Наши партнеры

Выгодно аренда авто дешево ростов в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 400)


СОРИА (Soria), Жорж (р. 1914) - франц. поэт, драматург, журналист. Лит. деятельность начал в 1936. Драматургия С. остро актуальна. Тема пьесы "Страх" (1954, "Т-р де пош", Париж) связана с судебным процессом Ю. и Э. Розенбергов, с проблемой гражданского и морального долга человека. В пьесе "Гордыня и туча" (1956, т-р "Ноктамбюль", Париж) С. ставит вопрос о судьбах и задачах науки в капиталистич. обществе, о моральном облике уч„ного, осознающего гибельные последствия своей работы в области ядерной физики. Пьеса "Чужестранка" (1958, "Студия Ели-сейских полей") поев. борьбе народа Кипра за свое освобождение. История совр. Ромео и Джульетты,. живущих во франкистской Испании, рассказывается в пьесе "Противоречивые страсти" (1964, т-р "Ла брюй-ер", Париж). С.автор мн. статей о театр. иск-ве, в т. ч. о гастролях во Франции Ансамбля нар. танца СССР под рук. И. А. Моисеева, артистов сов. цирка. Неоднократно приезжал в СССР.

Соч. в рус. пер.: Страх, М., ВУОАП, 1955; Последний шанс, "Иностр. лит-ра", 1958, .ј 8; Чужестранка" в сб-: Пьесы современной Франции, М., 1960.

СОРИН, Григорий Михайлович [р. 1(13).1.1894] - рус. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1961). Окончил Театр. уч-ще. Моск. филармонич. об-ва (1914) и с этого же времени актер Т-ра Незлобина (1914-23). Работал в Т-ре Мейерхольда (1923-27), в Моск. т-ре Сатиры (1927-31 и 1937-41), в т-рах Одессы (1931-36), Горького (1941-46). В 1946-63 - актер Бакинского рус. т-ра им. С. Вургуна.

Роли: Вася ("Горячее сердце"), Петр ("Лес"), Таддо ("Народ" Луначарского), Перчихин ("Мещане"), Пера Кале-нич ("Госпожа министерша" Нушича), Шейх Али ("Вагиф" Вургуна), Наджафбек ("Утро Востока" Мамедханлы), Часовщик ("Кремл„вские куранты"), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Робинзон("Бесприданница"), Кох ("Последняя остановка" Ремарка). Г. К.-К.

СОРМА, А.- см. Зорма А.

СОРОКИН, Игорь Дмитриевич (р. 14.VI.1931) - белорус. сов. артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1961). Нар. арт. БССР (1963). Приш„л в театр из художеств. самодеятельности. В 1952-56 - артист хора Большого т-ра, 1956-57 - солист Челябинского, 1958-60 - Одесского, 1960-62 - Новосибирского, с 1962 - Белорусского т-ров оперы и балета. С 1959 часто гастролировал за границей, в Вене, Бухаресте, Стокгольме, Париже, Будапеште, Варшаве, Анкаре, Стамбуле, Копенгагене, Берлине, Улан-Баторе и др. городах. Лауреат Междунар. конкурса вокалистов (1959, Вена).

Партии: Елецкий, Грязной, Князь Игорь, Демон, Томский ("Пиковая дама"), Эскамильо, Риголетто; Яго, Амона-сро. Граф ди Луна ("Отелло", "Аида", "Трубадур" Верди), Валентин ("Фауст"), Скарпиа ("Тоска"), Степан ("Ясный рассвет" Туренкова). С. и И. Hue.

СОРОКИНА, Мария Сергеевна [24.11(9.111). 1911-21.XII.1948] - рус. сов. артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1923 поступила в Хореографич. техникум при Большом т-ре, в 1925-29 училась в Эстрадно-хореографич. техникуме им. Луначарского (при ГОМЭЦ), по окончании к-рого была принята в "Драмбалет" под рук. Н. С. Греминой. В 1932 перешла в Художеств. балет, организованный В. В. Кри-гер (позднее слился с Муз. т-ром, рук. В. И. Неми-ровичем-Данченко). С. обладала большим драматич. талантом, редкой артистичностью, сценич. обаянием. С успехом исполняла трагич., лирич. и комич. партии.

Партии: Тао Хоа; Медора ("Корсар" Адана и Пуни), Зарема; Солоха ("Ночь перед рождеством" Асафьева), Лола (о. п. Василенко; Гос. пр., 1946), Гюльнара ("Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова; Гос. пр. СССР, 1946), Коломбина ("Карнавал") и др. Выступала также в танц. номерах в опереттах: "Прекрасная Елена" и "Перикола" Оффенбаха.

Лит.: Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950; Ежегодник Московского академического хореографического училища. 1961 г., ј 4, М., 1963. Юр. Б" "СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА" - опера М. П. Мусоргского, либр. композитора при участии А. А. Голенищева-Кутузова, по о. п. Н. В. Гоголя. Соч. 1874-81 (не оконч.). Муз. материал в ред. А. К. Лядова, В. Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова ("Ночь на Лысой горе") частично досочин„н и доинструментован Ю.С. Сахновским. Пост. 8 окт. 1913, Свободный т-р под рук. К. Марджанова, Москва (в спектакль вмонтированы куски гоголевского текста; дириж„р Сараджев, реж. Санин, худ. Симов; Хивря - Макарова-Шевченко, Парася - Милявская, Попович - Монахов, Черевик - Дракули, Грицько - Каратов). В 1915-16 опера оконч. и инструментована Ц. А. Кюи; пост. 13 окт. 1917, т-р Муз. драмы, Петроград (дириж„р Фительберг; Черевик - Журавленке, Хивря - Андреева-Дельмас, Парася - Покровская, Кум - Луканин, Грицько - Варфоломеев).

На сов. сцене пост. 10 янв. 1925, Большой т-р (ред. и инструментовка Ю. Сахновского, дириж„р Голованов, пост. Петровского, худ. Соколов, балетм. Рябцев; Черевик - Арсеньев, Хивря - Макарова, Парася - Зорич, Грицько - Озеров, Попович - Стрельцов, Кум - Люминарский, Цыган - Бугайский). В 1930 Шебалин окончил оперу на основе сохранившихся материалов Мусоргского и инструментовал е„; в этой ред. пост. 1931, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Энритона, худ. Левин); 1952, там же (дириж„р Дониях, пост. Н. Смолича, худ. Анушин, балетм. Анисимова); 1932, Моск. муз. т-р им. Немировича-Данченко (ред. Ламма и Шебалина, дириж„р Столяров, пост. Б. Мордвинова, режиссеры Остроумов и Станицын, худ. Шифрин);

1947, Оперно-драм. т-р им. Станиславского (дириж„р Дружинин, режиссеры Кристи и Боголепова, худ. Васильев); 1952, Большой т-р (дириж„р Жуков, реж. Баратов, худ. Чемоду-ров, балетм. Захаров, хормейстеры Рыбнов и Савва).

Среди, исполнит ел ей на сов. сцене: И. Петров, Кривченя, Райков (Черевик), Вельтер, Антонова, Головина (Хивря), Нежданова, Кемарская, Шумская, И. Масленникова (Парася), Остроумов, Лемешев (Попович), Канделаки, Модестов, Бунчиков (Цыган) и др.

Пост. в др. городах Сов. Союза: Горький (1947), Ташкент (1952), Кишин„в (1958).

Пост. за рубежом: Монте-Карло (1923, окончена и оркестрована Н. Черепниным; дириж„р Н. Черепний), Рим (1955), Братислава (1960), Мейнинген (1961), Лондон (1964, силами студенч. оперного об-ва).

И з д а н и я: "С. я." - партитура и клавир (оконч. 1916 Ц. Кюи), Петроград, Бессель, [1916]; клавир, закончена и оркестрована Н. Черепниным, Париж, Бессель, 1923 (ти-тульн. лист на франц. яз.); Партитура, составил и проработал по автографам композитора П. А. Ламм, недостающие сцены досочинил В. Я. Шебалин, М., Музгиз, 1934 (Полн. собр. соч., т. 3, вып. 2); клавир, то же, М., Музгиз, 1933 (Полное собр. соч., т. 3, вып. 1); последнее изд. клавира, М., Музгиз, 1957. Я. Гр.

СОРРЙЛЬЯ-И-МОРАЛЬ (Zorrilla y Moral), Xoce (21.II.1817-23.1.1893) - исп. поэт, драматург. Учился в ун-те Толедо. В 1839 обратился к драматургии. В 1855 уехал в Мексику, где занимал в 1860-66 пост директора Нац. т-ра (Мехико). Наиболее талантливый представитель консервативного крыла в исп. романтизме, С.-и-М. в своей драматургии ориентировался на классич. исп. т-р 17 в. Его пьесы "Каждый по-своему прав" (1839), "Выиграть теряя" (1839) воспроизводят осн. сюжетные схемы и традиционные при„мы "комедии плаща и шпаги". Драма "Сапожник и король" (ч. 1-2, 1840-41) основана на легендах о короле Педро Жестоком, "Кинжал гота" (1842) воспроизводит легенду о гибели вестготской монархии,"Предатель, не признавший себя виновным, и мученик" (1849) - на сюжет из истории Португалии. Эти пьесы на историко-легендарные сюжеты утверждают реакц. идею единения народа с монархией. Наиболее значит, драма С.-и-М. "Дон Хуан Тенорио" (ч. 1-2, 1844) опирается на предания о Дон-Жуане. В отличие от своих предшественников, автор вводит в финал пьесы мотив искупления грехов героя, изображ„нного неудовлетвор„нным искателем идеальной любви. Эта пьеса по традиции ставится ежегодно в исп. т-рах 1 ноября.

Соч.: Obras completas, v. 1-2, Valladolid, 1943 (v. 2- Teatro).

Лит.: Cortes N. A., Zorrilla, su vida y sus obras, y. 1-3, Valladolid, 1916-20. J. Я.

СОСНИН (наст. фам.- Соловь„в), Николай Николаевич [23.IV(5.V).1884-26.XI.1962] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества на архитектурном отделении). Артистич. деятельность начал в 1906 в Николаеве. Играл в т-рах России и Украины. В 1914- 1916- в Моск. драм. т-ре Суходольских, в 1917-24- в Киевском рус. т-ре Соловцова (с 1919 - Второй гос. драм. т-р УССР им. Ленина). В 1924-30 работал в Астрахани, Воронеже, Симферополе и др. городах. В 1930-31 - в Киевском рус. драматич. т-ре. В 1931 переш„л на работу в Москву, в Т-р б. Корш. В 1933- 1959 - актер МХАТа.

Для творчества С. были характерны благородство исполнительской манеры, глубокое проникновение во внутр. мир героев, отказ от внешних эффектов. Исполнение комедийных ролей отличалось тонким юмором, л„гкостью диалога.

Лучшие роли: Протасов ("Живой труп"), Параклет ("Самое главное" Евреинова), Тот, Керженцев ("Тот, кто получает пощ„чины", "Мысль" Андреева), Трофимов ("Вишн„вый сад"), Павел I (о. п. Мережковского), Фрон-дозо ("Фуэнтэовехуна"), Сольнес ("Строитель Сольнес" Ибсена); во МХАТе - Нароков ("Таланты и поклонники"), Алексей Турбин ("Дни Турбиных" Булгакова), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Гаев ("Вишн„вый сад"), Берсенев ("Разлом"), Каренин ("Анна Каренина") и др.

Лит.: Государственный русский драматический театр им. Леси Украинки. 20 лет. Сб., Киев, 1946; Городись-к и й М. П., Кивський театр "Соловцов", Кив, 1961.

СОСНИЦКИЙ, Иван Иванович [18.11 (1.III).1794, Петербург,-24.XII.1871(5.1.1872), там же] - рус. актер. Занимался в Петерб. театр. уч-ще (у И. А. Дмитревского и Ш. Л. Дидло). Будучи учеником, выступал на сцене Петерб. т-ра (в балете "Медея и Язон", в трагедии "Пожарский" Крюковского-роль сына Пожарского). После окончания уч-ща(1811) играл в т. н. "Молодой труппе" А. А. Шаховского и на сцене Петерб. т-ра; в 1812 был зачислен в труппу этого т-ра на роли "любовников" и "молодых повес". В первый период своей деятельности (1020-е гг. 19 в.) С. выступал гл. обр. в л„гких комедиях и водевилях, исполняя роли светских молодых людей: Ольгин, Радугин ("Урок кокеткам, или Липецкие воды" и "Пустодомы" Шаховского), Арист ("Молодые супруги" Грибоедова), Званцов ("Говорун" Хмельницкого) и др. Его игра отличалась л„гкостью, изяществом, естественностью, виртуозным мастерством перевоплощения (напр., в комедии Вольтера "Чем богат, тем и рад" С. играл 8 разнохарактерных ролей). Пользуясь при„мами имитации, пародии, С. создавал острые образы, высмеивающие его современников. Так, играя роль Ольгина, С. имитировал известного в то время франта Сологуба. С блеском, темпераментом С. играл роль Фигаро ("Женитьба Фигаро", 1828); однако этот образ не получил у него социально-углубл„нного раскрытия. В 30-е гг., в связи с развитием реализма в рус. т-ре, иск-во С. приобрело сатирич. остроту. Реалистич. драматургия воспитала у актера умение создавать обобщающие образы, типизировать характерные явления николаевской России. В 1830 С., играя роль Репетилова, обличал дворянских лоботрясов и болтунов, нахватавшихся чужих мыслей, не способных к действиям (с успехом играл эту роль до конца жизни). Наиболее значит, работа С.- роль Городничего (1836), получившая высокую оценку самого автора пьесы. В исполнении С. Городничий был умным и хитрым пройдохой, скрывающим свою подлинную сущность за благообразной наружностью. В 1842 сыграл роль Кочкар„ва ("Женитьба"). Среди его лучших ролей также: Тартюф; Сганарель ("Школа мужей" Мольера), Балагалаев ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Соломон ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца) и др. С. занимался педагогич. деятельностью. Среди его учеников - В. Н. Асенкова.

Лит.: Сосницкий И. И., Биография, СПБ, 1861;

Бураковский С. [сост.],Очерк истории русской сцены в биографиях ее главнейших деятелей, СПБ, 1877; Б е р т е н-с о н С., Дед русской сцены, П., 1916; С е г е д и И., И. И. Сосницкий, M.-Л., 1945; Нильский, Воспоминания, "Исторический вестник", 1895, т. 56, апрель, с. 108-27;

Дуры лин С., Щепкин и Сосницкий. "Театр", 1938, ј 8. С. Г.

"СОСЬЕТЕР" (франц. societaire, от societe - това-рищество) -название актеров - членов труппы франц. т-ра "Комеди Франсез", представляющего собой самоуправляемое общество на паях; все доходы т-ра делятся на определ„нное количество частей соответственно количеству пайщиков, или "С.". Со дня основания до 1715 король также имел в сво„м распоряжении половину пая, к-рую отдавал по собственному усмотрению актерам, приглашаемым им лично, без согласования с труппой. При организации т-ра в труппе был 21 пай на 27 актеров. В 1686 количество паев возросло до 23 (до 1794). актеры-пайщики обычно не заинтересованы в увеличении количества паев, т. к. уменьшается цифра дохода каждого из них. "СОСЬЕТЕРКА" - то же, что "сосьетер". СОТЙ (франц. sotie, от sot - глупый) - комедий-но-сатирич. жанр франц. т-ра 15-16 вв., разновидность фарса. Возник на основе ср.-век. пародийно-шутовских игр "дураков". В С. все персонажи выступали в обличий "дураков" (к обычному шутовскому костюму добавлялись атрибуты, символизирующие определ„нный тип), аллегорически изображавших разные обществ, пороки. С. создавались в любит, кружках, среди к-рых наибольшей известностью пользовалось парижское шутовское общество "Беззаботные ребята". С ним была связана деятельность поэта П. Гренгора - автора С. "Игра о Принце дураков..."

(1512), направленного против римского папы. Получило известность также С. "Мир и злоупотребления"

(1513). В конце 16 в. исполнение С., служивших для буржуазии своеобразной формой критики феодальной верхушки, было запрещено королевской властью. Преследование любит, театр. обществ привело к полному исчезновению этого жанра.

СОФИЙСКАЯ НАРОДНАЯ ОПЕРА - болг. т р оперы и балета. Ведущий муз. т-р НРБ. Осн. в 1908. До 1922 работал под назв. "Българска оперна дружба" ("Болгарское оперное товарищество"). В 1922 товарищество добилось гос. субсидии, т-р получил совр. название. С. Н. о. возникла в результате энергичных действий группы инициаторов (К. Михайлов-Стоян, Д. Казаков, И. Вулъпе), поддержанных демокра-тич. общественностью. Благодаря воздействию рус. муз. т-ра С. Н. о. с самого начала своей деятельности следовала реалистич. принципам. Но только после установления нар. строя т-р получил возможность развития, стал вровень с оперными коллективами Европы, мн. его певцы получили мировое признание. В С. Н. о. были пост. почти все оперы болг. композиторов:

"Нищая" Манолова (1910), "Камен и Цена" Иванова и Кауц-кого, "Тахир-беговица" ("Жена Тахир-бека") Хаджигеоргие-ва, "Борислав" (1911), "Гергана" (1917, 1945), "Цвета" (1925, 1958), "Алцек" (1930) Атанасова, "Женское царство" (1935), "Саламбо" (1940), "Хитрый Петр" (1958) Стоянова, "Царь Калоян" Владигерова (1936), "Девять братьев Яны" (1937, 1961), "Момчил" (1948, 1955), "Антигона 43" (1964) Л. Пипко-ва, "Ивайло" Големинова (1959) и др.; оперы рус. и сов. композиторов: "Демон" (1910), "Князь Игорь" (1922, 1946, 1950, 1964), "Царская невеста" (4923, 1952), "Майская ночь" (1925), "Садко" (1935, 1962), "Пиковая дама" (1926, 1947, 1955), "Евгений Онегин" (1945, 1948), "Борис Годунов" (1929, 1946, 1950), "Хованщина" (1954), "Иван Сусанин" (1940, 149); "Семья Тараса" Кабалевского (1952), "Война и мир" (1957); "Укрощение строптивой" Шебалина (1960) и др.; оперы зарубежных классиков: Б. Сметаны, С. Монюшко, В. А. Моцарта, Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.

В работе т-ра приняли участие сов. режиссеры Е. Н. Соковнин, П. И. Румянцев, Б. А. Покровский, балетмейстеры Н. С. Холфин, Н. И. Анисимова, Ф. И. Балабина, худ. В. А. Лужецкий. С. Н. о. сыграла важную роль в формировании нац. вок. школы. На ее сцене пели: К. Михайлов-Стоян, И. Вульпе, Е.Апостоло-ва, П. Димитров, И. Димчева, 3. Куртева, М. Василева, К. Стоянова, П. Райчев, С. Македонский, Г. Дончев, Н. Гяуров, Д. Герганова,М. Попов.Х. Брымбаров.Н.Ка-рова, Б. Христов, Т. Мазаров, Ж. Минчев, И. Попова, Н. Свиларова и др. Работали дириж„ры: А. Димитров, А. Найденов, В. Бобчевский и др.; режиссеры:

Д. Казаков, К. Михайлов-Стоян, И. Арнаудов, X. Попов и др.; художники - А. Миленков, А. Попов и др.

На сцене С. Н. о. создавалась нац. хореография. Первые балетные спектакли пост. А. Петров: "Коппе-лия" (1928); "Змей и Яна" Манолова (1937) - первый нац. балет. В 1939-41 Петров пост. балеты Глазунова, Чайковского, Равеля. В т-ре работали также балетмейстеры Л. Вылкова, М. Димова, М. Фроман и др. После 1944 количество балетных спектаклей возросло.

Среди пост.: "Бахчисарайский фонтан" (1945, 1954), "Жизель" (1948), "Красный цветок" (1950), "Лауренсия" (1952); "Мирандолина" Василенко (1953), "Лебединое озеро" (1957), "Спящая красавица" (1959), "Гаянэ" (1961), "Ромео и Джульетта" (1962). Пост. новые болг. балеты: "Хайдуцкая песня" Райчева (1953), "Легенда об озере" Владигерова, "Орфей и Родопа" Цветанова (оба 1962), "Венгерский всадник" Сагаева (1964).

В оперной труппе т-ра (1965) : нар. арт. НРБ К. Попова, И. Попова, Н. Николов, Ю. Винер, засл. арт. НРБ Н. Афеян, Д. Узунов, Л. Бодуров, Г. Генов, Л. Барева, солисты - В. Попова, М. Николова и др.; в балетной - засл. арт. НРБ Л. Берон, Н. Кираджие-ва, Л. Колчакова, А. Гаврилов и др. Лит.: Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950; Казаков Д., Материали по историята на народния театър и опера, С., 1929; С а гае в Л., Българското оперно творчество, С., 1958; 50 години народна опера, [С.], [б. г.] (текст парал. на болг., рус., франц. яз.); M и-л e в Я., Из миналото на нашия балет, "Българска музика", 1953, ј 9, с. 21-28. А. Ив.

СОФЙЛ (SayiAos) (4-3 вв. до н. э.) - др.-греч. комедиограф. Представитель средней аттической комедии. С. пользовался как мифологич., так и бытовыми сюжетами. Сохранились загл. и отрывки 8 комедий С.: "Кифаред", "Филарх", "Тиндарей, или Леда", "Девушка с острова Делос", "Кинжал", "Завещание", "Андрокл", "Третейский суд". Отрывки комедий С. собраны писателем Афинеем.

Лит. см. при ст. Средняя аттическая комедия. Лид. Ф. СОФИТ, соффит (от итал. soffitto - потолок) - сценический прибор, состоящий из светильников рассеянного света. Светильники смонтированы в секциях, подвешенных к специальным металлич. фермам, к-рые поднимаются и опускаются при помощи грузовых подъ„мов или электромотора. Задача С.освещение сцены спереди и сверху. Совр. С. конструируется в 2 или 3 яруса (по-разному направленных). В его ферму вмонтированы отдельные светильники направленного света и эффектная аппаратура (проекторы и приборы ультрафиолетового облучения). Первый (павильонный) С. делается меньшего размера (для ввода внутрь павильона)', особо оснащ„нным является горизонтный С. (горизонтная батарея), служащий для освещения горизонта, панорам и задников. В. Ш.

СОФИЯ - столица Народной Республики Болгарии (811,5 тыс. жит. на 1964). С. - центр театр. жизни страны. Первые театр. представления в С. были показаны нем. труппой в 1860. В 1878 рус. солдаты построили клуб офицерского собрания, в к-ром в 1881-82 играла любительская болг. труппа. В 1888 в цирковом балагане Камчика в Гор. парке выступала "Пловдивская любительская труппа". По приглашению городского управления труппа стабилизировалась в С., построив "Дощатый т-р" (т-р "Основа"),в к-ром представления давались с 4 дек. 1888. В 1889 труппа стала именоваться "Болгарская театр. труппа ,,Основа"". Т-р "Основа" существовал на правах трудового товарищества до 1890, когда в т-р влилась группа певцов и он был преобразован в "Столичную оперно-драматич. труппу". В 1890 в С. было основано полупроф. театр. товарищество "Василь Левский" во главе с Б. Пожаровым (в н„м начинал свою сценич. деятельность К. Сарафов). Драматич. отделение "Столичной оперно-драматич. труппы" устраивало свои спектакли с 6 окт. 1890 в т-ре "Основа", а с 1 янв. 1891 - в театр. зале об-ва "Славянская беседа". Оперное отделение начало свои спектакли 2 янв. 1891. Летом 1891 драматич. отделение выделилось из т-ра. Вместо него было образовано новое драматич. отделение. В конце 1891 оба отделения объединились в столичную болг. драматич. труппу "Слеза и смех", к-рая 8 февр. 1892 открыла свои выступления спектаклем "Женитьба". Оперное отделение было преобразовано в "Столичную болг. оперу", но, проработав один сезон, летом 1892 закрылось в связи с материальными трудностями. В 1892-94 небольшую театр. труппу имело об-во "Паисий". В 1894 театр. товарищество "Василь Левский" было переименовано в т-р "Заря" ("Зора") и под этим назв. существовало до 1896. В 1903-06 в С. работал т-р "Просвещение" ("Просвета") под рук. К. Атанасова. В 1898 был открыт первый т-р варьете "Ндвая Америка". В 1899- 1912 (с перерывами) в С. работал драматич. Т-р Розы Поповой, в 1905-07 - передвижной т-р "Модерн". В 1904 труппа "Слеза и смех" была переименована в "Болг. нар. т-р". 3 янв. 1907 прологом "Слава искусства" Вазова был торжественно открыт Нар. т-р. Во время пожара 1923 здание т-ра было сильно разрушено, в 1929 восстановлено по проекту арх. А. Дюлфера. В конце 19 - нач. 20 вв. в С. имелись небольшие театр. залы в отеле "Свобода", в "Уч-ще братьев Кирилла и Мефодия", т-ры "Болгария" (б. цирк Хамершмидта), "Люксембург", "Глубокий подвал". В нач. 20 в. возникают театр. кружки при клубах Болг. с.-д. партии (рабочий т-р "Борба", 1901-06, и др.). Постоянные муз. спектакли в С. устраиваются с 1908, после основания "Болг. оперного товарищества". В 1922 товарищество преобразовано в Нар. оперу, к-рая показывала свои спектакли на сцене Нар. т-ра. (В наст. время Нар.опера работает в здании б. дома-памятника "Александр Стамбо-лийский", арх. Л. Парашкеванов). В 1910 в С. был открыт т-р "Одеон". В том же году на его сцене начала выступать труппа т. н. "Нового нар. т-ра" - группа актеров, покинувших Нар. т-р и образовавших новый коллектив. С 1918 здесь работала первая болг. опереточная труппа под рук. А. Сладкарова. В 1918-20 организуются опереточные т-ры, "Свободный т-р", "Ренессанс" и др., в 1922 - "Кооперативный т-р" (в

1944 преобразован в "Художественный т-р оперетты"). В конце 20-х - нач. 30-х гг. в С. возникает ряд прогрессивных антифашистских т-ров: "Синяя блуза" (1929-30), "Трибуна" (1930-31), "Народная сцена" (1932-34), Реалистический т-р (осн. в 1935), Популярный т-р (осн. в 1936), "Комедия" (осн. в 1940) и др. В 1921 была открыта первая болг. драм. школа.

После установления нар. власти (1944) количество столичных т-ров увеличилось. В С. работают (1965): Нар. т-р им. И. Вазова (в 1952-61 носил имя К. Сарафова) с филиалом - Т-ром им. В. Киркова (осн. в 1949), Нар. оперный т-р, Муз. т-р им. С. Македонского (создан в 1947 на базе Художеств. т-ра оперетты), Народный т-р молод„жи (осн. в 1944 как детский отдел Нар. т-ра, в 1945 стал самостоят. т-ром), Т-р "Нар. сцена", к-рый был образован на основе слияния Т-ра вооруж„нных сил (осн. в 1950), т-ра "Трудовой фронт" (осн. в 1947) и труппы Нар. т-ра из г. Перника, Т-р сатиры, т-р миниатюр "Т-р 199", Нар. кукольный т-р, Кукольный т-р в Димитровском р-не, Т-р художеств. слова, Летний т-р в парке Свободы, Гос. цирк. При Высш. ин-те театр. иск-ва (ВИТИЗ) имеется учебный т-р, при Софийской консерватории - оперная студия.

Лит.: Балабанов Н., Народният театър - драма и опера, в сб.: Юбилейна книга на град София (1878-1928), С., 1928, с. 165-79; Каназирск и-В e p и н Г., София преди 50 години.... С., 1947, с. 75-88; M о н e д ж и к о-в а А., София през вековете. С., [1946], с. 256-58, 277-78;

София. Водач за историческите и културните забележител-ности. С., 1959, с. 120-34. Д ff

СОФОКЛ (ScoxAYjc) (ок. 496-406 до н. э.) - др.-греч. драматург. Род. в Колоне, близ Афин, в семье богатого владельца оружейной мастерской. В молодости был близок к вождю афинской аристократии Кимону, позднее примкнул к лидеру демократии Пе-риклу. Избирался на важные гос. должности.

Первую победу на состязаниях трагич. поэтов С. одержал в 468 до н. э., впоследствии 17 раз занимал первое место на Великих Дионисиях, 6 раз - на Ленеях. Древние филологи располагали 123 произв. С., нам известны по назв. 114. Целиком дошли только

7 трагедий: "Аякс" (до 442), "Антигона" (ок. 442), "Трахинянки" (дата неизв.), "Царь Эдип" (ок. 429), "Электра" (дата неизв.), "Фил октет" (409), "Эдип в Колоне" (пост. поем. в 401). Сохранилось также мн. фрагментов разл. величины, в т. ч. папирусные отрывки из сатировской драмы "Следопыты".

Мировоззрение С., поэта эпохи расцвета афинской рабовладельч. демократии, отражает противоречивость идеологии афинского полиса 2-й пол. 5 в. до н. э. С одной стороны, выдающееся положение в греч. мире, достигнутое Афинами к сер. 5 в., их духовный подъ„м оказались возможными только в результате недолговечного классового единства, сложившегося к этому времени среди свободных граждан гос-ва, и, в свою очередь, требовали сохранения и укрепления коллективной солидарности. Полисная идеология, выросшая на основе "...совместной частной собственности активных граждан государства..." (Маркс К. и Э'нгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божеств, промысла, в незыблемости традиц. установлении. С др. стороны, именно в условиях наивысшего для того времени уровня демократии вс„ настойчивее становилась тенденция к высвобождению личности из полисных связей: испытания и страдания, выпадающие на долю отдельного человека вопреки его собств. усилиям, не могли найти достаточно удовлетворит, объяснения в божеств. воле. В трагедиях С., выступавшего за сохранение полисных устоев, отч„тливо различима стоящая позади всякого события неотвратимая воля божества, но С., в отличие от своего предшественника Эсхила, не пытался объяснить е„ к.-л. этич. соображениями.

8 то же время пристальное внимание С. привлекал активно действующий, самостоят, в своем поведении и решениях человек, принимающий на себя полную ответственность за свои поступки. Уже в ранней трагедии "Аякс" герой осознает несовместимость содеянного им преступления с нравств. кодексом доблестного вождя и находит освобождение от позора и бесчестья в добровольной смерти. В трагедии "Царь Эдип" только отдал„нным нам„ком звучит мотив родового проклятья, с к-рым связан миф об Эдипе в предшествовавшей С. лит. традиции; зловещее предсказание, сбывшееся несмотря на все усилия Эдипа, ставит его перед таинственной и непознаваемой силой судьбы. Но в безграничной смелости, с к-рой Эдип борется с судьбой, в непреклонной решимости раскрыть окружающую его тайну проявляется подлинное величие человека. Неведение, в к-ром Эдип совершает страшные преступления, не освобождает его от ответственности, хотя и делает неприемлемой в толковании трагедии идею его субъективной вины и божеств, возмездия. Жертвой такого же трагич. неведения становится Деянира ("Трахинян-ки"). Выявление истины приводит героев С. к "прозрению", и эта ситуация позволяет С. раскрыть противоречие между субъективными устремлениями человека и объективным результатом его побуждений. Цельной, непоколебимой в сво„м решении предста„т Антигона (о. п.), но, в отличие от Эдипа, е„ субъективное поведение находится в соответствии с "неписанными" нормами гражданской этики, освящ„нными вечной божеств, волей. Логика событий в трагедии приводит к осуждению тиранич. единовластия Креонта, и таким обр. С. полемизирует с тезисом софистов о человеке как "мере всех вещей", противопоставляя ему традиц. полисную мораль.

Вне всякой связи с иррациональными силами живут и действуют герои трагедий "Электра" и "Филоктет": их деяния и страдания возникают из их внутр. состояния, из врожд„нных нравств. свойств. В образах Электры и Неоптолема глубже, чем в ранних трагедиях, раскрыт процесс созревания и обоснования поступков людей. Персонажи С. достаточно индивидуальны, но их индивидуальность, свободная от всего случайного и несущественного, возникает на основе идеального представления драматурга о человеке; С. говорил, что он изображает людей такими, "какими они должны быть" (см. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 129). Персонажам С. не свойственно также психологич. развитие; в ходе действия трагедии только обнаруживается п раскрывается "природа" каждого из героев.

Новые задачи в изображении человека определили специфич. черты драм. техники. С. почти целиком отказался от объединения трагедий в трилогии, значительно увеличил диалогич. части и вв„л третьего актера. Это позволило (начиная с "Царя Эдипа") усилить напряжение в развитии действия. Своеобразная двухчастность построения ранних трагедий, при к-рой судьба осн. героя (Аякса, Антигоны, Деяниры) решается в первой половине трагедии, а события второй части представляют результат их действий или гибель, преодолевается в "Царе Эдипе", затем в "Электре" и "Филоктете", где все нити ведут к постепенному раскрытию "характера" осн. героя. Герою часто противопоставляется второстепенный персонаж, стремящийся отклонить его от выполнения нравств. долга (Тек-месса в "Аяксе", Йемена в "Антигоне", Хрисофемида в "Электре", отчасти Иокаста в "Царе Эдипе"); в противодействии этому "искушению" утверждается достоинство и величие человека. С. увеличил состав хора до 15 человек, но по сравнению с Эсхилом существенно сократил объ„м и значение хоровых партий; обычно в них содержится реакция на изображаемые события или размышления на этич. темы. С. приписывают введение декорац. живописи.

Творчество С. высоко ценилось в древности. Верги-лий и Овидий считали его образцом трагич. поэта. Сюжеты и образы трагедий С. неоднократно использовались в последующей античной (Ливии Андроник, Акций, Сенека) и европ. лит-ре. Среди многочисл. переработок С. в новое время: "Несчастная царица Иокаста" Сакса (1550), "Эдип" Корнеля (1659) и Вольтера (1718) , оперы Г. Перселла, А. Скарлатти и др. Глубокий теоретич. интерес к С. возник в конце 18 - нач. 19 вв. в Германии (Г. Э. Лессинг, И. В. Г„те, Ф. Клейст, Ф. Шиллер, И. Г„льдерлин). В 19 в. Ф. Мендельсон-Бартольди написал музыку к "Эдипу" (1841) и "Антигоне" (1845). В нач. 20 в. мотивы трагедий С. использовал Г. Гофмансталь ("Электра", 1903, "Эдип и Сфинкс", 1906, "Царь Эдип", 1909), впоследствии В. Газенклевер ("Антигона", 1917), Ж. Кокто ("Антигона" и "Царь Эдип", 1928, фильм "Эдип", 1953), А. Жид ("Эдип", 1931), Ж. Жироду ("Электра", 1937), Ж. Ануй ("Антигона", 1942), Б. Брехт ("Антигона", 1948), П.Карваш ("Антигона и другие", 1962); в опере:

Р. Штраус ("Электра", 1909), И. Ф. Стравинский ("Царь Эдип", 1928), А. Онеггер ("Антигона", 1930), Дж. Энеску ("Эдип", 1936), К. Орф ("Антигона", 1949).

Трагедии С. с сер. 19 в. ставятся в т-рах всего мира. В пост. участвовали: Ж. Муне-Сюлли, Т. Сальвини, А. Моисеи, бр. Адельгейм, Ю. М. Юрьев, М. Л. Рок-санова. В Сов. Союзе в 1920-е гг. трагедию "Царь Эдип" ставили в Москве, Ленинграде, Харькове, Казани и др., в т. ч. на открытых сценах и на цирковой арене.

Среди пост. последних лет: "Царь Эдип" - Лондон (1945, т-р "Олд Вик", в загл. роли - Л. Оливье), Тель-Авив (1947, т-р "Габима"), Париж (1951, "Т-р Елисейских полей", худ. П. Пикассо), Эпидавр (1955, Нац. греч. т-р, реж. А. Мино-тис), Тбилиси (1956, Т-р им. Руставели, в загл. роли - С. Закариадзе), Белград (1957, Нар. т-р, в загл. роли - Л. Иова-нович), Сиракуза (1958, Греч. т-р, реж. Г. Сальвини), Анкара (1960, Нар. т-р, реж. Т. Музенидис), Мюнхен (1962, "Резиденц-театр", в загл. роли - Т. Хольцман), Прага (1963, Нац. т-р, в загл. роли - В. Вейражка); "Антигона" - Эпидавр (1956, Нац. греч. т-р, реж. А. Минотис, в загл. роли - А. Синодину), София (1958, Нар. т-р им. К. Сарафова, реж. Музенидис), Бухарест (1958, Т-р молод„жи, в загл. роли - О. Тудораке), Авиньон (1960, Нац. нар. т-р, пост. Ж. Ви-лара). Вена (1962, Бургтеатр. реж. Г. Зельнер), Варшава (1962, "Т-р для всех", реж. И. Бабел); "Электра" - Москва (1945, Т-р им. Вахтангова), Афины (1952, Нац. греч. т-р, реж. Д. Рондирис. в загл. роли - К. Паксину), Прага (1956, Т-р Чехословацкой армии), Пирей (Т-р греч. трагедии, реж. Д. Рондирис. в загл. роли - А. Папатанасиу, удостоена 1-й пр. Т-ра Наций в Париже, 1960).

Тексты: Sophocle, [Tragedies], texte etabli par A. Dain et traduit par P. Mazon, t. 1-3, P., 1955-60; в рус. пер.- Драмы, т. 1-3, M., 1914-15; Трагедии, М., 1954.

Лит'.: P а д ц п г С. И., К вопросу о мировоззрении С." "Вестник древней истории", 1957, [ј] 4; Чистякова H. A. " К вопросу об образах трагических героев в драмах Софокла" в сб.: Классическая филология, [Л.], 1959; Д у х и н И. Л., Софокл и Еврипид, в сб.: Русская и зарубежная лит-ра, Краснодар, 1961; W e b s t e г Т. В. L., An introduction to Sophocles, Oxf., 1936; В о w r a C. M., Sophoclean tragedy, Oxf., 1944; E a r p F. R., The style of Sophocles, Cambr., 1944;

ReinhardtK., Sophocles, 3. Aufl., Fr./M., 1947; W h i t-m a n С. Н., Sophocles. A study of heroic humanism, Cambr. (Mass.), 1951; Bonnard A., La tragedie et Гпотте, Neuchatel - P., [1951]; Ehrenberg V., Sophocles and Pericles, Oxf., 1954 (то же, в нем. пер.. Munch., 1956);

К irkwood G. M., A study of Sophoclean drama, Ithaca (N. Y.), 1958; Maddalena A., Sophocle, Torino, 1959, 2 ed., 1963; L es k у A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 2. Aufl., Gottingen., 1964. См. также ст. Древнегреческая драматургия и лит. к ней. В. Я,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница