Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-moskva-sochi/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 417)


ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ М. ДЖАЛИЛЯ (Татарский государственный театр .оперы и балета имени Мусы Джалиля) - муз. т-р Тат. АССР, положивший начало оперному и балетному иск-ву тат. народа. Открыт в 1939 (Казань) оперой Н. Г. Жиганова "Качкын" ("Беглец"). Первыми деятелями т-ра были: Н. Г. Жиганов (муз. рук. т-ра) и М. Джалиль (зав. лит. частью); дириж„ры - С. С. Бергольц, Н. П. Резников, С. И. Огар„в; реж.- Ф. Н. Каверин, Е. Ф. Минакова, Т. Н. Ростовцев, В. М. Бебутов. Основу оперной труппы составили выпускники Тат. оперной студии Моск. консерватории: М. М. Рахманкулова, Г. М. Кайбицкая, А. С. Измайлова, Ф. X. Насретдинов, 3. Г. Байрашева, М. 3. Булатова, X. С. Забирова, У. Г. Альмеев и др. В труппу вошли также нек-рые драм. актеры, обладавшие хорошими вок. данными (С. X. Айдаров, С. Г. Садыкова и др.). Хор и оркестр составили выпускники Казанского муз. уч-ща и участники самодеятельности, имевшие необходимую подготовку. Среди первых артистов балета - А. Г. Айдарская, А. Ф. Гацулина, А. П. Гацулин, Г. X. Тагиров, Б. Ш. Ахтямов, 3. Ф. Гайфуллина и другие. В 1941 состав труппы пополнился. Были приглашены певец Н. К. Даутов, артисты балета Н. А. Леонтьева, С. Ф. Глинская, А. Ф. Нарыков (с 1944); балетмейстер - Л. А. Жуков; в состав кордебалета вошли воспитанники балетной студии при т-ре. Деятельность балетного коллектива началась пост.- "Тщетная предосторожность", "Жизель" (1940-41). Затем были подготовлены дивертисменты - "Танцы народов СССР" и "Молод„жь на отдыхе" Ключа р„ва (1944). В 1941 был пост. первый нац. балет "Шурале" Яруллина, показанный зрителю в 1945. В 1946 пост. нац. хорео-графич. сказка "Зюгра" Жиганова.

Многие оперные пост. т-ра посв. социально-значительной историч. и совр. тематике. Среди спектаклей:

"Ирек" ("Свобода") Жиганова (1940), "Галиябануз" Музафарова (1940), "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941) и "Туляк" (1945) Жиганова, "Фарида" (1944-45) Юдина, "Шагыйр" ("Поэт", 1947), "Намус" ("Честь", 1953) Жиганова. В т-ре пост. опера о Великой Отечественной войне 1941-45 - "Ильдар" Жиганова (1942; 1955 в нов. ред. под назв. "Дорогой победы").

До 1956 т-р не имел своего здания, спектакли проходили в помещениях драм. т-ров Казани (до 1941 - в Т-ре им. Качалова, в 1941-56 - в тат. Т-ре им. Камала). В 1956 т-ру было присвоено имя поэта Мусы Джалиля. Тогда же было открыто новое здание т-ра (с тр„хъярусным зрит. залом на 1100 мест) новой пост. оперы "Алтынчеч" Жиганова (либр. Джалиля). Здесь пост. и нац. оперы: "Джалиль" (1957, 1964 на рус.яз.), "Золотоволосая" (1959 на рус. яз.), "Качкын" (1964) Жиганова, "Самат" (1957), "На берегу Д„мы" (1965) X. Валиуллина, "Неотосланные письма" Д. Файзи (1960), "На„мщик" Сайдашева и Ключа р„ва (1961).

Среди нац. балеток: "Алтын тарак" ("Золотой гребень") Бакирова (1957),"Кисекбаш" ("Отсеч„нная голова") Губайдуллина (1958), "Раушан" Хабибуллина (1961). В репертуаре т-ра сохраняются нац. муз. комедии: "Башмачки" (1942), "Акчарлаклар" ("Чайки", 1944; 2-я ред. 1955), "На берегу Волги" (1949; 2-я ред. 1950 под назв. "Золотая осень") Д. Файзи.

В репертуаре т-ра широко представлена рус. и зарубежная классика: "Евгений Онегин" (1940, 1957), "Пиковая дама" (1947, 1954, 1960), "Мазепа" (1951, 1963), "Чародейка" (1958), "Иоланта" (1952, 1959) Чайковского, "Русалка" (1943, 1959), "Князь Игорь" (1948, 1965), "Царская невеста" (1942, 1963), "Снегурочка" (1953), "Майская ночь" (1952), "Демон" (1948, 1961), "Иван Сусанин" (1951); "Алеко" Рахманинова

(1952), "Дубровский" Направника (1958), "Борис Годунов" (1963); "Фауст" (1939, 1956), "Ромео и Джульетта" (1958) Гуно, "Риголетто" (1940), "Травиата" (1941, 1959), "Аида" (1948), "Трубадур" (1950), "Битва при Леньяно" (1961, впервые в СССР) и "Бал-маскарад" (1962) Верди, "Кармен" (1942, 1958), "Севиль-ский цирюльник" (1945, 1957), "Паяцы" (1943, 1959,

1963), "Чио-Чио-сан" (1940, 1957), "Богема" (1958);

"Виндзорские проказницы" Николаи (1963) и др.

Т-р осуществил пост. также и сов. опер: "В бурю" Хренникова (1953), "Семья Тараса" Кабалевского (1953), "Тихий Дон" Дзержинского (1953, 1962), "Одно сердце" Крейтнера (1959, впервые в СССР), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1965).

На сцене т-ра пост. также балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1946, 1955), "Лебединое озеро" (1947, 1956,

1964), "Красный цветок" (1951), "Эсмеральда" (1951), "Дон Кихот" (1958), "Спящая красавица" (1959);

"Горная быль" Ключар„ва (1959), "Тропою грома" Караева (4960), "Каменный цветок" Прокофьева (1961), "Я помню чудное мгновенье" Синисало по произв. Глинки (1962, впервые в СССР), "Медный всадник" (1963); "Алые паруса" Юровского (1964); одноактные балеты - "Ожившая легенда" на муз. Метнера, "Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева, "Ут„с" на муз. А. Хачатуряна (1964).

В т-ре в разное время работали дириж„ры - И. В. Аухадеев, А. X. Абдуллин, А. 3. Монасыпов, X. В. Фазлуллин, К. К. Тихонов, И. Э. Шерман; реж.- С. Валеев-Сульва, Н. К. Даутов, Е. И. Кушаков, Ш. М. Сарымсаков, 3. В. Сафин, Г. Ф. Юсупов, Г. С. Миллер, И. Г. Шароев, И. Н. Просторов, Н. В. Смолич, С. А. Штейн, Б. Массини, Н. Н. Савинов, М. П. Ожигова и др.; отд. пост. осуществили Л. В. Баратов, Б. А. Покровский, А. Р. Закс, Г. П. Ансимов; худ.- П. Т. Сперанский (в 1940-65 гл. худ.), Э. X. Нагаев (с 1965 гл. худ.), Э. Б. Гельмс, П. А. Злочевский, Н. Н. Золотар„в, Б. М. Эрбштейн, Б. А. Мессерер и др.; хормейстеры - П. И. Федотов, В. С. Гаврилов, И. В. Грекулов, Т. Г. Гудкова, Г. В. Гашпль, Г. К. Хамзина; балетм.- Е. Я. Бру-нак, Л. А. Бопдзиловская, К. Ф. Боярский, Ф. А. Га-скаров, Р. II. Гербек, П. Гусев, О. М. Дадишкилиани, Е. Ф. Дорофеев, Л. И. Жуков, А. 3. Калимуллин, М. Клементьева, А. А.Лапаури, К. Муллер, А. Ф. На-рыков, И. В. Смирнов, Г. X. Тагиров, О. Г. Тарасо-Ба, Н. И. Трегубов, С. М. Тулубьева, В. Н. Шумей-кип, А. И. Янкин и др.

В составе оперной труппы (1967): нар. арт. РСФСР и Тат. АССР М. 3. Булатова, Ф. X. Насретдинов; засл. арт. РСФСР и Тат. АССР А. 3. Аб-басов, Б. А. Аполлонов, В. Н. Жарков, 3. Г. Хисматуллина; нар. арт. Тат. АССР Р. Г. Билялова, Г. И. Сайфул-лина, В. Г. Шарипова; засл. арт. Тат. АССР Л. С. Берниковский, Е. А. Берниковская (концертмейстер), В. Н. Галкин, Ю. Н. Гизатуллин, И. Д. Ишбуля-ков, М. П. Пантюшин, В. Т. Степанов и др. В составе балетной труппы: нар. арт. РСФСР и Тат. АССР Н. Д. Юлтые-ва; нар. арт. Тат. АССР Г. С. Калашникова, Р. Ф. Садыков; засл. арт. Тат. АССР С. 3. Хайруллин и др.; гл. реж. т-ра Е. И. Кушаков; дириж„р И. Э. Шерман; гл. балетмейстер А. Пантыкин. Хор и оркестр в составе 60 чел.

Лит.: Рахманкулова М., Десять лет Татарского оперного театра, "Сов. музыка", 1950, ј 6; Ш у м с к а я Н., Татарскому оперному театру 20 лет, там же, 1959, ј 10; Татарский государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля. Казань, [1957]. H.Wi/M. ТАТИНЦЯН, Завен Тигранович (р. 22.1Х.192()) - арм. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1960. Окончил режиссерский ф-т Ереванского театр. ин-та (1950). режиссерскую деятельность начал в 1950 в Арм. ТЮЗе; с 1962-гл. режиссер.

Пост. спектакли: "Как закалялась сталь" (1952); "Музыкантская команда" Шатиряна (1957), "Ворон" Гоцци (1959), "Романтики" Ростана (1963), "Мещане" (1965).

С 1957 препода„т в Ереванском художествепно-театр. ин-те. Б. А.

ТАТИЩЕВ (наст. фам.- Г а р т и н г), Владимир Константинович (1874-21. X. 1934) - рус. сов. режиссер, художник, актер. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1899-1901 учился в Киевской школе живописи, затем работал декоратором в Одесском рус. т-ре. В 1906 окончил Драм. студию этого т-ра и до 1910 был там актером. В 1910-11 работал как художник-декоратор и режиссер в Т-ре Незлобина (Москва). В 1912 вступил в труппу Ярославского т-ра, где пост. и оформил спектакль "Гроза". В 1913-17 работал в Т-ре Корша, пост. "Обрыв" по Гончарову (1914), "Похождения Чичикова" ("М„ртвые души", 1916), "Ревизор" (1915). В 1920 Т. организовал в Одессе молод„жный т-р "Красный факел" (был его худ. руководителем до 1924). Этот т-р, разъезжавший по городам Украины и РСФСР, способствовал развитию театр. культуры периферии. Творчество Т. противоречиво: добиваясь правды переживаний, режиссер одновременно тяготел к декадентски-символич. репертуару и эстетству в оформлении. Увлечение Т. декадентскими пьесами, поиски формальных, абстрактных решений нередко приводили Т. к серьёзным идейно-художеств. просч„там (спектакль "Океан" Л. Андреева и др.). Это вызвало его разрыв с коллективом т-ра "Красный факел".

В 1924-26 Т. работал в Моск. т-ре им. МГСПС, где пост. спектакль '"Праздник святого Поргена" Бергстедта, затем был режиссером бакинского Рабочего т-ра, Ростовского-на-Дону т-ра, Краснодарского и Свердловского т-ров. Наиболее значит, спектакли, пост. Т.: "Ревизор" (1927), "Разлом" (1928); "Слишком правдиво, чтобы быть приятным" Шоу (1933), "Егор Булычев и другие" (1933, реж. и худ.).

Лит.: Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963;

10 лет Свердловского государственного театра рабочей молод„жи им. "Комсомольской правды", Свердловск, 1936;

Путь театра, Новосибирск, 1950. Г. К.

ТАТИЯКУ - амплуа в япон. т-ре Кабуки. Подразделяется на: араготовоин, богатырь, обладающий сверхъестественной силой; в а г о т о - молодой любовник; дзицугото - рассудительный, терпеливый, мудрый и справедливый муж. Л. Г.

ТАТЛИН, Владимир Евграфович [12(24).XII. 1885-31. V. 1953] - рус. сов. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Окончил художеств. школу в Пензе (1902-10), затем занимался в моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества (до 1911). Один из лидеров т. н. "левого иск-ва", Т. увлекался "сезанизмом", кубофутуризмом, абстрактными композициями материалов и фактур на плоскости и в пространстве. Стал основоположником конструктивизма в рус. иск-ве первых послереволюц. лет. Выявляя в своих ранних декорациях структуру объемно-пространственных форм (эскизы декораций к спектаклям "Царь Максимилиан и сын его Адольф", 1911, Моск. лит. кружок), Т. в последующие годы пришел к конструктивизму ("Зангези" Хлебникова, спектакль Музея художеств. культуры в Петрограде, пост. Т., 1923). В декорациях Т. 30-х гг. поиски жизненной конкретности образов сочетаются с изобретательностью решений. В спектакле "Комик XVII столетия" Островского (1935, МХАТ 2-й) Т. дал обобщ„нный образ старой деревянной Москвы, стремился к динамике, "кинематографич. подвижности декораций, взаимосвязанных с актерами". В лучших работах Т.создавал реалистич. образы, добивался ком-позиц. целостности оформления, его внутр. ритмичности, игры фактур материалов ("Глубокая разведка" Крона, 1943, МХАТ), остроты психологич. характеристик в эскизах костюмов ("Дело" Сухово-Кобылина, 1940, ЦТСА).

Т. в„л преподавательскую работу во ВХУТЕМАСе (1918-22) и ВХУТЕИНе (1927-33).

Другие спектакли: "Не сдадимся" Сем„нова (1936, Камерный т-р), "Дал„кий край" Шварца (Центр, детский т-р, 1944), "Где-то в Сибири" Ирошниковой (1949, там же), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Чаша радости" Винникова (1950, Т-р им. Моссовета) и др.

Лит.: Пуни н Н. Н., Татлин, П., 1921; К а з а н-с к и и Б., "Записки передвижного театра", 1923, ј 58, с. 5;

Шнейдерман И., Художник читает пьесу, "Сов. искусство", 1940, 31 авг., ј 48. At.Я.

ТАУБЕР (Tauber), Рихард (наст. имя и фам.- Эрнест Зейферт; Seyffert) (16.V.1892-8.1. 1948) - австр. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Учился в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Дебютировал на оперной сцене в Хемнице (1913), после чего выступал во мн. нем. оперных т-рах (Берлин, Дрезден, Мюнхен). С сер. 20-х гг. регулярно пел в Вене, участвовал в Зальцбургских фестивалях. Был близким другом Ф. Легара, выступал в ряде его оперетт. Гастролировал в странах Европы и в США. После оккупации Австрии жил в Англии.

Т. был блестящим интерпретатором музыки Моцарта, с успехом выступал в операх Дж. Пуччини и франц. композиторов. В голосе Т. сочетались теплота, нежность и экспрессивность. Выступал как концертный певец. Автор оперетт, музыки к фильмам и песен.

Партии: Тамино, Дон Оттавио ("Волшебная флейта", "Дон Жуан"); Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Бахус ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса), Вильгельм ("Миньон" Тома), Хозе; Рудольф .("Богема") и др. Вс. Т.

ТАУБЕРОВА (Tauberova), Мария (р. 28.IV.1911') - чеш. артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. ЧССР. Училась в Венской муз. академии и в Милане. С 1936 - солистка Национального т-ра в Праге. Выступала за рубежом (в СССР - в 1955 и 1961).

Партии: Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Папагена ("Волшебная флейта"), Констанца ("Похищение из сераля" Моцарта), Джильда, Виолетта; Каролина ("Две вдовы" Сметаны), Ариэль ("Буря" Фибиха), Лисичка-плутовка (о. п. Яна-чека), Зербинетта ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса) и мн. др. Ал. М.

ТАУТИЕВ, Соломон Кириллович (1909-46) -- сов. осетинский актер. Нар. арт. Сев.-Осет. АССР (1940). Один из основателей Сев.-Осет. нац. т-ра. В 1935 окончил нац. студию ГНТИСа и стал одним из ведущих актеров т-ра. Игра Т. отличалась одухотвор„нностью, романтич. направленностью. Яркой народностью и поэтичностью были исполнены образы героев в нац. осет. спектаклях: Хазби (о. п. Е. Бритаева), Афхард-ты Хасана (о. п. Мамсурова), Коста Хетагуров (о. п. Нигера и Епхиева). Среди лучших ролей Т.-Платон Кречет; Дон Жуан ("Каменный гость" Пушкина), Олеко Дундич (о. п. Каца и Ржешевского), Мотыльков ("Слава"Гусева), Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча). Е. Ж.

ТАУЯНСКЕНЕ, Иоана Людо (р. 12.VII.1924) - литов. сов. художница. Училась в Вильнюсском художеств. ин-те (1945-52). С 1952 работает художником в т-ре в Шяуляе. Создала декорации к спектаклям:

"Белые ивы" Авижюса (1954), "Жених" К реве (1964), "Проданные годы" Балтушиса и Карклялиса (1965), "Баня" (1964), "Бесприданница" (1962), "Двенадцатая ночь" (1963) и др. Декорации Т. отличаются романтич. приподнятостью, подч„ркнутой цветовой экспрессией. В. К у л.

ТАХМАСЙБ, Мамед Гусейн (р. 22.VII.1907) - азерб. сов; драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил в 1933 Азерб. педагогический институт. Лит. деятельность начал в 1934. Пьеса "Ба-хар" ("Весна", 1940, Т-р им. Азизбекова) посв. вопросам воспитания сов. молод„жи. О злодеяниях фашистов рассказывает пьеса "Львиное логово" (1942, Арм. бакинский т-р), жизни сов. деревни посв. пьеса "Расцвет мечты" (1951, Т-р им. Азизбекова). Т.- автор пьес для детей: "Цветистая гора" (1955, Азерб. ТЮЗ), "Индийская сказка" (1956, там же). Жизнь деревенской молод„жи показана в пьесе "Смеющиеся глаза" (1957, там же). Т. пишет также киносценарии. К. Кае.

ТДХМАСЙБ, Рза Аббас-Кули оглы (р. 20. IV. 1894) - азерб. сов. актер, режиссер. Засл. деят. иск-в. Азерб. ССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Работу в т-ре начал в 1910 в тифлисской труппе "Союза мусульманских актеров". Тогда же проявилась склонность Т. к режиссерской работе. Первая самостоятельная пост. - "Мертвецы" Мамедкулизаде (1915, Нахичеванскии т-р). Работал актером и режиссером в т-рах Тифлиса, Еревана, Нахичевани. В 1920 - ведущий актер, режиссер, а в 1922-24, 1937-38 и 1953-59 - директор и худ. рук. Т-ра им. Азизбекова.

Роли: Искендер ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Иблис и Ариф ("Иблис" Джавида), шейх Сенан (о. п. Джавида), Ага Мамед шах Каджар (о. п. Ахвердова), Рустам ' Ла-мус" Ширванзаде), Сулейман ("Хаят" Ибрагимова), Кошкин ("Любовь Яровая"), Карл Моор ("Разбойники") и др.

актерское мастерство Т. особенно полно проявилось в пьесах Дж. Джабарлы, где он играл обычно людей прошлого, исторически обреч„нных на гибель: Балаш ("Севиль"), "Гаджи Ахмед" ("Алмас"), кулак Имамяр ("Яшар"). Игра Т. отмечена ясностью мысли, естественностью, реалистич. выразительностью. Поставил в Т-ре * им. Азизбекова и в др. т-рах спектакли: "Шейх Сенан" Джавида (1931), "Чужой реб„нок" Шкваркина (1936), "Севиль" Джа-барлы (1934) и др. Пост. также ряд кинофильмов, в т. ч. "Аршин мал алан" (Гос. пр. СССР, 1946), перев„л на азерб. яз. "Без вины виноватые" и др. пьесы. Вед„т педагогич. работу, с 1947 - профессор Азерб. театр. ин-та. К. Кае. ТАШКЕНБАЕВ, Ингаберды (1886-1963)-узб. сов. артист цирка; канатоходец. Нар. арт. РСФСР (1939) и Узб. ССР. Чл. Ком-мунистич. партии с 1941. Герой Труда Узб. ССР. Т. развивал иск-во узб. дорбозов (канатоходцы по на-клонно подвешенным пеньковым канатам, выступавшие на ярмарках, традиционных празднествах, нар. гуляньях и т. п.). Т., внук и сын дорбозов, в возрасте десяти лет начал работать с отцом, а через пять лет - самостоятельно. Создал ансамбль узб. сов. канатоходцев и многие годы руководил им. Ансамбль гастролировал в Москве (впервые в 1935), Киеве, Харькове, Одессе, Ереване, Тбилиси, Хабаровске, Владивостоке, Минске и других городах СССР. Т. воспитал целую плеяду артистов советского цирка, в их числе сыновья Т.- Абиджан (засл. арт. Узб. ССР), Кадыржан иШакыржан, внуки-Иркин и Камалиддин, внучка Д о-н а х о н. А. Шн.

ТАШКЕНТ -столица Узб. ССР (в 1966-1140 тыс. жителей). В 19 в. в Т. выступали труппы узб. нар. актеров- кызыкчи, кукольного т-ра, с 1867 ставились рус. любительские спектакли. С 1877 в Т. работали рус. проф. театр. антрепризы - труппы В. И. Васильева-Вятского, В. М. Янова, Н. Д. Кручинина и др. С 1903 антрепризу держала 3. А. Малиновская, у к-рой в разные годы работали Н. И. Соболыциков-Самарин, С. Л. Кузнецов и др., гастролировали В. Ф. Комиссаржевская, П. Н. Орле-нев, М. В. Дальский, бр. Адельгейм, М. Петипа. В 1914 в Т. была организована любит, труппа из узб. бурж. интеллигенции, к-рая ставила националистич. пьесы.

После Октябрьской революции в Т. были созданы проф. т-ры: Узбекская драм. труппа им. К. Маркса, первый в Ср. Азии-рус. сов. драм. т-р под назв. "Советский театр" (1918), рус. оперный т-р (1918), рус. Драм. студия им. Комиссаржев-ской(1920). За годы Сов. власти Т. стал крупнейшим культурным центром республики. Здесь работают (1966): Т-р оперы и балета им. Навои (два сектора-узб. с 1939 и рус.), узб. драм. Т-р им. Хамзы (1929), узб. Т-р муз. драмы и комедии им. Мукими (1939), Рус. драм. театр им. М. Горького (1934), ТЮЗ им. Ахунбабаева (два сектора - узб. и рус., 1929), Т-р кукол (два сектора -узб. и рус., 1939).

В Т. работают также (1967): узб. филармония (1936), в составе к-рой - симфонический оркестр, оркестр нар. инструментов, ансамбль песни и танцев, хоровая капелла, струнный квартет, эстрадный оркестр, татар, и хореографич. ансамбли, рус. эстрадный т-р. В Т. работают также госцирк (1918), республиканский Дом нар. творчества (1933), дворцы культуры (4), дома культуры (7), клубы (50), Дом Сов. Армии, коллективы театр. и муз. самодеятельности, 2 нар. т-ра (при з-де "Ташсельмаш" и оперный т-р при клубе медработников).

В Т. имеются Ин-т искусствознания им. Хамзы, занимающийся изучением истории и теории т-ра, изобразительного иск-ва, кино, музыки (1928), Театр.-художественный ин-т им. Островского (1945) с актерским, режиссерским, театроведческим и декоративно-художественным факультетами. Консерватория (1936), муз. уч-ще и школы, хореографич. уч-ще (1933). В. Д.

ТАШКЕНТСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ташкентский русский драматический театр им. М. Горького). Открылся в Ташкенте 22 окт. 1934 пьесой Славина "Интервенция". В труппу входили: реж.-В. А. Чиркин, Е. А. Простов, актеры - А. С. Загаров, Е. Л. Ленина, А. М. Шеста-ков, Н. С. Фирсов, позднее - О. И. Андреева, О. И. Герасимова, П. С. Давыдов, Г. Н. Загурская, 3. А. Радецкая, А. П. Розанцев и др. Одним из организаторов и первым директором т-ра был М. К. Вул-конский. Осн. внимание т-р уделял пьесам сов. авторов: "Бойцы" Ромашова, "Платон Кречет"; "Аристократы" Погодина (все в 1935), "Дал„кое" (1936), "Машенька" (1941) Афиногенова, "Разлом" (1937), "Беспокойная старость", "Любовь Яровая" (оба в 1938), "Оптимистическая трагедия" (1939), "Человек с ружь„м" (1940). На сцене т-ра ставились произв. классич. драматургии: "Горе от ума" (1934); "Борис Годунов" Пушкина (1935), "Бесприданница" (1936), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1936), "Отелло" (1937), "Гроза" (1937), "Три сестры" (1941). Большое значение в творч. истории т-ра сыграли пост. пьес Горького: "На дне" и "Враги" (1936), "Мещане" и "Егор Булычев и другие" (1938), "Последние" (1939), "Дети солнца" (1941). В 30-е гг. на сцене т-ра осуществлены пост. пьес неск. узб. драматургов: "Предатели" Фатхуллина (1939) и "Бай и батрак" Хамзы (1939).

В годы войны пост. спектакли: "Батальон ид„т на Запад" Мдивани, "Накануне" Афиногенова, "Русские люди", "Нашествие"; "Олеко Дундич" Ржешев-ского и Каца,"Генерал Брусилов" Сельвинского.

Важнейшие темы современности отражал и репертуар последующих лет: "Калиновая роща" Корней-.чука (1950), "Свадьба с приданым" Дьяконова (1951), "Кто сме„тся последним" Крапивы (1954), "Настоящий человек" по Полевому (1954), "В добрый час!" (1955), "В поисках радости" (1958), "Неравный бой" (1960) и "В день свадьбы" (1965) Розова, "Искатели" Гранина

(1955), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Палата" Ал„шина (1963), "Совесть" Павловой (1964). Теме борьбы за мир посв. спектакли "Русский вопрос" (1947); "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (1947), "Голос Америки" Лаврен„ва (1950), "Два лагеря" Якобсона (1952), "Полк ид„т" по Шолохову (1965). Этапными спектаклями стали пост. пьес-Маяковского "Клоп" (1956), Назыма Хикмета "Первый день праздника" (1954). Т-р работает над пьесами совр. зарубежной драматургии: "Земной рай" Василева (1952), "Три соловья, д. 17" Добричанина

(1956), "Филумена Мартурано" Де Филиппе (1957), "Каменное гнездо" Вуолийоки (1958),"Такая любовь" Когоута (1959).

Продолжая работу над драматургией Горького, т-р пост.: "Враги" (1948), "Егор Булычев и другие" (1950), "На дне" (1955), "Зыковы" (1946), "Варвары" (1947), "Дачники" (1952), "История пустой души" по роману "Жизнь Клима Самгина" (1958), "Яков Богомолов" (1962). Среди пост. классич. драматургии в 50-60-е гг.:

"Воскресение" по Толстому (1950), "Укрощение строптивой" (1950), "Трактирщица" (1951); "Пигмалион" Шоу (1951), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1953), "Месяц в деревне" Тургенева (1953), "Вишн„вый" сад" (1954), "Горячее сердце" (1959); "Преступление и наказание" по Достоевскому (1960), "Гамлет" (1961), "Чайка" (1964); "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1966).

Значит, вклад в пропаганду произв. узб. нац. драматургии внесли спектакли "Заря Востока" Сафарова (1949), "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Тайны паранджи" (1956) и "Проделки Майсары" Хамзы (1960).

В 1959 т-р принял участие в декаде узб. иск-ва и литературы в Москве. В 1962 совершил гастрольную поездку в Москву.

В т-ре в разные периоды работали: реж.-Н. А. Бондарев, Я. А. Варшавский, Н. В. Ладыгин, А. П. Ри-даль, А. В. Милославский, И. В. Радун, Ю. С. Иоффе, В. Я. Головчинер, С. Г. Микаэлян, А. С. Михайлов; худ.- В. В. Роберг, Е. Д. Пыжов, Н. А. Ба-чурин; актеры - Н. Д. Никомаров, Б. Н. Сабуров, В. Л. Извеков, А. И. Степанов, Е. К. Злобин, А. А. Гзовская, В. К. Козлов и др. В 1951-58 и 1960-64 возглавлял т-р А. О. Гинзбург.

В труппе т-ра (1966): нар. арт. Узб. ССР - К. Г. Ефремова, Г. Н. Загурская, М. Р. Любанский, М. Ф. Мансуров, Н. Г. Хачатуров, Е. Г. Яворский; засл. арт. Узб. ССР- П. С. Дроздов, Ф. П. Котельников, К. М. Михайлов; актеры - Н. И. Мягкова, Л. С. Колесников, Л. С. Мельникова, П. И. Мироненко, В. А. Русинов и др. Гл. реж. т-ра с 1964-засл. арт. БССР М. Л. Спивак. В 50-е гг. коллектив т-ра пополнился молод„жью - выпускниками Ташкентского театр. художеств. ин-та.

Лит.: Государственный русский драматический театр им. М. Горького. 20 лет (1934-1954), Ташкент, 1955; Театр им. М. Горького, Ташкент, 1959. В. Д.

ТАШКЕНТСКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДбЖЕСТ-ВЕННЫЙ ИНСТИТУТ - см. Узбекский театрально-художественный институт.

ТАШКО КОЧО (Tashko Косо), Тэфта [1908(?) - 1947] - алб. артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. НРА (1961, посмертно). Муз. образование получила в Париже. Начала петь с сер. 30-х гг. в концертах и на радио. Т. К. обладала л„гким, нежным сопрано. Партии: Чио-Чио-сан, Розина, Джильда и др. Исполняла также нар. алб. песни. Р. К.

ТАШМАТОВ, Орифджан (псевдоним - О р и ф-г а р м о н ь; 1887-1944) - актер узб. традиц. т-ра, музыкант. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Учился в мусульманской школе. С 1905 выступал в бродячих труппах как актер и музыкант. Т. был мастером сатирич. ролей, пантомимы, разыгрывал в лицах юмористич. новеллы. В* сов. время выступал как музыкант и комедийный актер в Туркестанской краевой разъездной политич. труппе (1918-19), Андижанском т-ре (1920- 1925), Асакинском колхозно-совхозном т-ре (1926-33). Руководил муз. ансамблем в Андижане (1933-44). Творчество Т. способствовало внедрению лучших традиций нар. т-ра и музыки в узбекский профессиональный т-р. М. К ад.

ТБИЛ‚ЛИ, Марина Станиславовна (р. 25.X.1920)- груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1966). В 1940 окончила Груз. театр. ин-т им. Руставели и была зачислена в Т-р им. Руставели. В 1944-45 - актриса Сухумского т-ра, с 1946 - Т-ра им. Марджанишвили. Игра Т. отличается темпераментом, задором, ярким комизмом, обаянием.

Роли: Лизетта ("Невеста из афиши" Гольдони), Текла ("Герои Крцаниси" Шаншиашвили). Лаура ("Дура для других, умная для себя" Лопе де Вега), Цисино ("Под ивой" Бердзенишвили), Елена ("Достойная награда" Келбакиани), Санатера ("Чудесная башмачница" Гарсиа Лорки), Лариса ("Бесприданница"), Мария Антоновна ("Ревизор"); Поэма ("Не называя фамилий" Минко), Тасико ("Его звезда" Мо-сашвили), Марине ("Стрекоза" Бараташвили), Нино ("Незнакомая женщина" Шатберашвили), Мирандолина ("Хозяйка гостиницы"); донна Инесса ("Живой портрет" Морето), леди Анна ("Ричард III"); Рукайя ("Измена" Сумбатова-Южина) и др.

С 1955 снимается в кино. Эт. Г.

ТБИЛИСИ - столица Груз. ССР (825 тыс. жит. на 1966). После того как царь Вахтанг Горгасал (2-я пол. 5 в.) перен„с свою резиденцию из Мцхеты в Т., театр. иск-во начинает занимать заметное положение в обществ, жизни города. В эпоху раннего феодализма сохранялись театр традиции античной и эллинистич. эпох. Успехом пользовались танцы и мимы. Т. стал средоточием своеобразного груз. т-ра сахиоба, в к-ром сочетались слово, пение танец. Особого развития т-р сахиоба достиг в период расцвета груз. феод. культуры (11-13 вв.), когда Грузия становится сильнейшим государством Передней Азии. В Т. среди дворцовых построек имелись сахли сатамашо, сахли сал-хино (дом для зрелищ, дом для пиршеств), где давались представления как груз" так и странствующих иностр. трупп. ' Около царского дворца был ипподром, на арене к-рого устраивались конно-спортивные игры и театр. зрелища. В т-ре сахиоба давались возвеличивающие феодалов представления кеба (восхваления), разыгрывались высмеивающие феод. знать сатирич. сцены басроба (поношения), комедии симгера сигодата, содержавшие эротич. любовные сцены. Сохранилось имя драм, поэта этой эпохи-Бистика. С 30-х гг. 13 в., после нашествия иноземных захватчиков зрелищная культура города пришла в упадок. В 17 в., с усилением освободительного движения и общим возрож дением грузинской литературы и искусства, заметно оживилась театральная жизнь Т. Выступают труппы стран Востока.

В 18 в. в Т. ставились школьные спектакли по образцу таких же пост. в укр. и рус. учебных заведениях. Существовал т-р сахиоба, возглавляемый актером Д. Мачабели. Был создан новый т-р классицистского направления под рук драматурга Г. Авалишвили. Ставились оригинальные и переводные пьесы рус. и иностр. авторов. В Т. имелся общедоступный гор. т-р (под назв. "Палата"), где давались закрытые спектакли для дворцовой знати.

Благотворное влияние на развитие театр. жизни оказало присоединение Грузии к России (1801). В начале 19 в. возникают любительские кружки, инсценируется поэма Руставели. В 1850 драматург Г. Эристави воссоздал груз. проф. т-р. В 1845 в Т. выступала русско-укр. труппа. В 1851 было построено театр. здание (на 800 мест) по проекту арх. Скудиери. Здесь давали спектакли т-р Эристави, рус. драм. труппа, состав к-рой был набран при помощи М. С. Щепкина, и итал. оперная труппа Барбиери. Здание сгорело в 1875, после чего спектакли ставились в помещении летнего т-ра. В 80-х гг. под т-р было оборудовано здание караван-сарая (ныне Т-р им. Грибоедова). В 1896 открыто здание оперного т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Палиашвили). Затем открыт т-р Артистич. об-ва (на месте, где теперь помещается Т-р им. Руставели), в 1909-т-р Нар. дома (где теперь Т-р им. Марджанишвили). В здании груз. т-ра с 1879 играла труппа Драматич. об-ва, к-рым руководили И. Чавчавадзе и А. Церетели. Реалистич. школа груз. актерского иск-ва, возглавляемая В. Абашидзе, была представлена В. Алекси-Месхишвили, Н. Габуния, М. Сапаровой-Абашидзе, В. Гу-ния, К. Месхи, Е. Черкезишвили и др. В нач. 20 в. в Т. большое развитие получает рабочий т-р, где воспитались видные актеры груз. т-ра Н. Гоциридзе, В. Нинидзе, М. Чиаурели, А. Хорава, У. Чхеидзе, П. Прангишвили, Н. Давиташвили и др.

После установления Сов. власти в Грузии (1921) театр. иск-во получает бурное развитие. В 1967 в Т. работают 11 т-ров: Т-р оперы и балета им. 3. Палиашвили, Т-р им. Руставели, Т-р им. Марджанишвили, рус. Т-р им. Грибоедова, армянский Т-р им. Шаумяна, Груз. ТЮЗ, Рус. ТЮЗ, Груз. кукольный т-р, Т-р музыкальной комедии. Рус. кукольный т-р. Груз. театр санитарной культуры. В 1939 в Т. был открыт груз. Театр. ин-т, с 1927 - театр. музей. В Т. имеется груз. Театр. об-во, издаются журн. "Сабчота хе-ловнеба" ("Советское иск-во"), "Театралури моамбе" ("Театральный вестник"), "Театралури Тбилиси" ("Театральный Тбилиси"), газ. "Литературули Сакартвело" ("Литературная Грузия"). Спектакли и концерты организовывают:

Гос. филармония Грузии, драматич. классы Театр. ин-та, оперная студия Гос. консерватории, хореографич. школа, культурно-просветительные уч-ща. В Т. работают (1967):

5 нар. т-ров (из них 3 груз., 1 рус., 1 осетинский), 3 самодеятельных т-ра кукол, 24 драматич. кружка, 14 агитбригад.

Лит. см. при ст. Грузинский театр. Д- Д.

ТБИЛИССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. С. ГРИБОЕДОВА - рус. сов. т-р. Открылся в 1932. Труппа сформировалась из актерского коллектива т-ра Тбилисского Дома Красной Армии и пополнилась актерами, приглаш„нными из разл. городов СССР. Для пост. первого спектакля "На дне" (1932) был приглаш„н режиссер К. А. Марджанишвили.

В 1933-45 т-р возглавлял К. Я. Шах-Азизов. В окт. 1934 т-ру было присвоено имя А. С. Грибоедова. Ставя рус. совр. и классич. драматургию, т-р большое внимание уделяет пропаганде груз. драматургии. На сцене т-ра были осуществлены спектакли "Великий Моурави" Вакели (1941), "Хевисбери Гоча" по Каз-беги (1957), "Пламенный мечтатель" Мревлишвили

(1958), "Крот" Чиджавадзе (1959), "Во дворе злая собака" Буачидзе (1963) и др.

Среди спектаклей т-ра: "Интервенция" Славина (1934, реж. А. Г. Ридаль), "Волки и овцы" (1936, реж. А. И. Рубин), "Дети солнца"; "Сирано де Бержерак" Ростана (оба в 1936, реж. Ридаль), "Провинциальная история" по Бальзаку (1938, реж. А. Д. Смиранин), "Человек с ружь„м" (1938, реж. Рубин); "Дети Ванюшина" Найд„нова (1939, реж. Г. А. Товстоногов), "На всякого мудреца..." (1940, реж. Рубин), "Кремл„вские куранты" (1940, реж. Товстоногов), "Бешеные деньги" (1942, реж. Товстоногов), "Последняя жертва" (1944); "Так и будет" Симонова (1945) - реж. Рубин, "Старые друзья" Малюгина (1946, реж. А. А. Такаишвили), "Русский вопрос" (1947, реж. М. Г. Рат-нер); "Глубокие корни" Дж. Гоу и А. Д'Юссо (1947, реж. Д. А. Алексидзе), "Васса Железнова" (1949); "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Директор" Ал„шина (1950)-все реж. Такаишвили, "Не называя фамилий" Минко (1953, реж. Г. Г. Гвиниашвили), "Дни Турбиных" Булгакова (1954, реж. Л. В. Варпахов-ский), "Каменное гнездо" Вуолийоки (1959), "Океан" Штейна (1963, реж. С. Ф. Челидзе), "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хакетта (1964, реж. М. А. Кучухид-зе), "Снимается кино" Радзинского (1966, реж. Гинзбург) и др.

В т-ре в разное время работали актеры: Л. А. Вруб-левская, В. В. Алексеева, Е. А. Сатина, А. И. Сем„нова, Н. Ф. Шелехова, М. М. Белоусов, И. Н. Бодров, В. Д. Брагин, Б. В. Вяземский, К. А. Гарин, А. М. Гомиашвили, К. А. Добжинский, Д. А. Иванов, А. В. Загорский, А. С. Липницкий, П. Б. Луспекаев, К. К. Мюфке, И. А. Осипов, И. Н. Русинов, А. Д. Смиранин, Е. Ф. Ф„доров, Ю. Н. Шевчук и др. Пост. осуществляли режиссеры: А. -М. Августов, Д. А. Алексидзе, Л. В. Варпаховский, А. С. Любош, А. Д. Попов, М. Г. Ратнер, А. Г. Ридаль, А. Н. Рубин, А. А. Такаишвили, Г. А. Товстоногов, С. Ф. Челидзе и др.; художники -И. В. Штенберг, Вяч. Иванов, И. И. Гамрекели, Б. В. Локтин, В. В. Роберг, Д. М. Тавадзе, Р. Г. Налбандян и др.

В труппе т-ра (1966): нар. арт. Груз. ССР Т. В. Бе-лоусова, Н. М. Бурмистрова, М. Я. Пясецкий, Д. Г. Славин; засл. арт. Груз. ССР Г. С. Волынец, В. Н. Захарова, Л. Н. Зверева, И. И. Злобин, М. С. Иоффе, М. С. Кебадзе, М. П. Минеев, А. Ф. Нирванов, Н. С. Сперанская, А. Л. Шмел„в; актеры Б. М. Казинец, Е. А. Килосанидзе, Л. Д. Крылова, В. И. С„мина, А. В. Шенгелая. Гл. реж. т-ра - засл. деят. иск-в Груз. ССР С. Ф. Челидзе, гл. художник- засл. деят. иск-в Груз. ССР Е. П. Донцова. Шал.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница