Наши партнеры

Выгодно аренда авто москва фургон в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 414)


ТАЛЬЯН, Шара Мкртычевич (16.VII.1893-7,XI. 1965) - арм. сов. артист оперы. Нар. арт. Арм. ССР (1939). Учился в Петерб. консерватории (1916-17, класс С. И. Габеля). В 1924 организовал в Ле-нинакане оперную труп-пу(дириж„р А.Ш.Мелик-Пашаев), затем - опереточные труппы, с к-рыми гастролировал в городах Ср. Азии; один из организаторов Армянского театра музыкальной комедии (1942). В 1933- 1953 - солист Т-ра оперы и балета им. Спендиа-рова. Выступал как концертный певец. Обладал голосом широкого диапазона, красивого тембра. Пел партии тенора и баритона. Исполнение Т. отличалось лирич. проникновенностью. Был бессменным и лучшим исполнителем партии Capo ("Ануш" Тиграняна). Среди др. партий: Сое ("Сое и Вардитер" Каза-ряна), Шаумян ("Давид Бек" Тиграняна), Аршак II (о.п. Чухаджяна). М.Мур.

ТАМАЙО-И-БАУС (Tamayo y Baus), Мануэль (16.IX.1829 - 21.VI.1898) - исп. драматург. В начале драматургич. деятельности следовал традициям романтич. направления. Обработал для исп. т-ра пьесы Шиллера "Орлеанская дева" (под назв. "Жанна д'Арк", 1847, труппа X. Тамайо и X. Баус), "Коварство и любовь" (под назв. "Анджела", 1853, труппа X. Архоны и Т. Ламадрид), написал "драму ужасов" "5 августа" (1849, т-р "Де ла Крус"). Трагедия "Виргиния" (1858, труппа Архоны и Ламадрид) свидетельствует о стремлении драматурга придать классицистской трагедии действенность, наполнить е„ романтич. страстями. Дьесы "Безумие в любви" (1857, там же) и "Властительница" (совм. с С. А. Фернандесом-Гер-рой, 1854, там же) знаменуют обращение Т.-и-Б. к национально-историч. сюжетам, к реалистич. пси-хологич. драме. Принципы реализма в драматургии Т.-и-Б. изложил в речи "Об истине как источнике красоты в драматической литературе" (1859), произнес„нной при вступлении в члены Исп. академии. Эти принципы получили выражение в комедии "Снежный ком" (1856, там же), драмах "Дело чести" (1863, там же) и "Порядочные люди" (1870, труппа А. Вико). Но две последние пьесы отличались консервативной направленностью и вызвали резкую критику исп. прогрессивной прессы того времени. Наиболее значит. пьеса Т.-и -Б. - "Новая драма" (1867, труппа Т. Ламадрид и В. Тамайо-и-Баус), действ, лицо к-рой - актер шекспировского т-ра в Лондоне. В этой пьесе играли: Э. Поссарт, Б. К. Коклен, Т. Сальвини,на рус. сцене Б. А. Горин-Горяинов (под назв. "Бедный Йорик"). Пьеса "Безумие в любви" ставилась на сценах запад-ноевроп. т-ров, в Малом т-ре, где роль королевы Хуаны Безумной играла Г. Н. Федотова.

Соч.: Obras, v. 1-4, Madrid, 1898-1900; Obras completas, Madrid, 1947.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 4, M., 1964; Esquer Torres R., Valoracion tecnica del teatro de Tamayo y Baus, "Revista de literatura", Madrid, 1955, v. 7,.ј 13/14, р. 99-133; S icarsy Salvad o N.. Don Manuel Tamayo y Baus. Estudio critico-biografico, Barcelona, 1906; Taylor N. H., Las fuentes del teatro de Tamayo y Baus. Originalidad et influencia, Madrid, 1959. 5. Я.

ТАМАНЬО (Tamagno), Франческо (28.XII.1850 - 31.VIII.1905) - итал. артист оперы (драм. тенор). Музыке учился в Туринской консерватории. Ученик К. Педротти. Дебютировал в 1870 в т-ре Реджо (Турин). Гастролировал во мн. городах Италии (в 1877 впервые пел в миланском т-ре "Ла Скала"), Испании, Бразилии, США, Англии, России (впервые в 1895). Т. обладал феноменальным по силе звука и красоте тембра голосом, со звонким л„гким верхним и насыщенным нижним регистрами. Соединял вок. мастерство с трагедийным темпераментом, выразительной мимикой, пластичностью, был идеальным исполнителем теноровых партий в операх Верди.

Партии: Эдгар, Дженнаро ("Лючия ди Ламмермур", "Лукреция Борджиа" Доницетти), Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Роберт, Иоанн Лейденский, Рауль ("Роберт-Дьявол", "Пророк", "Гугеноты" Мейербера), Элеаэар ("Дочь кардинала" Галеви), Эрнани, Манрико, Дон Карлос, Радамес, Габриэль Адорно, Отелло ("Эрнани", "Трубадур", "Дон Карлос", "Аида", "Симон Бокканегра", "Отелло" Верди).

Лит.: Lauri Volpi G., Voci paralleli. Mil., 1955;

Della Corte A, L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951. Св. Г.

ТАМАНЯН (Т а м а и о в), Александр Оганесович [4(1()).111.1878-20.П.1936]-арм. сов. архитектор. В 1904 окончил петерб. Академию художеств. С 1914-чл. Академии архитектуры. В 1916 оформил в МХТ (совм. с М. В. Добужинским) пьесу А. Блока "Роза и крест" (неосуществл. пост.), в 1918 в Петрогр. т-ре Трагедии - "Макбет" (тоже совм. с Добужинским). По проекту Т. построено здание Т-ра оперы и балета им. Спендиарова в Ереване (открыт в 1940). Л. Хал.

ТАМАРА (наст. фам.- М и т и н а - Б у и н и ц -к а я), Наталия Ивановна (1873-2.III.1934) - рус. артистка оперетты (меццо-сопрано). Пела в хорах, прославилась как исполнительница старинных и т.н. цыганских романсов ("Уголок", "Посидим мы вечерком) и др.). Работала в т-рах Петрограда ("Буфф", "Пассаж", "Палас", Троицкий т-р, т-р Ко-мич. оперы под рук. Марджанова). Выступала также и в драме. Т.- выдающаяся артистка оперетты, обладала огромным артистизмом. Е„ исполнение отличалось задушевностью, мягкостью.

Роли: Перикола, Прекрасная Елена (о. п. Оффенбаха), Сильва (о. п. Кальмана), Саломея (о. п. Уайльда), донья Сирена ("Игра интересов" Бенавснте) и др. Лит.: Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, М.-Л., 1961; Я р о н Г. М., О любимом жанре, М., 1960; Марджанишвили К., Творческое наследие, 1т. I], Тб., 1958. Г. Я.

ТАМАРА ХАНУМ [псевд.; наст. имя и фам.- Тамара Артемовна Петросян; р. 16(29).III.1906]- узб. сов. танцовщица и певица, балетмейстер. По нац. армянка. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммуни-сгич. партии с 1941. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 1937 и 1948. С 1921 начала сценич. деятельность (арти-стич. работу совмещала с большой агитац. работой, принимала активное участие в движении за раскрепощение женщин-мусульманок - снятие паранджи и др.). В 1921 - актриса Ташкентского рус. т-ра оперы и балета; в 1923 - в узб. гастрольной труппе под рук. М. Кари Якубова, с к-рой в 1925 выступала в Париже на Всемирной выставке декоративного иск-ва. В 1924 училась в Театр. техникуме в Москве (ЦЕТЕТИС). В 1926-28 работала в муз.-этнографич. ансамбле. В 1928 была одним из организаторов муз.-драм. т-ра, на базе к-рого в 1930 был организован Узб. муз.-драм. т-р (с 1938 - Т-р оперы и балета им. Навои). В 1935 участвовала в 1-м Всемирном фестивале нар. танца в Лондоне. В 1932 организовала балетную студию при Узб. муз.-драм. т-ре. С 1937 - артистка Узб. филармонии. Т. X. утвердила на эстраде особый жанр, в основу к-рого она положила узб. нар. вокально-танц. жанры - ялла и лапа р. Она исполняет песни и танцы народов Сов. Союза и народов др. стран мира. Гастролировала во Франции (1925), Англии (1935), Польше (1948), КНР (1953), Норвегии (1953), Индонезии (1957), Чехословакии (1959) и др. Исполнительское иск-во Т. X. отличается особой выразительностью мимики и жеста ("поющие руки"). В репертуаре актрисы ок. 600 песен, к-рые она исполняет на 62 языках. Среди танцев - узбекские (катаугон, кари наво, кешауюн, пиля) хорезмская сюита (дил хроук, садр и др.). Участвовала в создании либретто первого узб. балета "Гу-ляндом". Исполняет танцы в собственной пост. Лауреат Гос. пр. СССР (1941).

Лит.: Молодые мастера искусств, М.-Л., 1938, с. 323- 329; "Сов. музыка", 1963, .ј 3, с. 148-49; Авдеева Л., Танцевальное иск-во Узбекистана, Ташкент, 1960, с.-43- 86; "Театр", 1940, .ј 9, о. 89-93; Авдеева Л., Тамара Ханум, Ташкент, 1957. М. К л.

ТАМАРОВА, Нина Васильевна [р. 3(16).XI.1900]- рус. сов. актриса. Нар. арт. УССР (1957). Сценич. деятельность начала в Новочеркасском т-ре (1920-22), затем работала в Ростове, Казани, Ставрополе, Орджоникидзе, Калинине, Курске. С 1939 - в Харьковском рус. т-ре.

Роли: Панова ("Любовь Яровая"); Лагутина ("Мать своих детей" Афиногенова), Глафира ("Волки и овцы"). Маша ("Три сестры"); Горелова ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Лав-рецкая ("Дворянское гнездо" по о. п. Тургенева), Флора ("Хищница" по Бальзаку), Катарина ("Укрощение строптивой"); мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина), Бережкова ("Кресло ј 16" 'Угрюмова), Бабушка ("Деревья умирают стоя" Касоны). С. 3.

ТАМАША - инд. песенно-танц. представления. Возникли ок. 17 в., в период маратхских воин, первоначально как жанр лирико-героич. песен о подвигах Кришны и о героях воинах-маратхах. Получили распространение в штате Махараштра. Представления устраивались на ровной площадке, без декораций, грима и костюмов. Большую часть представлений занимала пантомима, к-рая иллюстрировала содержание песни. Певцу часто вторил хор, представление сопровождалось небольшим оркестром, состоявшим из барабана, цимбал и флейты. К нач. 19 в. Т. становятся нар. зрелищем, гл. обр. крестьянским, пьесы на воен. сюжеты заменяются пьесами, отражающими совр. жизнь инд. общества. С ростом антиколониального движения (конец 19-20 вв.) Т. приобрели агитационный характер.

ТАМАШИН, Лев Григорьевич (25.XI.1922-7.IX. 1964) - рус. сов. театровед. В 1947 окончил театроведч. ф-т ГИТИСа. Работал в Ин-те истории иск-в. Занимался преим. историей сов. драматургии.

С о ч. : Советская драматургия в годы гражданской войны, М., 1961; О понятии реалистического художественного ме-тода, "Вопросы эстетики", 1958, M 1; А. Неверов - драматург, "Русская литература", 1960, .No 3; В. Киршон, M., 1965.

ТАМБЕРГ, Эйно Мартинович (р. 27.V.1930) - эст. сов. композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1960). Окончил Таллинскую консерваторию (1953, класс композиции Э. Каппа). Автор оперы "Железный дом" на сюжет одноим. драмы Э. Таммлаана (1965, Эст. т-р оперы и балета), одноактных балетов-"Балет-симфония" (1960, Шверин, ГДР; т-р "Ванемуйне", Тарту;

'1963, Эст. т-р оперы и балета), "Мальчик и бабочка" (1963, Эст. т-р оперы и балета); вок.-симф. "Лунной оратории" (текст Я. Кросса) о пол„те человека в космос (1963, т-р "Ванемуйне"); музыки к радиопостановкам, драм. спектаклям, фильмам.

Лит.: Т у иск О., Эйно Тамберг, М., 1961 (имеется библ.). Ар. Т.

ТАМБЕРЛИК (Tamberlick), Энрико (16.III.1820 - 13.111.1889) - итал. оперный певец (драматич. тенор). Дебютировал в 1841 (т-р "Дель Фондо", Неаполь). Гастролировал в Мадриде, Барселоне, Л-ондоне, Париже, Буэнос-Айресе. В 1850-63 пел в Итал. опере в Петербурге, в 1870 - в Москве. В 1882 оставил сцену. Т.- один из выдающихся итал. певцов 19 в., имел замечательный по красоте голос (сильный, блестящий верхний регистр). Исполнение Т. отличалось благородной манерой, артистизмом; репертуар Т. был чрезвычайно разнообразен.

Партии: дон Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Отелло, Арнольд (о. п., "Вильгельм Телль" Россини), Поллион, лорд Артур ("Норма", "Пуритане" Беллини), Эрнесто ("Дон Пас-куале" Доницетти), Роберт, Иоанн Лейденский ("Роберт-Дьявол", "Пророк" Мейербера), Мазаньело ("Немая из Пор-тичи" Обера), Лионель ("Марта" Флотова), Манрико, Эрнани, Герцог ("Трубадур", о. п., "Риголетто" Верди) и др.

Лит.: Piccini G. (Jarro), Attori, cantanti, concertisti, acrobati, Firenze, 1897; Belline! o "fi i. Io e il palcoscenico, Mi!.. 1920; Т e g a n i U., Cantanti d'una volta, МП., 1945. Св. Г.

ТАМБУРЙНИ (Tamburini), Антонио (28.III.1800 --8. XI. 1876) - итал. артист оперы (драм. баритон). Ученик А. Бони и Б. Озиди. Дебютировал в 1818 в опере "Графиня с Зел„ного холма" Дженерали (Ченто). Пел во мн. городах Италии, в 1822 впервые - в миланском т-ре "Ла Скала". С успехом гастролировал за границей. В 1843-44 и 1851-52 пел в Итал. опере в Петербурге. В 1855 оставил сцену. Т. обладал голосом красивого, мягкого тембра, феноменальной колоратурной техникой, тонким ощущением стиля, большой сценич. выразительностью. Романтич. певец, Т. вносил в исполнение партий взволнованную патетику и проникновенную человечность. Ему одинаково удавались драматические и комедийные партии.

Партии: Джеронимо ("Тайный брак" Чимароэы), Дон Жуан, Фигаро (о. п., "Свадьба Фигаро" Моцарта), Эдоардо, Фигаро, Дандини, Ассур, Моисей, Фернандо ("Матильда ди Шабран", "Севильский цирюльник", "Золушка", "Семирамида", "Моисей", "Сорока-воровка" Россини), Генрих VIII, лорд Генрих Астон, дон Альфонсо, Белькоре, Марино Фальеро, Малатеста ("Анна Болейн", "Лючия ди Ламмер-мур", "Лукреция Борджиа", "Любовный напиток", о. п., "Дон Паскуале" Доницетти).

Лит.: М о n а 1 d i G., Cantanti celebri. Roma, 1929;

Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951. Св. Г.

ТАМИЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - т-р и драматургия тамилов - народа, населяющего Юж. Индию (штат Мадрас). Древние формы зрелищ существовали у тамилов еще до н. э. Драматургия нУвого времени на яз. тамили возникла в последней четверти 19 в. В 1890 группа передовой тамильской интеллигенции под рук. Р. Мудалияра организовала "Об-во любителей высокой театр. игры" ("Сугуна Виласа Сабха"). Этот любит, т-р существовал 10 лет и его деятельность способствовала развитию нац. театр. иск-ва. Вначале Т. т. и д. развивались под влиянием классич. инд. санскритской драматургии, позднее - европ. и прежде всего англ. драмы. На рубеже 19 - 20 вв. было написано мн. пьес на сюжеты из поэм "Махабхарата" и "Рамаяна", но традиционный сюжет получал в них совр. осмысление. Основоположником новой тамильской драматургии был Мудалияр, автор неск. десятков пьес (в осн. на эпич. сюжеты). Он написал социальные драмы, перев„л неск. трагедий Шекспира. Почти все пьесы Мудалияра пост. любительскими коллективами, в развитии к-рых драматург принимал деятельное участие (выступал как режиссер и педагог). В конце 19 в. становлению тамильского т-ра способствовали гастроли маратхских театр. трупп. В 1898 Кришнамачари из Беллари основал первую в Юж. Индии проф. труппу "Сараса Винодини Сабха", а в 1898 в Мадрасе был создан "Музеум тиэтр". Вслед за этим были организованы труппа мальчиков-актеров "Бала Винод Натака Сабха" и женская любительская театр. труппа "Балама-ни К". Эти труппы ставили преим. эпич. и фольклорные пьесы ("Десять перевоплощений" - о перевоплощениях бога Вишну), сохраняющиеся в репертуаре совр. т-ров.

В 30-40-е гг. тяж„лое экономич. положение населения мешало развитию т-ра. После установления независимости страны (1947) правительство перестало взимать налоги с театр. пост., что способствовало развитию театр. иск-ва. В 1955 создан филиал Академии музыки и драмы ("Мадрас Стейт Сангит Натака Сан-гам"), к-рый возглавили Рукмини Деви, К. Айяр и др. Филиал организует ежегодные фестивали танца, концерты инд. музыки и др.

Любительский т-р развивается параллельно с нар. т-ром, к-рый имеет давние традиции. Наиболее популярными вид w нар. представлений являются: те-рукутту (представления на эпич. и историч. сюжеты), бхагавата-мела (представления о боге Вишну), кураванджи (представления о боге Кришне), ка-латхумеду (или т-р гумна, на эпич. сюжеты). Любительский и проф. т-ры используют трац. формы нар. т-ра для выражения совр. тем; антританскую направленность имели представления в период подъема нац.-освободит, движения. В годы 2-й мировой войны и в последующие годы популярностью пользовалась тамильская труппа ИПТА (Ассоциация народных театров Индии), ставившая пьесы на актуальные темы. В 50-е гг. распространение получили одноактные пьесы, радиоскетчи и небольшие комедии - "натака". В этом жанре выступают драматурги Виш-ванатхам, Кришнамурти, Гухан и др. Св. П.

ТАММ, Анна Мария Яаковна (20.IV.1880-4.IV. 1964) - эст. сов. актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1945). Сценич. деятельность начала в 1898 в любительском коллективе в г. Вильянди. В 1909-11 училась на Таллинских драм. курсах. Затем работала в т-рах "Эстония", "Эндла", "Ванемуйне", Нарвском и Вильянди-ском. В 1927-40 - актриса Таллинского рабочего т-ра, в 1944-48 - Молод„жного т-ра в Таллине, с 1948 - Т-ра им. Кингисеппа. Т. создала правдивые, народные сценич. образы.

Лучшие роли: Бабушка (0боротень" Китцберга, 1911, 1954), Гурмыжская ("Лес", 1938); Оэе ("Пер Гюнт" Ибсена, 1935), Марта ("Сапожники Нумми" Киви, 1934), Мать ("Война в Махтра" Вильде, 1936, 1944), Вийа ("Берег ветров" Хинта, 1951). М. Вал.

ТАММЛААН, Эвальд Густавович (псевд.- Я н -к и м э э с) (15.II.1904-17.II.1945) - эст. драматург. Лит. работой начал заниматься в конце 20-х гг. Т. принадлежат пьесы "Белая равнина" (1937) и "Железный дом" (1938), к-рая показывает, что разрешение социальных конфликтов может произойти лишь путем бескомпромиссной борьбы рабочего класса за свои права. К. Каск.

TAMMCAAPE, Антон Песте рович (наст. фам.- Х а н с e и) [18(30). 1.1878-1. III. 1940] - эст. писатель. В 1907-11 учился на юридич. ф-те Тартуского ун-та. Начал лит. деятельность в 1900. Выдающееся место в эст. лит-ре заняли романы Т.- "Правда и право" и др. Т. написал пьесы "Юдифь" (1921, Драм. т-р) и "Королю холодно" (1936, т-р "Драмастудио").ТворчествоТ. отражает процесс формирования эст. интеллигенции, городской и сельской буржуазии. Психологич. глубина, интенсивность философской мысли, глубокое отражение противоречий совр. общества, правдивость и оригинальность образов, богатство языка характеризуют творчество Т.

Пьесы и инсценировки романов Т. имеют большое значение в развитии эст. т-ра, в воспитании актеров и режиссеров. Пьеса "Юдифь" - социально-философская драма, направленная против псе вдо героизма. "Королю холодно" - остроумная сатира на скатившуюся к фашизму бурж. Эстонию, показывает борьбу по-литич. деятелей за власть. Из романов Т. инсценированы и пост.: "Правда и право" (1 ч.- "Варгамяе", 1932; 2 ч."В школе Мауруса", 1933; 3 ч.-"1905", 1936; 4ч.- "Супружество и любовь", 1934; 5ч.- "Отцы и дети Варгамяе", 1935), "Хозяин Кыр.боя" (1937), "Новый сатана из Пыргупыхья" (1940), "Жизнь и любовь" (1942).

Пьесы и инсценировки произв. Т. сохраняются в репертуаре т-ров Эстонии.

Соч.: Избранное, Таллин, 1955; Избранные произведения, М., 1955, Правда и справедливость, М., 1959.

Лит.: П я л л и н г В., Антон Таммсааре, Таллин, 1957;

S i i m i s k e r H.,A.H. Tammsaare, Tallinn, 1962. f{, Каск.

ТАММУР, Ильмар Аугустович (p. 11. V. 1921) - эст. сов. режиссер и актер. Нар. арт. Эст. ССР (1964). В 1937 учился в Гос. школе сценич. иск-ва, затем был актером т-ра "Эстония". Во время Великой Отечеств. войны работал в Эст. художественном ансамбле. В 1944-46-актер и режиссер т-ра "Ва-немуйне", в 1946 - Таллинского гос. драм. т-ра, в 1948- 52 - гл. реж. Пярнуского драм.' т-ра, с 1952 - Т-ра им. Кингисеппа. режиссерское творчество Т. отличается драм. силой, стремлением к раскрытию острых конфликтов, глубоких чувств. Т. первым пост. ряд произведений эст. драматургов:

"Шакалы" (1953), "Ангел-хранитель из Небраски"

(1953), "Потерянный рай"

(1954) Якобсона, "Совесть" (1956), "Блудный сын" (1958), "Браконьеры" (1960), "Гуси" (1963) Раннета.

Др. пост.: "Снежная королева" Шварца (1945), "Укрощение строптивой" (1948), "Любовь Яровая" (1952), "Гибель эскадры" (1953); "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1955), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Пер Гюнт" Ибсена (1962), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (1962).

Как актеру Т. присуща психологическая углубл„нность, простота выразительных средств, сильный внутр. темперамент.

Роли: Петруччио ("Укрощение строптивой", 1945), Си-рано де Бержерак (1945), Платон Кречет (1949), Кречинский

(1949), Швандя (1952); Карло ("Королю холодно" ТаммсПсфе, 1955), Мюрк ("По ту сторону горизонта" Лийвеса, 1961).

Снимался в кино, выступает по радио и телевидению.

К. Каск.

ТАМУЛ, Эло Карловна (р. 21.1.1913) - эст. сов. актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1951). Театр. деятельность начала в 1931 в театре "Каннель" (Выру), с 1935 - актриса т-ра "Ванемуйне". Иск-во Т. синтетично, она выступает в драм. спектаклях, опере, оперетте, балете. Эмоциональная, разносторонняя актриса, Т. играет роли драматич., комедийные, характерные.

Роли: Оксана ("Гибель эскадры",1940), фру Альвинг (1943, 1965); Анна ("Хозяйка Кырбоя" Таммсааре, 1943), Елена ("Мещане", 1945), Дунька ("Любовь Яровая", 1957); Махта ("Новогодняя ночь" Лийвеса, 1958).

Партии: Кармен (1945); Аксинья ("Тихий Дон", 1947), Амнерис ("Аида", 1 947), Солоха ("Черевички", 1958); Лючиа ("Сельская честь" Масканьи, 1963); роли в оперетте: Сильва (1946); госпожа Лээвике ("Лесной цветок" Кырвера, 1959); в балете: Линда ("Калевипоэг" Каппа, 1950). Гос. пр. СССР, 1952 ("Незабываемый 1919-й" Вишневского), в. К.

"ТАНГЕЙЗЕР", "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" ("Tannhauser und der Sangerkrieg auf Wartburg"),- опера Р. Вагнера, его же либр. по сагам 13 в. Пост. 19 OKT. 1845, Дрезден (дириж„р Р. Вагнер; Тангейзер - Тихачек, Елизавета - И. Вагнер, Вольфрам - Миттервурцер, Венера - Шр„дер-Девриент, Ландграф-Детмер, Вальтер - Шлосс, Битерольф-Вехтер, Гейнрих-Курти, Реймар-Риссе, Пастушок-Тиле). В 1849 пост. в Веймаре под упр. Листа. Затем опера шла на оперных сценах всего мира, в т. ч.: Рига (1853, на нем. яз., 1919), Прага (1854, на нем. яз., 1891), Вена (1857), Нью-Йорк (1859, на нем. яз., первая опера Вагнера, пост. в Америке), Париж (1861), Рим (1886), Брюссель (1873), Лондон (1876, на итал. яз., 1882), Варшава (1883) и др. В России впервые пост. 13 дек. 1874, Мариинский т-р (пер. К. Званцова, дириж„р Направник; Тангейзер - Никольский, Елизавета - Плато-нова, Вольфрам - Мельников, Вальтер - Барцал, Бите-рольф - Васильев 1-й, Гейнрих - Васильев 2-й, Реймар - Соболев, Ландграф - Палечек, Венера - Косецкая, Пастушок - Каменская). 1881, Большой т-р, Москва (дириж„р Эмануель; Тангейзер - Барцал, Елизавета - Юневич, Вольфрам - Хохлов, Вальтер - Додонов, Битерольф - Коковцев, Реймар - Фюрер, Ландграф - Абрамов, Венера - Махина, Пастушок - Анненская). 1898, там же (дириж„р Апьтани; Тангейзер - Кошиц, Елизавета - Дейша-Сионицкая, Вальтер - Собинов). В 1914 возобн. там же (дириж„р Купер; Тангейзер- Алчевский и Боначич, Елизавета-Гукова и Балановская). В 1901 пост. Рус. частной оперой (дириж„р Ипполитов-Иванов; Тангейэер - Се-кар-Рожанский, Елизавета - Забела); в 1909 пост. Оперным т-ром Зимина (дириж„р Купер; Тангейзер - Южин, Елизавета - Южина).

На сов. сцене пост. 22 февр. 1919, Большой т-р (вторая, "парижская" редакция автора, пер. В. Коломийцева, дириж„р Купер, реж. Лосский, худ. Вальц, балетм. Горский; Тангейэер - Боначич, Елизавета - Балановская, Вольфрам - Павловский,. Вальтер - Филиппов, Битерольф - Тихонов, Гейнрих - Эрнст, Ландграф - Петров, Венера - Южина,

Пастушок - Добровольская). 1923, Петрогр. т-р оперы и балета (дириж„р Купер, реж. Петров, худ. Пономар„в и Лютнемсйер, балетм. Лопухов; Тангсйзер - Ершов, Елизавета - Акимова, Вольфрам-Андреев, Вальтер - Кабанов, Битерольф - Белянин, Ландграф - Боссе, Венера - Яковлева, Пастушок - Висленева). В 1956 пост. в Т-ре оперы и балета Латв. ССР (дириж„р Тон, реж. Васильев, худ. Лапин ь).

Издания: "Т." - партитура и клавир. В., Ftirstner, [s d 3 клавир с рус. текстом, пер. Г. Лишина, М., Юрген-сон, [1883 ], пер. К. Званцова, М., Гутхейль, [1890 ]. Я. Гр.

ТАНГЙЕВА-БИРЗНИ‚К (Бек-Мелик Т а н -г и е в а), Елена Александровна [13 (26). IV. 1907 - 31. VII. 1965]-латыш. сов. артистка балета, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1956). В 1916-24 училась в Петрогр. хореографич. уч-ще (класс О. И. Преображенской и А. Я. Вагановой).

В 1924-27 - солистка балетной труппы Ленингр. тра оперы и балета, где исполнила партии: "ману" ("Баядерка" Минкуеа), Кошечка ("Спящая красавица"), Гюльнара ("Корсар" Адана) и др. В 1927-37 - солистка балетной труппы Латышской оперы "(Рига). Партии: Китри, Тао Хоа; Айна ("Победа любви" Ян. Медыня; первая исполнительница) и др. В 1935 начала балетмейстерскую деятельность пост. "Корсар" в Латышской опере. В 1945-51 - балетмейстер, в 1956-65 - гл. балетмейстер Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига); в 1951-56-Т-ра муз. комедии Латв. ССР.

В 1925-27 - педагог Ленингр. хореографич. уч-ща, в 1932-37 и в 1945-65 - педагог балетной студии при Латышской опере (позднее Т-р оперы и балета Латв. ССР). Среди учениц: А. Приеде, Я. Панкрат, П. Гинтере, В. Вилцинь и др.

Пост.: "Дон Кихот" (1945), "Бахчисарайский фонтан" (1946); "Лайма" Ленина (1947), "Спящая красавица" (1948, 1962), "Красный цветок" (1949); "Юность" Чулаки (1950), "Лебединое озеро" (1951), "Раймонда" (1954); "Голубой Дунай" на муз. Штрауса (1957), "Болеро" на муз. Равеля, "Волшебные куклы" на муз. Россини (1958), "Ригонда" Гринблата (1959), "Симфонические танцы" на муз. Рахманинова (1961), "Сказка о попе и работнике его Балде" Чулаки (1962), "Шакунтала" Баласаняна (1963) и др. Ст. М.

ТАНЕВ, Тачо Иванов (13.X.1882-23.VI.1962) - болг. актер и режиссер. Нар. арт. НРБ (1952). Был статистом труппы "Слеза и смех". В 1902-05 - актер драматич. труппы Пловдивского певческого товарищества, а в 1905-09 и 1912-27 - Нар. т-ра в Софии. В 1909-10 - режиссер, в 1927-31 - худ. рук. и в 1932-34 - вновь режиссер Пловдивского т-ра, в. 1948-54 - реж. Бургасского т-ра, работал также в др. т-рах страны; деятельность Т. имела значение для развития нац. т-ра в провинции. Т.- автор пьесы "Праздник души" (1920, Нар. т-р, София), а также мемуаров. В 1924-26 преподавал грим на драматич. курсах при Нар. т-ре в Софии.

Роли: Иванко (о. п. Друмева), Борислав (о. п. Вазова), Лаэрт ("Гамлет"), Фердинанд; Арман Дюваль ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др.

Пост.: "Гибель "Надежды""Хейерманса (1909),"Коварство и любовь" (1912), "Васса Железнова" (1946) - все в Плов-дивском т-ре; "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева (1933) "Мещане" (1948; Димитр. пр., 1950), "Дети солнца" (1951) "На дне" (1953) - все в Бургасском т-ре у и др.

Соч.: Спомени, "Театър", 1959, ј 6, 9; 1960, .ј 2, 5 8; 1962, ј 5; К столетней годовщине болгарского театра в кн.: Сто лет болгарского театра, М., 19(?2, с. 83-112.

Лит.: "Театър", 1957, ј 11, с. 36-39; 1962, ј 8 с. 38-40; К р ы н з о в Г., Театър и драматургия. С., 1963 с. 140-49. А. Ив.

ТАНЕЕВ, Сергей Иванович [ 13(25). XI. 1856- 6(19).VI.1915] - рус. композитор, муз. теоретик, муз.-обществ, деятель, педагог и пианист. Окончил Моск. консерваторию (классы: композиции П. И. Чайковского и фп. Н. Г. Рубинштейна), с 1878 вош„л в состав е„ преподавателей (с 1881 - профессор, в 1885-89- директор). Т.- автор симфоний, кантат и хоров, произв. для камерного ансамбля и фп., выдающихся теоретических трудоъ по полифонии. Опера-трилогия Т. "Орестея" (1895, Мариинский т-р,

Петербург) написана на основе тр„х трагедий Эсхила:

"Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды". Опера основана на этич. конфликтах, отсюда форма оперы-трагедии, тяготеющей к ораториальной монументальности (повышед-ное значение хоров) и ариоз-но-речитативному стилю.

Лит.: Бернандт Г., С. И; Танеев, М.-Л., 1950; Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946, М.-Л., 1947;

С. И. Танеев, Материалы и документы, т. 1, М., 1952; Глебов И. (Б. Асафьев), "Орестея". Музыкальная трилогия С. Танеева, "Музыка", 1915, ј 233-237; С. И. Танеев и русская опера. Сб. статей, под ред. И. Ф. Бэлзы, М., 1946. В. Цель.

ТАНЕЦ - вид иск-ва, в к-ром средством создания художеств. образа являются движения и положения человеческого тела. Первоисточник Т.разнообразные движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, преображались, подвергались художеств. обобщению и это привело к возникновению иск-ва Т., являющегося одним из древнейших проявлений нар. творчества. Первоначально связанный со словом и песней, Т. постепенно приобр„л значение самостоятельного иск-ва. Созданные талантливыми представителями народа, Т. получали распространение, совершенствовались, обретали устойчивые формы. У каждого народа сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич. выразительность, свои при„мы соотношения движения с музыкой.

На этой основе стал формироваться проф. сценический танец. В проф. театр. иск-ве Т. достиг высокой степени развития и подвергся научной систематизации. Сложились разл. танц. системы: европ. классический танец - основная система совр. европ. балета, танц. системы народов стран Азии н Африки (см. Классический танец народов Востока). Наряду со сценич. Т. складывался бытовой и бальный Т., также обычно возникавший на основе нар. Т.

Являясь одним из видов иск-ва, Т. служит средством идейно-эмоционального воздействия. Совершенство танц. образов определяется их содержанием и формой. Иск-во Т. раскрывает духовный мир человека. Осн. выразительные средства Т.: гармонич. движения и позы, пластич. выразительность и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Танц. образ воспринимается как непосредственно, так и в сочетании с др. выразительными средствами, прежде всего с мимикой. Средством его обогащения и конкретизации являются костюм, театр. реквизит. В балете Т. обогащается выразительными средствами драматургии, что прида„т ему особую силу воздействия.

Применительно к европ. сценич. Т. в искусствоведении установлены следующие положения: Т. организован в пространстве и времени. Простейший элемент, составляющий основу танца,- телоположение (в классич. танце - позиции, позы). Переход из одного телоположения в другое, их смена образует движение. Простейшая форма танц. движения - темп. В СБОЮ очередь, темпы складываются в па, к-рые образуют разл. танц. сочетания. Организация Т. во времени подчинена законам определ„нной музыкальной системы. Т. измеряется теми же длительностями, что и музыка.

Развитие европ. сценич. Т. представляет собой длительный и сложный процесс. Большое влияние на развитие танц. культуры Европы имело танц. иск-во

Др. Востока и античности. Т. занимал видное место в религиозных празднествах Ассирии, Египта и др., о ч„м свидетельствуют произв. письменности, скульптуры и живописи. В Др. Греции Т. занимал значит. место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные торжественные танцы в честь Аполлона, экстатические вакхические пляски в честь Вакха и др.), но и средством воспитания ("пиррические" Т.- военные и атлетические Т. спартанских юношей, способствовавшие гармонич. развитию тела). Т. был разработан, систематизирован. Он являлся обязательной частью представлений греч. антич. комедий и трагедий. В эпоху эллинизма (4-2 вв. до н. э.) появляются танцовщики-пантомимисты. В Др. Риме (2-1 вв. до н. э.) происходило освоение эллинистич. Т., к-рый позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме. В эпоху средневековья Т. подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его продолжалось. Наряду с нар. Т. существовали ранние формы сценич. Т., к-рые исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи. В дальнейшем происходит постепенная театрализация Т. В странах Европы в ср. века Т. связан с нар. и придворными празднествами (в Англии- мамминчс и дисгайзингс - "ряжения", в Италии - маскарады при дворах и др.). В 15-16 вв. исполняются сюжетные танцевальные сцены - морески, в сер. 16 - нач. 17 вв. т. н. бялло-фигурато (фигурные, изобразительные Т.). Создаются трактаты и учебники Т.

В нач. 17 в. с появлением балетных спектаклей иск-во Т. усложняется, обогащается новой техникой. Деятельность Королевской Академии танца, созданной в 1661 во Франции, способствовала дальнейшей систематизации, разработке Т. и определению его как системы художеств. движения. Эта система получила впоследствии условное назв. "классического танца" (в конце 19 в.).

Накануне бурж. революции во Франции происходит реформа балета, способствовавшая расширению технич. и выразительных возможностей Т. Развитие муз. т-ра (оперная реформа X. Глюка) способствует появлению новых структурных форм балета, к-рый в эпоху Просвещения выделяется в самостоятельный вид иск-ва. В это время углубляется эмоционально-драматич. содержание Т. В балетах Ж. Ж. Новера, ф. Хильфердцнга Г. Анджолини Т. связан с пантомимой, что порождает форму действенного Т.- па д'аксъон. Эта форма получает дальнейшее развитие в романтич. балете (нач. 19 в.), где происходит обогащение техники классического Т., возникают новые выразительные при„мы (женский Т. на пальцах, прыжковая техника), создающие ощущение л„гкости, пол„та. На протяжении 2-й пол. 19 в. ид„т разработка нового виртуозного танц. стиля, пальцевая техника становится средством создания бравурного Т., насыщенного эффектными трюками. Этому способствовало появление специальной обуви, дающей возможность исполнительнице стоять, передвигаться и стремительно вращаться на пальцах.

В последней четв. 19 в. (70-х гг.), когда к созданию балета обращаются музыканты-симфонисты, в частности П. И. Чайковский, возникает тенденция к симфонизации Т. (возникновение танц. лейтмотивов, согласованность Т. солистов и кордебалета и др.). Это находит выражение в отдельных сценах, пост. балетмейстерами М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. В нач. 20 в. происходит дальнейшее обогащение сценич. Т. Ещ„ в 19 в. наряду с классич. Т. значит, место занял характерный танец. Впоследствии интерес к нар. Т. усиливается, его используют в своих балетах балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, К. Я. Го-лейзовский, Ф. В. Лопухов. В то же время ид„т процесс создания новых форм, разрушаются традиционные структурные каноны сценич. Т. (па-де-де, па-де-труа, гран па и Др.).

В н-ач. 20 в. возникло новое направление в танц. иск-ве, условно именуемое танцем модерн (пластич. или ритмо-пластич. Т.). Оно включает элементы разл. танц. школ, но противостоит классич. Т. В своих истоках Т. модерн связан с учением Ф. Дельсарта о пластике и с системой ритмич. воспитания Э. Жака-Далъкроза. Формированию танца модерн способство вало также иск-во А. Дункан (импровизация, свободные движения, выражающие настроение, подсказанное музыкой). На протяжении 40-60-х гг. в странах Европы и США наблюдается процесс взаимодействия и взаимообогащения Т. модерн и классического.

В это же время получает развитие эстрадный танец - небольшое хореографич. произведение, предназначенное для концертного исполнения. Отличит, чертой эстрадного Т. является стремление исполнителей и постановщиков к внешней эффектности, виртуозности, лаконизму, остроте исполнения.

В СССР иск-во Т. получило широкое развитие. Распространилась танцевальная художеств. самодеятельность. Хореографич. самодеятельные коллективы выступают на смотрах, междунар. фестивалях и конкурсах. Лучшие из этих коллективов стали проф. ансамблями. Сов. балетмейстеры используют классич. Т. как наиболее совершенную танц. систему, помогающую обобщить и выявить нац. особенности хореографич. иск-ва. У народов, не имевших в прошлом Т. (туркмены, казахи, киргизы), созданы свои нац. Т. На основе рус. классич. школы развивается самобытный нац. балет в большинстве республик. В хореографич. уч-щах СССР принята единая система преподавания. Созданы учебники и пособия по классич., характерному и бальному Т., ряд исследований по истории Т. Е. С.

Народный танец - один из древнейших видов нар. иск-ва. Нар. Т. складывается и развивается под влиянием историч., социальных и географич. условий жизни народа. На нар. Т."лежит отпечаток места и времени, его породившего, нац. традиций, психологии, системы художеств. мышления народа. Он конкретно выражает нар. стиль, манеру и неразрывно связан с др. видами нар. иск-ва, гл. обр. с музыкой. С древнего времени нар. Т. является неотъемлемой частью нар. обрядов и празднеств. В Китае, Индии и др. странах народов Востока с глубокой древности распространены муз.-танц. и пантомимич. представления. Позднее танц. пантомимы стали частью нар. представлений на праздниках, ярмарках и т. д. С нар. обрядами связано появление хороводов и др. обрядовых Т. (цейлонский Т. огня; норв. Т. с факелами; славянские хороводы, связанные с обрядами завивания бер„зки, плетения венков, зажигания костров). Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполняются новым содержанием, выражающим новые особенности быта. В нар. Т. отражены разнообразные стороны жизни и деятельности народа, мир его чувств, идей и впечатлений. Народы, занимающиеся охотой, животноводством, запечатлевают в Т. наблюдения над животным миром. Образно, метко и выразительно передаются в Т. характер и повадки зверей, птиц, домашних животных [Т. бизона у североамер. индейцев, индонез. Т. пенчак (тигр), якут. Т. медведя, памирский - орла, кит., инд.- павлина, фин.- бычка, литов.- козлика, рус. Т. - журавель, гусачок, норв. - петушиный бой]. У народов, занимающихся земледелием, возникают танцы на темы сельского труда [латв. Т. жнецов, белорус.- лянок, молд.- поама (виноград), узб.- шелкопряд, пахта (хлопок), гуцульский - дровосеков, эст.- сапожников]. С появлением ремесленного и фабричного труда возникают новые Т

(укр.- бондарь, нем. - стеклодувов, карельский - так ткут сукно и др.). В Т. народов, жизнь к-рых протекала в сражениях, выражены воинский дух, доблесть, героизм, умение владеть оружием, воспроизведены моменты наступления и боя ("пиррические" пляски др. греков, сочетающие танц. мастерство с военно-фехтовальными при„мами, груз.- хоруми, парикао-ба, шотл.- с мечами, казачьи пляски).

Большое место в танц. творчестве народов занимает тема любви. У первобытных народов она носила характер откровенного проявления полового чувства.

В процессе эволюции возникли танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине (груз. Ткартули, рус. - байновская кадриль, польский - мазр). Во мн. Т. выражены нар. мораль, двойственный народу юмор (белорус. Т. о наказанном деревенском ловеласе - Юрочка, узб.- о незадачливом наезднике и упрямом коне - раке бозы, тадж. Т. о доверчивом лягушонке, попавшем в рот к аисту,- "аист и лягушка"). Нар. Т.- результат коллективного творчества. Созданный неизвестным автором, он передается от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую. Возникают локальные варианты Т. В процессе многократного воспроизведения нар. Т. развивается, обогащается, достигая в ряде случаев высокого художеств. уровня, виртуозной техники.

У каждого народа сложились свои танц. традиции, хореографич. язык и пластич. выразительность, особая координация движений, муз.-танц. форма, при„мы соотношения движения с музыкой. У одних народов акцент движения совпадает с сильной долей такта, у других (напр., у венгров) падает на слабую долю такта (синкопированное движение); у одних построение танц. фразы синхронно музыкальной, у других (у болгар) - не синхронно; при 8-тактовой муз. фразе танц. фраза может строиться на 7 или 5 тактах. Движения ног, рук, головы и корпуса в нар. танце органически сочетаются, подчиняясь единому ритму. Вместе с тем в Т. народов Зап. Европы осн. значение имеют движения ног, в то время как движения рук и корпуса как бы аккомпанируют им, а в танцах народов Ср. Азии и др. стран Востока осн. значение уделяется движению рук и корпуса, к-рые плетут танц. узор и являются осн. средством пластич. выразительности. В нар. Т. сильно ритмич. начало. Оно отражено в муз. сопровождении и подч„ркивается самими танцовщиками (притоптывание, хлопки в ладоши, звон колец, бубенчиков, прикрепл„нных к ногам, рукам танцовщиков). Мн. нар. Т. исполняются под аккомпанемент нар. инструментов, к-рые танцовщик держит в руках (кастаньеты, тамбурин, кайраки, барабан, дойра, гармошка, балалайка и др.). Нек-рые Т. исполняются с бытовыми аксессуарами (платками, шляпами, блюдом, пиалой, чашей, блюдцами, нап„рстками, стаканчиками и др.).

Большое влияние на характер движения и манеру исполнения нар. Т. оказывает костюм: плавности хода рус. или груз. танцовщицы помогает длинное платье, закрывающее ступни ног; воинственный характер мужских кавказских Т. подч„ркивается нац. костюмом - черкеской с газырями и кинжалом, к-рого касаются руки танцовщика; движение - отбивка по голенищу в рус. и венг. Т. обусловливается наличием в костюме жестких сапог, а Т. на подогнутых пальцах ног у кавказских народов - мягких сапог (ичиги). Расцвет, достигнутый нар. хореографич. иск-вом в Сов. Союзе, демонстрируют многочисл. коллективы художественной самодеятельности. В 1937 в Москве организуется Ансамбль народного танца СССР, утвердивший в проф. хореографии новый жанр- сценич. нар. Т. Этот танец опирается на нар. творчество, сохраняет и развивает его традиции, самобытные черты." Он отличается от утвердившегося на проф. сцене с нач. 19 в. характерного танца (характерный Т. унифицирует нац. стиль, подчиняет его условному балетному Т.). Сценич. нар. Т. стал в 30 - б0-е гг. популярнейшим иск-вом. Во всех республиках Сов. Союза создаются проф. ансамбли танца и ансамбли песни и пляски.

На основе опыта Советского Союза возникают любительские на р. и проф. ансамбли и коллективы нар. сценич. Т. во мн. странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии (Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Албании, Польши, ГДР, КНР, Корее, Кубе, Мексике, Канаде, Греции, Египте, Цейлоне, Вьетнаме, Бирме, Мали, Сенегале и др. странах). Иг. М.

Лит.: Х у д е к о в С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-17; Л у к и а н, О пляске. Собр. соч.. т. 2, М.-Л., 1935; Танцевальный словарь ..., пер. с франц., М., 1790;

И. К. [Кусков], Танцевальный учитель ..., СПБ, 1794;

Ц о р н А. Я., Грамматика танцевального искусства и хореографии, Одесса, 1890; Stepanow W. I., Alphabet des ino-uvements du corps humain..., P., 1892; Борисоглебский, М., [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1-2,Л., 1938-39; Классики хореографии, Л.-М., 1937;

Красовская В.М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958; е „ ж е. Русский балетный театр половины XIX в., Л.-М., 1963; Фокин М. М., Против течения, М.-Л., 1962; В а г а н о-в а А. Я., Основы классического танца, 3 изд., Л.-М., 1948;

Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца. Л., 1939; Ивановский Н. Н., Бальный танец XVI-XIX вв., М.-Л., 1948;

Васильев а-Р ождес т венская М. В., Исто-рико-бытовой танец, М., 1963; ТкаченкоТ. С., Народный танец, М., 1954; Голейэовский К. Я., Образы русской хореографии/ М., 1964.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница