Наши партнеры

Купить одежду Вологда.
автомобиль

Театральная энциклопедия
(страница 410)


СЫБЕВ, Сыбчо (5.IV.1899-29.V.1950) - болг. ар-тист оперы (лирико-драматич. баритон). Засл. арт. НРБ (1949). В 1921 окончил Римскую консерваторию. В 1921-25 и в 1932-48 - солист софийской Нар. оперы. Гастролировал в странах Европы, Африки, Австралии, Америки. В 1948-50- худ. рук.варнеп-ской Нар. оперы. Партии: Никола ("Гергана" Атапа-сова), Собо ("Момчил" Пипкова), Риголетто; Жермон, Яго ("Травиата", "Отелло" Верди), Жерар ("Анд ре Шенье" Джордано) и др. Выступал в концертах с исполнением болг. нар. песен. В„л педагогич. деятельность. Димитровская пр. (1950).

Лит.: Андреев А., Първи български оперни певци и певици. С., 1961. А. Ив.

СЫРТЛАНОВ, Рим Султанович [р. 22.VIII(4.IX). 1908]-башк. сов. актер. Нар. арт. Башк. АССР (1954), засл. арт. РСФСР (1955). В 1930 окончил театр. отделение Техникума иск-в (Уфа). Сценич. деятельность начал в 1928 как статист Башк. т-ра драмы (Уфа), с 1930 - актер этого т-ра. В„л педагогич. работу в Уфимском театр. уч-ще.

Роли: Рух ("Шах-Намэ" Фирдоуси), Закир ("Черноликие" Гафури), Сарагул ("Тансулпан" Даяна), Чапаев ("Н,а берегах Ак-Идели" Нигмата), Шавкатов ("Одинокая бер„за" Ка-рима), Сахаров ("Девон" Абдуллина), Файзи Курамшин ("Раиса" Асанбаева), Кашапов ("Генерал Шаймуратов" Абдуллина и Насырова), Ильяс, Акназар ("Огненный вихрь", "Соседи" Мирзагитова), Гаделыпа, Егорыч ("Таинственная мелодия", "Навстречу бури" Ишмуратова), Файзи (о. п. Асанбаева), Дервиш ("В ночь затмения луны" Карима),Прибытков, Кнуров ("Последняя жертва", "Бесприданница"), Астров;

Берсенев ("Разлом"), Карпо Карпович ("Не называя фамилий" Минко), Гордей Павлович ("Чти отца своего" Лаврентьева) и др.

Лит.: С а и т о в С., Зрелость творчества, "Сов. Башкирия", 1959, 25 окт., JsTe 252; Ахметшин Г., Шавкатов и его друзья, "Сов. искусство", 1953, 25 февр., ј 17 (1509). Л. Ив.

СЫРТЛАНОВА (наст. фам. - Шляхтина), Елизавета Александровна (22.XI.1881-1962) - та-тарско-башк. сов. актриса. По национальности русская. Засл. арт. Башк. АССР (1932). Герой Труда (1926). В 1911 дебютировала в ролях Матери и Гайни в тат. спектакле "Несчастный юноша" Г.Камала, пост. М. Мутина. В 1912-15 работала в передвижной тат. любит, труппе. В 1915-19 - актриса тат. труппы "Ширкат" (Оренбург), в 1919-20 - актриса и режиссер тат. труппы в Бирске. В 1920-23 - актриса и режиссер тат. и башк. трупп в Уфе, Стерлитамаке, Свердловске. В 1923-25 организовала ряд татарских, башк. и рус. драм. самодеят. кружков в городах Сибири. В 1925-33 работала как актриса и режиссер в татарско-башк. труппах в Оренбурге, Бирске, Стерлитамаке, Магнитогорске, Баймаке, Белорецке. Перевела на тат. язык пьесы: "Без вины виноватые", "На бойком месте", "Шторм"; "Приговор" Левитиной, "Своим пут„м" Градова и др.

Роли: Бадига ("Галиябану" Файзи), Сарбти ("Разврат" Камала), Кручинина, Гурмыжская; Кабаниха, Евгения, Кукушкина ("Гроза", "На бойком месте", "Доходное место"), Матр„на ("Горькая судьбина" Писемского), Розалия ("Семья преступника" Джакометти), Валентина ("Вторая молодость" Невежина), Поэт ("Гимн труду") и др. А. Ив.

СЫРЧАДЖЙЕВ, Стефан Николов (р. 25. XIL 1912) - болг. режиссер. В 1936 окончил драм.школу при Нар. т-ре в Софии. В 1938-39 работал режиссером в т-ре "Комеди Франсез" (Париж). В 1940с группой молод„жи основал в Софии "Опытный т-р" ("Авангардный т-р"), стремясь противопоставить его деятельность рутине официальной сцены, но ограничился лишь формально-новаторскими поисками. Был реж. Нар. т-ра в Скопье (Югославия). В 1945-59-реж. Нар. т-ра (София). Проф. Высш. ин-та театр. иск-ва.

Пост.: "Господин де Пурсоньяк" Мольера (1940, "Опытный т-р"), "Буйная молодость" Церковского (1946), "Борса-новы" Кюлявкова (1947), "Тревога" Василева (1948), "Разведка" Стрелкова (1949), "Обыкновенный человек" Леонова (1950), "Разлом" (1950), "Ромео и Джульетта" (1954); "У подножия Витоши" Яворова (1956), "Вера" Генова (1954), "Судья и ловушке" Филдинга (1958), "Над пропастью" Вазова (1958)-все в Нар. т-ре; "Баня" (1957) в Софийском т-ре сатиры и др.

Лит.: П е н е в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 4, С., 1958, с. 344-45. А. Ив

СЫЧУАНЬСКИЙ ТЕАТР-один из видов'кит муз. театра. См. Чуаньцзюй.

СЪ‚ПИ (Siepi), Чезаре (р. 10.II.1923) - итал. артист оперы (бас-кантанте). Учился в Миланской консерватории. В 1946 дебютировал на сцене венецианского т-ра "Фениче" в опере "Эрнани" Верди (партия де Сильва). В 1946-50 и 1955-57 пел в т-ре "Ла Скала". Гастролировал в Барселоне, Лондоне, Нью-Йорке (в "Метрополитен-опера") и др.городах. Выступал на муз. фестивалях в Зальцбурге (1954) и Флоренции (1956). С.один из лучших басов сер. 20 в. Обладает голосом широкого диапазона (исполняет партии высокого и низкого баса), мягкого тембра. Исполнение С. отличается вок. мастерством, тонким чувством стиля, выразит, фразировкой. Лучшая партия С.- Дон Жуан в о. п. Моцарта.

Др. партии: Филипп, Амонасро, Набукко ("Дон Карлос", "Аида", "Набукко" Верди), Генрих VIII ("Анна Болейн" Доницетти), Дон Базилио; Оровез ("Норма"), Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Борис Годунов.

Лит.: Current biography. 1955, N.Y., [1956]. Св. Г.

СЭВАМОНО (сэвак„гэн) - вид драмы в япон. театре Кабуки. С.- бытовые пьесы из жизни горожан. Появились в конце 17 в. Исполнялись после основной пьесы и потому получили также название нибаммэ (второй номер). Постепенно С. приобр„л самостоятельное значение. Этому способствовала деятельность драматурга Намики Гохэя. К концу 18 в. стали самостоятельной и обязательной частью представления т-ра Кабуки. С 18 в. С. называли также и пьесы кукольного т-ра дз„рури. Имеются разновидности С., к-рые определяются их тематикой: пьесы из жизни воров, бродяг, мошенников (кидзэвамоно) и пьесы на бытовые темы из жизни бурж. общества (дзангири) и др.

Лит.: Конрад Н. И., Японский театр. в сб.: Восточный театр. Сб. статей. Л., 1929; Каватакэ Сигэтоси, Кабуки си-но кэнкю, Токио, 1943 (на япон. яз.); Е а г 1 е Е., The Kabuki theatre, L., 1956. Д. Г.

"СЙДЛЕРС-УЭЛЛС" (Sadler's Wells Theatre) - одно из старейших театр. зданий Лондона. Построено в 1683 Сэдлером в сев. пригороде Лондона вблизи целебного источника (Sadlers Wells - источник Сэдле-ра). Первоначально здание т-ра было деревянным, в 1765 на его месте было построено новое каменное здание, сохранившееся в реконструированном виде до наст. времени (восстановлено после бомбардировок в 1945-46). Закон о монополии т-ров "Друри-Лейн" и "Ковент-Гарден", действовавший почти два века (1663-1843), мешал т-ру регулярно ставить драм. спектакли. Репертуар т-ра составляли пантомимы, балладные оперы, балетные дивертисменты. В 1764 здесь была пост. "Буря" Шекспира, в 1802 состоялись выступления Э. Кина.

Наиболее значит, период в истории развития этого т-ра связан с именем актера и режиссера С. Фелпса, владевшего т-ром в 1844-63 и руководившего его труппой совм. с миссис Уорнер. После отмены театр. монополии деятельность Фелпса способствовала вы-движейию "С.-У." в число ведущих лондонских т-ров. В репертуаре "С.-У." были лучшие произв. англ. драматургии Возрождения и Реставрации, пьесы Шекспира: "Ричард II", "Троил и Крессида", "Тит Андроник".

В последней трети 19 в. и первой трети 20 в. в т-ре "С.-У." выступали разл. труппы, в репертуаре к-рых была развлекат. драматургия. На сцене "С.-У." чередовались драматич., оперные и балетные спектакли. В 1931 Л. Бейлис организовала балетную труппу (совм. с Н. де Валу а). В 30-е гг. особой популярностью пользовались спектакли балетной труппы:

"Сильфиды" на муз. Шопена (1932), "Коппелия" (1933), "Жизель" (1934), "Лебединое озеро" (1934); "Фасад" Уолтона (1935), "Шахматы" Блисса (1937), "Спящая красавица" (1939) и др., а также ряд одноактных балетов. В послевоенные годы "С.-У." приобр„л широкую известность как оперный т-р.Пост. оперы: "Тоска" (1960); "Испанский час" Равеля (1961), "Лисичка-плутовка" Яначека (1961, впервые в Англии), "Евгений Онегин" (1962); "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1963), "Фрейшютц" (1965). Ведущие солисты оперы: А. Джюн, М. Кольер, Д. Бронхилл, П. Глоссок и др. Гл. реж. оперной труппы - Г. Б. Шоу. При "С.-У." существует гастрольная труппа, выступающая в провинциальных городах Англии.

Лит.: Baker H., History'of the London stage and its famous players. 1576-1903, L.-N. Y., 1904; С 1 a r k e M.. The Sadler's Wells ballet. A history and an appreciation, L., 1955; Stapleton M., The Sadler*s Welles Opera, L., 1954. В. Ю.

"СдДЛЕРС-УЭЛЛС БАЛЛЕ" - англ. балетная труппа. Осн. в 1931 в Лондоне H. де Валу а при т-ре "Сэдлерс-Уэллс". Вначале труппа наз. "Вик Уэллс балле", затем, с 1942,- "С.-У. б.". Выступала в зданиях т-ров "Олд Вик", "Сэдлерс-Уэллс". В дальнейшем выступления труппы проходили в т-ре "Ковент-Гарден". В состав худ. совета "С.-У. б." входили де Валуа, балетм. Ф. Аштон, композиторы А. Б лисе и X. Сэрл, художники Д ж. и M. Пайпер. С 1955 в состав совета включены профессор У. Колдстрем и С. Ситуэлл. Среди лучших пост.: "Спящая красавица" (1946), "Лебединое озеро" (1947), "Жизель" (1951), "Коппелия" (1954). В составе труппы - танцовщицы M. Фонтейн, В. Элвин, H. Нерина и др.; танцовщики - M. Соме, Дж. Харт, А. Грант и др. С 1957 труппа именуется Королевский балет.

СЙНТЛИ (Santley), Чарлз (28.II.1834-22.IX. 1922)*-англ. артист оперы (баритон). Пению обучался в Милане и в Лондоне (у M. Гарсиа-сына). Дебютировал как оперный певец в Павии (1857), но вскоре вернулся на родину. В Англии приобр„л популярность как исполнитель партий в ораториях Генделя, Гайдна, Мендельсона-Бартольди. С 1859 выступал в лондонских т-pax ("Ковент-Гарден" и др.), преим. во франц. и итал. репертуаре. После триумфа в роли Валентина на англ. премьере "Фауста" (1863; Ш. Гуно специально для С. написал каватину "О, всесильный бог любви") С. гастролировал в городах Европы, Америки, Австралии, Новой Зеландии. С конца 1880-х гг. выступал эпизодически.

С. был одним из выдающихся представителей англ. вок. иск-ва. Его исполнение отличалось бурной эмоциональностью (с большой силой выражал он остротрагедийные конфликты), а также юмором, тонкой лирикой. Лучшие партии С.: Граф, Дон Жуан ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта, Риголетто; Невер ("Гугеноты"), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера), Голландец ("Летучий голландец" Вагнера). С. принадлежит ряд работ по вок. педагогике ("Ученик и певец", 1892, "Педагог-вокалист", 1900, "Искусство пения", 1908)имемуары ("Воспоминания", 1909). Be.Т.

СЭРИФУ - термин япон. т-ра Кабуки, обозначающий сценич. речь. С. различаются по характеру интонаций: дзидай-но-С. - вычурная декламационная речь, произносится гортанным голосом (используется в историч. пьесах-дзидаймоно), сэва-но-С.- спокойная речь, близкая к бытовой (используется в бытовых пьесах-сэвамоно). С. разделяются и по форме исполнения: ватаридзэрифу-переходящая реплика, когда один исполнитель произносит первые слова фразы, а другой, стоящий рядом, продолжает е„ и т. д. (обычно эти действующие лица являются единомышленниками). Заключит, слова произносят все вместе. Другая разновидность - какэаидзэрифу - перекликающаяся реплика. Е„ произносят два актера поочер„дно, как бы перекликаясь; заканчивают оба актера одновременно. Существуют и др. разновидности С. (более 5). Л. Г.

СЮИТА (франц. suite, букв.- ряд, последовательность) - 1) Циклич. муз. форма из неск. самостоят., обычно контрастирующих между собой частей, объедин„нных общим художеств. замыслом. Развилась из сопоставления двух танцев - медленного (павана) и живого (гальярда). Классич. тип старинной танц. С. (16-18 вв.) состоял из 4 частей: умеренно медленная аллеманда, быстрая или умеренная куранта, медленная сарабанда и стремительная жига. Жи] часто предшествовали 'менуэт, бурре, гавот, полон и т. д., аллеманде - прелюдия (иногда с фугой). Bi сокие образцы С.- у Баха и Генделя. К концу 18 ] С. вытесняется сонатой, симфонией и родств. ей BI дами камерной музыки.

В 19-20 вв. появляется С. нового типа - из пы нетанц. склада, но включающая нередко и новые муз танц. формы, напр. вальс. Нек-рые С. объединен программой: "Шехеразада" Римского-Корсаковс "Картинки с выставки" Мусоргского (обе эти С. и пользованы в т-pax как муз. основа для балетны спектаклей). Балеты ставят также на С., составленны из неск. произв. одного композитора,- "Шопениа на", "Штраусиана", "Скрябиниана" (как правиле подобные С. составляются не самим автором, а др лицами).

С сер. 19 в. видное место заняла С., составленна из театр. музыки (балетные сюиты Чайковского Прокофьева, Хачатуряна, С. из музыки Грига к драм Ибсена "Пер Гюнт", из музыки Бизе к драме Доде "Ар лезианка" и др.), а в 20 в. также из музыки к кино фильмам. Встречаются и вокальные, в частности хоро вые, С. 2) С. танцевальная - хореографич композиция, состоящая из неск. танцев, объединении: одной темой. Чередование танцев в С. предполагав' контрастные смены медленных и быстрых ритмов. С нар. танцев может быть составлена из танцев разл. на родов (рус., укр., груз., польск. и любых других пля сок) или построена на танцах одного народа (на основа рус. хороводных танцев, переплясов и др.). Формг танц. С. широко применяется в классич. балете (тан цы в "Лебедином озере", где последовательно чередуются исп., неаполитанский, венг. и польск. танцы)

Лит.: Попова Т., Музыкальные жанры и формы 2 изд., M., 1954.

СЙЛЛИВЕН (Sullivan), Артур (1842-1900) -англ. композитор. См. Салливен А.

СЯЛЛИК, Алфред (24.VI.1890-6.IX.1943)- эстонский артист оперы и оперетты (лирич. тенор). Учился пению в Петерб. консерватории, позднее совершенствовался в Германии и Италии. В начале творч. деятельности выступал в драме. Роли: Кассио ("Отелло"), Арбенин ("Маскарад") и др. В 1910-28 и 1935-40 был артистом и режиссером т-ра "Эстония". Иск-во С. способствовало развитию эст.проф. муз. т-ра. Был первым исполнителем партий в пост. рус. и зап.-европ. оперной классики на эст. сцене: Ленский; Педро ("Долина" д'Альбера), Каварадосси, Канио, Альфред и др. С большим успехом выступал в оперетте: Эдвин ("Сильва" Кальмана), Данило ("Вес„лая вдова" Лега-ра), Парис ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Штефан ("Вес„лый крестьянин" Фалля) и др. Выступал и как режиссер. Пост. пьесы: "Друг Джек" Моэма (1919), "Друзья молодости" Фульды и др.; оперы: "Травиата" (1915), "Сельская честь", "Паяцы" (обе в 1919) и др.; оперетты: "Продавец птиц" Целлера (1924), "Марица" (1925), "Баядера" (1928) Кальмана и др.

X. Кыр., Леа Т.

СЯНЦЗЮЙ - кит. нар. муз.-драм. т-р провинции Хунань. Получил распространение в 15-17 вв. (в период династии Мин). Сохранился как театр. форма и в совр. кит. т-ре. В зависимости от территориального распространения существуют разновидности С.: сев. С. (район г. Чанша), в к-ром преобладают мелодии сев. части провинции, особый вид нерифмованной декламации; хэньянский С. - более древнего происхождения, сохранил влияние т-ра кунъцюй с преобладанием мелодий юж. части провинции; дэчанский С. распростран„н в зап. провинции, для него характерно использование струнных инструментов (в отличие от др. форм С., где ведущий муз. инструмент - барабан); циянский С. популярен в Шаояне, Линлине и в сев. части провинции Гуанси, близок т-ру ханъцзюй, мелодически разнообразен и поэтому более широко распростран„н (особенно в 50-60-е гг. 20 в.).

Все виды С. ставят старинные пьесы на буддийско-религ. сюжеты, героико-патриотич. произведения традиционного ср.-век. т-ра: "Чжи тянь чжуан" ("Приобретение поместья"), "Пань Гэ энь ци" ("Пань Гэ прощает жену"), "Чжуй яо" ("Изгнание нечисти") и др. Сохранились видоизмен„нные пьесы т-ра куньцюй:

"Ляньхуань цзи" ("Цепочка"), "Юй цянь цзи" ("Яшмовые шпильки") и др.

Лит.: Чжунго сицюй яньцзю цзыляо чуцзи, Пекин, 1956 (на кит. яз.). Ал. Ж.

СЯО ДАНЬ - см. Дань.

СЯРЕВ, Андрес [р. 26.1(8.11). 1902] - эст. режиссер и актер. Засл. арт. Эст. ССР. В 1920-22 учился на курсах сценич. иск-ва, руководимых К. Юнгхоль-цем. В 1922 начал работать в т-ре "Угала" (г. Виль-янди). Затем был актером и режиссером в пярнуских т-рах - "Эндла" (1926-28), Рабочем т-ре (1928-30); в таллинских - Рабочем т-ре (1930-40) и т-ре "Эстония" (1939-49). С 1949 -в Т-ре им. Кингисеппа (Таллин). С. вн„с большой вклад в развитие рабочих т-ров в бурж. Эстонии. Инсценировал произв. эст. лит-ры(А. X. Таммсааре, Э. Вильде, О. Лутс). режиссерские работы С. отличаются тщательным воссозданием атмосферы эпохи, точным чувством стиля.

Пост.: "На задворках" Лутса (1934), "Отелло" (1936), "Платон Кречет" (1938), "Ромео и Джульетта" (1938), "Укрощение строптивой" (1940); "Новый сатана из Пыргупыхья" Таммсааре (1940), "Связь" Вильде (1940), "Васса Железнова" (1940), "Гамлет" (1945); "Жизнь в цитадели" Якобсона (1946), "Сирано де Бержерак" Ростана (1947), "Берег ветров" (1951) и "Король Каугатома" (1955) Хинта, "Варгамяэ" Таммсааре (1952, 1958).

актерские работы С. отмечены простотой выразительных средств, продуманностью, психологич. глубиной.

Роли: Эско ("Сапожники Нумми" Киви, 1934), Отелло (1936), Пер Гюнт (1936); доктор Мийлас ("Жизнь в цитадели", 1946). Автор либретто балетов "Калевипоэг" Каппа (1954), "Тийна" Аустер (1950), детской оперы "Хитрый Антс и Вана-паган" (1960).

Лит.: Naitejuhi kasiraamat, Tallinn, 1960. К. Каск.

СПИСОК НОВЫХ АВТОРОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ

(СМ. ТАКЖЕ СПИСКИ АВТОРОВ В 1-3-М ТОМАХ)

А. Ал. - Александр Дмитриевич Алексеев (Москва)

А. Гр. - Александр Борисович Грибанов (Москва)

А. Дин. - Акива Эльяович Динер (Москва)

Аза X.- Аза Асламурзаевна Хадарцева (Орджоникидзе)

А. Кар. - Анатолий Анатольевич Карягин (Москва)

Ал. Б. - Александр Алексеевич Бронников (Москва)

Ал. Д. - Альфонсас Юозович Дудис (Вильнюс)

Ал. Ж. - Алексей Николаевич Желоховцев (Москва)

Альб. К. - Альбина Витальевна Каллош (Москва)

А М.-П. - [Александр Шамильевич Мелик-Пашаев(]у[осква)

А. Ник. - Алла Михайловна Никитина (Москва) Ан. С. - Анатолий Викентьевич Соболевский (Минск) А. Рев. - Александр Иванович Ревякин (Москва) А. Рум. - Александр Александрович Румнев (Москва) А. Сад. - Александр Павлович Садовник (Черновцы) А. Чх. - Александр Сем„нович Чхеидзе (Тбилиси) А. Шор. - Аскерби Тахирович Шортанов (Нальчик) Б. Дис. - Белла Григорьевна Дисман (Москва) В. Дон. - Владимир Григорьевич Донадзе (Тбилиси) Вен. С. - Венера Архиповна Степанова (Минск) В. Кис. - Василий Александрович Кисел„в (Москва) В. Ком. - Виктор Григорьевич Комиссаржевский (Москва) Влад. П. - Владимир Николаевич Прокофьев (Москва) В. Над. - Вота Султановна Надирова (Баку) В. Ю. - Виктор Аронович Юзефович (Москва) Г. Д. - Галина Николаевна Добровольская (Ленинград) Г. Ког. - Григорий Михайлович Коган (Москва) Г. Ли - Геннадий Васильевич Ли (Москва) Г. Р. - Галина Васильевна Рубцова (Ленинград) Г. Pax. - Гулыпахназ Мамаджановна Рахманова (Москва) Г. Шум. - Георгий Павлович Шумилов (Москва) Дм. ттт. - Дмитрий Петрович Шестаков (Москва) Е. А. - Елена Владимировна Азерникова (Москва) Е. Кат. - Елена Клементьевна Катульская (Москва) Ек. Л. - Екатерина Николаевна Луганская (Киев) Ел. М. - Елена Ивановна Мурзина (Киев) И. В. - Инна Люциановна Вишневская (Москва) Ив. М. - Иван Иванович Мартынов (Москва) И. Дюш. - Игорь Борисович Дюшен (Москва) И. 3. - Ида Давыдовна Злотникова (Москва)

Из. Н. - Израиль Владимирович Нестьев (Москва) И. Лил. - Ирина Александровна Лилеева (Москва) И. М. - Ирина Григорьевна Мягкова (Москва) Ин. С. - Инна Наумовна Соломоник (Москва) Ир. М. - Ирма Юльевна Марцина (Москва) И. Рос. - Иосиф Болеславович Ростоцкий (Москва) Ир. Т. - Ирана Турска (Варшава) И. Шн. - Исаак Израилевич Шнейдерман (Ленинград) Кн. Г. - Кнарик Геворговна Григорян (Ереван) Лад. П. - Лада Панова (Болгария) Лил. П. - Лиана Джоджиковна Парзян (Москва) Л. Лаз. -Лазарь Ильич Лазарев (Москва) Люд. А. - Людмила Александровна Аганина (Москва) Люд. Д. - Людмила Сергеевна Данилова (Ленинград) Люд. Ш. - Людмила Александровна Шрубок (Киев) Map. Т. - Марина Александровна Турчинович (Москва) М. Ахм. - Махмуд Шарафович Ахмедов (Ташкент) М. Вал. - Майму Хуговна Вальтер (Таллин) М. Д. - Михаил Сем„нович Друскин (Ленинград) М. Йос. - Микола Кузьмич Йосипенко (Киев) М. Мам. - Мехти Мамедов (Баку) М. Ян. - Моисей Осипович Янковский (Ленинград) Над. М. - Надежда Ф„доровна Мурыгина (Москва) Н. Войт. -Наталия Ричардовна Войткевич (Москва)

Н Гор. [Николай Михайлович Горчаков (Москва)

Н. Ел. - Нина Генриховна Елина (Москва)

Н. Сац - Наталья Ильинична Сац (Москва)

Н. X. - Нэргиз Рамазановна Халилова (Баку)

О. Д. - Ольга Викторовна Домбровская (Москва)

О. И. - Олег Васильевич Иовса (Киев)

С. Гал. - Светлана Александровна Галкина (Москва)

С. и И. Йис. - Сима Герасимовна и Изидор Герасимович

Нисневич (Минск)

Сп. С. - Спартак Методиевич Савов (Москва) С. С. - Светлана Андреевна Серова (Москва) Т. Пон. - Тамара Николаевна Пономар„ва (Москва) Ф. В. - Фарида Везирова (Баку) Эд. К. - Эдуард Самуилович Капитайкин (Ленинград) Ю. В. - Юрий Борисович Виппер (Москва) Ю. Гл. - Юлия Сергеевна Глазунова (Москва) Я. Каг. - Ян Яковлевич Каган (Москва)

ТАБАКОВА, Цветана (27.1.1905 - 5.XI.1938) - болг. артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Окончила Софийскую консерваторию по классу И. Н. Вульпе. Сценич. деятельность начала в софийской Нар. опере. В 1931 выступала в Лондоне (вместе с Шаляпиным) в партиях Ярославны ("Князь Игорь") и Наташи ("Русалка"). Т. имела голос красивого тембра с металлич. оттенком, тонко владела нюансировкой.

Партии: Татьяна, Лиза, Купава; Мария ("Царь Калоян" Владигерова), Тоска; Мюзетта, Анджелика, Турандот ("Богема", "Сестра Анджелика" и о. п. Пуччини),Элеонора, Леоно-ра ("Трубадур", "Сила судьбы" Верди), Агата, Реция ("Вольный стрелок", "Оберон" Вебера), Сента, Эльза, Елизавета ("Летучий голландец", "Лоэнгрин", "Тангейзер" Вагнера) и др.

Лит.: Андреев А., Първи български оперни певци и певици. С., 1961, с. 12. ffg

ТАБАРЕН (Tabarin; настоящее имя и фам. --Антуан Ж и р а р , Girard, по др. источникам - Жан С а л о м о н, Salomon) (р. ок. 1584 - ум. 1626) - франц. актер нар. т-ра. Выступал на площадях Парижа в бродячей труппе Мондора. Разыгрывал (при участии др. персонажей) короткие комедийные сценки собств. сочинения, исполненные грубоватого юмора. С о ч.: Oeuvres completes de Tabarin..., t. 1-2, P., 1858.

ТАБИБУЛЛАЕВ, Сагди (р. 1906) - узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Занимаясь в педагогич. техникуме в Бухаре, был активным участником самодеятельного драм. кружка. В 1924-27 учился в Узбекской театральной студии в Москве; играл роль Добчинского (в 1935 - Хлестакова). В 1927 вош„л в труппу Самаркандского театра (впоследствии Т-р им. Хамзы).

Т. - яркий характерный актер широкого диапазона. Он отбирает точные детали, мастерски разрабатывает жест, интонации. С острой разоблачительной силой играл Т. кулака Яхшибая ("Честь и любовь" Яшена, 1936), предателя Мансура ("Алишер Навои" Уй-гуна и Султанова, Гос. пр. СССР, 1949), Ярового и Ели-сатова ("Любовь Яровая", 1937, 1952), злобного реакционера Гияс Ходжа ("Хамза" Яшена и Умари, 1942), Бакиджана ("Дядя и племянники" Бабад-жана, 1959), взяточника Сух-сурова ["Последние экземпляры" ("Голос из гроба") Кахха-ра, 1962] и др. Гуманизмом, лирикой проникнуты образы положительных героев, созданные Т.: уч„ный Лученко ("Предатели" Фатхуллина, 1938), антифашист Пешек ("Дорогой бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), слепой, но сильный духом нар. поэт, защитник угнет„нных и обвинитель угнетателей Нурбобо ("Неизвестный" Султанова, 1963). Т. - первый исполнитель роли В. И. Ленина на узб. сцене ("Человек с ружь„м" Погодина, 1940). актер виртуозно играет небольшие роли, в к-рых раскрывает тему забитого, униженного, но чистого душой "маленького человека" - Телегин ("Дядя Ваня" Чехова, 1957). Трагическим, жалким "маленьким человеком" представал в его исполнении Гибнер ("Ревизор", 1952, 1962), горькими раздумьями о жизни был исполнен образ Шута ("Король Лир", 1966), сочетающий гуманизм, лирику, глубину анализа, присущие творчеству Т.

Лит.: Гос. ордена Ленина академич. узб. театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957; Олидор О., В борьбе за сценический реализм, М., 1957; Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959; Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Таш., 1962. Я. Ф.

ТАБЛИАШВЙЛИ, Вахтанг Валерианович (р. 16.V. 1914) - груз. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Окончил режиссерский ф-т ГИТИСа (1939). С 1940 - режиссер и гл. режиссер Т-ра им. Марджанишвили. С 1956 - гл. режиссер Т-ра оперы и балета им. 3. Палиашвили.

Пост.: "Соломон Исакич Меджгануашвили" по повести Ардазиани (1940), "Кремл„вские куранты" (1941), "Бесприданница" (1944); "Царь Ираклий" (1942), "Непобедимые" (1945), "Давид Строитель" (1946) Готуа, "Ромео и Джульетта" (1949), "Антоний и Клеопатра" (1951) Шекспира, "Пастырь" по Казбеги (1948), "Майя из Цхнети" Канделаки (1955)в Т-ре им. Марджанишвили; "Отелло" (1959)- в Батумском т-ре; Даиси" Палиашвили (1957), "Десница великого мастера" Мшвелидзе (1961), "Трубадур" Верди (1962) - в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. Снял фильм "Кето и Котэ" (совм. с Ш. Гедеванишвили, 1948). Я. Ш.

ТАБОРДА (Taborda), Франсишку Алвиш да Силва (1 или 8.1.1824 - 5.III.1909) - португ. актер. В детстве был учеником в типографии, затем актером-любителем. В проф. т-ре дебютировал в 1846 на открытии т-ра "Жиназиу" (Лисабон) и за исключением неск. сезонов до конца жизни выступал на сцене этого т-ра. Прославился исполнением комедийных ролей. Играл в произв. нац. и зарубежной классич. драматургии. Особенную известность получили его выступления в пьесах Мольера (напр., в "Лекаре поневоле", 1894, Нац. т-р, Лисабон).

Лит.: R e b e l l o L. F., Teatro portugues: do romantismo aos nossos dias, v. l-2, Lisboa, 1959-61. 3. П.

ТАВАДЗЕ, Дмитрий Матвеевич [р. 6(19).II.1911 ]- груз. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1955. В 1930 окончил Тбилисскую Академию художеств по классу живописи (класс проф. E. E. Лансере). Еще будучи студентом, с 1926 работал в Т-ре им. Руставели.

Оформил спектакли: "Обруч" Самсонидзе (1932), "Осенние дворяне" Д. Клдиашвили (1936), "Альказар" Мдивани (1937), "Поколение героев" С. Клдиашвили (1937), "Потопленные камни" Мосашвили (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "Испанский священник" Флетчера (1954), "Тариэл Голуа" Киачели (1955), "Такая любовь" Когоута (1959), "Иркутская история" Арбузова (1950), "Детиморя"Хухашвили (1961),"Сотворившая чудо" Гибсона (1963), "Перед ужином" Розова (1963) и др.

Т. оформлял также в разные годы спектакли в т-рах им. Марджанишвили, Батумском, Кутаисском, Т-ре им. Грибоедова, Моск. т-ре драмы им. Пушкина, киевском им. Л. Украинки и др. Работы Т. характеризует острота и лаконизм худ. формы, экспрессия, красочность, тонкое ощущение жанра, ритмич. ч„ткость и рельефность. Эт. Г.

ТАВАДЗЕ, Тамара Георгиевна (р. 25.VII.1898) - груз. сов. художница. Засл. художник Груз. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Училась в Москве в Студии художников (1916-17). В 1917-22 работала в Тбилисском т-ре оперы и балета (ныне Т-р им. Палиашвили), оформила балетные спектакли:

"Карнавал" (1920), "Польский бал" (1921), "Цветы Гренады" (1922), пост. M. M. Мордкина. В 1924 участвовала в пост. оперы "Кето и Котэ" Долидзе в Т-ре рабочих, солдатских и красноармейских депутатов (эскизы костюмов). В 1928 окончила театрально-деко-рац. отд. художественно-технич. ин-та в Москве. В 1927-36 работала в Большом т-ре. Затем снова в т-рах Грузии; оформила спектакли: "Севильский цирюльник" Россини (1938) в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, "Мнимый больной" (1943) в Т-ре им. Марджанишвили, "Царь Ираклий" Готуа (1944) в Батумском т-ре и др.

Работы Т. красивы по колориту и отличаются ч„тким композиционным и планировочным решением. Лит.: Т. Г. Тавадзе. (Буклет), Тб., 1958. Я. Э. ТАВРИЗИАН, Михаил Арсеньевич [14(27).V.1907- 17. X. 1957] - арм. сов. дириж„р. Нар. арт. СССР (1956). Депутат Верх. Совета СССР 4-го созыва. Окончил Ле-нингр. консерваторию как альтист (1932) и как дириж„р (1934, класс А. В. Гаука). С 1925 работал альтистом в оперных и симф. оркестрах Ленинграда. С 1934 - дириж„р Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси). С 1935 - дириж„р, с 1938 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван). Под рук. Т. в Т-ре им. Спендиарова были пост. мн. рус. и зап.-европ. классич. оперы. Т. дирижировал пост. оперы "Аршак II" Чухаджяна (1945), а также операми арм. сов. композиторов: "Лусабацин" (1938) и "Героиня" (1950) Степаняна, "Давид-бек" Тиграняна (1956), "Арцваберд" Бабаева (1*957, подготовил к пост.) и др. Выступал как симф. дириж„р.

Живой артистич. темперамент, склонность к эмоц. контрастам сочетались у Т. со сдержанностью и строгостью исполнения. Гос. пр. СССР, 1946-за спектакль "Аршак II", 1951 - за спектакль "Героиня". В. Б р.

ТАВУЛАРИС (?????????,?), Дионисиос (1839- 1928) - греч. актер. На проф. сцене с 1858 (Константинополь). С 1866 играл в Афинах в труппе П. Суцаса, с 1875 возглавил труппу "Менандр"; в 1901-08 был в составе труппы "Королевского т-ра", вскоре после этого покинул сцену. Т. - один из ведущих актеров греч. т-ра 70-90-х гг. 19 в. Обладал красивой внеш ностью, был склонен к декламационной манере исполнения, к внешнему пафосу. Иск-во Т. отразило переход от классицистского т-ра к романтическому. С особым успехом выступал в ролях совр. ему греч. драматургов.

Роли: император Константин ("Фауста" Вернардакиса), Пигмалион ("Галатея" Василиадиса), Митрос ("Возлюбленный пастушки" Коромиласа), Тирезий ("Эдип-царь" Софокла), Гамлет, Отелло; Юлий Цезарь (о. п. Шекспира), Эрнани (о. п. Гюго) и др.

СОЧ.: ???????? ??????????????, ????., 1930. Д С

ТАГЙ-ЗАДЕ НИЯЗЙ - см. Ниязи.

ТАГЙРОВ, Афзал Мухутдинович [ 13(25). X. 1890- дек. 1937] - башк. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1913. Чл. Президиума ВЦИК СССР, председатель ЦИК Башк. АССР (с 1931), чл. бюро Башк. обкома партии. В 1925-27 учился в Комакадемии (Москва). Лит. деятельность начал в 1907; написал комедию "Бичура", высмеивающую невежество и суеверия (ставилась учениками медресе в Казани). В пьесе "Янчура" (соч. 1912, пост. 1917 башк. труппой в Оренбурге) героика нац.-освободительной борьбы показана в абстрактно-романтич. форме. В годы гражданской войны написал неск. агитпьес для первых тат.-башк. трупп, к-рые показывали их на фронте ("Бедные и голодные" и др.). Октябрьской революции и гражданской войне посв. пьесы Т. "В переходный период" (1923), "17-30" (1929, Башк.т-р драмы) и "Ала-Тау" (1932, там же), индустриализации - пьеса "Завод" (1932, там же), коллективизации - "Урняк" (1932, Передвижной башк. т-р) и "Сибиряк Гильман" (1930, Башк. т-р драмы). Т. принадлежат также драма "Вн-лочники" о кулацком восстании в Башкирии (1920), комедия "От шутки к серьёзному", пьеса для детей "Рассказ маленького Ахата" (соч. 1934). Пьесы Т. занимали важное место в репертуаре башк. т-ра. В условиях культа личности Т. был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

С о ч.: Найланма эсэрсэр, т. 3, ???, 1959; Урнэк, ???, 1932; Ала-tay, ???, 1935.

Лит.: МэЬэдиев М-, А. ТаЬиров пэм башкорт театры, "Октябрь", 1934, 5-6 Ьан; О творчестве Афзала Таги-рова, [сб.], Уфа, 1934; История башкирской советской лит-ры. Очерки, ч. 1 (1917-1941), Уфа, 1963. A. iifi.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница