Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Почему инвестиции в Недвижимость Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 399)


СОЛОВЦОВА ТЕАТР - русский театр в Киеве. Был создан в 1891 Н. Н. Соловцовым, Е. Я. Неделиным, Т. А. Чужбиновым, Н. С. Песоцким как "Товарищество драм. артистов". С 1893 стал единоличной антрепризой Соловцова, руководившего этим т-ром до конца жизни и пост. здесь осн. спектакли. С. т. открылся 1(13) сент. 1891 в помещении т. н. т-ра "Бер-гоиье". В 1898 переш„л в новое специально выстроенное здание. Постоянный актерский состав, тщат. подготовка спектаклей, серьёзная работа режиссера с исполнителями определили высокое качество постановок С. т. В репертуар т-ра входили лучшие произв. совр. драматургии, рус. классика: "Ревизор" (1891), "Власть тьмы" (1895), "Плоды просвещения" (1899); "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, "Царь Борис", "Смерть Иоанна Грозного" и "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1899), "Маскарад" (1901). Особое внимание т-р уделял драматургии А. П. Чехова: "Медведь" и "Свадьба" (1891), "Чайка" (1896), "Иванов" (1897), "Дядя Ваня" (1898), "Три сестры" (1901). После смерти Соловцова антреприза перешла к его вдове актрисе М. М. Гле-бовой (1902-05). В 1906-11 и 1917-19 т-р принадлежал И. Е. Дуван-Торцову, в 1911-13 М. Ф. Багрову. Пост. "Мещане" и "Дачники" (1904), "Варвары" (1906), "Дети Ванюшина" (1907), "Дети солнца" (1910), "Живой труп" (1911). Новый расцвет т-ра связан с антрепризой Н. Н. Синельникова (1913-17). В т-ре вновь большое место заняла рус. классика - произв. Островского, Чехова, Тургенева, Достоевского и др.

В С. т. работали: И. П. Киселевский, Г. И. Матков-ский, Н. П. Рощин-Инсаров, И. М. Шувалов, Л. М. Леонидов, М. И. Морская, М. И. Велизарий, А. А. Пасхалова, Н. Е. Савинов, А. В. Дарьял, Е. А. Леп-ковский, К. А. Марджанов, Н. А. Попов, Я. В. Орлов-Чужбинин, В. Л. Юренева, А. Н. Соколовский, С. Л. Кузнецов, А. Г. Крамов, М. А. Светловидов, Н. М. Ра-дин, И. А. Слонов, Е. А. Полевицкая, Е. М. Шатрова, М. М. Тарханов, М. Ф. Андреева, Н. Н. Ходотов, И. Р. Пельтцер и др.

В 1919 С. т. был национализирован и переименован во Второй гос. драм. т-р УССР им. Ленина.

Лит.: Николаев Н. И., Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935; Городиський М.П., Кшвський театр "Соловцов", Ки'1'в, 1961. Д. К л.

СОЛОВЬ‚В, Владимир Александрович [р. 26. III (8.IV).1907] - рус. сов. поэт, драматург. Лит. деят. начал в 1924. Первая пьеса "Мы олонецкие" (1932, т-р "Стройка"). В дальнейшем С. пишет гл. обр. историч. пьесы: "Фельдмаршал Кутузов" (1940, Т-р им. Вахтангова, Гос. пр. СССР, 1941), "Великий государь" (1945, Т-р им. Вахтангова, Гос. пр. СССР, 1946), "Измена нации" ("Золотая чума", 1953, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), "Гибель поэта" (1962, Свердловский т-р). С. принадлежит либретто оперы "Денис Давыдов" (1957, Ленингр. Малый оперный т-р). Язык стихотворных пьес С. меток, выразителен, порой афористически точен. С. писал пьесы, поев. современности: "Личная жизнь" (1934), "Чужой" (1938), "Дорога победы" (1946, Т-р им. Вахтангова), "Опасная профессия" (1958, Т-р им. Моссовета), "М„ртвый капитал" ("Хамелеон", 1956, Моск. т-р им. Гоголя). Перев„л на рус. яз. пьесы: "Сирано де Бержерак" Ростана, "Наказание без мщения" Лопе де Вега, "Хамза" Яшена и др.

Соч.: Пьесы, М., 1948, то же, М., 1950; Исторические драмы, М., 1956, то же, М., 1960. Я. Мор.

СОЛОВЬ‚В, Владимир Николаевич (1887- 8.X.1941)- рус. сов. режиссер, театр. критик, педагог. Начал театр. деятельность в Петербурге как рецензент (в журналах "Студия", "Новая студия", "Аполлон" и "Любовь к тр„м апельсинам"). Занимался историей зап.-европ. т-ра (статьи о т-ре Мольера, об итал. комедии дель арте); в 20-е гг. выступал с рецензиями и теоретич. статьями, поев. творчеству В. Э. Мейерхольда. В 20-е гг. пост.: "Проделки Смеральди-ны" (итал. сценарий; 1920, Т-р нар. комедии), "Восстание ангелов" Франса (1922, Т-р Новой драмы), "Обращение капитана Брасбаунда" Шоу (1923, Большой драматич. т-р) и др. С 1924 возглавлял ленингр. Молодой т-р, в к-ром пост. спектакли: "С утра до полуночи" Кайзера, "Лисица на рассвете" по рассказу О. Генри "Короли и капуста". В 1925-26 и 1929-33 был режиссером Академич. т-ра драмы (ныне Ленпнгр. т-р драмы им. Пушкина), где пост. спектакли: "Делец" Газенклевера (1928), "Тартюф" (1929); "Робеспьер" Раскольникова (1931, совм. с Н. В. Петровым);

"Командарм 2" Сельвинского (1930). В 1933 в ленингр. Красном т-ре пост. "Бесприданницу". В 1929 С. стал режиссером Малого оперного т-ра. Последний спектакль С. "Сирано де Бержерак" (1941, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола). режиссерской работе С. присущи острота сценич. формы, мастерство мизан-сценирования, одновременно С. большое внимание уделял работе с актерами. Занимался педагогич. деят. (преподавал в Ленингр. ин-те сценич. иск-в и в Ленингр. театр. ин-те). Учениками С. были Б. А. Смирнов, А. И. Райкин и др. Э. К.

СОЛОВЬ‚В, Владимир Романович [р. 8(21).1Х. 1909] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1965). Член Коммунистической партии с 1930. Работал на заводе слесарем, затем окончил театр. техникум при Моск. ТРАМе. С 1927 - актер этого т-ра (ныне Моск. т-р им. Ленинского комсомола). С. играет обычно роли волевых, деятельных, стойких в преодолении жизненных препятствий людей. Его сценич. ебразы отличаются романтич. приподнятостью и вместе с тем простотой, естественностью. Игре С. присущи сдержанность, внутр. драматизм, мягкий лиризм. Ряд ролей отмечен острой характерностью.

Роли: Пали Эстераг ("Мой сын" Гергеля и Литовского), Сергей Луконин ("Парень из нашего города"), Огнев ("Фронт"), Михаил Лаврухин ("Годы странствий" Арбузова), Рябинин ("Юность отцов" Горбатова), Салов ("В день свадьбы" Розова), Любим Торцов; Крогстад ("Нора"), Прохор ("Васса Железнова"), Ф„дор Протасов ("Живой труп"). С. выступал и как режиссер - пост. спектакли:

"История одной любви" Ситонова (1939), "Юность отцов" Горбатова (1943, совм. с И. Н. Берсеневым), "Годы странствий" Арбузова (1954, совм. с С. В. Гиацинтовой), "Братья Ершовы" Кочетова (1959, совм. с С. А. Майоровым) и др. С. снимался в кино: Сабуров ("Дни и ночи"), Нейгауз ("Константин Заслонов";

Гос. пр. СССР, 1950).

Лит.: Смирнова В., Дни и годы Александра Ведерникова, "Театр", 1954, .ј 7. Н. Мор.

СОЛОВЬ‚В, Иван Иванович [р. 25. III (7. IV). 1910] - рус. сов. актер. Нар. артист РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1934-37 работал в студии под рук. Н. П. Хмелева. С 1937 (с перерывом в 1957-58, когда С. был командирован в т-р группы сов. войск в ГДР) - актер Моск. т-ра им. Ермоловой. Наиболее близки С. роли положит. сов. героев: актер раскрывает строй их мыслей, романтику повседневной жизни. Лучшими работами С. были: Сергей Луконин ("Парень из нашего города", 1942), Глеба ("Русские люди"), комиссар Руднев ("Люди с чистой совестью" Вершигоры, 1946), Воропаев ("Счастье" Павленко и Радзинского, 1948), Гай ("Мой друг" Погодина, 1963). С. играл и отрицат. роли - Мартынов ("Возмездие" Березко), Савельев ("Глеб Космач„в" Шатрова).

Из ролей классич. репертуара С. сыграл Петруччо ("Укрощение укротителя" Флетчера), Несчастливцева.

Др. роли: Осередько ("Далеко от Сталинграда" Сурова, 1946), Бородатый солдат ("Достигаев и другие", 1952), Эдвард Люне ("Европейская хроника" Арбузова, 1953), Джифорд ("Чужие" Хентер, 1955). Пост. спектакли: в студенч. т-ре МГУ -"Дневник Анны Франк" Гудрич и Хакетта (1963); в ГДР в т-ре группы сов. войск - "Чудесный сплав" Киршона (1958) и др. Снимался в кино.

Лит.: "Театральная жизнь", 1964, .ј 21, с. 14-16.

М. Лифш.

СОЛОВЬ‚В, Николай Алексеевич [29.Х1(11.ХП). 1895-24.II.1947] - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1937). Окончил (1918) драматич. курсы при б. Александрийском т-ре (педагог Ю. М. Юрьев). В 1918 принят в труппу Малого т-ра. Дебютировал в роли Мол-чалина ("Горе от ума"). С. создал на сцене этого т-ра психологически сложные характеры, игра его отличалась драматизмом, эмоциональностью. Лучшие роли:

Иван Грозный (о. п. А. Н. Толстого), Ф„дор Таланов ("Нашествие"), Незнамов; Колосов ("Любовь Яровая"), Скалозуб ("Горе от ума"), Лука ("Волк" Леонова), Глаголин ("Сотворение мира" Погодина) и др.

Лит.: Головашенко Ю., Режиссура спектаклей об Отечественной войне, в сб.: Театральный альманах, кн. 2(4), М., 1946; Крути И., В годы Отечественной войны, в сб.: Советский театр. М., 1947, с. 189-247. Я. Мор.

СОЛОВЬ‚В, Николай Яковлевич [1845-27.XI (9. XII). 1898] - русский драматург. Лит. деятельность начал в 1866. Период расцвета творчества С.- годы сотрудничества с А. Н. Островским. Ими написаны пьесы: "Счастливый день" (1877), "Женитьба Белу-гина" (1877), "Дикарка" (1879), "Светит, да не греет" (1880). В этих произв. намечаются нек-рые новые тенденции рус. драматургии (так, напр., образ Андрея Белугина предвосхищает новый тип купца, появившийся позднее в пьесах Чехова и Горького). Пьесы Островского и С. с успехом шли на сценах столичных и провинц. т-ров, широко ставятся в сов. время. Последующие пьесы С.: "Медовый месяц" (1881), "Случай выручил!" (1884) и др., были значительно слабее. В комедии С. "На пороге к делу" (1879) о молодой деревенской учительнице гл. роль играли М. Н. Ермолова и М. Г. Савина.

С о ч.: О с т р о в с к и и А. Н., Полное собр. соч., т. 10, М., 1951 (пьесы в соавторстве с Островским); Собр. драматических соч., т. 1-2, СПБ, 1910;Переписка А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева, в кн.: Литературный сборник 1, Кострома, 1928 (Труды Костромского научного общества по изучению местного края, вып. XLII).

Лит.: М а с л и х В., А. Н.Островский и Н. Я. Соловьев (К истории создания "Женитьбы Белугина"), в кн.: Островский А. Н., Женитьба Белугина, М.-Л., 1949;

Данилова Л., Школа драматурга, в кн.: Уч. зап. [Лен. гос. пединститута им. А.И.Герцена], Л., 1961, т. 219, с. 151-73. Люд. Д.

СОЛОВЬ‚В-СЕДОЙ (наст. фам. - Соловь„в), Василий Павлович [р. 12(25). IV. 1907] - рус. сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1957). Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. В1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции П. Б. Рязанова. В годы Великой Отечеств. войны С.-С.-худ. рук. фронтового т-ра малых форм "Ястребок" (1941-42). Автор балетов: "Тарас Бульба" (1939, 2-я ред. 1955, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Дружба" (1961); оперетт: "Верный друг" (1945, Куйбышевский т-р муз. комедии), "Самое заветное" (1952, Ленингр. т-р муз. комедии); музыки к драм. спектаклям ["Слава" (1936) и "Иван Рыбаков" (1954) Гусева, "Любовь Яровая" (1937);

"Свадьба с приданым" Дьяконова (1951), "Весенние скрипки" Штейна (1959) и др.] и к кинофильмам. С.-С.-один из виднейших сов. композиторов-песенников (Гос. пр. СССР, 1943, 1947; Ленинская пр., 1959). Задушевная лирика, юмор и жизнелюбие песенного творчества С.-С. получили отражение и в его муз.-театр. произв., где представлены разл. муз. жанры: лирич.песни, шуточные, игровые, частушки и др. О. Д.

СОЛОГУБ, Ф„дор [наст. имя и фамилия - Ф„дор Кузьмич Тетерников; 17.11(1.111). 1863-5.XII. 1927] - рус. поэт, писатель, драматург. Представитель декадентского направления в лит-ре. Начал печататься в 1884. Наибольшую известность произв. С. приобрели в годы реакции, после поражения революции 1905. Выражая настроения буржуазии эпохи кризиса, С. писал произв. (в т. ч. пьесы), утверждавшие мысль о низменности человеческой натуры, эротику, культ смерти, отличающиеся эстетским стилизаторством.

Пьесы: "Победа смерти" (1907, Т-р Комиссаржевской, ре/к. Мейерхольд), "Ночные пляски" (1909, петерб. Литейный т-р, реж. Евреинов; 1915, Т-р Комиссаржевской, реж. Ф. Ко-миссаржевский и Зонов), "Ванька-ключник и паж Жеан" (1909), "Мелкий бес" (инсценировка романа, 1910, Т-р Незлобина, реж. Марджанов), "Мечта-победительница" (1912, петерб. т-р "Комедия и драма"), "Заложники жизни" (1912, Александрийский т-р, реж. Мейерхольд), "Узор из роз" (инсценировка повести С. "Барышня Лиза", 1920, 2-я Студия МХАТ, реж. Лужский) и др. Написал также несколько небольших комедий, к-рые были пост. в петерб. т-ре "Кривое зеркало".

В статье "Театр одной воли" (в кн.: Театр. Книга о новом театре, СПБ, 1908), отражающей его театр. воззрения, С. утверждает принцип декадентского т-ра, теорию превращения актера в марионетку.

Соч.: Собр. соч. в 12 томах, т. 8, СПБ, 1910; Очарование взоров (А. Дункан), "Театр и искусство", 1913, .No 4; Тень трагедии, там же, 1914; .N" 48;Театр-храм, там же, 1917, ј 3;

Мечтатель о театре, там же, 1916, ј 1.

Лит.: Блок А., Творчество Ф. Сологуба, Собр. соч. в 8 томах, т. 5, M.-Л., 1962; Ю з о в с к и и И. И., Максим Горький и его драматургия, М., 1959, с. 388-439. С. Г.

СОЛО ДАРЬ, Цезарь Самойлович [р. 14(27). IX. 1909]- рус. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1943. Первая пьеса - "Январь" (1936). В драматургии выступает гл. обр. в жанре комедии. В пьесах С. высмеиваются пережитки прошлого в области морали. Большой успех имел водевиль "В Сиреневом саду" (1954, Моск. т-р драмы и комедии). Среди пьес С.- комедии "Летний день" (1950, Т-р им. Вахтангова), "Любовь, директор и квартира" (1956, Центр, т-р транспорта), "Серебряная свадьба" (1959, там же), "Когда догорают костры" (1965, т-р "Ромэн"); пьесы для детей - "Мальчик из Марселя" (1951), "У лесного озера" (1952)-ЛенТЮЗ, "Правда о старом кинжале" (1965, Тульский т-р) и др.

С о ч.: Комедии, М., 1963; Маленькие комедии. Сб. одноактных пьес, М., 1962. Вл. П.

СОЛОДОВНИКОВ, Александр Васильевич [р. 1 (14). V 111.19041 - рус. сов. театр. деятель, журналист, театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1925. В 1936 окончил Ин-т красной профессуры. Печатается с 1934. В 1938-45 - нач. Гл. управления т-ров Комитета по делам иск-в при СНК СССР и зам. председателя Комитета. В 1948-1951 - директор Большого т-ра СССР, в 1949-51 - гл. ред. журнала "Театр", в 1955-63- директор МХАТ им. Горького. С 1963-советник Министерства культуры СССР.

С о ч.: Образы современников, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943, М., 1945; Художественный театр и советская культура, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1947, М.-Л., 1949; Вступ. ст. в кн.: Московский Художественный театр в советскую эпоху, М., 1962; ред. совм. с др. сб.: Режиссер в советском театре, М., 1940. С. Г.

СОЛОМАРСКИЙ, Александр Иванович [р. 30.VI. (12.VII). 1897] - укр. сов. режиссер. Нар. арт. Укр. ССР (1954) и нар. арт. Казах. ССР (1943). После окончания Киевского ин-та нар. образования и театр. студии поступил в 1923 в Киевский рус. драматич. т-р. Затем работал как актер в Одесском рус. т-ре, в 1937- 1939 возглавлял т-р "Красный факел", в 1939-44 - Алма-Атинский рус. т-р, в 1944-53 - Одесский рус. т-р. С. является одним из ведущих деятелей сов. т-ра для детей. В 1925-37 - актер и гл. реж. Киевского, Донецкого, Саратовского ТЮ Зов, в 1953-.-61укр. ТЮЗа в Киеве.

Пост.: "Доходное место", "Бедность не порок", "Враги", "Егор Булычев и другие". "Ревизор", "Женитьба", "Три сестры", "Дядя Ваня", "Платон Кречет", "Фронт", "Человек с ружь„м", "Нашествие"; "В добрый час" и "Неравный бой" Розова, "Сказка о Чугайстре" Воронько, "Гимназисты" Трен„ва, "Три толстяка" Олеши, "Странный человек" Лермонтова, "Дни юности" Микитенко.

В„л педагогич. работу в Одесском театр. уч-ще, Киевском театр. ин-те и др. Дм. Д.

СОЛОМОНИ (Solomoni), Джузеппе Иосиф (гг. рожд. и смерти неизв.) - итал. артист балета и балетмейстер. В 1770-х гг. работал в Вене совм. с Ж. Нове-ром. В 1782 приехал в Москву в Т-р Медокса, где работал танцовщиком и балетмейстером (1784, 1800- 1805). С. был педагогом и балетмейстером крепостных т-ров Н. П. Шереметева (1786) и H. Б. Юсупова (1810-22). С 1822 преподавал танцы в Моск. ун-те. Деятельность С. способствовала развитию балетного т-ра в Москве; С. был пропагандистом идей Новера в России.

Пост.: "Счастливый и несчастливый фонтан", "Дон Жуан" (оба в 1784), "Аполлон и Дафна" Филидора (1797), "Обманутая старуха" (1800), "Туалет Венеры" (1802), "Мщение за смерть Агамемнона" Соломони (1805) и др.

Лит.: Чаянова О. Э., Театр Меддокса в Москве, М., 1927; Станюкович В. К., Домашний крепостной театр Шереметевых, Л., 1927; ГлушковскийА., Воспоминания балетмейстера..., Л.-М., 1940. Юр. Б.

СОЛОНИН, Петр Ф„дорович (1857-I.X.I 894) - рус. актер. Сценич. деятельность начал в 1876 в Саратове. Затем играл в Казани (антреприза П. М. Мед-ведева), Пензе, Симбирске, Орле и др. городах. В 1884-91 работал в моск. Т-ре Корша (в перерывах между сезонами гастролировал в провинции). актер большого самобытного дарования, обладавший сценич. обаянием, темпераментом, эмоциональностью, С. исполнял роли амплуа "героя-любовника".

Роли: Жадов; Мишанька ("Чужое добро впрок не ид„т" А. Потехина); Рабачев ("Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва), Митя, Тихон ("Бедность не порок" и "Гроза"), Зеленев ("Соколы и вороны" Сумбатова и Немировича-Дан-ченко), Иванов (о. п. Чехова) и др. д III н.

СОЛЬСКИЙ (Solski), Людвик [наст. фам. и имя - Сосновский (Sosnowski) Людвик Наполеон;

20.III.1855-19.XII.1954]-польский актер, режиссер, театр. деятель. Род. в семье обедневшего шляхтича. С юных лет увлекался т-ром. В 1875 поступил на выходные роли в Краковский т-р под рук. С. Козъ-мяна. В 1876-77 выступал в летнем т-ре "Эльдорадо" в Варшаве, затем в Лодзи, Ченстохове, Люблине, Познани и др. городах. В 1882 учился в Варшаве пению и в 1882-83 пел в опере и оперетте в Познани. В 1883, вернувшись в Краков, продолжил артистич. деятельность под рук. Козьмяна. С 1893 - в Краковском т-ре им. Словацкого (с 1894 - гл. режиссер). В 1900-05 - в Городском т-ре во Львове, в 1905- 1913 - директор Краковского т-ра им. Словацкого, с 1913-14 - гл. режиссер, а в 1923--24 - директор т-ра "Розмаитости" в Варшаве. В 1916-17 выступал в Кракове, Лодзи. В 1917-18директор "Т-ра Польски" в Варшаве. В 1919-21 выступал в Познани, Лодзи, Вильно, Люблине. С 1924 - в "Т-ре Наро-довы" (Варшава, в 1935-38-директор этого т-ра). После освобождения страны от фашистской оккупации С. принял активное участие в становлении т-ра народной Польши.

Связанный в первоистоках своего творч. пути с краковской школой С. был талантливым представителем лучших традиций передового польского реа-листич. сценич. иск-ва. Мастер перевоплощения, С. умел щедро использовать средства художеств. преображения, великолепно владел гибким, богатым по диапазону голосом, всегда подчинял внешнюю характерность раскрытию внутр. содержания образа. Высоким героич. и трагедийным пафосом были проникнуты созданные С. образы Горштынского в одно-им. драме Словацкого, кс„ндза Петра в "Дзядах" Мицкевича и самого Мицкевича в "Легионе" Выспянского. С любовью и глубоким сочувствием воплощал С. образы людей из народа (Старого солдата-ветерана - "Варшавянка" Выспянского). С. был острым мастером историч. портрета (Калигула - о. п. Ростворовского; Фридрих - "Фридрих Великий" и Димитрий - "Царь-Самозванец" Новачинь-ского). Лучшие комедийные роли С.: Латка ("Пожизненная рента"), Папкин и Дындальский ("Месть"), Пан Иовяльский (о. п.) - все А. Фредро; Эгчик ("Двенадцатая ночь"), Догберри ("Много шума из ничего"), Петруччио ("Укрощение строптивой"). Гарпагон и др. Создал значит, образы в пьесах рус. авторов: Перчихин ("Мещане"), актер ("На дне"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого), Старик ("Русские люди"- первая роль, сыгранная С. в народной Польше). Последнее выступление С. на сцене состоялось в "Т-ре Польски" (Варшава) в 1954 в ознаменование 80-летия его деятельности и вступления в сотый год жизни.

В режиссерском иск-ве С. стремился к синтетич. использованию различных средств театр. выразительности, большое внимание уделяя декоративному оформлению, световому решению. Последователь идей С. Выспянского, С. вводил в репертуар руководимых им т-ров лучшие произведения классич. и совр. драматургии (пьесы А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Фредро, Выспяньского, Г. Запольской, С. Жеромского, Шекспира, Мольера, Гольдони, Ибсена, Шоу, Бь„рнсона, Чехова, Горького). С.- лауреат Гос. пр. (1950). В 1954 ему были присуждены уч„ная степень поч„тного доктора философии Ягеллонско-го ун-та и поч„тное гражданство города Кракова.

С о ч.: Воспоминания, М., 1961 (вступ. статья Б. Ростоцкого, с. 5-46).

Лит.: Jerzy Got, Role Ludowika Solskiego, Wr., 1955; "Teatr", Warsz., 1954, ј 6, s. 3-10, ј 11; Me-cierakowski J., Natanson W., Ludwik Solski, Warsz., 1954. Б. Рос.

СОЛЯННИКОВ, Николай Александрович [7(19). X.1873-16.VI.1958] - рус. сов. артист балета, актер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1919). В 1891 окончил Петербург, театр. уч-ще (класс П. А. Гердта). В 1891- 1950 - артист Мариинского т-ра (позднее Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). Исполнял характерные и мимич. партии.

Роли: Флорестан ("Спящая красавица"). Великий брамин ("Баядерка" Минкуса), Хан ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Ротбарт ("Лебединое озеро"). Банкир ("Красный мак"), Хуан ("Лауренсия"), Капулетти ("Ромео и Джульетта") и др.

С. выступал также как драм. актер (ученик В. Н. Давыдова) и певец, исполнял в 1899 партию Валентина ("Фауст", Мариинский т-р). Позднее в 20- 30-е гг. преподавал пение.

Лит.: Борисоглебский М. (сост.,), Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939. /7. Л.

СОМЕРСАЛМИ (Somersalmi), Урхо (24.IX.1888-24.IX.1962) - фин. актер. В 1906-08 учился в театр. уч-ще Фин. нац. т-ра, по окончании к-рого в том же году был принят в Фин. нац. т-р, где работал до конца жизни.

Роли: Кэусти ("Северьяни" Ярвилуома), Клаус Курки "Смерть Элины? Нумерса), Туркка ("На сплаве" Паккала), Астров; Эдип ("Эдип-царь" Софокла), Карл Моор; Пиккель-геринг ("Пигмалион" Шоу) и др. Снимался в кино. С. Л.

СОМС (Somes), Майкл (р. 28.IX.1917) - англ. артист балета. Учился в школе "Сэдлерс-Уэллс". Дебютировал в труппе "Сэдлерс-Уэллс" в 1938. После успешного исполнения партии Дитя Света ("Данте соната" на муз. Листа, 1940) занял положение первого танцовщика труппы. В 1952 С. совершенствовался в Париже у А. Е. Волинина (влияние рус. школы благотворно отразилось на технике и исполнительской манере С.). С.лирич. танцовщик, тонко чувствующий музыку. В его иск-ве получили выражение особенности англ. балетной школы.

Партии: Танцовщик ("Симфонические вариации" на муз. Франка), Принц ("Спящая красавица"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Принц ("Золушка"), Аминта ("Сильвия" Делиба) и др. С 1961 переш„л на мимич. партии (Иван-Царевич - "Жар-Птица" Стравинского, Отец- "Маргарита и Арманд" на муз. Листа и др.).

В 1950 выступал как балетмейстер, пост. балет "Летняя интермедия" на муз. Респиги. С 1963 - зам. художеств. руководителя труппы "Королевский балет".

Лит.: Fisher Hugh, Michael Somes, в KH.:Dancers of today, .No 7. L., 1955. Ham. P.

СОНГАЙЛАЙТЕ, Рогина Прано (p. 20.IX.1922)-литов. сов. художница. Засл. деятель Лит. ССР (1959). В 1941-48 училась в Гос. ин-те прикладного и декоративного иск-ва в Каунасе. С 1948 работает в Т-ре оперы и балета Лит. ССР (Вильнюс).

Оформила спектакли: "Гражина"Карнавичуса, "Травиата", "Тоска", "Богема", "Князь Игорь", "Аида", "Лауренсия", "Спящая красавица", "Пер Гюнт", "Дон Кихот", "Щелкунчик". А. Руз.

СОН ‚Н (наст. имя и фам.-С он My Х „ н; р. 24.V.1903) - кор. писатель, драматург, общественный деятель. Чл. Президиума Верховного нар. собрания КНДР. В 1922 был одним из создателей пролетарской лит. группы "‚мгунса" ("Искра"). Ранние пьесы С. ‚.одноактные сатирич. комедии:

"Почему погибают комары" (1925, Сеул), "Отказываюсь от всех встреч" (1931, Пхеньян) и др., разоблачали колониальный режим япон. империалистов. В сатирич. комедии "Новый управляющий" (1932, т-р "Новое строительство") С. ‚. обличает кор. буржуазию и помещиков, вошедших в союз с япон. колонизаторами. Нравы кор. буржуазии высмеиваются также в комедии "Хван Гым Сан" (1934). Одна из наиболее значит. пьес этого периода творчества - многоактная исто-рич. драма "Ким Са Кат" (1938) о жизни кор. поэта сер. 19 в.

После освобождения Кореи (1945) С. ‚. писал пьесы о становлении нар. власти, о людях, строящих социализм: "Народ защищает Родину" (1947, Пхеньян), "Два соседних дома" (1949, там же), "Сестры" (1949, провинция Хамг„н-Намдо). Среди др. пьес: "Мать" (1949, Пхеньян), комедия "Правители уезда Кымсан" (1949, там же). С. ‚. -автор одноактных пьес о героях Отечеств, войны (1950-53) - "Все на фронте" (1951), "Его любимая песня" (1952, Пхеньян) и др., а также пьес, написанных по его же книгам:

"Патриот" (1956, провинция Хванхэ-Намдо), "Феникс" (1959, Пхеньян), "Я опять перехожу через реку" (1959, Молод„жный т-р). Среди последних пьес С. ‚.:

"Взорвался вулкан гнева" (1960, Пхеньян), об апрельских событиях в Юж. Корее в 1960, а также историч. драма о выдающемся кор. уч„ном - "Пак ‚н Ам" (1962, там же). Гл. тема послевоенного творчества драматурга - антияпон. борьба корейских партизан. С. ‚.- автор либретто оперы "Расскажи, тайга!" Ли Мен Сана и Син До Сона (Гос. Художеств. т-р, Нар. пр. 1959).

Соч. на кор. яз.: Избр. соч., т. 1, Пхеньян, 1963;

Отказываюсь от всех встреч. Избранные пьесы, Пхеньян" 1955; Его любимая песня. Сборник пьес, Пхеньян, 1952;

Пэктусан виден отовсюду, Пхеньян, 1956; Я опять перехожу через реку, Пхеньян, 1958; Расскажи, тайга!, Пхеньян, 1959; Феникс. Сборник пьес, Пхеньян, 1959.

Лит. на кор. яз.: История корейской литературы, ч. 2, Пхеньян, 1959; Ли ‚ н, Очерк истории корейского спектакля, "Чосон есуль", 1962, .No 8-12; там же, 1963, 1-8. Г. Ли.

COHOB, Мухарби Курманович [10(23).П. 1916- 1957] -- кабард. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Окончил педагогич. уч-ще, работал учителем. В 1935 в числе лучших участников художеств. самодеятельности был направлен в кабард. студию ГИТИСа. С 1940 - актер кабард. труппы Кабардино-Балкарского. драм. т-ра им. Шогенцукова. С. обладает сильным темпераментом, в его иск-ве глубокий драматизм сочетается с сочным комизмом. Мужественное, героич. начало творчества С. проявилось в ролях свободолюбивого нар. героя Каншаубия ("Каншаубий и Гоа-шагаг" Кардангушева), волевого руководителя борьбы за установление Сов. власти Мурата ("Посланец партии", Шортанова), умного и просвещ„нного князя Темрюка ("Навечно" Шортанова), Шванди. Играл остро характерные роли: предателя Хибиева ("Кана-мат и Касбулат" Гериева), жестокого князя Карматоко ("Кызбурун" Аксирова), злобного интригана Тику ("Семья Тамаши" Шхагапсоева). Среди лучших ролей:

Городничий, Егор Булычев; Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Забелин ("Кремл„вские куранты), Ока„мов ("Машенька"), Прозоров ("Палата" Ал„шина). С 1959 выступает как режиссер. Автор пьесы "Кто честен - тот сил„н" (1960) и одноактных пьес. Е. Ж.

СОНЦ, Ада Ефимовна (р. 1895) - евр. и рус. сов. актриса. Засл. деят. иск-в УССР (1945). Занималась в евр. театр. студии "Культурлига" (1919 - Киев,. 1921-24 - Москва). В 1925-48 (с перерывами) - актриса Евр. т-ра (ГОСЕТ) на Украине (т-р работал в Харькове, в 1934 был перевед„н в Киев). В 1936- 1937 и с 1950-в труппе рус. Днепропетровского т-ра"

Роли: Эстер ("Пуримшииль" Э. Лойтера по одноим" нар. игре, 1925), Рива ("Цвей Кунелемлех" Гольдфадена 1926), Хаким-паша ("Шабсай цвий" Жулавского, 1927), Жарова ("Граница" Бергельсона, 1934), Ирина и Вигда ("Семья Овадис", 1937, "Восстание в гетто" Маркиша, 1947), Васса Железнова (1950) и др. д Шн.

СОПРАНЙСТЫ - см. Кастраты-певцы.

СОПРАНО (итал. soprano, от sopra-над)-1) Самый высокий певч. голос. Диапазон:

Необходимое качество С.- хорошо развитый т. н. головной регистр. С. обладают обычно женщины и дети. В хоре особенно красиво звучат голоса мальчиков (т. н. дискантисты). В 16-18 вв. было широко распространено пение кастратов-певцов т. н. сопрани-стов. Существуют три основные разновидности женских С.: драматическое, лирическое и колоратурное. Драматич. С. отличается большой силой звучания на вс„м диапазоне, плотным нижним регистром. Бывает также лирико-драматич. С.

Партии: Лиза ("Пиковая дама"), Наташа ("Русалка"), Ярославна; Купава ("Снегурочка"), Настасья ("Чародейка" Чайковского), Леонора ("Фиделио" Бетховена), Ортруда ("Лоэнгрин"), Турандот (о. п. Пуччини), Аида.

Выдающиеся певицы -Дж. Паста, П. Лукка, М. Каллас, Б. Нильсен, Ф. В. Литвин, Э. К. Павловская, Н. В. Салина, К. Г. Держинская, Г. П. Вишневская.

Лирич. С. свойственны мягкость тембра, гибкость и большая выразительность в кантилене. Для колоратурного С. характерны подвижность в исполнении фиоритур, пассажей и т. п., прозрачность тембра, л„гкость и свобода звучания в верхнем регистре, доходящем до фа, иногда до соль 3-й октавы. Часто встречается лирико-колоратурное С.

Партии: Царица ночи ("Волшебная флейта"), Розина, Джильда, Виолетта, Лакме, Чио-Чио-сан; Людмила ("Руслан и Людмила"), Антонида, Снегурочка, Марфа; Волхова ("Садко"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Шемаханская царица ("Золотой петушок") и др.

Выдающиеся певицы: А. Патти, А. Каталани, А. Галли-Курчи, Л. Тетраццини, Т. Даль Монте, М. Зембрих, Г. Зонтаг, Ж. Линд, Е. К. Мравина, Н. И. Забела, А. В. Нежданова, В. В. Барсова, Е. К. Катульская, Д. Я. Панто-фель-Нечецкая. А. Даниэлян, Г. Гаспарян, Г. В. Олейни-ченко и др.

2) Самая высокая партия в хоре. 3) Высокие по регистру разновидности нек-рых муз. инструментов.

СОРАНО (Sorano), Даниель (14.XII.1920-18.V. 1962) - франд. актер. Окончил Консерваторию драм. иск-ва (Тулуза).. В 1947 участвовал в организации театр. труппы "Гренье де Тулуз"; играл здесь Ска-пена, Бьонделло ("Укрощение строптивой"), эпизо-дич. роли - Жандарм ("Макиавелли" Сервина), Приезжий ("Эвридика" Ануя). С 1952 работал в Нац. нар. т-ре (Париж), где раскрылось дарование С. гл. обр. как комедийного актера. С. обращался к традициям нар. театра, ему были присущи заразительный юмор, жизнеутверждение. Лучшие роли:

Скапен; Маскариль, Арган, Сганарель ("Шалый", "Мнимый больной", "Дон Жуан" Мольера), Арлекин ("Торжество любви" Мариво), дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго), Фигаро. С. был режиссером спектаклей "Шалый" (1955) и "Мнимый больной" (1957). В 1960 вступил в труппу М. Рено - Ж. Л. Барро, где создал образ Шейлока. Играл в телевизионных спектаклях роли Отелло, Макбета, Сирано де Берже-рака. В этих работах проявились новые черты иск-ва С.- тонкий психологизм, яркий трагедийный темперамент. Снимался в кино.

СОРВУ Л (Sorbul), Михаил (р. 1886) - рум. драматург. Лит. деятельность начал как журналист. Дебютировал в 1906 лирич. комедией "Наши герои". В исто-рич. драме в стихах "Летописцы" (сезон 1918-19, Нац. т-р, Бухарест) рассказана история господаря Молдовы Иона Лютого, героя нац.-освободит, движения против тур. захватчиков. В трагикомедиях "Красная страсть" (1916, Нац. т-р, Бухарест) и "Дезертир" (1917, Нац. т-р, Яссы) С. вскрывает социальные конфликты рум. общества первых двух десятилетий 20 в., выступает как антимилитарист. Драматургия С. близка критич. реализму. Автор пьес: "Дон Кихот Ламанчский" (1925, по Сервантесу), "Кориолан Секундус" (1929), "Счастье" (1930), "Соколиный род" (1934, по Садовяну) и др.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница