Наши партнеры

Выгодно аренда машины в красноярске без водителя в компании РексРент.
видеоконференцсвязь купить

Театральная энциклопедия
(страница 420)


ТЕАТР ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА - см. Литературно-художественного общества театр.

ТЕАТР ЛОСПС (Театр Ленинградского областного Совета профессиональных союзов)- рус. сов. театр. Существовал в 1932-37. Создан на основе 1-го рабочего т-ра ленингр. Пролеткульта. Начал свою работу в 1932. Художеств. руководитель т-ра А. Б. Винер. Т-р тяготел к истори-ко-героич. пьесам, стремился к созданию спектаклей острой, боевой социальной проблематики, насыщенных революц. патетикой. На его сцене были пост. спектакли, посв. современности, исполненные революц. героики: "Разгром" Фадеева (1932), "Матросы из Каттаро" Вольфа, "Поднятая целина" Шолохова (оба в 1933), "Жизнь зов„т" Билль-Белоцерковского, "Гибель эскадры" (оба в 1934); "Профессор Мамлок" Вольфа, "Чапаев" (оба в 1935).

режиссерскую работу в т-ре осуществляли 3. А. Вин, В. А. Лагерт, А. Б. Оленин, П. В. Цетнерович. В т-ре работали художники В. Г. Борискович, А. Ф. Босулаев, Е. М. Мандельберг, Г. П. Руди. Значит. актерские работы создали в спектаклях т-ра И. П. Зарубина, М. С. Павликов, С. Я. Каюков, А. И. Кузнецов. В 1936 в труппу т-ра влилась большая группа актеров, возглавляемых Л. С. Вивьеном, среди к-рых были В. В. Мерку рьев, Ю. В. Толубеев и др. С. Ц.

ТЕАТР МАКСИМА ГОРЬКОГО - см. Берлинский театр им. Максима Горького.

ТЕАТР "MAPE" - см. "Mape".

ТЕАТР МЕЙЕРХОЛЬДА - см. Мейерхольда имени театр.

"ТЕАТР МОЛОДЫХ" (Jaunuju teatras) - литов. драм. т-р, существовавший в Каунасе в 1933-34. Организаторами т-ра были молодые актеры (Ю. Гри-баускас, Ю. Густайтис, Р. Юкнявичюс, К. Киман-тайте, М. Хадаравичюс, А. Кернагис и др.), боровшиеся с рутиной и штампами бурж. театра. Они ушли из Гос. т-ра и создали экспериментальный театр. следующий принципам Станиславского. Т-р возглавил А. Олека-Жилинскас. Здесь были пост. "Хижина дяди Тома" Бичер-Стоу (1933), драма В. Сруога "В тени великана" (1934). Бурж. литов. печать обвиняла "Т. м." в пропаганде большевизма. Отсутствие средств привело к закрытию т-ра. В 1946 большинство актеров "Т. м." вошло в труппу Т-ра драмы Лит. ССР в Вильнюсе. А. Руз.

ТЕАТР МОЛОДЫХ АКТ‚РОВ (Gruppe junger Schauspieler) - коллектив, основанный в Берлине в 1928 группой прогрессивных актеров "Штатстеат-ра", "Лессинг-театра" и др. В 1928 эти актеры объединились для пост. социально-обличительной пьесы нем. прогрессивного писателя П. Лампеля "Бунт в воспитательном доме" (пост. на утреннике в т-ре "Талия", в Берлине). Благодаря успеху спектакля эта группа была приглашена в "Лессинг-театр", на сцене к-рого она дала ряд спектаклей (показывала спектакли и на сценах др. т-ров). Второй пост. т-ра была пьеса "Удушливые газы над Берлином" (1929). В программной декларации, написанной драматургом Ф. Вольфом, т-р объявлял о сво„м намерении ставить совр. пьесы, разоблачающие пороки капиталистич. общества. Административное и художеств. руководство в т-ре осуществлял выборный совет. Здесь работали актеры Р. Штобрава, Г. Бинерт и др. Стремясь правдиво отразить жизнь городской бедноты и трудящихся, т-р иногда излишне увлекался подробным показом обстановки и быта. К наиболее известным пост. т-ра относилась драма Вольфа "Цианистый калий" (1929), рисующая безвыходное положение пролетарской женщины в капиталистич. обществе и лицемерный характер бурж. юстиции. Деятельность т-ра поддерживалась революц. и демократич. организациями Германии. В 1931 т-р гастролировал в СССР.

Лит.: J h e r i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, Bd 2, 3, В., 1962; Лацис А., Революционный театр Германии, М., 1934. ff fJ

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ в Одессе (Одесский театр музыкальной комедии)- рус. сов. т-р оперетты УССР. Основан в 1946 во Львове; перевед„н в Одессу в 1954. В репертуаре т-ра: "Белая акация" Дунаевского (1956), "Сильва" Кальмана (1954), "Кето и Котэ" Долидзе'(1955), "Сердце скрипки" Спадавеккиа (1957), "Москва, Чер„мушки" Шостаковича (1959), "Be сенние грозы" Кос-Анатольского (1960), "Ал„нушка" Гомоляки (1960), "Цирк зажигает огни" Милютина (1960), "Моя прекрасная леди" Лоу (1963), "Цветок Миссисипи" Керна (1964), "Одесса - мой город родной" на музыку разных композиторов (1964), "Сто чертей и одна девушка" Хренникова (1963), "Севастопольский вальс" Листова (1964), "Дарите любимым тюльпаны" (1957), "Невесты не должны плакать" (1959) и "На рассвете" (1964) Сандлера, "Дайте волю песне" (1957) и "Лисистрата" (1962) Дендрино

Гл. режиссерами т-ра были- нар. арт. УССР В. М. Скляренко (1946), Д. И. Козачковский (1946-53), засл. деят. иск-в УССР И. А. Гриншпун (1953-60); с 1962 - засл. арт. РСФСР М. А. Ошеровский. Гл. дириж„р И. И. Кильберг. Хормейстер Е. Я. Ма-каревич.

В труппе (1967): нар. арт. УССР и засл. арт. РСФСР Л. И. Сатосова, нар. арт. УССР М. Г. Водяной, засл. арт. УССР Е. А. Гловацкая, Е. М. Дембская, М. И. Д„мина, Ю. 3. Дынов, И. В. Иванова; артисты

3. Н. Вотинцева, В. С. Гузар, С. С. Крупник, Н. Л. Огренич, В. Д. Применко, Н. П. Удод. В 1965 и 1967 т-р приезжал на гастроли в Москву.

Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.- М., 1962, с. 446-53; "Театр", 1965, ј7,9; "Театральная жизнь", 1965, ј18; "Сов. музыка", 1965, ј 5, 9; "Муз. жизнь", 1965, .ј 16. А. Ив.

ТЕАТР НА ОФИЦЕРСКОЙ - обиходное наименование театра В. Ф. Комиссаржевской, игравшего в 1906-09 на Офицерской улице в Петербурге (см. Комиссаржевской театр).

ТЕАТР НА РАДИО (радиотеатр)- вид искусства, возникший в 20-х гг. 20 в. вместе с развитием художественного радиовещания. Художественный образов радиотеатре, подобно художественному образу в кино и драм. т-ре, синтетичен, но природа этого синтеза специфична. Иск-во радиотеатра воспринимается только на слух, у слушателя нет непосредственных зрительных впечатлений. Материалом иск-ва радиотеатра являются слово, шумовые эффекты и музыка (при ведущей роли слова). Воздействие иск-ва радиотеатра основано на физиологич. законе восприятия, согласно к-рому человек способен ассоциативно воспроизводить в сво„м сознании целое по данной ему в непосредственном восприятии части. Поэтому точно найденный слуховой образ неизбежно вызывает в сознании слушателя связанные с этим образом зрительные представления, и тогда слушатель радиоспектакля как бы "видит" вс„ происходящее. Радиотеатр сознательно организует направление, в к-ром должно работать воображение слушателя. Но т. к. фантазия каждого человека субъективна, то конкретные зрительные образы, возникающие в сознании слушающих, при их общности в главном, будут всегда бесконечно разнообразны. В этом специфика восприятия радиотеатра как особого вида иск-ва.

Материал и характер восприятия радиоискусства определяют особенности радиопьесы, к-рая представляет собой самостоятельный род драматургич. произв., равноправный с пьесой для т-ра, киносценарием и телевизионной пьесой. Подчиняясь общим законам драматургии, радиопьеса имеет и свою специфику, в силу к-рой она может быть поставлена только на радио. Гл. предмет радиопьесы - движение мыслей и чувств героев, их развитие и борьба. Внимание слушателя сосредоточивается на психологич. анализе. Слушатель становится близким наблюдателем и даже как бы соучастником действия. В радиотеатре распростран„н жанр "исповеди"- мысли вслух у микрофона. Поэтому особое развитие в радиопьесе получил монолог; часто вся пьеса представляет собой монолог, включающий действенные эпизоды; иногда она строится на сочетании мыслей героя (внутренний монолог) и его реплик, обращ„нных к партн„рам, и т. п. В процессе становления радиотеатра в радио пьесах вс„ реже встречается Ведущий как комментатор и подсказчик "слепому" слушателю, зато большое развитие получает Ведущий-участник действия, рассказчик, чья личность, мысли и чувства определяют развитие действия радиопьесы. Диалог и монолог в радиопьесе (в отличие от всех других родов драматургии) органически включают в себя информационный материал, т. е. отвечают на вопросы: "где, кто, когда", и отражают нек-рые физич. действия героев. Радиопьеса не знает ограничений в перемене места, времени и характера действия, т. к. она не связана необходимостью создания непосредственных зрительных впечатлений. Перемены чаще всего осуществляются способом монтажа, при„мы к-рого основываются на законах, управляющих человеческим воображением и ассоциативным мышлением. "Декорации" в радиотеатре - звуковые. Иск-во режиссера и актера должно вызывать у слушателя сопереживание и видение на основе звуковых характеристик. Способ восприятия диктует особенности построения радиопьесы. Она не терпит композиционной расплывчатости, длинной экспозиции; действие е„ должно быть динамичным, конфликт - ч„тким и острым, характеры - рельефными, число основных действующих лиц - невелико, т. к. слушатель должен иметь возможность хорошо запомнить и легко различать их голоса. Продолжительность 'радиопьесы - 20 минут и более, но она должна быть значительно короче пьесы, ибо радиоспектакль, требуя от слушателя особого напряжения, внимания и сосредоточенности, вызывает у него психологич. усталость раньше, чем в т-ре.

Первая радиопьеса появилась в 1924 в Англии - "Комедия, полная опасности" Хьюза. В СССР первый радиотеатр открылся в Ленинграде в 1928, в том же году состоялось открытие радиотеатра в Москве. Среди первых радиопьес (к-рые именовались иногда "радиофильмами") - "Степан Халтурин" Авлова (Ленинград, 1928), "Дншрельстан" Афиногенова (Москва, 1930); первая значительная советская радиокомедия - "Гибель Вороньей слободки" Ильфа и Петрова (Москва, 1931) и др. Однако в последующие годы радиотеатр в СССР не получил широкого развития. Его деятельность свелась к двум типам передач: "Театр у микрофона" (передача по радио театр. спектаклей) и литературный театр. где частично прокладывали себе дорогу принципы радиоиск-ва.

В конце 50-х - нач. 60-х гг. началась активизация иск-ва радиотеатра. В этот период на Ленингр. радио были пост. радиопьесы: "Дуэль" Ледига (пер. с нем., 1959), "Алексей Жмакин выбирает дорогу" Журавина (по мотивам романа Германа "Один год", 1961), "Дорогой мой человек" Марченко (по мотивам одноим. романа Германа, 1962), "Монолог на просеке" Бирмана (по мотивам рассказов Лидина, 1966). История Ленинградского радиотеара связана с именами радиорежиссеров Ю. Н. Калганова, И. Ф. Ермакова, В.П. Лебедева, В.С. Ярмагаева; театральных режиссеров Н. С. Рашевской, Р. Р. Сусловича, Н. И. Лившица, Н. Б. Бирмана и др.; актеров - Н. К. Симонова, Ю. В. Толубеева, С. Ю. Юрского, Т. Н. Дорониной, 3. М. Шарко и др. На Моск. радио пост. "Мой дневник" (по повести Амлинского "Тучи над городом встали", 1965), "Полный поворот кругом" (по рассказу У. Фолкнера, 1965), радиопьеса "Вечный огонь" Па-далка ,(1966). Наибольших успехов достиг радиотеатр в Эстонии, где систематически проводятся конкурсы на. лучшую радио пьесу. См. также ст. Радиопостановка.

Развитие радиотеатра в наши дни осложняется конкуренцией телевизионного т-ра. Однако за рубежом радиотеатр встречает соперника, будучи уже вполне практически и эстетически сформировавшимся. Производится междунар. обмен радиопьесами, издаются периодич. сборники. За рубежом среди авторов радиопьес - крупнейшие писатели и драматурги -*Дж. Пристли, А. Зегерс, Б. Брехт, Л. Франк, Ф. Дюррен-матт, Г. Борхерт, Г. Б„лль, У. Сароян, Э. Де Филип-по, М. Фриш, П. Карваш и др. В странах социалистического лагеря наибольшего развития радиотеатр достиг в Польше и ГДР.

Лит.: Марченко Т., Театр без билетов и расстояний, Л.-М., 1964; Баландин Л., Радио-искусство, "Сибирские огни", 1961, ј 4; Б а р н о у Э., Как писать для радио, пер. с англ., М., 1960. Т. М.

ТЕАТР НАРбДНОГО ТВОРЧЕСТВА - см. Самодеятельность театральная. Народный театр. "ТЕАТР НАЦИИ" - см. "Нации театр". ТЕАТР НИВОЙ ДРАМЫ - театр. существовавший в Петрограде в 1922-23. Был преобразован из Лиговского драматического театра (организован в 1921). В Т. н. д. были пост. спектакли: "Восстание ангелов" Бруштейн и Соловь„ва по Франсу, "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, "Необычайные приключения Э. Т. А. Гофмана" Державина, "Падение Елены Лей" Пиотровского и др. В т-ре работали режиссеры А. Л. Грипич, Pi. H. Державин, В. H. Соловь„в, К. К. Тверской. В труппе - В. А. Таскин, А. А. Мгебров, В. С. Чернявский и др. После закрытия т-ра осн. часть труппы вошла в т-р Пролеткульта. АН. А.

"ТЕАТР ПОЛЬСКИ" (Teatr Polski) - польский т-р. Открыт 29 янв. 1913 в Варшаве в здании, построенном по проекту Ч. Пшибыльского (впервые в Польше была оборудована вращающаяся сцена) по инициативе А. Шифмана (директор и худ. рук. "Т. П." в 1913-15, 1918-39, 1946-49, 1955-57, с 1957 - поч„тный директор). Первый спектакль - "Иридион" Красиньского. В составе труппы были крупнейшие актеры польского т-ра: С. Бронишувна, С. Высоцкая, М. Пшибылко-Потоцкая, Ю. Венгжин, А. Зельверо-вич, E. Лешинский, К. Юноша-Стемповский. В дальнейшем в т-ре работали Ю. Остэрва, Л. Сольский (руководитель в 1917-18), Л. Шиллер (руководитель в 1949-50). На сцене "Т. П." выступали актеры К. Адвентович, В. Брыдзиньский, М. Дулемба, М. Цвик-линьская, реж. Э. Верциньский. Творч. деятельность таких мастеров, как А. Венгерке, Н. Андрыч, Э. Бар-щевская, Я. Романувна, М. Выжиковский, также связана с этим т-ром. "Т. П." стремился бороться с рутиной и штампами, пропагандировал польскую классич. драматургию (А. Мицкевич, Ю. Словацкий, А. Фредро, С. Выспянский), зарубежную классику (Шекспир, Мольер, Л. Н. Толстой, Гоголь), большое внимание уделял совр. драме (Б. Шоу). Спектакли первого двадцатилетия не были лишены нек-рой эклектичности, иногда снижалась требовательность к репертуару, но лучшие из них характеризовались цельностью и последовательностью режиссерского замысла, высоким уровнем декоративного оформления (худ. К. Фрич, В. Драбик, позднее А. Пронашко, О. Аксер, А. Стопка, 3. Стщелецкий).

После образования Нар. Польши (1944) т-р в 1946 возобновил свою деятельность, прерванную войной и оккупацией. "Т. П." продолжал работать над классич. репертуаром, уделяя большое внимание нац. классике, особенно пьесам романтич. направления. В 1955 впервые после войны реж. А. Бардини пост. спектакль "Дзяды" Мицкевича (первая пост. в "Т. П." в 1934, реж. Шиллер), в 1964 осуществлена новая пост. (реж. К. Скушанка и Е. Красовский). В числе наиболее значит, спектаклей т-ра: "Фантазий", "Горштынский" (1948 и 1953, реж. Э. Верциньский), "Мария Стюарт" Словацкого (1958, реж. Р. Завистовский), "Кордиан" Красиньского (1966, реж. Е. Кречмар), "Гамлет" (1947, реж. Шифман), "Горе от ума" (1951, реж. Б. Домбров-ский), "Маскарад" (1958, реж. Р. Завистовский), "На дне" (1949, реж. Шиллер); "Проба сил" Лютовского (1951), "Ключ от пропасти" Грущиньского (1956), "Смерть губернатора" Кручковского, "Высокая стена" Завейского (оба в 1961), "Бронепоезд 14-69" (1952, реж. Шиллер); "Князь Мстислав Удалой" Прута (1960, реж. Аксер и Р. Завистовский). "Т.П." имеет филиал- "Сцена камеральна". В 1954 т-р был на гастролях в СССР (Москва, Киев).

В т-ре работали (помимо названных): реж. М. Вер-циньская, худ. О. Аксер, актеры Р. Ханин, Р. Кос-собудская, Ю.Кречмарова, Б. Людвижанка, 3. Ма-лынич, Л. Панцевич-Лещинская, Ф. Доминияк, В. Глинский, В. Ганьча, Я. Кречмар, С. Ясюкевич, Т. Кондрат, Ч. Воллейко, С. Зачик и др.

Лит.: L o r e n t o w i c z J., Teatr Polski w Warszawie 1913-1938, Warsz., 1938; Гос. ордена Трудового знамени 1-ой степени Польский театр. М.-К., 1954; "Театр", 1954, J\ 12, с. 44-72; Очерки истории Народной Польши, М., 1965 (раздел-театр); 20 лет Народной Польши, пер. с польск., М., 1965, с. 297-304. Б.Рос.

ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОД‚ЖИ - см. Т РАМ,

"ТЕАТР РЕЖАН" (Theatre Rejane) - франц. т-р. Открыт в Париже в 1891 под назв. Новый т-р. Здесь проходили выступления Свободного т-ра Антуана, в 1894-98 работал т-р "Эвр", руководимый О. М. Люнье-По. В 1905 здание т-ра приобрела актриса Г. Режан; в 1906-14 т-р работал под е„ руководством и назывался "Т-ром Режан". Здесь ставились пьесы Д. Никкодеми - "Сюзерен", "Пламя", "Ласточка", написанные для Режан, а также пьесы С. Гитри, А. Бернстейна, К. Мендеса, А. Батая и др. В 1911 т-р пост. "Синюю птицу" Метерлинка, взяв за образец спектакль Моск. Художеств, т-ра. В конце 1914 т-р был закрыт и начал работать вновь в 1915. В 1919 здание получило наименование "Т-ра де Пари". В 40- 60-х гг. здесь выступали труппы, возглавлявшиеся видными франц. актерами П. Дюксом, Э. Попеско, Ю. Мале, Ж. Фабри и др. Спектакли ставили реж. Ж. Деваль, П. Вальд, выступали актеры Ф. Граве, Ж. Дюмениль, Ю. Дешан, Р. Дакур, Ш. Шарра, А. Жильбер и др. Бор. П.

"ТЕАТР РЕСПУБЛИКИ" (Theatre de la Republique) - наименование части труппы парижского "Т-ра нации" в 1793-99. Вскоре после опубликования Декрета о свободе т-ров революционно настроенная группа актеров, называемая "красной эскадрой" (Ф. Ж. Тальма, Ж. Б. Дюгазон, Ж. М. Монвель, Ж. Б. Ж. Граммон, М. Л. Вестрис и др.), ушла из "Т-ра нации" и составила ядро труппы нового "Т-ра Франсе" (официальное назв. т-ра "Комеди Франсез") на ул. Ришель„. Этот т-р открылся трагедией "Генрих VIII" Шенье. В 1792 он был назван "Т-ром свободы и равенства", в 1793 - "Т. Р.". В репертуар т-ра вошли трагедии "Жан Калас, или Урок судьям", "Кай Гракх" Шенье, "Робер, атаман разбойников" Ламартельера, "Страшный суд над королями" Марешаля и др. Деятельность т-ра была направлена на выполнение задач, поставленных якобинской властью. Характерная особенность творчества актеров этого т-ра, особенно Тальма, Дюгазона, Монвеля, - политич., революц. тенденциозность. Но в нек-рых спектаклях вс„-таки звучал призыв к политич. терпимости. После контрреволюц. переворота 9 термидора (1794) на сцене т-ра появились антиякобинские пьесы. В 1799 в помещении "Т. Р." спектаклями "Сид" Корнеля и "Школа мужей" Мольера начала свою деятельность вновь объедин„нная труппа т-ра "Комеди Франсез" (т-р этот работает в здании "Т. Р." до наст. времени).

ТЕАТР РСФСР 1-й - рус. сов. т-р, возглавлявшийся В. Э. Мейерхольдом; первый сов. т-р, провозгласивший программу, противостоящую бурж. т-ру, и выдвинувший лозунг борьбы с аполитичностью театр. иск-ва. Т-р открылся 7 нояб. 1920 спектаклем "Зори" Верхарна (реж. Мейерхольд и В. М. Бебутов), 1 мая 1921 т-р показал "Мистерию-Б уфф" Маяковского. Оба спектакля выражали принципы молодого т-ра: актуальность тематики, революц. пафос, агитацион-ность, публицистичность, плакатность, стремление к прямому контакту со зрителем. Это обусловило поиски новых изобразит, средств; в спектакль "Мистерия-Буфф" вводились цирковые, акробатич. номера, занавес отсутствовал, сцена сливалась с полом зрит. зала и действие частично переносилось в зал. Текст пьесы наполнялся злободневным материалом.

В сент. 1921 т-р был закрыт. В это же время под рук. Мейерхольда открылись Гос. высшие режиссерские (в дальнейшем - театральные) мастерские, при к-рых была образована Вольная мастерская Вс. Мейерхольда. Сюда вошла группа актеров Т. РСФСР 1-го. В нач. 1922 Вольная мастерская объединилась с труппой Т-ра Незлобина и был организован Т-р актера. В этом т-ре силами своей мастерской Мейерхольд пост. программный спектакль - "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922). Осенью 1922 Гос. высшие театр. мастерские объединяются с Ин-том муз. драмы, образуют Гос. ин-т театр. иск-ва (ГИТИС), сюда же вливаются Вольная мастерская Мейерхольда и Опытно-героический театр. В результате слияния этих различных трупп образован Т-р ГИТИСа. В Т-ре ГИТИСа Мейерхольд пост. "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1922), гротескно-эксцентрич. спектакль-балаган. В результате разногласий в ГИТИСе произош„л раскол; Мейерхольд, его мастерская и ряд студентов ушли оттуда и создали новое учебное заведение - Мастерскую Вс. Мейерхольда, к-рая сохранила за собой т-р, получивший назв. Т-р Вс. Мейерхольда. Тут была пост. "Земля дыбом" Мартине и Третьякова (1923), спектакль, носивший героико-сати-рич. характер. Осенью 1923 коллектив реорганизуется в Т-р им. Мейерхольда (ТИМ) под его руководством. Мастерская стала наз. Гос. экспериментальными театральными мастерскими (ГЭКТЕМАС) им. Вс. Мейерхольда.

ТЕАТР САРЫ БЕРНАР (Theatre Sarah Bernhardt)- франц. т-р. Построен в 1862 (арх. Давиу) в Париже на пл. Шатле. Открылся под назв. "Т-р лирик". Здесь ставились оперы Ш. Гуно, Ж. Визе, Г. Берлиоза, Дж. Верди, В. А. Моцарта, О. Николаи и др. В 60-е гг. 19 в. на сцене т-ра выступали певцы - П. Виардо-Гарсиа, К. Нильсон, Карвальо (был и директором), Монжоз, Брюно-Лафл„р и др. Во время Парижской Коммуны здание сгорело. Было отстроено заново в 1874. С 1879 назывался "Т-ром Наций". В 1898 т-р был арендован Сарой Бернар и получил сво„ наименование. Здесь Сара Бернар сыграла впервые роли Гамлета (1899), герцога Рейхштадтского ("Орл„нок" Ростана, 1900), Гофолии (о. п. Расина, 1920) и др. После смерти Сары Бернар (1923) т-р некоторое время возглавлял е„ сын М. Бернар, затем он переходил к разл. антрепрен„рам. В 1936 т-р вновь закрылся. Во время немецко-фашистской оккупации (1940-44) имя Сары Бернар было снято с фронтона т-ра и он был переименован в Городской т-р. В 1941 здесь начал работать реж. Ш. Дюллен, среди пост. к-рого выделяется спектакль "Мухи" Сартра (1943), призывавший к борьбе против насилия. В 50-е гг. большим успехом пользовался спектакль "Салемские колдуньи" Миллера, направленный против маккартизма. С 1954 в помещении т-ра работает "Т-р Наций"; с марта по июнь здесь проходят междунар. фестивали драм. иск-ва, на к-рых показывают спектакли т-ры разных стран. В остальное время на сцене т-ра выступают разл. франц. труппы.

Лит.: Т p и о л e Э., Парижские театры, "Театр", 1955, .ј3; BeigbederM.,Le theatre en France depuis la liberation, [P., 1959]. Бор. П.

ТЕАТР СТРУЙСКОГО - рус. т-р. Построен в Москве на Б. Ордынке антрепрен„ром, режиссером и актером П. П. Струйским в 1914. Был предназначен гл. обр. для обслуживания населения Замоскворечья. Наряду с пост. произв* классич. лит-ры (инсценировки "Обрыва" по Гончарову и "Анны Карениной" по Л. Н. Толстому, пьеса "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва и др.) здесь шли грубые фарсы, скетчи, сентиментальные декадентские драмы. Затем Т. С. превратился в Т-р миниатюр. В труппу входили драм. и опереточные артисты. Т-р славился сильным актерским составом. В н„м играли драм. актеры Л. С. Самборская, М. А. Моравская, В. И. Окунева, А" М. Самарин-Волжский; опереточные артисты - С. В. Бонч-Рутковская, Г. Г. Кара-Курбатов и др. После Октябрьской революции Т. С. был национализирован. На его сцене выступали с выездными спектаклями разл. оперные и драм. коллективы, давались эстрадные концерты. В 1922 в этом помещении организован районный т-р Замоскворецкого совета (Замоскворецкий т'р), директором к-рого был назначен П. П. Струй ский. В 1925 т-р переименован в Московский театр Ленсовета. А. Д.

ТЕАТР СТУДИЙНЫХ ПОСТАНОВОК - рус. сов. драматическая театр. студия. Организована при губернском отделе просвещения в Костроме (1918 - конец 20-х гг.); с 1920 находилась в ведении Центро-театра (Центр, театр. комитет при Наркомпросе) и получила назв. Т. с. п. Организатором, художеств. руководителем, основным режиссером и педагогом Т. с. п. (до 1923) был А. Д. Попов. В состав студии входила гл. обр. молод„жь, окончившая моек. театр. учебные заведения, и местные любители. Т. с. п. с начала своей деятельности сочетал работу над спектаклями с театр. уч„бой, особое внимание уделялось изучению творч. метода Моск. Художеств, т-ра. Среди пост. студии: "Потоп" Бергера, "Сверчок на печи" по Диккенсу (оба в 1919), "Ученик дьявола" Шоу (1920), "Вечер памяти Парижской Коммуны" (1921), "Волки" Роллана (1923), "Воздушный пирог" (1925) и "Конец Криворыльска" (1926) Ромашова и др. Т. с. п. обслуживал рабочего зрителя Костромы, во время гастролей - зрителей мн. городов Поволжья и других р-нов. С 1927/28 Т. с. п. прекратил сво„ существование, влившись частично в Костромской гор. т-р. Л. Шн.

ТЕАТР ТЕНЕЙ - см. Театр кукол.

"ТЕАТР У МИКРОФОНА" - один из видов художеств. радиовещания: передача по радио театральных спектаклей, записанных на пл„нку (спектакли записываются полностью или с сокращениями). В программу "Т. у м." входит также показ творчества ведущих актеров, режиссеров и отдельных т-ров.

ТЕАТР ХПСРО (Театр Художествен-н о-п росветительного союза рабочих организаций). Создан в 1918 в Москве Ф. Ф. Комисса ржевским при сотрудничестве В. М. Бебутова. Первоначально наз. Театром-студией ХПСРО, затем (с 1919)-Новым театром ХПСРО. Работал до февр. 1920. Основатели т-ра стремились к созданию синтетич. спектаклей. Они считали, что гл. место в спектакле должно принадлежать актеру, умеющему владеть всеми художеств. средствами. Драматич. произв. рассматривались зачастую как "предлог" для создания театр. представления и иногда перерабатывались режиссером. В т-ре ставились драм. и муз. спектакли: "Женитьба Фигаро" Бомарше, "Буря" Шекспира, "Брак по принуждению" Мольера, "Виндзорские проказницы" Николаи, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Паяцы" Леонкавалло, "Похищение из гарема" Моцарта и др. В труппе были В. В. Барсова, Н. Н. Озеров, А. Я. Закушняк, К. В. Эггерт, М. И. Бабанова, М. И. Жаров, И. В. Ильинский и др. После отъезда Комиссаржевского за границу (весна 1919) в т-ре работал В. М. Бебутов (т-р наз. "б. Новый театр"; пост. "Вильгельм Телль" Шиллера и др.). В 1920 здание т-ра (Большая Садовая ул., 20) было передано Т-ру РСФСР 1-му; туда же перешла большая часть труппы Т-ра ХПСРО.

Лит.: К о м и с с а р ж e в с к и и Ф., Творчество актера и теория Станиславского, П., [1916]; Ильинский И. В., Сам о себе, М., 1961. С. К.

ТЕАТР ШЛЯХЕТНОГО (ШЛЯХЕТСКОГО) КАДЕТСКОГО КОРПУСА (от польск. szlachta - дворянство) - т-р, созданный при Шляхетном корпусе (учебное заведение для дворян, открыто в 1731). Для упражнения во франц. яз. здесь ставились спектакли, в к-рых участвовали кадеты. В 1747 преподаватель корпуса (бывший его воспитанник) А. П. Сумароков пост. вместе с учениками свою первую трагедию "Хорев". В 1752 для подготовки к проф. актерской деятельности в корпус были отданы приехавшие из Ярославля актеры-любители - И. А. Дмитревский, А. Ф. Попов, Ф. Г. и Г. Г. Волковы. На основе подготовленной здесь Сумароковым труппы в 1756 учрежд„н первый рус. постоянный проф. публичный т-р. В Шляхетном корпусе учились М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, В. А. Озеров и др. рус. драматурги и деятели т-ра.

Лит.: Ф. Г. Волков и русский театр его времени, М., 195.3; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII- XVIII вв., М., 1958. Ю. Д.

"ТЕАТРАЛ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал. Выходил в Москве в 1895-98. Редактор-издатель Ф. А. Куманин, с 1896 (.ј 65) - редактор А. С. Сергеев, издатель О. К. Куманина. В "Т." печатались пьесы (преим. современные), а также театр. статьи, очерки и рассказы из театр. быта, театр. хроника, справочно-ин-формац. материал, ноты, портреты виднейших деятелей театр. иск-ва. А. Шн

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРАЗДНИКИ (в СССР)- массовые театрализованные зрелища. Организуются в разл. городах СССР с первых лет Октябрьской революции. В 1920 в Петрограде (Ленинграде) ставятся грандиозные Т. п.массовые инсценировки. В массовой инсценировке "К мировой коммуне" (реж. К. А. Марджанов, художник Н. И. Альтман), пост. на портале Фондовой биржи в июле 1920, приняли участие 4 тыс. рабочих и красноармейцев, число зрителей достигло 45 тыс. В 1920 в Т. п., посв. Октябрьской годовщине,-инсценировке "Взятие Зимнего дворца" (реж. Н. Н. Евреинов, художник Ю. П. Анненков), приняли участие 8 тыс. чел. Зрителей насчитывалось 100 тыс. чел. В 1923 в Иванове состоялся Т. п., посв. 8-й годовщине забастовки ивановских ткачей (были показаны забастовка рабочих, полицейская расправа, революц. демонстрация, аресты и т. д.). Инсценировка закончилась массовым театрализованным митингом.

В Москве в 1925 проходил общемосковский карнавал книги. На декорированных машинах разыгрывались инсценировки, лит. композиции, отрывки из пьес.

В Киеве в 1927 демонстрировалась театрализованная инсценировка "Восстание арсенальцев в 1917 году", показывающая эпизоды борьбы рабочих Арсенала. 10-летие Октябрьской революции было отмечено Т. п. и инсценировками во многих городах страны - Воронеже, Курске, Николаеве, Армавире, Тирасполе, Нахичевани и др. В Ленинграде осуществлена инсценировка "Победа труда над капиталом". Массовые Т. п. 20-х гг., проводившиеся по преимуществу на городских площадях и улицах, строились на принципе активного импровизационного участия в них тысяч зрителей.

В годы первых пятилеток углубляется содержание Т. п., обогащаются и разнообразятся их формы. По тематике и средствам художественного воплощения они делятся на: 1. Героико-революционные и патрио-тич. праздники (в т. ч. юбилеи - республик, городов). 2. Праздники труда. 3. Праздники дружбы. 4. Праздники лит-ры и иск-ва. 5. Молод„жные и спортивные праздники и др.

Большой Т. п. был провед„н в 1930 в моек. Центр. парке культуры и отдыха в дни XVI съезда ВКП(б). В Т. п. отражены такие важные события в жизни страны, как походы по Северному морскому пути, перел„ты героев-л„тчиков через Сев. полюс и др. Т. п.-карнавал под названием "Славим подвиг" был организован в Ленинграде в 1934 в честь возвращения челюскинцев и спасавших их сов. л„тчиков. В Москве в эти дни Т. п. проходили на улицах и в парках.

В 30-е гг. в парках систематически проводились Т. п., посв. победам передовиков труда - досрочному выполнению производственных планов заводами и фабриками (праздник моек. Электролампового завода в 1931 и др.).

Среди праздников литературы и печати - Т. п., состоявшийся в 1934 в Центральном парке культуры и отдыха в дни 1-го Всесоюзного съезда писателей.

В празднике приняли участие артисты многих театров, лучшие коллективы художественной самодеятельности. Праздник завершился театрализованным митингом-концертом в Зел„ном т-ре Центрального парка.

Праздники иск-в включали хоровые олимпиады, праздники песни, музыки* и танцев, праздники нар. талантов и др. Так, напр., в празднике, посв. Всесоюзной олимпиаде самодеятельного иск-ва в 1932 (Москва, Центр, парк культуры и отдыха), принимали участие свыше 10 тыс. чел.

Карнавалы, проводившиеся в Центр, парке культуры и отдыха (Москва) в 1935-36, положили начало карнавальным праздникам во мн. городах Сов. Союза.

В 30-е гг. по мере развития и укрепления колхозов родились и сельские Т. п., связанные с природой и циклами сельскохозяйственных работ (праздник сева, праздник первой борозды, праздник урожая, праздник леса и птиц и др.).

В послевоенные годы всенародный характер носили Т. п., посв. 800-летию Москвы в 1947. В дни 6-го Всемирного фестиваля молод„жи и студентов в Москве (1957) было проведено 17 Т. п., в т. ч. праздники открытия и закрытия фестиваля на стадионе в Лужниках, водный карнавал на Москве-реке, театрализованный концерт-митинг на Манежной площади, праздник девушек.

Особое место заняли Т. п. песни и танца, проводимые с 1950 каждые 5 лет в Прибалтийских республиках. Эти праздники, посв. годовщине восстановления Сов. власти в Латвийской, Литовской и Эстонской республиках, превращаются в грандиозные праздники иск-ва, в к-рых участвуют любительские хоры, оркестры, танцевальные коллективы и на к-рых присутствуют десятки тысяч зрителей.

Т. п. были проведены в честь 250-летия Ленинграда (1957), 950-летия Ярославля (1960), 1100-летия Смоленска (1963) и др. юбилеев городов и республик.

В 1964 был проведен 1-й Всесоюзный фестиваль театрализованных праздников. Премиями были отмечены Праздник огней в моек. Центр, парке культуры и отдыха под назв. "Пусть светят только мирные огни", "Космический карнавал" в Ленинградском центр, парке культуры и отдыха им. Кирова, карнавал железнодорожников в Сокольническом парке Москвы.

Лит.: Луначарский А. В., О народных празднествах, "Вестник театрам, 1920, "ј62;ЦехновицерО., Демонстрация и карнавал. К 10-й годовщине Октябрьской революции, [М., 1927]; его же. Празднества революции, Л., 1931; Массовые праздники и зрелища, М., 1961; Режиссура массовых зрелищ, М., 1963. Б. Глан.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница