Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/novosibirsk/ в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.
машине -

Театральная энциклопедия
(страница 415)


ТАН СЯНЬ-ЦЗУ (1550-1616) - кит. драматург. В 1598, оставив придворную службу, занялся лит. деятельностью. Автор драматургич. цикла "Четыре сна", состоящего из четыр„х пьес в жанре муз. драмы чуанъци. Первая - "Красная шпилька" написана на сюжет новеллы 9 в. о певице Хо Сяо-юй (более ранний вариант этой пьесы - "Красная флейта"). На популярных новеллах строятся и сюжеты двух последних пьес - "Ханьдань" и "Нанькэ" (оба соч. 1600-01). Лучшая пьеса Т. С.-ц. "Пионовая беседка, или Возвращение души" (1598) состоит из 55 сцен. Это - драма, построенная на конфликте чувства и феодальной морали. В последующих произв. Т. С.-ц. разрабатывает тему тщетности человеческих стремлений. Пьеса "Ханьдань" близка к социальной утопии. Драмы "Пионовая беседка" и "Ханьдань" приобрели особую популярность в конце 19 в. В пьесах Т. С.-ц. выступали известные актеры Мэй Лань-фан, Хань Ши-чан, Юй Чжэнь-фэй.

Соч. (на кит. яз.): Тан Сянь-цзу цзи, т. 1-4, Пекин, 1962; "Мудань тин", Пекин, 1963.

Лит. (на кит. яз.): Ч ж о у И-б а и, Чжунго сицзюй ши чанбянь, Пекин, 1960. Ал. Ж.

ТАНТИ (наст. фам.- Ф е р р о н и), братья Константин Константинович (р. 31.XII.1888) и Леонардо Константинович (р. 17.IX.1892) - сов. артисты цирка; клоуны, куплетисты и муз. эксцентрики. Засл. арт. Груз. ССР (1925). Т.- обрусевшие итальянцы, дед их, канатоходец, обосновался в России с 60-х гг. 19 в., а отец был известным соло-клоуном. С детства братья Т. участвовали в пантомимах, позднее были наездниками, с 1909 стали клоунами, получившими известность своими злободневными шутками.

После Октябрьской революции наряду с В. Ла-заренко и Альперовыми Т. стали обличать явления, мешающие новой жизни,- антисоветски настроенных обывателей, спекулянтов, саботажников, бюрократов и т. д. В годы гражд. войны выступали на фронте перед красноармейцами. В 20-е гг. Т. переходят к созданию буффонадно-эксцентрич. муз. скетчей на темы междунар. политики ("Генуэзская конференция", "Оркестр фашистов"), бытовой сатиры ("Переезд с квартиры на квартиру", "Весы"), искусства ("Симфоыия царя Менелая", "Трактир "Не рыдай!"", "Индийская гробница"). Они создавали образы-маски не только врагов (кулак, спекулянт, белогвардеец), но и положительных героев (пролетарий, рабфаковец, сов. дипломат). Аккомпанируя себе на разл. муз. инструментах, Т. исполняли сатирич. куплеты ("Дайте свету!" и др.) и пропагандировали положительные явления современности ("Песенка о пользе труда"). Выступая как муз. клоуны, Т. применяли игру на бытовых предметах (сковородка, сч„ты, греб„нка, метла и т. п.). В их номерах широко использовалась трансформация: Леонардо играл пять-шесть ролей. Константин выступал как резон„р (его костюм напоминал одеяние белого клоуна).

Клоунада Т. отличалась подч„ркнутой агитационно-стью и способствовала формированию новаторских тенденций в цирковом иск-ве.

Леонардо Т. был также актером и режиссером в пантомимах "Махновщина" (1929) и "Юный Фриц" (1941), играл роль Иванушки в пантомиме "Кон„к-Горбунок".

Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.-М., 1947; Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М. 3.

"ТАНЯ"-драма в 4 д. А. Н. Арбузова. Соч. 1938 (вторая ред.- 1946). Среди первых т-ров, осуществивших пост. "Т." в 1938,- т-р "Красный факел", Новосибирск (Таня - Ага-ронова). Куйбышевский (Таня - Оболенская), Воронежский, Днепропетровский, Иркутский, Калининский, Костромской, Смоленский т-ры. Одной из наиболее значительных пост. пьесы является спектакль Моск. т-ра Революции (18. III. 1939,реж. Лобанов, комп. Меерович; Таня - Бабанова, Герман - Лукьянов, Шаманова - Енютина, Соколов - Ханов, Дуся - Тер-Осипян). Возобн. 1947 (нов. ред.). Среди последующих исполнительниц загл. роли - Волкова, Карпова, Орлова, Гердрих.

Пьеса. Арбузова стала одной из самых репертуарных на сов. сцене: е„ пост. св. 400 т-ров, мн. коллективы художеств. самодеятельности, сохраняется в репертуаре 50-60-х гг. Среди т-ров, ставивших пьесу: Красноярский, Ульяновский, Котласский, Астраханский т-ры. Грозненский рус. т-р (все в 1939), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола. Орловский т-р (оба в 1940), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1948), Т-р драмы Латв. ССР, т-р"Ванемуйне" (оба в 1955), Кишин„вский рус. т-р. Хабаровский т-р (оба в 1958), Волгоградский т-р

(1963), Ленингр. т-р им. Ленсовета (1963), Т-р им. Азизбекова

(1964) и мн. др.

За рубежом "Т." ставилась в т-рах Болгарии, ГДР, Китая, Монголии, Польши, Румынии, ФРГ, Чехословакии, Японии и др.

Издания: Первые публикации-"Таня", М., 1938 (на правах рукописи), М.-Л., 1939; Арбузов А., Театр. М., 1961. А. Шн.

ТАРАКАНОВ, Николай Михайлович (р. 19.XII. 1898) - укр. сов. хоровой дириж„р. Нар. арт. УССР (I960). Окончил Киевский А1уз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко (1926). Был хормейстером Киевского т-ра оперы и балета (1926-29). С 1932 Т.- гл. хор-мейсгер Харьковского т-ра оперы и балета; в 1934- 1941-гл. хормейстер Киевского т-ра оперы и балета. С 1954-гл. хормейстер Донецкого т-ра оперы и балета; с 1964-Одесского т-ра оперы и балета. Т. подготовил хоры более чем к 40 спектаклям, среди них: "Мейстерзингеры" (1926, Киевский т-р оперы и балета), "Лоэн-грин" (1934, Харьковский т-р оперы и балета) Вап.е-ра, "Орфей и Эвридика" Глюка (1956, Донецкий т-р оперы и балета), "Дочь ветра" Мейтуса (1965, Одесский т-р оперы и балета) и др. С. 3.

ТАРАПУНЬКА И ШТЕПСЕЛЬ - псевдонимы артистов Тимошенко и Березина.

ТАРАС, Мартин Мартовнч (р. 8.II.1899) - эст. сов. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. Эст. ССР (1954). Занимался пением у Г. Штальберга в Тарту и в Таллинской консерватории (1933-37). Совершенствовался в Италии. Был актером т-ра "Ванемуйне" (Тарту); в 1931-61 - солист т-ра оперы и балета "Эстония". Т.-актер большого сценич. темперамента, отлично владеющий ярким по звучности, мягким по тембру голосом. В эст. сов. операх впервые исполнил партии Неэме ("Огни мщения" Э. Каппа), Леэмета ("Берег бурь" Эрнесакса; Гос. пр. СССР, 1951) и др. Гастролировал в Хельсинки, Варшаве и Праге (1937-40).

Партии: Каварадосси ("Тоска"), Лоэнгрин; Ленский (Гос. пр. СССР, 1950), Фауст, Хозе, Альфред; Шуйский ("Борис Годунов") и др.

ТАРАС‚НКО, Алексей Григорьевич (р. 30. IX. 1909) - укр. сов. актер. Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Сценич. деятельность начал в 1929 в рабоче-крестьянском т-ре. В 1933 вступил в труппу 1-го Харьковского рабоче-колхозного т-ра, преобразованного в 1939 в Сумской муз.-драм. т-р. Создал образы сценич. героев, отличающихся душевной неподкупностью, глубиной внутр. мира.

Роли: Игнат ("Бесталанная" Карпенко-Карого, 1938), Егор Булычев (1940); Антипа ("Зыковы" Горького, 1948), Гайдай, Платон ("Гибель эскадры", 1947, "Платон Кречет", 1950), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1951), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1955); Ока„мов ("Машенька" Афиногенова, 1960), Кряж ("Вес„лка" Зарудного, 1962), "Отелло" (1963); Тарас Шевченко ("Встреча" Михася, 1963), Прейда ("Ром Баро" Шведова, 1964), Бондар ("Бондаривна" Тоби-левича, 1964), Генерал ("Мачеха" Бальзака, 1964).

Т. выступает и как режиссер; пост. спектакли:

"Лимеривна" Мирного, "Блудный сын" Раннета, "Бесталанная" Карпенко-Карого, "Приходит любовь" Зарудного, "Последняя жертва" Островского. Л. Б.

ТАРАСОВ, Николай Иванович [р. 6(19).XII.1902]- рус. сов. артист балета. Засл. арт. РСФСР (1937). В 1912-20 учился в Моск. театр. уч-ще (класс Н. П. Домашева и Н. Г. Легата), по окончании к-рого был принят в труппу Большого т-ра. Танец Т. отличался благородством, мягкостью.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Альберт ("Жизель"), Базиль ("Дон Кихот"), Дезире ("Спящая красавица"), Жан де Бриен ("Раймонда"); Солор ("Баядерка" Минкуса) и др.

В 1935 оставил сцену и переш„л только на педаго-гич. работу, к-рой занимался с 1920 (в„л тренаж-нын класс артистов Большого т-ра). В 1933-37- худ. рук. Эстрадного хореографич. техникума. В 1943-45-директор и в 1942- 45- худ. рук. Моск. хореографич. уч-ща..С 1946 препода„т в ГИТИСе (с 1962- профессор кафедры хореографии). Среди учеников:

А. В. Чичинадзе, Ю. Т. и Л. Т. Ждановы, М. Э. Лие-па, Е. Д. Сех, М. Л. Лавровский и др.

Т. совм. с А. И. Чекрыгиным и В. Э. Морицем написал учебник "Методика классического тренажа" (1940), совм. с А. Я. Вагановой создал сценарий учебного фильма "Методика классического танца" (1947).

Лит.: Большой театр. [Сб. статей], М., 1947; Б о ч а р-никова Е., Марты нова О., Московское хореографическое училище, М. 1954. Юр. Б.

ТАРАСОВ, Павел Андреевич (р. 16.II.1912) - рус. сов. театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1932 окончил Горьковский педагогич. ин-т (лит.-лингвистич. отделение). В 1932-33- ответственный секретарь краевого совета т-ров рабочей молод„жи.

В 1933 заведовал лит. частью ТРАМов Автозаводского и Сормовского в Горьком, из к-рых был впоследствии образован Горькоьский краевой колхозный т-р. В этом т-ре Т. был зав. лит. частью и актером. В 1938 был избран секретар„м ЦК профсоюза Рабпс. В годы Отечеств, войны был в действующей армии, затм вновь избран зам. председателя, впоследствии/председателем ЦК профсоюза Рабис. В 1949-57/работал в аппарате ЦК КПСС, в 1957-63-нач. Главного управления по делам искусств Министерства культуры РСФСР. С 1963-начальник управления т-ров Министерства культуры СССР.

ТАРАСОВА, Алла Константиновна [р. 25.1(6.11). 1898\j- рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1937). Чл. Коммунистич. партии с 1954. Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. Училась в Школе драматического иск-ва, руководимой Н. О. Массалитиновым, Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным. Дебютировала на сцене в 1916 в роли'Финочки ("Зел„ное кольцо" Гиппиус) во 2-й Студии MX Т, в этом же году впервые выступила в спектаклях МХТ. Во время гастролей МХАТа в Европе и Сев. Америке сыграла роли: Офелия; Аня ("'Вишн„вый сад"), Соня ("Дядя! В-аня"), Ирина ("Три сестры"), Саша ("Иванов" Чехова), Настя ("На дне");

Грушенька (сцены из "Братьев Карамазовых" по Достоевскому). , ;

Т.- ученица Станиславского и Немировича-Дан-ченко, одна из крупнейших актрис МХАТа. В творчестве Т. получили развитие традиции рус. актерского иск-ва - щедрая эмоциональность, душевность, трепетное и тонкое ощущение разнообразных психо-логич. состояний, заразительность темперамента. Т; обычно играет свои роли в обобщ„нной манере, "крупным планом", подч„ркивая главное, она воссозда„т внутр. жизнь персонажа. Особенно удаются ей жизнелюбивые, исполненные духовной красоты, не терпящие компромиссов женские характеры. Актрисе близка драматургия Островского, Чехова, Горького, Л. Н. Толстого. Лирич., чеховские краски преобладали в трактовке роли Негиной ("Таланты и поклонники", 1933). Тугину ("Последняя жертва", 1944, Гос. пр. СССР, 1946) Т. играла как чистую, простую, глубоко страдающую и любящую женщину и одновременно раскрывала в этом образе его социальную природу. Мастерством точной психологической характеристики отличалось и исполнение роли Татьяны Луговой ("Враги", 1935), к-рая, как считала Т., "уже чувствует настоящую правду жизни, но еще не может претворить в действительность свои стремления и мечты". Эта же тема определяла исполнение роли Варвары в "Дачниках" (1953). Играя в пьесах Чехова, Т. передавала веру писателя в духовные силы человека, в торжество человечности. Тоску по лучшей жизни актриса с поэтич. строгостью выразила в образе Маши ("Три сестры", 1941). Играла также Елену Андреевну ("Дядя Ваня", 1947), Ар-кадину ("Чайка", 1960), Раневскую ("Вишн„вый сад", 1958). К лучшим трагич. ролям актрисы относится Анна Каренина (1937) - мятущаяся и протестующая, гибнущая в столкновении с фарисейской средой. Т. тонко и выразительно передала сложную гамму переживаний Анны, любящей женщины, матери, непримиримой противницы лжи, светской морали и создала образ большой 'цельности и духовной красоты.

Из ролей, сыгранных Т. в произв. сов. драматур гии, наиболее значительны - Устинья в "Пугач„вщине" Трен„ва (1925), Елена в "Днях Турбиных" Булгакова (1926), Маша ("Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова, 1927), Лиза ("Победители" Чирскова, 1947;

Гос. пр. СССР, 1947), Софья Ивановна ("Чти отца своего" Лаврентьева, 1965). Среди последних работ Т. в классич. репертуаре - роль Марии Стюарт (1957).

Снимается в кино: Катерина ("Гроза"), Екатерина ("Петр I"), Кручинина ("Без вины виноватые"; Гос. пр. СССР, 1946) и др. В 1951-54 Т. была директором МХАТа. Гос. пр. СССР также в 1941 и 1949.

Др. роли: Елизавета Петровна ("Елизавета Петровна" Смолина), Сюзанна ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Дездемона; Макарова ("Страх"), Параша ("Горячее сердце"), Натали ("Последние дни" Булгакова), Катерина Топилина ("Сердце не прощает" Софронова).

Лит.: Путинцев Н., А. К. Тарасова, М.-Л., 1948; Залесский В., А. К. Тарасова, [М.], 1949;

Марков П. А., А. К. Тарасова в роли Тугиной, в кн.:

Правда театра, М., 1965. А. О.

ТАРАЯН, Седрак Авакович [1(13).V.1862-12(25). XI. 1916] - арм. публицист, драматург, переводчик. Доктор философии. Драматургич. деятельность начал в конце 19 в. Автор пьес - "Скрытые искры", "Наместник Христа", "Сократ", "Заря", "Азраил", к-рые шли на арм. сцене. Перев„л на арм. яз.произв. Г. Бран-деса, Б. Бь„рнсона и др. В своих статьях утверждал демократич. принципы. Автор книги о Шиллере ("Поэт-идеалист"). Б. А.

ТАРЛТОН (Tarlton), Ричард (год рожд. неизв.- ум. 1588) - англ. актер. Один из крупнейших комич. актеров эпохи Возрождения. Главный комик труппы "Слуги королевы". Т. были близки грубоватый фарс и яркая буффонада. Он славился исполнением джиги- комич. танца, сопровождаемого песенкой. Владел иск-вом стихотворной импровизации. Среди ролей -

Maye в анонимной пьесе "Мюседор" и Педрингано в "Испанской трагедии" Кида. Выступал и как драматург. Т. пользовался широкой популярностью, был любимцем простонародья и любимым шутом королевы Елизаветы, к-рой он, однако, не раз досаждал дерзостью своих острот. Когда Т. умер, Э. Спенсер писал, что "радость и веселье умерли вместе с ним". Возможно, что в "Гамлете" прототипом бедного Йорика, королевского шута, послужил Т. Слава Т. была так велика, что многие остроумные шутки того вре-ни были связаны с его именем. Когда в 1001 вышел сборник шуток Т. ("Tarleton's jests"), в него были включены мн. анекдоты, не принадлежащие актеру. Т.-* автор не дошедшей до нас пьесы "Семь смертных грехов".

Лит.: Chambers E. К., The Elizabethan stage, v. 2, L.-Oxf., 1923. Л. Б.

TAPMO, Руут [наст. имя и фам.- Рудольф Юлиу-сович Клей н; р. 14(26).IV.4896] - эст. сов. актер и режиссер. Засл. арт. Эст. ССР (1959). Театр. деятельность начал в Тарту, в театр. кружке Ремесленного об-ва (1915), работал в т-ре'"Аполло" (1918-21). В 1922-24 - в Драм. т-ре, Таллин; в 1925-27 - в т-ре "Ванемуйне", Тарту; в 1927-29-в "Бродячем т-ре"; в 1929-40 - в т-ре "Драмастудио", Таллин. В 1940-49 - актер т-ра "Эстония", с 1949 - Т-ра им. Кингисеппа. Пост. спектакли: "Королю холодно" (1936), "Юдифь" Таммсааре (1939), "Потоп" Бергера (1936),"Эрик Х1У"Стриндберга(1938)и "Белаяболезнь" Чапека (1938). Играет героич. и характерные роли. актер мощного темперамента, Т. созда„т эмоциональные, яркие сценич. образы.

Роли: королевский Шут ("Королю холодно" Таммсааре), Эрик XIV (о. п. Стриндберга),0лоферн ("Юдифь" Таммсааре), Сатин (На дне"), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Тартюф;

Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Гален ("Белая болезнь" Чапека), Пеару("Вар-гамяе", "Отцы и дети Варгамяе" по Таммсааре). /f. Каск.

ТАРН (Tarn), Адам (р. 22.X.1902) - польский драматург. Лит. деятельность начал в 1918 как журналист и лит. критик. В 1937 уехал из Польши, жил в Швейцарии, Франции, США. Вернувшись в Польшу, в 1949 написал первую пьесу "Обычное дело" (1950, "Т-р Вспулчесны", Варшава; Рос. пр. ПНР), в к-рой рассказывается о жизни США в пору маккар-тизма. Пьеса была пост. во мн. польск. т-рах, а также в ГДР, Чехословакии, СССР и др. Среди др. пьес:

"Ортега" (1952, Т-р им. Ярача, Олыптын), "Авгиевы конюшни" (1954, "Т-р Людовы", Варшава), "Загубленная жизнь" (1958, Варшавское телевидение). В 1952-53 был директором Т-ра Дома Войска Польского в Варшаве, с 1955 работал зав. лит. частью в "Т-ре Повшехны", "Атенеум", "Вспулчесны" (все в Варшаве), с 1956 - гл. редактор основанного им ежемесячника "Диалог", посв. совр. драматургии. Т. принадлежат также переводы с англ., рус., франц., нем. яз.

Соч.: "Обычное дело", рус. пер. Е. Рифтиной, М., ВУАП, 1952. Еж. К.

ТАРРЕГА (Tarrega), Франсиско Агустин (1554 или 1556-7. II. 1602)исп. поэт, драматург. Окончил ун-т в Валенсии, с 1584-каноник местного собора. Вместе с Г. де Кастро-и-Белъвисом и др. Т. основал т. н. "ва-ленсианскую школу" драматургов, способствовавшую становлению нац. исп. драматургии эпохи Возрождения. Сохранилось св. 15 пьес Т. (12 из них вошли в сборник, изданный в 1608). В историч. пьесах ("Осада Павии и пленение короля Франциска", "Кровь верных горцев Наварры", "Мориски из Орначос" и др.) историч. факты причудливо переплетаются с легендой, в них утверждается идея величия и могущества исп. гос-ва. Многочисл. комедии на совр. материале ("Мнимый супруг", "Постоянство герцогини", "Милостивый недруг" и др.) отличаются характерным для исп. ренессансцого т-ра динамизмом интриги, тонкой обрисовкой характеров и быта. Нек-рые комедии (напр., "Парк Валенсии") представляют собой подлинные "комедии нравов". За это драм. произв. Т. высоко ценили М. Сервантес и Лопе де Вега.

Соч.: Comedias, в серии: Biblioteca de autores espanoles, [v.] XLIII. Dramatices contemporaneos a Lope de Vega, v. 1, Madrid, 1857; Comedias, в кн.: Poetas dramaticos valencianos, v. 1, Madrid, 1929; Los moriscos de Hornachos, Chi., 1904.

Лит.: Serrano Canete J., El Canoniso Francisco Agustin Tarrega, Valencia, 1889; Meri m e e Н., L'art dramatique a Valencia, Toulouse, 1913; M art i-G r a j a-l e s F., Ensayo de un diccionario biografico y bibliografico de los poetas que florecieron en el reino de Valencia, Madrid, 1927. 5. 77.

TAPTAEOB, Иоаким Викторович (1860-23.1.1923)- рус. певец (лирико-драматич. баритон) и режиссер. Засл. арт. Республики (1923). Окончил Петерб. консерваторию (1881, класс К. Эверарди). Пел на сценах рус. провинциальных оперных т-ров. В 1882 - 84 и 1894 - 1923 - солист, а в 1909- 1923 также гл. реж. Ма-риинского т-ра (Петербург).

Мягкий, бархатный по тембру голос Т. отличался мужественностью, полнотой и компактностью звучания. Владение стилем бель канто Т. сочетал с искренностью, простотой и проникновенностью исполнения, характерными для рус. вок. школы. Т. создавал жизненно правдивые образы, был чужд аффектации, пользовался скупым, но выразительным пластичным жестом. Лучшие партии: Демон, Грязной, Риголетто.

Др. партии: Онегин, Мазепа; Томский ("Пиковая дама"), купец Калашников (о. п. А. Рубинштейна), Веденецкий гость ("Садко");

Фигаро; Нелюско ("Африканка" Мейербера), Валентин ("Фауст"), Жермон; Яго ("Отел-ло" Верди), Вольфрам ("Тангейзер" Вагнера), Тельрамунд ("Лоэнгрин"), Тонио ("Паяцы").

Популярностью пользовались концертные выступления Т. (особенно его исполнение романсов Чайковского). В 1920-23 был профессором Петрогр. консерватории.

Лит.: С т а р к Э., [Зигфрид], Петербургская онера и е„ мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940; ТартаковГ., Иоаким Викторович Тартаков, "Музыкальная жизнь", 1960, ј 23. В. Бр.

ТАРТАЛЬЯ (итал. Tartaglia, от tartagliare - заикаться) - персонаж итал. комедии делъ арте\ обычно старик-нотариус, судья, секретарь и др. Маска Т. появилась в нач. 17 в. в Неаполе. Среди первых исполнителей - О. Феррарезе, Б. да Верона. В образе Т. сказалось отрицат. отношение народа к чиновникам, представлявшим интересы исп. завоевателей. Т. был надел„н низменным, трусливым характером. Комич. эффект производило заикание Т., подч„ркивавшее его назойливость, педантизм. Исполнитель роли Т. носил костюм зел„ного цвета в ж„лтую полоску, большие очки (заменившие маску) и серую шляпу. Говорил на неаполитанском диалекте. Позднее, под влиянием цензуры, образ Т. несколько утратил свой сатирич. характер. В 18 в. Т. встречается в театр. сказках (фьябах) К. Гоцци.

Лит : Дживслегов А. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962.

"ТАРТЮФ" ("Tartuffe") - комедия в 5 д. Мольера. Соч. -1-я ред. (3 акта под назв. "Тартюф, или Лицемер") -1664; 2-я ред. (5 актов под назв. "Обманщик")- 1667; 3-я ред. (5 актов под назв. "Тартюф")- 1669. Пост. труппой Мольера в 1-й ред.-12.V. 1664 в Версале, во 2-й ред.-5. VIII. 1667 в т-ре /Пале-Рояль", в 3-й ред.-5.11. 1669, там же. Роли исполняли: г-жа Пернель - Л. Бежар, Оргон - Мольер, Эльмира - А. Бежар, Дамис - Юбер, Марианна - Дебри, Валер - Лагранж, Клеант - Лато-рильер, Тартюф - Дю Круази, Дорина - М. Бежар. "Т." пост. почти всеми т-рами мира, сохраняется в репертуаре до наст./времени. Среди исполнителей роли Тартю-фа - Фл„ри, /Б. К. Коклен (старший) и Э. О. Коклен (младший), М Бенасси, Л. Гитри, И. Кайнц, Л. Жуве, Ж. Йоннель, IJ. Реймерт, К. Сарафов, Ф. Леду.

Первое представление "Т." на рус. сцене - 22.XI. 1757 в "Петербурге, на моек. сцене - 21. IV. 1761. Из последующих пост.: Александрийский т-р (1832, 1841, 1870, 1878, 1888, 1897, 1908); среди исполнителей: П. А. Каратыгин, П. М. Свободин (Оргон), А. Д. Каратыгина, А. М. Каратыгина, А. И. Абаринова, В. А. Мичурина (Эльмира), Я. С. Брянский, В. А. Каратыгин, И. И. Сосницкий, Н. Ф. Сазонов, А. П. Петровский (Тартюф), Е. П. Сосницкая, В. В. Стрельская, А. М. Читау (Дорина). В Москве: пост. актерами Малого т-ра на сцене Большого т-ра (1836), на сцене Малого т-ра (1843, 1856, 1867, 1875, 1884); среди исполнителей: М. С. Щепкин, С. В. Шумский (Оргон), М. Д. Льво-ва-Синецкая, Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова (Эльмира), И. В. Самарин, А. П. Ленский (Тартюф), Н. А. Никулина (Дорина); т-р "Эрмитаж" (1915, Тартюф-Петипа). "Т." часто ставился на дореволюц. провинц. сцене.

В сов. т-ре "Т." ставили: 1-й Гос. т-р Армении (1924), Четв„ртая студия МХАТ( 1926), Ленингр, гос. академич. т-р драмы (1929, реж. Н. В. Петров, В. Соловь„в; Оргон - Го-рин-Горяинов, Тартюф-Певцов), Новый т-р, Москва (1934), т-р "Красный факел" (1935, реж. Редлих), МХАТ (1939, режиссерский план Станиславского, реж. Кедров, худ. Вильяме; Оргон - Топорков, Тартюф - Кедров), ЛенТЮЗ 1940, Тартюф-Макарьев), Рязанский ТЮЗ (1940), Новый ТЮЗ, Ленинград (1944), Ярославский т-р им. Волкова (1944), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1947), Тамбовский т-р (1950), Финский т-р (Петрозаводск, 1952), Нижне-Тагильский т-р (1953, 1955) и мн. др.

Издания: Первая публикация - 1669, Париж; рус. переводы: И. Кропотов, под назв. "Тартюф, или Лицемер", М., 1757; Н. И. Хмельницкий, "Тартюф", 1789; Из сов. переводов - М. Л. Лозинский, "Тартюф, или Обманщик", в кн.: Ж. Б. Мольер, т. 1, М., 1957.

Лит.: Мокульский С., Мольер, М., 1 936; Топорков В.,Станиславский на репетиции, М., 1950, гл. "Тартюф";

Ж у в е Л., Мысли о театре, М., 1960; Мокульский С., Творчество Мольера, в его сб.: О театре, М., 1963. А, Шн.

ТАРХАНОВ, Бари (наст. фам.- Г а ф а р о в;

5.XI.1892-1934) - тат. сов. актер и режиссер. Засл. арт. Тат. АССР (1926). С 1910 принимал участие в любительских спектаклях, в 1917 организовал драм. труппу в Симбирске под назв. "Коллектив татарских артистов" (существовала до 1921). В 1921 работал в Пролетарской труппе им. Г. Кариева в Оренбурге. В нач. 1924 организовал труппу им. Г. Карцева в Буинске (Тат. АССР). В 1926-28-актер Тат. академич. т-ра (ныне Т-р им. Камала), затем работал в т-рах гг. Троицка, Петропавловска.

Роли: Бедри ("Галия-бану" Файзи), Камали, Мужик ("Старик Камали", "Обезумевшая девушка" Бурнаша), Юнус Хаджи ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала), Керим бай ("Башмачки" Ибрагимова), Мисбах Хаджи ("Без ветрил" Тинчурина), Сиражи, Хафиз ("Банкрот", "Тайны нашего города" Г. Камала), Осип ("Ревизор"), Миллер ("Коварство и любовь"); Алтоум ("Принцесса Турандот" Гоцци) и ДР. X. Г.

ТАРХАНОВ (наст. фам.- Москвин), Михаил Михайлович [7(19).IX.1877-18.VIII.1948] - рус. сов. актер, педагог и режиссер. Нар. арт. СССР (1937). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Доктор искусствоведения, профессор (1939). Брат И. М. Москвина. Сценич. деятельность начал в 1898 в антрепризе И. Е. Шувалова (Рязань). Был актером на выходные роли и одновременно суфл„ром, пом. режиссера, бутафором, реквизитором. В последующие годы Т. становится известным провинц. актером. Работал в т-рах Калуги, Витебска, Минска, Пензы, Омска, Казани, Рыбинска, Перми, Симбирска, Полтавы и др. городов, в т. ч. в т-ре Н. Н. Синельникова (Киев, Харьков, 1914-19). Сыграл неск. сот ролей, свидетельствующих о разнообразнейших сторонах его дарования.

Роли: Хлестаков, Земляника, Осип ("Ревизор"), Кнуров, Робинзон ("Бесприданница"), Шмага, Лука; Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Шамраев ("Чайка"); генерал Мар-дыкин ("Нечистая сила" А. Н. Толстого), Ал„ша, Птицын ("Братья Карамазовы", "Идиот" по о. п. Достоевского), Оргон ("Тартюф"); Полоний ("Гамлет"), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира), Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Фламбо ("Орл„нок" Ростана), музыкант Жекко, сапожник Овсянка ("Трильби", "Кузня ведьмы" Ге), Побаржин ("Вера Мир-цева" Урванцова) и мн. др.

В странствиях по рус. театр. провинции Т. накопил большой жизненный и сценич. опыт. Иск-во его отличалось высокой художеств. правдой, тонким проникновением в сущность сценич. образа, сочным, ярким комизмом, смелой выразительностью актерских при„мов. Он продолжал щепкинские реалистич. традиции рус. актерского иск-ва. Уже в первые годы сценич. деятельности Т. стал выдающимся мастером сценич. речи, высоко ценящим силу речевой интонации.

Т. вступил в МХАТ во время его заграничных гастролей 1922-24. Дебютировал в роли Богдана Рурю-кова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, 192.3). Затем сыграл роли Луки; Живновского ("Смерть Па-зухина" Салтыкова-Щедрина), Кулыгина ("Три сестры") и др. Первые выступления Т. на сцене МХАТа показали органич. близость артистич. индивидуальности Т. идейно-творч. принципам Художеств, т-ра, иск-ву сценич. переживания.

Талант Т. достиг наивысшей художеств. и гражданской зрелости в сов. время. Созданные им образы Гра-добоева ("Горячее сердце", 1926), Собакевича ("М„ртвые души", 1932), Сем„нова ("В людях" по Горькому, 1933), Дикого ("Гроза", 1934), генерала Печенегова ("Враги", 1935); Фурнач„ва ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина, 1939) поражали точностью социальной и художеств. типизации, жизненной яркостью и силой сатирич. обличения собственнического мира старой России. актер подч„ркивал в характеристике этих персонажей самодурство, алчность, безнаказанную жестокость, в трактовке каждого образа он находил новые, неожиданные краски. В игре Т. внутренняя и внешняя характерность, достоверность сочетались с большой силой, смелостью обобщения. Щедрое и блестящее мастерство отличало творчество актера. Богатство комедийно-сатирических красок характеризовало исполнение ролей Хлопова ("Ревизор", 1924), Бридуазона ("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1927), Фамусова (1938). С большим драматизмом играл Т. роль Фирса ("Вишн„вый сад", 1928).

Лучшие роли Т. в сов. репертуаре: Прохоров ("Растратчики" Катаева, 1928), Осип Мироныч ("Блокада" Вс. Иванова, 1929), Сем„н Сем„ныч ("Бронепоезд 14-69", 1929); Богомазов ("Последние дни" Булгакова, 1943). Участвовал как режиссер в постановке спектакля "Горячее сердце" в МХАТе (совместно с К. С. Станиславским и И. Я. Судаковым, 1926), был худ. рук. (1925-27) Четв„ртой студии МХАТ; пост. "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского, "Тартюф"; "На земле" Низового, "Цемент" по Ф. Гладкову.

Т. был выдающимся театр. педагогом; в 1942-48 - худ. рук. ГИТИСа, преподавал там мастерство актера, руководил укр., белорус., чуваш, нац. студиями.

Т. снимался в кино: Модест Алексеевич ("Чины и люди"), Дерунов ("Иудушка Головл„в"), Дикой ("Гроза"), Спицын ("Дубровский"), Шереметев ("Петр I"), Поливанов ("Юность Максима") и др. Гос. пр. СССР (1943) за многолетние выдающиеся достижения в области театр. иск-ва.

Соч.: Как я стал актером, "Театр", 1938, .ј 10-11. Лит.: СоболевЮ., М.М. Тарханов, в кн.: Мастера МХАТ, М.-Л., 1939; Иезуитов Н., Тарханов, в кн.:

актеры МХАТ в кино, М., 1938; Загорский М., Михаил Михайлович Тарханов, М.-Л., 1946; Г о р ч а-к о в Н. М., Михаил Михайлович Тарханов, в кн.: Ежегодник МХАТ, 1948, т. 1, М., 1950. Я. Лей.

ТАРХНИШВЙЛИ, Тамара Арчиловна [р. 1912] - груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1966). С 1938 работает в Т-ре им. Руставели (Тбилиси). Игра Т. отличается ч„ткостью, остротой формы, приподнятостью стиля в драм. ролях, яркостью красок в комедийных ролях.

Роли: Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина), Анна ("Араг-винпы" Апхаидзе), Нино ("Огни Картли" Канделаки), Тина ("Тариэл Голуа" Киачели), Иокаста ("Царь Эдип" Софокла), Дора ("Невеста из афиши" Гольдони), Мара ("Доктор философии" Нушича), Маритана ("Дон Сезар де Базан" Дюма-нуара и Деннери), миссис Пичем ("Тр„хгрошовая опера" Брехта), Эльвира ("День рождения Терезы" Мдивани), Алиса ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо), мать Стиборова ("Такая любовь" Когоута) и др. Эт. Г.

Т АРШИН (наст. фам.- Б е л о у с о в), Алексеи Михайлович [р. 19.IX(2.X).1906] - рус. сов. актер. Нар. арт. УССР (1951). В 1926 окончил Драм. студию при Казанском Большом драм. т-ре. Артистич. деятельность начал в Астрахани (1926-28), затем работал в Ташкенте, Ашхабаде, Смоленске, Архангельске, Волгограде, Казани, Свердловске, Харькове (1937-41), Челябинске (1941-44), Киеве (1944-53), Горьком (1953-62); с 1962-в Киевском театре им. Леси Украинки. Значительное влияние на творческое развитие Т. оказали А. Г. Крамов и К. П. Хохлов, под руководством которых он работал в Харькове и Киеве.

Роли: Каренин ("Живой труп"), Вагин ("Дети солнца" Горького), Агишин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва), Воронцов ("Наш современник" Паустовского), Альмавива ("Женитьба Фигаро"); Райский ("Обрыв" по о. п. Гончарова), Монтанелли ("Овод" по о. п. Войнич), Хлебников ("Персональное дело" Штейна), адмирал Михнев ("Океан" Штейна), Гаев ("Вишн„вый сад") и др.

М. Гор.

ТАРЬЕВА, Елена Владимировна (1906-63) - рус. сов. актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1956). Работала в т-рах Москвы, Архангельска, Тбилиси, Одессы, Днепропетровска и др. В 1938-63 - в Бакинском рус. т-ре им. С. Вургуна. Т.- характерная актриса, играла гл. обр. роли старух. Прекрасная рус. речь,'точное знание быта, наблюдательность характеризовали творчество актрисы.

Роли: нянька Федосья ("Последние"), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва"), Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы"), Анфиса ("Три сестры"). Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"); Северова ("Московский характер" Софронова), Сыо Бейлисс ("Все мои сыновья" Миллера), Мотя("Машенька");

Лагутина ("Мать своих детей" Афиногенова), бабушка Вера ("Одна" Ал„шина). Е .

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница