Наши партнеры

Выгодно прокат авто москва хендай в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 436)


РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1941. "Судьба бахши Кахиани (Фельдман), "Зохре и Та-хыр" Шапошникова (Шарашидзе), "Вечер балета" (Холфин, Бененсон).

1942. "Юсуп и Ахмет" Шехтера и Кулиева (Шарашидзе), (Алдар Косе" Корчмар„ва (Холфин), "Счастливая молодость" Корчмар„ва (Карлиев).

1943. "Гюль и Бильбиль" Шапошникова (Карлиев), "Абадан" Мейтуса и Кулиева (Карлиев).

1944. "Девушки моря" Корчмар„ва (Холфин), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (Карлиев).

1945. "Акпамык" Зноско-Боровского и Мухатова (Джапаров).

1946. "Евгений Онегин" (Келлер, Колтыпин), "Бахчисарайский фонтан" (Ковтунов); "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова (Карлиев).

1947. "Травиата" (Карлиев), "Чио-Чио-сан" (Колтыпин);

"Кемине и ка-зы" Шапошникова и Мухатова (Аннануров).

1948. "Алдар Косе" Корчмар„ва (Джапаров), "Лауренсия" (Ковтунов); "Севастопольцы" Коваля (Колтыпин), "Риголетто" (Колтыпин); "Конек-Горбунок" Пуни (Ковтунов, Аннакурбанов, Бененсон).

1950. "Сердце гор" А. Баланчивадзе (Ковтунов), "Река счастья" Столляра и Хоршова (Карлиев).

1951. "Красный цветок" ("Красный мак") (Джапаров);

"Морозко" Красева (Макаровский).

1952. "Зохре и Тахыр" Шапошникова и Мухатова (Карлиев), "Русалка" (Макаровский).

1953. "Лебединое озеро" (Джапаров), "Гюлынен" Г. Гад-жибекова (Джапаров), "Фауст" (Макаровский).

1954. "Кармен" (Макаровский), "Эсмеральда" (Сирганиди-Керн).

1955. "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (Карлиев), "Евгений Онегин" (Аннадурдыев, Макаровский).

1956. "Царская невеста" (Макаровский), "Дон Кихот" (Биньяс), "Севильский цирюльник" (Кепбанов).

1957. "К„р-оглы" У. Гаджибекова (Бадалбейли), "Паяцы" (Макаровский), "Тщетная предосторожность" (Цейтлин);

"Айна" Шапошникова и Овезова (Аннадурдыев, Кепбанов), "Юность" Чулаки (Цейтлин).

1958. "Пиковая дама" (Макаровский), "Раймонда" (Цейтлин), "Аида" (Макаровский).

1959. "Красный цветок" ("Красный мак") (Цейтлин, Джапаров), "Иоланта" (Кепбанов).

1960. "Бахчисарайский фонтан", "Князь Игорь" (Титов);

"Кето и Котэ" Долидзе (Кепбанов), "Чудесный лекарь" Н. Мухатова и Равич (Джапаров), "Трубадур" (Титов); "Майсара" ("Проделки Майсары") Юдакова (Кепбанов), "Лакме" (Баленко), "Флория Тоска" (Кепбанов), "Жизель" (Джапаров).

1961. "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (Масумов), "Тихий Дон" (Варламова); "Гюль и Бильбиль" Шапошникова (Карлиев, Кепбанов), "Доктор Айболит" Морозова.

1963. "Махтумкули" Мейтуса, "Человек, который сме„тся" Зейдмана.

1964. "Тропою грома" Караева, "Сона" Агаджикова" "Студенты" Аллану рова и Якушенко.

1965. "Каменный цветок" Прокофьева.

Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. Очерк истории" М., 1964; Беньяш Р., Туркменский государственный театр. Ашхабад, 1939; Декада туркменской литературы и искусства в Москве. 1955, Ашхабад, 1957; Синявер Л., Туркменская ССР, М., 1955; Бедросов Г., Музыка Советского Туркменистана, Ашхабад, 1943. А. Ив.

ТУРНИК (франц. tourniquet, от tourner - вертеться, вращать) - 1) Гимнастпч. снаряд, состоящий из горизонтальной перекладины, укрепл„нной с обоих концов на двух вертикальных стойках (одинарный Т.). В таком простейшем виде Т. появился в 60-х гг. 19 в. С течением времени он усложнялся, совершенствовался. В наст. вр. существует целая система Т. (от двух до семи), размещаемых на манеже на разл. дистанциях, на разл. высотах (партерные Т.- на самой арене, "воздушные" Т.- приподнятые над ареной), в различных конфигурациях (в ряд, квадратом, пересекающимся крестом, параллельные). Один из сложнейших видов - Т. с батутом (комбинация Т. с другим цирковым аппаратом, батутом,- трамплином в виде сетки из вер„вок, тесьмы или брезента на резиновых амортизаторах). 2) Цирковой жанр: совокупность разл. стоек и вращательных упражнений на Т.,. перел„ты с одного Т. на другой и пр. А. Шн.

ТУРСУН-ЗАДЕ, Мирзо (р. 2.V.1911) - тадж. сов. поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1941. Первая крупная пьеса Т.-з. "Приговор" направлена против бурж. националистов (1935, Ленинабадский муз.-драм. т-р). Т.-з.-автор (совм. с А. Дехоти) либретто первой тадж. оперы "Восстание Восе" (1939), посв. нар. восстанию в 1885. Написал либретто оперы "Тахир и Зухра" (1944), комической оперы "Невеста" (1946). Либретто Т.-з. отличаются высоким драматизмом, поэтичностью, лиризмом. Т.-з. перев„л на таджикский язык "Платона Кречета" и др. пьесы. Гос.пр. СССР (1948), Ленинская пр. (1960). Академик АН Таджикской ССР (с 1951). Я. Я.

ТУРУСБЕКОВ, Джусуп (24.XII.1910-IV.1944) - кирг. сов. драматург, поэт. Лит. деятельность начал в 1928. Т.- автор одной из первых кирг. муз. драм - "Аджал ордуна" ("Не смерть, а жизнь"; Кирг. драм. т-р, 1934), перераб. впоследствии в оперу (муз. В. Власова, А. Малдыбаева, В. Фере, Кирг. т-р оперы и балета, 1938); пьеса посв. событиям восстания киргизов против произвола царизма в 1916. Т.-автор либретто (совм. с Д. Боконбаевым и К. Маликовым) кирг. оперы "Айчурек" (1939, там же). Написал драму "Случай в Беш-Мойноке" (1937). Перев„л на кирг. яз. "Каменного гостя" Пушкина.

Соч.: "Аджал ордуна", в кн.: Искусство Сов. Киргизии. Сб., М.-Л., 1939; "Айчурек", М., 1956; Сборник произведений..., Фрунзе, 1957 (на кирг. яз.).

Лит.: Очерки истории кирг. сов. лит-ры, ч. 2, Фрунзе" 1961, гл. 10. . Д. Бр.

ТУРЧАНИНОВА, Евдокия Дмитриевна (2(14). III. 1870, Москва,27.XII.1963, там же] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1943). По окончании драм. курсов при Моск. театр. уч-ще (ученица А. П. Ленского) была принята в 1891 в Малый т-р. Первая роль- Ульяна ("Воевода" Островского, 1891). В молодости играла комедийные роли молодых девушек и травести, а также характерные и бытовые роли старух. Выдвинулась в роли Тани ("Плоды просвещения", 1891). Следующие значительные работы Т.- Варвара ("Гроза", 1892) и Поликсена ("Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского, 1897), Лиза ("Горе от ума", 1899). Обаяние, эмоциональность, непосредственность игры, проникнутой жизнерадостностью, юмором, обеспечили успех молодой актрисе. Особенно удавались ей роли, требующие умения исполнять нар. песни и танцы (Т. обладала хорошим голосом, училась пению у Э. К. Павловской): Дуня ("Ночное" Стаховича, 1896), Палаша ("Простушка и воспитанная" Д. Ленского, 1897), Анна Ивановна ("Бедность не порок", 1898; все в постановке А. П. Ленского). Нац. характер дарования Т. раскрылся в ролях русского классич. репертуара. Знаток родного языка, старого уклада жизни, Т. воссоздавала разнообразные типы прошлого: Ф„кла Ивановна ("Женитьба", 1896), Акулина Гавриловна ("Женитьба Баль-заминова" Островского, 1896), Курицына ("Грех да беда на кого не живет" Островского, 1910), Кухарка ("Плоды просвещения", 1911), Бальзаминова ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай" и "Женитьба Бальзаминова" Островского, обе в 1914), Старуха-крестьянка ("Воевода" Островского, 1916), княгиня Тугоух овская ("Горе от ума", 1917) и др: Типичная представительница иск-ва Малого т-ра, актриса т-ра Островского, исполнившая в его пьесах 76 ролей, Т. гл. внимание уделяла слову, характеризовала своих героинь прежде всего через своеобразие их произношения, мелодики, ритма и темпа речи. Одновременно с работой на осн. сцене Малого т-ра Т. в 1898-1907 выступала также в его молод„жном филиале (т. н. Новый т-р). В спектаклях, пост. здесь А. П. Ленским, она с большим успехом исполняла роли: Марьи Антоновны ("Ревизор", 1898), Леля ("Снегурочка" Островского, 1900) и др. Т. играла и в пьесах зап.-европ. драматургов, передавая своеобразие нац. характеров:

Керубино ("Свадьба Фигаро", 1899), Туанет ("Мнимый больной" Мольера, 1910), Като и Мадлон ("Жеманницы" Мольера, обе в 1911), мистрис Форд ("Виндзорские проказницы" Шекспира, 1902) и др.

Социальной остротой, типичностью, психологич. глубиной, высоким мастерством отмечены образы, созданные Т. в сов. время. В 1918-22 в выездных спектаклях на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах Т. "сыграла ряд новых ролей. Мн. из них она вскоре исполнила на сцене Малого т-ра или его филиала: Анна Андреевна ("Ревизор", 1919), в пьесах Островского - Домна Пантелеевна ("Таланты и поклонники", 1922), Чебоксарова-мать ("Бешеные деньги", 1922), Мурзавецкая ("Волки и овцы, 1923), Ус-тпнья Наумовна ("Свои люди - сочт„мся", 1923), Ка-баниха ("Гроза", 1923), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье лучше", 1923) и Мигач„ва ("Не было ни гроша, да вдруг алтын", 1931). В этот период исполнение Т. ролей отрицательных персонажей носило сатирич. характер. По-новому играла актриса роли Глумовой ("На всякого мудреца...", 1923, 1941) н Ту-русиной (в-тви же пьесе, 1924, 1935), Чебоксаровой-матери ("Бешеные деньги", 1933), Мурзавецкой ("Волки и овцы", 1949) и др. Монументальный образ Мавры Тарасовны ("Правда - хорошо...", 1941) занял центр. место в галерее сценич. образов Т. Владея нск-вом перевоплощения, Т. достигала предельной естественности в игре. Высокой выразительностью отличались в исполнении Т. немые сцены. Тонкий психолог, она облекала свой замысел в ч„ткую форму. Преображаясь внутренне, Т. пользовалась сложным гримом в редких случаях (1-я ведьма - "Макбет", 1914; Галчиха - "Без вины виноватые", 1916, 1940, 1951). Новая грань дарования Т. раскрылась в ролях г-жи Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку, 1939) и Галчихи, сыгранных с глубоким драматизмом.

Музыкальность сценич. речи, прочная внутр. связь с партн„рами характеризовали игру Т. Она утверждала и развивала лучшие традиции Малого т-ра, воспринятые ею в юности от корифеев труппы.

Среди ролей Т. в сов. период в классич. репертуаре:

Анфуса Тихоновна ("Волки и овцы", 1920, 1944), Ере-меевна ("Недоросль", 1923), Балканиха ("Растеряева улица" Нарокова по Успенскому, 1929), Богаевская ("Варвары", 1941), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1943), Анна Дмитриевна Каренина ("Живой труп", 1951). В пьесах сов. авторов: Горностаева ("Любовь Яровая", 1926), Федосья Митрофановна ("Последняя бабушка из Семигорья" Евдокимова, 1934), Мотыль-кова ("Слава" Гусева, 1936), Арина Родионовна ("Наш современник" Паустовского, 1949). Среди последних ролей - Горицвет ("Крылья" Корнейчука, 1955), Кра-хоткина ("Село Степанчиково" по Достоевскому, 1957), мисс Кроули ("Ярмарка тщеславия" по Теккерею, 1959). Гос. пр. СССР в 1943 (за многолетние выдающиеся достижения) и 1948 (за участие в спектакле "Великая сила" Ромашова). Выйдя из состава труппы в 1959, Т. по 1961 изредка продолжала выступать на сцене Малого т-ра. Т. выступала также как мастер художеств. слова. С 1910 Т. вела педагогич. работу; в 1918-23 преподавала на драматич. курсах при Малом т-ре.

С о ч.: Статьи, воспоминания, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [M.J, 1959.

Лит.: Щепкин а-К упер ник Т. Л.,Е.Д. Турчанинова, в кн.: Дни моей жизни, М., 1928, с. 234-48; Мастера советского театра в пьесах А. Н. Островского. Зарисовки В. Руднева. Текст С. Н. Дурылина, М., 1939, с. 119-22, 143-46; Филиппов В л., Е. Д. Турчанинова, M.-Л., 1948; Каверин Ф. Н., Евдокия Дмитриевна Турчанинова, в сб.: Е. Д. Турчанинова, [М. ], 1959; Филиппова Е. В., Творческий путь Е. Д. Турчаниновой, там же; Н и-к о л ь с к и и Б. И., Е. Д. Турчанинова в пьесах русской и западной классической драматургии, там же. Е. Фил.

ТУРЯН (наст. фам.- Т р я н ц), Давид (1840- 1899)-арм. актер. Сценич. деятельность начал в Константинополе (Стамбуле) в 1861 как актер арм. "Восточного т-ра". Трижды приезжал в Россию. В 1869 работал в Нахичеванп-на-Дону, в 1883 - в Тифлисе. Выдающийся комедийный актер, Т. выступал в комедиях Мольера, Гольдони и Пароняна. Роли: Скапен; дядя Багдасар, Абисогом-ага (о. п., "Высокочтимые попрошайки" Пароняна). В 1891 приехал в Тифлис по приглашению Арм. театр. комитета. Сыграл заглавную роль в пьесе Мольера "Господин де Пурсонь-як" (в 30-летний юбилей сценич. деятельности Т.). В этом же сезоне Т. выступил в роли Серопа в пьесе А. Ерицяна "Ошибочный расч„т", ставшей его коронной ролью, как и роль Тартюфа. Т. обладал ярким даром перевоплощения, живой мимикой, игра его отличалась глубоким реализмом, была свободна от внешних эффектов. Совр. критика сравнивала его с Б. К. Кокленом. актер Г. Аветян писал о "великолепных паузах" Т., во время к-рых "публика задыхалась от смеха" ("45 лет на армянской сцене", 1933). Б. А.

ТУСКИЯ, Иона Ираклиевич [11(24).XII.1901- 8.X.1963] - груз. сов. композитор, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1926 окончил Тифлисскую консерваторию (класс композиции М. М. Ипполитова-Иванова, класс скрипки М. Васильева), в 1931 - Ленинградскую консерваторию (класс В. В. Щербач„ва). Автор оперы "Родина" (1941, Т-р оперы и балета им. Палиашвили); спмф., камерных соч., музыки к фильмам и спектаклям (более 40), в т. ч.: "Ламара" по Важа Пшавела (1926), "Разлом" (198); "Тетнульд" Дадиани (1931), "Осенние дворяне" С. Клдиашвилп (1936), "Человек с ружь„м" (1939), "Отелло" (1937); "Великий государь" Вл. Соловь„ва (1945), "Орлиное гнездо" Долидзе (1948) и др.все в Т-ре им. Руставели.

Один из организаторов Об-ва молодых грузинских музыкантов (1922). С 1932 в„л педагогич. работу (с 1947 - профессор, в 1952-61 - ректор Тбилисской консерватории). В. Бр.

Лит.: Торадзе Г., Иона Туския, Тб., 1962.

ТУСУЗОВ, Георгий Баронович[р. 15(27).III.1891]- рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1915 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Театр. образование получил в Театр. мастерской (Ростов-на-Дону, затем Ленинград), где и начал проф. сценич. деятельность (первая роль - Гильом во франц. фарсе "Адвокат Патлен"). В 1922-33 выступал в эстрадных концертах, работал в т-рах миниатюр ("Не рыдай", "Синяя блуза", "Современная буффонада" и др.). С 1934 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. За исполнение ролей Гостя ("Клоп") и Чудотворца ("Мистерия-Буфф") награжд„н дипломом 1-й степени на Всесоюзном фестивале т-ров в честь 40-летия Великой Октябрьской революции. Мастер эпизодич. ролей.

Роли: Четвериков ("Мелкие козыри" Ардова), Брынзо-венеску ("Потерянное письмо" Караджале), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя), Куил ("Судья в ловушке" Филдинга), Александр Миронович ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Глухой ("Дамоклов меч" Назыма Хикмета), Больной ("Четв„ртый позвонок" по Ларни) и др.

ТУУРАНД, Александр (7. IV. 1888-5. IX. 1936) - эст. театр. художник. В 1907 начал работать в т-ре "Ванемуйне". В 1922-25 - художник Драм. т-ра в

Таллине, в 1925-36 - т-ра "Эстония". Вначале Т. тяготел к стилизованным живописным декорациям ("Ка-левипоэг и Сарвик" Симма, 1919, и др.), испытал влияние конструктивизма ("С утра до полуночи" Кайзера, 1924). В дальнейшем развивал принципы живописно-объ„мных декораций: "Синимандрия" Раудсеппа (1927), "Как вам это понравится" Шекспира (1935), "Мария Стюарт" (1935). Э. П.

ТУХУЖЕВ, Али Матыкович [р. 7(20).X.1917] - кабардинский сов. актер. Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1951), засл. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистпч. партии с 1943. Окончил ГИТИС в 1940 и вступил в труппу Кабардино-Балкарского т-ра им. А. Шоген-цукова. Т. обладает ярким комедийным дарованием. Наиболее близки ему характеры, отличающиеся добротой и мягкой вес„лостью.

Роли: Муса ("Когда загорается свет" Шортанова), Ходжа ("Ходжа Насреддин" Кардангушева и Махова), Кужа ("Ла-шин" Аксирова), Шмага; Кончано ("Самодуры" Гольдони), Подкол„син ("Женитьба"), Хлопов ("Ревизор"), Градобоев ("Горячее сердце"), Гремио ("Укрощение строптивой") и ДР- Л. Ним.

ТХАПСАЕВ, Владимир Васильевич [р.2 (15).VII. 1910] -осетинский сов. актер. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Депутат Верх. Совета СССР 6-го созыва, Верх. Совета Сев.-Осет. АССР 2-5-го созывов. Работал на руднике и на строительстве. С 1933 учился в студии при рус. т-ре в г. Орджоникидзе. В 1935 был принят в Сев.-Осет. т-р в качестве актера вспомогательного состава и пом. реквизитора, но вскоре вош„л в состав осн. труппы. Дебютировал в фарсовой роли судьи Бартолена ("Адвокат Патлен"). Первая значит, работа Т.- роль Татаркана в пьесе "Две сестры" Бритаева - жестокого, властного старика, продающего доверенных ему сирот-племянниц. Позднее Т. создал обличит. образ Амырхана в пьесе "Мать сирот" Туаева.

Центр, тема творчества Т.- утверждение героич. начала жизни. Он играл мужественного нар. героя Чермена (о. п. Плиева), Галилея ("Великий еретик" Персонова и Добржинского), Егора Булычева; Забелина ("Кремл„вские куранты"), Макарова ("Под золотым орлом" Галана), Макара Дубраву (о. п. Корнейчука), Швандю; старого Дзамболата ("Ч„рный туман" Джимиева), остро характерную роль Бетре ("Поми-налыцики" Туаева) и др.

Богатство выразительных средств - голоса, мими ки, пластики - направлено в творчестве Т. на глубокое раскрытие внутр. мира героев. Активная, действенная, страстная манера исполнения сочетается у актера с особым целомудрием, простотой, лиризмом игры. В 1940 Т. впервые исполнил роль Отелло, передав благородную человечность своего героя, непобежд„нную муками ревности (играл эту роль св. 20 лет, совершенствуя е„). Т. играл также роли короля Лира и Макбета. Тему крушения старого мира Т. выразил в обличительном образе Князя в пьесе "Ч„рная девушка" Хубецовой. Снимается в кино,

Лит.: Л и т в и н е н к о М., В. В. Тхапсаев, Дзауджи-кау, 1951; КариаеваТ. Х.,Сила таланта, Орджоникидзе, 1960. Е )f(

"ТЩЕТНАЯ ПРЕДОСТОРОЖНОСТЬ" ("La Fille mal gardee") - балет, автор либр. Ж. Доберваль. Автор муз. неизвестен. Пост. 1 июля 1789, т-р "Гранд", Бордо (Лиза - Теодор, Колен - Доберваль, Э. Гюс; балетм. Доберваль); 1791, т-р, "Пантеон", Лондон (Лиза - Теодор, Колен - Дидло; балетм. тот же); Новая пост. 1793, т-р "Сан-Самуэле", Венеция [Лиза - М. Вигано (М. Медина), Колен - С. Вигано; балетм. С. Вигано]; 13 окт.

1803, т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж (Лиза - Лаура, Колен - Спиталье и Корнильон; балетм. Гюс); новая пост. 1809, Придворный нац. оперный т-р, Вена (балетм. Ж. Омер); Королевская опера, Стокгольм (балетм. Ж. Брюл-ло); 1813, Придворный нац. оперный т-р, Вена (балетм. Л. Дюпор; новое назв. "Лиза и Колен"); 17 нояб. 1819, Королевский т-р, Копенгаген; 31 июля 1828, т-р "Лафайетт", Нью-Йорк (балетм. А.Леон; новое назв."Любовники, или Тщетная предосторожность"); 17 нояб. 1828, "Гранд-Опера", Париж (Лиза - Монтессю, Колен - Лонер; муз. Ф. Герольда, балетм. Омер); возобн. 1837,там же (Лиза - Эльслер, Колен - Мазилье; муз. та же с добавлением Э. Деборном па д„-д„ для Ф. Эльслер); 1864, Королевская опера, Берлин (Лиза - Селлинг, Колен - Гийемен; новая муз. П. Л. Гертеля, балетм. П. Тальони). В России: пост. 14 дек. 1800, Петровский т-р, Москва (балетм. Дж. Соломони; Лиза - Соломони-дочь; новое назв. "Обманутая старуха"); 1808,Арбатский т-р, Москва (балетм. Ж. Ламираль; новое назв. "Худо сбереж„нная дочь, или Бесполезная предосторожность"); 1827, Большой т-р, Москва (балетм. Бернанделли); 29 дек. 1905, там же (Лиза - С. Федорова, Колен - Мордкин, Марцелина - Рябцев; балетм. Горский, муз. Гертеля); возобн. 1916, там же (Лиза - Гельцер, Колен - Жуков, Марцелина- Рябцев; балетм. Горский, дириж„р Аренде, худ. Лавдовский); 1808, Большой каменный т-р, Петербург (балетм. К. Дидло); 1827, там же (балетм. - Дидло); 1854, Большой т-р, Петербург (балетм. Перро); 1885, Мариинский т-р, Петербург (Лиза- Цууки, Колен - П. Гердт; балетм. Иванова при участии Петипа); 25 сент. 1894, Александрийский т-р, Петербург (Лиза - Гантенберг, Колен- П.Гердт, Литавкин, Никез - Горский, Воронков, Марцелина - Чекетти; балетм. Иванов, муз. Гертеля). На сов. сцене: возобн. в 1922, Большой т-р (на сцене Нового т-ра), Москва (балетм. Горский); 1923, Т-р оперы и балета, Петроград (Лиза - Кожухова, Колен - Пономар„в, Марцелина - Чекрыгин; балетм. Пономар„в, дириж„р Дранишников); 10 янв. 1937, Малый оперный т-р, Ленинград Глибр. Лавровского (по Добервалю), дополнен-ное муз. произв. Делиба, Минкуса, Пуни, А. Рубинштейна др. в обр. Фельдта; Лиза - Кириллова, КоленДубинин, Симона - Орлов; балетм. Лавровский, дириж„р Фельдт, худ. Бруни). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Харьков (1927), Куйбышев (193), Минск (1941), Душанбе (1943), Чкалов, Горький (1944), Тбилиси (1945), Фрунзе (1948), Уфа (1956), Кишин„в, Ашхабад (1957), Алма-Ата (1959), Пермь (1961) и др. За рубежом: труппа А. П. Павловой, Лондон (1912); "Балле тиэтр",Нью-Йорк (1940); Франция (194-7);

Куба (1948); КНР (1956); Англия (1960) и др.

Лит.. Слонимский Ю., Тщетная предосторожность, Л., 1961; Famous ballet. La fille mal gardee. Ed. by I. Guest, L., 1960. . Г. Ш.

ТЫЛ (Tyl), Йосеф Каэтан (4. II. 1808, Кутна-Гора,- 11.VII.1856, Пльзень) - чеш. драматург, театр. деятель, публицист. Один из основоположников чеш. нац. т-ра. В гимназпч. годы участвовал в любительских театр. кружках. В 1829 вступил в бродячую нем. труппу. В 1833 - редактор журн. "Инды и ныне", где начал деятельность театр. критика. Одновременно работал как актер Сословного т-ра в Праге. Вначале Т. переводил и переделывал зарубежные пьесы, затем начал писать сам. В 1834 в Сословном т-ре была пост. первая пьеса Т. "Фидловачка". В этом же году Т. создал из любителей т-р в Каэтановом доме, где стремился утверждать патриотич. просветительские идеи.

С 1846 Т. занимает должность "драматурга чеш. пьес" Сословного т-ра, где пост. свои лучшие пьесы, в т. ч. "Пражский кутила" (1846), "Дочь поджигателя" (1847), "Волынщик из Стракониц" (1847), "Кровавый суд, или Кутногорскпе рудокопы" (1848), "Ян Гус" (1848), "Видение Иржика" (1849), "Упрямая женщина" (1849), "Лесная дева" (1850). Т.-участник революц. событий 1848. В 1851 по требованию властей был уволен из Сословного т-ра. С группой учеников Т. начал гастролировать по стране, продолжая борьбу за развитие чеш. нац. т-ра. Тяж„лые материальные условия подорвали здоровье Т., он умер в нищете.

Т. писал пьесы: нар.-бытовые ("Фидловачка", "Пражский кутила", "Дочь поджигателя", "Банкрот", "Бедный комедиант"), сказочные ("Волынщик из Стракониц", "Видение Иржпка", "Упрямая женщина", "Ч„рт на земле", "Лесная дева"), исторические ("Кровавый суд, или Кутногор-ские рудокопы", "Ян Гус", "Кровавые крестины, или Драгомира и е„ сыновья", 1849, "Старый город и Малая страна", 1855). Пьесы Т. широко ставились в чеш. т-рах и за рубежом ("Волынщик из Стракониц" пост. в Центральном детском т-ре, 1950, и в др. т-рах Сов. Союза). Творчество Т. исполнено патриотизма, оно отражает прогрессивные идеи, общественную жизнь чеш. народа. От просветительских (будп-тельских) взглядов драматург постепенно приходит к воззрениям, близким революц. демократам. Герои произведений Т.- люди из народа. Псторич. события и сказочные сюжеты приобретали романтич. окраску. Гл. тема драматургии Т.- гражд. долг, утверждение примата общественных, интересов над частными. В последних пьесах отч„тливо проявилось стремление к ре-алистич. воспроизведению жизни.

Театр. деятельность Т. способствовала становлению и развитию чеш. нац. т-ра. В 1845 Т. обратился в Сословный сейм с просьбой разрешить строительство театр. здания на средства, собранные народом. Эта идея Т. была реализована позднее, при строительстве Национального т-ра в Праге (1883). Т. воспитал плеяду выдающихся чешских актеров, положив начало национальной актерской школе. Выступал со статьями, заложившими основу чешской демократической театральной эстетики.

С о ч.: Избр., М., 1954; Избр., М., 1956; Театр. М., 1957;

Spisy, sv. 15, Praha, 1960; sv. 17, Praha, 1957; sv. 18, Praha, 1954; sv. 19, Praha, 1953; ?v. 20, Praha, 1954.

Лит.: Л е щ и н с к а я Г., И. К. Тыл, в его кн.: Избранное, М., 1954; Очерки истории чешской литературы XIX- XX вв.. М., 1963, с. 91-103; История западноевропейского театра..., т. 4, М., 1964, с. 388-400, 401-09; К opec-к у J., Knizka о Tylovi, Praha, 1959; Otruba M., K a-c e r M., Tvurci cesta J. K. Tyla, Praha, 1961. J]. Сол.

ТЫЧИНА, Павло Григорьевич (р. 27.1.1891) - укр. сов. поэт, писатель, общественный деятель. Академик АН УССР (с 1929). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Член ЦК КП Украины. Депутат Верх. Совета УССР с 1938. Председатель Верх. Совета УССР (1953). Зам. председателя Совета Национальностей Верх. Совета СССР (1954).

Первые драматпч. опыты - новеллы "На реках вавилонских", "Спокуса", "Богословие" (1911-14), пост. на сцене деревенских любительских т-ров. В 1920-22 Т. перев„л на укр. яз. либр. оперы "Князь Игорь", пьесу А. А. Блока "Роза и крест". В 1920-30 написал драматпч. сказку "Ивасик-Телесик" для детей, перев„л лпбр. оперы Н. А. Рпмского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". В 1922 написал пьесу "Раскол". Драматич. поэма Т. "Шевченко и Чернышевский" была пост. Укр. студией телевидения (1964). В 1938 была пост. на сценах т-ров драм. поэма "Сабля Котовского". К 20-летию победы над фашизмом по произв. Т. создана драм. композиция "Побеждать и жить". Т.- автор статей по иск-ву.

Т. переводил драматургию Пушкина, И. Вазова, О. Василева, К. Кюлявкова, А. Мицкевича, либретто опер Д. Шостаковича, И. Дзержинского. Многие стихи Т. положены на музыку, исполняются с эстрады. Гос. пр. СССР (1941), пр. им. Т. Г. Шевченко (1962). Соч.: Сочинения, т. 1-2, М., 1960. Д, Б.

ТЫШЛЕР, Александр Григорьевич [р. 14(26). VII. 1898] - сов. театр. художник, живописец, график, скульптор. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1943). Окончил художеств. школу в Киеве. Работу в т-ре начал в 1927, оформил ряд спектаклей Белорус. евр. т-ра в Минске ("Овечий источник" и др.). В 30-е гг. в Москве оформлял спектакли т-ра "Ромэн" ("Жизнь на кол„сах" Германо, 1931; "Кармен" по Мериме, 1934), Т-ра им. МОСПС ("Чапаев" по Фурманову, 1930;

"Солнечная сторона" Дави-довского, 1931), Т-ра-студип под рук. Ю. А. Завадского ("Школа неплательщиков" Вернея, 1935) и др. С 1935 Т. начал оформлять спектакли Московского евр. т-ра. Черты экспрессионистского, обостр„нно субъективного восприятия действительности, характерные для творчества Т. этого периода, сказываются и в его театральных работах, получая выражение в подч„ркнутой причудливости, подчас произвольности сценич. образов и форм сценич. площадки ("Чапаев"). Однако именно в области т-ра художник преодолевает эти тенденции. Здесь с наибольшей полнотой раскрываются свойственные его творчеству: роман-тич. приподнятость, богатая фантазия, глубокое ощущение синтетпч. природы т-ра. Декорациям Т. присущи пластич. заверш„нность, целостность архитек-турно-объ„мных и живописных элементов. Художник широко пользуется игрой разл. фактур, орнаментов, занавесов с вышивками и росписями, выразительностью скульптурных изображений. Центр, место в творчестве Т. занимает работа над Шекспиром; первые работы - "Король Лир" (Моск. евр. т-р, 1935) и "Ричард III" (1935, Ленингр. Большой драм. т-р). В последующие годы художник создал эскизы декораций и рисунков персонажей для трагедий "Гамлет", "Отелло", "Макбет", для комедии "Двенадцатая ночь" (1951, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Мн. из этих работ (даже не получившие осуществления на сцене) внесли ценный вклад в мировую "шекспириану". В основе легко трансформирующихся сценич. конструкций Т. лежит принцип устройства помоста нар. площадного т-ра, что отвечает природе шекспировской драматургии, е„ динамике. Композиционное и цветовое решения сценич. образа Т. пронизаны экспрессией, напряж„нной эмоциональностью. Эти черты дарования художника ярко раскрылись и в его работах над спектаклями сов. и зарубежной драматургии: "Ми-стерия-Буфф" Маяковского (1957, Моск. т-р Сатиры), "Оптимистическая трагедия" (1956, Моск. т-р драмы и комедии); "За вторым фронтом" Собко (1949, ЦТСА), опера "Не только любовь" Щедрина (1962, Большой т-р), "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1959, Ленинградский т-р драмы им. Пушкина), "Святая Жанна" Шоу (1958, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Южнее 38-й параллели" Тхай-Дян-чун (1951, ленингр. Новый т-р).

За оформление спектакля "Фрейлехс" (Моск. евр. т-р, 1945) Т. была присуждена Гос. пр. СССР (1946). Среди др. работ: "Они знали Маяковского" Катаняна (1954, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), опера "Первые радости" Чернова (1956, Малый оперный т-р, Ленинград), "Тевье-молочник" по Шолом Алейхему (Драм. т-р им. Шевченко, Харьков), "Константин Заслонов" Мовзона (1947) и "Лев на площади" Эренбурга (1948, моек. Камерный т-р), "Потерянное письмо" Караджале (1952, Моск. т-р Сатиры), "Они выросли в боях" Ху Кэ (1953, ЦТСА) и мн. др.

С и ч.: Против ремесленничества, "Тсатр, 1938, Д1' 4;

Диалог с режиссером, "Театр п драматургия", 1935, J\a 7.

Лит..-К о з и и ц е в Г., Театральные работы А. Г. Тыш-лера. "Нева", 1956; Л" 7; е г о ж е, Наш современник Вильям Шекспир, Л.-М., 1962: Б е p г г о л ь ц О., Человечное искусство, "Театр", 1956, Ли 7; M у p и н а Е., Встреча с Шекспиром, "Творчество", 1954, ј 7; Выставка эскизов к шекспировским спектаклям. [К 400-летию со дня рождения В. Шекспира, вступ. ст. Ф. Сыркиной]. Каталог, М., 1964. М. П.

ТЫОТИН (Tutin), Доротп (р. 8. IV. 1930) - англ. актриса. Театр. образование получила в Королевской академии драм. пск-ва. В 1949 дебютировала в т-ре "Болтонс". В 1950 играла в т-ре "Бристольский Олд Впк", сезон 1950-51-в т-ре "Олд Впк" в Лондоне (Энн Пейдж - "Виндзорские проказницы", принцесса Катарина - "Генрих V" Шекспира), затем выступала в разл. т-рах Лондона. Первый крупный успех - роль Роз Пембертон ("Комната для живых" Грина, т-р "Унндемс"). Играла роль Жанны д'Арк ("Жаворонок" Ануя в переделке Л. Хелман, т-р "Лирик", Хам-мерсмит). В 1958-60 выступала на сцене Шекспировского Мемориального т-ра, вместе с к-рым посетила Сов. Союз (сезон 1958/59). Исполнила роль Джульетты. По-новому трактуя этот образ, Т. играла Джульетту как угловатую девушку-подростка, с озорным мальчишеским лицом, лиш„нную сентиментальности. Игра Т. отличается естественностью в проявлении душевных порывов, темпераментом, непосредственностью.

Среди др. ролей: Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена, т-р "Са-вилл"), Джин Райе ("Комедиант" Осборна.т-р "Ройал Корт"), Варя ("Вишн„вый сад", т-р "Олдуич"), Офелия; Виола ("Двенадцатая ночь". Шекспировский Мемориальный т-р) " ДР. Ф. К.

ТЭНАСЕ (Tanase), Константин (5.VI.1880-29.VIII. 1945) - рум. артист эстрады. Окончил Бухарестскую консерваторию (1906). Работал в Нац. т-ре (Бухарест), Т-ре комедии и оперетты Поенару и др. труппах, с к-рыми ездил по Румынии. После встречи с дириж„ром А. Бэркэнеску создал т-р "Новая лирическая компания" (1918) и стал его директором. В 1919 открыл в Бухаресте т-р муз. эстрады "Кэрэбуш" ("Майский жук") - первый рум. т-р обозрений. Т. был талантливым, разносторонним актером, обладал ярким комедийным дарованием. Ставил обозрения, писал куплеты и музыку к ним. Имя Т. носит Бухарестский т-р эстрады.

Лит.: Ma со в И., Знаменитый артист и знаменитый нос К. Тэнасе, "Народная Румыния", 1957, .ј 5. A, ff в.

ТЭЭТСОВ, А. Я. - см. Теэтсов, А. Я.

ТЮГАЛЬ (Tugal), Пьер (13.VIII.1883-6.VI.1964)- франц. критик и балетовед. Доктор юридич. и гуманитарных наук. С 1923 начал заниматься исследованием балетного иск-ва. В 1931 совм. с Р. де Маре основал "Международный архив танца" и был его хранителем до закрытия архива в 1952. Т.- один из организаторов Междунар. ассоциации хореографнч. критиков (1935). Автор книг по танцу и балету.

Соч.: La danse a travers les ages et les arts. P., [s. a.];

Initiation a la danse. P., 1947; La danse theatrale espagnole, ed. "Grenier a sel [P., s.a.]; La danse classique sans maitre, P., 1956 (совм. с L. Legrand); Jean-Georges Noverre. Der grosse Reformator des Ballets Ubers, aus Franz, von Tilly Bergner, B., 1959; La danse sans maitre. P., 1962. Лит.: "Theater der Zeit", В., 1964, .Na 16, s. 32-33.

Д. Л. В.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница