Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-na-mesyacz-v-moskve/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 428)


ТИХОНОВА, Анастасия Тихоновна (р. 7. IX. 1909)-мари сов. актриса. Нар. арт. Марийской АССР (1948), засл. арт. РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Деп. Верх. Совета Map. АССР. В 1934 окончила муз.-драм. уч-ще им. И. С. Па-лантая. С 1934 работает в Т-ре им. Шкетана в Йошкар-Ола. Т. - актриса лирич. дарования, создала трепетные и нежные женские образы.

Роли: Васюк ("Урожай" Шкетана), Салика (о. п. Николаева), Айвика (о. п. Николаева), Оксина, Папкаку-ва ("Большие волны" и "Ч„рный волк" Арбана), Ксения (о. п. Волкова), Лукерья, Надежда ("Весенний ветер", "Сердце девичье" Волкова), Анютка ("Власть тьмы"), Катерина ("Гроза"); Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Ульяна Громова ("Молодая гвардия" по о. п. Фадеева), Кручинина; Мария Александровна ("Семья" Попова), Анна ("Украденное счастье" Франко). Е. X.

ТИХОНРАВОВ, Николай Саввич [3(15).X.1832-' 27.XI(9.XII).1893] - рус. уч„ный, историк рус. лит-ры, драматургии и т-ра. Профессор Моск. ун-та. Академик (1890). Председатель Об-ва любителей российской словесности. Занимаясь изучением и публикацией рукописных материалов по рус. лнт-ре, Т. уделял значительное внимание старинной рус. драме и т-ру. Его статья "Начало русского театра" [в сб. "Летописи русской литературы и древности", т. 3, 1861; Т. был редактором-издателем этих сборников (вышло 5 тт.)] была одной из первых работ о начальном периоде истории рус. т-ра, составленных по документальным источникам. Большое значение имела публикация Т. текстов рус. драм. произв. 17-18 вв. ("Жалостная комедия об Адаме и Еве", "Владимир" Феофана Прокоповича и др.), вошедших в его книгу "Русские драматические произведения 1672-1725 годов" (тт. 1-2, 1874). Здесь же напечатана статья Т. "Репертуар русского театра в первые пятьдесят лет его существования" и "Хронологический перечень драматических произведений 1672-1725 годов". Т. восстановил по рукописям первоначальный текст комедии Д. И. Фонвизина "Бригадир".

В 1891-93 Т. - председатель Моск. отделения Театр.-лит. комитета пмп. т-ров.

Соч.: Сочинения, т. 1-3, М., 1898 (предисловие А. И. Пыпина).

Лит.: Памяти Н. С. Тихонравова, М., 1894. С, Г. ТИЯРДОВИЧ (Tijardovic), Иво (р. 18.IX.1895) - югосл. (хорватский) композитор, дириж„р и муз. деятель. В 1922 закончил Драматич. школу в Загребе. Затем работал в Нац. т-ре в Сплите (в 1922-29 - дириж„р и реж., в 1933-39 - директор оперы и оперетты этого т-ра, в 1939-41-директор т-ра). В 19451949 был интендантом Хорватского Нац. т-ра (Загреб) в 1949-54 - директором Гос. симфонич. оркестра (там же). Автор оперетт: "Маленькая Флорами" (1926, Нац. т-р, Сплит) и "Сплитская акварель" (1928, там: жс, насыщенных фольклором Хорватского приморья. После освобождения Югославии создал первую югосл. оперу о нар.-освободит, борьбе народа против фашизма - "Трубы у Адриатического моря" (1951, Хорватский Нац. т-р). Автор опер "Марко Поло" (1960, там же) и "Диоклетиан" (соч. 1963); музыки для кино, HHCTpvM. и вок. произв.

Лит.: К о v а с е v i с К., Hrvatski kompozitori i nji-hova djela, Zagreb, 1960, s. 487-493. Алъб. К.

ТКАБЛАДЗЕ, Григорий Тарасович [р. 7(20).XI. 1907] -груз. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Член Коммуни-стич. партии с 1941. С 1926- актер Чиатур-ского т-ра.

Роли: Ар исто ("Мачеха Саманишвили" Клди-ашвили), Никифор ("Гость и хозяин" Пшавелы), Швач ("Разлом"), Шмага "Без вины виноватые"), Царевич ("Дочь Жамта-бера" Джапаридзе) и др.

В Чиатурском т-ре Т. пост. ряд спектаклей. Снимается в кино.

ТКАЧЕНКО, Ни-нель Александровна (р. 21.XI. 1928)-белорус. сов. артистка оперы' (драматическое сопрано). По происхождению украинка. Нар. арт. СССР (1964). В 1958 окончила Харьковскую консерваторию (класс Т. Я. Вес-ке). В 1958-60 - солистка оперной студии Киевской консерватории, в 1960-62- Львовского т-ра оперы и балета, с 1962-Белорусского т-ра оперы и балета (Минск). Т. обладает голосом красивого тембра с глубокими (меццо-сопрановыми) низкими нотами, л„гким и подвижным верхним регистром.

Партии: Мавка ("Лесная песня" Кирейко), Юзефа ("Ясный рассвет" Туренкова), Одарка ("Запорожец за Дунаем"), Татьяна, Лиза, Ярославна; Кассандра ("Орестея" Танеева), Розина, Аида, Тоска; Леонора ("Трубадур") и др.

Выступает как камерная певица.

Лит.: Ф а л ь к о-в и ч К., Рассвет застает в пути, "Театральная жизнь", 1964, ј 9, с. 30-31; Черкашина M., Голоса молодых, "Сов. музыка", 1964, ј 11.

А. Ив.

"ТКАЧИ" ("Die Weber") - драма в 5 д.

-Г. Гауптмана. Соч. 1892.

Первоначально пьеса была запрещена к пост. в Нем. т-ре (Берлин). Показана 23 февр. 1893 об-вом "Свободная сцена"; об-во, пользующееся правами закрытой ассоциации, было свободно от этого запрета (реж. К. Гохман, Мориц Егер-Ритнер, Анзорге-Рейхер, Луиза Хильзе-Леман). 25 сент 1894 пост. Т. была разрешена Нем. т-ру (режиссер и исполнители те же, что в пост. "Свободной сцены"). Из др. пост. "Т.": об-во "Вольный т-р на сцене Нового т-ра, Берлин и Мюнхенский т-р (оба в 1893), "Свободный театр", Париж (реж. Антуан) и т-р в Бреславле (оба в 1894), Будапештский т-р (1895), Лейпцигский т-р (1902), Львовский т-р (1904), "Лессинг-театр", Берлин (1905) и др Среди пост 50-60-х гг. - Нар. т-р, Берлин (1957, 1962) и др.

По пьесе Гауптмана чешским композитором В. Неедлы в 1938 написана одноим. опера, пост. в 1961 Пльзеньским оперным т-ром. В России "Т." долгое время были запрещены; впервые пост. на провинц. сцене: Нижний Новгород (1905, реж. Унгерн), антреприза Ф. Ф. Вроиченко-Левицкого, Вильно, Кутаисский т-р под рук. В. С. Алекси-Месхишвили (оба в 1906), Териокский т-р (1907, реж. Гардин).

Из пост. "Т." на сов. сцене: т-р Дома рабочих (б. Луна-парк) в Петрограде (1918), Днепропетровский т-р им. Шевченко (1919), б. Александрийский т-р (1923, реж. Евт. Карпов).

Издания: Первая публикация - Берлин, 1892 (силезский и "литературный" варианты одновременно);

Первый рус. пер. - 1902; из др. рус. переводов: 1907 и 1926 - пер. Э. Маттерна, 1918 и 1931 - 3. Венгеровой 1925 и 1931 - Л. Я. Гуревич, 1959 - пер. А. Ариан, в кн.:

Гергардт Гауптман, Пьесы, т. l. M., 1959.

Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические статьи, т. 2, M.-Л., 1934, M., 1964. А. Шн.

ТКАЧУК, Роман Денисович (р. 31.VIII.1932) - рус. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1964). В 1955 окончил реж. ф-т Ташкентского театр.-художеств. ин-та. С 1953 - актер Т-ра Сов. Армии (Ташкент), с 1958-Ташкентского рус. т-ра. С 1965 работает в Моск. т-ре Сатиры.

Роли: Присыпкин ("Клоп"), Клим Самгин ("История пустой души" по роману "Жизнь Клима Самгина" Горького), Шура Балаганов ("Золотой тел„нок" по о. п. Ильфа и Петрова), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Хидоятхан ("Проделки Майсары" Хамзы), Кальверо ("Огни рампы" по сценарию Ч. Чаплина), Жмакин ("Один год" Германа и Реста), Тодорос ("Требуется лжец" Псатаса, реж. Т.), Лопахин ("Полк ид„т" по роману "Они сражались за Родину" Шолохова).

Пост. спектакли: "Чудесный сплав" Киршона (1957), "Лунная соната" А. Тур (1963) и др. В.Д.

ТЛЕНДЕЕВ, Нургиса Атабаевич (р. 1.IV.1925) - сов. казах, композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1959). Учился в Алма-Атинской консерватории (1948), на дириж„рском ф-те Моск. консерватории (окончил в 1952, класс Н. П. Аносова). Автор балета "Дорогой дружбы" (совм. с Л. Б. Степановым, 1958, Т-р оперы и балета им. Абая), оперы "Златые горы" (совм. с К. X. Кужамьяровым, 1961, там же); музыки ко мн. спектаклям Казах, т-ра им. Ауэзова и Алма-Атинского ТЮЗа, а также музыки к фильмам, песен, романсов и инструмент, произв. Б. E.

ТНП - см. Национальный народный театр.

ТОБИЛЕВИЧИ - семья укр. театр. деятелей. Братья: И. К. Карпенко-Карый - драматург и актер, Н. К. Садовский П. К.* Саксаганский - актеры, режиссеры, руководители театр. трупп; сестра М. К. Садовская-Барилотти - актриса, певица.

E. Хл.

ТОВАРИЩЕСТВО актеров (в дореволюц. России) - коллектив актеров, работавших на кооперативных началах. Денежный фонд Т. составлялся из паевых взносов участников. За каждым членом коллектива, в зависимости от его значения в труппе, закреплялось определ„нное количество условных единиц оплаты ("марок"). Т. возникли в России во 2-й пол. 19 в. как форма противодействия антрепрен„рской эксплуатации и получили значительное распространение. Среди первых Т. - труппа, организованная актером и театр. деятелем Л. Н. Самсоновым в Киеве для гастрольных спектаклей (1876), "Первое товарищество рус. актеров" под рук. В. Н. Андреева-Бурлака и М. И. Писарева (1883-84, см. "Товарищество русских актеров"), Т. под рук. Н. И. Соболыцикова-Самарина (1893-96) и др. Значительным театр. явлением было "Товарищество новой драмы" (рук. В. Э. Мейерхольд).

Лит.: Самсонов Л. Н., Пережитое, СПБ, 1880, с. 224-62; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935, с. 205-26; Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.- М., 1938, с. 126-43, 235-36, 279; Собольщико в-С а м а-р ин Н. И., Записки, 2 изд., Горький, 1960, с. 34-35, 92-121, 140-46. А. Шн.

"ТОВАРИЩЕСТВО НОВОЙ ДРАМЫ" - рус. ар-тистич. коллектив, образованный в 1902 по инициативе В. Э. Мейерхольда и др. Первонач. назв. - "Труппа рус. драм. актеров под управлением А. С. Кошева-рова и В. Э. Мейерхольда", в 1903-05 - "Т. н. д. под рук. Мейерхольда". Т-р открылся в Херсоне в 1902 пьесой Чехова "Три сестры". После Херсона т-во работало в Николаеве, Севастополе, Тифлисе, Полтаве. Организаторы т-ва стремились создать передовой в идейном и художеств. отношениях т-р. Вначале "Т. н. д." следовало принципам МХТ. В последующие годы Мейерхольд осуществлял здесь свои поиски в области условного т-ра. В "Т. н. д." играли: Н. А. Буд-кевпч, Е. М. Мунт, А. Л. Загаров, А. И. Канин, Н. Ф. Костромской, А. П. Нелидов, И. Н. Певцов, Н. П. Россов; как актер выступал также и Мейерхольд.

Спектакли: "Вишн„вый сад", "Дядя Ваня", "Иванов", "Чайка", "Мещане", "На дне"; "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, "Василиса Мелентьева" Островского и Гедеонова, "Таланты и поклонники" Островского, "Власть тьмы", "Горе от ума"; "Монна Ванна", "Чудо Св. Антония" Метерлинка, "Забава" Шницлера, "Возчик Ген-шель", "Одинокие" Гауптмана, "Дети Ванюшина" Найд„нова и др.

В 1905 в связи с организацией в Москве Студии на Поварской (см. Театр-студия на Поварской) Мейерхольд оставил т-во. Нек-рое время оно работало под рук. Р. К. Унгерна. В 1907 т-во распалось.

Лит.: Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М.- Л., 1929; Ремизов А., Товарищество новой драмы, "Весы", 1904, ј 4. Д. Шн.

"ТОВАРИЩЕСТВО РУССКИХ АКТ‚РОВ" ("П е рвое товарищество русских актеров")- рус. артистич. коллектив, существовавший в 1883-84 на "артельных" (паевых) началах. Руководители т-ва - актеры В. Н. Андреев-Бурлак и М. И. Писарев. В осн. состав труппы входили также А.М.Вадимов, Е. И. Варламова, В. А. Гиляровский, А. Я. Глама-Мещерская, Б. А. Горин-Горяинов,Е.Л. Каратыгина, М. И. Свободина-Барышева, В.В. Шумилин. Среди лучших спектаклей т-ра - "Лес"; "Иудушка Головл„в" по Салтыкову-Щедрину, "Кручина" Шпа-жинского и др. Труппа выступала в крупных городах Поволжья (от Рыбинска до Астрахани).

Лит.: Г л а м а-М ещерская А. Я., Воспоминания, М.- Л., 1937, с. 179-204; Морозов М. М., Василий Николаевич Андреев-Бурлак, М.- Л., 1948, с. 39-40. Л. Шн.

ТОВКУЕВ, Хусейн Хазетевич (р. 6.11. 1927)- кабард. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1957). Окончил студию при Кабард. т-ре. С 1948 работает в Каб.-Балк. т-ре им. А. Шогенцукова. Лирико-геро-пч. актер, темпераментный и пластичный.

Лучшие роли: Джаримес ("Даханаго" Аксирова), Камбот ("Камбот и Ляпа" Шортанова), Ромео; Бретт ("Глубокие корни Гоу и д'Юссо), Фархад ("Легенда о любви" Хикмета), Рыбаков ("Кремл„вские куранты"), Алексей ("Оптимистическая трагедия"), Тер„хин ("Палата" Ал„шина) и др. Л. Ним.

ТОВМАСЯН, Жанна Аршаковна [р. 7(20).V.1912]- арм. сов. актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1965). Сценич. деятельность начала в 1930 в Ташкентском арм. т-ре. В 1932-42 работала в арм. т-рах Алаверды, Сухуми, Тбилиси, Артика. С 1943 - актриса Ленинаканского т-ра им. Мравяна. Играет драматич. и характерные роли. Сценич. образы Т. отличаются эмоциональностью, драм. силой, ярким темпераментом: Василиса ("На дне"), Татьяна ("Враги"), Кукушкина ("Доходное место"), Огудалова ("Бесприданница"), Шамирам ("Ара Прекрасный" Заряна), Мария Тюдор (о. п. Гюго), Филумена Мартурано (о. п. Де Филиппе), Медея (о. п. Еврипида). ' Б. А.

ТОВСТОНОГОВ, Георгий Александрович [р. 15 (28).IX.1915] - рус. сов. режиссер. Нар. арт. СССР (1957). Сценич. деятельность начал в 1931 как актер и ассистент режиссера в рус. ТЮЗе (Тбилиси). В 1938 окончил ГИТИС (реж. ф-т, педагоги А. М. Лобанов и А. Д. Попов). В 1938-46- режиссер Тбилисского русского т-ра им. Грибоедова. Пост. здесь спектакли "Дети Ванюшина" Найд„нова (1939), "Кремл„вские куранты" (1940), "Парень из нашего города" (1941); "Школа злословия" Шеридана (1942), "Л„нушка" Леонова (1943), "Лисички" Хелман (1945). В 1946-49 работал в Москве, в Центр, детском т-ре, пост. спектакли "Где-то в Сибири" Ирошниковой (1949), "Тайна вечной ночи" Луковского

(1949) и др. В 1950-56 Т. - гл. реж. Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. С 1956 - гл. реж. Ленингр. Большого драм. т-ра им. Горького. Отдельные пост. осуществлены Т. в Ленингр. т-ре им. Пушкина, в Ленингр. т-ре Комедии и др.

Яркая гражданственность, пафос жпзнеутвержде-ния, присущие иск-ву режиссера, проявились в пост. историко-революц. пьес - "Гибель эскадры" (1952, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) и особенно в спектакле "Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. т-р им. Пушкина, Ленинская пр., 1958), получившем широкое общественное признание. Монументальность и строгая простота формы в этпх спектаклях сочетаются с высоким лиризмом в трактовке тра-гич. героич. событий. Пластически выразительный, эмоциональный образ народа складывается в спектакле из резко очерченных судеб отдельных героев. Лирико-героическим, страстно-публицистическим был пост. в Т-ре им. Ленинского комсомола спектакль "Дорогой бессмертия", по произв. Ю. Фучика "Слово перед казнью" (инсценировка Т. совм. с В. Д. Браги-ным, 1951; Гос. пр. СССР, 1951).

Эпич. и лирич. начала сочетаются в спектаклях Т., посв. современной сов. действительности, - "Первая весна" Николаевой и Радзинского (1955), пост. в форм,е своеобразного спектакля-концерта пьеса "Иркутская история" Арбузова (1960), "Океан" Штейна (1961), "Моя старшая сестра" Володина (1961). В центре режиссерского замысла спектакля "Поднятая целина" по Шолохову (1964) - духовный рост людей, поднимающихся к новой жизни.

Творч. поиски режиссера широки и многообразны. В жанре, близком трагикомедии, осуществил Т. спектакль "Варвары" (1959), показав остроту столкновения смешного и драматического в человеческих характерах и в российской действительности в целом. С одухотвор„нной силой выражены им гуманистич. темы творчества Достоевского в спектакле "Идиот" (1957 и 1966). Острота сатирич. обличения, граничащая с гротеском, отличала спектакль "Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954, Ленингр. т-р Комедии). Значит, событием театр. жизни явился спектакль "Горе от ума" (1962). Обращаясь к совр. зарубежной прогрессивной драматургии, Т. создал герои-ко-философские спектакли - "Лиса и виноград" Фи-гейреду (1957) и "Не склонившие головы" по сценарию Дугласа и Смита (1961). Поставленный в 1964 спектакль "Три сестры" переда„т большую любовь к людям, гневный протест Чехова против пошлости, бесчеловечности и мещанства. В 1966 Т. пост. "Мещане".

Т. предъявляет к исполнителям требование сочетать в своей игре точные психологич. характеристики, острую эмоциональность и высокую интеллектуальность. В спектаклях Т. раскрылись дарования актеров И. М. Смоктуновского, Т. В. Дорониной, К. Ю. Лаврова, Е. А. Лебедева, С. Ю. Юрского и др.

Т. занимается педагогич. деятельностью, преподавал в Театр. ин-те им. Руставели (Тбилиси), зав. кафедрой режиссуры и актерского мастерства (профессор) в Ленингр. театр. ин-те им. Островского.

Др. пост.: "Гроза" (1951); "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), ' "Новые люди" (по роману Чернышевского "Что делать?", 1953), *На улице Счастливой" Принцева (1954)- пост. в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола; "Безымянная звезда" Себастьяна (1956), "Синьор Марио пишет комедию" Николаи (1958), "Воспоминания -о двух понедельниках" Миллера (1960), "Пять вечеров" Володина (1961), "Сколько лет, сколько зим" Пановой (1966).

Соч.: режиссерский замысел, в кн.: Записки о театре, Л.-М., 1960; Современность в современном театре. Беседы о режиссуре, М.-Л., 1962; О профессии режиссера, М., 1965;

Мера гражданственности, "Театр", 1965, ј 8, с. 3-7.

Лит.: Б e н ь я ш Р., Георгий Товстоногов, [Л.- М., 1961]; Капралов Г. А., Поэзия жизни. Очерк творчества лауреатов Ленинской премии Г. А. Товстоногова и Ю. В. Толубеева, Л., 1959. А. О.

ТОГАТА (лат. comoedia togata или fabula togata, букв. - комедия тоги) - разновидность др.-римской комедии. Назв. происходит от римской тоги (род одежды). В отличие от паллиаты, Т. были написаны не на греч., а на местные римско-италнйскпе сюжеты. Предположительно основоположником Т. является римский поэт Невий (3 в. до н. э.); расцвет е„ относится ко времени роста обществ, самосознания в широких кругах италийского населения п развития самобытных нац. тенденций в рпм. культуре 2-й пол. 2 в.- нач. 1 в. до н. э. Т. пришла на смену комедиям Те-ренция и стала новым этапом в развитии римского сце-нич. иск-ва. Сохранились небольшие отрывки из Т. драматургов Титинпя, Афрання, Атты (2-1 вв. до н. э.). Обычные сюжеты Т. - семейные и бытовые конфликты, место действия - Лациум и др. италийские города; действ, лица, как правило, ремесленники: сапожники, ткачи, валяльщики, портные и т. д. В Т. заметно влияние комедий Плавта и Теренция. Нек-рые комедии Атты п Афрания шли на рим. сцене вплоть до врем„н Нерона.

Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; Scaenicae romanorum poesis fragmenta, v. l, Lipsiae, 1871; [Kroll W.], Togata, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbbd 12, Stuttg., 1937, Kol. 1660-1662. Лид. Ф.

ТОДИ (Todi) (урожд.- д'А г ь я p, (PAgmar), Луиза Роза (9.1.1753 - 1.Х.1833) - португ. артистка оперы (меццо-сопрано). Пению училась у Д. Переса в Лисабоне. Артистич. деятельность начала там же в качестве драматич. актрисы в 1768. Европ. известность получила после выступления в Париже (1778). Гастролировала в Германии, Франции и Италии, в России (1784-89). Оставила сцену в 1796. Т. - одна из величайших певиц 18 в. Е„ голос покорял современников красотой тембра, гибкостью, чистотой п блеском. С л„гкостью и изяществом Т. исполняла сложнейшие фиоритуры, поражала слушателей инструментальной беглостью и совершенством техники. Лучшие партии в операх: "Олимпиада" Паизиелло, "Армида" Сарти, "Андромеда" Райхардта, "Медея" Неймана и др. Вс. Г.

ТОДИКОВА, Анастасия Ивановна (р. 15.V.1922) - хакасская сов, актриса. Засл. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1960. В 1956 окончила актерский ф-т Ленингр. театр. ин-та. В 1942-52 и с 1956 - артистка Хакасского обл. драм. т-ра им. Лермонтова (Абакан). С особым успехом исполняла роли матерей в нац. и отечественном репертуаре.

Роли: Торгай ("Акун" Кокова), Хорды ("Одураченный Хорхло" Топанова и Зингеровского), Мать, Айша ("Топол„к мой в красной косынке", "Материнское поле" Айтматова), Айша ("Обжалованию не подлежит" Абдумомунова), Степанова ("Свадьба с приданым" Дьяконова), Наталья Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Эльвира ("День рождения Терезы" Мдивани), Кабаниха ("Гроза"), Bacca Железнова; Куикли, Мария ("Виндзорские проказницы", "Двенадцатая ночь" Шекспира), Анна Николаевна ("Нашествие"), Аверина, Клавдия Васильевна ("В добрый час!", "В поисках радости" Розова) и др. А. Ив,

ТОДОРОВ, Михаил (Мишо) (р. 15.IX.1890) - болг. композитор, дириж„р, педагог. В 1912 окончил Женевскую консерваторию. В 1912-31 написал 12 оперетт. Среди них: "Маленькая продавщица спичек", "Ветряная мельница" (1915, "Шуменское опереточное товарищество"), "Мудрый царь" (1915, там же), Т. - автор двух опер, пост. в Слпвене: "Севдалина" и "Иван-ко" (незаконч., исполнялся 1-й акт). Писал музыку к спектаклям Сливенского т-ра. После освобождения страны от фашизма выступил инициатором создания любительской оперы в Сливене. Дирижировал операми: "Трубадур", "Риголетто", "Русалка", "Проданная невеста"; "Цвета" Атанасова п др.

Лит.: Качулев И., Един заслужил музикален деятел, "Българска музика", 1960, ј 9, с. 27-28. А.Ив.

ТОДОРОВ, Петко Юрданов (26. IX. 1879 - 14. II. 1916) - болг. писатель и драматург. Учился во Франции, Швейцарии, Германии. Лит. деятельность начал в 1894. В 1899 написал первую пьесу "Строители" (1907, Народный т-р, София) - философ-ско-бытовую драму о жизни и борьбе болг. крестьян в 18 в. против нац. гн„та. По мотивам нар. легенд написаны: одноактная драма "Страхил, страшный гайдук" (соч. 1903), драмы "Самодива" (соч. 1904, пост. 1920, Народный т-р, София) и "Свадьба Змея" (1910, там же). Лучшая пьеса Т. - "Первые" (1907, там же), посв. борьбе болг. народа против нац. бурж. в сер. 19 в. В этой пьесе сказалось влияние драматургии Г. Ибсена. Отмеченные поэтпч. талантом, пьесы Т. выражают протест против отрицательных последствий развития капитализма в Болгарии, но не выдвигают положительной социальной программы. Т. - автор статей о т-ре: "Ибсен у нас" (1906), "О драме и о Шекспире" (1912) п др.

Соч.: Драми, С., 1910; Събрани произведения, т. 2, С., 1957;"Първите", С., 1961.

Лит.: "Театър", С., 1958, кн. 3, с. 12-23; К а р а к о с-то в С., Максим Горки и българската литература. Влияние и връзки. С., 1947,с. 103-18; Д е р ж а в и п К., Болгарский театр. Очерки истории, М.-Л.,1950, с. 175-96.

А. Ив. ТОДОРОВА, Анна (р. 1893) - болг. артистка оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. НРБ (1950). Муз. образование получила в Софийской муз. школе у И. Н. Вульпе. Затем совершенствовалась в Италии и Франции. В 1910-20 - артистка "Болг. оперного товарищества", в 1921-23 - т-ра "Гранд-Опера" в Париже. Пела в оперных т-рах Болгарии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, Египта. Т. обладала мощным голосом с металлич. тембром, одинаково красиво звучавшим по всему диапазону. Т. исполняла также контральтовые партии. В е„ репертуаре: Кармен, Амнерис;

Азучена ("Трубадур"), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Иродиада ("Саломея" Р. Штрауса) и др. Лит.: Опера в Болгарии, С., 1962. А. Ив. ТОЙДЗЕ, Александра Моисеевна (р. 28.X.1907) - груз. сов. актриса. Нар. арт. Груз. ССР. С 1937 - актриса Т-ра им. Руставели. Актриса, обладающая прекрасной сценической внешностью, Т. создала ряд поэтических женских образов. Играет роли драматические и остро характерные.

Роли: Дездемона,Кор-делия; Роксана ("Сира-но де Бержерак" Ро-стана), Марина ("Борис Годунов" Пушкина), Гая-не ("Измена" Сумбатова-Южина), Пайхош ("Родина" Эристави), Екатерина ("Николоз Бараташвили" Мревлишвили), Буткевич ("Незабываемый 1919-й" Вишневского), Варвара Карповна ("Во дворе злая собака" Буачидзе), Кэйт ("Ночь ошибок" Голдсмита), Ра-шель ("Васса Железно-ва") и т. д.

С 1925 снималась в кино. Шал

ТбКА,Салчак Калбакхорекович (р. 15.XII. 1901)- тувинский сов. писатель и драматург, партийно-государственный деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1929. Деп. Верх. Совета СССР 2-7-го созывов. Деп. Верх. Совета РСФСР .2-6-го созывов. В 1929 окончил Коммунпстич. ун-т трудящихся Востока (Москва). В 1932-44 - первый секретарь ЦК Тувинской нар.-революц. партии, с 1944 - первый секретарь Тувинского обкома КПСС. Лит. деятельность начал в 1931. Т.- один из зачинателей тувинской драматургии. Его первая пьеса - "Женщина" - посв. перемене в судьбе женщины и всего тувинского народа в результате нар. революции. Комедия "Узун-Кара п Семпс-Кара" рассказывает о встрече Первого мая в Туве. Обе пьесы исполнялись в 1934-35 участниками драм. кружков в Кызыле под рук. автора. Одним из лучших произв. тувинской лит-ры яв- ляется пьеса Т. "Тонгур-оол", отражающая период классовой борьбы в новой Туве (пост. в 1936 в нац. театре-студии в Кызыле). Историческая драма "Осуществл„нная мечта" посв. вхождению Тувы в состав СССР (1954, Тувинский музыкально-драматич. т-р, Кызыл).

Соч.: Хегеегец, Kyzil, 1935; Uzun-Kara, Semis-Kara, в сб.: ii nomu, Kyzil, 1937; Y-yr dargazcnga u сэ1 pol-dum, Kyzil, 1938; Боттанган кузел, Кызыл, 1962.

Лит.: И з ы н е е в а М., Салчак Тока, "Ученые записки Тувинского научно-исслед. ин-та языка, лит-ры и истории", Кызыл, 1961, вып. IX, с. 156-64; Кал-зан А., Тувинская драматургия периода ТНР, там же, 1958, вып. VI, с. 115-36; его же, Тувинская советская драматургия, там же, 1959, вып. VII, с. 118-33. А. Ив.

ТОКАЕВ, Асахмет Инусович (р. 15.V. 1910)- осетинский сов. драматург. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР(1946). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1931-35 учился в осетинской студии ГИТИСа. В 1935-41 работал в Сев.-Осет. драм. т-ре (Орджоникидзе) актером и режиссером (в 1937-38 - директор), в 1944-48 - зав. лит. частью т-ра. Перев„л на осет. яз. ряд произв. рус. и зап.-европ. драматургии. В 1949 Осетинский т-р пост. комедию Т. "Женихи", посв. новой жизни осетинской колхозной деревни, дружбе и любви молод„жи. Эта пьеса (пер. на рус. яз. В. В. Шкваркина) пост. многими т-рами СССР. Т.- автор пьес: "Цена доверия" (1957), "Крылатые" (1960), драмы "Зарета" (1964), обличающих пережитки старого уклада в совр. жизни, одноактных пьес ("Боевая ночь"-о борьбе передовой молод„жи с религиозными предрассудками и "Бессмертный"). Много-актные пьесы Т. пост. Сев.-Осет. драм. т-ром.

Соч.: Женихи. Комедия, пер. с осетинского В. Шкваркина и автора, Орджоникидзе, 1955; Влюбл„нные. Комедия, в 3 д., в сб.: Современная драматургия. Альманах, Л7., 1961, с. 147-206. Е. Ж.

ТОКАРЕВ, Владимир Николаевич [р. 18 (31).XIL 1911]-рус. сов. режиссер, драматург. Засл. деятель иск-в РСФСР (1957). Окончил режиссерский ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та (1932). В 1929-35 работал как актер и режиссер в т-рах Харькова. В 1935-38 - актер Моск. т-ра драмы п комедии. В 1939-43 - режиссер и актер Моск. обл. ТЮЗа. В 1946-50 - гл. режиссер т-ра Сов. Армии Даль-невост. воен. округа (Юж. Сахалин). Пост.: "Кот в сапогах" Маляревского (1942, ТЮЗ), "Власть тьмы" (1954, Ивановский т-р), "Оптимистическая трагедия" (1955, Рязанский т-р); "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1958, Горьковский т-р) и др. Т.- автор инсценировок: "Жизнь и преступление Антона Шелестова" (по повести "Честь" Медынского, 1961), "Совесть" (по роману Павловой, 1963) и др., "До свиданья, мальчики!" (совм. с Б. И. Балтером, 1964).

ТОКАРЕВА, Александра Владимировна (1859- 1939?)-рус. сов. актриса. Засл. арт. Республики (1924). Творч. деятельность начала в 1877 в труппе Ставропольского т-ра. Затем работала в т-рах Курска,

Чернигова, Ни/кнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Тифлиса, Таганрога, Харькова, Саратова, Одессы. В 1906-17 играла в т-ре Соловцова в Киеве, одновременно преподавала в драматич. студии при этом т-ре. С 1917актриса т-ра Корша.

Роли: Ирина Лавровна ("Последняя жертва"), Паша ("Майорша" Шпажинского), Юлинька ("Доходное место"), фон Туррау ("Слесарь и канцлер" Луначарского), Рыдлова ("Джентельмен" Сумбатова), Атуева ("Свадьба Кречин-ского"). Кукушкина ("Доходное место"), Бабушка ("Обрыв" по о. п. Гончарова).

ТОКАРЕВА, Мария Александровна [25.III(6.IV). 1894-27.1.1964)- рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1950). На проф. сцену поступила в 1912 в Симферополе. Первая значит, роль - Марина Мнишек ("Борис Годунов" Пушкина). Т. играла в т-pax мн. городов:

Тбилиси, Могил„в, Николаев, Брянск, Иванове, Ярославль. С 1931 работала в Свердловском т-ре.

Широчайший творч. диапазон и глубина дарования определили создание ярких, интересных образов:

Лариса, Луиза Миллер; Катерина ("Гроза"), леди Мильфорд, Любовь Яровая, Анна Каренина; Настя ("На дне"), Регана ("Король Лир"). Первая на рус. сцене Т. сыграла роль Матери в пьесе Чапека "Мать". С высоким мастерством воплотила многие образы драматургии Горького: Шура ("Егор Булычев и другие"), Софья ("Зыковы"), Полина Бардина ("Враги"), Анна Сомова ("Сомов и другие"). Наиболее близки актрисе драматич. и трагедийные роли. Мягкость, передача тончайших оттенков чувств, благородство отличали игру актрисы. Играла роли Марии Александровны ("Семья" Попова), Натальи Ковшик ("Калиновая роща" Корнейчука), Елены Кошевой ("Молодая гвардия").

Др. роли: Оль-Оль ("Дни нашей жизни" Л. Андреева), Рита ("Ч„рная пантера" Винниченко), Трильби (о. п. Ге), княжна Мстиславская, Ирина ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Верочка ("Осенние скрипки" Сургуч„-ва), Лиза ("Горе от ума").

Лит.: Рябинин Б., Народная артистка РСФСР М.А. Токарева, Свердловск, 1960; Панфилов А., Свердловский драматический театр. Свердловск, 1957. М. Т.

ТОКАРЬ, Софья Сем„новна [р. 17 (30).XI. 1905]- рус. сов. актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1956). В 1920 поступила в театр. студию харьковского Крас-нозаводского т-ра, работала в этом т-ре. Затем в т-рах Владивостока, Иркутска, Магнитогорска, Казани, Смоленска, Севастополя. С 1938 - актриса Рус. т-ра им. М. Горького, Махачкала.

Роли: Лиза ("Горе от ума"), Глафира ("Волки и овцы"), Машенька (о. п. Афиногенова), Татьяна ("Враги"), Шура Азарова ("Давным-давно" Гладкова), Катарина ("Укрощение строптивой"), Любовь Шевцова ("Молодая гвардия"), Мария Антоновна и Анна Андреевна ("Ревизор")" Любовь Яровая, Панова, Дунька ("Любовь Яровая"), пани Дуль-ская ("Мораль пани Дульской" Запольской). Е. X.

ТОКИО-экономич., политич. и культурный центр Японии (11 миллионов жит. на 1966). В 17-18 вв. центр театр. жизни стал перемещаться из старой столицы Киото, где находилась резиденция императора, в новый экономич. и политич. центр-Эдо (старое назв Токио). Здесь выступала труппа Но. Ведущим театр. жанром в этот период был т-р Кабуки. Труппы Кабуки польеовались широкой популярностью среди горожан и самураев. Военно-феодальное правительство, недовольное распространением культуры зарождавшейся городской буржуазии, всячески препятствовало е„ развитию. Всевозможные правительственные ограничения касались и т-ра: регламентировался состав трупп, репертуар, число т-ров, их размещение, количество представлений и др. В 1651 правительство ограничило число т-ров в Эдо четырьмя - "Накамурадза", "Итимурадза", "Моритадза", "Ямамурадза". Имелось также 8 небольших трупп, дававших представления на площадках перед храмами. В 1714 остались только т-ры:

"Накамурадза", "Итимурадза" и "Моритадза". После 1841 эти т-ры были переведены в отдал„нный район города Асаку-са. После бурж. революции Мэйдзи (1867-68) правительство отменило систему регламентации т-ров. В т-рах Т. проявилось стремление к европеизации. В 1872 Морита Канъя, владелец т-ра "Моритадза", построил в квартале Синто-мимати первый т-р европ. типа - "Синтомидза". Для этого т-ра драматург Каватакэ Мокуами создавал т. н. дзан-гири - пьесы на темы совр. действительности. Видное место среди новых т-ров занял жанр симпа, возникший в конце 19 в. Распространение европ. драматургии и европ. сценич. иск-ва связано с направлением сингэки, получившим развитие в т-рах, созданных в Т. в 1909: "Бунгэй к„кай" (осн. театр. деятелем Цубоути С„„) и "Дзию гэкидз„" (осн. Осанаи Каору и Итикава Садандзи II). Среди ведущих т-ров сингэки Т. нач. 20 в.: "Цукидзи с„гэкидз„" (осн. в 1924 Осанаи совм. с Хидзиката ‚си) и Синцукидзи гэкидан (осн. в 1929 Хидзиката). В 20-е гг. возникло движение за пролетарский т-р. В 1917 драматург Савада С„дзиро создал в Т. первую труппу синкокугэки, сочетающую принципы т-ра Кабуки и сингэки. В 1931 в Т. был создан прогрессивный т-р "Дзэнсиндза" (рук. Каварадзаки Т„дзюро), деятельность к-рого была направлена на обновление иск-ва т-ра Кабуки. В Т, имеется девять театр. помещений, в к-рых дают спектакли т-ры Но: "Сомэй", "Тамагава", "Хос„кай", "Кандз„ кайкан" и др. Наиболее крупные театр. здания, где выступают труппы Кабуки: "Кабукидза", "Симбаси эм-будз„", "Мэйдзидза". Эти же помещения часто используются для спектаклей трупп симпа и синкокугэки.

В театр. зданиях европ. типа ("Нисэй гэкидз„", "Коку-рицу гэкидз„", "Тэйкоку гэкидз„", "Гэйдзюцудза", "Коку-сай гэкидз„", "Токе Такарадзука гэкидз„", "Нихон гэкидз„", "Нитигэки" и "Синдзюку кома гэкидз„") ставятся драматич., оперные и балетные спектакли, а также разл. ревю. Наиболее крупные коллективы сингэки - "Хайюд-за" (руководитель Сэнда Корэя), "Мингэй" (худ. руководитель Уно Дзюкити), "Токе гэдзюцудза" (руководитель Му-раяма Томо„си), "Син сэйсакудза" (руководитель Маяма Михо). Труппа "Хайюдза" имеет сво„ театр. помещение, остальные арендуют разл. т-ры и концертные залы. В 50- 60-е гг. в Т. работает 107 т-ров (включая небольшие сценич. площадки). С 1946 ежегодно в октябре - ноябре проводятся фестивали иск-в.

Лит.: Бедняк И. Я., Г а л ь п е р и н А. Л., Г р и-ш е л е в а Л. Д., Очерки новой истории Японии (1640- 1917), М., 1958; на япон. яз. -"Гэйнодзитэн", Токио" 1960; "Энгэки хякка дайдзитэн", Токио, 1961. Л. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница