деятельности он соединял боевую публицистичность с высоким мастерством эстетич. анализа и научной обоснованностью суждений. Его художеств. взгляды и методы критич. деятельности сложились под влиянием передовой рус. лит. критики, в первую очередь В. Г. Белинского, хотя позиции С. были во многом непоследовательны и противоречивы. Осн. эстетич. требованием С. была правдивость художеств. воплощения. "Стремление к правде в выражении" он считал одной из основных, определяющих черт рус. муз. школы и видел залог великого будущего рус. музыки в е„ народности и неразрывной связи с основами нац. жизни. Муз .-критич. деятельность С. была проникнута просветительскими тенденциями. Крупнейшей заслугой С. является неустанная пропаганда творчества Глинки, критич. анализу к-рого он посвятил ряд работ ("Опыт технической критики над музыкой М. И. Глинки", 1859, ""Жизнь за царя" и "Руслан и Людмила"", 1860, и др.). В этих работах он обосновал значение Глинки как создателя рус. нац. муз. школы. Однако в оценке одного из величайших произв. Глинки, оперы "Руслан и Людмила", он допустил ошибки, не поняв своеобразия е„ эпич. драматургии (статья ""Руслан" и руслаписты", 1867). С. дал тонкий разбор оперы Даргомыжского "Русалка". Ему принадлежат цепные исследования о зарубежной муз. классике [статьи:

"Моцартов Дон Жуан и его панегиристы", 1853, "Те-матизм (Thematismus) увертюры к опере "Леонора". Этюд о Бетховене", 1861, и др.].

Сильными сторонами С. как композитора были: хорошее знание законов муз. драматургии, умение сочетать музыку со сценич. действием, яркое колори-стич. мастерство. Однако стиль его музыки отличается нек-рой пестротой и эклектичностью. Первая опера С. "Юдифь" (на сюжет библейской легенды) характеризуется возвышенным, героич. пафосом, цельностью образов, монументальной широтой хоровых нар. сцен. Вместе с тем в музыке оперы много условного; реали-стич. нац. характеристики нередко подменяются искусств. стилизацией. Эти недостатки оперного стиля С. особенно резко выявились в "Рогнеде", что послужило поводом для отрицат. оценки оперы передовой муз. критикой (В. В. Стасов, Ц. А. Кюи), отмечавшей, однако, отдельные удачные эпизоды. В опере "Вражья сила" композитор стремился создать "народно-русскую музыкальную драму", основанную на простом, но глубоком и сильном жизненном конфликте. С помощью песенных нар.-бытовых интонаций и подлинных пар. напевов С. стремился создать реалистич. характеристики действующих лиц. Важное место в драматургии оперы принадлежит широко разв„рнутым жанровым нар. сценам. Кроме тр„х опер, С. было написано неск. симф. и хоровых произв., романсы и др. соч.

Соч.: Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95;

Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950, т. 2, М.. 1957; Письма к В. В. и Д. В. Стасовым, в кн.: Музыкальное наследство, т. 1. М., 1962, и "Рус. муз. газета", 1899, 1900 1903 1906 1915, 1916, 1917; Письма к его сестре С. Н. Дю-Тур (1845-1861), СПБ, 1896.

Лит.: С е р о в а В. С., Серовы Александр Николаевич и Валентин Александрович. Воспоминания, СПБ, 1914;

Молчанов А. Е., А. Н. Серов. Библиографический указатель произведений А. Н. Серова, СПБ, 1888; е г о ж е, А. Н. Серов. Библиографический указатель литературы о А.Н. Серове и его произведениях, СПБ, 1888; А.Н. Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред. Е. М. Колосовой и Вл. Филиппова, М.-Л., 1937; Х у -б о в Г., Жизнь А. Н. Серова, М.-Л., 1950; Ф и н д е и -з ен Н., А. Н. Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность, 2 изд., М.- Лейпциг, 1904; История русской музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 2, М.- Л., 1940; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; К е л д ы ш Ю. В., История русской музыки, ч. 2, М.-Л., 1947; К р е м л е в Ю. А., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954, т. 2, Л., 1958. /\ Кел.

СЕРОВ, Валентин Александрович [7(19).1.1865- 22.XI(5.XII).1911] - рус. живописец, график, выдающийся мастер портрета. Сын композитора А.Н. Серова. Учился у И. Е. Репина и в петерб. Академии художеств (1880-85) у П. П. Чистякова. С 1903 - действит. чл. Академии художеств; в 1905 вышел из е„ состава в знак протеста против расстрела рабочих 9 января.

С. был активным членом Мамонтовского художеств. кружка; пост. здесь "живую картину" "Данте и Вергилий" (1894, совм. с И. С. Остроуховым), был автором декораций спектакля "Ч„рный тюрбан" (1886), выступал в комич. ролях. Позднее принимал участие в деятельности Моск. частной рус. оперы; оформил оперы (совм. с К. А. Коровиным): "Рогнеда" (1896) и "Юдифь" (1898) А. Серова. В 1908 опера "Юдифь" была вновь поставлена в декорациях С. на сцене б. Мариинского т-ра. Для рус. балетов антрепризы Дягилева С. были сделаны плакат-афиша к выступлениям А. П. Павловой (1909) и занавес к балету"Шехеразада" (1911). Среди работ С. - портреты М. Горького, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова; выдающихся деятелей рус. сцены - М. Н. Ермоловой, Г. Н. Федотовой, Ф.И.Шаляпина, К.С.Станиславского, И. М. Москвина, В. И. Качалова, Т. П. Карсавиной, итал. певца Ф. Таманьо и др. С. преподавал в моск. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). М. /7.

СЕРОВА (урожд. Бергман), Валентина Сем„новна (1846-июнь 1924) - композитор, муз. критик и обществ, деятель. Жена А. Н. Серова. Училась в Петерб. консерватории у А. Г. Рубинштейна. Издавала вместе с мужем журнал "Музыка и театр", сотрудничала в журналах "Рус. сцена", "Рус. муз. газета" и др. С 1880 работала в области художеств. воспитания в деревне (организовывала оперные спектакли, концерты). С.- автор опер на собств. либр. "Уриэль Акоста" по о. п. К. Гуцкова (1885, Большой т-р), "Илья Муро-мец" (1899, Моск. частная рус. опера), "Мария" и др. Совм. с Н. Ф. Соловь„вым завершила оперу А. Н. Серова "Вражья сила". Опубликовала в 1914 воспоминания о муже и сыне (художнике В. А. Серове). Лит.: Серова В., Итоги, "Рус. ведомости", 1913, 17 авг., ј 189; Ефимова-Симонович H., Памяти музыканта-общественника Валентины Семеновны Серовой, "Сов. музыка", 1947, .ј 4. См. также лит-ру при ст. Серов, А. Н.

CEPPAHO (Serrano), Лупе (р. 1930) - амер. артистка балета. Хореографич. иск-ву обучалась с четыр„х лет. В 1943 дебютировала в труппе "Балет Дворца иск-в" (г. Мехико) в гл. партии в балете "Шопениана". В 1951 переехала в Нью-Йорк, с того же года-солистка амер. труппы "Балле рюсс де Монте-Карло", с 1953 - труппы "Балле тиэтр". С.технически сильная, актерски одар„нная танцовщица. В числе лучших партий: Мирта ("Жизель"), Клоринда ("Дуэль" Де Банфилда). Ham. P.

С‚САГОТО - танцевальные пьесы в япон. т-ре Кабуки. Появились и получили развитие в 18 в. В нач. С. назывались сцены, исполнявшиеся между актами; к 19 в. С. развились в самостоят, пьесы и стали одной из обязат. частей в представлениях Кабуки. С. исполняется в сопровождении музыки и пения, к-рые являются сюжетной основой танца: движения, позы и мимич. игра актера иллюстрируют текст песенного сопровождения. Сюжеты и музыка многих С. заимствованы из т-ра Но.

Лит.: Ацуми Сэйтаро, Кабуки буе, Токио, 1956 (на япон. яз.); Kawatake Toshio, Zur Theatergeschichte Japans, "Maske und Kothurn", 1961, ј l; Bowers F., Japanese theatre, N. Y., 1952. Л. Г.

СЕТОВ (псевд.; наст. фам.- Сетгофер), Иосиф Яковлевич [1826-26.XII.1893(7.1.1894)] - рус. певец и режиссер. По национальности венгр. Пению обучался в Париже (у Дж. Бордоньи) и Милане. В 1855-64 пел на петерб. оперной сцене, в 1864-68- в Большом т-ре (Москва). В 1866--68 был профессором Моск. консерватории по классу пения, в 1868-72режиссером Мариинского т-ра. С 1574 до конца жизни работал как оперный режиссер и антрепрен„р, гл. обр. в Киеве (в 1874-83 и 1892-93), а также в Петербурге, Москве, Одессе. Голос С. отличался несколько сдавленным, гортанным характером звучания, но его исполнение увлекало выразительностью, благородной простотой, яркой темпераментностью. Лучшие партии:

Ахиор ("Юдифь" Серова), Мазаньелло ("Фенелла" Обера), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Рауль ("Гугеноты"). С. был видным режиссером. В руководимых им оперных труппах работали Ф. И. Стравинский, Е. А. Лавровская, Е. П. Кадмина и др. выдающиеся рус. певцы. С. пост. впервые в Киеве оперы "Опричник" Чайковского (1874) и "Хованщина" (1892). Творчество С. высоко ценили А. Н. Серов, П. И. Чайковский.

Лит.: Серов А. Н., Взгляд на русскую оперу в Ма-риинском театре, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953.

СЙББЕР (С1ЬЬег)-англ. актеры. Колли С. (1671-1757) - актер, драматург, театр. деятель. Восемнадцати лет поступил в т-р "Друри-Лейн" (Лондон). В 1696 с успехом исполнил роль лорда Фоп-пингтона ("Неисправимый, или Добродетель в опасности" Ванбру).Эта роль определила амплуа С., считавшегося лучшим исполнителем ролей светских молодых людей в его собственных комедиях и комедиях драматургов эпохи Реставрации. Первая пьеса С. "Последняя уловка любви" (1696) выдвинула его в число известных драматургов. В этой пьесе С. играл роль распутника Ловеласа. Впоследствии С. написал пьесу "Беззаботный супруг" (1704), высоко оцен„нную Вольтером в "Философских письмах", а также пьесы "Последняя ставка жены" (1707), "Раздраж„нный муж" (1728) и др., показывающие раздор и примирение супругов. Творчество С. было близко ранней просветительской драматургии. Он писал в жанре "комедии нравов", следуя в драматургич. технике и традициям комедий Реставрации, пьесы его выражают морализующие тенденции. С. был также автором многочисл. переделок пьес различ. драматургов; наиболее известна "Неприсягнувший священник" (1717, по "Тартюфу"), направленная против партии ториев и предостерегающая против католич. реакции, и "Ричард III" (1700, по Шекспиру), сохранявшаяся в репертуаре т-ров 19 в. С 1711 С. был одним из рук. т-ра "Друри-Лейн". В 1730 получил звание поэта-лауреата. В 1732 оставил сцену. В 1740 опубликовал книгу воспоминаний "Апология моей жизни" ("An apology for my own life") об англ. театр. иск-ве.

Т е о ф и л С. (1703-58) - актер. Сын Колли С. Сценич. деятельность начал шестнадцати лет. В 1732-33 - член руководства т-ра "Друри-Лейн"; в 1734-рук. т-ра "Хеймаркет" (Лондон). Популярность приобр„л после исполнения роли Пистоля ("Генрих IV" Шекспира) и Джорджа Барнуэлла ("Лондонский купец" Лилло).

Лит.: D о г a n J., "Their Majesties' servants". Annals of the English stage, v. 1, N. Y., 1865. Ю. К.

СИБ‚КОВА, Буха Нуховна [23.IV(6.V).1918]-coB.' кабардинская актриса. Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1956). Засл. арт. РСФСР (1957). С 1933 училась в театр. студии в г. Нальчике, в 1935-40-в кабардинской студии ГИТИСа, по окончании к-рой вступила в кабард. труппу Каб.-Балк. драм. т-ра им. Шоген-цукова. Играя лирич. и драматич. роли, актриса раскрывает трепетные душевные движения своих героинь. Она создала ряд поэтич. образов - волевая, страстная воительница нартов Даханаго (в о. п. Аксирова),, самоотверженная в любви, женственная Асият ("Кан-шаубий и Гоашагаг" Кардангушева). Трагич. судьбу кабард. девушки в феод. обществе С. раскрыла в роли Ляцы ("Камбот и Ляца" Шортанова).

Др. роли: Джульетта; Ширин ("Легенда о любви" Хик-мета),Панова ("Любовь Яровая"); Жан ("Семья Тамаши"Шха-гапсоева), Аманда ("День рождения Терезы" Мдивани), Гертруда ("Гамлет"), Катарина ("Укрощение строптивой"). Е.Ж.

СИБ‚ЛИУС (Sibelius), Ян (Юхан) (8.XI 1.1365, Хяменлинна,-20.IX.1957, Ярвенпя) - фин. композитор. Окончил Муз. ин-т в Хельсинки (по классу композиции у М. Вегелиуса), завершил муз. образование в Берлине и Вене. С.- крупнейший фин. композитор, автор 7 симфоний, симф. поэм и легенд. Для т-ра С. написал одноактную оперу "Девушка в башне" (1896, Хельсинки); музыку к спектаклям "Король Кристиан II" Пауля (1898, Фин. т-р, Хельсинки), "Куолема" ("Смерть") Йернефельта (соч. 1903, отсюда популярный "Грустный вальс"), "Пелеас и Мелисанда" Метерлинка (1905, Швед. т-р, Хельсинки), "Пир Валтасара" Прокопе (соч. 1906), "Белый, как лебедь" Стриндберга (соч. 1908), "Каждый человек" Гофмансталя (соч. 1916), "Буря" Шекспира (1926, Королевский т-р, Копенгаген), к пантомиме Кнудсена "Скарамуш" (1922, там же) и др. Творчество С., подлинно народное по характеру, монументальное, мелодически и гармонически своеобразное, заложило основы фин. нац. школы в музыке. На музыку С. пост. балеты "Одержимость" (1931, Монте-Карло), "Кхадра" (1946, т-р "Сэдлерс-Уэллс", Лондон) и др.

С. в„л педагогич. деятельность; с 1893 - проф. Муз. ин-та в Хельсинки (переименован в 1939 в Академию им. С.). Поч„тный доктор Иельского ун-та в США (1914). С 1950 в Хельсинки ежегодно проводится муз. фестиваль "Неделя С.". Лит.: Б э л з а И., Памяти Сибелиуса, "Сов. музыка", 1957, N 11; Вачнадзе M., Ян Сибелиус, M., 1963;

Александрова В., БронфинЕ., Ян Сибелиус, М., 1963; Ekman K., Jean Sibelius, Helsinki, 1935;

Abraham G. E. (ed.), Sibelius. A symposium. L., 1947;

Ringbom N.-E., Sibelius, Stockholm, 1948. Ал. М.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница