Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
Самая свежая информация индийские фильмы тут

Театральная энциклопедия
(страница 432)


"ТРАГЕДИЯ РОКА" - разновидность жанра нем. мелодрамы нач. 19 в. В 17 в. элементы "Т. р."можно проследить в средневековой рыцарской драме А. Гри-фиуса, в 18 в. в пьесах поэтов "Бури и натиска" Я. Ленца и Ф. М. Клингера. В эпоху нем. романтизма (нач. 19 в.) "Т. р." утверждается как особый жанр. Наиболее ярким выразителем его был драматург Вернер, написавший драмы "24 февраля" и "Крест у Балтийского моря". Его продолжателями были А. Мюльнер и Э. Гаувальд. В основе "Т. р." лежит идея о предопределении свыше, о неотвратимой судьбе, повелевающей жизнью человека. "Т. р." во многом отражает сущность немецкого романтизма - уход от политической борьбы, мистицизм, фанатизм. Рок (фатум) является движущей силой в пьесах драматургов этого направления. Отличительные черты "Т. р." - запутанный сюжет, героев преследуют мистич. видения, роковые предзнаменования, таинственные предчувствия.

Лит.: Ранний буржуазный реализм. Л., 1936; Немецкая романтическая повесть, М.-Л., 1935; С a row G., Z. Werner und das Drama seiner Zeit, B., 1933. Г. Гур.

"ТРАГЕДИЯ УЖАСОВ" - жанр итал. драматургии и т-ра 16 в. Возник под влиянием творчества Сенеки. В произв. этого жанра изображались преступные страсти, зверские жестокости; пьесы изобиловали кровавыми сценами убийств, отравлений и т. п. В основе "Т. у."-мрачная житейская философия; в них трактуются мотивы изменчивости судьбы, непрочности счастья, ничтожности всего существующего. Эти настроения выражали упадочные вкусы аристократич. общества в период феодально-католич. реакции. Среди образцов "Т. у." - "Орбек-ка" Джиральди Чинтпо (1541), "Канака" Сперонп (1542), "Марианна" Дольче (1565), "Далида" Грото (1572),

ТРАГИК (трагедийный актер, трагедийная актриса)-1) Сценич. амплуа; актер (актриса), исполняющий трагедийные роли в класич. репертуаре. Роли: Медея (о. п. Еврипида), Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Федра (о. п. Расина), Отелло, король Лир; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Мария Стюарт, Карл Моор, Арбенин, Любовь Яровая; Комиссар ("Оптимистическая трагедия") и др.

Среди выдающихся актеров, исполнявших роли этого амплуа,- П. С. Мочалов, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова, П. Н. Орленев, Л. М. Леонидов, А. А. Остужев, А. Г. Коонен (рус. театр); П. Адамян (арм. театр); В. Алекси-Месхишвили, У. Чхеидзе, А. Хорава, В. Анджапаридзе (груз. театр); Д. Гар-рик, Э. Кин, Дж. Гилгуд, Л. Оливье (англ. театр);

Э. Поссарт, Л. Барнай (нем. театр); Э. Росси, Т. Саль-вини, Э. Дузе (итал. театр); А. Лекувр„р, М. Дю-мениль, Клерон, Ж. Ф. Тальма, Э. Рашель, Сара Бернар, М. Казарес (франц. театр); А. Олдридж (США) и мн. др. 2) Устар. название автора трагедии. А. Шн.

ТРАКО (Trako), Костандпн (р. 10.XI.19-19) - алб. композитор, дириж„р, хормейстер. Засл. арт. НРА (1961). Дириж„р Гос. т-ра оперы п балета в Тиране. Дирижировал операми "Русалка", "Иван Сусанин", нац. опереттой "Рассвет" К. Коно. Р. К.

"ТРАКТИРЩИЦА" - см. "Хозяйка гостиницы}).

ТРАМ (Театр рабочей мол од„ж и)- рус. сов, театр преимущественно самодеят. или полу-проф. типа. Широкое театр. движение, получившее развитие во 2-й пол. 20-х гг. и нач. 30-х гг. в России, на Украине, в Белоруссии, Ср. Азии и др. Уже в 1928 в стране работало 11 Т., к 1930 количество их возросло До 70 (наиболее значит, в Ленинграде, Москве, Ростове, Иванове, Воронеже, Перми, Владивостоке, Свердловске, Самаре, Баку, Харькове, Минске и др.). В нач. 30-х гг. возникли новые Т. - отраслевые, районные, заводские, колхозные и совхозные, пионерские, а также многочпсл. т. н. "трам-ядра" на предприятиях, новостройках.

В деятельности Т. нашли выражение огромная тяга сов. молод„жи к иск-ву, е„ художеств. активность. Значение Т. - в тесной связи с комсомолом, в горячем стремлении создавать агитационно-полнтич. спектакли, воспитывающие как зрителей, так и членов театр. коллективов в духе борьбы за социализм. Вся деятельность Т. пронизана энтузиазмом, высокой романтикой дел и стремлений комсомольцев. Т. обращались к насущным проблемам, выдвигаемым партией и комсомолом,- пятилетние планы, социа-листич. соревнование, интернац. воспитание, вопросы морали, культурной революции, они освещали злободневные вопросы, текущую жизнь предприятий. Спектакли "трам-ядра" на предприятии популяризировали передовиков, осмеивали отстающих, агитировали и мобилизовывали на выполнение планов. Коллективы выступали в цехах, на фабричных дворах, в заводских клубах. А. В. Луначарский писал, что Т. "...является агитационно-пропагандистским институтом...", что он должен стать "...прежде всего пламенным проповедником своих социальных идей..."

("Искусство", 1929, ј 5-6, с. 18). Т. выдвинули много ярких, интересных актеров, режиссеров, художников, композиторов. С Т. связано начало творческого пути актеров - В. Д. Доронина, В. Р. Соловь„ва, режиссеров-Б. И. Равенских, Ф. Е. Шишигина, композиторов - И. И. Дзержинского, Д. Д. Шостаковича, художников- И. Н. Вусковича, В. В. Дмитриева, киноактера Н. А. Крючкова, кинорежиссера И. А. Савченко.

Противоречия трамовского движения, а впоследствии его кризис были обусловлены отказом от полноценной драматургии, противопоставлением Т. проф. т-рам. Спектакли Т. строились в основном на сценариях и вначале носили полуимпровизационный характер. Одним из гл. творч. тезисов руководителей Т. было требование к исполнителю (рабочему - юноше, девушке) играть самого себя, исполнитель роли должен был занимать по отношению к персонажу позицию либо "прокурора", либо "адвоката". Отсюдаориентация на упрощ„нность, схематизм в изображении человека, игнорирование принципа "перевоплощения". Сценич. средства, к-рыми пользовались актеры Т., были близки при„мам "Живой газеты", "Синей блузы". Многие принципы Т. были связаны с теорией Единого художественного кружка, с Пролеткультом.

режиссеры спектаклей Т. щедро пользовались броскими и острыми сценич. при„мами, стремились к максимальной доходчивости, публицистичности (широко использовались наплывы, прямое обращение к зрителям, музыка).

Родоначальник Т.- Ленингр. т-р рабочей молод„жи (см. Т РАМ ленинградский) был создан в 1925 на основе самодеят. коллектива, работавшего при Доме коммунистического просвещения им. Глерона (в 1928 т-р стал профессиональным). Ленингр. Т. оказал большое влияние на вс„ трамовское движение и его репертуар был повторен мн. коллективами. Художеств, метод Ленингр. Т. и общие принципы трамовского движения подверглись обсуждению на Всесоюзной трамовской конференции, а также на первом и втором пленумах Центр, совета Т. в 1929. В результате усилилась связь Т. с профсоюзной самодеятельностью, но еще долгое время давало о себе знать пренебрежение художеств. мастерством, влияние Пролеткульта.

В Москве работало одновременно неск. Т.: Центральный, Замоскворецкий, Рагожско-Симоновского района. Моск. центральный Т. был организован в 1927 (см. Московский театр имени Ленинского комсомола). Ещ„ раньше, в 1926, возник Замоскворецкий Т., сразу попытавшийся, в отличие от др. Т., установить связь (хотя и не во вс„м удачно) с литературой, драматургией, привлечь опытных режиссеров-реалистов. Здесь был показан спектакль "Поход 10 тысяч" по роману Серафимовича "Железный поток" (1927). К руководству были приглашены Б. Е. Захава и И. М. Толчанов, подготовившие "Вечер отрывков из классических произведений".

Трамовское движение достигло наибольшего размаха в нач. 30-х гг. Среди лучших коллективов на Всесоюзной олимпиаде самодеят. иск-ва (1932) были отмечены моек. Центр. Т., Китайский Т. (Владивосток) и др. В связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" со всей остротой встал вопрос о творч. перестройке Т. 4-й пленум Центрального совета Т. наметил задачи перестройки. В решениях пленума подч„ркивалось, что пренебрежение драматургией было коренной ошибкой, к-рую необходимо исправить, надо создать конкретные образы героев социалистич. строительства, преодолевая поверхностную, схематическую трамовскую драматургию. Встал вопрос о нецесообразности существования особого трамовского движения. Самодеят. коллективы были переданы в ведение профсоюзов; проф. Т. (к 1932 их насчитывалось двадцать) стали государственными. Коллективам Т. были предъявлены требования - овладеть теоретич. и проф. знаниями, ставить классику и произведения сов. драматургов, создавать художеств. реалистич. спектакли. Многие актеры были направлены в театр. уч-ща. В ленингр. Т., куда пришли проф. режиссеры В. П. Кожич и Н. С. Ра-шевская, началось изучение системы Станиславского. К творч. методу МХАТа обратился моек. Центр. Т., художеств. рук. к-рого с 1933 стал И. Я. Судаков.

В 1936 ленингр. Т. был слит с Красным т-ром и получил название Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. На базе моек. Центр. Т. был создан в 1938 Моск. т-р им. Ленинского комсомола. Проф. уч„ба, пересмотр актерских составов, укрепление творч. руководства помогли многим Т. стать крепкими проф. коллективами (Т-р им. 20-летия ВЛКСМ - Куйбышев, Т. имени "Комсомольской правды"- Свердловск и др.). Часть коллективов была преобразована в ТЮЗы; Т., не решившие новых задач, рас' пались.

Лит.: Маринчик П., Рождение комсомольского театра, [Л.-М., 1963]; Сборник материалов к III пленуму Центрального совета ТРАМОВ при ЦК ВЛКСМ, М., 1930;

За ТРАМ. [Сост. И. И. Чичеров, вступ. ст. А. В. Луначарского], М., 1929; Луначарский А., ТРАМ и проблема социалистического театра, "Искусство", 1929, ј 5-6; его же. Искусство и молодежь. Сборник, М., 1929; 3 о г-р а ф Н., Театральная самодеятельность [1921-1929 г. и 1930-1934 г.], в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954. А.О.

ТРАМ ленинградский- театр рабочей молод„жи. Открылся в Ленинграде в 1925 пьесой "Сашка Чумовой" Горбенко. Был создан на основе самодеят. театр. коллектива Дома Коммунистич. воспитания молод„жи им. Глерона. Организатором и рук. коллектива и основным режиссером Т. был М. В. Соколовский, к-рый за несколько лет до создания Т. выдвинул идею создания молод„жного т-ра нового типа, связанного с рабочей молод„жью, с е„ обществ. бытом, проблематикой и эстетич. требованиями. Развивая и совершенствуя опыт клубных постановок тех лет, работу "агитбригад" и "живых газет", стремясь сделать этот опыт достоянием проф. сцены, трамовцы направили свои усилия на создание спектаклей, гл. героем к-рых были молодые рабочие, комсомольцы, воинствующие строители новой жизни, утверждающие в быту и на производстве новое отношение к труду и новую мораль. Важное место в программе Т. принадлежало и новым принципам организационно-творч. жизни коллектива и самой форме спектаклей, к-рые должны были стать трибуной действенной по-литич. 'агитации, средством прямого и страстного вмешательства в жизнь. Этой общей задачей, выдвинутой т-ром, обусловлены были драматургич., режиссерские и актерские художеств. при„мы. Здесь впервые нашли применение т. н. "наплывы", "игра отношения к образу", разрушение непрерывности сценич. действия прямыми и неожиданными ораторскими обращениями в зрительный зал и др. На основании этих и подобных им при„мов возникли трамовские театр. теории, в к-рых делалась наивная попытка установить прямую связь между практикой трампов и положениями диалектич. материализма.

Развивая опыт агитационного т-ра, Т. вместе с тем стремился создать свою собственную драматургию. Пьесы трамовских драматургов А. Горбенко, Н. Львова, С. Кашевника, И. Скоринко, П. Маринича разрабатывали вопросы быта и производств, жизни молод„жи, чаще всего обращаясь к этич. проблемам, утверждая новые жизненные принципы сов. молодого человека. Наиболее примечательными спектаклями этого т-ра были: "Плавятся дни" и "Клеш задумчивый" Львова, "Сашка Чумовой" Горбенко, трамов- ская оперетта "Дружная горка", музыка для к-рой была написана композитором В. Дешевовым. На сцене Т. были также поставлены сатирич. комедия "Выстрел" Безыменского (1929) и драма "На западе бой" Вс. Вишневского - одна из первых самостоят, работ режиссера Р. Р. Сусловича (1932).

В начале 30-х гг. этот т-р, как и др. Т. страны, начинает испытывать серьёзные творч. трудности, его эстетич. программа, в том е„ виде, в каком она сложилась при возникновении т-ра, в значит, степени изжила себя, стали остро ощущаться низкий проф. уровень актеров, прямолинейность, психологич. бедность и художеств. наивность драматургии. При обращении т-ра к классике ("Недоросль", 1933) обнаружилась несостоятельность при решении новых художеств. задач. Не могло изменить положения и привлечение к работе в т-ре крупных мастеров режиссуры В. Кожича, Б. В. Зона, Н. Рашевской. В 1936 Т. был слит с ленингр. Красным т-ром.

Лит.: Рабинянц Н., Театр юности, Л.-М-, 1959. С. Ц.

ТРАМБЙЦКИЙ, Виктор Николаевич [р. 31. I {12.11). 1895] - рус. сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Брал уроки музыки у проф. В. П. Калафати (с 1917 учился у него в Пет-рогр. консерватории). В 1919-24 был дириж„ром передвижных т-ров. Написал оперы: "Овод" (1929), "Ордена" (1934; 2-я ред. под назв. "За жизнь", 1938), "Гроза" (1943; 2-я ред. 1957) - все пост. в Свердловском т-ре оперы и балета; "Гнев пустыни" (соч. 1930), "Дни и ночи" (соч. 1950), "Кружевница Настя" (1963, Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград). Автор музыки к спектаклям Свердловского ТЮЗа. В 1936-61 в„л педагогич. работу в Свердловской консерватории (с 1939-профессор). С 1961 жив„т в Ленинграде.

Лит.: Певзнер Б., Оперное творчество В. Н. Трам-бицкого, "Научно-методические записки Уральской Государственной консерватории", 1959, вып. 3; его же, Композитор Трамбицкий, "Урал", 1959, ј 9; История русской советской музыки, т. 1-4, M., 1956-63 (см. указатель им„н...). А. Ив.

ТРАНДАФЙЛОВ, Владимир (р. 4. IX. 1897)-болг. актер, режиссер и педагог. Нар. арт. Н РБ (1951). Герой Социалистич. Труда (1966). Будучи гимназистом, начал выступать в спектаклях Нар. дома. В 1913-22 работал в Варне и Париже. С 1922-актер Пар. т-ра в Софии. Т. - представитель героич. школы актерского иск-ва. Романтич. направленность сочетается в его творчестве с реалистич. образностью. Т. обладает выразительной внешностью, красивым голосом, ярким темпераментом. В 1950 за исполнение ролей Дона Родриго ("Сил" Корнеля), Арбенина ("Маскарад"), Гарри Смита ("Русский вопрос") и в 1960 за исполнение роли Филиппа II ("Дон Карлос") в спектаклях софийского Нар. т-ра был дважды удостоен Днмптр. пр.

Роли: Иванко (о. п. Друмева), Борислав, Ивайло (о. п. Вазова), Симо ("Борьба продолжается" Кюлявкова), Ра-дил ("Подвиг" Расцветникова), Кара Танас ("Перед восходом" Савова), Басов ("Дачники"), Отелло, Гамлет; Эгмонт (о. п. Г„те), Эрнани (о. п. Гюго) и др.

Пост.: "Владимир" Страшимирова (1921, Перникский рабочий т-р), "Слава" Гусева (1940, София), "Марьяна Пи-неда" Гарсиа Лорки (1957, Нар. т-р, София) и др.

Выступает и как чтец. С 1947 препода„т в Высшем пн-те театр. иск-ва в Софии (с 1948 - профессор).

Соч.: Мои роли в классическия репертоар, в сб.: Сто години български театър. С., 1956, с. 303-09.

Лит.: "Театър", С., 1946, ј 3-4, с. 24-25; 1955, ј 1, с. 34-47; 1957, ј 9, с. 61-65; 1962, ј 9, с. 27-30.

А. Ив.

ТРАПЕЦИЯ (от греч. ???????? - столик) в ц и р-ковом искусстве- 1) Воздушно-гимнастический снаряд, подвешенный под куполом цирка

(перекладина с двумя вертикальными соединениями). Как цирковой аппарат вош„л в употребление со 2-й пол. 19 в. Различают неподвижные Т., в к-рых боковые соединения - железные, и подвижные Т. ("свободные", "летающие"), в к-рых соединениями служат канаты или стальные тросы. Неподвижные Т. предназначены только для воздушно-гимнастич. упражнений на месте, "свободные" - для пол„тов под куполом цирка. По размеру Т. бывают одинарные - для одного исполнителя, двойные и тройные (с тремя вертикальными соединениями по краям перекладины, одна - посередине) - для нескольких исполнителей. 2) Цирковой жанр: совокупность воздушно-гимнастич. упражнений, в т. ч. все разновидности воздушных пол„тов, демонстрируемых с Т. А. Шн.

ТРАУБЕЛЬ (Traubel), Елена (р. 20. VL 1899)- амер. артистка оперы (драматич. сопрано). Пению училась в Сент-Луисе, где и начала концертную деятельность в 1925. Известность приобрела после выступления в операх Вагнера в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, 1939). Лучшие партии: Изольда ("Тристан и Изольда"), Брунгильда ("Гибель богов"), Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер") и др. Голос Т. отличался яркостью и блеском, теплотой и насыщенностью тона. Особенно удавались певице мощные кульминации - звуковые нарастания, форте. Оставила сцену в 1953. Выступала в симфонич. концертах с участием Тосканини. В с. Т.

ТРАЭТТА (Traetta), Томмазо (30. II 1.1727 - 6. IV. 1779) - итал. композитор и капельмейстер. Учился музыке у Н. Порпоры и Ф. Дуранте в Неаполитанской консерватории Санта-Мария ди Лорето (1738-48). В Неаполе была пост. первая опера Т. "Фарнак" (1751, т-р "Сан-Карло"). В 1768-74 руководил в Петербурге придворной оперной труппой. С 1775 жил в Италии. Т. углубил муз.-драматич. содержание итал. оперы-сериа, стал предшественником великих оперных реформаторов 18 в. Глюка и Моцарта. Оперы-буффа Т. отличались свежестью и непосредственностью мелодики, связанной с нар. истоками, живостью действия, яркой характерностью в обрисовке комич. персонажей, мастерски разработанными ансамблями.

Т.-автор ок. 40 опер, в т. ч.: "Ифигения в Авлиде" (1753, Неаполь, т-р "Сан-Карло"),"Покинутая Дидона"(1757, Венеция, т-р "Сан-Мойзе"), "Олимпиада" (1758, Верона, т-? "Нуово"; 2-я ред. 1769, Петербург), "Ифигения в Тавриде" (1758, Вена), "Добрая дочка замужем" (1764, Парма, т-р "Дукале"), "Антигона" (1772, Петербург), "Амур и Псих-ея" (1773, там же), "Лючио Веро" ("Люций Вер", 1774, там же), "Странствующий рыцарь" (1778, Венеция, т-р "Сан-Мойзе")

Лит.: Capruzzi V., Traetta e la musica, Napoli 1878; Schlitzer F., T. Traetta, L. Leo, V. Bellini Siena, 1952. Св. Г.

ТРЕБЕЛЛИ (Trebelli), Селия (наст. фам.-Ж и л ь-б e р, Gilbert) (1838-18.VIII. 1892) - франц. певица (меццо-сопрано). Ученица Вартеля. Дебютировала в Мадриде в партии Розины. В 1859-89 пела на сцене оперных т-ров Европы и Америки. Была выдающимся мастером бель канто, обладала подвижным голосом с развитым верхним регистром.

Партии: Розина; Орсини ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Адальжиза ("Норма" Беллини), Арзаче ("Семирамида" Россини), Азучена ("Трубадур") и др. Вс. Г.

"ТРЕМБИТА" - оперетта Ю. С. Милютина, либр. В. Масса и М. Червинского. Пост. 12 нояб. 1949, Моск. т-р оперетты (дириж„р Синицын, реж. Туманов, худ. Ки-гель, балетм. Шаховская; Алексей Сомов - Струл„в, Василина - Лебедева, Богдан Сусик - Аникеев, Фили-мон Шик - Алчевский, Микола - Рубан, Олеся - Санина, Парася - Савицкая, Атанас Кошуба - Заичкин). 7 нояб. 1950 пост. в Ленингр. т-ре муз. комедии (дириж„р Воловац, реж. Андрушкевич, худ. Юнович, хорм. Логинов, балетм. Боярский; Алексей Сомов - Бельникевич, Василина - Емельянова, Богдан Сусик - Янет, Филимон Шик-Смирнов, Микола - Михайлов, Олеся - Сафонова, Парася - Таганская, Атанас Кошуба - Соколов). Пост. в др. городах Сов. Союза: Саратов, Омск, Воронеж (1950), Ярославль (1951), Рига (1952) и др.

Пост. также за рубежом: Прешов, Будапешт (1951), Лейпциг, София, Дрезден. В 1955 показана в Москве Будапештским т-ром оперетты (дириж„р Варади, реж. Надашди, худ. Фюлепа, балетм. Робоз; Алексей Сомов - Хадич, Ва-силипа - Немет, Богдан Сусик - Латабар, Олеся - Зон-таи, Микола - Бестерцеи, Парася - Кемювеш, Филимон Шик - Келети).

Издания: "Т." - клавир, М., Музфонд СССР, 1950;

M., "Советский композитор", 1958. H. Гр.

ТРЕНДАФЙЛОВ, В. - см. Трандафилов, В. ТРЕНЕ (Trenet), Шарль (р. 18.V.1913)-.франц. эстрадный певец. Стал популярен в Париже со 2-й пол. 30-х гг., выступая в дуэте с Ж. Эссом, После войны приобр„л известность и признание как автор и исполнитель песен, вошедших в репертуар многих совр. шансонье ("Я пою", "Романс о Париже", "Полька короля", "Голубой цветок" и др.). Снимался в фильмах. Автор двух романов. Л. Б. П.

ТРЕН‚В, Константин Андреевич [21.V(2.VI).1876, хутор Ромашове Харьковской губ., - 19. V. 1945" Москва] - рус. сов. писатель, драматург. В 1903 окончил Петерб. археологич. ин-т и духовную академию. В 1921 окончил агро-номич. ф-т Таврич. ун-та. Длительное время работал учителем. Лит. деятельность начал в 1898, до Октябрьской революции был известен гл. обр. как прозаик. В драматургии выступил впервые в 1907, написал ряд одноактных пьес. В 1912 опубликовал пьесу "Дорогины" (первонач. назв. - "Отчего порвались струны"), в к-рой раскрывал антинар. подопл„ку буржуазно-дворянского либерализма; на пьесу оказала влияние драматургия Горького. В 1924 написал нар. трагедию "Пугач„вщина". В этом произв. отч„тливо проявилось характерное для Т. стремление к монументальной, народной, социально-насыщенной драматургии. Но пьеса внутренне противоречива: в образе Пугач„ва черты нар. героя сочетались с идеями страстотерпчества, жертвенности. "Пугач„вщина" была пост. в МХАТе в 1925 (реж. Вл. И. Немирович-Данченко, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов; в роли Пугач„ва - И. М. Москвин и Л. М. Леонидов).

В 1926 Т. создал свою лучшую пьесу {(Любовь Яровая", вошедшую в золотой фонд сов. драматургии. Пьеса отличается широтой социально-историч. обобщений, глубоким проникновением в наиболее существенные процессы и коллизии эпохи революции. Она утверждает величие Октябрьской революции, правду социалистич. гуманизма, решающую роль Коммунистич. партии в формировании нового человека. Новаторская роль пьесы определяется тем, что в ней впервые в сов. драматургии эпич. размах, присущий героико-революц. драме 20-х гг., выступил в сочетании с тщательной, углубл„нной обрисовкой отдельных образов. Т. уделяет большое внимание не только социальной, но и индивидуальной психологич. природе персонажей, драматург вводит в пьесу коллизии личного, семейного характера. Здесь с особой рельефностью сказались особенности творч. манеры Т.: пристрастие к свободной композиции, к чередованию сцен различного характера - остро драматич., комедийных, жанровых; броский афористический язык. Пьеса была пост. в Малом т-ре (1926, реж. И. С. Платон и Л. М. Прозоровский; Любовь Яровая - В. Н. Пашенная). В новой ред. пост. во МХАТе (1936, реж. Вл. И. Немирович-Данченко и И. Я. Судаков; Гос. пр. СССР, 1941).

В последующие годы Т. написал: сатир ич. комедию "Жена" (1928, .Малый т-р), бичующую мещанско-нэпманских обывателей; пьесу "Ясный лог" (1931, Малый т-р), посв. теме коллективизации деревни борьбе с кулачеством; пьесу "Опыт" (1934, Т-р под рук. Ю. А. Завадского) о творческой, новаторской природе сов. науки. В 1935 написал пьесу "Гимназисты". Правдивость, поэтичность в воссоздании эпохи первой рус. революции, яркость индивидуальной обрисовки героев обусловили идейно-воспитательную и эстетич. ценность этой пьесы для юношества. Пьеса была пост. в 1936 на сцене Центр, т-ра юного зрителя в Москве, широко шла в сов. т-рах (гл. обр. ТЮЗах). В пьесе "На берегу Невы", рассказывающей о революц. событиях 1917, Т. одним из первых в сов. драматургии создал образ В. И. Ленина (Малый театр. 1937). В 1941 Т. опубликовал психологич. драму "Анна Лучинина", посвящ„нную проблемам социалистич. морали, поэтизирующую творч. дерзание в науке (1946, Горьковскпй т-р им. Горького). В 1942 Т. написал пьесу "Навстречу" - одну из первых пьес, посв. событиям Вел. Отечеств, войны, В 1945 в Центр, т-ре Сов. Армии пост. пьеса Т. "Полководец", посв. Отечеств, войне 1812 года, в ней правдиво воссоздан образ Кутузова.

Т. неоднократно выступал со статьями по актуальным вопросам развития сов. драматургии; он был одним из наиболее последовательных продолжателей горьковских традиций. В сво„м творчестве и в своих теоретич. суждениях Т. утверждал принципы реализма, высокой идейности, выступал за драматургию ярких, объ„мных характеров, настойчиво подч„ркивал роль языка "как самого главного, основного в драме".

Соч.: Избр. произв" т. 1-2, М., 1955; Пьесы, статьи, речи, М., 1952,

Лит.: Сурков Е., К. А. Тренев, М., 1955, Д и е в В А., Творчество К. А Тренева, М., 1960; Ф а и н б е р г Р., К. А. Тренев, Очерки творчества, M.-Л., 1962, Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956; Живой Тренев. Сб. воспоминаний, Ростов-на-Дону, 1963. Вл.Д.

ТРЕПЛЕВ, Авраам Давыдович (1.VII.1891- 26.VIII.1955) - рус. сов. режиссер. В 1921 окончил театр. школу в Одессе, с 1924 - актер Одесского рус. т-ра (роль аббата Фромана - "Казнь Сальва", инсц. романа Э, Золя "Париж" и др.). Первая реж. работа Т.- "Ужин шуток" Бенелли. В 1925 -26 Т. работал в Моск. т-ре Революции. В 1926 участвовал в организации "Т-ра чтеца". В 1928 пост. в Т-ре им. МГСПС "Ненависть" Яльцева. Затем Т. посвятил сво„ творчество развитию театр. иск-ва на периферии; он был художеств. руководителем т-ров Смоленска (1932), Одессы (1933-35 и в 1939-41), Свердловска (1935-36), Пензы (1942), Куйбышева (1945-46), Перми (1947-48), Днепропетровска (1954-.55). Т. участвовал в создании ряда творч. коллективов, в т. ч. Большого драм. т-ра в Казани. Он ставил мн. пьесы Афиногенова: "Чудак" (1929), "Страх" (1931), "Портрет" (1934), "Дал„кое" (1935), "Машенька" (1941), "Накануне" (1942). К лучшим пост. Т. относятся также: "Первая Конная" '(1930) и "Оптимистическая трагедия" (1936) Вишневского, "Интервенция" Славина (1934), "Мать" Чапека (1939), "Сказка о правде" Алигер (1947). Среди пост. классич. драматургии - "Три сестры", "Враги"; "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Отел-ло", "Коварство и любовь". Для спектаклей Т. характерно стремление к глубокому социально-психо-логич. раскрытию драматургич. образов, тонкое понимание стилевых особенностей пьес и творч. манеры авторов, требовательное отношение к мастерству сценич. речи. А. Г.

ТРЕТЬЯ СТУДИЯ МХТ. -- см. Вахтангова студия.

ТРЕФЙЛОВА, Вера Александровна [наст. отчество - Ивановна; 26.1Х(8.Х).1875 - 11. VII. 1943] - рус. артистка балета. С 1894, по окончании балетного отделения Петерб. театр. уч-ща,- танцовщица Ма-риинского т-ра. В 1899-1900 исполнила свои первые большие партии: Тереза ("Привал кавалерии" Армс-геймера), Сванильда ("Коппелия") и Грациелла (о. п. Пуни). Т.-выдающаяся представительница рус. акаде-мич. балета. Е„ танец, музыкально содержательный, отличался выразительностью (особенно в адажио), благородной мягкостью кантилены, скульптурностью аттитюдов и арабесков. Главным в иск-ве Т. была муз. трактовка темы. Гармоничность, строгий лиризм, законченность пропорций, богатство пластич. оттенков отличали исполнение партий: Авроры, Одетты-Одиллии, феи ручья Наилы ("Ручей" Делиба и Мин-куса). Среди др. партий: Наяда ("Наяда и рыбак" Пуни), Эмма ("Гарлемский тюльпан" Шеля), Китри ("Дон Кихот").

В 1907 Т. успешно гастролировала в Париже. В 1910 вышла замуж и оставила сцену. В 1921-26 выступала в труппе С. П. Дягилева, затем вела педаго-гич. работу. Умерла в Париже.

Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л.-М., 1939, с. 79-80. В. Кр.

ТР‚ХО (Trejo), Немесио (ок. 1850-10.XI. 1916) - аргент. драматург. Автор пьес "малого жанра", преим. сайнете. Сохраняя традиционную форму, Т. строил свои сайнете на местном материале, показывая в них разные стороны нар. быта. Злободневность тем, популярность образов, точность нац. колорита, народность языка, юмор принесли большой успех сайнете "Политики" (пост. 1897), "Фиеста дона Map-коса" (1890). В содружестве с композиторами Г. Ла-лане, Ф. Пая, Ф. Р. Маркесом и др. Т. написал св. 50 пьес, в т. ч. "День в столице" (1890), "Национальная гвардия" (1894), "Арендаторы" (1907), "Матадор тигров" (1911). Т. наз. "отцом креольского сайнете". Его творчество оказало влияние на развитие комедии и бытовой драмы в Аргентине. И. С.

ТРИ (Tree), Герберт Дрейпер Бирбом (4 7. XII. 1853-2.VII.1917) - англ. актер, антрепрен„р, режиссер. Начал сценич. деятельность в 1876. Первые успехи Т. связаны с исполнением ролей: Роберт Спол-динг ("Личный секретарь" Хоутри, т-р "Принс", 1884) и Макари ("Отозван назад" Конуэй и Карр, там же).

В 1887-96 возглавлял т-р "Хеймаркет". Пост.: "Капитан Свифт" Чемберса и "Виндзорские проказницы" (1888); "Танцовщица" Джонса (1891), "Гамлет" (1892);

"Женщина, не стоящая внимания" Уайльда (1893), "Трильби" по роману дю Морье (1895). В 1897-1915 возглавлял т-р "Хэр Маджестис" (позднее "Хиз Мад-жестис"). В этом т-ре с успехом ставил поэтич драмы С. Филиппса и выступал в них ("Ирод",! 900, "Улисс", 1902, "Нерон", 1906), пост. "Воскресение" по Л. Толстому (1903), "Пигмалион" Шоу (1914) и др. В 1888-1914 пост. 18 пьес Шекспира. В своих пост. Т. продолжал традиции пышных спектаклей Ч. Кина и Г. Ирвинга, но стремился приспособить их к вкусам совр. зрителя (ставил оперетты и мелодрамы). Пост. Т. изобиловали феериями, муз. вставками, шумными массовыми сценами (напр., в спектакле "Двенадцатая ночь" - женский хор в сопровождении симфонпч. оркестра, песни Шута, исполняемые как оперные арии, и др.). Увлечение зрелищностью, внешними эффектами часто шло за сч„т искажения драматургич. текста, к-рый менялся также и в зависимости от исполнителя (сокращался или дописывался, напр. "Гамлет", "Ричард II"). Позднее Т. испытал нек-рое влияние символизма. Среди ролей Т.: Гамлет, Макбет; Ричард II (о. п. Шекспира), Нехлюдов ("Воскресение" по Л. Толстому). В 1904 основал в Лондоне школу драм. иск-ва (позже преобразована в Королев, академию драм. иск-ва).

Соч.: Thoughts and afterthoughts, L., 1913. Лит.: Beerbohm М., Herbert Beerbohm Tree, L., 1920; Lady Tree, Herbert and I, L., 1920; PearsonH., Beerbohm Tree. His life and laughter, L., 1956. ф. К.

ТРИ ЕДИНСТВА (правила тр„х единств)- формальный закон классицистской драматургии, требующий соблюдения в драме единства действия (воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия), единства времени и места (события пьесы должны развиваться в течение 24 часов и происходить, в одном месте). О необходимости единства действия в драме впервые писал в своей "Поэтике" греч. философ Аристотель (4 в. до н. э.). В эпоху Возрождения, когда "Поэтика" Аристотеля была переведена на др. языки, итал. и франц. теоретики дополнили учение Аристотеля о единстве действия требованием единства места и времени (Дж. Триссино, 1529, Л. Кастельветро, 1570, Италия; Ж. Скалигер, 1561, Франция). Правила Т. е. приобрели характер драматургич. закона во Франции в эпоху классицизма. Свою классич. формулировку они получили в работах Ж. Шаплена, Ф. дЮбиньяка и особенно Н. Буало (1674). С ростом буржуазии и упадком аристократич. иск-ва правила Т. е. начинают отмирать. В Англии они исчезают после укрепления бурж. драмы (Дж. Лилло, Э. Мур, 30- 50-е гг. 18 в.), в Германии им наносит удар Т.д.Лессинг в своей "Гамбургской драматургии" (1767-69). Принципы классицистской драмы в России ярко выявились в трагедиях А. П. Сумарокова (сер. 18 в.) и продержались до 19 в. (трагедии В. А. Озерова). Дольше всего правила Т. е. просуществовали во Франции. Только драматургам-романтикам (В. Гюго, А. Дюма-отцу, А. де Виньи) удалось окончательно отказаться от них.

Лит.: Аристотель, Поэтика, пер. Н. И. Новосад-ского, Л., 1927; Буало, Поэтическое искусство, пер. с франц., М., 1957; МокульскийС., Французский классицизм, в кн.: История французской литературы, т. 1, М.Л., 1946; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956. С. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница