Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
магазин женской одежды в Вологде
шаровые краны

Театральная энциклопедия
(страница 404)


СТЕПАНОВ, Александр Иванович [р. 21.Х(З.Х1). 1903] - рус. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1923 окончил Высшие гос. мастерские театр. иск-в в Саратове. В 1924 начал театр. деятельность в качестве актера драмы в Саратове. В 1928-58 работал в т-рах Архангельска, Хабаровска, Минска, Симферополя, Кишин„ва, Горького, Одессы, Ташкента. С 1959 - актер Бакинского русского т-ра им. С. Вур-гуна.

Роли: Незнамов, Чацкий, Фердинанд; Лаэрт ("Гамлет"), Михаил , ("Зыковы" Горького), Ларцев ("Очная ставка" Шейнина), Луконин ("Парень из нашего города"), Сафронов ("Русские люди"), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), Яков Бардин ("Враги"), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду). Г. К.-К.

СТЕПАНОВ, Александр Сергеевич [23.VIII(4. IX).1899-2.VI.1963] - рус. сов. хормейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1940). В 1912 окончил моск. Синодальное уч-ще. С 1918 работал учителем пения, руководил хорами. В 1921-25 - хормейстер Оперной студии Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского; в 1930-37 - Большого т-ра, в 1938-47 - Оперного т-ра им. Станиславского (с 1941 - Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) в Москве (в 1950-59 - гл. хормейстер). В 1942-49 С.- худ. рук. Респ. рус. хоровой капеллы. В 1958-59 - гл. хормейстер Ансамбля сов. оперы ВТО. Под руководством С. были разучены хоры для концертного исполнения опер "Война и мир" Прокофьева (1953), "Давид Са-сунский" Степаняна (1956), мн. хоровые произв. сов. композиторов. Участвовал в пост. опер Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, А. Рубинштейна, Чайковского и др. В„л педагогич. деятельность. Лит.: "Новый мир", 1935, Л'о 8, с. 257-60; Л о к ш и н Л., Замечательные русские хоры и их дириж„ры, М , 1963 с. 157-63. jf р

СТЕПАНОВ, Владимир Иванович (1866-16(28). 1.1896] - рус. артист балета и педагог. В 1885 окончил Петерб. театр. уч-ще и был принят в кордебалет Мариинского т-ра. В 1891 сочинил собств. систему записи танцев при помощи нотных знаков. Был командирован в Париж для усовершенствования, где в 1892 опубликовал свою работу. В 1893 пост. в Мариинском т-ре балет "Мечта художника" Пуни, пользуясь системой записи танцев. С 1892 преподавал в Петерб. театр. уч-ще.

Соч.: Alphabet des mouvements du corps humain. P., 1892.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1895-1896, СПБ, 1897, с. 504; Б о-рисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Х у д е к о в С., История танцев, ч. 4, П., [1918], с. 306. /7. Л.

СТЕПАНОВ, Владимир Павлович [2(14).1.1890- 27.VI.1954] - рус. сов. хоровой дириж„р и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). В 1908 окончил моск. Синодальное уч-ще, в 1913-Моск. консерваторию. В 1912-18 - преподаватель Синодального уч-ща (с 1918-Нар. хоровая академия) и помощник дириж„ра Синодального хора; в 1926-36 - гл. хормейстер Большого т-ра, в 1936-50 - Т-ра оперы и балета им. Кирова.

Был преподавателем Московской (1920-30 и 1950- 1954) и Ленинградской (1936-50) консерваторий (с 1946 - профессор). Деятельность С. сыграла большую роль в развитии сов. хорового иск-ва. Принимал участие в пост. оперы "Орлеанская дева" Чайковского (1945, Т-р оперы и балета им. Кирова; Гос. пр. СССР, 1946). С.- автор ряда муз. произв.

СТЕПАНОВ, Лев Борисович [р. 13(26).XII.1908]- сов. композитор. Учился в Моск. консерватории (1929- 1938) по классу композиции проф. Н. Я. Мясковского. Ещ„ студентом начал писать оперы. В 1936-38 написал оперу "Дарвазское ущелье" (1939, Оперный т-р им. Станиславского). В 1937-41 С.- муз. рук. и дириж„р Ансамбля нар. танца под рук. И. А. Моисеева. Написал оперы: "Гвардейцы" (1947, Свердловский т-р оперы и балета), "Иван Болотников" (1950, Пермский т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР, 1951), "Во имя жизни" соч. 1952), "Чекисты" (соч. 1954), "Голсан" (соч. 1959); балеты: "Юрочка" (1939), "Журавлиная песня" (соч. 1940, пост. 1953, Башк. т-р оперы и балета), "Родной берег" (соч. 1941), "Дорога дружбы" (соч. 1960), "Скоморох" (соч. 1965); муз. драмы: "Сурма-хон" (соч. 1955), "Ашиг Гариб" (соч. 1957) и др. произв. в разл. жанрах. В сво„м творчестве С. широко претворяет характерные мелодич. и гармонич. особенности муз. нац. фольклора народов СССР и др. стран. М.Р.

СТЕПАНОВ, Петр Гаврилович (1806-69) - рус. актер. По окончании Моск. театр. уч-ща (1825) был принят в Малый т-р, где работал до конца жизни. С. вош„л в историю т-ра как выдающийся исполнитель небольших комедийных и эпизодич. ролей (часто даже без слов). Обладал тончайшей природной наблюдательностью, большим мимич. дарованием, иск-вом художеств. имитации, трансформации, грима, много и кропотливо работал над мельчайшими деталями образа. Иск-во С. высоко ценилось современниками (в т. ч. В. Г. Белинским, С. Т. Аксаковым).

Роли: Глюкман (опера-водевиль "Пять лет в два часа, или Как дороги утки", переделка с франц. А. И. Писарева), Вольтер (комедия "Ты и Вы" Шаховского), Фридрих II (опера-водевиль "Старый гусар, или Пажи Фридриха II", переделка Д. Т. Ленского), Эдуард (водевиль "Артист", пер. с франц.). С. был первым исполнителем на моск. сцене ролей: кн. Тугоуховского ("Горе от ума", 1831), Тяпкина-Ляпкина ("Ревизор", 1836), Яичницы и Швахнева ("Женитьба", 1843, и "Игроки" Гоголя), Зефирова ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского, 1839), Маломальского, Ер„мки ("Не в свои сани не садись", 1853, "Не так живи, как хочется", 1854, Островского).

Лит.: Ярцев А., Петр Гаврилович Степанов "ЕИТ" Сезон 1896-1897, СПБ, 1898, Приложение, кн. 1. 'Д . Шн.

СТЕПАНОВА, Ангелина Осиповна (р. 14.VIL1905)- рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1960). Член Ком-мунистнч. партии с 1952. Театр. образование получила в школе при 3-й Студии МХТ. Участвовала в школьных спектаклях: Сур-милова ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Мэри ("Битва жизни" по Диккенсу, спектакль был перенес„н на сцену МХТ). С 1924 - в труппе МХАТ. В творчестве С., одной из выдающихся представительниц школы Художественного театра, можно отч„тливо проследить воздействие вахтанговской традиции. Не отделяя себя от персонажа, С. в то же время смело ид„т на заострение образа; глубина психологического раскрытия образа сочетается у не„ со смелостью, ж„сткой ч„ткостью внешнего рисунка. Таков образ Мариэтт ("Воскресение", 1930, по Л. Н. Толстому)-язвительный и лаконичный сценический портрет. Графич. отточенностью отмечено исполнение ролей Бетси Тверской ("Анна Каренина", 1937), Бетси ("Плоды просвещения", 1951), Калерии ("Дачники", 1953). В лирич. ролях - Ивонна ("Продавцы славы" Паньоля и Ниву а, 1926), Аня ("Вишн„вый сад", 1928), Зинаида ("Дядюшкин сон" Достоевского, 1929) - С. чужда сентиментальности. В образе Ирины ("Три сестры", 1940) преобладало беспокойство, напряжение ожидания, внутр. энергичность. С. свойственно точное ощущение стиля автора и жанра пьесы: старинной мелодрамы (Генриэтта-"Сестры Жерар" Масса по мелодраме Ден-нери и Кормона, 1927), салонной комедии (Гертруда- "Идеальный муж" Уайльда, 1946). Значит, достижением актрисы стала роль королевы Елизаветы ("Мария Стюарт", 1957); точность сценич. решения сочеталась с острым гротесковым внешним рисунком. С. подч„ркивала в образе Елизаветы жестокую ясность ума и примитивную расч„тливость. В 1962 С. сыграла актрису Патрик Кэмпбелл ("Милый лжец" Килти), вновь раскрыв основные черты своего дарования: интеллектуальность, скрытый лиризм, чувство сценич. формы, утонч„нность психологич. анализа, элегантную сдержанность, драматизм и своеобразный юмор.

Др. роли: Софья ("Горе от ума", 1925), Натали Ховинд ("У врат царства" Гамсуна, 1927), Графиня ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1927), Лида ("Платон Кречет", 1935), Джесси ("Русский вопрос", 1947), графиня Чар-ская("Воскресение"поЛ.Н. Толстому, 1954), Нина Динери ("Осенний сад" Хелман, 1956).

Лит.: Вильвовская Л., А.О. Степанова, М.-Л., 1949. Я. Сол.

СТЕПАНОВА, Галина Дмитриевна [р. 13(26).X. 1911] - рус. сов. актриса. Нар. арт. Тадж. ССР (1943). С 1938 работает в Рус. т-ре им. Маяковского (Душанбе), с 1945 - в Центральном детском т-ре (Москва).

Роли: Кручинина; Хл„стова ("Горе от ума"), Пелагея Егоровна ("Бедность не порок"), Купавина ("Волки и овцы"), Каушалья ("Рамаяна" по мотивам инд. эпоса), Анфиса Сем„новна ("Сашка" Финна), Кармина ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва) и др. Снимается в кино. Е. Х.

СТЕПАНОВА, Елена Андреевна [р. 5(17).V.1892, Москва] - рус. сов. артистка оперы (лирико-колора-турное сопрано). Нар. арт. СССР (1937). Род. в семье учителя пения. В детстве пела в церковном хоре. Брала уроки у проф. М. Полли. В 1908 принята хористкой в Большой т-р. В 1912 успешно дебютировала в партии Антониды ("Иван Сусанин"). Вскоре под рук. режиссера В. А. Лосского создала образ Микаэлы. Развитию вок. и сценич. мастерства С. способствовало влияние и поддержка таких выдающихся деятелей оперного иск-ва, как дириж„ры В. И. Сук, Э. А. Купер, Н. С. Голованов, певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В.

Нежданова, С. И. Мигай, К. Г. Держинская, Н. А. Обухова. Огромное влияние на формирование С. как певицы и актрисы оказал К. С. Станиславский. Одной из первых С. приняла участие в работе Оперной студии Большого т-ра, где под рук. Станиславского подготовила партии Джильды (1919) и Татьяны (1921). Гл. особенностью исполнения С. были редкая по чистоте, словно инструментальная, кантилена, виртуозная технич. л„гкость, актерский темперамент, смелость сценич. рисунка. С. создала галерею женских образов в операх Римского-Корсакова: Марфа, Снегурочка; Панночка ("Майская ночь"), царевна Ненаглядная Краса ("Кащей Бессмертный"), Волхова ("Садко"), Царевна-Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Шемаханская царица ("Золотой петушок"). Др. партии: Людмила, Виолетта; Церлина, Констанца ("Свадьба Фигаро", "Похищение из сераля" Моцарта), Эльза ("Лоэнгрин"), Маргарита ("Гугеноты"), Лакме. Гастролировала во мн. городах Сов. Союза. Оставила сцену в 1944. До 1950 выступала в концертах. Лит.: Е. А. Степанова, М., 1953; "Театр", 1951, JSTe 5, с. 34; Ш а в е р д я н А., Большой театр СССР, М.,

1952, с. 37, 112-113; "Муз. жизнь", 1961, ј 8, с. 20, ј 10, с. 11-12. М. Р.

СТЕПАНОВА, Мария Матвеевна [27.III(8.IV). 1815-21.Х (3.XI).1903] - рус. артистка оперы (сопрано). Род. в Петербурге, в семье придворного музыканта. Обучалась в театр. уч-ще (балет, пение), к-рое окончила в 1833. Дебютировала на сцене Мариинского т-ра в 1831. Была первой исполнительницей партии Антониды ("Иван Сусанин", 1836).

Др. партии: Церлина ("Роберт-Дьявол" Мейербера, 1834),. Семирамида (о. п. Россини, 1835), Норма (о. п. Беллини 1836), Лючия ди Ламмермур (о. п. Доницетти, 1843).

Обладала сильным, гибким голосом, сценич" грацией, л„гкостью. Исполнение С. отличалось дра-матич. увлеч„нностью, иногда сентиментальностью. Оставила сцену в 1854.

Лит.: ВольфА. И., Хроника петерб. театров, ч. 1-2, СПБ. 1877; "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ, 1903, вып. 14, Прил., с. 215-16; Борисоглебский М. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 380.

М. Р. СТЕПАНЯН, Аро Левонович [р.13(25).IV.1897] - арм. сов. композитор и обществ, деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1960). Деп. Верх. Совета Арм. ССР 1-4-го созывов. В 1930 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции проф. В. В. Щербач„-ва. Один из виднейших композиторов Сов. Армении. Творчество С. явилось важным этапом в развитии арм. сов. муз. т-ра. Автор сатирич. оперы "Храбрый Назар" (по о. п. Д. Демирчяна, 1935, Т-р оперы и балета им. Спендиарова, Ереван), опер: "Давид Сасунский" (по мотивам1 арм. нар. эпоса, соч. 1937), "На рассветен ("Лусабацин") - о борьбе арм. народа за установление Сов. власти в Армении (1938, Т-р оперы и балета им. Спендиарова), "Нунэ" (соч. 1947) - о крестьянском восстании в 10 в., "Героиня" (по мотивам поэмы "Арменум" Н. Заряна, 1950, Т-р оперы и балета им. Спендиарова; Гос. пр. СССР, 1951), поев. жизни арм" колхозной деревни, и др. произв.

Лит.: Вартанов X., Аро Степанян, "Сов. музыка",. 1939, JSTe 9-10; Тигранов Г., Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы, т. 1-2, Ереван, 1956-60.

СТЕПАНЯН, Вартуш Хачатуровна [р. 12(25). VII.1901] - арм. сов. актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1962). В 1928 окончила Моск. арм. студию. Одна из основательниц Ленинаканского т-ра им. Мравяна (1928). С 1930актриса Т-ра им. Сундукяна. В остром рисунке играет характерные и комедийные роли, обладает ярким юмором, мастерством выразительной детали.

Роли: Согоме и Марта ("Дядя Багдасар" и "Восточный дантист" Пароняна), Полина ("Доходное место") - в Лени-наканском т-ре; Галчиха ("Без вины виноватые"), Ксения ("Егор Булычев и другие"), Маркрит, Хахо, Шушан, Бар-вере ("Хатабала", "Разор„нный очаг", "Пэпо", "Ещ„ одна жертва" Сундукяна), Бабушка ("Замок Броуди" по Кронину), Мария Тарасовна ("Платон Кречета) и др. - в Т-ре им. Сундукяна. Б. А.

СТЕПАНЯН, Гарник Хачатурович [р.2(15).П. 1909] - арм. сов. театровед и литературовед. Чл. Ком-мунистич. партии с 1939. Автор трудов по истории арм. т-ра.

Соч.: Петрос Адамян, Ереван, 1941 (на арм. яз.); Петрос Адамян, пер. с арм., Ереван, 1956; Мкртыч Джанан, Ереван, 1960 (на арм. яз.); Очерк истории западноармянского театра, т. 1, Ереван, 1962 (на арм. яз.). Б. А.

СТЕПАНЯН, Ованес (Оник) Карапетович [15(27). VII. 1871- 27.IV.1930] - арм. актер. Засл. арт. респ. (1923). Сценич. деятельность начал в 1891 в Тифлисе. С арм. драм. труппами гастролировал в Иране, Турции, Болгарии, Румынии, Египте. После установления Сов. власти в Армении работал в труппе под рук. А. Харазяна, затем - в Т-ре им. Сундукяна (1922).

Роли: Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде), Огсен ("Дядя Багдасар" Пароняна), Яго; Карл Моор ("Разбойники"), Креон ("Антигона" Софокла), Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина) и др. Б. Л,

СТЕПАНЯН, Рубен Герасимович [р. 16(29).XII. 1902] - арм. сов. дириж„р, композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил Ереванскую консерваторию: в 1931 - по классу скрипки, в 1936- по классу дирижирования К. С. Сараджева. В 1938-65дириж„р Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Автор песен, симф. и др. соч.

Руководил пост. опер: "Риголетто" (1940),"Севильский цирюльник" (1943); "Дон Паску але" Доницетти (1953), "Ануш" Тиграняна (1956), "Фауст" (1958); "Алмаст" Спендиарова (1959), дет. оперы "Кост„р" Геворкяна (1959); балетов: "Ана-ит" Тер-Гевондяна (1940), "Лебединое озеро" (1940), "Раймонда" (1941); "Севан" Егиазаряна (1955), "Мармар" Оганесяна (1957), "Сона" Хагагорцяна (1958).

С 1929 занимается педагогич. деятельностью (Ереванская консерватория, Муз. школа им. А. Спендиарова в Ереване, Моск. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных). Кн. Г.

СТ‚РИЯ-ПбПОВИЧ (Стери?а-Попови?), Йован (1.1. 1806-26.II.1856)сербский драматург. Один из основоположников новой сербской драматургии. Лит. и театр. деятельность начал как участник просветит. об-ва "Сербская Матица", осн. в 1826 в Пеште. В 1827 написал первую пьесу - историч. драму "Ненависть, или Светислав и Милева". Ранние драмы С.-П. отличались патетикой и сентиментальностью, последующие- "Смерть Стефана Дичанского" (1841) и "Гайдуки" (1842)-простотой стиля, верным освещением историч. событий; драма "Владислав" (1842) была пост. в полу-проф. т-ре, "На таможне" - в г. Нови-Сад. Комедии С.-П. послужили основой репертуара сербского т-ра. В них драматург изображал совр. ему быт, осмеивал ложный патриотизм, преклонение перед зап. культурой, невежество и стяжательство буржуа. Лучшие комедии С.-П.: "Враль и подвирала" (1830), "Тыква, возомнившая себя чашей" (1830), "Скупой, или Кир Яня" (1837), "Патриоты" (1853) и "Белград прежде и теперь" (1853). С. выступал и как переводчик: "Проделки Ска-пена"; "Эрнани" и "Анджело" Гюго (1842). В 1957 в память С.-П. были учреждены ежегодные смотры-фестивали югославских т-ров, к-рые наз. "Стерийно позориште" и устраиваются с целью пропаганды совр. югослав, драматургии.

Лит.: История Югославии, т. 1, М., 1963, с. 456-457;

Милисавец Ж., Савест ?едне епохе. Студи?а о Йовану Стери?и Попови?у, [Нови-Сад, 1956]. Л. Сол.

СТЕФАНИ (Stefani), Ян (1746-24.II.1829) - польский композитор, дириж„р, скрипач. По происхождению чех. В 1771 приехал в Варшаву, был капельмейстером Нац. т-ра. Основоположник проф. т-ра В. Богуславский написал либр. и содействовал пост. оперы С. "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (1794, Нац. т-р, Варшава). Из-за патриотич. направленности епера была запрещена после тр„х представлений. Позднее была пост. в Кракове, Познани, Калише, Петербурге (1807) и завоевала большую популярность.

В период пребывания Нац. т-ра во Львове (1794-99) С. написал комич. оперы "Благодарные подданные" и "Заколдованное дерево" (обе 1796, Львовская опера). Затем оперы "Фрозина, или Семь раз одна" (Нац. т-р, Варшава, 1806), "Полька", "Ротмистр Горецкий, или Освобождение" (обе 1807, там же), "Папирус, или Любопытство женщины", "Старый охотник" (обе 1808,. там же). С. широко использовал польский муз. фольклор, при„мы нар. инструментализма. Творчество С., одного из предшественников С. Монюшко, наметило пути дальнейшего развития польской оперы, е„ связь с нар. музыкой. Л. Коз.

СТЕФАНОВИЧ, Михаил Павлович [р. 2(14).II. 1898] - укр. сов. режиссер, артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1922 окончил Киевскую консерваторию. Сценич. деятельность начал в оперной студии "Молодой оперный театр" (1919). С 1922 - солист оперных т-ров Киева, Одессы, Харькова, Перми, Саратова, Новосибирска, Ташкента. В 1928 начал режиссерскую деятельность. С 1934 - гл. режиссер и худ. рук. оперных т-ров Днепропетровска, Харькова, Одессы, Львова. В 1945-46 преподавал в Харьковской консерватории, в 1946-47- в Львовской консерватории. В 1947-54 - худ. рук. и гл. режиссер Т-ра оперы и балета им. Шевченко.

Партии: Тарас Бульба (о. п. Лысенко), Борис Годунов;

Кочубей ("Мазепа"), Дон Базилио, Руслан, Мельник и др.

Пост.: "В бурю" Хренникова (1939), "Пиковая дама" (1944); "Молодая гвардия" Мейтуса, "Любовь Яровая" Энке (обе в 1947), "Иван Сусанин" (1948, Гос. пр. СССР, 1949), "Сказка о царе Салтане" (1949); "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1950), "Борис Годунов" (1952), "Князь Игорь" (1953) и др.

С о ч.: И. С. Паторжинский, Кив, 1960; П. С. Белинник, Кив, 1960; Д. М. Гнатюк, Кив, 1961; Що таке театр. Кив, 1961; Кивський державний академ?чний театр опери та балету, Кив, 1961; М. ?. Донець, Кив, 1965. р. Б.

СТЕЦЕНКО, Кирилл Григорьевич [30. IV (12. V). 1882-29.IV.1922]-укр. композитор. В 1904-07 учился в Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко в Киеве по классу теории и композиции Г. Любомирского. Как солист и помощник Лысенко совершил ряд поездок с его хором по Украине. В 1906 организовал в Киеве Нар. хор и дирижировал им. В 1907 за пропаганду укр. нар. песен был выслан из Киева. Осн. место в творчестве С. занимают хоры и песни. С.- автор детских опер: "Лисичка, Котик и Петушок" (соч. 1911), "Ивасик-Теле-сик" (либр. по о. п. Кропивницкого, 1911, неоконч.), "Дикая сила" (1916, неоконч.); неоконч. опер: "Пленница" ("Полонянка") - о борьбе укр. народа с тур. завоевателями (1903), "Кармелюк" (1906) - о нар. герое, "Ифигения в Тавриде" по о. п. Леси Украинки (1922); муз. комедии "Сватанье на Гончаровке" (текст Квитки-Основьяненко, 1954, Киевский т-р муз. комедии). Написал музыку к пьесам: "Былое" ("Бувальщина") Велисовского, "Цыганка Аза", "Как колбаса да чарка..." (все соч. 1909), "Богдан Хмельницкий" (не оконч.) Старицкого, "Гайдамаки" (по Шевченко, 1920, Первый гос. драм. т-р УССР им. Шевченко, Харьков); к мелодекламациям: "Дзинь-дзинь" Вороного, "Сосна" Олеся. С 1907 выступал как муз.-театр. критик, писал рецензии на оперные спектакли. С 1918 преподавал в Муз.-драм. ин-те им. Лысенко (Киев).

Лит.: КозицькийП., Кирило Стеценко, "Музика", Кив, 1923, .ј;ј 2, 3-5; Горюх?наН., Фремова Л.. К. Г. Стеценко, Кив, 1955; Пархоменко Л., Кирило Григорович Стеценко, Кив, 1963. А. Ив.

СТЕШ‚НЕО, Иван Никифорович [12(24).1.1894- 3.V.1937] - укр. сов. артист оперы (бас-кантанте). Род. в семье крестьянина. Пению обучался в Италии у проф. Дельфиуме и Люченти. В 1914 дебютировал на оперной сцене в Бергамо. Пел в Риме, Бергамо и др. городах Италии, а также (в 1921-31) в Польше, Англии, Франции, США. Часто выступал перед рабочей аудиторией с исполнением рус. и укр. нар. песен. В 1917-21 был солистом Киевского, а в 1931-34- Харьковского т-ра оперы и балета, в 1934-37 - Укр. филармонии. Гастролировал во мн. городах СССР.

Партии: Тарас Бульба (о. п. Лысенко), Сусанин, Борис Годунов, Мельник; Владимир Галицкий ("Князь Игорь"), За растре ("Волшебная флейта"), Мефистофель (о. п. Бойто и "Фауст" Гуно), Рамфис ("Аида"), Доктор ("Воццек" А. Берга), Дон Базилио.

Лит.: "Вечерняя Москва", 1936, 4 февр., ј 28, с. 3; "Сов. Сибирь", 1935, 21 апр., .ј 84, с. 4. О. И.

СТЙБОР (Stibor), Ольдржих (16.III.1901-10.1. 1943) - чехословацкий режиссер. Чл. Коммунистич. партии ЧССР. Будучи студентом правового ф-та Пражского ун-та, С. пытался создать театр. студию в г. Ост-раве. В 1931 с небольшим коллективом актеров выступал в Интимном т-ре в Праге и вскоре был приглаш„н режиссером в драматич. труппу т-ра в Оломоуце, где работал до 1940. Во время оккупации был арестован и заключ„н в концлагерь. В 1935 С. приезжал в СССР. Свои впечатления о советском театре описал в книге "Путь к сцене в СССР". С. утверждал активное воздействие т-ра на зрителя, его увлекал массовый, политич. т-р.

С. часто обращался к опыту А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда, прогрессивных реж. Запада. Крупнейшим событием театр. жизни Чехословакии была постановка С. "Оптимистической трагедии" (1935) в т-ре Оломоуца. Во время войны погиб в фашистском застенке. В память о С. т-р в г. Оломоуце носит его имя.

Пост. С.: "Квадратура круга" Катаева (1931), "Пани Ню" Дымова (1933), "Воскресение" по Л. Н. Толстому (1936), "Bacca Железнова" (1937), "Ревизор" (1940) и др., ставил также оперы: "Евгений Онегин" (1936), "Русская леди Макбет" ("Леди Макбет Мценского уезда") Шостаковича (1937) и др.- все пост. в г. Оломоуце.

Соч.: Cestou k jevisti v SSSR. Spolecnost pro kulturni a hospodarske styky se SSSR, Prerov, 1935.

Лит.: Na pamet Oldricha Stibora, "Divadelni zapisnik", Praha, 1946, .ј 7-8; O Stibor a sovetske hry na nasem jevis-ti, cislo 9, Olomouc, 1957. Д. Сол.

СТЙВЕНС (Stevens), Райз (р. 11.VI.1913) - амер. артистка оперы (меццо-сопрано). В 1935 окончила Джульярдскую муз. школу в Нью-Йорке. В 1936-38 пела в Нем. т-ре в Праге. Гастролировала в Венской гос. опере, т-ре "Колон" (Буэнос-Айрес), на Глайнд-борнском фестивале 1939, в т-рах "Гранд-Опера" (1949) и "Ла Скала" (1954). С 1938 - ведущая солистка т-ра "Метрополитен-опера". С. обладает голосом сочного, нежно-бархатистого тембра, с глубоким и насыщенным нижним регистром. Лучшая партия - Кармен.

Среди др. партий: Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Миньон (о. п. Тома), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Октавиан ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Марфа ("Хованщина"). В с. Т.

СТИЛ (Steele), Ричард (12.III.1672-1.IX.1729)- англ. драматург, журналист. Один из основоположников просветительской комедии. Учился в Оксфорде (1684-89). В своих бытовых комедиях - "Похороны, или Модная печаль" (1701), "Любовник-лжец" (1703), "Нежный муж" (1705), "Совестливые влюбл„нные" (1722) - выступал против безнравственности драматургии эпохи Реставрации. Нравоучительность комедий С. иногда доходила до риторики, но пьесы С. пользовались успехом, т. к. в них была показана жизнь различных слоев англ. общества. Героем комедий С. был обычный рядовой человек, надел„нный высокими моральными качествами. Пьесы С. были написаны живо, остроумно. В комедиях С. выступали крупнейшие англ. актеры (К. Сиббер, А. Олфрид и др.). С. совм. с Дж. Аддисоном выступал как издатель и автор (псевд. Исаак Биккер-стаф) в сатирико-нравоучительных журналах "Болтун", "Зритель" и др. (в них содержатся также высказывания С. о т-ре и драматургии).

Соч.: The best plays of the old dramatists: R. Steele, L., 1894; The letters of R. Steele, L.-N. Y., 1927.

Лит.: Дживелегов А.иБояджиев Г., История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года, М.-Л., 1941, с. 424-425; История английской литературы, т. 1, вып. 2, M,-Л., 1945; Ташкентский театрально-художественный ин-т им. А. Н. Островского. Записки, вып. 2, 3, Ташкент, 1957, 1959 (ст. Н. В. Минц); A i t k e n G. A., Life of Sir R. Steele, v. 1-2, L., 1889; D о Ь s o n A., R. Steele, v. 1-4, L., 1896; С о n n e 1 у W., Sir R. Steele L., 1934; Loftis J., Steele at Drury Lane, Berkeley, 1952. В. Ю.

СТЙЛУ (Stillu), Панди (р.З.III.1914) - албанский актер. В 1932 начал творч. деятельность в Румынии. Работал в различных т-рах страны, принимал участие в создании Т-ра им. А. Моисеи в г. Дурресе, где пост. "Девушку из деревни" Гьяты. Среди др. пост.: "Нашествие", "За тех, кто в море!"; "Лейпцигский процесс" Компанейпа и Кронфельда, "Наша земля" Яковы. Д. А г.

СТИНЬЯНИ (Stignani), Эбе (р. 10.VII.1907) - итал. артистка оперы (меццо-сопрано). Музыке обучалась в консерватории в Неаполе. Дебютировала в 1925 на сцене т-ра "Сан-Карло" там же. В последующие годы пела в Венеции, Милане (т-р "Ла Скала", 1927) и др. городах Италии. Гастролировала в Лондоне, Берлине, Париже и др. городах мира. В 1957 оставила сцену.

Одна из видных оперных певиц 20 в., С. обладала высокой техникой бель канто, свободной и благородной фразировкой.

Партии: Адальджиза ("Норма"), Аида; Леонора ("Фаворитка" Доницетти), Ульрика, Азучена, Мэг Пэдж ("Бал-маскарад", "Трубадур", "Фальстаф" Верди), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Семирамида (о. п. Россини), Орфей ("Орфей и Эвридика" Глюка), Миньон (о. п. Тома), Ортруда ("Лоэнгрин"), Кармен; Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Лукреция (о. п. Респиги, 1-я пост. 1937) и др

Лит.: L а и г i-V о 1 р i G., Voci parallele. Mil., 1955.

Св. Г. СТОЙЧЕВ, Петр (12.XII.1879-20.III.1945) - болг. актер. В 1903 окончил Петерб. драм. курсы. В 1896 начал сценич. деятельность в Софии в труппе "Заря" под рук. Б. Пожарова. В 1897 организовал труппу "Артист". В 1897-99 работала театре "Слеза и смех". В 1900 совм. с С. Бычваровым основал в Вар-не театр. труппу. В 1903 - актер и режиссер театральной труппы "Лира" в Русе, затем актер "Совр. т-ра" М. Икономова; в 1904-05, 1906-19 работал в софийском Нар. т-ре. В 1905 с труппой актеров основал "Свободный т-р". С 1919 - актер, худ. рук. и директор т-ра оперетты "Свободный т-р". В 1925-Г-26 и в 1935-36 был директором и режиссером Русенского т-ра, в 1927-29 - директор Нар. т-ра и Нар. оперы в Софии. В 1929 основал частный Т-р П. Стойчева. В 1940 был организатором "Т-ра для маленьких". В 1936-39 и в 1941-44 - директор Плов-дивского т-ра. В 1943 совм. с Т. Стойчевой организовал детский т-р "Балкан" (ныне - Т-р нар. молод„жи). С.- последователь принципов МХАТа. Он пропагандировал рус. драматургию, перев„л на болг. яз. "На дне". Лучшие роли: Сатин и Счастливцев. Среди др. ролей: Бобчинский; Подкол„син, Жевакин ("Женитьба"), Юст ("Дурак" Фулда), Слав ("Борислав" Вазова). В числе пост. С.- "Женитьба" (1903, труппа "Лира"); "Пер Гюнт" Ибсена (1919, "Свободный т-р") и др.

Лит.: П e н e в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 4, София, 1958. . fie.

СТОЙЧЕВА, Теодорина Петрова (6. V.I 887-9.11. 1956)- болг. актриса. Засл. арт. НРБ (1949). Дебютировала в 1904 в передвижной труппе "Борба" в роли Альмы ("Честь" Зудермана). В 1905 вступила в труппу "Свободного т-ра", с к-рой гастролировала по стране С 1906 - актриса Нар. т-ра (София). В 1908 совм. с С. Бычваровым проходила практику в МХТ. С. обладала природной грацией, сильным, интонационно богатым голосом, большим темпераментом. В начале сценич. деятельности играла роли молодых героинь, в дальнейшем - трагедийные роли. Была лучшей исполнительницей роли Сарры в драме "Над пропастью" Вазова.

Роли: Тамара, Кремена ("Борислав", "Ивайло" Вазова), Милка ("Первые" Тодорова), Мария Магдалена ("Иуда" Му-тафова), Кручинина; Аксюша ("Лес"), Анна Каренина; Поля ("Мещане"), Наймычка (о. п. по Шевченко), Медея (о. п. Ев-рипида), Электра (о. п. Софокла), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), фру Альвинг; Сольвейг ("Пер Гюнт" Ибсена), герцогиня Падуанская (о. п. Уайльда), Мать ("Эпоха, в которую жив„м" Чапека) и др.

Лит.: "Театър", С., 1955, бр. 3, с. 54-57; там же, 1956, бр. 3, с. 80. А. Ив.

СТОКГОЛЬМСКАЯ КОРОЛ‚ВСКАЯ ОПЕРА - см. Шведская Королевская опера.

СТОКОВСКИЙ (Stokowski), Леопольд (р. 18.IV. 1882, Лондон) - амер. дириж„р. Музыке учился в Оксфорде у Г. Пэрри и Ч. Станфорда, позже - в парижской Консерватории. Как дириж„р впервые выступил в 1908 в Лондоне. В 1912-36 руководил Филадельфийским симф. оркестром. В 1931 в Филадельфии С. дирижировал первой амер. пост. оперы А. Берга "Воп-цек". С 1949 С. руководил (совм. с Д. Митропулосом) Нью-Йоркским филармонич. оркестром и выступал с др. оркестрами. В 1936 и 1958 гастролировал в СССР. Один из крупнейших дириж„ров 20 в., С. выступал и как композитор. Снимался в муз. фильмах.

Соч.: Музыка для всех нас, пер. с англ., М., 1963. Лит.: Шнеерсон Г.,Л. Стоковский, "Сов. музыка", 1941, ј 5; С е р г е е в И., Л. Стоковский в Москве, там же, 1958, ј 8. Ал. М.

СТОЛЕРМАН, Самуил Александрович [9(21).XII. 1874-22.XII.1949] - рус. сов. дириж„р. Засл. арт. Груз. ССР (1924), нар. арт. УССР (1937). С 1905 занимался дирижированием у проф. В. И. Сафонова в Москве. В 1907-08 - дириж„р оперной труппы в Перми. Работал во Владивостоке, Благовещенске, Москве, Тбилиси, Баку и др. городах. В 1927-44 - гл. дириж„р, муз. рук. Одесского т-ра оперы и балета, в 1944- 1949- гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Под рук. С. впервые пост. оперы: "Алмаст" Спендиа-рова на укр. (1930, Одесса), груз. (1932, Тбилиси) и арм. (1933, Ереван, на открытии т-ра) языках, "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1919), "Кето и Котэ" (1919) и "Лейла" (1922) Долидзе, "Тамара Коварная" М. Баланчивадзе (1926, все - в Тбилиси), "Разлом" Фемелиди (1929), "Золотой обруч" ("Захар Беркут") Лятошинского (1930), "В плену у яблонь" Чишко (1931), "Трагедийная ночь" Данькевича (1935; все - в Одессе).

Др. пост.: "Лоэнгрин", "Севильский цирюльник", "Аида" (все в 1923), "Борис Годунов" (1924; все - в Баку), "Царская невеста" (1925), "Кармен" (1926); "Тарас Бульба" Лысенко (1932; все - в Тбилиси), "Л„д и сталь" Дешевова (1930), "Майская ночь" Лысенко (1937), "Иван Сусанин" (1940), "Да-иси" Палиашвили (1941; все - в Одессе), "Тарас Бульба" в нов. ред. Л. Н. Ревуцкого (совм. с К. А. Симеоновым, 1947, Т-р оперы и балета им. Шевченко). А. Ив.

"СТОЛИЧНАЯ ДРАМАТЙЧЕСКО-бПЕРНАЯ ТРУППА"- болг. труппа. Осн. в 1890 в Софии по инициативе И. Шишманова и А. Константинова. В драм. отделение вош„л почти весь состав труппы "Основа":

В. Кирков, Г. Киров, В. Налбуров, И. Попов, Ш. Попова и др. Оно открылось в помещении т-ра "Основа" 6 окт. 1890 спектаклем "Ижиния" Пелико. В 1890 были пост.: "Руска" Вазова, "Пенчо Кырлеж" Шишманова, "Женитьба)); "Семья преступника" Джакометти и др. С 1891 спектакли шли в театр. зале "Славянская беседа", ставились: "Иванко" Друмева, "Анджело" Гюго, "Коварство и любовь". Директор т-ра - Д. Казаков, реж. И. Попов.

Оперную труппу составили болгарские (Д. Казаков, И. Славков) и чешские (О. Добшова, А. Кратохвилова, Я. Хашек) певцы. Дириж„р А. Букорещлиев, реж. Я. Хашек.Спектакли начались в 1891 (ставили "Фауст" Гуно, "Трубадур", сцены из опер "Евгений Онегин";

"В колодце" Блодека и др.).

Летом 1891 драм. отделение выделилось из труппы, а оперное отделение было преобразовано в "Столичную оперную труппу", к-рая в том же году пост. первую оперу на болг. яз. - "Лукреция Борджиа" Доницетти, затем "Травиату" и "Аиду" Верди, "Сельскую честь" Масканьи и др. После выхода из труппы чеш. певцов (в связи с материальными трудностями) она в 1892 прекратила сво„ существование. На е„ базе возник новый т-р "Слеза и смех".

Лит.: Казаков Д., Материали по историята на на-родния театър и опера. С., 1929; С а г а е в Л., Българското оперно творчество. С., 1958; Державин К., Болгарский театр. М.-Л., 1950. А. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница