Наши партнеры

Выгодно аренда авто посуточно в нижнем новгороде в компании РексРент.
магазин женской одежды в Вологде
автомобиль

Театральная энциклопедия
(страница 437)


ТЮДОР (Tudor), Антони (р. 4.IV.1909) - англ. артист балета, балетмейстер. В 1928 обучался классич. танцу у М. Краск п М. Рамбер. В 1930 в "Клубе балета" (Лондон) выступал как танцовщик и ассистент Рамбер, дебютировал как балетмейстер. В 1938-39 руководил собственной труппой "Лондон балле" п исполнял ведущие партии. С 1939 работает в США. В 1939-50 - танцовщик п балетмейстер труппы "Балле тпэтр". Пост. здесь своп программные балеты: "Огненный столп" на муз. Ш„нберга (1942), "Подводное течение" Шумена (1945), а также "Ромео и Джульетта" на муз. Делиуса (1943) и др. В 1962 возглавлял Шведский Королевский балет. Т.- основоположник т. н. "психологич. балета", его пост. характеризуются стремлением к раскрытию мыслей и настроений героя, попытками проникнуть в мир подсознательного. В этих балетах часто используется танец модерн.

С 1951 руководит отделением танца Джульярдской консерватории, в 1954 - балетной школой при т-ре "Метрополитен-опера".

Лит.: Antony Tudor, pt 1-2. "Dance Perspectives" N. Y., [l 963 J, ј 17, 18; A in b е r g G., Ballet in America, N. Y., l 949, p. 93-122 (eh. X. Antony Tudor and Agnes de Mille); С l a r k e M., Dancers of Mercury, L., 1962, p. 85- 87, 96, 100, 104-111, 119. Harn. P.

ТЮЗ - театр юного зрителя. См. Театр для детей.

ТЮМЕНБАЕВ, Шамши (21.XII.1909 - 18. III. 1964) - кирг. сов. актер. Нар. арт. Кирг. ССР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Окончил Кирг. муз.-драм. студию (Фрунзе). С 1930 - актер Кирг. драм. т-ра. Игра Т. отличалась острой комедийностью, склонностью к буффонаде. Т. развивал в сво„м творчестве традиции нар. комиков - куудул.

Роли: Хлестаков; Труффальдино ("Слуга двух господ"), Робинзон ("Бесприданница"), Трубач ("Егор Булычев и другие), Слива ("Стряпуха" Софронова).

Сатирич. характер носило исполнение ролей в произв. кирг. драматургии: Джапалак Джатпасов (о. п. Шукурбе-кова), Аланкоз ("Мы не те, что были" Маликова и Кут-тубаева) и др. 77. ?p

Снимался в кино. *

ТЮНИК, тюника или тюники (франц. tunique - туника, хитон, от лат. tunica),- удлин„нная "пачка", принятая в романтич. балете (хорошо известна по костюму Виллис в балете "Жпзель" и др.). Т. впервые появился во франц. балетном т-ре в конце 18 в. Этот костюм вв„л в 1786 худ. Л. Давид.

Лит.'см.. при ст. "Пачка". ff

ТЮРК, Эдуард Юханович(11.1У.1888-14.Ш.1966) - эст. сов. актер и режиссер. Театр. деятельность начал в кружке об-ва "Угауния" в г. Тарту, затем работал в т-рах "Ванемуйне" (1907-12, 1913-16, 1925--35), "Эндла" (1912-13), "Эстония" (1917-18). Т.- один из основателей Драм. т-ра, предшественника Т-ра им. В. Кингисеппа, где он работал в 1916-17, 1918-24 и 1935-41. В 1944-48 Т. был худ. рук., в 1948-51 - актером т-ра "Эндла" в Пярну. Игра Т. отличалась живым темпераментом, драм. силой, эмоциональностью

Роли: Абрам Сикк ("Служивый" Кундера), Пер Гюнт (о. п. Ибсена), Катку Виллу ("Хозяин Кырбоя" Таммсааре), Маурус ("Школа Мауруса" Таммсааре), Бсссеменов ("Ме-щане) и др.

Т. был инициатором пост. спектаклей под открытым небом: "Царь Эдип" Софокла (1923), "Жертва" Тагора (1923). Исполнял в них гл. роли. Др. пост.:

"Против течения" Рутофа (1916), "На дне" (1917);

"Сватовство" Китцберга (1926), "Школа Мауруса" (1945). К. Каск.

ТЮРЛЮП‚Н (Turlupin) (сценич. имя Анри Леграна, Le Grand; 1587-17.III.1637) - франц. актер. С 1622 составлял вместе с Готъе-Гаргилем и Гро-Гилъомом знаменитое комич. трио, выступавшее с импровизированными фарсовыми сценками в т-ре "Бургундский отель" (Париж).

ТЮТЮННИК, Василий Саввич [12(24).III.1860- 24. V. 1924] - рус. артист оперы (бас), режиссер, педагог. Учился в Моск. консерватории по классу Л. Ф. Казати (1880-83) и Ф. П. Комиссаржевского (1883-86). Солист Мариинского (1886-88, Петербург) и Большого (1888-1912, Москва) т-ров. В 1903-10 - гл. реж. Большого т-ра. Обладал гибким голосом широкого диапазона. Особенно удавались Т. комические и характерные партии.

Партии: Лепорелло ("Дон Жуан"), Папагено ("Волшебная флейта"), Бартоло ("Свадьба Фигаро"), Джакомо ("Фра-Дьяволо" Обера), Фарлаф ("Руслан и Людмила"), Мефистофель ("Фауст"), Варлаам ("Борис Годунов"), Скула ("Князь Игорь"), Мамыров ("Чародейка" Чайковского), Елецкий и Томский ("Пиковая дама") и др.

Преподавал в Муз.-драм, уч-ще Моск. филармонического об-ва (1910-е гг.); в 1920-24 - проф. Моск. консерватории. Среди учеников - Александр Пирогов. В. Бр.

ТЯГНО, Борис Фомич (23.VIII.1904 - 18.1.1964) - укр. сов. режиссер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Ком-мунистич. партии с 1949. В 1923 окончил реж. отделение Киевского муз.-драм. ин-та им. Лысенко. Был актером и режиссером т-ра "Берез?ль" (1922-29), где пост. "Жакерию" по Мериме, "Бронепоезд 14-69". В 1932-37 - худ. рук. Харьковского ТРАМа; пост. здесь "Аристократы"; "Устим Кармалюк" Суходоль-ского, "Продолжение следует" Бруштейн. В харьковском Т-ре им. Шевченко пост. "Гибель эскадры". Руководил т-рами - Днепропетровским им. Шевченко (1938-40), Днепродзержинским рус. драмы (19401944), одесским* Т-ром им. Октябрьской революции (1944-47). В 1948-62 - гл. режиссер львовского Т-ра им. Заньковецкой. Среди пост. - "Макар Дубрава" Корнейчука (1948), "Мещане" (1950); "Под золотым орлом" Галана (1951), "Сон князя Святослава" Франко (1954), "Гамлет" (195.7). Работал в кино. В„л педагогич. работу в студии Т-ра им. Заньковецкой. Лит.: К о р д ? а н ? Б., На оновлен?й земл?..., К., 1960;

Корд?ан? Б., Мельничу к-Л у ч к о Л., Льв?вський державний ордена Трудового Червоного Прапора укранський драматичний театр ?м. М. Заньковецько?, К 1965. Б. Кор.

ТЯНЬ ХАНЬ (р. 1898) - кит. драматург и театр. деятель. В 1920-24 написал несколько пьес роман-тич. направленности: "Ночь в кафе", "Ночь поимки тигра" и др. В этих пьесах драматург утверждал право на свободу чувств вопреки феодальной морали. В 1928- 1930 руководил прогрессивным театр. об-вом "Наньго", издавал одноим. театр. журнал. В этот период драматургия Т. X. приобретает социальную направленность. Он пишет пьесы: "Воля к жизни" (1928), "Деревня у реки" (1928), "Трагедия на озере" (1929), "Возвращение на юг" (1929). В нач. 30-х гг. Т. X. участвовал в Лиге левых деятелей т-ра, подвергался репрессиям гоминьдановцев. В эти годы писал пьесы, посв. совр. жизни Китая: "Лунная соната" (1932), "Семь женщин в грозу и бурю" (1932), "Песнь возвращающейся весны" (1935), "Потоп" (1936) и др. В годы войны с Японией (1937-45) Т. X. переделывал пьесы традиц. репертуара и написал патриотич. пьесы: "Лугоуцяо" (1937), "Голос осени" (1943) и др. Известность получила социальная драма "Красавицы" (1947). В 1958 опубл. историч. пьесу "Гуань Хань-цин" о драматурге 13 в. С 1949- председатель Союза работников т-ра. С 1954 - депутат Собрания нар. представителей. Автор много-числ. работ по т-ру, переводов Шекспира ("Гамлет"), О. Уайльда ("Саломея") и др.

Соч. в рус. пер.: Гуань Хань-цин, М., 1958; на кит. яз.- Тянь Хань сюань цзи, Пекин, 1959; Ч э н ь С о у-ч ж у, Лунь Тянь Хань-ды хуацзюй чуанцзо, Шанхай, 1961. Вл. С.

УАЙЛДЕР (Wilder), Торнтон Нивен (р. 17.IV. 1897) - амер. драматург и писатель. Окончил в 1920 Иельский ун-т. Лит. деятельность начал как романист. В 20-е гг. написал одноактные пьесы, составившие впоследствии циклы "Семь возрастов жизни человека" и "Семь смертных грехов". Первый успех драматургу принесла пьеса "Наш городок" (1938, т-р Мак-Картера, Принстон; т-р Г. Миллера, Нью-Йорк;

Пулицеровская пр.), в к-рой, следуя за Ю. О'Нилом, У. порывает с традиц. формой бытовой драмы, вводит в число действ, лиц рассказчика (директор т-ра), к-рый сообщает зрителям о месте и обстоятельствах действия (действие, по замыслу драматурга, происходит на обнаж„нной сцене, лиш„нной декорации), знакомит с персонажами. Комментаторами являются и др. персонажи. Они воссоздают перед зрителем образы обывателей амер. провинц. городка в 1-е десятилетие 20 в., их мелкие интересы, радости, заботы, сквозь к-рые проступают черты, характеризующие и низменность, и духовную красоту человека. Большой сценич. успех имела пьеса "Коммерсант из Йонкерса" (1938, Колониальный т-р, Бостон; т-р Гилд, Нью-Йорк, реж. М. Рейнхардт). Впоследствии У. переработал пьесу, дав новое назв.- "Сваха" (1954, т-р "Ройял лицеум", Эдинбург, реж. Т. Гатрп). В этой пьесе У. продолжает борьбу против натурализма и ложной романтики, пародирует традиц. форму драы, осмеивает мещанскую нравственность. Пьеса У. "Кожа наших зубов" (1942, т-р Шуберта, Нью-Хейвен; т-р "Плаймут", Нью-Йорк, Пулицеровская пр., 1943) имеет сложную внутр. структуру (двойное время). Семья Антро-бус, отягощ„нная обычными житейскими делами совр. амер. обывателей, вместе с тем наделена чертами праотцев человечества: Адама, Евы, Каина, Лплпт и символически воплощает извечные человеч. типы. У. требует освобождения человека от оков филистерской морали. В отличие от мн. совр. драматургов, Уr. верит в торжество лучших начал жизни, в конечную мировую гармонию. Отличит, черта творчества У.- тонкая ирония, служащая ему гл. средством критики совр. действительности.

У. является одним из основоположников совр. амер. интеллектуальной драмы. В годы после 2-й мировой войны У. приступил к созданию цикла из 14 пьес, охватывающих важнейшие жизненные проблемы. Первые произв. из цикла под назв. "Пьесы для улицы Бликер" - "Некто из Асизи", "Младенчество", "Детство" - были пост. в Нью-Йорке.

Соч.: Three plays, N. Y., 1957.

Лит.: BurbankR., Thornton Wilder, N. Y., 1961;

Cassner J., Two worlds of Thornton Wilder, в кн.: Thorn-ton Wilder, The . Long Christmas Dinner and other plays in one act, N. Y., 1963.

УАЙЛЬД, У а и л д (Wilde), Оскар Фпнгалл 0'Флаэрти У иле (16. X.I 856, Дублин,- 30. XI. 1900, Париж) - английский поэт, писатель, драматург и критик. По происхождению - ирландец. Лит. деятельность начал ок. 1880, был сторонником и пропагандистом идей англ. "Эстетического движения", осуждавшего бурж. общество за прозаизм и отсутствие художеств. элементов в быту. Завоевал популярность новеллами и романом "Портрет Дориана Грея" (1891) и др. Первый опыт У. в драматургии - "Вера, или Нигилисты" (1883, т-р "Унион Сквер", Нью-Йорк). Пьеса отличалась художеств. незрелостью, но свидетельствовала о сочувствии молодого драматурга передовым общественным идеям. Влияние франц. символизма сказалось в трагедии "Саломея" (1893), к-рую У. написал на франц. яз. (перев„л на англ. яз. в 1894). У. писал эту пьесу для франц. актрисы Сары Бернар). Здесь как и во фрагменте "Флорентийская трагедия" (1891, Литературный клуб, Лондон), в декадентской манере изложена тема любви и смерти. Наибольшую известность и распространение в репертуаре т-ров получили комедии У.: "Веер леди Унндермпр" (1892, т-р "Сент-Джеймсис", Лондон), "Женщина, н стоящая внимания" (1893, т-р "Хеймаркет", Лондон), - "Как важно быть серьёзным" (1895, т-р "Сент-Джеймсис") и "Идеальный муж" (1895, т-р "Хеймаркет"). Пьесы эти рассказывают о светской жизни,-их герои принадлежат к "верхушке общества". У. не скрывает пороков этой среды, остро звучат социальные мотивы в пьесе "Идеальный муж", гл. герой к-рой - бурж. политик, сделавший карьеру нечистыми средствами. В др. пьесах, где конфликт перенес„н в сферу морали п семейно-бытовых отношений, также имеются элементы критики ханжества, мнимой благопристойности господствующего класса викторианской Англии. Психология героев пьес У. оста„тся во многом нераскрытой, но характеры очерчены выразительно. У. следовал при„мам комедии интриги, но гл. достоинство его драматургии не в остроте фабулы, а в остроумном диалоге, пересыпанном блестящими парадоксами. Наряду с Б. Шоу У. положил начало интеллектуальной драме. Драматургия У. противостояла мещанско-сентиментальным пьесам, господствовавшим на англ. сцене в конце 90-х гг. Комедии У. завоевалп признание не только в Англии, нэ и в др. европ. странах; они ставились в Германии, Австрии, России и др. Карьера У., начавшаяся большим успехом, была прервана процессом по обвинению писателя в безнравственности и двухгодичным тюремным заключением. По выходе из тюрьмы У. эмигрировал во Францию, где вскоре скончался.

Среди пост. пьес У. в СССР: "Идеальный муж" (1946, МХАТ), "Веер леди Уиндермпр" (1959, Малый т-р).

Соч.: The works, v. l-14, L., 1908; The letters, ed. by F. Hart-Davis, L., 1962; в рус. пер. - Полн. собр. соч., под ред. К. И. Чуковского, т. 1-4, СПБ, 1912; Избр. произведения в 2 томах, М., 1960; Пьесы, М., 1960.

Лит.: S h e r a r d R. H., The life of 0. Wilde, L., 1908;

I n g l e b у L. C., 0. Wilde, L., 1907; R a n s o m e A., O.Wilde, L., 1912; H a r r i s F., O.Wilde. His life andconfes-sions, v: 1-2, N. Y., 1918; E r v i n e J., 0. Wilde. A present time appraisal, L., 1951; А к с e л ь p о д Л. (Ортодокс), Мораль и красота в произведениях Уайльда, Иваново-Воз-несенск, 1923; А н и v с т А., Оскар Уайльд и его драматургия, в кн.: Уайльд О., Пьесы, М., 1960, с. 5-19. А. А.

УВЕРТЮРА (франц. ouverture, от ouvrir - открывать) - 1) Вступит, оркестровый номер к опере, балету, оперетте, оратории, кантате, драм. пьесе. Задача У.- подготовить восприятие последующего действия. На раннем этапе развития оперы У. была небольшим инструмент, вступлением, сосредоточивавшим внимание зрителей ("Орфей" Монтеверди). К концу 17 в. определились два типа У.: а) франц. У., в к-рой оживл„нная основная часть предварялась медленным величавым вступлением, иногда повторявшимся в конце, б) птал. У. из 3 частей (крайние - быстрые, энергичные, средняя - медленная, певучая). В последней трети 18 в. в творчестве Глюка, Моцарта, Керубини устанавливается класспч. тип одночастной У., использующий драматически действенную сонатную форму. Классич. У. либо вводит в общую атмосферу оперы ("Свадьба Фигаро", "Так поступают все" Моцарта, "Севильский цирюльник" и др.), либо обобщ„нно раскрывает е„ идейно-эмоц. содержание ("Аль-цеста" Глюка). Эта задача определила непосредственные интонационно-тематич. п драматургнч. связи У. с самой оперой (У. к операм "Ифигення в Авлиде" Глюка, "Похищение из сераля", "Дон Жуан", "Волшебная флейта" Моцарта). Этот процесс усиливается у Бетховена (У. "Леонора" ј 2 и ј 3 - две У. к опере "Фиделпо"), ещ„ более - у Вебера (У. к операм "Вольный стрелок", "Эврпанта", "Оберон"), а затем у Вагнера (У. к операм "Летучий голландец", "Тангейзер"). Одновременно выявилась специфика У. как произв., законченного по концепции, с динамичным концентрированным развитием и подч„ркнутой характерностью образов, отражающих е„ театр. природу. Выдающиеся образцы класспч. У. к драм. пьесам: "Эгмонт" и "Кориолан" Бетховена, "Сон в летнюю ночь" Мендельсона к однопм. комедии Шекспира, "Князь Холмский" Глинки к однопм. трагедии Кукольника, "Король Лир" Балакирева к трагедии Шекспира. В жанре компч. оперы и оперетты большое распространение получили У. типа попурри.

С сер. 19 в. композиторы вс„ чаще стали заменять разв„рнутую оперную У. классич. типа более лаконичной У.-вступлением (интродукцией, прелюдией). Мн. У.-вступления фиксируют внимание слушателей на какой-то важной мысли, образе, состоянии (У. к операм "Лоэнгрин", "Тристан и Изольда" Вагнера, "Травиата", "Риголетто"; "Чародейка", "Иоланта" Чайковского). Иногда они являются вступлением к первой картине оперы (У. к тетралогии Вагнера "Кольцо Нибелунга"). В ряде случаев У.-вступления строятся на ярком сопоставлении неск. важных муз. образов (У. к операм "Аида", "Кармен", "Пиковая дама"). С конца 19 в. нек-рые оперы пишутся без У. ("Фальстаф" Верди, оперы Пуччини и др.).

В рус. музыке ранние образцы У. создали E. И. Фомин (к опере "Ямщики на подставе", мелодраме "Орфей"). Основополагающее значение для развития этого жанра имели увертюры Глинки к операм "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Мусоргский использовал во всех своих операх тип У.-вступления. Разнообразны по типу, форме, масштабу У. в операх Чайковского и Римского-Корсакова.

2) Самостоятельная концертная оркестровая пьеса. Жанр концертной У. получил широкое распространение в европ. музыке с начала 19 в. Мн. из них написаны на программы, взятые из театр.-сценич. произв. ("Король Лир" Берлиоза, "Фауст" Вагнера, "Гроза", "Ромео и Джульетта", "Гамлет" Чайковского). Распростран„нными видами* концертной У. являются также У. на нар. темы, особенно многочисленные в рус. и сов. музыке ("Испанские увертюры" Глинки, "Увертюра на три русские темы", "Русь", "В Чехии" Балакирева, две У. на греч. темы Глазунова, "Дружба народов" Глиэра, "Русская увертюра" Будашкина и др.) и торжественные У. ("1812 год" Чайковского, "Академическая торжественная" Брамса, "Праздничная" - у Шостаковича, Арутюняна, Будашкина и др.).

Лит.: Botstiber H., Geschichte der Ouverture und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913; А с а ф ь е в Б. В., О французской классической увертюре и, в особенности, об увертюрах Керубини, в его кн.: Глинка, [М.], 1947; его же, Увертюра "Руслан и Людмила" Глинки, в его кн.:

Избранные труды, т. 1, М., 1952. ?, Бр.

"УГАЛА"-драм. т-р в г. Вильянди Эст. ССР. Театр. жизнь в Вильянди началась в 1873; в об-ве "Крит" была пост. пьеса Л. Койдулы "Этакий мульк". Деятельность труппы об-ва "Койт" (под рук. А. Суур-каска) стала особенно интенсивной накануне 1-й мировой войны. В 1920 создана любительская труппа "Угала", ставшая в 1926 профессиональной. В становлении т-ра принимали участие Э. Леммисте, А. Мерпнг и Э. Тинн.

Новый этап в жизни т-ра начинается после восстановления Сов. власти в Эстонии (1940). Большое значение в творч. развитии т-ра имели режиссеры К. Адер и А. Сатс, воспитавшие многих молодых актеров. При т-ре работает студия. В репертуаре т-ра существ, место занимают пьесы о молод„жи. Спектакли отличаются психологич. глубиной, камерньш характером.

Среди спектаклей т-ра: "Привидения" (1956, реж. К. Адер); "Хотя и осень" Приеде (1958, А. Сатс), "Вели Хенн и Хенну Вели" Китцберга (1957, Э. Тоона), "Домик у моря" Цвейга (1958, Сатс), "Укрощение строптивой" (1964, Сатс).

В т-ре работают (1967): засл. арт. Эст. ССР А. Пыльдре и Э. Торгер; засл. деят. иск-в Эст. ССР К. Адер; X. Арус. К. Лийганд, Э. Неемре, Ф. Т ил к, Э. Балге и др. Гл. реж.- нар. арт. Эст. ССР А. Сатс.

УГРИНОВИЧ, Григорий Петрович (1857 - г. смерти неизв.) - рус. артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. Гос. оперы (1918). В 1885-1924-солист Мариин-ского т-ра. У. имел высокий голос светлого тембра, в совершенстве владел иск-вом фразировки; обладал комич. талантом, с успехом исполнял характерные партии. Был первым исполнителем на рус. сцене партий-Ерошки ("Князь Игорь"), Медведчпка, Дьяка ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии", "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсако-ва), Перстеня ("Князь Серебряный" Казаченко), Ша-башкина ("Дубровский" Направника), Дона Октавио ("Жуан ди Тенорио" Фитингофа-Шеля).

Др. партии: Боян, Финн ("Руслан и Людмила"), Собинин ("Иван Сусанин"), Боярин ("Нижегородцы" Направника), Княжой дурак ("Рогнеда" Серова), Чекалинский, Школьный учитель ("Пиковая дама", "Черевички" Чайковского), Ми-саил. Подьячий ("Борис Годунов", "Хованщина") и др.

Лит.: С т а р к Э. [Зигфрид], Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.- М., 1940; Угринович Г. П., "Бирюч петроградских государственных театров", 1918, .ј4. Д. Ив. У-ДАНЬ - см. Дань.

УДМУРТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Удм. драматургия возникла после Великой Окт. социа-листич. революции. До революции единственным опытом в этой области была трагедия "Эш-Терек" Д. Коре-панова (1915), изд. на рус. языке в Благовещенске. Сюжет трагедии заимствован из нац. фольклора и истории удм. народа. Сюжеты первых произв. удм. сов. драматургов основывались на нар. обрядах, но в них вносились новые, совр. черты ("Удмуртская свадьба" Д. Майорова, 1918, и др.). В годы гражд. войны появились агптац. пьесы - "Сон дезертира", "Ворожея" П. Батуева-Марксистского (1920), разоблачавшие пережитки прошлого.

В 30-х гг. появляются многоактные удм. драмы и комедии. Рост удм. драматургии был вызван социально-культурными преобразованиями, в т. ч. открытием нац. т-ра. Борьбе с кулачествохм посвящены пьесы "Батрак", "Сквозь огонь" М. Петрова, "Югда" И. Иванова (1939), "Огненное моление" В. Садовнпкова (1940) и др. Героем большинства пьес становится человек труда, строитель социализма, носитель комму-нистпч. морали. Активно работает в этот период М. П. Петров. В 1936 он пишет драму "Иго содрогается" (в нов. ред. 1940 - "Старый Мултан") и пьесу "Италмас", показывающую рост классового самосознания трудящихся перед революцией. Ряд пьес написал драматург И. Г. Гаврилов. Его пьесы "Шумит река Вала" (1930), "Коллективное поле" (193'2), "Наш путь" (1934) посв. коллективизации, жизни совр. колх. деревни; геро-ич. прошлое удм. народа, события Окт. революции и гражд. войны воссоздают пьесы: "Холодный ключ" (1934), "Герой" (1936), "Груня Тарасова" (1937), "Азин" (1938) и др. Пьеса Ф. Кедрова "Красное знамя" (1932) показывает интернациональную солидарность трудящихся. -*

В послевоенной драматургии нашли отражение события Отечественной войны - "Победители" Гав-рилова (1947) и др. Рабочему классу посв. пьесы "Весенние дни" Гаврилова (1949), "Счастливая встреча" и "Инженер Леконцев" (1951) Садовникова. Жизнь колхозников Удмуртии показана в пьесах "Волнуется синее море" Садовникова и Тронина (1952), "Наташа" Гаврилова (1953); жизнь страны в первые годы Сов. власти отражена в пьесе "Даниил Майоров" Гаврилова и Перевощикова (послед, ред.- "Голос поэта", 1950). Событиям гражд. войны посв. пьеса И. Гаврилова "Солнце взошло" (1957). Этой же теме посв. пьеса "Дорогой подарок" Л. Перевощикова1956, в рус. пер. "Эшелон отправляется в Москву").

В 50-е гг. получил распространение жанр муз. пьесы:

"Волшебная борода" (соч. 1948), "Свадьба" (соч. 1946) Садовникова. Появляется нац. водевиль - "На крутом берегу" Садовннкова (1951). К драматургии обращаются С. Широбоков - "У волка своя тропа" (1956),

"Если нет любви..." (1961), Е. Загребин - "Весенний дождь" (1961) и др. писатели.

До Великой Окт. социалистич. революции проф. театр. иск-ва у удм. народа не было. Отдельные элементы театр. зрелищ существовали в нар. обрядах (гл. обр. свадебных) и играх. После установления Сов. власти начала бурно развиваться художеств., в т. ч. и театр., самодеятельность. В 1918 в с. Ягошур Гла-зовского уезда пост. первый в истории удм. народа спектакль на родном яз. В 20-е гг. работали передвижные нар. т-ры "Шунды" ("Солнце"), "Шурали" ("Филин"). Деятельность самодеят. коллективов носила агитац.-просвет, характер, спектакли были насыщены нац. фольклором.

В 1931 в Ижевске открыт Удм. гос. т-р, труппа к-ро-го состояла из участников самодеятельности. Здесь шли одноактные пьесы-агитки, направленные против кулачества, пережитков прошлого. Значительное место в репертуаре занимали концерты, включавшие песни, пляски, декламацию. В 30-е гг. пост. первые многоактные пьесы удм. драматургов: "Батрак" Петрова, "Шумит река Вала" Гаврилова и др. В 1929 в Ижевске были созданы театр. курсы, в 1931 - театр. техникум, в 1930 - ТРАМ, к-рый в 1932 был объедин„н с нац. т-ром. В 1934 в Ижевске открылся оперный т-р. Перед войной было организовано неск. колх.-совх. т-ров: Алнашский (1934), Сарапульский (1934), Глазовский (1936), Дебесский (1935; в 1937 слит с Гла-зовскпм), Можгинский (1936). В годы войны они были закрыты. После войны в труппу Удм. т-ра в Ижевске вошли выпускники Ленингр. театр. пн-та. В Ижевске работает также кукольный т-р (спектакли идут на рус. и удм. языках).

С 50-х гг. удм. т-ры ставят муз. спектакли ("Волшебная борода", "Свадьба" Садовнпкова). В 1959 появилась первая удм. оперетта "Любушка" ("Необычайная роль") Корепанова-Камского, в 1961 - первая удм. опера "Наталь" Корепанова и первый удм. балет "Италмас" Корепанова-Камского. В 1964- опера-балет "Чапчирган" ("Свирель"), муз. Корепанова-Камского, либретто его и Садовникова. В 1959 удм. драм. т-р в Ижевске был преобразован в муз.-драматпч. т-р. В 1962 в Ижевске создан ТЮЗ.

В 1967 в республике работают: Удм. муз.-драм. т-р, Рус. драм. т-р им. В. Г. Короленко, Республиканский т-р кукол (все в Ижевске), Сарапульский драм. т-р, Нар. т-ры: Можгинский, Сарапульскпй и др. Среди деятелей удм. т-ра - нар. арт. РСФСР К. А. Ложкин; засл. деят. иск-в РСФСР Г. М. Корепанов-Камский, Г. Е. Векшин; засл. арт. РСФСР Н. П. Бакишева; нар. арт. Удм. АССР К. К. Гаврилова, Г. П. Овеч-кин, И. К. Протодьяконов, Е. И. Шувалова, А. В. Шкляева-Волкова, Е. А. Смирнова, Е. Г. Романова, Б. П. Гальнбек; заслуженный деятель искусств

У дм. АССР В. Ф. Каменский, Г. Н. Бехтерев; засл. арт. Удм. АССР Г. В. Веретенников, В. Я. Перевощи-ков, В. Г. Гаврилов, Д. К. Шнробоков, Б. А. Безумов, И. Н. Кудрявцев и др.

Лит.: Кедра Митрей (Д. И. Корепанов), Нюр'ья-ськон. Верос'ес. Пьесаос, Ижевск, 1936; Гаврилов П., Умоесь пьесаос кулэ, "Молот", 1935, ј 1; С и д о'р о в А., Творческий будон сюрес (Гавриловлэн "Кезьыт ошмес" пьесаез сярысь), там же, 1937, .No 2; Очерки истории удмуртской советской литературы, Ижевск, 1957, с. 49-52, 59- 60,112-18, 147, 170-76; Вить ар удмурт театрлы. Пять лет удмуртскому театру. 1931 - 1936, Ижевск, 1936 (текст на удм. и рус. яз.)'.Декада удмуртского искусства..., Ижевск,

1937; Юзовский Ю., Ижевские впечатления, "Театр", 1963, .ј 2; К о с т е л я н е ц Г., Первая ласточка, "Театр. жизнь", 1960, ј 3; е е же, "Заря над Камой", там же, 1961, ј 15. А. Ив.

УЖВИЙ, Наталья Михайловна [р. 22.VIII (З.?Х). 1898] - укр. сов. актриса, театр. деятель. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1915 работала учительницей, выступала в спектаклях любительского драм. коллектива (1918-22). В 1922 вступила в труппу Первого гос. драм. театра УССР им. Т. Шевченко в Киеве (ныне Днепропетровский т-р). Здесь У. встретилась с мастерами укр. т-ра: И. Марьяненко, А. Загаровым, М. Тинским, А. Смирновым, И. Замычков-скпм, А. Мещерской, Л. Гак-кебуш, Е. Сидоренко, работа с к-рыми стала для актрисы школой сценич. иск-ва. В 1922-25 У. сыграла роли:

Туанет ("Мнимый больной"), Элиза ("Скупой"), Графиня и Сюзанна ("Женитьба Фигаро"), Ганка и Дульская ("Мораль пани Дуль-ской" Запольской), Амалия ("Мазепа" Словацкого), Катарина ("Укрощение строптивой") и др. В 1925 вступила во вновь организованный т-р "Держдра-ма" (ныне Одесский укр. драм. т-р им. Октябрьской революции), с успехом сыграла роли Дианы в пьесе "Поджигатели" Луначарского, Маруси Богуслав-кп (о. п. Старицкого). В следующем году была приглашена в т-р "Берез?ль", где работала до 1936. В этом т-ре, творч. практика к-рого отличалась в то время порой формалистнч. тенденциями, У. оставалась верной реалпстич. природе своего дарования. В эти годы У. играла роли: Магелон ("Король забавляется" Гюго, 1927), Джулия ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, 1928), Небаба, Олена, Улька ("Диктатура", 1930, "Кадры", 1931, "Бастилия Божьей матери", 1934, Микитенко), Оксана, Лида ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет", 1935), Маруся ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кро-пивницкого, 1936).

Подлинного расцвета дарование У. достигает в Т-ре им. Франко (с 1936), где она работала с крупнейшими художниками укр. сцены (Г. Юра, Ю. Шум-ский, А. Бучма, А. Борисоглебская). Здесь глубоко раскрылся самобытный талант актрисы, новые грани е„ дарования. Определилось направление иск-ва У., выражающего правду жизни, правду человеческих характеров.

Для творчества У. характерно реалистич. углубл„нное раскрытие психологии героинь, созданные ею образы отличаются одухотворенной поэтичностью, взволнованностью, исполнены глубоких чувств и мыслей, сочетают целостность, пластичность с филигранной отшлифованностью.

Др. роли: Елизавета ("Дон Карлос", 1936), Марина Мнишек ("Борис Годунов", 1937), Софья, Глафира ("Последние", 1937, "Егор Булычев и другие", 1952), Тугина, Кручинина ("Последняя жертва", 1939, "Без вины виноватые", 1948),Раневская ("Вишн„вый сад", 1946), Анна Андреевна ("Ревизор", 1952), Беатриче ("Много шума из ничего", 1940), Маскале-ва ("Дядюшкин сон" по Достоевскому, 1956), Анна ("Украденное счастье" Франко, 1940), Маруся ("Ой, не ходи, Грицю ..." Старицкого, 1938), Варька, Ванина ("Бесталанная", 1937, "Житейское море", 1948, Карпенко-Карого), Ольга, Ковшик ("Макар Дубрава", "Калиновая роща" Корнейчука, Гос. пр. СССР 1949, 1951), мадам Стессель ("Порт-Артур" Попова и Степанова, 1952), Анна Олсен ("На грани ночи и дня" Якобсона, 1951), Барлаковская ("Петербургская осень" Ильиченко, 1954), Филумена Мартурано (о. п. Де Филиппе, 1957), Катерина ("Почему улыбались зв„зды" Корнейчука, 1957), Анна фон Рихтер ("Остановитесь" Ра-чады, 1965) и др.

С 1926 У. снимается в кино (Евдокия- "Выборгская сторона", Олена - "Радуга", Гос. пр. СССР, 1946, и др.). У.- председатель Укр. театр. об-ва (с 1954).

Лит.: М а р т и ч Ю., Натал?я Михайл?вна Ужв?й, К., 1940; Гозенпуд А., Наталья Михайловна Ужвий, М.-Л., 1948; Кисельов Й., Театральн? портрети, К., 1955; Бернацька Р., Натал?я Михайл?вна Уж-в?й, К., 1958; е„ же, Наталия Михайловна Ужвий, К., 1960. р.

УЗБЕКСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В течение мн. ве ков развивалась устная драма узб. традиц. т-ра мас-харабозов и кызыкчи. Сатпрнч. сценки, импровизировавшиеся исполнителями во время представления, отличались острой социальной направленностью и глубокой народностью. Лит. узб. драма возникла в 1911, когда в Самарканде впервые была напечатана узб. пьеса "Отцеубийца" Бехбуди. Под влиянием рус., а затем тат. и азерб. т-ров в нач. 20 в. в Туркестане возникло движение местной интеллигенции за создание узб. т-ра европ. типа, опирающегося на нац. драматургию. Это движение разделилось на два направления - бурж. (джадидское) п демократическое. В предреволюц. годы драматургп-джадиды сочинили около 15 пьес, в к-рых пропагандировали бурж.-на-ционалистич. идеи. Демократпч. направление возглавил Хамза Хаким-заде Ниязи, создавший в 1914-17 ряд пьес (большинство не сохранилось), в т. ч. драму "Отравленная жизнь" (соч. 1915). В своих ранних произведениях Хамза разоблачал феодальный гн„т, социальную несправедливость, взгляды джадидов, их трусливую политику мелких реформ, выступал за равноправие женщин.

Интенсивное развитие У. д. началось сразу же после Октябрьской революции. Основоположником сов. У. д. стал Хамза, творч. деятельность к-рого была активной п многообразной. Еще в канун Октября Хамза написал остро сатприч. пьесу, зло разоблачавшую местных националистов,- "Мухтарият, или Автономия" (пост. 1917) п первую часть трилогии "Трагедия мобилизованных" (трилогия завершена после революции), в к-рой подверг острой критике колониальную политику царизма, показал рост освободительного движения трудящихся. Крупнейшее произведение Хамзы - "Бай и батрак" (1918). Через судьбу гл. героя - батрака, драматург показывает рост самосознания узб. народа, его революц. борьбу совм. с др. народами России. В годы гражд. войны Хамза написал ряд агитац. пьес, в к-рых показал борьбу за установление Сов. власти в Туркестане, выступление народа против басмачей и др. контрреволюц. сил (тетралогия "Ферганские трагедии", "Герой Огуз", "Победа", "Хивинская революция", "Удочка" и др.), разоблачал т„мные стороны старого быта, пропагандировал принципы новой, сов. морали (комедии "Наказание клеветников", "Кто прав").

В годы гражд. войны широко ставилась сатприч. комедия М. Уйгура "Туркестанский лекарь" (1918), высмеивавшая невежественных людей. Популярностью пользовалась драма Г. Зафари "Халима" (1920) о трагпч. судьбе влюбл„нных,' раздел„нных неравенством социального положения.

В 20-е гг. развитие У. д. связано с борьбой против бурж.-националистич. влияния; оно получило отражение в пьесах А. Фитрата ("Истинная любовь", "Повстанцы Индии", написаны в 1918-20) и Чул-пана ("Яркын-ой", 1920, перераб. 1926). В дальнейшем эти драматурги отказались от ложных воззрений.

Ко 2-й пол. 20-х гг. относится новый подъ„м в творчестве Хамзы, к-рый созда„т пьесы: "Прежние выборы" (1926), "Прежние казни, или Проделки Май-сары" (1926), "Дело хозяйки притона, или Тайны паранджи" (1926). В этих пьесах показана яркая картина тяж„лой жизни Туркестана до революции. В драме Хамзы "Последние дни мирового капитала" (1927) в символич. форме изображена история народов Востока и Запада, гибель империализма.

На рубеже 20-30-х гг. в У. д. пришла группа молодых писателей, продолжавших традиции Хамзы. К. Яшен обратился к гл. теме творчества основоположника У. д.- теме революции. В драме "Два коммуниста" (1928, пост. 1929), позднее переработанной под названием "Разгром" (1934), Яшен показал борьбу против басмачества как войну народа против классовых врагов. Историко-революц. пьесы писали:

3. Сайд, Н. Сафаров ("История заговорила", 1931), У. Исмаилов ("Рустам", 1934).

В годы первой пятилетки появились пьесы на темы коллективизации с. х-ва - "Товарищи" (1930) и "Сожжем" (1932) Яшена, "Вредители хлопка" Исмаилова (1930), на тему бдительности сов. народа написаны пьесы "Маска сорвана" 3. Фатхуллина (1932) и др. Жизнь узб. колхозного крестьянства, формирование новых черт характера ярко показаны в пьесе Яшена "Честь и любовь" (1936), пост. мн. т-рами республики.

Во 2-й пол. 30-х гг. созданы историко-революц. пьесы - "Пробуждение" Н. Сафарова (1939) и др. Развитие получает жанр муз. драмы. Еще в 1933 Яшен совм. с М. Мухамедовым написал пьесу "Ич-карида", к-рая в 1935 была переработана авторами в муз. драму "Гюльсара". Эта пьеса, показывающая борьбу за раскрепощение женщин, заложила основу узб. муз. драмы на совр. темы, отразила борьбу людей нового мировоззрения против старых религиозно-феодальных устоев жизни. В 1942 Яшен написал текст муз. драмы "Нурхон" (пост. 1943), положив в основу сюжета трагич. историю одной из первых актрис узб. муз. т-ра, погибшей от руки фанатика.

В годы Отечеств, войны узб. драматурги создали ряд пьес патриотич. содержания, в т. ч.: "Смерть оккупантам" Яшена (1942), "Хамза" Яшена и А. Умари (1942, 2-й вариант 1949), "Муканна" X. Алимджана (1943), "Пол„т орла" И. Султанова (1942), "Мать" Уйгуна (1943), "Джалалетдин" М. Шейхзаде (1944).

В послевоенные годы внимание узб. драматургов сосредоточилось на темах совр. жизни, но продолжалась и работа над историч. и историко-революц. драматургией. К драматургич. творчеству обращаются писатели: Уйгун, А. Каххар, А. Якубов, Б. Рахманов; продолжают работу в т-ре.И. Султанов, Н. Сафаров и др. писатели. В пьесах 40-50-х гг. показана жизнь узб. народа, выведены представители колхозного крестьянства, интеллигенции, рабочего класса. Возникают новые жанры драматургии - психологпч. драма, философская трагедия, сатирич. и лирич. комедия. Репертуар и творч. развитие т-ра определяли пьесы: "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 2-й вариант 1948), "Песня жизни" Уйгуна (1947), "Генерал Рахимов" Яшена (1950), "Заря Востока" Н. Сафарова (1951), "Ш„лковое сюзане" А. Кахха-ра (1952, переработка пьесы "На Новой земле", написанной в 1950), "Сердечные тайны" Б. Рахманова (1953).

Новый этап в развитии У. д. начался после XX съезда КПСС. В 1957 появилась (соч.) драма К. Яшена "Путеводная звезда", в к-рой впервые в У. д. создан образ В. И. Ленина. В 1958 написана одна из лучших пьес о колхозном крестьянстве - "Хуррият" Уйгуна, в 1961 - философская, историч. трагедия "Мирза Улугбек" М. Шейхзаде, в 1963 - геропко-романтич. драма "Неизвестный" И. Султанова, в 1964 - драма "Кровавый мираж" С. Азимова, посв. разоблачению бурж. национализма.

Для драматургии 50-60-х гг. характерно обращение к острым проблемам коммунистич. морали: "Люди с верой" И. Султанова (1960), "Я вижу зв„зды" С. Азимова (1965), "Убийца" Уйгуна (1965). Пережитки прошлого разоблачает сатирическая пьеса "Последние экземпляры" ("Голос из гроба") А. Каххара (1962).

В 50-60-е гг. развивается драматургия для детей. А. Рахмат, Б. Рахманов, Ш. Сагдулла, И. Ахмедов, А. Талипов и др. авторы создали пьесы- сказки, пьесы из жизни совр. школы и историко-революц. пьесы. Первому узб. комсомольцу посв. драма "Аб-дулла Набиев" А. Рахмата.

Почти все пьесы Хамзы, Яшена, Уйгуна, Султанова и др. авторов переведены на рус. яз. Многие пьесы переведены на языки др. народов СССР.

Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963;

Вопросы узбекской лит-ры [Сб. статей], Таш., 1959.

А.Р.,М.Рах.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница