Наши партнеры

Женская одежда в Вологде магазин Electra Style.
https://forum.zaymex.ru/
купить оборудование

Театральная энциклопедия
(страница 433)


"ТРИ СЕСТРЫ" - драма в 4 д. А. П. Чехова. Соч. 1900, Пост. 31 янв. 1901 в МХТ (реж. Станиславский и Немирович-Данченко, худ. Симов; Прозоров-Лужский, Ольга-Савицкая, Маша - Книппер, Ирина - М. Андреева, Наташа - Лилина, Кулыгин - Вишневский, Вершинин - Станиславский, Тузенбах - Мейерхольд, Сол„ный - М. Громов, Чебутыкин - Артем, Федотик - И. Тихомиров, Родэ- Москвин, Ферпонт - Грибунин, Анфиса - Самарова);

24 апр. 1940 MX AT вторично пост. "Т. с." (реж. Немирович-Данченко, худ. Дмитриев; Прозоров - Станицын, Ольга - Еланская, Маша - Тарасова, Ирина - Степанова, Наташа - Георгиевская, Кулыгин - В. Орлов, Вершинин - Волдуман, Тузенбах - Хмел„в, Сол„ный - Ливанов, Че-бутыкин - Грибов, Федотик - Дорохин, Родэ - Белокуров, Ферапонт - Подгорный, Анфиса - Соколовская). В 1958 спектакль был возобновл„н (Ольга - Иванова, Маша - Юрьева, Ирина - Максимова, Наташа - Ростовцева, Вершинин - Массальский,Тузенбах - Ю. Кольцов,Сол„ный - Ю. Леонидов). Среди др. исполнителей "Т. с." во МХАТе-Качалов, Л. М. Леонидов, Судьбинин (Вершинин); Качалов (Тузенбах); Л. М. Леонидов, Н. О. Массалитинов (Сол„ный); Грибунин (Чебутыкин).

На провинц. сцене "Т. с." ставили Т-р Соловцова, Киев (1901), Иркутский т-р (1902; 1914, реж. Канин), Харьковский т-р (1910, антреприза ?.?. Синельникова), Ростовский-на-Дону т-р (1913, антреприза Н. И. Соболыцикова-Самари-на)и др.

На сов. сцене пьесу ставили многие т-ры страны, в т. ч.:

РИЖСКИЙ рус. т-р (1926), Ленингр. Новый т-р (1936), Воронежский т-р (Г939), Моск. оперно-драматич. студия им. Станиславского и Одесский рус. т-р (оба в 1940), Харьковский рус. т-р (1940, 1944, реж. и исполнитель ролд Чебутыкина- Крамов), Саратовский т-р (1941, реж. Ростовцев), Ярославский т-р (1941), Челябинский т-р (1944), Куйбышевский т-р (1945), Т-р им. Заньковецкой (1946), т-р "Эстония" (1948, реж. и исполнитель роли Вершинина - Лаутер), Ленингр. драматич. т-р (1949), Архангельский т-р (1952), Художеств. т-р Латв. ССР (1952, 1959), Рус. т-р, Чебоксары (1952), Ереванский рус. т-р (1903), Т-р им. Леси Украинки(1955), Рус. т-р, Йошкар-Ола, Красноярский т-р, т-р "Красный факел", Омский, Рязанский, Свердловский, Уфимский, Черкасский т-ры(все в 1960)и мн.др. В 1965 "?. с." пост. Ленингр. Большой драматич. т-р (реж. Товстоногов; Ольга - Шарко, Маша - Доронина, Ирина - Попова, Кулыгин - Стржельчик, Вершинин - Копелян, Тузенбах - Юрский, Сол„ный - Лавров). За рубежом пьесу ставят т-ры мн. стран:

Нац. т-р, Прага (1907, 1932, 1947), "Гражданский репертуарный т-р", Нью-Йорк (1923, 1926), "Шиллер-театр", Берлин (1926), "Т-р дез Ар", Париж (1929), "Куин-т-р", Лондон (1938), Бостонский т-р (1941), "Этель Барримор т-р", Нью-Йорк (1942), Гор. т-р, Стамбул (1944), т-р "Вигсинхаз", Будапешт (1947), "Риддерсален",Копенгаген (1949), "Хайюдза", Токио (1950, 1956), труппа Р. Морелли - Стоппа, Италия (1951), Мюнхенский т-р (1951), "Элизео", Рим (1952), Т-р им. Мадача, Будапешт, Нац. т-р им. Караджале, Бухарест, "Олд Вик", Лондон, т-р "Эвр", Париж, Нар. т-р им. К. Сара-фова, София (все в 1954), Нар. т-р, Вена (1956), "Шлоспарк-театр", Берлин (1960), т-р "Вспулчесны", Варшава (1963), Труппа молодых актеров, Рим (1965).

Издания: Первая публикация "Т. с." - "Русская мысль", М., 1901, ј 2 (неточная ред.), в выправленной редакции - СПБ, 1901 [отд. изд.]. Из сов. изд.: Чехов А. П., Три сестры, М.-Л., 1950; Собр. соч., т. 9, М., 1963. Лит.: Э ? ? о с Н., "Три сестры", пьеса А. П. Чехова в постановке МХТ, П. ,1919; Театр. Сб. статей..., М., 1945;

? о с к и н А., "Три сестры" на сцене Художественного театра, Л.-М., 1946;С т ? о е в а М., Чехов и Художественный театр. М., 1955; Вл. И. Немирович-Данченко вед„т репетицию. "Три сестры" А. П. Чехова в постановке МХАТ 1940 года, М., 1965. Л. Шн.

"ТРИБУНА" ("Tribune") - нем. экспериментальный театр. Создан в Берлине в 1919 группой молодых театр. деятелей, примыкавших к экспрессионистам, во главе с режиссером К. Г. Мартином. В сво„м манифесте организаторы противопоставляли свою деятельность. коммерч. иск-ву, декларировали создание т-ра, объединяющего в едином творч. процессе актера и зрителя, т-ра, способствующего пробуждению у зрителя интереса к совр. социальным проблемам. Т-р выступал в небольшом помещении. Сцена, лиш„нная декораций, занавеса, рампы, представляла собой трибуну, соединявшуюся со зрит. залом ступенями. Прожектор попеременно освещал актеров, патетически декламировавших слова роли. Каждый актер на протяжении всего спектакля придерживался определ„нной речевой мелодики. Сценпч. действие было превращено в демонстрацию "живых картин". После первой пост. антивоен. драмы Э. Толлера "Превращение" (1919) т-р стал обычным коммерч. предприятием.

Лит : Лацис А., Революционный театр Германии, М., 1935. И. Н.

ТРИЛОГИЯ (греч. - ????????, от ??? - в сложных словах - три и ????? - рассказ) - 1) В драматурги и - три пьесы, объедин„нные общей идеей, сюжетной последовательностью, действующими лицами, единым замыслом автора; в то же время каждая из пьес, входящих в Т., представляет собой самостоятельное законченное произведение.

Форма Т. возникла в т-ре Др. Греции: на соревнованиях поэтов и драматургов во время празднеств Диониса исполнялись три трагедии, составлявшие единый цикл. Полностью сохранилась только Т. "Орестея" Эсхила, в не„ вошли: "Агамемнон", "Хоэфо-ры", "Эвмениды" (в 1911 эту Т. пост. М. Рейнхардт на арене цирка в Мюнхене с А. Моисеи в роли Ореста). В др.-греч. т-ре к Т. обычно добавлялась т. н. "са- тировская драма", к-рая вместе с Т. составляла т е-т ? а л о г и ю.

Примеры Т.: "Севильский цирюльник", "Женитьба Фигаро" и "Преступная мать" Бомарше; "Золотое руно" (три пьесы об аргонавтах) Грильпарцера; "Вал-ленштейн" ("Лагерь Валленштейна", "Пикколомпни" и "Смерть Валленштейна") Шиллера; "У врат царства", "Игра жизни" ("Драма в жизни") и "Вечерняя заря" Гамсуна; "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Ф„дор Иоаннович" и "Царь Борис" А. К. Толстого; "Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина; "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты" и "Третья патетическая" Погодина и др. 2) В музыке - цикл из тр„х муз.-сценич. произв. "Оре стея" Танеева ("Агамемнон", "Хоэфоры", "Эвмениды"), "Ипподамия" Фибиха, "Пиренеи" Педреля. А. Шн

ТРЙЛЬЯРВ, Александр Харальд (19.IV.1871-30.??.1944) - эст. актер. Сценич. деятельность начал в 1888 в Таллинском (Ревельском) нем. т-ре. В 1900- 1901 выступал как режиссер и актер в самодеятельных коллективах Таллина ("Лоотус" и "Пандорин"). В 1903-06 - актер труппы об-ва "Эстония". Совм. с П. Пинна и Т. Альтерманом участвовал в создании проф. т-ра "Эстония" (1906) и стал актером этого т-ра. В 1931 покинул сцену из-за болезни. Игра Т. отличалась силой и непосредственностью. Он создавал колоритные нар. сценич. образы.

Роли: Васька Пепел ("На дне", 1917), Энгстранд ("Приви. дения", 1905), Симон ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1917), Пювеский Пеэтер ("На хуторе Пюве" Китцберга. 1917, 1925) и др. Map. B.

ТРИО - см. Терцет.

ТРИОДИН, Петр Николаевич [2(14).III. 1887- 30. ?. 1950] - рус. сов. композитор. Чл. Коммуни-стич. партии с 1945. В 1908-12 учился в ун-те в Юрьеве (Тарту). Брал уроки теории музыки у А. К. Глазунова и И. А. Вишневского. После установления Сов. власти участвовал в организации симф. оркестра и муз. т-ра в Смоленске. С 1922 руководил муз. само' деятельностью в Москве. Автор опер - "Князь Серебряный" по А. К. Толстому (1923, Москва, "Свободная опера С. И. Зимина"), "Степан Разин" (1925, Большой т-р); музыки к спектаклям и фильмам.

Лит.: История русской советской музыки, т. 1, М., 1956, с. 44, 91, 160, 170, 246; С а х н о в с к и и Ю., "Князь Серебряный" у Зимина; "Рампа", 1923, ј 12, с. 11. А. Ив

ТРИПОЛЬСКИЙ, Яков Владимирович (р. 13. L 1919) - груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1966). Член Коммунистич. партии с 1946. С 1942 работает в Т-ре им. Марджанишвили (Тбилиси). Драматич. темперамент, пластичность, острота сценич. формы отличают лучшие сценич. образы Т.

Роли: Вожеватов ("Бесприданница"), Гортензио ("Укрощение строптивой"), Альдемаро ("Учитель танцев" Лопе де Вега), Тибальд ("Ромео и Джульетта"), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Уриэль ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Вестник ("Медея" Еврипида), Мануча ("Майя из Цхнети" Канделаки), Бесики ("Царь Ираклий" Готуа),Баха ("Изгнанник" Пшавелы), Датико ("Я вижу солнце" Думбадзе и Лордкипанидзе), Фаюнин ("Нашествие") и ДР Эт. Г.

ТРИССЙНО (Trissino), Джанджорджо (8.VII.1478- 8. XII. 1550) - итал. поэт, теоретик поэзии, драматург. Автор первой в Италии трагедии "Софонисба" (1515), написанной под влиянием образцов греч. трагедии. В ней нет деления на акты, все важные для развития сюжета события происходят за сценой, соблюдается закон тр„х единств. В трагедии получили выражение героич., патриотич. мотивы, но в целом она утверждала дворянско-аристократич. принципы. "Софонисба" была переведена на франц. яз. и вызвала подражания Ж. Мере, П. Корнеля, Вольтера, В. Аль-фьери.

Соч.: "Софонисба". Отрывок, в кн.: Хрестоматия по истории западноевроп. т-ра. Сост. и ред. С. Мокульского, т. 1, 2 изд.. M., 1953.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. C.C. Мокульского, т. l. M., 1956.

"ТРИСТАН И ИЗОЛЬДА" ("Tristan lind Isolde") - опера (муз. драма) Р. Вагнера, его же либр. по эпич. сказанию Готфрида Страсбургского. Соч. 1859, пост. 10 июня 1865, Мюнхен (муз. рук. постановки - дириж„р Бюлов; Тристан- Л. Шнорр фон Карольсфельд, король Марк-Цотмайер, Изольда - М. Шнорр фон Карольсфельд, Курвенал - Мит-тервурцер, Мелот-Хейнрих, Брангена - Дейнет, Пастух- Симоне). Опера шла на мн. оперных сценах мира, в т.ч. Вены (1883); Праги (1886, на нем. яз., 1913); Нью-Йорка (1886, на нем. яз., 1920); Парижа (1899); Рима (19U3); Лондона (1899);

Мадрида (1911, на итал. яз.) и др.

В России впервые пост. нем. оперной труппой в Петербурге в 1898 (дириж„р Прювер; Тристан - Решке, Изольда - Литвин); на рус. сцене пост. в 1899, Мариинский т-р, Петербург (дириж„р Блуменфельд; Тристан - Коссира, Изольда - Литвин, Брангена - Каменская, Марк - Серебряков. Курвенал - Смирнов, Мелот - Карелин, Пастух - Угринович); в 1909, там же (пер. Коломийцова, дириж„р Направник, пост. Мейерхольда, худ. Шервашидзе;

Тристан - Ершов, Изольда - Черкасская,Брангена-Маркович, Курвенал - Смирнов, Марк - Касторский, Мелот- Андреев 2-й).

И зд а н и я: "Т. и И."-партитура и клавир, Lpz., Breitkopf аг Hartel,[1860 ]; клавир с рус. текстом, пер.Вс.Чешихи-на, Рига, П. Нельднер, [б. г.]; пер. В. Коломийцова, Лейпциг, Брсйткопф и Гертель, [б. г.]. ff, Гр.

ТРИТАГОНЙСТ (греч. ????????????, от ?????? - третий п ????????? - участник состязания) - актер в др.-греч. т-ре. По сообщению Аристотеля ("Поэтика", гл. 4), третьего актера вв„л Софокл (5 в. до н. э.). Это новшество, принятое Эсхилом в "Орестее", позволило усилить напряж„нность развития действия и драм. конфликта (сцена суда в "Эвменидах" Эсхила, сцена с участием Эдипа, Иокасты и коринфского вестника в "Царе Эдипе" Софокла). В. Я.

ТРИФОНОВ, Роман Максимович [24??? (5.VIII). 1896-5.IV.1966] - рус. сов. артист оперы (бас), педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1945) и Азерб. ССР (1958). Окончил Саратовскую консерваторию (1927). В 1928-30 - солист Киевской гос. оперы, в 1931-36 пел в оперных т-рах Саратова, Одессы, Свердловска, в 1936-40 - в Т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова, в 1940-47 - в Т-ре оперы и балета им. Навои (Ташкент), с 1948 - в Т-ре оперы и балета им. Ахундова (Баку).

Партии: Суворов (о. п. Василенко), Александр Невский ("Ледовое побоище" Таранова), Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунов"), Досифей ("Хованщина"), Мельник; Кочубей ("Мазепа" Чайковского), Ибрагим-хан ("К„р-оглы" Гаджибекова) и др.

С 1940 в„л педагогич. работу в Ташкентской, с 1948-в Азербайджанской консерваториях. К. Кае.

ТРИШ (Triesch), Ирена (р. 13.IV.1877) - австр. и нем. актриса. С 1894 играла в берлинском "Резиденц-театре", затем работала в т-рах Праги, Мюнхена, Франкфурта-на-Майне. С 1901 - в берлинском Нем. т-ре. В 1904 в составе труппы берлинского "Лессинг-театра" гастролировала в Москве. В 1933 эмигрировала из фашистской Германии в Шотландию.

Лучшие роли: Жанна Д'Арк ("Орлеанская дева" Шиллера), Нора; Рашель ("Еврейка из Толедо" Грильпарцера), Клара ("Мария Магдалина" Хеббеля), ГеддаГаблер, Ирена (о. п., "Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся" Ибсена), Анна Map ("Одинокие" Гауптмана), Магда ("Родина" Зудермана), Тереза Ракен (по о. п. Золя), Христина ("Флирт" Шницлера).

На творчество актрисы оказала влияние Э. Дузе. Игра е„ характеризовалась эмоциональностью, напряж„нным драматизмом и трагич. пафосом. Ham. В.

ТРНЙНА (Trnina), Милка (19.XII.1863-18.V. 1941) - югосл. (хорватская) певица (драматич. сопрано). Училась в Венской консерватории (1880-83) у И. Генсбахера. Дебютировала в 1882 в партии Амелии ("Бал-маскарад" Верди) в хорватском Нац. т-ре (Загреб). Солистка оперных т-ров Граца, Лейпцига, Бремена, Мюнхена. Гастролировала в Москве, Лондоне, городах США. Т. обладала красивым голосом широкого диапазона, сочного и насыщенного тембра, драматич. дарованием. Исполняла почти все ведущие партии классич. оперного репертуара: Аида, Тоска; Маргарита ("Фауст") и др. Большой успех имела в операх Р. Вагнера: Елизавета ("Тангейзер"), Кундри ("Парсифаль"), Зиглинда, Брунгильда ("Кольцо Нибелунга"). В 1913-41 - профессор Муз. академии в Загребе. Алъб. К.

ТРНКА (Trnka), Йиржи (р. 24.II.1912) - чехословацкий режиссер и художник т-ра кукол. Нар. арт. ЧССР (1963). Ученик И. Скупы. Творч. деятельность начал в 1928 в т-ре кукол "Сериальных колоний" в г. Пльзене как резчик кукол, художник и актер. По окончании Пражского художеств.-промышленного техникума (1935) работал как художник-график, в 1936 основал кукольный Деревянный т-р Трнки, в 1941-45 оформлял спектакли Нац. т-ра в Праге ("Зимняя сказка" Шекспира, "Волынщик из Стракониц" Тыла, "Либуше" Сметаны и др.). Один из основоположников чехословацкой кукольной кинематографии. В 1945 возглавил в Праге студию мультипликационных фильмов "Братья в трико". В иск-ве Т. лучшие традиции нац. т-ра кукол и фольклора сочетаются с остротой, лаконизмом, подч„ркнутой условностью совр. при„мов. Его пост. отличаются ч„ткостью поли-тич. замысла, демократизмом, гуманистич. идейностью, нар. юмором. Гос. пр. ЧССР (1954) и Пр. Мира ЧССР (1958).

Лит.: "Искусство кино", 1959, ј 12; "В защиту мира", 1957, ј 78; "Социалистическая Чехословакия", 1963 ј4; В о cek J., Jiri Trnka, Praha, 1963; Benesova M., Od "Spalicku" ke "Snu noci svatojanske", Praha, 1961. C. Др.

ТРОЕПОЛЬСКАЯ, Татьяна Михайловна (г. рожд. неизв.- ум. в 1774) - рус. актриса. Одна из первых рус. актрис. Сценич. деятельность начала в 1757 в Университетском т-ре в Москве. В 1762(?) была принята на петерб. придворную сцену. Т. "соединяла красоту и благородство с приятнейшим голосом п редкой чувствительностью" ("Драматический вестник", 1808, ч. 1, с. 53), "почиталась всеми знатоками, в том числе самим Дмитревским, не уступавшею в искусстве первейшим артистам того века: Ле-кувр„р, Клерон, Дю-мениль" ("Отечественные записки", 1822, ј 32, ч. 12, с. 388). Свои наиболее значит. роли исполнила в трагедиях А. П. Сумарокова: Ильмена ("Синав и Трувор"), Семира (о. п.), Зенида

("Вышеслав"), Ксения ("Димитрий Самозванец"), Ольга ("Мстислав"). Играла также в трагедиях др. рус. драматургов: Флавия ("Борислав" Хераскова), Агриопа (о. п. Майкова). Выступала и в комедиях (Клеопатра и Маремьяна -"Мот, любовью исправленный" и "Пустомеля" Лукина, Изабелла-"Менехмы" Реньяра), мещанских драмах (г-жа Беверлей- "Беверлей" Сорена). В последний раз выступила па сцене в 1774. Муж Т., Василий Алексеевич Т. (1737 - ум. ок. 1800), судейский чиновник, был известным актером-любителем. Вместе с женой играл в спектаклях Университетского т-ра, затем нек-рое время выступал в Петербурге.

Лит.: С у м а р о к о в П. И., О Российском театре, от начала оного до конца царствования Екатерины II, "Отечественные налиски", 1822, ј 32, 1823, .ј 35; С и р о т и н и н А., Татьяна Михайловна Троспольская, "Русский архив", 1887, ј 11; В с е в о л о д с к и й-Г ерн гросс В. Н., РУССКИЙ театр второй половины XVIII века, М., 1960, с. 102-05, 358-59. В. Вир.

ТРОИЦКИЙ, Николай ' Иванович (Петрович) (1838- 9(22). IX. 1903] - рус. артист балета. Один из наиболее одар„нных рус. танцовщиков-комиков 2-й пол. 19 в. В 1854 начал сценич. деятельность, будучи учеником Петерб. театр. уч-ща. В 1857-84 - ведущий танцовщик петерб. балетной труппы. В 1864, после исполнения партии Иванушки (первая пост. балета "Кон„к-Горбунок" Пуни), прославился как исполнитель комич. партий. Был известен также как преподаватель бальных танцев в учебных заведениях Петербурга (Смольный ин-т и др.).

Др. партии: Джон Буль ("Дочь фараона" Пуни), Бертрам ("Роберт иБертрам,или Два вора" Г. Шмидта иПуни),Никез ("Тщетная предосторожность"), Фризак ("Фризак-Цирюль-ник, или Двойная свадьба" Минкуса), Сотине ("Мельник, или Ночное свидание" Тивольского) и др.

Лит.: Борисоглебский М. (сост. J, Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, д.-м. 1963; Бахрушин Ю. А., История русского балета, М., 1965. Г. Ш.

"ТРОПОЮ ГРОМА" - балет К. А. Караева, либр. Ю. И. Слонимского (по одноим. роману П. А. Абрахамса). Пост. 31 дек. 1957, Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград (Ленни - Сергеев, Сари - Дудинская, Лиззи - Легат; балетм. Сергеев, дириж„р Грикуров, худ. Доррер). 1959, Большой т-р, Москва (Ленни - Кондратов, Сари - Лепе-шинская, Лиззи- Готлиб; балетм. Сергеев, дириж„р Светла-нов, худ. Доррер). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов:

Свердловск (1959), Саратов, Минск, Новосибирск, Фрунзе, Донецк, Баку, Казань, Горький (1960), Уфа, Челябинск, Куйбышев, Кишин„в (1961), Петрозаводск (1962), Ташкент, Воронеж, Львов (1963) и др. За рубежом - в Чехословакии (1961), Болгарии (1962).

Лит.: Т о м с о н Г. В. [сост.], "Тропою грома" Кара Караева, [Л.], 1962. Г. Ш.

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА в театре кукол- разновидность верховой куклы. Получила назв. от тростей, при помощи к-рых актер управляет руками куклы. Происхождение - остров Ява. В СССР впервые применены в 1918 Н. Я. и И. С. Ефимовыми в спектакле "Басни Крылова". Туловище Т. к. делается обычно из дерева. Руки куклы из дерева и проволоки сгибаются во всех сочленениях и соединяются с плечами ремешком. Трости могут находиться как вне корпуса куклы (открыто или замаскированно), так и внутри не„. Конструкция тростей зависит от характера жестов, к-рые должна делать кукла, от е„ костюма (при замаскированных тростях). Голова Т. к. изготовляется и управляется так же, как и голова верховой куклы (пальцами актера), или при помощи специальной трости - гапита, к-рую актер держит в руке. Высота Т. к.60-80сл(.Т.к. обладают широким пла-стич. жестом и потому применяются часто в героико-романтич. пьесах.

Лит.: Федотов А. Я., Техника театра кукол, М., 1953, с. 35-52. В. Дис.

ТРОШЕВА, Юлия Ивановна [р.24.Х1(7.ХП).1916]- коми сов. актриса. Нар. арт. Коми АССР (1951). Засл. арт. РСФСР (1961), Чл. Коммунистпч. партии с 1943. Депутат Верх. Совета Коми АССР 2-го созыва. Играла в спектаклях художеств. самодеятельности с. По-моздино. В 1936 выдвинулась на смотре художеств. самодеятельности в г. Сыктывкаре (в пост. старинной свадьбы исполняла роль невесты) и была приглашена в Т-р Коми АССР. В 1939 направлена на уч„бу в студию ГИТИСа, к-рую окончила в 1942. С этого года - ведущая актриса т-ра. Яркая характерная актриса, Т. в первый период своей творч. деятельности играла трагедийные роли.

Роли: Ольга ("Свадьба с приданым" Дьяконова), т„тка Дарья ("Сельские вечера" Леканова), Ольга Блудова ("Домна Каликова" Дьяконова), Фроська ("Ш„л солдат с фронта" Катаева), Катерина ("Гроза"), Эмилия ("Отелло"); хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Анна Ильинична Ульянова ("Третья патетическая" Погодина), Кашкада-мова ("Семья" Попова) и др. ( JJ

"ТРУБАДУР" ("II Trovatore") - опера Дж. Верди; либр. С. Каммарано (завершил Л. Э. Бардаре) по одноим. драме Гарсиа Гутьерреса. Пост. 19 янв. 1853, Рим, т-р "Апол-ло" (Манрико-Бокарде, граф ди Луна-Гичарди, Леонора- Пенко, Азучена - Годжи, Феррандо - Бальдери, Инее - Кварди, Рюип - Баццони). Опера ставилась на сценах всего мира, в т. ч. Мадрида (1854, на итал. яз.), Вены (1854 на итал. яз., 1857), Варшавы (1854, на итал. яз., 1859). Будапешта (1854), Парижа (1854, на итал. яз., 1857) Нью-Йорка (1855, на итал. яз., 1858), Лондона (1855, на итал. яз., 1856), Праги (1856), Берлина (1857), Стокгольма (1860) и мн. др. В России впервые шла в Петербурге в 1855, Итальянская опера (Манрико - Тамберлик, Азучена- Де Мирик, Леонора - Бозио). На рус. сцене пост. в 1859, Петербург, Русская опера (Александрийский т-р) (Манрико - Сетов, Азучена - Леонова, Леонора - Майкова, Ферран-до - Васильев 1-й); в Мариинском т-ре (Петербург) во-зобн. в 1861 (сохранялась в репертуаре Мариинского т-ра до 1872; в репертуаре Большого т-ра-до 1905).

На сов. сцене пост. в 1923, Москва, Оперный т-р Зимина (дириж„р Орлов, реж. Просторов; Манрико - Матвеев, Азучена - Петрова-Званцева, Феррандо - Ястребов, граф ди Луна - Ухов, Леонора - Друзякина). В 1933 пост. в Большом т-ре (рус. текст Морис, дириж„р Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Бобышев, хорм. В. Степанов; Манрико - Андгуладзе, Озеров, Федотов, Леонора - Барсова, Катуль-ская, Соловь„ва, Азучена - Максакова, Златогорова, Давыдова, Ф. Петрова, граф ди Луна - Любченко, Сливин-ский, Норцов,Селиванов); в 1933-в Ленингр.т-ре оперы и балета (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, худ. Ходасевич); в 1949-вЛенингр. Малом оперном т-ре (дириж„р Грикуров, реж. Смолич, пост. Каплана, худ. Доррер, хорм. Лебедев).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Риге (1940), Одессе (1945) Горьком (1948), Львове (1951), Алма-Ате (1953), Ереване (1957, 1963), Улан-Удэ (1957), Уфе (1 959), Ташкенте (1962) Баку (1962), Тбилиси (1962),Куйбышеве (1962),Киеве (1964)' Перми (1964).

Издания: "Т."-партитура, Mil., Ricordife C16, [1913J; клавир с рус. текстом, М., Гутхейль, [1890] и М. Юргенсон [1891 ]. я. Г р.

ТРУЙКЙС, Людас Прано (р. 10.Х.1904) - литов. сов. художник. Учился в Каунасской художеств. школе у А. Варнаса и Ю. Веножинскиса (1923-28), совершенствовался в Париже и Берлине. Творч. деятельность начал в 1931 как художник Шяуляйского т-ра. Впоследствии работал в Каунасском т-ре. Плоскостные графически-орнаментальные декорации Т. образно выражают музыку и являются е„ своеобразной пластич. парафразой.

Оформил оперы: "М„ртвые глаза" Д'Альбера (1939), "Три талисмана" Рачюнаса (1936), "Бал-маскарад" (1934), "Отелло" (1938), "Дон Карлос" (1959) Верди, "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1935); спектакли: "Вильгельм Телль" Шиллера (1935), "Эдип в Колоне" Софокла (1939) и др. В. Кул.

ТРУППА - творч. состав т-ра. В зависимости от вида представлений различают драматнч., оперные, опереточные, эстрадные, цирковые и др. Т. Бывают также смешанные Т., состоящие из актеров драмы, оперетты, оперы, и Т., работающие на двух языках (напр., малороссийско-рус. Т. в 19 в. в России). В 16-18 вв. Т. часто наз. по именам или титулам своих покровителей (Т. "Слуги лорда-камергера", Т. "Слуги лорда-адмирала" в Англии), по имени актера, возглавлявшего Т. (труппа Мондори во Франции), или антрепрен„ра (труппы Дж. Локателли, Н. С. Титова в России и др. Именем своего основателя или руководителя иногда паз. Т. и в совр. зап. т-ре (напр., Т. итал. т-ра под рук. П. Де Филиппе). А. Шн.

ТРУС, Анатолий Михайлович fp. 17.V(30.V).1910] - белорус. сов. актер. Нар. арт. БССР (1955). Член Коммунистич. партии с 1947. Закончил театр. студию при 2-м Белорус. т-ре (ныне Т-р им. Я. Коласа). С 1933 - актер этого т-ра. Т. играет бытовые, характерные, комедийные роли. С особенной теплотой, искренностью, лиризмом, мягким юмором исполняет роли людей из народа: Мацей ("Нестерка" Вольского, 1941); Остапенко ("Фронт", 1942); Соловей ("Крепость над Бугом" Смирнова, 1956). Среди лучших ролей:

Старец ("Разор„нное гнездо" Купалы, 1951), Захар Бардин ("Враги", 1952). Исполнял роль В. И. Ленина в спектаклях "Вечный источник" Д. Зорина (1957), "Свет с востока" Глебко (1957), "Именем революции" Шатрова (1960). Среди др. ролей-король Лир; Басов ("Дачники").

Лит.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960, с. 240- 247; Н я ф „ д Ул., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959

Люд. Ш. ТРУСОВ, Владимир Максимович [16(28).XII.1816- 20.XII.1879 (1.1.1880)] - рус. актер и режиссер. В детстве был крепостным. В 1824 получил вольную. На сцене с 1833. В течение 46 лет играл в Нижегородском т-ре(с небольшими перерывами), из них последние 30 лет был также режиссером и руководителем труппы этого т-ра. Первоначально готовил роли под рук. своей жены Е. А. Тру совой и е„ сестры А. А. Вышеслав-цевой. Впоследствии ездил в Москву изучать игру столичных актеров, в особенности И. В. Самарина. В молодости исполнял роли молодых людей в водевилях и драмах, затем - драматич. отцов, резон„ров, простаков и др. Игра Т. отличалась благородством, простотой и изяществом манер. По словам А. II. Ленского, технич. сторона его исполнения "...временами прямо-таки поражала своею законченностью" (Статьи. Письма. Записки, 1935, с. 81). Добросовестным отношением к своим обязанностям актера и режиссера, своей трудовой жизнью Т. выделялся из среды про-винц. актеров и оказывал положительное влияние на товарищей по сцене. Под рук. Т. начинали свою актерскую деятельность Е. Б. Пиунова-Шмитгоф, А. П. Ленский, А. А. Немирова-Ральф, А. А. Ральф, П. К. Мельникова и др.

Роли: Ветринский, Алинский ("Лев Гурыч Синичкин", "Хороша и дурна..." Д. Ленского), Климовский ("Казак-стихотворец" Шаховского), Дон Сезар де Базан ("Испанский дворянин" Дюмануара и Деннери), Полоний ("Гамлет") и др.

Известной актрисой также была вторая жена Т.- А. В. Трусова-Васильева. В 50 - 60-е гг. 19 в. играла в Нижегородском и Казанском т-рах (роли: леди Макбет, Офелия; Катерина-"Гроза"; Аида - "Парижские нищие" Бризбора и Ню).

Лит.: Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описание Нижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с 179-80; Ленский А. П., Статьи. Письма. Записки, М.-Л., 1935, с. 81-85; "Суфлер", 1880, ј 5 [Некролог]; Б о б о р ы к и н П. Д., Воспоминания, т. 1, 1965, с. 58. А. Кл.

ТРСОВА, Елизавета (Лизавета) Агафоновна (урожд. - Вышеславцева; около 1803 - 1859) - рус. актриса. Сестра А. А. Вышеславцевой. Сценич. деятельность начала ещ„ будучи крепостной в Т-ре Н. Г. Шаховского в Н. Новгороде. Получив вольную, до конца жизни играла на сцене Нижегородского т-ра. Занимала в труппе второе место после своей знаменитой сестры. В молодости исполняла препм. роли молодых женщин в комедиях, водевилях, иногда и в операх. Живо, грациозно, задушевно играла роли Маруси ("Казак-стихотворец" Шаховского), Надежды ("Аскольдова могила" Верстовского) и др. С конца 40-х гг. Т. перешла на роли пожилых женщин в комедиях. Лучшая роль этого периода - Атуева ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина).

Лит.: Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описание Нижнего-Новгорода, Н.-Новгород, 1857, с. 176;

"Пантеон", 1848, кн. 12; "Суфлер", 1880, ј 5. А. Кл.

ТРУФФИ, Иосиф Антонович (1850-1925) - рус. оперный дириж„р. Итальянец по происхождению. Работал в Московской частной русской опере (1885- 1891 и 1898-99), в Тифлисской опере, Панаевском т-ре в Петербурге, в основанном им "Товариществе оперных артистов", гастролировавшем в провинции (конец 90-х - нач. 900-х гг.). Т. содействовал первым сценич. успехам Ф. И. Шаляпина, был пропагандистом рус. оперного иск-ва, под его управлением прошли первые исполнения опер "Моцарт и. Сальери" и "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова (1898). После Октябрьской революции Т. жил в Москве, работал с молодыми вокалистами и дириж„рами. В. Ю.

ТРУЦЦИ, Вильяме Жижеттович (1888-1931) - сов. артист и режиссер цирка;-дрессировщик лошадей. Дед Т., итальянец по происхождению, остался после гастролей в России у А. Саломонского, организовал цирковую труппу и стал е„ директором. Отец Т. тоже был директором цирка. Т. выступал с десяти лет в конно-спортивных и конно-балетных номерах. Затем возглавлял цирки в Севастополе, Петрограде. Принял активное участие в строительстве сов. цирка. В 20-х гг. был худ. рук. Управления гос. цирками. Т. способствовал возрождению и развитию лучших традиций конного жанра, создал большие композиционно сложные конные номера ("Гирлянды", "Ковбой из Техаса", "Арена Юлия Цезаря" и др.), отличавшиеся безупречной дрессурой, быстрым темпом, ч„ткими ритмами, артистизмом исполнения, режиссерской выдумкой, праздничной красочностью. В сценах"Лошадь-артиллерист", "Лошадь в кровати", "Лошадь в ресторане" лошади пользовались предметами быта человека, повторяли его действия.

режиссерская деятельность Т. развернулась в постановках пантомим (Л енингр. цирк). В своих ранних работах он повторял старые цирковые представления, но декорации, костюмы, использование света, танца, широкое применение всех видов конного жанра помогали создавать на арене сказочную атмосферу Востока ("Тысяча и одна ночь", 1922), динамично и ярко воплощать остро занимательный сюжет ("Рыцарь золотого льва", 1923). Позднее Т. вводил в пантомимы грандиозные постановочные эффекты (особенно в водной феерии). Деятельность Т. дала возможность создавать массовые тематические трюковые представления и положила начало сов. водной пантомиме ("Ч„рный пират", 1929). Последняя пост. Т.-пантомима "Махновщина" - цирковое представление нового типа как по содержанию (историко-революц. тема), так и по форме (включение диалога).

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; е г о же, Арена и люди советского цирка, М.-Л , 1947; Д м и т р и-е в Ю., Советский цирк, М., 1963. М. 3.

ТРЯ (Truja), Иордня (р. 6.1.1909) - алб. артистка оперы (сопрано), педагог, обществ, деятель. Засл. арт. НРА (1961). Окончила Римскую консерваторию в 1932-Гастролировала в Италии, Франции, Югославии, Венгрии, СССР (1955) и др. С 1956 - солистка Гос. т-ра оперы и балета в Тиране. Партии: Наташа ("Русалка"), Антонида ("Иван Сусанин") и др. Выступает как режиссер. Пост. оперу "Незабудка" К. Коно (1961). Исполняет нар. алб. песни. Р. К.

ТРЭЙЛ‚СКУ (Trailescu), Корнель (р. 11.VIII. 1926) - рум. композитор, дириж„р. В 1945-49 учился в Тимишоарской, в 1949-53-в Бухарестской консерваториях. В 1946-49 - концертмейстер Тими-шоарского т-ра оперы и балета, в 1952-55 - хормейстер, с 1955- дириж„р Рум. гос. т-ра оперы и балета в Бухаресте. Автор оперы "Кот в сапогах" (1964, Бухарестский т-р оперы и балета) и балета "Барышня Настасия" (соч. 1965). Дирижировал в Рум. гос. т-ре оперы и балета операми: "Трубадур" (1958), "Отелло" (1960) Верди, "Лючия ди Ламмермур" Доницетти (1964), балетом "Янку Жпану" Кириака (4964) и др.

Лит.: ParocescuN., Opera "Motanul incaltat", de Cornel Trailescu, "Muzica", 1964, .ј 7. А. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница