Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 398)


СОКАРИ (или "театр Гумна") - одна из форм нар. театр. представлений на Цейлоне. С.- остроумная комедия о неком Гуру Хами, его жене С. (отсюда назв. представления) и слуге Параньи. Дра-матургич. основа представления - взаимоотношения между мужем, женой и любовником. С. разыгрывается сингальскими крестьянами прямо в поле или на гумне во время уборки урожая: на импровизированной сцене ставится светильник, по сторонам располагаются рассказчик, певцы и музыканты. актеры великолепно владеют иск-вом игры с воображаемыми предметами (реквизит не употребляется). Муз. сопровождение спектакля построено на фольклорных сингальских мелодиях. Мел. Б.

СОКИРКО, Владимир Константинович (р. 14.V. 1892) - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1946). Начал сценич. деятельность в 1910 в Одесском т-ре миниатюр, с 1911 работал в укр. труппе Д. Гайдамаки. В 1922-30 - актер Т-ра им. И. Франко, в 1931-41- харьковского Т-ра Революции, в 1941-43 -харьковского Т-ра им. Шевченко, с 1944 - Черновицкого т-ра им. Кобылянской.

Положительные герои С. отличаются мягким лиризмом, теплотой, любовью к людям.

Роли: Бородин ("Страх", 1934), Комкор Малько ("Далекое" Афиногенова, 1936), Отелло (1938, 1947), Коломийцев ("Последние", 1939), Стрыжень ("Гибель эскадры", 1940), Мамай ("Дума о Британке" Яновского, 1940), Ивоника ("Земля" по Кобылянской, 1948), Миллер ("Коварство и любовь", 1948), Осип ("Ревизор", 1950), Хлебников ("Персональное дело" Штейна, 1954). Егор Булычев (1957), Щербак ("Караван" Штока, 1958), Доценко ("Дальнее эхо" Голова-нивского, 1959). Снимался в кино.

Лит.: БернацькаР.П.,Зайончк ?вська С., Майстри укр. рад. сцени. Дов?дник, Кив, 1962, с. 213. Л. Б.

СОКОВНЙН, Евгений Николаевич [р. 28. VII (10. VIII). 1904] - рус. сов. режиссер оперы, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Окончил вок. отделение Моск. муз. техникума им. Скрябина (1930), занимался на режиссерском отделении Оперной студии Большого т-ра (1931-33). С 1924 работал в Большом т-ре (артистом мимич. ансамбля и хора, солистом), в 1933 начал режиссерскую деятельность. В 1948-50 пост. ряд спектаклей в софийской Нар. опере. В 1952-59 - гл. режиссер Т-ра оперы и балета им. Кирова. Творчество С. характеризуется монументальностью, романтич. приподнятостью, живописностью, выразительностью массовых сцен.

Пост.: Большой т-р (совм. с H. Г. Фридом) - "Ромео и Джульетта" Гуно (1941; 1945, в новой сценич. ред. С.), "Евгений Онегин" (1943), "Травиата" (1945); Пермский т-р оперы и балета - "Севастопольцы" Коваля (1946, Гос. пр. СССР 1947), "Дружба народов" ("Великая дружба") Мурадели (1947); Т-р оперы и балета им. Кирова-"Псковитянка" (1952), "Декабристы" Шапорина, "Садко" (1953), "Князь Игорь" (1954), "Ф„дор Таланов" Дехтер„ва (1955), "Бал-маскарад" Верди (1957), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова 1958); Ленингр. Малый оперный т-р - "Отелло" Верди 1962) и др.

С 1933 занимается педагогпч. деятельностью (с 4956 - и. о. профессора Ленингр. консерватории, где вед„т курс муз. режиссуры).

Лит.: Кухарский В., Опера в Перми, "Театр", 1947, .Nb 2; Грошева Е., Традиции высокого патриотизма, там же, 1953, ј 10; Орлов Г., Возрожденная опера, "Сов. музыка", 1958, ј 10; Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950, с. 441-44. М. Лифш.

СОКОЛОВ, Илья Яковлевич (1857-1924) - рус. артист оперы (баритон). В 1892-93 и 1900-02 - солист Большого т-ра (дебютировал в партии Демона).

В 1896-98 пел в Моск. частной русской опере. Выступал в Петербурге и др. городах. В 1919-24- профессор Моск. консерватории.

Партии: Князь Игорь, Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"), Мусин-Пушкин ("Ледяной дом" Корещенко), Невер ("Гугеноты"),Валентин ("Фауст"), Фредерик ("Лакме"), Граф ди Луна ("Трубадур") и др. Лил. П.

СОКОЛОВ, Наум Адольфович [11(23).IV.1886- 14.X.1951 ]-рус. сов. актер. Засл. арт. Азерб. ССР (1933). Творч. деятельность начал в 1903. Работал в т-рах Баку, Ташкента, Воронежа, Ростова-на-Дону, Одессы, Москвы (Центр, т-р Красной Армии). С 1925 работал (с перерывами) в Сталинградском т-ре (ныне Волгоградский т-р). Творчество С. отмечено страстным гражданским пафосом, политич. темпераментом, остротой мысли. Значит, работой С. было исполнение роли В. И. Ленина в спектакле "Кремл„вские куранты" (1939). Лучшей ролью С. был Федя Протасов ("Живой труп", 1938), этот вдохновенный образ, отмеченный художеств. завершенностью, тонкостью красок, смелостью и яркостью сценич. решения, был одним из значительнейших достижений актера. Крупнейшими работами актера были также роли: Войниц-кий, Отелло; Вершинин ("Три сестры"); профессор Бородин ("Страх"); Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова). С блестящим комедийным мастерством исполнял характерные роли - Фигаро; Подкол„сина ("Женитьба"), Швейка ("Бравый солдат" по Чапеку), Шванди. О ширине творческого диапазона С. свидетельствуют сыгранные им роли: князь Мышкин ("Идиот" по Достоевскому), Григорий ("Плоды просвещения"), Освальд ("Привидения"), Вурм ("Коварство и любовь"), Царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Филька Анархист ("Интервенция" Славина), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Беня Крик ("Закат" Бабеля), Берест ("Платон Кречет").

Лит.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2-3, М., 1960-61. М. Т.

СОКОЛОВ, Петр Алексеевич (г. рожд. неизв.- ум. ок. 1865) - рус. актер и антрепрен„р. На сцене с 1814 (?). Работал 14 лет в труппах И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского в Харькове и Воронеже, затем выступал в собственных антрепризах. Роли: Городничий, Фамусов; Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского) и др. С 1829 до конца жизни С. держал антрепризы в крупных провинц. городах: Воронеж (1829), Тамбов, Саратов и Симбирск (1829-33), Казань (1833-42), Уфа (1842-43), Екатеринбург (1843-57, с выездами в Ирбит и Пермь), Тобольск. Один из передовых деятелей театр. провинции, С. уделял большое внимание игре актеров, занимался с ними на репетициях, приглашал специальных учителей. По инициативе С. в его казанской труппе гастролировал М. С. Щепкин (1836, 1838, 1839-40, 1841), что способствовало укреплению принципов сценич. реализма в т-ре. В Казани у С. играл П. М. Садовский (отсюда он переш„л на моск. сцену). Под рук. С. сформировалось дарование замечательной провинц. актрисы E. А. Ивановой (гражданская жена С.).

Лит.: "Репертуар и Пантеон", 1840, т. 2, ч. 3,кн. 8, с. 12, 14; там же, 1843, кн. 12, с. 126; там же, 1844, т. 5, кн. 1, с. 22;кн. 4, с. 21; К у р о ч к и н Ю., Из театрального прошлого Урала, Свердловск, 1957; Крути И., Русский театр в Казани, М., 1958. . Кл.

СОКОЛОВ, Сергей Петрович [ 18(30). XI. 1830- 2(14).VIII.1893] - рус. артист балета. В 1839-50 учился в Моск. театр. уч-ще (ученик Ф. Н. Манохина), по окончании к-рого был принят в труппу Большого т-ра. Высокая техника танца в сочетании с природной грацией, л„гкостью, изяществом и мимич. одар„нностью выдвинули С. в число ведущих моск. танцовщиков 2-й пол. 19 в. С. был первым рус. танцовщиком, исполнявшим сложные поддержки.

Партии: Альберт ("Жизель"), Конрад ("Корсар" Пуни), Фауст ("Фауст" Панисы и Пуни), Ротбарт ("Лебединое озеро"), Базиль ("Дон Кихот") и др.

В 1867 дебютировал как балетмейстер, возобновив пост. балета "Сильфида" Шнейцгоффера (Большой т-р), в 1876 пост. заново "Кон„к-Горбунок" Пуни, стремясь преодолеть псевдонар. штампы предшествующих пост. В 1867 пост. балет "Папоротник, или Ночь под Ивана Купалу", в к-ром почти все танцы строились на нар. основе; в 1868 пост. балеты Ю. Гербера "Цыганский табор" и "Последний день жатвы", где использовал цыганские и франц. нар. танцы. Новаторское иск-во С. вызывало оживл„нную полемику. В 1883 окончил сценич. деятельность. С 1874 - старший преподаватель танцев Моск. театр. уч-ща.

Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., 1864; "Антракт", 1868, ј.ј 1,7,15,17;ВальцК., Шестьдесят пять лет в театре, Л., 1928. Юр. Б.

СОКОЛОВ, Юрий Александрович [р. 29.111(11.IV). 1907]-рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Молд. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1929 окончил юридич. ф-т Среднеазиатского ун-та. Сценич. деятельность начал в 1921 в Андижане, затем работал в т-рах Ташкента, Архангельска, Курска, Воронежа, Николаева и др. С 1954- актер и режиссер Кишин„вского рус. т-ра. Творчество С. отличается остротой характеристик, разнообразием сценич. красок, ярким юмором.

Роли: Кочкар„в ("Женитьба"), Колосов("Любовь Яровая"), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Смит ("Русский вопрос"), Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Черкун ("Варвары"), Гаврила ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Шмага; Худобаев ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Каренин ("Анна Каренина"), Протасов ("Дети солнца"), Кутузов ("Источник дружбы" Корняну), Литвинов ("На диком бреге" по Полевому).

Среди режиссерских работ С.: "Обрыв" по Гончарову (1946), "Пигмалион" Шоу (1950), "Сонет Петрарки" Погодина (1955), "Объяснение в ненависти" Штока (1964), "Пушкин в Молдавии" Комаровского и Сумарокова (1959). Д. JJ.

СОКОЛОВА, Вера Сергеевна [6(18). VI 11.1896- 17.XII.1942] - рус. сов. актриса. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1915-16 училась в театр. школе Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного, из воспитанников к-рой сложилось ядро 2-й Студии MX Т. До 1924 была актрисой 2-й Студии MX Т, в 1924 вступила в труппу МХАТ. Е„ лучшими ролями были: Елизавета Петровна (о. п. Смолина, 1925), Елена Тальберг ("Дни Турбиных" Булгакова, 1926), Раиса ("Унти-ловск" Леонова, 1928). Сценич. образы С. были пронизаны любовью к жизни. Е„ творчество отличалось тонким интеллектом, женственностью, изяществом, поэтичностью. Глубина психологич. характеристик, острота рисунка, гармоничность и внутр. музыкальность отличала игру С. Ирония, острота определили сатирич. звучание ряда ролей актрисы: Варвара ("Егор Булычев и другие", 1934; "Достигаев и другие", 1938), Клеопатра ("Враги", 1935), леди Спируэль ("Школа злословия" Шеридана, 1940).

Др. роли: Раневская ("Вишн„вый сад"), Софья Ивановна и Анна Григорьевна ("М„ртвые души"), Молоко и Свет ("Синяя птица" Метерлпнка), Эмилия ("Отелло"), Ольга ("Три сестры"), Забелина ("Кремл„вские куранты").

Лит.: К н е б е л ь М. О., В. С. Соколова, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943, М., 1945. 3. Вл.

СОКОЛОВА, Евгения Павловна [19.XI(1.XII). 1850 - 2. VII 1.1925] - рус. артистка балета, педагог. В 1869 окончила балетное отделение Петербург. театр. уч-ща (ученица Л. И. Иванова, М. И. Петипа, X. П. Иогансона). В том же году зачислена в балетную труппу Мариинского т-ра. Будучи ученицей, выступала на сцене петерб. Большого т-ра в балетах "Севильская жемчужина" Пинта и Пуни и "Царь Кандавл" Пуни. Вскоре заняла положение ведущей танцовщицы. Иск-во С. отличалось грацией п женственностью, е„ хореографич. образы были исполнены поэзии. С. в совершенстве владела хореографич. техникой.

Партии: Медора ("Корсар"), Эсмеральда; Аспиччия, Ни' зия, Царь-Девица ("Дочь фараона", "Царь Кандавл", "Ко-н„к-Горунок" Пуни), Китри, Фетида, Роксана ("Дон Кихот" "Приключения Пелея", "Роксана, краса Черногории" Мин-куса), Титания ("Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона) и др. Выступала также в мимич. ролях в операх.

С 1886 вела педагогич. деятельность; была выдаю' щимся педагогом. Среди учениц С.: А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, Л. Н. Егорова, О. А. Спесивцева, О. И. Преображенская, В. А. Тре-филова и др.

В 1902 - педагог и репетитор Мариинского т-ра. В 1904 в связи с уходом из т-ра М. И. Петипа была уволена из т-ра, с 1918 вернулась в т-р, работала педагогом и консультантом по возобновлению старых балетов.

Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПБ, 1899; Ваз.ем Е. О., Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра, Л.-М., 1937; Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1,Л., 1938, с. 263-64; "Рабочий и театр" 1925, .ј 32, с. 7. р Ц]

СОКОЛОВА (наст. фам.- Алексеева), Зинаида Сергеевна (11. X. 1865-25. II I.I 950) - рус. сов. режиссер, педагог. Засл. арт. Республики (1935). Сестра и ближайший помощник и последователь К. С. Станиславского. Участница Алексеевского кружка. В 1912-13 - актриса МХТ (под псевд. Алеева-Миртова). Играла роли Либаковой ("Где тонко, там и рв„тся" Тургенева), королевы Гертруды ("Гамлет"). Вела большую педагогич. и режиссерскую работу в Оперной студии им. Станиславского (была сорежиссером пост. опер "Евгений Онегин", 1922, "Тайный брак" Чимарозы, 1924), Оперно-драматич. студии им. Станиславского. Оставила воспоминания "Детство и молодость К. С. Станиславского" (Театральное наследство, т. 1, М., 1951). Я. М.

СОКОЛОВА, Лидия [наст. имя и фам. - Хилда Маннингс (Munnings); p. 4.IV.1896] - англ. артистка балета. Ученица А. П. Павловой и М. М. Мордкина. В 1911 гастролировала в США с Мордки-ным, в 1912 вступила в труппу "Русский балет С. П. Дягилева", где работала до е„ ликвидации (1929). Характерная танцовщица с ярко выраженным дра-матич. дарованием, С. выступала и в классич. репертуаре. Лучшая партия - Избранная дева ("Весна священная" Стравинского).

Др. партии: Перлуза ("Голубой экспресс" Мийо), Тарантелла ("Чудесная лавка" Респиги), Коломбина ("Карнавал"), Жена мельника ("Треуголка" Де Фальи), Красная шапочка ("Спящая красавица"),Балерина ("Петрушка" Стравинского), Хлоя ('"Дафнис и Хлоя" Равеля) и др.

Ставила небольшие балеты в труппе "Балет англ. юности" (1939) и в лондонских мюзик-холлах. В соавторстве с Р. Боклем написала книгу "Танцуя у Дягилева". Ham. P. С о ч.: Dancing for Diaghilev, L., 1960.

СОКОЛбВ-ЖАМСбН, Павел Ананьевич [1847- 12 (25). V.I 908] -- рус. антрепрен„р, актер, театр. деятель. Работал служащим в цирке. В 1866 организовал детскую балетную труппу, с к-рой разъезжал по мелким провинц. городам, в 1870 - драм. труппу. В течение ряда лет держал антрепризы в Ревело, Ливне, Ельце, Смоленске, Орле. Был одним из крупнейших антрепрен„ров-дельцов. Выступал как актер (исполнял комедийные роли). Автор комедий "Пара гнедых", "Скандал на железной дороге", "Миллионер" и др.

Лит.: Нароков М. С., Биография моего поколения, М., 1956; газ. "Раннее утро", 1908, 13 мая, ј 145 [некролог]. Л. Кл.

СОКОЛОВ-СКАЛЯ, Павел Петрович [20. VI (2.VII). 1899-3.VIII.1961 ]-рус. сов. живописец, график. Нар. художник РСФСР (1956). Действит. член Академии художеств СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Профессор (с 1949). Окончил ВХУТЕМАС (1921). Автор историч. и батальных картин, иллюстраций, плакатов (Гос. пр. СССР, 1942, 1949). Выступал и как театр. художник. Монументальность творчества С.-С. проявилась и в его театр. декорациях.

Оформил спектакли: "Иван Грозный" А. Н. Толстого (1945, Малый т-р), "Сотворение мира" Погодина (1945, там же), "Истребители" Чалой (1937, Т-р им. Ленсовета, Москва), "Народ бессмертен" по роману В. Гроссмана (1946, Т-р драмы и комедии, Москва).

Лит.: Лобанов В. М., П. П. Соколов-Скаля, М.-Л., 1940; Суздалев П., П. П. Соколов-Скаля, М., 1950. АН. Ш.

СОКОЛОВСКАЯ, Нина (Антонина) Александровна (1867-28.IX.1952) - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1943). На сцене с 1883. Работала в провинц. т-рах, в т. ч. в Нижнем-Новгороде, в 1914-17 - в разл. т-рах Москвы.

Роли: Варя ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Мария Антоновна, позже Анна Андреевна ("Ревизор"), Анисья ("Власть тьмы"), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Евдокия Антоновна ("Дни нашей жизни" Андреева).

С 1917 С.- актриса МХТ. Игра С. отличалась искренностью, задушевностью, реалистич. выразительностью. Роли, сыгранные в МХАТе: Бабушка ("Синяя птица" Метерлинка, 1917), Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты", 1920), графиня Хрюмина ("Горе от ума", 1924), Марселина ("Женитьба Фигаро", 1927), Марина ("Дядя Ваня", 1925, 1947), Китаева ("Воскресение" по Л. Толстому, 1930), Клара ("Страх", 1931), Коробочка ("М„ртвые души", 1933), Михеевна ("Последняя жертва", 1944). Э. К.

СОКОЛОВСКИЙ, Владислав Александрович (17.XI.1898-26.IV.1964) - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Учился (1917-19) в драматич. студии в Смоленске. Сценич. деятельность начал в 1919 в Смоленске, дебютировал в роли Хлестакова. Работал в Туле, Ки-нешме, Томске, Новороссийске, Курске, Казани, Краснодаре, Архангельске. С 1935 -актер Горьков-ского т-ра.

Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Швандя;

Чацкий, Жадов; доктор Ранк ("Кукольный дом"), Треплев;

Ф„дор Таланов ("Нашествие"), Харитонов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Войницкий, Яго, Карандышев; Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы), царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого). актер горьковского репертуара, С. играл во мн. пьесах выдающегося драматурга - Протасов ("Дети солнца"), Михаил Зыков ("Зыковы"), Барон; Монахов ("Варвары"), Доктор ("Дачники"), Мастаков ("Чудаки"), Троекуров ("Сомов и другие"). Старик (о. п.), Лузгин ("Фальшивая монета") и др.

Творчеству С. было присуще разнообразие сценич. красок. Исполнение ряда характерных ролей отличается остротой, смелыми поисками выразит, средств.

Лит.: ГригорьевМ.. Гастрольные спектакли Горьковского т-ра в Москве, в сб.: Театр. М., 1944; Барсуков П., Пора зрелости, "Театр. жизнь", 1963, ј 16. С. Г.

СОКОЛОВСКИЙ, Михаил Матвеевич (р. ок. 1756 - г. смерти неизв.) - рус. композитор и скрипач. С сер. 1770-х гг.- скрипач в оркестре Т-ра Медокса в Москве и учитель пения в муз. классе Моск. ун-та. Автор одного из первых произв. рус. муз. т-ра - комич. оперы "Мельник - колдун, обманщик и сват" (либр. А. О. Аблесимова). Первонач. вариант оперы не сохранился. Опера дошла до нас в поздней ред. Е. И. Фомина. Авторство С. документально установлено "Драмматич. словар„м" - старейшим источником по истории рус. муз. т-ра, по свидетельству к-рого музыка оперы была "положена из русских песен", т. е. основана на подлинных нар. мелодиях. Первое представление оперы состоялось 20 (31) янв. 1779 в Москве. Опера прошла с огромным успехом и надолго утвердилась в репертуаре. Широкая популярность оперы объясняется демократизмом пьесы и музыки, их нац. характером. Здесь впервые нар. песня сделалась основой муз.-драм. действия, а на театр. сцену вышли простые люди. Наряду с "Санктпетер-бургским гостиным двором" Матинского и "Несчастьем от кареты" Пашкевича опера С. определила прогрессивный путь развития рус. комич. оперы.

Лит.: Шаховской А., Летопись русского театра, "Репертуар рус. т-ра", 1840, кн. 11; ГозенпудА., Музыкальный театр в России, Л., 1959, с. 134-44

СОКОЛЬСКИЙ, Михаил Владимирович (1901- 1941)-рус. сов. режиссер. Один из ведущих деятелей трамовского движения (20-30-е гг.). В 1919 был художеств. инструктором комсомольского клуба в 1-м гор. районе (Петроград). Пост. ряд массовых инсценировок, в т. ч.: в 1920 - агитзрелище ко дню Парижской Коммуны, в 1927 - совм. с Н. В. Петровым и А. П. Пиотровским массовое аллегорич. зрелище "10 лет" (к десятой годовщине Октябрьской революции). С 1922 С.- участник "Театра митингов и манифестаций" при Доме Коммунистич. воспитания молод„жи им. Глеро-на, с 1924 - живой газеты "Глероновский карандаш", преобразованной позднее в студию Т-ра рабочей молодежи. На базе студии в 1925 возник Ленингр. ТРАМ, к-рый С. возглавлял до 1935. С. стремился сделать Ленингр. ТРАМ художеств. агитатором, призванным бороться за культурную революцию среди молод„жи. Но в своей творч. практике С. допускал ошибки, характерные для всей деятельности Т P А Мов (отказ от классич. репертуара, отрицание проф. иск-ва и актерского мастерства). Вместе с тем С. был талантливым постановщиком, обладал большой энергией, творч. выдумкой. Пост. здесь спектакли: "Сашка Чумовой" (1925) и "Шеф" (1927) Горбенко, "Мещанка" Марин-чика (1926), "Зорька" (1927), "Плавятся дни" (192"), "Клеш задумчивый" (1929) и "Боевым курсом" (1932) Львова, "Бузливая когорта" Скоринкн, "Фабзав-шторм" Толмачева и "Будни" Маринчика и Кашевника

(1927), "Зови фабком" Коровкина и Ершова, "Дружная горка" Львова, Максимова и Кашевника

(1928), "Зел„ный цех" Соколовского, Пиотровского и Шишигина (1932), "Право на жизнь" А. Толстого и Старчакова, "Недоросль" (1933).

В 1939-40 работал в Казахском т-ре драмы в Алма-Ате (пост. "Человек с ружь„м" и др.). Затем вернулся в Ленинград, был художеств. руководителем Л енгос-эстрады. В начале Отечеств, войны С. вступил в ряды нар. ополчения и погиб в боях.

Лит.: Рабинянц Н., Театры, рожденные революцией, в сб.: Театр и жизнь, Л.-М., 1957; Маринчик II., Рождение комсомольского театра, М., 1963. А. Шн.

СОЛА (Sola), Вяйн„ (р. 8.1.1883) - фин. певец (тенор), режиссер и педагог. Участвовал в спектаклях Гельсингфорсского (Хельсинкского) рабочего т-ра (1901-Q3), с 1903 работал в Фин. провинц. т-ре; в 1908-14 - в Фин. нац. т-ре. В 1911 участвовал в создании Финской оперы: был е„ ведущим солистом и гл. реж. до 1949. Гастролировал в Германии, России и др. странах. Перев„л на фин. яз. либр. 25 опер и мн. песен. В 1923-49 преподавал пение и пластику в Хельсинкской консерватории (с 1944 - профессор). Издал воспоминания: "Вяйн„ Сола рассказывает" ("Vaino Sola kertoo", [nide l] -2, 1951-52). С. Л.

СОЛ‚НИК, Карп Трофимович [май 1811-7(19). X.I 851] - укр. актер. Учился в ун-те в Вильно на математич. фак-те. После разгрома польского восстания и ликвидации рус. царизмом ун-та переехал в 1831 в Харьков и поступил суфл„ром в передвижную труппу И. Ф. Штейна. В 1832 С. экспромтом блестяще сыграл роль Провора в комедии Н. Судовщикова "Неслыханное диво, или Честный секретарь" и суфл„ра Шепталова в водевиле Ф. Кокошкина "Удивительное представление, или Сюрприз публике". На гастролях в Курске труппа Штейна распалась. С. остался в этом городе с артистами, перешедшими к Л. Ю. Млотковскому. С труппой Млотковского С. выступал в ряде городов, гл. обр. на Украине, приобр„л скоро широкую популярность как острокомедийный актер. В 1836 о С. узнал Н. В. Гоголь и пригласил его как "решительно комический талант" на роль Хлестакова в Петербург. В 1837 С. играл вместе с М. С. Щепкиным на сцене Одесского и Вознесенского т-ров и был снова приглаш„н в Петербург, но С. оба раза отклонил приглашение и остался на Украине; играл гл. обр. в Харькове (на укр. и рус. яз.). Пресса называла С. харьковским Щепкиным, и сам великий рус. актер высоко оценивал дарование С. Лучшими ролями С. в рус. драматургии были: Хлестаков (1836), Бобчинский (1840), Осип (1850) в "Ревизоре", Репетилов (1837) и Фамусов (1842) в "Горе от ума". Из водевильных ролей С. ярче всего играл Льва Гурыча Синичкина (о. п. Ленского), Кочергина ("актер" Некрасова), Жовиаля ("Стряпчий под столом"). Обладая острым комизмом, С. в то же время вносил в исполнение многих ролей т. н. "патетический элемент", поднимал нек-рые водевильные образы до драматич. звучания (роль Руперта в водевиле Некрасова "Шила в мешке не утаишь"). С успехом играл в пьесах Шекспира и Шиллера, в комедиях Мольера. Но славу С. принесли роли в укр. драматургии. С. не знал соперников в исполнении ролей Выборного и Возного ("Наталка-Полтавка" Котляревского), а также в пьесах Квитко-Основьяненко - Стецько ("Сватанье на Гонча ривке"), Потапа Лавурды ("Бой-жинка"), Шельменко ("Шельменко-денщик").

Вершиной сценич. творчества С. в укр. нац. репертуаре был образ чумака Михаила Чупруна ("Москаль-чаровник" Котляревского). В этой роли С. увидел Шевченко (на Роменской ярмарке в 1845). Он называл С. гениальным артистом и отмечал, что в этой роли он "естественнее и изящнее неподражаемого Щепкина". Глубокое знание жизни укр. народа и высокое сценич. мастерство позволяли С. превращать подчас и псевдонациональные роли в театр. шедевры (писарь Грицко в водевиле "Казак-стихотворец", Филька-хохол в водевиле П. Григорьева "Комедия с дядюшкой"). С. отличался также неистощимым даром импровизации. Пламенный приверженец щепкинской школы сценич. реализма, мастер внутреннего перевоплощения, С. был убежд„нным противником "иск-ва представления". Умер от чахотки.

Лит.: . Н.. Харьковский актер К. Т. Соленик, "Москвитянин", 1852, т. 1, ј 1; Кис?ль О., Укранський актор Карпо Соленик (1811-1851). Життя ? творч?сть, Харк?в, 1928; Д ? б р о в.е н к о М., Карпо Соленик. Життя ? д?яльн?сть, Кив, 1951; Плетн„в А. В.,У истоков харьковского театра, Харьков, 1960; Г р ? н А. А., Карпо Тро-химович Соленик, Кив, 1963. А. Г.

СОЛИСТ (итал. solista, от лат. solus - один только) - 1) исполнитель муз. произв. или отдельной партии (соло). 2) В опере- певец, исполняющий самостоят, партии. 3) В балете- артист, исполняющий ведущие партии или сольные номера.

СОЛЛЕРТЙНСКИЙ, Иван Иванович [20. XI (3.XII).1902-11.II.1944] - рус. сов. историк т-ра, музыковед, литературовед, педагог. Один из выдающихся исследователей рус. и зарубежного т-ра и музыки. Был высоко одар„нным человеком, обладал огромной эрудицией. В 1923 окончил Петрогр.гос. ин-т истории иск-в, в 1924-ф-т обществ, наук Ленингр. гос. ун-та. С 1923 читал лекции по истории музыки и т-ра во мн. учебных заведениях, Ленингр. и Моск. консерваториях и др. С 1924 сотрудничал в журналах "Сов. музыка", "Жизнь иск-ва", "Рабочий и т-р" и др. Автор многочисл. статей о творчестве Глинки, Мусоргского, Чайковского, Шостаковича, зарубеж. композиторов, рецензий на спектакли и др. С 1929 - лектор и консультант, а позднее художеств. руководитель Ленингр. филармонии. В 1936-41 - преподаватель Ленингр. консерватории (с 1939 - профессор).

Соч.: пер., вступ, ст. и примеч. к кн.: Ж.-Ж. Н о-в e р р. Письма о танце. Л., 1927; Французский театр XVIII в. в переоценке моралистов третьего сословия, в сб.:

О театре. Л., 1929, с. 1-34; пер., вступ, ст. и прим ?; кн.' Мемуары Ф.-Ж. Тальма, М.-Л:, 1931, с. XIII-XXXI и 293-366; Густав Малер, Л., 1932; Гектор Берлиоз, [М.],1932;

Музыкальный театр на пороге Октября и проблема оперно-балетного наследия, в кн.: История советского театра Л , 1933, с. 298-307; Вступ, ст. к кн.: Ваганова А. Я" Основы классического танца. Л., 1934, с. 5-14; Арнольд Шенберг, Л. [1934]; Стендаль и музыка, в кн.: Собр. соч. Стендаля, т. 10, Л., 1936, с. 5-16; Жизнь и творчество Новерра, в сб.: Классики хореографии, М.-Л., 1937, с. 17-35; Шекспир и мировая музыка, в сб.: Шекспир Л.-М., 1939, с. 97-130; Шекспир на балетной сцене, "Искусство и жизнь", Л., 1940, ј 1, с. 28-31; Исто рические этюды (вступ, статья Д. Д. Шостаковича), 2 изд., Л., 1963; Критические статьи. Л., 1963.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; И. И. Соллер-тинский. Избр. статьи о музыке (статья А. Гозенпуд и М Дру-скина), Л.-М., 1946. /у. Л.

СОЛЛОГУБ, Владимир Александрович [8(20) .VIII. 1813-5(17).VI.1882], граф,- рус. писатель и драматург. Окончил Дерптский ун-т (1834). Лит. деятельность начал в 1830-е гг. В 1842 С. написал свою первую комедию-водевиль "Ямщик, или Шалость гусарского офицера", затем "Букеты, или Петербургское цветобесие" (1845), "Мыльные пузыри" (1846), "Модные петербургские лечения" (1847), "Местничество" (1849), "Беда от нежного сердца" (1850), "Сотрудники, или Чужим добром не наживешься" (1850), "Мастерская русского живописца" и "Ночь перед свадьбой, или Грузия через сто лет" (1854), "Тридцатое августа 1756" (1856), "Горбун, или Выбор невесты" (1855), "Меценат" (1864), "Разочарованные" (1867) и др. Автор либретто оперы "Ундина" (1848, муз. А. Ф. Львова). Почти все пьесы С. были пост. в Александрийском т-ре, ставились в Малом т-ре, на кл убных сценах.

Мастер анекдотич. сюжета, блестяще знающий законы построения водевиля, С. увлекательно развивал интригу, действие. Его водевили отличались злободневностью, но были лишены социальной глубины (политич. взгляды С. носили умеренно-либеральный характер). Лучшие водевили С. ("Беда от нежного сердца" и др.), отмеченные внутр. комизмом, приближаются к бытовой комедии. В 1856 С. написал комедию "Чиновник", принадлежащую к либерально-обли-чит. направлению, в к-рой произвол, взяточничество объяснялись бедностью чиновников; эту пьесу осудил Н. А. Некрасов (фельетон "Несколько слов о комедии "Чиновник""). Н. А. Добролюбов указывал на узкий круг жизненных наблюдений С., на однообразие его тематики, образов и художеств. средств, консерватизм идеологии.

С о ч.: Соч., т. 1-5, СПБ, 1855-56; Воспоминания, М.-Л., 1931; Водевили..., М., 1937.

Лит.: Добролюбов Н.А., Полн. собр. соч. в 6 томах, т. ?, М.-Л., 1934, с. 162-80; Белкина М., Водевиль Соллогуба, в кн.: Соллогуб В. А., Водевили, М., 1937. С. Г.

СОЛОВЦОВ, Анатолий Александрович [р. 12(24). Х.1898] - рус. сов. музыковед (псевд.- А. Г р о-ман, ГансСакс). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу проф. М. В. Иванова-Борецкого. С 1925 вед„т муз.-критич., редакторскую работу. Ряд трудов С. поев. рус. опере и композиторам муз. т-ра.

С о ч.: М. П. Мусоргский, M.-Л., 1945; С. В. Рахманинов, М.-Л., 1947; Н. А. Римский-Корсаков, [3 изд.], М., 1958; "Пиковая дама" П. И. Чайковского, 3 изд., М., 1959;

Книга о русской опере, [М.], 1960; Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова.М., 1964; "Царская невеста" Н. А. Рим-ского-Корсакова.М., 1964; Н. А. Римски-Корсаков, лекция, превод от руски, София, 1954.

СОЛОВЦОВ, Николай Николаевич [наст. фам.- Ф„доров; 3(15).V.1857-12(25).I.1902]-pyc. актер, режиссер и антрепрен„р. Род. в дворянской семье. Сценич. деятельность начал в 1875 в Орле в труппе Сервье. Играл в Ярославле, Оренбурге, Саратове, Киеве, Харькове, Казани и др. городах. В 18821883 - в Александрийском т-ре, в 1883-84 -в антрепризе М. В. Лентовского в Н. Новгороде и Москве. В 1882-84 ставил спектакли в Москве в Нем. клубе (впервые выступил здесь как режиссер). В 1887-89 был актером, затем режиссером моск. Т-ра Корша, в 1889-90 работал в Т-ре Абрамовой в Москве. В 1884-91 весной каждого года С. организовывал актерские Товарищества, к-рые совершали турне по России. В 1891 С. с группой актеров создал киевское "Т-во драм. артистов", заложив основу постоянного рус. т-ра в Киеве. Этот т-р (см. Соловцова театр), ставший одним из лучших в провинции, С. возглавлял до конца жизни, был его осн. режиссером (с 1901 одновременно держал антрепризу в Одессе).

режиссерское дарование С. наиболее полно раскрылось в киевском т-ре. Спектакли, пост. С., отличались большой режиссерской культурой, историч. и бытовой точностью. Он удачно подбирал актеров и способствовал развитию их таланта. Пропагандируя совр. передовой репертуар, а также произв. классики, С. пост. спектакли: "Ревизор", "Плоды просвещения", "Власть тьмы"; "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Ф„дор Иоаннович" и "Царь Борис" А. К. Толстого, "Одинокие" и "Возчик Геншель" Гауптмана. Особенно велики заслуги С. как пропагандиста драматургии Чехова. Ещ„ будучи актером Т-ра Корша, С. пост. здесь водевиль Чехова "Медведь" (поев. автором Соловцову), исполнив в н„м роль Смирнова. В Т-ре Абрамовой пост. "Лешего" (первая пост.), в Киеве и Одессе - "Чайку", "Дядю Ваню", "Иванова", "Три сестры" и др. Сначала С. исполнял роли вторых и первых любовников. Затем (с нач. 80-х гг.) переш„л на бытовые и характерные роли, создав в этот период свои лучшие актерские работы. Игра С. отличалась сочностью, разнообразием красок; он умел подметить и передать характерные бытовые подробности.

Роли: Гроаный ("Василиса Мелентьева" Островского и С. Гедеонова), Любим Торцов, Васильков, Лыняев ("Бедность не порок", "Бешеные деньги", "Волки и овцы" Островского), Расплюев("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина), Репетилов и Городничий и др.

Написал пьесы "Евлампия Рамина", "В дали".

Лит.: Альбом, посвящается деятельности Н. Н. Соловцова по случаю 25-летия артистической деятельности, Киев, 1902; Николаев Н. И.,Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898. Л. Кл.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница