Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 391)


СИНЕЛЬНИКОВА, Мария Давыдовна (р. 10. VI II. 1899) - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1937). Училась на Высших женских курсах в Харькове (историко-филологич. ф-т). Там же занималась в Студии при Т-ре Н. Н. Синельникова; играла в этом т-ре. В 1920 работала в агитпоезде на Юго-Зап. фронте Красной Армии. Осенью того же года вступила в Студию Вахтангова в Москве (ныне Т-р им. Вахтангова). Для творчества С. - одной из ярких представительниц вахтанговской актерской школы, характерны острая мысль, ч„ткая форма, строгий, точный отбор выразит. средств. Беспощадной ироничностью, сочностью красок было отмечено исполнение С. роли мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина, 1933). Мягкая мудрость, сердечная теплота, доброта отличали е„ Бэлу ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо, 1947), Роза-ли ("Филумена Мартурано" Де Филиппе, 1956) и др. Среди лучших ролей С. также Химера ("На крови" Мстиславского, 1928), Сонька ("Аристократы" Погодина, 1935), т„тушка Мали ("Флорисдорф" Вольфа, 1936), Фреда ("Опасный поворот" Пристли, 1940), баронесса Штраль ("Маскарад", 1941), Клитемнестра ("Электра" Софокла, 1946), Вера Никандровна ("Первые радости", 1950, и "Кирилл Извеков" по Федину, 1951), пани Дынгальская ("Дамы и гусары" Фредро, 1960) и др.

С 1928 С. вед„т педагогич. работу в Театральном училище им. Щукина. Снималась в кино. Выступает на радио. С. К.

СЙНИСАЛО, Гельмер-Райнер Нестерович (р. 14.VI. 1920) - карельский сов. композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1957), нар. арт. РСФСР (1959). В 1939 окончил Петрозаводское муз. уч-ще. В 1942 написал хореографич. сцену "Победа" о грядущей победе сов. народа над фашистскими захватчиками (1942, Беломорск, балетная труппа Петрозаводского муз.-драм. т-ра). Автор первого карельского балета "Сампо" (по мотивам карело-фин. эпоса "Калевала", 1959, Петрозаводский муз.-драм. т-р), балета "Я помню чудное мгновенье" (1962, Тат. т-р оперы и балета), музыки к спектаклям Петрозаводского кукольного т-ра: "Гаврош" по Гюго (1957) и др., симф. и вок. соч.

Лит.: Л а п ч и н с к и и Г., Путь композитора. Очерк о творчестве народного артиста РСФСР Г. Н. Синисало Петрозаводск, 1960. А. Ив

СИНЙЦЫН, Владимир Андреевич [2(14).II.1893- 28.V.1930] - рус. сов. актер. В 1915 окончил Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Один сезон прослужил в Камерном т-ре, затем играл в Киеве, Н. Новгороде, в Т-ре Незлобина, в т-ре "Ро-манеск", в Т-ре им. МГСПС (1923-24), в Ярославском т-ре.

Роли: граф Альмавива ("Женитьба Фигаро"), Жадов; герцог Осунна ("Народ" Луначарского), граф Монте-Кристо (о. п. Дюма-отца), Овод (о. п. Войнич).

В 1926-30 - актер МХАТа; первая роль - Рылеев ("Николай I и декабристы" Кугеля). С. обладал выразит, голосом, отточенной дикцией" Игра его была эмоционально приподнятой, насыщенной внутр. силой, отличалась высокой интеллектуальностью. С подлинным сарказмом играл он Мозгля-кова ("Дядюшкин сон" по Достоевскому, 1929). В 1930 С. создал значительный образ Яго, сыграв его как человека острого ума, напряж„нной воли и страсти.

Среди др. ролей С. во МХАТе: Тальберг ("Дни Турбиных" Булгакова), Иервен ("У врат царства" Гамсуна), Пьер ("Сестры Жерар" Деннери и Кормона), актер ("На дне");Тибул ("Три толстяка" Ю. Олеши). г

СИНЙЦЫН, Константин Александрович [р. 13 (26).III.1912] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1934 окончил театр. студию при Драм. т-р им. М. Горького, работал затем в т-рах Камышина, Ташкента, в Волгоградском ТЮЗе, с 1943 - в Волгоградском т-ре им. Горького.

актер яркого темперамента, С. играет преим. роли сильных, мужественных людей: Черкун ("Варвары"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Карл Моор; Иван Грозный ("Великий государь" Соловь„ва), Астров, Сатин; Максимов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва). Платон Кречет; Вагин ("Большой шаг" Шейнина), Маяковский ("Грозное оружие" Липовского), Мастаков ("Старик" Горького), Рихард Зорге (о. п. Маклярского и Раппопорта). В 1951 за исполнение роли парторга Аркадьева в пьесе Чепурина "Совесть" С. присуждена Гос. пр. СССР. М. Т.

СИНКАБУКИ (япон., букв. -новый кабуки) -название новых пьес в репертуаре т-ра Кабуки. Появились в 1890-х гг. Авторы их стремились сблизить традиционный классич. т-р Кабуки с современностью. С. связаны с движением за обновление япон. т-ра, возникшим в конце 19 в. Первая пьеса С. - историч. драма Цубоу-ти С„„ "Кири хитоха" (соч. 1894). Среди др. С. историч. и бытовые пьесы Окамото Кидо ("Сюдзэндзи монога-тари", "Торибэяма синдзю" и др.), Маяма Сэйка и др. Выдающимися исполнителями пьес С. были Итикавл Садандзи II, Оноэ Кикугоро VI, Морита Канъя XIII, Итикава Энноскэ II и др.

Лит. на япон. яз.: Кабуки к„гэн хякка, т. 5, Токио, 1960; "Гэйно дзитэн", Токио, 1961. JJ. Г.

"СИНК‚ГЭКИДАШ - прогрессивный япон. т-р направления сингэки. Организован в 1934 в Токио одним из руководителей движения за пролетарский т-р Мураяма Томо„си. Труппа ставила япон. и переводные пьесы, была популярна среди передовой интеллигенции. Деятельность "С." имела большое значение в утверждении направления сингэки. В 1940 в связи с милитаризацией Японии по распоряжению властей труппа была распущена и мн. актеры арестованы. Среди лучших спектаклей "С.": "Перед рассветом" Симад-заки Тосона (1934), "Вулканическое плато" Кубо Сакаэ (1938), "Гроза"; "Фауст" Г„те. В 1946 т-р "С.", возглавлявшийся Мураяма Томо„си, возобновил свою деятельность. Т-р ориентируется на рабочего зрителя, стремится ставить спектакли жанра нар. драмы, во многом следует принципам реализма. Здесь были пост. спектакли: "Под каштанами Праги" Симонова (1946), "Враги", "Мать" по Горькому; "Вишн„вый сад"; "Улица без солнца" Токунага Сунао (1947), "М„ртвое море" Мураяма Томо„си (1952) и др. В 1959 труппа "С." объединилась с труппой "Тюгэй" и стала называться "Токе гэйдзюцудза".

Лит.: О д з а к и К., Новый японский театр. пер. с япон., М., 1960. Л. Г.

СИНОДИНУ (2uvooivou), Анна (р. 21.XI.1927) - греч. актриса. В 1949 окончила театр. школу афинского Нац. т-ра. В 1950 дебютировала в Т-ре М. Ко-топули. В 1954 в труппе Хадзискоса исполнила роль Джульетты ("Ромео и Джульетта" Шекспира). В 1955-64 постоянно работала в Нац. т-ре. В 1965 возглавила труппу т-ра "Ли-кавиттос". Роли: Эст-релья ("Звезда Севильи" Лопе де Вега), Дездемона; Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира), Три-севгени (о. п. Пала-маса). Обладает сце-нич. обаянием, гибким голосом, выразительной пластикой жеста. Создала значит. образы в антич. трагедии: Поликсена ("Гекуба"), Ифигения ("Ифигения в Авлиде" и "Ифигения в Тавриде" Еврипида), Антигона, Электра (о. п. Софокла), Елена, Андромаха, Алкестида (о. п. Еврипида) и др. В 1955 и 1959 получила премии им. М. Котопули. С 1954 снимается в кино. Д. С. СИНТОИСТСКИЕ МИСТЕРИИ - см. Кагура. СИН ЧЭ Х‚ (6.П.1812-6.II.1884) - корейский композитор. Придворный музыкант короля Кочжона. Упорядочил, творчески развил и теоретически обосновал правила исполнения нар. муз. драмы чхангык, осуществил муз. драматизацию классич. корейских повестей: "Песнь о Чхун Хян", "Песнь о Сим Чхон", "Песнь о Хын Бу", "Песнь о Красной скале", "Песнь о зайце" и др. Автор муз.-драм. произв.: "Ненавистные иноземные варвары", "Песнь о цветке сливы и персика". В "Песне о квандэ" сформулировал основные эсте-тич. требования к исполнителям чхангык: умение петь и играть на муз. инструментах, лит. талант в сочетании с мастерством рассказчика и т. д. Реформаторская деятельность композитора положила начало профессиональной нац. опере в Корее.

Лит. на кор. яз.: Х а н Х „, Чосон „нгыкса кэ„ (Очерк истории корейского театра), Пхеньян, 1956; Ким Ч э Ч х о л ь, Чосон „нгыкса (История корейского театра), Сеул, 1933. Г. Ли.

СИНЬГЭЦЗЮЙ (букв. - новая опера) - жанр кит. муз. т-ра. Вначале так называлась европ. опера, появившаяся на кит. сцене после Движения 4 мая 1919. С развитием этого раздела репертуара в оперы стали включать обработки кит. нар. песен, заимствования из традиц. музыки т-ров банцзы, кунъцюй и др. Среди ранних образцов С. - "Буря над Янцзы" Не Эра, детские оперы Ли Цзинь-хуэя ("Совсем маленький художник" и др.). Часто в С. перерабатывались классич. пьесы кит. т-ра (напр., "Западный флигель") или европейские романы ("Любовь на море" по роману "Исландские рыбаки" французского писателя П. Лоти).

После образования КНР (1949) жанр С. получил дальнейшее развитие прежде всего в деятельности Экспериментального оперного т-ра в Пекине. Новые произв. в жанре С. о кит. революции, о жизни кит. народа обычно создаются коллективно: "Седая девушка" (музыка Ма Кэ, Чжан Лу, Цюй Вэя, Хуан Чжи, либр. Хэ Цзин-чжи и Дин И), "Великий поход" (композиторы Ли Бо-чжао и др.), "Песня степей" (Жэнь Пина, композиторы Ло Цзун-сянь, Чжо Мин-ли и Цзинь Чжэн-пин), "Женитьба маленького Эр хэя" по рассказу Чжао Шу-ли (авторы - студенты оперного отделения Центр, театр. ин-та под рук. Ма Кэ) и др. См. также Гэцзюй.

Лит.: Гайда И., Театр китайского народа, М., 1959; е„ же, Театральное искусство КНР, "Вестник истории мировой культуры", 1958, .ј 6, с. 114-122; Театр за рубежом. Сб., [вып.] 1, М.-Л., 1958; Синь гэцзюй вэньти таолунь цзи (Дискуссия по проблемам новой оперы), Пекин, 1958 (на кит. яз.). Ал. Ж.

СИНЯВСКИЕ (сестры) - русские актрисы конца 18 - нач. 19 вв. 1) Мария Степановна (по мужу-Сахарова; 1762-1829). В 1780- 1801 работала в Петровском т-ре (Т-р Медокса). Крупнейшая трагедийная актриса, С. обладала величественной фигурой, красивым лицом, мягким и звучным голосом. По свидетельству современников, "декламация и игра Синявской всегда были оживлены глубоким чувством", особенно удавались ей роли, где "... господствовали страсти сильные и возвышенные" (Арапов П. Н.иРаппольт А., Драматический альбом, М., 1850, с. XL VI). Лучшая роль в. классицистском репертуаре - Дидона (о. п. Княжнина). Актриса, обладавшая большой эмоциональностью, С. была одной из выдающихся исполнительниц ролей в мещанской драме: Эмилия Галотти и графиня Орсино ("Эмилия Галотти" Лессинга) и др. В 1801 (вместе с мужем) перешла на петерб. сцену. До 1807 играла гл. роли в трагедиях. Затем перешла на роли благородных матерей и наперсниц. Занималась педаго-гич. работой. Была режиссером и педагогом крепостной труппы Н. П. Шереметева.

Др. роли: Зоа (о. п. Мерсье, 1786), Вителлин ("Титово милосердие" Княжнина, 1786), Химена ("Сид", переделка о. п. Корнеля, 1791), Эйлалия ("Эйлалия и Мейнау" Циглера, 1794) и др.

2) Ульяна Степановна (гг. рожд. и смерти неизв.). Работала в Петровском т-ре. Исполняла роли молодых героинь в трагедиях и драмах. Н. М. Карамзин отмечал трепетность и проникновенность е„ игры. Лучшая роль - Эмилия Галотти (о. п. Лессинга). Выступала в комедиях Я. Б. Княжнина и др.

Др. роли: г-жа Деломер ("Уксусник" Мерсье, 1785), Соре-на ("Сорена и Замир" Никол ева, 1785), Сервилия ("Титово милосердие" Княжнина, 1786), Роза ("Бедность и благородство души" Коцебу, 1799) и др.

3) Александра Степановна (гг. рожд. и смерти неизв.). Играла в Петровском т-ре. Характерная актриса, С. с большим юмором исполняла разнообразные роли пожилых женщин в комедиях (аристократок, крестьянок, помещиц и др.). Пользовалась симпатией публики (особенно демократической).

Роли: Марцелина ("Фигарова женитьба" Бомарше, 1787), Чванкина ("Хвастун" Княжнина, 1786), г-жа фон Шмерлинг ("Только шесть блюд" Гросмана) и др.

Лит.: Арапов П. Н., Раппольт А., Драматический альбом, М., 1850, с. XLVI-XLVII; Кони Ф., Воспоминание о Московском театре при М. Е. Медоксе, "Пантеон русского и всех европейских театров", 1840, ч.1, с. 89-102; П ы л я е в М. И., Старая Москва, СПБ. 1891, с. 128-37; ЛапкинаГ.А., Рус. мысль конца XVIII-начала XIX в. об актерском искусстве, "Уч. зап" Гос. н.-и. ин-та театра и музыки", 1958,т. 1. Сектор театра, с. 221. Ю. Гл.

СИНЯЕВА, Эшреф (1892-1925) - татарская актриса. Одна из основоположнип татарского т-ра. В 1912-16 училась в театр. школе А. Н. Петровского в Петербурге. В 1917 поступила в передвижную театр. труппу "Сайяр". Играла роли героинь.

Роли: Галябану (о. п. Файзи), .Елена ("Мещане"), Аня ("Вишн„вый сад"); Оля ("Последний привет" Тинчурипа), Луиза ("Коварство и любовь") и др. X. Г.

"СИНЯЯ БЛУЗА" - жанр эстрадно-театральных представлений. Первоначально возник как инсценированная (живая) газета. Первый коллектив "С. б." был создан . в 1923 в Моск. ин-те журналистики по инициативе и под рук. Б. С. Южанина. С 1924 "С. б." перешла в ведение МГСПС. Вскоре возникли ещ„ 15 таких групп. Коллективы "С. б." выступали в красных уголках, клубах, домах культуры, на заводах во время обеденных перерывов и т. д. Их программы отражали политич. жизнь, в них включались материалы, построенные на местных темах (производственных и бытовых). Программы "С. б." состояли из вступит, и заключит, парадов, ораторий, лит.-художеств. монта-жей, обозрений, фельетонов, сценок, интермедий, частушек, хоровых и танц. номеров. В выступлениях "С. б." сочетались героика, патетика, сатира и юмор. Использовались формы коллективной декламации, физкультурные номера. Внешнее оформление отличалось предельным лаконизмом; актеры выступали в униформах (раб. костюмы - синие блузы - отсюда назв. жанра). Программа шла без перерыва, в ч„тком ритме и быстром темпе. Группы "С. б." давали представления по всему Союзу, способствуя возникновению на местах аналогичных проф. и самодеят. коллективов "С. б." ("Смычка" - Москва, "Стройка" - Ленинград, "Гайка" - Баку, "Винтик" - Тбилиси, "У станка" - Харьков и лр.). "С. б." гастролировала в рабочих клубах Германии, Польши, Скандинавии, Китая и оказала влияние на рабочий революц. т-р за рубежом (особенно на нем. т-р). Но схематизм, дидактика, присущие выступлениям "С. б.", и рост куль-турно-политич. уровня рабочего зрителя, предъявлявшего к иск-ву новые требования, привели к снижению популярности "С. б.". Назрела необходимость е„ перестройки, усиления художеств. качества программ. Отказавшись от при„мов театрализованной агитэст-рады и не приобретя мастерства, "С. б." распалась в нач. 30-х гг.

Однако "С. б." оказала большое влияние на художеств. самодеятельность и сов. эстраду. В 1926, к 9-й годовщине Окт. революции, коллективы "С. б." ставили революц. гротеск В. В. Маяковского (совм. с О. М. Бриком) "Радио-октябрь", к-рый в частично измен„нном виде был напечатан под назв. "Радио-май" в журн. "Синяя блуза" (1927, ј 5-6). В "С. б." принимали участие молодые писатели, поэты, драматурги -H.A. Адуев, А. М. Арго, В. Е. Ардов, В. М. Гусев, В. И. Лебедев-Кумач, В. Я. Типот; актеры, режиссеры-М. Н. Гаркави, Е. П. Дарский, K.M. Коренева, Л. Б. Миров, Б. М. Тенин, Н. М. Форег-гер, Б. А. Шахет; композиторы - М. И. Блантер, С. А. Кац, К. Я. Листов, Ю.С.Милютин, Д.Я.Покрасс; деятели кино - А. В. Мачерет, С. И. Юткевич; художники - Б. Р. Эрдман и мн. др.

Лит.: "Синяя блуза", 1924-28; "Советская эстрада и цирк", 1964, ј 5, с. 9-11; Hoffmann L.,Hoffma n n-0 s t w a 1 d D., Deutsches Arbeitertheater 1918-1933. Eine Dokumentation, B., 1961, S. 210-27. А. Шн.

"СИНЯЯ БЛУЗА" - печатное издание МГСПС. Выходило в Москве в 1924-28; подзаголовки и периодичность издания неоднократно менялись. Издание предназначалось для "живой газеты" и коллективов "Синей блузы" на местах и содержало тексты программ моск. групп "Синей блузы", а также др. репертуарные материалы разл. жанров, методические указания, режиссерско-постановочные комментарии, иллюстрац. приложения. Подробный список репертуара печатавшегося в "С. б.", помещ„н в ј 33 за 1926 и ј 1 3aU)27. " 7 А. Шн. 1 СЙПАРИС, Римантас Иозо (р.12.XI.1927) - литов. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. Лит. ССР (1964). В 1944-46 учился в драм. студии в Вильнюсе. В 1948 окончил Вильнюсскую консерваторию, с этого же года - солист Т-ра оперы и балета Лит. ССР. Лучшая партия - Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1951).

Партии: Бумелис ("Марите" Рачюнаса), Гофманас, Пер-кунас ("Дочь", "Вайва" Кловы), Тизенгаузас ("Даля" Дварио-наса), король Треф ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева), Сальери ("Моцарт и Сальери" Римского-Корса-кова), Гремин ("Евгений Онегин"), король Ренз ("Иоланта"),

Мельник, Галицкий; Филипп II ("Дон Карлос" Верди), Мефистофель ("Фауст"), Нилаканта ("Лакме") и др.

Лит.: M a z е i k а V., Rimantas Siparis, LTSR teatro draugija, Vilnius, 1964 (в печати). А. Руз.

СЙПАРИС, Юозас Винцо (р. 26.II.1894) - литов. сов. актер. Нар. арт. СССР (1954). Деп. Верх. Сов. СССР 3-го созыва. Сценич. деятельность начал в 1920 в Каунасском сатирич. т-ре "Вилколакис". В 1923 дебютировал в Нац. т-ре в роли Шарунаса (о. п. Креве-Миц-кявичюса). В 1926-40 работала Каунасском гос. т-ре. Среди лучших ролей этого периода: Вышневский ("Доходное место"), Телль ("Вильгельм Телль" Шиллера), Земляника ("Ревизор"), Шути сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"), Симон ("Гибель "Надежды"" Хейерманса) и др. С 1940- актер Т-ра драмы Лит. ССР (Вильнюс). С. - первый на лит. сцене создал образ Ленина в спектаклях "Кремл„вские куранты" Погодина (1947) и "Незабываемый 1919-й" Вишневского (1951; Гос. пр. СССР, 1952).

Роли: Харитонов ("Русские люди"), Урнежюс ("Новая борозда" Даугуветиса), Вингис ("Невестка" по Жемайте). Шипучий ("Юбилей" Чехова), Левшин ("Враги"), Павлин ("Егор Булычов и другие"), Восмибратов ("Лес"), Миллер ("Коварство и любовь"), Кведарас ("Яблони зацветут" Хли" вицкаса и Густайтиса), Кнуров ("Бесприданница"), Рома-нюк ("Калиновая роща" Корнейчука), Дубровин ("Огненный мост" Ромашова), Герикас ("Доля предрассветная" Сруоги) и др.

С. снимался в первых литов. кинофильмах "Марите" и "Рассвет над Неманом". С 1945 вед„т педагогич. работу в драм. студии т-ра, с 1953 - на театр. ф-те консерватории.

Лит.: Gricius A., Kleinas A., J. Siparis, Vilnius, 1954. Ал. Д.

"СИРАНб ДЕ БЕРЖЕРАК" ("Cyrano de Berjerac")- героическая комедия в 5 д. в стихах Э. Ростана. Соч.

1897. Пост. 28 дек. 1897 в т-ре Порт-Сен-Мартен (Сирано- Б. К. Коклен старший). В дальнейшем широко ставилась во мн. т-рах мира; среди пост. в 40-50-х. гг. 20 в.: "Комеди Франсез" (iG, Сирано - Андре Брюно), "Олд Вик", Лондон (1946, Сирано - Р. Ричардсон), Т-р Сары Бернар, Париж (1956, Сирано - П. Дюкс). Первая пост. "С. де Б." в России -петерб. Т-р лит.-художеств. об-ва (т- p Суворина,

1898. бенефис Яворской, пер. Щепкиной-Куперник; Сирано- Тинский, Роксана - Яворская). Др. т-ры (в том же переводе): Харьковский т-р (1898, Сирано - М. Петипа), Т-р Корша (1900, реж. Синельников; Сирано"-А. Соколовский), Михайловский т-р в Петербурге (франц. труппа, 1900), моск. Камерный т-р (1915, реж. Таиров, худ. Симов; Сирано - Петипа) и др. На сов. сцене "С. де Б." ставили: Петрогр. драм. т-р (1920), Т-р б. Корш (1920, Сирано - Радин), Т-р им. Грибоедова (1936, реж. Ридаль, худ. Вяч. Иванов;

Сирано - Смиранин), Воронежский т-р (1938, реж. Варшавский, худ. Данилов; Сирано - Поляков), Архангельский Большой т-р (1939, реж. Простов), Брянский т-р (1940, 1961), Куйбышевский т-р (1940, реж. Ридаль; Сирано - Шс-буев, Бурэ, Роксана -Чекма-сова, Щеглова), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1941, реж. В. Соловь„в, худ. Ходасевич; Сирано - Честно-ков; 1964), Калининский т-р (1941, Сирано - Никаноров). 17 окт. 1942 в Омске "С. де Б." показал Т-р им. Вахтангова (премьера в Москве 20 нояб. 1943; реж. Охлопков, худ. Рын-дин, комп. Голубенцов; Сирано-Р. Симонов, позже-Астангов, Любимов, Роксана - Мансурова, Кристиан - Кольцов, Рагно - Державин). 25 сент. 1943 пьесу пост. Моск. т-р им. Ленинского комсомола (пер. В. Соловь„ва, реж. Бирман, худ. Пименов и Сахнов-ский; Сирано- Берсенев). Среди др. сов. пост.: Читинский т-р (1944), Т-р им. Руставели (1944), Свердловский т-р (1946, реж. Брилль, худ. Кузьмин;

Сирано - Ильин, Роксана - Амман-Дальская, Кристиан- Молчанов), т-р "Эстония" (1947, реж. Сярев, худ. Хаас;

Сирано - К. Карм, Роксана - А. Тальви, Л. Ару), т-р "Красный факел" (1955, Сирано - Глазырин), Саратовский ТЮЗ (1955), Владивостокский т-р (1962), Рижский рус. т-р (1962, реж. Хомский; Сирано - Козелл, А. Михайлов), т-р "Современник", Москва (1964) и мн. др. т-ры.

Издания: Первая франц. публикация - Париж, 1898;

Первое рус. изд.- "Сцена". Драматические сборники, 1898, ј 21; из последующих изд. - Ростан Э., Полн. собр. соч., т.1, СПБ, 1914; из сов. изд. - Ростан Э., Пьесы, М.,1958. А. Шн.

СИРАНУЙШ (наст. имя и фам. - Меробе К а н-т а р д ж я н) [25.V.1857, Константинополь (Стам-()-УЛ) 10.VI.1932, Каир] - арм. актриса. Род. в артистич. семье. В 1873 поступила в Т-р П. Магакяна в Стамбуле. Исполнила в этом театре роли Кекел ("Пэпо" Сундукяна) и Амалии ("Разбойники"). Через 2 года С. поступила в театральную труппу А. Вардовяна (там же), играла в арм. и тур. спектаклях. Выступала гл, обр. в мелодрамах и арм. историч. трагедиях класси-цистич. направления. После русско-тур. войны 1877-78, когда гонения султанского правительства против армян особенно усилились, С. вместе с П. Адамяном и своей сестрой Астхик переезжает в Тифлис (1879). Здесь С. творчески воспринимает реалистические традиции арм. и рус. т-ра.

Роли; Катарина (Анджело" Гюго), Юлинька ("Доходное место"), Анани ("Ещ„ одна жертва" Сундукяна), Лидочка ("Свадьба Кречинского"), Софья ("Горе от ума") и др.

Через два сезона С. вместе с Астхик вернулась в Константинополь, но в это время тур. пр-во закрыло все арм. т-ры. С. гастролировала по Румынии, Болгарии, Греции и Египту, играя в драматич. и опереточных спектаклях (с большим успехом исполняла роль Фатымэ в оперетте Т. Чухаджяна "Леблебиджи Хор-Хор-Ага").

В 1897 С. была приглашена в арм. т-р Баку и с этого года е„ артистич. судьба связывается с т-рами Кавказа; она выступает в Ереване, Александрополе, Нов. Нахичеване, Шуше, часто в Тифлисе. В 1909 в Баку было отмечено 35-летие артистич. деятельности С., в 1912 она во главе группы арм. актеров гастролировала в Москве и Петербурге. Иск-во С. получило высокую оценку М. Н. Ермоловой, А. И. Южина-Сум-батова.

Лучшие роли: Рузан (о. п. Мурацана, 1892), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1892), Иоанна, Мария Стюарт ("Орлеанская дева", 1892, о. п. Шиллера, 1899), Маргарит ("Супруги" Сундукяна, 1897), Медея (о. п. А. Суворина и Буренина, 1898), Кручинина ("Без вины виноватые", 1898), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому, 1904), Зейнаб ("Измена" Южина-Сумбатова, 1904).

Излюбленный драматург артистки - Шекспир. Ещ„ в молодые годы (1880) она сыграла Офелию в первой пост. "Гамлета" с участием (взагл.роли) П.Адамяна. Впоследствии играла Дездемону, Катарину, Гоне-рилью, Порцию, леди Макбет ("Отелло", "Укрощение строптивой", "Король Лир", "Венецианский купец", "Макбет"). Острые споры вызвало исполнение С. роли Гамлета (1901). С. развивала традицию Адамяна, играя Гамлета как борца за справедливость, полемизировала с трактовкой актеров, изображавших Гамлета пассивным созерцателем.

Сценич. образы С.- плод глубокого изучения, долголетней работы, активной творч. мысли артистки. Игра С. всегда была насыщена эмоциями; переживания е„ героинь, казалось, возникали перед зрителем непосредственно на сцене под воздействием драматпч. ситуации. Бурный, подчас даже могучий темперамент, глубокая искренность и непосредственность сочетались у С. с высокой актерской техникой. Иск-во С., рожд„нное эпохой нарастания освободит. движения нар. масс, было глубоко демократичным и гуманным. Е„ героини не мирились с рабскими условиями жизни в бурж. об-ве, активно протестовали, стремились к свободе. Основной темой творчества С. были защита благородных человеч. устремлений, трагедия гибели этих устремлений.

С. выступала со статьями о т-ре в арм. периодике, утверждала принцип народности театр. иск-ва (статья о трактовке Гамлета, 1907).

Лит. на арм. яз.: 3 а р я н Р., Сирануйш, Ереван, 1956, 2 изд., Ереван, 1957; Степанян Г., Сирануйш, Ереван, 1957; Сирануйш. 1857-1957 (Альбом), сост. Л. Хала-тян, Ереван. 1957. р J.

СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО - см. Станиславского система.

СИТАРА Д‚ВИ (р. 1919) - инд. танцовщица. Род. в семье потомственных танцовщиков, исполнителей танцев школы "катакх". Танц. иск-ву обучалась с детства у отца, затем у известных педагогов Акхана и Шамбу Магараджи. С. Д. исполняет танцы школы "катакх", обладает виртуозной техникой и законченным мастерством. В 40-х гг. выступала как балетмей- т стер (ставила танцы в кинофильмах), снималась в кино.

Гастролировала в крупнейших городах Европы и Азии. Л. Г р.

СЙФНИОС (Sifnios), Душанка (р. 15.X.1934) - югославская артистка балета. Училась в средней балетной школе в Белграде. Будучи ученицей, выступала в Нар. т-ре (Белград) и вскоре была принята в труппу на положение солистки. Первая большая партия- Джульетта. С. в совершенстве владеет техникой танца, обладает грацией, л„гким стремительным прыжком, е„ танец отличается выразительной силой. Среди лучших партий: Паулина Бонапарте ("Королева острова"), Девочка ("Чудесный мандарин" Бартока), Ела ("Дьявол на селе"), Жизель и др. С 1961-в труппе "Балет XX века" (США). Гастролировала во многих странах. Г. Шум.

"СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ" ("I Vespri siciliani") - опера Дж. Верди, либр. Э. Скриба и Ш. Дю-верье (в основу сюжета положено подлинное историч. событие - народное восстание 30 марта 1282 в г. Палермо против франц. господства в стране, вошедшее в историю под назв. "Сицилийская вечерня").

Пост. 13 июня 1855, т-р "Гранд-Опера", Париж (Монфор- Бонне, Арриго - Геймар, Джованни да Прочида - Обен, Елена - Крувелли, Нинетта - Санье, Даниель - Було, Тебальдо - Эме, Роберто - Марье, Манфредо - К„ниг);

2-я ред. под назв. "Джованна ди Гусман", либр. Э. Кайми, пост. 4 февр. 1856, Милан. Ставилась в др. странах.

В России впервые пост. т-ром итал. оперы в Петербурге, 1857. На сов. сцене пост. 23 июля 1952, Ленингр. Малый оперный т-р (пер. С. Левина и В. Азарова, дириж„р Грику-ров, реж. Киреев, худ. Вирсаладзе, хорм. Лебедев, балетм. Фенстер; Монфор - Булатников, Арриго - Пичугин, Джованни да Прочида - Кривуля, Елена - Яшинникова);

1954, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (дириж„р Самосуд, постановщики Баратов, Кемарская, Златогоров, худ. Рабинович, хорм. А. Степанов; Монфор - Юницкий, Арриго - Щавинский и Николов, Джованни да Прочида- Дударов и Андриевский, Елена - Смирнова-Не-мирович) Др. пост.: Саратов (1954), Одесса (1955), Вильнюс (1961).

Издания: "С. в."- клавир. Р., Escudier, [s. d.].

Я. Г р.

СИЦЮЙ - одна из осн. форм. кит. традиционного т-ра, состоящая из разл. жанров: иянского, куныпань-ского, хойцзюй, пекинской муз. драмы и др. С.- синтетич. вид иск-ва, сочетающий разговорную речь, пение, танец, пантомиму, акробатику. Исполнители - профессиональные музыканты, танцовщицы и певцы, воспитанные в спец. учебных заведениях, а также нар. актеры и музыканты - участники сельских представлений. Для С. также характерно строгое деление на амплуа и использование условных при„мов сценич. выразительности (см. Китайская драматургия и театр"). С. С.

"СКАЗ О КАМЕННОМ ЦВЕТКЕ" - балет с. С. Прокофьева, либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского (по сказам П. П. Бажова). Пост. 12 февр. 1954, Большой т-р, Москва (Катерина - Уланова, Данила - Преображенский, Хозяйка Медной горы - Плисецкая, Северьян - Ермолаев; балетм.- Лавровский, дириж„р - Файер, худ. - Старженецкая). Нов. ред. под назв. "Каменный цветок", пост. 1957, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (Катерина - Колпакова, Данила - Грибов, Хозяйка Медной горы - Осипенко, Северьян - Гридин; балетм.-Григорович, дириж„р - Гамалей, худ.-Вирсаладзе). В этой же редакции пост. в 1957 в Большом т-ре (Катерина- Кондратова, Данила - Фадеечев, Хозяйка Медной горы - Плисецкая, Северьян - Левашов; балетм.- Григорович, дириж„р - Файер, худ.- Вирсаладзе).

Пост. в т-рах оперы и балета др. городов СССР: Новосибирск (1959), Челябинск (1960), Казань и Горький (1961), Харьков (1962), Куйбышев и Саратов (1964).

За рубежом пост.: в Чехословакии - Братислава (1958), Острава (1958), Прага (1961); ГДР - Дрезден (1962); Швеция - Стокгольм (1962). Г. Ш.

"СКАЗАНИЕ, О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ"- опера Н. А. Римского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по мотивам др.-рус. сказаний и легенд. Соч. 1904. Пост. 7 февр. 1907, Мариинский т-р (дириж„р Блуменфельд, реж. Шкафер, художники Коровин и Васнецов; Юрий Всеволодович - Филиппов, Всеволод - Ла-бинский, ФевронияКузнецова-Бенуа, Гришка КутерьмаЕршов, Ф„дор Поярок - Шаронов, Отрок - Маркович, Медведчик - Угринович, Бедяй - Григорович, Бурундай - Серебряков, Сирин - Забела, Алконост -Збруева, Гусляр-Касторский); 1908, Большой т-р [дириж„р Сук, реж. Михайлов (Лапицкий), художники Коровин, Клодт, Васнецов; Юрий Всеволодович - В. Петров, Всеволод - Ростовский, Феврония - Салина, Гришка Кутерьма - Боначич, Поярок - Бакланов, Отрок - Азерская, Бурундай - Трез-винский); в 1916 возобн. там же (дириж„р Сук, реж. Оленин, художники Коровин, Клодт, Внуков и Петров)].

На сов. сцене пост. 15 нояб. 1918, Петрогр. т-р оперы и балета (дириж„р Коутс, реж. Мельников, художники Коровин, Овчинников и Внуков; Юрий Всеволодович - Филиппов, Всеволод-Большаков, Феврония - Николаева, Гришка Кутерьма - Ершов, Поярок - Андреев, Медведчик - Угринович, Бедяй - Белянин, Бурундай - Григорович, Сирин - Коваленко, Алконост - Панина, Гусляр - Грохольский):

1926, Большой т-р (дириж„р Сук, пост. Раппопорта, художники Коровин, Клодт, Васнецов; Юрий Всеволодович - В. Петров, Всеволод - Богданович, Феврония - Держин-ская, Гришка Кутерьма - Озеров, Поярок - Савранский, Отрок - Антарова, Гусляр - Норцов, Бедяй - Лубенцов Сирин - Катульская, Алконост - Петрова); 1935, там же (дириж„р Голованов, реж. Нардов, художники Коровин и Ф„доров, хорм. Авранек; Юрий Всеволодович - Михайлов, Всеволод - Федотов, Феврония - Кругликова, Гришка Кутерьма - Озеров, Поярок - Бурлак). В 1955 представлена в концертном исполнении в Москве (дириж„р Самосуд) и Ленинграде (дириж„р Грикуров). 1958, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин, реж. Соковнин, худ. Юнович хорм. Михайлов). 1949, Т-р оперы и балета Латв. ССР (дириж„р Глазуп, пост. Васильева, худ. Лапинь, хорм Ванаг)-1962, там же.

Пост. за рубежом: Барселона (1926, на рус. яз.), Лондон (1926, концертное исполнение на рус. яз., т-р "Ковент-Гарден"); Париж (1926, концертное исполнение на рус яз 1929,на рус. яз.), Рига (1926), Буэнос-Айрес (1929.на рус. яз ) Милан (1933, т-р"Ла Скала"), Брно (1934), Дуйсбург (1935) Загреб (1935), Филадельфия и Нью-Йорк (1936, на рус. яз ) Каунас (1936), Берлин (1937), Прага (1938), Брюссель (1939 концертное исполнение на рус. яз.), Рим (1960) и др.

Издания: партитура и клавир, Лейпциг, Беляев, 1906; сов. изд.: Клавир, М., Музгиз, 1934; акад. изд.- Полное собр. соч., партитура, т. 14 [А, Б и доп.], М.-Л.. Музгиз, 1962 и клавир, т. 42, М.-Л., Музгиз, 1962. ff, Гр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница