Наши партнеры

Выгодно аренда машины саратов в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 413)


ТАКТАКИШВИЛИ, Отар Васильевич (р. 27.VII. 1924) - груз. сов. композитор, обществ, деятель. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Чл. ЦК Коммунистич. партии Грузии. Депутат Верх. Совета СССР (4-5-го созывов) и Груз. ССР (6-го созыва). Министр культуры Груз. ССР с 1965. В 1947 окончил Тбилисскую консерваторию (класс С. В. Бар-худа ряна). Автор оперы "Миндия" по мотивам поэзии Важа Пшавела (1961, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), телеоперы "Награда" (1963); музыки к спектаклям "Царь Эдип" Софокла (1956, Т-р им. Руставели), "Зимняя сказка" Шекспира (1958, M ХАТ), "Антигона" Софокла (1965, Т-р им. Франко), "Король Лир" (1966, Т-р им. Руставели); фильмам; симфонич., камерных, хоровых произв., в т. ч. ораторий: "Живой очаг", "По следам Руставели" (1964) и др. Т. - один из крупнейших сов. груз. композиторов. Его творчеству присущи светлый жизнеутверждающий характер, мелодич. богатство и жанровая многогранность. С 1949 вед„т педагогич. деятельность (с 1959 - доцент, в 1962-65 - ректор Тбилисской консерватории). Гос. пр. СССР (1951, 1952).

Лит.: Полякова Л., Отар Тактакишвили, М-, 1956;

Ромадинова Д. Г., Опера О. Тактакишвили "Миндия", М., 1963. В. Бр.

ТАКТАКИШВИЛИ, Шалва Михайлович [14 (27). VI II. 1900 - 18.VII.1965] - груз. сов. композитор, дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941). В 1928 окончил Тбилисскую консерваторию (класс С. В. Бархударяна). В 1937-39 - руководитель оперного класса, с 1941-профессор, с 1951-дириж„р оперной студии Тбилисской консерватории. Автор первой груз. симф. поэмы на революц. тему - "Поэма о 1905 годе", опер: "Депутат" (1940, Т-р оперы и балета им. Палиашвили), "Отарова вдова" (соч. 1942), детских опер - "Мир цветов" (соч. 1922), "Первое мая" (соч. 1924), "Осень" (соч. 1925); балета "Малтаква" (1937, Т-р оперы и балета им/Палиашвили); симфонич., камерных, хоровых и др. произв. В. Бр.

ТАКТАШ, Хади (1.1.1901 - 8. XII.1931) - тат. сов. драматург и поэт. Первая пьеса - трагедия "Сыновья земли" (1923, Тат. гос. т-р), выражающая протест против угнетения личности, религиозного дурмана. В героич. драме "Зарытое оружие" (1927, Тат. гос. т-р) Т. создал образ коммуниста, комиссара гражданской войны. В драме "Камиль" (1930, там же) показал жизнь тат. деревни в период коллективизации, рождение нового человека. Т. уделял много внимания проблемам морали, воспитания молодого поколения ("Потерянная красота", 1929, там же). Творчество Т. способствовало утверждению в тат. т-ре актуальных проблем современности.

Соч.: Пьесы. Рассказы. Статьи, Казан, 1953. Лит.: Х а и р и X., Хади Такташ, Казан, 1949; Г и з-з а т Б., Такташ - драматург, "Совет Одэбияты", 1952, ј 1; История татарской советской литературы, М., 1965. ф. Г.

ТАКЭМОТО, Гидаю I (1651 - 10.IX.1714) - певец-сказитель в япон. т-ре дз„рури. Учился у Иноуэ Харима - старейшего исполнителя дз„рури. Обладал выразительным голосом красивого тембра. Создал особый исполнительский стиль, названный его именем (гидайю), в к-ром собрал и обобщил вс„ лучшее, что было в муз. сказах дз„рури. Этот стиль сохраняется и в совр. япон. т-ре дз„рури. В 1684 основал т-р Такэмотодза", где осуществил первую пост. пьесы в стиле гидайю-"Ецуги Сога" Тикамацу Мондзаэмона. В 1686 пост. пьесу Тикамапу "Сюссэ Кагэки„". Дальнейшее сотрудничество Т. с Тикамапу способствовало развитию т-ра дз„рури. Л. Г.

"ТАКЭМОТОДЗА" - япон. т-р кукол дз„рури (т-р марионеток), осн. в 1684 в Осака певцом сказителем Такэмото Гидаю I. Для "Т." писали крупнейшие япон. драматурги Тикамацу Мондзаэмон и Та-кэда Идзумо. Здесь были впервые пост. "Сонэдзаки синдзю" (1703) и "Кокусэнъя Кассэн" (1715) Тикамацу Мондзаэмона, "Тюсингура" (1748) и "‚сицунэ сэмбон-дзакура" (1747) Такэда Идзумо и др. В дальнейшем эти пьесы стали ставиться на сцене т-ра Кабуки и до сих пор сохраняются в его репертуаре. Период расцвета деятельности т-ра - 1710-50. Во 2-й половине 18 в. в связи с перемещением культурного центра из Осака в Эдо т-р приш„л в упадок и в 1772 был закрыт. Л. Г.

ТАЛАЛАЕВСКИЙ, Матвей Аронович (р. 28. XII. 1908) - укр; сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1932 закончил педагогический ин-т (Киев). Был актером в Киевском ТРАМе. С 1934 - завлит киевского ТЮЗа (с 1964- Киевский Тюз им. Ленинского комсомола). Лит. деятельность начал с комедий: "Хорошая девушка" (1937), "Сестры" (1938); написал драмы "Горная криница" (1946), "Приговор выполнен" (1963) и "На рассвете" (1964, совм. с М. Ру-башовым). Мн. пьесы Т. посв. совр. жизни, есть также драм. сказки. В ряде т-ров Украины пост. пьесы Т.: "Сын танкиста" (1948), "Аллея славы" (1949, совм. с 3. Кацем), "Коваль Басим" (по Франко, 1956), "Сердце матери" (1957), "Конец черного Макса" (1958), "Сказка о правде и кривде" (1961), "Из объятий ночи" (1962).

Драматургии Т. присущи романтич. приподнятость, лиризм. Героями мн. его пьес являются юноши и девушки ("Первые подснежники), "Приговор исполнен").

С о ч.: 1Геси, К., 1958. Л. Б.

ТАЛАЛАЙ, Владимир Львович [р. 6(19).XII. 1908] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1951. В т-ре с 1923. В 1932 окончил Одесский художеств. ин-т и начал работать в Ивановском т-ре. В 1936- 1945 - гл.художник Челябинского т-ра. С 1946 - гл. художник Моск. ТЮЗа (МТЮЗ). Работы Т. - изобретательного мастера-конструктора сценич. площадки, отмечены знанием сцепы, стремлением к образному решению спектакля, созданию атмосферы времени, места, действия.

Спектакли: Ивановский т-р - "Матросы из Кат-таро" Вольфа (1934), "Дал„кое" Афиногенова (1936);

Челябинский т-р - "Анна Каренина" (1937), "Человек с ружь„м" (1938), "Три сестры" (1944); Саратовский т-р - "Много шума из ничего" (1947); МТЮЗ - "Аттестат зрелости" Гераскиной (1949), "Суворовцы" Рысса (1950), "Павлик Морозов" Губарева (1952), "Белеет парус одинокий" по Катаеву (1955), "Именем революции" Шатрова (1957), "Ромео и Джульетта" (1964); "Варшавский набат" Ко-ростыл„ва (1965), оформил также в МТЮЗе ряд спектаклей-сказок; в др. театрах - "Русские люди" (1957; Моск. т-р драмы и комедии), "Тихий американец" по Г. Грину (1958, там же), "Без вины виноватые" (1963, МХАТ); "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965, Моск. т-р оперетты) и др.

С 1947 Т. оформляет также спектакли в Учебном т-ре ГИТИСа. С 1960 препода„т на Высших режиссерских курсах при ГИТИСе.

Соч.: Работа театрального художника на малой сцене, "Художник", 1962, ј 6, 1963, ј l, 6, 12; Поиски выразительных средств, в сб.: Художник и сцена, М., 1964. С. Г.

ТАЛАНОВА, Хиония Ивановна - см. Стрелковы. "ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ"-комедия в 4 д.

А. Н. Островского. Соч. 1881. Пост. 20 дек. 1881 в Малом т-ре (в бенефис Н. Музиля; Негина - Ермолова, Домна Пантелевна - О. О. Садовская, Дулебов - Вильде, Ба-кин - Решимов, Великатов - А. П. Ленский, Мелузов - М. П. Садовский, Смельская - Никулина, Нароков - Му-зиль, Мигаев - Макшеев, Громилов - К. Н. Рыбаков, Вася - Правдин, Матрена-Рыкалова). В 1882 пост. на сцене Мариинского т-ра силами Александринской труппы (бенефис Савиной; Негина - Савина, Домна Пантелевна - В. В. Стрельская, Дулебов - Нильский, Бакин - Петипа, Великатов - Киселевский, Мелузов - Горев, Смельская - Абаринова, Нароков - Давыдов). Среди исполнителей возобновлений пьесы: в Малом т-ре (в 1885,1895,1900,1902,1912)- С. В. Айдаров, А. А. Федотов (Дулебов), А. И. Южин (Бакин), К. Н. Рыбаков, М. М. Климов (Великатов), II. М. Садовский, И. А. Рыжов (Мелузов); в Александрийском т-ре - Ю. В. Корвин-Круковский (Бакин), Р. Б. Аполлонский, В. П. Далматов (Великатов)., Н. Н. Ходотов (Мелузов).

Др. дореволюц. пост.: Ярославский т-р (1895), Т-р Корша (1896), Т-р В. Ф. Комиссаржевской, Петербург (1904, Негина - Комиссаржевская, Домна Пантелевна - Корчагина-Александровская), Т-р Соловцова, Киев (1900-е гг., Негина - Глама-Мещерская, Великатов - Синельников, Неделин, Мелузов'- Рощин-Инсаров, Орлов-Чужбинин, Слонов), Харьковский т-р (1910), Т-р артистич. об-ва, Тифлис (1915) и мн. др.

"Т. и п." на со", сцене ставили: Малый т-р (1926), Т-р б. Корша (1922), Театр-студия под рук. Р. Н. Симонова (1931, реж. Лобанов), МХАТ (1933, худ. рук. Станиславский, реж. Литовцева; Негина - Тарасова, Великатов - Ершов, Нароков - Качалов), Харьковский рус. т-р (1935, реж. Синельников; 1946, реж. Крамов, Негина - Воронович), Ле-нингр. т-р драмы им. Пушкина (1938, реж. Кожич), Ереванский рус. т-р (1938), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1939), Ярославский т-р им. Волкова (Негина - Незванова, Великатов - Ромоданов, Мелузов - Белов), Казанский рус. т-р (оба в 1945), Бакинский рус. т-р, Т-р им, Леси Украинки (реж. К. П. Хохлов), Латв. т-р драмы (реж. Балюна; Негина - В. Лине, Великатов - Зиле) (все в 1948), Т-р им. Я. Купалы, т-р "Красный факел" (оба в 1950), Свердловский т-р (1952), Якутский муз.-драм. т-р (1952), Таллинский рус. т-р (1953), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1954) и мн. др. т-ры.

Издания: Первая публикация "Т. и п." - "Отечественные записки", СПБ, 1882, т. 260, ј 1; Из последующих дореволюц. изд.: Островский А. Н., Таланты и поклонники, М., 1882; его же, Полн. собр. соч., т. 10, СПБ [1904]; из сов. изд.: Островский А. Н., Сочинения, т. 10, Л., 1924; его же. Собр. соч., т. 8, М., 1960.

Лит.: "Таланты и поклонники". Материалы и исследования, М., 1947; Юрьев Ю., Записки, Л.-М-, 1948.

А. Шн.

ТАЛИХ (Talich), Вацлав (28.V. 1883-16. III. 1961)- чеш. дириж„р и скрипач. Нар. арт. ЧССР (1945). Ученик А. Никиша и О. Шевчика. Один из крупнейших чеш. дириж„ров. В 1903 работал в оркестре Берлин-скоп филармонии. В 1904 дебютировал как дириж„р в оперном т-ре Одессы. В 1905-07 работал в Тифлисе, с 1908 - в Чехии. В 1935-45 - гл. дириж„р Нац. т-ра в Праге. Гастролировал в разных странах, в т. ч. в Сов. Союзе (в 30-х гг.). Осуществил пост. опер Дворжака ("Русалка"), Сметаны ("Проданная невеста", "Ч„ртова стена"), Яначека ("Лисичка-плутовка", "Катя Кабанова"), Мартину ("Жюльетта"), Моцарта ("Бастьен и Бастьенна") и мн. др.

Лит.: Vaclav Talich. Zivot a prace (Soubor stati), Praha, З. Ал. М.

"ТАЛИЯ" (от греч. ?????? - муза комедии)-рус. театр-журнал; один из первых репертуарных журналов. Издавался в Москве в 1810-12 по инициативе и на средства Д. И. Вельяшева-Волынцева. Вышло три части, по одной в год. Здесь печатались комедии, драмы, оперные либретто. А. Шн.

"ТАЛИЯ" ("Р усекая Талия, подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 го д") - один из первых рус. театр. альманахов. Издан в 1825 Ф.В. Булгариным. Здесь впервые были напечатаны 7, 8,9,10-е явления 1-го действия и 3-е действие "Горя от ума" Грибоедова, а также "Венцеслав" Ротру, отрывки из трагедий "Меро-па" Вольтера, "Керим-Гирей, или Бахчисарайский фонтан" А. А. Шаховского (по Пушкину), "Андромаха" П. А. Катенина, "Владимир Мономах" С. И. Висковатова и др.; отрывки из комедий "Благородный театр" М. Н. Загоскина, "Нерешительный, или Семь пятниц на неделе" Н. И. Хмельницкого и др. В альманахе были напечатаны также историко-театр. и критич. статьи А. Шн.

ТАЛЛАТ-КЕЛПША, Иосиф Антонович (Т а л -лат-Кялпша, Юозас Антано) [20.???.1888 (1. 1.1889)-5.11.1949]- литовский сов. композитор, дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Литов. ССР (1945). В 1916 окончил Петерб. консерваторию. Ученик Я. Я. Витола, А. К. Лядова и М. О. Штейн-берга. В 1908 организовал литов. оперные спектакли, к-рыми сам дирижировал. В 1919-организатор (совм. с К. И. Петраускасом) и дириж„р Т-ра оперы и балета в Каунасе (ныне Т-р оперы и балета Литов. ССР в Вильнюсе). Автор оперы "Дочь старшины" (соч. 1938); музыки к спектаклям драм. т-ров; орк., хор., фп. и др. произв. Гос. пр. СССР (1948). С 1920 в„л педагогич. деятельность. С 1933 - преподаватель, с 1948 - профессор Каунасской консерватории.

ТАЛЛИН (б. Ревел ь)- столица Эст. ССР (335 тыс. жит. на 1966). Первые сведения о театр. представлениях в Т. относятся к 16 в. Представления давали приезжавшие из Зап. Европы бродячие труппы, а также ученики местной духовной Домской школы. В нач. 19 в. был создан проф. нем. т-р (1809), дававший драм. и муз. спектакли. Развитие эст. т-ра в городе началось с 1880 при обществе "Эстония". Особенно оживилась театр. деятельность в конце 19 и нач. 20 вв. В 1892 была создана первая рус. проф. труппа. В Т. гастролировали выдающиеся театр. коллективы и отдельные исполнители (В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Орленев, П. П. Гайдебуров и др.), росло количество эст. театр. кружков.

В 1906 один из любительских театр. коллективов - труппа "Эстония" - становится проф. т-ром. Наряду с драм. спектаклями здесь ставились опера, балет и оперетта. С 1908 при нар. доме фабрики Лютера существовал самодеятельный пролетарский т-р, к-рый с 1914 продолжал свою деятельность в помещении об-ва "Валвая". В 1917 на основе этого коллектива был создан проф. Т-р таллинских рабочих, к-рым руководили большевики (существовал до нем. оккупации, был закрыт в февр. 1918).

В 1916 был осн. второй проф. эст. т-р - Драматический (вначале работал под назв. "Труппа Пандорина"), на основе к-рого создан Т-р им. В. Кингисеппа (просуществовал до 1924). Затем был открыт т-р "Драмастудио", скомплектованный из молод„жи, окончившей театр. школу (в 1937 этот т-р переименован в Эст. драм. т-р). Кроме того, в годы бурж. республики (1919-40) работали Утренний т-р (1920-24), Рабочий т-р (1926-41). Были созданы также проф. рус. и нем. т-ры. В Т. существовали театр. учебные заведения: театр. школа "Драмастудио" (1920-30), школа сценич. иск-ва при Таллинской консерватории (1938) и др.

Восстановление Сов. власти в 1940 определило подъ„м театр. жизни Т.; укрепляется экономич. состояние т-ров, увеличивается состав трупп. В 1940 создан Т-р Краснознам„нного Балтийского флота. В 1944-48 в Т. работал Молод„жный т-р. В 1949 т-р "Эстония" реорганизуется в музыкальный, и драматическая труппа этого т-ра вливается в состав Гос. драм. т-ра. В 1948 организуется рус. т-р. В 1952 создан т-р кукол. В 1945 в Т. основано Театр. об-во Эст. ССР, в 1946-51 работал Эст. театр. ин-т, в 1965 создан эст. ТЮЗ.

В Т. работают (1967): Академич. т-р "Эстония", Т-р им. В. Кингисеппа, Рус. т-р, ТЮЗ, Кукольный т-р. Консерватория, Студия сценич. иск-ва Театр. об-ва Эст. ССР, Госфилармония. В Т. имеется Музей т-ра и музыки.

К. Каск.

ТАЛЛИНСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР Эстонской ССР- осн. в 1948. Творч. состав в основном был укомплектован выпускниками ГИТИСа (курс В. В. Белокурова). Среди пост. сов. драматургии: "Два лагеря" (1949) и "Борьба без линии фронта" (1950) Якобсона, "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Счастье" Павленко и Радзин-ского (1953), "Персональное дело" Штейна (1955), "Патент 119" А. Н. Толстого (1965). Т-р знакомит зрителей с лучшими произв. эст. классич. лит-ры:

"Домовой" (1953) и "Неуловимое чудо" (1958) Вильде, "Оборотень" Китцберга (1962), "Любовь и жизнь" по роману А. Таммсааре "Правда и право" (1959), классич. драматургией: "Егор Булычев и другие" (1952), "Три сестры" (1962), "Вишн„вый сад" (1954);

"Сид" Корнеля (1960), "Братья Карамазовы" по о. п. Достоевского (1963), "Мещане" (1965).

В труппе т-ра (1966): нар. арт. Эст. ССР В. Д. Ар-хипенко, засл. арт. Эст. ССР В. Н. Ф„дорова, А. К. Бед-рединова, Е. П. Власов, П. Н. Варанди, В. А. Сирии, актеры Е. Ф. Блинова, Е. В. Мироманов, В. М. Ермолаев. Гл. реж. Т-ра (с 1966)- С. Э. Лерман. М. Т.

ТАЛЫБЗАД‚, Абдулла Шаик Мустафа оглы (25.11. 1881-24.VII.1959)азерб. сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1938). С 1900 работал педагогом. До революции писал детские пьесы, ставившиеся в школах: "Прекрасная весна" (1910), "Кто прав?" (1912), "Говорящая кукла" (1913). В этих пьесах Т. критикует феодальные устои.

Т. был активным деятелем сов, т-ра. Руководил художественно-педагогич. частью Азерб. ТЮЗа, написал для этого т-ра пьесы: "Хасай" (1937) о задачах семьи и школы в воспитании детей, "Эль оглы" (1939) по мотивам нар. сказки, "Вэтэн" ("Родина", 1943), "Ана" ("Мать", 1944), посв. борьбе за свободу, любви к Родине. По мотивам поэмы Низами написал пьесы "Фитнэ" (1946), "Нушебе" (1945).

Соч.: Абдулла Ш а и г, Сечилмиш эсэлэри, Чилд 1 - 3, Бакы, 1957-60.

Лит.: М и р а х м с д о в А., Абдулла Шаиг, Бакы, 1956;

К э р и м о в И.,Абдулла Шаиг ва театр. Бакы,! 961. К .Каск.

ТАЛЫБЛЫ, Исмаил Мамед-Али оглы (р. 21.III. 1898)- азерб. сов. актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Проф. сценич. деятельность начал в 1920; работал в азерб. "Сатир-агиттеатре", с 1924 - в Бакинском рабочем т-ре (с 1932 - Кировабадский т-р). Игра Т. отличается яркой характерностью. Особенно близки Т. бытовые роли.

Роли: шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Дервиш ("Щейх Санан" Джа-вида), Имамяр, Гаджи Ахмед, Абдул-Алибек ("Яшар", "Алмас", "Севиль" Джабар-лы), Сулейман ("Хаят" Ибрагимова), Городничий; Жорж Данден (о. п. Мольера), Яго и др. К. Каск.

ТАЛЬ, Сиди Львовна (наст. фам. - Б и р к е н-т а л ь; р.8.1Х.1912)-евр. сов. актриса. Засл. арт. УССР (1965). На сцене с 1928. До 1940 работала гл. обр. в Черновицах (Бу-ковина), Яссах, Бухаресте. После 1940 играла в евр. т-ре в Кишин„ве. С 1946-актрисаевр.ансамбля Черпошщкон филармонии; посетила с этим ансамблем мн. города СССР. Т. играет роли комедийные и драматич.(преим. травести): Эстерке и Эль-ка ("Клад" по Шолом Алейхему),Мотл ("Маленький Мотл" по Шолом Алейхему), Зям-ка Копач (о. п. Даниэля), Элиза ("Пигмалион" Шоу) и др.; выступает в оперетте. Исполняет эстрадные номера: баллада"Серд-це матери" в эстрадном спектакле "Всегда с вами",трансформационный номер в программе "Врагам на зло", нар., лирические, шуточные, характерные и др. песни, танцы разнообразных стилей н жанров. А. Шн.

ТАЛЬВИ, Айно (настоящее имя и фам.- Айно Аугустовна П и н д а м; р. 6.II.1909) - эст. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1966). актерскую деятельность начала в 1929 в театре "Ванемуйне" (Тарту). Затем была актрисой Таллинского эст. драм. т-ра (1935-44), где сыграла роли: Анна ("Хозяин Кырбоя" Таммсааре, 1937), Тееле ("Лето", 1937, и "Свадьба Тоотса", 1938, Лут-са), Лукреция Борджиа ("Цезарь и человек" Новашинско-го, 1940), Настя ("На дне", 1940), Мари ("Оборотень" Китцберга, 1941), Нора (1943). В послевоенные годы работала в т-ре "Эстония"; с 1949- в Т-ре им. В. Кингисеппа.Творчество Т. характеризуется глубиной психологического анализа, точностью в выборе выразительных средств, тонкой интеллектуальностью и яркой эмоциональностью.

Роли: Ксрсти ("Веление времени" Семпера, 1945), Ева Мийлас ("Жизнь в цитадели" Якобсона, 1946), Дездемона (1949), Любовь Яровая (1952); Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира, 1955), Комиссар ("Оптимистическая трагедия", 1957); Мари, Юдифь ("Варгамяе", 1951, 1958, о. и., 1960, Таммсааре), Кураж ("Мамаша Кураж..." Брехта, 1962).

Лит.: К а 1 m e t L.,Aino Taivi, Tallinn, 1965. К. Каск ТАЛЬМА (Talma), Франсуа Жозеф (15.1.1763, Париж,-19.Х.1826, там же) - франц. актер. Род. в семье зубного врача. Годы юности пров„л в Лондоне. Вернувшись в Париж, в 1786 поступил в Королевскую школу декламации и пения, по окончании к-рой в 1787 дебютировал в т-ре "Ко-меди Франсез" (в роли Сеида - "Магомет" Вольтера); в 1789 получил звание "сосъе-терау. Взгляды Т. на театр. иск-во сложились под воздействием идей франц. и англ. просветителей. Дружба с худ. Л. Давидом также способствовала формированию идейно-художеств. взглядов Т.; он изучал античную скульптуру, мечтал воспроизвести на сцене строгую, величественную красоту античного иск-ва. Уже в начале своей сценич. деятельности Т. сыграл Прокула ("Б рут" Вольтера, 1789) в римской тоге, а не в стилизованном придворном костюме, без парика; это вызвало резкое осуждение со стороны консервативной труппы т-ра.

С первых дней франц. бурж. революции Т. стремился сделать т-р проводником революц. идей. Обличая монархич. деспотизм, он создал образ жестокого, преступного короля-тирана в революц. трагедии М. Ж. Шенье "Карл IX". Пост. "Карла IX" вызвала раскол в труппе "Комеди Франсез", называвшегося во время революции "Т-ром нации". Т. возглавил труппу революционно настроенных актеров, к-рые ушли из этого Т-ра и основали в 1791 "Театр Республики)). Выступая в пьесах якобинского репертуара, Т. играл роли: тирана Генриха VIII (о. п. Шенье, 1791), справедливого судьи Лассаля ("Жан Калас, или Урок судьям" Шенье, 1791), борца против аристократии Мария ("Марий в Минтурнах" Арно), защитника интересов народа Фульвия Флакка ("Кай Гракх" Шенье, 1792), патриота Муция Сцеволы (о. п. Лансиваля, 1793) и др. В трактовке Т. эти герои олицетворяли мужество борцов за идеалы гуманизма, свободы и справедливости, против фанатизма, тирании. В годы революции в творчестве Т. ярко проявились черты революционного классицизма. Сохраняя в сво„м иск-ве черты идеализациЪ, величавую приподнятость и монументальность образов, Т. вносил в сво„ исполнение повышенную взволнованность, заостр„нную эмоциональность, разрушавшие абстрактную обобщ„нность классицизма. Он отказался от обычной в трагедии монотонно-напевной читки, использовал динамичный выразительный жест.

Рост революц. активности масс, якобинский террор противоречили абстрактно-гуманистич. мировоззрению Т. Особенно отч„тливо определилось буржуазно-охранит. содержание взглядов Т. после контррево-люц. переворота 9 термидора (1794). На сцене руководимого им "Т-ра Республики" появились антиякобинские пьесы. В 1799 Т. вернулся во вновь объединившуюся труппу "Комеди Франсез". В годы Директории и Первой империи играл в помпезных, лиш„нных внутр. драматизма трагедиях; исполнял роли воинов ("Квинт Фабий, или Римская дисциплина" Ле-гуве, 1795), идеальных монархов ("Кир" Шенье, 1804).

В этих спектаклях публицистич. страстность, обличит. направленность творчества Т. сменились официозным пафосом. Однако гл. место в репертуаре Т. заняли герои шекспировских трагедий в переделках Ж. Ф. Дюси: Макбет, Отелло, Гамлет (все в 1809). Исполняя эти роли, Т. создавал образы мятущихся, раздираемых внутр. противоречиями людей, гибнущих в мире злобы, преступлений, корысти или противостоящих этому миру. Скорбное разочарование становится ведущим мотивом в его творчестве. Неприятие реакц. правительства Бурбонов возродило в творчестве Т. политически оппозиционные тенденции. Он выступал в трагедиях, запрещавшихся цензурой за намеки на политич. обстановку в стране. Играя Суллу (о. п. Жуй, 1821), Т. создал идеализированный образ Наполеона, отвечавший бонапартистским настроениям части зрителей, ненавидевших режим Реставрации.

В последний период жизни Т. испытывал неудовлетвор„нность классицистским репертуаром, он сблизился с молодыми романтиками (В. Гюго, А. Ламар-тин), высказывал взгляды на задачи новой драматургии, отражавшие его стремление расширить жизненное содержание иск-ва. Работая над созданием сценич. образов, он пытался усилить в них черты реализма, углубить индивидуальную и психоло-гич. характеристику героя. Добиваясь историч. и этнографич. конкретизации образа, Т. продолжил свои реформаторские начинания в области сценич. костюма и грима (вслед за античным вв„л ср.-век.. восточный и ренессансный костюмы). Сделал попытку выступить в совр. комедии, сыграв роль старого, великодушного буржуа в пьесе "Урок старикам" Дела-виня (1823). В 1806 Т. стал профессором драм. класса парижской Консерватории. Оставаясь актером классицистской трагедии, он в своей педагогич. практике и в теоретич. трактате "Несколько размышлений о Лекене и о театральном искусстве" (1825, предисловие к изданию "Мемуаров" Лекена) выдвигал требование подлинности сценич. чувств и непосредственности их выражения, требовал изучения актером характера персонажа в связи с историч. эпохой, изображ„нной в пьесе. Иск-во Т.- великого нац. актера, художника-новатора, проложило путь дальнейшему развитию франц. театр. иск-ва 19 в.

Соч.: Memoires sur Lekain et sur l'art dramatique. P., 1825; P., 1849-50; в рус. пер.: Тальма о сценическом искусстве, М., 1888; Мемуары, вступ. ст., пер. и прим. И. И. Сол-лертинского, М.-Л., 1931 (Памятники театрального быта).

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963; Дейч А., Тальма" М., 1934 (Жизнь замечательных людей, вып. 21-22); Державин К., Театр Французской революции. 1789-1799, 2 изд., Л.-М., 1937, с. 246-70;

Панов В., Франсуа Тальма (1763-1826), М.-Л., 1939;

R e g n a u 1 t-W а г i n J. В., I. I. Р h.. Memoires sur Talma. P., 1904; С о p i n A., Etudes dramatiques. Talma et la Revolution, 2 ed.. P., 1887; J u 1 1 i e n A., Histoire du costume au theatre. P., 1880; A u b г у 0., Napoleon et son temps, P., 1936, p. 53-65; A u g u s t i n-T i e г г у A., Le tragedien de Napoleon. F. J. Talma, P., 1942.

ТАЛЬНИКОВ (наст. фам.- Шпитальни-ков), Давид Лазаревич [26.11(10.III).1882-13.IX. 1961]-рус. сов. лит. критик, театровед. Лит. деятельность начал в 1904. До Октябрьской революции сотрудничал в журн. "Современный мир", "Вестник Европы", "Русское богатство"; после революции печатался в журн. "Современный театр", ' "Театр" и др. Статьи и книги Т. посвящены рус. и сов. т-ру.

Соч.: Новая ревизия "Ревизора", М.-Л., 1927; Чехов на советской сцене, "Литературный современник", 1935, ј 1, 2; Театр автора, там же, 1936, ј 2; Комиссаржевская, M.-Д., 1939; Система Щепкина, М.-Л., 1939; "Горячее сердце" на сцене МХАТ, М-, 1940; Островский и русский национальный театр. в сб.: А. Н. Островский-драматург, М., 1946; Сценическая история "Бесприданницы", в сб.: "Бесприданница"" Материалы и исследования, М., 1947; актер-современник, в сб.: Советский театр. М., 1947; Проблема режиссуры и русская классика, в сб.: Театральный альманах, кн. 6, М., 1947; Лука и Хлынов, в сб.: И. М. Москвин. Статьи и материалы, М., 1948; Театральная эстетика Белинского, М., 1962. С. Г.

ТАЛЬОНИ (Taglioni) - семья итал. артистов балета и балетмейстеров.

Филиппе Т. (5.XI.1777-11.IX.1871) - сын итал. артиста балета Карло Т. Дебютировал в г. Пизе в 1794. В 1795-99 - первый танцовщик балетных трупп в Ливорно, Венеции, Флоренции. В 1799 дебютировал в Парижской Опере в балете "Караван". С 1802 - солист балетной труппы стокгольмской Королевской оперы. В 1816-18 - балетмейстер этого т-ра. В 1818-30 - балетмейстер в т-рах Милана, Вены, Берлина, в 1830-36 - Парижской Оперы. В 1831 пост. в 3-м акте оперы "Роберт-Дьявол" Мейер-бера танцы теней монахинь. Эта хореографии, картина положила начало романтич. балету. Эстетич. принципы балетмейстера сформировались в пост. балета "Сильфида" Шнейцгоффера (1832, Парижская Опера), где гл. партию исполняла Мария Т. В этом спектакле жанрово-бытовые эпизоды, стилизованные нар. танцы и пантомимич. сцены, контрастно сочетались с фан-тастич. ирреальными образами. Филиппе Т. первый применил в хореографии танец на пуантах для создания возвышенных, поэтич. образов. В его балетах при содействии худ. Э. Лами была проведена реформа балетного костюма. Балетмейстер широко вводил в свои пост. пол„ты, разл. сценич. трюки, превращения. Балеты "Дева Дуная" Адана (1836, Париж), "Тень" Маурера (1838, Петербург), "Бог и баядерка" Обера (1830, Париж) также связаны с фантастич. сюжетами. Использование нар. танца характеризует балеты: "Натали, или Швейцарская молочница" Йировица и Карафы (1832,Париж), "Гитана" Г. Шмидта и Обера (1838,Петербург). Т. был выдающимся педагогом классич. танца. В 1852 оставил педа-гогич. и балетмейстерскую деятельность.

Две сестры и два брата Филиппе Т. были также артистами балета. Среди них наиболее известен С а л ь в а -торе Т. (1790-1868), выступавший как артист и балетмейстер в Неаполе.

Лит.: Блок Л. Д., Филипп Тальони и его школа, в кн.: Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 183-91; С л о-н и м с к и и Ю., "Сильфида". Балет, Л., 1927.

Мария Т. (23.IV.1804, Стокгольм,-22.IV.1884, Марсель) - дочь Филиппе Т. Ученица Ж. Кулона и своего отца. Дебютировала в 1822 в Вене в партии Нимфы в балете Филиппе Т. "При„м юной нимфы при дворе Терпсихоры". В 1823 выступала в Париже в т-ре "Порт-Сен-Мартен", затем в Италии и Германии. В 1827 - снова в Париже. После успешных выступлений в "Спящей красавице" Герольда и др. была приглашена ведущей солисткой в Парижскую Оперу, где для не„ возобновили балет Ш. Дидло "Зефир и Флора". В 1830 Филиппе Т. пост. для Марии Т. балет "Бог и баядерка" Обера и разработал партию призрака монахини Елены (3-й акт оперы "Роберт-Дьявол" Мейербера). В 1832 Мария Т. впервые выступила в партии Сильфиды во. п. Шнейцгоффера, пост. е„ отцом в Парижской Опере. Эта партия принесла ей мировую славу. Творчество Марии Т. оказало значит, влияние на развитие балетного иск-ва. Танец е„ отличался одухотвор„нностью, чистотой, воздушностью, особой грацией, кантиленностью. С помощью своего отца, автора хореографии почти всех балетов, в к-рых она выступала, Мария Т. ввела в балет новые средства образной выразительности, в т. ч. танец на пуантах и др. Л„гкий воздушный костюм, созданный для не„ художником Э. Лами, способствовал реформе балетного танца. Иск-во Марии Т. освободило балет от скованности и аффектации. Редко прибегая к пантомиме, балерина передавала в танце поэтич. содержание образа. Кроме фантастич., воздушных героинь [Сильфида (о. п. Шнейцгоффера), Флер де Шан ("Дева Дуная" Адана, 1836)], Мария Т. исполняла и характерные партии: Натали ["Натали, или Швейцарская молочница" Йировепа и Карафы, 1832), Лоретта ("Гитана" Г. Шмидта и Обера, 1838, Петербург). В 1837-42 Мария Т. ежегодно с огромным успехом выступала в Петербурге. Гастролировала также в Лондоне, где Ж. Перро создал для не„ балеты "Па-де-катр" (1845) и "Па богинь" (1846), оба на муз. Пуни. В 1847 оставила сцену. В 1860 пост. в Парижской Опере балет "Бабочка" Оффенбаха для своей ученицы Э. Ливри. Преподавала танцы детям англ. аристократии. Окончила жизнь в бедности.

Лит.: Соловь„в Н. В., Мария "Тальони. 1804- 1884, СПБ, 1912; Л e в и н с о н А., Мастера балета..., СП Б, 1915; Слонимский Ю-, "Сильфида". Балет, Л., 1927;

Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; L e v i n s o n A., Marie Taglioni (1804-1884), P., 1929; C a still- В 1 a z e F. J., La danse et le ballet depuis Bacchus jusqu'a Mademoiselle Taglioni, P., 1832; Beaumont C. W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 359-60.

Поль Т. (12.1.1808-6.1.1884) - сын Филиппе Т., брат Марии Т. Учился у своего отца и у Ж. Кулона. Дебютировал в Штутгарте в 1826. Затем выступал в Вене, Мюнхене, Париже и Берлине. В 1832 работал балетмейстером в Лондоне, в 1839 - в США. Пост. балеты "Tea, или Фея цветов" Пуни (1847, Лондон), "Сатанилла" (1855), "Приключения Флика и Флока" Гертеля (1862) и др.

Дочь Поля Т.-M ария Т.-младшая (25.X. 1830-27.IV.1891) - была ведущей танцовщицей Берлинской оперы, выступала в Лондоне.

Лит.: Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951, p. 362-89. Ham. P.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница